Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление деятельностью телекоммуникационных компаний России: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высокая степень развития информационно-телекоммуникационных структур является в настоящее время основой экономической и политической конкурентоспособности страны и одним из показателей ее позитивного развития. Это требует расширения телекоммуникационных сетей и их интеграции в глобальную инфраструктуру, что должно способствовать экономическому и социальному прогрессу, решению проблемы занятости… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ
    • 1. 1. Гуманизация управления и организации в концепциях информационного общества
    • 1. 2. Управление деятельностью телекоммуникационных компаний как объект социологического анализа
  • ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 2. 1. Российская отрасль телекоммуникаций: уровень развития и особенности управления
    • 2. 2. Социальные проблемы и перспективы развития телекоммуникационной отрасли

Управление деятельностью телекоммуникационных компаний России: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Общемировые процессы информатизации и глобализации совпали с процессами существенных трансформаций в российском обществе. Это способствовало усилению сложности и противоречивости преобразований, привело к неоднозначным социальным результатам. Информатизация в условиях экономических реформ, осуществляемых в России, привела к ее существенному информационному отставанию в мировом масштабе, обострению информационного разрыва, как между регионами, так и социальными группами. Конституированные права и свободы граждан, в том числе право на информацию, не получили своей достаточной реализации вследствие существенного социально-экономического расслоения общества и других сложных процессов. Глобализация показала в целом низкую конкурентоспособность российской экономики в структуре международного разделения труда.

Высокая степень развития информационно-телекоммуникационных структур является в настоящее время основой экономической и политической конкурентоспособности страны и одним из показателей ее позитивного развития. Это требует расширения телекоммуникационных сетей и их интеграции в глобальную инфраструктуру, что должно способствовать экономическому и социальному прогрессу, решению проблемы занятости, расширению сферы социальных услуг и др. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура представляет собой комплекс, органично объединяющий современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, а также регулирующие их системы и средства, предназначенные для предоставления организациям и гражданам информационных и коммуникационных продуктов и услуг. Одним из важных ее элементов являются телекоммуникации (электросвязь), которые служат для передачи сообщений любого рода посредством электромагнитных систем (проводных, оптических и радио).

Развитие и модернизация сети телекоммуникаций не только поднимет Россию на кардинально новый уровень информатизации, но также будет способствовать решению большого числа внутрироссийских проблем. Помимо очевидных экономических и социальных эффектов — увеличения налоговых поступлений за счет повышения прибыли компаний связи, активизации социальных взаимодействий, расширения возможностей в получении информации, снижения безработицы и т. д. — эти процессы окажут существенное влияние на уменьшение «утечки умов» и миграции населения в крупные города. Работать в организации в любой точке мира, находясь в России, — одна из возможностей граждан, реализуемых при помощи современных телекоммуникационных сетей.

Однако реальное развитие телекоммуникационной отрасли в России в настоящее время содержит немало проблем. По данным официальной статистики, 1 с одной стороны, уровень общего развития телекоммуникаций отвечает основным критериям информационно-развитой страны, а именно: телефонная плотность составляет 23,8 ед. на 100 чел., число абонентских терминалов сотовой электросвязи увеличилось с 1370, 6 тыс. в 1999 году до 17 608,8 тыс. в 2002 году, число абонентских установок службы передачи данных и телематических служб в 2002 году удвоилось в сравнении с 2001 годом и т. д. Наблюдается планомерный прирост абонентов, увеличение прибыли, совершенствуется нормативно-правовая база деятельности компаний связи и т. д. С другой стороны, количество квартирных телефонов в городе и на селе равнялось в 2002 году соответственно 230, 1 и 91,0 на 1000 жителей, доходы от услуг связи населению в Москве более чем в четыре раза превысили среднероссийский показатель, число очередников на установку телефона составило 5,4 млн. человек и т. д. Это ограничивает возможность реализации конституционного права многих российских граждан на получение и передачу информации. Следует добавить, что экономическая эффективность общемировой связи в три раза превосходит российскую,.

1 Статистика связи. — М., 2003. — С. 360, 301- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат.сб. — М., 2003. — С. 654,658,656, 652. процесс демонополизации отрасли проходит в неопределенных временных и нормативных рамках, тарифная политика противоречит рыночным отношениям вследствие практики перекрестного субсидирования и т. д. Разрешение этих противоречий невозможно без совершенствования организационно-управленческого воздействия на деятельность телекоммуникационных компаний.

Исходя из вышеизложенного, актуальность данного исследования обусловливается:

• возрастающей ролью телекоммуникационной отрасли в повышении конкурентоспособности страны в условиях глобализации и информатизации, в решении социальных проблем;

• потребностью научного обоснования и изучения социальных аспектов управления деятельностью телекоммуникационных компаний;

• необходимостью выработки научных рекомендаций по совершенствованию управления деятельностью компаний электросвязи в целях расширения сферы социально значимых услуг.

Степень научной разработанности проблемы. Социологический анализ управления деятельностью телекоммуникационных компаний в научной литературе пока еще не получил должного освещения. Поэтому изучение данной проблематики потребовало обращения к источникам, раскрывающим различные стороны функционирования, управления и организации другого рода объектов, в том числе источникам, отражающим общие вопросы и различные аспекты информатизации общества.

Тенденции и закономерности информатизации общества, особенности становления и развития постиндустриального и информационного общества, информационно-коммуникационных процессов, а также экономические, социальные, политические и иные факторы и последствия этих процессов исследованы в работах зарубежных авторов: Д. Белла, М. Кастельса, Й. Масуды, Д. Несбита, Э. Тоффлера и др.1 и отечественных ученых Р. Ф. Абдеева, JI.A. Василенко, И. С. Мелюхина, И. В. Соколовой, Б. А. Суслакова, А.Д. Ур-суда, И. А. Федякина и др.

Вопросы повышения производительности труда, рациональной организации производства, общие и частные принципы управления на предприятиях и другие аспекты их деятельности в условиях рынка разработаны классиками теории управления А. Файолем, Г. Эмерсоном, Ф. Тэйлором, Г. Фордом.3 Проблемы управления социотехническими системами, а также принципы, формы и методы управленческого воздействия на различные сферы общества анализируются в трудах Ю. Н. Аксененко, М. Е. Бобосова, В. П. Васильева, Б. З. Мильнера, Л. И. Евенко, В. И. Жукова, Г. И. Осадчей, B.C. Рапопорта, О. В. Ромашова, В. А. Соснина, А. Г. Теслинова, М. В. Удальцовой, O.A. Уржа, Э. Н. Фетисова, В. Н. Шевелева и др.4.

Виды управленческой деятельности, их особенности и прикладные аспекты, изменения в управлении, вызванные научно-техническим прогрессом исследованы в работах как зарубежных ученых М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, Ф. Котлера, Д. Ф. Литла, К. Клока и Дж. Голдсмита и др., 5 так и.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М., 1999; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М, 2000; Masuda Y. The Information Society as Post — Industrial Sosiety. — Washington, 1981; Несбит Д. Мегатренды. — M., 2003; Тоффлер Э. Третья волна. -М., 1999 и др.

2 Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1999; Василенко Л. А. Интернет в информатизации государственной службы России (социологические аспекты). — М., 2000; Мелюхин И. С. Информационное общество и государство. — М., 2000; Соколова И. В. Социальная информатика (социологические аспекты). — М., 1999; Суслаков Б. А. Идентификация социальных систем. — М., 1997; Урсул А. Д. Информатизация общества.

Введение

в социальную информатику. — М., 1990; Федякин И. А. Массовые информации и коммуникации в современном мире. — М., 1991 и др.

3 Управление — это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. — М., 1992.

4 Аксененко Ю. Н. Социология и психология управления. — Ростов н/Д, 2001; Бобосов М. Е. Социология управления. — М., 2001; Васильев В. П. Социальная сфера и управление ею // Социс. — 1999. — № 2- Мильнер Б. З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. — М., 1993; Жуков В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985;2001. — М., 2002; Осадчая Г. И. Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. — М., 1999; Ромашов О. В. Социология и психология управления. — M., 2002; Соснин В. А. Стратегия организационных изменений: социотехнический подход / Организационная психология: Хрестоматия. — М., Спб, 2001; Теслинов А. Г. Развитие систем управления: методология и концептуальные структуры. — М., 1998; Удальцова М. В. Социология управления. — М., 2001; Уржа O.A. Сертификация и социальное управление. — М., 2000; Фетисов Э. Н. Социально-трудовая сфера. — М., 1997; Шевелев В. Н. Социология управления. — Ростов н/Д, 2004 и др.

5 Мескон M, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 2000; Котлер Ф. Основы маркетинга. — М., 1991., Литл Д. Ф. Основы маркетинга. — М., 1996; Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента. — Спб., 2004 и др. отечественных авторов Д. В. Валового, А. И. Кравченко, Ю. В. Кузнецова, В. И. Подлесных, В. В. Щербины и др.1.

Методология, основные направления исследования, структура, развитие, эффективность, культура и т. д. организаций, в том числе и социальных, отражены в работах A.A. Богданова, Д. М. Гвишиани, А. И. Пригожина, С. С. Фролова, C.B. Рогожина, Т. В. Рогожиной, З. П. Румянцевой, Э. А. Смирнова, B.JI. Спивака и др.2.

Методология, стратегия, организация, методика сбора и анализа социологической информации освещены в трудах Л. Я. Аверьянова, В.Г. Гречихи-на, В. Н. Ковалева, Е. П. Тавокина, Г. Г. Татаровой, Ю. Н. Толстовой, В.А. Ядо-ва и др.3.

Телекоммуникационная сфера является малоизученной областью общественных отношений в сравнении с массовой коммуникацией, 4 методологические и прикладные аспекты которой, а также организационные, социальные, социокультурные и т. д. особенности получили значимое развитие в современной науке. Тем не менее, следует отметить, что технические, экономические, правовые и отчасти социальные аспекты телекоммуникационной деятельности отражены в работах С. А. Довгова, К. М Мусселя,.

1 Социальный менеджмент / Под ред. Д. В. Валового. — М., 2000; Прикладная социология и менеджмент, Хрестоматия / Сост. Кравченко А. И. — М., 1998; Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Менеджмент. — Спб., 2001; Щербина В. В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности // Социс. — 2001. -№ 10 и др.

2 Богданов A.A. Тектология (Всеобщая организационная наука). В 2 кн. — М., 1989; Гвишиани Д. М. Организация и управление. — М., 1972; Пригожин А. И. Современная социология организаций. — M., 1995; Фролов С. С. Социология организаций. — М., 2001; Рогожин C.B., Рогожина Т. В. Теория организаций. — М., 2002; Румянцева З. П. Общее управление организацией. — М., 2001; Смирнов Э. А. Теория организаций. — М., 2000; Спивак В. Л. Корпоративная культура. — Спб., 2001 и др.

3 Аверьянов Л .Я. В поисках своей идеи. — М., 2002; Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. — М, 1988; Ковалев В. Н. Моя профессия — социолог. — М., 2001; Тавокин Е. П. Социологическая информация: роль, методы получения и обработка. Учеб. пос. — М., 2001; Татарова Г. Г. Методология данных в социологии: введение. — М., 1998; Толстова Ю. Н. Анализ социологических данных: методология, дискриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. — M., 2000; Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. — M, 2003 и др.

4 Бориснев С. В. Социология коммуникации. — Спб., 2003; Назаров M.M. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. — М., 2003; Шарков Ф. И. Социология массовой коммуникации. В 2 ч. — М., 2002; Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. — СПб., 2002 и др.

Ю.М. Батурина, В. О. Тихвинского, В. П. Тихомирова, A.B. Хорошилова, С. Н. Шевердяева и др.1.

В диссертационных исследованиях А. О. Абашева, Ж. А. Денисовой, И. Е. Коваленко, C.B. Рабовского, A.B. Рунова, Е.А. Чечельницкого2 нашли отражение социальные, организационные, экономические и др. аспекты развития телекоммуникационной сферы.

Несмотря на высокую научную значимость упомянутых источников, в них недостаточно внимания уделено социальным проблемам управления конкретными видами социальной деятельности, что представляется важным для социологии управления. С этой точки зрения тема исследования представляется актуальной в теоретическом и прикладном аспектах.

Цель исследования — выявить особенности управления деятельностью телекоммуникационных компаний в направлении повышения эффективности их работы в единстве с решением социальных проблем российского общества.

Задачи исследования:

— выявить особенности социально-управленческих отношений в условиях информатизации современного общества;

— обосновать теоретико-методологические основы социологического анализа управления деятельностью телекоммуникационных компаний;

Современные телекоммуникации. Технологии и экономика / Под общей редакцией С. А. Довгова. — М., 2003 — Телекоммуникации и право: вопросы стратегии / Под ред. Ю. М. Батурина.— М., 2000; Муссель K.M. Предоставление и биллинг услуг связи. — М., 2003; Тихвинский В. О. Регулирование и экономика подвижной электросвязи. — М., 2000; Введение в информационный бизнес/Под ред. В. П. Тихомирова, A.B. Хорошилова. — М., 1996; Шевердяев С. Н. Право на информацию: к вопросу о конституционно-правовой сущности И Право и политика. — 2001. — № 10 и др.

2 Абашев А. О. Рынок информационно-телекоммуникационных услуг и тенденции его развития (На примере Хабаровского края) — Дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н. — Хабаровск, 2002; Денисова Ж. А. Информационное неравенство и его воздействие на социальные процессы в российском обществе. — Дисс. на соиск. уч. степ, канд. социол. наук. — М., 2001; Коваленко И. Е. Социальные аспекты развития телекоммуникационных технологий и услуг как фактора формирования в России информационного общества. На примере Московского региона — Дисс. на соиск. уч. степ. канд. социол. наук. — M., 2004; Рабовский C.B. Социально-экономическое развитие инфотелекоммуникаций в парадигме информационного общества. — Дисс. на соиск. уч. степ, д-ра социол. наук. — М., 2000; Рунов A.B. Особенности коммуникативной среды в моделях информационного общества. — Дисс. на соиск. уч. степ, д-ра социол. наук. — M., 2003; Чечельницкий Е. А. Формирование организационно-экономических механизмов оказания универсальных услуг связи. — Дисс. на соиск. уч. степ, канд. экон. наук. — Спб, 2003.

— раскрыть специфику развития телекоммуникационной отрасли в условиях современной России;

— выявить социально-организационные проблемы управления деятельностью телекоммуникационных компаний в российском обществе;

— оценить социальные перспективы развития телекоммуникационной отрасли в современной России;

— разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию организации и управления деятельностью телекоммуникационных компаний с учетом потребностей и интересов граждан.

Объект исследования — деятельность телекоммуникационных компаний как организационных единиц информационно-телекоммуникационной инфраструктуры российского общества в условиях глобализации и информатизации.

Предмет исследования — управление деятельностью телекоммуникационных компаний в России.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили положения, концепции, выводы и прогнозы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам информатизации общества, информационно-коммуникационных процессов, социального управления, социологии управления и организаций, социологии информатизации, социальной информатики и др. Исследование осуществлялось на основе принципов системности, сравнительного и структурно-функционального анализа, применения теоретических и прикладных социологических методов исследования.

Эмпирической базой исследования являются законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие процесс информатизации российского общества в целом, управление отраслью «Связь», а также предпринимательство в сфере телекоммуникаций, данные официальной статистикиматериалы социологических исследований, международные и российские ресурсы глобальной сети Интернет.

Эмпирическая база исследования включает также результаты экспертных опросов, проведенных лично автором:

• телефонный экспресс-опрос организаций г. Москвы. Опрошено 204 человека по случайной выборке, из них в крупных организациях — инженеры и ответственные за работу сети электросвязи, в малых — руководители (ноябрь-декабрь 2003 года);

• экспертный опрос служащих телекоммуникационных компаний, непосредственно занятых предоставлением услуг связи. Опрошено 147 человек по случайной выборке, среди которых — руководители высшего и среднего звена, менеджеры по предоставлению услуг и обслуживанию клиентов, инженеры, технический и обслуживающий персонал (февраль-март 2004 года).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Адаптация деятельности российских инфотелекоммуникационных структур к условиям рынка и их технико-технологическая модернизация могут стать факторами повышения конкурентоспособности страны, ускорения темпов социально-экономического развития, снижения уровня информационного разрыва, решения социальных проблем и т. д. в условиях мировых процессов глобализации и информатизации.

2. Основополагающим условием эффективности функционирования системы инфотелекоммуникаций, в том числе ее структурного элемента электросвязи, является пересмотр принципов, методов и стиля управления с целью стимулирования предпринимательской деятельности в отрасли и удовлетворения потребностей всех социальных групп в услугах связи.

3. Несмотря на известную стабилизацию в отрасли, телекоммуникационные компании сталкиваются с проблемами организационно-управленческого характера, такими как несовершенство законодательного, налогового регулирования и тарифной политикимонополизм некоторых направлений деятельности, отсутствие возможностей для внедрения новых технологий и продукции и т. д.

4. Обеспеченность граждан России телекоммуникационными услугами крайне неравномерна по социально-региональным критериям, что способствует усилению информационного неравенства, ограничению права ряда категорий граждан на информацию, и препятствует развитию интеллектуального, образовательного и трудового потенциала страны, является тормозом ее прогрессивного роста.

5. Совершенствование организации и управления деятельностью телекоммуникационных компаний следует осуществлять в следующих направлениях: ускорение демонополизации отрасли с последующим изменением принципов регулирования, усиление контроля за соблюдением национальной информационной безопасности, облегчение процедуры получения кредитов для компаний, занимающихся развитием инфраструктуры связи, пересмотр предоставления услуг связи для льготных групп населения, расширение сферы социально значимых услуг и др.

Научная новизна исследования и результатов, полученных лично автором:

1. В концепциях информатизации общества выявлены предпосылки гуманизации социальных и управленческих отношений, которые выражаются в том, что под влиянием информатизации и развития сетевых горизонтальных связей могут повышаться роль и статус индивидов и групп, а также происходить самоорганизация социальных субъектов и формирование системы сетевого управления как организационной демократии и нового вида социального управления, что приведет к изменению организационных основ, принципов и методов управления социальными процессами.

2. Выявлена специфика социологического подхода к изучению управления деятельностью телекоммуникационных компаний, которая заключается в том, что эта деятельности рассматривается с учетом ее места и роли в обществе и в широком социальном контекстеуправление телекоммуникационными компаниями понимается, как социальная деятельность, призванная согласовывать интересы субъектов телекоммуникационной сферы в процессе их прямого и опосредованного взаимодействияуправление как процесс организации деятельности телекоммуникационных компаний предполагает, что воздействие субъектов управления на объект управления представляет собой совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение максимального экономического, технологического и социального эффекта.

3. Показано, что главным фактором неудовлетворительного обеспечения населения России телекоммуникационными технологиями является отсутствие в стратегии информатизации общества четко поставленной социальной цели — обеспечения высоких стандартов доступа возможно большего числа граждан к телекоммуникационным технологиям, что обеспечит им доступ к национальным и мировым информационным ресурсам, позволит решить целый комплекс вопросов, связанных со здоровьем, образованием, трудоустройством и т. д.

4. Установлено, что, несмотря на определенные позитивные результаты рыночных преобразований в телекоммуникационной отрасли, таких как рост количества компаний и пользователей сотовой связью и Интернетом и т. д., решение социальных проблем в телекоммуникационной сфере остается неудовлетворительным, что выражается в неравномерном региональном развитии отрасли, преобладании коммерческих интересов компаний над интересами потребителей, ограниченности пакета универсальных услуг, отсутствии комплексного подхода к оказанию социально значимых услуг и т. д.

5. Определено, что факторами, препятствующими эффективному развитию телекоммуникационных компаний, в российском обществе являются: низкие доходы населения, организаций и предприятий, жесткий государственный контроль, чиновничий протекционизм к избранным операторам, жесткое государственное регулирование и утверждение тарифов на услуги связи, перекрестное субсидирование, несовершенство механизмов лицензирования, введения и финансирования универсальных услуг и т. д. Выявлены проблемы телекоммуникационной деятельности: высокая конкуренция, монополизм, недостаток собственных финансовых средств для развития, низкая платежеспособность населения, высокие ставки арендной платы, высокая налоговая нагрузка, нестабильность налогового законодательства.

6. Обосновано, что для эффективного управления деятельностью телекоммуникационных компаний и отрасли в целом необходимо создание федерального регулирующего органа, включающего представителей государственной власти и руководителей частных компаний, избираемых в регионах, что могло бы позволить квалифицированным специалистам, заинтересованным в плодотворном развитии отрасли, оказывать влияние на процессы взаимодействия общества, государства и отрасли.

Научно-практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что полученные в диссертации результаты могут быть использованы при принятии управленческих решений по оптимизации процесса информатизации российского общества и совершенствования информационной политики государства, изучении взаимодействия представителей бизнеса и государства, организации деятельности телекоммуникационных компаний по расширению сферы социально значимых услуг.

Материалы работы могут применяться также при чтении спецкурсов по социологии управления, экономической социологии, социальной информатике, при повышении квалификации руководителей и работников телекоммуникационной отрасли и государственных служащих.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждены на совместных заседаниях кафедр социальной и педагогической информатики и прикладной социологии социологического факультета РГСУ, на X социологических чтениях МГСУ «Современная Россия в социальном измерении» (2003г., г. Москва) и XI социологических чтениях МГСУ «Новый век России: стратегии социального развития» (2004 г., г. Москва), а также нашли отражение в публикациях автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании предложена и обоснована методология и методика социологического анализа управления деятельностью телекоммуникационных компаний, а также осуществлен анализ уровня развития, социальных проблем и перспектив развития телекоммуникационной отрасли в России.

1. Разработанные автором теоретико-методологические и методические подходы к анализу социальных аспектов управления деятельностью телекоммуникационных компаний заключаются в следующих положениях:

1 .В рамках концепции информационного общества выявлена и обоснована тенденция гуманизации социальных и управленческих отношений. Под влиянием информатизации и развития сетевых горизонтальных связей повышается роль и статус индивидов и групп, что способствует их более полному самовыражению и реализации творческого потенциала, требует особых социально-психологических свойств, таких как: способность к обучению и переобучению, обладание многофункциональными навыками, умение работать в команде и т. д. Важным аспектом гуманизации социальных отношений является создание конкретных условий для реализации справедливых принципов дифференциации общества. Например, Д. Белл считает, что в первую очередь это некий социальный минимум, то есть такой круг услуг и доходов, которые гарантируют любому человеку безопасность и чувство собственного достоинства.

2. Развитие горизонтальных сетевых социальных отношений способствует самоорганизации социальных субъектов и формированию системы сетевого управления как организационной демократии и нового вида социального управления, которая приходит на смену ставшей неэффективной иерархической (бюрократической) структуре управленческих отношений.

3. Формирование системы сетевого управления приводит к изменению организационных основ, принципов и методов управления социальными процессами. Сущность этих преобразований заключается в том, что корпорадии, бывшие главными организационными единицами индустриальной эпохи, становятся сетевыми предприятиями. При этом изменяется не только их организационная структура, но и система целеполагания, а также внутри — и межорганизационные отношения: метод субординации заменяется методами координации и реординации, усиливаются неформальные связи в организациях и сетевых структурах. Трансформируются также принципы организации государственной власти: происходит децентрализация государственного управления и разграничение полномочий государственных и территориальных органов власти. В то же время возрастает роль государства в создании институциональных основ развития информационных, социально-экономических и управленческих видов деятельности.

4. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура любого общества включает в себя не только технико-технологические средства, служащие для передачи и получения информации, но также организационные структуры, правовые, политические, экономические, социальные механизмы, обеспечивающие ее эффективное функционирование на благо всего общества и каждого конкретного человека. Телекоммуникационные компании — это организационные единицы информационно-телекоммуникационной инфраструктуры общества, производящие и предоставляющие услуги по созданию условий для информационного обмена.

5.Социологический подход к управлению деятельностью телекоммуникационных компаний заключается, во-первых, в том, что эта сфера деятельности рассматривается с учетом ее места и роли в обществе и в широком социальном контексте. Во-вторых, управление телекоммуникационными компаниями понимается, как социальная деятельность, призванная согласовывать интересы субъектов телекоммуникационной сферы в процессе их прямого и опосредованного взаимодействия. В-третьих, управление как процесс организации деятельности телекоммуникационных компаний предполагает, что воздействие субъектов управления на объект управления представляет собой совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение максимального экономического, технологического и социального эффекта.

6.Управленческое воздействие на деятельность телекоммуникационных компаний различных субъектов управления имеет свои особенности, обусловленные их функциями и полномочиями. Управленческие функции государства направлены не только на организацию деятельности телекоммуникационной отрасли в масштабах общества, но и на интеграцию телекоммуникационной сферы в структуру правовых, организационных, хозяйственных и в целом общественных отношений. Управленческие функции отраслевых, корпоративных и ведомственных органов управления направлены, главным образом, на экономические и технологические направления деятельности отрасли и компаний, а также взаимодействие с субъектами других сфер хозяйственной деятельности и государством. Управленческие функции руководителей телекоммуникационных компаний осуществляется с учетом особенностей последних как социотехнических систем. То есть организационное управление ориентировано как на согласование деятельности компаний с условиями внешней среды, так и на согласование целей организации с целями каждого конкретного сотрудника.

7. Телекоммуникационная отрасль как важная сфера жизнедеятельности современных обществ должна оцениваться на фоне широкого диапазона взаимодействующих с ней структур, институтов и процессов: государства, права, экономики, особенностей политического, социально-экономического, социокультурного и других направлений общественного развития. Поэтому социологический анализ управления этой сферой деятельности является междисциплинарным, и осуществляется посредством совокупности показателей, отражающих важные аспекты телекоммуникационных отношений в политической, правовой, социально-экономической, социальной сферах общества на макроуровне и внутриорганизационных на микроуровне.

II. Осуществленный на основе вышеизложенных методологических и методических принципов социологический анализ уровня развития телекоммуникационной отрасли российского общества, а также особенностей управления деятельностью телекоммуникационных компаний позволяют сделать следующие выводы:

Государственная информационная политики в России носит аморфный, невнятный и противоречивый характер: парадигма информационного общества не является идеологической основой официальной стратегии перспективного развития страныосновные официальные документы основаны на принципе технократического детерминизма, социальные цели не являются приоритетными, нет четкого вразумительного правового толкования права личности на универсальный доступ. Это в значительной мере является причиной низкой социальной ориентированности деятельности телекоммуникационных компаний отрасли при заметных положительных сдвигах в экономике отрасли.

2. В течение длительного времени телекоммуникационная отрасль работала в условиях неопределенности, вследствие недоработанного и противоречивого законодательства. В новом законе «О связи», вступившем в силу с 1 января 2004 года, хотя и определены цели дальнейшего развития отрасли, в том числе: создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерациисодействие внедрению перспективных технологий и стандартовзащита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектовобеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи и т. д., тем не менее, имеются положения, явно противоречащие деятельности компаний в условиях рынка. Например, тарифная политика в межоператорских отношениях определена как единая, что противоречит рыночным отношениям.

3.Нет заметных изменений в трактовке универсальных услуг, структура которых является весьма скудной. Согласно Закону к ней относятся: услуги телефонной связи с использованием таксофонов, а также услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием коллективного доступа.

4. Уровень общего развития телекоммуникационной отрасли в России отвечает критериям информационно развитой страны. В целом, отрасль динамично развивается, корректируя внутрирыночные отношения в соответствии с мировыми стандартами, учитывая российские особенности.

5. Количество основных телефонных линий соответствует мировым требованиям высокого уровня информатизации, однако распределение их между крупными городами и сельской местностью является крайне неравномерным. Актуальны проблемы телекоммуникаций в экономически отсталых регионах, на труднодоступных территориях и на селе. Большинство сельских районов и маленьких городов не имеют охвата национальной системой электросвязи. Неравномерность экономического развития регионов России, привела к неравномерному развитию телекоммуникационных сетей на ее территории. Как по фиксированной, так и подвижной телефонной связи имеются заметные диспропорции в обеспечении населения страны телефонными устройствами — Центральный и Северо-Западный округа имеют телефонную плотность в 1,3 -2,5 выше, чем средняя по России.

6. Рынок услуг мобильной связи, и «Интернет» переживает период бурного развития, в последнее время темпы роста числа абонентов мобильной связи в крупных городах и регионах сравнялись. Развивается рынок альтернативных операторов, что способствует демонополизации телекоммуникационной отрасли и переходу к полноценным регулируемым рыночным отношениям. В то же время отсутствие стабильного экономического роста, высоких доходов населения и коммерческих структур, а, следовательно, и операторов, существование жесткого контроля государства над отраслью, отражающееся на ее инвестиционной привлекательности, являются негативными факторами, препятствующими развитию рынка альтернативных операторов.

7. В целом рынок телекоммуникационных услуг в России можно считать устоявшимся, что определяется: несущественными изменениями в количестве компаний на территории РФ (2002 год прирост 5,66%, 2003 год прирост 1,5%) — равномерным приростом доходов от телекоммуникационных услуг в целом по регионам РФ 130% - 150% в годравномерными показателями роста использования мобильной связи, сети «Интернет», объема передаваемой информации, развития сетейтенденциями демонополизации отраслиначалом работы альтернативных операторов в крупных городах по полной независимой от традиционных операторов информатизации жилого сектораинвестициями в строительство сетей мобильной связи в странах ближнего зарубежья Российскими операторами мобильной связи (Таджикистан, Беларусь).

8.В силу незавершенности правового регулирования деятельности субъектов телекоммуникационной отрасли, осложняются механизмы лицензирования, введения и финансирования универсальных услуг. Несовершенство законодательства, неуверенность в экономическом процветании страны приводит к торможению развития частных компаний и снижению иностранных инвестиций в отрасль.

9.Российское государство осуществляет регулирование тарифов для социально необеспеченных абонентов и государственных учреждений, выдачи номерной емкости, сертификации оборудования, выдачи лицензий и обеспечении добросовестной конкуренции в интересах страны и населения. Однако при существующем регулировании тарифов, государство, казалось бы, решая важные социальные задачи, создает не менее сложные проблемы. Регулирования тарифов не отвечает рыночным условиям, снижает конкурентоспособность альтернативных операторов, приносит значительные лишние затраты платежеспособным абонентам, вызывает эффект перекрестного субсидирования.

Ю.Главным звеном на телекоммуникационном рынке России в ближайшие годы останется государство, в собственность которого входят компании, владеющие основной инфраструктурой связи и управляемые через холдинг «Связьинвест». Управление основным холдингом «Связьинвет», объединяющим традиционных операторов, осуществляется советом директоров, в который входят государственные служащие и владельцы небольшой части проданных акций. Данный состав (в частности Министр информационных технологий и связи российской федерации в качестве Председателя Совета директоров, Помощник Руководителя Администрации Президента РФ и др.) полностью отражает монополизм отрасли, интересы государства к холдингу «Связьинвест», и практически гарантирует незаинтересованность в принятии решений в направлениях развития, перераспределении средств, сдачи каналов и оборудования в аренду. Данная система управления и регулирования негативно отражается на пользователях.

11. Электросвязь, за исключением мобильной, спутниковой и некоторых других, является отраслью естественной монополии, к которой можно отнести операторов, владеющих базовыми сетями на территории РФ, а так же международные каналы связи. На территории России группе компаний «Связьинвест» принадлежит вся номерная емкость и сети передачи международного и большая часть внутреннего трафика. В связи с этим отрасль подвержена жесткому регулированию со стороны государства. Такой подход в настоящее время применяется практически во всех странах мира, это связанно с обеспечением информационной безопасности страны и необходимостью централизованного регулирования использования оборудования и обеспечения взаимосвязанности сетей на всех уровнях.

Ш. Анализ социальных проблем и перспектив развития телекоммуникационной отрасли России позволяет сделать следующие выводы:

1. Положительными сторонами развития телекоммуникационной отрасли в России являются: высокий уровень качества международной связи, что актуально при переходе работы организаций на всероссийский и международный уровниустойчивость рынка телекоммуникационных услуг, о чем свидетельствует незаинтересованность большинства компаний в смене оператора связи, а также рост количества телекоммуникационных компаний и др.- высокий уровень образованности работников отрасли, большинство из которых имеет высшее техническое образование и др.

2. Основными социальными проблемами развития телекоммуникационной отрасли являются: высокая конкуренция, монополизм, недостаток собственных финансовых средств для развития, низкая платежеспособность населения, высокие ставки арендной платы, высокая налоговая нагрузка, нестабильность налогового законодательства.

3. Иерархия факторов, препятствующих развитию отрасли, выглядит следующим образом: низкие доходы населения, организаций и предприятий, жесткий государственный контроль, чиновничий протекционизм к избранным операторам, жесткое государственное регулирование и утверждение тарифов на услуги связи, перекрестное субсидирование, несовершенство механизмов лицензирования, введения и финансирования универсальных услуг и т. д.

4. Основными факторами, способствующими развитию отрасли, согласно мнению экспертов, являются:

— демонополизация отрасли;

— совершенствование законодательной базы;

— совершенствование налогового законодательства.

5. Перспективы развития отрасли во многом зависят от факта демонополизации, который эксперты оценивают весьма позитивно: треть опрошенных уверены, что компании начнут работать эффективнее и почти четвертьразвитие компаний ускорится. Мнение этих экспертов отражает уверенность в конкурентоспособности своих компаний при настоящих рыночных условиях. Это подтверждается и тем, что даже в существующих условиях 17,68% экспертов предполагают бурный рост в перспективе, 65,4% - развитие средними темпами, 5,44% предполагают, что остановятся на достигнутом уровне и лишь 2,04% - сократят деятельность.

6. К числу положительных тенденций следует отнести определенную заинтересованность экспертов в развитии социально значимых сфер отрасли.

Наибольшее число экспертов (63,26%) ориентированы на удовлетворение населения качественными услугами. Следующей по значимости сферой оказалось обеспечение информацией — 44,21% выборов. Снижение уровня цен (39,45%) и увеличение доходов населения (34,69%) оказались по значимости на третьем и четвертом месте, соответственно. Треть экспертов заинтересованы в развитии инфраструктуры связи.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие научно-практические рекомендации:

— для устранения монополизма в отрасли — ускорение процесса регулируемого государством процесса демонополизации, усиление антимонопольных мер, расширение круга субъектов предпринимательства в отрасли;

— в целях ускорения развития компаний и отрасли — совершенствование механизмов лицензирования, законодательной и налоговой базы, создание системы упрощенного кредитования, подготовка и переподготовка кадров, владеющих современными телекоммуникационными и информационными технологиями;

— для расширения сферы социально значимых услуг — введение систем поощрений компаниям, предоставляющим связь социально незащищенным слоям населения, расширение опыта совместной деятельности государства и компаний связи в Интернет-проектах, направленных на оказание помощи малоимущим в различных областях жизнеобеспечения, обеспечение доступа к расширенным телекоммуникационным услугам льготным категориям граждан в местах оказания социальной помощи и др.

— для эффективного управленияд, еятеш>ностью телекоммуникационных компаний и отрасли в целом — создание федерального регулирующего органа, включающего представителей государственной власти и руководителей частных компаний, избираемых в регионах руководителями всех компаний региона, что позволит квалифицированным специалистам, заинтересованным в плодотворном развитии отрасли, оказывать влияние на процессы взаимодействия государства и отраслисоздать конкретную, прозрачную программу демонополизации и определить четкие сроки ее исполненияпересмотреть систему налогообложения и льгот для Российских компаний предоставляющих услуги связи и производящих оборудованиедля создания и развития отечественной базы телекоммуникационных технологий — обеспечить реальную поддержку отечественного производителя путем привлечения средств компаний потребителей оборудованиядля ускорения инновационных процессов в отрасли — пересмотреть законодательные акты в областях лицензирования, сертифицирования, инноваций и всех направлений деятельности, связанных с разработкой новых технологий и оборудования, и их внедрения, а также разработать систему обязательств компаний поставщиков оборудования, в направлениях: бесплатного обучения преподавателей профилирующих учебных заведений методам работы и принципам функционирования поставляемого оборудованиябезвозмездного построения лабораторий в учебных заведениях на основе поставляемой в РФ техники для обучения студентовдля решения проблемы занятости в отрасли — разработать государственную программу переобучения специалистов отрасли в возрасте старше 40 лет, оставшихся без работы в силу сложившейся ситуации на рынке связи, на льготной или безвозмездной основедля диагностики и прогнозирования социальных процессов в телекоммуникационной сфере — использовать социологические методы сбора и анализа информации для своевременного рассмотрения всех последствий проникновения того или иного рода инфотелекоммуникаций в населенные пункты, с последующим отражением в законодательстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. — М.: «Норма», 2001
  2. Федеральный закон «О связи». — М.: Ось-89, 2003
  3. Доктрина информационной безопасности РФ // Информационное общество, 2000, вып. 3
  4. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» (№ 1-ФЗ от1001.02).-М., «ВИТРЭН», 2002
  5. Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (Ы 24-ФЗ от 20.02.95). М., Юстицинформ, 2004.
  6. Правила оказания услуг телефонной связи Госкомсвязь России М.: ЦРТИ «Информсвязь», 1997.
  7. Всеобщая Декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М.: ТОО «Иван», 1993.
  8. Окинавская хартия глобального информационного общества/ Информационное общество, 2000, вып. 4.
  9. Россия в цифрах, 2002. Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002.
  10. Регионы России. Социально-экономические показатели. М., Стат.сб. / Госкомстат России. — М., 2003.
  11. Монографии, учебные пособия, брошюры, словари.
  12. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1999.
  13. А.О. Рынок информационно-телекоммуникационных услуг и тенденции его развития (На примере Хабаровского края) Дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н., Хабаровск, 2002.
  14. Ю.Н. и др. Социология и психология управления. Ростов н/Д: Феникс, 2001
  15. Актуальные проблемы правового регулирования телекоммуникаций / Под ред. Г. В. Винокурова, А. Г. Рихтера, В. В. Чернышова — М., Центр «Право и СМИ», 1998. Книжная серия «Журналистика и право», Выпуск 12.
  16. Аналитическое управление (ЗАО ИК АВК) Отраслевой обзор «телекоммуникации» от 26 июля 2002.
  17. Г. В. Государственное управление. М., ОАО «НПО «Экономика», 2000.
  18. В.А., Чугунов A.B. Концепт глобализации и роль информационных технологий: российский контекст // Информационное общество, 2001, вып. 1.
  19. И.Н. Дрик А.В Практическая телефония- Минск, «Наш город», 1998.
  20. B.C. Дворякин C.B. Шеремет И. А. Безопасность связи в каналах телекоммуникаций М., «Электронные знания», 1993.
  21. Ю.Бачило И. Л. О законодательстве в информационной сфере отношений // Информационное общество, 2001, вып. 4.
  22. П.Белл Д. Социальные рамки информационного общества. Сокращ. перев. Ю.В.Никуличева// Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М., 1988.
  23. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М., Академия, 1999.
  24. Г. С. Человеческое поведение. Экономический подход. Избранные труда по экономической теории: Пер. с англ. — М., ГУ ВШЭ, 2003.
  25. Е.М. Социология управления. М., Изд-во «Тетра-Системс», 2001.
  26. Большой толковый социологический словарь. Т.1 (А-О). М.: Вече, ACT, 1999
  27. В.M. Информационное общество для всех информационное общество для каждого человека в отдельности // Информационное общество, 2001, вып. 1.
  28. В. Н. Управление большими системами. М., Синтег, 1998.
  29. A.A. Тектология (Всебщая организационная наука). В 2 кн. М., 1989 Бондаренко В. М. Информационное общество для всех — информационное общество для каждого человека в отдельности // Информационное общество, 2001, вып. 1.
  30. C.B. Информационная стратификация в информационном обществе // Информационное общество, 2000, вып. 6.
  31. Введение в информационный бизнес/Под ред. В. П. Тихомирова, A.B. Хорошилова. М., Финансы и статистика, 1996.
  32. С. В. Социология коммуникации. Спб., Питер, 2003.
  33. .А. Информационное неравенство и его воздействие на социальные процессы в российском обществе. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. социол. наук. — М., 2001.
  34. С.А. Принципы информационного общества // Информационное общество, 2000, вып. 2.
  35. JI. Е. Направление развития инфокоммуникаций России на основе современных технологий и мировых тенденций. М., 2000.
  36. JI.A. Интернет в информатизации государственной службы России: социологические аспекты. 2-е изд. — М., Изд-во РАГС, 2000.
  37. В.П. Социальная сфера и управление ею // Социс. 1999. — № 2
  38. Введение в информационный бизнес / Под ред. В. П. Тихомирова, A.B. Хорошилова. М., Финансы и статистика, 1996.
  39. М. Избранные произведения / Пер. с нем. М., Прогресс, 1990.
  40. К.В. Информационная политика и информационная реальность // Информационное общество 2002, вып. 4.
  41. О.Н., Тюрюканова Е. В. Человеческий капитал в свете электронного развития // Информационное общество, 2002, вып. 4
  42. Н. Новые главы кибернетики Москва: «Советское радио», 1963.
  43. В.А. Телекоммуникации и сети: Учеб. пособие / Галкин В. А., Григорьев Ю. А. М., МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003.
  44. Д.М. Организация и управление. — М., 1972.
  45. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб пособ. -М., Изд-во МГУ, 1988.
  46. Ю.И. К формированию государственного управления при росте интернета // Информационное общество, 2001, вып. 1.
  47. Дж. Новое индустриальное общество. М., Прогресс, 1969.
  48. Дж. К. Справедливое общество. Гуманистический взгляд / Новая постиндусриальная волна на Западе. М., Academia, 1999.
  49. В.В. Русская техника СПб., Газетно-журнальное и книжное изд-во, 1948.
  50. С.А. Принципы информационного общества // Информационное общество, 2000, вып. 2.
  51. О. М. Мирошников Д.Г. Средства связи для «последней мили" — М., «Эко-трендз» 1998.
  52. Дич JI.3. Биллинговые системы в телекоммуникациях. М., «Радио и связь», 2003.
  53. Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А. Б. Гофмана, примечания Ю. В. Сапова. М., Канон, 1996. (История социологии в памятниках)
  54. А. Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии, 1999, № 3.
  55. В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985−2001. М., Изд-во МГСУ, 2002.
  56. В.Б. Территориальное управление: методология, теория, практика. -М., ИМ-ИНФОРМ, 1998.
  57. В.Н., Патрушев В. И. Социальные технологии. М., Экономика, 1999.
  58. , Д.В. Постиндустриализм и виртуализация экономики // Журнал социологии и социальной антропологии, Том 1 № 1, 1998.
  59. Информационно-аналитический сборник «Симптом» № 6 (136) 2003.
  60. Информатизация общества и социализация информатики. /Под общ. ред В. Ф. Халипова. М., Фонд «Новое тысячелетие», 1998.
  61. Информационные технологии в маркетинге: Учебник для вузов / Под ред. Г. А. Титоренко. М., ЮНИТИ — ДАНА, 2000.51 .Информация и модели структур управления /Под ред. Н. П. Федоренко. -М, Наука, 1972.
  62. В. Глобализация национальных хозяйств и современный экономический кризис. Проблемы теории и практики управления № 3, 1999
  63. B.JI. Постиндустриальное хозяйство и «постиндустриальное общество» (к проблеме социальных тенденций XXI в.) // Общественные науки и современность. М., 2001, № 3.
  64. B.JI. Технологический прогресс и социальная поляризация в XXI столетии // ПОЛИС, 2000, № 6.
  65. Ю.М. Информатизация управления: социальные аспекты / АН УССР Ин-т социологии. Киев, Наук. Думка, 1991.
  66. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М., ГУ ВШЭ, 2000.
  67. С. Интернет в России: влияние на социальную стратификацию // Междисциплинарный семинар «Виртуальная коммуникация в сети Интернет». Москва, 22−23 мая 1999 года.
  68. Кин Д. Средства массовой информации и демократия / Пер. с англ. М., Наука, 1994.
  69. В.Н. Моя профессия социолог. — М., Союз, 2001.
  70. К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство // Aima mater (Вестник высшей школы), 2000, № 6.
  71. К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика. Екатеринбург, 2000.
  72. С. M. Интеллектуальные ресурсы организации. М., Знание, 1999.
  73. К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента. Спб., Питер, 2004.
  74. И.Е. Социальные аспекты развития телекоммуникационных технологий и услуг как фактора формирования в России информационного общества. На примере Московского региона Дисс. на соиск. канд. социол. наук. — М., 2004.
  75. В.П. Социология коммуникации. Учебник. М., 1997.
  76. Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации. — Киев, 1993.
  77. Ф. Основы маркетинга. -М., Изд-во «Прогресс, 1991.
  78. Ю.В., Подлесных В. И. Мененджмент. — Спб., 2001.
  79. В.Е. Гуманитарные технологии информатизации общества (на примере компьютеризации управленческой деятельности) // Информационное общество, 2001. Вып. 6.
  80. Д.Ф. Основы маркетинга. М., Изд-во «Феникс», 1996.
  81. Массовая коммуникация в современной России / Под ред. В. Д. Попова. -М., Изд-во РАГС, 2003.
  82. Массовые информационные процессы в современной России / Отв. Ред. А. В. Шевченко. М., Изд-во РАГС, 2003.
  83. Masuda Y. The Information Society as Post Industrial Sosiety. — Washington, 1981.
  84. Д.Ф. Информационная политика Российской Федерации в условиях формирования информационного общества // Информационное общество, 2002, вып. 5−6.
  85. И. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М., Изд-во МГУ, 1999.
  86. Мескон М, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2000.
  87. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М., 1993.
  88. K.M. Предоставление и биллинг услуг связи М.: «Эко-трендз» 2003.
  89. Навас-Сабатер X. Распространение информационного общества за пределы Москвы и Санкт-Петербурга: стратегии и стимулирующие механизмы всеобщего доступа // Информационное общество, 2002, вып. 5−6.
  90. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования- М., «УРСС», 2003.
  91. Т.В. Массовая коммуникация: теоретико- методологический анализ. М., издательство «Перспектива», 2003.
  92. Д. Мегатренды. М., ООО «Издательство ACT», ЗАО НИИ «Ермак», 2003.
  93. И. П. Трудоношин В.А. Телекоммуникационные технологии и сети М., Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.84.0садчая Г. И. Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. М., Союз, 1999.
  94. Основы современного социального управления: теория и методология / Под ред. В. Н. Иванова М., ОАО «НПО «Экономика», 2000.
  95. Ю.А. Кабели электросвязи- М., «Эко-трендз», 2003.
  96. A.B. Лагутин B.C. Защита абонентского телетрафика- М., «Радио и связь», 2004.
  97. С.Т. На пути к информационному государству // Информационное общество, 1999, вып. 4.
  98. В.Д. Информациология и информационная политика. М., Изд-во РАГС, 2003.
  99. А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
  100. Прикладная социология и менеджмент, Хрестоматия. / Сост. Кравченко А. И. М.: Изд-во МГУ, 1998
  101. C.B. Социально-экономические факторы развития телекоммуникационных инфраструктур в России. М., 2000.
  102. C.B. Развитие иифотелекоммуиикаций в условиях глобальной информатизации (социально-экономические и инновационные аспекты) -М., 2000.
  103. C.B. Социальные аспекты информатизации российского общества (социологический анализ) — М., 2000.
  104. А.И. Основы государственности и муниципального управления: системный подход. — Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 1997.
  105. А.И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации.— М., ИНИОН, 1989.
  106. Я.В. Информатика социального отражения (информационные и социальные основания общественного разума). М., 1999.
  107. C.B., Рогожина Т. В. Теория организаций. М., Экзамен, 2002.
  108. Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии, № 3, 2001.
  109. О.В. Социология и психология управления. -М., Экзамен, 2002.
  110. Руководящие документы Минсвязи «Сети и службы передачи данных» (редакция 2000 г.) М., 2000.
  111. З.П. Общее управление организацией. М., 2001.
  112. ЮЗ.Рунов A.B. Особенности коммуникативной среды в моделях информационного общества. М.: Издательство «русский гуманитарный университет», 2003.
  113. Ю4.Рунов A.B. Особенности коммуникативной среды в моделях информационного общества. Дисс. на соиск. уч. степ, д-ра социол. наук. -M., 2003.
  114. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов /Под ред. Я. Н. Засурского. М., Аспект-Пресс, 2001.
  115. Э.А. Теория организаций. М., 2000.
  116. И.В. Социальная информатика (социологические аспекты). -М., Издательство МГСУ «Союз», 1999.
  117. И.В. Социология информатизации: теоретико-методологическое исследование: Автореферат дис. д-ра соц. наук: М., 1999.
  118. Социальный менеджмент / Под ред. Д. В. Валового. М., 2000.
  119. Спивак B. J1. Корпоративная культура. Спб., 2001.
  120. Г. Л., Черешкин Д. С., Вертинская О. Н., Костюк В. Н., Герасимов Б. М. Путь России к информационному обществу (экономические и социально-культурные предпосылки) // Межотраслевая информационная служба. —М., 1997
  121. Современные телекоммуникации. Технологии и экономика. /Под ред. С. А. Довгова. М., Эко-Трендз, 2003.
  122. И.В. О феномене информатизации современного общества // Социальная политика и социология. М., Изд-во МГСУ «Союз», 1999.
  123. В.О. Стратегия организационных изменений: социотехниче-ский подход / Организационная психология, Хрестоматия. Спб., 2001
  124. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп.- М., Издательство Ин-та социологии РАН, 1998.
  125. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. / Под ред. Г. В. Осипова.
  126. М., Издательская группа ИНФРА-М-Норма, 1998.
  127. Статистика связи /Под ред. Т. А. Кузовковой. — М., «Радио и связь», 2003.
  128. . А. Идентификация социальных систем. М., 1997.
  129. Е.П. Социологическая информация: роль, методы получения и обработка. Учеб. пос. М., Макс-Пресс, 2001.
  130. Г. Г. Методология данных в социологии: введение. М., 1998.
  131. Телекоммуникации и право: вопросы стратегии // Под ред. Ю. А. Батурина. Центр «Право и средства массовой информации» Серия «Журналистика и право» Выпуск 26.
  132. А.Г. Развитие систем управления: методология и концептуальные структуры. М., Глобус, 1998.
  133. В.О. Регулирование и экономика подвижной связи М., «Радио и связь», 2003.
  134. Ю.Н. Анализ социологических данных: методология, дискрип-тивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. -М., Научный мир, 2000.
  135. Туронок С. Г Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. М., 2001, № 2.
  136. Э. Третья волна. М., ООО «Фирма Издательство ACT», 1999.
  137. Э. Адаптивная корпорация // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. -М., Academia, 1999.
  138. Э. Метаморфозы власти М., ООО «Издательство ACT», 2002.
  139. М.В. Социология управления: Учебное пособие. М., Инфра-М, 2001.
  140. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, 1. Г. Форд. — М., 1992.
  141. Д. Коммуникации и власть / Пер. с англ. Б. Диановой. СПб., 1993
  142. А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. — М., 1990.
  143. А.Д. Социальная информатика: состояние и перспективы // Высшее образование в России, № 1, 1994.
  144. O.A. Сертификация и социальное управление. М., Союз, 2000.
  145. С.А. Информационный труд: теория, методология, вопросы развития. — Воронеж, изд-во ВГУ, 1999.
  146. JI. Н. Социология массовой коммуникации. СПб., Питер. 2002.
  147. М. Право на информацию и (или) безопасность // ИНДЕКС, 2000, № 13.
  148. Э.Н. Социально-трудовая сфера. М., 1997.
  149. В.Е. Научные и образовательные аспекты информационного неравенства // Информатика и образование, 2001, № 3.
  150. С.С. Социология организаций. М., Гардарики, 2001.
  151. Ю.Е., Шапошник С. Б. Экономика, основанная на знании: социально-экономические тенденции и политические цели // Информационное общество, 2002, вып. 1.
  152. Ю.Е. Об информационном обществе, информационном праве и информационной безопасности // Информационное общество, 2001, Вып. 4.
  153. Ю.Е. Научно-образовательные сети и инфраструктура публичного доступа // Информационное общество, 2001, вып. 5.
  154. Ю.Е. Теория и практика менеджмента в информационном обществе // Информационное общество, 2001, вып. 6.
  155. А. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу // Информационное общество. 1999, вып. 2.
  156. Ф.И. Социология массовой коммуникации. В 2 ч. М., 2002.
  157. С.Н. Право на информацию: к вопросу о конституционно-правовой сущности // Право и политика. 2001. № 10.
  158. К.Э. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963
  159. B.B. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности. // Социологические исследования, 2001, № 10
  160. В.А. Стратегия социологического исследования. М., ИКЦ «Академкнига», «Добросвет», 2003.
  161. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии, № 1, 1997.1. Сетевые источники.
  162. . И. Возникновение идеологии информационного общества http://www.iis.ru/events/19 981 130/alexeeva.ru.html
  163. В. Информационные и коммуникационные технологии в мире // http://www.polpred.eom/free/unesco/l 2. html
  164. О. Н., JI. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет http://www.relarn.ru: 8082/conf/conf97/l 0. html
  165. О.Н. Домашняя компьютерная революция в России: результаты социологического исследования /http://intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V399/23.htm
  166. О.Н., Мельников И. И., Тюрюканова Е. В. Воздействие информационных и телекоммуникационных технологий на российское общество / http://www.compulog.ru/koi8/compulig/1999/archive/a4.html
  167. Все на борьбу с цифровым неравенством // Http:/www/strana.ru/rambler.ru/db/news/msg.html?mid=1 465 278
  168. А. Компьютерное пиратство — история и современность/ http://www.visual.2000.rU/kolesov/complife/c19702.htm
  169. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации //http://www.nbuv.gov.ua/law/98ru-gip.html
  170. И.С. Информационное общество и государство http://www.relcom.ru/Archive/1997/ComputerLaw/State.htm
  171. Ю.Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете http://flogiston.ru/proiects/articles/netemotions.shtml
  172. Официальный сайт Министерства связи и информатизации РФ http://www.minsvyaz.ru
  173. Официальный сайт переписи населения РФ 2002 г. http://www.perepis2002.ru/content/218/2184-агйс1е.азр
  174. Целевая программа «Электронная Москва» / www.mosinform.ru
  175. Официальный сайт федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 2010 годы)» / http://www.hse.ru/~erussia/default.htm
  176. Россия в информационную эпоху М. Кастельс, Э. Киселева http://www.socio.ru/wr/l-01 /Castells.htm
  177. С. Право на доступ к информации в России: проблемы теории и законодательстваhttp://www.medialaw.ru/publications/books/indep2/20.html
Заполнить форму текущей работой