Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Комплексная профилактика употребления психоактивных веществ в общеобразовательных учреждениях (на примере Краснодара)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложившаяся эпидемиологическая ситуация требует разработки профилактических и реабилитационных программ с учетом особенностей проблемы в каждом регионе, городе (26). В научной литературе описаны современные направления работы в сфере первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в России (12, 35, 51, 111, 125, 148, 151). Разработаны Концептуальные основы реабилитации… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Наркологическая ситуация
    • 1. 2. Профилактика употребления алкоголя, наркотиков в общеобразовательных учреждениях, реабилитация лиц, зависимых от ПАВ
    • 1. 3. Табакокурение, профилактика и реабилитация
  • ГЛАВА 2. Материалы, этапы и методы исследования
    • 2. 1. Материалы исследования
    • 2. 2. Этапы исследования
    • 2. 3. Методы исследования
      • 2. 3. 1. Определение содержания СО в выдыхаемом воздухе
      • 2. 3. 2. Определение содержания котинина в моче
      • 2. 3. 3. Скрининговое исследование слюны
      • 2. 3. 4. Скрининговое исследование мочи
      • 2. 3. 5. Опрос родителей и подростков, осмотр подростков
      • 2. 4. 1. Объектные и субъектные факторы, способствующие потреблению ПАВ
      • 2. 4. 2. Характеристика подростков, употребляющих ПАВ эпизодически
      • 2. 4. 3. Характеристика подростков, зависимых от ПАВ
    • 2. 5. Статистический анализ данных
  • ГЛАВА 3. Эпидемиологические исследования потребления ПАВ в г
  • Краснодаре
  • ГЛАВА 4. Комплексная программа профилактики потребления ПАВ и реабилитация учащихся общеобразовательных школ
    • 4. 1. Программа первичной профилактики потребления ПАВ для учащихся общеобразовательных школ
    • 4. 2. Программа вторичной профилактики потребления ПАВ для учащихся «группы риска» и принимающих ПАВ эпизодически
    • 4. 3. Программа третичной профилактики для учащихся, зависимых отПАВ (алкоголь, наркотики и токсические вещества)
  • ГЛАВА 5. Результаты исследования школьников, их родителей и педагогов в динамике, клиника зависимости от ПАВ у подростков
    • 5. 1. Результаты исследования школьников, факторы, способствующие потреблению ПАВ
    • 5. 2. Результаты проведения первичной профилактики потребления
  • ПАВ у учащихся общеобразовательных школ
    • 5. 3. Результаты проведения вторичной профилактики у учащихся «группы риска» и принимающих ПАВ эпизодически
    • 5. 4. Клиника зависимости от ПАВ у подростков
      • 5. 4. 1. Клиника никотиновой зависимости у подростков
      • 5. 4. 2. Клиника алкогольной зависимости у подростков
      • 5. 4. 3. Клиника наркотической и токсикоманической зависимости у подростков
    • 5. 5. Результаты проведения третичной профилактики у учащихся, зависимых отПАВ
    • 5. 6. Результаты исследования родителей
    • 5. 7. Результаты исследования педагогов

Комплексная профилактика употребления психоактивных веществ в общеобразовательных учреждениях (на примере Краснодара) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В конце XX века во многих странах злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В настоящее время более 200 млн. человек в мире страдают наркоманией (83). В течение XX века табак убил около 100 миллионов человек — это больше, чем погибло во второй мировой войне. Некоторые эксперты предсказывают, что если ничего не предпринимать, табачные изделия вызовут до одного миллиарда смертей до конца XXI столетия (4).

За последние 10 — 12 лет количество больных наркоманией и потребителей наркотиков в России увеличилось в 10 раз (84). Употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотиков и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Приобщение несовершеннолетних и молодежи к употреблению ПАВ характеризуется опасной тенденцией. Употребление наркотиков и психоактивных веществ становится определенной молодежной культурой потребления, ценностной установкой, опасным образом жизни. По данным социологических исследований средний возраст начала приобщения к наркотикам снизился до 14 лет у мальчиков и до 14,6 лет у девочек (87).

Официальная статистика Минздравсоцразвития РФ (2010) приводит цифру — 351 тыс. зависимых от наркотиков, и 196 тыс. человек зарегистрированных с диагнозом «употребление наркотиков с вредными последствиями» (133). Однако это главным образом те пациенты, которые в основном добровольно стали на наркологический учет и профилактическое 5 наблюдение. Среди контингентов наркологических больных наибольшие показатели впервые взятых под наблюдение, приходятся на возрастные группы подростков и молодежи 18 — 19 лет (87, 133, 63).

По экспертным оценкам, в России регулярно потребляют наркотики более 2,5 миллионов человек, нерегулярно — более 5 млн. человек. От общего числа наркоманов в России по статистике 20% - это школьники, 60% - молодежь в возрасте 16−30 лет, 20% - люди более старшего возраста. Хотя бы раз в жизни пробовали наркотики 15 миллионов россиян (19, 85, 132, 133).

Основными очагами распространения наркотиков в городах России являются общеобразовательные школы и места развлечения молодежидискотеки и клубы- 70% из опрошенных молодых людей первый раз попробовали наркотики именно в местах досуга и учебы.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это — возросшая в 7 — 11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней. В первую очередь — ВИЧ-инфекции и СПИД (в России среди больных СПИДом более 50% наркоманов, в Европе — 70%), инфекционных гепатитов (в России более 90% больных наркоманией болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. ВИЧ — инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11−14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ — инфицированных матерей, больных наркоманией (9, 18). По данным международной статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций (18, 19, 85, 86, 87).

Вызывает также тревогу эпидемиологическая ситуация злоупотребления такими психоактивными веществами, как алкоголь и 6 табак. Согласно официальной статистике число больных алкоголизмом и алкогольными психозами, зарегистрированных наркологической службой в 2010 году, составило 2 млн. 98 тыс. человек, что составляет почти 1,5% общей численности населения (10, 133, 134).

Установлено, что смертность от алкоголизма и связанных с ним заболеваний в последние годы увеличилась среди мужчин в два с половиной раза, а среди женщинв три раза и продолжает расти. По причине урбанизации общества большинство подростков знакомы с алкоголем. Среди подростков — 10−12% имеют определенную степень зависимости от него (41).

По информации Роспотребнадзора за последние 20 лет количество курильщиков табака в стране увеличилось на 440 тысяч человек. Так, в возрасте 15−19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они соответственно выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет в день (132, 133). Если представить эти данные в абсолютных числах, то оказывается, что в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.

Табакокурение в 90% случаев является причиной смерти от рака легких, в 75% - от бронхита, в 25% - от болезней сердца (132, 133, 136). Установлено, что среди лиц, злоупотребляющих наркотиками и другими ПАВ, очень высокий уровень преступности (135). Около 90% преступлений по данным МВД происходят на почве наркомании. Разбойные нападения, кражи, грабежи, убийства совершаются часто ради одной дозы (81).

В 2000 году на основе опыта профилактической работы и особенностей динамики распространенности злоупотребления ПАВ в России Министерством образования Российской Федерации при консультативной поддержке Минздрава РФ была разработана Концепция профилактики психоактивными веществами в образовательной среде и конкретные методические рекомендации профилактики злоупотребления психоактивными веществами (56, 57, 58, 92, 93).

Проблема наркомании обсуждалась на заседании президиума Государственного Совета (апрель 2011), на котором Президент Российской Федерации Д. А. Медведев заявил (23): «Мы рассматриваем наркоманию как очень существенную, серьезнейшую угрозу для развития нашей страны, для здоровья нашего народа. За последние годы основной мишенью угрозы стала молодежь». Основная цель профилактической работы заключается в значительном снижении спроса на наркотики в молодежной среде. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи — создать государственную систему мониторинга и систему профилактики наркомании, современную систему медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц, а также — систему «раннего выявления потребителей наркотиков». Эффективность профилактической деятельности зависит от активной антинаркотической пропаганды, постоянной работа с группами риска, поддержки волонтерских движений, усиления профилактической работы в школах, в колледжах профобразования, в университетах, создания и реализации программ по формированию здорового образа жизни молодежи. Поддержана идея введения обязательного тестирования школьников на наркотики (44).

Сложившаяся эпидемиологическая ситуация требует разработки профилактических и реабилитационных программ с учетом особенностей проблемы в каждом регионе, городе (26). В научной литературе описаны современные направления работы в сфере первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в России (12, 35, 51, 111, 125, 148, 151). Разработаны Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами (16, 17, 35). Представлены принципы, задачи, стратегии профилактики и реабилитации с учетом конкретной наркологической ситуации в отдельных 8 регионах. Специфика региональных социально-экономических и демографических факторов (15), состояние систем образования и медицины имеют существенное значение в распространенности потребления ПАВ и наркологической заболеваемости. Важной является и проблема подготовки и переподготовки педагогического и иного персонала общеобразовательных учреждений для проведения на профессиональном уровне профилактической антинаркотической работы.

Все вышеизложенное определяет необходимость разработки комплексных региональных профилактических и реабилитационных программ адаптированных к местным условиям, которые по своему содержанию и формам организации будут способствовать предотвращению потребления ПАВ и предупреждению рецидивов заболевания среди учащихся общеобразовательных учреждений, помогут своевременно выявлять и корригировать поведение лиц, предрасположенных к употреблению ПАВ (27), и нивелировать факторы, способствующие развитию различных форм зависимости и рецидивов заболевания, что и предопределяет актуальность настоящего научного исследования.

Цель и основные задачи исследования.

Цель исследования: Разработать комплексную региональную программу профилактики употребления ПАВ в общеобразовательных учреждениях на основе изучения наркологической ситуации среди подростков в г. Краснодаре.

Задачи исследования:

1. Осуществить мониторинг распространенности наркологических заболеваний среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Краснодара за период с 2009 по 2011 гг.

2. Выявить и изучить субъектные и объектные факторы, способствующие к развитию зависимости от алкоголя, наркотиков, токсических веществ и табака среди подростков г. Краснодара. 9.

3. Разработать комплекс мероприятий по наиболее раннему выявлению и предупреждению развития наркологических заболеваний для учащихся общеобразовательных учреждений.

4. Разработать программу первичной, вторичной, третичной профилактики для учащихся общеобразовательных учреждений г. Краснодара, употребляющих никотин, алкоголь, наркотики и токсические средства.

5. Оценить результативность и эффективность разработанной региональной антинаркотической профилактической и реабилитационной программы для внедрения в общеобразовательных учреждениях г. Краснодара.

Изучаемые явления:

Наркологическая ситуация в общеобразовательных учреждениях г. Краснодара, включая: распространенность потребления ПАВ (наркотики, алкоголь, табак) — распространенность и заболеваемость наркоманией, алкоголизмом, никотиновой токсикоманией среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Краснодарауровень развития социальной адаптации старшеклассниковрезультативность предложенной региональной программы первичной и вторичной профилактики, а также реабилитационной программы.

Объекты исследования:

Эпидемиология распространенности и заболеваемости табакокурением, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией среди учащихся общеобразовательных учреждений в г. Краснодареучащиеся группы риска, предрасположенные к употреблению психоактивных веществродители и педагоги школподростки, входящие в группу профилактического и диспансерного наблюдения городского наркологического диспансераэффективность программы первичной и вторичной профилактики, а также реабилитации.

Методы исследования.

1.Эпидемиологический: интервью-анкетирование учащихся, родителей и преподавателей;

2. Клинический: а) особенности биографий, опрос родителей и сведения от педагогов и других лицб) беседа, опрос, осмотр и наблюдение за подростками, употребляющими психоактивные вещества эпизодически и со сформированной зависимостью;

3. Скрининговые опросники: анкета для раннего выявления родителями зависимости у подросткованкета для раннего выявления педагогами зависимости у подросткованкета для выявления объективных и субъективных факторов риска, а также способствующих и предрасполагающих факторов, способствующих потреблению ПАВ, тестопросник для выявления «алкогольной зависимости» — тест CAGE (128) — тест — опросник для выявления «наркотической зависимости» (154) — Тест «Твое отношение к наркотикам и наркоманам» (165), тест Фагерстрема на определение никотиновой зависимости (138) — опросник для выявления предрасположенности к аддиктивному поведению (37) — Оценка эффективности обучения с применением модели Киркпатрика (Donald Kirkpatrick) у учащихся общеобразовательных школсамоотчеты подростков, употребляющих ПАВ без сформированной зависимости и зависимых от ПАВинтервью с родителями в течение всей работы группы.

4. Тестирование биологической среды (слюны, мочи) с помощью хроматографических тест-полосок на определение алкоголя, наркотиков и котинина — метаболита никотина, и определение табачного дыма в выдыхаемом воздухе с помощью газоанализатора MicroCO.

5. Статистический.

Используемые средства.

1. Индивидуальное интервью-анкетирование старшеклассников общеобразовательных учреждений г. Краснодара.

2. Интервью-анкетирование преподавателей общеобразовательных учреждений г. Краснодара.

3. Интервью-анкетирование родителей учащихся общеобразовательных учреждений г. Краснодара.

4. Отчетно-учетная документация (амбулаторные карты и истории болезни) диспансерного отделения № 2 ГУЗ «Наркологический диспансер» Департамента здравоохранения Краснодарского края.

5. Клиническое обследование.

Научная новизна.

1. Внедрены скрининговые методы (исследования биологических сред и определения угарного газа в выдыхаемом воздухе) для изучения потребления алкоголя, наркотиков, токсических средств и курения табака среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Краснодара.

2. Осуществлена и проанализирована результативность комплексной профилактики употребления ПАВ учащимся общеобразовательных учреждений г. Краснодара: первичная профилактика с использованием различных форм и методов работы.

3. К участию в профилактических мероприятиях привлечены педагоги и родители учащихся в форме просветительской и психокоррекционной работы.

4. Разработана и апробирована региональная программа первичной, вторичной и третичной профилактики употребления ПАВ для старшеклассников общеобразовательных учреждений Краснодарского края.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Изучение субъектных и объектных факторов, способствующих распространению потребления ПАВ (алкоголь, наркотики, токсические средства, табак) позволяет выявить «группы риска» и определить основные мишени психокоррекционной работы со школьниками.

2. Программа региональной комплексной профилактики употребления ПАВ учащимися общеобразовательных учреждений г. Краснодара могут быть внедрены на многоуровневом алгоритме последовательных мер по выявлению и предупреждению вовлечения подростков в употребление ПАВ с привлечением к участию в ней родителей и педагогов, а также бригадного подхода специалистов наркологической службы и смежных специальностей (врачей общего профиля, юристов, сотрудников правоохранительных органов).

3. Проведенный мониторинг наркологической ситуации среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Краснодара с использованием анкетирования, исследования биологических сред и определения угарного газа в выдыхаемом воздухе до и после проведения разработанной региональной антинаркотической программы подтвердил ее эффективность и позволил снизить распространенность наркологических заболеваний за последние 3 года (2009;2011).

4. Эффективность разработанной региональной программы профилактики и реабилитации в общеобразовательных учреждениях г. Краснодара подтверждена достоверным снижением числа учащихся, эпизодически принимающих ПАВ и зависимых от них, а также данными катамнестического обследования.

Практическая ценность.

На основании проведенных исследований внедрена в практику общеобразовательных учреждениях г. Краснодара региональная программа комплексной профилактики потребления ПАВ и программа медико-социальной реабилитации. Разработаны и внедрены в практику должностные инструкции для персонала школ и сотрудников ГБУЗ «Наркологический диспансер» департамента здравоохранения г. Краснодара.

Полученные результаты исследования и их анализ позволили подготовить рекомендации по оказанию комплексной профилактической помощи учащимся общеобразовательных учреждений г. Краснодара.

Степень личного участия автора в выполнении диссертации.

Автор самостоятельно проводила указанные исследования, принимала участие в проведении скринингового тестирования биологических сред и статистической обработке полученных данных, лично и при его соучастии подготовлены основные публикации по выполненной работе.

Внедрение результатов работы в практику.

Материалы диссертации внедрены в наркологические службы Минздрава Краснодарского края и используются кафедрой наркологии на циклах профессиональной подготовки и переподготовки, общего усовершенствования по специальности «психиатрия-наркология» Государственного Кубанского медицинского университета и на кафедре психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФПК МР РУДН.

Апробация диссертации.

Основные положения диссертации и обсуждены на кафедре психотерапии и наркологии, психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФПК МР РУДН.

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 14 печатных работ, 4 опубликовано в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях.

Объем и структура диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложения и изложена на 179 страницах машинописного текста, содержит 32 таблицы.

выводы.

1. Суммарный уровень учтенной распространенности наркологической патологии среди подростков г. Краснодара за последние 3 года (2009;2011 гг.) уменьшился на 1/3. Количество детей, употребляющих алкоголь с вредными последствиями в возрасте до 14 лет увеличилось с 3 до 11, а в возрасте 15−17 лет уменьшилось с 46 до 33 человек. Среди несовершеннолетних лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями за отчетный период не было выявлено ни одного случая, а в возрасте 15−17 лет наблюдалось их снижение с 15 до 3 человек. Число учащихся до 14 лет, принимающих токсические вещества, не изменилось и составило 7 человек, а в возрасте 15−17 лет уменьшилось с 18 до 13 человек.

2. В результате проведенного исследования было выявлено 526 подростков, зависимых от ПАВ, в том числе от наркотиков — 10 человек (0,5%), алкоголя — 20 человек (1%), никотина — 496 (24,8%). Количество подростков, эпизодически употребляющих ПАВ составило 426 чел, из них 11 человек (0,6%) — принимали наркотики, 49 чел. (2,5%) — алкоголь, 366 чел. (18,3%) — никотин. В «группу риска» первых проб ПАВ вошло 148 человек (74%). Общее количество подростков, нуждающихся в профилактической, лечебной и реабилитационной помощи составило 1100 чел. (55%).

3. Разработанное и проведенное комплексное анонимное социально-психологическое анкетирование в школах с выборочным исследованием биологических сред на ПАВ позволило более точно оценить эпидемиологическую ситуацию по распространенности наркологических заболеваний среди подростков, существенно расширяя и дополняя данные официальной статистики.

4. Были выявлены объектные (внешние, средовые, социальные) и субъектные (присущие обследованным лицам) факторы, способствующие потреблению ПАВ и формированию зависимости, что позволило выделить.

179 группу риска" и усилить профилактическую работу с этой категорией учащихся. Среди объектных факторов ведущими были принятое в семьях «расслабление» с помощью употребления ПАВ и их доступность, наличие конфликтных отношений в семье, проживание в районах с социально неблагополучными семьями, неумелость, непоследовательность в воспитании детей родителями. Среди субъектных факторов главными были общение с лицами, употребляющими алкоголь, наркотики, токсические средства, девиантные формы поведения, соматические и астеноневротические расстройства, наследственная предрасположенность.

5. В результате проведенного комплексного анонимного социально-психологического анкетирования в школах с выборочным исследованием биологических сред на 1 ПАВ, были выялены контингента учащихся, нуждающихся в комплексе мер первичной, вторичной и третичной профилактики, которые составили соответственно 900, 574 и 526 человек.

6. Разработана и апробирована региональная модель комплексной антинаркотической профилактики (первичной, вторичной и третичной) для общеобразовательных учреждений г. Краснодара, основой которой являются: бригадный метод работы (врач психиатр-нарколог, психолог, социальный работник), комплексное взаимодействие с учащимися, их родителями и преподавателями учебного заведения, пролонгированность. Программа включала: цикл тематических лекций, круглых столов, вечера «вопросов и ответов», групповые и индивидуальные формы психотерапевтической работы (тренинги, ролевые игры, упражнения), соревнования «Некурящий класс», игру «Вагон для некурящих», подпрограмму «здоровый образ жизни» — проведение досугового времени в художественных и спортивных кружках.

7. Апробирована региональная модель профилактическая помощи родителям и педагогам. Помощь семье включала проведение с родителями психолого-просветительской (выпуск информационных листов, проведение.

180 бесед, дискуссий, лекториев) и психокоррекциониой работы (семейное консультирование). Для педагогов общеобразовательных учреждений проводились тематические лекции (информация о ПАВ, клинике аддиктивных расстройств, особенностях личностных и социальных последствий наркотизации и пр.) и тренинги.

8. Медико-социальная работа с подростками, эпизодически употребляющими ПАВ и со сформированной зависимостью, включала обследование, диагностику, лечение и реабилитацию в условиях наркологического диспансера с обязательным вовлечением в работу родительской семьи, педагогического коллектива и ближайшего окружения. Оптимальной оказалась частота встреч 2 раза в неделю в течение первых трех месяцев и 1 раз в месяц на протяжении двух лет.

9. В результате проведения вторичной профилактики 16 учащихся перестали принимать алкоголь, 6 — наркотики, 114 — курить, а 96 подростков вышли из «группы риска». Следствием проведения третичной профилактики или комплексной программы лечебно-реабилитационной помощи явилось: 12 учащихся перестали принимать алкоголь, 4 — наркотики и токсические средства, 188 — курить.

10. Подростки, зависимые от ПАВ, нуждаются в контролируемом режиме воспитания и учебы со стороны общеобразовательного учреждения и медико-социальной реабилитации со стороны наркологического учреждения (НД, кабинет).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

— Для наиболее достоверной оценки эпидемиологической обстановки употребления ПАВ в г. Краснодаре рекомендуется комплексное применение диагностических тестов, скрининговых опросников, скринингового исследования биологических сред (слюна, моча) и определение количества угарного газа в выдыхаемом воздухе.

— Рекомендуется комплексный характер профилактической помощи учащимся общеобразовательных школ города Краснодара, включающий проведение лекций, тематических круглых столов, вечеров «вопросов и ответов», индивидуальных и групповых форм психотерапевтической работы, тренингов, ролевых игр, упражнений, соревнования «Некурящий класс», игры «Вагон для некурящих», программы «здорового образа жизни».

— Профилактическую помощь родителям рекомендуется проводить в форме психолого-просветительской (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, лекториев) и психокоррекционной работы (семейное консультирование), а педагогам — превентивных обучающих программ и тренингов.

— Ведущую роль в работе с подростками, употребляющими ПАВ эпизодически и зависимых от ПАВ, рекомендуется отводить консультативно-диагностическому обследованию, индивидуальной и групповой психотерапии в психокоррекционных группах в условиях наркологического диспансера с обязательным вовлечением в работу родительской семьи, педагогического коллектива и ближайшего окружения.

Рекомендуется создание специальных программ в общеобразовательных учреждениях, где бы особое внимание уделялось обучению и психическому развитию детей и подростков с личностными изменениями, приобретенными в процессе употребления ПАВ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A., Александрова В. Ю. Профилактика курения: роль и место психолога // Вопросы психологии. М., 2006. — № 4. — С. 35−42.
  2. Б.Н. Алмазов, 1981, Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986. — 150 с.
  3. .Н. Правовая психопатология: уч. пос.- Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2004. 408 с.
  4. С.Г., Мубинова З. Ф., Ижбулатова Э. А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. Уфа: Ин-формреклама, 2005. — 144 с.
  5. С.Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. Уфа, БИРО, 2005. — 230 с.
  6. З.М. Организация и проведение пресс-конференции о вреде курения. / Научно-методический журнал «школьные годы», № 32 С. 29−36.
  7. Т.П. Некоторые социально психологические аспекты вовлечения подростков в употребление психоактивных веществ. // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии.- 2005 № 6 — С. 20−25
  8. Бездна: Пьянство. Наркомания. СПИД. М.: ЮНИТИ, 2004. — 192 с.
  9. В.М., Костенко O.P., Флоренсова K.M. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. -М.: Просвещение, 2003. 123 с.
  10. C.B., Лисецкий К. С., Мотыга И. А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997- 193 с.
  11. C.B. и др. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании., Самара., 1999 54 — 57 стр.
  12. C.B., Лисецкий К. С. Психология ранней наркомании. Москва-Самара.2000. 296 с.
  13. C.B., Лисецкий К. С., Назаров Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Самара.2001. 206 с.
  14. . Наркомания в России: анализ и прогноз демографических последствий // Вестник высшей школы. 2002. — № 3. — С. 15−18.
  15. Ю. В. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. Электронный ресурс. Режим доступа: HTML-версия документа от 02.09.2012 [10:32:28]. Оригинал: http://www.narcom.ru/cabinet/online/43.html.
  16. Ю.В., Сирота H.A. Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ М., Литера-2000, 2002 г., 256 с.
  17. Вич инфекция и СПИД, венерические болезни у наркоманов. Электронный ресурс. — Режим доступа: HTML-версия документа от 13.07.2012 [17:29:12]. Оригинал: http://www.referat.ni/referats/view/21 159.
  18. В каком регионе России наибольшая детская смертность от наркотиков? Электронный ресурс. Режим доступа: HTML-версия документа от 14.10.2012. 00:11:50]. 0ригинал: http://www.31.fskn.gov.ru/readar ticle. php?articleid=305).
  19. М.Ю. Методическое пособие «Психологические особенности учащихся с аддиктивным поведением». 1998, Тюмень. Электронный ресурс. Режим доступа: HTML-версия документа от 27.01.2012 [16:22:16]. Оригинал: http://narco.tgc.ru/Metodposobie.htm
  20. H.B. Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Электронный ресурс. Режим доступа: www.ostu.ru/institutes- Сайт «Нет — Наркотикам», Москва, 2004 г-
  21. Н.В. Условия проведения личностно-ориентированной профилактики. // Сборник материалов конференции. Проблемы профилактики негативных зависимостей среди молодежи. Самара: 1 февраля 2001 года. С. 37 46. psycheya.ru>lib/mater/sbormat9.html
  22. P.P. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 317 с.
  23. .М., Вдовиченко A.A., Иванов Н. Я. Выявление контингентов подростков с риском злоупотребления наркотическими и другими токсическими веществами. Обозр. психиат. и мед. психол. — 1993. — № 1. — с.73−75.
  24. В.В., Шведова М. В. Психологический анализ мотивообразующих факторов наркотизации подростков «Саморазрушающее поведение у подростков». Л.: Изд-во Ленинградского психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева, 1991. — 286 с.
  25. Демографическая политика города Краснодара. Электронныйресурс. Режим доступа: Ьіїр://5ballov.qip.ru/referats.php?do=search&-query=fl) (дата обращения 16.02.2012 07:35:14.).
  26. Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения. /Вопросы психологии. № 5. — 1995. — С 13 — 16.
  27. Диагностика подростков на употребление ПАВ. Электронный ресурс. Режим доступа: HTML-версия документа от 17.11.2011 [05:06:20]. Оригинал: http://xreferat.ru/77/6012−6-addiktivnoe-povedenie-molodezhi.
  28. Дипломная работа: Технологии работы с наркозависимыми. Электронный ресурс. Режим доступа: HTML-версия документа от 16.10.2012. 12:36:01]. Оригинал: http://www.BestReferat.ru/referat -162 037.html.
  29. Т.Н., Вострокнутов Н. В., Гериш A.A., Басов A.M. и др. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными ведествами в общеобразовательной среде. / Под редакцией Г. Н. Тростанецкой. М., 2000. -80 с.
  30. Т. Н., Пузиенко В. А., Котельникова Л. А. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. М., 2001, 68 с.
  31. Н. Н., Федоренко Е. Ю. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях // Журнал практического психолога. 1999. — № 2. — С.46−53.
  32. В.В. О разработке шкалы психологической склонности к делинквентности для подростков женского пола. В кн.: Патохарактерологические исследования у подростков. Л., 1981. 296 с.
  33. , Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования 2008.- № 5.- С.23−28
  34. Заседание «круглого стола». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.livekuban.ru/node/30 000 (дата обращения 23.02.2012) [03:32:50]).
  35. Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Змановская Е. В. М.: Академия, 2003. — 564.
  36. Инструкция по применению Набора полосок иммунохроматографических для одновременного выявления трех наркотических соединений в моче ИХА- 3-МУЛЬТИ-ФАКТОР. Электронный ресурс. Режим доступа: НТМЬ-версия документа от 27.10.2012[22:18:42].
  37. Оригинал: http://www.biosensoran.ru/Factor/instruk-2/instr3multy.htm.
  38. Информационный портал администрации муниципального образования городского округа «Воркута». Электронный ресурс. Режимдоступа: HTML-версия документа от 09.08.2012 20:31:51. Оригинал: http://BopKYTa.p ())/Rorodyhealth/868-on-the-international-day.
  39. Итоги и перспективы развития наркологической службы Краснодарского края. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dzkk.ru/pages/pressa/pressrelise/detail.php?ELEMENTID=1681 15.0 9.2012(21:32:55).
  40. Т.В., Глазунов И. С., Соколова JI.A., Лукичева JI.A. Распространенность курения среди женщин России. Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. 2002. — № 1. С. 7−12.
  41. Т.В. Новые технологии организации и проведения популяционной кампании в помощь желающим отказаться от курения. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2004- 1: 7−13.
  42. P.A. Клинико-диагностические критерии оценки степени тяжести проявлений абстинентного синдрома при различных формах зависимости от ПАВ. // Вопросы наркологии. 2005. № 1. С. 30−34.
  43. , A.M. Самозащита от курения: Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения / A.M. Карпов, Г. З. Шакирзянов Казань, 2006. — 215 с.
  44. П. Профилактика асоциального поведения подростков /Клочинова П. // Социальная педагогика. 2006. — № 1. — С.61−70.
  45. , Ю.Н. Профилактика злоупотребления подростками психоактивных веществ и зависимость от них / Ю.Н. Князев-СПб.: Питер, 2008. 79 с.
  46. Т.С., Смердов O.A. Первичная профилактика наркозависимости: Концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. М., 2006. — 333 с.
  47. И.Н. Региональная модель антинаркотической профилактики и наркологической помощи учащимся (опыт г. Краснодара): Автореф. дис.. кан. мед. наук. Москва, 2002. — 30 с.
  48. Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании / Колесов Д. В. М.: Просвещение, 2007. — 80 с.
  49. Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАИР). Электронный адрес размещения: HTML-версия документа от 15.04.2012.21:31:57.Оригинал: http://www.businesspravo.ru/Doc um/DocumShow.asp?DocumID=9726
  50. Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде на 2000−2001 годы". М., 2000, 80 с. Электронный адрес размещения: HTML-версия документа от 21.07.2012 01:11:22. Оригинал: http://BazaZakonov.ru/doc/?ID=668 720
  51. Н.Я. Профилактика алкоголизма /Копыт Н.Я., Сидоров П. И. М.: Медицина, 2006. — 240 с.
  52. З.В., Попов В. А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
  53. Г. А. Корчагина. Расчет и анализ аналитических коэффициентов 1995- Электронный адрес размещения: HTML-версиядокумента от 07.04.2012 02:55:53.
  54. Оригинал: http://mixzona.ru/referat/referat/69 364/
  55. Е.А. Кошкина. Современные эпидемиологические методы мониторинга распространенности употребления наркотиков. /Журнал психиатрия и психофармакология. Том 09, № 1. — 207. С. 33 — 37.
  56. Е.А., Киржанова В. В., Сидорюк О. В. и др. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2009—2010 годах. Статистический сборник. М., 2011, с. 145.
  57. Кужина 3. Ф. Деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.BiblioFond.ru/view.aspx7icN473066 (дата обращения 17.01.2012).
  58. С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб. метод, пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 317 с.
  59. Г. Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 811 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. М.: ВАКО, 2008. — 272 с.
  60. Н. С., Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. СПб.: Алетейя, 2001.- 220 с.
  61. Курсовая работа на тему эффективность работы педагога психолога по профилактике наркомании. Тест «Твое отношение к наркотикам и наркоманам» http://www.CoolReferat.com/Эффeктивнocтьpaбoтыпeдaгoгaп си. среди подпростков. Оригинал!
  62. А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право. -2001.-№ 9.-С. 15−18.
  63. О.В., Белоусова Ю. С., Макаров A.B., Коронцевич O.A. Психоактивная профилактика подростковой и юношеской наркомании190
  64. Проблемы профилактики и реабилитации наркомании". Сб. докладов Всероссийской научно практической конференции. Самара, 1998.
  65. К.С., Березин C.B., Орешникова И. Б. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании. Самара: Изд-во «Самарский Университет», 1999. 16.5 п.л.
  66. К.С., Литягина Е. В. Критика общепринятой концепции профилактики наркотизма // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы III Всероссийского съезда психологов 25−28 июня: В 8 т., СПб: Изд-во СпбГУ, 2003. 0.5 пл.-
  67. К.С. Психологические основы предупреждения наркотической зависимости личности. Издательство «Универс. Групп» Самара. 2007. — 308 с.
  68. К.С. Решение задач взросления как основа разработки программ профилактики наркомании в среде старшеклассников // Психологические исследования. Сб. науч. трудов. Вып.6., Самара: Универс-групп, 2008. 0.7 п.л.
  69. К.С. Условия эффективности профилактики наркомании у старшеклассников // Материалы Антинаркотических чтений. Самара, 2008.-0.5 п.л.-
  70. К.С. Психологическая сущность наркотической зависимости // Альманах современной науки и образования, Серия «Педагогика, психология, социология и методика их преподавания», Издательство «Грамота», г. Тамбов, Выпуск 3 (11) 2008. 0.5 п.л.
  71. В.В. Первичная профилактика наркоманических заболеваний у подростков // Вопросы наркологии. 2003. — № 4.- С.25−27.
  72. А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников. Под ред. М.М. Безруких- Мин-во образования Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2003. 191 с.
  73. А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. -М.: Просвещение, 2005. 315 с.
  74. Е. В. Факторы риска, влияющие на формирование наркотической зависимости / Е. В. Медведева // Наука-вуз-школа: сб. науч. Трудов молодых исследователей. Магнитогорск, 2004.-Вып. 9. — С. 134−136.
  75. Методические материалы по гуманитарно-правовой подготовке. Электронный ресурс. Режим доступа: НТМЬ-версия документа от 30.06.2012 [14:53:06]. Оригинал: http://www.dko-mvd.ru/index.php?module=docs&-pl=downl.
  76. Модернизация здравоохранения муниципального образования город Краснодар на 2011−2012 годы. Общая смертность в г. Краснодаре. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ki-gazeta.rU/rubrics/7/36 742.html) (дата обращения 13.02.2012 [22:07:55]).
  77. Наркомания в России: угроза нации. Электронный ресурс. -Режим доступа: НТМЬ-версия документа от 22.08.2012. [06:01:44]. Оригинал: http://www.referat.ru/referats/view/8478.
  78. Наркомания и общество Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.inter-tel.ru/narkomania-i-obschestvo.php.
  79. Наркомания и СПИД. Электронный ресурс. Режим доступа: НТМЬ-версия документа от 22.08.2012 [04:16:19]. Оригинал: http://schools.keldysh.ru/schooll413/ecol/Nark.htm.
  80. Наркомания, статистика. Электронный ресурс. Режим доступа: HTML-версия документа от 03.09.2012 [13:35:33]. Оригинал: http://netnarkoticov.ru/narkomanija-statistika.html.
  81. Нет наркотикам. Электронный ресурс. Режим доступа: HTML-версия документа от 21.07.2012 [08:32:52]. Оригинал: http://www.narkotiki.ru/research 201 .html. psyinfo.ru — psvinfo@, list.ru Федерация психологов образования России, 2006).
  82. Нет наркотикам. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.narkotiki.ru/research 201 .html.
  83. Общая смертность в г. Краснодаре. Электронный ресурс. Режим доступа: http://jHeBHHK-Ky6aHH.p6/novosti-kubani/5066-na-kubani-snizi (дата обращения 05.02.2012 [15:04:25]).
  84. Общественность в профилактике наркомании. Электронный ресурс. Режим доступа: HTML-версия документа от 06.10.2012 [19:03:55]. Оригинал: http://referatwork.ru/refs/source/ref-109 370.html 1.
  85. О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде). Электронный ресурс. Режим доступа: HTML-версия документа от 19.08.2012 [15:37:10]. Оригинал: http://www.narkotiki.ru/oinfo1312.html.
  86. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487−1. Электронный ресурс. -Режим доступа: HTML-версия документа от 28.10.2012 [21:06:29]. Оригинал:|- URL: http: www.legis.ru/misc/doc/5134/.
  87. Основы социально-педагогической технологии: Учебное пособие / по ред. Л. В. Мардахаева. Рязань, 2006. — 192 с
  88. Оригинал: http://hrm.ru/db/hrm/37E988D9200Al 183C32575B700692540/print.
  89. Превентивные меры в борьбе с наркоманией в США. Электронный ресурс. Режим доступа: HTML-версия документа от 21.08.2012 [06:44:51]. Оригинал: http://www.zabotaclinic.ru/article/narkotiki/preventivnye-me.
  90. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. C.B. Березина Лисецкого К. С., Орешниковой И. Б. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 438 с.
  91. Подростки и наркотики: опыт исследования./Под. ред. Е. Л. Омельченко. М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2003. — 353 с.
  92. Программа профилактики ПАВ (табакокурение, алкоголизм, наркомания). Электронный ресурс. Режим доступа: HTML-версия документа от 01.2 2012ri9:04:001^pHrHHM:http://wwwxap.ru/home/70/Doc^poiT)aMMa.htm
  93. Программы дистанционного образования для учреждений профессионального образования по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи", 2002.
  94. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами / Сост. Тростанецкая Г. Н., Гериш A.A. М.: АПКиПРО, 2002. — 272 с.
  95. Профилактика наркомании в подростковой среде. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.narcom.ru/ideas/socio/39.html.: http://www.vevivi.ru/best/Teoreticheskie-osnovy-problemy-pro. HTML-версия документа от 12.06.2012 [10:55:55].
  96. Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: Сборник авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений / Винда О. В. и др. М.: Владос, 2006. — 249 с.
  97. Профилактика злоупотребления наркотиками. Документы и материалы // Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Пензенской области: Документы. Опыт. Практика Пенза, 2005.
  98. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни. -Ижевск, 2006.- 63 с.
  99. Профилактика наркотизма. Теория и практика. Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. Электронный ресурс. Режим доступа: HTML версиядокумента от 23.06.2012.08:11:19.Оригинал: http://www.psycheya.ru/lib/profn ark/profnark.doc.
  100. Профилактика употребления марихуаны. Электронный ресурс. Режим доступа: HTML-версия документа от 26.08.202 [19:31:14]. Оригинал: http://chat-behigh.org/bib/mjmify20.html.
  101. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально психологического исследования) / Под ред. Березина C.B., Лисецкого К. С. Самара: Изд — во «Самарский университет», 1998 г.
  102. Психология наркотической зависимости и созависимости. HTML-версия документа от 03.09.2012 21:20:07. Оригинал: http://www.psycheya.ru/lib/ksllit.pdf.
  103. Психология подростка: полное руководство / под ред. A.A. Реана. СПб: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 с.
  104. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России» М.-2008 г.
  105. В. А. Аддиктивное поведение и зависимость от психоактивных веществ / В. А. Пятунин // Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Ч. Ш. Аддиктивное поведение. -Магнитогорск, 2000.-Гл.1.-с. 6−39.
  106. Рекомендации по мониторингу табачной эпидемии и борьбе с ней / B03−2009. 106 с.
  107. Родительское собрание «Профилактика подросткового табакокурения. Электронный ресурс. Режим доступа: http://shkolnvk.ucoz.ru/load/uchiteliam/roditelskie sobranii (дата обращения 17.01.2012).
  108. O.JI. Методологические аспекты первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у детей//Вопросы наркологии. 1997. № 2. — С. 67−75.
  109. Российская Федерация. Министерство образования РФ О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами вобразовательной среде: приказ Мин-ва образования РФ от 28.02. № 619 // Вестник образования. -2000. № 6. — С. 10−12.
  110. Е. И. Жизнь без зависимости. Электронный ресурс. Режим доступа: HTML-версия документа от 02.09.2012 [06:16:22]. Оригинал: http://www.no-narcotics.ru/node/34?page=0pl.
  111. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежыо/Под науч. ред. JI.M. Шипицыной, JI.C. Шпилени. СПб.: Питер, 2003. — 345 с.
  112. Саморазрушающее поведение у подростков. Ред. А. Е. Личко, Ю. В. Попов. JL: изд. инст. им. Бехтерева. — 1991. — 223 с.
  113. Н.Ю., Серебрякова М. Е. Динамика ценностно-смысловой сферы личности в процессе наркотизации Текст.: монография / — Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. 148 с.
  114. Семья в профилактике и преодолении алкоголизации и курения подростков. Электронный ресурс. Режим доступа: НТМЬ-версия документа от 20.01.2012 08:19:42]. Оригинал: http://kursovikna5.ru/443 anketa na temu alkogolizm sredi po.,
  115. Сирота H.A., B.M. Ялтонский, O.B. Зыков, М. Г. Цетлин, B.E. Пелипас. Основные направления работы в сфере первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в Российский Федерации // Вопросы наркологии. 2001. — № 1, — С. 71−76.
  116. H.A. Профилактика наркомании и алкоголизма / Сирота H.A., Ялтинский B.M. М.: Академия, 2003. — 176 с.
  117. Е.С., Зубкова Н. З. Характеристика распространенности курения среди старшеклассников Московской области. // Профилактическая медицина. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2005. № 1. С. 26−30.
  118. Скрининговый опросник на употребление алкоголя.
  119. HTML-версия документа от 02.02.2012 01:48:10. Оригинал: http://mmc.grodno.by/mater/manual/d.htm
  120. Скрининговое исследование слюны алкосенсором 25. Режим доступа: HTML-версия документа от 06.11.2012 21:07:07. Оригинал: http://www.biosensoran.ru/alkogol.htm
  121. Н.П., Сковердяк Л. А., Коробова Т. В. Основные направления работы центров медицинской профилактики (межведомственный подход). / под ред. д.м.н., проф. Михайловой IO.B. -М.ДНИИОИЗ, 2004 г., 128 с.
  122. В.И., Соболева Н. П., Лукашев A.M. Управляемые факторы в профилактике заболеваний, Москва 2003. 201 с.
  123. Статистика курения. Электронный ресурс. Режим доступа: HTML-версия документа от 26.08.2012 [23:56:17]. Оригинал: http://www.russlav.ru/stat/statistikakyreniya.html.
  124. Статистика наркомании, табакокурения, алкоголизма в России, 12 января 2011 г. 20:45. Лента новостей. Блог Здоровье России — дело каждого.
  125. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2011. — С.7.
  126. В.И., Макович В. А. Вредные привычки: причины и профилактика. Челябинск, 2006. — 375 с.
  127. Табачный дым HTML-версия документа от 30.05.2012 21:49:25.Оригинал: http.7ftase.safework.ru/iloenc?doc&-nd=857 100 194&.
  128. Тест: «Если хочешь быть здоров». HTML-версия документа от 15.02.2013 01:07:48. Оригинал: http://mybloginfo.ru/133-test-esli-hochesh-byt-zdorov.html
  129. Тест Фагерстрема на определение никотиновой зависимости, HTML-версия документа от 01.02.2012 17:50:52. Оригинал: http://www.gurutestov.ru/test/420/
  130. Технология подготовки и проведения ролевой игры «Суд над наркоманией». Электронный ресурс. Режим доступа: HTML-версия198документа от 27.01.2012 11:37:23. Оригинал: http.7/www.shkolnymir.info/content/view/265/57.
  131. Т.А., К.С. Жукова, Использование воспитательного потенциала учебного курса биологии в профилактике употребления наркотиков учащимися школ, научно-методический журнал «школьные годы», № 32.
  132. H.H. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки / Толстых H.H., Кулаков С. М. // Вопросы психологии. -2003.-№ 2.-С. 35−38.
  133. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / З. В. Коробкина, В. А. Попов М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
  134. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. С.362−370.
  135. Г. Профилактика наркозависимости: беду можно предотвратить / Г. Фролова // Народное образование. 2000.-№ 7. — С.114−122.
  136. Ю. А. Профилактика наркомании дело общее / Ю. А. Фурсова // NOTA Bene. — 2002. — № 4. — С. 11−14.
  137. B.C. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения / Хомик B.C., Кроник A.A. //Вопросы психологии. 2004. — № 1. — С. 98−106.
  138. В.А. М.А. Валитов. Мотивационные аспекты курения // Материалы международной научной конференции. Л. С. Выготский и современная культурно-историческая психология: Гомель: Знание, 2008. С.91−93.
  139. М.Г., Колесников A.A. Наркомании и токсикомании // Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа (курс лекций и программа). М.: ВНИЦ ПМ МЗ РФ, 2007. — 430 с.199
  140. В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс // Социология образования. 2007. — № 6.- С.4−11.
  141. С.А., Деев А. Д., Оганов Р. Г. Распространенность курения в России: Результаты обследования национальной представительной выборки населения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья М.: изд. «Ось-89», 2008.- 49 с.
  142. Т. Е. Организация профилактической работы среди подростков в условиях наркологического диспансера: Дис.. кан. мед. наук, Москва. 2011, 177 с.
  143. Югополис. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.yugopolis.ru/tagA^igmeMocTb (дата обращения 11.02.2012 [15:11:36]).
  144. Annual Review of Drug Prevention. Universal Drug Prevention. National Collaborating Centre for Drug Prevention. http:/www.drugpreventionevidence.info
  145. Hibbel, B. Andersson, B. Kokkevi, A. Morgan, M. Narusk, A. (1997). The 1995 ESP AD report. Alcohol and Other Drug Use Among Students in 26 European Countries, Stockholm, Sweden. P. 53−57.
  146. Life-skills based education for HIV prevention: a critical analysis, prepared by Tania Boler & Peter Aggleton. UK working group on education and HIV/AIDS, http://volvox.in.kg/files/vmesh/lifeskillspaper.pdf
  147. Meyers, K., Hagan, T., Zanis, D., et al. Critical issues in adolescent substance use assessment. Drug and Alcohol Dependence. 1999. V. 55. P. 235 246.
  148. Milberger, S., Biederman, J., Faraone, S.V., et al. Asso-cia-tions between attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) and psychoactive substance use disorders (PSUD). American Journal of Addictions. 1997. V. 6. P. 318−329.
  149. , P. & Plant, M. Drinking, smoking and illicit drug use among 15 and 16 year olds in the United Kingdom. British Medical Journal. 1996. V. 313. P.394−397.
  150. National Institute on Drug Abuse: «Preventing Drug Use Among Children and Young People», http://www.nida.nih.gov/
  151. Project STAR /Midwestern Prevention Project (Pentz et al). http://casat.unr.edu/bestpractices/view.php?program=92
  152. Swad. H. Psychiatric symptoms in drug abusing adolescents. Drug and Alcohol Dependence. 1992. V. 31. P. 77−83.
  153. Swadi H. Substance Misuse in Adolescence Questionnaire (SMAQ): A pilot study of a screening instrument for problematic use of drugs and volatile substances in adolescents. Child Psychology and Psychiatry Review. 1997. V. 2. P. 63−69.
Заполнить форму текущей работой