Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование инновационной системы в экономике как объективное условие социально-экономического развития региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Современный этап социально-экономического развития характеризуется тем, что, с одной стороны, все общественное производство больше тормозится ограниченностью традициN онных факторов развитияс другой, все больше выдвигается необходимость применения новых видов ресурсов и создания эффективных условий управления национальной экономикой. Усложнение экономических взаимосвязей между… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 11 РЕГИОНА
    • 1. 1. Сущность и значение инновационного развития 27 национальной экономики
    • 1. 2. Базовые условия социально-экономического развития 27 страны в современных условиях
    • 1. 3. Инновации как определяющее условие развития 37 региональной экономики
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УСЛОВИЙ И ПРЕДПОСЫЛОК ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    • 2. 1. Комплексная оценка уровня развития экономики республики
    • 2. 2. Формирование инновационного потенциала экономики региона
    • 2. 3. Факторы инновационного развития региональной экономической системы и методы ее оценки
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
    • 3. 1. Методологические подходы к формированию инновационной системы региона
    • 3. 2. Методика оценки эффективности инновационного развития региона
    • 3. 3. Совершенствование региональной инновационной политики

Формирование инновационной системы в экономике как объективное условие социально-экономического развития региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап социально-экономического развития характеризуется тем, что, с одной стороны, все общественное производство больше тормозится ограниченностью традициN онных факторов развитияс другой, все больше выдвигается необходимость применения новых видов ресурсов и создания эффективных условий управления национальной экономикой. Усложнение экономических взаимосвязей между хозяйствующими субъектами определяет необходимость интенсификации производственных процессов, внедрения новых форм и методов управления ресурсными потоками в производственном процессе, совершенствования технологий производства и сбыта продукции, а также активизации межфирменных коммуникаций. Для эффективного решения поставленных задач необходимо постоянное совершенствование инновационных процессов в субъектах рыночной экономики.

Основным мотивом для осуществления инноваций в настоящее время служит конкуренция между странами и регионами на рынках факторов производства и на товарных рынках. При этом наибольшее распространение в совокупности инновационных изменений за последние годы получили технологические, проектно-конструкторские работы. Наличие жесткой конкуренции на внутреннем и внешнем рынках определяет основные цели инновационной деятельности субъектов рыночной экономики, среди которых: разработка новых видов продукции, повышение конкурентоспособности, сокращение издержек производства и повышение его технического уровня, совершенствование организации производства и управления, улучшение условий труда и мероприятия по охране окружающей среды.

Среди причин, тормозящих развитие инновационных процессов в регионе, наряду с отсутствием собственных инвестиционных средств выделяются неприемлемые для производителей условия кредитования инновационных проектов (23%), износ оборудования (25%), высокие затраты на инновации (17%), длительный срок окупаемости затрат на инновации и недостаток иностранных инвестиций. К тому же, достаточно высок удельный вес предприятий, не инвестирующих собственное производство, особенно в части I оборудования, что, в свою очередь, негативно отражается на решении задач обновления технологической базы и темпах экономического роста в целом.

Экономический рост в современных условиях развития будет обеспечиваться исключительно научно-техническим прогрессом, интеллектуализацией основных составляющих производства во всех сферах экономики. На долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих новые знания или решения, в развитых странах приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Образование превращается в одну из самых важных сфер, которая определяет перспективы экономического, социального и культурного развития любой страны.

В современных условиях рыночной экономики инновационная политика является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для стабильного долгосрочного развития. Поэтому именно инновационной политике, формирующей основные направления специализации региона, принадлежит ведущая роль в формировании конкурентоспособности региона. В связи с этим органы власти всех уровней должны обеспечить необходимые условия развития инновационных процессов, от которых во многом будет зависеть экономическое и социальное будущее общества. Для того-чтобы-выявить направленияопределить тенденциивпр оцес с ах инновационного развития региона, необходимо провести оценку потенциала и эффективности его использования и стимулирования в регионе.

Инновации в значительной степени определяют экономический рост субъектов рыночной экономики, а, следовательно, и занятость населения и рост производительности труда, а также являются существенным фактором социально-экономического развития региона. Поэтому решение вопросов, связанных с созданием в регионе эффективных механизмов реализации инноваций, требуют серьезного внимания и крайне важны в перспективе развития до 2020 года.

Таким образом, современная организация научно-технической и инновационной деятельности в регионах, теоретические и практические потребности отечественного производства, подтверждают необходимость разработки целостной концепции управления инновационными процессами и совершенствования механизмов их регулирования. Этот вывод актуален для всех субъектов Российской Федерации, независимо от их уровня и стратегии развития. В этой связи, ключевым направлением совершенствования российской экономики является активизация инновационной деятельности во всех субъектах рыночной экономики, способствующая улучшению их экономических показателей за счет интенсификации их развития. Изучение данных вопросов обладает необходимой актуальностью.

Степень разработанности научной проблемы. Методологические аспекты формирования инновационной системы субъектов рыночной экономики исследовали отечественные ученые: Амиров Ю. Д., Анынин В. М., Афонин И. В., Барютин Л., Бегиджанов П. М., Бляхман Л. С, Валдайцев СВ., Бланк И. А., Берестов В. И., Егоров А. Ю., Виханский О. С., Журавлев А. А., Ильенков С. Д., Капелюшников Р. И., Качалов P.M., Клейнер Г. Б., Конотопов М. В., Ко-сенков Р.А., Крылов Э. И., Кудинов Л. Г., Кураков Л. П., Петухов В. Н., Сенча-гов В.К., Соловьев B.C., Сорокин Д. Е, Сухарев О. С., Тамбовцев В. Л., Шеремет В. В., Уткин Э. А., Фатхутдинов Р. А., Хотяшева О. М., Четыркин Е. М., Швандар В. и др.

Из зарубежных авторов, посвятивших свои исследования нашей теме, следует отметить таких как: Ансофф И., Боумен К, Веблен Т., Гитман Л. Д., Джонс М. Д., Друкер П., Эдвинсон Л., Мэлоун М., Ингельгарт Р., Норт Д., Портер М., Пильцер П., Котлер Ф., Стрикленд А. Дж., Стюарт Т., Томпсон А. А., Уильямсон О., и др.

Несмотря на наличие работ в области повышения инновационной активности регионов и промышленных предприятий, разработки различных инновационных программ, а также сложных интегрированных систем интенсификации общественного производства, в экономической литературе недостаточно изучены особенности формирования инновационных систем в региональной экономике.

Цель исследования заключается в разработке методических подходов к формированию инновационной системы в экономике региона как объективного условия его социально-экономического развития и обоснование на этой основе рекомендаций по стимулированию инновационной активности в регионе.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

— исследовать теоретическую и методологическую основу регионального развития на базе формирования инновационной системы в экономике региона;

— выявить особенности и социально-экономические предпосылки инновационного развития экономической системы региона;

— оценить текущее состояние уровня развития экономики Чувашской Республики, на этой основе выделить и обосновать наиболее значимые факторы и условия, определяющие развитие инновационного потенциала экономики региона;

— разработать методические подходы к оценке инновационной активности и привлекательности, с позиций обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов региона;

— разработать и обосновать научные рекомендации по совершенствованию социально-экономической политики региона на основе его инновационного развития.

Объектом исследования являются экономические системы Чувашской Республики и субъектов Приволжского федерального округа.

Предметом исследования являются закономерности развития региональной экономики на основе формирования инновационной системы, а также экономические отношения, возникающие в ходе их реализации.

Область исследования соответствует п. 5.9 — «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем" — а так же п. 5.19 — «Эффективность использования факторов производстваорганизация и управление производством на предприятиях, отраслях, комплексах в регионах, особенности и закономерности- .» паспорта специальностей ВАК РФ (экономические науки).

Теоретическая и методологическая основа научного исследования включает в себя законы и закономерности экономической теории, фундаментальные научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов, посвященные. региональной экономике и управлению инвестициями и инновационной деятельностью.

Статистическую и фактологическую базу исследования составили данные государственных органов по статистике Чувашской Республики и субъектов Приволжского федерального округа, а также обзорные, аналитические и справочные материалы по экономике указанных субъектов.

В ходе исследования использованы общенаучные методы познания, методы экономико-математического, статистического анализа, экспертных и рейтинговых оценок, а также системный подход и др. Совокупность используемой методологической базы позволила обеспечить достоверность и обоснованность выводов и практических рекомендаций.

Научная новизна исследования состоит в разработке методических подходов по.развитию.региональной экономики на основе формирования инновационной системы, а также рекомендаций по стимулированию инновационной активности региона.

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором:

1. На основе исследования теоретических и методологических составляющих социально-экономического развития выявлено, что основным условием, обеспечивающим динамичный экономический рост региона, является интенсификация факторов его развития. В свою очередь достижение стабильности регионального развития требует формирования инновационной системы в экономике, как основы для усиления интенсификации развития региональной экономики.

2. На основе исследования основных тенденций, проблем и перспектив развития инновационной деятельности в региональной экономической системе предложены методические подходы к оценке инновационного процесса с использованием систем, обобщающих коэффициентов инновационной активности хозяйствующих субъектов региона.

3. На основе оценки текущего состояния и перспектив развития региона выделены и обоснованы наиболее значимые факторы и условия, определяющие инновационный характер его развития. К таковым относятся: создание инфраструктуры инновационной системы, как необходимое условие для эффективного развития инновационных процессов в экономике региона через повышение его инновационной активности и привлекательности, а также конкурентоспособностиформирование инновационного потенциала региона, как объективного фактора его социально-экономического развития.

4. Разработана методика экономической оценки инновационной активности и привлекательности, с учетом обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов региона, с использованием таких коэффициентов как доля внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВРПдоля занятых исследованиями и разработками в процентах к общему числу занятыхдоля основных фондов исследования и разработок в процентах к их общей стоимостизатраты на технологические инновации в процентах к ВРП.

5. Разработаны и предложены рекомендации по усилению инновационных процессов в социально-экономической политике региона. Суть этих предложений состоит в создании региональных институтов управления инновационной деятельностью субъектов рыночной экономики.

Практическая значимость работы заключается в том, что его результаты могут найти применение: в практике республиканских и местных органов власти по регулированию инновационных направлений развития субъектов рыночной экономикипри разработке стратегических планов социально-экономического развития территорий и совершенствования организационно-правовых основ взаимоотношений хозяйствующих субъектов в экономической системе регионав учебном процессе высшего профессионального образования по дисциплинам Инновационный менеджмент", «Региональная экономика».

Апробация результатов исследования проведена в нескольких направлениях:

— основные результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях международного, всероссийского, регионального, местного и межвузовского уровней;

— теоретические и методологические положения диссертационного исследования используются автором в учебном процессе на экономическом факультете ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» при чтении указанных выше дисциплин;

— некоторые разработки, полученные в ходе исследования, использованы при разработке «Программы инновационного развития Чувашской республики до 2020 года».

Основные печатные труды, опубликованные по теме диссертации, представляются в виде 9 статей и тезисов докладов общим объемом 8,2 авторских печатных листов, в том числе в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация включает три главы, введение, заключение, список литературы, включающий 126 наименованийизложена на 168 страницах, содержит 13 таблиц, 15 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование условий для непрерывного возобновления инновационного процесса представляет собой важнейшую цель экономического развития современных стран и регионов. Важнейшим показателем инновационной активности предприятий и регионов служит объем инновационной продукции, который включает продукцию, произведенную в отчетном году на основе разного рода продуктных и технологических инноваций.

Инновации можно классифицировать по различным признакам, включая уровень новизны, характер новизны, вид новшества, стадию процесса производства, стадию жизненного цикла, масштаб новизны, форму новшества, вид получаемого эффекта.

По уровню новизны различают три категории инноваций, в т. ч. базисные, улучшающие, интегрированные. По характеру инноваций различают технические, технологические, комплексные и экономические новшества. По стадии жизненного цикла выделяют инновации на стадии внедрения, роста, зрелости и спада товара. В соответствии со стадией процесса производства инновации можно классифицировать на стратегический маркетинг, НИОКР, подготовку к производству, производство и сервис изготовителя. По видам новшества можно выделить продуктные, процессные и управленческие инновации. Представляется интересной классификация по масштабу применения инноваций, в соответствии с которой выделяются мировые, национально-региональные, отраслевые и инновации на уровне предприятия. Классификация инновации по форме новшества включает фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы. Вид получаемого эффекта от инноваций может быть производственный, социальный, экономический, экологический, инвестиционный бюджетный и т. д.

В Приволжском федеральном округе наиболее инновационно-актинными являются Нижегородская, Саратовская, Самарская области и Республика Татарстан, наименее инновационно-активными — республики Марий.

Эл и Мордовия. Несколько лучше положение в Чувашской Республике, промышленные предприятия которой способны составить конкуренцию предприятиям других республик и областей округа.

Среди целей инновационной активности предприятий промышленности в округе и Чувашской Республике преобладают: расширение ассортимента продукции и видов услугсохранение и расширение традиционных рынков сбытасоздание новых рынков сбыта в Россииулучшение качества продукции, услуг. В меньшей степени предприятия ставят в качестве своих целей следующие: сокращение энергозатратобеспечение соответствия современным правилам и стандартам.

Можно отметить, что республики и области Приволжского федерального округа занимают достаточно устойчивые позиции в Российской Федерации по числу созданных и использованных передовых технологий.

В создании и использовании передовых технологии б регионе за период 1998;2007 гг. можно выделить следующие особенности.

Во-первых, по числу созданных передовых производственных технологий.

С -'С.—————— Л О ПО 1 ппп шилшдсиш^ь псу оплачивал дпнешита. a .ууо-.ууу и. — а ciupimy ил ctrnmcния, а в 2000;2007 гг. — в направлении возрастания. То есть прослеживается цикличность в инновационном процессе.

Во-вторых, по числу использованных передовых технологий наблюдается устойчивая тенденция к их увеличению, что характеризует округ как регион, в котором акцент сделан на последние стадии инновационного цикла — освоение ««««——г.————————————».—————————-"—————ирииишидсхьа, ни или/лс iv a ay пап i у иииивацииниш и уазпт ил пи"ыл *1Ндус1риальных стран.

В-третьих, выделяются регионы, которые проявляют высокую активность в созданий передовых технологий (Нижегородская область, Самарская область, Удмуртская Республика).

В-четвертых, в ряде регионов в последние два — три года полностью прекратилось создание передовых производственных технологий (Чувашская Республика, Кировская область, Оренбургская область). Но эта тенденция компенсируется достаточно высоким уровнем их использования, т. е. «импорта» передовых технологии.

Важнейшим фактором формирования инновационной системы является реализация кадровой инновационной политики, которая должна включать следующие направления:

— повсеместную организацию конкурсного отбора специалистов в соответствующие организации и подразделенияограничение технического, вспо ^ ^.

МиГаТслъНиГи И ирОчбГО льр^иНаЛа, СОилЮ, д? Нйс иаЛаКСа МСЖдУ ИССЛсДОВа^ьлями и остальными категориями персонала (рациональное соотношение примерно 50 на 50);

— регулярную аттестацию кадров научных и производственных структур (не реже одного раза в три годапланирование карьеры работников с учетом специфики работы и личных качеств работника на каждой работе;

— создание банка вакансий рабочих мест на нестандартных условиях занятостиформирование банка данных интеллектуального труда;

— развитие системы бесплатного образования по наиболее важным профессиям и специальностям, С001ве1С1вующим стра1е1ическим и инновационным направлениям развития округа;

— обеспечение упреждающей переподготовки квалифицированных кадров в соответствии с приоритетами инновационного развития республики и необходимости модернизации производства;

— разработка и утверждение методики предоставления органами региональной исполнительной власти и местного управления государственной поддержки предприятиям, обеспечивающим при прочих равных условиях создание дополнительных рабочих мест в инновационной сфере и пр.

Немаловажное внимание необходимо уделять формированию в производственных компаниях инновационных групп и подразделений, дополняющих производственную структуру, и имитирующих конкурентные отношения между ними б рамках одной компании, что повышает гибкость и эффективность научно-производственного потенциала предприятия, а тем самым конкурентоспособность и доходность его продукции.

Одним из показателей, характеризующих инновационную активность бизнеса в регионах Приволжского федерального округа, предлагается использовать экстенсивный коэффициент инновационной активности бизнеса, который показывает долю предприятий, занимающихся исследованиями и разработками, в общем их числе. Помимо экстенсивного коэффициента инновационной активности бизнеса предлагается применять интенсивный коэффициент инновационной активности бизнеса, который показывает долю и объем инновационной продукции в совокупном объеме производства отрастлтлтпг гл. .. у—. .. ли, или Drii. d качестве иооощающею показателя предлагается интегральный коэффициент инновационной активности бизнеса.

Результаты ранжирования показали, что в целом во всех регионах Приволжского федерального округа отмечаются низкие значения интегрального коэффициента инновационности бизнеса. Несколько лучше положение в Нижегородской, Самарской областях и Республике Татарстан. К группе «лидеров» примыкают республики Башкортостан, Мордовия, Чувашия, Удмуртия, области Саратовская и Ульяновская. В отстающих оказались Республика Марий Эл, Пермская, Пензенская, Кировская и Оренбургская области.

В условиях рыночных отношений для предприятий жизненно важным становится развитие внутрипроизводственного предпринимательства. Существенное влияние на формирование инновационной экономической среды могут оказать совместные предприятия (СЕТ), деятельность которых способствует насыщению отечественного рынка высококачественными товарами, привлечению в экономику передовой зарубежной технологии, управленческого опыта и высокопроизводительного оборудования, повышению квалификации местных кадров, снижению импорта.

Оценка экономической эффективности инновационных проектов имеет решающее значение в рыночных условиях и ее методика должна базироваться на основополагающих принципах стоимости, целесообразности и риска инвестирования.

Нами предлагается методика интегральной (рейтинговой) оценки инновационной активности и конкурентоспособности регионов, которая была апробирована на республиках и областях Приволжского федерального округа по данным 1998;2007 гг. Анализ рейтингов инновационной активности и конкурентоспособности был осуществлен по двум направлениям: по изменению его значения в динамике и по уровню рейтинга.

В решении поставленных перед обществом задач координирующую роль должна играть государственная инновационная политика, которая представm о Л «^ ^ лястсл сис±емои мер, способствующих увеличению инновационно! о потенциала всех экономических субъектов, интенсивному протеканию инновационных процессов в целях удовлетворения возрастающих общественных потребностей. Осуществление государственного воздействия на инновационную деятельность может осуществляться с помощью организационно-управленческой, распределительно-регулирующей, стимулирующей, контрольной и научно-аналитической функций. Конкретизация государственной инновационной политики может осуществляться посредством исследовательского и инновационного программирования, государственного планирования,.

——-————— а————————-——————————-uwi/uuoib)iuiii, ciu qjujjjvmjjuncurmtvj iиviъишыл jcuvcuuu.

К важным функциям государственных органов по регулированию инноваций относится формирование инновационной инфраструктуры, повышение общественного статуса инновационной деятельности. В целом можно сделать вывод, что в перспективе будут активно развиваться те регионы, на территории которых передовые технологии не только будут использоваться, но и создаваться и осваиваться.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал.-М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. 662 с.
  2. А. Файоль. Общее и промышленное управление. / Пер. с франц. «Журнал «Контроллинг», 1992. 112 с.
  3. О.В. Оценка и планирование развития инновационного потенциала региона с использованием балансовых моделей: теоретико-методический аспект. Ростов-на -Дону. 2005. — 225 с.
  4. Г. Овладение политикой планирования: Пер. с англ./ Под ред. М. Калантаровой.-М., 1994. 100 с.
  5. М.А., Джамаи В. Е. Идентификация и измерение интеллектуального капитала инновационно активного предприятия // Экономическая наука современной России 2001, № 4.
  6. Большой экономический энциклопедический словарь/ Авт.-сост. Л. П. Кураков, B.JI. Кураков, А. Л. Кураков.- Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 2006. 1090 с.
  7. С. Контринновационная среда российской экономики/'/ Вопросы экономики. 2005. № 10.
  8. В.В. Экономика России: Учебное пособие. М.: Юристъ1ЛЛ11. ZrUUZ,.
  9. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 296 с.
  10. М.В. РТнновационнос законодахельсгво и хражданское право: проблемы соотношения// Журнал рос. Права. 2005. № 1.
  11. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития /'/Вопросы экономики, 1999. — с. 12
  12. Герчикова, И. Н Менеджмент: учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, 1997.
  13. С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. М.: НИР, 2006. — 132 с.
  14. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. СПб.: Макет, 1995
  15. , А.Г. Основы региональной экономики М.: ГУВШЭ, 2000.
  16. Гуманистические ориентиры России / Л. И. Абалкин, А. В. Барышева, Д. Е. Сорокин и др. М.: Институт экономики РАН, 2002. 277 с.
  17. И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. М.: ТЕИС, 2003. — 236 с.
  18. А. А. Механизмы венчурного (рискового) финансирования: мировой опыт и перспективы развития в России /У Менеджмент в России и за рубежом № 2 1998.
  19. И.Г. Новые инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности /У Инновации, 2005, №"4.
  20. И. Г., Салтыков Б. Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2004. — С.20−23.
  21. О.А., Факторы успешного развития региональной экономики /'/' Волга-бизнес, 2006, № 3 (141).
  22. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007 2030 гг. ИНП РАН. — М.: 2007.
  23. , Е.А. Система инвестиционного обеспечения инновационных проектов: Автореф. дисс. канд. эконом, наук./ Е. А. Егорова. М., 2006. — 27 с.
  24. B.C. Современная экономическая политика городских и региональных властей. С.-Петербург: ИСЭПРАН, 1995. С. 70.
  25. П.Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1998. — 289 с.
  26. Закон Чувашской Республики от 20 июня 2002 г. № 18 «О науке и научно-технической политике Чувашской Республики»
  27. Закон Чувашской Республики от 25 мая 2004 г. N 8 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» (с изменениями от 24 ноября 2004 г., 14 июля 2006 г.)
  28. Закон Чувашской Республики от 29 ноября 2005 г. № 61 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2006 год».
  29. А. С., Кортов С. В. Оценка инвестиционной привлекательности инновационных научно-технических проектов: методические рекомендации. С-Пб: 2003.
  30. В.В., Колдаева Н. Т. Российская инновационная система: территориальных подход //'Инновации, 2000, № 9−10.
  31. Н. Инновационная сфера: итоги столетия // Мировая экономика и междунар. отношения. М., 2001. — N 8. — С. 22−34.
  32. Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.
  33. С.В. Управление нововведениями в промышленности. — СПб.: Изд-во СПБФЭИ, 1998. 342 с.
  34. С.Д. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, 1997 г.
  35. Инновации: теория, механизмы, государственное регулирование / Под ред. Ю. В. Яковца. М., 2000.
  36. Инновационный менеджмент / Под. Ред. Л. Н. Оголевой, М. 2002.
  37. Инновационный менеджмент / Под. Ред. С. Д. Иньешсовой, М.: Юнити, 2002.
  38. Инновационный менеджмент: Справ. Пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб.: Наука, 1997.
  39. Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156.
  40. В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001. — С. 41.
  41. , Л.А. Региональная экономика: новые подходы / Л. А. Козлов. -М., 1993.
  42. М.К., Кропотина О. Е. Совершенствование механизма привлечения иностранных инвестиций на региональном уровне // Региональная экономика и управление. 2005. № 2 (02).
  43. Кокурин Д. И Инновационная деятельность.-М.: Экзамен, 2001. 576 с.
  44. Концепция инновационного развития Чувашской Республики, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.02.2005 г. № 39.
  45. О.П., Трифилова А. А. Формирование стратегии инновационного развития промышленных предприятий // Наука и промышленность России. 2002, — Ш0. — с.22−32.
  46. М. Н. Анализ финансового состояния и инновационной привлекательности АО в промышленности, строительстве и торговли. М.: 1994.
  47. А.Л. Стратегии управления социально-экономическим развитием профессионального образования региона // Вестник Чувашского университета. 2005. № 3. С. 129−134
  48. A. JI. Формирование рационального механизма прогнозирования и планирования развития учреждений профессионального образования региона // Вестник Чувашского университета. 2006. № 4. с. 260−264
  49. В.Л. Регулирование ресурсного потенциала социальной сферы региона.- М.: Гелиос АРВ, 1999. 187 с.
  50. В.Л. Социальная сфера: состояние и перспективы развития. М.: Вуз и школа, 2003.- 322 с.
  51. В.Л. Стратегическое планирование развития социальной сферы: методология и концепция повышения результативности ее структурных составляющих. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 272 с.
  52. Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы. М.: ЛОГОС, 1998.-576 с.
  53. Л.П. Концепция социально-экономического развития Чувашской Республики: В 2 кн. -М.: Пресс-сервис, 1997. -Кн. 1. 412 с.
  54. Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях / Под. Ред. В. Л. Попова, М., 2001.
  55. Методологические аспекты и опыт стратегического планирования территориального развития в регионах России и развитых странах Запада: методическое пособие/ Под ред. А. И. Гаврилова.- Нижний Новгород, 2005. 95 с.
  56. .З. Управление знаниями. М: ИНФРА-М, 2003.
  57. Министерство образования РФ, Серия «Инновационная деятельность» (Выпуск 21) / под общей редакцией А. В. Суворинова. с. 57.
  58. В.В. Экономика регионов: Изд-во Алтайского Гос. ун-та, 2002. -139 с.
  59. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность /' В. И. Волков и др.: под общ. ред. В. И. Лисова: Федеральная служба налоговой полиции РФ: Академия налоговой полиции. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.
  60. А. Международное соглашение по защите интеллектуальной собственности // МЭ иМО № 5 2001 г. с. 23.
  61. Основы инновационного менеджмента / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Минделию -М.: Экономика, 2000. 356с.
  62. А.Н. Взаимодействие участников научно-технического комплекса// Регионология 2005 № 51.
  63. Т.В. Экономический анализ и оценка инновационной активности и конкурентоспособности регионов Приволжского Федерального Округа // Экономический анализ: теория и практика. — 2004.-№ 5.- с. 16−22.
  64. М.Э. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. -486 с.
  65. Послание Президента Чувашской Республики Государственному Совету «Великие свершения требуют великих замыслов».
  66. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от2803.2006 г. № 60 «О республиканском конкурсе на получение гранта для создания и развития инновационной инфраструктуры в муниципальном образовании».
  67. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.09.2005 г. № 242 «О мерах по реализации Указа Президента Чувашской Республики № 118».
  68. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.02.2005 № 39 «Об утверждении концепции инновационного развития Чувашской Республики»
  69. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2005 г. № 350 «О Республиканской комплексной программе инновационного развития Чувашской Республики на 2006−2010 годы».
  70. Приоритеты управления научно-инновационной деятельностью в территориальных образованиях. Под ред. А. А. Румянцева. СПБ.: ИСЭН РАН, 1997. -180 с.
  71. Приоритеты экономического развития субъектов Российской Федерации /Б.А. Гуртов, Л. Я. Березин, В. А. Матвеев, С. В. Сигова.-М.: Изд-во «Кучково поле», 2005. 496 с.
  72. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации /Федоров Н.В., Кураков Л. П. М.: Пресс-сервис, 1998. — 688 с.
  73. , В.Г. Инновационные инвестиции как фактор динамичного развития производственной сферы экономики: Автореф. дисс. канд. эконом, наук./ В. Г. Ревазов. М., 2000. — 23 с.
  74. Региональная экономика и управление: Учебник. Г. Г. Фетисов, В.П. Орешин-М.: ИНФРА-М, 2006, — 301 с.
  75. Регионы России социально-экономические показатели. 2005. 801 с.
  76. Республиканская комплексная программа инновационного развития Чувашской Республики на 2006−2010 годы
  77. Решение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2004 года по вопросу «Об основных направлениях инновационной деятельности" —
  78. Решение Правительства Российской Федерации от 22 января 2004 года по вопросу «О стимулировании инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий" —
  79. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2005. 586 с.
  80. В.А. Экономика знаний и инновационная стратегия России // Инновационная экономика России. № 2, 2004. с. 21.
  81. . Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990. — 185 с.
  82. В.П. Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве : теория и методология. СПб., 2003ю — 257 с.
  83. И. В. Бакланова Ю. О. Агаев А. А. Региональный менеджмент в формировании инвестиционного климата территории/'/ Региональная экономика и управление 2006. № 2 (06)
  84. Социальная политика и формирование здорового образа жизни молодежи./ Кураков В. Л., Александров А. Ю., Данилов А. П., Кураков А. Л. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та., 2004. 238 с.
  85. Социальное положение и уровень жизни населения Чувашии, 2005: Стат. сборник/ Чувашстат Чебоксары, 2005. — 219 с.
  86. Социально-экономическое положение Чувашской Республики в 2005 году: Докл. / Чувашстат Чебоксары, 2006. — 162 с.
  87. Социально-экономическое положение Чувашской республики 2005.: Стат. сборник/ Чувашстат Чебоксары, 2005. 170 с.
  88. Статистический ежегодник Чувашской Республики 2005: Стат. сборник. -Чувашстат: Чебоксары, 2005. 328 с.
  89. Статистический ежегодник Чувашской Республики 2006: Стат. сборник. / Комитет государственной статистики Чувашской Республики. Чебоксары, 2006. — 292 с.
  90. Сунь Линь Качество человеческого капитала как фактор экономического роста // Проблемы современной экономики 2003. № 1(5) С. 112.
  91. А.А. Экономика знаний и инновационная стратегия России /У Инновационная экономика России, 2004, № 2.
  92. Л.И. Роль инновационной составляющей в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона /У Инновационные процессы в области образования, науки и производства: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. Казань, 2004. — 266 с.
  93. Указ Президента Чувашской Республики от 29.10.2004 г. № 118 «О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики" —
  94. Указ Президента Чувашской Республики от 20 апреля 1995 г. № 59 (с изменениями от 4 сентября 2001 г., 27 ноября 2002 г.) «О поддержке образования и науки».
  95. Управление инновациями / Под ред. Ю. В. Шленова.-Ч.1. Основы организации инновационных процессов. М., 2003. — 238 с.
  96. Управление инновациями / Под ред. Ю. В. Шленова.-Ч.2. Основы организации инновационных процессов. М., 2003. — 268 с.
  97. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление. — М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 209 с.
  98. Фатхутдинов Р. А Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд.-Спб.: Питер, 2005.- 448 с.
  99. С.А. Финансовая стабилизация инновационного предприятия // РИСК: Ресурсы.Информация. Снабжение. Конкуренция. 1999. — № 2−3. -с.23−35.
  100. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
  101. Н.В. Российская экономика: стратегическое планирование социально-экономического развития. М.: Вуз и школа, 2003.- 327 с.
  102. Н.В. Система стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов Российской Федерации. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002, — 266 с.
  103. Характеристика и прогноз развития науки и технологий в России: Анализ экспертных оценок./ЦЭМИ РАН. М., 2005. — 376с.
  104. Чувашская Республика и регионы Приволжского федерального округа. 2006: Стат. сборник / Чувашстат Чебоксары, 2006 — 194 с.
  105. Чувашская Республика: состояние и перспективы социально-экономического развития./ под ред. Н. В. Федорова, Л. П. Куракова, М. П. Владимировой, А. Г. Краснова, В. А. Нямина, Л. Т. Толстова, А. Е. Яковлева. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998. 480 с. о
  106. И. Теория экономического развития. -М.: Прогресс, 1982.
  107. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации.-М.: Гелиос АРВ, 2000.- 208 с.
  108. Экономикс: Принципы, проблемы и политика./ Макконнелл К. Р., Брю С. Л. -М.: Республика, 1992. 399 с.
  109. Ю.В. Инновации: закономерности, механизмы, перспективы. — М.: Экономика, 2003. 246 с.
  110. А. П., Шишкин В. И. Функционально-экономический анализ при рационализации и оценке новшеств. Чебоксары: Чув. Кн. изд-во, 1998. -158 с.
  111. А.Е., Малютин А. С., Плеханов А. В., Дельман О. А. Экономика и организация инновационной деятельности: Учеб. Пособие / Под общ. ред. А. Ю. Егорова, М. В. Конотопова, Сер.: Инновации и инвестиции. — М.: Изд-во «Палеотип», 2004.- 268 с.
  112. Япония: региональная структура экономики. М., 1987.
  113. European Innovation Scoreboard, 2003- OECD Patent Database, 2003.
  114. Lundvall B. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, 1992-
  115. Nelson R. National Systems of Innovation: A Comparative Analysis. Oxford, 189 c.1993.123. http://gov.cap.ru124. http://www.ivr.ru/regions/125. http:// regions.extech.ru/news/126. www.un.org/mssian/esa/docs/wdr2005.pdf1. Jsfntt
Заполнить форму текущей работой