Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мониторинг состояния здоровья детей в условиях образовательного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Публикации и апробация работы. По материалам диссертации опубликовано 7 научных работ, 4 из них в центральной печати, отражающих ее основное содержание. Основные положения диссертации обсуждены и доложены на: XII итоговой межвузовской научной конференции студентов и молодых ученых Ставропольской государственной медицинской академии" (Ставрополь, 2004) — межрегиональной конференции… Читать ещё >

Содержание

  • ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Физическое развитие и состояние здоровья дошкольников
    • 1. 2. Состояние здоровья и особенности адаптации к школьному 22 обучению младших школьников
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Материалы исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И
  • ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
  • ГЛАВА 4. ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И 66 ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ПЕРВЫЕ КЛАССЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • ГЛАВА 5. ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И 79 ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ПЕРВЫЕ КЛАССЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА — ДЕТСКИЙ САД»

Мониторинг состояния здоровья детей в условиях образовательного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Физическое развитие детей на протяжении многих лет волнует умы специалистов различного профиля — антропологов, морфологов, клиницистов, преподавателей школ. Особую тревогу вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, что связано с постоянно изменяющимися социально-экономическими условиями и неблагоприятными экологическими условиями жизни человека [101, 124]. В сложных условиях социально-экономических реформ в России, усугубляемых неблагоприятным воздействием окружающей среды на здоровье, особая роль принадлежит научным исследованиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, т.к. дети являются наиболее уязвимой категорией населения [23]. Расстройство здоровья неизменно затрагивает физическое развитие детей [182]. Оценка физического развития, таким образом, служит средством определения состояния здоровья, а также косвенно определяет качество жизни всего населения [84, 117]. По странам Европейского союза опубликованы данные, параллельно рассматривающие увеличение продолжительности жизни и длины тела подростков, как равноценные обобщающие параметры здоровья населения (The State of Health in the European Community-Brussels. Luxemburg, 1996).

Оценка физического развития вводится как один из критериев отклонения в состоянии здоровья в протоколе индикаторов состояний, использованных для расчета патологического груза болезней населения мира. Материалы о физическом развитии детей России в последние годы [24, 80, 161] позволяют говорить не только о снижении приростов основных размеров тела по сравнению с предшествующими периодами, но и о тенденции к снижению абсолютных значений массы.

В последние годы в системе школьного образования появились новые формы обучения, созданы новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов и др. Наряду с этим школьное образование в целом на сегодняшний день характеризуется интенсификацией учебного процесса, расширением спектра «внутришкольных факторов», влияющих на здоровье учащихся.

По данным многочисленных исследований уже за период пребывания в детских дошкольных учреждениях состояние здоровья детей значительно ухудшается [68, 179]. Это, в свою очередь, не может не сказываться на функциональной готовности детей к обучению в школе. Вышеперечисленные факторы усугубляют течение сложного для ребенка процесса адаптации к школьному обучению.

За период обучения в школе резко уменьшается число здоровых детей при одновременном увеличении количества детей, имеющих функциональные отклонения, и детей, страдающих хроническими заболеваниями. Тенденция ухудшения здоровья детей прослеживается уже в начальной школе. Это диктует необходимость проведения мониторинга состояния здоровья детей как перед поступлением в школу, так и в периоды адаптации и последующего обучения.

Наряду с этим необходимо изучение влияния на состояние здоровья учащихся новых экспериментальных форм обучения. Одним из новых типов учебных заведений являются образовательные комплексы, в которых на базе детских дошкольных учреждений создана начальная школа, режим и условия в которой для первоклассников приближены к режиму подготовительных групп детского сада.

Важной задачей является определение степени школьной зрелости детей подготовительных групп дошкольных учреждений. Показателями готовности к обучению в школе являются соответствие биологического возраста паспортному и выполнение детьми психофизиологических тестов [145]. Оказалось, что около 8% детей не готовы к школьному обучению [52]. Готовность детей к школе определяется, прежде всего, степенью функционального развития отдельных органов и систем детского организма, готовностью ребенка выполнять требования школы [53]. Это, прежде всего, относится к развитию психики и моторики ребенка, к его умению сосредоточиваться, тормозить на определенное время свою двигательную активность, без лишнего напряжения сохранять свою рабочую позу. По результатам теста Керна — Иера-сека количество детей, не готовых к систематическому обучению в школе, было в 1974 году 6,7%, в 1994 — 32,2% [103].

Адаптация человека к воздействиям окружающей среды — одна из актуальных медико-биологических проблем [126]. При этом следует иметь в виду, что деятельность такой мобильной системы, как ССС, чаще всего становится фактором, лимитирующим развитие приспособительных реакций растущего организма.

Большая роль в становлении здоровья детского населения принадлежит профилактической работе. Обследование детей до 7-летнего возраста может быть важным информативным критерием возрастной периодизации в разработке мероприятий по улучшению здоровья детского населения. [89, 94].

Все это подчеркивает настоятельную необходимость углубленного изучения состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста для тщательного анализа основных показателей здоровья детского населения.

Цель исследования. На основе динамического наблюдения оценить физическое развитие, психоэмоциональное состояние и уровень здоровья детей, получающих образование по новым (экспериментальным) формам обучения.

Задачи исследования:

1. Провести комплексную оценку состояния здоровья детей шестилетнего возраста, дать характеристику частоты и структуры отклонений в состоянии здоровья детей, посещающих детские образовательные учреждения (ДОУ) г. Ставрополя, оценить их готовность к школьному обучению.

2. Изучить динамику показателей физического здоровья и психоэмоционального состояния детей-первоклассников в условиях образовательного комплекса и общеобразовательной школы.

3. Дать сравнительную характеристику частоты и структуры отклонений в состоянии здоровья детей в условиях образовательного комплекса и общеобразовательной школы.

4. Изучить и сравнить степень. адаптации детей к школьному обучению в условиях образовательного комплекса и общеобразовательной школы.

Научная новизна. Впервые проведена комплексная оценка состояния здоровья детей шестилетнего возраста, посещающих ДОУ г. Ставрополя, которая позволила установить снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы независимо от пола, повышенную заболеваемость у детей шестилетнего возраста.

Впервые установлены особенности адаптации детей раннего школьного возраста к школьному обучению в условиях образовательного комплекса. Впервые проведена сравнительная оценка динамики состояния здоровья и процесса адаптации к школьному обучению у детей в условиях образовательного комплекса и традиционной школы. Доказано, что в условиях образовательного комплекса у детей легче проходит адаптация к обучению, ниже уровень функциональных отклонений и хронической заболеваемости, что характеризует более высокую резистентность детей, посещающих образовательный комплекс.

Впервые разработаны центильные таблицы функциональных показателей для детей 7−8 лет: индекса Кетле, индекса Робинсона, индекса Скибин-ского, индекса Шаповаловой, индекса Руфье, уровня физического здоровья, жизненного индекса.

Выявлены преимущества образовательного комплекса в сохранении здоровья и снижении риска формирования функциональных отклонений и хронической патологии у детей младшего школьного возраста.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Состояние здоровья современных детей шестилетнего возраста, посещающих детские образовательные учреждения, характеризуется снижением функциональных возможностей, в том числе сердечно-сосудистой системы, отражающихся1 на показателях физического развития и заболеваемости.

2. В структуре заболеваемости дошкольников и первоклассников хроническая патология представлена болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезнями органов дыхания и нервной системы, занимающими первые три места среди другой патологии.

3. Дети, посещающие общеобразовательные школы, чаще имеют среднетяжелую и тяжелую степень адаптации к школе по сравнению с детьми, посещающими образовательный комплекс «Начальная школа — детский-сад», что проявляется увеличением числа детей, имеющих функциональные отклонения в состоянии здоровья, изменения эмоционального статуса, нарушения поведения.

4. Первоклассники, посещающие образовательный комплекс «Начальная школа — детский сад», имеют лучшие показатели психического тестирования, индексов, характеризующих состояние органов дыхания и кровообращения.

Практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования имеют существенное значение’для педиатрии и практического здравоохранения в целом. Полученная комплексная оценка состояния здоровья детей шестилетнего возраста, посещающих ДОУ г. Ставрополя, выявила снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, независимо от пола, повышенную заболеваемость у детей шести лет.

Установленные особенности адаптации детей раннего школьного возраста к школьному обучению в условиях образовательного комплекса необходимы для рационального выбора системы обучения.

Своевременная оценка динамики состояния здоровья и процесса адаптации к школьному обучению в условиях образовательного комплекса и традиционной школы позволяет предупредить возможности срыва адаптации у детей. Разработанные центильные таблицы функциональных показателей позволяют объективно оценить адаптацию функциональных систем детского организма к физическим и психоэмоциональным нагрузкам в период начала школьного обучения.

Публикации и апробация работы. По материалам диссертации опубликовано 7 научных работ, 4 из них в центральной печати, отражающих ее основное содержание. Основные положения диссертации обсуждены и доложены на: XII итоговой межвузовской научной конференции студентов и молодых ученых Ставропольской государственной медицинской академии" (Ставрополь, 2004) — межрегиональной конференции «Физиологические проблемы реабилитации» (Ставрополь, 2003) — на международном конгрессе «Формирование здоровье сберегающей среды развития, обучения, воспитания» (Москва, 2004) — межрегиональной научно-практической конференции «Здоровый город: план действия сегодня» (Ставрополь, 2004) — совместном, заседании кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии, детских болезней № 1, детских инфекционных болезней с эпидемиологией, кафедры детских болезней лечебного и стоматологического факультетов Ставропольской государственной медицинской академии (Ставрополь, 2004).

ВЫВОДЫ:

1. Комплексная оценка состояния здоровья детей шестилетнего возраста, посещающих детские образовательные учреждения, показала, что 72,4% детей за год до поступления в школу имеют средний уровень здоровья, 67,8% детей — средние показатели жизненного индекса. Средние показатели физического развития имеют % дошкольников.

2. Дошкольники, посещающие детские образовательные учреждения, показывают достаточно высокий уровень готовности к школе. Более 80% детей по результатам оценки школьной зрелости являются готовыми к школе. Среди условно готовых и не готовых к обучению отчетливо выражена тенденция к преобладанию мальчиков.

3. Хроническая патология представлена болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезнями органов дыхания и нервной системы, одинаково часто встречающимися у лиц обоего пола и занимающими первые три места в структуре болезней дошкольников, так же, как и первоклассников.

4. Значительная часть детей (58,1%), начиная с дошкольного возраста, имеет нарушения в поведенческой и эмоционально-волевой сферах, выражающиеся в повышенной возбудимости, двигательной расторможенности, моторной неловкости, изменениях настроения.

5. Показатели физического развития у первоклассников, посещающих общеобразовательные школы и образовательный комплекс «Начальная школа — детский сад», существенно не отличаются. Показатели физического здоровья и жизненного индекса у первоклассников, посещающих образовательный комплекс «Начальная школа — детский сад» были выше в сравнении с общеобразовательной школой, и имели достоверные отличия.

6. Значительная часть детей (47,2%), посещающих общеобразовательные школы, имеет среднетяжелую, а отдельные дети (8,9%) тяжелую степень дезадаптации к школе, что проявляется увеличением числа детей, имеющих функциональные отклонения в состоянии здоровья, изменения эмоционального статуса и поведения, вегето-диэнцефальные нарушения. У них чаще выявляется повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, снижение способности к его концентрации и пониженная работоспособность по сравнению с детьми, обучающимися в образовательном комплексе «Начальная школа — детский сад».

7. Лучшие показатели индексов, характеризующих состояние органов дыхания и кровообращения, и психологического тестирования, отмеченные у первоклассников, посещающих образовательный комплекс «Начальная школа — детский сад», свидетельствуют о более легкой адаптации детей к обучению в школе, о лучшей реакции кардиореспираторной системы на возросшие нагрузки, предъявляемые детям в первом классе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Разработанные нормативы функциональных показателей кардиореспира-торной системы для детей 7−8 лет следует использовать педиатрам г. Ставрополя в качестве региональных стандартов для оценки степени адаптации к нагрузкам и проведения их коррекции.

2. Необходимо проведение ранней диагностики и своевременной коррекции имеющихся психоэмоциональных отклонений у детей, обучающихся в условиях современных образовательных учреждений дошкольного и школьного типов.

3. Доказанная более легкая адаптация к обучению детей, посещающих образовательный комплекс, по сравнению с детьми из общеобразовательной школы позволяет рекомендовать образовательный комплекс «Начальная школа — детский сад» как учреждение выбора при поступлении ребенка в школу.

4. Преобладание среди школьников-первоклассников II группы здоровья свидетельствует о необходимости разработки реабилитационных мероприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B., Самохвалова В. П., Балясникова Т. В. // Педиатрия. -1987. -№ 10.-С. 55−60.
  2. A.B., Самохвалова В. П., Разживина Г. Н. и др. // Педиатрия.- 1989.-№ 6.-С. 50.
  3. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке. / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. -М., 1982.
  4. C.B., Янушанец О. И., Валенго С. А. / Проблемы и перспективы формирования здоровья детей и учащейся молодежи. Мурманск, 1997.-С.50.
  5. Ю.П. Наследственность человека и окружающая среда. М., 1992.
  6. В.Ю., Баранов A.A. Часто болеющие дети: клинико-социальные проблемы. Пути оздоровления. Саратов, 1986.
  7. H.A., Ямпольская Ю. А. // Школа здоровья. 1995. — Т. 2. -№ 4. — С.44−53.
  8. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем.-М., 1980.
  9. Н.Т., Сердюковская Г. Н. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. М., 1992. — 394 с.
  10. Ю.Антропова М. В. / Международный симпозиум школьной и университетской гигиены и медицины, 2-й: Труды. — М., 1978. — С. 58−60. П. Антропова М. В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М. и др. // Физиология человека. 1998. — Т. 24, № 5. — С. 80−84.
  11. М.В., Бородкина Л. М., Кузнецова Г. Г. и др. // Школа здоровья. 1998. — № 3. — С. 65−74.
  12. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. // Здравоохр. Рос. Федерации. 1997. — № 3. — С. 29−33.
  13. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. и др. // Гиг. и сан. 1997.- № 1. — С. 24−27.
  14. Г. JI. / Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. С.-Пб: Наука, 1993. — С. 49−60.
  15. В.Г. // Гигиена и санитария. 1986. — № 6. — С. 46 — 48.
  16. В.Г., Кондрахина O.K., Замотин Б. А. // Вопросы охраны материнства и детства. 1985. — № 6. — Том 30. — С. 74.
  17. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.-М., 1979.-298 с.
  18. Д.Дж. // Журн. невропатол. и психиатрии. 1996. — № 2, — С. 7278.
  19. В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000.
  20. А.Н., Кайкова Л. В., Каменыцикова А. Н. / Медико-социальные аспекты здоровья и воспроизводства населения России. — М., 1997. — С. 101−106.
  21. Баранов A.A.. // Рос. педиатр, журн. 1998. — № 1. — С. 5−8.
  22. A.A. // Педиатрия.- 1999.- № 3.- С.4−6.
  23. A.A., Щеплягина Л. А., Сухарева Л. М. // Росс, педиатр, журнал.- 2000.-№ 1.-С.5−8.
  24. A.A., Щеплягина Л. А. // Росс, педиатр, журнал. 2000. — № 5. -С. 5−12.
  25. А.Н. Состояние репродуктивного здоровья девочек и девушек в условиях Европейского Севера: Дисс. докт. мед. наук. С.-Пб., 1998.-253 с.
  26. П.Н. Учение о физическом развитии человека. М.: Изд-во МГУ, 1962.-340 с.
  27. В.Н., Губайдулина Т. Х., Калиберный В. В. // Гиг. и сан. 1996.- № 3. С. 20−22.
  28. М.М., Любомирский JI.E. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков / Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я, 2000. — С. 239.
  29. Л.Ф. // Биология в школе. 1998. — № 3. — С. 11−14.
  30. Л.Ф., Бондаренко Н. М., Зутлер A.C. и др. // Вестн. рос. АН.- 1993.-№ 5.-С. 8−15.
  31. В.М., Крук И. В. Психопатологическая диагностика.- Киев.-1986.-279 с.
  32. И .Я., Усманов Я. А., Хайдарова Х. Р. // Здравоохр. Таджикистана. 1990. — № 5. — С. 91−92.
  33. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. -М.: Роспедагенство, 1994.
  34. Н.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы учащихся девочек 4−5 классов. / Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1990. — С. 39.
  35. В.Г. // Педиатрия. 1994. — № 4. — С. 77−80.
  36. .П. Межгрупповая шкала физического развития. / Ученые записки Института физкультуры. М., 1947. — Вып. 2. — С. 6−17.
  37. В.В. Физическое развитие детей. / Биология человека.-М.: Мир, 1979. 330 с.
  38. Е.В., Исаев А. П. // Физиология человека. 2001. — Т. 27, № 5. -С. 76−81.
  39. Е.В., Исаев А. П., Харитонов В. И. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 3. — С. 46.
  40. Н.М. // Росс, педиатр, журн. 1998. — № 1. — С. 61−66.
  41. Е.М., Еременко Г. М., Краснянский П. Л. Гигиена обучения детей в школах с продленным днем. — Киев, 1984.
  42. A.M. Заболевания вегетативной нервной системы. -М., 1991.
  43. Ю.Е. // Рос. вестн. перинат. и педиатр—1994—Приложение.-Лекция № 1.
  44. Н.Г., Агаджанова С. Н. // Здравоохранение Российской Федерации. 1996. — № 4. — С. 35 — 37.
  45. И.М. Методология и социология в педиатрии. С.-Пб., 1991. -С. 5−27.
  46. И.М. // Росс, педиатр, журнал. 1999. — № 2. — С.6 — 13.
  47. Е.К., Голубцов В. И. с соавт. Медико-генетическое описание населения Адыгеи. — Майкоп, 1997. 225 с.
  48. Е.К. // Гиг. и сан. 1990. — № 12. — С. 50.51 .Глушкова Е. К. // Гиг. и сан. 1993. — № 10. — С. 43.
  49. Н.Д., Мазоян Э. Н. // Вопросы охраны материнства и детства. -1984.-№ 9.-С. 71−73.
  50. Н.Д., Малышева Г. С., Чернова В. И., Королева Л. А. // Педиатрия. 1987. — № 3. — С. 56−59.
  51. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 году. М., 1999.
  52. А.Г. // Росс, педиатр, журн. 1998. — № 1. — С. 5−8.
  53. Гребняк Н.П.. // Гиг. и сан. 1990. — № 5. — С. 54.
  54. Н.П. // Гиг. и сан. 1993. — № 6. — С. 36.
  55. В.Л., Гордиец A.B., Галактионова М. Ю., Савченко A.A. и др. // Педиатрия. 2001. — № 5. — С. 57−59.
  56. С.М. // Вестн. АМН СССР. 1981. — № 1. — С. 9−19.
  57. С.М. // Сов. педагогика. 1981. — № 12. — С. 42−46.
  58. А. Состояние здоровья учащихся начальных классов при обучении по новым программам: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Каунас, 1975.
  59. И.И. Болезни эндокринной системы. — М., 2000. — 268 с.
  60. Е.В. // http: // www / pomorsu.ru / elibrary / pedagog / cont 5. 2000.
  61. Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л.Д. Столя-ренко. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.-384 с.
  62. А.Д. // Гиг. и сан. 1994. — № 8. — С. 32.
  63. Н.В., Бурсикова H.A., Лаврентьева В. М. и др. // Росс, педиатр, журн. 2001.-№ 3. — С. 10−11.
  64. В.А., Келлер X., Мураенко Н. М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник. — М.: Медицина, 1997. 288 с.
  65. Ю.В. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Ставрополь, 2004.
  66. Ю.В. Физическое развитие детей дошкольного возраста г.Ставрополя. Метод, рек. Ставрополь, 2002.
  67. Л.А. // Физиол. человека. 1992. — Т. 18, № 6. — С. 5−15.
  68. Л.А., Русова Т. В. // Рос. педиатр, журн. 1999.- № 2.-С.52−56.
  69. Л.Ф. Научное обоснование системы ведения социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового населения на местном уровне: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — М., 1997. — 31 с.
  70. А.Г., Агапова Л. А. // Гиг. и сан. 2000. — № 5. — С. 43−46.
  71. А.Г., Звездина И. В., Рапопорт И. К. и др. / Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: Тезисы докл. науч.-практ. конф. с международным участием. М., 1977. — 81−82.
  72. А.Г., Звездина И. В., Эльянов М. М., Рапопорт И. К. и др. // Гиг. и сан. 2000.- № 1.- С.59−62.
  73. А.Г., Раппопорт И. К., Звездина И. В. с соавт. // Врач. 1999. -№ 9. — С.4−6.
  74. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
  75. В.П., Баевский P.M., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. Л., 1980.
  76. Т.П., Корюкина И. П., Кравцов Ю. И. // Росс, педиатр, журнал. -2001, — № 1.-С. 13.
  77. A.C., Зарытовская Н. В., Ткачева Н. В., Марочкина Л. И. // Педиатрия. 2002. — № 6. — С. 50−53.
  78. A.C., Зарытовская Н. В., Ткачева Н. В. и др. // Российский педиатрический журнал. 2003. — № 6. — С.10−12.
  79. Л.Г., Зубкова Н. З., Хуснутдинова З. А., Яруллин А. Х. // Педиатрия. 1990. -№ 5. — С. 103- 106.
  80. В.М. // Вестник Росс. АМН. 1993. — № 5. — С. 25−30.
  81. Т.П., Павленко В. Н., Беличенко В. Д. с соавт. // Здраво-охр. Белоруссии. 1995. — № 3. — С. 32−34.
  82. С.С., Щеплягина Л. А., Волков А. И. // Росс, педиатр, журнал. — 2001.-jVfo3.-C. 19−23.
  83. А.И., Боченков A.A., Афанасьев С. Э. Соматотипы и показатели акцентуации характера в оценке индивидуальной конституции человека. / Новости спортивной и медицинской антропологии. М., 1990. — Вып. 2.-С. 127−128.
  84. В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. -М., 1985.
  85. Л.М., Коробейникова Л. Г., Коробейников Г. В. // Физиология человека. 2002. — Т. 28, № 2. — С. 35−43.
  86. П.Г., Прокопьева В. А., Койносов А. П. с соавт. Показатели физического развития и соматотип. / Актуальные теоретические и практические аспекты восстановления и сохранения здоровья человека: Сб. науч. трудов. Тюмень, 1998. — С. 88−91.
  87. Н.И., Реутова Н. Б., Соколова A.C. // Прогноз здоровья ребенка в зависимости от возраста. / В сб. «Прогноз здоровья ребенка» под ред. З. А. Спасской. Горький, 1990. — С. 9 — 17.
  88. И.И., Абрамова Е. И., Шумилов С. Л. с соавт. // Вопросы питания. 1993. — № 1. с. 23−26.
  89. Ю.И., Корюкина И. П., Калашников Т. П. // Росс, педиатр, журн. 2001. — № 4. с. 14−17.
  90. В.М. // Росс, педиатр, журнал 2002. — № 1. — С. 17−21.
  91. H.H., Степанова М. И., Сазанюк З. И., Поленова М. А. // Охрана психического здоровья детей и подростков России—М., 1998. — С. 72.
  92. В.Г. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2001.
  93. В.Р. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков. // Гиг. и сан. 2002. — № 6, — С. 51−53.
  94. В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях. М., 1996.
  95. В.Р., Вишневецкая Т. Ю., Платонова А. Г. // Гиг. и сан. 1996. -№ 3.-С. 27−28.
  96. В.Р., Вишневецкая Т. Ю., Платонова А. Г. // Гиг. и сан. 1995. -№ 4. — С. 27−29.
  97. В.Р., Вишневецкая Т. Ю., Платонова А. Т. // Гиг. и сан.-1996.-№ 3.-С.17−19.
  98. В.Р., Суханова H.H., Кашечкина H.A., Каретина С. А. // Гиг. и сан. 1996. — № 1. — С. 27−29.
  99. В.Н. Материалы для контроля и оценки физического состояния подростков. Л.: Медицина, 1966. — 139 с.
  100. Я.А., Голубев В. Ю., Разумцева Г. А. и др. // Педиатрия. -1999.-№ 3,-С. 83 -88.
  101. Ю.П., Сахно A.B. Здоровья человека — социальная ценность. -М., 1989.
  102. A.B., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. — С.-Пб., 1999.
  103. Ю.А. // Онтогенетические особенности адаптации детей. — М., 1985.-С. 32−36.
  104. Ш. Макаренко Ю. А. Принципы оценки состояния здоровья у детей / В кн.: Советская педиатрия. М.: «Медицина», 1989. — С. 5 — 25.
  105. В.И. Развитие и формирование здоровья детей дошкольного возраста в условиях европейского Севера: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Архангельск, 1995.
  106. В.И., Дегтева Г. Н., Коноплев О. Н., Кудря Л. И. и др. // Гиг. и сан. 1997. — № 3. — С. 33−36.
  107. Т.М. // Советское здравоохранение. — 1991.-№ 2.-С.67−69.
  108. Т.М., Янина В. Н. с соавт. // Педиатрия. 1990. — № 6. — С. 56−60.
  109. С.И., Жданова Л. А., Сергеева М. А. и др. // Экология и здоровье человека: Сб. научн. трудов Иваново, 1995. — С. 67−69.
  110. А.Н., Батурин А. К. // Гиг. и сан. 2000. — № 1. — С. 68−71.
  111. Т.М., Трубников В. И. // Физиол. человека. 1995. — Т. 21, № 2.-С. 30−38.
  112. H.A., Кузьмичев Ю. Г. с соавт. // Нижегородский медиц. журнал. 1998. -№ 1.- С. 53−54.
  113. Материалы «Круглого стола» по обсуждению вопроса «Демографическая проблема в России и пути ее законодательного решения», 04.12.97 г. Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. М., 1992.
  114. P.C. Психология: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  115. O.A., Казин Э. М. Заруба H.A. / 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997. — С. 25−34.
  116. Р.В. Практическая психология. М., 1996.
  117. К.В. К методологии диагноза в педиатрии. Ставрополь, 1999.-С. 37.
  118. К.В. // Здравоохранение Российской Федерации. 1982.-№ 1.-С. 56−60.
  119. К.В. Медико-экологические факторы и их значение в формировании здоровья населения / В сб.: Здоровье и болезнь как состояния человека.- Ставрополь, 2000.-С.28−40.
  120. В.П. // Гиг. и сан. 1998. — № 7. — с. 44−46.
  121. Н.В., Попов В. Ф., Шиленко Ю. В. Здоровье — социальная ценность. М., 1989.
  122. И.В. Характеристика здоровья учащихся начальных классов новых видов образовательных учреждений при различных формахорганизации учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1998.
  123. В.Ф. Актуальные проблемы педиатрии. Казань, 1996. — С. 40−41.
  124. А. О Науке / Пер. с франц. М., 1983. — С. 277.
  125. И.И. // Здравоохранение Российской Федерации. 1990. —№ 6. -С. 8- 11.
  126. Е.И. Настольная книга практического психолога. — Москва, 2001.
  127. Т.В. Возрастные закономерности физического, интеллектуального развития, системной деятельности организма школьников 6−11 лет и их заболеваемость: Дисс. докт. мед. наук. Иваново, 1996. -358с.
  128. Т.В., Кукушкин В. К., Качанова J1.A. Медицинское обслуживание детей в детских образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. М., 2000. — 53 с.
  129. H.A. Физиологическая характеристика состояния здоровья и питания школьников Ашгабада и Туркменского Приаралья: Автореф. дис. докт. мед. наук. Ашгабад, 1994. — 56 с.
  130. Г. Н., Баранов A.A. / Матер. YIII Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1996. — Т. 1.- С. 24.
  131. Г. Н., Бережков Л. Ф., Белявская В. И. // Инф. Бюллетень «Здоровье населения и среда обитания», М., 1993. — № 9. — С. 8−10.
  132. Н.П., Кузько H.H., Кирнасюк Е. В., Мокеева М. М. и др. // Росс, педиатр, журн. 2003. — № 2. — С. 48−496.
  133. A.B., Самигуллина М. С., Самигуллин Г. Х. / Сб. мат. Все-росс. науч.-практ. конф. с участием зарубежных ученых. Бийск, 2000. -С. 93−95.
  134. A.A., Жданова Л. А. // Педиатрия. 1988. — № 7. — С. 105−106.
  135. A.C., Есина. Е. М. Функциональное развитие детей дошкольного возраста/ Матер, итог, научн. конф. ин-та за 1997 г. СПб.: ВИФК, с. 142−143.
  136. A.C., Симоненко Н. П., Чусляева. Е. Е. Физиологическая характеристика урока физической культуры в школе: Учебн.-метод. пос. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. — 46 с.
  137. В.Д., Зайцева В. В. Валеологический мониторинг состояния здоровья и условий обучения детей и подростков. // Courier of Education. -1998.-С. 9.
  138. Т.Н. Критерии функциональной готовности детей к поступлению в школу: Автореф. дис.. канд. мед. наук.-Москва., 1975.-26 с.
  139. М.И., Куинджи H.H., Ильин А. Г., Сазанюк З. И. и др. // Гиг. и сан. 2000. — № 1. — С. 44−48.
  140. М.И., Сазанюк З. И. // Частная школа. 1995. — № 6. — С. 133−138.
  141. О.В. Особенности реакции сердечно-сосудистой системы на тестовые нагрузки у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1986. — 28 с.
  142. Л.Д. Основы психологии.-Ростов-на-Дону.-1996.-580 с.
  143. М.Я. Медико-социальные аспекты развития и воспитания здорового ребенка. -М., 1983.-С. 11−13.
  144. Г. И., Кирюшкин В. А., Цурган A.M. // Гиг. и сан, — 2000.- № 3.- С.45- 46.
  145. А.Г. // Школа и здоровье. 1998. — № 2. — С. 76 — 84.
  146. Ю.Р., Колосова Т. С. // http: // www / pomorsu.ru / elibrary / pedagog / cont 5. 2000.
  147. A.A., Корюшина M.K. Актуальные вопросы профилактики неинфекционных заболеваний. М., 1993. — 235 с.
  148. И.И., Иванов Б. Я. // Гиг. и сан. 1994. — № 7. — С. 24−26.
  149. З.Н., Сиротченко Т. А., Арчакова Э. В. Охрана здоровья детей и подростков // Респ. межвед. сб. Киев, 1990. — Вып. 1.-С.79−81.
  150. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1986.
  151. Л.С. Медико-социалная оптимизация питания детей и подростков. // Дисс. в виде науч. доклада на соискание степени докт. мед. наук. -М., 1998. 54 с.
  152. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников: Дис.докт. мед. наук. М., 1986.
  153. Тур И., Луйга Э., Суурорг Л. с соавт. // Здравоохр. Росс. Федерации. -1994.-№ 5.-С. 23−25.
  154. Л.Н., Сычева Е. К., Ермолаева Т. В., Дрошнева Г. Н. и др. // Росс, педиатр.журнал.- 2000.- № 1.- С.9−11.
  155. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. -М.: Просвещение, 1995.
  156. В.В., Боев В. М., Барышева Е. С., Карпенко И. Л. // Росс, педиатр. журнал.- 2000.- № 1.- С. 17−20.
  157. М.С., Шниткова Е. В., Ситнова Е. В., Балашова Л. В. // Вопр. охраны мат. и детства. 1986. — № 8. — С. 62 — 64.
  158. А.Г., М.В. Антропова, Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебн. пос. для студ-ов. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990. — 320 с.
  159. В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. Киев: Освита, 1992.
  160. В.Г. Практическая валеология: принципы сохранения и укрепления долголетия. Рязань, 1997.
  161. Г. С. // Гиг. и сан. 1990. — № 5. — С. 63.
  162. Т.Я., Тонкова-Ямпольская P.B. // Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста. М., 1987. — С. 10-!5.
  163. М.И., Пичужкина Н. М., Фуфаева O.A. // Гиг. и сан. 1997. -№ 3.-С. 21−23.
  164. М.И., Ананьева H.A., Бесстрашная H.A. и др. // Гиг. и сан. 1994.-№ 4.-С. 39−42.
  165. П1акулова О. Р. Влияние факторов окружающей среды на функциональное и психическое состояние младших школьников: Автореф. дис.. .канд. мед. наук. — Казань, 1998. — 30 с.
  166. Е.А. Физическое совершенство детей и подростков: биологические, математические и эстетические основы. — Рязань, 1993. -30с.
  167. В.Б. О поло-возрастных особенностях наследуемости соматических типов у детей и подростков. / Серия: «Новости спортивной и медицинской антропологии (ежеквартальный научно-информационный сборник)». -М., 1990.-Вып. 1.-С. 143−144.
  168. А.Г., Кабиева С. М., Приз В. Н. // Гиг. и сан. 2000. — № 3. — С. 47−48.
  169. Ю.Л. // Федеральный справочник. Здравоохранение Российской Федерации. М., 2000. — С. 11−36.
  170. Э.М., Сетко Н. П. // Гиг. и сан. 1999. — № 4. — С. 27−29
  171. В.Н. // Росс, педиатр, журн. 1998. — № 5. — С. 30−33.
  172. В.Н. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в процессе школьного обучения: Автореф. дисс. докт. мед. наук. — Иваново, 2000.
  173. И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М.: Наука, 1982. — 383 с.
  174. А.Г. Понятие индивидуального здоровья центральная проблема валеологии. — Новосибирск, 1996. — 49 с.
  175. О.П., Тишук Е. А. // Росс. Педиатр, журнал. 2004. — № 1. — С 47 — 49.
  176. Щеплягина J1.A. // Росс, педиатр, журнал. 2002. — № 2. — С. 4 — 6.
  177. В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. — 239 с.
  178. Е.А., Сергеева Ю. Г., Дамонтова Н. И. Сравнительный анализ физического развития, заболеваемости и успеваемости школьников из полных и неполных семей. / Человек и его здоровье: Сб. науч. работ. — Курск, 1998.-С. 231−232.
  179. Ю.А., Федоренко Ф. Б., Кульков В. М. Номограммы центиль-ных полей для оценки показателей физического развития (по шкале Мартина). Астрахань, 1990. — 73 с.
  180. Ямпольская Ю. А, // Росс, педиатр, журнал. 1998. — № 1. — С. 8−11.
  181. Ю.А., Михайлов С. А. // Гиг. и сан. 1993.-№ 11.-С.35−37.
  182. Т.А. Физиолого-гигиеническая оценка влияния обучения в гимназии на организм 13−15-летних подростков: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Волгоград, 1998.
  183. Agarwal D.K., Agarwal K.N. et al. Physical and sexual growth pattern of affluent Indian children from 5 to 18 years of age. // Indian. Pediatr. 1992. — Vol. 29. — №. 10. — P. 1203−1282.
  184. Barbara J. Long. Md. MPH and all. A multisite Field Test of the Acceptability of Physical Activity Counseling in Primary Care: Project PACE. Am J of Preventive medicine. 1996. — Vol. 12. — P. 73−81.
  185. Burnett R.T., Dales R.E., Raizenne M.E. et al.// Environm. Res. 1994. -Vol. 65.- N. 2. -P.172 — 194.
  186. Erikson E.N. Childhood and Society. 2-nd Ed. — New York, 1986.
  187. L.R. // Environm. Helth Perspect. 1995. — Vol. 103.- Suppl. 6. -P. 13−18.
  188. Gordon N.//Brain-dev.-1991.-Vol. 13, № 3.-P. 143−147.
  189. King R.A., Noshpitz Y.D. Pathways of growth. New York, 1991. — № 2.
  190. F.H., Hammer D. // Res. Develop. Disabil. 1994. -Vol. 15, N 3. -P. 209−221.
  191. Lucky A.W., Biro F.M., Huster G.A. et al. Acne vulgaris in premenarchal girls. An early sigh of puberty associated with rising levels of denydroepian-drosterone. // Arch. Dermatol. 1994. — Vol. 130. — № 3. — P. 308−314.
  192. Morrison J.A., Barton B., Biro F.M. et al. Sexual maturation and obesity in 9- and 10-year old black and write girls: the National Heart, Lung and Blood Institute Growth and Health Study. // J. Pediatr. — 1994. — Vol. 124. -№ 6.-P. 889−895.
  193. Perez Comas A. The problem of premature the larche and precocious sexual development in girls in Puerto Rico. // Bol. Asoc. Med. P.R. 1982. -Vol. 74. — №. 12.-P. 399−401.
  194. Porcu E., Venturoli S., Fabbri R. et al. Skeletal maturation and hormonal levels after the menarche. // Arch. Gynecol. Obstet. 1994. — Vol. 255. -№ 1. — P. 43−46.
  195. Rohmer J.G., Bursztejn C., Nobelis P. et al. // Encephale. 1995. — Vol. 21.- N4.-P. 307−316.
  196. A., Godden D.J., Brown K. // Thorax. 1994. — Vol. 49. — N 2. -P. 171 — 174.
  197. Stevens S.C., McAnarney E.R. Childhood victimization: relationship to adolescent pregnancy outcome. // Child. Abuse. Negl. 1994. — Vol. 18. -№ 7.-P. 569−575.
  198. L. // Acta Psychiatr. Scand. 1994. — Suppl. — P. 1 — 84.
  199. Szatmari P., Jones M.B., Fisman S. et al. // Am. J. Med. Genet. 1995. -Vol.49.- No 4.-P. 282−289.
  200. Tanner J.M.//Nature.- 1973. Vol.243, JVfe 5427. — P.95−96.
  201. Vue Desingue Gisele. / Combat Nature. — 1994. — Vol. 107. — P. 43−45.
Заполнить форму текущей работой