Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение долговечности автотракторных дизелей применением присадки к моторному маслу на основе наночастиц цветных металлов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако на сегодняшний день многие вопросы разработки и эффективного применения НРП в качестве присадок к моторным маслам для повышения долговечности трущихся сопряжений автотракторных ДВС требуют дополнительного изучения. Необходимы специальные исследования процессов, происходящих в зонах трения деталей машин при наличии в смазочной среде наноразмерных порошкообразных материалов. С целью… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Надежность сельскохозяйственной техники в эксплуатации
    • 1. 2. Факторы, влияющие на ресурс автотракторных дизелей
    • 1. 3. Анализ способов повышения долговечности трущихся деталей автотракторных дизелей
    • 1. 4. Анализ современных присадок к моторным маслам
    • 1. 5. Выводы и задачи исследования
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ТРУЩИХСЯ СОПРЯЖЕНИЙ ДВИГАТЕЛЯ ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИСАДКИ К МОТОРНОМУ МАСЛУ НА ОСНОВЕ НАНОЧА-СТИЦ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
  • 3. ПРОГРАММА И ОБЩАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Программа исследований
    • 3. 2. Методика лабораторных испытаний
    • 3. 3. Методика физико-химических исследований поверхностей трения
      • 3. 3. 1. Методика лазерного эмиссионного микроспектрального анализа поверхностных пленок
      • 3. 3. 2. Рентгенофазовый анализ поверхностей трения
      • 3. 3. 3. Методика определения энергии активации пластической деформации материалов образцов
    • 3. 4. Методика стендовых испытаний дизелей
    • 3. 5. Методика эксплуатационных испытаний
    • 3. 6. Обработка экспериментальных данных и оценка точности измерений
  • 4. РАЗРАБОТКА СОСТАВА ПРИСАДКИ НА ОСНОВЕ НАНОЧАСТИЦ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
    • 4. 1. Технологические основы получения наноразмерных порошков цветных металлов
    • 4. 2. Технология получения наноразмерных порошков сульфидов и дисульфидов металлов
    • 4. 3. Технология приготовления смазочной композиции
    • 4. 4. Результаты предварительных лабораторных испытаний
    • 4. 5. Оптимизация состава смазочной композиции
  • 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
    • 5. 1. Результаты лабораторных испытаний
    • 5. 2. Результаты физико-химических исследований поверхностей трения
      • 5. 2. 1. Результаты лазерного эмиссионного микроспектрального анализа
      • 5. 2. 2. Результаты рентгенофазового анализа поверхностей
      • 5. 2. 3. Результаты оценки энергии активации пластической деформации материалов образцов
    • 5. 3. Результаты стендовых испытаний дизелей
      • 5. 3. 1. Изменение механических потерь на трение
      • 5. 3. 2. Изменение давления масла в главной масляной магистрали
      • 5. 3. 3. Изменение расхода картерных газов
      • 5. 3. 4. Износ деталей сопряжения «шейка коленчатого вала — вкладыш» за время испытания
      • 5. 3. 5. Результаты спектрального анализа моторного масла
      • 5. 3. 6. Влияние присадки на качество рабочих поверхностей деталей двигателя
      • 5. 3. 7. Влияние присадки на эффективную мощность и удельный расход топлива
      • 5. 3. 8. Влияние разработанной присадки на изменение физико-химических свойств моторного масла
    • 5. 4. Результаты эксплуатационных испытаний дизелей
    • 5. 5. Выводы
  • 6. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИСАДКИ «КЛАСТЕР-М» К МОТОРНОМУ МАСЛУ

Повышение долговечности автотракторных дизелей применением присадки к моторному маслу на основе наночастиц цветных металлов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время одной из причин снижения производства сельскохозяйственной продукции и повышения ее себестоимости является сокращение машинно-тракторного парка и существенное ухудшение его состояния. Техническая оснащенность механизированных процессов в растениеводстве, в частности тракторами, не превышает 40−50%, причем более 80% составляют базовые модели, выработавшие амортизационный срок, от 15 до 20% из них не участвуют в работе по причине неисправности [1]. Это обусловливает несвоевременность и низкое качество выполнения полевых работ, а также высокие материальные и трудовые затраты на поддержание предельно изношенной техники в работоспособном состоянии. Ежегодные затраты на ремонт, техническое обслуживание и работу машинно-тракторного парка страны составляют 90−100 млрд руб., то есть 17−20% по отношению к выпуску валовой продукции сельского хозяйства [2].

Анализ показателей надежности сельскохозяйственной техники в условиях эксплуатации показал, что до 30−50% отказов приходится на двигатели внутреннего сгорания (ДВС). После ремонта данные показатели увеличиваются на 20−30%. Согласно многочисленным исследованиям, долговечность как нового, так и капитально отремонтированного двигателя зависит в основном от технического состояния двух сопряжений — «поршневое кольцо — гильза цилиндра» и «шейка коленчатого вала — вкладыш». Отказы, связанные с износом данных сопряжений, являются наиболее частой причиной попадания автотракторных дизелей в капитальный ремонт.

Эффективным мероприятием, позволяющим повысить износостойкость трущихся деталей двигателя в процессе эксплуатации, является модифицирование смазочной среды специальными надбазовыми присадками. Механизм действия присадок, дополнительно вводимых в моторное масло, заключается в создании защитных пленок на трущихся поверхностях, которые препятствуют их непосредственному контакту, снижая трение, износ и предотвращая схватывание. Перспективное направление в этой области — использование в качестве компонентов присадок наноразмерных порошков (НРП) различных материалов.

Однако на сегодняшний день многие вопросы разработки и эффективного применения НРП в качестве присадок к моторным маслам для повышения долговечности трущихся сопряжений автотракторных ДВС требуют дополнительного изучения. Необходимы специальные исследования процессов, происходящих в зонах трения деталей машин при наличии в смазочной среде наноразмерных порошкообразных материалов. С целью определения оптимального количественного и качественного состава смазочной композиции на основе нано-размерного порошкообразного материала необходимо разработать математическую модель процесса износа трущихся деталей агрегатов машин. Кроме того, требуется глубокий анализ поверхностей трения деталей машин, полученных при использовании смазочных композиций, содержащих наноразмерные порошкообразные материалы. Необходимо также провести комплексные испытания двигателей с использованием экспериментальных смазочных материалов.

Таким образом, исследования, посвященные данной проблеме, представляют значительный теоретический и практический интерес.

Цель работы — повышение долговечности автотракторных дизелей в условиях эксплуатации за счет применения присадки к моторному маслу на основе наночастиц цветных металлов.

Объекты исследования — дизель А-01М, моторное масло М-Ю-Г2, сопряжения дизеля А-01М: «поршневое кольцо — гильза цилиндра» и «шейка коленчатого вала — вкладыш» .

Предмет исследования — технологии приготовления и применения смазочных композиций, состоящих из моторного масла М-10-Г2 и присадок к нему на основе наночастиц цветных металлов.

Методика исследований включала в себя лабораторные, стендовые и эксплуатационные испытания смазочных композиций, состоящих из моторного масла и присадок в виде НРП различных материалов.

Лабораторным испытаниям подвергали образцы, имитирующие работу ресурсоопределяющих пар трения. При этом определяли момент трения, износ и температуру. Стендовые испытания дизелей А-01М проводили на обкаточно-тормозном стенде КИ-5274 ГОСНИТИ е определением триботехнических свойств нового состава смазочной композиции. В результате эксплуатационных испытаний выявлено влияние разработанной присадки к моторному маслу на ресурс дизелей А-01М.

Результаты испытаний обрабатывали методами математической статистики с использованием стандартных программ на персональной ЭВМ.

Научная новизна. На основе кинетической концепции прочности материалов теоретически обосновано и практически подтверждено увеличение долговечности трущихся деталей двигателя за счет наличия на их поверхностях защитной пленки, сформированной под действием присадки к моторному маслу на основе наночастиц цветных металлов.

Определены трибологические характеристики смазочных композиций на основе различных наноразмерных добавок и изучены физико-химические особенности сформированных поверхностных слоев в зоне контакта деталей.

Разработана эксплуатационная смазочная композиция на основе наноразмерных порошкообразных материалов. Экспериментально-теоретическим методом обоснованы оптимальный состав и концентрация предлагаемой присадки к моторному маслу.

Практическая ценность. Разработан новый состав эксплуатационной присадки к моторному маслу на основе наноразмерных порошкообразных материалов, применение которой в процессе эксплуатации дизелей позволяет снизить величину механических потерь, износ основных сопряжений и удельный расход топлива, увеличить доремонтный и межремонтный ресурс дизелей.

Достоверность результатов работы подтверждается сравнительными испытаниями, использованием современных методов и технических средств исследования, а также применением экспериментально-теоретических положений по планированию эксперимента.

Реализация результатов исследований. Результаты проведенных исследований могут быть использованы на ремонтно-технических предприятиях, машинно-тракторных станциях, в акционерных обществах и фермерских хозяйствах, а также на автотранспортных предприятиях Министерства сельского хозяйства и других предприятиях, эксплуатирующих технику, оснащенную дизельными двигателями.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы были доложены, обсуждены и одобрены на научных конференциях профессорско-преподавательского состава, научных работников и аспирантов СГАУ в 2001— 2005 гг.- ежегодном межгосударственном постоянно действующем научно-техническом семинаре «Проблемы экономичности и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания «(г. Саратов, 2001;2004 гг.) — международной научно-практической конференции «Народное хозяйство Западного Казахстана: состояние и перспективы развития» (г. Уральск, 2004 г.) — международном симпозиуме «Славянтрибо-6» (г. Санкт-Петербург, 2004 г.).

Публикации. По результатам выполненных теоретических и экспериментальных исследований опубликовано 13 печатных работ общим объемом 2,44 печ.л., в том числе 0,83 печ.л. принадлежит лично автору.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 185 страницах машинописного текста, состоит из введения, шести глав, общих выводов, содержит 18 таблиц, 56 рисунков и 6 приложений. Список использованной литературы включает в себя 176 наименований.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Анализ данных литературных источников и патентный поиск показали, что наименее надежным агрегатом мобильной сельскохозяйственной техники является двигатель. На его долю приходится 30−50% отказов. Долговечность двигателя внутреннего сгорания определяется техническим состоянием сопряжений «поршневое кольцо — гильза цилиндра» и «шейка коленчатого вала — вкладыш», износ которых является одной из основных причин попадания двигателей в капитальный ремонт. Перспективным направлением в повышении долговечности данных сопряжений является легирование смазочной среды наноразмерными порошками различных материалов.

2. Теоретически обосновано выражением (2.21) и практически подтверждено результатами стендовых испытаний (см. рис. 5.17) повышение долговечности ресурсоопределяющих сопряжений двигателя за счет наличия в смазочной среде присадки на основе наночастиц цветных металлов.

3. Разработана технология получения наноразмерных порошков сульфидов и дисульфидов металлов. Экспериментально-теоретическим методом определен оптимальный состав смазочной композиции на основе наночастиц цветных металлов. Оптимальная концентрация присадки к моторному маслу составила 0,32 масс.%.

4. Сравнительные трибологические испытания базового масла М-10-Г2 и разработанного состава смазочной композиции показали эффективность последней. Момент трения образцов различных сопряжений, испытанных на масле с присадкой «Кластер-М», в 1,21−1,58 раза, а температура на поверхности контакта в 1,14−1,34 раза меньше, чем на масле М-10-Г2. Износ образцов по массе в результате применения масла с присадкой уменьшился в 1,74—2,4 раза по сравнению с моторным маслом М-10-Г2. Нагрузка схватывания образцов пары трения «шейка коленчатого вала — вкладыш», испытанных на масле с присадкой Кластер-М", увеличилась в 1,75, а пары «поршневое кольцо — гильза цилиндра» — в 1,6 раза по сравнению с чистым моторным маслом. Шероховатость рабочих поверхностей образцов пары трения «шейка коленчатого вала — вкладыш» после испытания на масле с присадкой на основе наночастиц цветных металлов уменьшилась в 1,88−2,56 разапары трения «поршневое кольцо — гильза цилиндра» — в 1,5−1,95 раза по сравнению с М-10-Г2.

5. С помощью физико-химических методов исследован механизм взаимодействия активных компонентов присадки с металлом трущихся поверхностей. Установлено, что использование присадки «Кластер-М» приводит к образованию поверхностных пленок с высокими трибологическими характеристиками. Толщина сформированной пленки составила 1,2 мкм.

6. Стендовые испытания дизелей показали, что присадка к маслу «Кластер-М» позволяет значительно снизить износ ресурсоопределяющих деталей, момент механических потерь и расход картерных газов. Средняя эффективная мощность дизелей А-01М, испытанных на масле с присадкой «Кластер-М», увеличилась на 3,2%, а удельный расход топлива снизился на 6,1% по сравнению с маслом М-10-Г2.

Введение

присадки «Кластер-М» в состав моторного масла М-10-Г2 не оказывает отрицательного воздействия на его основные физико-химические показатели.

7. Эксплуатационные испытания тракторов Т-4А, оснащенных дизелями А-01М, с использованием разработанной смазочной композиции, показали, что остаточный ресурс сопряжения «шейка коленчатого вала — вкладыш» в среднем на 32% больше по сравнению с тракторами, испытанными на чистом масле М-10-Г2. Годовой экономический эффект от применения присадки «Кластер-М» составил 28 168 руб. на один дизель.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. С. Затраты на ремонт машин в сельском хозяйстве / Л.С. Ор-сик, Л. М. Пильщиков//МТС.-2001.-Вып. 13.-С. 13−19.
  2. , В. И. Технологическое обеспечение технического сервиса в сельском хозяйстве / В. И. Черноиванов, А. Э. Северный // МТС. — 2002. -Вып. 15.-С. 1−4.
  3. , Ю. В. Сравнительная оценка надежности и равнопрочности тракторов Т-4 и Т-4 А по результатам рядовой эксплуатации / Ю. В. Булгаков, П. А. Байков, А. К. Пьянков // Тр. / ГОСНИТИ. 1978. — Т. 48. — С. 151−158.
  4. , Н. В. Надежность отремонтированных двигателей / Н. В. Храмцов. -М.: Росагопромиздат, 1989. 159 с.
  5. , А. И. повышение надежности отремонтированных дизелей СМД-62 путем совершенствования технологии ремонта : дис.. канд. техн. наук / Плеханов Алексей Иванович. — Саратов, 1990. 156 с.
  6. , П. С. Критерии предельного состояния и соответствующая им потребность в капитальном ремонте двигателя А-01М и его составных частей / П. С. Фридрих//Тр. / ГОСНИТИ. 1983. — Т. 66. — С. 131−138.
  7. , А. А. Анализ причин капитального ремонта двигателей / А. А. Лаптев, А. П. Самоцветов, П. С. Фридрих // Техника в сельском хозяйстве. -1983.-№ 10.-С. 49.
  8. , В. О. О видах износа пары трения шейка вкладыш коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания / В. О. Агузаров // Вестник машиностроения. — 1987. -№ 1. — С. 39−41.
  9. , Д. Смазки и родственные продукты. Синтез. Свойства. Применение: Международные стандарты. -М.: Химия, 1988. 488 с.
  10. , Г. И. Уменьшение износа автотракторных двигателей при пуске / Г. И. Суранов. М.: Колос, 1982. — 143 с.
  11. , Ю. В. Пуск холодных двигателей при низкой температуре / Ю. В. Микулин, В. В. Карницкий, Б. А. Энглин. М.: Машиностроение, 1971. — 239 с.
  12. , Г. С. Исследование пусковых качеств и пусковых износов дизельного двигателя при низких температурах / Г. С. Лосавио // Автомобильный транспорт. 1964. — № 6. — С. 43−45.
  13. , И. Б. Эксплуатационная надежность автомобильных двигателей / И. Б. Гурвич, П. Э. Сыркин. М.: Транспорт, 1984. — 141 с.
  14. , И. Б. Динамика трактора / И. Б. Барский, В. Я. Анилович, Г. М. Кутьков. М.: Машиностроение, 1973. — 280 с.
  15. , А.К. Работа дизелей в условиях эксплуатации : справочник /
  16. A.К. Костин, Б. П. Пугачев, Ю. Ю. Кочинев — под общ. ред. А. К. Костина. — Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1989, 284 с.
  17. , Н. С. Режимы работы двигателей энергонасыщенных тракторов / Н. С. Ждановский и др. Л.: Машиностроение, 1981. — 240 с.
  18. Долговечность двигателей дорожно-строительных машин (обзор). — М.: ВНИИстройдормаш, 1973. Серия I- разд. 4. — С. 32.
  19. , Е. Д. Влияние режимов работы на износ двигателей внутреннего сгорания / Е. Д. Канарчук, В. Е. Канарчук. Киев.: КТЭИ, 1970. — 167 с.
  20. , И. Б. Износ и долговечность двигателей / И. Б. Гурвич. -Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1970. 172 с.
  21. , Д. И. Методика определения ремонтных размеров шеек коленчатых валов и тонкостенных вкладышей / Д. И. Донской. М.: Автотранс-издат, 1958. -30 с.
  22. , Н. В. Оптимизация обкатки автотракторных двигателей / Н.
  23. B. Храмцов, А. Е. Королев. Тюменский сельскохозяйственный институт Тюмень, 1991.-150 с.
  24. , В. О. Причины аварийного износа коленчатых валов / В. О. Агузаров // Техника в сельском хозяйстве. 1973. — № 11. — С. 79−80.
  25. , Д.С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин / Д. С. Коднир. -М.: Машиностроение, 1976. 303 с.
  26. , Н. Ф. Влияние запыленности воздуха на износ поршневых двигателей / Н. Ф. Почтарев. М.: Воениздат, 1957. — 192 с.
  27. , М. А. Качество моторного масла и надежность двигателей / М. А. Григорьев, Б. М. Бунаков. -М.: Машиностроение, 1981.-231 с.
  28. , С. Г. Масла и присадки для тракторных и комбайновых двигателей : справочник / С. Г. Арабян, А. Б. Виппер, И. А. Холомонов. М.: Машиностроение, 1984. — 208 с.
  29. , С. В. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания / С. В. Венцель. М.: Химия, 1979. — 238 с.
  30. , Н.И. Автотракторные эксплуатационные материалы / Н. И. Итинская, Н. А. Кузнецов. -М.: Машиностроение, 1986. С. 5.8.
  31. , Б.И. Трение, смазка и износ в машинах / Б. И. Костецкий. Киев: Техника, 1975. — 226 с.
  32. , В. А. Расчет и проектирование опор скольжения / В. А. Воскресенский, В. И. Дьяков. М.: Машиностроение, 1980. — 224 с.
  33. , А. К. Гидродинамическая теория смазки и расчет подшипников скольжения, работающих в стационарном режиме / А. К. Никитин, К. С. Ахвердиев, Б. И. Остроухов. М.: Наука, 1981. — 321 с.
  34. , О. А. Повышение эффективности масляных систем быстроходных судовых дизелей / О. А. Никифоров. JI.: Судостроение, 1970. -189 с.
  35. , М. А. Смазка подшипников коленчатого вала автомобильного двигателя / М. А. Григорьев, Г. А. Бабкин, Т. П. Липгарт // Двигателе-строение. 1991. -№ 1. — С. 24−27.
  36. , М. А. Очистка масла и топлива в автотракторных двигателях / М. А. Григорьев. М.: Машиностроение, 1970. — 256 с.
  37. , С. А. Маслофильтрующая аппаратура автомобильных двигателей / С. А. Лебедев. М.: ЦИНТИМАШ, 1960. — 57 с.
  38. , Г. А. Очистка масел в дизелях / Г. А. Морозов, О. М. Ар-циомов. Л.: Машиностроение, 1971. — 189 с.
  39. , В. М. Исследование теплового режима подшипников ГТД / В. М. Демидович. М.: Машиностроение, 1978. — 172 с.
  40. , Р. М. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов / Р. М. Матвеевский. М.: Наука, 1971. — 227 с.
  41. , А. Г. Деформационное упрочнение закаленных конструкционных сталей / А. Г. Васильева. М.: Машиностроение, 1981.-231 с.
  42. , Ю. М. Трение и износ модифицированных металлов / Ю. М. Виноградов. М.: Наука, 1972. — 151 с.
  43. , Ю. С. Механизм действия противоизносных присадок к маслам / Ю. С. Заславский, Р. Н. Заславский. М.: Химия, 1978. — 223 с.
  44. , М.В. Технология ремонта машин и оборудования / М. В. Авдеев, Е. Л. Воловик, И. Е. Ульман. -М.: Агропромиздат, 1986. 247 с.
  45. , Ф. Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей / Ф. Н. Авдонькин. М.: Транспорт, 1985. — 215 с.
  46. , К. А. Прогрессивные способы ремонта сельскохозяйственной техники / К. А. Ачкасов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Колос, 1984.-271 с.
  47. , В. Н. Ремонт форсированных тракторных двигателей / В. Н.
  48. . М. : Колос, 1978. — 127 с.
  49. , Ф. Восстановление посадочных отверстий полимерами / Ф. Бурумкулов, П. Лезин, А. Котин // Автомобильный транспорт. 1986. — № 5.-С. 44−45.
  50. , Д. Г. Повышение долговечности трущихся деталей металлопокрытиями / Д. Г. Вадивасов // Техника в сельском хозяйстве. 1973. — № 3. — С. 15−18.
  51. , Е. JI. Справочник по восстановлению деталей / Е. JL Воловик. М.: Колос, 1981. — 351 с.
  52. , И. Е. Повышение эффективности ремонта автомобильных двигателей / И. Е. Дюмин. М.: Транспорт, 1987. — 176 с.
  53. , В. И. Требуемая, достигнутая и действительная долговечность машин / В. И. Казарцев // Вестник машиностроения. 1963. — № 1. — С. 48−54.
  54. , В. В. Восстановление посадочных мест подшипников полимерными материалами / В. В. Курчаткин. М.: Высшая школа, 1983. — 80 с.
  55. , И. С. Технология ремонта машин и оборудования / И. С. Левитский. М.: Колос, 1975. — 560 с.
  56. , В. М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники / В. М. Михлин. М.: Колос, 1984. — 335 с.
  57. , С. С. Повысить надежность автотракторных двигателей / С. С. Некрасов // Техника в сельском хозяйстве. 1980. — № 6. — С. 56−58.
  58. , Ю. Н. Ремонт автотракторных деталей гальваническими покрытиями / Ю. Н. Петров. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1976. — 149 с.
  59. , М. Я. Организация ремонтного производства в сельском хозяйстве / М. Я. Рассказов. М.: Россельхозиздат, 1979. — 147 с.
  60. , А. Э. Защита сельскохозяйственной техники от коррозии / А. Э. Северный, Е. А. Пучин. М.: АгроНИИТЭИИТО, 1990. — 51 с.
  61. , А. И. Теоретические основы ремонта и надежность сельскохозяйственной техники / А. И. Селиванов, Ю. Н. Артемьев. М.: Колос, 1978.-248 с.
  62. , Ю. А. Безызносность деталей машин при трении / Ю. А. Родин, П. Г. Суслов. Л.: Машиностроение, 1989. — 229 с.
  63. , Н. Ф. Технология очистки сельскохозяйственной техники / Н. Ф. Тельнов. М.: Колос, 1983. — 256 с.
  64. , В. И. Восстановление деталей сельскохозяйственной техники / В. И. Черноиванов, В. П. Андреев. -М.: Колос, 1983. 288 с.
  65. , В. А. Основы технологии автостроения и ремонта автомобилей / В. А. Шадричев. Л.: Машиностроение, 1976. — 560 с.
  66. , Г. П. Влияние добавления в масло дигептилфосфинатов редкоземельных металлов на ускорение приработки и повышение износостойкости деталей машин / Г. П. Шаронов, В. И. Цыпцын // Химия и технология то-плив и масел. 1978. — № 1. — С. 23−26.
  67. , Д. Н. Триботехника / Д. Н. Гаркунов. М.: Машиностроение, 1989. — 328 с.
  68. , Г. К. Финишная антифрикционная безабразивная обработка (ФАБО) гильз цилиндров и шеек коленчатых валов двигателей / Г. К. Потапов, В. И. Балабанов // Эффект безызности и триботехнологии. 1994. — Вып. 3−4. — С. 48−53.
  69. , Ю. Г. Регуляция микрогеометрии поверхностей методом пластического деформирования / Ю. Г. Шнейдер // Металлообработка. 2001. -№ 3-С. 15−17.
  70. , И. А. Долговечность двигателей / И. А. Мишин. Л.: Машиностроение, 1976.-287 с.
  71. , Б. Д. Повышение эксплуатационной надежности деталей машин / Б. Д. Грозин. М.-К.: Машгиз, 1960. — 293 с.
  72. , Я. Е. Повышение долговечности тракторных деталей / Я. Е. Гольдштейн, И. Я. Горбульский. -М.: Машгиз, 1961. 200 с.
  73. , А. И. Основные выводы из контактно-гидродинамической теории смазки / А. И. Петрусевич // Известия АН СССР. — 1951.-С. 41−47.
  74. , И. В. Зарубежные топлива, масла и присадки / И. В. Рожков и др. — под ред. И. В. Рожкова и Б. В. Лосикова. М.: Химия, 1971. — 485 с.
  75. , В. В. Ресурсосберегающая ускоренная обкатка отремонтированных двигателей / В. В. Стрельцов, В. Н. Попов, В. Ф. Карпенков — М.: Колос, 1995.-175 с.
  76. , Е. Ф. Твердые смазочные материалы и антифрикционные покрытия / Е. Ф. Брейтуэйт. М.: Химия, 1967. — 320 с.
  77. , В. Э. Сухие смазки и самосмазывающиеся материалы / В. Э. Ванштейн, Г. И. Трояновская. -М.: Машиностроение, 1968. 180с.
  78. , А. П. К вопросу о механизме смазочного действия твердых антифрикционных материалов / А. П. Семенов, М. В. Ноженков // Трение и износ. 1984. — T.Y.-№ 3. — С. 408−415.
  79. , Г. И. Абсорбция и смазочная способность масел / Г. И. Фукс // Трение и износ. 1983. — Т. 4. — С. 398−414.
  80. , В. П. Двигатели внутреннего сгорания / В. П. Алексеев, Н. И. Костычев, М. Г. Кручков. М.: Машгиз, 1960. — 452 с.
  81. , П. П. Управление надежностью продукции ремонтных предприятий / П. П. Лезим // Вопросы механизации сельского хозяйства нечерноземной зоны РСФСР. 1980.-С. 25−28.
  82. А. с. 1 770 350 СССР, МКИ С 10 М 125/02. Смазочная композиция / Шебалин А. И. и др. (СССР). № 4 457 050/04 — заявл. 19.07.88 — опубл. 23.10.92 — Бюл. № 39. — 6 с.
  83. , Н. П. Антифрикционные свойства композиционных материалов на основе фторполимеров / Н. П. Истомин, А. П. Семенов. М.: Наука, 1981. — 145 с.
  84. Makinson, К. R. Friction and transfer of politetrafluoroethylene / К. R. Makinson, D. Tabor. -Nature, 1961. Vol. 201. — P. 464−466.
  85. , А. Б. Свойства беззольных моющих присадок полимерного типа / А. Б. Виппер, 3. А. Клейменова, М. А. Лисовская // Химия и технология топлив и масел. 1963. — № 8. — С. 14−20.
  86. , И. Э. Присадки к маслам для снижения трения и износа / И. Э. Виноградова. М.: Гостоптехиздат, 1936. — 146 с.
  87. , Е. В. Исследование противоизносных свойств смазочных масел при внешней поляризации поверхностей трения : автореф. дис.. канд. техн. наук / Е. В. Евстигнеев. М., 1983. — 16 с.
  88. , И. В. О критериях оценки эффективности противоизносных присадок / И. В. Караелова // Присадки к маслам. 1968. — С. 48—53.
  89. Пат. 3, 541, 014 США, МКИ С 10 М 1/10, 1/32. Молибденосодержа-щие смазочные композиции. № 652,671 — заявл. 12.07.67 — опубл. 17.11.70 — НКИ 252−49.7. — 8 с.
  90. Пат. 4, 164, 473 США, МКИ С 10 М 1/48. Органомолибденовые противоизносные, антифрикционные присадки. № 928,817 — заявл. 28.07.78 — опубл. 14.08.79 — НКИ 252−32. — 8 с.
  91. Пат. 4, 176, 073 США, МКИ С 10 М 1/54. Молибденовые комплексы лактонокеазолиновых диспергаторов в качестве антифрикционных, противоизносных присадок к смазочным маслам. № 943,206 — заявл. 18.09.78 — опубл. 27.11.79- НКИ 252−32.7Е. — Юс.
  92. Пат. 4, 176, 074 США, МКИ С 10 М 1/48. Молибденовые комплексы беззольных оксазолиновых диспергаторов как антифрикционные, противоизносные присадки к смазочным маслам. № 943,342 — заявл. 18.09.78 — опубл. 27.11.79 — НКИ 252−32.7Е. — 6 с.
  93. , А. Б. Зарубежные масла и присадки / А. Б. Виппер, А. В.
  94. , Д. А. Гайснер. -М.: Химия, 1981. 192 с.
  95. Химмотология: материалы семинара. М.: МД НТН, 1979. — 166 с.
  96. , И. А. Повышение долговечности капитально отремонтированных дизелей введением антифрикционных присадок в моторное масло : ав-тореф. дисс.. канд. техн. наук / И. А. Дудников. М.: МГАУ, 1992. — 16 с.
  97. , А. С. Применение металлоплакирующей смазки / А. С. Жег-лов, В. М. Кремешный, О. Шабуров // Автотранспорт и дороги Латвии. 1981.- № 2. С. 33−34.
  98. , В. Д. Разработка металлоплакируюгцих смазок в узлах трения подвижного транспорта / В. Д. Евдокимов // Трение, износ и смазочные материалы: тез. докл. междун. конф. Ташкент, 1985. — С. 14−15.
  99. Пат. 145 469 ГДР, МКИ С 10 М 3/48. Смазка пар трения. № 175 881 — заявл. 29.12.73 — опубл. 17.12.80.-5 с.
  100. , И. М. О влиянии твердых наполнителей на эксплуатационные свойства пластичных смазок / И. М. Мельниченко, А. П. Грибайло, В. О. Замятин // Трение и износ. 1980. — T.I. — № 4. — С. 674−677.
  101. , А. П. Влияние металлоплакирующих смазок на трение и изнашивание / А. П. Грибайло, В. Р. Богданов, В. О. Замятин: тез. докл. науч.-техн. семинара «Применение избирательного переноса в узлах трения машин».- М. :ВИСМ, 1976, — С. 3−8.
  102. A.c. 983 139 СССР, МКИ С 10 M 5/02, 5/10, 5/12, 5/14. Антифрикционная смазочная композиция / Близнец М. М., Мельниченко И. М. (СССР).- № 3 246 231/23−04 — заявл. 10.02.81 — опубл. 23.02.82 — Бюл. № 47. -4 с.
  103. А.с. 825 603 СССР, МКИ С 10 М 5/02. Антифрикционная, противоизносная и противозадирная присадка к пластичным смазкам / Грибайло А. П., Налегач В. М., Замятин В. О. (СССР). № 2 764 094/23−04 — Заявл. 09.05.79- Опубл. 05.10.81- Бюл. № 6.
  104. Пат. 3,232, 873 США. МКИ С 10 М. Тиофосфаты кадмия и свинца как присадки к смазочным маслам. № 214,915 — заявл. 23.04.63 — опубл. 01.02.66- НКИ 252−32.7. — 5 с.
  105. А. с. 859 427 СССР, МКИ С 10 М 3/02, 3/14. Смазочная композиция для узлов трения / Близнец М. М., Сысоев П. В., И. М. Мельниченко (СССР). -№ 2 863 842 — заявл. 17.12.79 — опубл. 30.08.81 — Бюл. № 38. -4 с.
  106. Пат. 145 469 ГДР, МКИ С 10 М 3/48. Смазка пар трения. № 175 881 — заявл. 29.12.73 — опубл. 17.12.80. — 5 с.
  107. Пат. 145 469 ГДР, МКИ С 10 М 3/48. Смазка пар трения. № 175 881 — заявл. 29.12.73 — опубл. 17.12.80.-5 с.
  108. Пат. 3, 527, 704 США, МКИ С 10 М 1/36, 1/54. Смазки, содержащие органосвинцовые азотсодержащие соединения. № 796,211 — заявл. 03.02.69 — опубл. 08.09.70 — НКИ 252−49.7. — 5 с.
  109. Пат. 2, 160, 911 США, МКИ С 10 М 3/48. № 745,937 — заявл. 28.09.34 — опубл. 06.07.39 — НКИ 106−14. — 6 с.
  110. Hironaka, S. Organotin Compounds as Antiwear addives for Lubricating oils / Seiichiro Hironaka // Sekiyu gakkaishi. J. Jap. Petrol, inst., 1981. — № 4. -P. 241−245.
  111. Пат. 2, 645, 613 США, МКИ С 10 М 1/10. Смазочная композиция. -№ 81, 404 — заявл. 14.03.49 — опубл. 14.07.53 — НКИ 252−49.7. 6 с.
  112. Пат. 4, 212, 754 США, МКИ С 10 М 1/10. Хелатные моющие и противоизносные присадки к смазкам, полученные из оксиалкилированных бензотриазолов. № 32,079 — заявл. 23.04.79 — опубл. 15.07.80 — НКИ 252−49.7. -7 с.
  113. Пат. 3, 396, 109 США, МКИ С 10 М. Смазки, содержащие продукт реакции дитиофосфината металла с амином. № 640,761 — заявл. 26.01.67 -опубл. 06.08.68 — НКИ 252−32.7. 5 с.
  114. Заявка 2 090 287 Великобритания, МКИ С 10 М 1/32, 3/26, 5/20, 7/30.
  115. Смазочный состав, содержащий оксихинолинаты металла.-№ 8 139 083 — за-явл. 30.12.81 — опубл. 07.07.82 — НКИ С5. 4 с.
  116. А. с. 819 159 СССР, МКИ С 10 М 7/02. Твердый смазочный материал / Зобов Е. В. и др. (СССР). № 2 775 273/23−04 — заявл. 05.06.79 — опубл. 12.05.81 — Бюл. № 13.-4 с.
  117. А. с. 411 120 СССР, МКИ С 10 М. Твердая смазка для металлических и металлополимерных пар трения / Зобов Е. В., Крачун А. Т., Гольдман И. М. (СССР). -№ 1 786 853/23−04 — заявл. 22.05.72 — опубл. 09.03.74 — Бюл. № 2.-3 с.
  118. , А. Т. Разработка и использование новых твердосмазочных материалов на основе капролактама / А. Т. Крачун, Е. В. Зобов, Г. А. Рудик // Трение и износ.- 1980.-Т. 1.-№ 6.-С. 1050−1055.
  119. , Ю. А. Безызносность деталей машин при трении / Ю. А. Ра-дин, П. Г. Суслов. -JI.: Машиностроение, 1989. 229 с.
  120. , В. Н. Эффект безызносности и его применение в технике : сб. статей / В. Н. Быстров // Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990. — Вып. 5. — С. 3−22.
  121. , Н. И. Повышение качества и ускорение обкатки отремонтированных дизелей на основе современных достижений трибологии : автореф. дисс.. д-ра техн. наук / Н. И. Носихин. М.: МГАУ, 1997.
  122. А. с. 179 409 СССР, МКИ С 10 М 1/02. Металлоплакирующая смазка / Гаркунов Д. Н., Лозовский В. Н., Шимановский В. Г. (СССР). № 1 734 528/2304 — заявл. 14.05.62 — опубл. 26.02.66 — Бюл. № 23. № 5.-6 с.
  123. А. с. 874 748 СССР, МКИ С 10 М 7/02, 7/26. Антифрикционная паста
  124. Эдма-10″ / Митрофанова А. К., Зеленская М. Н. (СССР). -№ 2 367 681/23−04 — заявл. 28.05.76 — опубл. 28.04.81. Бюл. № 39. 6 с.
  125. А. с. 834 114 СССР, МКИ С 10 М 5/02, 5/12. Смазка для пар трения / Лебедев В. М., Смирнов Н. А. (СССР). № 2 829 536 — заявл. 19.10.79 — опубл. 12.09.81 — Бюл. № 20.-6 с.
  126. А. с. 658 165 СССР, МКИ С 10 М 5/02, 5/14, 5/20. Пластичная смазка / Свищевская Г. И., Степанянц С. А., Бутырина Л. К. (СССР). № 2 437 109/2304 — заявл. 29.12.76 — опубл. 24.05.79 — Бюл. № 15. — 6 с.
  127. , С. Б. Трибологические исследования композитной по-лимерсодержащей смазки / С. Б. Айнбиндер, О. С. Жеглов, В. М. Кремешный // Механика композитных материалов. 1979. — № 4. — С. 607−610.
  128. А. с. 667 583 СССР, МКИ С 10 М 5/24. Антифрикционная смазка / Айнбиндер С. Б. и др. (СССР). -№ 2 556 825 — заявл. 19.12.77 — опубл. 28.08.79 — Бюл. № 22. 6 с.
  129. , А. А. Исследование механизма трения меднофторопластового композита / А. А. Кутьков и др. // Трение и износ. 1980. — Т. 1. — № 6. — С. 93−999.
  130. Пат. 2 001 940 Российская Федерация, МКИ С 10 М 125/04, С Ю М 177/00. Смазка и способ ее получения / М. В. Астахов и др. № 4 915 643/04 — заявл. 11.12.90 — опубл. 30.10.93 — Бюл. № 39−40.
  131. Пат. 1 730 842 Российская Федерация, МКИ С 10 М 125/04. Смазочный состав / А. П. Ильин др.-- № 4 791 575/04 — заявл. 14.02.90 — опубл. 30.11.94 — Бюл. № 22 — НКИ С 10 N 30:06.
  132. А. с. 1 813 781 СССР, МКИ С Ю М 125/02. Противоизносная присадка «Валерии» к смазочным маслам / Гусак В. Ю. (СССР). № 4 770 128/04 — заявл. 19.12.89 — опубл. 12.05.93 — Бюл. № 17. — 6 с.
  133. А. с. 1 669 976 СССР, МКИ С 10 М 125/20. Смазочная композиция / Алексеев Н. В. и др. (СССР). № 4 393 134/04 — заявл. 18.03.88 — опубл. 15.08.91 — Бюл. № 30. 6 с. НКИ С 10 N30:06.
  134. Пат. 2 028 370 Российская Федерация, МКИ С 10 М 125/04. Смазочный состав / П. М. Брыляков, Е. Е. Приходько, Н. В. Степанова. № 5 039 882/04 — заявл. 18.02.92 — опубл. 30.02.95 — Бюл. № 4. НКИ С 10 N 30:06. — 6 с.
  135. , П. П. Управление надежностью продукции ремонтных предприятий / П. П. Лезим // Вопросы механизации сельского хозяйства нечерноземной зоны РСФСР. 1980. — С. 25−28.
  136. Пат. 2 019 563 Российская Федерация, МКИ С 10 М 125/02. Смазочная композиция «Ресурс-дизель» / Я. Н. Войтович и др. (СССР). — № 50 334 800/04 — заявл. 31.03.92 — опубл. 15.09.94 — Бюл. № 17 — НКИ С 10 N 30:06. 12 с.
  137. , И. М. Современные представления о механизме трения и износа и основные тенденции в развитии композиционных материалов трибо-технического назначения / И. М. Федорченко // Порошковая металлургия. — 1979.- № 4.-С. 53−65.
  138. , В. Н. Температура начала спекания ультрадисперсных порошков / В. Н. Троицкий и др. // Порошковая металлургия. 1983. — № 1. — С. 13−15.
  139. Трибология. Физические основы, механика и технические приложения: учебник для вузов / И. И. Беркович, Д. Г. Громаковский — под. ред. Д. Г. Гро-маковского — Самар. гос. техн. ун-т. — Самара, 2000. 268 с.
  140. , И. В. Основы расчетов на трение и износ / И.В. Крагель-ский, М. Н. Добычин, В. С. Комбалов. М.: Машиностоение, 1977. — 526 с.
  141. , В. П. Физика прочности и пластичности поверхностных слоев материалов / В. П. Алехин. М.: Наука, 1983. — 280 с.
  142. , С. Н. К вопросу о физической основе прочности / С. Н. Жур-ков // Физика твердого тела. 1980. — Т. 22. — Вып. 11. — С. 3344−3349.
  143. , В. Р. Кинетическая природа твердых тел / В. Р. Регель, А. И. Слуцкер, Э. Е. Томашевский. М.: Наука, 1974. — 560 с.
  144. , В. В. Термодинамические аспекты прочности и разрушения твердых тел / В. В. Федоров. Ташкент: Изд. ФАН, 1979. — 168 с.
  145. , А. П. Промышленные цветные металлы и сплавы : справочник / А. П. Смирягин, Н. А. Смирягина, А. В. Белова. М.: Металлургия, 1974. — 48 с.
  146. , А. Кристаллография и дефекты в кристаллах / А. Келли, Г. Гровс. М.: Мир, 1974. — 384 с.
  147. , А. И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей : учеб. пособие для вузов / А. И. Колчин, В. П. Демидов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2002. — 496 с.
  148. , Б. Е. Спектральный эмиссионный анализ и его применение в криминалистике, судебной химии и судебной медицине / Б. Е. Гордон. Киев: Гос. изд-во техн. лит., — 1962. — 304 с.
  149. А. Н. Таблицы спектральных линий / А. Н. Зайдель, В. К. Прокофьев, С. М. Райский. -М.: Наука, 1969. 784 с.
  150. , А. С. Рентгеновские методы исследования строительных материалов / А. С. Зевин, Д. М. Хейкер. М.: Наука, 1965. — 190 с.
  151. , JI. И. Справочник по ренгеноструктурному анализу поликристаллов / JI. И. Миркин. М.: Физматиз, 1961. — 260 с.
  152. Дизель А-01М. Технические требования на капитальный ремонт / ГОСНИТИ. М.: ГОСНИТИ, 1988. — 155 с.
  153. , В. В. Такторы теория / В. В. Гуськов — под ред. В. В. Гусь-кова. — М.: Машиностроение, 1988. — 376 с.
  154. , А. А. Практикум по диагностированию сельскохозяйственной техники / А. А. Сельцер, К. Ю. Скибиневский. М.: Колос, 1979. — 423 с.
  155. , М. М. Точное определение износа деталей машин / М. М. Хрущов, Е. С. Беркович. М.: Издательство академии наук СССР, 1953. -116с.
  156. Инструкция по применению метода спектрального анализа масел при обслуживании машинно-тракторного парка. М.: ОНТИ ГОСНИТИ, 1973. — 24 с.
  157. , П. М. Ремонт дизелей сельхозназначения / П. М. Кривенкои др. -М.: Агропромиздат, 1990. 271 с.
  158. , В. И. Диагностирование и обслуживание сельскохозяйственной техники / В. И. Вельских. М.: Колос, 1980. — 575 с.
  159. ГОСТ 11.004−74. Прикладная статистика. Правила определения оценок и доверительных границ для параметров нормального распределения. М.: Изд-во стандартов, 1981. — 20 с.
  160. , Г. В. Общая методика экспериментального исследования и обработка опытных данных / Г. В. Веденяпин. М.: Колос, 1973. — 199 с.
  161. , Е. И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений / Е. И. Пустыльник. М.: Наука, 1968. — 288 с.
  162. , Г. Коагуляция и устойчивость дисперсных систем / Г. Зонтаг, К. Штренге. Л.: Химия, 1973. — 352 с.
  163. , Б. В. Теория устойчивости коллоидов и тонких пленок / Б. В. Дерягин. М.: Наука, 1986. — 204 с.
  164. , Т. П. Стабилизаторы и модификаторы нефтяных дис-тиллятных топлив / Т. П. Вишнякова. -М.: Химия, 1990. 192 с.
  165. , В. В. Металлсодержащие смазочные композиции в мобильной сельскохозяйственной технике: технология, исследование, применение / В. В. Сафонов и др.- Сарат. агр. ун-т. — Саратов, 1999. — 80 с.
  166. , С. А. Плазмохимические технологические процессы / С. А. Крапивина. — Л.: Химия, 1981. 247 с.
  167. , Ю. А. Исследование частиц, образующихся при электрическом взрыве проводников / Ю. А. Котов, Н. Н. Яворовский // Физ.-хим. обработка материалов. 1978. — № 4. — С. 29−36.
  168. , И. Д. Ультрадисперсные металлические среды / И. Д. Мо-рохов, Л. И. Трусов, С. П. Чижик. М.: Атомиздат, 1977. — 358 с.
  169. , В. Б. Свойства материалов с ультрадисперсной структурой / В. Б. Федоров идр. //Поверхность. Физика, химия, механика. -1984. -№ 4. С. 123−130.
  170. , Е. В. Математическое планирование химического эксперимента / Е. В. Маркова, А. Е. Рохваргер. М.: Знание, 1971. — 32 с.
  171. , Н. В. Спеченные антифрикционные материалы для тяже-лонагруженных узлов трения / Н. В. Манукян и др. // Порошковая металлургия. 1978. — № 12. — С. 56−60.
  172. , Ю. А. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа / Ю. А. Евдокимов и др. М.: Наука, 1980. — 228 с.
  173. , С. Н. Планирование эксперимента в химии и химической технологии / С. Н. Саутин. JI.: Химия, 1975. — 48 с.
  174. Методические указания по определению эффективности новой техники, изобретений и рационализаторских предложений на предприятиях и в организациях «Сельхозтехники». М.: ЦНИИТЭИ, 1978. — 90 с.
  175. Методические рекомендации по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. — М., 1988.- 19 с.
Заполнить форму текущей работой