Надежность глубоководных причальных сооружений типа «Больверк»
С начала восьмидесятых годов прошлого столетия нередкими стали случаи сверхнормативных смещений кордона гибких больверков из стального шпунта с отметками дна у сооружения минус 13.5 и более метров. Так, например, кордонные стенки ряда причалов Вентспилсского свободного торгового порта получили перемещения в сторону акватории порядка 50 см. Аналогичные перемещения отмечены в период строительства… Читать ещё >
Содержание
- 1. Аналитический обзор методов расчета тонкой подпорной стенки
- 1. 1. Теории давления грунта
- 1. 2. Реализация механизма взаимодействия стенки с грунтом
- 1. 2. 1. Графоаналитический метод и его вариации
- 1. 2. 2. Метод расчета балки на упругом основании
- 1. 2. 3. Метод конечных элементов
- 1. 3. Выводы по главе
- 2. Аналитический обзор экспериментальных исследований сооружений типа больверк
- 2. 1. Лабораторные исследования
- 2. 2. Натурные исследования
- 2. 3. Сооружения со сверхнормативными перемещениями
- 2. 4. Краткий анализ экспериментальных исследований
- 2. 5. Выводы по главе
- 3. Методика расчета сооружений типа больверк
- 3. 1. Теоретические соображения
- 3. 2. Зоны напряженных состояний в засыпке, примыкающей к тонкой стенке
- 3. 3. Основные положения и допущения
- 3. 4. Деформативные характеристики
- 3. 5. Этапы расчета глубоководных больверков
- 3. 5. 1. Общие положения
- 3. 5. 2. Лицевая стенка
- 3. 5. 3. Анкерная тяга (второй элемент сооружения)
- 3. 5. 4. Анкерная опора (третий элемент сооружения)
- 3. 5. 5. Особенности расчета отчерпанных больверков
- 3. 6. Выводы по главе
- 4. Реализация предложенной методики в задачах портовой гидротехники
- 4. 1. Боковое давление грунта на стенку
- 4. 2. Апробация методики расчета
- 4. 2. 1. Влияние характера изменения начальной функции зональной плотности
- 4. 2. 2. Влияние жесткости
- 4. 2. 3. Влияние ряда деформативных характеристик
- 4. 2. 4. Сравнение результатов расчетов и натурных наблюдений
- 4. 3. Выводы по главе
- 5. Повышение надежности глубоководных причальных сооружений типабольверк
- 5. 1. Управление качеством сооружения
- 5. 2. Определение степени влияния различных факторов на сверхнормативные перемещения анкерного узла
- 5. 3. Повышение эксплуатационной надежности портовых сооружений
- 5. 3. 1. Технические способы повышения эксплуатационной надежности
- 5. 3. 2. Технологические решения, способствующие повышению эксплуатационной надежности сооружений типа больверк
- 5. 4. Выводы по главе
Надежность глубоководных причальных сооружений типа «Больверк» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Высокая экономическая ответственность глубоководных сооружений типа больверк, получивших широкое распространение в Северо-западном регионе страны, требует глубокого понимания обстоятельств работы сооружения как в период строительства, так и в период эксплуатации. В соответствии с требованиями главы СНиП 33−01−03 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования», в которых увязываются вопросы надежности и безопасности гидротехнических сооружений, расчеты «напряженно-деформированного состояния системы „сооружение-основание“ должны выполняться на основе современных, главным образом численных методов механики сплошной среды с учетом реальных свойств материалов и пород оснований», а сами расчеты должны проводиться по двум группам предельных состояний. Последнее предполагает проведение анализа работы сооружения в линейной области и за ее пределом.
С начала восьмидесятых годов прошлого столетия нередкими стали случаи сверхнормативных смещений кордона гибких больверков из стального шпунта с отметками дна у сооружения минус 13.5 и более метров. Так, например, кордонные стенки ряда причалов Вентспилсского свободного торгового порта получили перемещения в сторону акватории порядка 50 см. Аналогичные перемещения отмечены в период строительства на одном из причалов Морского порта Санкт-Петербург, а перемещения кордона причала Архангельского Mill превысили 100 см. При строительстве пирса № 3 Вентспилсской перевалочной базы смещение лицевого элемента отбойного пала на уровне дна превысило 50 см. Пал выполнен в виде ячейки с экранированием по всему периметру преднапряженными сваями-оболочками. В порту Певек на причале типа больверк смещения в сторону акватории низа шпунта на уровне отметки дна составили 93−105 см.
Сверхнормативные горизонтальные смещения кордона и прогибы шпунта лицевой стенки причалов приводят к приостановке работ по возведению сооружений, требуют проведения экстренных экспериментальных работ, а иногда и усиление сооружения. Все это увеличивает себестоимость сооружений и сроки строительства.
Накопленные к настоящему времени экспериментальные данные свидетельствуют о большом числе факторов, влияющих на работу тонкой заанкерованной стенки. Как правило, их учет производится введением в расчет критериев гибкости и эмпирических поправочных коэффициентов к эпюрам изгибающих моментов, бокового давления и к усилию в анкерной тяге.
Поправочные коэффициенты не всегда полностью отражают изменения изгибающего момента и анкерной реакции и требуют корректировки. Следует отметить, что если до глубин 10−12 м поправочные коэффициенты скрывали несовершенство существующих методов расчета, основанных на теории предельного равновесия, то с выходом сооружений типа больверк на большие глубины погрешности выходят за диапазон, который компенсируют поправочные коэффициенты.
Факты сверхнормативных перемещений элементов больверка определили цель и задачи исследования по теме диссертации.
Основной целью исследований являлось выяснение обстоятельств работы глубоководных больверков и создание на базе теоретических и экспериментальных исследований инженерной методики расчета, а в задачи входили: изучение и анализ существующих методов расчета подпорных сооружений с целью определения применимости их к расчету глубоководных больверковизучение и анализ данных экспериментальных исследованийопределение влияния на напряженное состояние конструкции ряда факторовразработка расчетной модели глубоководного больверка с учетом закономерностей взаимодействия грунта со стенкойреализация расчетной схемы на ЭВМсопоставление результатов расчетов с данными лабораторных и натурных исследованийразработка технических и технологических решений по повышению надежности больверков.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы и сформулировать рекомендации.
1. Результаты аналитических обзоров методов расчета и экспериментальных исследований причальных сооружений типа больверк, а также экспертных оценок, проведенных рядом специалистов-гидротехников, позволяют сделать вывод о сложности оптимизации проектных решений глубоководных портовых сооружений типа больверк. С позиции теории планирования научного эксперимента подобная задача является экстремальной. Анализ работы исследуемого сооружения, даже в линейной области, выполненный в соответствии с требованиями СНиП 33−01−03 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования» также подтвердил весьма высокую сложность решения поставленной задачи.
2. Разработанная расчетная схема больверка, основанная на теореме взаимности реакций и перемещений, использующая функцию зональной плотности, позволяет расширить область применимости одноконстантной грунтовой модели на основе гипотезы Фусса-Винклера. Винклеровская грунтовая модель не позволяет учитывать распределительную способность грунта. Предлагаемая расчетная схема дает возможность учесть арочный эффект, образующийся при прогибе и перемещении стенки, тем самым устраняя основной недостаток винклеровской модели.
3. Прием определения деформативных характеристик с использованием коэффициента анизотропии и модуля общих деформаций грунта точнее, чем существующие методы, отражает деформационные свойства грунта при определении бокового давления грунта.
4. Оценка напряженно-деформированного состояния глубоководных причальных сооружений типа больверк по предлагаемой методике позволяет определять параметры системы по первой и второй группе предельных состояний с приемлемой дляинженерных целей точностью. Решение тестовых задач показало удовлетворительную сходимость результатов расчетов по предлагаемой методике с данными экспериментальных исследований.
5. Учитывая, что в периоды строительства и эксплуатации больверков весьма редки случаи разрыва анкерных тяг, автор считает, что наблюдаемые сверхнормативные перемещения кордона глубоководных больверков в строительный период происходят из-за недостаточной несущей способности анкерных опор, неучета трансформации бокового давления по высоте стенки и малой эффективности работы экранирующих элементов. Очевидно также, что строительные свойства грунтов, отсыпаемых в воду, в начальный период значительно ниже свойств, рекомендуемых нормативными документами.
6. Для установления соответствия строящихся ПГС нормативным требованиям по прочности и несущей способности необходима установка контрольно-измерительной аппаратуры, позволяющей оперативно отслеживать во времени напряженно-деформированное состояние несущих элементов ПГС, что позволит обеспечивать надежность сооружения на всех стадиях строительства и эксплуатации и совершенствовать нормативную базу.
7. На первом этапе реализации разработанной методики в качестве опытного применения предлагается упростить расчетную схему сооружения, приняв за собственный элемент лицевую стенку конструкции, а за несобственные элементы, упруго работающие на всех стадиях загружения конструкции — анкерную опору и анкерную тягу.
8. Тематика перспективных направлений должна включать тему «Разработка и совершенствование конструкций и методов расчета глубоководных заанкерованных больверков с лицевой стенкой повышенной жесткости». Первое предельное состояние такой конструкции определяется допущением образования пластического шарнира в лицевом элементе, а второе предельное состояние — допусками, указанными в РД 31.35.10−86 «Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий».
Список литературы
- Аристархов В.В., Падеров ЮЛ., Долинский А. А. Резервы несущей способности причальных сооружений. // Речной транспорт, 1989, № 11, с. 38−39.
- Валунов Ю.К. Причальные стенки с жесткой анкеровкой лицевых стенок.// Транспортное строительство, 1990, № 12.
- Валунов Ю.К. Расчет причальных стенок с анкерами глубокого заложения. // Транспортное строительство, 1990, № 2.
- Барамидзе Ж.И., Князев Е. С. К расчёту устойчивости основания типа больверк. // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации береговых сооружений морского транспорта. М.: Рекламинформбюро ММФ, 1974, с. 33−38.
- Барышков К. К, Довгаленко А. Г. Исследование деформаций больверка построенного на слабых грунтах. // Труды Союзморниипроекта. Вып. 49. М.: Транспорт, 1977, с.9−15.
- Безруков М.Н. Натурные исследования причальной стенки в Горьков-ском порту. // Речной транспорт, 1958, № 7.
- Беляев Н.Д. Инженерные методы предотвращения размыва дна от работы судовых движителей. // Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. техн. наук. СПб, 1999.
- Бугров А.К., Голубев А. И. Анизотропные грунты и основания сооружений. Л.: Недра, 1993.
- Будин А.Я. Длительная прочность больверков на сплошном ползучем основании. // Гидротехническое строительство, 1978, № 3 с. 26−27.
- Будин А.Я. Натурные исследования причальной набережной в виде козлового больверка. // Речной транспорт, 1964, № 9.
- Будин А.Я. Тонкие подпорные стенки. Л.: Стройиздат, 1974. 191 с.
- Будин А.Я., Демина Г. А. Набережные. М.: Стройиздат, 1979,287 с.
- Варламова Т. В, Использование экранирования для усиления причальных сооружений. // Тезисы докладов II научно-технической конференции «Эксплуатация и долговечность портовых и судоходных сооружений», JL, 1983.
- Вялов С.С. Реологические основы механики грунтов. М., Высшая школа, 1978,447 с.
- Гаджиев Д., Гайдаров Г., Эрцаллов М. Пластинчато-стержневое моделирование при расчете причальных сооружений. // Морской флот, № 2, 2003, с. 32−38.
- Гаджиев Д., Гайдаров Г., Эрцаллов М. Применение пластинчато-стержневого моделирования при расчете причальных сооружений. // Морской флот, № 3, 2003.
- Гельфер В.Я., Даревский В. Э. К вопросу о модельных исследованиях подпорных стенок. // Труды Союзморниипроекта. Вып.40 (46). М.: Транспорт, 1976, с.30−37.
- Гениев Г. А. Плоская деформация анизотропной сыпучей среды. // Строительная механика и расчет сооружений, 1986, № 5, с. 33−35.
- Гениев Г. А. Плоская деформация идеально пластической среды. // Строительная механика и расчет сооружений, 1982, № 3, с. 14−181
- Герасименко Н.В. Исследование работы глубоководных палов из свай оболочек за пределами упругости. // Труды Союзморниипроекта, Вып. 52. М.: Транспорт, 1979, с. 13−19.
- Гинсбарг Р.И., Шафир И. Н. Предупреждение аварий морских причальных сооружений. Морской транспорт, 1953,258 с.
- Горюнов Б.Ф. Пути снижения стоимости и повышения долговечности портовых причальных сооружений. Труды ЦНИМФа, Л. № 19, 1958.
- ГуревичВ.Б. Речные портовые гидротехнические сооружения. М.: Транспорт, 1969,416 с.
- Гуревич В.Б. Строительство гидротехнических сооружений из сборного железобетона (расчеты, исследования и производство работ). М.: Речной транспорт, 1961.
- Довгаленко А.Г., Максимов А. Н., Матюнин В. Ф., Лепёшкин А. И. Глубоководный больверк с многоярусной анкеровкой. // Труды Союзморнии-проекта, Вып.49. М.: Транспорт, 1977, с. 52−59.
- Долинский А.А. О методике и средствах определения механических характеристик грунтов. // Вопросы совершенствования конструкций морских береговых сооружений (Сборник научных трудов). М.: Транспорт, 1984, с.23−30.
- Долинский А.А. Повышение эксплуатационной надежности морских и речных портовых сооружений. Дисс. на соискание ученой степени д-ра техн. наук, СПб, 1995.
- Долинский А.А. Резервы прочности больверков и эстакад. Техническая эксплуатация морских портовых сооружений, Сб. науч. тр. Союзмор-ниипроект. М.: Транспорт, 1987, с. 16−25.
- Долинский А.А. Устройство для определения механических характеристик грунта. // Труды Союзморниипроекта. Вып.40(46). М.: Транспорт, 1976, с. 108−110.
- Долинский А.А., Курочкин С. Н., Саар Ф. В. Исследование больверка из предварительно напряженных оболочек. // Транспортное строительство, 1965, № 3, с.46—48.
- Дуброва Г. А. Методы расчета давления грунта на транспортные сооружения. М., 1969.
- Зархи А.З. Определение предельного сопротивления грунта боковой нагрузке. // Труды ЛИВТа, вып. XXV. М.: Речной транспорт, 1958.
- Зархи А.З. Экспериментальное исследование распределение реактивного давления грунта на шпунтовую стенку и одиночную сваю при действии горизонтальной силы. // Труды ЛИИЖТа, Вып. XXI, 1954, с. 146−164.
- Ивлев Д.Д., Мартынова Т. И. Об основных соотношениях теории анизотропных сыпучих сред. // Журнал прикладной механики и теоретической физики., Новосибирск: Изд-во АН СССР, 1961, № 2, с. 116−121.
- Коровкин B.C., Горынцев М. Н. Расчет глубоководных больверков с учетом перераспределения давления. // Водные пути и гидротехнические сооружения. Сборник научных трудов под ред. Мелконяна И. Г. СПб.: СПб ГУВК, 2002.
- Коровкин В .С. Длительная прочность и долговечность эксплуатируемых сооружений портовой гидротехники. Дисс. на соискание ученой степени д-ра техн. наук, СПб, 1995.
- Коровкин B.C. Автоматизированный расчёт тонких заглублённых в грунт подпорных стенок с учётом деформаций. // Труды Союзморнии-проекта. Вып. 55. М.: Транспорт, 1980, с. 55−60.
- Коровкин B.C. Несущая способность свайных оснований причальных набережных Санкт-Петербургского речного порта. // Юбилейный сб. трудов. СПб., 2003.
- Костюков В.Д. Вероятностные методы расчета запасов прочности и долговечности портовых гидротехнических сооружений. М.: Транспорт, 1979.
- Костюков В.Д. Надежность морских причалов и их реконструкция. М.: Транспорт, 1987, 224 с.
- Курочкин С.Н. Глубоководные причалы в виде заанкерованных больверков. // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации береговых сооружений морского транспорта. М.: Рекламинформбюро ММФ, 1974, с. 3−17.
- Курочкин С. Н. Мартыненко Ф.М. О способах реконструкции набережных для увеличения глубин у причалов и допускаемых нагрузок на их территории. // Труды Союзморниипроекта, Вып. Портовое гидротехническое строительство. М.: Транспорт, 1982- с. 57—68.
- Курочкин С.Н., Мартыненко Ф. М. Больверки с управляемой схемой работы. // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации береговых сооружений морского транспорта. М.: Рекламинформбюро ММФ, 1974, с. 18−23.
- Лазебник Г. Е. К расчету подпорных шпунтовых стенок. // Речной транспорт, 1961, № 2.
- Лазебник Г. Е. Чернышева Е.И. О влиянии формы эпюр бокового давления грунта на усилия в шпунтовых анкерных подпорных стенках. // Гидротехническое строительство, № 5,1966.
- Лубенов Р.В., Шихиев Ф. М. Морские гидротехнические сооружения свайной конструкции (причальные и оградительные). М.: Рекламинформбюро ММФ, 1976,145 с.
- Лужин О.В. и др. Обследование и испытание сооружений. М., Стройиз-дат, 1987.
- Максимаджи А.И. Прочность морских транспортных судов. М.: Судостроение, 1976.
- Максимов А.Н. Расчёт шпунтовых стенок с многоярусной анкеровкой. // Труды Союзморниипроекта, Вып. 49. М.: Транспорт, 1977, с. 41—52.
- Марченко А.С. Морские портовые сооружения на слабых грунтах. М.: Транспорт, 1976, 192 с.
- Методика применения экспертных методов для оценки качества продукции. М.: Изд-во стандартов, 1975,56 с.
- Нарбут P.M. Исследование работы фундаментов при действии горизонтальной нагрузки. // Труды ЛИИЖТа. Вып. 241. Л.: Транспорт, 1965.
- Омельченко Ю.М., Дубровский М. П., Пойзнер М. Б. Портовые гидротехнические сооружения, эксплуатируемые в экстремальных условиях. М.: ВНИИОЭГ, 1991,196 с.
- Отчет о научно-исследовательской работе «Разработать конструкцию причального сооружения с экранирующей надстройкой». Книга II. Одесса: Черноморниипроект, 1982.
- Отчет по теме «Натурные исследования напряженного состояния конструкций и основания строящегося причала п/п Певек», арх. № 19 130. Л.: Ленморниипроект 1964,68 с.
- Отчет по теме «Экспериментальные исследования новых типов сооружений и разработка методов расчета портовых причальных сооружений по предельному состоянию», арх. № Т-7074. Л.: Ленморниипроект 1960, 106 с.
- Перевязкин Ю.А. Лабораторные исследования отчерпанных и засыпанных одноанкерных больверков. // Сб. науч. тр. ЛИВТ. Л., 1987, с. 172−177.
- Плечкова И.Л. Оценка устойчивости нижнекембрийских синих глин при воздействии коммунально-бытовых стоков (Санкт-Петербургский регион). Сб. трудов молодых ученых СПГТИ. СПб, 1996. с. 10 -14
- Пойзнер М.Б., Постан М. Я. Эксплуатационная надежность причальных сооружений Вероятностные методы исследований. Монография. Одесса: Астропринт, 1999. 146 с.
- Пойзнер М.Б., Яковенко В. Г. Авторский надзор за портовыми ETC. М.: Транспорт, 1990,160 с.
- Проект типовой тензометрической станции, арх. №№ Т-12 675, Т-12 676, Т-121 678, Т-12 679, Т-12 680, Т-12 489. Л., 1968.
- Проектирование и строительство морских портовых сооружений // В/о Мортехинформреклама. М.:. Союзморниипроект, 1990.
- Проектирование, строительство и эксплуатация морских портовых сооружений. // В/о Мортехинформреклама. М.: Союзморниипроект 1992.
- Пузанков В.И., Дьяченко В. А., Николаевский М. Ю. Освоение новых конструкций и технологий при строительстве портовых сооружений в Новороссийском порту. // Транспортное строительство, 1996. № 10.
- РД 31.31.35−85 Основные положения расчета причальных сооружений на надежность. М.: Мортехинформреклама, 1985.
- РД 31.35.10−86 Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий. М., 1987.
- Рекомендации по проектированию заанкеренных тонких стенок с учетом искуственного регулирования напряженного состояния их элементов / ММФ -М.: Мортехинформреклама, 1984.
- Рельсовый крановый путь. Патент РФ № 2 080 016, Бюлл. Изобр. № 14 от 20.05.1997.
- Ренгач В.Н. Усовершенствованный метод расчета шпунтовых стенок. В кн. «Исследование деформаций и прочности оснований. // Труды ЛИИЖТа. Вып. 272. Л.: Транспорт, 1967, с 26−58.
- Ренгач В.Н. Шпунтовые стенки (расчет и проектирование). М.: Стройиздат, 1970, 111 с.
- Ренгач В.Н. Экспериментальные исследования работы гибкой шпунтовой стенки на большой модели. Подземные сооружения, основания и фундаменты. М.-Л.: Транспорт, 1965.
- Рогонский В.А. и др. Эксплуатационная надежность зданий. Л.: Стройиздат. Ленингр. отделение, 1983,280 с.
- РТМ 31.3016−78 Указания по проектированию больверков с учетом перемещений и деформаций. М., 1979.
- Руководство по проектированию свайных фундаментов, приложение 15, НИИОСП им. Н. М. Герсеванова Госстроя СССР.
- СаргсянА.Е. и др. Строительная механика. Основы теории с примерами расчетов. М.: Высшая школа., 2000,416с.
- СниткоН.К., Снитко А. Н. Расчет гибких опор защемленных в грунт. // Основания, фундаменты и механика грунтов, 1967, №№ 3, 6.
- Техническая эксплуатация портовых сооружений. Под ред. Б.Ф. Горю-нова. М.: Транспорт, 1974, 352с.
- Тимошенко С., Юнг Д. Инженерная механика. М.: Машгиз, 1960, 508 с.
- Указания по проектированию причальных набережных, СН-РФ 54.1−68 / Гипроречтранса, М., 1972.
- Фадеев А.Б. Методы конечных элементов в геотехнике. М.: Недра, 1987. 221 с.
- Фомин Ю.Н. Обобщение практического опыта строительства сооружений, включающих как элемент шпунтовую стенку. // Транспортное строительство, 2002, № 2, с. 11−16.
- Фомин Ю.Н. Строительство современных конструкций морских причальных сооружений. // Транспортное строительство, 2001, № 4, с. 8−10.
- Христофоров B.C. К расчету заанкерованых гибких стенок. JL: Изд. ВВИ ТКУ, 1948.
- Чеботарев Г. П. Механика грунтов, основания и земляные сооружения. М.: Стройиздат, 1968,615с.
- Чеботарев О.Н., Пойзнер М. Б., Дубровский М. П. Строительство портовых ГТС из сварного шпунта. М.: Транспорт, 1993, 176 с.
- Шихиев Ф.М. Исследования деформации и напряженного состояния грунта. // Научные труды. Геотехника, вып. 2,1962.
- Шихиев Ф.М. Кинематическая теория давления грунтов на причальные сооружения и другие типы жестких и гибких ограждений. // Диссертация на соискание ученой степени доктора наук. Л., 1965.
- Шихиев Ф.М. О распределении давления сыпучих тел по высоте подпорных стен. // Труды ОИМФа, вып. ХШ, 1957.
- Шихиев Ф.М., Школа А. В. Принципы расчета надежности портовых сооружений. // Морские порты. Вып.У. Одесса: ОИИМФ, 1972.
- Яковенко В.Г. Строительство причалов. М.: Транспорт, 1981,256 с.
- Яковлев П.И. Устойчивость транспортных гидротехнических сооружений. М.: Транспорт, 1986,191 с.
- Яковлев П.И., Тюрин А. П., Фортученко Ю. А. Портовые гидротехнические сооружения. М.: Транспорт, 1990, 320 с.
- Яковлев П.И., Школа А. В. Расчет несущей способности двухслойного основания с оценкой уровня надежности. И Известия ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева: Сб. науч. трудов. 1989. Т.215, с. 109−114.
- Duke М. Filed Study of Sheet Pill Bulkheads. // Proceedings American Society of Civil Engineers, 1953, IX vol. 78 Separate U55.1952.
- Lok Y., Marin I.P. Strength anisotropy and time effects of two senditive clays. U Canad. Geotechn. I. 1972, V.9, p. 261−277.
- PLANK Bulletin no 58, Technical articles nos. 1 to 9,1987.
- Report of working group 22 of PTC II. Ferry developments and their consequences for ports. Recommendation for the design and operation of port facilities. PLANK, Supplement to bulletin 87, 1995.
- Report of working group 22 of PTC II. Guidelines for design of armoured slopes under open piled quay walls. PLANK, Supplement to bulletin 96, 1997.
- ROWE. Anchored Sheet Pile Walls. // Proceeding of the Institute of Civil Engineers, vol. 1, № 1, May 1952.
- ROWE. Sheet pile Walls at failure. // Proceeding of the Institute of Civil Engineers, vol. 5, № 3, May 1956.
- TERZAGHI K. Anchored Bulkheads. // Transaction A.S.C.E., 1954, vol. 119, № 2720.
- TERZAGHI K. Sheet Piling with Tie Rod. Proceedings American Society of Civil Engineers, 1953, IX, vol. 79, Separate № 262.
- TSHEBOTARIEV G. Dock and Harbor Authority, vol. 31,1951.