Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологическая адаптация студентов естественнонаучного профиля обучения регионального вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем на старших курсах отмечаются достоверные различия между успешными и неуспешными студентами естественнонаучного профиля обучения по показателям развития интеллектуальных способностей. Данный факт позволяет выделить два этапа обучения в отношении доминирования психических механизмов, опосредующих успешность деятельности. На первом этапе обучения (1-Ш курсы) успешность обучения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе
    • 1. 1. Адаптация как проблема научного исследования
    • 1. 2. Социально-психологическая адаптации человека
    • 1. 3. Особенности личностного и интеллектуального развития в 30 период обучения в высшем учебном заведении
    • 1. 4. Психолого-педагогические проблемы учебной успеваемости и успешности студентов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Характеристика материалов и методов исследования
    • 2. 1. Методология исследования
    • 2. 2. Характеристика обследованных
    • 2. 3. Характеристика психодиагностических методов, используемых в исследовании и их обоснование
    • 2. 4. Методы математико-статистической обработки данных
  • Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Динамика развития психических познавательных процессов и личностных свойств студентов естественнонаучного профиля обучения
    • 3. 2. Особенности динамики развития психических познавательных процессов и личностных свойств успешных и неуспешных студентов естественнонаучного профиля обучения
    • 3. 3. Особенности половозрастного развития психических познавательных процессов и личностных свойств студентов естественнонаучного профиля обучения
    • 3. 4. Общая динамика развития психических познавательных процессов и личностных свойств студентов гуманитарного профиля обучения

Социально-психологическая адаптация студентов естественнонаучного профиля обучения регионального вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в стране, потребовали пересмотра основ организации системы образования населения. По решению Президента Российской Федерации, реформа образования, в том числе и реформа высшей школы, была включена в перечень приоритетных направлений развития страны. Данное обстоятельство вызвало повышенный интерес у различных исследователей и специалистов к проблеме высшего образования.

В настоящее время отечественные психологи достаточно много уделяют внимания вопросам подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Причем в большей степени ими изучается проблема профессиональной адаптации студентов (И.В. Сорокин, 2003, Н. М. Голубева, 2004, А. Н. Макарова, 2005, Г. В. Безюлева, 2006). Наряду с этим, одним из актуальных направлений психологических исследований является изучение преобразований в личностной сфере студентов, происшедших за период обучения в вузе (E.JI. Афанасенкова, 2005, Л. Б. Кузнецова, 2005, Е. В. Фалунина, 2005).

Несмотря на наличие ряда экспериментальных работ в области адаптации студентов вуза (С.Т. Посохова, 2001, E.JI. Афанасенкова, 2005, И. А. Мнацакан, 2004, Л. Б. Кузнецова, 2005, С. Г. Рудкова, 2005, Е. В. Фалунина, 2005, Э. Э. Эзиешвили, 2005, и др.), проблеме социально-психологической адаптации студентов в зависимости от профиля обучения в вузе уделено гораздо меньше внимания. В настоящее время в научной литературе можно обнаружить сведения об особенностях адаптации к условиям обучения в вузе будущих психологов и педагогов. Иногда встречается информация о психологических проблемах подготовки студентов инженерных специальностей. Вместе с тем, практически полностью отсутствуют данные об адаптации к условиям обучения в вузе студентов естественнонаучного профиля.

Теоретической основой исследования является принцип системно-комплексного изучения человека и его психики, разрабатываемый Б. Г. Ананьевым и его последователями, а также исследования психической и социально-психологической адаптации в трудах Ю. А. Александровского, Д. А. Андреевой, А. Г. Маклакова, А. А. Налчаджяна.

Исследование различных аспектов учебной деятельности студентов осуществлялось с учетом работ Б. Г. Ананьева, Д. А. Андреевой, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбовича, Ю. С. Колесникова, Н. В. Кузьминой, А. Г. Маклакова, Н. И. Мешкова, Н. М. Пейсахова, Б. Г. Рубина, В. А. Якунина и др.

Исследование проводилось в период 2003 — 2006 гг. и включало в себя несколько этапов.

На первом этапе решались задачи теоретического обеспечения эксперимента. Была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме психической и социально-психологической адаптации студентов.

Второй этап исследовании был посвящен диагностике психических познавательных процессов и личностных особенностей студентов естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения.

На третьем этапе был проведен анализ и обобщение полученных результатовоформление данных исследованияразработка практических рекомендаций.

Цель исследования заключалась в изучении особенностей социально-психологической адаптации студентов естественнонаучного профиля обучения регионального вуза.

Объектом исследования являлись студенты естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения.

Предметом исследования были психические познавательные процессы и личностные особенности студентов.

Гипотезы исследования:

1. Процесс социально-психологической адаптации студентов естественнонаучных специальностей к условиям обучения в вузе имеет специфические особенности и отличается от процесса адаптации студентов других специальностей.

2. Успешность обучения студентов естественнонаучного профиля в вузе на младших курсах (период адаптации к условиям обучения) в большей степени зависит от развития личностных, а не интеллектуальных характеристик. К числу личностных характеристик, обусловливающих успешность обучения студентов данного профиля, в первую очередь, следует отнести личностный адаптационный потенциал.

Задачи исследования:

1. Выявить динамику развития психических познавательных процессов и личностных характеристик студентов естественнонаучных специальностей на разных этапах обучения в вузе. На основе сравнительного анализа определить особенности развития психических познавательных процессов и личностных качеств студентов естественнонаучных специальностей в зависимости от успешности их обучения.

2. Проанализировать половозрастные особенности развития социально-психологической адаптации и интеллектуальных способностей студентов естественнонаучного профиля обучения. Выявить общие тенденции и различия в динамике психических познавательных процессов и личностных особенностей студентов и студенток естественнонаучного профиля обучения.

3. Изучить характер взаимосвязи между успеваемостью, уровнем развития психических познавательных процессов и личностными особенностями студентов естественнонаучного профиля обучения.

4. Выявить специфические характеристики психических познавательных процессов и личностных особенностей студентов естественнонаучного профиля обучения по отношению к психологическим особенностям студентов других специальностей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в изучении особенностей социально-психологической адаптации студентов естественнонаучного профиля обучения. Впервые выделены два этапа процесса адаптации студентов к учебному процессу. Установлено, что на младших курсах успешность обучения в основном зависит от развития адаптационных характеристик личности, а интеллектуальные характеристики начинают влиять на показатели успешности обучения лишь на старших курсах. Данный факт позволил выделить два этапа адаптации студентов естественнонаучного профиля: этап социальной адаптации (I — III курсы) и этап профессионального становления (IV — V курсы).

Определены особенности адаптации в процессе обучения успешных и неуспешных студентов, которые заключаются в том, что адаптационные способности успешных студентов постоянно развиваются в процессе обучения, тогда как у неуспешных студентов уровень развития адаптационных способностей снижается в процессе учебной деятельности.

Выявлены половозрастные особенности адаптации студентов на разных этапах обучения. Обнаружено, что первоначально юноши обладают более развитыми адаптационными способностями, но в процессе учебной деятельности они практически не развиваются. Тогда как уровень развития адаптационных способностей девушек, обучающихся по специальностям естественнонаучного профиля, повышается в процессе обучения в вузе.

Установлены психологические характеристики, которые могут быть использованы в качестве основных критериев при осуществлении прогноза успешности учебной деятельности студентов естественнонаучного профиля обучения на ранних этапах обучения в вузе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные, полученные в результате экспериментального исследования, могут быть использованы при организации учебного процесса в вузе, в том числе для организации психологического сопровождения студентов на начальных этапах обучения, с учетом развития психических познавательных процессов и личностных характеристик студентов.

Полученные в ходе диссертационного исследования данные позволили разработать практические рекомендации для преподавателей, осуществляющих обучение студентов естественнонаучного профиля. Так, при проведении профориентационной работы с выпускниками школ и организации мероприятий профессионального психологического отбора кандидатов на обучение естественнонаучным специальностям в вузе необходимо, прежде всего, учитывать особую значимость адаптационных способностей личности в целях успешности обучения.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена полным и глубоким теоретическим анализом научной литературы по изучаемой проблемекорректным использованием методов и методик исследования, адекватных поставленным задачамрепрезентативностью выборки испытуемых и обоснованным применением методов математико-статистической обработки экспериментальных данных.

Апробация и практическая реализация исследования.

Результаты исследования обсуждались на межвузовской научно-практической конференции молодых ученых Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина «Психология XXI века» в 2005 г., на международной научно-практической конференции «IX Царскосельские чтения» в 2005 г., а также неоднократно докладывались на заседании кафедры общей и прикладной психологии.

Основные результаты исследования отражены в 3 публикациях.

Положения, выносимые на защиту.

1. Успешность обучения студентов естественнонаучного профиля в вузе в большей степени обусловлена развитием личностных характеристик и, в первую очередь, личностным адаптационным потенциалом.

2. Адаптационные способности успешных и неуспешных студентов имеют разнонаправленную динамику: у успешных студентов адаптационные способности развиваются в процессе обучения, у неуспешных студентов — снижаются.

3. Существуют различия в развитии адаптационных способностей и динамике их показателей между юношами и девушками естественнонаучного профиля обучения в процессе их профессиональной подготовки в вузе.

Выводы.

1. В процессе учебной деятельности у студентов естественнонаучного профиля обучения развиваются коммуникативные способности, растет уровень адаптационного потенциала личности. Студенты III курса характеризуются наиболее благоприятными личностными качествами: наименьшим уровнем тревожности и импульсивности, а так же наибольшей активностью и уверенностью в себе. Однако с развитием адаптационных способностей у студентов на протяжении первых трех лет обучения одновременно снижаются показатели развития интеллектуальных характеристик. Вероятно, это обусловлено тем, что наибольшую сложность для выпускников современных школ составляет не учебная программа, а социально-психологическая адаптация к новым условиям деятельности и к новому социальному статусу, требующая формировать новый стереотип поведения.

2. Установлено, что успешные студенты естественнонаучного профиля обучения в целом не отличаются от неуспешных студентов по уровню развития психических познавательных процессов. Однако успешные студенты характеризуются более развитыми адаптационными способностями. На I курсе обучения у успешных студентов отмечается более высокий уровень развития моральной нормативности. Обучаясь на II курсе, успешные студенты отличаются от неуспешных уже практически по всем шкалам методики МЛО «Адаптивность», в том числе и по интегральному показателю развития адаптационных способностей — адаптационным потенциалу личности. Данное обстоятельство указывает на особое значение адаптационных способностей для успешного обучения студентов по специальностям естественнонаучного профиля.

Вместе с тем на старших курсах отмечаются достоверные различия между успешными и неуспешными студентами естественнонаучного профиля обучения по показателям развития интеллектуальных способностей. Данный факт позволяет выделить два этапа обучения в отношении доминирования психических механизмов, опосредующих успешность деятельности. На первом этапе обучения (1-Ш курсы) успешность обучения в основном опосредуется личностными характеристиками студентов. Поэтому данный этап может быть условно назван этапом социальной адаптации. На втором этапе обучения (1У-У курс) доминирующее значение принадлежит интеллектуальным характеристикам, а данный этап может быть назван этапом профессионального становления.

3. Половозрастные особенности студентов естественнонаучного профиля обучения проявляются в том, что юноши старших курсов обучения обладают более развитыми интеллектуальными способностями, чем девушки. Однако картина личностного развития юношей менее благополучна. На I курсе юноши отличаются более развитыми адаптационными способностями, но в процессе обучения картина изменяется, тогда как показатели адаптационных способностей девушек существенно улучшаются на II и III курсе.

Вероятно, это связано с тем, что юноши, обучающиеся по специальностям естественнонаучного профиля, быстрее адаптируются к условиям обучения в вузе. В результате интеллектуальные характеристики юношей начинают раньше по сравнению с девушками оказывать влияние на успешность обучения.

4. Уровень успеваемости успешных студентов, как показал анализ корреляционных связей, взаимосвязан как с уровнем развития психических познавательных процессов, так и с адаптационными способностями. Вместе с тем, показатели успеваемости неуспешных студентов коррелируют только с уровнем развития психических познавательных процессов и уверенностью студентов в себе. Если у успешных студентов обнаружены разнообразные корреляционные взаимосвязи внутри личностных особенностей, то у неуспешных студентов такой особенности не выявлено. На основании данного факта можно полагать, что уровень развития адаптационного потенциала личности и общего интеллектуального развития являются наиболее объективными критериями для построения прогноза успешности учебной деятельности на начальных этапах обучения по специальностям естественнонаучного профиля.

5. Студенты различных профилей обучения характеризуются различной динамикой развития адаптационных способностей. Так, проведенный анализ результатов исследования адаптационных способностей студентов гуманитарного профиля обучения не выявил динамики развития личностного адаптационного потенциала.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В целях повышения качества подготовки кадров в высших учебных заведениях целесообразно реализовать следующие практические рекомендации, основанные на выводах диссертационного исследования:

1. При организации профессионального психологического отбора в высшее учебное заведение на естественнонаучные специальности необходимо оценивать уровень развития личностного адаптационного потенциала абитуриентов, а также учитывать интеллектуальные способности абитуриентов.

2. На этапе первоначальной адаптации студентов рекомендуется проводить работу по выявлению группы риска, характеризующуюся слабо развитыми адаптационными способностями. С выявленной группой целесообразно проводить мероприятия по психологическому сопровождению, поддержке и развитию адаптационных возможностей личности студентов.

3. В рамках психологического сопровождения, рекомендуется проводить мероприятия по психологической коррекции состояний студентов. Основными направлениями психологической коррекции являются:

— улучшение эмоционального состояния и повышение нервно-психической устойчивости студентов;

— выявление и анализ проблем, связанных с межличностным взаимодействием: конфликтность, замкнутость и т. д.

4. Мероприятия психологической коррекции могут проводиться как в групповой форме (тренинги), так и в рамках индивидуальной работы (консультации).

5. В целях предотвращения снижения адаптационных способностей необходимо проводить повторное обследование студентов, отслеживая результаты психологического сопровождения и коррекционной работы специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. — № 3.
  2. Г. Ю. Идентичность студентов со средой учебного заведения как фактор успешности обучения. В сб.: актуальные проблемы современной психологии // Под ред. А. Г. Маклакова. СПб.: ЛГУ имени A.C. Пушкина, 2005.
  3. Е. Л. Познавательная деятельность студентов в разных моделях обучения: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. -Иркутск, 2004. 19 с. -110 экз.
  4. Адаптация человека: сборник статей. Л., Наука, 1976. — 195 с.
  5. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно-псих. расстройства) — А Н СССР, Институт психологии. М.: Наука, 1976.- 272с.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: изд-во «Педагогика», 1980. Т.1. 1980 -230с.- 20 000 экз.
  7. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика//Вопросы психологии. 1968. № 6.
  8. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под редакцией A.A. Бодалева М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384с. — ISBN 5−872 224−9 906
  9. . Г. Психология педагогической оценки. В кн.: Труды института мозга им. В. М. Бехтерева, т. 4. Л., 1935.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта. //Человек и общество, вып.2.- Л., 1967.
  11. П.Андреева Д. А. О понятии адаптации // Человек и общество. Л., 1983.-64с.
  12. Д.А. О понятой адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. В кн.: Человек и общество. Вып.13,1973.
  13. П.К. Очерк по физиологии функциональных систем. М., Медицина, 1975 — 447с. — 5000 экз.
  14. В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. В сб.: Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности / Под ред. Асеева В. Г. -Иркутск, 1986.
  15. Е.Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов вуза: автореф. дис. на соиск. учен, степ канд. психол. наук. -М., 2005.-23 е.-100 экз.
  16. М. Индивидуализация обучения задача сегодняшнего дня. — Тула, 1971.
  17. Р.М. Биокибернетка и прогностика некоторой проблемы оценки адаптационно- приспособительной деятельности организма. В кн.: Кибернетические аспекты адаптации системы «человек — среда». — М., 1975.
  18. С.И. Механизмы адаптации. В сб.: Адаптация учащихся 9−10 кл. и студентов к учебной и физической нагрузкам.- М.- 1987
  19. Л.А., Суходольский Г. В. О характере структурных изменений интеллекта взрослых в возрасте от 18 до 25 лет. В сб.: Человек и об"щество, вып.13. Л.: изд-во ЛГУ, 1973.
  20. Л.А., Борисова Л. Н. Зависимость общего интеллектуального развития студентов от возраста. В кн.: Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. — Ереван, 1973.
  21. Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся в системе профессионального образования: автореф. дис. на соиск. учен, степ канд. психол. наук. М., 2006. — 23 е.-100 экз.
  22. Ф.Б. Некоторые механизмы интрапсихической адаптации и психосоматические соотношения // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. Т 2.- 281−291с.
  23. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.-Л.: Наука, 1988.
  24. H.A. Адаптация студентов и НОТ.- Минск: «Университетское», 1990.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  26. И.М. Взаимосвязь психического и соматического состояний у студентов в процессе учебной деятельности: автореф. дис. на соиск. учен, степ канд. психол. наук. Л., 1986.
  27. Р.Д., Блажене И. М. Динамика психического и соматического состояний в процессе адаптации студентов к условиям обучения в вузе, //веста. Ленингр. ун-та. Сер.6.- 1986. Вып.2.
  28. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2005. — 672с. ISBN 5−93 878−086−1.-2000 экз.
  29. Д.Н. Формирование приемов умственной деятельности учащихся как путь развития мышления и активизации учения. // Вопросы психологии, 1962. № 4.
  30. В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс. Психологический журнал. 1996. № 4.
  31. Г. А., Соколова И. И. Мировоззренческий инвариант естественнонаучного педагогического образования: истоки, обоснование, проблемы и опыт реализации // Вестник РУДН, сер. ФЕНО. 1997. — т. 3. — вып.1−3.
  32. Вопросы психической адаптации. Новосибирск: Сибирский филиал АМН СССР, 1974.
  33. Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся. Сборник трудов под ред. Н. Ф. Добрынина. М., 1974.
  34. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: МГУ, 1988.255 с.
  35. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения. Психологический журнал. Т. 15.1994. № 3.
  36. И.А. Социально-психологические факторы личности в коллективе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. JL, 1986.
  37. Н.М. Адаптация студентов вуза к профессиональной деятельности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2004. — 29 с. -100 экз.
  38. П.Д. Гомеостаз, его механизмы и значение. // Гомеостаз. -М.: Медицина, 1976.- С.5−23.
  39. Т.Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека. -М.: Витязь, 1994. 325с. — ISBN 5- 86 523−013−1, ЮОООэкз.
  40. Т.Г., Тарасов К. Е. Проблемы адаптации и здоровье человека.-М.: Медицина, 1976.
  41. Н.Ф. Изменение значимости учения и представления о себе в юношеском возрасте. В кн.: Психологические проблемы юности. М., 1969.
  42. С.Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: автореф. дис. на соиск. учен, степ канд. психол. наук. СПб, 2004. — 22 с.
  43. H.A. Системный анализ факторов учебной успешности: автореф. дис. на соиск. учен, степ канд. пед. наук. Л., 1974.
  44. А.Е. Индивидуально-психологические особен-ности познавательных процессов как фактор успешности обучения: автореф. дис. на соиск. учен, степ канд. психол. наук. Л., 1986.
  45. В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. -М.: Наука, 1994.
  46. Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. -М., 2005.-21 е.-100 экз.
  47. М.И., Кандыбовнч JI.A. Психология высшей школы: Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1978 — 266с.
  48. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. 3-е изд. перераб. и доп. — Минск: Университетское, 1993. — 368с. — ISBN 5−78 550 428−6, 540 экз.
  49. B.C. Когнитивная технология обучения студентов: Монография. Ижевск, 2002.- 180с.
  50. B.C. Когнитивная технология естественнонаучной подготовки // Тез. докл. 7-й Российской науч. практ. конф. 22−26.11.99. — Екатеринбург, 1999. — С. 87−88.
  51. А. Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности: автореф. дис. на со-иск. учен. степ. канд. психол. наук. М., 2004. — 23 с. — 100 экз.
  52. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся.- М.: Просвещение, 1968.
  53. А.Б. Рождение гражданина. М., 1983.
  54. В.П. Биосистема и адаптация. Новосибирск: Наука, 1973.
  55. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1980. — 191с. — 3550 экз.
  56. В.П. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986. -118с. — 3600 экз.
  57. И. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984. 240 с. -14 000 экз.
  58. А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта // Психологический журнал, 1982. Т. 3. N2. С. 120−126.
  59. В.Г. Естественнонаучное образование в высшей школе России // Высшее образование в России. 1993. — № 1. — 33−38с.
  60. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса.- М: Наука, 1983. 368 с. -29 000 экз.
  61. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1979.
  62. Е.А. Типологические различия в адаптации к экстремальным условиям диагностического эксперимента // вопросы психологии. -Свердловск, 1982. 55с.
  63. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976.
  64. Кон И. С. Социализация. БСЭ, 3-е изд., т.24, с.22
  65. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
  66. О. А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопр. психол. 1984. № 3. С. 42−53.
  67. И.А. Нарушение развития и социальная адаптация. -М.: Per Se, 2002. 191с. — ISBN 5−9292−0068−8,3000 экз.
  68. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. -Л., 1978.- 271с. -4000 экз.
  69. Н.Т., Завьялова М. Н. Адаптация и резервы человека.-Псков, 2000
  70. В.А. Адаптация организма студентов первого курса к условиям вузовского обучения. В сб.: Адаптация учащихся 9- 10 кл. и студентов к учебной и физической нагрузкам.- М., 1987
  71. В.П. Системный подход в современном научном познании. //Вопросы философии.- 1980. N 1.- С.55−73.
  72. Н.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе.- 1985.
  73. П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. — 257с. — ISBN 5−292−2 411−2,500 экз.
  74. Л.Б. Особенности проявления внутриличностных противоречий в процессе профессионального становления студентов вуза: автореф. дис. канд. психол. наук. Курск, 2005. — 20 е.-100 экз.
  75. А.Ф. Избранные труды по психологии.- М.: Наука, 1997.- 445с. ISBN 5−02−13 254−3,1840 экз.
  76. А.П., Михайлов А. Н. Социальные и психологические аспекты адаптации студентов в вузах в зависимости от их психического здоровья // Социальная среда и здоровье подрастающего поколения. М., 1974. — С. 61.
  77. С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. Белгород, 2002. — 198с. — 500 экз.
  78. М.В. К вопросу об адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в педвузе // Психологические и социально- психологические особенности адаптации студента. Ереван, 1983.
  79. Личность студента и успешность его обучения в ВУЗе // Под ред. В. В. Шкарина, В. А. Аверина. Н. Новгород, 1991.
  80. Д.М. Высшее образование как ресурс адаптации населения к социально-экономическим изменениям в современной России: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. -М., 2004. 21 е.-100 экз.
  81. А.Н. Адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования: ав-тореф. дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005. — 24 е.-100 экз.
  82. А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. 2001. -Т. 22. -№ 1. — С. 16−24.
  83. А.Г. Перспективные направления психологических исследований в современной российской школе. В сб.: актуальные проблемы современной психологии // Под ред. А. Г. Маклакова. СПб.: ЛГУ имени A.C. Пушкина, 2005.
  84. Г. П., Рубин Б. Г., Колесников Ю. С. Адаптация как важнейшая проблема педагогики высшей школы // Советская педагогика. 1982. № 3 С. 64−71
  85. Ф.З. и др. Адаптация, стресс и профилактика.- М.: Наука, 1981.-278с.-9200 экз.
  86. Ф.З. Адаптационная медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации. М., 1993. — 331 с.
  87. H.H. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1999. -22 с.
  88. H.A. Адаптация как социально- психологическое явление // социальная психология и философия.- Л., 1983.
  89. И. А. Адаптация учащихся в новых социокуль-турных условиях: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Ярославль, 2004. — 26 с.
  90. A.A. Социально-психологическая адаптация личности: (формы, механизмы, стратегии). Ереван, 1988. — 262 с. — 1000 экз.
  91. A.A. Личность, психическая адаптация и творчество. -Ереван: Луис, 1980.-264 с. 2000 экз.
  92. Е.С., Авдиенко Г. Ю. Изменение мотивации студентов к обучению в университете в процессе учебы. В сб.: актуальные проблемы современной психологии // Под ред. А. Г. Маклакова. СПб.: ЛГУ имени A.C. Пушкина, 2005.
  93. Нам Т.А. Психолого-педагогическое обоснование системы факторов, определяющих учебную успешность студентов технического вуза: авто-реф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. СПб., 2005.
  94. P.C. Психология: Учебник. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. -М.: Просвещение, 1995. 512с. — ISBN 5−09−7 343−0, 50 000экз.
  95. Т.А. Состояния нервно- психического напряжения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 166 с. — 10 000 экз.
  96. Т.А. Состояния страха при неврозах: автореф. канд. дис. -М., 1966.
  97. А.И. К вопросу преодоления дидактического барьера студентами первого курса. В кн.: Эффективность подготовки специалистов. — Каунас, 1969.
  98. A.A. Взаимосвязь успеваемости и некоторых социально-психологических характеристик учащихся: автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук Тбилиси, 1983. — 23с.
  99. C.B. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей: автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. психол. наук. Л., 1979.
  100. A.B. Психологические проявления дезадаптации личности учителя в педагогической деятельности: автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук. СПб., 1999.
  101. И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности поведения животных. М., 1951.
  102. JI.E. Энергетические аспекты адаптации. Л., 1978.
  103. Н.М. Закономерности динамики психических явлений: автореф. моногр., представл. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук. М., 1988.-40с.
  104. Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1977.
  105. .М. Психологические особенности адаптации студентов педвуза к познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук. М., 1986.
  106. . Избранные психологические труды.- М., Просвещение, 1969 1000 экз.
  107. И.Е. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза: автореф. дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 2000.
  108. В.А. Анализ психологических характеристик, диагностируемых опросником Р. Кеттелла // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии.-М., 1979.
  109. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Высш. школа, 1984. 174с. — ЮООООэкз.
  110. К.И. К биологическим основам «стресса» и адаптационного синдрома" // Актуальные проблемы стресса. Кишинёв, 1976. — С.211−229.
  111. H.A. Особенности развития личности студента в технизированной образовательной среде: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. — 22с. — 100 экз.
  112. С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход: автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук. СПб., 2001.-38 с.-100 экз.
  113. Г. И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально- психологические особенности адаптации студента. Ереван, 1983. — С. 18.
  114. Практическая психодиагностика. Самара, 1998. — 325с.
  115. Психология: Словарь // Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1998. -494с.
  116. Поэтапная адаптация студентов к избранной профессии. Тезисы докладов. Отв. ред. Этинген Л. Е. Душанбе, 1975. — 63с. — 500 экз.
  117. Прикладная психология в высшей школе / Под ред. Н.М. Пейсахо-ва. Казань, 1979. — 270 с. — 4510 экз.
  118. B.C. Роль психолога в процессе адаптации. В кн.: Актуальные проблемы психологии образования. Н. Новгород, 2001.
  119. A.A. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ: серия экономики, философии, психологии, права. 1995. № 3. 74−79с.
  120. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом // Под ред. A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Л. Г. Лаптева. М, 2001. — 640с. — ISBN 5−89 939−036−0,5000 экз.
  121. A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2004.- 432с. — ISBN 5−272−266−0,4000 экз.
  122. A.A., Кудашев А. Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности. СПб, 2002. — 352с. — ISBN 5−94 222−010−7
  123. Т.Н. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Л., 1986.
  124. .Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социолога. Ростов н/Д., 1986.-277с.-3500 экз.
  125. В.А. Роль университетов в формировании естественнонаучного образования // Высшее образование в России. 1993. — № 1. — С. 38−44.
  126. Г. Очерки об адаптационном синдроме. -М.: Медгиз, 1960.
  127. Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
  128. В.И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов. (Опыт социально-психологического исследования). -Минск, 1976. 188с. -1000 экз.
  129. Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 349с.
  130. З.В. Общая культура студента. В кн.: Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества, вып. 13.- Л.: изд-во ЛГУ, 1973.
  131. П.В. Эмоциональный мозг. 1981.
  132. A.B. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. психол. наук.- Л., 1985.
  133. А.Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адаптации студентов к вузу // Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. -М., 1988. Ч. I. С. 100−101.
  134. А.П. Методические аспекты адаптации. //Философские и гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни.- М., 1975.- С. 59−70.
  135. Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности: сборник статей. Барнаул, БГПИ, 1984. — 122с. 600 экз.
  136. Е. И. Опыт комплексного изучения человека в Ленинградской школе психологов. Психологический журнал. Т. 15. 1994. № 5.
  137. А.Г. Изменение особенностей психических процессов в связи с адаптацией к учебной деятельности. В сб.: Адаптация учащихся имолодежи к трудовой и учебной деятельности. Под. ред Асеева В. Г. Иркутск, 1986. — 500 экз.
  138. Е.В. Структура взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения студентов педагогических вузов: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2005. — 24 е.-100 экз.
  139. И. Л. Антонова И.Г. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: метод, пособие. Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.
  140. В.Д. Особенности познавательной деятельности студентов и вопросы индивидуализации обучения. В сб.: Вопросы психологии личности и деятельности студентов. Под ред. В. Г. Асеева. — Иркутск, 1978.
  141. Е.Д. Мозг и активация. М.: МГУ, 1985. — 382 с.
  142. Г. И. Философские вопросы адаптации. М.: Мысль, 1975.
  143. Г. И., Северцев С. А., Алфёров В. П. Адаптационные изменения организма в состоянии здоровья и болезни // Вест. АМН СССР.1976.N 11.- С. 22−31.
  144. Т. Социальная психология. -М., 1969.
  145. В.П. Современное состояние проблемы адаптации // Вест. АМН СССР.- 1975. N 10.- С. 5−15.
  146. Э.Э. Психологические детерминанты адаптации студентов к процессу обучения в вузе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Сочи, 2005.
  147. В.А. О связи психических состояний и свойств личности // Психические состояния. Л.: ЛГУ.-1981.- 17−23с.
  148. В.А. Педагогическая психология (высшее профессиональное образование). СПб.: Изд-во «Михайлова В.А.», 2000. 348с. — ISBN 58 016−0213−5.
  149. Antonio A.L. The influence of friendship groups on intellectual self-confidence and educational aspirations in college I I the journal of higher education: Ohio state university, 2004. № 4.154.
  150. Appley M., Trumbull R. On the concept of psychological stress // Psychological stress. New York, 1967.
  151. Averill J.R., Optan E.M., Lasarus R.S. Stress-cultural studies of psychophysiological response during stress and emotion. // Symp. Society, stress and disease. Oxford.-1971,-p. 110.
  152. Basowitz H., Persky H., Lorchin S.J., Grinker N.R. Anxiety and stress. -N.Y.- 1955.
  153. Ben-Jacob M., Levin D., Ben-Jacob T. Learning Environment in XXI //International Journal of Educational Telecommunications. 2000. — Vol. 6. -№ 3. — p. 201−213
  154. Bennet F. Education & future //Educational Technology & Society. -1999.-Vol. 2(1)-p. 57−60.
  155. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M. M Handbook for the sixteen personality factor Questionnaire (16 PF). Champaign, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing.- 1970.
  156. Cattell R.B., Eber H.W., Tatusuoka. Handbook for the sixteen personality factor questionnaires (16 PF) in clinical, educational, industrial and research psychology.-Illinois. 1970.
  157. N.J., Forney D.S., & Guido-Di Brito. Student development in college: Theory, research and practice. San Francisco: Jossey-Bass, 1998.
  158. Hartman H. Ego Psychology and the Problem of Adaptation. N. York, 1958.
  159. Holmes T.H. Development and application of a quantitative measure of life change magnitude. //Stress and mental disorder. New York.- 1979.-p.37 53.
  160. Horowitz M. Stress Response Syndrome. -N.Y., 1986.
  161. French J.R.P., Rogers W., Cobb S. Adjustment as person-environment fir // Coping and adaptation. New York, 1974. — p. 316−318.
  162. Lang P.J. The cognitive psychophysiology of emotional: Fear and the anxiety. // Anxiety and the Anxiety Disordes /Eds A.H.Tuma, J.Masser.- N.Y., 1988.
  163. Lazarus R.S. Psychological stress and coping process. N. York, 1966.
  164. Lawson R. Frustration: The development of scientific concept.-New York, 1965.
  165. Lyons J.A. Strategies for assessing the Potential Positive Adjustment Following Trauma. // J. of Traumatic Stress.-1991. -V.4.-N 1.- p.93−111.
  166. Mace C.A. Homeostasis, needs and values.//Brit. J. Psychol. 1953. Vol44
  167. Mechanic D. Students under stress: a study in the social psychology of adaptation. Madison: Univ. of Winsconsin press? 1978. — p. 231. — ISBN 0−29 907 470−6
  168. Mueller B. Use Specificity of Cognitive Skills: Evidence for Production Rules //Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. Washington. DC: APA.-1999.-Vol. 25.-№ i.p. 191−207.
  169. Personality: Dynamics, development and assessment. New York.-1969.
  170. Philips L. Human adaptation and his features. Academic Press, New York and London, 1968.
  171. Tache J., Selye H. On stress and coping mechanism. //Stress and anxity. -Washington.: D.C. 1978. -v.5
  172. Whitt E.J. and oth. Influences on students' openness to diversity and challenge in the second and third years of college // the journal of higher education: Ohio state university, 2001. № 2.
Заполнить форму текущей работой