Разработка и исследование методов и средств визуального отображения киноизображений, синтезируемых с помощью ЭВМ
Одной из важнейших задач, сформулированных в Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографа», является задача усовершенствования технических средств и методов, повышающих производительность технологических процессов и улучшающих качество киноизображений. Теоретически… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ МЕТОДОВ ОБРАБОТКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ В КИНЕМАТОГРАШЕ
- 1. 1. Дубликационная теория цветовоспроизведения — методологическая основа исследования путей применения ЭВМ для синтеза цветных киноизображений
- 1. 2. Анализ перспективных направлений использования
- ЭВМ в кинематографе
- 1. 3. Цифровая обработка и визуализация цветных изображений
- 1. 4. Пути усовершенствования процессов получения комбинированных кинокадров, мультипликационных изображений и титров
- 1. 5. Выводы. Постановка задачи исследования
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЦВЕТОМ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ, СИНТЕЗИРУЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ ЭВМ
- 2. 1. Метод согласования цветового охвата ВКУ с цветовым охватом негативно-позитивного процесса
- 2. 2. Метод дополнительной коррекции при цветовом совмещении комбинированных кадров с помощью ВКУ
- 2. 3. Диалоговый метод выбора цвета при помощи синтезируемой палитры
- 2. 4. Метод автоматизированного производства рисованных мультипликационных киноизображений
- 2. 5. Метод машинного синтеза титров в кинокадре
- 2. 6. Выводы
- ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ да
- СИНТЕЗА ЦВЕТНЫХ КИНОИЗОБРАЖЕНИЙ
- 3. 1. Структура аппаратных средств вычислительного комплекса
- 3. 2. Принципы построения ЗУ в системе обработки и визуализации цветных изображений
- 3. 3. Принципы построения дисплейного процессора
- 3. 4. Структура автономной диалоговой системы для автоматизированного производства рисованных мультфильмов и синтеза титров
- 3. 5. Разработка структуры программных средств
- 3. 6. Аппаратно-программный принцип построения средств диалога
- 3. 7. Выводы
- ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ШЧИСЛИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СИНТЕЗА ИЗОБРАЖЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДОВ. НО
- 4. 1. Универсальный комплекс на базе центральной ЭВМ и микропроцессорной видеодисплейной системы. НО
- 4. 2. Исследование метода цветового совмещения комбинированных киноизображений с помощью видеодисплейной системы
- 4. 3. Исследование метода диалоговой раскраски изображений
- 4. 4. Реализация машинного синтеза титров
- 4. 5. Выводы. общие вывода
- СПИСОК ЛИТЕРАТУШ
Разработка и исследование методов и средств визуального отображения киноизображений, синтезируемых с помощью ЭВМ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из важнейших задач, сформулированных в Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографа», является задача усовершенствования технических средств и методов, повышающих производительность технологических процессов и улучшающих качество киноизображений.
Современное состояние кинематографа характеризуется значительным ростом количества фильмов различного назначения, требования к изобразительным характеристикам которых постоянно повышаются. Значительно возрос удельный вес комбинированных съемок, как одного из наиболее сложных в техническом отношении процессов. Многие процессы кинематографа требуют значительных затрат времени на выполнение рутинной технической работы. К ним относятся цроцессы съемки мультипликационных изображений и титров, которые включают в себя такие этапы технической работы, как раскраска контурных изображений и оформление надписей.
Основной проблемой при создании комбинированных кинокадров, мультипликационных изображений и титров является проблема получения качественного цветовоспроизведения. В комбинированном кинокадре она выражается в достижении цветового совмещения изображений переднего плана и фона. В мультипликации и при создании титров — в выборе цвета при их раскраске.
Значительный вклад в теорию цветовоспроизведения, в развитие методов, повышающих качество киноизображений и совершенствующих технологические процессы кинематографа, внесли советские ученые Нюберг Н. Д., Артюшин Л. Ф., Комар В. Г., Новаковский C.B., Антипин М. В., Гороховский Ю. Н., Ведровский К. В., Гребенников О. Ф., Овечкис Н.С.
Основным резервом повышения эффективности производства и качества комбинированных кинокадров, мультипликационных изображений и титров является поиск путей комплексного применения вычислительной и телевизионной техники. Представление изображений в виде дискретных отсчетов цветоделенных составляющих позволяет независимо корректировать по цвету заготовки комбинированного кадра. Соответствие между цифровым кодом дискретного отсчета изображения и его цветом обеспечивает машинный синтез цвета при создании мультипликационных изображений и титров. Применение ЭВМ открывает неограниченные возможности для пространственных преобразований и синтеза изображений. Машинное преобразование изображений может найти практическое применение только в том случае, если оно будет производиться в диалоговом режиме работы. Диалоговый режим основан на визуализации преобразований, которая обеспечивается за счет подключения к ЭВМ ввдеоконтрольного устройства (ВКУ).
Применение вычислительных средств обработки и телевизионных средств визуализации изображений позволит решить задачу цветового совмещения комбинированных кинокадров, синтеза мультипликационных изображений и титров с точностью визуальной оценки, что по сравнению с традиционными методами кинеметографа улучшит качество, повысит производительность технологических процессов, обеспечит экономию кинопленки. Преимущество цифровых методов заключается в их универсальности, гибкости, стабильности получаемых результатов.
В нашей стране и за рубежом ведется поиск путей использования методов машинной графики и средств вычислительной техники для получения комбинированных киноизображений, производства мультипликационных фильмов и машинного синтеза титров.
— б.
Целью диссертационной работы является разработка и исследование методов и средств визуализации цветных полутоновых изображений для выбора параметров цветового совмещения комбинированных кинокадров, раскраски мультипликационных изображений и синтеза титров при помощи ЭВМ.
Поставленная цель определила направления проведенных исследований:
— исследование возможности применения ЭВМ для решения задачи цветового совмещения изображений переднего плана и фона в комбинированном кинокадре;
— исследование путей автоматизации этапа раскраски мультипликационных изображений и синтеза титров;
— разработка методов машинного синтеза титров;
— разработка принципов построения вычислительных комплексов для решения задач цветового совмещения комбинированных кинокадров, раскраски мультипликационных изображений и синтеза титров;
— разработка принципов построения цветной полутоновой видеодисплейной системы на базе микропроцессорной техники для реализации диалогового режима работы при решении поставленных задач;
— проведение исследований эффективности разработанных методов на аппаратуре, изготовленной на основе предложенных принципов.
Для достижения поставленной цели решен ряд научных задач:
— предложен и реализован метод согласования цветового охвата ввдеоконтрольного устройства с цветовым охватом негативно-позитивного процесса, который обеспечивает выбор параметров цветового совмещения комбинированных кинокадров, создание мультипликационных изображений и титров с помощью цифровой вычислительной техники на основе визуальной оценки;
— разработан метод синтеза палитры на экране ВКУ для выбора цвета в процессах автоматизированной раскраски мультипликационных изображений и титров;
— разработаны принципы построения цветной полутоновой видеодисплейной системы на базе микропроцессорной техники для решения задач машинного синтеза киноизображений;
— разработан принцип построения запоминающего устройства цветных изображений, технические характеристики которого обеспечивают диалоговый режим работы видеодисплейной системы.
Практическая ценность диссертационной работы заключается в разработке и изготовлении микропроцессорной видеодисплейной системы, сопрягаемой с ЕС ЭВМ. Разработано специализированное программное обеспечение видеодисплейной системы для выполнения цветовых и пространственных преобразований киноизображений, а также функций управления диалоговым режимом работы. Разработано программное обеспечение сопряжения с ЕС ЭВМ.
При разработке предусмотрены следующие режимы видеодисплейной системы: автономный режим работы для съемки кинофильма с экрана ВКУ при разрешающей способности 512×512 элементов разложениярежим контрольного устройства для аппаратов поэлементной печати киноизображений высокой разрешающей способности.
Универсальность структуры аппаратных и программных средств разработанной видеодисплейной системы позволяет использовать ее в различных областях науки и техники при решении задач цифровой обработки изображений. На базе видеодисплейной системы возможно построение высокоинформативных систем отображения информации для различных применений.
При помощи разработанных аппаратурных и программных средств видеодисплейной системы киностудией «Леннаучфильм» была проведена съемка фильма с экрана ВКУ.
Результаты работы внедрены также во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте при разработке стереоскопического цветного телевизионного проектора и во Львовском научно-исследовательском радиотехническом институте при создании комплексирован-ной системы отображения изображений.
Материалы диссертационной работы изложены и обсуждены на заседаниях кинотехнической секции Ученого Совета НИКФИ 15.04.83 и 25.10.84, на Ш Всесоюзной научно-технической конференции «Диалог ЧеловекЭВМ» (Протвино, Моск.обл. 5−7 июля 1983 г.), на П Всесоюзной научно-технической конференции «Диалог-84-Микроп (г.Ленинград, 19−22 ноября 1984 г.), на научно-технической конференции молодых ученых «Проблемы совершенствования радиоэлектронной аппаратуры» (Львовский политехнический институт, г. Львов, 25−27 мая 1982 г.), на заседании межотраслевой научно-технической школы «Опыт создания и использования перспективных средств автоматизации научных экспериментов, проектирования и испытания новой техники» (г.Суздаль, 27−29 апреля 1984 г.).
По материалам диссертации опубликовано 7 статей, получено три авторских свидетельства.
В настоящей работе излагаются основные результаты теоретических и экспериментальных исследований, проводимых автором под руководством профессора, д.т.н. Артюшина А. Ф. в лаборатории технологии печати фильмов НИКФИ.
В результате проведенной работы на защиту вынесены следующие положения:
I. Цифровые методы цветовых и пространственных цреобразований изображений и функции управления в процессах цветового совмещения комбинированных киноизображений, создания мультипликационных кадров и титров, реализуемых с помощью ЭВМ.
2. Цифровой метод синтеза палитры на экране ВКУ для выбора цвета в автоматизированных процессах раскраски мультипликационных изображений и титров.
3. Принципы построения цветной полутоновой видеодисплейной системы с микропроцессорным управлением для реализации цветового совмещения комбинированных кинокадров, автоматизированного производства мультипликационных изображений и машинного синтеза титров.
4. Принципы построения запоминающего устройства цветной видеодисплейной системы обработки и отображения киноизображений.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. Теоретически и экспериментально доказано, что при решении задач цветового совмещения комбинированных кинокадров, создания мультипликационных изображений и титров, применение цифровых методов обработки изображений является эффективным благодаря возможности проведения поэлементных цветовых и пространственных преобразований в диалоговом режиме работы.
2. Разработан метод согласования цветового охвата ВКУ с цветовым охватом негативно-позитивного процесса, позволяющий проводить контроль в процессах управления цветом изображений с учетом конкретного процесса цветовоспроизведения.
3. Разработаны цифровые методы синтеза палитры на экране ВКУ для выбора цвета раскраски мультипликационных изображений и титров.
4. Разработаны принципы построения цветовой полутоновой микропроцессорной видеодисплейной системы для реализации цветовых, пространственных преобразований изображений и их визуализации в процессах цветового совмещения комбинированных кинокадров, создания мультипликационных изображений и титров.
5. Разработана видеодисплейная система, в которой реализованы предложенные в работе принципы построения автоматизированного рабочего места (АРМ) художника-мультипликатора, обеспечивающие автоматизацию раскраски мультипликационных изображений и синтез цветных титров.
6. Обеспечены следующие режимы работы видеодисплейной системы: автономный режим для съемки фильма с экрана ВКУ при разрешающей способности изображения 512×512 элементов и режим контрольного устройства для аппаратов поэлементной печати киноизображений высокой разрешающей способности.
7. Решена задача построения запоминающего устройства для хранения и обработки цветных изображений, технические характеристики которого обеспечивают диалоговый режим работы видеодисплейной системы.
8. Разработано программное обеспечение видеодисплейной системы для решения задач цветового совмещения комбинированных кадров, раскраски мультипликационных изображений и синтеза титров. Благодаря универсальности структуры видеодисплейной системы, ее функциональные возможности могут расширяться в процессе эксплуатации.
9. Экспериментальная съемка фильма с экрана ВКУ разработанной видеодисплейной системы продемонстрировала преимущества цифровых методов и средств при решении поставленных задач.
Список литературы
- Нюберг H.Д. Теоретические основы цветной репродукции. — М.: Советская наука, 1947. — 176с.
- Артюшин Л.Ф. Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и . полиграфии. -М.: Искусство, 1970. 548с.
- Новаковский C.B. Цветное телевидение (Основы теории цветовос-. произведения). -М.: Связь, 1975. 376с.
- Новаковский C.B., Кузнецова Е. М. Электронная цветокоррекция в цветном телекино. Техника кино и телевидения, 1979, с.6−10.
- Лебедь Г. Г. Классификация и анализ систем электронного цвето-корректирования. Труды Украинского НИИ проблем полиграфии, i960, вып.6, с.159−182.
- Солнцев И.А. Электронные цветоделители цветокорректоры для полиграфии. — М.: Книга, 1970. — 68с.
- Узилевский В.А. Электроника. Телевидение и связь в полиграфии. Л.: Лениздат, 1981. 212с.
- Шашук Л.М. Исследование и разработка метода автоматически-программируемой цветовой коррекции изображений: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. тех. наук. M., 1980. — 24с. .
- В надзаг.: Всесоюзный научно-исследовательский кинофотоинститут.
- Артюшин Л.Ф. Улучшение цветовоспроизведения кинематографических изображений с помощью кинотелевизионной и вычислительной техники. Техника кино и телевидения. 1974, te 9, с.21−28.
- Тельнов Н.И. Телевизионная техника в кинопроизводстве. М.: Искусство, 1978, с.15−74.
- Бургов В.А. Основы кинотелевизионной техники. М.: Искусство, 1964, 596с.
- Комар В.Г., Налимов И. П., Ушагина В. И., Федчук И. У. Классификация систем телевизионного кинематографа. Техника кино и телевидения, 1974, № II, с.20−29.
- Налимов И.П. Телевизионный кинематограф применения и перс. пективы. — Зарубежная радиоэлектроника. 1976, В II.
- Александер И.Н., Плинер А. Н. Телевизионное визирование и контрольная видеозапись при производстве художественных фильмов. -Техника кино и телевидения, 1974, $ 5, с. 16.
- Артюшин Л.Ф. Перспективы использования электронной и вычислительной техники в технологических процессах кинематографа. -Техника кино и телевидения, 1979, № II, с.7−16.
- Машинная графика: от ошибочного старта до бума /ВЦП.й Б-33 285−88с, М.: ВЦП, 1979.
- Артюшин Л.Ф., Шашук Л. М., Шелудченко А. Г. Цветокорректор с автоматическим программированием цветовой коррекции. Труды НИКФИ, 1978, вып.94, с.19−25.
- Филонов А.К. Метод выделения изображения переднего плана на одноцветном фоне. Труды НИКФИ, 1982, вып.107, с.107−114.
- Тельнов Н.И. Обработка изображений на ЭВМ и электронная мультипликация. Техника кино и телевидения, 1978, № 7, с.70−81.
- Фаин В.С. О применении электронно-вычислительной техники в производстве рисованных художественных мультфильмов. Техника кино и телевидения, 1980, № 6, с.35−38.
- Безродный М.С., Мамут Е. Ш., Гольдфельд А. Д. Использование ЭВМ при создании мультфильма. Техника кино и телевидения, 1977. Jl> I, с.40−42.
- Салтыкова И.Р. Применение ЭВМ в кинематографии для создания фильмов. Методы электронной мультипликации. М.: 1980, -(НИКФИ. Фотокинотехника. Обзорная информация). Вып. 5 (40).
- Борилин Л.Л., Поспелов В. В. Автоматизированная реставрация кинофотодокументов с помощью ЭВМ. Техника кино и телевидения, 1981, 9, с.32−36.
- Макаренко A.A. Цифровая аппаратура формирования телевизионных видеоэффектов (обзор). Техника средств связи. Серия Техника телевидения, вып. (4)30.. .
- Гилой В. Интерактивная машинная графика: Структуры данных, алгоритмы, языки. Пер. с англ. М.: Мир, 1981. — 384с.-27. Ньюмен У., Спрулл Р. Основы интерактивной машинной графики. Пер. с англ. М.: Мир, 1976 — 573с.
- Ярославский Л.П. Введение в цифровую обработку изображений. -М.: Сов. радио, 1979. 312с.
- Прэтт У. Цифровая обработка изображений: Пер. с англ. М.: Мир, 1982. — Кн2 — 480с.
- Хант Б.Р. Цифровая обработка изображений В кн.: Применение цифровой обработки сигналов. Пер. с англ. — М.: Мир, 1973, с.192−267.
- Томашевский Д.И., Масютин Г. Г., Явич A.A., Преснухин В. В. Графические средства автоматизации проектирования РЭА. -М.: Сов. радио, 1980. 224с.
- Чекалин A.C., Темник А. К. Полутоновой графический дисплей в стандарте КАМАК. Автоматизация научных исследований на основе применения ЭВМ, Новосибирск, 1981, с.41−42.
- Соловейчик И.Е. Дисплеи в системах с ЭВМ. М.: Сов. радио, 1979.
- Литвак И.И., Ломов Б. Ф., Соловейчик И. Е. Основы построения аппаратуры отображения в автоматизированных системах. М.: Сов. радио, 1975, 352с.
- Диалоговые устройства отображения информации на электроннолучевых трубках. Под общ. ред. М. К. Сулима -М.: Статистика, 1977, 184с.
- Шерр С. Электронные дисплеи: Пер. с англ. М.: Мир, 1982 -624с.
- Бокштейн И.М. Дисплейный процессор для диалоговой обработки полутоновых изображений. В кн.: Цифровая обработка сигналов и ее применение. М.: Наука, 1981, с.187−206.
- Бокштейн И.М., Ярославский Л. П. Дисплейный процессор для автоматизированных систем цифровой обработки изображений. Автометрия, 1980, В 3, с.66−71.
- Мучник И.Б., Папорозский Е. И., Эльман Р. И. Автоматизированная . обработка полутоновых изображений. Автоматика и телемеханика, 1981, $ 2, с.84−126.
- Направления развития видеодисплейных систем /К.Ридер, Л.Хаббл. ТИИЭР: Пер. с англ., 1981, т.69, № 5, с.134−135.
- Титов Ю.М. О выборе функционального цветового пространства при обработке, анализе или кодировании изображений. Приборостроение, 1982, В 9, с.74−78.
- Левинсон Л., Ньгоберт Э. Управляемая микропроцессором система для получения фотографических отпечатков с экрана цветного телевизора. Электроника, 1981, $ 19, с.38−43.
- Лазовский М.Ю. Методы фоторегистрации цветных телевизионных изображений. Техника средств связи, Сер. Техника телевидения, 1982, вып.1, с.52−57.
- Антошечкин А.Г., Филонов А. К. Применение средств электронной и вычислительной техники при обработке изображений в кинематографии. М., 1983, с. 42. (НИКФИ. Кинотехника. Обзорная информация). Вып. 5(64).
- Артюшин Л.Ф., Иошин О. И., Москалев Б. А. Копировальный аппарат поэлементной печати киноизображений с цветовой и резкостной коррекцией. Труды НИКФИ, 1980, вып.102, с.79−84.
- Алексеева Н.В. Моделирование перехода от цветографического позитива к изображению на ВКУ. Техника кино и телевидения, 1969, гё 7, с.53−58.
- Братченко В.Н., Ишуткин В. М., Котелевец В. П., Мазуренко В. М. Телевизионный оптимизатор «Цвет 2». Техника кино и телевидения, 1974,? 7, с.3−9.
- Батаев В.М., Братченко В. Н., Махотин Е. А., Слободянюк В. П., Узилевский В. А. ТВ метод оптимизации процессов цветного репродуцирования. Техника кино и телевидения, 1981, $ 4, с.43−46.
- Сорри Э.А., Шкуто Е. Ф. О возможностях повышения точности моделирования позитивного цветографического процесса. Техника кино и телевидения, 1978, № 9.
- Высоцкий М.З. Метод Фронт-проекции. Техника кино и телевидения, 1970, В 8, с.68−70.
- Голыптейн Л.Г. Перспективы развития метода цветной транспарант-ной киносъемки. Техника кино и телевидения, 1976, $ I, с.24−30.
- Голыптейн Л.Г., Сенотов Г. П., Лейбов Я. Л., Глебов В. А. Комбинированные съемки. -М.: Искусство, 1972р343с.
- Горбачев Б.К. Техника комбинированных съемок. М.: Искусство, 1961.
- Плужников Б.Ф. Комбинированные киносъемки. М.: Искусство, 1967.
- Сенотов Т.П. Комбинированные съемки в советско-американском кинофильме «Синяя птица». Техника кино и телевидения, 1976, JS 8, с.16−22.
- Фейст А.К., Полухин В. А. Совершенствование комбинированных киносъемок средствами электронной и телевизионной техники. -М.: НИКФИ, 1979, 70с.
- Голыптейн Л.Г., Друцкой О. В. Установка для впечатывания фоновых изображений электронным способом цветной блуждающей маски. Техника кино и телевидения, 1975, $ 3, с.3−8.
- Коноплев Б.Н. Основы фильмопроизводства. М.: Искусство, 1975.
- A.c. J6 1 007 075 (СССР). Способ изготовления надписей на кадрах фильма. /Корзун М.М., Ткачев Л. А., Борисов Э. В. Опубл. в БИ, 1983, № II.
- Волокушин В.Г., Друцкой О. В., Рябов В. И. Установка, для выполнения цветных вступительных надписей на игровых фонах УЦН-35,-Техника кино и телевидения, 1980, $ 10, с.56−59.
- Волокушин В.Г., Друцкой О. В. Улучшение читаемости надписей на игровых фонах. Техника кино и телевидения, 1984, $ 6, с.57−60.
- Бордюков Г. Ф., Ларионов С. А., Серов Л. Л. Формирование титров в цифровой телевизионной аппаратуре. Техника средств связи, Сер. Техника телевидения, 1982, вып.4, с.51−56.
- Толбот П., Kapp Д., Коултер Р., Хванг Р. Аниматор-система рисования мультфильмов с помощью ЦВМ. Зарубежная радиоэлектроника, 1972, JS 2, с.50−63.
- Бокштейн И.М. Анализ характеристик изображений в дисплейном процессоре. В кн.: Иконика: Теория и методы обработки изображений. М.: Наука, 1983, с.136−144.
- Гуттаг К., Хейн Д. Видеодисплейный процессор для имитации объемных изображений. Электроника, 1980, te 25, с.40−45.
- Слоун K.P. и др. Методы цветной карты. /Всесоюзный центр переводов. ВЦП № В-55 446 — 37с.
- Джад Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. Пер. с англ. под ред. Л. Ф. Артюшина. -М.: Мир, 1978, 592с.
- Узилевский В.А. Передача, обработка и воспроизведение цветных изображений. М.: Радио и связь, 1981. 216с.
- Игнатьев Н.К. Дискретизация и ее приложения. М.: Связь, 1980. — 264с.
- Иверсен У.Р. Проблемы телевидения высокой четкости. Электроника, 1982, 1Ь 26.
- Семенова Н.Ф., Винокурова C.B. Цветоделительные.характеристик ки современных пленок. Труды НИКФИ, 1983, вып.112, с.26−34.
- Кипецкий Ю.А., Шашук Л. М., Москалев Б. А., Овилко О. Г. Раскраска мультипликационных киноизображений с использованием машинной графики. Труды НИКФИ, 1984, вып.117, с.45−49.
- Певзнер Б.М. Качество цветных телевизионных изображений. -М.: Связь, 1980 136с.
- Секен К., Томпсет М. Приборы с переносом заряда. М.: Мир, 1978.
- Артюшин Л.Ф., Кипецкий 10.А., Шашук Л. М. Вычислительный комплекс для решения задач комбинирования и синтеза изображений цифровыми методами. Труды НИКФИ, 1982, вып.107, с.6−12.
- Кипецкий Ю.А., Филонов А. К., Шашук Л. М. Структурная схема циф-, рового устройства для наблюдения результатов цветовой коррекции и совмещения комбинированных кадров. Труды НИКФИ, 1980, вып.102, с.123−128.
- Кипецкий 10.А. Визуализация результатов преобразований в микропроцессорной системе обработки и отображения цветных изображений. Труды НИКФИ, 1983, вып.112, с.93−98.
- A.c. }? I080I96 (СССР) Устройство для формирования изображения на экране телевизионного приемника. /Л.Ф.Артюшин, Ю. А. Кипецкий, Б. А. Олиярник, Л. М. Шашук. Опубл. в БИ, 1984, й 10.
- Шахнов В.А. Развитие и применение микропроцессоров и микропроцессорных комплектов БИС. Микропроцессорные средства и системы, 1984, В I, с.17−22.
- Гибсон Г., Лю Ю.Ч. Аппаратные и программные средства микро-ЭВМ /Пер. с англ. В.Л.Григорьева- Под ред. В. В. Сташина. М.: Финансы и статистика, 1983. — 255с.
- Кипецкий Ю.А. Особенности использования микропроцессора в системе обработки цветных изображений. Труды НИКФИ, 1983, вып.112, с.87−92.
- Патент JS 42I3I77 (США) кл.364−200, опубл. 1980.
- A.c. JS 643 877 (СССР). Устройство для связи запоминающего и арифметического устройств. /В.Г.Псарев, 10.В.Пшеничный, В. П. Тищенко, И. А. Король. Опубл. в БИ, 1979, й 3.
- A.c. te I083I96 (СССР) Устройство дая связи процессора с запоминающим устройством /Ю.А.Кипецкий. Опубл. в БИ, 1984, $ 12.
- Заявка на изобретение te 3 639 027/24 от 6.09.83 с решением о выдаче авторского свидетельства от 22.03.84. Устройство для отображения информации на экране телевизионного индикатора./1. Кипецкий Ю.А.
- Артюшин Л.Ф., Кипецкий Ю. А., Майданников A.B., Филонов А. К., Шашук Л. М., Диалоговый комплекс машинной графики для автоматизированного производства мультипликационных фильмов.
- В кн.: Индивидуальные диалоговые системы на базе микро-ЭВМ: Тез. докл. Всесоюзной конф. Ленинград: Наука, 1984, с.175−177.
- Anotree H.J. Erzeugung synthetischer Bilder mit Hilje der Computertechnik. Fernseh Kino — Technik, /979, л/29, p. 325−333.
- Heads M. A. interactive graphics in the engineering design process. Computer Graphics 80. ?rington? 1980, p 57−75.
- Raster Graphics: The Dominant Visual Image, of the 1980's. Computer and People, I/30, № 9-/0, p. 11−15.
- Freser D. Interactive Image and Graphics Display, Journ. of Etectn and Electron. Engin. 1981 f V.1f rJ~2fp 90−104
- Haas W. Bild verarbeitende Systeme. EEectronik, /Щ1. Н.20, s. 53−58.
- Renyi I, Lovaszi M. Parallel Picture Processing Using. Mlcroprogrammalte Bit-Slice Microprocessors. Microprocessing and Microprogramming, 1982- 9,2, p. 67−75.
- Railing R. Chroma Key in a Digital System.- International Broadeast Engineer, 1980, V, 11,173, p. 50−33.
- Заябка № 5 123 072 (ФРГ). Titelgerat./Krause W., EwertA.
- Патент № 15 408 (ГДР). Univesall einsetzlare trickvorrichtung fGrim G.
- Kitching A. ANTICS From Stone -Age to Steam-age. -The BKSTS Journal, 1980, p. 594−404.
- Kutsuzam f, Kira K., Koguchi H., Fukui K. Izawa H. РАМ MAP Para lie I architecture machine for versatile animation production. NHK Laloratories Note, 1982, tfi272, p. 2−13.
- Berk T, Brown ston L, Kaufman A. Anew со lor namingьуstem for graphics languages., -IEEE Computer G-ra-phigs and Applications. 1982, V.2, S3, p37−44. Ю1 G-reen W. B. Digital Image Processing, A Systems kpproarch htew -fork, 1983.
- С sari C. Computer G-raphics and Art. Proceedings of the IEEE, 1974, V.62, а/Ц- p. 503−515
- Fink V. С Color Television vs. Color Motion Pictures, journal of the SMPTE, 1955, V.64, p33.