Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль социальной политики Российского государства в регулировании трудовых конфликтов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Напротив, они вызваны прежде всего медленной и искаженной их реализацией, в значительной мере антисоциальной политикой государства, сохраняющейся в значительной мере независимостью доходов «элиты» от требований рынка, экономической и социальной эффективности ее деятельности, масштабными сферами нерыночного поведения предприятий, получением доходов и формированием состояний «элиты» путями… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Социальные детерминанты конфликтности и социальной политики российского государства
    • 1. 1. Социально-стратификационная детерминанта конфликтности гражданского общества
    • 1. 2. Социальная дифференциация в системе государственного управления
    • 1. 3. Социально-политический механизм формирования социальной структуры общества
  • Глава вторая. Трудовые конфликты и социально-политический механизм снижения конфликтности в обществе
    • 2. 1. Распределительная политика — политика распределения труда и конфликта
    • 2. 2. Динамика трудовых конфликтов в современной России
    • 2. 3. Социальное партнерство как социально-политический институт предупреждения и разрешения трудовых конфликтов

Роль социальной политики Российского государства в регулировании трудовых конфликтов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономические и политические преобразования в современном российском обществе, инициированные государством, непосредственно отражаются на условиях жизни и деятельности довольно широких слоев населения. С одной стороны, эти преобразования создали дополнительные возможности для самореализации масс, их предпринимательской инициативы, роста экономической активности и роста рынка труда. С другой стороны, на фоне резкого перехода от плановой экономики к рыночной, падения производства и сокращения занятости, нарушилась система платежей, выплат заработной платы, а инфляция и сокращение реальных доходов подавляющей части населения привели к резкому снижению жизненного уровня основной массы людей и непомерному социальному и имущественному расслоению россиян.

Кризис 90-х годов негативно сказался на положении многих отраслей экономики в большинстве регионов страны, что вызвало ухудшение материального и социального положения и подняло проблему безработицы. Наиболее общей причиной социального конфликта является неравное положение, занимаемое людьми в императивно координированных ассоциациях. Конфликт всегда связан с действиями индивида по сохранению или изменению своего социального положения в системе либо сложившейся социальной дифференциации, либо в системе вновь создаваемой социальной дифференциации. Рост дифференциации доходов и численности населения с относительно низкими доходами приводит к значительному росту масштабов бедности. Бедность как социально-политическое явление, порождаемое рынком и современным государством, превращается в угрозу этому рынку, государству и отдельному индивиду, всему обществу.

Рост неравенства доходов усугубляется ростом безработицысущественными задержками в выплате заработной платы, пенсий, пособийростом числа уголовных преступлений. Данная тенденция сохраняется, усиливая негативные способы взаимодействия в регионах и России в целом. Создаются достаточно осязаемые угрозы внутренней безопасности усилением конфликтности.

Накопление «потенциала недовольства"1 всегда приводит к обострению социальной напряженности в стране, расширению социальной базы протестного движения и «расползанию» конфликта по всем сферам жизни общества, что непременно ведет к дестабилизации всей государственной системы.

Актуальность диссертационного исследования в известной мере обусловлена недостатком исследований механизма воздействия социальной политики государства на социальные процессы, протекающие в общественезаслуженно недооценивается потенциал социальной политики как института предупреждения и разрешения социальных конфликтов и, в частности, трудовых конфликтов.

В настоящий момент происходит сложный процесс формирования новых субъектов и институтов социально-трудовых отношений, а именно: структур власти, органов местного самоуправления, многообразия форм собственности, объединений (союзов, ассоциаций) работодателей, предпринимателей, общероссийских профсоюзов. Утверждается неведомый России прежде и новый для людей механизм согласования противоположных интересов. Одним из институтов социальной политики, способных с максимальной эффективностью достигать согласования интересов, является социальное партнерство.

Актуальным фактом, происходящим в России, можно назвать процесс реформирования условий политической и социально-экономической жизни, который оказывает глубокое влияние на социально-трудовые отношения и определяет принципиальные изменения в их правовом регули.

1 Кацва А. М. Социально-трудовые конфликты в современной России. М.- СПб.- Летний сад. 2002. С. 7. ровании. Эти изменения связаны прежде всего с признанием Конституцией Российской Федерации равноправия различных форм собственности (ст. 8), на базе которых организуется предпринимательская деятельность физических и юридических лиц, с провозглашением в ст. 37 Конституции Российской Федерации свободы труда и возможности каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, запрещением принуждения к труду и возникновением рынка труда.

Эти изменения определили важность исследования роли социальной политики российского государства в регулировании трудовых отношений и связанных с ними трудовых конфликтов. Исследование проблем, связанных с ролью социальной политики государства в регулировании социально-трудовых конфликтов, представляет не только научный, но и практический интерес, поскольку от их решения во многом зависит стабильность государства и общества.

Исследования механизма воздействия социальной политики на предотвращение и разрешение трудовых конфликтов в современной России пока находятся на начальной стадии. Не без преувеличения можно сказать, что и сами исследования социальной политики как атрибута современного государства только начинают разрабатываться, хотя проблема политического регулирования социальных отношений в рамках социально-политической деятельности государства возникла еще в период развития промышленных средств воздействия человека на природу.

Теоретические представления о господствующих социальных отношениях всегда носили либо критически исключающий смысл существующих форм связи в обществе, либо утверждающий смысл. В рамках первых представлений получала развитие идея изменения существующих отношений, где государство изменяется и становится выразителем интересов основного производительного класса общества — пролетариата (К. Маркс, В. И. Ленин и др.). В рамках вторых развивалась идея сохранения сущностных основ господствующих отношений, и государство здесь — основное действующее лицо в утверждении нового социального контракта, базирующегося на обязательном социальном страховании (Г. В. Лейбниц, Т. л.

Гоббс, Ж. де Клавьер, П. де Шамюссе, Э. де Жирарден). Теоретическое обоснование социальная политика получает в рамках вторых представлений. Она определена как политическое воздействие, при котором рыночные отношения приобретают завершенный социальный характер. Практика ряда государств подтвердила значимость политического воздействия в форме социальной политики.

Политическое воздействие в рамках социальной политики теоретики обосновывали по-разному, что в первую очередь выражалось в определениях понятия «социальная политика». Ш. Фурье первым обосновал монополию государства на политическое воздействие.3 П. Б. Струве определил объект социально-политического воздействия, релятивизм целей и идеалов субъекта политики, в соответствии с которыми осуществляется данное воздействие.4 У В. Веддигена и А. Н. Аверина основным смыслом политического воздействия в рамках социальной политики является достижение не дифференцированного по социальным и экономическим основаниям общества, 5 у X. Ламперта — государственное воздействие есть регулирующее средство положения индивида в пределах существующего социального порядка, 6 у Ю. И. Аверьянова политическое воздействие отождествляется с государственным управлением физиологическим и духовным со.

2 Розанваллон П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния / Пер. с франц. Барановского К. Ю., Немовой Л. А., Изд-во «Ad Mardginem». М., 1997.

3 Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир или изобретение метода привлекательной и естественной индустрии организованной по сериям, построенным на страстях / Под общей редакцией А. Дворцова. Государственное социально-экономическое издательство. М., 1939.

4 Струве П. Б. Понятие и проблема социальной политики. Известия С.-Петербургского политехнического института. 1910. Т. XIV.

5 Weddigen, W. Sozialpolitik. Eine Einfiihrung in ihre Theorie und Praxis. Verlag von Gustav Fischer in Jena, 1933; Аверин A. H. Социальная политика государства и социальная структура общества. М.: ТОО «Дело», 1995.

6 Lampert, Н. Lehrbuch der Sozialpolitik, 4. Auflage. Springer. Berlin., 1996; Lampert, H. Lehrbuch der Sozialpolitik, 5. Auflage, Springer. Berlin., 1999. стоянием индивидов, 7 у Ф. Э. Бурджалова — с достижением минимума всеобщего благосостояния, 8 у В. А. Торлопова — с деятельностью государства и общества по положительному преобразованию социальной сферы, 9 у С. Н. Смирнова — связано с принятием политических решений, учитывающих региональные особенности социальной сферы, 10 у А. Н. Шохина политическое воздействие в рамках социальной политики охватывает все социальные процессы и отношения между социальными группами и общностями, затрагивает оптимизацию процессов социальной дифференциации и интеграции, 11 у В. П. Милецкого — политическое воздействие выступает как государственно-гарантированная и регулируемая система социального обеспечения, имеющая целью достижение. минимального уровня жизни и.

10 снижение социального риска работающим, у А. И. Стребкова — политическое воздействие рассматривается как деятельность государства, направленная на достижение равенства в условиях сохраняющегося неравенства, 13 у Дж. И. Андерсена — как целенаправленная деятельность в отношении проблем, требующих решения, у Б. Питерса — как сумма действий органов управления, оказывающая влияние на жизнь граждан, у Дж. Дьюи и Г. Лассвелла — как комплекс мер, направленных на решение возникающих проблем.14.

7 Политология. Энциклопедический словарь. М.: Из-во Моск. коммерческого университета, 1993.

8 Бурджалов Ф. Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. Учебное пособие. М.: Гардарика, 1996.

9 Торлопов В. А. К вопросу о российской концепции социального государства // Человек и труд. 1998. № 9- Торлопов В. А. Основные модели социального государства // Человек и труд., 1998. № 6- Торлопов В. А. Предложения к концепции социальной политики России // Человек и труд., 1998. № 7- Торлопов В. А. Социальное государство: сущность и генезис // Человек и труд., 1998. № 5- Торлопов В. А. Социальная политика в России: история и современность. СПб.: Институт специальной подготовки и психологии, 1999; Торлопов В. А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.

10 Смирнов С. Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос АРВ, 1999. .

11 Шохин А. Н. Социальные проблемы перестройки. М., 1989.

12 Милецкий В. П. Российская модернизация: предпосылки и перспективы эволюции социального государства. СПб., 1997.

13 Стребков А. И. Социальная политика: теория и практика. СПб.: Изд-во СПб. философского общества. 2000.

14 Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингемана / Науч. ред русского издания проф. Е. Б. Шестопал, Вече-Москва, 1999.

В рамках научных исследований о социально-политической деятельности государства накоплен большой категориальный аппарат, необходимый для анализа многих проблем, связанных с практической социальной политикой. Но его особенность заключается в том, что он не получил развития в направлении изучения механизма воздействия на социальные конфликты вообще и трудовые конфликты в частности. Первые попытки анализа социально-политического механизма воздействия на трудовые конфликты были сделаны не в политологии, а в конфликтологии. И, по сути дела, они явились единственным в отечественных исследованиях анализом социально-политического воздействия на трудовые конфликты, анализом условий их предупреждения и разрешения.15 Одной из первых попыток восполнить пробел в этом вопросе также является работа В. П. Милецко-го.16.

Объектом диссертационного исследования является социальная политика российского государства как механизм предупреждения и разрешения трудовых конфликтов.

Предметом исследования является концепция становления социально-политического механизма регулирования трудовых конфликтов в современной России.

Целью исследования является разработка концептуального подхода анализа социально-политического механизма регулирования трудовых конфликтов в современной России. В соответствии с данной целью предлагается решение следующих исследовательских задач:

— обозначить роль и значение социальной стратификации в производстве социального конфликта и становлении социальной политики;

15 Степанов Е. И. Роль конфликтологии в обеспечении безопасности и устойчивого развития России и ее регионов // Конфликтология — теория и практика, 2004. № 1- Степанов Е. И. Социальная политика как фактор урегулирования трудовых конфликтов // Трудовые отношения и социальные конфликты в современной России. М.: Современная экономика и право, 2004.

16 Милецкий В. П.

Введение

в историю и теорию институтов конфликторазрешения. Опыт сравнительного анализа. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.

— показать основные средства, которыми пользуется государство в управлении социальной дифференциацией общества;

— раскрыть сущность социально-политического механизма воздействия на социальную стратификацию общества;

— рассмотреть распределительную политику в ее сущностном содержании как политику распределения труда и конфликта;

— описать динамику трудовых конфликтов в современной России;

— проанализировать социальное партнерство как социально-политический институт урегулирования трудовых конфликтов. Методологические и теоретические основы исследования проблемы, анализируемой в диссертации, базируются на классических и современных представлениях о социальной политике и социальном конфликте. Методологическими предпосылками и основаниями работы выступают фундаментальные положения системно-формационной теории, институционального анализа, метода историко-сравнительного исследования, диалектико-материалистического метода, теории социальной политики и конфликта. При этом автор руководствовался требованиями основополагающих гносеологических принципов восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического в познании.

Эмпирической базой исследования послужили данные отечественной и зарубежной статистики, результаты отечественныхг и зарубежных эмпирических исследований, материалы периодической печати.

Научная новизна исследования обусловлена теоретическими и практическими потребностями разработки комплексной системы и механизма социально-политического управления трудовыми конфликтами в современной России. Данные достижения отражены в следующих имеющих научную новизну результатах диссертационного исследования:

— разработаны и обоснованы представления о социальной стратификации как детерминирующем условии конфликтности в обществе и социальной политики государства;

— определены роль и значение государства в управлении социальной дифференциацией, конечной целью которого является умеренно полярная модель социальной дифференциации;

— показаны социально-политические механизмы формирования социальной стратификации общества;

— определено содержание политики распределения труда и конфликтного способа превращения труда в капитал;

— проведено комплексное исследование динамики трудовых конфликтов в современной России;

— доказано, что социальное партнерство является наиболее оптимальным социально-политическим механизмом урегулирования трудовых конфликтов для современной России.

Положения, выносимые на защиту:

— социальная стратификация является объективной основой конфликтности в обществе. Неравное положение групп и классов в сложившейся системе социальных координат порождает субъективные основания конфликта — глубокую неудовлетворенность индивидом своим социальt ным положением. Конфликт при этом выступает одним из способов изменения или сохранения социального положения индивидов;

— государственное регулирование конфликтности общества предполагает целый арсенал средств политического и административного характера. Все эти средства, в конечном счете, направлены на поддержание социальной дифференциации, степень конфликтности которой не превышает разумные пределы. Для государства как формы организации общества такими разумными пределами является умеренная социальная дифференциация;

— достижение экономически и политически оправданной социальной дифференциации современным государством осуществляется за счет активной, адресной социальной политики, назначение которой не только уменьшить разрыв между богатыми и бедными, создать и укреплять средний класс, но и разрешить накапливаемые противоречия, порожденные сверхполярной или эгалитарной моделями социальной дифференциации. Тем самым государство всякий раз предупреждает конфликт, снижает степень конфликтности в обществе.

— распределительные отношения, в которых государство играет заметную роль, включаются в понятие социальной политики государства. Государство своей распределительной политикой оказывает воздействие на социальную дифференциацию, соизмеряет ее как с потребностями экономики, так и с потребностями населения страны. Но в силу того, что распределение дохода и получаемая при этом социальная дифференциация представляет собой один из моментов и условий превращения труда в капитал, на самом деле происходит распределение труда и его накопленной формы — капитала. На пути превращения труда в капитал социальная дифференциация играет роль мотора капитализации труда и объективно представленного конфликта. Вместе с распределением труда распределяется конфликт как способ утверждения необходимой как для экономики, так и для индивидов степени социальной дифференциации. Темсамым конфликт поддается как предупреждению, так и разрешению;

— трудовые конфликты как особая форма социального конфликта играют определяющую роль как в становлении той или иной модели социальной дифференциации, так и в политике распределения. Они, с одной стороны, выступают источником прогрессивного развития производительной силы общества, с другой стороны устанавливают такую степень неравенства, которая наиболее точно отражает степень развития общества и степень удовлетворенности индивидов своим положением. Трудовые конфликты, осуществляемые в соответствии с правовой регламентацией, не укрепляют антагонизма между конфликтующими сторонами. Существенным же дополнением и особой, становящейся самостоятельной, формой предупреждения и разрешения трудового конфликта, является институт социального партнерства;

— социально-политический институт социального партнерства зарекомендовал себя как положительная форма предупреждения и разрешения трудового конфликта. Основным инструментом социального партнерства является социальный договор между заинтересованными сторонами, осознавшими, что трудовой конфликт без должной социальной регламентации может из конструктивной фазы перерастать в свою деструктивную фазу, которая может редуцироваться в фазу политического конфликта и угрожать тем самым стабильности государства и общества в целом. Становление социального партнерства в современной России сопровождается серьезным непониманием со стороны бизнеса необходимости укрепления этого института. В связи с чем государство в этом процессе занимает наиболее активную позицию, и, по сути дела, насаждает его в жизнь общества. Данная позиция государства на современном этапе вполне оправдана.

Теоретическая и практическая значимость проведенного в диссертационном исследовании анализа состоит в разработке концепции государственного регулирования трудовых конфликтов в современной России. Представленное теоретическое осмысление акцентирует внимание на трудовом конфликте как вполне легитимном способе сохранения и изменения социальной стратификации российского общества. Понимание того, что трудовой конфликт в своей конструктивной, фазе является способом, определяющим производительный прогресс и соответствующую ему систему социальной стратификации, дает основание для урегулирования трудовых конфликтов социально-политическим способом. В диссертационном исследовании в качестве такого способа рассматривается социальное партнерство. Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства начинает признаваться всеми участниками социально-трудовых отношений — работодателями, наемными работниками, государством.

Результаты проведенного анализа и новые теоретические положения могут быть использованы в дальнейшей разработке теоретических основ государственного регулирования трудовых конфликтов социально-политическим инструментарием.

Обоснованные в диссертационном исследовании выводы и научные положения могут выступить теоретическим основанием для исследований в области государственного управления социальными конфликтами. Выводы, обобщения, материалы диссертационного исследования могут быть использованы в подготовке учебных курсов «Социальная политика современных государств», «Основы социального государства», «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» для студентов высших учебных заведений.

Основные выводы и положения исследования апробированы автором в сообщениях и докладах конференций, в том числе Международной научно-практической конференции и межрегиональной научно-практической конференции «Социальное партнерство — опыт, проблемы и перспективы развития» (Пермь, 20 ноября 2003 г.) — II Международном конгрессе конфликтологов «Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия» (Санкт-Петербург, 30 сентября — 2 октября 2004 г.) — конференции «Человек постсоветского пространства» (Санкт-Петербург, 24 — 25 февраля 2005 г.).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры политических институтов и прикладных политических исследований философского факультета Санкт-Петербургского университета 9 июня 2005 г. и рекомендована к защите.

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы 158 страниц текста в компьютерной верстке.

Основные выводы, к которым приходит автор в первой главе диссертационного исследования, заключаются в следующем:

— социальная стратификация является объективной основой конфликтности в обществе. Неравное положение групп и классов в сложившейся системе социальных координат порождает субъективные основания конфликта — глубокую неудовлетворенность индивидом своим социальным положением. Конфликт при этом выступает одним из способов изменения или сохранения социального положения индивидов;

— государственное регулирование конфликтности общества предполагает целый арсенал средств политического и административного характера. Все эти средства в конечном счете направлены на поддержание социальной дифференциации, степень конфликтности которой не превышает разумные пределы. Для государства как формы организации общества такими разумными пределами является умеренная социальная дифференциация;

— достижение экономически и политически оправданной социальной дифференциации современным государством осуществляется за счет активной адресной социальной политики, назначение которой не только уменьшить разрыв между богатыми и бедными, не только создать и укреплять средний класс, но и тем самым разрешить накапливаемые противоречия, порожденные сверхполярной или эгалитарной моделями социальной дифференциации. Тем самым государство всякий раз предупреждает конфликт, снижает степень конфликтности в обществе.

Гпава вторая. Трудовые конфликты и социально-политический механизм снижения конфликтности в обществе.

Социальная стратификация как неравное положение индивидов, групп индивидов и классов по отношению друг к другу порождают разнородные по своему типу конфликты. Но наиболее существенным конфликтом в системе рыночных отношений является трудовой конфликт. Государственная форма организации общества, социальная политика как форма государственной организации общества обладает сегодня достаточным потенциалом предотвратить конфликт. Но, как и все в рыночных отношениях представлено в двояком виде, так и происходит с предотвращением конфликта. Государство, нацеленное на предотвращение конфликта, порождает его, трансформирует в такие формы взаимодействия между группами людей и классами, которые окончательно не исключают его из жизни общества.

Социальная политика государства для сглаживания конфликтного противостояния в обществе использует механизм распределения, создаваемого в обществе богатства, распределяя труд таким образом, чтобы исключить его диспропорциональность как в территориальном, так и в социальном плане. Однако государство в процессе превращения труда в капитал, в эту основу рыночной системы хозяйствования, не в состоянии определить разумные пропорции труда в различных отраслях экономики. Тем самым оно не в состоянии полностью исключить конфликт как способ превращения труда в капитал. Государство может снизить конфликт созданием политических условий партнерского взаимодействия между различными силами в обществе, чей интерес в движении превращения труда в капитал противостоит друг другу. Партнерство как институт социальной политики — наиболее приемлемая форма согласованного взаимодействия социальных сил в обществе, снижения конфликтности в нем. Данный институт, в полной мере признанный в странах развитого капитала всеми слоями общества как основной конфликторазрешающий институт, в современной России начинает постепенно признаваться, приобретать свое социальное значение.

2.1. Распределительная политика — политика распределения труда и конфликта.

Невозможно анализировать проблему конфликторазрешающей способности социальной политики, не имея адекватного представления о распределительных процессах в стране и имущественной структуре населения, т. е. социальной дифференциации. Не будет преувеличением констатировать, что у общества, да и у власти, такого представления нет. Оно не может быть сформировано на основе официальных данных, которые не только слабо отражают масштабы теневой экономики, но и не учитывают реального положения и численности как наиболее бедных, так и наиболее богатых слоев населения. Независимые социологические исследования, экспертные оценки и бытовой опыт позволяют сделать по меньшей мере три вывода: во-первых, беднейшие слои населения значительно многочисленнее, чем это принято считать, а глубина бедности его немалой части является трудно совместимой с существованием человекаво-вторых, имеющиеся официальные данные о доходах значительной части среднеобеспеченных слоев населения существенно ниже, чем в действительности, так как почти не отражают доходов, получаемых неофициально («в конвертах»), а также доходов от теневой экономикив-третьих, самая верхняя доходная группа населения, хотя очень узка, но тем не менее более многочисленна, чем это следует из данных налоговых служб или оценок, опубликованных в журнале «Forbes». К тому же долларовые миллиардеры и миллионеры относительно широко представлены не только в лице крупнейших предпринимателей — «олигархов», но и, как видимо, не без оснований считается в экспертной среде — в числе наиболее высокопоставленной бюрократии и в руководстве силовых структур.

Несмотря на провозглашенный лозунг борьбы с бедностью, наименее обеспеченные слои населения не только не учитываются официальной статистикой, но и вообще находятся вне поля зрения государства и общества в целом. Их бедность — застойная, в известном смысле слова ее можно назвать теневой бедностью, по-существу, она игнорируется обществом. Несмотря на полную не включенность бедных, находящихся в состоянии нищеты, в общественно-политическую жизнь, в случае возникновения в стране экстремальной политической ситуации, данный слой может сыграть ощутимую роль в обрушивании политической стабильности.

Для проведения эффективной социальной политики, отвечающей не только задачам обеспечения политической стабильностью, но и гуманистической ориентацией нормального общества, необходимо классифицировать малообеспеченное население по степени бедности и внедрить в практику различные формы помощи наименее обеспеченным слоям. При этом нужно не исключать, а достаточно широко практиковать натуральную помощь — продовольственную и лекарственную — людям, находящимся в особенно тяжелых жизненных условиях. Для разработки соответствующих механизмов может быть использован оправдавший себя опыт некоторых стран. Разумеется, в отношении любых форм поддержки социально слабых слоев населения необходимо предотвратить появление в России, наглядно проявившихся в мировой практике, присущих тем или иным патерналистским акциям государства негативных последствий, способных породить иждивенческий уклад жизни, атрофировать стимулы к труду. Однако данное соображение не может вести к отрицанию насущной необходимости ощутимой поддержки государством и обществом действительно остро нуждающихся социальных слоев.

Констатация выше названных черт социальной ситуации в России не должна затушевать наблюдаемые в обществе позитивные процессы, протекающие главным образом под влиянием развертывания рыночных отношений, несмотря на их очевидную деформацию. Речь идет прежде всего о формировании среднедоходных и высокодоходных социальных групп, активизирующих развитие экономики и инновационные процессы в нем, выступающих в качестве групп роста профессионального, интеллектуального и культурного потенциала общества, формирующих свою трудовую и предпринимательскую активность на основе требований рынка и заинтересованных в повышении конкурентоспособности, ориентированных на развитые стандарты потребления и являющихся ориентирами восходящей социальной мобильности для других способных к ней групп населения. Тем не менее, в настоящее время особого внимания требует социально неоправданное дальнейшее углубление социальной дифференциации населения, которая приняла социально неприемлемые масштабы и не служит решению задач общественного прогресса.

Возрастание богатства на одном полюсе происходит на фоне чрезмерно низкого жизненного уровня на другом полюсе. При этом следует отметить тенденцию к ухудшению материальной обеспеченности наиболее бедных слоев населения. Эта тенденция выявляется при сопоставлении динамики цен на товары, составляющие потребительскую корзину беднейших слоев населения, с динамикой их доходов, рост их затрат на коммунальные услуги, слабо нейтрализуемый льготами, практическую недоступность для этих слоев современных возможностей повышения их материальной обеспеченности и позитивной социальной динамике вообще.

Эта тревожная констатация не должна вести к игнорированию неустойчивости социального положения и более обеспеченных слоев населения в силу не только неустойчивости экономического развития страны, но и ограниченных возможностей и слабых социальных гарантий поддержания и восстановления социального, в том числе и материального статуса, в случае наступления чрезвычайных личных обстоятельств.

Особую проблему составляет формирование целых низкопродуктивных групп занятого населения, неконкурентоспособных и утрачивающих возможности и стимулы профессионального и личностного развития. Сюда относятся, прежде всего, значительная часть работников нерентабельных предприятий, финансируемых из госбюджета, отстающих в своем развитии учреждений социальной сферы. Нужно особенно подчеркнуть специфическую роль государства в формировании бедности населения. Из-за недостаточного финансирования расширяется слой так называемых новых бедных, по существу утрачивающих возможность и способность качественно выполнять свои профессиональные функции.

Анализ потенциала и проблем социального развития российского общества и прежде всего формирование доходов основной массы населения позволяет сделать вывод о том, что главным препятствием на пути социальной рационализации этого развития выступает сложившийся механизм распределения, его цели, критерии, формы и методы. И в настоящее время главной функцией российского государства остается создание благоприятных условий для наращивания богатства элиты. Если в начале 90-х годов эту, появившуюся тогда, функцию можно, было, в известной мере, объяснить и оправдать потребностями перехода к рыночной экономике и необходимостью создать социальную базу, заинтересованную в предотвращении реставрации прежней псевдосоциалистической системы, то в настоящее время эта функция становится тормозом осуществления других общественно необходимых функций государства, прежде всего его социальных функций. Было бы ошибкой утверждать, что негативные процессы в сфере распределения обусловлены только действием рыночных начал.

Напротив, они вызваны прежде всего медленной и искаженной их реализацией, в значительной мере антисоциальной политикой государства, сохраняющейся в значительной мере независимостью доходов «элиты» от требований рынка, экономической и социальной эффективности ее деятельности, масштабными сферами нерыночного поведения предприятий, получением доходов и формированием состояний «элиты» путями, противоречащими народнохозяйственным и вообще общественным интересам. Напрашивается вывод, что общество располагает более значительными ресурсами для преодоления бедности, чем те, которые задействованы или намечается задействовать. Доступ к этим ресурсам может открыться в случае кардинального изменения сложившейся постсоциалистической общественной системы, кардинального улучшения условий для предпринимательства, преодоления во многом криминализованного поведения элитных слоев общества, восстановления в разумных пределах ориентиров социальной политики (разумеется, без возврата к уравнительным и патерналистским ее принципам и методам).

Малообеспеченные слои населения нуждаются не только в государственной и общественной поддержке, но и в приемлемых для них формах трудовой активности. Речь идет не только о возможностях переквалификации, о содействии трудоустройству в обычных организационных формах, но и о наличии возможностей вовлечения в трудовой процесс тех социальных групп, которые наименее к нему приспособлены в силу возраста, состояния здоровья, пониженной способности к социальной мобильности. Необходимо рассмотреть возможности распространения специфических форм общественной активности этих слоев населения для организации посильного труда на основе кооперативных объединений, особенно по месту жительства, надомной занятости, соседской взаимопомощи, прямых закупок продовольствия и т. д. Для создания таких возможностей необходимо определенное содействие со стороны государственных органов, особенно на местном уровне, в форме организационной помощи, инструктажа, представления в необходимых случаях производственных помещений и т. п.

Этот сектор экономической активности нельзя приравнивать к малому бизнесу, статусу предпринимателей, функционирующих без образования юридического лица. Данный сектор нельзя оценивать с фискальной точки зрения, для него могут потребоваться определенные минимальные расходы государства. Однако можно полагать, что он способен при определенных условиях сыграть немаловажную роль в снижении остроты материального положения многих категорий малотрудоспособного населения.

В настоящее время среди всего многообразия социальных проблем, переживаемых обществом, особое внимание стоит обратить прежде всего проблеме, связанной с вступлением в силу закона о монетизации льгот. Первоначальным замыслом была замена механизма натуральных номенклатурных привилегий более демократическим товарно-денежным механизмом удовлетворения потребностей элитных групп. Такая замена произошла в известной мере естественным образом — через обогащение этих групп легальными и нелегальными путями и развитие потребительского рынка, значительный сегмент которого ориентирован на удовлетворение потребностей «элиты». Однако прежний номенклатурный подход по существу не преодолен. В центр социальной политики государства выдвинулась задача снижения социальной нагрузки на государственный бюджет путем не только отмены части социальных пособий и массовой замены натуральных услуг денежными выплатами, но и все более широким внедрением рыночных начал в работу учреждений социальной сферы.

С одной стороны, нужно признать, что существовавшая система социального обслуживания, прежде всего льгот, действительно многократно превышала возможности государственного бюджета, и потому предусмотренные законом льготы зачастую не предоставлялись. Нужно признать также, что существовавшая система порождала социальную и экономическую неэффективность многих затрат, коррупцию и иные злоупотребления. С другой стороны, выявились очевидные противоречия и недостатки концепции монетизации льгот. В принципе льготы должны быть ориентированы на удовлетворение определенных социально значимых потребностей. Этот принцип в значительной мере нарушается. Рекламируя возможность использования денежных выплат на любые цели, порождается опасность обращения их на нужды, далекие от их формального предназначения. Нарушается принцип «адресности» предоставления социальных услуг, поскольку выплаты могут выдаваться не только тем, кто имеет определенную потребность, но и тем, кто такой потребности не имеет. Особенно остра проблема низких денежных выплат с реально необходимыми затратами на удовлетворение данной потребности.

Следует ожидать, что несмотря на намеченное некоторое общее увеличение социальных затрат, так называемые льготники особенно остро, чем до сих пор, ощутят и в субъективном, и в объективном плане неудовлетворительный уровень социальной поддержки.

Складывается тенденция к поддержанию остаточных принципов финансирования учреждений социальной сферы, резкому сокращению обязательств государства и области здравоохранения и образования, вытеснению принципа бесплатности рыночными отношениями. Не вызывает со мнения невозможность сохранения существовавшей до этого системы организации и финансирования в прежнем режиме, а потому налицо необходимость глубокого реформирования этих сфер. Однако осуществлявшиеся до сих пор меры (например, попытки внедрения страховых принципов в медицинское обслуживание) по существу не дали положительных результатов. Требуется новый этап реформирования, концептуальная основа и практика которого не без основания вызывает разногласия в обществе.

Прогрессивные идеи социальных реформ получают в государственной практике искаженное воплощение. Так, например, явная недостаточность финансовых персонифицированных обязательств государства в области высшего образования, сопротивление руководителей и персонала социальных учреждений изменению старой системы функционирования, благоприятствующей коррупции и многое другое свидетельствует о том, что государство поступает не так, как было задумано.

Реалистический анализ сегодняшней социально-экономической ситуации в стране и перспектив ее развития показывает, что при нынешних темпах роста ВВП рассчитывать на социально приемлемый для современного человека минимальный уровень доходов, включая установление минимальной заработной платы на уровне цивилизованного, а не заниженного прожиточного минимума, удовлетворительного уровня минимальных пенсий и пенсионного обеспечения вообще и т. д. возможно лишь по истечении примерно двух десятилетий. При этом простой количественный рост ВВП не решает проблем: необходимо улучшение качественных параметров воспроизводства, обеспечиваемое повышением эффективности использования ресурсов. В противном случае экономический рост будет достигаться лишь путем дальнейшего снижения жизненного уровня населения, как это продолжается на протяжении 15 лет экономических реформ в стране.

Обеспечение качественного экономического роста предполагает создание условий для экономической и политической активности общества. Поэтому перспективы роста прямо или косвенно связаны не только с усилением стимулирующей роли рыночных отношений при их оптимальном государственном регулировании, но и с развитием демократических начал общественной жизни. Следовательно, решение проблемы преодоления бедности в конечном счете предполагает демократизацию страны.

Далее, важно коренным образом улучшить работу по абсолютно необходимому реформированию социальной сферы. Идеи повышения эффективности ее функционирования не должны вырождаться в плане простой экономии социальных затрат. Предстоит изыскать возможность усиления социальной политики и повышения ее эффективности в условиях ограниченности ресурсов и при наиболее рациональном использовании их прироста.

Наконец, необходимо понимать, что для преодоления бедности будет явно недостаточно тех ресурсов, которые можно нарастить при реалистически прогнозируемом экономическом росте, если не оздоровить распределительные процессы в стране. Нужно реалистически подходить к исторически оправданной опытом социализма, но ныне часто примитивизи-руемой критике процессов дифференциации доходов населения и возможностей их государственного регулирования. Неприемлемость лозунга «Все отобрать и поделить» очевидна, но столь же очевидна неприемлемость нынешних масштабов имущественной дифференциации населения, которая к тому же сформировалась зачастую на внеправовой и асоциальной основе. В то же время важно понимать, что главным путем уменьшения масштабов дифференциации является повышение жизненного уровня малообеспеченных слоев населения, а не произвольное понижение верхнего уровня доходов. Произвольное понижение верхнего уровня доходов приведет к подрыву экономической заинтересованности мелкого и среднего предпринимателя.

Таким образом, видится три направления реформирования распределительных отношений:

— качественный экономический рост и равномерное распределение капитала по стране в целом;

— более справедливое распределение доходов, введение прогрессивных ставок налогообложения доходов и имущества;

— создание всего комплекса общественно-политических и социально-экономических условий для развития трудовой и предпринимательской активности всех слоев общества.

В экономическом развитии страны сегодня мы наблюдаем тенденции обратные тем, которые необходимы для создания равного социально-экономического пространства на всей территории страны.

Заключение

.

Социальная политика в узком смысле слова — это система мер государства по поддержанию тех общественных групп и слоев населения, которые в силу тех или иных причин оказываются в более трудном положении, чем другие, страдают от специфических обстоятельств и не могут своими силами улучшить свое положение (пенсионеры, дети-сироты, работающие матери и т. д.). В широком смысле под социальной политикой понимают взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т. п.). Широкое понимание социальной политики, во-первых, отражает то, что в сферу социальной политики включаются взаимоотношения людей по поводу социального положения, которое характеризуется условиями жизни, и потребностями индивидов. Во-вторых, социально-трудовая сфера выступает основой социальной политики. Социальная политика оказывает прямое воздействие на свою собственную основу — социально-трудовые отношения, в недрах которых порождается неравное положение групп и классов, формируется социальная дифференциация.

Данная методологическая основа позволяет нам говорить о генетическом родстве социальной политики как политического инструмента воздействия на социально-трудовые отношения и на предупреждение и разрешение трудового конфликта как устоявшегося способа реализации этих отношений в рыночных условиях.

Трудовые (индустриальные, как их называют в западных исследованиях — Авт.) конфликты представляют собой тип социальных конфликтов, такой тип, который предопределяет последующие типы социальных конфликтов. Надо сказать, что трудовому конфликту предшествуют две социально-экономические причины. Одна причина более масштабная и вытекает из распределительных отношений. Другая причина, непосредственно оказывающая воздействие на степень конфликтности в обществе, является следствием господствующих распределительных отношений и связана с различием в социальном положении индивидов, с типом социальной структуры общества, его социальной стратификации и дифференциации. Социальные различия, или социальная дифференциация, не только оказывают влияние на степень конфликтности в обществе, которая может быть измерена эмпирическим путем, но и непосредственно выступают основой социально-политической функции государства.

Обозначенные причины как конфликта, так и способа его предупреждения и разрешения — распределительные отношения и социальная структура общества, представленная как социально-дифференцированная структура — могут при определенных условиях выступить и выступают позитивным способом предупреждения и разрешения трудового конфликта. Это достигается в различных распределительных отношениях и социальной дифференциации по-разному, начиная от простой помощи со стороны государства нуждающимся наемным работникам до разветвленной системы социального партнерства.

Социальное партнерство — наиболее развитый способ предупреждения и разрешения трудовых конфликтов. Однако и он страдает недостатками, так как не может оказать принципиального воздействия на распределительные отношения, на социальную дифференциацию в обществе. Однако в локализации трудовых конфликтов, в предупреждении этих конфликтов при положительном экономическом развитии социальное партнерство становится незаменимым институтом конфликтопредупреждения и разрешения.

В современной России данный институт находится в стадии становления и может быть принят в силу своего достаточного внутреннего неконфликтного потенциала за основной способ конфликторазрешения. Мы видим, что согласие двигаться в направлении становления этого института, достигнуто в последнем Генеральном соглашении между государством, работодателями и наемными работниками. Они смогли даже прийти к заключению о важности подготовки и чтения в высших учебных заведениях курса «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства». Этот симптом признания социального партнерства как основополагающей модели разрешения трудовых конфликтов и достижения консенсуса дает простор для дальнейшего более углубленного анализа становления данного института.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Н. Социальная политика государства и социальная структура общества. М.: ТОО «Дело», 1995.
  2. Е. В. Социально-трудовые конфликты и пути их разрешения. М., 1993.
  3. Н. В., Ворончикова Г. А. Развитие трудовых конфликтов в России в период перехода к рыночной экономике // СОЦИС, 1993, № 8.
  4. В. М. Социальное государство: от декларации к воплоще-нию//Человек и труд, 2004, № 4.
  5. Антикризисное управление / Под ред. Короткова Э. М., М., 2000.
  6. Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  7. Аргументы и факты. 2000. № 50.
  8. А. Влияние оценок труда и распределение доходов на конфликтность в трудовых коллективах предприятий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, СПб., 1994.
  9. М. В. Социальная природа и некоторые проблемы современенного российского государства //Вестник Российской академии наук, 2000, Том 70, № 9.
  10. С. С., Саралиева 3. Х.-М. Россия социальное государство? // Социальная политика социального государства / Под ред. проф. З.Х.-М. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2002.
  11. Бедность и доходы населения России//Уровень жизни населения регионов России. М.: Изд-во «ВЦУЖ», 2004.
  12. JI. А. Социальная модернизация в России в конце XX века. М., 1997.
  13. Г. П., Темницкий A. JI. Вторичная занятость и ее социальные последствия // Социол. исслед., 1999, № 5.
  14. Г. П., Темницкий A. JI. Удовлетворенность работой на предприятии и удовлетворенность жизнью рабочих: традиционные и новые факторы // Социол. журнал, 1999, № ½.
  15. Г. П., Темницкий A. JI. Коллективистские трудовые отношения на частном промышленном предприятии // Социологический журнал, 1998, № 1−2.
  16. Г. П., Патрушев В. Д., Темницкий А. Л. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда и удовлетворенность работой // Социологические исследования, 1998, № 4.ч)
  17. П. В. Альтернативные профсоюзы на пути освоения социального пространства// Социс, 2001, № 5.
  18. А. Конституционные суды, социальные права и социальное государство / Перевод с немецкого Е. Ивановой // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003.1.
  19. А. И. Теория и практика формирования правового и социального государства // Право и политика, 2003, № 3.
  20. М. А. Предприниматели современной России как субъект социального партнерства" // Экономика и политика в переходном обществе: кризис взаимодействия / Под ред. Никовской JL И., М., 2000.
  21. Ф. Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. Учебное пособие. М.: Фирма Гардарика, 1996.
  22. Г. Социальные гарантии в условиях рыночной экономики // Общество и экономика. 1998. № 10−11.
  23. Г. Г. Рынок и государство: контуры социальной ориентированности. Изд-во С.-Петербургского университета, СПб., 2005.
  24. Ф. И. Социальному государству общенациональную систему социального партнерства // Вестник Совета Федерации по социальной политике, 2000, № 1.
  25. М. Б. Основы экономики и социологии труда. Часть I. СПб., 1994.
  26. . М. Экономика и социология труда. М., 1999.
  27. Э. Последствия модернизации // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999.
  28. Э. Социология. Эдиториал УРСС, М., 1999.
  29. В. А. Особенности занятости и безработицы в российской экономике в переходный период // Уровень жизни населения регионов России, 2002, № 9.
  30. Н. Н. Выбор социальное государство // Аналитический вестник / Совет Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, 1999, № 24.
  31. Н. Н. Станет ли Россия социальным государством? /Беседа с ректором Академии труда и социального развития Н. Н. Гриценко // Вестник государственного социального страхования, 2002, № 6.
  32. Н. Н.Социальное государство: рождение и развитие концепции // Народонаселение, 2000, № 2.
  33. Н. А. Правовое регулирование трудовой миграции в современных условиях // Уровень жизни населения регионов России, 2003, № 9.
  34. В. В. Социальное государство и общество. С.-Петербургское общество. «Фонд культуры и образования», СПб.: Северная звезда, 2002.
  35. Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования, 1994, № 5.
  36. V 45. Дегтярев Г. П. Социальное или социальное правовое государство мыстроим в России? // Вестник Совета Федерации по социальной политике, 2000, № 1.
  37. А. В. Конфликтология. Учебное пособие, М^ 2003.
  38. М. Политика социальных расходов в современной России // Вопросы экономики. 1996. № 10.
  39. В. И. Российские реформы: социология, экономика, политика / Институт социально-политических исследований РАН. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002.
  40. Забастовки. 1988 1993 гг. в России (социологический аспект)/ Под ред. д.ф.н., проф. Зайцева А. К. Калужский институт социологии., Калуга. 1996.
  41. А. К. Социальный конфликт. М. 2000.
  42. А. К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга: КаИС, 1993.
  43. А. К. Трудовой конфликт. Калуга: КаИС, 1991.
  44. Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 25 ноября 1995 г., № 175-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 1995. № 48.
  45. Заключительный отчет Компании социальных технологий и экспертизы СОТЭКО, 2000 г.
  46. А. Н. Организационная психология. Учебное пособие. М., 2002.
  47. Ю. Социальный конфликт. Политологический анализ. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1992.
  48. Защита социально-экономических прав конституционными судами стран Восточной Европы // Конституционное правосудие и социальное государство. Сборник докладов. М., 2003.
  49. А. Г. Социология конфликта. М., 1996.
  50. В. Н. Россия: обретение будущего (размышления социолога). Изд-во 3-е, доп., М., РИЦ ИСПИ РАН, 1998.
  51. О., Гавра Д. Социальное партнерство: некоторые вопросы теории. СПб., 1994.
  52. Изменения в питании населения России в 1990 2002 гг. Уровень жизни населения регионов России. Изд-во «ВЦУЖ», М., 2004, № 11.
  53. Информация о трудовых спорах и конфликтах Министерства труда РФ за 1996 год. М., 1997.
  54. Иррациональное и рациональное в Американской трагедии // Вестник политической психологии. 2001. № 1.
  55. История профсоюзов России / Под ред. Грищенко Н. Н. М., 1999.
  56. С. В. Социальное государство: эволюция и этапы становления // Человек и труд. 2002. № 10.
  57. С. В. Функциональная теория социального государства. М.: Экономика, 2002.
  58. С. В. Становление социального государства в России. М.: Экономика, 2003.
  59. Н. Р. Социально-экономическая взаимообусловленность опwлаты труда и бедности населения // Уровень жизни населения регионов России. 2003. № 9.
  60. М. В. Тенденции изменения численности профессиональных союзов // Социс, 2001. № 5.
  61. Е. Д. Регулирование трудовых отношений в переходный период к рыночной экономике. Автореферат на соискание ученой степени д. э. н., М., 1996.
  62. А. М. Развитие забастовочного движения и иных форм коллективного протеста в современной России: истоки, динамика и осо
  63. V бенности / Тезисы докладов и выступлений на II Международномконгрессе конфликтологов «Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия», М.-СП6., 30.09.-2.10.2004г., СПб.: Наука. 2004.
  64. А. М. Социально-трудовые конфликты в современной России. Истоки, проблемы и особенности. М.: Летний сад, 2002.
  65. JI. Функции социального конфликта. М.: Идея Пресс, 2000.
  66. Г. И. Введение в конфликтологию. М., 2000.
  67. Н. Е. Социально-трудовые отношения: современные проблемы теории и практики. СПб., 1993.
  68. Конституционное правосудие и социальное государство. Сб. докладов / Институт права и публичной политики. М.: Институт права и публичной политики, 2003.
  69. Конфликты в современной России / Под ред. Е. И. Степанова. М., 1999.
  70. Концепция социального государства Российской Федерации: Обсуждена и принята на заседании круглого стола 19 ноября 2002 г. // Народонаселение. 2003. № 1.
  71. Г. В. Состояние, проблемы и пути развития рынка труда в России // Уровень жизни населения регионов России. 2002. № 4.
  72. С. И. Социальное партнерство в России: состояние и перспективы. М., 1999.
  73. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь.- М.: «Дело ЛТД», 1994.
  74. М. В. Правовой механизм социального партнерства в регулировании трудовых и социально-обеспечительных отношений (сравнительно-правовое исследование). Автореферат на соискание ученой степени д. юр. н. М., 1997.
  75. М. В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства. Ярославль, 1997.
  76. Д. С., Поршнев А. Г. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. М., 2002
  77. К. Теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. Ч. 1.1. Щ)
  78. К., Энгельс Ф. Соч. Издание второе. Госполитиздат, М., 1962.
  79. В. П. Российская модернизация: предпосылки и перспективы эволюции социального государства. СПб., 1997.
  80. В. П. Введение в историю и теорию институтов конфлик-торазрешения (Опыт сравнительного анализа). Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 2002.
  81. А. А., Эйдельман Я. JL Социально-трудовые отношения в свете перспектив развития экономики // Социально-трудовые отношения: состояние и тенденции развития в России. Самара, 1999.
  82. В. И. Социальное партнерство. М., 1998.
  83. Министерство экономики РФ. Уточненные показатели прогноза социально-экономического развития РФ. М., 2002.
  84. В. А. Политика социального партнерства. М., 1999.
  85. В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. М., 2001.
  86. К. Н. Некоторые проблемы социально-экономической эффективности труда и занятости молодежи на современном эта-пе//Уровень жизни населения регионов России. 2002. № 11.
  87. П. П. Стимулирование поведения наемных работников через предоставление социальных выплат, льгот и услуг // Уровень жизни населения регионов России. 2002. № 9.
  88. На пути к социальному партнерству. Развитие социально-трудовых отношений в современной России: от односторонне-командного управления к трехстороннему сотрудничеству // Специальное приложение к бюллетеню «Конституционный вестник». М., 1993.
  89. Е. А. Социальное государство как конституционный принцип и его реализация в решениях Конституционного суда Российской Федерации // Право и политика. 2004. № 2.
  90. А. Ф. Практика применения законодательства о социальном партнерстве. Справочник кадровика. 2000. № 1
  91. Обзор экономической политики в России за 2002 год. М., 2002.
  92. Ю. Социальное партнерство в России: имеются ли предпосылки. // Вопросы экономики. 1994. № 5.
  93. Основные права человека в сфере труда и их защита. «Библиотечка „Российской газеты“ приложение к Российской газете». Вып. № 2223, 1999 г.
  94. Г. В. Россия: национальная идея, социальные интересы и приоритеты. Фонд содействия развитию социальных и политических наук. М., 1997.
  95. Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингемана / Науч. ред. русского издания проф. Е. Б. Шестопал, Вече-Москва, 1999.
  96. Политология. Энциклопедический словарь. Издательство московского коммерческого университета, М., 1993.
  97. Положение о Российской трехсторонней комиссии ло урегулированию социально-трудовых отношений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 20.02.92. № 103 // Трудовое законодательство России. Законодательные акты и комментарии. М. 1993.
  98. Приказ Министерства труда и социального развития от 29.02.2000 г. «Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте РФ». Российская газета. 4 мая 2000 г.
  99. Право и экономика. 2001, № 4
  100. Профсоюзы и экономика. 1999, № 1.
  101. Профсоюзы: Международное издание. 2001, № 11.
  102. Розанваллон, Пьер. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния / Пер. с франц. Барановского К. Ю., Немовой Л. А., Из-во «Ad Mardginem», М., 1997.
  103. Российский рынок труда: путь от кризиса к восстановлению / Пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 2003.
  104. Российский статистический ежегодник. 2000.
  105. Российская газета. 1996. 22 мая.
  106. Россия и социальное партнерство. М., 1993.
  107. Россия 1999. М., Издательство ИСЭПН, 2000.
  108. Российские компании на пути к корпоративному гражданств // Ведомости, 2002, 14 февраля.
  109. Е. Н. Проблема сохранения в философии и естествознании. СПб., Изд-во СПбГУ, 1999.
  110. Э. Социальные конфликты на российских предприятиях // Общество и экономика. 2002. № 12.
  111. М. Н. Трансформация социальной структуры российского общества//Социологические исследования, 1997, № 7.
  112. Е. И. Социальное партнерство мировой опыт // Уровень жизни населения регионов России. 2003. № 1.
  113. Е. И. Социальное партнерство особенности и перспективы развития // Уровень жизни населения регионов России. 2002. № 3.
  114. И. Беспризорники в Белом доме // Российская газета, 2002, 14 февраля.
  115. Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996.
  116. А. А. Локаут в системе трудовых отношений // Труд за рубе жом. 1995. № 1.
  117. Ситуация в стране и коллективные действия профсоюзов // Солидарность. 1999. № 37, октябрь.
  118. Г. Э. Социальная экономика. М., 2001
  119. С. Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Ге-лиос АРВ, 1999.
  120. Собрание законодательства РФ. 1996, № 17−18.
  121. Современная экономика: российская модель. М., 2002
  122. А. В. Социальное партнерство в России: проблемы содержания, эффективности и развития // Современная конфликтология (Тезисы докладов и выступлений на I Международном конгрессе конфликтологов). СПб., 2003
  123. А. В. Политико-административное управление системой органов государственной власти по разрешению коллективных трудовых споров: модели системы и проблемы эффективности // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 4.
  124. А. В. Практический комментарий закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». М.: Фонд «Правовая культура». 1997.
  125. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  126. Социальная защита населения: региональный аспект. Иркутск. 1993.
  127. Социальная защита. 1999, № 12.
  128. Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. М., 2001.
  129. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. М., Наука, 2001.
  130. Социальное партнерство как перспективная система конструктивного разрешения отечественных конфликтов // Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  131. Социальная сфера России: Статистический сборник. М., 1996.
  132. Социальная политика. Учебник / Под общей ред. Н. А. Волгина. М.:т
  133. Издательство «Экзамен», 2002.
  134. Социальное расслоение и мобильность. М., 1999.
  135. Социальные конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования)., М.: УРСС, 1999.
  136. Социальная энциклопедия. Редкол.: А. П. Горкин, Г. Н. Карелова, Е. Д. Катульский и др., М., Большая Российская энциклопедия, 2000.
  137. Социальные резервы трудозанятости в переходный период (на материалах конкретно-социологических исследований в Краснодарском крае) / Под ред. Трубилина И. Т. Краснодар, 1998.
  138. Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах Российско-французского центра социологии и философии ИС РАН / Отв. ред. Н. А. Шматко. Ин-т экспериментальной социологии. М.: «Алетейя», 2001
  139. Социологические исследования. 2000, № 10
  140. Справка Министерства финансов РФ «О расходах консолидированного бюджета на 1994 год" —
  141. Сравнительный анализ уровня жизни по федеральным округам и регионам. Северо-Западный Федеральный округ // Уровень жизни населения России. М.: Изд-во «ВЦУЖ». 2004.
  142. У.А. Понятие и сущность социального государства в Российской Федерации // Конституционные чтения. Межвузовский сборник научных, трудов, Саратов, 2002. Вып. З, ч.2.
  143. Е.И. Социальное партнерство в России: проблемы становления // Трудовые отношения на предприятиях с иностранным участием / Под ред. Козловского В. В. СПб., 2000.
  144. Е. И. О роли государства как основного социального института стабилизации и развития современного российского общества в условиях глобализации (конфликтолого-синергетический ас
  145. Е. И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., Институт социологии РАН, 1996.
  146. Е. И. Роль конфликтологии в обеспечении безопасности и устойчивого развития России и ее регионов // Конфликтология теория и практика, 2004. № 1.
  147. Е. И. Социальная политика как фактор урегулирования трудовых конфликтов // Трудовые отношения и социальные конf фликты в современной России. М.: Современная экономика и право, 2004.
  148. Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М., 2000.
  149. А. И. Социальная политика: теория и практика. СПб.: Изд-во СПб. отделения философского общества. 2000.
  150. А. И., Газимагомедов Г. Г. Конфликтменеджмент в организациях // Конфликтология теория и практика, 2004. № 2 (3)
  151. А. И. Государственное управление конфликтами. В кн.: Государственное управление. Учебное пособие/ Под редакцией JLB. Сморгунова. СПб., 2000.
  152. А.И. Социальная политика в условиях реформ // Вестник СПбГУ, 1998. № 2.
  153. П. Б. Понятие и проблема социальной политики. Известия С.-Петербургского политехнического института. Т. XIV. 1910.
  154. Г. В. Право социального обеспечения. М., 2003
  155. Т. С. Регулирование или разрешение? // Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение). Международный фонд социально-экономических иполитологических исследований. М.: Институт социологии РАН, 1994.
  156. Т. С. Социальное партнерство как перспективная система конструктивного разрешения конфликтов // Россия: политические противоборства и поиск согласия/ Под ред. Степанова Е. И. М., 1998.
  157. В. И. Экстремальные ситуации, конфликты и социальное согласие // Социологические исследования, 2000. № 12.
  158. A. JI. Мотивация труда наемных работников // Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ) / Под ред. Р. М. Нуреева. М., 2001.
  159. A. JI. Патерналистский союз наемных работников и предпринимателей // Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ) / Под ред. Р. М. Нуреева. М., 2001.
  160. Тенденции развития платных услуг населению учреждениями социальной сферы // Уровень жизни населения регионов России. 2004, № 11.
  161. В. Н. Трудовые споры и порядок их разрешения. Учеб пособие. М., 1997.
  162. В. А. Социальное государство в России: проблемы укрепления и развития // «Россия в XXI веке: экономика, политика, социальная сфера»: Всероссийская научно-практическая конференция, 2122 ноября 2000 г., сборник докладов. М., 2001.
  163. В. А. Социальное государство: сущность и гене-зис//Человек и труд, 1998. № 5.
  164. В. А. Основные модели социального государства//Человек и труд, 1998. № 6.
  165. В. А. Предложения к концепции социальной политики России // Человек и труд, 1998. № 7.
  166. В. А. К вопросу о российской концепции социального го-сударства//Человек и труд, 1998. № 9.
  167. В. А. Социальная политика в России: история и современность. СПб.: Институт специальной подготовки и психологии, 1999.
  168. В. А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.
  169. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв. ред. 3. Т. Голенкова. М.: ИС РАН, 1998.
  170. Трудовые отношения и социальные конфликты в современной России / Отв. ред. А. М. Кацва. М.: Современная экономика и право, 2004.
  171. Трудовые отношения и коллективные действия в современной России. М., 1999.
  172. Трудовой Кодекс Российской Федерации. СПб., 2002.
  173. А. А. Становление и развитие системы социального партнерства в России. М., 1999.
  174. Э. Н. Социально-трудовая сфера: сущность, аспекты и формы проявления. М.: МГАПИ-МИПСЭТ, 1998.
  175. Э. Н. Социально-трудовая сфера: тенденции развития и способы регулирования. М.: МГУ, 1998.
  176. Ховард К.: Экономическая теория: теория свободного рынка // Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.
  177. Н. В., Эйдельман Я. J1. Трудовая мотивация работников промышленности: структура и динамика // Общество и экономика. 2000. № 11−12.191. Человек и труд. 2001, № 3
  178. Т. В. От репрессивного мышления к социальному партнерству // Трудовые отношения на предприятиях с иностранным участием. М., 1999.
  179. В. Н. Концептуальные подходы к изучению трудовых конфликтов // Современная конфликтология (Тезисы докладов и выступлений на I Международном конгрессе конфликтологов). СПб., 2003.
  180. В. Н. Производственные забастовки как объект социального анализа // СОЦИС. 1990. № 7.
  181. В. Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  182. В. Н. Социально-трудовые конфликты в России: анализ динамики и методы разрешения. В сборнике «Социальный протест и трудовой конфликт» С.-Пб.: Петрополис, 1999 г.
  183. В. Н. Трудовые конфликты: модели, анализ, разрешение / Социология труда. Учебник для студентов ВУЗов. М., 1993
  184. А. В.: Некоторые аспекты современной социальной политики // Вестник РАН, М., 1999 Т.69. № 4
  185. И. Н. Конфликт как предмет социологии организаций // Социологические исследования. 2000. № 10.
  186. В. А. Россия в Северном измерении. Изд-во: Петрозаводский Университет. Петрозаводск. 2002.
  187. А. Н. Социальные проблемы перестройки. М., 1989.
  188. Ю. Е. Социальные конфликты и способы их разрешения в современном российском обществе / Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. СПб., 2002.
  189. Экономика и жизнь. 1999, № 2.
  190. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под редакцией Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М., 1996.
  191. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991 1997. М., 1999.
  192. Эксперт, 18 октября 1999. № 39.
  193. Эспинг-Андерсон Ё. Создание социал-демократического государства благосостояния // Создавая социальную демократию. Сто лет Социал-демократической рабочей партии Швеции / Перевод с английского. М.: Изд-во «Весь мир», 2001.210. Юм Д. Соч. Т.Н. М., 1965.
  194. Johr, Walter Adolf. Das Problem der Wirtschaftsordnung / Individuum und Gemeinschaft. Festschrift zur Funfzigjahr feiet der Handels-Hochschule St. Gallen, Verlag der Fehrschen Buchhandlung. 1949.
  195. Lampert Heinz. Lehrbuch der Sozialpolitik, 4. Auflage. Berlin. Springer. 1996.
  196. Lampert Heinz. Lehrbuch der Sozialpolitik, 5. Auflage. Berlin. Springer. 1999.
  197. Manfred G. Schmidt. Sozialpolitik. Historische Entwicklung und interna-tionaler Vergleich. Leske. Budrich. Opladen. 1998.
  198. OECD Working Paper. 03.10.2002. № 343.
  199. Reforming Public Enterprises Case Studies: Norway by Roger Josevold, Statkonsult. OECD. 1998.
  200. Schneider Friedrich. Privatisation in OECD Countries: Theoretical Reasons and Results Obtained. 20.08.2003.
  201. Weddigen Walter. Sozialpolitik. Eine Einfuhrung in ihre Theorie und Praxis. Verlag von Gustav Fischer in Jena. 1933.
Заполнить форму текущей работой