Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционное право как ведущая отрасль системы права России

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основная стратегия развития пенитенциарных институтов, опирается на единый нормативно-правой документ. Данный документ имеет силу до 2020 г., и содержит в себе предписания на необходимость осуществления сотрудничества с внутренними структурами гражданского общества, а также общественными объединениями. Основной целью этих учреждений является гуманитарно-воспитательная деятельность, а также… Читать ещё >

Конституционное право как ведущая отрасль системы права России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В том случае если наблюдать переходные этапы социального, экономического и политического строя, а также состояния нормативных документов, регулирующих эти положения в различных странах, можно обратить внимание на то, что Россия имеет уникальную историю. Эта история берет свое начало при переходе от царизма к социалистически направленным государственным и гражданским мировоззрениям, а несколько позднее к унификации и созданию документа, регулирующего права и свободы граждан, находящихся на территории РФ — Конституции РФ.

Актуальность темы

исследования, которая отображается в данной контрольной работе, обуславливается тем, что теория конституционно-правовых норм, является недостаточно изученной на данный момент. Положения, регламентированные Конституцией, являются основополагающими в рамках изучения вопроса об их ведущем значении в системе правовых норм и отраслей права на территории Российского государства.

Актуальность темы

исследования, также отображается в необходимости создания общего источника о теоретических основах конституционно-правовых норм, в котором были бы разобраны и рассмотрены основные положения, которые иногда становятся причиной дискуссии многих ученых и исследователей. Исходя из смыслообразующих аспектов темы исследования, можно обратить внимание на высказывания таких исследователей, как Авдеенкова М. П. и Дмитриев Ю. А., которые отмечали, что «проблемы анализа конституционно-правовых норм и отношений, к сожалению, весьма редко становились предметом отдельных научных исследований. Пожалуй, за более чем тридцатилетний период вышла первая заметная работа, посвященная этому вопросу — это „Конституционные нормы и отношения“, автором которой является Лучин В. О. Но и ею охвачена меньшая часть конституционно-паровых норм — только конституционные нормы».

Целью данной контрольной работы, является детальное рассмотрение Конституционного права, как ведущей отрасли системы права России.

Объект исследования — Конституционное право.

Предмет исследования: законодательные постановления и нормативно-правовое регулирование общественных взаимоотношений, регламентированных Конституцией РФ.

В рамках проводимого исследования в области изучения вопросов, связанных с положениями Конституционного права — как ведущего права России, были поставлены следующие задачи.

Задачи:

1. Рассмотреть предмет и понятие конституционного права как ведущей отрасли Российского права;

2. Провести детальное изучение норм конституционного права;

3. Выявить основное значение изучения конституционного права для сотрудников органов и учреждений УИС.

Методы:

1. Анализ специализированной и учебно-дидактической литературы;

2. Рассмотрение законодательных нормативно-правовых положений, регламентированных Конституцией РФ.

Методологическую основу исследований составили научные труды таких авторов, как: Алексеев С. С., Колесников Е. В., Козлова, О.Е., Митюков М., Решетников Ф. М., Кокотов А. Н., Мишин А. А. и. др.

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

Конституционное право в Российской Федерации, представляется как совокупность правовых норм, характеризующихся определенными общими признаками и внутренним единством, с одной стороны, а с другой позиции рассматривается как та же система, но в то же время, отличающаяся от других отраслей права.

Основной задачей Конституционного права, является регулирование всех типов общественных взаимоотношений: социальных, политических, экономических, духовных и т. д.

Нормы Конституционного права регулируют типы отношений, исключительно в указанных сферах, что является отличительной характеризующей особенностью предмета Конституционного права. Базовыми типами взаимоотношений, которые регулируются нормами Конституционного права, выражаются в качестве особенностей этого предмета в указанных сферах и образуют сложно структурированный фундамент всей системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию.

Единство гражданского общества обеспечивается:

1. Специальными правозащитными и административными механизмами, которые следят за целостностью социальных взаимоотношений и управляют всеми сферами жизнедеятельности общества.

2. Специализированной системой принципов, которые лежат в основе этого общества, образуя его качественную определенность, а также специальные формы организации и функционирования.

Стоит помнить, что качественной и эффективное устройство государства, закрепляются на основании конституционно-правовых норм, которые регулируют основные принципы его функционирования.

В основе качественной характеристики государственного управления, лежат такие сложно структурированные аспекты, как: форма правления, суверенитет, принадлежность власти, форма государственного устройства, общие основы функционирования всей системы политической организации общества, а также субъекты государственной власти и способы её реализации.

Законодательные нормы, действующие в основе российской структуры управления, а также совокупно основополагающие системы общественных взаимоотношений, которые определяют структуру и устройство государства, закреплены в действующих положениях Конституции России.

Стоит учитывать тот факт, что Россия, периодически и регулярно меняла систему социально-правовой регуляции и с января 1918 года, была именована федерацией, но уже спустя каких-то 4 года, в 1922 г., возник Союз ССР при котором главенствовали социально коммунистические взгляды, культ личности Сталина, а затем Ленина и только в 1991 г., он был упразднен. В результате этого, на территории бывшего СССР, появились 15 самостоятельных государств, которые входили в число субъектов международного права. Уже сейчас Россия является самостоятельным федеративным государством, которое разделено на национально-территориальные автономные единицы и территориальные образования, состоящие из отдельных республик (государств). Современная система нормативно-правового регулирования РФ, имеет существенную законодательную базу, которая ориентирована на защиту прав и интересов граждан РФ, а также на соблюдение ими юридических обязательств. Основным документом, регулирующим эти законодательные положения, является Конституция РФ. В рамках соблюдения прав, свобод и обязанностей, гарантом является Президент РФ. Основными полномочиями Правительства РФ, в данном случае, является осуществление мер по соблюдению прав и защите свобод, при этом основным функциональным элементом, является судебная и административная системы. Исходя из более обобщающей позиции, можно утверждать, что в процессе соблюдения и защиты прав и свобод, принимают участие все органы административной и исполнительной власти, а также весь функциональный механизм государства. Нормативно-правовая структура Конституции РФ не только закрепляет за гражданами РФ, определенные права и свободы, но также обязывает исполнительную и административную власть следить за их соблюдением и регулировать ситуации, связанные с ограничением, или несоблюдением этих прав и свобод. Одним из основных правозащитных механизмов, является прокуратура, которая осуществляет надзор за соблюдением прав, регламентированных Конституцией РФ и исполнением законов, действующих на её территории.

Эффективная система гарантий прав и их защиты — это основополагающий элемент всего Конституционного строя, который формирует содержание и смысл существования правового государства, а также уровень обеспечения и защиты всех прав и свобод во всех типах социально-экономических взаимоотношений граждан.

Стоит учитывать тот факт, что Россия не всегда достаточно гуманно и правильно относилась к соблюдению прав и свобод граждан, тем самым разрушая социальную и экономическую структуру внутригосударственного устройства. Это, прежде всего, было связано с периодическими внутриполитическими преобразованиями на уровне социальных и экономических взаимоотношений, а также с существованием ложных взглядов на эффективность внешней и внутренней политики. Социалистически настроенное государство рассматривала гражданина не как личность, а как на инструмент формирования государственного строя и мощи страны.

Стоит учитывать тот факт, что и на данный момент имеются пробелы в эффективном функционировании государственного, капиталистически сформированного строя, поскольку сейчас можно заметить социальное расслоение общества (на более богатых и успешных и на бедных и бесперспективных). Именно этот социально статистический аспект не зависит ни от законодательства, ни от регулирования прав и свобод, поскольку современный политический строй предоставляет больше свободы, а уж кто ей как распределится — это индивидуальное отношение каждого гражданина.

Стоит учитывать тот факт, что термины «государственного права» и «конституционного права», зачастую являются синонимами, поскольку даже при формальном подходе, нетрудно обнаружить, что во многих странах, где употребляются тот, или иной из этих терминов, круг регулируемых взаимоотношений, соответствующей отраслью права, приблизительно одинаков.

Стоит учитывать, что именно конституционное право занимается регуляцией вопросов, связанных с осуществлением государственной власти. Именно в характере взаимоотношений между гражданином и государством, являются основополагающими взаимоотношениями, определяющими успешность устройства государства и его функционирования. Именно при учете совокупности способов и приемов правового воздействия на общественные взаимоотношения, выявляется отграничение методов правового регулирования, регламентированных в Конституции РФ от других отраслей права.

Необходимо также учитывать, что социальные противоречия, борьба классов и иных общественных групп за свои интересы, составляет актуальность содержания норм Конституционного права. Социальный компромисс в данном случае, отображается в рамках демократического устройства государства, социальные взаимоотношения которого, регулируются Конституцией. Результатом субъективного выбора правящих в стране сил, является формирование иных конституционно-правовых институтов.

Конституционным правом РФ именуется система нормативно-правовых постановлений, действующих на территории РФ и регулирующих основы общественного строя, положение человека в обществе и государстве, основы организации и деятельности органов самоуправления, а также системы государственных органов. Стоит учитывать, что данное определение является субъективно обобщающим, поскольку в нем не содержится информации о дополнительных подразделениях, регулируемых Конституцией, например — государственных символов.

Конституционное право, на данный момент является ведущей отраслью в системе права РФ. Именно с Конституции РФ начинается формирование всех систем национального права, при этом, определяющим фактором является его системообразующая роль. Фактической результирующей установления конституционного права, является то, что ни одна отрасль права не может самостоятельно развиваться без опоры на законодательные положения, регламентированные, Конституцией РФ, тем более если эти права противоречат этим положениям.

В предмете Конституционного права выявляются такие типы взаимоотношений, как принадлежность к гражданству государства, свободы и обязанности гражданина, его права, а также принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве.

Учитывая тот факт, что одной из основ Конституционного строя государства Российской Федерации, является федерализм, основной задачей нормативно-правовых актов, включенных в Конституцию, является урегулирование и обеспечении целостности субъектов государства. При этом Конституция должна учитывать и регулировать реальные потребности и разграничения, т. е. совокупно формировать эффективную политику в области сохранения целостности и правильного подхода к рассмотрению и решению проблем этих субъектов. Регулирование данных вопросов и составляет предмет Конституционного права.

Исходя из этих положений, можно определить, что обеспечение функционального и организационного единства и целостности государства, достигается на основе выявления уже существующих законов и норм, которые регламентированы Конституцией и включают в себя: федеративное устройство, статус человека и гражданина, основы государственного строя РФ, а также систему органов местного самоуправления и государственной власти.

Стоит учитывать, что действие Конституционного права имеет направленный характер и распространяется на политико-управленческие, социально-экономические, духовно-культурные и государственно-властные взаимоотношения. При этом ни одна другая отрасль Российского права, не имеет столь обширного предмета регулирования. Под наблюдение остальных отраслей права, выпадает какой-либо один из вышеперечисленных узкоспециализированных отношений.

Именно Конституционное право является отправной точкой для формирования остальных, отдельных и узкоспециализированных отраслей права. При этом, нормативно-правовое регулирование, заключено в качестве направленного воздействия норм-целей и норм-принципов, закрепляющие устои всех типов социальных и государственных взаимоотношений. Исходя из анализа этого фактора, можно определить, что именно Конституционное право определяет основу устройства государства и общества, а иные отрасли права, конкретизируют отношение к определенному социальному подразделению, либо фактору, в рамках собственного предмета нормативно-правового регулирования. Данный подход к правовому регулированию, именуется как общее «нормирование».

В рамках нормативно-правового регулирования Конституцией РФ, выделяются собственный предмет данной отрасли, который занимается правовым регулированием взаимоотношений, имеющих исключительный характер. К числу данных взаимоотношений, можно отнести осуществление верховной государственной власти народа в формах представительной и непосредственной демократии.

В отношении регламентации прав верховной государственной власти, Конституцией РФ, посредством общего нормирования (принципы, цели, ценности), можно заметить, что данное распределение делается аналогичным образом и по отношению к иным общественным взаимоотношениям, т. е. не передавая полномочия другим отраслям права. Данное положение включает в себя целый ряд структурированных аспектов содержание запретов, обязываний и дозволений конкретизация объектов, субъектов, дополнение процессуальными нормами материальных норм, введение юридически значимых сроков, документальных форм и установление мер конституционного принуждения, в том числе ответственности.

Исходя из этих положений, можно учитывать, что регламентация прав, посредством Конституционного нормирования, практически ничем не отличается от других отраслей права, за исключением обширности взглядов и отношению к регулированию верховной исполнительной власти.

2. НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Для того чтобы провести параллель между нормами права в качестве объекта рассмотрения его узкой специализации при изучении конституционного нормирования, необходимо прежде всего уяснить, что на данный момент является нормой права в современных условиях РФ.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что понятие нормы относится к числу наиболее важных категорий абсолютно любой отрасли права. Учитывая это обстоятельство, можно заметить, что любое правовое и противоправное явление раскрывает свою сущность только в тесном взаимодействии и взаимоотношениями с правовыми нормами. При этом достаточно активно используется методика сравнения и сопоставления реальной ситуации с нормативными пунктами законодательства.

Основополагающее определение юридической нормы, говорит о том, что это правовая норма, которая представляет собой первичную клеточку права, являющуюся исходным структурным элементом законодательной системы. Именно по этой причине, право во многих случаях, рассматривается как социальное явление.

Право — это система узаконенных юридических постановлений и норм, которые в наиболее полном, или обобщенном виде, характеризует такие явления, как: общечеловеческий характер и государственную волю общества, которые пронизаны едиными принципами и закономерностями, обусловленные духовной, политической и экономической структурой общества. Право в единичном рассмотрении не имеет никакого значения без законодательного закрепления за ним юридических силы (постановлений), согласно которым за нарушение этих постановлений налагается определенный уровень ответственности, как уголовной, так и административной (в общем числе). Контроль над соблюдением прав и свобод, осуществляют специальные законодательные и исполнительные органы.

Нормой права — официальное выражение государственной воли, которая исходит от государства и является единственной в ряду социальных норм. Вне зависимости от факта законодательной регламентации, выраженной в виде запрета, правомочия, дозволения, явления и т. д., норма права представляет собой властное общеобязательное предписание государства, относительно должного и возможного, запрещаемого и разрешаемого, поведения граждан. Стоит учитывать тот факт, что норма права, является относительно самостоятельным явлением, которое имеет ряд специфических особенностей, конкретизирующих и углубляющих общие представления о праве, его содержании, сущности, понятии, а также механизме регулятивного воздействия на общественные взаимоотношения.

Исходя из анализа особенностей характеризующих юридическую норму права, можно дать следующее более точное определение этому понятию. Норма права — это формально-определенное, охраняемое и общеобязательное предписание, которое исходит со стороны государства и выражается в виде правила поведения, либо отправного установления, являющееся государственным регулятором общественных взаимоотношений.

Стоит учитывать то, что нормы права, имеют достаточно разветвленную и обширную законодательную систему, которая рассматривает все типы социальных взаимоотношений.

К этим регулятивным правовым системам можно отнести: конституционное, административное, трудовое, гражданское, уголовное, таможенное право и т. д.

Для того чтобы не отдаляться от темы исследования, необходимо провести детальный анализ норм конституционного права, поскольку само правовое регулирование, даже в масштабе одной страны, является очень обширным понятием.

Стоит учитывать, что источником конституционного права, является наиболее значимые нормативы, которые выражены в особом акте, который обладает высшей юридической силой во всей правовой системе — Конституции РФ.

Можно обратить внимание на тот факт, что конституционное право содержит в себе доминирующее количество норм общерегулятивного, а не специально регулятивного характера, при этом нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи и т. п., рассчитаны на абсолютно всех правоприменяющих субъектов. Данные субъекты, применяют свои полномочия, вне зависимости от вида правоотношений, участниками каковых они являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).

Конституционный норматив включает в себя нормы учредительного характера, включенных в него предписаний, при этом они первично устанавливают обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей права. Также основной функциональной особенностью, является определение форм порядка предписания и опубликования правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти, а также выражают компетенцию государственных органов в сфере правотворчества.

Конституционные нормы имеют особый характер реализации и осуществляются в случае возникновения особого рода отношений общего или правового характера (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ), а не в случае возникновения конкретных правоотношений.

Конституционные правовые нормы характеризуются специфическим характером обращения на регулирование отношений определенных субъектов, к числу которых можно отнести: высшие государственные органы, нации и народности, народ, а также само государство.

Также они имеют определенные особенности структуры, для которой не характерна трехчленная структура, определяемая традиционно в составе правовой нормы: диспозиция, санкция и гипотеза. А в данном случае приемлемо употребление диспозиции, гипотезы и только в отдельных индивидуальных случаях — санкции.

Нормы конституционного права классифицируются на следующие признаки:

— По содержанию (по кругу регулирования общественных отношений), одни нормы связаны с закреплением правового статуса гражданина и человека, другие нормы связаны со сферой общественных отношений, в которых выражается основы конституционного строя, третьи — с федеративным устройством, четвёртые — с системой органов государства.

— По территории действия они различаются на те, которые действуют в отдельных регионах РФ, всей территории РФ, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

— По юридической силе конституционно правовые нормы разделяются в зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, разграничения предметов ведения между РФ и её субъектами. Высшей юридической силой обладают конституционные акты, которые наиболее значимы по уровню и сфере необходимого правового регулирования, при этом ни одна правовая норма не в силах противоречить Конституции. Среди других нормативно-правовых актов, содержащих в своем составе конституционные нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные законы. Остальные нормативно-правовые акты, юридически закрепляются и издаются на основании федеральных и конституционных законов.

— По характеру содержащихся предписаний конституционно-правовые нормы, могут иметь различный характер и определять в индивидуальной и своеобразной форме обязанности и права субъектов, которые возникают на основе правовых отношений. Данный признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы.

В процессе анализа критерия, который содержится в конституционном законодательном предписании, можно выявить три типа конституционных норм: обязывающие, запрещающие и управомочивающиеся.

Обязывающие конституционно правовые нормы, представляют собой конституционные обязанности граждан, а также другие нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме. По функциональной принадлежности эти нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить своё поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям.

Запрещающие конституционно правовые нормы, представляют собой содержательные предписания, в которых отображаются определенные запреты на совершение конкретных действий. Это — «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т. п.

Управомочивающиеся конституционно правовые нормы, представляют собой нормы закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Данный характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию РФ, её субъектов, предметы ведения всех государственных органов. Нормы-принципы, нормы-цели и нормы-задачи и т. п.

Конституционно правовые нормы распределяются по характеру содержащихся в них предписаний на диспозитивные и императивные нормы.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учётом указанных в норме условий и обстоятельств.

Императивные нормы — это нормы не допускающие свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.

Конституционно правовые нормы могут классифицироваться по месту правового регулирования и назначению. На данный момент в данную классификацию входят процессуальные (процедурные) и материальные нормы, которые в отличие от гражданского и уголовного права не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм.

Существенный право применимый эффект реализуется исключительно в случае реализации совокупности правовых норм, а не при принятии одной отрасли права. Данный тип совокупности правовых норм, иначе именуется как государственно-правовой институт, причем главным его критерием остается однородность сферы регулируемых им общественных отношений. Данная характеристика влечёт за собой и необходимое правовое единство соответствующих норм, объединённых в институт, общую для них правовую специфику. В состав правового института могут быть включены нормы текущего законодательства, нормы Конституции РФ, а также иные нормы, обладающие юридической силой.

3. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УИС

гражданский общество норма закон Рассматривая данный подпункт, первоначально стило бы обратить внимание на понятийные различия между определениями гражданского общества и общества в отдельном рассмотрении.

Общество — это сформировавшиеся исторически типы групп, объединенных традиционными формами взаимодействия, с целью удовлетворения своих потребностей.

Гражданское общество — это определенный социальный институт, в основе которого лежит система долговременных и относительно устойчивых форм социальной практики, в ходе которой у этого общества формируется определение определенной позиции и представления о власти при выявлении факта осознания потребности в услугах государственной власти.

В связи с фактом возникновения данной потребности можно понимать гражданское общество, как сферу социальной интеракции между государством и экономикой, которая стоит в первую очередь из сфер наиболее близкого общения, социальных форм и движений публичной коммуникации, а также отдельных объединений. Стоит выявить факт того, что гражданское общество формируется методом развития самомобилизации и самоконструирования, а также генерируется и институционализируется средствами законов, а также субъективных прав, стабилизирующих социальную дифференциацию. Создание идеальной модели саморегулирующейся государственной власти, является основной целью создания гражданского общества, однако данная идея заключает в себе основу создания условий собственного существования. Исходя из этой позиции можно понять, что для этой модели власти необходим собственный аппарат управления, отличающийся наличием возможности обеспечения определенных условий для формирования достойной жизни и свободного развития человека.

Стоит заметить, что гражданское общество, в рассмотрении УИС, выступает особым субъектом, который призван обеспечить более эффективную реализация целей исполнения наказания. Важнейшими социальными институтами, которые принимают непосредственное участие в оказании помощи заключенным, в процессе действия всей пенитенциарной системы, являются сформированные добровольно первичные самоуправляющиеся общности людей, такие, как семья, хозяйственные корпорации, различные ассоциации, попечительские советы и другие, негосударственные религиозные, или общественные объединения. В процессе работы УИС, выявляется ограниченность движения гражданского общества, определяющаяся наличием требований режима как для лиц отбывающих наказание, так и для администрации пенитенциарных учреждений, а также закрытостью данных учреждений. Стоит учитывать, что на сегодняшний день существует достаточно небольшое количество организаций, осуществляющих помощь заключенным, которые находятся в изолированной системе. Основной целью этих общественных организаций, является помощь, а не дестабилизация процесса исполнений наказания.

Основная стратегия развития пенитенциарных институтов, опирается на единый нормативно-правой документ. Данный документ имеет силу до 2020 г., и содержит в себе предписания на необходимость осуществления сотрудничества с внутренними структурами гражданского общества, а также общественными объединениями. Основной целью этих учреждений является гуманитарно-воспитательная деятельность, а также организация взаимодействия с традиционными концессиями, которые направлены на реализацию совместных с традиционными концессиями гуманитарных проектов и на обеспечение возможности участия в религиозных обрядов заключенными в рамках гуманитарного содействия и помощи. В основе данной концепции, при учете рамок совершенствования сотрудничества с гражданскими институтами общества и реализацией контроля за деятельностью УИС, в процесс исполнения включен следующий комплекс мер:

Осуществление активного привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения наказания для обеспечения прозрачности в деятельности УИС. Данное начинание реализует следующий перечень органов: уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, неправительственные организации, средства массовой информации. Предоставление возможности реализации мер дисциплинарного характера и обеспечения деятельности данного органа в институтах условно — досрочного освобождения. В процессе осуществления мер наказания, в рамках контроля и распространения информации о деятельности органов УИС, должна осуществляться передача информации общественности о позитивном и уважительном труде сотрудников УИС, а также их роли в обеспечении общественной безопасности, средствами СМИ. Осуществление активного привлечения молодежи, заинтересованной в реализации культурной и гуманитарной деятельности в закрытых учреждениях, а также известных культурных деятелей современности. В виду вышерассмотренных мер, организация правовой деятельности УИС, а также органов законодательной и исполнительной власти опирается на законодательные предписания, регламентированные Конституцией РФ.

Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Правовую основу деятельности всех государственных организаций, включая учреждения и органы УИС, составляет Конституция Российской Федерации. Ее нормы непосредственно регулируют общественные отношения в различных сферах (поскольку согласно ст. 15 имеют прямое действие), а также конкретизируются в других законодательных актах.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы исполнения уголовных наказаний относятся к ведению Российской Федерации. Из этого следует, что субъекты Российской Федерации не вправе издавать какие-либо нормативные правовые акты в данной сфере. Вместе с тем исправительные учреждения и следственные изоляторы, а также территориальные органы УИС расположены на территории конкретных субъектов Российской Федерации и исполняют наказания в отношении российских граждан, являющихся жителями этих субъектов. Поэтому учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, обязаны соблюдать законы и другие нормативные правовые акты, принятые субъектами Российской Федерации в пределах их полномочий.

Помимо Конституции Российской Федерации, конституций субъектов Российской Федерации учреждения и органы УИС в своей деятельности обязаны руководствоваться и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Последние, в зависимости от юридической силы, подразделяются на федеральные законы и подзаконные акты (указы Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и инструкции Министерства юстиции Российской Федерации).

Исправительные учреждения должны соблюдать нормы УИК РФ 1996 г., Федерального закона от 8 января 1997 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». Для следственных изоляторов, помимо этого, большое значение имеют положения Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» .

В соответствии с Конституцией Российской Федерации систему и структуру федеральных органов исполнительной власти определяет Президент Российской Федерации. На основании этого положения 8 октября 1997 г. Президентом России был издан Указ N 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», предусматривающий передачу учреждений и органов УИС из ведения МВД России в подчинение Минюста России. Впоследствии на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 учреждения и органы УИС были переподчинены впервые созданному федеральному органу исполнительной власти — Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), остающейся тем не менее в ведении Министерства юстиции Российской Федерации.

ФСИН России входит в число федеральных органов исполнительной власти, находящихся в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации. Тем не менее, Правительство Российской Федерации рассматривает и утверждает постановления, издает распоряжения, касающиеся многих вопросов деятельности УИС, подготовки персонала и его социальной защиты. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 — 2016 годы)», предусматривающая поэтапное создание исправительных учреждений и следственных изоляторов, соответствующих международным стандартам.

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» функции нормативного правового регулирования в сфере исполнения уголовных наказаний возложены на данное Министерство. В настоящее время Минюстом России издано значительное число нормативных правовых актов по основным направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы. Например, Приказом Минюста России от 21 ноября 2005 г. N 223 утверждено Положение об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы; Приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. N 258 утверждена Инструкция об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе.

Федеральная служба исполнения наказаний издает только индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, определенных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. В соответствии с этим Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» предоставил директору ФСИН России право издавать нормативные правовые акты по отдельным вопросам организации деятельности УИС, например в части, касающейся осуществления оперативно-розыскной деятельности, использования оружия и др.

На данный момент существуют следующие виды законов, которые регулируют правовую основу деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473−1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202−1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»

4. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

5. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ

6. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ

7. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ

8. Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»

9. Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)»

10. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

11. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468−1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

12. Закон Российская Федерация от 10 июля 1992 года № 3266−1 «Об образовании»

13. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенной мною работы, можно сказать, что все поставленные цели и задачи, были полностью рассмотрены и детально проанализированы. При рассмотрении специализированной и учебно-дидактической литературы в публикациях отечественных и зарубежных авторов, были выявлены определенные закономерности, свидетельствующие о фактической актуальности темы исследования.

На основании выше рассмотренного материала по теме исследования, можно выявить следующие наиболее важные аспекты данной курсовой работы:

Именно конституционное право занимается регуляцией вопросов, связанных с осуществлением государственной власти. Именно в характере взаимоотношений между гражданином и государством, являются основополагающими взаимоотношениями, определяющими успешность устройства государства и его функционирования. Именно при учете совокупности способов и приемов правового воздействия на общественные взаимоотношения, выявляется отграничение методов правового регулирования, регламентированных в Конституции РФ от других отраслей права.

Конституционное право, на данный момент является ведущей отраслью в системе права РФ. Именно с Конституции РФ начинается формирование всех систем национального права, при этом, определяющим фактором является его системообразующая роль.

Фактической результирующей установления конституционного права, является то, что ни одна отрасль права не может самостоятельно развиваться без опоры на законодательные положения, регламентированные, Конституцией РФ, тем более если эти права противоречат этим положениям.

В предмете Конституционного права выявляются такие типы взаимоотношений, как принадлежность к гражданству государства, свободы и обязанности гражданина, его права, а также принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве.

Конституционный норматив включает в себя нормы учредительного характера, включенных в него предписаний, при этом они первично устанавливают обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей права.

Также основной функциональной особенностью, является определение форм порядка предписания и опубликования правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти, а также выражают компетенцию государственных органов в сфере правотворчества.

Конституционные нормы имеют особый характер реализации и осуществляются в случае возникновения особого рода отношений общего или правового характера (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ), а не в случае возникновения конкретных правоотношений.

Стоит заметить, что гражданское общество, в рассмотрении УИС, выступает особым субъектом, который призван обеспечить более эффективную реализация целей исполнения наказания.

Важнейшими социальными институтами, которые принимают непосредственное участие в оказании помощи заключенным, в процессе действия всей пенитенциарной системы, являются сформированные добровольно первичные самоуправляющиеся общности людей, такие, как семья, хозяйственные корпорации, различные ассоциации, попечительские советы и другие, негосударственные религиозные, или общественные объединения. В процессе работы УИС, выявляется ограниченность движения гражданского общества, определяющаяся наличием требований режима как для лиц отбывающих наказание, так и для администрации пенитенциарных учреждений, а также закрытостью данных учреждений.

Стоит учитывать, что на сегодняшний день существует достаточно небольшое количество организаций, осуществляющих помощь заключенным, которые находятся в изолированной системе.

Основной целью этих общественных организаций, является помощь, а не дестабилизация процесса исполнений наказания.

1. Авакьян, С. А., Конституция России: Природа, эволюция, современность /2-е изд., М.: РЮИД «Сашко», 2011. — 46 с.

2. Алексеев С. С. Государство и право. — М.: Юрид. Лит., 2010. — 84 с.

3. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве: М., Юридическая литература, 2013, с. 90, 91.

4. Алексеев С. С. Проблемы теории права: М., Наука, 1981. Т. 2. С. 60.

5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., Норма, 2011 — 29 с.

6. Государственное право Российской Федерации / Под. ред. О. Е. Кутафина. М., Юридическая литература, 2012. — 37 с.

7. Даниленко Г. М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право. 2010. № 11. С. 117 — 118 с.

8. Зевс С. Л. Источники права: М., Наука, 2013. С. 225

9. Кокотов А. Н. Конституционное право в российском праве: Понятие, назначение и структура [Журнал «Правоведение» /1998/№ 1] - 18 с.

10. Кокотов А. Н. Конституционное право России: Москва, Проспект, 2010. — 67 с.

11. Колесников Е. В. Источники российского конституционного права: вопросы теории и методологии: Докторская диссертация, Саратов, 2013. С. 12.

12. Конституция Российской Федерации. Москва, «Юридическая литература», 2011. — 24 с.

13. Конституция Российской Федерации: М., ЭКСМО, 2011 — 31 с.

14. Конституционное право Российской Федерации: Сб. судеб. решений. СПб., 2010. С. 127.

15. Конституция Российской Федерации: Энцикл. словарь / Авт. коллектив: В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. — 29 с.

16. Конституционное право. Учебник. Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 2011. — 134 с.

17. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. Под ред. А. Л. Ковалева. М., 2012. — 87 с.

18. Конституционное право России: учебник, отв. ред.: А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. -3-е изд., М.: НОРМА, 2013. — 118 с.

19. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С. 241−246

20. Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: М., Наука, 2011. С. 242 — 57 с.

21. Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации: М., Юристъ, 2012. 64 с.

22. Кутафин О. Е. Предмет конституционного права: М., 2011. — 63 с.

23. Козлова, О. Е. Кутафин Конституционное право России: М., Проспект, 2012 — 29 с.

24. Малова О. В. О проблеме источников права: Сиб. юрид. вестн. 2014. № 4. С. 25.

25. Митюков М. Парламентское право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение: 2010. № 3 — 4.

26. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. М., Юстицинформ, 2012 — 38 с.

27. Мирошникова В. А. Конституция Российской Федерации. Комментарии. — М.:АКАЛИС, 2011. — 36 с.

28. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазерева. — М.: Юристъ, 2012. — 64 с.

29. Попов В. И. Судебный прецедент как источник трудового права: Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 9. Право. 2010. № 2. С. 91.

30. Политология. Словарь-справочник М., 2013. — 38 с.

31. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. М., 2011. — 75 с.

32. Савицкий В. А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права Российской Федерации // Ведомости Конституц. Суда РФ. 2013. № 3 — 25 с.

33. Теория государства и права. Москва, «Юрист», 2010.

34. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова — М.: Изд. гр. ИНФРА, 2012. — 67 с.

35. Федеральное конституционное право России: Основные источники / Сост. и авт. вступ. ст. Б. А. Страшун. М., Норма, 2013 — 68 с.

36. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З. М. Черниловского. — М: Фирма Гардарика, 2012. — 37 с.

37. Юридический энциклопедический словарь. М., ТК Велби, Проспект, 2013 — 49 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой