Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Международная политика и международные структуры противодействия терроризму в государствах СНГ и ШОС в конце XX — начале XXI века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Золотарёв В. А. Военная безопасность Отечества, (историко-правовое исследование).2-е изд.-М., «КАНОН-пресс» — «Кучково поле», 1998.-462с. С31. межгосударственных отношений, а вместе с нею и прежняя система баланса сил, как на глобальном, так и на региональном уровнях. В первую очередь в наиболее значимых геополитических регионах — Южной Америке, Западной и Восточной Европе (включая европейскую… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • Нормативная база борьбы с международным терроризмом в мире и государствах СНГ
    • 1. Международное сообщество и терроризм
    • 2. Организация современной антитеррористической борьбы в различных государствах мира
    • 3. Система противодействия терроризму на национальном уровне в мире и современной России
    • 4. Нормативно-правовая основа противодействия терроризму в
  • РФ
    • 5. Организационная структура системы противодействия терроризму в РФ
  • §-6.Антитеррористическая политика и антитеррористический центр стран СНГ
  • ГЛАВА II.
  • Инновационный и традиционный подход к системе обеспечения национальной безопасности
    • 1. Концепции национальной безопасности в России и за рубежом
    • 2. Функции и система обеспечения национальной безопасности государства
    • 3. Международное сотрудничество и безопасность
    • 4. Концепция национальной безопасности РФ
    • 5. Энергетическая безопасность — как основной элемент социально-политической стабильности
  • ГЛАВА III.
  • Геополитика и энергобезопасность России в современном мире
    • 1. Геополитика постсоветского пространства: тенденции и проблемы
    • 2. Международная геополитическая ситуация и национальные интересы России
    • 3. Роль энергетических проектов в укреплении безопасности и развитии сотрудничества в странах СНГ и Восточной Азии

Международная политика и международные структуры противодействия терроризму в государствах СНГ и ШОС в конце XX — начале XXI века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Безопасность — обобщающее понятие, охватывающее: безопасность личности, общества и государстванациональную, коллективную (региональную) и всеобщую (глобальную) безопасностьа в зависимости от сфер общественной жизни — политическую, экономическую, социальную, научно-техническую, информационную, гуманитарную, военную и экологическую. В диссертации обоснован тезис, что с термином «безопасность» взаимосвязаны ключевые категории стратегии борьбы с современным терроризмом и его проявлениями.

После распада СССР в 1992 году в книге «Глобальная кооперация после окончания холодной войны» (Бонн, 1992) ряд политиков, учёных, журналистов США, Западной Европы и Японии, исходя из оценки валового национального продукта в мире, пришёл к выводу, что СНГ не является субъектом мировой политики, так как в отдельности суверенные государства бывшего СССР не занимают того места, которое занимал в мире СССР1.

Однако факторы геополитики и современное состояние Российской Федерации не подтверждают этого. И ныне Россия, сохранив четыре пятых территории СССР (около 15% территории суши Земли) и более половины его населения, производит большую часть его валового национального продукта. По своей политической значимости, экономическому и военно-техническому потенциалу, по влиянию на мировые процессы, в том числе и в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия входит в число великих держав. Наличие у неё стратегических ядерных вооружений, высоких технологий и мощного научного потенциала лишь подтверждает это.

В то же время, забота о безопасности страны, особенно о внешней безопасности, способность отразить агрессию извне и отстоять целостность государства, всегда являлась важнейшей геостратегической задачей для правительства и народов Советского Союза и России.

Развал Советского Союза внёс немалые изменения в геополитическую и геостратегическую картину мира. Перестала существовать биполярная структура.

1 Золотарёв В. А. Военная безопасность Отечества, (историко-правовое исследование).2-е изд.-М., «КАНОН-пресс» — «Кучково поле», 1998.-462с. С31. межгосударственных отношений, а вместе с нею и прежняя система баланса сил, как на глобальном, так и на региональном уровнях. В первую очередь в наиболее значимых геополитических регионах — Южной Америке, Западной и Восточной Европе (включая европейскую часть бывшего СССР). Между Западной Европой и пространственно сократившейся Россией, возникла широкая полоса нестабильности. Она образовалась из тех стран, которые составляли зону нестабильности накануне второй мировой войны (Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия), а также из Белоруссии, Украины, Молдавии, республик Прибалтики, ставших суверенными после распада СССР. Это обстоятельство объективно усиливает тенденцию перераспределения сил в Европе и мире, стимулирует изменение позиций отдельных государств и способствует образованию новых военно-политических и экономических союзов. К тому же, наличие этой зоны нестабильности вызывает изменение соотношения тенденций интеграции и дезинтеграции во всей Европе.

Россия занимает уникальное геополитическое и важнейшее геостратегическое положение в самом центре Евразии, являющейся ключевым регионом земного шара с точки зрения доступа к сухопутным транспортным артериям, морям и океанам, а также практически ко всем видам сырья и ресурсов.

Россия, продолжая оставаться великой державой по размеру территории и военному потенциалу, по большинству показателей переместилась в категорию средних мировых держав. Это означает изменение её места и роли в формировании нового миропорядка. В складывающейся системе международных отношений, Россия имеет все основания оставаться одной из великих держав. Но для этого необходимо, чтобы стержнем политики России являлся примат обеспечения национальных интересов страны.

Национальные интересы России определяют её внешнюю политику. Сотрудничество России со странами СНГ и другими республиками, вышедшими из состава СССР, является для Российского государства приоритетным. Россия, прежде всего, заинтересована в обеспечении баланса военно-политических сил в рамках Содружества, в том, чтобы в основе взаимоотношений между его членами лежал принцип ОБСЕ — принцип нерушимости границ. При этом особое значение имеет обеспечение прав народов и народностей России, а в других странах СНГправ русскоязычного населения.

Россия, как евразийская страна, имеет глубокие и долгосрочные национальные интересы в Европе, на Дальнем Востоке и на юге границ Содружества. Но они не носят глобального характера, а состоят в том, чтобы иметь со всеми странами стабильное партнёрство. Важное значение имеет создание действенной системы общеевропейской безопасности, в которой альянс СНГ мог бы принять непосредственное участие. Соответственно, необходимо создание системы безопасности на Дальнем Востоке, в Азиатско-тихоокеанском регионе, а также на южных границах Содружества.

Во внешнеполитических интересах России особое место занимают её отношения с США. Без сотрудничества с США трудно, а в ряде случаев, невозможно осуществлять экономические преобразования внутри страны, решать многие международные проблемы и, особенно, задачи укрепления стабильности в отдельных регионах и в мире. Известно также, что и США, при решении многих международных проблем не могут обойтись без поддержки России. Тем самым, необходимо исследовать совпадающие факторы сотрудничества.

Важное значение имеют национальные интересы России на глобальном уровне в сочетании с деятельностью России в Совете безопасности ООН и других международных организациях: в участии в операциях по поддержанию мира и отражению агрессии, пресечению геноцида, по санкциям ООН и региональных международных организаций, содействии нераспространению ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, в ужесточении режима контроля за поставками ракет и ракетной техники, внедрении согласованных квот и ограничений на торговлю оружием в целом.

Россия занимает видное место в мировом сообществе. Но для того, чтобы она могла достойно выполнять свои международные обязательства, ей необходимо преодолевать имеющиеся в настоящее время кризисные явления. Поэтому, первоочередные задачи состоят в сохранении своих геополитических рубежей и интересов, обороне своего военно-стратегического пространства. Россия наших дней сосредотачивается и занимается укреплением своего международного положения.

Перемены в мире привели к значительным изменениям в спектре угроз и вызовов безопасности, с которыми сталкивается и будет сталкиваться Россия и государства СНГ в обозримом будущем.

Опасности (внешние) для России многообразны. Они являются следствием сложности и многомерности международных отношений и внутреннего развития России, их переходного характера, сложного и противоречивого взаимодействия долговременных тенденций и закономерностей исторического развития и временных, быстропроходящих явлений и процессов в международных отношениях и внутренней жизни страны.

Прекращение глобальной конфронтации, заложило предпосылки конструктивного сотрудничества государств на региональном и глобальном уровнях. Появилась тенденция к формированию международного сообщества, регулируемого на основе норм международного права. Но вместе с тем, в мире важную роль играют ядерное сдерживание и военно-силовой фактор. Обозначились признаки формирования полицентризма в мировой политике, которые генерируют нестабильность. На смену угрозе мировой или крупномасштабной войны, в том числе ядерной, пришла опасность эскалации локальных войн и вооружённых конфликтов.

Соответственно, усложнились проблемы обеспечения внешней безопасности России. Возросла неопределённость, а в некоторых случаях и непредсказуемость развития международной обстановки, что порождает ряд новых вызовов и вероятных угроз, связанных с эскалацией терроризма.

Отдавая приоритет в решении проблем безопасности политико-дипломатическим и иным мирным средствам2, Российская Федерация, вместе с тем, в полной мере обладает правом на вооружённую защиту своих жизненно.

2 Спор о противоракетной обороне, которому уже почти полвека, вновь разгорелся после объявления планов о размещении элементов американской системы ПРО в Чехии и Польше. Опять звучат знакомые аргументы эпохи «холодной войны»: Россия ставит под сомнение необходимость развертывания этой системы и утверждает, что на самом деле она предназначена для подавления российских стратегических сил, а не отражения иранской угрозы, как заявляет администрация Буша. Путин В. В. сделал предложение, потенциально имеющее глубокое, стратегическое значение: для отражения иранской угрозы связать российские радары, предназначенные для слежения за пусками ракет — существующий, в Азербайджане или проектируемые, на юге России — с системой противоракетной обороны США и НАТО. В нынешнем виде это предложение неприемлемо, но оно содержит в себе видение реализации параллельных стратегических интересов, которое может создать прецедент ответа на другие глобальные вызовы. Президент России выступил со смелой инициативой по развитию беспрецедентного сотрудничества между Россией и НАТО с целью отражения ракетной угрозы со стороны Ирана. важных интересов, на индивидуальную и коллективную оборону, предусмотренную Уставом ООН, в случае агрессии против неё и её союзников.

В этой связи, военный потенциал Российской Федерации поддерживается на уровне адекватном степени угроз, с учётом реальных материальных возможностей и людских ресурсов государства.

В настоящее время, подавляющее большинство конфликтов носит не межгосударственный, а внутригосударственный характер (межэтнический, межрелигиозный и т. п.). Подобные изменения требуют радикального пересмотра подходов к вопросу предотвращения и разрешения кризисов, а также, обеспечения региональной безопасности. Государства Европы постепенно пришли к пониманию неделимости безопасности — ни одному государству невозможно укрепить свою безопасность за счет других. Как следствие — тезис о необходимости сочетания формирующейся системы коллективной безопасности и национальной безопасности в той или иной форме лежит в основе большинства современных концепций обеспечения международной безопасности.

В последние годы выдвигаются различные варианты построения этой системы. Работа над ними осуществляется ведущими европейскими организациями (ОБСЕ, НАТО, ЗЕС, ЕС), различными исследовательскими и общественными организациями, как международными, так и национальными. Большинство исследователей полагает, что в основу такой системы призвано создавать единое пространство безопасности, покрывающее весь регион и свободное от межгосударственного противостояния3.

В современном мире мощь государства определяется в первую очередь развитием экономики, науки и техники, а также уровнем социально-политической стабильности страны, её военной мощью и защищённостью граждан. Это означает, прежде всего, отсутствие угроз внутренней и внешней безопасности, способность обеспечивать благоприятные внешние условия для её дальнейшего развития, возможность оказания влияния в выгодном для себя направлении на политику других государств и групп государств, а также международных организаций.

3 Лиссабонская декларация встречи на высшем уровне «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века». 1996 год.

По мере того, как Россия будет наращивать свою мощь, приобретать всё более эффективные инструменты влияния, её интеграция в международные экономические структуры и системы безопасности даст возможность более активно и целенаправленно оказывать воздействие на развитие событий в мире. Она намерена следовать многосторонним соглашениям, закладывающим основу международной безопасности, и прилагать активные усилия по развитию и укреплению международного права.

Терроризм в современном мире масштабен и опасен, особенно в России, которая принадлежит к числу наиболее поражённых этим недугом стран, где наблюдается рост преступлений террористического характера. Если в 1997 году их было 1290, то в 2005;м — 17 284. Особенно возросло количество таких уголовно наказуемых деяний, как организация незаконных вооружённых формирований. Достаточно сказать, что в том же 1997 году зарегистрировано всего одно подобное преступление, а в 2005 году уже 3565! Между тем, именно незаконные вооружённые формирования создают терророгенную обстановку в России, причём не только на Северном Кавказе. В таких формированиях планируются, готовятся и реализуются практически все террористические нападения.

Понимание сущностных характеристик терроризма пришло не сразу. Многие годы в политических науках кровавые конфликты нашего времени обычно называют просто терроризмом. Понадобились такие исключительные события, как нападение террористов на Нью-Йорк, Вашингтон, Пенсильванию 11 сентября 2001 года, вторжение сил объединенной коалиции во главе с США в Афганистан, Ирак, мусульманские бунты в Париже и некоторых других европейских городах в 2005 году, массовые протесты исламских народов против карикатур на темы ислама, чтобы стало ясно: противостояние двух мировых цивилизаций — свершившийся факт. Терроризм является крайней формой такого противостояния, что не исключает иных его форм (типов).

Современный криминальный религиозный экстремизм, не претерпев изменений в своём генезисе, приобрел множество новых форм, «научился».

4 Этнорелигиозный терроризм / Антонян Ю. М., Белокуров Г. И., Боковиков А. К. и др.- Под редакцией Антоняна Ю.М.- М.: Ампект Пресс, 2006.-318с. С. 5.

5 Этнорелигиозный терроризм / Антонян Ю. М., Белокуров Г. И., Боковиков А. К. и др.- Под редакцией Антоняна Ю.М.- М.: Ампект Пресс, 2006.-318с. С. 5. эффективно использовать успехи цивилизации в области телекоммуникационных технологий и техники, соединять «борьбу за чистоту веры» с высокоприбыльной коммерческой деятельностью. Однако, основной особенностью новейшего криминального религиозного экстремизма, следует считать его способность к эксплуатации главных достижений современной цивилизации — правового государства и гражданского общества с присущими им чертами демократии и гуманизма.

Сегодня криминальный религиозный экстремизм способен к эффективной самозащите от машины уголовной юстиции, используя для этого легальные формы религиозных объединений, общественных и иных некоммерческих и коммерческих организаций. Данное обстоятельство, в контексте активизации на территории России деятельности международных террористических организаций, распространения ваххабизма на Северном Кавказе и в ряде других крупных регионов нашей страны, роста молодежного экстремизма, побудило законодательную ветвь российской власти к принятию целого комплекса защитных мер в 2002;2003 годах.

Подчеркивая важную роль, которую играет сегодня во всем мире уголовное законодательство, как инструмент борьбы с экстремизмом, необходимо отметить ограниченность его превентивного потенциала, не позволяющего устранять глубинные экономические, культурные, психологические и духовные факторы, порождающие это негативное явление.

В этой связи, перспективы существенного повышения эффективности борьбы с криминальным экстремизмом, следует связывать не столько с «оттачиванием» мер уголовной ответственности за различные его проявления, сколько с созданием более справедливого миропорядка, решением насущных духовных, нравственных и имущественных проблем людей.

В России борьба против радикализма проходит в русле антитеррористической компании.

Количество приверженцев радикального ислама подвижно, оно возрастает при обострении внутреннего социально-экономического кризиса, является реакцией на внешнее давление на мусульманское общество и его индокринацию. и.

Низкое, даже по сравнению с остальной Россией, качество жизни населения на Северном Кавказе, тотальная коррупция, лавинообразное расслоение населения, недоверие к местной и центральной властям, поддерживают среди части мусульманского социума веру в исламскую альтернативу.

Возросло влияние зарубежных исламских организаций на деятельность мусульманской общины России. Сотни молодых мусульман получили приглашения пройти обучение, как правило на бесплатной основе, в зарубежных исламских заведениях. Многие из них получили такое образование без учёта специфики российского ислама. В стране была организована сеть различных исламских фондов и благотворительных организаций, зачастую не способствующих единству мусульманской общины. В страну хлынул поток исламской литературы экстремистского содержания. Активизировали миссионерскую работу ранее не наблюдавшиеся в стране течения ислама. Усилилась тенденция к использованию ислама в достижении различных политических и антиконституционных целей.

Нефть остаётся инструментом гипотетической общемусульманской политики по отношению к Западу. Нефтедобывающие страны используют прибыль от нефти для сплочения мусульманского общества.

Исходящая от исламских террористов угроза тем серьезнее, что ни степень понимания самого феномена исламизации в мире, ни общая ситуация в российском обществе не дают оснований надеяться на скорое прекращение их активности.

Степень научной разработанности проблемы. В зарубежных исследованиях по данной теме (главным образом американских и европейских) в центре внимания находятся различные аспекты противодействия терроризму и их влиянии на современные международные отношения. В политических науках данная предметная область исследуется с позиции обеспечения международной и национальной безопасности. Изучаются содержание и механизмы противодействия терроризму и обеспечения безопасности, их составляющие и методы, влияющие на внешнюю и внутреннюю политику. Американские и европейские технологии национальной безопасности рассматриваются с позиции структурнофункционального анализа6. При рассмотрении вопросов практической реализации международной антитеррористической политики в зарубежных исследованиях широко используется, также, институциональный и компаративный подход.

В последнее время, наблюдается усиление внимания со стороны отечественных аналитиков к вопросам совершенствования нормативной базы борьбы с терроризмом, роли и месту национальной безопасности в политике государства7. о.

В отечественной, а также зарубежной историографии, заметное место занимают работы, рассматривающие безопасность государства в целом.

6 Brown, Michael Е. (ed), The International Sources of Internal Conflict. Cambridg, MA MIT Press, 1996; Cook, Paul & Kirkpatrick. Colin (cds.) Privatization Policy and Performance: International Perspectives. New York, Prenice-Halle. 1995; Fischer D. Nonmilitary Aspects of Security. Systems Approach. UNIDIR. Adiershot etc.: Dartmouth, 1993; Haftendorf H., The Security Puzzle: Theory-building and Discipline-building in International Security // Intern. Studies Guard. — Beverly Mills, 1991 — Vol. 35, № 1- Huntington S. P. The Third Wave. Democratization in the Late Twentieth Century. Norman, London, 1991; Jordan A. A. and Taylor W. J., Jr. American National Security and Terrorism.-Baltimore: Jons Hopkins University Press, 1981; Nelson, D. Lynn & Kuzes, Y. Irina, Property to the People: the Struggle for Radical Reforms in Russia. New York, M. E. Sharpe, 1994; Rosser, J. & Rosser, M., Comparative Economics in a Transforming World Economy. Chicago, Irwin, 1996; Rubkin I. P. Russland und die Welt: Auf dem Weg zur Demokratie und Sicherheit: St. Petersburg: Petro newsHumbergHarnisch, 1997; Smith, Dan, The State of War and Peace Atlas. London, Penguin, 1997; Treger F., Simonc F. An Introduction to the Study of National Security. Terrorismdanger// National Security and American Society: Theory, Process and Policy. Ed by Treger F., Kronenberg P. Lawence: University of Kansas Press., 1973; Ullman R. H. Redefmg Security // International Security. — Vol. 8. -Summer 1983; Williamson, John (ed.), Economic Consequences of Soviet Disintegration. Washington DC, Institute for International Economics, 1993; World Outlook 1996: Forecasts of Political and Economic Trends in Over 180 Countries. London, The Economist Intelligence Unit, 1996. Analytical Forecasts on Terrorism and Extremism — N.Y., 2001; Resolution of the General Essembly of the United Nations 23 January 2002 // Resolutions of the United Nations on Terrorism and Extremism, N.Y., April 2002.

Быков O.H. Национальная безопасность России (геополитические аспекты). — ГИ., 1997; Гливаковский А. Безопасность России и геополитика//Безопасность. Информац. сборник. -1994, № 6- Зимонин В. П. Новая Россия в новой Евразии: Проблема комплексного обеспечения безопасности. — М, 1997; Поздняков Э. А. Геополитика. — М., 1995; Синайский А. И. Геополитика и национальная безопасность России // Военная мысль. -1992, № 10 и др. См.: Барабин В. В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности. — М., 1997; Бельков О. А. О концепции военной безопасности // Безопасность. Информац. сборник. -1993,№ 4- Золотарев В. А. Военная безопасность Отечества (Историко-правовое исследование). — М, 1996; Серебрянников В. В., Дерюгин Ю. И., Ефимов Н. Н., Ковалев В. И. Безопасность России и армия. — М, 1995 и др.

8 Абрамова И. О., Поликанов Д. В. Интернет, трансформация общества и сетевые войны// Российские стратегические исследования. М., 2002., Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 2005, Возжеников А. В. Национальная безопасность в контексте современного политического процесса России: теория и политика обеспечения. — М., 2002., Воскресенский А. Д. Российско-китайское стратегическое взаимодействие и мировая политика. М.: Никитский клуб, 2004., Гагаринский А., Игнатьев В. Пономарёв-Степной В., Субботин С., Цибульский В. Атомная энергетика в структуре мирового энергетического производства в XXI веке // «Энергия — экономика, техника, экология», 25.01.2006., Емельянова Т. Рост ВВП — в наших руках // Независимая газета. 2006. 28 июня., Жак Сапир. Россия в глобальной политике // Итоги. № 42(436). 22 марта 2007., Канн Сам Гу. Этнонациональные конфликты в Закавказье и Центральной Азии в контексте их геополитического положения. М., 2002., Ланцов В. М. Национальная безопасность: сущность, основы теории и практического анализа. — Казань, 2003., Мирошниченко В. М. Организация управления и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации: учебное пособие. — М., 2002., Михаил Делягин. Основы внешней политики России: матрица интересов, — М.: ИНФРА-М, 2007, Поляков К. И. Бизнес на крови (Терроризм превращается в сверхприбыльный международный бизнес)// Русский журнал. 2004. 16.07- Ха.

Многие авторы едины во мнении о том, что вопросы обеспечения национальной безопасности Российского государства в 90-е годы XX века не являлись первостепенными, а в некоторых случаях не принимались во внимание и привели к тяжёлым последствиям в экономическом, социальном, геополитическом9 и военном плане для страны и народа.

Но, несмотря на уже существующие исследовательские и научные разработки, создание концептуальной модели, способной обобщить теоретические и эмпирические работы и стать базовой для прогнозирования и выработки стратегии национальной безопасности в Российской Федерации, остаётся актуальной задачей современной политической науки.

Цель исследования заключается в синтезе стратагем геополитического анализа, определения доминант их влияния на определение внешней и внутренней политики, путей обеспечения политической стабильности и национальной безопасности современной России и её стратегических союзников — государств СНГ и ШОС.

Реализация поставленной цели исследования предлагает решение следующих задач:

— разработать стратегические направления по усилению мер по борьбе с терроризмом во внешней и внутренней политике России, государств СНГ и ШОС;

— предложить пути усовершенствования механизмов более тесного сотрудничества законодательных, правоохранительных и судебных органов различных стран в борьбе с терроризмом;

— обобщить правовые и психологические инструменты формирования толерантности общественного сознания на евразийском пространстве;

— усовершенствовать законодательно закреплённые нормы ответственности за различные проявления криминального религиозного экстремизма, а также практики их официального толкования;

— создать прогнозы развития внутренних и внешних угроз жизненно важным объектам безопасностисянов А. Ж. Международная антитеррористическая операция в Афганистане и монархические режимы Аравийского полуострова / Афганистан на переходном этапе (сентябрь 2001 — июнь 2002 г.). и др. 9.

К сожалению, в нашей стране имели место недооценка геополитических концепций и рассмотрение геополитики в научных кругах СССР как лженауки, выполняющей социальные функции. В том числе и функцию идеологической обработки масс в духе милитаризма и шовинизма.

— предложить модель гибкого реагирования в целях обеспечения международной безопасности в государствах СНГ и ШОС;

— разработать основополагающие элементы научно обоснованной Концепции национальной безопасности РФ, отражающей официально принятую систему взглядов на российские национальные интересы, ценности и цели, внешние и внутренние угрозы, на средства и способы защиты национальных интересов в современных условиях;

— создать стратагемы, определяющие приоритетные направления во внешней, внутренней политике, экономике, финансах, в социально-экономической политике стран СНГ и ШОС;

Объектом исследования являются нормативные документы РФ, зарубежные источники, исследующие механизмы, основные направления политики и перспективы развития системы национальной безопасности в Российской Федерации, в странах СНГ в начале XXI века.

Предметом исследования являются анализ геополитических интересов, основополагающих механизмов обеспечения РФ и моделирование трендов их дальнейшего совершенствования в системе отношений СНГ — ШОС.

Теоретическая и методологическая база исследования. В работе использован методологический инструментарий системного, конкретно-исторического, структурно-функционального, исторического и компаративного подходов. Методологические основы исследования определяются, также, диалектическим подходом, позволяющим увидеть социально-экономические и политические изменения внутренней и внешней политики государств СНГ и ШОС через призму развития и разрешения противоречий.

Основным методом изучения вопроса является классификационно-сравнительный и системный анализ и синтез, которые позволяют представлять национальную безопасность государства как непрерывно развивающуюся модель управления процессами и институтами безопасности в Российской Федерации и государствах СНГ.

Эмпирическая база исследования включает: изучение Указов Президента РФ, нормативных и законодательных актов РФ, стран СНГ и ШОС по различным аспектам национальной безопасности и борьбе с терроризмом, а также резолюций.

Совета Безопасности ООН, зарубежных международных и национальных антитеррористических программ, материалов слушаний по национальной безопасности в Конгрессе США, изучения отечественных и зарубежных периодических изданий, в которых затрагиваются проблемы геополитики, национальной безопасности и борьбы с различными угрозами и формами проявления терроризма.

Научная новизна результатов исследования получена лично автором, заключаются в следующем:

— рассмотрен инновационный и традиционный подходы к трактовке энергобезопасности государства;

— выявлено глобальное противоречие современности — несоответствие между потребностями растущего человечества и возможностями непрерывно скудеющей природной среды по их удовлетворению и определены возможности в мире на данную дисфункцию РФ и СНГ;

— сделан вывод, что развитие международных отношений сопровождается острой конкуренцией в целях обеспечения экономических преимуществ в использовании природных, технологических и информационных ресурсов и за рынки сбыта и вложения капитала;

— аргументировано доказано, что действительную угрозу не только жизненным интересам России и государств СНГ в сферах экономики и политики, но и самому их существованию представляет региональный национально-территориальный сепаратизм;

— предложена концепция сохранения роли России в качестве активного участника мировой политики и экономики, которая в решающей степени определяется способностью использовать имеющиеся национальные конкурентные преимущества и обеспечить рост эффективности производства и конкурентоспособности, особенно в сфере энергоресурсов на геополитическом пространстве СНГ-ШОС;

Положения, выносимые на защиту: 1. Феномен современного терроризма чрезвычайно многогранен. В силу возросшей опасности его конкретных проявлений данное явление требует глубокого политического анализа. В диссертации предложена комплексная модель анализа международной правовой антитеррористической базы на евразийском пространстве;

2. В диссертации рассмотрена современная многосторонняя международная система сотрудничества в борьбе с терроризмом, сложившаяся в основном за последние 30 лет, включающая:

— международно-правовые антитеррористические нормы сотрудничества на глобальном уровне, созданные рядом специализированных учреждений ООН (ИМО, ИКАО, МАГАТЭ) и закреплённые в И универсальных конвенциях и протоколах о борьбе с проявлениями терроризма на суше, на море и в воздухе. Глобальные соглашения, направленные против терроризма дополняются региональными актами;

— межгосударственные акты, разработанные под эгидой ООН, ориентированные на борьбу с терроризмом и на практическое взаимодействие государств (обмен информацией, выдач террористов, неотвратимость наказания и т. д.);

— совершенствование международной правовой базы по борьбе с терроризмом, опирающейся на солидарность мирового сообщества и, прежде всего, исламских государств;

— объединение государств мира в различные организации (создание межгосударственных организаций) для более тесного сотрудничества и взаимодействия в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и усиления сотрудничества государств на двухстороннем уровне;

3. В диссертации проанализированы основные принципы борьбы с терроризмом:

— механизмы оказания максимального давления на страны поддерживающие терроризм;

— технологии использования в полной мере имеющихся сил и средств, в том числе, политических, экономических и военных для наказания террористов;

— системы предоставления помощи другим государствам и взаимодействие с ними при противодействии терроризму;

4. В диссертации рассмотрены методы борьбы с терроризмом и организация современной антитеррористической борьбы в современной России, странах СНГ и.

ШОС. В настоящее время на евразийском пространстве создана правовая основа противодействия терроризму. Она учитывает отечественный и международный опыт предупреждения и пресечения террористической деятельности:

— за десятилетия борьбы с терроризмом в мире и России был разработан ряд механизмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциальные и совершившиеся акты терроризма;

— правовую основу борьбы с терроризмом в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Концепция национальной безопасности, Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, решения Верховного суда РФ, международные документы, ратифицированные РФ и ряд других документов;

— правовое обеспечение антитеррористической деятельности в РФ требует постоянного совершенствования с учётом изменений, происходящих в мире, международных обязательств России, а также, совершенствование нормативной базы СНГ и ШОС;

5. Актуализация в конце XX — начале XXI века проблемы безопасности, выявила противоречивую трактовку определения понятия «безопасность», её источников, движущих сил и целей.

6. В диссертации рассмотрены основополагающие компоненты современной геополитической ситуации и её роли в обеспечении национальных интересов России и государств СНГ. Применены методы анализа:

— классической и постклассической геополитики- -описаны основные Системы геополитических координат- -конфликтологического анализа противоречий между глобализацией и национальными интересами отдельных государств или групп стран, которые могут уже в первой половине XXI века стать одним из наиболее серьёзных транснациональных вызовов как региональной, особенно в Азии, так и, в конечном счёте, общемировой стабильности;

7. В диссертации определена роль России в новой системе геополитических координат. После распада СССР постсоветское пространство отличается внутренней нестабильностью. Геополитика России в постсоветском пространстве стоит перед дилеммой: Москва слишком слаба политически, чтобы полностью закрыть евразийское пространство для внешних сил, и слишком бедна, чтобы разрабатывать богатства Евразии исключительно собственными силами.

8. В диссертации раскрыты стратегические интересы России в Азиатско-Тихоокеанском и европейском регионах. Предложена методология анализа политической и военной составляющей:

— транзитных войн, как начальной фазы процесса «интернационализации природных ресурсов»;

— раскрыты стратагемы глобальной энергетической безопасности, которая способна стать одним из базовых элементов нового мирового порядка;

Практическая значимость работы. Положения и выводы диссертации могут быть использованы:

— в качестве элементов государственной политики по укреплению системы национальной безопасности в Российской Федерации и странах СНГ и ШОС;

— в практике преподавания курсов «Политология», «Геополитика», «Политические институты и процессы» в высших учебных заведениях, системе специальных учебных заведений РФ;

— при реализации концепции национальной безопасности государства и её антитеррористической политики;

— при разработке государственных нормативных документов по борьбе с терроризмом и его угрозами в государствах СНГ и ШОС;

— в практике управленческой деятельности органов власти и силовых структур;

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в научных публикациях автора, его выступлениях на научно-практических международных и Всероссийских конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, четырнадцати параграфов, заключения, трёх схем, списка источников и литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Россия развивается в сложном, быстро меняющемся мире. Вступив в третье тысячелетие, человечество сталкивается с новыми вызовами и угрозами. Центральной тенденцией является набирающая обороты глобализация всех сфер международной жизни. Наиболее характерными чертами современности становятся динамизм и взаимозависимость. Перемены происходят на всех континентах, затрагивают все страны и народы, глобальные и региональные международные организации, союзы и объединения. Ни одно государство не в состоянии остаться в стороне от глобальных процессов мирового развития. Закрытость и опора исключительно на собственные силы однозначно проигрывают сотрудничеству и взаимодействию.

В то же время, ставка на силу все еще остается одним из важнейших инструментов внешней политики некоторых государств, хотя содержание этого способа общественного взаимодействия претерпевает существенные изменения. В дополнение к оправдавшей себя в прошлом опоре преимущественно на военную силу приходит экономическая, идеологическая, религиозная экспансия с использованием новейших политических и информационных технологий. Однако, по крайней мере, на обозримую историческую перспективу, военный компонент останется в ряду важнейших факторов мировой политики.

Происходящие в настоящее время изменения на мировой арене носят многослойный и разноплановый характер. Как правило, они не вписываются в привычные схемы блокового мышления и сложившееся годами, десятилетиями, а то и столетиями традиционное деление на друзей и врагов, партнеров и конкурентов, союзников и неприятелей. По этой причине мир со всей очевидностью теряет устойчивость. В глобальном плане нарастает политическое, экономическое и социальное неравенство. Пропасть между развитыми государствами, благополучными регионами и остальным человечеством приобретает все более глубокий характер. Отчетливо проявляется главное противоречие современного мира — между нарастающим процессом глобализации практически всех сфер международных отношений в целом и крайне неравномерным преломлением этой тенденции на региональном уровне.

Налицо явное противоречие между сохраняющимся намерением США закрепить собственное доминирование в мировом сообществе и растущим стремлением к формированию многополюсного мира.

В перспективе очевиден рост влияния Китая и Индии, а в связи с этим — всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В ближайшие 15 лет государства регионального уровня — Бразилия и Индонезия по объему валового внутреннего продукта могут сравниться с развитыми европейскими державами. Возрастет экономическая мощь ЮАР. Заметной тенденцией XXI века становится формирование европейского центра силы на основе Европейского Союза.

При этом прослеживается линия на создание в ЕС самостоятельной силовой составляющей.

Североатлантический союз расширяет географическую зону действия и приобретает некоторые черты организации по обеспечению безопасности. Напротив, повышения роли ОБСЕ в новой расстановке сил не просматривается, если не будут приняты меры по кардинальной трансформации этой организации. Следует ожидать продолжение попыток распространить влияние НАТО, а также Евросоюза и США на страны СНГ, не исключая привлечения некоторые из них в состав НАТО.

Особое значение приобретает фактор стирания границ между внутренними и внешними аспектами политики. Увеличивается вес гуманитарной составляющей в международной жизни. При наличии целого ряда государств, власти которых не способны контролировать свои территории и внутренние процессы, в международных делах явственно проявляется тенденция к ослаблению государственного суверенитета. Учащаются случаи «гуманитарных интервенций».

В условиях глобальной неустроенности на фоне возрастающего экономического и военного превосходства Запада, а также из-за внутренних трудностей и провала модернистских моделей развития, усиливается системное недовольство в «третьем», прежде всего, мусульманском мире. В результате этих процессов в ближайшие 15 лет возможно установление радикальных исламских режимов, готовых использовать терроризм в качестве государственной политики под лозунгами создания «мирового халифата».

Возрастает роль негосударственных игроков в мировой политике, в том числе в различного рода конфликтах. В этом качестве впервые в истории человечества антигражданские силы — терроризм, организованная преступность, включая наркобизнес, консолидируются в международном масштабе, привлекают и используют информационный и интеллектуальный потенциал, высокие технологии.

Геополитический анализ позволяет оценить взаимосвязь и соотношение между внешнеи внутриполитическим состоянием безопасности страны. Резкое ухудшение международной ситуации, вызванное развалом СССР, вывело за предельно критические значения переменные величины (существенное сокращения населения, экономического потенциала и т. д.), а также нанесло ущерб геополитической константе России (утрата части территории исторической России). Усиление внешнего давления на Российское государство характеризуется не только образованием «вакуума силы» на постсоветском пространстве, но и обострением межцивилизационных противоречий в связи с ростом глобальной экспансии западной цивилизации. В то же время на глобальном уровне Россия выступает как самостоятельный геополитический субъект и одновременно как особый тип цивилизации, что объективно определяет её место в современном мире. При этом принципиальной остаётся фундаментальная геополитическая ориентация России в евразийской системе координат.

Интересы безопасности страны требуют самодостаточности России как субъекта геополитики, что связано с восстановлением равновесия между центрами силы в мире и с обеспечением процесса реинтеграции на новой основе в рамках единого общего цивилизационного пространства. С точки зрения внутренней геополитики России принципиальное значение для безопасности страны имеет недопущение роста терроризма и регионального сепаратизма, вызванного дезорганизацией внутренних связей и усилением давления ряда сопредельных стран. Нет сомнения, что можно избавиться от терроризма, когда будут преодолены бедность, неравенство и несправедливость, в том числе и в международных отношениях. Пока этого не произошло, в тактическом плане на национальном уровне следует проводить комплекс мер по укреплению государственной власти, ибо слабость государства — серьёзная предпосылка вовлечения любой страны в орбиту влияния международного терроризма.

Проблема политической безопасности является центральной в комплексе вопросов, касающихся построения всеобщего механизма практической реализации стратегической национальной безопасности России.

Каждый человек хочет жить в великой стране. Граждане России в этом плане не являются исключением. Многие призывают Россию отказаться от амбициозных планов, смириться с участью маленького государства, с мнением которого можно не считаться. Приводят примеры, как отказ от глобальных претензий позволял ряду народов обрести покой и счастье. Но вряд ли такое возможно в нашем случае. Хотя бы по той причине, что самая большая по территории страна не может быть на периферии мировой политики.

Мы хотим, чтобы мнение нашего государства было весомым и значимым. Но занять одно из ведущих мест в мировой политике невозможно, апеллируя лишь к великому прошлому. Нужны прорывные проекты, претворение которых способно поднять Россию и вернуть ей былые позиции. Россия отстала от ведущих держав не на одно десятилетиеи теперь, нам нужно бежать это расстояние как можно быстрее. Идея России как энергетической сверхдержавы, по сути, является не просто экономическим проектом — это может стать важнейшей для страны геополитической задачей, решение которой вернуло бы ей утраченный статус и роль глобальных политических проектах. У России сегодня нет другой альтернативы выживания. Если мы не сможем сами добывать свою нефть, сами решать, на какие рынки её продавать, если мы не сможем использовать углеводородные запасы в качестве своего экономического и политического преимущества — тогда мы обречены на то, чтобы наблюдать, как это делают за нас другие.

26 апреля 2007 года президент России в соответствии требованиями статьи 84 Конституции РФ обратился к Федеральному собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Глава государства уже в начале своего выступления выразил обеспокоенность тем, что против России идёт скрытая необъявленная война. Он не сказал об этом прямо и не назвал конкретных субъектов этой войны. Но подтвердил, что «не всем нравится стабильное, поступательное развитие нашей страны», а цель вражеских сил — «лишить нашу страну экономической и политической самостоятельности». Было подчёркнуто, что эта война идёт с опорой на экстремистские силы внутри страны. Основными средствами её ведения является вмешательство во внутренние дела, «демократизаторские лозунги», разжигание межнациональной и межконфессиональной розни.

Президент предложил необходимые меры в правовой, экономической и социальной областях по укреплению безопасности современного Российского государства. Так, в прямую зависимость поставлено решение жилищных проблем и борьба с пьянством, высокой смертностью, преступностью, в том числе и подростковой, а также с беспризорностью. Безусловно, что решение таких социально-экономических проблем, как улучшение пенсионного обеспечения, предотвращение любых «кризисов пенсионной системы», развитие малого бизнеса, принятие мер по повышению культурного и образовательного уровня населения, будет способствовать сужению социальной базы для проявления роста экстремистских сил. Намечено много государственных программ, фондов и выделяемых на их реализацию финансовых средств. Вместе с тем президент потребовал от Федерального собрания «ускорить принятие поправок в законодательство, ужесточающих ответственность за экстремистские действия».

Президент чётко обозначил позицию по отношению к странам НАТО по поводу выполнения Договора об обычных вооружённых силах в Европе и размещения элементов противоракетной обороны в Чехии и Польше.

Владимир Путин, обозначив определенные успехи в военной сфере, отметил необходимость последовательного укрепления наших Вооружённых Сил, соизмеряя задачи с возможностями национальной экономики, а также с характером потенциальных угроз и динамикой международной обстановки (не дать возможности США и НАТО втянут страну в очередную гонку вооружений).

Президент предложил следующие механизмы для решения многочисленных российских проблем. Это, во-первых, расширение информационного пространства, а во-вторых, выделение на основные национальные проекты дополнительных денежных средств. К сожалению, в нынешнем обращении главы государства к Федеральному Собранию фактически ничего не сказано о том, как выполнялись предыдущие послания. Без такого анализа сложно построить эффективное государство.

Задачи, поставленные Федеральному собранию в послании президента России, в первую очередь направлены на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и на противодействие экстремизму.

Послание президента стало ещё одним недвусмысленным сигналом, обращённым к партнёрам нашей страны: Россия — самостоятельный и прагматичный игрок, ориентированный не на «подстраивание» под кого-либо, а на безусловную реализацию своих национальных интересов, которые только и являются по-настоящему императивной величиной при определении содержания политики страны. А значит, наша страна становится действительно уверенной в своём будущем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 года № 706) // Собрание законодательства РФ. 2000. — № 17. -Ст. 1852.
  2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 года за № Нр-1895) // Российская газета. 2000. -12 сентября.
  3. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446−1 (в ред. Федерального закона РФ от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ) // Российская газета. 2006. — 27 июля.
  4. Закон Российской Федерации «О внешней разведке» от 10 января 1996 года № 5-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. -Ст. 143.
  5. Закон Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18 июля 2006 года № 121-ФЗ) // Российская газета. 2006. -27 июля.
  6. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года № 5485−1 // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 41. — Ст. 82 208 235.
  7. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. — № 35. — Ст. 3648.
  8. Закон Российской Федерации «О защите нрав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300−1 (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2006 года № 193-Ф3) // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 3. — Ст. 140.
  9. Ю.Закон Российской Федерации «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 года № 151 -ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1995. — № 35. — Ст. 3503.
  10. Закон Российской Федерации «Об информации, информационныхтехнологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3448.
  11. Закон Российской Федерации «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 23. — Ст. 2750.
  12. Закон Российской Федерации «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 10 января 2003 года. № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. — № 2. Ст. 156.
  13. Закон Российской Федерации «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 года № 85-Ф'З (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ) // Российская газета. 2004. 1 июля.
  14. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1996 года № 909) // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 25. — Ст. ЗОЮ.
  15. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24) // Собрание законодательства РФ. 2000. — № 2. — Ст. 170.
  16. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от Юянваря 2000 г. № 24).
  17. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 440) // Собрание законодательства РФ. 1996.- № 15. — Ст. 1572.
  18. Модельный закон от 17 апреля 2004 г. № 23−5 «О борьбе с терроризмом»: принят на заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление).
  19. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 27 июля 2001 года за № Пр-1387) // Российская газета. 2001. — 2 августа.
  20. Основы пограничной политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 1996 года) // Российская газета. -1996. 6 ноября.
  21. Положение о войсках гражданской обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 27 мая 1996 года № 784) // Собраниезаконодательства РФ. 1996.- № 22. — Ст. 2671.
  22. Положение о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 года № 1357) // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 46. Ст. 5652.
  23. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794) // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 2. — Ст. 121.
  24. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 года № 927) // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 30. Ст. 3149.
  25. Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 года № 1357) // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 46. — Ст. 5652.
  26. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 7 июня 2004 года № 726) // Собрание законодательства РФ. -2004. № 24. — Ст. 2392.
  27. Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 года № 960) // Собрание законодательства РФ. 2003. — № 33. -Ст. 3254.
  28. Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 7 июня 2004 года № 726) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 24. — Ст. 2392.
  29. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 года «Общими силами к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. 1998.-24 февраля.
  30. Послание Президента Федеральному собранию РФ (2006 год).
  31. Послание Президента Федеральному собранию РФ (2007 год).
  32. Постановление Правительства РФ от 04 декабря 1999 г. «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) РФ» (в ред. От 23 июля 2004 г.).
  33. Уголовный кодекс от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
  34. Указ Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 года № 1357 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -1998.№ 46. -Ст. 5652.
  35. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2004 года № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена» // Собрание законодательства РФ. 2004. -№ 20. — Ст. 1938.
  36. Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999−2000 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года № 270) // Собрание законодательств-РФ. 1999. — № 12. — Ст. 1484.
  37. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
  38. Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» (в ред. от 3 июля 2005 г.).
  39. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
  40. М.И. Основы национальной безопасности России. М., 1998.
  41. И.О., Поликанов Д. В. Интернет, трансформация общества и сетевые войны// Российские стратегические исследования. М., 2002.
  42. Авдеев 10.И. Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ. М.: Юнити, 2004.
  43. Алексееве.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.
  44. В.А. Обеспечение национальной безопасности России: проблемы, пути решения. Ростов/н/Д, 2003.
  45. А. И. Терроризм и этноаналитические конфликты / А. И. Ангуло, А. М. Коновалов. В 3 т. Т. 1. — М.: Огни, 2004.
  46. О. Энергия Поднебесной // Независимая газета. 2006. 28 июня.
  47. А.Г. Национальная безопасность России в многополярном мире // Вестник РАН, 2000. Т.70. № 11.
  48. Л. Дрейф идеологий // Коммерсант. 2006. 29 июня.
  49. К.А. Борьба с международным терроризмом: сб. документов / К. А. Бекяшев, М. Р. Авясов. М.: Проспект, 2005.
  50. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 2005.
  51. Бжезинский 3. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. М., 2004.
  52. Биотерроризм: национальная и глобальная угроза / Г. Г. Онищенко и др. // Вестник РАН. 2003. — Т. 73.
  53. Большая российская энциклопедия: в 30 т. М.: Большая российская энциклопедия, 2005. Т. 3.
  54. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. в 50 т. — М.: Большая советская энциклопедия, 1950. — Т. 4.
  55. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. в 30 т. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т. 3.
  56. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
  57. О., Гринченко Н. СПГ фактор глобализации газовых рынков // «Нефть, газ и бизнес» (Москва), № 9, 27.9.2005.
  58. Будущее за коммерческим шпионажем! // Московский комсомолец. -1994.- 23 января.
  59. В.И. Национальная безопасность современной России. Н. Новгород. 1999.
  60. B.JJ. Психология терроризма / В. Л. Васильев // Современный терроризм: состояние и перспективы- под ред. Е. И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — С. 178.
  61. A.B. Национальная безопасность России: декларации и реальность. М., 2003.
  62. Л. Калман М. Чернобыль: мифы и заблуждения // «Ведомости», 26. 04. 2006.
  63. А.И. Военная реформа в России. М., 2000.
  64. Возжеников А. В, Концептуальные подходы к обеспечению национальной безопасности. М.: РАГС, 1998.
  65. A.B. Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности Российской Федерации: основные понятия, классификация, содержание. М.: РАГС, 1998.
  66. A.B. Национальная безопасность в контексте современного политического процесса России: теория и политика обеспечения. М., 2002.
  67. A.B. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 1999.
  68. A.B. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: РАГС, 1998.
  69. A.B., Прохожее A.A. Государственное управление и национальная безопасность России. М, 1999.
  70. A.B., Прохожее A.A. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М.: РАГС, 1998.
  71. . А. Объективное и субъективное в социальных процессах//Философские науки. 1984. — № 3.
  72. А.Д. Российско-китайское стратегическое взаимодействие и мировая политика. М.: Никитский клуб, 2004.
  73. Н. Идустриализация + коллективизация = постлиберальная экономика // Газета. 2006 г. 28 июня.
  74. А., Игнатьев В. Пономарёв-Степной В., Субботин С., Цибульский В, Атомная энергетика в структуре мирового энергетического производства в XXI веке // «Энергия экономика, техника, экология», 25.01.2006.
  75. КС. Геополитика Кавказа. М., 2001.
  76. И. С оглядкой на восточного соседа // «Нефть России», № 4, 29.04.2006.
  77. К.А. Об уме. М, 1938.
  78. В. В. Об американской «стратегии борьбы с терроризмом» / В. В. Гибрат // США Канада. — 2004. — № 3.
  79. A.B. Социальная стабильность и национальная стабильность России. -М., 2001.
  80. A.B. Дипломатическая служба. М., 2003.
  81. В.И., Васильев ГА. Энциклопедия безопасности. М., 2000.
  82. А., Кампанер Н. Газ в Европе: есть ли альтернатива?// «Россия в глобальной политике», № 1, 2006.
  83. A.B. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М., 2000.
  84. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М. Русск. язык, 1978.-Т. 1.
  85. М. Белое солнце пустыни//3автра. Апрель, 2007 г. № 16 700.
  86. М.И., Урсул АД. Основы обеспечения безопасности России. Учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей вузов. М.: Экономика, 2003.91 .ДугинА.Г. Основы геополитики. М., 1997.
  87. Т. Рост ВВП в наших руках // Независимая газета. 2006. 28 июня.
  88. Жак Сапир. Россия в глобальной политике // Итоги. № 42(436).22 марта 2007.
  89. Л. П. Биотерроризм и агротерроризм реальная угроза безопасности общества / JI. П. Жиганова // США- Канада. — 2004. — № 9.
  90. И.Ю. Стратегия безопасности России: проблемы формирования понятийного аппарата. М., 1995.
  91. Н.И., Курбанов Д. А. Теория и методология защиты информации. Уфа, 2001.
  92. ОД. Национальная безопасность и демографический рост. М, 2004.
  93. Л. Россия-Индия: стратегический проект. Военно-промышленный курьер. № 7(173). 2007.
  94. Иллюзия благополучия // «Нефтегазовая вертикаль», № 4, 2006.
  95. И. «О Родине, власти и смерти» // Независимая газета. -1994.-30 декабря.
  96. Исследования по безопасности. М.: Концепт, 1998.102. «Итоги».№ 42(436).22 марта 2007.
  97. В. О. Приоритетные национальные проекты и новая идеология для России. М.: Вагриус, 2007.
  98. Канн Сам Гу. Этнонациональные конфликты в Закавказье и Центральной Азии в контексте их геополитического положения. М., 2002.
  99. Канн Сам Гу. Этнонациональные конфликты в Закавказье и Центральной Азии в контексте их геополитического положения.
  100. С.П., Курдюмов СЛ., Малшецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1977.
  101. Катастрофы и образование / под ред. Ю. JI. Воробьева. М.: Эдиториал, 1999.
  102. A.A. Политика национальной безопасности России в условиях глобализации. М. 2001.
  103. А. Нефтедобыча как освоение Луны // «Эксперт», № 43, 14.11.2005.
  104. А. И. Энциклопедия секретных служб России / А. И. Колпакиди. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2003.
  105. Конференция в Дипломатической академии // Военный дипломат. -2004. -№ 11, № 12.
  106. А.П. Стратегия национальной безопасности: Конспектлекций.-М., 2001.
  107. A.C., Крупное Ю. В. Дом в России: национальная идея. М., 2004.
  108. В.Н. Предупреждение терроризма / В. Н. Кудрявцев // Общественные науки и современность. 2004. — № 1.
  109. В.М. Международная безопасность: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006.
  110. В.А. Перспективы мировых финансовых рынков: Доллар или евро?// Бизнес и банки. 2002. № 33.
  111. С. Преодолеть энергетический дефицит // Военно-промышленный курьер. № 12 (178) 28 марта- 3 апреля. 2007.
  112. В. М. Проблемы предотвращения актов ядерного и радиологического терроризма / В. М. Куценко, А. П. Морозов // Высокотехнологический терроризм. 2002. — № 5.
  113. М. новый курс ФСКН //Военно промышленный курьер. № 9(175). 7−13 марта. 2007.
  114. В.М. Национальная безопасность: сущность, основы теории и практического анализа. Казань, 2003.
  115. Лапин IIK Тяжкие годины России // Мир России. 1992. -Т. l.-№ 1.
  116. Ларичев 0.11. Теория и методы принятия решений / О. Н. Ларичев. М.: Логос, 2002.
  117. М.М. Мировая политика. М., 2006.
  118. О. Альтернативные источники энергии // «Обозреватель», 27.06.2005.
  119. С. От «сырьевого придатка» к «лидеру мировой энергетики»//"Ведомости", 30.01.2006.
  120. . В. Антитеррор на суше и на море. //Независимое военное обозрение. 2007. № 11.
  121. В. Не та развилка // «Ведомости», 22.04.2006.
  122. В. Нерентабельный миф // «Профиль», № 9, 13.03.2006.
  123. С. Взгляд на нефть //Коммерсант-Daily, 08.02.2006.
  124. С. «Русский крест» над Россией // Российская газета. 2006. 18 июля.
  125. В.М. О системном подходе министерств и ведомств Российской Федерации к совершенствованию системы государственного управления. Монография.- М., 1998.
  126. В.М. Организация управления и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации: учебное пособие. М., 2002.
  127. Михаил Делягин. Основы внешней политики России: матрица интересов.- М.: ИНФРА-М, 2007
  128. О.М. Национальная безопасность России: военно-политические аспекты. М., 2003.
  129. Т. Основной курс на перемены выбран правильно // Московские новости. 2006. Август № 30,
  130. Национальная безопасность: концептуальные и практические аспекты. Материалы семинара «Стратегия развития» от 22 апреля 2002 года. М., 2002. национального интереса. М., 2003.
  131. Нефтяное государство // «Новая газета», 22.12.2005.
  132. Никаноров СП, Кучкаров З. А., Иванов А. Ю. Новые подходы к построению системы обеспечения безопасности. М.: 1996.
  133. А.И. Военная реформа буксует// Русский мир. 2000. № 3.
  134. СИ. Словарь русского языка. М.: Русск. язык, 1978.
  135. Е.А. Экономическая и национальная безопасность: учебное пособие для студентов вузов. М.: Экзамен, 2005. 76.
  136. Д. В. Психология террора//Д. В. Ольшанский. М.: Академический проект, 2002.
  137. Партия, которую сыграет Путин // Известия. 2006. 29 июня.
  138. К.И. Арабские страны и ислам и Россия. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2001.
  139. Пономарёв-Степной Н., Столяревский А. Атомно-водородная энергетика пути развития // «Энергия-экономика, техника, экология», 28.01.2004.
  140. CA. Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России. М., 2004.
  141. A.C., Козьменко В. М., Елманова Н. С. История международных отношений и внешней политики России. 1648 2000. — М., 2003.
  142. ПрохожевА.А. Теоретико-методологические основы безопасности России // Безопасность России в XXI веке. М.: РИЦ ИСПИ РАН,
  143. A.A. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. М.: РАГС, 1997.
  144. .Г. Террористический интернационал.- Жуковский- М.: Кучково поле, 2005.
  145. A.B. История международных отношений в Новое время. М., 2004.
  146. Е.А. Кибербезопасность и кибертерроризм / Е. А. Роговский, Б. Э. Верпаховский // США Канада. — 2003. — № 8.
  147. Российские стратегические исследования. Ежегодник / Под ред. Л. Л. Фитуни. М., 2002.
  148. Россия и Индия на пороге третьего тысячелетия / Отв. Ред. А. А. Куценков, Ф. Н. Юрлов. М., 1998- Широков Т. К., Лунев С. И. Россия, Китай, Индия в современных глобальных процессах. М.: МОНФ, 1998.
  149. А.Н. Постсоветское пространство: российско-американский конфликт понимания // Советы по внешней политике. 2001. № 1.
  150. А.Н. Постсоветское пространство: российско-американский конфликт понимания// Советы по внешней политике. 2001. № 1.
  151. КН. Современные проблемы терроризма. М., 2000.
  152. М.Д. Угрозы терроризма и чрезвычайные ситуации техногенного характера / М. Д. Сигаль, Н. А. Махутов, В. И. Степанчиков // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2004. — № 2.
  153. Э.Т. Административно-правовое принуждение в условиях специальных правовых режимов. М., 2004.
  154. К.В. Энергетическая сверхдержава / Константин Симонов. М.: Алгоритм, 2006. — 272с.- (Путин +7).
  155. ЮГ. Национальная безопасность РФ в сфере науки и технологий: проблемы и перспективы. М., 2004.
  156. Совместное заявление президентов В. В. Путина и Дж. Буша об антитеррористическом сотрудничестве // Российская газета. 2002 г. 25 мая. № 92.
  157. Ю.В. Политическая структура мира. Между терроризмом и биполярностью?// Российские стратегические исследования. М., 2002.
  158. Субъективная экономика//Коммерсант- Daily, 12.04.2006.
  159. В. А. Мировой опыт антипартизанских и антиповстанческих действий армии как форма борьбы с терроризмом //Современный терроризм: состояние и перспективы/ Под редакцией Е. И. Степанова. М., 2000.
  160. Л.П. К формированию концепции безопасности России // Информационный сборник «Безопасность». 1993. — № 6.
  161. Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2001.
  162. Трибуна русской мысли. 2002. № 1.
  163. Ю.В. Эффективность борьбы с терроризмом в соблюдении действующего законодательства // Терроризм. Правовые аспекты борьбы: Нормативные и международные правовые акты с комментариями. Научные статьи./Под ред. И. Л. Трунова. М., 2005.
  164. В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом. Стандарты и практика / В. В. Устинов. М.: Юрлитформ, 2002.
  165. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.
  166. В. «Крона», «корни» и «климат» терроризма / В. Хорос // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 3.
  167. В. Я. Технологии и системы информационной безопасности. Аналитический обзор/ В. Я. Цветков. М.: ВНТИЦ Минпромнауки России, 2001.
  168. М.А. Новые информационные технологии в задачах обеспечения национальной безопасности России / М. А. Шахраманьян. М.: ИИЦ ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003.
  169. JI. Россия-год 2006: логика политического страха// «Независимая газета», 13.12.2005.
  170. В.Н. Вооруженные силы стран мира. М, 2002.
  171. О. Балканы-Аппенины-Перенеи. Завтра. № 12(696). 2007 г.
  172. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и, что делать? Учебное пособие/ Под ред. Проф. В.И. Данилова- Данилина. М.: Издательство МНЭПУ, 1997.
  173. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1889.
  174. К. Как нам диверсифицировать экспорт? // Pro et Contra, № 3,2005.
  175. Joseph Cirincione With Jon B. Wolfsthal and Miriam Rajkumar. Deadly Arcenals. Tracking Weapons of Mass Destruction D. C: Carnegie Endowment for International Peac, 2002.
  176. Maddison A. The World Economy: A Millennial Perspective. Development Center of the Organization for Economic Co-operation and Development, 2001.
  177. Meese E. The Five Tiers jf Domestic Action // Terrorism: How the West Can Win / Ed. by D. Netanyahy/ N. Y., 1986.
  178. О Balance El Terror in Ireland/ Novato (Call), 1981.
  179. Official Journal of the European Communities. 2004. L.99.
  180. Rose R. Northern Irland. A Time of Choice. L., 1976. P. 13- Politics Today. № 3. 1986, 17 febr
Заполнить форму текущей работой