Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российской Федерации в целом, так и ее регионов, в частности. Всеобщая и повсеместная компьютеризация поможет в решении этой задачи. Необходимо создать взаимосвязанную информационными потоками систему банков (баз) данных, как о субъектах реабилитации, так и о структурах, средствах, используемых для достижения основных целей реабилитации. Она объединит все компоненты, принимающие участие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико — методологические основы исследования реабилитации инвалидов
    • 1. Методологические подходы в исследовании инвалидности и реабилитации инвалидов
    • 2. Сущность и содержание реабилитации инвалидов
    • 3. Принципы и структура реабилитации инвалидов
  • Глава 2. Особенности реабилитации инвалидов в Санкт-Пстсрбурге
    • 1. Нормативно-правовые основы реабилитации инвалидов
    • 2. Социальная характеристика инвалидов
    • 3. Развитие системы реабилитации инвалидов
      • 4. 0. сновные проблемы существующей системы реабилитации инвалидов и необходимость формирования организационно-функциональной модели по ее совершенствованию

Система реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние столетия общество стремительно развивалось во всех направлениях. Разумная деятельность человека дала огромные возможности для изменения среды его обитания с целью создания условий, наиболее комфортных для жизни и способствующих продуктивному удовлетворению своих физиологических потребностей. В результате жизнедеятельности человека значительно изменился химический состав воды, воздуха, продуктов нптаппя.

Существование в новой, неестественной, а зачастую достаточно агрессивной для человека среде, функционирование, отличающееся от естественного, приводит к всевозможным нарушениям тех или иных его систем. Ухудшается как физическое, так и психическое и духовное здоровье индивида, приводящее к ряду заболеваний, при различной степени тяжести которых, человеку присваивается та или иная группа инвалидности.

Одной из актуальных социальных проблем наших дней стала инвалидность. Неуклонный рост численности инвалидов во всем мире, в том числе и России, представляет собой глобальный социальный процесс. По материалам Всемирной организации здравоохранения (1303) инвалиды составляют не менее 10% всего населения земного шара. В Российской Федерации (РФ), по данным официальной статистики, в 1999 г. численность инвалидов всех возрастов, зарегистрированных в органах социальной защиты, составляла 8, 9 млн. человек, в 2000 г. — не менее 9,5 млн. человек (т.е. около 5% населения страны), в 2002 г. — более 10,9 млн. человек (т.е. более 7%) [95, С.6]. Что касается общих данных об инвалидах в Санкт-Петербурге, то по данным Комитета государственной статистики и отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в 2000 г. их численность составила 13,1% от всех жителей Санкт-Петербурга, в 2002 г. — 14,0%, в 2005 г. — 14,3%. Причем, в 2000 г. число лиц, впервые признанных инвалидами среди всего населения Санкт-Петербурга, согласно данным главного бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу, составило в абсолютных и относительных цифрах 60,6 тыс. чел., или 135,0 на 10 тыс. населения, соответственно в 2002 г.-59,4 тыс. чел., или 129,22, в том числе среди взрослого населения — 57,7 тыс. чел., или 152,7, среди детского населения — 1,7 тыс. чел., или 20,5, в 2005 г. — 64 тыс. чел., или 139,1, в том числе среди взрослого населения — 62,4 тыс. чел., или 160,9, среди детского населения — 1 633 человек, или 22,1 на 10 тыс. населения, в 2006 г. — 61,4 тыс. чел., или 134,1, в том числе среди взрослого населения — 60,0 тыс. чел., или 154,2, среди детского населения — 1 555 человек, или 21,5. Приведенные данные показывают динамичный рост численности инвалидов среди взрослого и детского населения города. Следовательно, инвалидность как социальное явление становится проблемой не одного человека, и даже не части населения, а всего общества в целом. К числу некоторых обстоятельств, позволяющих считать проблему инвалидности острейшей в обществе, относится: неуклонный и прогнозируемый в дальнейшем рост числа инвалидов, в том числе лиц трудоспособного возраста и дегей-иивалидовразвитие в России социальной реабилитации, поддержки и защиты, как поддерживаемой государством системы мероприятийвхождение России в мировое поле, в котором проблемы инвалидов рассматриваются с позиций равенства прав и решаются в рамках направленной социальной политики государства.

Вышеприведенные факты означают, что задачи профилактики инвалидности, минимизации количества инвалидов, а также процессы их социальной адаптации, интеграции в общество, обладают приоритетной значимостью для государства, как с экономической, так и с социальной точек зрения.

Современные условия жизни выдвигает потребность в формировании такой системы социальной поддержки и защиты населения, которая в наибольшей мере будет соответствовать современным задачам общественного развития. К числу таких задач относится создание инвалидам, неспособным без посторонней помощи обеспечивать в полной мере или частично свои жизненные потребности, достойных условий жизни, насыщенной активной деятельностью и приносящей удовлетворение, осознание себя органической частью общества.

В теоретическом плане, актуальность темы исследования связана со сложностью феномена инвалидности, недостаточной изученностью социальной природы реабилитации, как одного из важнейших способов решения проблемы инвалидности в целом. В практическом плане, актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью разработки эффективной социальной политики, ориентированной на инвалидов и учитывающей разнообразные стороны пропесса комплексной реабилитации этой социальной группы населения.

Степень научной разработанности проблемы.

Внимание к исследованию вопросов реабилитации инвалидов как-социального явления в России возрастает. Она становится все чаше объектом социологических исследований. В целом же, для современной социологии характерен интерес к проблемам отклонений в физическом и психическом развитии, социальной характеристике инвалидов и развитию института социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Вопросы реабилитации инвалидов, имеющих различную нозологию, в течение всей первой половины XX века рассматривались, прежде всего, с точки зрения медицинской модели инвалидности. Отечественными и зарубежными учеными разрабатывались теоретические вопросы лечения и медицинской реабилитации лиц с существенными нарушениями функций организма и методики компенсации их патологий, восстановления дефектов. Наибольший вклад в исследование и развитие этой научной проблематики внесли сотрудники центрального научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН, г. Москва) О. С. Андреева, Л. П. Гришина, М. М. Кабаков, Д. И. Лаврова, Е. С. Либман, А. И. Осадчих, С. Н. Лузин, Л. Н. Чикинова и другие, и Санкт-Петербургского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ИЭТИН, г. Санкт-Петербург) А. А. Дыскин, Э. А. Дворкин, Т. М. Пылина, М. М. Лебедева, С. А. Овчаренко, А. А. Свинцов, Э. И. Танюхина, В. Н. Шестаков и другие. Постепенный переход к осознанию необходимости социальной реабилитации инвалидов и утверждению ее модели был связан с освоением зарубежного опыта их поддержки, а также реализацией различных технологий социальной деятельности. В этом плане важную теоретико-методологическую роль для отечественных специалистов сыграли переводы научных трудов таких зарубежных исследователей, как М. М. Айшервуд, К. Акош, М. Акош, Т. Жулковска, Е. Сандаль [1, 2, 47, 113 и др.].

Развитие исследований по социальной реабилитации инвалидов шло параллельно с возникновением и становлением в Российской Федерации социальной работы как особого вида профессиональной деятельности и как специфической отрасли социально-реабилитационной практики с инвалидами. К числу первых публикаций, рассматривавших социальные аспекты реабилитации инвалидов, относятся работы В. Д. Альнерович, С. А. Беличевой, Н. И. Вшанова, Л. К. Грачева, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, В. В. Колкова, О. С. Лебединской, Г. Н. Маргелян, П. Д. Павлепка, А.С.

Сорвиной, Е. И. Холостовой, Ю. Б. Шапиро, Т. В. Шеляг, Н. Г1. Щукиной [5, 25, 26,27,31,32,92, 157] и многих других ученых.

Активно проводятся исследования в области теории и технологии социальной работы с инвалидами, среди которых ведущее место принадлежит публикациям Т. Е. Большова, Н. Ф. Дементьевой, Е. Н. Ким, А. В. Мартынеико, Е. И. Сигиды, Е. Р. Смирновой, Л. П. Храпылиной [16, 34, 35, 59, 78, 116, 119, 149 и других].

Особое место в изучении реабилитации инвалидов занимают груды, посвященные специфике оказания социальной помощи и технологиям социальной работы с такими лицами [97, 115, 125 и др.]. Более интенсивно развивались исследования, посвященные проблемам реабилитации детей-инвалидов, что обусловлено, с одной стороны, требованиями международной Конвенции о правах ребенка, с другой стороны, основы для таких работ были определены принятием и реализацией Федеральной целевой программы «Дети России» с подпрограммой «Дети-инвалиды» [24, 63, 91 и др.].

В работах петербургских ученых И. И. Мамайчук, J1.M. Шипипыной. А. В. Федорова, а также Е. Р. Смирновой реабилитация инвалидов рассмотрена как основа для реальной социализации и интеграции детей-инвалидов в общество [77, 1 16, 142, 143, 154]. Кроме того, за последние годы появился целый ряд публикаций, в которых рассматривается практика и модели различных нестационарных учреждений для детей-инвалидов, среди которых следует выделить следующие: «Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы», «Содержание и методика деятельности центров социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями». [104, 120], а также публикации Е. Н. Ким, З. М. Сабанова и других исследователей, освещающие опыт негосударственного сектора социально-профессиональной реабилитации, в деятельности которого нередко апробируются и развиваются инновационные технологии социальной помощи инвалидам [60, 111 и др.].

Реабилитацию инвалидов как социальное явление можно изучать многоаспектно, с различных точек зрения. Отдельные виды реабилитации медицинской, социальной, профессиональной, психологической, педагогической, правовой и т. д., — представляют собой самостоятельны? предметные области и направления научного исследования реабилитации с соответствующим научным инструментарием и методами исследования. Так, в области социально-трудовой, впоследствии — профессиональной реабилитации, активно работают О. С. Андреева, А. И. Осадчих, Ю. Г. Элланский, а также Б. И. Удинцов, Н. А. Горбунова, Л. Т. Латышева, Л. А. Саркисян [7, 43, 22, 68, 114, 140]. Проблемы социальной, социально-бытовой реабилитации, вопросы социального обслуживания инвалидов представлены в трудах Н. Ф. Дементьевой, Э. В. Устиновой, В.11. Шестакова [33, 35 и др.]. Правовые аспекты реабилитации инвалидов рассматривают в работах М. Л. Захарова, П. М. Маргиева, B.C. Сазонова, Я. М. Фогеля [3, 8. 50, 112, 145, 146]. Социально-психологические особенности инвалидности у лиц с ограничениями жизнедеятельности были ранее представлены в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина [20, 159], а среди современных исследователей этого направления стоит назвать работы М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, Н. Б. Шабалиной, Т. А. Добровольской [38, 54, 79, 151]. Самостоятельный медицинский аспект проблемы реабилитации детей-инвалидов рассматривается в работах И. И. Мамайчук, К. В. Беззубик, Т. В. Малаховой, С. А. Овчаренко, А. А. Свинцова, Л. М. Шипицыной [13, 77, 84, 85, 102 и др.]. Психолого-педагогическая и коррекциоино-педагогическая направленности в преодолении последствии инвалидности, в том числе методами реабилитации, представлена в работах Н. Н. Малофеева, Н. М. Назаровой, О. Г. Приходько [74, 76, 82, 100] и других исследователей.

Значительно увеличилось за последние годы число диссертационных работ, посвященных социологическому изучению проблем инвалидности и реабилитации инвалидов. К ним относятся труды А. В. Ефремова, Д. В. Зайцева, Е. Н. Ким, П. С. Кузнецова, А. И. Мухлаевой, А. А. Покручиной, М. Н. Реут, З. М. Сабанова, Н. В. Шапкиной, Е. В. Шлоговой [45, 48, 59, 66, 81, 94, 105, 111, 152, 155 и др.].

Однако, несмотря на наличие научных работ по проблемам инвалидности и реабилитации инвалидов различных категорий, степень освещения этих проблем с социологических позиций, в региональном срезе по-прежнему остается относительно невысокой. С нашей точки зрения, социологический подход к проблеме социальной реабилитации инвалидов не получил до настоящего времени полного теоретико-методологического и организационно-эмпирического развития. В свою очередь, это затрудняет осуществление научных исследований в данном направлении, а также трансформацию, активизацию социальной политики с учетом потребностей, нужд конкретного инвалида в том или ином виде реабилитационной помощи.

Объект исследования — реабилитация инвалидов как социальный процесс.

Предмет исследования — система реабилитации инвалидов в процессе ее реализации в Санкт-Петербурге.

Цель исследования — анализ системы реабилитации инвалидов с разработкой организационно-функциональной модели социальной поддержки этой категории населения.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ инвалидности и рассмотреть содержание реабилитации инвалидов в современных условиях.

2. Проанализировать принципы и структуру реабилитации инвалидов и выявить социальный компонент реабилитационного процесса.

3. Проанализировать нормативно-правовые основы реабилитации инвалидов.

4. Представить социальную характеристику инвалидов Санкт-Петербурга и исследовать процесс развития их системы реабилитации.

5. Разработать организационно-функциональную модель комплексной реабилитации инвалидов на региональном уровне и выработать рекомендации по ее совершенствованию.

Теоретико — методологические основы исследования составляют концепции и взгляды российских и зарубежных социологов на сущность социализации личности, проблемы социального конфликта, социального неравенства и социальной структуры, на влияние социокультурных факторов в развитии российского общества, а также работы ученых в области социологии, социальной работы, статистики, в сфере медико-социальной экспертизы инвалидов.

Существенное влияние на формирование теоретических и методологических подходов к настоящему исследованию оказали работы П. Сорокина, в которых подчеркивается значение социокультурной компоненты и интеграции индивидов в социум, как базовых социологических категорий. Из множества современных теорий наиболее близкой взглядам диссертанта стала теория социокультурной нетипичности Е.Р. Ярской-Смирновой, в которой инвалидность как феномен рассматривается на основе принципов толерантное! и и взаимодействия.

Кроме того, материалом для теоретических выводов послужил анализ нормативно-правовых документов по вопросам социальной политики в целом и отдельных ее направлений (федеральное законодательство, документы Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Законы Санкт-Петербурга и правовые акты Правительства Санкт-Петербурга), а также информация научных конференций и симпозиумов, посвященных проблемам реабилитации инвалидов.

При разработке диссертационного исследования применялись общенаучные методы — системный анализ, синтез, метод обобщений, и специальные социологические методы — анализ документов, анкетирование, интервьюирование, а также методы статистики медико-социальной экспертизы (М.В. Коробов, JI.H. Карпов, К.А. Каменков).

Эмпирическая база исследования включает:

— официальные данные государственной статистики в отношении инвалидов по Санкт-Петербургу;

— нормативно-правовые документы по вопросам инвалидности и реабилитации инвалидов в Российской Федерации и Санкт-Петербурге;

— результаты анализа статистических данных о первичной инвалидности в городе Санкт-Петербурге (на базе «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу»);

— результаты конкретного исследования, проведенного автором в 2004;2006 гг., на базе ФНПЦ медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта, ЗАО «Санаторий «Северная Ривьера», ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу», Санкт-Петербургского государственного специального профессионального образовательно-реабилитационного учреждения для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр»,.

Санкт-Петербургского государственного учреждения начального профессионального образования для инвалидов «Профессиональный реабилитационный лицей».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определены социальные характеристики инвалидов Санкт-Петербурга и выделены из их общей массы группы со специфическими потребностями в реабилитации и социальной поддержке (дети-инвалилы. учащиеся инвалиды трудоспособного возраста, инвалиды в трудоспособном возрасте, инвалиды старше трудоспособного возраста):

— реабилитация инвалидов как явление и процесс рассматривается со стороны своего социального характера, обусловленного социально-историческими и социокультурными особенностями развития общества;

— осуществлен анализ содержания, принципов, структуры комплексной реабилитации инвалидоврассмотрено соотношение терминов «инвалиды», «лица с ограниченными возможностями" — представлена специфика «социальных барьеров», обусловливающих ограничение возможностей инвалидов;

— предложен авторский структурный элемент реабилитационной деятельности — «социоинтерактивная реабилитация», проанализировано его содержание;

— разработана организационно-функциональная модель комплексной реабилитации, социальной поддержки различных групп инвалидов в Санкт-Петербурге и предложены рекомендации по совершенствованию системы их реабилитации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Темпы развития инвалидности позволяют отнести ее к одной из наиболее острых социально значимых проблем современности.

2. Проблема реабилитации инвалидов тесно связана с теориями социализации личности, с проблемами равенства и дискриминации, концепциями общественной интеграции.

3. Процесс комплексной реабилитации является многоаспектным и включает в себя не только адаптацию инвалида к окружающим условиям, но и адаптацию самого общества к особым нуждам инвалида.

4. Структура инвалидности в Санкт-Петербурге имеет достаточно стабильный характер, однако, ситуативные социальные трудности, определяемые социально-экономическим кризисом, неблагоприятно влияют как на состояние и структуру инвалидности в обществе, так и на самочувствие инвалидов, возможности оказания им реабилитационной помощи и социальной поддержки.

5. Трудоспособные и обладающие мотивацией к труду инвалиды до сих пор не имеют возможности, в полной мере, проявить своп социальные возможности из-за ограниченного развития инфраструктуры трудовой занятости инвалидов, что диктует необходимость выработки и реализации технологической модели реабилитации инвалидов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что проведенная работа дает научные представления, обобщения по проблемам организации и осуществления комплексной реабилитации инвалидов. Она призвана привлечь внимание специалистов различных социальных сфер (социологов, специалистов социального управления, социальной работы и т. п.), так как уточняет и развивает представления по проблемам становления и развития региональной системы реабилитации и поддержки инвалидов. Материалы исследования способствуют также расширению предметного поля социологии, социальной работы и разработке социологического инструментария конкретных социальных исследований. Выводы и рекомендации, могут содействовать оптимизации практики социальной реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге и других регионах страны.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы: при разработке основных направлений социальной политики по решению проблем инвалидное in, социальной реабилитации и поддержке инвалидовпри формировании индивидуальных программ реабилитации инвалидов и их внедрении на практикенепосредственно в работе различных социальных служб и учреждений с инвалидами. Материалы диссертации могут служить основой для дальнейшего практического исследования проблемы реабилитации инвалидов, при подготовке учебных курсов и отдельных тем по дисциплинам: «Социология», «Теория и практика социальной работы», «Социология инвалидности», «Социальная работа с различными группами населения», «Реабилитация инвалидов» и др.

Апробация диссертации. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены на следующих международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях, конгрессах, семинарах.

1. Международный уровень:

— X юбилейный российский национальный конгресс «Человек и его здоровье» (ортопедия — травматология — протезирование — реабилитация). Санкт-Петербург, 21−25 ноября 2005 г.;

IV международная научно-практическая конференция «Восстановительная медицина и эрготерапия в Северо-Западном регионе». Санкт-Петербург, 2 декабря 2005 г.

— Общеевропейская конференция «Улучшение качества жизни инвалидов в Европе: доступность, эффективность, новые подходы». Санкт-Петербург, 21−22 сентября 2006 г.

— Международная научно-практическая конференция «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения». Санкт-Петербург, 20 апреля 2007 г.

2. Всероссийский уровень:

— Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная сфера общества: региональные особенности, тенденции развития, подготовка кадров». Санкт-Петербург, 13−14 мая 2004 г.;

— Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы развития туризма н туристического сервиса». Санкт-Петербург, 6−7 октября 2004 г.;

— Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь и семья: проблемы и перспективы развития». Санкт-Петербург, 20 октября 2005 г.

3. Региональный уровень:

— Региональная научно-практическая конференция «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения». Санкт-Петербург, 22 апреля 2005 г.

4. Межвузовский уровень:

— Научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Шаг в будущее». Санкт-Петербург, 22−29 апреля 2004 г.;

— Научно-практическая конференция «Проблемы социальной безопасности в современном мире: реальность и перспективы». Санкт-Петербург, 5 мая 2005 г.;

— Межвузовский научно-теоретический семинар «Методологические вопросы преподавания гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении». Санкт-Петербург, 25 ноября 2005 г.

— Научно-практическая конференция студентов и молодых ученых ИСиУСП «Социокультурные реалии современной России: перспективы развития». Санкт-Петербург, 15−16 декабря 2006 г.

5. Университетский уровень: Наиболее значимые результаты социологических исследований, полученные автором, и сформулированные им обобщенные выводы и рекомендации ежегодно докладывались, обсуждались на аспирантских семинарах, заседаниях кафедры «Социологии и социальной работы», «Социологии» Института социологии и управления социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (2004;2006 гг.).

Основное содержание диссертации отражено в шестнадцати (шесть из которых — в соавторстве) научных публикациях автора, а также было включено в учебное пособие «Социальная реабилитация детей-инвалидов» с грифом УМО по образованию в области социальной работы для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки специальности «Социальная работа» (Санкт-Петербург, 2005 г.).

Структура работы. В соответствии с изложенными целями и задачами диссертационного исследования выстраивается следующая структура научной работы. Диссертация включает введение, две главы, состоящие из семи параграфов, заключение, библиографию и приложение.

17. Результаты исследования, в частности, выявленная нами потребность инвалидов в различных видах помощи, явилась основанием для разработки организационно-функциональной модели совершенствования взаимодействия и координации деятельности социальных структур, призванной комплексно решать проблему реабилитации инвалидов. Эта модель включает целый комплекс мер, носящих концептуальный, нормативно-правовой и организационный характер.

18. Концептуальное направление данной модели предусматривает поэтапный отказ от представлений о инвалидах как иждсвенцпх. ущербных и пассивных получателях государственной социальной помощи, отход от чисто медицинской модели инвалидности к разработ ке современной концепции комплексной реабилитации этих людей, основанной на гуманистических представлениях и прогрессивных социальных технологиях.

19. Ведущая роль в развитии комплексной реабилитации инвалидов принадлежит дальнейшему совершенствованию реализации нормативно-правовых документов, в том числе таких Законов Санкт-Петербурга, как: «О целевой медико-социальной программе Санкт-петербурга «Дети инвалиды" — «О дополнительных мерах социальной защиты малоимущих семей, имеющих в своем составе инвалидов с детства 1 группы в возрасте старше 18 лет, нуждающихся в постоянном уходе и наблюдении" — «О целевой медико-социальной программе Санкт-Петербурга «Дети-инвалиды» на 2001;2003 годы- «О целевой социальной программе Санкт-Петербурга «Доступная среда жизнедеятельност и для инвалидов» на 2001;2005 годы- «О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге" — «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге»: «О цетепом программе Санкт-Петербурга «Развитие и совершенствование санаторно-курортной и реабилитационной помощи детскому населению Санкт-Петербурга» на 2003;2006 годы и другие.

20. Разработанная в диссертации авторская модель определяется как процесс организационного взаимодействия учреждений, предприятий и организаций городского и местного (районных) уровней, призванный обеспечивать непрерывный процесс комплексной реабилитации инвалидов. В организационном взаимодействии должны находится органы исполнительной власти разного уровня, принимающие решения, как ни каждому отдельному инвалиду, так и по всей этой группе. Организационные отношения должны строго строится как по вертикали" подчинения, так и по «горизонтали» взаимодействия учреждений и организаций, связанных единой технологией реабилитационного процесса.

На основе проделанного анализа представляется целесообразным предложить рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности системы комплексной социальной реабилитации инвалидов на уровне региона — Санкт-Петербурга.

1. Несмотря на имеющиеся в городе финансово-экономические трудности, должны выполняться требования о создании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, независимо от форм собственности жилых, производственных строений, транспортных средств. Квотная система трудоустройства для инвалидов должна быть законодательно закреплена и обеспечена неукоснительным выявлением работодателей, нарушающих права лиц с ограниченными возможностями и целевым использованием средств, полученных в результате штрафов, вычетов с таких работодателей.

2. Не ослабляя деятельность по реализации государственных социальных гарантий инвалидам и их семьям, осуществлению положенных по закону им льгот, целесообразно принимав все возможные меры для реализации занятости и самозанятости инвалидов, для чего использовать такие механизмы, как региональный или территориально — административный социальный заказ, адекватная политика налогов и сборов, обучение инвалидов основам предпринимательства, поддержка малого бизнеса и т. п. Представляется перспективным использовать новые возможности занятости, связанные с компьютерной техникой, удаленным доступом к сети, шпеллекгуальными технологиями, художественными занятиями. Такие виды деятельности, имея высокий реабилитационный потенциал, способствуют развитию самоуважения индивидов и могут предоставить им условия для самообеспечения.

3. Преодоление социального иждивенчества должно быть основано на пропаганде социально активной позиции и принципов независимой жизни, на создании условий, которые позволили бы самостоятельным и социально активным инвалидам значительно улучшить свою жизнь, доказать, что социальная активность получает воздаяние в виде повышения социального статуса, материального благосостояния и т. д.

4. Существует потребность в дальнейшем совершенствовании законодательной базы по вопросам реабилитации инвалидов, которая должна включать в себя как устранение прокламированных, по недействующих норм, так и кодификацию норм, необходимых для бесперебойного функционирования системы.

5. Инвалиды нуждаются в социальном обслуживании больше других жителей, и их потребности в социальных услугах более разнообразны и специфичны. Поэтому развитие системы учреждений социальной реабилитации инвалидов (и детей-инвалидов) требует не только количественного роста, но также и расширения номенклатуры услуг. Все более специализирующаяся деятельность таких центров нуждается в образованных, квалифицированных кадрах, которые должны получать не только адекватное профессиональное образование, но также иметь возможность регулярной переподготовки и повышения квалификации с целью овладения новейшими социальными, психологическими, педагогическими и другими инновационными технологиями.

6. Требуется скорейшее разрешение вопроса о повышении социального статуса специалистов по социальной реабилитации инвалидов и достойной оплате их труда, а также введение в структуру органов социальной защиты инвалидов — социологов.

7. Обязательным условием совершенствования системы социальной реабилитации является развитие информационного обеспечения процесса, включающего в себя как ведение и поддержание банка данных об инвалидах и их проблематике, так и предоставление инвалидам доступа к информации о существующих для них социальных ресурсах, возможностях реабилитации и т. д. Кроме того, сами специалисты и сотрудники отделов и учреждений социальной помощи должны иметь максимально облегченный доступ к информации по проблемам инвалидности, включая новейшие информационные технологии.

8. Важным принципом является организация информации о нуждах и проблемах инвалидов во всех средствах массовой информации: в прессе, на радио и телевидении и др. Им должна быть предоставлена возможность, поднимать свои конкретные проблемы перед государственными, общественными организациями. Например, проблемы медицинской помощи, обеспечения лекарствами, вспомогательными техническими средствами реабилитации, облегчающими труд и быт, финансовой помощи, помощи в получении профессионального образования, трудоустройстве и т. д.

9. Решающим и необходимым условием для наиболее эффективной интеграции инвалидов в общество, позволяющим им добиться материальной независимости и приспособиться к жизни в социуме, я вл яется создание центров профессиональной исои нал ын ьтруд о вой реабилитации.

10. Знание реальной ситуации не только социально-экономического, но и социально-психологического положения инвалидов важно не только для государственных органов, формирующих социальную политику, но и для тех, кто непосредственно работает с инвалидами. Эффективным решением данной проблемы могло бы стать формирование единого информационного пространства системы реабилитации инвалидов, как.

Российской Федерации в целом, так и ее регионов, в частности. Всеобщая и повсеместная компьютеризация поможет в решении этой задачи. Необходимо создать взаимосвязанную информационными потоками систему банков (баз) данных, как о субъектах реабилитации, так и о структурах, средствах, используемых для достижения основных целей реабилитации. Она объединит все компоненты, принимающие участие в реабилитационном процессе, обеспечит беспрепятственный доступ к информации, содержащейся в банках данных. Единое информационное пространство позволит обеспечить работу всех государственных и общественных организаций, участвующих в реализации индивидуальных программы реабилитации (ИПР) в системе унифицированных технологий, обеспечивающих единство реабилитационного процесса. Это достигается путем внедрения авторских технологий, базирующихся на использовании ряда экспертных систем, применяемых в процессе реабилитации как на стадии формирования ИПР, так и при практической реализации.

11. Необходимо использовать системный, комплексный подходв формировании службы реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге. На наш взгляд, региональная служба реабилитации должна включать в свою структуру органы исполнительной власти (социальной защиты населения, здравоохранения, культуры, физической культуры и туризма, учреждения службы занятости и др.), а также предприятия, учреждения и организации реабилитационной направленности иных форм собственности. Только в тесном взаимодействии и плодотворном сотрудничестве со всеми ветвями реабилитационной службы можно добиться серьезных результатов в решении проблемы восстановления социального статуса инвалида и интеграции его в жизнь общества.

12. Координация деятельности государственных и негосударственных органов и учреждений, привлечение возможности общественных организаций к делу оказания социально-реабилитационной помощи лицам с ограниченными возможностями, позволит повысить комплексность социальной реабилитации, сконцентрировать усилия на одном направлении, оптимизировать деятельность всех органов и структур исполнительной власти, призванных решать проблему реабилитации инвалидов на региональном уровне, а также в целом, современных условиях развития российского общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ проблем и вопросов, изложенных в диссертационном исследовании, свидетельствует, что процесс реабилитации инвалидов принадлежит к числу наиболее сложных и важных аспектов деятельности современного социального государства, гражданского общества. Этот процесс носит системный, комплексный характер, осуществляется всей совокупностью социальных институтов и специализированных учреждений, имеющих отношение к организации социальной деятельности в современных условиях.

Степень комплексной реабилитации инвалидов определяется рядом обстоятельств, среди которых — не только состояние здоровья лиц с ограниченными возможностями, уровень устранения патологии их функции, но также и возможности социума приспособить свои условия, факторы к нуждам и потребностям инвалида, а также содержание представлений общества об инвалидности, правах и интересах инвалидов. В случае, если в обществе господствует комплекс представтенин о медицинских ограничениях лица с особыми нуждами и все социальное содействие рассматривается только как экономическая поддержка, материальная помощь, выплата пенсий и пособий в максимально возможном размере, то в таких условиях комплексная реабилитация получит ограниченное, одностороннее развитие с примитивным набором функций и результатов. Только укоренение демократических представлений о правах инвалида на независимую жизнь и полноценное социальное функционирование, может служить основой создания практически действующей системы комплексной реабилитации инвалидов. При этом даже самая совершенная система редко может обеспечить полноценное социальное функционирование лица, которое в нем не нуждается или к нему неспособно. Существуют объективные ограничения для реабилитации лиц с недостатками интеллекта или с рядом психических заболеваний, хотя такие индивиды, безусловно, нуждаются в помощи общества и должны ее получать, их реабилитационный потенциал измеряется мерой способности к адекватному пониманию и оценке окружающей действительности, самостоятельной деятельностью в этой социальной среде. В то же время, существуют субъективные границы реабилитации, которые обусловлены индивидуальным стремлением человека к восстановлению своей социальной самостоятельности, полноценному социальному общению, социальной ответственности и активности в процессе самообеспечения. По ряду причин индивиды, утратившие здоровье, порой удовлетворяются иждивенческой, зависимой, пассивной жизненной установкой и пе испытывают (или не осознают) потребности в полноценном социальном функционировании. Разумеется, если у здорового индивида социальная жизнь была ограниченной и одномерной, трудно ожидать, что она приобретет глубину у реабилитированного инвалида. Впрочем, возможны варианты, когда самая серьезная угроза жизни и личности индивида воспринимается как вызов, который мобилизует его внутренние резервы, для инвалида осуществляется «сверхреабилитация», то есть в итоге реабилитационной деятельности его социальный статус, личностные качества развертываются более глубоко и полноценно, чем до наступления инвалидности. Однако, такой вариант явлме! ся скорее исключением, чем правилом. Существующие системы помощи пока больше действуют на основе принципа компенсации, ориентируются на такие виды поддержки, которые не адресуются к внутренним резервам самого инвалида. Значительная часть лиц. впервые признаваемых инвалидами, смиряется со своей социальной ущербностью и пассивно относится к реабилитационным возможностям. К тому же практически половина из них имеет тяжелые формы ограничения возможностей и объективно не споеобпа или мало способна к активным социальным технологиям. Помимо этого, общество сегодня не может представить инвалидам, в полной мере, возможности для самореализации, осуществления активных форм самопомощи, реализации социальной субъективности. В условиях длительного социально-экономического кризиса, когда не могут найти применение своим силам здоровые, молодые и квалифицированные работники, трудно ожидать серьезного развития предприятий или специальных рабочих мест для инвалидов, хотя признание необходимости формирования такого рынка труда существует и в научных исследованиях, и в правовых документах. Комплексная реабилитация инвалидов всегда является функцией социальной полноценности общества в целом и ограничение возможностей социума, в первую очередь, сказывается на социальных перспективах этих людей.

Результаты социологического исследования комплексной реабилитации инвалидов Санкт-Петербурга позволяют сделать следующие выводы:

1. Проблема инвалидности как интегральная проблема социального взаимодействия, может быть описана и изучена в терминах и концепциях социологической науки. В российской общественной науке появились предпосылки для развития самостоятельного направления, связанного с социологическим анализом явлений инвалидности, реабилитации и социализации инвалидов.

2. Инвалидность перед человеком воздвигает барьеры, среди которых, ведущими являются: физические ограничения или изоляция инвалида, трудовая сегрегация или даже полная изоляция, экономическая малообеспеченность, пространственнно-средовой, информационный, эмоциональный, коммуникативный барьеры. Процесс выравнивания возможностей инвалидов означает свободу выбора, включенность и участие в жизни общества, что в конечном итоге, приводит к признанию их прав на уважение человеческого достоинства.

3. Сущность реабилитации — не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление (или создание) возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после лечения располагает инвалид. Поэтому, с современных позиций, инвалидность трактуется как проблема пе столько медицинская, сколы^ социальная. Цель общества — максимально полно обеспечить возможность для этих людей, с их специфическими, в том числе ограниченными возможностями, социальное функционирование и развитие. При помощи последовательной системы мер может быть достигнуто не только уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, но и создание возможностей для инвалидов адаптироваться к жизни в общее изо и достичь социальной интеграции. Необходимо создавать возможность для инвалидов жить полноценно и находить удовлетворение в своей повседневной жизнедеятельности.

4. Содержание реабилитации рассматривается как процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Весь комплекс мероприятий реабилитации должен быть направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации и саморазвитию.

5. Объем и содержание социальной реабилитации зависит от принципов, которыми руководствуется социальная политика и практика государства и общества. В первую очередь, это прппцпп равных социальных прав и возможностей, которые должны быть предоставлены каждому члену обществу, вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностейпринцип активного участия инвалидов в организации работы служб помощи для нихнезависимой жизнинеразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной средыизучения и сохранения семейных и социальных связей инвалидакомплексности и последовательности реабилитационных мероприятийгосударственных социальных гарантий для инвалидов.

6. Структура комплексного реабилитационного процесса включает все виды реабилитации: медицинскую, профессиональную, социальную, психологическую, педагогическую, социокультурную и т. д. Помимо содержания перечисленных видов реабилитационной деятельности, на nam взгляд, есть определенное специальное направление, в рамках которого осуществляется восстановление способности к социальной деятельности как восстановление способности к общению. Поэтому, мы предлагаем ввести новый термин «социоинтерактивная реабилитация» или «интерактивная реабилитация» в качестве определения такого вектора деятельности, которое направлено на восстановление непосредственных социальных взаимодействий инвалида и укрепление его социальных связей.

7. До 1990;х гг. 20 века социальная политика в отношении инвалидов отличалась преимущественно компенсационным характером, ее меры концентрировались в основном на денежных выплатах и неденежных услугах, и в очень малой степени, связанных со спецификой инвалида как индивидуума, у которого имеются определенные физические или интеллектуальные недостатки. Задача приспособления жизненной среды к особенностям и нуждам инвалидов даже не формулировалась. Впервые эта проблема нашла отражение в Законе «О социальной защите инвалидов в.

Российской Федерации" (1995 г.). В отличие от ранее действовавшего порядка, регулировавшего поддержание уровня доходов и условия занятости инвалидов, впервые была поставлена масштабная задача государства реализовать политику в отношении реабилитации инвалидов.

8. Внедрение новых принципов социальной политики в отношении инвалидов, не подкрепленное реальными рычагами, не привело к значительному улучшению положения инвалидов в обществе. Сложился социальный парадокс: инвалиды имеют больше прав и одновременно меньше реальных возможностей для их реализации. Сложности в исполнении принятой в 1995 г. парадигмы — социальной защиты инвалидов, заключаются в том, что элементы, направленные на реализацию именно новых параметров (формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов в обществе, психологическое восприятие гражданами инвалидов как полноценных членов общества и т. п.), приходиться внедрять практически с нуля, что требует серьезных материальных затрат и жесткой идеологической направленности социальной политики государства.

9. Полученные в ходе исследования результаты наблюдения за динамикой и структурой инвалидности показывают, что сложившаяся ситуация является следствием длительного воздействия неблагоприятных, долговременных и инерционных факторов, плохо поддающихся социальной коррекции, а в условиях социально-экономических и морально-психологических трудностей, вообще они находятся за пределами компетенции органов социального управления. В ближайшем будущем не ожидается значительного снижения уровня инвалидности, хотя органы и учреждения социальной сферы должны прилагать особые усилия, чтобы минимизировать влияние негативных социальных факторов.

10. Дальнейшее развитие системы комплексной реабилитации инвалидов должно отвечать потребностям населения в достаточно длительной перспективе, причем рост и функционирование этой системы должны обусловливаться не только возможностями региональных ресурсов или инициативой территориальных органов самоуправления, по также и конкретными потребностями соответствующей территории, кадровым, организационным потенциалом определенного территориально-административного района, региона, федерального округа Российской Федерации.

11. Проведенное диссертантом социологическое исследование на территории Санкт-Петербурга проблемы комплексной реабилитации инвалидов позволяет значительно усовершенствовать создание банков данных об инвалидах на региональном (городском) и территориальном (районном) уровнях. Городской банк данных об инвалидах должен учитывать следующие показатели: степень их подвижности: доступности отдельных объектов социальной средысоциально-демографические характеристики инвалидовпоказатели продолжительности (стажа) инвалидноститрудового стажасоциальное положениеуровень образованиясоциально-бытовые условия жизнисостав и структуру семьихарактер внутрисемейных отношенийжилищное положениеналичие вспомогательных средств для передвижения и самообслуживаниявовлечение инвалидов в трудовую деятельностьвыявление их потребности в различных видах социально-реабилитационной помощи.

12. Функционирование компьютерных банков данных об инвалидах означает качественно новый этап работы с этой категорией населения, предоставляет уникальную по масштабу охвата и полноте данных информацию, позволяющую выстраивать научно-обоснованную модель комплексной реабилитации инвалидов. Эта модель рассматривает взаимодействие и координацию работы служб социальной защиты, занятости населения, здравоохранения в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, оказания им адресной помощи с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.

13. Получена всесторонняя характеристика семейпо-бытовых условий жизни обследованных инвалидов: численный состав семьи, наличие родственников, осуществляющих уход за инвалидом, отношение в семье к инвалиду, состояние их жилищных условий и многое другое. Эти данные позволяют выявлять те категории инвалидов, которые наиболее остро нуждаются в том или ином виде материальной помощи, оказании социальной, бытовой поддержки, создании безбарьерной среды обитания и реабилитации. Изучена также проблема трудоустройства неработающих инвалидов, определены условия их включения в трудовую деятельность. Наибольшего внимания со стороны органов социальной защиты населения требуют инвалиды, проживающие в неполных семьях и одиноко проживающие, в таких семьях велика доля нуждающихся в социальном уходе и материальной помощи.

14. Материалы исследования позволили мам выделить следующие социальные группы инвалидов с их специфическими потребностями: дети-инвалидыучащиеся инвалиды трудоспособного возрастаинвалиды в трудоспособном возрастеинвалиды старше трудоспособного возраста. Это дает возможность оценить дифференцированно особенности каждой группы и различия в мерах реабилитационной помощи, социальной защиты, необходимых тем или иным категориям инвалидов.

15. Проведенное социологическое исследование нужд и потребностей инвалидов, семей с детьми-инвалидами в Санкт-Петербурге показывает, насколько комплексны, многоаспектны задачи системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Их нужды, трудности, проблемы имеют кумулятивный характер, которые могут быть разрешены только в скоординированной, совместной дсятелыю". ш социальных учреждений на территориально-административном или региональном уровнях. Ряд обстоятельств выходит за пределы возможностей регионального уровня и требует федеральной компетенции. Сами инвалиды осознают недостаточность и считают первостепенной, прежде всего, материальную поддержку, что свидетельствует, не в последнюю очередь, об ограниченности их доступа к информации о проблемах инвалидов и возможностях их решения.

16. Конечной целью комплексной реабилитации инвалидов является их социальная интеграция в общество, то есть, активное участие в основных его сферах деятельности, включенность в социальные структуры, предназначенные для здоровых и связанных с различными сферами жизнедеятельности человека. На сегодняшний день, действующая система реабилитации инвалидов недостаточно эффективна. Полученные материалы свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые государств:": меры, подавляющая часть инвалидов не достигает полной, адекватной его потребностям социальной адаптации и интеграции в социум. Причины тому — недостаточное знание истинного положения инвалидов в обществе, их потребностей в различных видах социальной помощи и поддержки, отсюда невозможность создания полноценной системы реабилитации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Полноценная жизнь инвалида. -М., 1991.
  2. К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. -Кондуктивная педагогика / Книга для родителей / Пер. с англ. М., 1996.
  3. Актуальные вопросы врачебно-трудовой экспертизы, социально-трудовой реабилитации и пенсионного обеспечения: Сб. научи, тр. / Ред. П. М. Маргиев. -М.: ЦИЭТИН, 1980.
  4. Актуальные проблемы инвалидизации в Российской Федерации: Сб. науч. раб. / Под ред. Л. П. Гришиной. М., 1998.
  5. В.Д. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону, 1997.
  6. Американская социологическая мысль: Под общ. Ред. В. И. Добренькова. М., 1996.
  7. О.С. Потребность инвалидов в социальной реабилитации. -М.: ЦБНТИ Минтруда и социального развития РФ. 1997. — Вып. 24.
  8. О.С., Сазонов B.C., Рязанов Д. П. Анализ отечественного и зарубежного опыта профессиональной реабилитации инвалидов / Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. М.: ЦИЭТИН, 1996.
  9. Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. М., 2002.
  10. А., Уолтер Р. Принципы социального научения / Современная буржуазная социальная психология.-М., 1984.
  11. К.В., Малахова Т. В. и др. Проблемные вопросы комплексной реабилитации инвалидов / Проблемы медико-социальной экспертизы и реабилитологии на рубеже XXI века. М., 2000.
  12. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
  13. Ю.А., Ткаченко B.C., Клушина П. П. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями / Серия «учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  14. Т.Е. Социальное здоровье населения как цель функционирования института социальной работы. Саратов, 1997.
  15. Ф.С. Реализация комплексных программ для детей-инвалидов // Социологические исследования. 2002. № 6.
  16. Восстановление трудоспособности: Хроника ВОЗ. 1969.
  17. JI. Что надо инвалиду? // Социальная защита. 1998. № 6.
  18. JI.C. Собр. сочинений в 6-ти тт. -М., 1982.
  19. В.Б. Реабилитация здоровья человека / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1995.
  20. Н.А., Кириенко З. И., Осадчих А. И., Сивуха Т. А. актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации инвалидов. М.: ЦИЭТИН, 1985.
  21. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». М., 1998.
  22. JI. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.-М., 1992.
  23. С.И. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.
  24. С.И., Гуслякова Л. Г. Теории и модели практики социальной работы. Барнаул, 1994.
  25. Л.ГТ. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации. М., 1995.
  26. Л.ГТ. Характеристика общего контингента инвалидов в Российской Федерации и потребность инвалидов в медико-социальной помощи. -Вып. 2. М., 1995.
  27. Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации. Нижний Новгород, 1999.
  28. Л.Г. Введение в теорию социальной работы. Барнаул, 1995.
  29. Л.Г., Холостова Е. И. Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности // Теории социальной работы / Под ред. Холостовой Е. И. М., 1997.
  30. Н.Ф. Медицина и социальная работа // Медицина и социальная работа.-М., 1996.
  31. Н.Ф., Багаева Т. Н., Исаева Г. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М., 1996.
  32. Н.Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей.-М., 1995.
  33. Э.Н., Танюхина Э. И., Шестаков В. П., Свипцов А. А. Социальная реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов: Методические рекомендации. СПб., 2004.
  34. Диагностика детей с ограниченными возможностями и их семей в структуре психологической реабилитации. Ростов, 1996.
  35. Т.А., Шабалипа Н. Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социс. 1991. № 5.
  36. Т.А., Шабалина Н. Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? // Социс. 1992. № 5.
  37. Т.А., Шабалина Н. Д. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых // Социс. 1993. № 1.
  38. .А., Ладикова В. Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под. ред. B.C. Кукушина. Ростов-на-Дону, 2000.
  39. А.А., Старобина Е. М., Кузнецова Л. В. Отечественный и зарубежный опыт участия служб занятости в трудоустройстве и профессиональном обучении инвалидов. Вып. 5. — М., 1994.
  40. А.А., Ташохина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. М.: «Логос», 1996.
  41. Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение. -М., 1995.
  42. А.В. Концепция управления процессами социальной адаптации и реинтеграции инвалидов в общество: Автореф. дис. на соиск. уч. стен, д. социол. н. Новосибирск, 2001.
  43. Жить, как все. О правах и льготах для инвалидов: Юридический справочник / Под. ред. С. И. Реутова. Пермь, 1994.
  44. Т. Социализация людей с ограниченными возможностями: Пер. с пол.-М., 2001.
  45. Д.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. д. социол. н. Саратов, 2004.
  46. Занятость и профессиональная реабилитация инвалидов: Сборник. / Под ред. С. Н. Кавокина. -М., 1995.
  47. М.Л. Кодификация законодательства в социальном обеспечении//Вопросы социального обеспечения. М.: ЦИЭТИН, 1983.
  48. О.И. Введение в социологию социальных проблем. СПб., 2003.
  49. О.И. Методология социологии. СПб., 200 J.
  50. В. Основы реабилитологии // Врач. 1997. — № 3.
  51. М.В., Чериобровкина Е. Д. Педагогам и воспитателям о детях с отклонениями в развитии. Методическое пособие. М.: ИКГ1 РАО, 1994.
  52. С.И. Инвалиды и общество (организационно-правовой аспект). М., 2002.
  53. С.Н. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. -М., 1997.
  54. Х.Ю. Жилая среда для инвалидов.-М., 1990.
  55. О.И., Карякина Т. Н. Основы реабилитации инвалидов. -Волгоград, 1999.
  56. Ким Е. Н. Концепция «независимой жизни» в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к. социол. н. -М., 1997.
  57. Ким Е. Н. Независимая жизнь для лиц с ограниченными возможностями. Деятельность московского клуба инвалидов «Контакты 1″.-М., 1997.
  58. К независимой жизни: Пособие для инвалидов. М., 2000.
  59. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996.
  60. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом / Методические рекомендации. М.-СПб, 1998.
  61. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы. Методические рекомендации.-М., СПб., 1998.
  62. Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Зозуля, Е. Г. Свистунова, В. В. Чешихина и др.- Под ред. Т. В. Зозули. -М.: Издательский центр „Академия“ ^005.
  63. П.С. Социологическая теория социальной адаптации: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. д. социол. н. Саратов, 2000.
  64. С.С., Шевчук С. П., Шамес И. А. Досуг как фактор социальной реабилитации инвалидов // Социологические исследования. 1993. № 5.
  65. Латышева J1.T. Труд инвалида. -М.: МИИ, 1997.
  66. М.П. Социальные проблемы регулирования труда инвалидов: Дис. канд. соц. наук. Кишинев, 1991
  67. П.А. Методика врачебно-трудовой экспертизы. Я. 1992.
  68. Е. Историко-статистический очерк благотворитель-ности и общественного призрения. Антология социальной работы / Сост. М. В. Фирсов.-М., 1994.
  69. Т.М., Васин С. А., Голодец О. Ю., Бесфамильная С. В. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики / Под ред. Т. М. Малевой. М.: РОССПЭН, 1999.
  70. Н.Н. Основы управления специальным образованием. М., 2001.
  71. Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа дляпостроения программы развития // Альманах Института коррекдионной педагогики РАО. 2000. — Вып. 1.
  72. Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.
  73. И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. -СПб: Изд-во СПбГУ, 2000.
  74. А.В. Теоретические и организационно-методические основы медико-социальной работы. -М, 1997.
  75. Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1985.
  76. Медицинская реабилитация/Под ред. В. М. Боголюбова. Пермь. 1998.
  77. А.И. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к. социол. н. М, 2001.
  78. Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог, история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. М.: НЦП „Коррекция“, 1992.
  79. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2004.
  80. С.А. Медико-социальная проблема инвалидности с детства и основные направления ее решения: Монография. СПб., 1998.
  81. С.А., Григорьев В. Т. Инвалидность и реабилитация здоровья трудоспособного населения / Сборник научных трудов. -СПб., 1990.
  82. С.А., Свинцов А. А., Кирилюк О. М. Социальная реабилитация детей-инвалидов, учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2005.
  83. А. Они нуждаются в поддержке // Социальное обеспечение. 1999. № 2. С. 22−23.
  84. А.И., Кириенко З. Е. Некоторые вопросы социально-трудовой реабилитации.-М., 1991.
  85. Основные показатели инвалидности взрослого населения в РФ m 2002 год: Стат. сб. -М., 2004.
  86. Основные показатели инвалидности детского населения в РФ за 2002 год: Стат. сб. М., 2004.
  87. Основы концепции формирования программы социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми в Алтайском крае // С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Л. Д. Демина и др. Барнаул, 1993.
  88. Основы теории социальной работы/Под ред. Павленка П.Д.-М., 1996.
  89. Особенности социальной интеграции инвалидов. М., 1992.
  90. А.А. Политика социальной защиты уязвимых слоев населения: Автореф. дис. па соиск. уч. степ. к. социол. п. -- М., 2000.
  91. Положение инвалидов в Москве. М.: Медицина, 2004.
  92. Права, оплаченные страданием. Пермь: Здравствуй, 2001.
  93. Преодолевая барьеры инвалидности. М., 1997.
  94. Проблемы инвалидности в России. Состояние и перспективы. -М. 2002.
  95. Проблемы инвалидности и инвалидов- современные подходы 'V Социальное обеспечение. 1998. № 1.
  96. О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Специальная педагогика. М.: Академия, 2000.
  97. Профессиональная ориентация инвалидов / Учебно-методическое пособие (для специалистов службы занятости).-М., 1997.
  98. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: ИСПиП, 1999.
  99. Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации: Материалы международной конференции. Дубна: 1992.
  100. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М., 1997.
  101. М.Н. особенности социализации неслышашей молодежи: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к. социол. н. М., 2000.
  102. А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. М., 2002.
  103. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. Холостовой Е. И М., 1997.
  104. Российский журнал социальной работы. -М., 1995−1998, JNl’jVl» 1−8.
  105. Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации. Том 1. / Под ред. А. И. Осадчих. М., 1999.
  106. П.А. Программа помощи «Сломанный цветок»: о программе воспитания и обучения детей-инвалидов с отклонениями в развитии // Народное образование. 1994, № 5.
  107. З.М. Социально-профессиональная реабилитация инвалидов: проблемы и пути решения (На примере Респуб. Север. Осетия -Алания): Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к. социол. п. М., 2004.
  108. B.C. Правовые аспекты реабилитации инвалидов / Проблемы медико-социальной экспертизы и реабилитологии на рубеже XXI века. -М., 1991.
  109. Е. Социально-психологическая работа над изменением / Пер. со швед. М., 1995.
  110. JI.A. Образование для инвалидов.-М., 1995.
  111. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Холостовой Е. И. -М., 1997.
  112. Е.Р. Когда в семье ребенок-инвалид//Социс. 1997. № 1.
  113. Е.Р. Семья нетипичного ребенка: социокультурные аспекты. Саратов, 1996.1 18. Смирнова Е. Р. Социальное отношение к нетипичиости // Человек. Общество. Мир. Саратов, 1996.
  114. Е.Р. Стратификационный анализ инвалидности //Преодолевая барьеры инвалидности.-М., 1977.
  115. Содержание и методика деятельности центров социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями, М., 1997.
  116. П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994.
  117. П. Система социологии: в 2-х т. -М., 1993.
  118. П.А. Социальная мобильность. М., 2005.
  119. П.А. Социологические теории современности. М., 1992.
  120. Социальная защита инвалидов. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Перечень основных нормативных актов. По состоянию на 15 мая 2004 г. СПб.: Эксперт, 2004.
  121. Социальная и профессиональная реабилитация инвалидов / Сост. Н. А. Горбунова.-М., 1991.
  122. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. М., 1997.
  123. Социально-демографическое развитие в Западной Европе. М., 1992.
  124. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. -М., 2002.
  125. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста/ Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. М.: Институт соц. работы, 1996.
  126. Социальная работа с пожилыми / Настольная книга специалиста. -М., 1996.
  127. Социологическая энциклопедия: В 2 т. М., 2003.
  128. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. -Казань, 1997.
  129. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Права и возможности инвалидов в Российской Федерации» 10 сентября 2001 г. http: // www. ombudsman, gow. ru / docum / spinv. Htm
  130. Справочник по медико-социальной экспертизы и реабилитации i Под ред. М. В. Коробова и В. Г. Помникова. Изд. 2-е, испр. и дополн. — СПб.: Гиппократ, 2005.
  131. Н.С. Состояния личностных затруднений жизнедеятельности человека. Курск, 1995.
  132. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. -М., 1998.
  133. Трудотерапия и реабилитология. М., 1997.
  134. Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. М., 1998.
  135. Е.И. Состояние и перспективы научных исследований по проблеме «Социально-трудовая реабилитация инвалидов»//Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации инвалидов. М.: ЦИЭТИН, 1983.
  136. Е. Социально-гигиенические аспекты инвалидности. М., 1985.
  137. А.В. Социальная защита молодых инвалидов-горожан в условиях перехода к рыночной экономике. СПб., 1999.
  138. С.Б. Социальная интеграция инвалидов опорников. — СПб, 2000.
  139. М.В. Теория социальной работы. 2-е изд., доп. и испр. -М., 2005.
  140. Я.М., Виноградова З. Д. Правовая система социального обеспечения: уч.-мет. пос. -М., 1983.
  141. Я.М. Социальное обслуживание инвалидов. М., 1986.
  142. К.Н. Медицинская социология. Учебное пособие. СПб., 2000.
  143. Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
  144. Л.П. Основы реабилитации инвалидов. М., 1996.
  145. Хууан-Сеппел А. Развитие многопрофильных нрограммм реабилитации и их эффективность. Вена, 1989.
  146. Н.Б., Андреева О. С., Знакова Т. А. Основные задачи, организация и методы работы психолога в реабилитационных учреждениях социальной защиты населения. Методическое пособие. -М.: ЦИЭТИН, 2000.
  147. Н.В. Социологический анализ реабилитации детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к. социол. н. Саратов, 1997.
  148. Т.В. Толерантность как принцип социальной работы // Российский журнал социальной работы. -М., 1995, № 2.
  149. Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка.-СПб., 2001.
  150. Е.В. Процесс социальной реабилитации детей-инвалидов: социологический анализ: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к. социол. н. -М., 2001.
  151. Я. Элементарные понятия социологии. -М.: «Прогресс», 1969.
  152. Н.П. Изоляция смерти как социальная проблема // Медицинские и социальные вопросы геронтологии. Самара, 1997.
  153. Н.П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей // Российский журнал социальной работы.- 1998, № 1.
  154. Д.Б. Введение в психологию развития: (В традиции культ.- ист. теории JI.C. Выготского). ML, 1994.
  155. Энциклопедия социальной работы: Пер. с англ. В 3-х т. М., 19 931 994.
  156. В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.
  157. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами. СПб., 2004.
  158. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. № 4.
  159. Adams D., Alien D. Assessing the need reactive behaviors managemenl strategies in children wits intellectual disability and severe challenging behaviors // Journal of intellectual disability research 2001 — Vol. 45 — N4 — p. 335−343.
  160. Blum R.W., Kelly A., Ireland M. Health-risk behaviors and protective factors among adolescents with mobility impairments and learning and emotional disabilities // Journal of adolescent health 2001 — Vol. 28 — N6 — p. 481−490.
  161. Bryant PH., Pandian G. Acquired limb deficiencies adults /7 Archives of Physical Medicine and Rehabilitation Vol.82, Suppll, March — 2001 — p.53−57.
  162. Cheetham J., Fuller R., Retch A. Evaluating social work effectiveness.-Open University Press, Buckingham, Philadelphia, 2-nd ed., 1992.
  163. Ford M., Mazur R. Integration und Soziale rehabilitation behinderter Kinder in Familie und Gesellschaft // Kinderarzt. 1988. — Bd. 19. I I. 2. -S. 179−182.
  164. Grimby G., Finnstam J., Jatte A. On the application of the who handicap classification in rehabilitation//Scand. J. rehabilit. Med. 1988.-V. 20. — № 3. — P. 93−98.
  165. HarbertM. Working with children and their famillis. L., England, 1992.
  166. Oliver M. Social work whith disabled peopl. L., England, 1993.
  167. Learning and teaching in social work: Towards reflective practice /Ed. By M. Yelloly, M. Henkel. -London: Jessica Kingsley Publ., 1995.
  168. Macarov D. Certain change: Social work practice in the Future.-NASW Press, 1991.
  169. Maguire L. Social support systems in Practice. A generalist approach. -NASW press, Silver Spring, MD, 1991.
  170. Molnar G.E., Easton J.K.M., Badell A, Binder H., Dykstra D., Matthews D, Noll S., Perrin J. Peediatric rehabilitation. // Arch, of phys. med. And rchabil. 1989, 70/5.-S. 166−169.
  171. Sneed R.C., Stencel C. Protective helmets for children with special needs /7 Southern medical Journal-2001 Vol.94 — N5 — p.519−521.
  172. Socioeconomic factors, perceived control and self-reported health in Russia / M. Bobak, C. Hertzmann, M. Marmot, H. Pikhart, R. Rose. S. 1., 1998.
  173. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948.
  174. Декларация о правах инвалидов от 9.12.1971.
  175. Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20.12.1971.
  176. Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной ¦защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге» 11−1 от 22.01.2003.
  177. Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной защиты малоимущих семей, имеющих в своем составе инвалидов с детства 1 группы в возрасте старше 18 лет, нуждающихся в постоянном уходе и наблюдении» № 675−77 от 22.12.2000.
  178. Закон Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» № 280−25 oi 21.05.2003.
  179. Закон Санкт-Петербурга «О целевой медико-социальной программе Санкт-Петербурга «Дети инвалиды» № 12−3 от 01.02.1999.
  180. Закон Санкт-Петербурга «О целевой медико-социальной программе Санкт-Петербурга «Дети-инвалиды» на 2001−2003 годы № 251−36 oi 10.04.2001.
  181. Закон Санкт-Петербурга «О целевой социальной программе Санкт-Петербурга «Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов-) па 2001−2005 годы № 726 от 06.11.2001.
  182. Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие и совершенствование санаторно-курортной и реабилитационной помощи детскому населению Санкт-Петербурга» на 2003−2006 годы № 232−33 от 29.05.2003.
  183. Закон СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР» № 1827−1 от 11.12.1990.
  184. Закон СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956.
  185. Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» № 340−1 oi 20.11.1990.
  186. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995.
  187. Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122-ФЗ от 02.07.1995.
  188. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989.
  189. Конвенция (№ 159) о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.
  190. Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 14 от 14.12.1996 г. «Об утверждении примерного положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида».
  191. Постановление Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ № 1/30 от 29.01.1997 г. «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы.
  192. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» № 927 от 21.08. 1994.
  193. Постановление Правительства РФ «О государственной службе медико-социальной экспертизы» № 392 от 03.04.1996.
  194. Постановление Правительства РФ «О порядке признания граждан инвалидами» № 965 от 13.08.1996.
  195. Постановление Правительства РФ «О федеральной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов» № 59 от 16.01.1995.
  196. Постановление Правительства РФ «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам» № 1151 от 25.11.1995.
  197. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000−2005 годы» № 36 от 14.01.2000.
  198. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов от 20.12.1993.
  199. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» № 1157 от 02.10.1992.
  200. Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации инвалидов и обеспечению занятости инвалидов» № 394 от 25.03.1993.
  201. Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» № 1156 от 02.10.1992.
  202. Хартия третьего тысячелетия от 09.09.1999.
Заполнить форму текущей работой