Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновации в высшей школе РФ и профессионально-ценностное самоопределение студенчества: Теоретико-методологические аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ослабление идейно-воспитательной работы со студентами под влиянием ложно понятой демократизации и деидеологизации в сочетании с агрессивно насаждаемой СМИ системой зарубежных эталонов суперменского образа жизни, стимулирует в студенческой среде распространение утилитарно-рыночных ценностей жизни и культуры, таких как вседозволенность, культ денег, раскованность, доходящая до распущенности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИННОВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
    • 1. Демократизация, гуманитаризация и фундаментализация системы высшего образования в России
    • 2. Многоканальность финансирования высшей школы, рыночное трудоустройство молодых специалистов и легитимация платной деятельности вузов
  • ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСТВА
    • 1. Социальный статус современного российского студенчества
    • 2. Динамика жизненных ориентаций студенчества

Инновации в высшей школе РФ и профессионально-ценностное самоопределение студенчества: Теоретико-методологические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

На рубеже третьего тысячелетия наша страна переживает сложный, противоречивый и болезненный процесс обновления, модернизации всех сторон общественной жизни. Осуществляются радикальные преобразования в экономической, социальной, политической, духовно-идеологических сферах общества, затрагивающие коренные интересы всех слоев общества.

На пути к современным, цивилизованным формам организации общественной жизни россиянам предстоит решить целый ряд крупных, тесно связанных между собой общенациональных проблем. Особо важное, ключевое положение среди них занимает проблема образования. Образовательная деятельность, профессиональная и ценностная социализация молодежи, подготовка подрастающих поколений к труду и самостоятельной продуктивной жизнедеятельности всегда была одной из базовых функций любого общества и государства.

По мере исторического развития содержание образования все более усложнялось, расширялся диапазон его возможностей и одновременно повышались требования к нему. Сейчас, когда императивы научно-технического прогресса пронизывают не только производственные технологии, но и все другие сферы жизнедеятельности общества, статус образования поднимается на небывалую высоту: на уровень приоритетного фактора национальной безопасности страны. Известно, что в ряде передовых стран вводится всеобщее высшее образование.

В нашей стране с начала 90-х годов разворачивается сложный и противоречивый процесс реформирования системы образования. Его проблематика активно обсуждается в научной литературе, средствах массовой информации, на различных форумах общественности. Характер обсуждения, как правило, носит критическую направленность. Не достает, на наш взгляд, конструктивного анализа результативности легитимных инноваций в области образовательной политики. А их не мало. И, прежде всего, в таких, к сожалению, часто игнорируемых авторами и участниками дискуссий федеральных законах как «Об образовании» 1996 г. (в новой редакции) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г.

Особенно характерен такой подход при обсуждении проблем высшей школы, когда он ведется в отрыве от официальных, установленных Законом, положений. В этой связи автор делает попытку исследования влияния ведущих легитимных инноваций в области высшего образования на социальный статус студенчества, который в решающей степени определяет профессиональную и ценностную ориентацию завтрашних молодых специалистов.

Состояние научной разработанности темы.

Проблема совершенствования системы образования в отечественной научной литературе не является новой. Она с нарастающей заинтересованностью и интенсивностью обсуждается учеными на протяжении всего уходящего века. В России сложилась устойчивая государственническая традиция анализа путей активизации образовательной деятельности в стране.

Эта традиция прослеживается и в постсоветский период. В начале 90-х годов акцентируется внимание на необходимости обновления, модернизации образования в России, анализируется роль государственной политики в этом сложном и крайне важном процессе 2. Бубнов A.C. Статьи и речи о народном образовании. М., 1959; Дорохова Г. А. Управление народным образованием в СССР. М., 1965; Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения Изд. 2. М., 1968; Луначарский A.B. Проблемы народного образования. М., 1927; Миропольский С. Школа и государство. Обязательность обучения в России. СПб., 1910; Окольский А. Об отношении государства к народному образованию. М., 1872- Чарнолусский В. Итоги общественной мысли в области образования. СПб, 1906; Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX столетия. М., 1912; Штамм С. И. Управление народным образованием в СССР (1917;1936гг.) М., 1985. Батюкова З. И. Интеграция России в мировое общеобразовательное пространство./УПедагогика. 1996.№ 3- Гончаров И. Школа отжившая и восходящая.//Народное образование. 1993.№ 1- Оглоблина Г. И. Нововведения в управлении образованием.//Педагогика.1993.№ 6- Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике. М., 1991; Портнов М. Управление школой: новые подходы.//Народное образование. 1992.№ 9−10- Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. Под ред. Э. Д. Днепрова, B.C. Лазарева, B.C. Собкина. М.1991; Судьба российского образования — судьба России. СПб., 1995; Суровов С. Б. Политические системы и образовательная политика в современном мире. Саратов, 1999; Суровов С. Б. Политические системы и образование: типы взаимодействий и тенденции трансформаций в современном мире (социологический аспект). Автореф. докт. дисс. социол. наук, Саратов, 1999; Ушаков К. Проблемы управления народным образованием в переходный период.//Народное образование. 1993. № 6- Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990 и др.

Для отечественной социологической литературы характерна также тенденция углубленного исследования роли образования в социализации личности, в целенаправленном формировании «нового человека», адекватного потребностям времени, которая восходит к П. Л. Лаврову, Н. К. Михайловскому, П. А. Сорокину и получает свое развитие в советское время.

В 60−80 х годах опубликовали содержательные работы Е. А. Ануфриев, Т. А. Бабушкин, Б. А. Грушин, И. С. Кон, В. Г. Немировский, М. Н. Руткевич, М. Х. Титма, Ф. Р. Филиппов, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов, в которых отчетливо прослеживается социально-классовый аспект образовательной политики советского государства, в том числе динамика социальных источников студенчества, его социальной интеграции, возвышения профессиональных и ценностных ориентаций.

Содержание взаимодействия общества и личности как феномен социализации личности в современной интерпретации представлено в трудах таких авторов, как Н. В. Андреенкова, Я. И. Гилинский, А. Г. Здравосмыслов, Л. А. Зеленов, Х. Ф. Сабиров, Ж. Т. Тощенко, Ю. Р. Хайруллина 2.

Имеются содержательные публикации, в которых анализируется проблематика социализации молодежи, как особой социально.

1 См. Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности. //Личность как объект и субъект общественных отношений. М., 1984; Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М., 1971; Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества. Отв. ред. М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филиппов. М., 1978; Грушин Б., Чикин В. Исповедь поколения. М., 1962; Кон И. С. Открытие Я.М., 1978; Лисовский B.T. Советское студенчество. Социологические очерки. Л., 1980; Немировский В. Г. Социология личности. Красноярск, 1989; Титма М. Х., Филиппов Ф. Р. Изменения в социальном составе и профессиональной ориентации студенчества в СССР. //Советская социология T.II., M., 1982; Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975; Филиппов Ф. Р. От поколения к поколению. М., 1989; Шубкин В. Н. Социологические опыты. М., 1970; Ядов В. А. Человек и его работа. //Знание-сила. 1970.№ 10.

2 См. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности.// Социальные исследования Вып.5 .М., 1970; Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида.// Человек и общество Л., 1971; Зеленов Л. А. Становление личности. Горький, 1989; Сабиров Х. Ф. Человек как социологическая проблема. Казань, 1982; Тощенко Ж. Т. Социология. М., 1994; Хайруллина Ю. Р. Социализация личности в условиях трансформации Российского общества. Казань, 1998; Водзинская В.В.О социальной обусловленности выбора профессии. //Социальные проблемы труда и производства. Советско-польское сравнительное исследование. Москва, Варшава. 1969; Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984; Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980; Константинов С. А., Константинова Л. В. Профессиональные предпочтения молодежи. Саратов, 1997; Корягина И. О бедном студенте замолвите слово. М., 1998; Лисовский B.T., Дмитриев A.B. Личность студента. Л. Л974- Молодежь: структура, социальные проблемы. Самара, 1998; Наумова Н. В. Влияние переходных социокультурных структур на социальные качества человека. М., 1990; Раковская O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1993; Человек и общество. Мир, в котором мы живем. Под ред. В. И. Купцова.М., 1993. демографической группы, в том числе и социологические проблемы ее профессиональной ориентации в процессе образования.

Важно отметить, что в последние годы активизировалось изучение зарубежного инновационного опыта модернизации образования1.

Во второй половине 90-х годов общетеоретическая проблематика образовательных преобразований в России разрабатывается преимущественно на основе критического анализа практики осуществления в стране реформы системы образования. Авторы предлагают свои подходы и модели модернизации системы образования и, прежде всего, высшей школы 2.

В рамках отечественной социологии молодежи были проведены многочисленные и продуктивные конкретные социологические исследования жизненных планов молодежи, социальных проблем студенчества, молодежной субкультуры такими авторами, как В. Н. Шубкин, Ф. Р. Филиппов, М. Н. Руткевич, М. Титма, В. Т. Лисовский, Н. В. Кофырин, В. В. Семенова, JI.A. Коклягина, Г. А. Чередниченко и др.3.

Специалисты в области смежной отраслевой наукисоциологии образования (работы H.A. Аитова, И.В. Бестужева-Лады, О. И. Шкаратана, A.A. Овсянникова, B.C. Собкина, И. С. Кона и др.) заостряли внимание на таких принципиально важных для нас положениях как: необходимость анализа связи выбора социального статуса, профессии выпускником учебного заведения с его социальным происхождением и направленностью семейных жизненных плановучет ориентации молодого специалиста не столько на.

1 См. Особенность современного развития высшего образования в ведущих странах мира. М., 1994; Цейкович К. Н., Тарасюк П. Н., Давыдов Н. И. и др. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира.М., 1994; Вып.2 и др.

2 См. Вербицкая Л. А., Лисовский B.T. Некоторые проблемы современного образования в России. Вестник международной академии наук высшей школы.1997.№ 2- Образование в социокультурном воспроизводстве. Отв. ред. В. С. Собкин.М., 1993; Садовничий В. А. Проблемы образования и науки в России и стратегия на XXI век.// Проблемы теории и практики управления. 1998.№ 2- Собкин B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию. Кросс-культурный анализ. Москва-Амстердам. 1994; Шаповалов В. А. Высшее образование в социокультурном аспекте. М., 1996; Шукшунов В. Е. О проблемах реформирования образования в Российской Федерации. М., 1997; Шукшунов В. Е., Овсянников A.A. Системная модель организационно-экономической реформы образования в России. М., 1997; Яковец Ю. В. Формирование поколений XXI века в России.// Общество и экономика. 1997.№ 7,8.

3 См. подроб. обзор этих работ: Семенова В. В. Социология молодежи. В кн. Социология в России. Под ред. В. А. Ядова. Институт социологии РАН, М., 1996, с.323−342. ближайшую, сколько на длительную перспективу в контексте расширенного воспроизводства социальной структуры обществаакцент на повышение личной ответственности индивида за его социальный и нравственный выборактуализация проблемы совершенствования системы образования в стране с целью оптимизации соотношения рыночных и государственных механизмов ее функционирования.1.

Значительный интерес представляет для наших целей коллективный труд ведущих московских социологов, посвященный современной (текущей) проблематике социологии образования, в котором представлены обобщенные результаты социологических исследований нынешней российской системы высшего образования, проведенных в 1995;1997 годах Центром социологических исследований Министерства общего и профессионального образования РФ и Центром социального прогнозирования и маркетинга.2.

Проблематике образования в современном мире, ее политическим и социальным аспектам уделяется большое внимание учеными зарубежных стран э.

Уместно, на наш взгляд, специально выделить ученых Саратовской школы, которые внесли существенный вклад в разработку актуальных аспектов интересующей нас образовательной проблематики. Назовем среди них, прежде всего таких авторов как В. И. Бегинин, Г. В. Дыльнов,.

A.М.Викулов, А. В. Заикина, В. В. Зародин, А. Г. Кузнецов, Н. И. Кузнецов,.

B.Б.Самсонов, Е. Р. Смирнова, Д. И. Трубецков, С. Б. Суровов, Д. А. Усанов, В.Б.

1 См. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. М., 1988; Лисовский В. Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М., 1990; Высшая школа в зеркале общественного мнения. Под ред. A.A. Овсянникова. М., 1989; Социология образования, т.1,вып.1. Под ред. B.C. Собкина. М., 1993; Социология образования, т.2,вып.З. Под ред. B.C. Собкина. М., 1994; И. С. Кон В поисках себя. М., 1984; Астафьев Я. У., Шубкин В. Н. Социология образования в СССР и России. В кн. Социология в России. Под ред. В. А. Ядова. Институт социологии РАН, М., 1996.

2 См. Шереги Ф. Э. Харчева В.Г. Сериков В. В. Социология образования прикладной аспект. М., 1997.

3 Белл Д. Социальные рамки информационного общества. М., 1986; Махлды Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966; Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М., 1990; Субетто А. Проблема качества человека и образования в контексте управления качеством жизни и императива выживаемости человека в XXI веке. Стандарты и качество. 1995.№ 2- Торстен X. Образование в 2000 г. М., 1977; Крозье М. Народное образование: бессилие системы. Высшее образование в России. 1998, № 2- Саймон Б. Общество и образование. М., 1989; Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире (системный анализ). М., 1970.

Устьянцев, В. А. Шабалин, Н. И. Шевченко, В. Н. Ярская 1.

Между тем, анализ литературы свидетельствует, что специальных работ, посвященных исследованию нынешних инноваций в высшей школе РФ и их влияния на профессионально-ценностное самоопределение студенчества пока нет.

Цель и задачи исследования

.

Целью работы является анализ инновационных аспектов модернизации высшей школы РФ и их влияния на профессионально-ценностное самоопределение студенчества.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач: выявить основные легитимные инновационные подходы государственной политики к реформированию высшей школыопределить состояние их практической реализации и влияния на положение студенчестваизучить динамику базовых показателей социального статуса студенчества вузов за годы образовательных нововведенийисследовать текущие предпочтения студентов в их ценностном и профессиональном самоопределении;

1 См. Бегинин В. И., Викулов A.M., Дыльнов Г. В. Социология молодежи: проблемы политической культуры. Саратов, 1994; Заикина A.B. Жизненная перспектива сельской молодежи. Автореферат, канд. дис. социол. наук. Саратов, 1997; Зародин В. В., Самсонов В. Б. Социальные инновации: организация и контроль. Саратов, 1999; Кузнецов А. Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов, 1995; Кузнецов Н. И. Формирование региональной политики в сфере образования и науки. Автореферат, канд. дис. социол. наук. Саратов, 1998; Кузнецов Н. И., Усанов Д. А., Трубецков Д. И. Интеграция: бремя ожиданий. Саратов, 1998; Суровов С. Б. Политические системы и образовательная политика в современном мире. Саратов, 1999; Суровов С. Б. Политические системы и образование: типы взаимодействия и тенденции их интеграции в современном мире. Автореферат докт. дисс. социол. наук, Саратов, 1999; Устьянцев В. Б. Жизненное пространство цивилизации. //Пространство цивилизации и культур на рубеже XXI века. Часть I. Саратов, 1999; Шабалин В. А. Учиться творчески мыслить и рассуждать. Саратов, 1989; Шевченко Н. И. Методологические проблемы социологии образования, Саратов 1998; Ярская В. Н. Высшая школа на пороге ХХ1века. Философия на рубеже веков. СПб, 1996; Ярская В. Н., Смирнова Е. Р. Социальные инновации в образовании и научных исследованиях «Инновации в экономике региона». Саратов, 1997. сопоставить императивы действующей системы инноваций в области высшей школы с основными принципами проекта «Национальной Доктрины образования в РФ» 1.

Объект исследования — современный процесс реформирования системы образования в России.

Предметом исследования выступает причинно-следственная связь между легитимными системообразующими императивами модернизации высшей школы и социальным статусом студентов.

Методологическая основа исследования.

В процессе анализа своей проблематики автор исходил из современных представлений о взаимосвязи и взаимодействии таких компонентов социума, как общество, государство, политика, образование, студенты, как социальная группа. Образование рассматривается как приоритетная ценность, обеспечивающая прогресс общества. Под группой подразумевается известное число людей, объединенных общим делом (Т. Гоббс).

Диссертант опирался на конструктивные идеи таких авторов, как Е. А. Ануфриев, Д. Белл, М. Вебер, Б. А. Грушин, A.B. Дмитриев, Э. Дюркгейм, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, В. А. Немировский, М. Н. Руткевич, В. А. Садовничий, В. В. Сериков, С. Б. Суровов, В. С, Собкин, М. Х. Титма, Ж. Т. Тощенко, Ф. Р. Филиппов, В. Г. Харчева, Ф. Э. Шереги, В. Н. Шубкин, В. Е. Шукшунов, В. А. Ядов, В. Н. Ярская.

Были использованы конкретно-исторический, системный подходы, а также контент-анализ, сравнительный анализ нормативно-правовых документов, анкетный опрос по репрезентативной выборке.

Эмпирическую базу исследования составили:

Результаты социологических исследований российской системы образования, проведенных Центром социологических исследований.

1 См. Российская газета. 1999, 3 декабря. 6−7.

Министерства общего и профессионального образования РФ и Центром социального прогнозирования и маркетинга в 1995;1997 гг.;

Материалы Госкомстата РФ об основных показателях функционирования вузов Поволжья в 1990;1999 годах, подготовленные по заказу автора;

Данные анкетных опросов студентов и молодых специалистоввыпускников Саратовских вузов в 1997 (около 200 респондентов) и в 1998 (около 100 респондентов) проведенных автором лично.

Широко использовались для анализа нормативно-правовые документы, характеризующие государственную политику в области образования.

Привлекались для сравнения соответствующие обобщенные эмпирические данные ряда других российских организаций и отдельных исследователей, а также публикации в прессе.

Научная новизна результатов проводимых исследований состоит в следующем: выявлены и подвергнуты системному анализу основные инновации современной легитимной образовательной политики РФ в области высшей школыопределены механизмы, текущее состояние и уровень их практической реализациираскрыты правовое положение и базовые показатели социального статуса студентов вузов в динамике за годы образовательных преобразованийисследованы текущие предпочтения студентов в их профессиональном и ценностном самоопределениипредставлено авторское сопоставление действующих императивов (инноваций) модернизации высшей школы с основными принципами проекта «Национальной Доктрины образования в РФ» .

Положения, выносимые на защиту.

В ходе проведенного исследования получены следующие обобщения и выводы, которые диссертант в развернутом виде выносит на защиту:

1. Базовыми легитимными инновациями модернизации высшей школы в настоящее время являются ее демократизация и гуманитаризация, фундаментализация образовательной деятельности, многоканальное финансирование, легитимация платных образовательных услуг и рыночное трудоустройство молодых специалистов. Эти нововведения в принципе отвечают стратегическим целям страны, согласуются с опытом современной образовательной политики передовых рыночных государств. Однако они накладываются на нынешнюю, крайне тяжелую российскую реальность, еще не готовую к таким радикальным переменам. Поэтому система инноваций воздействует на высшую школу России неоднозначно, не раскрываются в полную меру её потенциальные возможности.

2. Самым слабым звеном в названной системе оказалось крайне неэффективное «многоканальное финансирование» высшей школы. Мировая практика показывает, что экономически сильные государства из года в год наращивают бюджетные расходы на её нужды. А мы — сокращаем. Поощрение платной деятельности вузов без отработки эффективных контрольных механизмов может привести к их коммерциализации, снижению качества подготовки специалистов, деформации социального статуса студенчества. Что касается других источников внебюджетного финансирования вузов, то для них у нас пока не созданы необходимые социально-экономические и ментальные предпосылки. Не вызывает энтузиазма и рыночный подход к трудоустройству выпускников вузов. Практика показывает, что свыше трети молодых специалистов не трудоустраиваются по специальности.

3. В результате не реализуемые должным образом законодательно учрежденные инновации высшей школы неоднозначно сказываются на студенчестве, его социальном статусе. Условия обучения и быта, крайне низкое стипендиальное обеспечение, вынуждают многих студентов (до 30 процентов) прирабатывать в ночное время, пропускать аудиторные занятиявызывает перманентную озабоченность перспектива будущего трудоустройства. Обозначилась тенденция социального расслоения студенчества на основе неравенства их материального и социального положения.

4. Деформируются традиционные предпочтения студентов в их профессиональном и ценностном самоопределении. Более половины старшекурсников признают, что предпочли бы работу по той специальности, где больше платят.35 процентов опрошенных студентов главной ценностью жизни считают деньги. Растет число желающих эмигрировать в богатые страны. В студенческой среде падает престиж идеала добропорядочной трудовой жизни. Складывается неформальные группы по интересам, далеким от общепризнанных ценностей жизни и культуры. Социальная защита малообеспеченных студентов и воспитательная работа в вузах практически отсутствует. Между декларированным формально-правовым и реально-социальным статусами нынешнего студента образовался разрыв. Его опасность нельзя недооценивать.

5. В проекте «Национальной Доктрины образования в Российской Федерации», разработанной правительственной комиссией совместно с представителями научной и педагогической общественности и опубликованном в декабре 1999 г для всеобщего обсуждения, содержится целый комплекс принципиально важных мер, призванных установить приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели обучения и воспитания, пути их достижения, место и роль государства в сфере образования и ожидаемые результаты развития системы образования до 2025 года.

6. В плане диссертационного исследования акцентируется внимание на следующие положения данного документа:

— повышение ответственности государства перед обществом за его политику в области образованияреструктуризацию упомянутых выше инноваций этой политикиобеспечение социальных гарантий и льгот работников образования и обучающихся, последовательное фиксированное повышение оплаты труда преподавателей и стипендий студентовинтеграция обучения и воспитанияразвитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологийпоследовательное обеспечение возрастания доступности бесплатного высшего образования, рациональное ограничение масштабов платных образовательных услуг;

К сожалению, в Доктрине ничего не говорится о совершенствовании системы трудоустройства молодых специалистов, о мерах предупреждения их эмиграции за рубеж.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных положений и выводов в дальнейшей разработке соответствующей проблематики политической социологии, социологии молодежи, социологии образования.

Полученные автором результаты могут оказаться полезными при подготовке и принятию решений государственными и муниципальными органами власти, а также администрацией и профсоюзными организациями вузов. А также использованы в учебной работе — в лекционных курсах и спецкурсах по социологическим, политологическим и культурологическим дисциплинам.

Апробация работы.

Основные положения, выводы и обобщения, изложенные в диссертации докладывались и обсуждались на аспирантском семинаре кафедры социологии и массовой коммуникации СГУ в 1998;2000 гг., на межвузовской научной конференции «Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества» (1999 г.).

Основное содержание работы отражено в четырех публикациях автора.

Структура работы включает в себя: введение, две главы по два параграфа, заключение, библиографию и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги проведенного диссертационного исследования, отметим следующее:

1. Отличительная особенность современной исторической эпохи заключается в том, что образование, расширенное воспроизводство высококвалифицированных специалистов превратилось в приоритетный фактор устойчивого развития общества. Во всех цивилизованных странах мира разворачивается целенаправленный и напряженный процесс модернизации, совершенствования национальных систем образования.

Государственная политика Российской Федерации в области образования, разработанная в соответствии с основополагающими положениями Конституции РФ 1993 г., с учетом национальных традиций и общемировых тенденций, основывается на следующих принципах:

— гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

— единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

— общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

— светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

— свобода и плюрализм в образовании;

— демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Данные принципы, а также общая стратегия и тактика модернизации отечественной системы образования закреплены в Федеральном законе «Об образовании» 1992 г.

2. Под воздействием все более возрастающей роли в системе образования и в жизнедеятельности общества в целом, высшего и послевузовского профессионального образования, государственная образовательная реформа получила дальнейшее развитие и легитимацию в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996).

В новом законе, адаптированном к общим принципам модернизации системы образования, изложенным выше, дается развернутая правовая регламентация всех основных параметров жизнедеятельности вузов, включая порядок их учреждения, аттестации и аккредитации, реквизиты уставов, структуру, основные задачи, требования к качеству обучения, источники финансирования и т. д.

Для нас особый интерес представляли инновационные подходы в области развития высшей школы, с тем, чтобы затем попытаться выявить их воздействие на социальный статус студенчества, его профессиональные и ценностные ориентации.

В качестве наиболее существенных инноваций нами были выделены и проанализированы: демократизация, гуманитаризация и фундаментализация высшего образования, многоканальность его финансирования и легитимация платных образовательных услуг, а также — отмена государственного распределения молодых специалистов в пользу их рыночного трудоустройства. Именно эти легитимные нововведения по замыслу инициаторов реформы призваны и способны обновить и поднять отечественную высшую школу на новый современный уровень функционирования и развития, и адаптировать ее к осуществляемым в стране преобразованиям. Отличительная особенность российской образовательной реформы заключается в том, что ее инновации были «наложены» на крайне сложную, глубоко кризисную социальноэкономическую реальность, что с неизбежностью инициирует негативные эффекты так называемой «запаздывающей модернизации». В этих условиях система образовательных инноваций не может в полную меру раскрыть своих конструктивных потенций.

3. Проведенное исследование показало, что система реформаторских нововведений в высшей школе неоднозначно сказалась на жизнедеятельности вузов, в том числе, естественно, и студенчестве.

С одной стороны, высшие учебные заведения обрели свободу, независимость и самостоятельность, освободившись от мелочной опеки со стороны чиновников, совершенствуют учебный процесс на базе государственных образовательных стандартов, расширяют и углубляют гуманитарные циклы, вводят новые специализации, активизируют послевузовское профессиональное образование через аспирантуру и докторантуру. Все участники образовательного процесса, в том числе и студенты, обладают сейчас широким правовым статусом, академическими свободами.

Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием ведется по 92 направлениям и 443 специальностям. В России в настоящее время насчитывается 587 государственных и 334 негосударственных (платных) вузов, в которых обучается 3,3 млн. человек. Показатель численности студентов вузов на 10 тысяч человек населения в 1998 г. составлял 245, т. е. вырос за годы реформы на 25 единиц.

А с другой стороны, вузы, их преподаватели и студенты оказались в тяжелом положении, связанным с такими негативными факторами, как острый финансовый дефицит, обусловленный кризисным положением в экономике, неполнота правовой базы и систематическое неисполнение действующего законодательства в области образования, обнищание значительной части населения и т. д.

4. В системе образовательных нововведений самым слабым звеном оказалось многоканальное финансирование высшей школы, ориентирующее вузы на изыскание, помимо ограниченного бюджетного финансирования, иных, дополнительных каналов самофинансирования. Поскольку доля внебюджетных средств не смогла дать ожидаемого эффекта, чтобы компенсировать резкое сокращение бюджетных средств, выделяемых на образование, оказалась сильно ослабленной материальная база реализации других инноваций. По официальным данным, финансовые потребности образовательных учреждений обеспечиваются за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на четверть. Прослеживается тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования. В текущих ценах они сократились примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах составляет более чем двадцатикратное уменьшение.

Следствием этого стали: ухудшение условий обучения студентов, обветшание материальной базы образовательных учреждений, систематическая задержка и без того мизерных заработной платы преподавателям и стипендий студентам, рост объемов платного обучения, нарастание социальной напряженности в вузах.

Все это негативно сказалось на социальном положении субъектов образовательной деятельности и, прежде всего — студенчестве, уровне социокультурной и профессиональной подготовки молодых специалистов, их жизненных ориентациях, гражданском самосознании, нравственных ценностях. В результате изменилась структура приема студентов в вузы. Прием на инженерные специальности сокращается, а на экономические и юридические резко возрастает. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер в связи с диспропорцией подготовки специалистов и потребностей в трудовых ресурсах, прогнозов развития экономики России, научно-технического прогресса.

Слабый контроль за деятельностью негосударственных вузов, многие из которых не имеют права на выдачу своим выпускникам дипломов государственного образца и не гарантируют качество полученного образования, приводит к невостребованности выпускаемых ими специалистов.

Быстрый рост численности платных вузов в совокупности с происходящим расслоением общества по уровню доходов ведет к угрозе превращения российской демократической системы образования в сословную, элитарную.

5. Отстранение властных органов от участия в регулировании структуры приема молодежи в государственные вузы на основе прогнозирования ожидаемых потребностей производства и социокультурной сферы общества в дипломированных специалистах, угнетающе действует на студенчество. По различным данным от 30 до 40 процентов выпускников вузов из года в год оказываются безработными или устраиваются на работу не по специальности.

Ослабление идейно-воспитательной работы со студентами под влиянием ложно понятой демократизации и деидеологизации в сочетании с агрессивно насаждаемой СМИ системой зарубежных эталонов суперменского образа жизни, стимулирует в студенческой среде распространение утилитарно-рыночных ценностей жизни и культуры, таких как вседозволенность, культ денег, раскованность, доходящая до распущенности, пристрастие к запрещенным формам самоутверждения. По данным опросов, до 65−70% опрошенных студентов главной ценностью жизни считают деньги, 52% не видят ничего плохого в умеренном употреблении алкоголя, «легких» наркотиков, сексуальной «свободе». У многих такие ценности, как гражданственность, патриотизм, социальная ответственность вызывает скептическую улыбку. Понятно, что на переоценку ценностей молодежью влияют не только недостатки воспитания, СМИ, но и реалии нашей нынешней повседневной жизни.

6. Вместе с тем, у нынешних российских студентов усиливаются чувства индивидуальной свободы и личной ответственности за свою судьбу, болезненно отторгаются «ценности» идеологии патернализма и психологии иждивенчества. Постепенно вырабатываются новые формулы самосознания: «возьми голову в руки — сделай себя», «сначала знания — потом деньги». Одним словом, в муках формируется новая генерация людей, ориентированных на целедостижение и адаптивность к рыночным условиям жизни.

При этом ощущается дефицит в ценностных образцах жизнеустройства, выработка которых в студенческой среде и в обществе в целом, заторможена. Западные стандарты многими воспринимаются как эфемерные и претенциозные, а традиционные — свои — непривлекательными и убогими. Отсюда и эмоциональные выбросы кипучих юношеских интенций, сопровождающихся девиацией в поведении.

7. Реальное положение дел в системе образования в целом и в высшей школе, в особенности, не было секретом ни для отечественных государственных структур, ни для научной и широкой общественности и тем более — работников образовательных учреждений. На протяжении 7 лет проблемы и пути его улучшения активно обсуждались на многочисленных высоких форумах. Было разработано множество проектов и предложений по совершенствованию реформы системы образования.

В конце 1999 г. представительная комиссия свела все наработки в единый Проект «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» .1 А 10 апреля 2000 г. она была трансформирована в Федеральную программу развития образования и легитимизирована на уровне Федерального закона в качестве организационной основы текущей политики Российской Федерации в области образования.

Некоторые участники разработки доктрины полагали, что она по самой сути' своего названия станет доктринальным (теоретическим) документом, представляющим некую новую концепцию образовательной политики российского государства. Однако по инициативе Правительства документу был придан организационно-прагматический характер. На основе.

1 См. Российская газета. 1999, 24 декабря, С. 6−7. критического анализа текущего состояния модернизации системы образования, учета трудностей и противоречий этого сложного процесса была разработана программа, которая определяет конкретные мероприятия по активизации действующей реформы образования и усиления гарантий ее реализации.1.

Программа рассчитана на 5 лет (2000;2005 гг.), в то время как Доктрина охватывала 25 лет. В ней четко расписаны на каждый год конкретные задания по всем основным направлениям модернизации системы образования с указанием ответственных исполнителей. Предусмотрена примерная структура расходов на реализацию Программы по годам и направлениям финансирования.

Думается, что на данном этапе это единственно правильный, деловой подход к практической реализации государственной политики развития отечественного образования.

В отношении высшей школы Программа предусматривает целый ряд мероприятий: по упорядочению ее ресурсного обеспечения, в том числебюджетного финансирования, социальной поддержке преподавателей и студентов путем планомерного повышения зарплат и стипендий. А также — по расширению доступа молодежи в государственные (бесплатные) вузы, усилению контроля за качеством обучения и воспитания студенчества, оказанию содействия молодым специалистам в трудоустройстве на основе активизации государственной кадровой политики и многое другое.

Таким образом, государственная политика РФ в области образования, в том числе и — высшей школы — получила организационно-деловую компоненту с элементами планирования и контроля, чего так недоставало ей в минувшие годы.

В плане дальнейшей теоретической разработки темы представляется целесообразным:

1 См. Российская газета. 2000, 10, 15 и 18 апреля.

— на междисциплинарном уровне изучить вопрос о целесообразности легитимного расширения и обогащения системы действующих инноваций в высшей школе за счет таких нововведений, как информатизация и интернетизация, а также — открытое и непрерывное образованиеусилить внимание к изучению динамики социальных источников современного российского студенчества;

— исследовать эффективность мероприятий по фундаментализации высшего образования, осуществляемых на базе государственных образовательных стандартов;

— обобщить практику трудоустройства выпускников вузов и разработать рекомендации по его совершенствованию;

— изучить реальное состояние воспитательной работы в вузах, направленной на формирование гражданского и нравственного самосознания будущих специалистов с целью поиска путей ее активизации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании'7/Российская газета, 1996. 23 января.
  3. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». //Российская газета, 1996. 22 августа.
  4. Закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике». //Российская газета, 1996. 23 августа.
  5. Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997−2000 годы» //Поиск, 1996. № 51.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1570 «О совершенствовании системы профессионального образования в Саратовской области». М., 1997.
  7. Абитуриент 95: проблема выбора специальности // Вестник Московского ун-та. Серия 18, Социология и политология, М., 1996. № 2.
  8. .Л., Тихомирова Г. Г. Студенческая молодежь: на пути к новым жизненным ориентациям. Чебоксары, 1994.
  9. Ю.С. Управление образованием в США. //Педагогика. 1994, № 1.
  10. И., Голубкова Н., Новикова Л. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей // Социс.1989. № 4.
  11. Н. «Полпредов будущего» ждут в деревнях.//Саратовские вести. 2000. 5 апреля.
  12. Н.В. Проблемы социализации личности.// Социальные исследования Вып.5 .М., 1970.
  13. Е.А. Социальная роль и активность личности. М. Д971.
  14. Е.А. Социальный статус и активность личности. «Личность как объект и субъект общественных отношений». М., 1984.
  15. В. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  16. Ю.Астафьев Я. У., Шубкин В. Н. Социология образования в СССР и России. //
  17. Социология в России. (Под ред. В.А. Ядова). М., 1996.
  18. П.Бабочкин П.И.// Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. М., 1995 .
  19. Н.Р., Кансузян Л. В., Немцов A.A. Инновации в ценностных ориентациях студентов.//Социс. 1995, № 4.
  20. И.Балакирева О. Н., Веэрман Р. К., Титма М. Х. Жизненные пути одного поколения. М., 1992 .
  21. З.И. Интеграция России в мировое общеобразовательное пространство //Педагогика. 1996. № 3.
  22. В.И., Викулов A.M., Дыльнов Г. В. Социология молодежи: проблемы политической культуры. Саратов, 1994.
  23. Д. Социальные рамки информационного общества. М., 1986.
  24. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. М., 1988.
  25. В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки. 1996. № 3.
  26. В.В. Образ жизни советской молодежи. Тенденции, проблемы, перспективы. М., 1988.
  27. В.В. Стандартизация. Б.С.Э., т. 24, М., 1976.
  28. A.C. Статьи и речи о народном образовании. М., 1959.
  29. П. Социология политики. М., 1993.
  30. Е.В., Социология и информатика: основы и направления взаимосвязи. Автореферат канд. дисс. социол. наук. Саратов, 1997.
  31. С.Н., Чупров В. И. Молодежь России на пороге рынка: между бедностью и нищетой. М., 1991.
  32. С.Н. Молодежь России: социальное развитие. М., 1992.
  33. Ю.Г. Накопление человеческого капитала. Саратов, 1996.
  34. А. Иду на ВУЗ! //Саратовские вести, 1997. 15 августа.
  35. В. Особенности национальной учебы.//Российская газета. 1999. 23 июля.
  36. В.Н., Еремичев И. А., Коршунов Н. М. Правовые основы предпринимательской деятельности (справочное пособие) М., 1994.
  37. Л.А., Лисовский В. Т. Некоторые проблемы современного высшего образования в России // Вестник Международной академии наук высшей школы. 1997. № 2.
  38. М. Студентов много не бывает?//Аргументы и факты. 1998. № 9.
  39. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов //Социс. 1997. № 10.
  40. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи: Учеб. пособ. Екатеринбург Нижний Тагил, 1995.
  41. В.В. О социальной обусловленности выбора профессии. //Социальные проблемы труда и производства. Советско-польское сравнительное исследование. Москва, Варшава. 1969.
  42. В.В. Ориентация на профессии // Социальные проблемы труда и производства. М., 1970.
  43. Е.Д. Реформы образования и жизненные стандарты: французский опыт. //Педагогика. 1994, № 4.
  44. Е.Д. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. М., 1994.
  45. А.И. Человеческое измерение прогресса. М., 1990.
  46. Высшая школа в зеркале общественного мнения. Под ред. A.A. Овсянникова. М., 1989.
  47. Высшая школа в зеркале социологии: Вып. 2. Социальные проблемы студентов и преподавателей российских вузов. Ярославль, 1997.
  48. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества. Отв. ред. М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филиппов. М., 1978.
  49. Высшее образование и личность нового поколения. Под ред. И. В. Прокудина. СПб, 1997.
  50. В.Н. Становление человека и проблема идентификации.// Человек. Культура. История. Саратов, 1993.
  51. М. Поколение «X». Образ жизни российской молодежи поколения 80-х//Знамя, 1995. № 10.
  52. E.H., Дыльнов Г. В., Усанов Д. А. Научный потенциал вузов: состояние и факторы реализации // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества. Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1996.
  53. E.H., Трубецков Д. И., Усанов Д. А. О реализации концепции фундаментального образования в Саратовском государственном университете. Саратов, 1997.
  54. A.M. Профориентация школьников.// Социс. 1996. № 8.
  55. И.Г. Роль принципов диалектики в дидактике. Ростов-на-Дону, 1992.
  56. Я.И. Стадии социализации индивида.// Человек и общество Л., 1971.
  57. В.А. Высшая школа на пути реформ / Ин-т управления и экономики, СПб, 1998.
  58. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1998.
  59. В.Г. Социальная ориентация экономики в России и в развитых странах Запада. М., 1997.
  60. О., Кагерманьян В., Савельев А., Суханов А. Как реформировать общее естественнонаучное образование? // Высшее образование в России. 1997. № 2.
  61. О.Н. Концепция фундаментального естественнонаучного курса в новой парадигме образования // Высшее образование в России. 1994. № 4.
  62. И. Школа отжившая и восходящая.//Народное образование. 1993.№ 1.
  63. Н.В. О рынке труда выпускников вузов // Социс. 1997. № 3.
  64. В.В. Современное высшее образование: функции, реализация, перспективы. Томск, 1998.
  65. С., Немировский В. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века. Новосибирск Барнаул -Красноярск, 1995.
  66. .М., Поликарпов В. А. Самоопределение молодежи в условиях перестройки: Опыт социальной типологии. // Социс. 1990. № 7.
  67. М.Е. Студент кто он? //Социс. 1998, № 8−9.
  68. Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. СПб, 1997.
  69. Ю.Н. Студенческая молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в будущее. Уфа, 1997.
  70. Г. А. Управление народным образованием в СССР. М., 1965.
  71. О.Н., Кузнецов П. С. Жизненный путь и социальная адаптация личности /Под ред. Ярской В.Н./ Саратов, 1996.
  72. С.А. Социализация молодежи: проблемы управления //Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб, 1995.
  73. В.В., Ляпунова Е. Ю. Молодежь и безработица. Сыктывкар, 1997.
  74. Жизненные пути одного поколения./Под ред. Л. А. Коклягиной, В. В. Семеновой, М. Титма. М., 1992.68.3аикина A.B. Жизненная перспектива сельской молодежи. Автореф. канд. дисс. социол. наук. Саратов, 1997.
  75. С.И. Динамика социальной дифференциации. Саратов, 1991.70.3ародин В.В., Самсонов Б. Б. Социальные инновации: организация и контроль. Саратов, 1999.
  76. Заславский И. Е Труд, занятость, безработица. М., 1992.
  77. Зачем нужна профессиональная ориентация? Обзор / Павлова М. А. М., 1995.73.3еленов JI.A. Становление личности. Горький, 1989.
  78. P.A., Лисовский A.B. Становление личности молодого человека. Л., 1987.
  79. С.П. Актуальные проблемы социализации молодежи // Credo, 1997. № 3. Оренбург, 1997.
  80. С.П., Кустанова А. Ж. Социализация молодежи и перспективы развития образования //Россия XXI. М., 1995. № 9−10.
  81. ИваненковС.П. Социализация молодежи как ресурс регионального развития. Оренбург, 1998.
  82. Г. Р. На пути второй интеллектуальной революции //Техника кино и телевидения. 1988. № 5.
  83. Т.Б. Социология современного образования: проблемы здорового общества. М., 1998.
  84. Э.Б. Отечественная социология молодежи: генезис и эволюция. Автореф. канд. дисс. социол. наук. Саратов, 1998.
  85. Л.В., Немцов A.A. Вузовское образование в оценках студентов //Социс. 1999. № 4.
  86. В.В., Гаврилов В. Е. Профессиональная ориентация в условиях рынка. СПб., 1995.
  87. В.Г. К единой системе образования в России.//Регионология. 1997, № 1.
  88. E.H., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
  89. Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социс. 1995. № 1.
  90. Л.Ф., Турченко В. Н. Эффективность образования. М., 1991.
  91. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
  92. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.
  93. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  94. Кон И. С. Социология личности М., 1967.
  95. Е., Кукушкин В. Абитуриент и профессиональная ориентация // Высшее образование в России. 1996. № 4.
  96. В.Н. Студент через призму социологии. Владимир, 1998.
  97. С.А., Константинова JI.B. Профессиональные предпочтения молодежи: Метод, рекомендации по проведению социол. .исслед.-ий. Саратов, 1997.
  98. Д.Л., Шубкин В. Н. Молодежь и образование. М., 1997.
  99. A.B. К вопросу о воспитании молодежи в условиях реформ // Социально-политич. журнал, 1996. № 4.
  100. О.В. Социальная адаптация молодежи региона к условиям становления рыночной экономики. Автореф. канд. дисс. социол. наук. Саратов, 1999.
  101. И. О бедном студенте замолвите слово. М., 1998.
  102. А.Н. Скрытая безработица среди специалистов // Социс. 1992. № 5.
  103. .В., Федоров В. Н. Рынок образовательных услуг: современные проблемы и тенденции // Известия высших учебных заведений. Общественные науки. 1997. № 2.
  104. Г. Ф. Высшая школа России: Проблема сохранения интеллектуального потенциала. М., 1998.
  105. М. Народное образование: бессилие системы.//Высшее образование в России. 1998, № 2.
  106. Н.К. Избранные педагогические произведения Изд. 2. М., 1968.
  107. А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов, 1995.
  108. Н.И. Формирование региональной политики в сфере образования и науки: социологические подходы. Автореф. канд. дисс. социол. наук. Саратов, 1998.
  109. Н.И., Усанов Д. А., Трубецков Д. И. Интеграция: бремя ожиданий. Саратов, 1998.
  110. В.А. Молодежь на пути в XXI. М., 1992.
  111. Культура. Политика. Молодежь. Вып. 2. М., 1996.
  112. Ф. Кризис образования в современном мире (системный анализ). М., 1970.
  113. А.Б. Мотивы получения высшего технического образования // Социс. 1997. № 8.
  114. В.А. Молодое поколение. Образование. Выбор профессии, карьера. М., 1993.
  115. М. Школа. Доживем до большой перемены // Дом и Отечество. 16−19 декабря 1997.
  116. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологич-х исслед-ий российской молодежи) // Социс. 1998. № 5.
  117. В.Т. Осторожно, «саблезубые тигры» (по материалам социологических исследований, проведенных среди молодежи). // Молодежь: цифры, факты, мнения. 1994. № 1.
  118. В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М., 1990.
  119. В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л., 1974.
  120. Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. М., 1989.
  121. A.B. Проблемы народного образования. М., 1927.
  122. .М. Проблема образования (философский анализ). М., 1998.
  123. B.C., Литвинцева А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации. М., 1993.
  124. Н.П., Наумченко И. Л. Интеграции образования -федеральный уровень // Интеграция образования. 1996. № 2−3.
  125. И.О. Проблема жизненного самоопределения молодежи: опыт прикладного исследования. Киев, 1993.
  126. Массовая информация и общественное мнение молодежи. Киев, 1990.
  127. Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966.
  128. A.A. Молодежь в условиях перехода к рыночным отношениям //Социс. 1991. № 3.
  129. С. Школа и государство. Обязательность обучения в России. СПб., 1910.
  130. Молодежь 97: надежды и разочарования. М., 1997.
  131. Молодежь России: положения, тенденции, перспективы. М., 1994.
  132. Молодежь России: социальное развитие./ Под ред. Чупрова В.И./ М., 1992.
  133. Молодежь: ориентации и жизненные пути (на материалах социолог-х исслед-ий в Советской Прибалтики) Под ред. MX Титма. Рига: Зинатне, 1998.
  134. Молодежь: структура и социальные проблемы. Самара, 1998.
  135. Молодой россиянин на пороге XXI века. Социокультурное измерение. Нижний Тагил. 1996.
  136. В. Какие университеты проходили реформаторы? //Российская газета, 1998. 17 июня.
  137. В. Об инженерах мы еще вспомним.//Российская газета, 1998. 1 декабря.
  138. А.И. Интеграционное образование путь в XXI век // Тезисы докладов Ш-х Академических чтений «Образование и наука на рубеже XXI века: проблемы и перспективы развития». Минск, 1997.
  139. К.Г. Время выбора. Молодежь и общество в поисках альтернативы. М., 1991.
  140. Я. На рынке труда 5 тысяч выпускников саратовских вузов. //Аргументы и факты, 1998, 12 июля.
  141. H.B. Влияние переходных социокультурных структур на социальные качества человека. М., 1990.
  142. В.Г. Социология личности. Красноярск, 1989.
  143. Несбитт Дж, Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. М., 1992.
  144. В.Я. Социология образования. М., 1992.
  145. Новые ценности образования: образование и сообщество. Вып. 5. Инноватор. М., 1996.
  146. Образ жизни и ценностные ориентации современного студенчества. Н. Новгород Торонто, 1995.
  147. Образование в России: состояние, проблемы и перспективы развития. Участнику Парламентских слушаний. «Воспитание жизнеспособных поколений». М., 1995.
  148. Образование в социокультурном воспроизводстве. Отв. ред. В. С. Собкин.М., 1993.
  149. Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты. / Отв. Ред. В. Н. Шубкин. М., 1994.
  150. Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике. М., 1991.
  151. Образование на пороге XXI века: материалы научно-практической конференции (19−20 мая 1994). Казань, 1996.
  152. Общество высшая школа — молодежь. М., 1995.
  153. Г. И. Нововведения в управлении образованием./ЛТедагогика. 1993 .№ 6.
  154. А. Об отношении государства к народному образованию. М., 1872.
  155. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Регионология. 1997. № 3.
  156. .С. Производство и воспроизводство человеческого общества как общесоциологические понятия. Свердловск, 1985.
  157. B.B. Рыночное мышление студенческой молодежи // Социс. 1998. № 8.
  158. Р. Социально экономические и педагогические предпосылки формирования единого научно-образовательного пространства // Развитие образования и науки на пороге XXI века. СПб., 1997. № 4.
  159. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика. М., Социум, 1998.
  160. Положение молодежи в Российской Федерации. 1995. /Доклад Государственной комиссии РФ по делам молодежи Правительству РФ. М., 1996.
  161. Положение молодежи в Саратовской области. Саратов, 1998.
  162. М. Управление школой: новые подходы.//Народное образование. 1992.№ 9−10.
  163. Проблемы образования. Новосибирск, 1997.
  164. Работа Вуза: социологический анализ. M., 1996.
  165. O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1993.
  166. Я.К. Социальная ответственность в системе социальных ценностей. М., 1990.
  167. Г. А. Социальные аспекты формирования рынка труда: (Концептуальный подход). СПб., 1998.
  168. М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов.//Высшее образование в России. 1998, № 4.
  169. П. Новый социальный вопрос. М., 1997.
  170. Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ /Отв. ред. B.C. Собкин./М., 1993.
  171. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. /Под ред. Э. Д. Днепрова, B.C. Лазарева, B.C. Собкина. М., 1991.
  172. Российское общество: прошлое, настоящее и будущее. Ульяновск, 1997.
  173. Россия в зеркале реформ. Хрестоматия по социологии современного российского общества. М., 1995.
  174. Л.Я. Советское студенчество. М., 1981.
  175. М.Н., Потапов В. П. После школы: социально-профессиональные ориентации молодежи. М., 1995.
  176. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.
  177. М.Н., Титма М. Х., Филиппов Ф. Р. Изменения в социальном составе и профессиональной ориентации студенчества.//Советская социология. Т. 2, М, 1982.
  178. .А. Молодежь и становление новой России//Социс. 1998. № 5.
  179. Р.В. Какой капитализм возникает в России //Проблемы мировой экономики и международные отношения. 1997. № 5.
  180. Х.Ф. Человек как социологическая проблема. Казань, 1982.
  181. В.А. Проблемы образования и науки в России и стратегия на XXI век. Проблемы теории и практики управления. 1998, № 2.
  182. В.А. И образование для государства, и государство для образования.//Дом и отечество, 1997, 20−26 декабря.
  183. В.А. Образование как фактор национальной безопасности России//А1та mater. 1998. № 5.
  184. . Общество и образование. M., 1989.
  185. . Инновация как средство экономического развития. М., 1990.
  186. Т.А., Хусаинова P.P. Социально-экономические проблемы образования в условиях перехода к рынку. Уфа, 1999.
  187. Система воспитания в высшей школе. Вып. 1: Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях. М., 1995.
  188. А.П. К вопросу о воспитании молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал. 1996. № 4.
  189. Е.Г. Молодежная политика. История. Проблемы. Перспективы. СПб, 1999.
  190. B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: Кросс-культурный анализ. Москва-Амстердам, 1994.
  191. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. Под ред. Т. Н. Кухтевич, М., 1992.
  192. Современные проблемы высшего профессионального образования. Ижевск, 1997.
  193. Социальные изменения в России и молодежь. Сб. работ победителей конкурса научных проектов «Российские общественные науки: Новая перспектива». Вып. 9. М., 1997.
  194. Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Саратов, 1999.
  195. Социология в России. /Под ред. В. А. Ядова. М., 1998.
  196. Социология молодежи: Учебник. /Ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996.
  197. Социология образования. Т.1. Вып.1 /Под ред. B.C. Собкина.М., 1993.
  198. Социология образования. Т.2. Вып. З /Под ред. B.C. Собкина.М., 1994.
  199. Социология. Том 3. Междисциплинарные исследования. Словарь -справочник. М., 1991.
  200. Социология./ Под ред. А. Н. Елсукова. Минск, 1998.
  201. Социология: поиск новых направлений развития на пороге XXI века. М.- Барнаул, 1998.
  202. Г., Лылова О. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодежи.//Вопросы экономики. 1998. № 1.
  203. В. Профессиональная направленность студентов вузов: Опыт всесоюзного опроса. Самара. 1992.
  204. Е. Вузовскую реформу смыло кадровой волной? //Саратовские вести, 1998, 17 июня.
  205. Студенчество: социальные ориентиры и социальная практика. Актуальные очерки. /Под. общ. ред. А. Овсянникова, А. Иудина М., 1990.
  206. А. Проблема качества человека и образования в контексте управления качеством жизни и императива выживаемости человека в XXI веке. Стандарты и качество. 1995. № 2.
  207. Судьба российского образования судьба России. СПб., 1995.
  208. С.Б. Политические системы и образование: типы взаимодействия и тенденции их трансформации в современном мире. (Социологический аспект). Автореф. док. дисс. социол. наук. Саратов, 1999.
  209. С.Б. Политические системы и образовательная политика в современном мире. Саратов, 1999.
  210. А.Д. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в Государственных образовательных стандартах. //Высшее образование в России. 1996. № 3.
  211. И. Чей диплом престижнее и дороже? //Аргументы и факты, 1999, Змая.
  212. И. Юристы с экономистами престижнее и дороже. //Аргументы и факты, 1998, 24июня.
  213. О.Н. Нужно поднять уровень нашего образования еще выше//Регионология. 1997. № 3.
  214. Э.В. Социология. М., 1998.
  215. А. Проблемы образования.//Политика интеллектуалов, ученых, изобретателей, новаторов и предпринимателей. Саратов, 1997, № 6.
  216. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975.
  217. М.Х. Жизненная ориентация как феномен сознания. Таллин, 1978.
  218. М.Х., Саар.Э. А. Молодое поколение. М., 1986.
  219. М.Х., Филиппов Ф. Р. Изменения в социальном составе и профессиональной ориентации студенчества в СССР. //Советская социология Т.П., М., 1982.
  220. X. Образование в 2000 г. М., 1977.
  221. .Т. Социология. М., 1994.
  222. В.Б. Жизненное пространство цивилизации. //Пространство цивилизации и культур на рубеже XXI века. Часть I. Саратов, 1999.
  223. С.А. Молодежь как субъект деятельности: попытка обзора методологических подходов//Полис. М., 1993.№ 2.
  224. К. Проблемы управления народным образованием в переходный период.//Народное образование. 1993. № 6.
  225. И.Б. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции. Изд-во МГТУ им. Баумана, 1998.
  226. Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989.
  227. Ф.Р. Социология образования М., 1980.
  228. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.
  229. Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации Российского общества. Казань, 1998.
  230. К.Н., Тарасюк П. Н., Давыдов Н. И. и др. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира. М., 1994. Вып.2.
  231. В. Итоги общественной мысли в области образования. СПб, 1906.
  232. Человек и общество. Мир, в котором мы живем. Под ред. В. И. Купцова. М., 1993.
  233. Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь (социологическое исследование проблем выбора профессии и трудоустройства). М., 1985.
  234. Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX столетия. М., 1912.
  235. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социс. № 3. 1998.
  236. В.И. Социализация молодежи в посткоммунистической России // Социально-политический журнал. 1996. № 6.
  237. В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия. // Социс. 1994. № 6.
  238. В.И., Черныш Н. Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи: состояние и тенденция развития. М., 1993.
  239. В.А. Учиться творчески мыслить и рассуждать. Саратов, 1989.
  240. В. Структурно-содержательные реформы и качество образования // Высшее образование в России. 1996. № 1.
  241. В.А. Высшее образование в социокультурном аспекте. М., 1996.
  242. A.B. Молодежная политика в свете концепции устойчивого развития. // Социально-политический журнал. 1996. № 6.
  243. В., Угорелов В. Социальное развитие высшей школы: некоторые итоги и перспективы. // Высшее образование в России. 1995. № 1.
  244. A.B. Проблема занятости молодежи в условиях развития рыночных отношений. СПб, 1995.
  245. Н.И. Методологические проблемы социологии образования, Саратов 1998.
  246. Н.И. Теоретико-методологические императивы модернизации института образования. Автореф, докт. социол. наук, Саратов, 1998.
  247. Ф. Э. Харчева В.Г. Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
  248. Л. Зарубежный опыт подготовки специалистов и некоторые образовательные процессы в России. // Высшее образование в России. 1995. № 1.
  249. С.И. Управление народным образованием в СССР (19 171 936гг.) М., 1985.
  250. В.Н. Начало пути М., 1979.
  251. В.Н. Социологические опыты. М., 1970.
  252. В.Е. О проблемах реформирования образования в Российской Федерации. М., 1997.
  253. В.Е., Овсянников А. А. Системная модель организационно-экономической реформы образования в России. М., 1997.
  254. С.Н. Подросток -98: права в семье, школе, обществе. М., 1998.
  255. А. Молодым куда у нас дорога?// Российская газета, 1998. 5 февраля.
  256. Э. Идентичность: Юность и кризис. Пер. с англ. М., 1996.
  257. А.Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социс. 1997. № 9.
  258. А.В., Зотов А. А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов. // Социс. 1997. № 3.
  259. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
  260. В.А. Человек и его работа. «Знание-сила». 1970.№ 10.
  261. Ю.В. Формирование поколений XXI в. в России // Общество и экономика. 1997. № 7,8.
  262. В.Н. Высшая школа на пороге XXI в.//Философия на рубеже веков. СПб, 1996.
  263. В.Н., Смирнова Е. Р. Социальные инновации в образовании и научных исследованиях // Инновации в экономике региона. Саратов, 1997.
  264. Т. и др. Молодежь в России. М., 1997.
  265. Button H.W. History of Education and Culture in America, Englewood, 1989.
  266. Campbell A., Converse P. and Rodgers W. The quality of American life. New York, 1976.
  267. Higher Learning in America, 1980−2000/Ed.by Levine A. Baltimore, 1994.
  268. Meadows D. and others The Limits of Growth. New York, 1972.
  269. Pirog M.A., Magee Ch. High school completion: the influence of schools, families, and adolescent parenting. Austin, 1997.135
  270. Provenzo E.F. An Introduction to Education in American Society. Columbus, 1986.
  271. Rostow W. Politics and Stages of Growth. Cambridge University Press, 1971.
  272. Schlaffke W., Konegen-Grenier C. Hochschulreform aus der Sicht der Wirtschaft. Bonn, 1998.
  273. The University of the Future: Problems and Prospects. Columbus, 1990.1. АНКЕТА
Заполнить форму текущей работой