Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновационная деятельность на туристическом предприятии

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная туристическая индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Доход, получаемый от туризма, занимает значительную часть в бюджетах государств и составляет до 10 процентов валового национального продукта. Показатели динамики роста доходности других отраслей экономики. По данным Всемирной туристской организации, за последние 10 лет доходы от туризма росли… Читать ещё >

Инновационная деятельность на туристическом предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нововведение является объективной экономической категорией, ведущим элементом в системе производственных отношений инновационной экономики. В современных условиях одним из ключевых факторов развития экономики выступают инновации. Они воплощаются в экономическую жизнь как в материализованном виде (новые или улучшенные изделия, технологии, оборудование, материалы, источники энергии и т. п.), так и в не материализованном виде в качестве улучшения организации труда и управления экономикой, повышения квалификации работников. Инновации взаимодействуют со многими процессами в социальной и природной среде, создают конкурентные преимущества отдельным странам и регионам на международном рынке, им принадлежит ключевая роль в реализации основного императива современной парадигмы устойчивого развития — гармоничного сочетания экономического роста с сохранением природной среды и социальным прогрессом.

За последнее десятилетие в России сложилась достаточно развитая инновационная инфраструктура, которая влияет на развитие предприятий. Действуют десятки технологических парков, десятки тысяч малых технологических форм, создаются региональные инновационно-технологические центры. Перспективы дальнейшего развития российского рынка должны быть тесно связаны с инновационной активностью. Только с помощью инновационной деятельности предприятия смогут развиваться и выходить на международный рынок, а так же повышать свою конкурентоспособность своих товаров и услуг.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и в совокупности приводят к инновациям, в основе которых лежит научно-техническая деятельность, тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники. Влияние инновации на предприятие предполагают выход на новый уровень сбыта, поиск новых потребителей, поиски новаторских идей и решений, а так же поиск партнеров по финансированию проектов.

Управление процессом развития производства имеет целью изменение его состояния, преобразование его до заранее намеченного уровня, соответствующего или превышающего высшие мировые достижения. В основе управления развитием лежат нововведения или инновации.

Предпринимателям следует понимать, что организация, находящаяся в неизменном состоянии, не может долго находится на рынке и рано или поздно на её место встанут более предприимчивые фирмы.

Таким образом, создание нововведений в организации представляет очень важную роль для успешного функционирования этой самой организации, и ни один руководитель не должен этим пренебрегать. Увеличение оборота и рост производства на малых и средних предприятиях решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Так как, малые и средние предприятия — основа экономики любой страны, то успешное функционирование подобных организаций является фактором роста экономики в целом.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена тем фактором, что малые и средние предприятия являются важной частью экономики практически всех стран, в том числе и индустриально развитых, а т.к. подобные организации являются динамичными и восприимчивыми к нововведениям, то, внедряя инновации на функционирующий рынок, они провоцируют становление сильной экономической позиции. Нововведения становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом.

Объектом исследования является туристское агентство ООО «Булгартурист».

Предметом исследования являются деятельность предприятия и условия для нововведений.

Цель курсового проекта — закрепление теоретических знаний о инновационной деятельности на предприятиях и практическая разработка инновационного проекта.

В рамках поставленной цели решались следующие задачи:

— изучение сущности, этапов создания и классификации нововведений;

— изучение необходимости создания новаторской атмосферы на предприятии;

— изучение возможных рисков в инновационной деятельности;

— ознакомление с особенностями нововведений в сфере туризма;

— разработка инновационного проекта развития агентства «Булгартурист».

1. Теоретические аспекты процесса нововведения в организации

1.1 Сущность и классификация нововведений

нововведение инновация туристический В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако некоторые исследователи считают, что определенные различия между ними существуют.

Так, по мнению Н. М. Авсянникова, Нововведение — это результат практического или научно-технического освоения новшества.

Новшество — это новый порядок действий, новый метод, оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению его эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс.

Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Термин «нововведение» означает, что новшество используется. Вложение инвестиций в разработку новшества — одно дело. Главное, внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты.

Таким образом, нововведение выступает как конкретный результат научных исследований и разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики.

Анализ различных определений нововведений приводит к выводу, что специфическое содержание составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация нововведений. Классификация нововведение означает их распределение на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Сначала рассмотрим классификацию инноваций по Э. А. Уткину, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей (Приложение А). Более детальная типология дана А. И. Пригожиным. Он предложил классифицировать нововведения.

Безусловно, данные классификации не являются исчерпывающими, но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой. Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым, создавая вариантность выбора решений.

Таким образом, нововведение выступает как конкретный результат научных исследований и разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики и т. д. Нововведение — это результат практического или научно-технического освоения новшества, т. е. внедряя нововведения, организация получает экономическую выгоду. При определении целей инноваций, самое сложное состоит в прогнозировании последствий и значимости различных новшеств. Без сомнения желательно достичь технологического лидерства, однако, всегда сложно определить, что важнее: сотня незначительных, но применимых немедленно усовершенствований продукта или одна фундаментальная разработка, которая через несколько лет в корне изменит природу бизнеса.

Предприниматели ответят на этот вопрос по-разному. Предприятие в условиях жесткой конкуренции на рынке за потребителя должно одновременно работать над товарами (услугами) уже существующими и перспективными.

Для того чтобы определять цели компании, необходимо разработать инновационную политику.

К ее основным принципам можно отнести:

— обеспечение увеличения спроса на продукты и услуги постоянных и потенциальных клиентов через освоение принципиально новых видов или улучшенных товаров и услуг, а также расширение круга сбыта;

— непрерывное развитие инновационного потенциала предприятия (постоянное обучение и самоисследование) и создание условий, необходимых для реализации новшеств;

— комплексный подход, когда технические, экономические, социальные инновации тесно взаимосвязаны между собой и взаимно продвигают друг друга;

— мобилизация персонала;

— экономическое стимулирование работников;

— учет рисков (чем выше риск, тем выше потенциальный экономический эффект от реализации инновации).

Успех инновационного менеджмента предполагает соблюдение определенных принципов. На начальной стадии предпочтительно вкладывать средства в небольшие сконцентрированные проекты, для выполнения которых создаются независимые специальные подразделения. Они обеспечивают формирование и развитие постоянной инновационной ориентации работников предприятия, проводят исследования конкурирующих товаров и отраслевых тенденций их развития, регулярно информируют руководство предприятия о перспективах появления новых товаров и услуг на рынке, оценивают коммерческие перспективы разрабатываемого нового продукта в условиях конкурентной среды.

Каждая компания должна найти свой уникальный способ балансирования между стандартами и инновациями, между равновесием и противоречием, способствующими развитию Для успешного функционирования организации следует придерживаться следующих основных этапов на пути создания нововведения.

1) фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы;

2) прикладные исследования и экспериментальные модели;

3) экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка;

4) первичное освоение, подготовка производства, запуск и управление освоенным производством, поставка продукции;

5) потребление и устаревание, необходимая ликвидация устаревшего производства и создание вместо него нового.

Представленный таким образом инновационный процесс в полной мере отражает жизненный цикл нового продукта. Нововведение как процесс, не может считаться полностью завершенным на одной из этих стадий Внедряя новый продукт или услугу, следует так же учитывать отношение клиентов к инновациям (Приложение Б).

Успех инновационного менеджмента решающим образом зависит от того, удастся ли предприятию наряду с осуществлением, управлением и контролем над инновационным замыслом, создать стимулирующие внутренние и внешние условия для содействия нововведениям:

Внутренние условия:

1. позиция, поведение руководителей (высшего) уровня;

2. кадровая политика;

3. организация;

4. информация и коммуникация;

5. финансирование.

Внешние условия:

1. консультации;

2. финансовое стимулирование;

3. инфраструктурные услуги;

4. кредиты и кредитная помощь.

Создание внутри фирмы климата, в котором могут зарождаться и осуществляться новые идеи, намного важнее пунктуального вмешательства в инновационный процесс.

Благоприятная для инноваций организация должна поддерживать творческие процессы и обеспечивать возможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешного внедрения на рынок новой продукции. Самым благоприятным образом, на развитие инновационных проектов, сказывается отсутствие бюрократических барьеров в организации и низкая степень централизации, а также отсутствие слишком узкой специализации. И, наоборот, на этапе реализации идеи вплоть до рыночной стадии считается целесообразным более жесткое управление.

Наряду с организационными мероприятиями как существенным фактором внутрифирменных рамочных условий, для инновационного процесса необходимы подходящие люди. Подбор способных и склонных к новаторской деятельности людей является важной задачей инновационного менеджмента. Помимо способностей этим людям нужна также соответствующая внутриорганизационная обстановка.

«Больной» вопрос для малых и средних предприятий в рамках реализации инновационных проектов — слабость финансовой базы — может быть разрешен благодаря целевому планированию, которое находит отражение в соответствующей концепции финансирования. Такие предприятия могут воспользоваться государственной помощью или прибегнуть к формам финансирования долевого участия. Решающее значение имеет заблаговременное финансовое планирование с определением потребностей в финансовых средствах по всем фазам инновационного процесса, чтобы гарантировать их обеспечение в нужные сроки. Итак, любая компания является потенциальным источником идей, если она не оставляет их без внимания и стимулирования. В организациях, ориентирующихся на инновационные стратегии, особое внимание стоит уделить динамическому моделированию бизнеса, которое облегчает формирование общей модели инновационного процесса. Так же следует провести все необходимые предварительные исследования и включение персонала в работу, что даст толчок к появлению новых идей и уменьшит возможность негативного отношения коллектива к инновациям.

1.2 Риск инновационной деятельности

Инновационная деятельность неизбежно связана с риском. Его обобщающим показателем выступает финансовый риск предпринимателя и инвесторов, который характеризует возможные потери в случае неудачного, независимо от причины, завершения финансируемого проекта. Риск в инновационной деятельности увеличивается с локализацией инновационного проекта. Если таких проектов много и они рассредоточены по разным направлениям, то риск минимизируется.

Главный риск — это неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит только с течением времени. Поэтому при разработке инновационных проектов учитывается вероятностный характер ожидаемого результата. Основные риски, связанные с инновационными проектами, можно подразделить на следующие виды:

1) Экономический, связанный с финансированием и калькуляцией проекта, принятием и реализацией экономических решений;

2) Оригинальности, обусловленный возможностью не востребованности предлагаемых технологий и продуктов производством и рынком;

3) Технологической неадекватности, возникающий из-за принципиальной разницы между технологией как продуктом интеллектуальной деятельности и технологией как объектом инвестирования;

4) Финансового несоответствия, когда выделяемые средства на реализацию инновационного проекта не соответствуют его содержанию;

5) Неуправляемости проектом, возникающий из-за недостаточной проработанности проекта, непрофессионализма управленческой команды;

6) Юридический, связанный с соблюдением нормативных актов о защите интеллектуальной собственности, обязательств при исполнении договоров, определением прав на разработки.

Инновационный риск возникает при следующих ситуациях:

— при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации организация сталкивается с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

— при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;

— при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя.

Чтобы сократить негативное воздействие рисков на реализацию инновационных проектов, следует ими управлять: своевременно оценивать и обнаруживать (идентифицировать); принимать меры воздействия и контроля.

Идентификация рисков проекта — это определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование характеристик рисков. Существенное снижение рисков проекта достигается за счет оценки рисков, т. е. определения того, какие из событий риска требует реагирования. В реальном проекте не так важна оценка рисков на основе формально-математических методов.

Чаще используются оценки рисков, основанные на опыте и здравом смысле менеджера проекта.

Разработка реагирования — это определение необходимых действий для предупреждения рисков и реакции на угрозы для событий риска, требующих реагирования. Реагирование на угрожающие события может заключаться в следующем:

1. устранение конкретной угрозы через устранение ее потенциальной причины;

2. уменьшение ожидаемого размера потерь в результате наступления события риска;

3. принятие последствий рискового события.

Возможны следующие варианты действий:

— уклонение — инвестор и исполнитель инновационного проекта готовы нести большие издержки на проведение различных страхующих мероприятий;

— сознательный риск;

— готовность нести ответственность за его последствия;

— безразличие;

— стремление к оптимизации затрат на смягчение последствий и взвешенное применение различных инструментов и методов страхования от последствий.

Таким образом, инновационная деятельность происходит в условиях неопределенности и связана с высокими рисками по сравнению с обычными процессами производственно-хозяйственной деятельности. При этом результативность инновационной деятельности прямо зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им. Тем не менее, все большее число предпринимателей, приступая к реализации нововведений, предпочитают просчитать свои риски и шансы, предусмотреть «узкие» места и попытаться снизить возможные негативные отклонения, т.к. положительный результат от реализации инновационного проекта значительно превышает все подготовительные затраты.

1.3 Особенности инновационной деятельности в туристических компаниях

Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туристической сфере инновационная деятельность развивается по трем направлениям:

1. Внедрение нововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия и туристического бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики (обновление и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников); рациональной экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития предприятия).

2. Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов.

3. Периодические нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.

При организации инновационной деятельности в туристической компании, стоит проанализировать состояние внутренней и внешней среды предприятия. При анализе состояния внешней среды особое внимание следует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это:

— общая экономическая ситуация, под воздействием которой формируются покупательский спрос и платежеспособность населения;

— действия исполнительных органов власти по поддержке развития туризма, требования законодательного и регулирующего характера как общегосударственного, так и регионального значения, касающиеся туризма;

— интенсивность и масштаб конкуренции;

— состояние коммуникационных сетей (возможности использования Интернета, других альтернативных способов связи);

— возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами туристского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, особенно в регионах);

— период времени, требующийся для продвижения новинок компьютерных технологий и новых предложений на региональных рынках.

Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновационные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды:

— политика и стратегия туристской компании; - наличие в коллективе работника-инициатора;

— безоговорочная поддержка инновационных идей со стороны руководства;

— всемерное содействие экспериментам на всех уровнях и во всех подразделениях туристской компании;

— использование мотивационных систем, включающих различные формы поощрения творческой и инновационной деятельности;

— наличие специализированного подразделения по реализации новшеств;

— необходимый уровень финансовых возможностей;

— организационно-техническая готовность к реализации новшества.

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание новой или изменение существующей услуги, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности. В туризме очень важны мероприятиям по продвижению продукта к потребителю. Продвижение туристического продукта — это комплекс мер, направленных на реализацию туристического продукта: реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристических информационных центров по продаже туристического продукта, издание каталогов, буклетов и т. п. Иными словами, продвижение турпродукта предполагает проведение различных видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулирование возникновения у них желания его купить. В условиях перенасыщенности рынка, возникает «ожесточенная» борьба за потребителя, именно в этот момент качественная реклама выходит на первый план, как способ увеличения продаж и привлечения внимания потребителей Сегодня актуальность рекламы не вызывает сомнения так как она играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом. Если производителя лишить такой эффективной связи с потребителем, какой является реклама, то он перестанет вкладывать деньги в совершенствование старых и создание новых товаров. Стремление к развитию, конкуренция в предпринимательстве будут увядать. Вот почему в странах с высоким уровнем жизни, массовым производством тратятся огромные деньги на рекламу. Избитая фраза «реклама — двигатель торговли» достаточно полно раскрывает основную функцию рекламы: передачу информации о товаре, знакомство с ним потенциальных покупателей, убеждение его в необходимости приобретения товара. Но от обычного информационного сообщения реклама отличается заинтересованностью в конечном результате. Это не просто изучение информации, а изучение с определённой, вполне конкретной целью — увеличение спроса на товар. Современный туризм невозможно представить без рекламы. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.

Реклама — самый действенный инструмент в попытках туристского предприятия донести информацию до своих клиентов, модифицировать их поведение, привлечь внимание к предлагаемым услугам, создать положительный имидж самого предприятия, показать его общественную значимость. Как свидетельствует мировая практика, сфера туризма является одним из крупнейших рекламодателей. Практически все фирмы туроператорской направленности обязательно занимаются рекламой и информированием потребителей о своей продукции. Это — один из необходимых элементов продвижения туристского продукта. Реклама — это форма непрямой связи между туристским продуктом и потребителем. Для рекламы используются средства массовой информации (пресса, радио) и особенно печатный материал, такой, такой как каталоги, брошюры и т. д.

Важным направлением в продвижении туристического продукта современной компании является участие на туристических биржах, выставках, ярмарках, предназначенных для поиска партнеров по сбыту. С помощью выставочных мероприятий невозможно решить все проблемы фирмы, но эти мероприятия являются незаменимым средством маркетинговых мероприятий, за счет которых компания продвигает свою новую услугу предлагая её крупным туроператорам России и партнёрам.

Наиболее эффективно участие в выставках, предназначенных для специалистов, т.к. оно дает возможность не только рекламировать свой продукт, но и заключать сделки, устанавливать новые деловые контакты. В настоящее время в мире проводится огромное количество различных выставок, ярмарок, бирж, в рамках которых проводятся семинары, презентации и другие мероприятия, дающие широкие возможности представить свою фирму и свой продукт, заключить контракты, распространить информацию через широкий круг посетителей и журналистов, обменяться опытом работы. Самыми крупными и популярными являются выставки, проводимые в Лондоне и Берлине. Как правило, выставки подразделяются на три вида и нацелены: на общество в целом, туристские компании и участников по специальным приглашениям.

Основная цель компании на выставках найти партнеров по сбыту в других странах, таких как Америка, Япония, Канада, Швейцария и регионах России, способных качественно и количественно удовлетворить требования туроператора по продажам. Туристические выставки организуются практически во всех столицах стран мира, сопровождаясь организацией пресс-конференций, семинаров, мастер-классов, презентациями, переговорами и т. д. Россия, как стремящаяся войти в состав мировых туристических держав страна, — не исключение. Еще один вариант продвижения новой услуги является специализированные печатные издания — газеты, журналы, приложения (как национального, так и регионального уровней охвата, как специализированные, посвященные туризму в предложениям операторов и предназначенные для работы, как потенциальных туристов, так и профессионалов, так и рассчитанные на широкую аудиторию).

Итак, создание и освоение нововведений становится особой сферой трудовой деятельности, частью инфраструктуры общества в масштабах всего народного хозяйства и регионов, отраслей и предприятий. Каждая организация, для своего успешного функционирования, должна быть направлена на улучшение своего инновационного потенциала, т.к. только предприятия-инноваторы способны удержаться на рынке. Прежде всего, предпринимателям, решившимся на создание нововведения, необходимо вкладывать средства в развитие своей организации. А именно: улучшить научно-техническую базу, не использовать устаревшее оборудование, уметь видеть будущий положительный эффект, возможно, перестроить устоявшуюся организационную структуру и т. п. Так же необходима работа с персоналом, для уменьшения сопротивления переменам. Примером может служить вовлечение работников в разработку нововведений, благодаря этому, они смогут почувствовать свою значимость для организации и, их не будет так пугать неизвестность. Важное значение для создания благоприятного новаторского климата имеет поощрение экспериментаторства в разных подразделениях компании.

2. Развитие инновационной деятельности туристического агентства ООО «Булгартурист»

2.1 Анализ деятельности предприятия за 2010-2012 гг.

Туристическая фирма «Булгартурист» работает с 2004 года. За время своей работы агентство «Булгартурист» зарекомендовало себя как надежная туристическая компания для клиентов, постоянно обращающихся за услугами именно в эту организацию. Большой опыт и высокий профессионализм поставил компанию в ряд лучших туристических фирм Нижнекамск. Местонахождение и юридический адрес предприятия: республика Татарстан город Нижнекамск, ул. Строителей, 96.

Задачей компании является организация продажи туристических услуг. Под продажей туристических услуг подразумевается предложение стандартных пакетов туристических услуг туроператора и все связанные с ним операции, а также предложение индивидуальных туров. «Булгартурист» предлагает различные виды услуг:

— туры по России;

— туры за рубеж с вылетом из Казани и Москвы;

— туры с ж/д переездом;

— автобусные туры;

— бронирование и продажа авиабилетов по России;

— помощь в оформлении виз;

— помощь в оформлении заграничных паспортов старого и нового образца;

— продажа туристической литературы (путеводители по странам мира, карты, словари, что приносит дополнительный доход).

Организационно — правовая форма предприятия и форма собственности — общество с ограниченной ответственностью. Учредителями являются физические лица. Схему организационной структуры управления можно представить на рисунке.

Организационная структура ООО «Булгартурист»

Более полную картину работы предприятия даст анализ основных технико-экономических показателей:

Таблица 1. Основные показатели деятельности предприятия

Показатель

2011 к 2010 (%)

2012 к 2011 (%)

Кол-во реализованных услуг, шт.

Сред. цена одной услуги, руб.

12 000

10 500

12 000

Объём реализации

7 200 000 р.

7 455 000 р.

9 000 000 р.

Общие затраты, руб.

3 250 700

3 119 303

4 740 134

Валовый доход, руб.

5 599 744

5 898 555

7 368 366

Полная себестоимость услуг, руб.

1 600 256

1 556 445

1 631 634

Сред. себестоимость одной услуги, руб.

Прибыль, руб.

2 349 044

2 779 252

2 628 232

В связи с понижением средней цены за единицу услуги с 12 тыс. руб. в 2010 г. до 10,5 тыс. руб. в 2011 г., повысился объём реализации на 110 заказов за один год. Из-за подобного снижения цены на услуги за фирмой укрепилось положительное мнение у покупателей, что позволило в 2012 г. вновь увеличить цены на услуги, но при этом не только не потерять клиентов, но и повысить количество продаж на 40 заказов.

Как видно из таблицы 4, уровень валового дохода за 2010;2011 гг. практически не изменяется. Но наблюдается резкий скачок в 2012 г., что связано с увеличением объема реализации.

Прибыль является важнейшим показателем эффективности, качества работы предприятия, отражающим результаты производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Относительно рассматриваемого предприятия, можно сказать, что наибольшая прибыль была получена в 2011 г., несмотря на уменьшение стоимости услуг, т.к. наблюдается большее количество реализованных услуг и сравнительно небольшие затраты по сравнению с 2010 и 2012 гг. Так же по прибыли в 2012 г. наблюдается отсутствие положительного эффекта от увеличения количества реализуемых услуг и цены за одну услугу, т.к. прибыль только уменьшилась на 151 020 рублей по сравнению с 2011 г. Это произошло за счёт увеличения общих затрат на 1 620 831 рублей из-за непродуманного увеличения числа рабочих и следовательно ростом статьи заработная плата.

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на производство и реализацию услуг, социальное развитие трудового коллектива и др. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции. Проанализируем структуру затрат агентства «Булгартурист».

Таблица 2. Данные о размере и структуре затрат

Статьи затрат

руб.

руб.

Аренда офиса

488 000

256 000

З/п

2 070 000

3 888 000

Накладные расходы

242 741

299 605

Затраты на рекламу

94 574

100 815

Прочие затраты

223 988

195 714

Всего

3 119 303

4 740 134

В основном процентное соотношение между двумя статьями затрат изменяется незначительно. Рост отмечен статьёй з/п, т.к. доля затрат в общем объёме выросла с 66% в 2011 г. до 82% в 2012 г. Это связано с увеличением числа работников с 15 до 27 человек в 2012 г. Общий анализ трудовых ресурсов на предприятии:

Таблица 3. Трудовые ресурсы предприятия

Год

Параметры

Движение кадров

Руководители предприятия, чел.

Менеджеры по туризму, чел.

прочий персонал, чел.

Всего, чел.

средняя з/п одного работника, руб.

средний возраст персонала, лет

13 000

30−35

11 500

25−30

12 000

25−30

Туристское агентство в своём распоряжении имеет большую часть специалистов их рост наиболее заметен в 2011 и 2012 гг. Так же видно сильное снижение заработной платы сотрудников в 2011 г., в связи с сильным увеличением численности работников. Изменения 2011 г. от 2012 г. составили: +7 специалиста, +5 неспециалиста, и это говорит о развитии фирмы и обеспеченностью квалифицированными кадрами. В 2012 г. наблюдается увеличение кадров на 12 человек, и так же повышение оплаты труда на 500 рублей, что отрицательно сказалось на общей прибыли предприятия за рассмотренный год.

Для рассмотрения персонала предприятия с точки зрения инновационной приспособленности, проводится анкетирование, которое поможет выявить отношение сотрудников фирмы к внедрению нововведения. По завершении данного анкетного опроса выясниться, как настроены работники к нововведениям.

В данном анкетировании приняли участие работники «Булгартурист», в количестве 20 человек. Макет опросного листа см. в Приложение В.

В ходе данного анкетирования выяснилось, что в турфирме «Булгартурист» участвуют в инновационном процессе следующие поведенческие типы: инноваторы — 5%, сторонники — 70%, колеблющиеся — 10%, скептические настроенные — 15%. Для сокращения издержек и управления компанией наиболее эффективно, руководителям необходимо ежегодно рассчитывать показатели рентабельности, позволяющие препарировать баланс предприятия с позиций взаимосвязи его составных частей с прибылью. Рассмотрим рентабельность агентства «Булгартурист».

Таблица 4. Расчет рентабельности предприятия

Показатели

Года

Объем реализации

7 200 000 р.

7 455 000 р.

9 000 000 р.

Общие затраты, руб.

3 250 700

3 119 303

4 740 134

Прибыль, руб.

2 349 044

2 779 252

2 628 232

Полная себестоимость реализ. услуг, руб.

1 600 256

1 556 445

1 631 634

Рентабельность предприятия, %

Фирма реализовала свои возможности в 2011 г. и ей удалось повысить свою рентабельность до 89%, что на 17% больше чем в 2010 г. Но далее мы наблюдаем сильный спад деятельности предприятия, и упадок её рентабельности до 55% в 2012 г., что ниже на 17% чем в 2010 г. и на 34% чем в 2011 г. Подобный спад можно объяснить тем, что в 2012 г. на работу был принят дополнительный персонал, в связи с чем повысились расходы на зп сотрудников. Так же наблюдается увеличение затрат на рекламу. Рассмотрим фактическое положение агентства и стратегические перспективы фирмы на основе СВОТ — анализа.

Увеличение темпов роста туристического рынка наиболее вероятная возможность для рассматриваемого предприятия, т.к.

введение

в работу организации какого-либо ноу-хау, позволит привлечь новых групп потребителей, что будет являться важной возможностью для предприятия.

Угрозами для турфирмы будут следующие ситуации: изменение вкуса потребителей — изменение моды у туристов на место проведения отдыха и некомпетентность компании в выявлении этого веяния; потеря связи с посредником — прекращение выгодного договора с туроператором из-за несвоевременных выплат или же невыполнения какого-либо пункта в договоре и отсутствие возможности наладить с ним связь; снижение платежеспособности населения — любая нестабильная экономическая ситуация в стране в первую очередь отразится на уровне дохода населения. С учетом проведенного анализа фирмы можно выделить основную проблему в деятельности туристического агентства «Булгартурист» — снижение прибыли предприятия, в связи с:

— непродуманным повышением числа работников и их заработной платы;

— плохо развитой маркетинговой службой;

— отсутствием нововведений в наборе услуг.

Для того, чтобы устранить существующие проблемы, представим инновационную идею, позволяющую раскрыть потенциал фирмы и занять агентству более устойчивое положение на рынке.

2.2 Анализ условий для нововведений в агентстве «Булгартурист»

Прежде чем сформулировать необходимое нововведение, которое может помочь улучшить работу турфирмы, следует провести анализ факторов, блокирующих и поддерживающих инновационную деятельность внутри данного предприятия:

Таблица 5. Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности

Группа факторов

Факторы, блокирующие инновационную деятельность

Факторы, поддерживающие инновационную деятельность

1. Экономические, технологические

— доминируют интересы текущей деятельности;

— отсутствие поощрения за инновационную деятельность.

— возможность выделения дополнительных средств финансирования;

— наличие квалифицированных кадров и необходимой технической базы.

2. Организационно-управленческие

— ориентация на краткосрочную окупаемость.

— легкость во взаимодействии персонала;

— преимущественно возраст работников колеблется в категории 25−30 лет.

3. Социально-психологические, культурные

— не развитая система мотивации сотрудников;

— отсутствие поощрения со стороны руководства.

— у сотрудников наблюдается любопытство к новым идеям;

— около 70% персонала фирмы положительно относится к инноваторству.

Основную проблему, при работе над инновационным проектом, представляет изменение стратегии фирмы и перенаправление ее деятельности не на быстрое получение прибыли, а на долгую, но результативную работу с применением имеющихся у фирмы средств. Как положительный момент можно отметить, что на данном предприятии основу к нововведениям составляют люди и их рвение к улучшению дел организации. Таким образом, руководству агентства можно будет без опасений вводить необходимые изменения, учитывая лишь то, что персонал должен принимать в этом активное участие.

Задача турфирмы — выжить в условиях конкуренции, заинтересовать и привлечь максимальное количество потребителей. Именно с помощью инновационных аспектов в текущей деятельности фирмы есть возможность обеспечить своему турпродукту вполне стабильное существование на рынке.

Для улучшения деятельности туристского агентства «Булгартурист» предлагается ввести новое направление деятельности — прямые продажи через Интернет и динамическую компоновку тура (package tour), внедрения нового тура.

Интернет позволит без больших затрат получить доступ к большим группам потребителей с целью передачи конкретной информации о предлагаемых продуктах и об организации их продаж; быстро и эффективно принимать заявки клиентов и производить бронирование необходимых услуг; сократить расходы на производство и распространение печатной продукции.

Динамическая компоновка тура дает возможность в масштабе реального времени составлять, по требованию потребителя или агента, продающего услуги, различные комбинации поездки с единой ценой на весь пакет услуг, включенных в тур. Путешественники могут составлять свою поездку, выбирая предпочтительные виды транспорта и рейсы, гостиницы, набор экскурсий, единовременно оплачивая весь пакет заказанных услуг.

Целью разработки и внедрения нового тура компании является:

— выход на туристический новый сегмент;

— увеличение показателей эффективности компании;

— расширение возможностей компании по работе с туристами.

Прежде чем внедрять нововведение на предприятие стоит провести оценку рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации идеи.

Риски, имеющие наибольшее воздействие на работу предприятия — это невостребованность на рынке и снижение платежеспособности населения. Первый, из перечисленных рисков, можно снизить путем проведения исследования потребителей, в ходе которого выяснится, нуждается ли рынок в данном нововведении. Например, это может быть анкетирование клиентов фирмы. Второй риск снизится при достаточной информированности предприятия об экономической ситуации в стране.

Таким образом, оценив все преимущества агентства «Булгартурист» и обозначив возможные трудности на пути реализации проекта, можно сделать вывод, что потенциал фирмы довольно велик и у нее есть все возможности для роста, т. е. реализация инновационного проекта даст толчок к развитию предприятия.

2.3 Цели инновационного проекта

Представленный выше инновационный проект для организации «Булгартурист» имеет своими целями следующее:

— увеличение прибыли предприятия, и соответственно его рентабельности;

— привлечение новых клиентов;

— сокращение времени на оформление заказов;

— поддержание конкурентоспособности организации.

Основную цель деятельности любого делового предприятия составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведённую продукцию. Однако, можно столкнуться с ситуацией, когда для увеличения прибыли необходимы затраты (в рассматриваемом нами варианте, это затраты на внедрение инновационного проекта). Но все подобные шаги носят всё же тактический характер и в конечном счёте подчинены решению главной стратегической задаче — получение возможно большей прибыли. И именно изложенное выше нововведение может справиться с этой задачей.

Привлечение новых клиентов — важная сфера деятельности для туристических компаний. Предложенное нововведение поможет привлечь дополнительных покупателей и удержать постоянных клиентов. Самостоятельно компоновать себе тур, регулируя его стоимость, весьма привлекательно для любителей необычного отдыха, а так же для лиц, высказывающих недовольство по стандартным пакетам туров. Так же возможно развитие такого сценария как, выход к новому сегменту потребителей, а именно к молодежи. Активными пользователями сети Интернет являются молодые люди в возрасте от 20 до 37 лет, т. е. лица, которые в первую очередь заинтересуются организацией, где на оформлении заказа тратится минимум времени и при этом не обязательно даже выходить из дома.

Конкуренция среди туристических фирм в нашей стране огромна. Каждый год на рынок туризма выходят все новые и новые фирмы, каждая со своими особенностями, преимуществами, новинками, видами обслуживания, своими наработками. У каждой туристической фирмы свой уровень на рынке. Поэтому в рыночной экономике решающую роль для успешной деятельности предприятия играет конкурентоспособность, т.к. для выживания и достижения своих целей в жестокой конкурентной борьбе любое предприятие должно обладать определенными преимуществами. Конкурентные преимущества необходимы предприятию для выстраивания опосредованной взаимосвязи с таким субъектом внешней среды как конкурент.

Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на рынке. Развитие турфирмы значительно зависит от времени, которое турист тратит на изучение турпакетов и оформления заказов, от качества предоставляемых маршрутов, от информированности туристов о возможных местах отдыха и путешествий. Развитие Интернета позволило туристическим организациям выйти на более широкий круг потребителей и пропагандировать отдельные туристические услуги, по усмотрению самой компании.

Предлагаемое нововведение позволит выгодно выделить агентство «Булгартурист» среди других турфирм Нижнекамска.

Итак, предложенное нововведение имеет точные цели, при достижении которых организация сможет выйти на новый сегмент рынка и занять надежную позицию среди других подобных фирм.

Для реализации проекта необходимо системно спланировать определенные действия, а именно распределить по уровням представленные цели и выделить среди них подцели.

Основной целью организации «Булгартурист» является получение прибыли. Далее эта цель разбивается на подцели: увеличение объема продаж, поиск новых клиентов, приобретение широкой узнаваемости среди туристов, т. е. на те действия, которые помогут достичь цели основной.

Благодаря дереву-целей (Приложение Б), любой руководитель может конкретно представить, что ему необходимо делать и наглядно увидеть весь фронт работ. Так же наличие нескольких подцелей, которые представляют собой варианты действий, помогает выбрать нужный и наиболее эффективный вариант.

В туристической среде использование инноваций особенно благоприятно действует на эффективность деятельности туристского предприятия, а для этого необходимо не только находить новые открытия, но и углублять знания о существующих ресурсах. Инновации в туризме можно считать «внедрением чего-либо нового по отношению к организации или ее непосредственному окружению» (американский ученый К. Найт). Инновации в туризме влияют на рыночную ситуацию, а применительно к отдельной турфирме на ее положение относительно конкурентов. Инновации способствуют привлечению новых клиентов, удержанию постоянных, а значит, поддерживают и увеличивают продажи услуг, обеспечивают экономическую стабильность и эффективность деятельности предприятия.

Эффективность инноваций определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем. Эффективность инноваций характеризуется системой экономических показателей, отражающих соотношение связанных затрат и результатов, и позволяющих судить об экономической привлекательности инноваций. В реальной жизни оценка эффективности инноваций таит в себе несколько очень существенных проблем. Некоторые из них, такие как учет инфляции, соизмерение разновременных показателей, приведение инвестиций и издержек производства к единой годовой размерности, технически решаются на практике с помощью различных методов, коэффициентов и пр.

Однако с инновационными проектами связаны и другие, не столь легко решаемые проблемы. Одной из основных является проблема учета общей величины эффекта от внедрения инноваций, так как отдельные его аспекты (социальный, экологический, научно-технический) представляются несоизмеримыми друг с другом, и даже дать интегральную оценку одному лишь социальному результату практически невозможно. Поэтому как информационная база, так и методы определения эффективности инноваций должны совершенствоваться, чтобы учитывать те изменения, которые происходят в нашей стране.

3. Обоснование экономической эффективности проекта

3.1 Анализ российского рынка туристических услуг

У российского туризма много проблем. Эти проблемы затрагивают не только Россию в целом, но они также являются проблемами Нижнекамска. Часть из них удается решать, часть — пока не разрешены и мешают развитию индустрии. По словам специалистов, в последние годы динамика развития туристического рынка достаточно благоприятная и позитивная: количество туристов на въезд и выезд увеличивается. Наиболее «раскрученные» направления периодически просто захлебываются в потоке гостей. Если к тому же устранить несовершенства визового режима, то тогда, по прогнозам работников туриндустрии, поток въездных туристов может в течение 1,5−2 лет увеличиться примерно в 1,5 раза. Кстати, несовершенство визового режима на въезд продолжает оставаться одной из главных проблем развития туризма в нашей стране, что затрагивает и Нижнекамск. Из-за долгой и трудной процедуры оформления разрешительных документов теряют деньги и турбизнес, и вся страна. Но одну ситуацию специалисты турбизнеса оценивают как наиболее сложную: речь идет о требовании от турфирм лицензии на право продажи авиабилетов. Суть проблемы заключается в том, что для того, чтобы получить лицензию, предприятию нужно пройти процедуру сертификации. По существу, кстати, сертификация является добровольной — однако без нее турфирме не дадут лицензию. По мнению специалистов турбизнеса, сборы за сертификацию являются несоразмерно большими. Кроме того, как отмечено в докладе, создается монопольный механизм получения требуемых документов, так как единственный центр сертификации данных услуг находится в Москве, и туристические фирмы со всех концов страны вынуждены обращаться туда. Это, разумеется, сказывается и на оперативности оформления документов.

Кроме того были случаи возбуждения уголовных дел в связи с отсутствием у турфирмы надлежащих документов, разрешающих продажу авиабилетов. Как выяснилось, РСТ обращался по этому вопросу в соответствующие инстанции, однако проблема так и не решена.

К числу проблем решенных можно отнести урегулирование отношений с иностранными консульствами. По словам работников туриндустрии, еще 5−10 лет назад казалось, что договориться с этими учреждениями практически невозможно, возникали конфликты по поводу возможности выезда российских туристов за границу и другие проблемы. Однако сегодня ситуация в целом кардинально улучшилась, как выяснилось, не без помощи прессы. Также к ряду положительных изменений можно отнести то, что на рынке туристических услуг стало меньше фирм — «кидал», промышляющих мошенничеством в сфере турбизнеса. Однако такие «предприятия» все же еще остались, и этот вопрос — один из основных для обсуждения на съезде.

Развивается процесс укрупнения туристических фирм за счет увеличения штатной численности, расширения офисных помещений, открытия филиалов и развития новых направлений сферы услуг. Например, «Роза ветров» со времени основания выросла из крошечного агентства в группу компаний со штатом 70 человек и оборотом 10 млн долл. В настоящее время группа «Роза ветров» объединяет пять подразделений, в том числе управляющую компанию, центр красоты и здоровья «Арт-Мед», фирмы, специализирующиеся по внутреннему туризму, туроператорской и турагентской деятельности. Начиная с 2000 г. активно развивается процесс становления сетевой торговли туристскими услугами. Сетевая торговля туруслугами представлена объединениями юридически самостоятельных операторских компаний и турагентств, выступающих под единым брендом. На отечественном рынке в настоящее время работают около 10 сетевых операторов, среди них «Магазин горящих путевок», «Туринфо Глобал трэвел», «Метрополь-экспресс», Greenex, «Куда.ru», «Роза ветров». Сетевые объединения создаются на основе договора франчайзинга. При заключении договора управляющая компания (франчайзор) передает турагентству (франчайзи) свои коммерческие секреты, проводит обучение сотрудников франчайзи, предоставляет ему право выходить на рынок под своим брендом, оказывает поддержку по менеджменту и ведению бизнеса, включает его в свои информационные базы данных, телефонные справочники, оказывает помощь в рекламе. Предоставляя франчайзи право использования своего товарного знака, франчайзор требует от него выполнения определенных правил, касающихся текущих операций в бизнесе. Получая столь серьезную поддержку от франчайзора, франчайзи берет на себя обязательство отчислять на регулярной основе определенный процент от выручки по франчайзинговым операциям. При этом франчайзи не теряет своей юридической самостоятельности и имеет право на ведение собственного бизнеса. Франчайзи обязаны предоставлять отчет о продаже франчайзингового продукта, чтобы определить сумму отчислений франчайзору.

Основная идея вхождения в сеть состоит в возможности подключения к фирменным технологиям управляющей компании. Все участники франчайзингового соглашения должны следовать определенным стандартам в финансовой, технологической и административной работе. По своему определению сетевая торговля требует максимальной стандартизации во всем, начиная от выбора поставщиков и кончая технологиями продаж. Особые требования предъявляются к качеству турпродукта, который должен максимально удовлетворять всех участников проекта. Стремясь сохранить свои корпоративные секреты, управляющие компании требуют от своих франчайзи выполнения обязательства не входить в другие сети.

Современная туристическая индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Доход, получаемый от туризма, занимает значительную часть в бюджетах государств и составляет до 10 процентов валового национального продукта. Показатели динамики роста доходности других отраслей экономики. По данным Всемирной туристской организации, за последние 10 лет доходы от туризма росли ежегодно на 7,9 процента при ежегодном среднем росте количества туристских прибытий на 4,5 процента. В развивающихся странах рост доходности туризма составляет до 1000 процентов (Португалия). Российский рынок международного туризма охватывает совокупный спрос резидентов на путешествия внутри страны и за рубеж, а также спрос нерезидентов на туристские услуги внутри страны, поддержанные соответствующим предложением со стороны профессиональных организаторов туризма и поставщиков туристских услуг. Спрос резидентов на путешествия внутри страны и за рубеж обладает особой подвижностью, что приводит к возрастанию объемов внутреннего туризма за счет сокращения туристских потоков за рубеж, и наоборот. Данная тенденция проявляется особенно ярко в период кризисов, как это случилось, например, в 1998 г., либо в период экономического роста. В 2002 г. по сравнению с 2000 г. российские граждане совершили на 10,7% больше поездок за рубеж (20,3 млн.) и на 16,3% меньше дальних поездок по России (46,9 млн.).

Развитие туризма оказывает стимулирующее действие и на другие секторы экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), способствует созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну Российской Федерации. Следует отметить, что важнейшими факторами, оказывающими влияние на доходность туризма в экономике страны, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма.

Туристический бизнес всегда был и остается важнейшим сегментом мировой экономики и одной из ведущих отраслей народного хозяйства многих стран. Говоря об отечественном туризме, следует заметить, что сейчас он находится в переходном периоде, на протяжении которого определяются его основные приоритеты и пути дальнейшего развития. Так, в последние годы наблюдается масштабное гостиничное строительство практически во всех регионах страны, что говорит о возрастающем уровне спроса на туристические услуги.

Специалисты отмечают, что российский рынок туристических услуг в дальнейшем имеет возможность стать наиболее перспективным в мире по причине своей масштабности и новизны. В соответствии с данными Нижнекамского статистического центра, в г. Нижнекамск намечается тенденция к дальнейшему расширению сферы туристической деятельности и развития туризма в целом. Что позволяет говорить о том, что туристические организации являются востребованными на рынке.

3.2 Анализ эффективности создания интернет сайта

Интернет перестала быть символом «продвинутости» оператора, превратилась в необходимость, поскольку электронная реклама на сегодняшний день одна из самых дешевых видов рекламной деятельности, при этом она максимально избирательна (адресатами Интернет-рекламы становятся только заинтересованные в ее получении лица), информативна (посредством Интернет можно хоть каталоги публиковать и рассылать), регулярна (максимально применяется фактоp повторяемости рекламного воздействия) и оперативна (реклама доходит до адресата в считанные секунды). Единственным источником электронной рекламы до сих пор остается ее незначительный охват (далеко не все агенты имеют постоянный доступ Интернет, не говоря уже о потенциальных туристах), хотя на лицо постоянный рост количества и посетителей, и активных пользователей Рунета. Наиболее распространенными видами электронной рекламы на сегодняшний день являются: популяризация сайтов операторов, регулярные электронные рассылки заинтересованным пользователям, работа электронных туристических бирж, баннерная реклама в Рунете. Сайт представляет собой Web-страницу оператора в глобальной сети. Для обеспечения эффективной работы сайта компания придерживается принципов:

— иметь простое и запоминающееся название, созвучное с наименованием оператора, исключающее двоякое написание;

— привлекателен по дизайну страницы, цветовое решению, удобным кнопкам, яркие фотографии, «приятные» шрифты);

— он удобен в использовании (быстрая и ясная навигация по страницам сайта);

— содержал актуальную и периодически обновляемую информацию (цены, даты вылетов, стоп-листы);

— ведет счет количества посетителей (что очень актуально в качестве проверки эффективности рекламной кампании);

— имеет несколько языков для прочтения информации для иностранных пользователей;

— размещения на популярных поисковых порталах: Google, Rambler, Yahoo, Yandex.

После подготовки сайта турфирмы и определения целей рекламы (продажа туров или привлечение трафика на туристический портал) необходимо выбрать и рассмотреть инструменты интернет рекламы турфирмы.

Подразделение Интернет рекламы турфирмы:

1. Контекстная реклама турфирмы:

Контекстная реклама — это размещение текстовой рекламы турагентства на странице выдачи результатов поиска Яндекса, Гугла, Рамблера. Кроме того, текстовая реклама турфирмы может быть показана на множестве других сайтов-партеров поисковых систем. Рекламные объявления турагентств и туроператоров будут показаны сверху и справа от результатов поиска. Размещение рекламы турфирмы в Яндексе, как и в других поисковых системах происходит путем приобретения ключевых слов (которые пользователи вводят в поисковую строку, пытаясь найти тур или путевку) на месяц. Контекстная реклама подходит для продвижения туров, продвижения турагентства или рекламы туроператора. Контекстная реклама турфирмы в Яндексе, Гугле, Рамблере дает мощный и максимально быстрый эффект. Контекстная реклама идеально подходит для рекламы горящих туров и спецпредложений.

2. Поисковое продвижение туристических услуг:

Поисковое продвижение — инструмент интернет рекламы, нацеленный на увеличение посещаемости сайтов клиентами из поисковых систем. Ссылка на сайт турфирмы показывается в естественных результатах поиска. Попадание сайта туристической фирмы в ТОП-10 результатов поиска Яндекса по определенным ключевым словам, способно привести множество клиентов из интернета. Но достижение подобных результатов требует значительных временных затрат, и соответственно не подходит для мгновенного информирования потенциальных потребителей.

3. Контекстно-баннерная реклама:

Контекстно-баннерная реклама — размещение графических анимационных блоков в результатах поиска и на сайтах-партнерах поисковых систем. Такая Интернет реклама туристической фирмы или туристического продукта привлекает внимание своей динамикой и яркостью. С успехом может использоваться в конкурентных тематиках, когда стоимость ключевых слов высока.

4. Реклама турфирмы в социальных сетях:

Реклама турагентства в социальных сетях — довольно эффективный способ Интернет рекламы туристских услуг и продвижения туристического продукта, который в данный момент широко используется туристическими компаниями. Примером туристской рекламы может служить наличие более 5000 групп, рекламирующих услуги туристских компаний и продвигающих туристические продукты. Создание специальной группы турфирмы может заменить собственный сайт — сообщать о новых предложениях, информировать о горящих турах, принимать заявки и многое другое — можно прямо из группы в социальной сети. Популярная активная группа в социальной сети может служить как рекламой конкретного турагентства, так и рекламой тура, какого-то туристского продукта или направления.

5. Реклама турагентства в форумах:

Реклама турфирмы в форумах — это еще один довольно эффективный способ Интернет рекламы сайта турфирмы и пиар продвижения туров. В настоящий момент существует множество туристических сайтов и порталов, в которых посетители размещают свои фотографии, делятся своими впечатлениями об отдыхе, путешествии, отеле; узнают информацию о предстоящей поездке и читают отзывы о туроператорах. PR поддержка и реклама туров в форумах может, как нейтрализовать негативные высказывания о турагентстве. Реклама туров в таком формате позволяет подробно рассказать обо всех преимуществах того или иного путешествия, при этом уровень доверия к такой информации может быть очень высоким, так как она подается в форме рассказа или совета от бывалого путешественника.

Интернет — лидер рекламы в туризме. Лидирующие позиции в качестве носителя рекламной информации сегодня все чаще завоевывает Интернет, обеспечивающий турфирме оперативную связь с потенциальными туристами.

Итак, формула эффективности проекта будет выглядеть следующим образом:

Кэф. = РЗ, где Р — экономический результат от проекта, З — общее число затрат на проект.

Затраты на проект следующее:

Для определения экономического результата от предложенного проекта, проводится исследования рынка туристских услуг и эффективности от создания интернет сайта.

Таблица 6. Затраты на инновационный проект

Затраты на проект

Сумма, руб.

создание интернет сайта

надбавка сотрудникам, занимающимся проектом

установка нового браузера, антивируса для ПК

Итого:

Назначение интернет сайта заключается в увеличении общей эффективности работы компании. Здесь возможно развитие по нескольким направлениям: формирование имиджа фирмы; возможность качественного и постоянного информирования потребителя о предлагаемых услугах, изменениях ценовой политики, ассортименте продукции и т. д.; проведение низкозатратных рекламных компаний; привлечение целевой аудитории и взаимодействие с потребителем; характеризует предприятие как современное и успешное.

Согласно оценкам — в Нижнекамск на начало 2012 года было около 300 тысяч Интернет пользователей, т. е. 300 тыс. потенциальных потребителей. Для лучшего понимания эффективности собственно web-сайта проанализируем следующее исследование, проведенное на одном из Интернет порталов г. о. Нижнекамск в 2011 г. На Интернет портале был в течение двух месяцев проведен опрос посетителей на тему: «Из каких источников вы узнали адрес нашего сайта?». Ответы разделились так:

— из Интернет поисковиков и каталогов — 48%- из рекламы в печатных изданиях — 24%- из платной рекламы в Интернет — 21%- из баннерной рекламы — 5% - от деловых партнеров — 2%

Таким образом, можно сделать вывод о том, что практически 50% Интернет пользователей ищут необходимую им информацию, в том числе и информация об услугах, в сети Интернет. Наличие собственного Интернет сайта крайне выгодно и, согласно статистике, позволяет увеличить доход предприятия приблизительно на 3%. Для рассматриваемой организации подобное увеличение составит следующую сумму: 2 628 232*0,03 = 78 846 рублей. Эта сумма и будет являться количественным определением экономического эффекта от внедрения предложенного нововведения.

Кэф. = 78 846 74 000 = 1,06 — коэффициент экономической эффективности проекта.

Далее рассчитаем срок окупаемости данного нововведения. Формула для расчета выглядит следующим образом:

Ток = 1Кэф.

Ток = 1 1,06 = 0,9 — т. е. предложенный проект окупится в срок один месяц.

Рассчитаем точку безубыточности данного проекта. Формула для расчета:

Qбн = Зпост / (Ц — Зпер),

где Зпост — постоянные затраты; Ц — цена за одну услугу; Зпер — переменные затраты (за одну услугу).

Пользуясь таблицей 5 (Основные показатели деятельности предприятия), рассчитывается точка безубыточности проекта:

Qбн = 74 000 (12 000 — 2 176) = 1,5 — т. е. организации необходимо оформить семь-восемь заказов, чтобы достичь точки безубыточности.

Таким образом, можно заключить, что экономическая эффективность от предложенного мероприятия достаточна высока, учитывая ее небольшую стоимость. Хорошо организованный сайт — важное условие эффективной рыночной стратегии туристской фирмы, ее обязательная составляющая. Изготовление и запуск хорошего сайта — дело рук профессиональных программистов и дизайнеров. Несмотря на то, что заказ сайта — дорогостоящее удовольствие, стоит помнить, что именно сайт в скором времени станет «лицом» любой турфирмы, производящим первое (и порой решающее) впечатление на потенциального потребителя.

Заключение

В ходе курсовой работы были рассмотрены ключевые понятия, касающиеся нововведений и их роли для организаций в современном мире. Так же были затронуты проблемы о создании благоприятной новаторской атмосферы в организации.

Итак, нововведение — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Нововведения касаются всех форм предпринимательской деятельности. Это одинаково важно как для промышленных предприятий, так и для банка, страховой компании или туристической фирмы и других организаций.

Содействовать развитию новаторских способностей предприятия может фирменная культура, которая поощряет инновационное поведение, придавая большое значение таким ценностям, как новаторство и творчество или терпимое отношение к неизбежным неудачам. Признаками фирменной культуры, благоприятной для нововведений, являются наличие систем стимулирования, открытых коммуникационных сетей, поощрение командной работы. В этой связи надо ясно понимать, что благоприятный для инноваций климат не создается по распоряжению сверху, для этого требуется целенаправленное поведение, которого придерживается сам предприниматель и которое обеспечивается соответствующим применением ресурсов.

Было исследовано туристическое агентство «Булгартурист». Современная индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Она оказывает стимулирующее воздействие на такие отрасли экономики, как транспорт, связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики. В настоящее время ни одно предприятие, в том числе туристическое, не может нормально функционировать и развиваться без внедрения инноваций. Данное утверждение обусловлено тем, что на современном этапе жесткая конкуренция на рынке туристических услуг и непрерывный процесс развития туристской отрасли требуют непрерывного улучшения качества и ассортимента предлагаемых услуг. Поэтому, туристическим фирмам необходимо планировать и осуществлять инновационную политику на предприятии по всем возможным направлениям, будь то разработка новых маршрутов или выход на новые туристические рынки сбыта.

Инновационная деятельность — это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития. Иными словами инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний. Содержание инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых, реализуются технико-экономические потребности общества.

В настоящее время особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации инновационных процессов, что в итоге позволит фирмам наиболее полно и без потерь проводить свою инновационную политику. Разработка нового тура является одним из составляющих элементов в осуществлении инновационной политики туристической фирмы «Булгартурист». В ходе исследования были выявлены следующие проблемы: непродуманное повышение числа работников и их заработной платы; плохо развитая маркетинговая служба; не меняющийся набор услуг. Был предложен проект по внедрению следующего нововведения: создание на предприятии такого вида услуг как прямые продажи через Интернет и динамическая компоновка тура (package tour), разработка нового тура.

В работе по созданию сайта в Интернете решены следующие задачи:

1. Интернет реклама турфирмы является одним из самых эффективных, инструментов привлечения клиентов в туристическую компанию. Это происходит из-за того, что более 60% клиентов предпочитают искать информацию о предстоящем отдыхе в Интернете: о ценах, об отелях, вариантах перелетов, достопримечательностях и экскурсиях, визовых вопросах, местных традициях и обычаях.

2. Эффективностью создания сайта турфирмы является ее актуальность, а именно: в условиях жесткой конкуренции, небольшие турфирмы могут быть вытеснены с рынка из-за отсутствия правильной политики продвижения, поэтому существует необходимость в создании сайта, чтобы привлекать новую аудиторию и вести учет посещения и рейтинга компании. Был составлен SWOT-анализ, где выявлены все слабые и сильные стороны.

3. Были приняты условия для создания и редактирования личного сайта турфирмы. Основной идеей был найм специалиста — создателя сайта, который редактировал, поддерживал и улучшал развитие внутрифирменного сайта.

Таким образом, Интернет уже стал самым удобным инструментом в туристической деятельности. Осталось только использовать все его преимущества в процессе коммуникации с потребителем. Развивая внутрифирменный сайт, появляется большое количество клиентов, которые могут через Интернет выбрать и оформить тур. Тем самым повышается прибыльность компании. При внедрении этого проекта, организация сможет выйти на новый сегмент рынка и занять надежную конкурентную позицию.

Список литературы

1. Авсянников Н. М. Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: Инфра-М, 2012.

2. Анищик В. М., Русецкий А. В., Толочко Н. К. Инновационная деятельность и научно-технологическое развитие — Мн.: Изд. центр БГУ, 2013

3. Березин И. С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение — М.: Вершина, 2010 — 335 с.

4. Бовин А. А., Чередникова Л. Е., Якимович В. А. Управление инновациями в организации. — М.: Омега-Л, 2006. — 254 с.

5. Гугелев А. В. Инновационный менеджмент — М.: Дашков и К, 2010. — 365 с

6. Зорин И. В., Каверина Т. П. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности — М.: Финансы и статистика, 2005. — 334 с.

7. Иванов А. В Инновации и производственный бизнес, журнал Проблемы Современной Экономики. http://www.m-economy.ru/

8. Коновалова Н. И. Теоретические аспекты инновационного развития социальной сферы. — М.: Ойкос, 2006. — 254 с.

9. Маренков М. Н. Инновации: Учебное пособие — М.: НИБ, 2006. — 122 с.

10. Мельникова Я. Н. Туристический бизнес — взгляд эксперта; информационно-аналитическое издание «Время», 2012 № 3 С. 22−23

11. Новиков В. С. Инновации в туризме — М.: Академия, 2007. — 222 с.

12. Павлов А. Н. Управление инновациями компании С. 22−23

13. Пихлера Й. Х., Пляйтнера Х. Й., Шмидта К.-Х. Малые и средние предприятия. Управление и организация — М.: Международные отношения, 2005. — 432 с.

14. Ривкин, C., Ф. Сейтель. Мудрая идея. От замысла к успешным инновациям — Спб.: Питер, 2005 — 335 с.

15. Степаненко Д. М. Классификация инноваций и ее стандартизация — М.: 2006.= 453 с.

16. Толочко Н. К., Анищик В. М., Русецкий А. В. Инновационная деятельность и научно-технологическое развитие — Мн.: БГУ, 2005. — 456 с.

17. Тычинский А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт — Таганрог: ТРТУ, 2006. — 56 с

18. Ушаков Д. С., Малахова Н. Н. Инновации в туризме и сервисе. Учебное пособие — Ростов: Феникс, 2012 — 416 с.

19. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2010.

20. Чудновский А. Д., Жукова М. А., Сенин В. С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2005.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой