Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложность изучения особенностей маскулинности/феминности подростков, как, впрочем, и других компонентов тендерной идентичности личности, связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образцы маскулинности/феминности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Личностные особенности подростков. ц
    • 1. 1. Личность подростка как предмет психологических исследований
    • 1. 2. Личность подростка и проблемы подросткового этапа развития
    • 1. 3. Рассогласование характеристик образов-Я, рефлексивность и субъективный контроль как личностные особенности подростков
  • Выводы первой главы
  • 2. Тендерная идентичность личности
    • 2. 1. Психологическое содержание категории тендер
    • 2. 2. Тендерная социализация в подростковом возрасте
    • 2. 3. Особенности определения типов тендерной идентичности личности
  • Выводы второй главы
  • 3. Личностные особенности подростков с различной тендерной идентичностью (анализ эмпирических данных)
    • 3. 1. Методы и процедура исследования. Характеристика исследуемой выборки
    • 3. 2. Исследование личностных особенностей у подростков с различными типами, тендерной идентичности
      • 3. 2. 1. Типы тендерной идентичности подростков
      • 3. 2. 2. Проявление рассогласований между характеристиками образов-Я у подростков с различными типами тендерной идентичности
      • 3. 2. 3. Уровень субъективного контроля и индивидуальная мера рефлексивности у подростков с различными типами тендерной идентичности
      • 3. 2. 4. Сопоставление результатов исследования личностных особенностей подростков с различными типами тендерной идентичности
    • 3. 3. Выводы по результатам исследования

Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Изменчивость современного социального пространства задает новые перспективы в реализации личности, одновременно требуя от нее высокой активности. Чтобы достичь поставленных перед собой социальных, профессиональных, творческих и других целей, чтобы быть успешным, а иногда просто для того, чтобы выжить, современный человек должен уметь быстро адаптироваться к условиям находящегося в постоянной динамике социального мира, обладать хорошо сформированной субъектной позицией и творческими способностями. Но стать активным и креативным в один момент невозможно, поэтому важным становится поиск таких психологических подходов, которые бы позволили изучать личность как систему, способную не только к адаптации, но и к активному преобразованию действительности, к саморазвитию и самораскрытию в различных сферах своего взаимодействия с миром (Л.И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, В. В. Знаков, С. Л. Рубинштейн, З. И. Рябикина и др.).

Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активной и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой — за ним еще закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.

Отметим, что подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходах и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности, а личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции — как важные качества, закладывающиеся в подростковом возрасте (Л.И. Божович, J1.C. Выготский, Е. И. Исаев, Д. И. Фельдштейн, B.JI. Хайкин, Э. Эриксон).

Исследователи фокусируют свое внимание и на других важнейших проблемах и особенностях развития личности подростка. Анализируется специфика взаимосвязи личностных особенностей и когнитивного развития (Н.И. Конакова, 2002) — особенности волевой регуляции (М.А. Басин, 2006) и особенности мотивации подростков (Т.Ю. Федотова, 2005) — проблемы агрессивности и одиночества (Н.А. Васильченко, 2005; Е. Е. Рогова, 2005). Большой интерес исследователей вызывают вопросы, связанные с отражением личностных особенностей подростков в реальном межличностном и социальном поведении. Здесь изучаются как общие закономерности поведения подростков в конфликтах (Т.В. Золотова, 2005; О. В. Демьянович, 2006), так и поведение подростков в конкретных ситуациях социального взаимодействия с родителями, учителями, друзьями (Э.Р. Баянова, 2006; Е. А. Грищук, 2006; С. А. Романов, 2006).

Широко изучаются ценности, семейные, профессиональные и в целом жизненные планы подростков и связанные с ними проблемы профориентационного консультирования (Е.А. Саломэ, 2005; И.А. Сапогова).

В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению тендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты тендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате тендерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы тендерной идентичности (С.Бем, Э. Гиденс, И. С. Клёцина, Е.Р. Ярская-Смирнова).

Тендерная идентичность — это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола (И.С. Клёцина). Тендерная идентичность — осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности (О.А. Воронина) — принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака (Н.К. РадинаЕ.Ю. Терешенкова). Иногда в понятие тендерной идентичности включают аспект, связанный с психосексуальным развитием и формированием сексуальных предпочтений (Дж. Гангнон, Б. Хендерсон).

Однако наиболее общее определение тендерной идентичности связано с тем, что ее понимают как результат отождествления личностью себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик (Т.В. Бендас, Е. А. Здравомыслова, А.А. Темкина). При всем многообразии компонентов, которые могут быть включены в структуру тендерной идентичности, наиболее часто повторяющимися являются два компонента: биологический пол (мужчина/женщина) и маскулинность/феминность как конструкты культуры и интериоризированные психологические черты (О. А. Воронина, Д. В. Воронцов, Е. Здравомыслова, В. В. Знаков, В. А. Лабунская, Н. И. Ловцова, Л. Н. Ожигова, Н. Пушкарева, Дж. Скот, А. Темкина, Р. Хоф).

Сложность изучения особенностей маскулинности/феминности подростков, как, впрочем, и других компонентов тендерной идентичности личности, связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образцы маскулинности/феминности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ-Я, не ограничивается пассивным усвоением тендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою тендерную идентичность (И. Гофман, Е. А. Здравомыслова, К. Зиммерман, А. В. Кирилина, Дж. Лорбер, А. А. Темкина, Д. Уэст, С. Фаррел). Отсюда возникает проблема исследования, связанная с тем, что недостаточно изучена взаимосвязь личностных особенностей подростков и тендерной идентичности личности.

Таким образом, цель данного диссертационного исследованияизучить взаимосвязь личностных особенностей с типом тендерной идентичности у подростков.

Объект исследования — личностные особенности подростков.

Предмет исследования — связь личностных особенностей с типом гендерной идентичности личности у подростков.

Гипотеза исследования: личностные особенности подростков, включающие рассогласование характеристик образов-Я, уровень рефлексивности и уровень субъективного контроля, связаны с типом гендерной идентичности личности подростка.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:

Теоретические:

1) рассмотреть существующие в психологической науке подходы к изучению личности подростков;

2) выявить личностные особенности, существенные для решения задач подросткового периода;

3) рассмотреть существующие в психологической науке представления о тендере, гендерной социализации, гендерной идентичности, типах и компонентах гендерной идентичности;

4) выделить проблемы взаимосвязи личностных особенностей подростков с гендерной идентичностью личности.

Эмпирические:

1) подобрать и апробировать комплекс диагностических процедур, направленных на изучение проявления личностных особенностей и типов гендерной идентичности у подростков;

2) выявить взаимосвязь типов гендерной идентичности подростков с их личностными особенностями — рассогласованием между характеристиками образов-Я, уровнем рефлексивности, уровнем субъективного контроля;

3) проанализировать и описать специфику взаимосвязи типов гендерной идентичности подростков с их личностными особенностями.

Методологическими и теоретическими основаниями исследования являются субъектно-деятельностный и бытийный подходы к изучению личности (Л.И. Анцыферова, В. В. Знаков, B.C. Мухина, С. Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина), определяющие личность как систему, способную к активному преобразованию действительности, к саморазвитию и самораскрытию в различных сферах своего взаимодействия с миром, как субъект организации пространств своего бытиятендерный подход в психологии (Т.В. Бендас, Ш. Берн, Е. А. Здравомыслова, И. С. Клёцина, И. С. Кон, В. А. Лабунская, Л. Н. Ожигова, Л. В. Попова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.), рассматривающий тендерную идентичность личности как продукт социального конструирования.

В работе использовались следующие психодиагностические методы. методика определения психологического пола О. Г. Лопуховойметодика Т. Лири (направленная на изучение маскулинных и феминных характеристик образов-Я) — тест уровня субъективного контроля Дж. Роттераметодика диагностики индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Понамарёвой.

Система методов, применяемых в исследовании, была определена его исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами как всего исследования, так и отдельных его этапов.

Этапы исследования:

Исследование проходило в три этапа.

На первом, подготовительном, этапе (октябрь 2003 — октябрь 2004) был осуществлен теоретический анализ проблемы личностных особенностей подростков, их связи с гендерной идентичностьюопределены цели и задачи исследования, выдвинуты основные гипотезы исследованияизучена научная литература по проблемам личности, личностных особенностей подростков, гендерной идентичности.

На втором, опытно-экспериментальном, этапе (ноябрь 2004 — апрель 2005) были подобраны методы исследованияосуществлялось констатирующее исследование, посвященное диагностике личностных особенностей подростков.

На третьем, обобщающем, этапе (май 2005 — май 2006) проводилась обработка и интерпретация полученных данных, были подведены итоги исследования.

Базой для исследования выступила школа-гимназия № 71 (г. Краснодар). Выборку исследования составили учащиеся восьмых-девятых классов. Общий объём выборки — 121 подросток в возрасте от 13 до 15 лет (62 девочки, 59 мальчиков).

На защиту выносятся следующие положения:

3.3 Выводы по результатам исследования.

1. Теоретический анализ свидетельствуют о том, что тендерная идентичность является аспектом самосознания личности, связанным с осознанием себя представителем определённого пола. Общая Я-концепция, формируясь в подростковом возрасте, связана с обретением чувства взрослости — ответственности за свои поступки, осознания их. Поскольку тендерная социализация специфична для подростков мужского и женского пола, она формирует различия личностных особенностей у подростков с различными типами гендерной идентичности.

Таким образом, характеристики образов-Я, уровень рефлексивности и уровень субъективного контроля, как личностные особенности, связаны с гендерной идентичностью.

2. Основным результатом эмпирического исследования явилось то, что такие личностные особенности, как рассогласование между выраженностью характеристик образов Я-реальный (ая) и Я-реальный (ая) мужчина/женщина, и образов Я-реальный (ая) мужчина/женщина и Я-идеальный (ая) мужчина/женщина, а также уровень субъективного контроля проявляются у подростков с различными типами гендерной идентичности специфически.

У подростков со всеми типами гендерной идентичности не обнаружено значимых различий в проявлении уровня рефлексии. Значит, тендерная идентичность не связана с такой личностью особенностью, как рефлексивность.

Таким образом, гипотеза о том, что рассогласование между характеристиками образов-Я, уровень рефлексивности и уровень субъективного контроля связаны с определёнными типами гендерной идентичности, подтвердилась частично.

3. Мужской маскулинный тип гендерной идентичности в рассогласовании выраженности характеристик образа-Я между образами Я-реальный и Я-реальный мужчина характеризуется стремлением к меньшему проявлению таких маскулинных характеристик, как агрессивность и подозрительностьв рассогласовании выраженности характеристик образа-Я между образами Я-реальный мужчина и Я-идеальный мужчинастремлением к меньшему проявлению таких маскулинных характеристик, как эгоистичность и подозрительность.

Таким образом, для подростков с данным типом гендерной идентичности характерна акцентуация внимания на такой маскулинной черте, как подозрительность, которую подростки с данным типом гендерной идентичности в своих представлениях хотели бы меньше проявлять и в реальном, и в идеальном тендерном поведении.

В целом подростки с мужским маскулинным типом гендерной идентичности не стремятся к демонстрации традиционного маскулинного поведения — явному проявлению маскулинных черт.

Отсутствие рассогласований выраженности феминных характеристик образа-Я между изучаемыми образами свидетельствует о том, что для подростков с данным типом гендерной идентичности не важны феминные характеристики личности.

4. Мужской андрогинный тип тендерной идентичности характеризуется наименьшим количеством значимых различий в выраженности характеристик образа-Я между образами Я-реальный и Я-реальный мужчина и образами Я-реальный мужчина и Я-идеальный мужчина. Это означает, что мужской андрогинный тип тендерной идентичности имеет наиболее целостную Я-концепцию.

В рассогласовании выраженности характеристик образа-Я между образами Я-реальный и Я-реальный мужчина данный тип тендерной идентичности характеризуется стремлением к меньшему проявлению маскулинной характеристики агрессивность и меньшему проявлению феминной характеристики зависимостьв рассогласовании выраженности характеристик образа-Я между образами Я-реальный мужчина и Я-идеальный мужчина — стремлением к меньшему проявлению маскулинной характеристики подозрительность.

Таким образом, для подростков с данным типом тендерной идентичности характерно традиционное поведение относительно феминных характеристик — уменьшение их проявления и нетрадиционное поведение относительно маскулинных характеристик — уменьшение их проявления.

5. Женский феминный тип тендерной идентичности в рассогласовании выраженности характеристик образов Я-реальная и Я-реальная женщина характеризуется стремлением к меньшему проявлению маскулинных характеристик эгоистичность и подозрительность, меньшему проявлению феминной характеристики зависимостьв рассогласовании выраженности характеристик образов Я-реальная женщина и Я-идеальная женщинастремлением к меньшему проявлению таких маскулинных характеристик, как агрессивность и подозрительность, к большему проявлению таких маскулинных характеристик, как авторитарность и эгоистичность, большему проявлению феминной характеристики дружелюбие.

Таким образом, для подростков с данным типом тендерной идентичности характерна акцентуация внимания на такой маскулинной черте, как подозрительность, которую подростки с женским феминным типом тендерной идентичности в своих представлениях хотели бы меньше проявлять и в реальном, и в идеальном тендерном поведении.

Подростки с женским феминным типом тендерной идентичности демонстрируют традиционную феминную модель в реальном тендерном поведении относительно маскулинных характеристик — уменьшение их проявления, и нетрадиционную относительно феминных характеристикуменьшение их проявления. В идеальном тендерном поведении традиционная картина наблюдается относительно феминных и части маскулинных характеристик — увеличение и уменьшение проявления характеристик соответственно, и нетрадиционная относительно части маскулинных характеристик — увеличение их проявления.

6. Женский андрогинный тип тендерной идентичности характеризуется наибольшим количеством значимых различий в выраженности характеристик образа-Я между образами Я-реальное и Я-реальная женщина и образами Я-реальная женщина и Я-идеальная женщина. Это означает, что женский андрогинный тип тендерной идентичности имеет наименее целостную Я-концепцию.

В рассогласовании выраженности характеристик образа-Я между образами Я-реальное и Я-реальная женщина данный тип тендерной идентичности характеризуется стремлением к меньшему проявлению маскулинных характеристик эгоистичностиь и агрессивность, меньшему проявлению таких феминных характеристик, как подчинённость, зависимость, дружелюбиев рассогласовании выраженности характеристик образа-Я между образами Я-реальная женщина и Я-идеальная женщинастремлением к меньшему проявлению маскулинных характеристик агрессивность и подозрительность, феминной характеристики подчинённость, к большему проявлению маскулинных характеристик авторитарность и эгоистичность, большему проявлению феминной характеристики альтруистичность.

В целом подростки с женским андрогинным типом гендерной идентичности демонстрируют противоречивое отношение к реальному и идеальному тендерному поведению — одна часть маскулинных и феминных характеристик корректируется согласно традиционной феминной модели поведения, другая — изменяется подростками с данным типом гендерной идентичности противоположным образом.

7. Мужской андрогинный и женский андрогинный типы гендерной идентичности противоположны по количеству значимых различий в выраженности характеристик образа-Я между образами Я-реальное и Я-реальный (ая) мужчина/женщина и образами Я-реальный (ая) мужчина/женщина и Я-идеальный (ая) мужчина/женщина. Мужской андрогинный тип гендерной идентичности имеет наименьшее количество значимых различий, а женский андрогинный тип гендерной идентичностинаибольшее.

Это означает, что андрогинность у мальчиков-подростков и девочек-подростков взаимосвязана с различными проявлениями такой личностной особенности, как рассогласование между выраженностью характеристик образов Я-реальное и Я-реальный (ая) мужчина/женщина, и образов Я-реальный (ая) мужчина/женщина и Я-идеальный (ая) мужчина/женщина.

8. В проявлении уровня субъективного контроля общей интернальностью характеризуется женский феминный тип гендерной идентичности, остальные типы гендерной идентичности подростков (мужской андрогинный, женский андрогинный и женский феминный) характеризуются общей экстернальностью. Это означает, что феминность у феминных девочек взаимосвязана с ответственным отношением к собственной жизни в целом, маскулинность и андрогинность у мальчиков — с безответственным отношением к жизни в целом. Кроме того, андрогинность у девочек-подросктов также связана с безответственным отношением к жизни в целом.

Для подростков со всеми типами тендерной идентичности характерны интернальность в сфере достижений и экстернальность в сфере учёбы (производственных отношений). Это означает, что, независимо от типа тендерной идентичности, подростки считают себя ответственными за собственные достижения и считают, что не несут ответственности за происходящее с ними в сфере учёбы (производственных отношений).

Для девочек-подростков (женские феминный и андрогинный типы тендерной идентичности) характерна интернальность в сфере здоровья, для мальчиков-подростков (мужские маскулинный и андрогинный типы тендерной идентичности) в сфере здоровья характерна экстернальность. Это означает, что маскулинность у мальчиков-подростков взаимосвязана с безответственным отношением к здоровью, а феминность у девочек — с ответственным отношением к здоровью.

9. Мужской маскулинный и женский феминный типы тендерной идентичности противоположны в выраженности уровня субъективного контроля. Мужской маскулинный тип тендерной идентичности характеризуется наименьшими показателями интернальности, женский феминный тип тендерной идентичности — наибольшими.

Таким образом, полоспецифичный психологический пол (маскулинность у мальчиков и феминность у девочек) подростков взаимосвязан с проявлением такой личностной особенности, как уровень субъективного контроля. Наиболее ответственно к своей жизни относятся феминные девочки, наиболее безответственно — маскулинные мальчики.

10. Стремление подростков к снижению некоторых маскулинных и феминных характеристик, в том числе и полоспецифичных, в образе Я-мужчина/женщина и Я-идеальный (ая) мужчина/женщина является результатом низкой рефлексивности собственной тендерной идентичности, и меняющихся в современном обществе представлений о маскулинности и феминности.

11. По результатам данной диссертационной работы можно выделить следующие перспективные направления исследований и практической психологической деятельности:

— изучение личностных особенностей в их связи с гендерной идентичностью личности у других возрастных групп (у представителей различных профессийучитывая этнический фактор);

— разработка программ семинаров и тренингов для подростков, направленных на развитие гендерной рефлексивности — понимания подростками собственной маскулинности и феминности, а также связанных с ними личностных переживаний;

— разработка программ семинаров и тренингов для подростков, направленных на актуализацию субъектной позиции, развитие ответственности за собственные поступки, а также происходящее с ними в целом.

Заключение

.

Подростковый возраст составляет особый этап в развитии человека как личности. Именно на данном этапе происходит качественная перестройка системы отношений ребёнка не только к миру, к окружающим людям, но и к самому себе. В этом возрасте особую значимость для подростка приобретают личностные особенности, связанные со становлением самосознания (общей Я-концепции), чувства взрослости, субъектности. Л Изучению особенностей личности подростков в различных аспектах их бытия в современной психологической науке посвящено большое количество теоретических и практических исследований. Однако в существующих работах не достаточно внимания уделяется изучению гендерной специфики личностных особенностей подростков.

Развитие психических качеств и способов поведения не имеет жестких биологических предписаний. Осознание собственной половой принадлежности и становление гендерной идентичности человека — одно из направлений его социализации. Тендерная идентичность является одной из базовых характеристик личности и формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации.

Тендерная идентичность рассматривается как аспект самосознания личности, отождествление себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм ^ поведения и формирование личностных характеристик.

Тендерная социализация ребёнка начинается с момента его рождения под влиянием людей и среды, окружающих его. Родители (семья), один из основных социализирующих факторов, воспитывают разнополых детей в соответствии с нормативными представлениями о маскулинности и феминности. В период школьного обучения учителя активно продолжают начатую родителями традицию формирования разного типа поведения у мальчиков и девочек, исходя из утвердившихся тендерных стереотипов.

Однако личность не ограничивается пассивным усвоением тендерных норм и ролей, а самостоятельно, активно формирует свою тендерную идентичность. Рассмотрение тендерной характеристики личности с позиций бытийного подхода, рассматривающего личность как субъект формирования собственных бытийных пространств, позволяет изучать тендерную идентичность как самостоятельно конструируемую личностью личностную особенность.

Недостаточная изученность тендерной специфики личностных особенностей подростков определила цель настоящего исследования, которая состояла в выявлении взаимосвязи личностных особенностей и тендерной идентичности подростков, специфики проявления личностных особенностей у подростков с различными типами тендерной идентичности.

Рассмотрение теоретических и эмпирических результатов исследований проблем становления личности и тендерной идентичности в подростковом периоде развития человека позволило выдвинуть гипотезу исследования: характеристики образов-Я, уровень рефлексивности и уровень субъективного контроля, как личностные особенности подростков, связаны с типом тендерной идентичности личности подростка, который определяется биологическим полом и особенностями проявления маскулинности /феминности /андрогинности.

Основным результатом исследования являются следующие выводы:

1. Анализ теоретических работ свидетельствует о том, что тендерная идентичность является аспектом самосознания личности, связанным с осознанием себя представителем определённого пола. Общая Я-концепция, формируясь в подростковом возрасте, связана с обретением чувства взрослости — ответственности за свои поступки, осознания их. В силу специфичности тендерной социализации для подростков мужского и женского пола она обуславливает различия проявлений личностных особенностей у подростков с различными типами гендерной идентичности.

Таким образом, характеристики образов-Я, уровень рефлексивности и уровень субъективного контроля как личностные особенности связаны с гендерной идентичностью.

2. Основной результат эмпирического исследования: такие личностные особенности, как различия в уровне выраженности характеристик между образом Я-реальное и образом Я-реальный (ая) мужчина/женщина, а также образом-Я реальный (ая) мужчина/женщина и Я-идеальный (ая) мужчина/женщина, а также уровень субъективного контроля, по-разному проявляются у подростков с различными типами гендерной идентичности.

У подростков со всеми типами гендерной идентичности не обнаружено значимых различий в проявлении уровня рефлексии. Значит, тендерная идентичность не связана с такой личностью особенностью, как рефлексивность.

Таким образом, гипотеза о том, что противоречия между характеристиками образов-Я, уровень рефлексивности и уровень субъективного контроля связаны с определёнными типами гендерной идентичности, подтвердилась частично.

3. Для подростков со всеми типами гендерной идентичности характерен средний уровень развития рефлексии.

4. Мужской маскулинный тип гендерной идентичности характеризуется стремлением к меньшему проявлению маскулинных характеристик «агрессивность» и «подозрительность» в образе Я-мужчина, по сравнению с образом Я-реальныйстремлением к меньшему проявлению маскулинных характеристик «эгоистичность» и «подозрительность» в образе Я-идеальный мужчина по сравнению с образом Я-реальный мужчина.

Таким образом, для подростков с данным типом гендерной идентичности характерен акцент на такой маскулинной черте, как подозрительность, которую подростки с мужским маскулинным типом гендерной идентичности в своих представлениях хотели бы меньше проявлять и в реальном, и в идеальном тендерном поведении.

Отсутствие различий в уровне выраженности феминных характеристик образа-Я между изучаемыми образами свидетельствует о том, что для подростков с данным типом гендерной идентичности не валены феминные характеристики личности.

В проявлении уровня субъективного контроля маскулинные мальчики характеризуются общей экстернальностью, экстернальностью в сфере учёбы (производственных отношений) и здоровья, интернальностью в сфере достижений.

Таким образом, подростки с мужским маскулинным типом гендерной идентичности в целом не чувствуют ответственности за собственную жизнь, учёбу и здоровье, объясняя успехи и неудачи в этих сферах внешними обстоятельствами, но вместе с тем приписывают себе ответственность за свои достижения. Подростки с мужским маскулинным типом гендерной идентичности являются наименее интернальными.

5. Мужской андрогинный тип гендерной идентичности характеризуется наименьшим среди всех типов гендерной идентичности количеством значимых различий в уровне выраженности характеристик между образами Я-реальный и Я-мужчина, Я-мужчина и Я-идеальный мужчина. Таким образом, мужской андрогинный тип гендерной идентичности имеет наиболее целостную Я-концепцию.

Значимые различия в уровне выраженности характеристик образов-Я у подростков с мужским андрогинным типом гендерной идентичности проявляются следующим образом: меньшее проявление маскулинной характеристики «агрессивность» и феминной характеристики «зависимость» в образе Я-мужчина по отношению к образу Я-реальныйменьшее проявление маскулинной характеристики «подозрительность» в образе Я-идеальный мужчина по сравнению с образом Я-мужчина.

Таким образом, дня подростков с мужским андрогинным типом тендерной идентичности характерно уменьшение проявления маскулинных и феминных характеристик.

В проявлении уровня субъективного контроля андрогинные мальчики характеризуются общей экстернальностью, экстернальностью в сфере учёбы (производственных отношений), интернальностью в сферах достижений и здоровья.

Следовательно, подростки с мужским андрогинным типом тендерной идентичности в целом не чувствуют ответственности за собственную жизнь и учёбу, объясняя успехи и неудачи внешними обстоятельствами, но вместе с тем считают себя ответственными за свои достижения и здоровье.

6. Женский феминный тип тендерной идентичности характеризуется проявлением значимых различий в уровне выраженности маскулинных характеристик «эгоистичность», «подозрительность» и феминной характеристики «зависимость» между образом Я-реальная и образом Я-женщина, где в образе Я-женщина данные характеристики проявляются меньшезначимыми различиями в уровне выраженности маскулинных характеристик «агрессивность», «подозрительность», «авторитарность» и «эгоистичность», феминной характеристики «дружелюбие» между образом Я-женщина и образом Я-идеальная женщина, где в образе образе Я-идеальная женщина такие характеристики, как «агрессивность» и «подозрительность», проявляются меньше, а «авторитарность», «эгоистичность» и «дружелюбие» — больше.

Таким образом, для женского феминного типа тендерной идентичности характерно стремление к уменьшению проявления маскулинных и феминных характеристик в реальном тендерном поведениистремление к увеличению выраженности феминных и части маскулинных характеристик, уменьшению выраженности части маскулинных характеристик в идеальном тендерном. поведении.

В проявлении уровня субъективного контроля феминные девочки-подростки характеризуются общей интернальностью, интернальностью в сфере учёбы (производственных отношений), здоровья, в сфере достижений.

Это означает, что подростки с данным типом идентичности в целом принимают ответственность за собственную жизнь, учёбу, здоровье и достижения.

7. Женский андрогинный тип гендерной идентичности характеризуется наибольшим среди всех типов гендерной идентичности количеством значимых различий в уровне выраженности характеристик образов-Я между образом Я-реальная и образом Я-женщина, между образом Я-женщина и образом Я-идеальная женщина. Это означает, что женский андрогинный тип гендерной идентичности имеет наименее целостную Я-концепцию.

Значимые различия в уровне выраженности характеристик образов-Я между образом Я-реальная и образом Я-женщина проявляются в меньшей выраженности маскулинных характеристик «эгоистичность» и «агрессивность» и феминных характеристик «подчинённость», «зависимость», «дружелюбие» в образе Я-женщина относительно образа Я-реальнаязначимыми различия в уровне выраженности характеристик образов-Я между образом Я-женщина и образом Я-идеальная женщина проявляются в меньшей выраженности маскулинных характеристик «агрессивность» и «подозрительность», феминной характеристики «подчинённость», большей выраженности маскулинных характеристик «авторитарность» и «эгоистичность», феминной характеристики «альтруистичность» в образе Я-идеальная женщина относительно образа Я-женщина.

В целом подростки с женским андрогинным типом гендерной идентичности демонстрируют противоречивое отношение к реальному и идеальному тендерному поведению — одну часть маскулинных и феминных характеристик они стремятся проявлять меньше, а другую — больше.

В проявлении уровня субъективного контроля андрогинные девочки характеризуются общей экстернальностью, экстернальностью в сфере учёбы (производственных отношений), здоровья, интернальностью в сфере достижений.

Это означает, что подростки с данным типом идентичности не принимают ответственности за собственную жизнь в целом, равно как и за положение дел в учёбе (производственных отношениях), вместе с тем берут на себя ответственность за свои достижения и здоровье.

8. Мужской андрогинный и женский андрогинный типы гендерной идентичности противоположны по количеству значимых различий в уровне выраженности характеристик между образом Я-реальный (ая) и образом Я-мужчина/женщина и между образом Ямужчина/женщина и образом Я-идеальный (ая) мужчина/женщина. Мужской андрогинный тип гендерной идентичности имеет наименьшее количество значимых различий, а женский андрогинный тип гендерной идентичности — наибольшее.

Мужской маскулинный и женский феминный типы гендерной идентичности противоположны в выраженности уровня субъективного контроля. Мужской маскулинный тип гендерной идентичности характеризуется наименьшими показателями интернальности, женский феминный тип гендерной идентичности — наибольшими.

9. Проявление тенденций к снижению полоспецифичных тендерных характеристик связано, с одной стороны, с низкой рефлексивностью подростками собственной гендерной идентичности, с другой — с меняющимися в современном российском обществе конструктами маскулиности и феминности.

10. По результатам данной диссертационной работы молено выделить следующие перспективные направления исследований и практической психологической деятельности:

— изучение личностных особенностей в их связи с гендерной идентичностью личности у других возрастных групп (у представителей различных профессий);

— разработка программ семинаров и тренингов, направленных на развитие гендерной рефлексивности — понимания подростками собственной маскулинности и феминности, а также связанных с ними личностных переживаний;

— разработка программ семинаров и тренингов, направленных на актуализацию субъектной позиции подростков, развитие ответственности за собственные поступки, а также происходящее с ними в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов/ Г. С. Абрамова. М.: Деловая книга, 2000. — 623с.- ISBN 58 291−0071−1.
  2. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания/ Б. Г. Ананьев. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: МПО «МОДЭК», 1996. — 384 с. — ISBN 5−87 224−099−6.
  3. , Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1997. — 376 с. — ISBN 5−7567−00−60−9.
  4. , Е.Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. псих, наук /Е.Н. Андреева. СПб., 2003.
  5. , Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии/ Н. В. Антонова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 131−142.-ISSN0042−8841.
  6. , О.Н. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры «Я»/ О. Н. Арестова, Е. С. Шильштейн //Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14, Психология. — 1998. — № 1. — С. 8−18.
  7. , Е.Ю. Психология субъективной семантики/ Е. Ю. Артемьева. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. — 127с.
  8. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров/А.Г. Асмолов. Москва — Воронеж: НИР МОДЭК, 1996. — 768с. — ISBN 5−87 224−106−2.
  9. , М.А. Формирование волевой регуляции у подростков с деликвентным поведением: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. псих, наук/ М. А. Басин. Тула, 2006.
  10. , Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла/ Ф.В. Бассин// Вопросы психологии. 1973. — № 6. — С. 13−24. — ISSN 0042−8841.
  11. , Э.Р. Подросток беспризорник как субъект психолого-педагогической реабилитации: Автореф. Дисс. на соискание ученой степени канд. псих, наук/ Э. Р. Баянова. М., 2006.
  12. , Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие/Т.В. Бендас. СПб.: ПИТЕР, 2005. — 430с. — ISBN 5−94 723−369-Х.
  13. , Ш. Гендерная психология/ Ш. Берн. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 318с. — ISBN 5−93 878−019−5.
  14. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание/Р. Берне. М: Прогресс, 1986. — 422с.
  15. , Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: Дисс. на соискание ученой степени канд. псих, наук/ Н. В. Богданович. М., 2004, — 170с.
  16. , А. А К проблеме социальной перцепции/А. А. Бодал ев// Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 2, № 352. Ленинград, 1970.
  17. , А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности/ А. А. Бодалев. Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1970. — 135с.
  18. , А.А. Психология о личности/ А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988.-187с.
  19. , Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464с.
  20. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л. И. Божович //Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С. 23−35. — ISSN 0042−8841.
  21. , Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды/ Л. И. Божович. М.-Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. -349с. — ISBN 5−87 224−086−4.
  22. Болбачану, А Б. Содержание коммуникативной потребности подростка в разных условиях общения со взрослыми/ А.В. Болбачану// Вопросы психологии. 2006. — № 4. — С. 63−69. — ISSN 0042−8841.
  23. , Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии/ Б.С. Братусь// Вопросы психологии. 1990. — № 6, — С.9−16. — ISSN 0042−8841.
  24. , А.В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы/ А.В. Брушлинский// Известия Российской академии образования. -М.: Магистр, 1999.
  25. , А.В. О критериях субъекта/ А.В. Брушлинский// Психология индивидуального и группового субъекта/Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. — ISBN 5−9292−0070-Х
  26. , А.В. Психология субъекта/ А.В. Брушлинский/ Под. ред. В. В. Знакова. М.: Институт психологии РАН- СПб.: Алетейя, 2003. -267с.-ISBN 5−89 329−545−5.
  27. , Н.А. Особенности агрессивности и образа родителей у подростков: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. псих, наук/ Н. А. Васильченко. Краснодар, 2005.
  28. , Т.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов/ Т. В. Виноградова, В.В. Семенов// Вопросы психологии. 1993. — № 2. С.63−71.-ISSN0042−8841.
  29. , О.А. Введение в тендерные исследования/ О.А. Воронина// Материалы I Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай -96». М., 1997. — С.29−34.
  30. , О.А. Теоретико-методологические основы тендерных исследований// Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций/ О. А. Воронина. М.:МЦГИ — МВШСЭН — МФФ. — 2001. — Глава 5. — С. 95−109.
  31. , Л.С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 534с. — ISBN 5−7155−0747−2.
  32. , Э. Социология/ Э.Гидденс. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -704 с.-ISBN5901006828.
  33. , М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема/ М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26. -ISSN 0042−8841.
  34. , Е.А. Социально-психологические особенности взаимодействия родителей и подростков в современных российских условиях: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. псих, наук/ Е. А. Грищук. М., 2006.
  35. , И.В. Тендерная невербальная коммуникация в рекламе/ И.В. Грошев// Социологические исследования. 1999. — № 4. — С. 71−77. -ISSN 0132−1625.
  36. , Н.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания/Н.И. Гуткина// Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1986.
  37. , О.В. Психологические особенности субъективных представлений о конфликте (на материале кадетов и школьников): Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. псих, наук/ О. В. Демьянович. М., 2006.
  38. , Б.И. Потребности, отношения и направленность личности/ Б.И. Додонов// Вопросы психологии, 1973. -№ 5. — С. 18−29.1.SN 0042−8841.
  39. , Г. К. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью/Г .К. Зайцев, А. Г Зайцев, Т.Г. Хаптонова// Вопросы психологии. 2002. — № 3. — С. 33−43. — ISSN 0042−8841.
  40. , Е.А. Исследование женщин и тендерные исследования на Западе и в России/ Е. А. Здравомыслова, А.А. Темкина// Общественные науки и современность. -1999. № 6. — С. 177 — 185.
  41. , Е.А. Социальное конструирование тендера как феминистская теория/ Е. А. Здравомыслова, А.А. Темкина// Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. — С.46−65.
  42. , В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы/ В. В. Знаков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 448 с. — ISBN 5−9270−0078−9.
  43. , В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия/ В.В. Знаков// Субъект, личность и психология человеческого бытия/ Под ред. В. В. Знакова и З. И. Рябикиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 384 с. — ISBN 5−9270−0055-Х.
  44. , В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциональная проблема/ В.В. Знаков// Психологический журнал. -2005. № 1. — С.18−28. — ISSN 0205−9592.
  45. , JI.K. Личностные особенности людей, склонных к бродяжничеству (на примере подростков): Дисс. на соискание ученой степени канд. психол. наук/Л.К. Золотарева. Хабаровск, 2004. — 237с.
  46. , Т.В. Формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. псих, наук /Т.В. Золотова. Тула, 2005.
  47. , Н.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни/ Н. П. Ивченкова, А. В. Ефимова, О. П. Аккузина // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С. 49−56. — ISSN 0042−8841.
  48. , Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины/ Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2003, — 544с. — ISBN 5−318−459−8,
  49. , Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте /Е.Р. Калитиевская, Д.А. Леонтьев// Вопросы психологии. 2006. — № 3. — С. 49−54. — ISSN 0042−8841.
  50. , В.Г. Возрастные и тендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково-юношеской выборки)/В.Г. Каменская, С.В. Зверева// Психологический журнал. 2005. — № 4. — С.77−88. -ISSN 0205−9592.
  51. , А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики/А.В. Карпов// Психологический журнал. 2003. -Том 24. — № 5. — С.45−57. — ISSN 0205−9592.
  52. , А.Н. Проблема идентичности и субъектный подход/А.Н. Кимберг// Психология личности и её бытия: теория, исследования, практика / Под ред. З. И. Рябикиной, А. Н. Кимберга, С. Д. Некрасова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2005. — ISBN 5−8209−0433−8.
  53. , А.В. Тендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А. В. Кирилина. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 252с. — ISBN 5 824 304 734.
  54. , И.С. Тендерная социализация: Учебное пособие/И.С. Клецина. Спб.: Издательство РТПУ им. А. И. Терцина, 1998. — 92 с. — ISBN 5−8064−0048−4.
  55. , И.С. Психология половых различий/ И.С. Клецина// Словарь тендерных терминов/ Под ред. ААДенисовой. М. — 2002. — С. 187−189.
  56. , И.С. Психология тендерных отношений: Теория и практика/ И. С. Клецина. СПб.: Алетейя, 2004. — 408 с. — ISBN 5−89 329−722−9
  57. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  58. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание/ И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1984. 335с.
  59. Кон, И. С. Психология ранней юности/ И. С. Кон. М.: «Просвещение», 1989. — 254с. — ISBN 5−09−1 053−6.
  60. Кон, И. С. Введение в сексологию/И.С. Кон. М.: Медицина, 1990. — 336с. — ISBN 5−225−129−7.
  61. Кон, И. С. История и теория «мужских исследований». Тендерный калейдоскоп: Курс лекций/ И.С. Кон/ Под ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2002.
  62. , Н.И. Когнитивное развитие и личностные особенности старших подростков с углублённым изучением иностранного языка: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. псих, наук/ Н. И. Конакова. М., 2002.
  63. , Г. Психология развития/ Г. Крайг. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 988с. — ISBN 5−314−128−4.
  64. , В.Т. Субъект деятельности в онтогенезе/В.Т. Кудрявцева, Г. К, Уразалиева// Вопросы психологии. 2001. — № 4. — С. 14−30. -ISSN 0042−8841.
  65. , Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов/ Я.Лаак. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.- 384 с.
  66. , Дж. Пол как социальная категория/Дж. Ларбер // Цитата по Хрестоматии «Основы тендерных исследований"/ Отв. ред. О. А. Воронина, Н. С. Григорьева, Л. Г. Лунякова. М.: МДГИ МВШСЭН -МФФ, 2001.-С. 73−89.
  67. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Учебное пособие/ А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2005. — 346с. — ISBN 5−8 935 715−3.
  68. , Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования/ Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко //Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С.97−110. — ISSN 0042−8841.
  69. , Д.А. Динамика смысловых процессов/ Д.А. Леонтьев// Психологический журнал. 1997. — Т.18. — № 6. — С.13−27. — ISSN 0205−9592.
  70. , Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности/ Д.А. Леонтьев// Вестн. Моск. Ун-та. 1997. — № 1. — С. 20−27.
  71. , Д.А. Психология смысла/ Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. 487 с. — ISBN 5−89 357−062−6.
  72. , Д.Б. Структурная организация смысловой сферы личности: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. псих, наук/ Д. Б. Леонтьев. М., 1988.
  73. , Н.И. Аспекты тендерной идентичности/ Н.И. Ловцова// Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках / Под ред. д.с.н. Е. Р. Ярской Смирновой. — Саратов: Изд-во «Волжский сад», 1999. -322с.
  74. , О.Г. Психологический пол личности: адаптация диагностической методики/О.Г. Лопухова// Прикладная психология. 2001. -№ 3.-С. 57−66,-ISSN IS0564.
  75. , Дж. Принципы тендерного конструирования/ Дж. Лорбер, С. Фарелл// Хрестоматия феминистских текстов. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин». — 2000. — С.187−193.
  76. , Д. Социальная психология/ Д. Майерс. СПб.: Питер, 2000. -688с, — ISBN 5−88 782−141−8.
  77. , О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте/ О.П. Макушина// Вопросы психологии. -2002. № 5. — С. 135−143. — ISSN 0042−8841.
  78. , P.M. Тендерные различия в проявлении аутоагреееии у подростков/ P.M. Масагутов// Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С. 35−42. -ISSN 0042−8841.
  79. , Е. «Зазеркалье» тендерных стереотипов /Е.Мещеркина// Альманах «Вы и мы». 1997. — № 1.
  80. , П.В. Образ женщины в современной рекламе /П.В. Мусиец // Тендерные отношения в современном российском обществе: Материалы второй межвузовской студенческой конференции/ Отв. ред. Т. А. Мелешко, М. В. Ражбаева. СПб.: Политехника, 2002. — С. 159−163.
  81. , B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов/ B.C. Мухина. М.: «Академия», 2002, — 453с. — ISBN 5−7695−0408−0.
  82. , А.А. Я-концепция/ А.А. Налчаджян// Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003 — 672 с. — ISBN 5−94 648−016−2.
  83. , А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие/ А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004. — 392 с. — ISBN 5−9268−0275−7.
  84. , Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник/ Л. Ф. Обухова. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 372с. — ISBN 586 825−014−1.
  85. , Л.Н. Тендерные проблемы и перспективы их изучения в современном российском обществе/ Л.Н. Ожигова// Человек. Сообщество. Управление. 2001. — № 2. — С. 194−197.
  86. , JI.H. Профессиональное самосознание, самоактуализация и гендерные особенности личности педагога: Учеб. пособие/ JI.H. Ожигова. Краснодар: АФ «Центральная», 2002. — 42 с.
  87. , JI.H. Исследование тендерной идентичности и тендерных стереотипов личности: Практикум по тендерной психологии/ JI.H. Ожигова/ Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. — С. 164−171.
  88. , Л.Н. Проблемы исследования тендерных аспектов бытия личности в психологии/ Л.Н. Ожигова// Гендерные аспекты бытия личности: Матер. Всерос. науч.-практ.семинара. Краснодар, Кубанский гос. ун-т, 2004.-С.5−18.
  89. , Л.Н. Проблема достижения тендерной идентичности личности на разных возрастных этапах/ Л.Н. Ожигова// Человек. Сообщество. Управление. 2006. — Спецвып. № 2. — С. 109−112.
  90. , Л.Н. Психология тендерной идентичности/ Л. Н. Ожигова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. — 290 с. — ISBN 5−82 090 484−2.
  91. , С.А. Трансформация образа мужчины в современной культуре: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. философ, наук/ С. А. Орлянский. Ставрополь, 2004.
  92. , Б.А. О предмете и методе психологии/ Б.А. Пастернак// Вопросы философии. 1988. — № 8. — С.98. — ISSN 0042−8744.
  93. , В.Ф. Психосемантика сознания/ В. Ф. Петренко. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. — 207с. — ISBN 5−211−23−4.
  94. , А.В. Общая психология/ А. В. Петровский. М., 1986.
  95. , В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности/ А.В. Петровский// Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 17−30. — ISSN 0042−8841.
  96. , Ж. Избранные психологические труды/ Ж. Пиаже. М. Международная педагогическая академия, 1994. — 674 с. — ISBN 5−87 977−019−2
  97. , К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста/К.Н. Поливанова// Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 20−33. -ISSN 0042−8841.
  98. , JI.B. Тендерные аспекты самореализации личности: Учебное пособие к спец семинару/ JI.B. Попова. М.: Изд-во «Прометей», 1996.-42 с.
  99. Практикум по гендерной психологии/ Под ред. И. С. Клёциной. -СПб.: Питер, 2003 479 с. — ISBN 5−318−567−5.
  100. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии- Учеб. пособие/ Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. Изд. 2-е, доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2006, — 560с.: ил. — (Практикум по психологии). — ISBN 5−8046−0100−8.
  101. Практическая психодиагностика. Методика и тесты: Учебное пособие/ Под ред. Райгородского Д. Я. Самара: «БАХРАХ — М», 2000. — 672 с. — С. 288−297. — ISBN 6−89 570−005−5.
  102. , A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте/ A.M. Прихожанин. М., 1983.
  103. Психология современного подростка/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Педагогика, 1987. 236 с.
  104. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 439с. — ISBN 5−7155−0720−0
  105. , H.JI. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук/Н. Пушкарева// Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. — С.21.
  106. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/ Ф.Райс. СПб., 2000.
  107. , Е.Е. Психологические особенности одиночества у подростков с разной социальной направленностью: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. псих, наук/ Е. Е. Рогова. Ростов-на-Дону, 2005.
  108. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ К.Роджерс. М.: «Прогресс», 1994. — 480с. — ISBN 5 010 041 502.
  109. , И.В. Особенности половой идентичности подростков/И.В. Романов// Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 39−47. -ISSN 0042−8841.
  110. , С. А. Психологические факторы и коррекция отклоняющегося поведения подростков: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. псих, наук/ С. А. Романов. М., 2006.
  111. , СЛ. Проблемы общей психологии/ C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 423с.
  112. , З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост/ З. И. Рябикина. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 1995. — 170 с. — ISBN 5−230−7 777−8.
  113. , З.И. Общество и человек: объективное в субъективном пространстве личности/З.И. Рябикина, Л.Н. Ожигова// Человек. Сообщество. Управление: Научно-информационный журнал. 1999, — № 4.-С.5−27.
  114. , З.И. Личность и её самоактуализация в общении с Другим/ З. И. Рябикина, Е.Г. Сомова// Мир психологии. 2001.- № 3. — С.83−87.
  115. , З.И. Личность и ее бытие в быстро меняющемся мире/ З.И. Рябикина// Личность и ее бытие: Теория и методология: Материалы Всероссийской научно-практической конференции/Под ред. З. И Рябикиной, В. В. Знакова. Краснодар, 2003. — ISBN 5−8209−0230−0.
  116. , Е.А. Дифференциально-психологические аспекты профориентационного консультирования подростков: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. псих, наук/ Е. А. Саломэ. СПб., 2005.
  117. , Е.А. Ранние этапы развития субъекта/ Е.А. Сергиенко// Психология индивидуального и группового субъекта/ Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. — ISBN 5−9292−0070-Х
  118. , И.И. Профессиональная карьера /И.И. Серегина// Социологические исследования. 1999. — № 4. — С. 78−82. — ISSN 0132−1625.
  119. , Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е. В. Сидоренко СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350 с. — ISBN 5−9268−0010−2.
  120. , В.И. Психология человека/ В. И. Слободчиков, ЕМ. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995, — С. 220 — 223. — ISBN 88 527−081−3.
  121. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000.-416 е.: ил. — ISBN 5−9219−0031−1
  122. , Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте/ Т.В. Снегирева// Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 27−38.-ISSN0042−8841.
  123. , B.C. Социально-психологические особенности переживания сексуального опыта в подростковом возрасте/ B.C. Собкин, Е.В. Баранова// Вопросы психологии. 2006. — № 3. — С. 55−66. — ISSN 0042−8841.
  124. , А.Г. Сознание и самосознание/ А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972. -303с.
  125. , В.В. Самосознание личности/В.В. Столин, — М., 1983.
  126. , Л.И. Теория и практика воспитания школьников в процессе полоролевой социализации: Дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук/Л.И. Столярчук. М., 1998. — 399с.
  127. , И.Н. Социология семьи и пола/ И. Н. Тартаковская. -Самара, 1997.
  128. , А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности/ А. В. Толстых. СПб: Алетейя, 2000. — 287с. — ISBN 5−89 329−197−2.
  129. , Ю.А. Нормативная регуляция подростками социальных отношений/ Ю.А. Тюменова// Вопросы психологии. 2006. — № 1. — С. 23−32. -ISSN 0042−8841.
  130. , К. Создание тендера (DOING GENDER) /К. Уэст, Д. Зиммерман// Цитата по Хрестоматии по курсу «Основы тендерных исследований» /Отв. ред. О. А. Воронина, Н. С. Григорьева, Л. Г. Лунякова. -М.: МЦГИ МВШСЭН — МФФ, 2001. — С. 76−84.
  131. , Т.Ю. Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших подростков в условиях адаптации ко второй ступени обучения: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. псих, наук /Т.Ю. Федотова. М., 2005.
  132. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе/ Д. И. Фельдштейн. -М.: Педагогика, 1989. -206с. ISBN 5−7155−0030−3.
  133. , Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии/ Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с. — ISBN 5−87 977−032-Х.
  134. Д.И. Психология развивающейся личности/ Д. И. Фельдштейн. Москва — Воронеж, 1996.
  135. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды/ Д. И. Фельдштейн. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 672 с. — ISBN 5−89 502−096−8.
  136. , М.М. Феминизм и семейные исследования/ М.М. Ферри// Современные семьи (обзор исследований 80-х годов). Тендерные тетради/ Отв. ред. А. А. Клецин. СПб, 1999.
  137. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -181с.
  138. , Ф. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам: пер. с англ./ Ф. Франселла, Д.
  139. Баннистер. М.: Прогресс, 1987. — 232с.
  140. , B.JI. Активность (характеристика и развитие)/ B.JI. Хайкин. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — ISBN 5−89 502−256- (МПСИ) ISBN 589 395−333−9.
  141. , X. Мотивация и деятельность/ X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986.
  142. Хоф, Р. Возникновение и развитие тендерных исследований/ Р. Хоф// Цитата по хрестоматии по курсу «Основы тендерных исследований"/Отв. ред. О. А. Воронина, Н. С. Григорьева, Л. Г. Лунякова. -М.: МЦГИ МВШСЭН — МФФ, 2001.
  143. Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований"/ Отв. ред. О. А. Воронина, Н. С. Григорьева, Л. Г. Лунякова. М.: МЦГИ -МВШСЭН — МФФ, 2001. — 367с. — С.18−19. — ISBN 5−85 133−070−8.
  144. , Л. Теории личности/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2005. — 606с. — ISBN 5−88 782−412−3.
  145. , И.И. Проблема самосознания в психологии/ И. И. Чеснокова. М.: Изд-во Наука, 1977. — 144с.
  146. , Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н. И. Шевандрин. М.: Владос, 2001. — 508с. — ISBN 5−691−845−5.
  147. , Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно- исторической теории Л.С.Выготского)/ Б. Д. Эльконин. М.: Изд-во Тривола, 1994.- 167с. — ISBN 5−88 415−003−2.
  148. Э. Идентификация: юношеский кризис/Э. Эриксон. М., 1968.
  149. , Э. Детство и общество/ Э. Эриксон. СПб.: Речь, 2000. -415с.-ISBN 5−89 740−036−9.
  150. Э. Идентичность: юность и кризис/Э. Эриксон. М., 1996.
  151. , В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности/В.А. Ядов.-М.: Добросвет, 1999. 596с. — ISBN 5−7913−0036−0.
  152. , М.Г. Экзистенциальная психология и проблема личности/ М.Г. Ярошевский// Вопросы психологии. 1973. — № 6. — С. 25−38. -ISSN 0042−8841.
  153. Ярская-Смирнова, Е. Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований/Е.Р. Ярская-Смирнова/РАН ИНИОН, Саратов: Гос. техн. Ун-т, Центр соц. политики и гендерных исслед. М., 2001. — 254 с.
  154. COLLINS: Большой толковый социологический словарь: пер с англ. -М.: Вече-ACT, 1999.
  155. Gangnon, J. The Social Psychology of Sexsual Development/ J. Gangnon, B. Henderson // Marriage ang Family in a Changing Society / Ed. by Henslin. New York: Free Press, 1985. — P. 145 -151.
  156. Friedan, B. The Feminine Mystique/ Betty Friedan. N.Y., 1992.
  157. Renold, E. Coming out: gender, (hetero)sexuality and the primary school/ E. Renold // Gender and Education. 2000. — № 3.
Заполнить форму текущей работой