Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль межкультурной коммуникации в формировании экологической культуры личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экологические парадигмы, сложившиеся в современной научной среде, отражают уровень сложившихся взаимоотношений человечества и природы и, в большей степени, нацеливают методологию современного образования, как главного института становления экологической культуры, на предметно-ориентированные и информационно-просветительские подходы, что не соответствует требованиям современной социокультурной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Основные экологические парадигмы
    • 1. 2. Экологическое сознание как базовый компонент экологической культуры
    • 1. 3. Основные подходы к экологическому образованию и воспитанию личности на современном этапе
  • ГЛАВА 2. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Личность и экологическая культура
    • 2. 2. Личность как субъект межкультурного взаимодействия
    • 2. 3. Межкультурная коммуникация как среда формирования экологической культуры личности
  • ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ОПЫТ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Опыт формирования экологической культуры личности в условиях межкультурных образовательных программ
    • 3. 2. Ценностно-созидательная модель формирования экологической культуры

Роль межкультурной коммуникации в формировании экологической культуры личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Целенаправленное формирование экологической культуры — настоятельная потребность времени. Несмотря на то, что 60% россиян проживает в зоне экологического бедствия, за период с 2007 по 2008 гг. их отношение к экологическим проблемам сместилось с 12 на 18.

1 о позицию. По данным службы «Европейские социальные исследования» (ESS), Россия3 занимает одно из последних мест среди 26 европейских стран по сформированности заботы о людях и природе4.

Система образования — важнейший социальный институт формирования экологической культуры. Экология, единственная дисциплина, которая, начиная с 1990;х годов, в общенациональном масштабе выполняет задачи по формированию экологической грамотности, одного из компонентов ¦ tV." «1 <�"Я>ГН'*}} экологической культуры, в настоящее время практически не преподается из-за» ее отсутствия в Федеральном компоненте Базисного учебного плана. Стандарты второго поколения (ФГОС, 2011) выводят экологию, наряду с другими естественнонаучными дисциплинами, в число предметов по выбору, что усугубляет проблемы экологического образования.

Согласно позиции ЮНЕСКО, ведущим фактором решения большинства экологических проблем является глобальное воспитание на всех ступенях образования, включая подготовку педагогов и управленческих кадров5. В связи с развитием приоритетных направлений образовательной политики по.

Материалы Комиссии по экологической безопасности и охране окружающей среды. — М.: Акрополь,.

Общественная палата РФ, 2007. — 192 с.

2Режим доступа: www. European Social Survey.org.

3 Исследовалось отношение к 4 крупным категориям ценностей, пары которых взаимообратно связаны: с ростом одних показателей соответственно снижаются другие. Для среднего россиянина характерны самые высокие индексы по самоутверждению (значимость власти, богатства, личного успеха), что «оставляет в сознании меньше места для заботы о равенстве в стране и мире, о толерантности, о природе и окружающей среде, для беспокойства и заботы о „дальних“ и ближних». По степени выраженности перечисленных ценностей рядом с Россией только три страны — Украина, Словакия и Турция.

4Магун B.C., Руднев М. Г. Базовые ценности россиян и других европейцев // Вопросы экономики, 2010. — № 12. — С.107−130, Магун B.C. Ценностный реванш в современном российском обществе // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. — М.: Интерпракс, 1994. — С. 247 — 250 с.

5Майор Ф. Воспитание — сверхзадача: Обращение к глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию. — М.: ЭКСМО, 2001. — 38 с. повышению качества знаний и внедрению новых технологий, вопросы воспитания личности остались на заднем плане, что привело к катастрофическому снижению как общей, так и экологической культуры большинства российских школьников. Отрицательную роль играют устойчивые стереотипы о безграничности природных ресурсов России, инициируя передачу от поколения к поколению разрушительного опыта природопользования.

Несмотря на разработанность отдельных теоретических и практических вопросов в области экологической культуры, особенности ее формирования на основе культурологических подходов рассмотрены недостаточно. В настоящее время идет активный поиск эффективных механизмов развития экологической культуры. Один из них — межкультурная коммуникация, обращенный к опыту.

Иной культуры, не освещен в научных исследованиях. В эпоху массового развития туризма, международных образовательных и культурных программ межкультурное взаимодействие становится системообразующим г, фактором <�" современных социальных процессов, особым инструментом воздействия на б контактирующие культуры. '.

Уровень экологической культуры зависит от многих факторов, среди которых — культурная и образовательная политика государства, семейные традиции, общественные нормы, средства масс-медиа и др. Комплексный характер проблемы экологической культуры делает адекватным культурологический подход к ее решению. Во-первых, подчеркивает глобальность и остроту проблематики экологической культурыво-вторых, позволяет использовать лучшие достижения других культур для становления собственной культурыв-третьих, создает мощную рефлексивную установку для формирования национального экологического сознания.

Степень научной разработанности проблемы. Осмысление роли межкультурного взаимодействия в формировании экологической культуры.

6 Мошняга Е. В. Межкультурная коммуникация и диалог культур в сфере международного туризма / Е.В. МошнягаРМАТ. — М.: Логос, 2011. — 176 с. личности еще не стало предметом специальных исследований. Изучение таких категорий, как экологическая культура, личность и межкультурное взаимодействие, предполагает синтез гуманитарных и естественнонаучных подходов.

В настоящее время сложился ряд научных направлений в исследовании экологической культуры: философско-методологические обоснования представлены в трудах Д. С. Лихачева, H.H. Моисеева, В.И. Данилова-Данильяна, Э. В. Гирусова, С. Н. Глазачева, О. Н. Яницкого, Б. В. Преображенского, В. Н. Мангасаряна и зарубежных исследователей D. Medouz, Е. Odum, A. Peccei, В. Commoner и др. Теоретико-методологические и методические подходы интеграции экологического образования и просвещения обозначены в работах Н. Ф. Реймерса, A.B. Яблокова, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Н. М. Черновой, Н. М. Мамедова, И. Н. Пономаревой, И.Ю. ' ' ' 1 1 '' '' 11 *.

Алексашиной, C.B. Алексеева, Н. В. Груздевой, B. Bl Пасечника,* Б.В.Ч Преображенского, Н. К. Христофоровой, C.B. Суматохина, А. Ю. Либерова, В. И. Залунина и др..

Психолого-педагогические основы проблематики разработаны.

B.А. Ясвиным, С. Д. Дерябо, Д. Н. Кавтарадзе, В. А. Левиным, В. В. Калитой и др. Рекомендации к концепции устойчивого развития общества и рационального природопользования, образования для устойчивого развития предложены.

C.Н. Глазачевым, C.B. Алексеевым, Н. М. Мамедовым, Д. С. Ермаковым, Н. И. Корякиной и др..

Благодаря научным исследованиям углублялись представления о развитии экологического знания, уточнялись и вводились новые смыслы понятия экологической культуры, складывались общественные движения и региональные системы экологического образования и просвещения..

В последнее время появились труды, интегрирующие социологические, философские, поликультурные, психолого-педагогические аспекты изучения проблемы экологической культуры личности. К ним следует отнести работы.

Н.В. Калининой — выделены структурные компоненты экологического сознания, выполнен философский анализ процессов развития общественного и у индивидуального сознания с учетом современной социокультурной ситуации — Е. В. Холодиловой — уточнены и расширены представления в области исследования понятия «экология культуры» в контексте проблематики «дома» и «бездомности"8- О. Г. Пермяковой — на примере Приморского края обозначена экологическая составляющая современных политических процессов и ее роль в решении экологических проблем9- И. Н. Котовой — обоснованы механизмы устойчивого развития местного сообщества и особенности развития экологического сознания10..

A.M. Ахмедовой11 сформированы интегративные подходы к исследованию понятий «поликультурная среда» и «экологическая культура личности», раскрыты психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры подростков в контексте народных этнокультурных традиций. Модели становления экологической культуры учащихся (на примере.

1, I репродукции, взаимообогащения и взаимовлияния) в условиях интеграции отечественного и зарубежного опыта предложены Е.А. Рипачевой12.О. И. Марар выделены методологические основания к исследованию, понятия «экологическая культура личности», обозначены социологические характеристики экологической культуры российского общества на современном этапе13..

7Калинина Н. В. Становление экологического сознания: социально-философский анализ. — автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. — изд. ДальГАУ, Хабаровск, 2005..

8Холодилова Е. В. Экология культуры в контексте современной социокультурной ситуации: проблема «дома» и «бездомности». — автореферат на соискание ученой степени кандидата культурологии. — Изд. ДВГТУ, Хабаровск, 2006..

9Пермякова О. Г. Экологическая составляющая российского политического процесса (на примере Приморского тая). — автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. — Изд. ЧитГУ, Чита 2007. 1 Котова И. Н. Экологическая культура как фактор устойчивого развития местного сообщества в условиях современной России (социологический анализ), -автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. — Москва, 2008..

Ахмедова A.M. Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде. — автореферат на соискание кандидата педагогических наук. — Махачкала, 2008..

2Рипачева Е. А. Интеграция отечественного и зарубежного опыта формирования экологической культуры учащихся. — автореферат на соискание кандидата педагогических наук. — Санкт-Петербург, 2008..

13Марар О. И. Экологическая культура в современном российском обществе. — автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. — Москва, 2012. 6.

Значительная часть исследований направлена на изучение психолого-педагогической стороны проблемы. Работ, непосредственно посвященных влиянию межкультурного взаимодействия на экологическую культуру личности, фактически нет. Рамки педагогической практики оказываются узкими для решения обозначенной проблемы, особенно это касается роли межкультурной коммуникации, которая не является постоянной составляющей педагогических процессов..

Экологическая культура как важная личностная характеристика имеет множество точек сопряжения с МКК. Как утверждает Г. Бейтсон14, одна культура имеет смысл и значимость для другой, если она ясно различима поверх культурных барьеров. По мнению B.C. Библера15, общение только тогда становится развитием, когда оно протекает на границах разных культурных сред. Приведенные аргументы представляют интерес в исследовании влияния МКК на экологическую культуру личности в условиях международныхкультурно-образовательных программ и определили выбор объекта, предмета и цели диссертационной работы..

Объект исследования: экологическая культура личности..

Предмет исследования: межкультурная коммуникация как один из механизмов формирования экологической культуры личности..

Цель исследования: выявить роль межкультурной коммуникации в формировании экологической культуры личности..

Задачи исследования:.

1. Провести теоретический анализ концептуальных подходов к формированию экологической культуры личности, сложившихся в философии, культурологии, психологии, педагогической теории и практике..

2. Определить оптимальные условия развития экологического сознания как базового компонента экологической культуры личности..

14Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. Д. Я. Федотова, М. П. Папуша. — М.: Смысл, 2000. — 254 с..

15 Библер B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопр. Философии, 1989. — № 6. — С. 31−43..

3. Охарактеризовать современные подходы к экологическому образованию и воспитанию..

4. Определить показатели состояния экологической культуры учащихся и педагогов Приморского края с помощью диагностических материалов (анкеты, тесты, рисунки, тексты)..

5. Обосновать возможность использования межкультурной коммуникации в формировании экологической культуры личности..

6. Выявить механизмы развития экологической культуры в условиях Иной культуры и экспериментальным путем подтвердить теоретические аргументы..

7. Разработать и апробировать вариативную модель формирования экологической культуры личности..

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: системный, сравнительно-исторический, историко.

I 'р о' '". > У' типологическии, метод моделированияэмпирические методы исследования: метод беседы и наблюдения, анкетирование, анализ эссе и рисунков респондентов, вербальная ассоциативная методика (исследование доминирующей установки личности по отношению к природе при помощи словесного текста)..

Источники диссертационного исследования определены его целью и задачами и представлены несколькими группами. Первая группа объединяет теоретические основы экологической культуры, МКК, личности. Вторую группу составляют работы, раскрывающие возможности интеграции МКК, экологической культуры, педагогических и психологических подходов к воспитанию личности. К третьей группе относятся эмпирические данные и аналитические материалы (анкеты, рисунки, тесты, эссе респондентов)..

Хронологические рамки исследования: конец XIX — начало XXI вв. Нижняя граница периода — время зарождения идей русского космизма (Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев и др.) — верхняя — рубеж современного этапа развития методологии экологической культуры, характеризующийся противоречиями между остротой экологических проблем и декларативным характером решения вопросов формирования экологической культуры в экологическом образовании и воспитании..

Место проведения исследования: 1) исследование ценностного отношения к природе среди педагогов начальных классов, естественнонаучного профиля и школьников Приморского края (800 респондентов) проводилось на базе Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования и муниципального бюджетного образовательного учреждения с углубленным изучением отдельных предметов средней общеобразовательной школы № 6 г. Владивостока в 2008;2011 гг.;.

2) исследование влияния межкультурной коммуникации на формирование экологической культуры личности в рамках международного экологического проекта «Сохраним Японское море вместе» проводилось в 2007;2010 гг. В экспериментальной части задействовано 344 школьника (4 группы по 86 человек I. * | ц t ?1- ! р.

1 от 14 до 16 лет). и ks.

Теоретическую и методологическую основу исследования определяют три базисных направления: научные труды, оказавшие влияние на методологию. экологической культуры, концептуальные подходы к пониманию категории «личность» и «экологическое сознание», основные идеи теории МКК и диалога культур. Первое направление составляют ключевые позиции представителей русского космизма — Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского, В. И. Вернадского, H.A. Бердяева, А. Я. Чижевского, К. Э. Циолковскогофилософские взгляды О. Н. Яницкого, Б. В. Преображенского, В. Н. Мангасаряна и др.- холистическая парадигма С. Криппнерабазовые положения инвайронментализма, универсальной этики и биоцентризма О. Леопольда, А. Швейцера, М. Ганди и др.- идеи охраны природы и экологической культуры Н. Ф. Реймерса, Д. Вайнераэволюционно-экономическая модель управления природными ресурсами М. Colby..

Второе направление разворачивается благодаря различным подходам к рассмотрению теории личности, обозначенных в работах психолого-педагогического характера — Л. П. Карсавина, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна,.

A.Ф. Лазурского, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, В. А. Аверина, С. Д. Дерябо,.

B.А. Левина, В. В. Калиты и философско-антропологического — К. Гирца, К. Клакхона, A.A. Велика, С. Е. Ячина и др.- а также научным взглядам о категории «экологическое сознание» А. Н. Кочергина, С. Н. Глазачева, А. И. Рыжикова, Н. В. Калининой, зарубежных исследователей A. Naess, W. Postma, J. Chase, В. Devall, G. Sessionsn др..

Третье направление развивалось на основе теоретических и практических рекомендаций к организации межкультурной коммуникации С. Е. Ячина,.

C.Г. Тер-Минасовой, O.A. Леонтович, Г. Г. Почепцова. В качестве методологических оснований рассмотрения МКК как механизма формирования экологической культуры личности мы использовали идею диалога культур B.C. Библера и М. М. Бахтинатеорию метакультурного диалога С. Е. Ячинапозицию «образа» чужой культуры в оптимизации межкультурных отношений М. А. Царевой. *.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты исследований, проведенных автором и характеризующие уровень экологической культуры' современных школьников и педагогов..

Термины и понятия, применяемые в исследовании проблемы:.

Личность — человек, способный ставить для себя идеальные цели, полагая их должными и осознающий себя личностью в меру собственного свободного и творческого самоосуществления..

Экологическая культура — особая форма человеческого бытия, определяющая нормы и ценности взаимоотношений человека с миром людей и природы..

Экологическое сознание — направленность всего комплекса психических процессов, благодаря которой человек может идентифицировать себя как человека, субъекта в объективной реальности (в мире людей, природы, символов, предметов и пр.), нести всю полноту ответственности за все стороны и проявления собственной и общественной жизни, природного окружения..

Экологические парадигмы — концептуальные рамки науки, основные установки, общепризнанные образцы, описывающие совокупность убеждений, особенностей восприятия и ценностей, которые приняты обществом и управляют деятельностью членов этого общества в отношениях с природой..

Межкультурная коммуникация — это отношения между представителями разных культур, в которых они проявляют свои человеческие качества, при этом культура выступает в качестве необходимого посредника их взаимодействия..

Межкультурное пространство — социокультурная среда, в которой могут происходить процессы как прямого, так и опосредованного информационно-коммуникативными связями взаимодействия представителей разных культур..

Иная культура — структура, закономерности, совокупность общенациональных характеристик, которыми одна культура отличается от! другой..

Научная новизна исследования заключается в следующем: *.

1. На основе результатов исследования построена типология экологических парадигм, сложившихся в социогуманитарной и естественнонаучной областях знания..

2. Предложен ведущий принцип перехода предметно-ориентированных моделей на ценностно-культурологические и личностно-ориентированные основания..

3. Выполнен комплексный анализ основных причин низкого уровня экологической культуры педагогов и учащихсяоткорректированы диагностические материалы для исследования ценностного отношения личности к природе и выявления экологической составляющей в современных учебно-методических комплексах для общеобразовательных учреждений..

4. Определены оптимальные условия развития экологического сознания как базового компонента экологической культуры личности..

5. В результате исследования установлено, что межкультурная коммуникация является эффективным механизмом в формировании экологической культуры личности..

6. Предложена авторская ценностно-созидательная модель экологической культуры, способствующая поэтапному воспитанию отношения человека к природе как к предмету познания, ценности и заботы..

Теоретическая и практическая значимость исследования..

Данное исследование направлено на раскрытие новых возможностей в формировании экологической культуры личности. МКК способствует пониманию глобального характера экологических проблем и их решению за счет обращения к лучшему мировому опыту отношений с природой. В условиях интенсивного взаимопроникновения культур, разворачивания разных моделей коммуникации намечена перспектива использования МКК как.

V 1 ' М 1 * эффективного культурологического подхода для совершенствования методика формирования других форм культуры, в частности, художественной, в области нравственного воспитания и др. И.

Практическая значимость исследования определяется его актуальностью, научной новизной, выводами прикладного характера. Материалы диссертации могут использоваться в учебных целях при чтении специальных и общих курсов по культурологии, разработке учебных программ, написании учебных пособий, организации научно-исследовательской работы студентов..

Идеи и подходы формирования экологической культуры личности, предложенные в работе, могут быть учтены при разработке современной методологии и моделей экологического образования и воспитания..

Положения, выносимые на защиту..

1. Экологические парадигмы отражают уровень познания природы человечеством и влияют на формирование предметно-ориентированной методологии экологического образования. Обществу необходима новая культура отношений с природой. Переход от предметных моделей, пропагандирующих идею — «Человек — часть природы», на культурологические и личностно-ориентированные модели, основанные на принципе — «Природачасть человеческого бытия» — обеспечит включенность человека в систему взаимоотношений с природой, нацелит его на прямую ответственность за судьбу природы..

2. Экологическая культура есть совокупность диалектически взаимосвязанных компонентов: сознания, отношений и деятельности. Экологическое сознание как базовый компонент экологической культуры позволяет человеку выделять себя как субъекта в реальном мире и нести всю полноту ответственности за взаимоотношения с миром природы на основе экологических знаний и убеждений. Активное состояние экологического сознания обеспечивают процессы непосредственного проживания личностью частных отношений с природой. Одним из факторов развития экологических взглядов.

Ч' л (является опыт природопользования Иной культуры. ''.

3. Межкультурная коммуникация представляет собой среду, в которой протекают процессы как прямого, так и опосредованного информационно-коммуникативными связями взаимодействия представителей разных культур. Преодоление культурных барьеров является благоприятным фактором для рефлексии и самооценки личности. В условиях МКК инаковость достигает предельных значений и, тем самым, способствует формированию более сильной рефлексивной установки и изменению сознания. Межкультурное общение позволяет субъектам осваивать новые формы отношения к природе и природопользования..

4. Ценностно-созидательная модель экологической культуры дает возможность сочетать эффективные приемы формирования экологического сознания: созерцание, активное познание, природоохранная деятельность и др. Логика модели направлена на поэтапное развитие эмоционально-ценностной, когнитивно-деятельностной сфер личности. Модель применима к условиям общеобразовательной среды, международных культурно-образовательных программ, проектов через прямые контакты и опосредованные современными информационно-коммуникационными технологиями..

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные результаты исследования, а также ряд концептуальных положений зафиксированы в учебно-методическом пособии, в 15 научных статьях и публикациях автора (общий объем 9,9 п. л.). Теоретические и практические аспекты исследования апробированы автором на научных мероприятиях (форумах, конференциях, семинарах) различного уровня:.

— международных: Экологический Форум «Природа без границ» (Владивосток, 2006, 2007, 2009, 2011 гг.) — Научно-практическая конференция «Морская экология-2007» (г. Владивосток, 2007 г.) —.

— всероссийских и региональных: «Научно-практическая конференция по экологическому образованию, воспитанию и просвещению» (г. Биробиджан,.

5 ! * г 2007 г.), «Экологическая культура как один из определяющих факторов в* решении социально-значимых задач», (г. Санкт-Петербург, 2007 г.) — «Эколого I ,.

И-' биологическое образование в условиях современной России" (г. Владивосток, 1 к.

2010 г.) — «Экологическая культура и культура устойчивого развития как компоненты профессионализма педагога нового типа» (г. Санкт-Петербург,.

2010 г.)-«Инновационный менеджмент НИР и НИРС в вузе» (г. Уссурийск,.

2011 г.) — «Развитие дидактической культуры учителя в системе непрерывного образования» (г. Белгород, 2011 г.) — «Проблемы методики преподавания биологии в системе «школа-вуз» (г. Новосибирск, 2011 г.)..

Формированию ключевых идей, стратегических выводов, разработке основных положений ценностно-созидательной модели экологической культуры, накоплению диагностических материалов по исследованию ценностного отношения личности к природе способствовало научное 1 руководство детскими экологическими проектами, международным проектом.

Сохраним Японское море вместе", партнерские отношения с международными экологическими организациями префектур — Тояма, Тоттори.

Япония), участие в международных экологических симпозиумах и форумах в качестве руководителя детских и молодежных коллективов (Тояма, 2005;2009 гг.- Тоттори, 2007 г.)..

Апробация результатов исследования осуществлялась в период с 2005 по 2012 гг. в процессе подготовки краевых и городских мероприятий, а также при разработке программ проблемно-обучающих курсов и семинаров повышения квалификации педагогов, направленных на решение проблем экологического образования и воспитания школьников..

Руководство Летними полевыми экологическими школами для педагогов (2000;2011 гг.) позволило интегрировать культурологические подходы экологического воспитания, экологические методы исследования окружающей среды, технологии группового взаимодействия и экологические игры, современные художественно-изобразительные приемы оформления результатов исследования (монотипия и пр.), а также подтвердить достоверность диагностических материалов исследования ценностного отношения к природе..

Координация апробацией современных учебно-методических комплектов по биологии и экологии в Приморском крае способствовала проведению комплексного анализа их методологии, структуры и содержания для выявления экологических и культурологических составляющих..

Ключевые идеи диссертационного исследования использовались в рамках реализации грантовых проектов Всемирного фонда дикой природы (WWF), экологической организации ИСАР ДВ: «Разработка образовательных программ по сохранению биоразнообразия Дальневосточного региона» (2000 г.), «Формирование экологического сознания и лидерских качеств в молодежной среде» (2004 г.), «Защита экологических прав граждан» (2005 г.), а также в организации культурно-просветительской работы с местным населением в процессе создания Национального парка «Земля леопарда» (2010;2012 гг.)..

Результаты диссертационного исследования используются автором при чтении специальных курсов в системе повышения квалификации педагогов:.

Эколого-культурологические подходы к воспитанию гражданина России", «Методология современного естествознания и экологической культуры», «Современные модели экологического образования и воспитания школьников»..

Положения и выводы диссертационной работы рассмотрены на заседании Ученого совета Приморского краевого института развития образования (ГОАУ ДПО ПК ИРО), на кафедре культурологии и философии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет»..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В современном мире экологические проблемы вышли на первое место, что активизировало процессы поиска эффективных механизмов формирования экологической культуры. Сложилась противоречивая ситуация, при которой острота проблемы всеми признается, но вопросы реальной организации общегражданского экологического образования и воспитания остаются открытыми из-за отсутствия законодательного и ресурсного обеспечения системы экологического образования. Предметно-ориентированные, информационно-просветительские подходы не могут выступать эффективными механизмами экологического воспитания. Культуро-ориентированная модель общего и экологического образования, которая могла бы повлиять на уровень экологической культуры, находится в стадии становления..

Экологические парадигмы, сложившиеся в современной научной среде, отражают уровень сложившихся взаимоотношений человечества и природы и, в большей степени, нацеливают методологию современного образования, как главного института становления экологической культуры, на предметно-ориентированные и информационно-просветительские подходы, что не соответствует требованиям современной социокультурной ситуации. Популяризация многочисленных экологических парадигм косвенно влияет на общественное мнение и тормозит процессы становления нового экологического взгляда на мир. Типично русские стереотипы о безграничности природных ресурсов, по-прежнему, занимают прочные позиции..

Общество нуждается в новых моделях образования, кардинально меняющих суть отношений между Человеком и Природой: живое, непосредственное общение с природой в процессе исследовательской и природоохранной проектной деятельности, знакомство с лучшим международным опытом природопользования, обеспечивающим широту экологических взглядов и изменение личной культуры природопользования на уровне установок, позиций и последующих действий. Чтобы стать одним из иб базовых оснований экологической культуры, экологическая грамотность, в скудном объеме формирующаяся современной образовательной средой, должна подкрепляться личным опытом взаимоотношений с миром природы, основанном на принципах личной ответственности. Только тогда природа будет представлять определенную ценность и значимость для человека, когда он будет вкладывать личные ресурсы в ее развитие и благополучие..

Базовым элементом экологической культуры является сознание. Экологичность сознания помогает человеку определять меру личной ответственности за все стороны и проявления собственной и общественной жизни в природном окружении. Для «перевода» сознания на более высокий уровень и закрепления формирующихся при этом когнитивных, перцептивных, эмоционально-волевых состояний в качестве постоянных личностных структур необходима особая среда, инициирующая процессы саморефлексии и самооценки..

Главные достоинства межкультурной коммуникации для формирования л экологической культуры личности заключаются в том, что она служит стимулом формирования новых культурных смыслов и ценностей за счет диалогизации отношений — «Я-Другой», «Я-Иная культура». В условиях МКК инаковость достигает предельных значений и тем самым способствует формированию более сильной рефлексивной установки. Только при встрече с другой культурой возможно более глубокое осознание своих собственных культурных ценностей. Метакультурный диалог, взаимодействие, сотворчество дает возможность представителям каждой культуры рефлексивно использовать творческие достижения других культур для собственного развития..

Существующие модели преподавания фактически лишены тонкого обращения к миру природы как к миру, нуждающемся в человеческом участии устроения его настоящего и будущего. Идея ценностно-созидательной модели направлена на поэтапное воспитание отношения человека к природе, как к предмету эмоционального и интеллектуального познания, ценности, любви и заботы. Логика модели дает возможность личного опыта «проживания».

117 созерцания и эмоций, посильных конструктивных действий. Принцип заботыцентральная линия личностного бытия, истинного предназначения человека. Важно как можно раньше раскрыть эту способность, показать ее значимость для самого человека, его личностного роста и самореализации..

Формирование экологической культуры средствами образования зависит от совокупности факторов: законодательное и ресурсное обеспечение общенациональной системы экологического образования, усиление ценностно-культурологических и воспитательных аспектов методологии и содержания, использование современных образовательных технологий, обращение к лучшему мировому опыту экологического образования и воспитания, традициям и культуры природопользования..

В условиях становления отечественной системы экологического образования международные образовательные программы и проекты, организованные на основе прямых контактов и современных средств коммуникации, обеспечивающих быстрый обмен информацией, суждениями, взглядами, могут стать эффективным механизмом формирования национального экологического сознания..

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. Экологический ситуациоиизм // Ситуационные исследования. Вып. 2. Казань, 2006. — С. 61−62.
  2. П. А. Межкультурная коммуникация в ситуации повседневности / Проблемы образования, науки и культуры // Известия Уральского госуд. Университета. Лаборатория ученого, 2010. № 6 (85). — С. 195−199.
  3. . Г. Человек как предмет познания. Л.: изд. ЛГУ, 1968.
  4. И.В. Особенности межкультурной коммуникации в деятельности корпуса мира в США. автореферат на соискание ученой степени кандидата культурологии. — Владивосток, 2007.
  5. A.M. Формирование экологической культуры подростков, в полиэтнической среде. автореферат на соискание кандидата педагогических наук. — Махачкала, 2008.
  6. Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. Д. Я. Федотова, М. П. Папуша. — М.: Смысл, 2000. 254 с.
  7. A.A. Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. Издательство: М.: Смысл, 2001. — 555 с.
  8. Ю.И., Цой Б.В., Явнова Н. В. Особо охраняемые природные территории Приморского края. Владивосток. Изд-во «Апельсин», WWF, 2006.-36 с.
  9. М.Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.-256 с.
  10. B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопр. Философии, 1989. № 6. — С. 31 -43.
  11. B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  12. Бим-Бад Б. М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. 2001. — № 3. — С. 28 — 48.
  13. Я.Ю. Результаты первой практики ICC (INTERNATIONALCOASTCLEANUP) во Владивостоке / Международная научно-практическая конференция «Морская экология 2007», 3—5 окт.2007 г. — Владивосток: МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2007. — 232 с.
  14. А.И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемки е технологии. 2011. — № 1 — С. 113−115.
  15. Е.В. Смыслы и стратегии личностноориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика, 2001.-№ 1.-С. 17−24.
  16. Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
  17. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
  18. Д. Экология в советской России. М.: Архипелаг свободы, 1991, С. 336−338.
  19. .В. Бог Человек — Вселенная: Соборные возможности человечества перед лицом глобальной катастрофы. Тезисы докладов международной конференции. «Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика». — М.: Ноосферная Синархия, 1995.
  20. В.И. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994.672 с.
  21. Вернадский. М.: Наука, 1991. — 236 с.
  22. Л.Г. Диалоговая концепция культур М.М. Бахтина B.C. Библера // Парадигма. — Красноярск: СибГТУ, 1998. — № 1. — С. 47−51.
  23. Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч. в 6 т. / Под ред. А. М. Матюшкина. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. — 68 с.
  24. A.B., Новиков С. О. Человек-листочек. Хабаровск, ДВ ИСАР, 1998.- 132 с.
  25. Л.Н. Россия и США: тихоокеанское взаимодействие на рубеже веков (1991−2003). Владивосток: Изд. ВГУЭС, 2005. — С.238.
  26. Э.В. Экология и экономика природопользования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. — 519 с.
  27. К. Интерпретация культур / Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 560 с.
  28. О. Н. Генезис, современные технологии и тенденции развития системы непрерывного экологического образования: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01: Севастополь, 2003.-456 с.
  29. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Долотея, 2000. — 375 с.
  30. К.Х. Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. колл. монография. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — С. 24−25.
  31. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону, 1996.-480с.
  32. .С. Социальная культурология. — М.: Аспект Пресс, 1997.591 с.
  33. В.И. Социальная экология. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2003. — 245 с.
  34. А. Н. Зверев И.Д., Кудрявцева Е. М. Экологическое образование школьников. -М.: Педагогика, 2001. 266 с.
  35. А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пос. для учителя / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. М.: Просвещение, 1984. — 254 с.
  36. А.Н., Дзятковская E.H. Культурологический подход к современному экологическому образованию. Вестник Международной академии наук. Русская секция. — 2012. — № 1. — С.39−43.
  37. И.Д. Экологическое образование / И. Д. Зверев, И.Т. Суравегина//Зеленый мир, 1994.-№ 13.-21 с.
  38. И.Д. Экологическое образование в школе (концепция) / И. Д. Зверев и др. М.: Московский центр межнационального и сравнительного образования, 1994.-31 с.
  39. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Отв. Ред. И сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1996. — 272 с.
  40. Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. М., 1998.
  41. Д.Н. Природа: от охраны к заботе? / Д. Н. Кавтарадзе // Знание сила, 1990. — № 3.
  42. Н.В. Становление экологического сознания: социально-философский анализ. автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. — изд. ДальГАУ, Хабаровск, 2005.
  43. В.В. Введение в экологическую психологию. Часть 1. Феномен экологичности в эколого-психологических исследованиях.
  44. Владивосток: ДВГМА, 2000. 56 с.
  45. P.C. Философия природы: коэволюционная стратегия / P.C. Карпинская, И. К. Лисеев, Н. П. Огурцов. -М.: Интерпракс, 1995. 352 с.
  46. Л. П. О личности // Религиозно-философские сочинения. -М., 1992.-Т.1.
  47. Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея. М., 1992.-С. 313 -323.
  48. К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. -СПб., 1998
  49. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Издательство: ЦГЛ, АПК и ППРО, 2004. — 34 с.
  50. Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. Пер. с англ. Владивосток: ИСАР — Дальний Восток, 1999. — 265с.
  51. В.И., Передельский Л. В. Экология в вопросах и ответах. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 384 с.
  52. И.Н. Экологическая культура как фактор устойчивого развития местного сообщества в условиях современной России (социологический анализ). автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. — Москва, 2008.
  53. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. Новосибирск, 1987.
  54. С.А., Красиков С. А. Социология риска полипарадигмальный подход. М.: Анкил, 2004.
  55. Краткий философский словарь / Под ред. д.ф.н. А. П. Алексеева. -М.: Проспект, 1998.
  56. С. Холистическая парадигма // Урания, 1992 № 1.
  57. В.Н. Программно-методические материалы: Экология. 511 ют.-М.: Дрофа, 2002.
  58. Кун Т. Структура научных революций (1962). М.: Прогресс, 1975.
  59. В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура (1996) Текст. / В. А. Кушнарев // Вопросы философии, 1996. № 11.
  60. А. Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995.
  61. O.A. Теория межкультурной коммуникации в России: состояние и перспективы, Теория коммуникации и прикладная коммуникация, Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1, 2002.
  62. O.A. Язык, коммуникация и социальная среда. Выпуск 8. Воронеж: ВГУ, 2010. С. 28−36.
  63. A.A. Психологические особенности деятельности / A.A. Леонтьев. М.: Знания, 1981. — С. 47 — 50.
  64. О. Календарь песчанного графства. М.: Мир, 1983. 248с.
  65. .Т. Экология личности // Педагогика, 1993. № 2. — С. 1923.
  66. Д.С. Культура как целостная система // Новый мир, 1994. -№ 8.1.-С. 3−8.
  67. Лотман Ю. М Статьи по семиотике и топологии культуры. Избранные статьи в 3-х т. Таллин: «Александра», 1992. — Т.1.
  68. B.C. Ценностный реванш в современном российском обществе // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М.: Интерпракс, 1994.-С. 247−250.
  69. B.C., Руднев М. Г. Базовые ценности россиян и других европейцев // Вопросы экономики, 2010, № 12. С.107−130.
  70. Ф. Воспитание сверхзадача: Обращение к глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию. — М.: ЭКСМО, 2001. — 38 с.
  71. В.Н. Экологическая культура общества. СПб.: Балт. гос. техн. ун-т., 2009. — 112 с.
  72. О.И. Экологическая культура в современном российском обществе. автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. — Москва, 2012.
  73. Е.В. Дидактическая культура учителя и формирование ценностного отношения к природе у школьников // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 28 сентября 2010). В 3 ч. 4.1. -Белгород: изд. БелРИПКППС, 2011. С. 121−124.
  74. Е.В. Исследовательская компетентность как часть экологической культуры личности // Инновационный менеджмент НИР и НИРС в вузе: статьи участников Всероссийской научно-практической конференции. Уссурийск: Издательство УГПИ, 2011. — С. 71−74.
  75. Е.В. О любви к «малой родине», или От ландшафтов к экологической культуре / Е. В. Меделян // колл. монография, под. ред. Н. А. Ознобихиной. Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2008.-С. 111−121.
  76. Е.В. О состоянии школьного экологического образования в Приморском крае / Е. В. Меделян // сборник тезисов международной научно-практической конференции «Морская экология 2007», МГУ им. Г. И. Невельского, 2007. — С. 206−209.
  77. Е.В. Об условиях формирования экологической культуры / Е. В. Меделян // Сборник тезисов Всероссийской конференции «Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач», С-Пб., 2007. С. 25−27.
  78. Е.В. Образовательная среда как ресурс формирования у школьников личной заботы о природе / Е. В. Меделян // Материалы VII Всероссийского научно-практического семинара 8−12 ноября 2010 г. Санкт-Петербург. СПб.: «Крисмас+», 2010. — С. 116−117.
  79. Е.В. Особенности формирования экологической культуры личности на уроках естествознания / Е. В. Меделян // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Новосибирск, 10 сентября 2011 г.). -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. С. 113−118.
  80. Е.В. Природа как предмет познания, ценности и личной заботы школьников // Биология в школе, 2011. № 2. — С.58−64.
  81. Е.В. Развитие экологической грамотности учителя / Е. В. Меделян // сборник научно-методических статей. Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2004.- С. 26−32.
  82. Е.В. Роль экологического образования в предупреждении проблем окружающей среды / Е. В. Меделян // сборник второго международного экологического форума «Природа без границ», Владивосток, Изд-во Дальневост. ун-та, 2007. С.135−137.
  83. Е.В. Становление экологической культуры учителя: опыт, проблемы, следствия / Е. В. Меделян // Материалы первого международного экологического форума «Природа без границ», 2006. 286 с. Часть 2. — С. 165 169.
  84. Е.В. Ценностно-созидательная модель эколого-биологического образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24−25 сентября 2010 г. Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2010. -С.129−131.
  85. Межкультурная коммуникация: теория, методология и практика: концептуальный учебный курс / Под ред. С. Е. Ячина. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2011.-259 с.
  86. Межкультурное образование в школе / В. В. Величко, A.B. Дергай, Д. В. Карпиевич, О. М. Савчик.- Мн.: Тесей, 2001.- 168 с.
  87. А. Прот. Сын Человеческий. M.: «P.S», 1991. — 464 с.
  88. Мировосприятие и образ жизни: научное издание / Под науч. ред. Ю. Н. Кулюткина и C.B. Тарасова. СПб.: Изд. «Образование — Культура», 1999.- 100 с.
  89. H.H. Еще раз о проблеме коэволюции / H.H. Моисеев // Вопросы философии, 1998. № 8. — С. 26−32.
  90. Е. В. Межкультурная коммуникация и диалог культур в сфере международного туризма / Е.В. Мошняга- РМАТ. М.: Логос, 2011. -176 с.
  91. В.Н. Психология отношений.-М.: МПСИ, 2005. 158 с.
  92. На пути к устойчивому развитию. бюллетень Центра экологической политики России. — Москва: Издательская группа «Реформ-Пресс», 2007. — С. 35 -38.
  93. В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 1999. — 345 с.
  94. Ю. Экология: В 2 т. М.: Мир, 1986. — Т.2. — 284 с.
  95. A.B. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации // Вестник МГУ, 1998. -№ 1, С. 94−105.
  96. О.Г. Экологическая составляющая российского политического процесса (на примере Приморского края). автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. — Чита.: Изд. ЧитГУ, 2007.
  97. А. Человеческие качества / А. Печчеи- Пер. О. В. Захаровой. -М.: Прогресс, 1985.-312 с.
  98. С.П. Бог Человек — Вселенная: Соборные возможности человечества перед лицом глобальной катастрофы. Тезисы докладов международной конференции. «Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика». — М.: Ноосферная Синархия, 1995.
  99. Г. Г. Паблик рилейшнз. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2003.-624 с.
  100. .В. Метафизика и метаморфозы естествознания / Монография. Владивосток: Изд-во «Эмахо», 2010 г. — 526 с.
  101. Приоритеты национальной экологической политики России. / Под. ред. В. М. Захарова. М.: ООО «Типография ЛЕВКО», Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России, 2009. — 152 с.
  102. .Б. Экология человека: эволюционный аспект / Эволюционная и историческая антропоэкология. М.: Наука, 1994. — С.47−66.
  103. Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Россия молодая, 1994. — 367 с.
  104. Н.Ф. Надежда на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Россия молодая, 1992. — 365 с.
  105. Н.Ф. Природопользование. Словарь справочник. — М.: Мысль, 1990.-638 с.
  106. Е.А. Интеграция отечественного и зарубежного опыта формирования экологической культуры учащихся автореферат на соискание кандидата педагогических наук. — Санкт-Петербург, 2008.
  107. С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1990.
  108. С.Л. Психолого-педагогические проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1999. — 290с.
  109. А.И. Природа и человек: психологические проблемы отчуждения // Вопросы психологии, 1991. -№ 1. -С. 60−64.
  110. И.П. Формирование экологической культуры учителя: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1992. — 21 с.
  111. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. М.: издат. Центр «Академия», 2000. — 280 с.
  112. В.А. Экологическая психология. К.: МАУП, 1998. — 144 с.
  113. В. С. Чтения о богочеловечестве // Сост. и примечания А. Б. Муратов. СПб.: «Худож. Лит.», 1994 — 528 с.
  114. Социально-педагогические основы воспитания экологической культуры детей и подростков в условиях модернизации образования. -Монография. М., 2006. — 291 с.
  115. Л. Б., Шевчук Т. В. Формирование историко-культурной экологической среды региона на основе местных традиционных промыслов и ее место в устойчивом развитии. Программные системы: теория и приложение // Переславль Залесский. — 2004. — С. 425435.
  116. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 289 с.
  117. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. 2-е изд., доработанное. М.: Изд-во МГУ, 2004. — 352 с.
  118. И.С. Как в Японии решают проблемы утилизации бытовых отходов // Отечественные записки, 2007. № 2. — С. 95−137.
  119. Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Знание, 1990. — 174 с.
  120. Н.Ф. Сочинения / Н. Ф. Федоров. М.: Мысль, 1982. — 711с.
  121. П.А. Философия. Наука, техника. Л.: Наука и техника, 1989.-354 с.
  122. М. Бытие и время. М.: «Фолио», 2003.
  123. М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. — 244 с.
  124. Хироми Есида. Сравнительный анализ эколого-экономических проблем в Японии и России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.14, 08.00.19 / МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. фак. Москва, 1997. — 24 с.
  125. Е.В. Экология культуры в контексте современной социокультурной ситуации: проблема «дома» и «бездомности». автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата культурологии. — Изд. ДВГГУ, Хабаровск, 2006.
  126. Христос Яннарас. Вера Церкви. М., 1992. -182 с.
  127. Н. К. Экологические проблемы региона: Дальний Восток Приморье / Н. К. Христофорова. — Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 2005.-304 с.
  128. М.А. Культурный образ в межкультурной коммуникации (на примере Японии). автореферат на соискание ученой степени кандидата культурологии. — Комсомольск-на-Амуре, 2006. — 24 с.
  129. К. Э. Монизм Вселенной //Очерки о Вселенной. М., 1992.
  130. П.А. Тенденции классических парадигм в западной теории международных отношений // Общественные науки и современность. 2004. № 2. С. 119−130.
  131. А. Благоговение перед жизнью как основа этики миро- и жизнеутверждения / А. Швейцер- Пер. А. Л. Чернявский. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М.: Прогресс, 1990. — С. 328−351.
  132. Ф.Я. Организованность биосферы. — М.: Наука, 1980. -.292 с.
  133. М.Ю. Ноосферная концепция культуры. автореферат на соискание ученой степени доктора филос. наук. — Изд. АГИИК, Барнаул, 2003.
  134. Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. Под ред. С. Н. Глазачева и др. М.: ТЭКО Центр, 1998. — 457 с.
  135. Экология и экономика природопользования / под ред. проф. Э. В. Гирусова, проф. В. Н. Лопатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. — 519 с.
  136. Н. А. Феномен парадигмы как культуроориентированной модели образования. Издательство «Грамота». — 2011. — № 4 (10), часть 2. — С. 207−210.
  137. О.Н. Экологическая культура России 20 века: очерк социокультурной динамики // История и современность, 2005. № 1 — С. 250.
  138. О.Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социологические исследования, 2006. № 7.-С. 83−92.
  139. О.Н. Экомодернизация России: теория, практика, перспектива. М.: Институт социологии РАН, 2011. с. 215.
  140. В.А. История и психология формирования экологической культуры. (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?). М.: Наука, 1999. — 100 с.
  141. С.Е. Метакультурные основания межкультурного диалога в условиях глобализации // Россия в метакультурном диалоге со странами АТР: сб.науч. ст. 2009. — С.9−28
  142. С.Е. Состояние метакультуры. Владивосток: Дальнаука, 2010.-268 с.
  143. С. Е. Пчелкина С.Ю. Философия в системе своих основных понятий. Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2005.
  144. С.Е. Человек в последовательности событий: жертвы, дара и обмена. Владивосток: Дальнаука, 2001.
  145. Bill Devall, George Sessions: DEEP ECOLOGY, 1985. Salt Lake City: Gibbs Smith Publisher Peregrine Smith Books. — 264 p.
  146. Byram M. Instrumental and educational dimensions of intercultural communication// Стилистика и теория языковой коммуникации. Тезисы докладов конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора МГЛУИ. Р. Гальперина. Москва, 2005.
  147. Chase, J. Blueprint for a Green School. New York: Scholastic Inc., 1995. — 661 p.
  148. M.E., 1991. Environmental management in development: the evolution of paradigms // Ecol. Econ., 1991. № 3- P. 193−213.
  149. Rokeach M. The nature of human values. N.Y., 1973.
  150. A., 1984. A defence of the deep ecology movement // Environmental ethics, v. 6, pp. 265−270.
  151. Park R.E. Introduction to the Science of Sociology / R.E. Park, E.W. Burgess. Chicago, 1921.
  152. Режим доступа: http://www.bibler.ru/
  153. Режим доступа: http://i-art.udm.ru/creation.htm
  154. Режим доступа: http://visitiapan.ru/events.
  155. Режим доступа: http:// www.warandpeace.ru/exclusive/view/65 006/
  156. Режим доступа: httpV/ecodelo.org/obshchestvo/l7158
Заполнить форму текущей работой