Актуальные проблемы экологического права
В Уголовном Кодексе РФ в главе 26 предусмотрена уголовная ответственность за экологические преступления, в частности за загрязнение и порчу природных объектов, нарушение правил природопользования и использования недр, незаконную добычу ресурсов и т. д. Подобные преступления имеют место, как в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, так и в обыденной деятельности людей. Следовательно… Читать ещё >
Актуальные проблемы экологического права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Нормативно-правовое обеспечение общественной экологической экспертизы
- 2. Роль водоохранных зон при составлении проекта по освоению водно-болотных угодий
- 3. Какие федеральные законы устанавливают уголовную и административную ответственность за экологические правонарушения?
- Список использованной литературы
1. Нормативно-правовое обеспечение общественной экологической экспертизы
Экологическая экспертиза является важным инструментом защиты окружающей среды, она входит в состав оценки воздействия на окружающую среду и осуществляется в России достаточно давно, на протяжении 30 лет. Но нормативно-правовое регулирование общественной экологической экспертизы было предпринято лишь в 1991 г., с принятием закона «Об охране окружающей среды». В 2002 г. был принять данный Закон в новой редакции и в ст. 11 гл. 3 этого нормативно-правового акта указано, что граждане РФ имеют право «выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке». Такое же положение закреплено в ст. 10. Закона РФ от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О животном мире» .
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим организацию и проведение общественной экологической экспертизы в РФ, является закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экологической экспертизе» .
Согласно ст. 1 этого закона экологической экспертизой считается «установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду» .
При этом законодателями предусмотрена государственная и общественная экологическая экспертиза. Последняя представляет собой экологическую экспертизу, которая инициируется общественностью, включая отдельных граждан, их объединения, общественные организации и муниципальные органы. Проведение экспертизы осуществляется общественными объединениями (организациями), чья основная деятельность направлена на охрану окружающей среды. По уставу природоохранная деятельность этих организаций включает и возможность проведения экологической экспертизы. Данные организации должны быть официально зарегистрированы как юридические лица.
Общественной экологической экспертизе подлежат проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов, целевых программ по эксплуатации объектов, что могут нанести ущерб природе, проекты внедрения новой техники и технологий, способных вызвать изменения в окружающей среде, проекты договоров о разделе продукции, данные комплексных экологических исследований и иная проектная документация, не являющаяся государственной тайной.
Граждане и общественные организации могут подавать заявление о проведении экологической экспертизы в муниципальные органы, которые в течение недели должны зарегистрировать заявление или отклонить его.
Отклонение заявления может иметь место, если
— данные объект уже дважды подлежал экологической экспертизе, или сведения об этом объекте составляют государственную или коммерческую тайну;
— организация, претендующая на право проводить экологическую экспертизу, официально не зарегистрирована или ее устав не соответствует этой цели;
— заявление составлено неверно, в нем отсутствует важная информация об организации или объединении, проводящем общественную экологическую экспертизу;
— общественной организацией или объединением не проинформировано местное население о проведении общественной экологической экспертизы.
При этом чиновники органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ в проведении общественной экологической экспертизы. Также согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях эти должностные лица при выявлении незаконного отказа в экспертизе с их стороны привлекаются к административной ответственности. Они наказываются штрафом в размере от пяти до десяти тысяч рублей (ст. 8.4.3 гл. 6 КоАП РФ).
Общественная экспертиза может проводиться одновременно с государственной экологической экспертизой или до неё. При этом представители организации, проводящей общественную экологическую экспертизу, могут принимать участие в работе комиссии экспертов государственной экспертизы и обсуждать ее заключение. Также по закону они уполномочены запрашивать и получать всю необходимую документацию об объекте проверки, иметь свободный доступ к нормативно-технической документации в области экологической безопасности.
Общественные эксперты, как и государственные, обязаны тщательно анализировать документацию об объекте экспертизы, сравнивать ее с законодательством, принятыми нормативами и передовыми научно-техническими достижениями. Результатом этого труда должно стать заключение общественной экологической экспертизы.
Заключение
экспертной комиссии — это документ, в котором отражено соответствие или несоответствие анализируемой документации по объекту экспертизы нормативно-правовым актам в области охраны окружающей среды. Оно подписывается руководителем комиссии и если отдельные эксперты не согласны с его результатами, то они имеют право указать этот факт в данном документе.
Заключение
общественной экологической экспертизы направляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, заказчику документации, в иные государственные органы, если они обеспечивают государственную экологическую экспертизу, а также в органы, которые принимают решении о реализации объекта, подлежащего экспертизе, муниципальные органы. Если Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или иной уполномоченный федеральный орган утверждает заключение, оно получает юридическую силу. Сведения, содержащиеся в нем, могут публиковаться в СМИ, свободно распространяться и передаваться всем заинтересованным лицам. Выводы данной экспертизы учитываются наравне с заключением государственной экологической экспертизы, если общественная экспертиза была проведена не позже государственной. По своей юридической силе заключение общественной экологической экспертизе не будет отличаться от аналогичного заключения государственной экспертизы, когда процедура экспертизы была проведена согласно нормам действующего законодательства. По мнению отдельных экспертов, чтобы сделать общественную экологическую экспертизу еще более эффективным инструментом экологической безопасности необходимо в число экспертов принимать авторитетных участников, а заключения направлять в организации, занимающиеся проведением лекций, собраний, круглых столов и конференций.
Следует отметить, что с 2002 г. общественная экологическая экспертиза чаще инициируется решением муниципальных и федеральных органов, а также профильных съездов и конференций. Она сопутствует государственной экологической экспертизе. То есть активность граждан в данном вопросе снизилась.
2. Роль водоохранных зон при составлении проекта по освоению водно-болотных угодий
В ст. 65 Водного Кодекса РФ указано, что «водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира» .
Главная цель создания водоохранных зон — это ограничение хозяйственной и иной деятельности человека, что может нанести ущерб водному объекту окружающей среды.
Обычные болота не подлежат особой охране от влияния хозяйственной деятельности, и для них не устанавливается ширина береговой полосы. Но если болота отнесены к водно-болотным угодьям, то на их территории действует другой природоохранный режим.
Водно-болотные угодья представляют собой территории с почвой, состоящей из водоносного горизонта, для которой характерно сезонное колебание влажности и наличие водоемов. К таким угодьям относятся непосредственно болота, озера и реки, поймы рек, комбинация этих природных объектов, а также побережья морей, покрытые солеными болотами и манграми, некоторые подводные участки, периодически, обнажающиеся при отливах.
В РФ много водно-болотных угодий, при этом тридцать пять из них включены, в т.н. Рамсарскую конвенцию или Конвенцию о водно-болотных угодьях, Конвенцию о водоплавающих видах некоторых птиц. Этот документ направлен на защиту данных природных объектов, как мест постоянного обитания многих видов птиц, включая редкие виды. Эти угодья не подлежат освоению, но другие могут быть активно освоены. И те и другие виды водно-болотных угодий нуждаются в установлении водоохранных зон, первые для защиты данной экосистемы, вторые — для успешного освоения.
Установление водоохранных зон с одной стороны ставит своей целью защиту водно-болотных угодий от неблагоприятного влияния в период освоения, с другой стороны — обеспечивает защиту иных территорий от возможных отрицательных воздействий в процессе освоения. Так, при освоении после обработки почв могут вноситься минеральные удобрения, известь и глина, проводиться бактериальное заражение почв навозом, обработка суперфосфатом, сернокислым аммонием и др. препаратами, меняющими кислотность почвы. Но в водоохранных зон все эти препараты не вносятся с тем, чтобы они не попали с водотоком в реки и прочие водоёмы. экологический экспертиза водный ответственность При освоении водно-болотных угодий их почвы могут фрезеровать и дисковать, подвергать глубокой вспашке, зяблевой вспашке, перепахиванию слоёв торфа, если это требуется. В отдельных случаях проводиться предварительное осушение. В случае неправильной организации этих мероприятий может нарушиться питание близлежащих рек, особенно малых, водный режим почв, от чего страдает флора и фауна, как в пределах временных водоёмов, так и в поймах рек, пойменных озёр. В любом случае освоение водно-болотных угодий требует предельной осторожности, ведь данные территории являются важным источником пресной воды, пошедшей естественную очистку сквозь торф. Вместе с тем плодородные почвы водно-болотных угодий быстро истощаются при их освоении. Естественное использование угодий, как-то рыбная ловля, охота, собирание грибов и ягод становится невозможным.
Минимальная ширина водоохранных зон верховых болот принимается при площади акватории до 2 кв. км — 300 м, от 2 кв. км и более — 500 м. Радиус водоохранной зоны сточного или проточного озера внутри болота и соответствующих водотоков — во всех случаях ровно 50 метров. Прибрежная защитная полоса в этом случае также равняется 50 м. Ширина водоохраной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.
При составлении проекта освоения водно-болотных угодий указываются площади отдельных видов вновь созданных угодий с учетом водоохранных зон, разрабатываются таблицы трансформации угодий, баланс площадей, предварительная экспликацию земель по угодьям, намечаются виды, объемы и очерёдность освоения, трансформации и улучшения земель с точки зрения баланса их хозяйственного использования и охраны окружающей среды.
Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается от границ водно-болотных угодий, то есть от минимальной глубины слоя торфа или уровня уреза воды или прилива. Если болота имеет сток в водосборный бассейн, то площадь водоохраной зоны расширяется и формируется на прилегающих территориях.
Когда на территории водно-болотных угодий, в том числе особо ценных, а также в пределах водоохранных зон др. водных объектов требуется проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и подобных работ, то они должны быть разрешены государственными органами в соответствии с экологическим и градостроительным законодательством.
3. Какие федеральные законы устанавливают уголовную и административную ответственность за экологические правонарушения?
Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 84), Закон РФ «О недрах» (ст. 49), Федеральный Закон «О животном мире» (ст. 55), Земельный кодекс РФ (ст. 74−76), Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливают уголовную и административную ответственность за экологические правонарушения.
Экологическим правонарушением называется виновное противоправное действие или бездействие, сопряженной с экологической опасностью, вызванной нерациональным использованием природных ресурсов, нарушением правил охраны окружающей среды и природопользования, последствиями которого являются нарушения связей в экосистемах и угроза человеческому здоровью и жизни. В состав правонарушения входят предмет, экологические правоотношения и субъекты — юридические и физические лица.
Ответственность за экологическое правонарушение — это особая форма общественных правовых отношений, при которой достигается добровольное или принудительное соблюдение экологического законодательства с использованием норма права и юридических средств.
В ст. 42 Конституции РФ сказано, что все граждане имеют право на «благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» .
Классификация экологических правонарушений производится по:
— видам природных ресурсов — нарушения в сфере лесного, водного, земельного права и пр.;
— по характеру ущерба — порча, повреждение, загрязнение, уничтожение природных объектов и их компонентов;
— по степени опасности — экологические преступления и правонарушения;
— по характеру ответственности — криминальные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные.
Следовательно, степень опасности экологического правонарушения определяет характер ответственности. Согласно закону «Об охране окружающей среды» законодателем предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за экологические правонарушения. Административная и уголовная ответственность детализируется в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном Кодексе РФ. Все споры по этому закону решаются в судебных органах, а возмещение ущерба производится виновными лицами в полном объеме. Компенсация ущерба может быть добровольной и принудительной, а ее размер определяется величиной затрат на восстановление природного равновесия окружающей среды.
Некоторые исследователи выделяют экологический проступок, деликт, экологическое административное правонарушение и экологическое преступление. Проступок предполагает — дисциплинирую ответственность, а деликт — возмещение имущественного ущерба.
Порядок несения административной ответственности за экологические правонарушения устанавливает Кодекса РФ об административных правонарушениях, в частности его 8 глава под названием «административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования». Данная глава содержит 46 стаей, перечисляющих возможные виды административных экологических правонарушений, в числе которых несоблюдение экологических требований при различных видах деятельности, нарушение требований по охране отдельных природных объектов, порча земель, сокрытие экологической информации, уничтожение мест обитания животных и т. д. Большую часть этих правонарушений составляет нерациональное использование природных ресурсов, нарушение права государственной собственности при совершении операций с природными объектами.
Административная ответственность применяется уполномоченными на то государственными органами и ее субъектами выступают должностные и юридические лица, а также к физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность. Основанием для ее наступления считается выявление признаков состава экологического правонарушения. Также требуется наличие вины правонарушителя, правовых норм, фиксирующих факт запрета и санкций, вводимых при его нарушении. Остановить деятельность субъектов могут Правительство РФ, суды по искам прокуратур.
Основные черты административной ответственности заключаются в том, что:
— возможность наступления ответственности предусматривается только за конкретные нарушения, предусмотренные экологическим и административным правом;
— виновными лицами могут быть юридические и физические лица, если это закреплено законодательно;
— полномочия специально уполномоченного органа или чиновника влияет на применение ответственности;
— могут быть применены только предусмотренные законом взыскания, а в случае незначительного правонарушения они могут быть отменены;
— должностные лица несут дифференцированную административную ответственность за экологические правонарушения;
— даже при наложении взыскания виновное лицо должно возместить причиненный ущерб и устранить допущенные нарушения.
Лица, совершившие административное правонарушение, караются штрафом, лишением определенных прав и конфискацией орудий совершения экологического правонарушения.
В Уголовном Кодексе РФ в главе 26 предусмотрена уголовная ответственность за экологические преступления, в частности за загрязнение и порчу природных объектов, нарушение правил природопользования и использования недр, незаконную добычу ресурсов и т. д. Подобные преступления имеют место, как в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, так и в обыденной деятельности людей. Следовательно, субъектами уголовной ответственности могут быть юридические и физические лица. Отдельные ст. из др. главы УК РФ предусматривают ответственность за совершение экологических преступлений на объектах атомной энергетики (ст. 215), при проведении работ в горнодобывающей отрасли (ст. 216), за жестокое обращение с животными (ст. 245) и пр.
Вместе с тем в действующем УК РФ введены новые виды преступлений и новые понятия, например, «экоцид», преступления в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Экологические преступления характеризуются высоким уровнем общественной опасности. При наличии доказательств преступления решения о наступлении уголовной ответственности могут принимать только органы судебной власти РФ.
Уголовная ответственность за экологические преступления предусматривает штрафы, исправительные работы, лишение свободы, арест, лишение определённых прав, например на занятие должности.
Закон РФ «О недрах» предполагает административную и уголовную ответственность за нарушение пользования недрами и добычи полезных ископаемых на территории РФ. Решение споров отводится государственным органам или арбитражным судам. Предполагается добровольное или по решению суда полное возмещение ущерба.
Уголовная и административная ответственность предусмотрена и за нарушения в области охраны и использования животного мира и среды обитания животных согласно закону «О животном мире». Размер ущерба, подлежащего полному возмещению, определяется решением арбитражного суда или по таксам расчета ущерба животного мира для физических и юридических лиц. Убытки могут быть возмещены из фондов экологического страхования, если ущерб нельзя предотвратить. Пользователи животного мира должны принять меры по минимизации ущерба, но они не могут быть незаконно ограничены в правах. Споры разрешаются в арбитражном суде. Любые соглашения, нарушающие экологическое законодательство признаются недействительными. При наступлении ответственности за нарушения в области охраны животного мира могут быть изъяты орудия незаконной добычи объектов животного мира и сами добытые объекты. Их безвозмездное изъятие не исключает компенсации убытков.
Земельный Кодекс РФ фиксирует положения о том, что за нарушение земельного законодательства предусмотрена административная, уголовная и дисциплинарная ответственность. Граждане и юридические лица обязываются в полном размере возмещать ущерб от правонарушений. Если земли были заняты самовольно, то компенсация выплачивается их владельцу. От нарушителей требуется приведение земельных участков в состояние, пригодное для целевого использования.
В ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» идет речь об ответственности за нарушение режима особо охраняемых территорий (раздел 10). Эти территории представляют собой «участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны». Это заповедники, национальные, парки, природные парки и пр. объекты.
Предусмотрен лишь один вид ответственности за нарушение их режима — уголовная ответственность. Также данным нормативно-правовым актом требуется полное возмещение вреда по факту затрат, таксам и методикам возмещения ущерба на данных территориях.
Помимо экономического ущерба отечественное экологическое право также оперирует понятием морального ущерба, вреда, причинённого экологическим правонарушением. Этот ущерб заключается в страданиях людей от невозможности реализовать своё право на благоприятную окружающую среду. Также моральный ущерб наступает, если личные неимущественные права человека были задеты этим правонарушением, например, человек не может свободно выбирать место жительства и передвигаться. Правовая природа определяется публичным интересом и признаками его нарушения. Компенсация морального вреда, считается некоторыми авторами отдельным видом ответственности и способом зашиты прав людей и граждан. А размер возмещения вреда всецело зависит от усмотрения судебных органов. На решение может повлиять степень серьёзности правонарушения, его влияния на жизнедеятельность людей. Субъектами выступают юридические, реже физические лица.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ от 12.12.1993 с зим. и доп. от 21.07.2014. — СПб.: Питер, 2015. — 64 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. — М.: Омега-Л, 2015. — 222 с.
3. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 13.07.2015). — М.: Эксмо, 2015. — 192 с.
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. От 29.06.2015). — М.: Омега-Л, 2015. — 480 с.
5. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). — М.: Эксмо, 2015. — 64 с.
6. ФЗ РФ от 21.02.1992 № 2395−1 (с зим. и доп. 31. 12.2014) «О недрах» — М.: Проспект, 2014. — 64 с.
7. ФЗ РФ от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об особо охраняемых природных территориях» // Российская газета № 4425 от 27.07.2007.
8. ФЗ РФ от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О животном мире». — М.: Омега-Л, 2015. — 64 с.
9. ФЗ РФ от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экологической экспертизе». — М.: Омега-Л, 2015. — 48 с.
10. ФЗ РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». — М.: Омега-Л, 2015. — 80 с.
Прочая литература
11. Блинов Л. Н. и др. Экологические основы природопользования. — М.: Дрофа, 2010. — 208 с.
12. Бринчук М. М. Экологическое право. — М.: МПСИ, 2011. — 624 с.
13. Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права. — М.: Юрайт, 2015. — 500 с.
14. Кофанова Н. И. Общественная экологическая экспертиза // НаукаПарк. 2014. № 6 (26). С. 4−7.
15. Новосёлов А. Л. Экономика природопользования. — М.: Academia, 2012. — 240 с.
16. Тихомирова Л. В. Экологические правонарушения. Судебная практика применения уголовной и административной ответственности. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 110 с.
17. Щлютер М. С. Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования. — М.: проспект, 2015. — 144 с.