Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические критерии мастерства спортсменов: На примере академической гребли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разделение гребцов по группам мастеров спорта, кандидатов в мастера и юношей, имеющих 1 и 2 разряд, необходимо по целому ряду причин. Во-первых, каждая из групп тренируется и выступает в соревнованиях, различающихся рангом, т. е. уровнем ответственности и мотивации. Во-вторых, эти группы существенно отличаются объемами тренировочных нагрузок и количеством дней, недель и месяцев, проводимых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования спортивного мае- 9 терства
    • 1. 1. Общая психологическая характеристика академической 9 гребли как вида спорта. Понятие мастерства
    • 1. 2. Методологическое значение системного подхода. Его 13 основные принципы и их конкретизация применительно к специфике спортивной деятельности
    • 1. 3. Школа гребли как источник спортивного мастерства
    • 1. 4. Основные определения
    • 1. 5. Деятельностный подход к изучению мастерства гребных 33 экипажей
    • 1. 6. Социальная фасилитация
    • 1. 7. Личностный аспект мастерства в гребле 43 Резюме I главы
  • Глава 2. Организация и методы исследования психологических кри- 51 териев мастерства спортсменов
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Включенное наблюдение
    • 2. 3. Анкетирование, беседа, письменное сочинение
    • 2. 4. Самооценка, взаимооценка, экспертная оценка
    • 2. 5. Объективные показатели
    • 2. 6. Математико-статистическая обработка результатов и 73 оценочное шкалирование
  • Глава 3. Психологические критерии мастерства гребцов
    • 3. 1. Факторы мастерства, гребных экипажей в традиционных 78 стилях подготовки спортсменов
    • 3. 2. Структура и показатели мастерства гребцов
    • 3. 3. Уровень мастерства гребцов в группах МС, KMC и 92 юношей
    • 3. 4. Взаимосвязь психологических особенностей гребцов, 106 адекватных задаче повышения мастерства
    • 3. 5. Факторная структура психологических особенностей, 109 адекватная задаче обеспечения мастерства циклических действий гребцов
    • 3. 6. Комплексная индивидуализированная методика оценки 124 мастерства гребцов
    • 3. 7. Результаты оценки мастерства гребцов
    • 3. 8. Прогнозирование на основе комплексной оценки мае- 130 терства гребцов и его результаты
    • 3. 9. Уровень притязаний гребцов и его мотивационная 143 структура

Психологические критерии мастерства спортсменов: На примере академической гребли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, среди множества проблем ставят на повестку дня и вопросы мастерства в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в сфере спорта. Работу специалистов (руководителей, тренеров, педагогов и др.) по формированию эффективных способов развития способностей в значительной мере осложняет отсутствие современных психологически обоснованных критериев мастерства, учитывающих специфику конкретной (спортивной) деятельности, культурно-историческую преемственность в реализации достижений науки, культуры, образования в названной сфере. Настало время более четкого отражения в психологических исследованиях роли факторов, определяющих структуру мастерства в конкретном виде деятельности. Исследователи редко рассматривают такие психологически существенные предпосылки формирования мастерства как роль традиционно сложившихся школ (национальных, региональных), акцентирующих те или иные слагаемые подготовки спортсменов. Отсутствуют исследования, реализующие психологическую теорию деятельности, системный подход применительно к одному из конкретных видов деятельности. Не нашла своего отражения психологическая значимость современных технических достижений (тренажеры, компьютерные технологии), прочно вошедших в практику подготовки спортсменов и соревновательной деятельности и существенно влияющих на формирование критериев ее успешности. На наш взгляд, указанные выше проблемы находят свое наиболее полное отражение в разработке психологических критериев мастерства спортсменов с позиций системного подхода и психологической теории деятельности. В качестве конкретного вида деятельности определена академическая гребля, как один из олимпийских видов спорта, обладающий также отчетливой специфичностью, выражающейся в циклическом характере двигательных актов, составляющих основу спортивного мастерства.

Цель исследования. Разработать и обосновать комплекс психологических критериев мастерства гребцов-академистов как системного качества спортивной деятельности.

Гипотеза. Эффективность действий циклического характера, включая совместные, определяется становлением психологически значимых условий, мастерства как системного качества спортивной деятельности.

Объект исследования. Спортивное мастерство гребцов как системное качество личности.

Предмет исследования. Психологические критерии мастерства в действиях циклического характера как составляющие целостной регулятивной системы.

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в реализации системного подхода и теории деятельности в исследовании действий циклического характера (включая совместные), в определении психологических условий обретения мастерства как системного качества в соответствии со спецификой гребли. Дано психологическое обоснование понятия «школа гребли» как фактора становления мастерства как системного качества. Мастерство спортсменов рассмотрено с общепсихологических, социально-психологических, психофизиологических, физиологических, антропологических позиций. Разработаны методики оценки ритмических параметров гребли с использованием гребного тренажера «Концепт». Показана реальная возможность включения исследовательских процедур в процесс подготовки спортсменов, а также роль динамики критериев мастерства в качестве предпосылок роста спортивных достижений обследованной группы.

Практическая значимость состоит в разработке комплексной методики оценки уровня мастерства действий циклического характера у спортсменов для прогнозирования и управления его динамикой. Показана роль психологического обеспечения подготовки спортсменов с привлечением психолога-консультанта, знающего специфику вида спорта.

Задачи исследования. Исходя из вышеизложенного в исследовании поставлены следующие задачи:

1 Выявить, системные предпосылки обретения мастерства гребцов, на основе психологического анализа данного вида спорта.

2. Опираясь на системные и деятельностные представления, определить психологические факторы становления мастерства в действиях циклического характера (на примере академической гребли).

3. Определить психологически значимые показатели мастерства в действиях циклического характера.

4. Проследить динамику этих показателей, выявить их факторную структуру и роль в группах гребцов, различающихся уровнем мастерства.

5. Разработать комплексную индивидуализированную методику оценки мастерства гребцов.

6. Проверить эффективность разработанной методики по результатам прогнозирования роста спортивного мастерства.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

• Анализ научной и научно-методической литературы и документации тренировочного процесса.

• Биографический метод.

• Включенное наблюдение.

• Анализ продуктов деятельности.

• Тестирование.

• Лабораторный эксперимент.

• Анкетирование и беседа.

• Экспертная оценка мастерства в трех группах.

• Контрольные испытания.

• Математико-статистическая обработка данных.

Экспериментальная база исследования — Коломенский государственный педагогический институт, Коломенская УДО СДЮШОР по академической гребле, лаборатория кафедры гребли РГАФК. В эксперименте принимали участие 39 спортсменов (мужчины и юноши, мастера спорта и мастера международного класса, кандидаты в мастера и гребцы-юноши, имеющие 1 -й и 2-й разряд).

Основные положения, выносимые на защиту:

• системной предпосылкой и психологическим условием становления спортивного мастерства гребцов является деятельность личности в сложной иерархии психологически значимых подсистем: социально-адаптивной, социально-психологической, личностной, функциональной, конституциональной, ритмической. Культурно-исторически мотивы этой деятельности обусловлены достижениями специальной школы гребли.

• психологически значимыми критериями спортивного мастерства гребцов являются: возраст, опыт, спортивный результат, соматотип, ритмичность гребли, атмосфера в группе, оценка группы и самооценка личности;

• на основе психологически значимых критериев могут быть разработаны комплексные индивидуализированные шкалы оценки мастерства гребцов.

Практические рекомендации направлены на совершенствование психологической подготовки гребцов. Представлены принципы и методика оценки их мастерства.

Если Вы не сможете сделать это легко, Вы не сможете это сделать вообще.

С. Ферберн.

Выводы.

1. Мастерство должно быть рассмотрено как системное свойство, предпосылка высоких спортивных достижений в гребле, результат целенаправленной подготовки спортсмена в рамках специальной школы гребли, располагающей опытом, традициями, материально-технической базой, квалифицированными кадрами и перспективой участия спортсменов в соревнованиях самого высокого ранга в случае достижения соответствующего уровня подготовленности.

2. Основной путь достижения такого рода мастерства — активное участие в деятельности школы гребли (региональной, национальной, международной), имеющей выход на многоуровневые социальные и культурные отношения сферы спорта.

3. Основные предпосылки успешности этой деятельности: возраст, опыт, стаж, спортивный результат, модельные характеристики телосложения (сома-тотип), ритмичность гребли, атмосфера в группе, оценка группы, самооценка личности.

4. В действиях циклического характера особая роль принадлежит ритмическим навыкам, варьированию ритма, сохранению ритма, точности, «удобному» ритму, освоению ритма и чувству ритма.

5. Ритмические компоненты мастерства могут быть определены по разработанной нами методике с использованием гребного тренажера «Концепт» .

6. Структура мастерства действий циклического характера на примере академической гребли неоднозначна на разных уровнях спортивного мастерства: высшем (МСМК, МС), среднем (KMC, 1-й разряд) и начальном (юноши, 2-ой и 3-й разряды).

7. По мере роста мастерства множатся и усложняются связи структурных элементов мастерства. Корреляционные и факторные связи в группах мастеров выражены более отчетливо как в количественном, так и в качественном отношении.

8. Предложенная комплексная шкала (по трем уровням мастерства) и принципы ее построения могут быть использованы в процессе практической работы с гребными экипажами в целях прогнозирования и оценки мастерства.

9. Стратегия оценки мастерства на основании индивидуальных критериев является перспективной в той же мере, в какой подготовка гребцов в мелких лодках отчетливо перспективна для комплектования крупных экипажей.

10. Психологически мастерство формируется и реализуется через механизм уровня притязаний, базирующийся на высоком уровне мобилизации усилий, привлекательности задачи, познавательных мотивах, оценке волевых усилий, самооценке возможностей и ожидаемых результатов.

Заключение

.

Вопросы мастерства в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в сфере спорта, несомненно находятся среди множества проблем, стоящих на повестке дня в работе специалистов (руководителей, тренеров, педагогов и др.), осуществляющих формирование эффективных способов развития двигательных способностей. Решение этих вопросов в значительной мере осложняется отсутствием современных психологически обоснованных критериев мастерства, учитывающих специфику данного вида спорта, культурно-историческую преемственность в реализации достижений науки, культуры, образования в названной сфере деятельности. Деятельности в ее конкретном, а не обобщенном, абстрагированном виде (Леонтьев А.Н.).

Предметом научного изучения редко становятся такие психологически существенные предпосылки формирования мастерства как роль традиционно сложившихся школ (национальных, региональных). Мало исследований, реализующих психологическую теорию деятельности, системный подход применительно к одному из конкретных видов спорта. В известной нам литературе не нашла своего отражения психологическая значимость современных технических достижений (тренажеры, компьютерные технологии), прочно вошедших в практику подготовки спортсменов и соревновательной деятельности и существенно влияющих на формирование критериев ее успешности. Названные выше проблемы и пути их решения находят свое наиболее полное отражение в разработке психологических критериев мастерства спортсменов с позиций системного подхода и психологической теории деятельности.

Академическая гребля, как один из олимпийских видов спорта, обладающий отчетливой специфичностью, выражающейся в циклическом характере двигательных актов, может быть выбрана в качестве одного из конкретных видов спортивной деятельности.

На пути решения проблемы разработки психологических критериев маетерства спортсменов на примере академической гребли были поставлены задачи, сформулированные во введении.

В ходе литературного анализа и обоснования темы исследования были выявлены основные условия исследования мастерства в действиях циклического характера.

Мастерство должно быть рассмотрено как системное качество личности, предпосылка надежности и эффективности деятельности, результат целенаправленного формирования способностей и развития деятельностно опосредованных отношений, в том числе межличностных.

Использование системного подхода в исследовании мастерства гребцов представляет собой один из примеров решения актуальной задачи дальнейшегоэазвития двигательной культуры человека, очередную ступеньку в познании закономерностей динамики спортивных достижений и сможет стать моделью обретения человеком двигательных качеств на системном уровне.

Системное качество мастерства является материально-объектным, функционально-системным и интегративно-системным. Материально-объектный характер мастерства-определяется включенностью человека в многоуровневую гармонию материальных природных сил, в которой человек представляет одну из существенных сторон физической и химической форм движения материи в живой и неживой природе. Функционально-системный аспект мастерства представлен сложнейшим организменным уровнем гармонии многочисленных функций жизнедеятельности, в которой отражена биологическая форма существования и движения материи. Интегрально-системное качество мастерства более всего представлено в социальных формах движения материи и не раз становилось объектом исследования общественных отношений: межнациональных, религиозных, национальных, профессиональных, межличностных, семейных и т. п.

Мастерство должно обладать живучестью, надежностью, способностью быть продемонстрированным в течение продолжительного отрезка времени и с высокой вероятностью повторения. Нетрудно предположить, что гарантии мастерства немыслимы без глубоких преобразований личности гребцов, без формирования чувства коллективного результата.

Проблема переработки перцептивной информации может быть решена последовательным поэтапным постижением мастерства, каждый из этапов должен выводить гребцов на цель, приближать к цели, делать цель более доступной.

Социально обусловленные критерии и оценки соревновательных действий гребцов-академистов обладают свойствами становиться целями и могут служить в качестве системообразующих факторов.

Конкретная структурированность действий по достижению мастерства гребцовзаключена: в единообразии техники, в синхронности, в синергизме, в равновесии, в чувстве ритма, в быстроте, в выборе амплуа, в функциональной готовности, в личностном смысле, в межличностных отношениях.

Для формирования и совершенствования навыков гребли и становления мастерства как системного качества особое значение приобретают социальные познавательно-оценочные механизмы, наиболее полно представленные в исследованиях по социальной перцепции и социальной фасилитации.

Школа гребли представляется основным источником содержания, происхождения мотивов и культурно-исторического преобразования деятельности, в которой проблема мастерства решается на социокультурном уровне.

Исходя из представленных выше условий обретения мастерства в академической гребле, были определены следующие психологически значимые элементы структуры мастерства как системного свойства личности (в скобках перечислены методики, служившие основанием для определения критериев мастерства):

• социально-адаптивнная подструктура (возраст, стаж гребли общий, стаж гребли парной и распашной),.

• социально-психологическая подструктура (атмосфера в группе, оценка совместимости со стороны группы и тренеров, основной командный или индивидуальный тип лодки),.

• личностная подструктура (самооценка личности, разряд или звание, обязанности в группе и экипаже),.

• функциональная подструктура (результат гребли на 1000 и 2000 м на тренажере «Концепт»),.

• конституциональная подструктура (выраженность соматотипа),.

• ритмическая подструктура (вариативность ритма, сохранение ритма, точность попадания в заданный ритм, удобный ритм, освоение ритма, чувство ритма).

По названным выше методикам были получены данные в трех группах лэоебцов^ различавшихся уровнем спортивной квалификации: в группах мастеров спорта (МС), кандидатов в мастера спорта (KMC) и юношей.

Разделение гребцов по группам мастеров спорта, кандидатов в мастера и юношей, имеющих 1 и 2 разряд, необходимо по целому ряду причин. Во-первых, каждая из групп тренируется и выступает в соревнованиях, различающихся рангом, т. е. уровнем ответственности и мотивации. Во-вторых, эти группы существенно отличаются объемами тренировочных нагрузок и количеством дней, недель и месяцев, проводимых на тренировочных сборах, где режим, совместное пребывание и другие факторы существенно отличаются от обычных условий. В третьих, тренеры специализируются в работе с гребцами, редко работают с гребцами и экипажами, существенно различающимися по уровню мастерства. В четвертых, редко в одном и том же экипаже находятся гребцы, более чем на одну ступень различающиеся по уровню спортивной подготовленности: МС и KMC, KMC и перворазрядники, перворазрядники и спортсмены второго разряда.

В специальном исследовании с использованием тренажера «Концепт» по разработанной нами методике были получены 18 показателей, характеризующих ритмические стороны гребли. Эти результаты также использованы для разработки комплексной индивидуализированной методики оценки мастерства гребцов.

Основной принцип этой методики состоит в учете 27 конкретных показателей, использованных нами для характеристики мастерства гребцов. По каждому из показателей определены три уровня: высокий, средний и низкий, — в соответствии с сигмальным методом Мартина в модификации Башкирова. Начисление баллов осуществлялось по аналогии с многими оценочными шкалами (Кеттелла, MMPI и др.), где низкие показатели оцениваются баллами от 0 до 2, средние — баллами от 3 до 7 баллов (средний балл 5), высокие — баллами от 8 до 10. В комплексной оценочной шкале использованы верхняя граница низкогоуровня (2), середина среднего уровня (5) и нижняя граница высокого уровня (8).

Каждая из этих комплексных индивидуализированных шкал имеют 27 критериев оценки. Процедура определения интегральной оценки мастерства состоит в сопоставлении конкретных данных гребца с каждым из критериев (возраст, общий стаж и т. д.) и последовательном накоплении баллов, набранных при рассмотрении этих критериев. Максимально возможная сумма баллов — 216, минимальная — 54. В тех случаях, когда часть данных у гребца отсутствует, число баллов может быть меньшим.

После получения всех 27 показателей результаты каждого из гребцов могут быть сопоставлены либо с одной из трех комплексных шкал (МС, KMC и юношей), либо с общей комплексной шкалой.

Результаты оценки мастерства гребцов позволили два года назад (1998 год, начало сезона) представить спортсменам и их тренерам определенный аналитический материал, а также предоставить своеобразный прогноз их успеха в спорте на основе комплексной оценки мастерства. Было выдвинуто предположение, что гребцы, получившие высокую общую оценку, являются более перспективными в смысле роста спортивного мастерства в академической гребле.

Прогноз данный на основании комплексных оценок мастерства гребцов по общей шкале, оправдался в 15 случаях из 17. Достоверность прогноза по критерию знаков в этом случае составляет 99% (вероятность ошибки р<0,01). Еще в четырех случаях (KMC выполнили норматив МС) достигнутые результаты оказались более высокими, чем ожидалось.

Проведено исследование уровня притязаний гребцов и его мотивацион-ной структуры по методике Горбачевского. Предпринятая факторная оценка структуры указывает на возможные источники динамики спортивного мастерства, к числу которых можно отнести механизм уровня притязаний, базирующийся на высоком уровне мобилизации усилий, привлекательности задачи, по-^?наватедьных мотивах, оценке волевых усилий, самооценке возможностей и ожидаемых результатов.

Тем самым подтверждается роль социально-психологических факторов отбора в спорте на разных ступенях мастерства. Как правило, эти факторы четко обозначены и имеют множество прецедентов в спортивной карьере, однако они плохо поддаются прогнозам по отношению к судьбам конкретных субъектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Психология взаимопонимания. — М.: Знание, 1990.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 334 с.
  3. К. Замечания к тесту проверки уровня подготовленности кадров. Информационно-методический бюллетень ВНИИФК. 1972. № 4. с. 1416.
  4. М.Д. О качественной характеристике пространственных порогов зрительного восприятия. Ученые записки ЛГУ, 1953, № 147
  5. .Г. Человек как предмет воспитания. М.: Советская педагогика, 1965, № 1
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Ленингр. ун-т, 1968. -339 с.
  7. В.В. Социально-психологическое исследование согласованно"" *сти функционально-ролевых ожиданий в группах. Дис.. канд. психол. наук: М.: 1979. 145 с.
  8. Г. М. Социальная психология: Учебник. 2-е изд. доп. и пере-раб. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 432 с
  9. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Московского ун-та, 1978. 271 с.
  10. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. /В сб. Принципы системной организации функций. М.: «Наука», 1973. — с. 5 — 62.
  11. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. Психологический журнал. — 1981, т.2, № 2, с. 8 -18
  12. В.Г. О диалектике детерминации психического развития. /В сб. Принцип развития в психологии. М.: «Наука», 1978. — с. 21 — 38.
  13. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Московского университета. — 1990. — 367 с.
  14. Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.: Знание, 1988.-205 с.
  15. А.С. Функция двигательного анализатора. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 206 с.
  16. Н.А. Человек. Макрокосм и микрокосм /В кн. Феномен человека. Антология. М.: Высшая школа, 1993. — С. 28−58.
  17. К. Жизненные явления, общие животным и растениям. Спб: 1878.-С. 120.'
  18. Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. — 312 с.
  19. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: «Медицина», 1966, 349.
  20. БерталанфиЛ. Общая теория систем. /В сб. Исследования по общей теории систем. М.: «Прогресс», 1969. с. 23 82.
  21. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-воМГУ, 1982.-200 с.
  22. В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987, — 144 с.
  23. Л.Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. -М.: Наука, 193.-416 с.-Брудный А. А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989.
  24. .М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 336 с.
  25. Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
  26. В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. — 216 с.
  27. Ю.В. Основы специальной подготовки в спорте. 2-е изд. -М.: 1977.- 215 с.
  28. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
  29. Н.Н. Спортивная деятельность как социальный феномен. Ав-тореф. дисс. докт. философских наук. Свердловск, 1985. — 38 с.
  30. Т.В. Психологические механизмы повышения уровня активности общения.: Дис. .канд. психол. наук: 19.00.01. Новосибирск, 1996.- 144 с.
  31. Л.С. Собрание сочинений в 6-и т. М.: Педагогика, 1982
  32. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: 1966
  33. П.Б. Избранные произведения -М,: 1964. (2)
  34. Л. Сквозь смех и слезы чемпионов. М.: Молодая гвардия, 1977. -175 с.
  35. Л.Д. Исследование некоторых особенностей высшей нервной деятельности гребцов. В сб. «Психологические основы физического воспитания и спорта», ЛГПИ им. А. И. Герцена, Л., 1972, с. 101 105.
  36. Л.Д. Психология и психогигиена в спорте (из опыта работы в командах по академической гребле). М.: ФиС, 1973.- 150 с.
  37. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  38. Л. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.- 176 с.
  39. Е.И. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989. ^
  40. В.В. Виды общения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  41. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М.: Русский язык, 1991. — С. 683.
  42. К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы //Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-е. 124 -142
  43. А.А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981.-375 с.
  44. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. С.Пб.: Братство, 1994. -364 с.
  45. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции: Дисс. .д-ра психол. наук: 19.00.05 .1. Л., 1990. -403″ с.
  46. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спец. Практикум по социальной психологии. Изд-во МГУ, 1990.
  47. Г. Н. Методика биометрических расчетов. М.: Наука, 1973. -256 с.
  48. А.В. Развитие восприятия и деятельность. Вопросы психологии. 1967, № 1,с. 11 — 17
  49. В.М. Кибернетика, математика и спорт. М.: ФиС, 1969.143 с. .
  50. В.П. Продуктивное восприятие. Вопросы психологии, 1971, № 6, с. 27−42
  51. В.В. Понимание и познание в общении. Рос. АН, Ин-т психологии. М.: ИПРАН, 1994 235 с.
  52. Индивидуальность и способности: Сб. Научных трудов Рос. АН, институт психологии Редкол. Дружинин В. Н. и др. М.: ИПАН, 1994, 142 с.
  53. В.Б., Силаев, Саносян Х.А., Смирницкий К. Н. Особенности согласований движений при гребле на каноэ /Гребной спорт: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1982. — с. 22 — 24.
  54. В.Б., Темнов П. Н. Использование гребного бассейна: реальность и перспективы. Гребной спорт: Ежегодник. — М.: Фис, 1986. — С. 50−54.
  55. В.И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Дис. .д-ра психол. наук.: 19.00.05. СПб., 1993 — 427 с.
  56. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. -М.: Наука, 1986. (50)
  57. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. -.
  58. И.Х. Коммуникативная компетентность тренера и ее формирование у студентов ИФК: Дис. .канд. пед. Наук. Малаховка, 1987. — 163с.
  59. Козлов Н И. Искусство общения и психология межличностных отношений. М., 1989.
  60. Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: ФиС, 1984.127 с.
  61. А.Ф. Методы и методики научных исследований в гребном спорте. /Методические разработки для студентов и слушателей факультета повышения квалификации ГЦОЛИФКа. М.: ГЦОЛИФК, 1984. -52 с.
  62. Г. М., Пронин С. А. Библиографический указатель научно-исследовательских и научно-методических работ по гребному спорту опубликованных на русском языке (1861 1984). — Л.: ЛНИИФКД988. -331 с.
  63. А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. --М.: ФиС, 1951,-334с.
  64. .Д. Психология в современном спорте. /Пер. с англ. Ю.Л. Ха-нина. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с.
  65. В.П. Различнее направления разработки системного подхода и их гносеологические основания. Вопр. философии, 1983, № Злс. 18−29.
  66. В.М. О координации движений гребца в захвате. Гребной спорт: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1980. — с. 23 -26.
  67. Лазуткин В. М, Моржевиков Н. В., Шляков С. К. Управление командной техникой в академической гребле /Гребной спорт: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1986. — с. 20 — 22.
  68. В.Н. Особенности командной техники в академической гребле И пути повышения ее эффективности. Дис.. канд. пед. наук. Л.: 1982.- 178 с.
  69. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с
  70. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Московского ун-та, 198 i. — 584 с.
  71. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. т.1 — 392 с. 6 т.2 — 320 с.
  72. ЛиндсейП., Норман Д. Переработка информации у человека. М.:1. Мир", 1974. с. 550.
  73. А.А. Педагогика общения: Учебное пособие /Владимирский пединститут. Владимир, 1995. — 143 с.
  74. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 444 с.
  75. .Ф. О системном подходе в психологии. Вопросы психологии, 1975, № 2.-с. 31−45.
  76. Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. -М.: Мир, 1967.- 102 с.
  77. Лучшие психологические тесты для профориентации /Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск.: Изд-во Петроком, 1992. — 319 с.
  78. Льюис Б, А., Гуселик Ф. Магия нейролингвстического программирования без тайн: Пер. с англ., СПб.: Изд-во «Петербург — 21 век», 1995
  79. Д. Социальная психология /Пер. с англ. СПб.: «Питер Пресс», -1Ф97. — 688 с.
  80. В.Л., Пеньковский Е. А. В чем сила сильных. М.: Изд-во ВЗПИ, 1992. — 189 с.
  81. Р. Социальная психология и спорт. М.: ФиС, 1979. — 176 с.
  82. Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977.280 с.
  83. Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Московского университета, 1981. 295 с.
  84. B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. -204 с.
  85. Методики психодиагностики в спорте /Сост. В. Л. Марищук, Ю.М. Блу-дов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М., Просвещение, 1984. — 191 с.
  86. А.К. Техника статистических вычислений. М.: Наука, 1971.-540 с.
  87. В.В., Кириллов А. Г. «Чувство лодки» с точки зрения кибернетики /Гребной спорт: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1981. — с. 43 — 45.
  88. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии человека /В кн. «Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1960, ч. 2. — с. 110 — 125
  89. С. Человеческие способности: /Соотношение социальных и биологических аспектов/. Душанбе: Ир фон, 1991. — 303 с.
  90. НайдифферP.M. Психология соревнующегося спортсменам.: ФиС, 1979.
  91. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 304 с.
  92. Общение и оптимизация совместной деятельности. /Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Московского университета, 1987. -302 с.
  93. С.И., — Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.% АЗЪ, 1993. 960 с.
  94. Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: ФиС, 1970.- с, 123 — 138.
  95. И.П. Рефлекс цели. /Полн. собр. трудов. т.З. М.: Изд-во АН СССР, i949, с. 242 — 247.•401. -Панферов В. Й. Восприятие и интерпретация внешности людей. Вопросы психологии, 1974, № 2, с. 59 — 64
  96. Д. Телосложение спортсмена, занимающегося академической греблей /В кн. Классификация участников соревнований в различных видах спорта по их телосложению. Лондон, 1969. с. 234.
  97. В.А. Эмоциональная идентификация в группе и способ ее выявления. В сб.: К вопросу о диагностике личности в группе. — М.: 1973
  98. Пиз А. Язык телодвижений: Мысли других по их жестам. СПб.: Изд-во Дом Гутенберг, 1997. — 248 с.
  99. Подготовка спортсменов национальной сборной Италии по академической гребле. /Доклад. Тора Нильсена. М.: ЦНИИ «Спорт», 1990. — 31 с.
  100. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  101. А.Л. Анализаторный аспект силы возбудительного процесса в движениях взрывного характера. Дисс. .канд. псих, наук: — Казань, 1972.- 154 с.
  102. А.Л. Спортивная психология Учебное пособие для физкультурных вузов. М.: Московский психолого-социальный институт. Изд-во «Флинта», 1998. — 152 с.
  103. Прогрессивная техника и биомеханика академической гребли /В сб. Академическая гребля. Под ред. Е. А. Успенской. Л.: ЛНИИФК, 1990. -с. 21−34.
  104. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) /Под ред.А. А. Бодалева, М. Д. Дворяшиной, И. М. Палея. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 248 с.
  105. Психологическая теория коллектива /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, L979. — 240 с.
  106. Психология межличностного познания /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.
  107. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н. С. Лейтеса. -М.: Изд. центр «Академия», 1996. 416 с. (С.313)
  108. Психологйя развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  109. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях //Словарь-справочник/ Сост. Е. Н. Сурков. СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта.- СПб, 1996.- 451 с.
  110. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е и? д., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  111. Психология: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. В. М. Мельникова. М.: Физкультура’и спорт, 1987. — 367 с.
  112. Д.Ц. Очерки психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1959. — 307 с.
  113. А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 88 с.
  114. В., Хербергер Э. Мы гребем: Сокр. пер. с нем. Я.В. Шестопе-рова. М.: Физкультура и спорт, 1961. — 118 с.118
  115. И.П. Методология использования искусственно созданных условий при изучении движений /Сб. научных трудов МОГИФК. Малаховка: 1987.-С.31 -36.I
  116. А.В. Психодиагностика спортивных способностей. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 181 с.
  117. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека /Под ред. И.В. Равич-Щербо М.: Педагогика, 1988. — 336 с.
  118. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.416 с.
  119. В.В. Психологические основы организации совместных действий / Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников. -М., 1985. с.79−87.
  120. Г. А. Системный анализ процессов специализации и интеграции. /В сб. Системный анализ механизмов поведения. М.: «Наука», 1979. с. 104 — 112.
  121. В.Н., Юдин Э. Г. Предисловие к сб. Исследования по общей теории систем. М.: «Прогресс», 1969. с. 3 — 22.
  122. Е.Б. Влияние росто-весовых показателей на результат в академической гребле / Гребной спорт: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1979. — с. 25−28.
  123. Е.Б. Рассадка спортсменов в лодке с учетом их росто-весовых данных. Гребной спорт: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1980. -с. 27−30.
  124. А.Н. Главные направления эволюционного прогресса. М.: Наука, 1967. — 323 с.
  125. Словарь синонимов. /Под ред. А. П. Евгеньевой. JL: Наука, 1975. — 633 с
  126. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 231 с.
  127. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.
  128. Соотношение биологического и социального в человеке. Материалы к симпозиуму в г. Москве сентябрь 1975
  129. К.С. Собрание сочинений в 8-и т. М.: Искусство, 19 541 960.
  130. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.- 343 с.
  131. Е.Ф. Проблемы теории речевого общения: Дис.. д-ра филолог. наук в форме научн. доклада: 10.02.19. М., 1992. — 57 с.
  132. Е.В., Тишин Н. П. Психологические аспекты комплектования экипажей в академической гребле. /Тезисы докладов XI Всесоюзной научно-практической конференции психологов спорта (Стайки, 26−28 сентября 1990 г.). Минск: 1990. — с. 102 — 104.
  133. Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга.: 19.00.05. М., 1994, — 347 с.
  134. А.П., Монахов В. В. Классификация спортивного мастерства гребцов-академистов /Гребной спорт: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1977. с. 31 -33.
  135. Толковый словарь спортивных терминов М.: ФиС, 1993.- 352 с.
  136. С. Стив Ферберн о гребле. М.: Физкультура и спорт, 1958. -• 183 с.
  137. Физиология человека: Учебник для тех. физ. культ. И. М. Серопегин, В. М. Волков, М. М. Синайский. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 287 с.
  138. Фрейд 3. Введение «в психоанализ: Лекции /Авторы очерка о Фрейде Ф. В. Бассин и М. Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991. — с. 334 — 348
  139. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Пер. с франц. -М.: Прогресс, 1975. 284 с.
  140. Ю.Л. Психология общения в совместной деятельности. Дис. .д-ра психол. наук: 19.00.05.'- Л., 1986. 433 с.
  141. Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Фис, 1980. — 208 с.
  142. Г. Современный факторный анализ /Пер. с англ. В.Я. Лумель-ского- под ред. Э. М. Бравермана. М.: Статистика, 1972. — 486 с.
  143. Э. Академическая гребля: Сокр. пер. с нем. Я.В. Шестоперо-ва. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 182 с.
  144. К.С., Линдсей Г. Теории личности. 2-е изд. — М.: «КСП +», 1997. -719 с.
  145. Холлендер М.» Вулф Д. Непараметрические методы статистики / Пер. с англ. Д. С. Шетерлинга: Под ред. Ю. П. Адлера и Ю. Н. Тюрина. М.: Финансы и статистика, 1983. — 518 с.
  146. Г. А. Диагностика умения строить совместные действия / Новые исследования в психологии. АПН СССР. 1986, № 1. -с. 51−56.
  147. Н.Й. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения, — М.: АО «Столетие», 1995. 192 с.
  148. В.М. Некоторые типологические особенности в формировании навыка равновесия при обеспеченной обратной связи. Дисс. канд. пе-даг. наук. М.: 1967.
  149. П. Использование законов биомеханики для повышения результатов в академической гребле / Зарубежный спорт. Вып. 3. М.: 1993. -с. 3−15.
  150. А.М. Восьмерка /Гребной спорт: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1975. — с. 46 — 51.
  151. В.Б. О системных основах психофизиологии. /В сб. Системный подход к психофизиологической проблеме. М.: «Наука», 1982. — с. 10 г 23.
  152. С.Ф. Общение как способ воспроизводства духовной жизни-общества: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.01. Киев, 1990. — 145 с.
  153. Г. П. Избранные труды. -М.: Шк. Культ. Полит., 1995. -800 с.
  154. М.В. Научное обоснование комплектования команд в академической гребле. Дис. канд. пед. наук. Л.: 1976. — 187 с.
  155. А. Собрание научных трудов. М.: «Прогресс», 1967.-с.291.
  156. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  157. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991.
  158. F.H. 1920. The influence of the group upon association and thought. Journal of Experimental Psychology, 3, 159 -182
  159. Allport G.W. Odbert H.S. Trait-Names: a psycho-lexical study, Psychol Monogt., 1936. 47. № 211
  160. Bandura, A., and Walters, R.H., 1963 Social Learning and personality Development. New York: Holt, Rinehart & Winston.
  161. Burwitz, L., and Newell, K.M., 1972. The effects of the mere presence of coactors on learning a motor skill. Journal of motor Behaviors, 4, 99 102
  162. Carrigan, P.M. Extraversion-introversion as a dimension of personality: a reappraised. Psychol. Bull., Г960. 57,329 360
  163. Heider F. The Psychology of interpersonal relations. N.Y. 1958
  164. Jung, C.G., The structure and dinamies of the psyche. In Collected works. Vol.8. Princeton: Princeton Univ. Press, 1960
  165. , R., 1969. Effect of an audience on learning and performance of a «complex motor skill. Journal of Personality and Social Psychology, 12, 252−260
  166. Martens, R., and Landers, D. M., 1972. Evaluation potential as a determinant of coaction effects. Journal of Experimental Social Psychology, 8, 347 -359
  167. Mehrabian A. Educational and psychological measurement. 1970. Vol. 30
  168. , J.B., 1970 Emotional arousal and motor performance. Quest, 13, p.p. 23−32
  169. Pende N. La biotechnologie humaine. Paris, 1912.(7)
  170. Ruan, E.D., and Lakie, W.L., 1965. Competitive and noncompetitive performance in relation to achievement motive and manifest anxiety. Journal of Personality and Social Psychology, 1,342 345
  171. Sheldon W.H.,'Stevens S.S., Ticker W.B. The varieties of human psysique -N.Y. 1940. (10)
  172. , C.P., 1969. The origin and expression of achievementrelated motives in children. In C.P. Smith (ed), Achievement-related Motives in Children. New York, Russel Sage, p.p. 102 150
  173. , J., 1969. Social comparison and the development of achievement motivation. In C.P. Smith (ed), Achievement-related Motives in Children. New York, Russel Sage, p.p. 46 -101
  174. R., 1965. Social facilitation. Science, 149, 269 2741. Анкета
  175. Ниже приводятся вопросы, позволяющие уточнить особенности вашей подготовки в гребных экипажах. Внимательно прочитайте их и дайте точный и полный ответ.1. Ф.И.О.1. Возраст (лет)
  176. Стаж тренировки в академической гребле (лет)1. Спортивный разряд, звание1. Тренер (ы)
  177. Наличие опыта гребли: парной, распашной, оба вида (лет)
  178. Основной (ые) тип (ы) командной лодки:1. Номер (а) в лодке (ах):^-
  179. Особые обязанности по отношению к группе:
  180. Особые обязанности по отношению к экипажу:
Заполнить форму текущей работой