Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Акмеологическая деятельность в управленческих структурах образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поиск путей совершенствования деятельности преподавателей в разных образовательных системах ведётся многими учёными и с разных позиций. Наиболее результативными, представляющими особый научный интерес, являются комплексные исследования, осуществляемые Н. В. Кузьминой в рамках акмеологии — междисциплинарной отрасли научного знания о закономерностях самореализации творческого потенциала личности… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.,
  • Глава 1. Проблемы, управления в современной психолого-педагогической и акмеологической теории
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы оптимального управления.-.
    • 1. 2. Дроблемьпи методы исследования
  • Глава 2. Социально-психологические условия эффективной акмеологической деятельности в управленческих структурах образования
    • 2. 1. Социально-психологические особенности деятельности учителей на различных этапах профессиональной карьеры.
    • 2. 2. АкмеолоГические способности руководителя школы и педагогические способности учителя.'
  • Глава 3. Акмео логическая деятельность в управленческих структурах образования (экспериментальная часть)
    • 3. 1. Профессионализм управленческой деятельности
    • 3. 2. , Акмеологическое конструирование управленческой деятельности в образовательной школе
    • 3. 3. Акмеологическая модель регионального управления образовательными учреждениями

Акмеологическая деятельность в управленческих структурах образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития российского общества ознаменован значительными трансформациями в социально-экономической, политической и духовной сферах. Существенным изменениям подвергнуты все социальные институты, в том числе и система образования. Наметился переход от традиционно сложившейся системы обучения, предназначенной для того, чтобы справляться с известными ситуациями, к обучению инновационного типа, активно откликающемуся на проблемные ситуации, возникающие перед личностью и обществом.

Будущее образования во многом определяется качеством управления образовательными организациями (00). Необходимость модернизации управления ощущается на всех уровнях российской системы образования.

Детерминантами этого процесса выступают:

— изменение сложившейся в советский период централизованной системы управления после принятия закона «Об образовании» ;

— нестабильность и недостаточная прогнозируемость среды, в которой осуществляют свою деятельность образовательные учреждения;

— формирование рыночных отношений, требующих активных действий на рынках труда, финансов, услуг для поддержания стабильного функционирования системы образования и её развития;

— необходимость смены парадигмы образования в соответствии с требованиями новых социально-экономических условий и социальными стратегиями XXI века;

— возрастающая потребность в технологиях управления инновационными процессами;

— возникновение на региональном уровне конкуренции между образовательными учреждениями.

Обозначенные процессы выдвигают перед управлением комплекс новых задач, решение которых невозможно осуществить без корректировки образовательных, технологий и изменения действующих управленческих структур.

Развитие педагогической инновации в СССР было затруднено ввиду государственной регламентации всех сфер жизни, науки, школы. Законодательно закреплённое в последние годы право на свободу педагогического творчества освободило от запретов творческий потенциал учительства. Многие школы стали осуществлять инновационные проекты. Открываются школьные комплексы, школы с гимназическими классами, с углублённым изучением: отдельных предметов, совершенствуется работа учебных заведений, имеющих коррекционНые и компенсирующие классы. Практика преобразования столкнулась с серьёзными противоречиями между имеющимися потребностями в быстром развитии школы и неготовностью многих руководителей и педагогов к её реализации. ТребуеТ глубокого теоретического осмысления и реальный инновационный потенциал новой практики образования.

Адаптивная, образовательная система — будь то школа, район, городпродолжает рефлексию в процессе её управления, преобразование позиции организатора системы, руководителя учебного заведения и самого ученика.

Педагог в современных условиях — не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится. Идея личностно-ориентированной педагогики выдвигает новые требования перед учителем, который должен не только обладать педагогическими способностями, но быть способным к саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми.

Инновационный тип образовательного процесса нацелен на достижение качественно нового конечного результата — социальной адаптации выпускников к современным, социально-экономическим условиям, способности к проектировочной детерминации будущего, готовности к продолжению образования, или профессиональной деятельности. Достижение обозначенных результатов требует внесения корректив в систему подготовки кадров управления образованием, разработки новых критериев оценки результативности функционирования 00 в масштабах района, области по признакам конечных результатов, формирования эффективных технологий управления инновационными педагогическими системами.

Проблемы управления образованием получили глубокую научную разработку в 80-е годы. Научные труды таких ученых, как Ю. К. Бабанский, М. И. Кондаков, Ю. Ф. Конаржевский, Т. И. Ымова и ДР-, заложили основу исследования проблем, связанных с совершенствованием функционирования системы образования. Психологические аспекты управления рассматривались Г. М. Андреевой, В. И. Лебедевым, Р. Х. Шакуровым и многими другими исследователями. Вопросам повышения профессионального мастерства, развития творческой активности педагогов посвящены работы В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, Н. В. Кузьминой, М. М. Поташника, В. А. Сластёнина и др.

Поиск путей совершенствования деятельности преподавателей в разных образовательных системах ведётся многими учёными и с разных позиций. Наиболее результативными, представляющими особый научный интерес, являются комплексные исследования, осуществляемые Н. В. Кузьминой в рамках акмеологии — междисциплинарной отрасли научного знания о закономерностях самореализации творческого потенциала личности в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям. Успешно разрабатывается теоретико-методологическое направление в акмеологии. Так, О. С. Анисимов, А. А. Деркач, А. С. Гусев сделали анализ различных типов управленческой деятельности, разработали акмеологическую концепцию гуманитарно-технологического развития, представили систему оценки, коррекции, развития, моделирования профессионального акме государственных служащих. Вместе с тем, остаются недостаточно изученными закономерности самодвижения руководителя к вершинам профессионального педагогического мастерства, общие и отличительные черты педагогических способностей руководителей и акмеологических способностей руководителя 00. Не получила полного научного обоснования концепция акмеологической модели управленческой деятельности в структурах образования. Органы управления образования испытывают потребность в ак-меологических технологиях управления педагогическими системами.

Всё вышеизложенное определило проблему исследования: изучение и научное обоснование акмеологической деятельности в управленческих структурах образования, путей повышения эффективности управления педагогическими коллективами средствамиакмео логических технологий. Решение указанной проблемы составляет цель диссертационного исследования.

Для осуществления поставленной цели решались задачи:

— разработать понятийный аппарат по проблеме акмеологической деятельности в управленческих структурах образования;

— определить характеристики акмеологических способностей руководителя образовательного учреждения;

— осуществить сравнительное моделирование продуктивности профессиональной деятельности руководителей ОО;

— выявить закономерности взаимосвязей акмеологической профессиональной деятельности руководителя и конечных результатов функционирования педагогических систем;

— разработать и апробировать акмеологические технологии управления различными типами образовательных организаций;

— предложить концептуальную и структурные схемы деятельности ак-меологически одарённого руководителя по эффективному управлению 00.

Объектом исследования выступают процессы управленческой деятельности руководителей городских, районных отделов образования, общеобразовательных школ, ориентирующихся на инновационное развитие.

Предметом исследования является состояние профессионального управления в системе образования, технологии его развития и совершенствования, профессиональное акме индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, связанной с решением образовательных задач.

Методологической основой настоящего исследования выступили философские положения о целостности и взаимообусловленности социальных явлений, о деятельностной и системной сущности управления. В качестве теоретической основы использовались философские и психолого-педагогические концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, О. С. Анисимов, Ю. К. Бабанский, Ф. Н. Гоноболин, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, И. С. Кон, Н. Г. Кушков, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, К. К. Платонов, Б. М. Теплов, Д.Б. Эльконин).

В решении теоретических аспектов проблемы акмеологической деятельности в управленческих структурах образования мы опирались на труды Н. В. Кузьминой, А. А. Деркача, А. А. Бадаева, Т. П. Гордеевой,.

A.П. Ситникова.

В исследовании были использованы труды отечественных учёных по методологии управления образовательным процессами, разработке теории функционирования 00 (Ю.К. Бабанский, А. И. Иванов, М. В. Кларин,.

B.Ю. Кричевский, М. А. Портнов, М. М. Поташник, Л. И. Фролов, Р. Х. Шакуров, Т. Н. Шамова, Л.К. Шиян).

В решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— изучение и научный анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы, нормативной и директивной документации по общеобразовательным проблемам содержания федеральной, региональной, районных (муниципальных) и школьных программ развития;

— обобщение материалов опытно-экспериментальной работы отдельных образовательных учреждений и управления образовательными процессами на территории области;

— формальная логика;

— наблюдение, сравнительный анализ продуктов образовательной деятельности, педагогический эксперимент;

— общая теория систем;

— изучение опыта работы различных образовательных учреждений и органов управления;

— моделирование акмеологической деятельности в сфере управления образованием.

В качестве эмпирических методов применялись:

— формирующий и педагогический эксперименты;

— наблюдение;

— сравнительно-сопоставительный анализ;

— обобщение организационно-педагогического опыта различных образовательных систем;

— изучение учебной управленческой документации руководителей школ, районных и городских руководителей образовательных структур;

— мониторинговый контроль.

Обобщенный материал явился результатом многолетнего исследования. Основные его этапы охватывают более чем восьмилетний период.

На первом этапе (1990;1994 гг.) анализировалось состояние образования первичного уровня и практика управления различными образовательными учреждениями. Изучались основные компоненты профессионализма педагогических кадров, формы повышения квалификации, самостоятельной работы специалистов многих профилей. Были определены проблемы и противоречия, существующие в процессе управленческой деятельности, которые неоднозначно повлияли на эффективность управления. По итогам первого этапа представилась возможность выбрать аппарат исследования. Научный и практический результаты нашли отражение в выступлениях на конференциях, семинарах руководителей системы образования.

На втором этапе (1994;1997 гг.) разрабатывались теоретико-методологические основы, формировались содержательные и организационные основы создания инновационного образовательного заведения. На этом этапе была проведена комплексная экспериментальная работа для решения выдвинутых задач системного критического анализа управленческой деятельности и возможности разработки программы совершенствования управления. Исследования второго этапа привели к выводу о необходимости научной проработки вопросов, связанных с акмеологическими технологиями.

На третьем этапе (1997;1999 гг.) по результатам исследовательско-экспериментальной работы:

— уточнен понятийный аппарат;

— определено содержание акмеологической деятельности и акмеологи-ческих технологий;

— разработана и апробирована прогностическая модель акмеологической управленческой деятельности.

Основная гипотеза. Акмеологическая управленческая деятельность в структурах образования может быть успешной при выполнении нескольких условий. Во-первых, если образовательным учреждением руководит акмео-логичеки одарённый руководитель, обладающий педагогическим талантом, способный стимулировать профессиональное самосовершенствование педагогов. Во-вторых, если субъекты управления, опираясь на сравнительные модели деятельности: продуктивной, малопродуктивной и непродуктивной, обеспечивают с помощью акмеологических технологий творческое самодвижение и самокоррекцию всех участников образовательного процесса. В-третьих, если оценка эффективности конечных результатов образовательной организации будет осуществляться по критериям социальной адаптации и вхождения выпускников в дальнейшую образовательную и профессиональную деятельность.

Научная и теоретическая значимость работы заключается в следующем:

— в диссертации комплексно исследована проблема эффективного управления процессами образования с точки зрения акмеологии — новой междисциплинарной области знаний в системе наук о человеке;

— разработана акмеологическая модель управленческих процессов, .состоящая из трёх уровней: уровня профессиональных способностей руководителя, уровня владения технологиями управленческого процесса, уровня оптимизации. Предложен инструментарий достижения вершин индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, связанной с решением профессиональных задач;

— научно обоснованы критерии эффективности акмеологической деятельности педагогического коллектива;

— определены компоненты структуры акмеологических способностей руководителей;

— сформулированы и апробированы акмеологические технологии управленческой деятельности, показана их важнейшая роль в реализации инновационной профессиональной деятельности по управлению педагогическим системами;

— в научный оборот введён новый концептуальный и понятийный аппарат для исследования акмеологической деятельности в управленческих структурах образования.

Практическая значимость исследования. Впервые предлагается внедрить в практику акмеологическую модель управления образовательными организациями на уровне городских, районных отделов образования, инновационных учебных заведений.

Совместно с Российской академией образования, институтом управления образованием, Ивановским областным институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров проведены ряд методологических семинаров по внедрению региональной программы развития образования. Результаты исследования использованы в деятельности подотдела акмеологических технологий в областной лаборатории проблем регионализации образования.

Акмеологические технологии повышения уровня профессионального мастерства руководителей могут быть использованы в системе подготовки учительских кадров в высших учебных заведениях, в деятельности институтов повышения квалификации педагогических кадров.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации использованы в практической деятельности областной лаборатории проблем регионализации образования, обсуждены на методологических семинарах в Ивановском филиале Северо-Западной академии управления. В течение нескольких лет автор пропагандирует и распространяет знания по этой проблеме во время публичных лекций и докладов перед педагогической общественностью на научно-практических конференциях Общероссийского и областного уровня. Материалы диссертационного исследования неоднократно докладывались на семинарах и совещаниях по вопросам управления образованием для заведующих городскими и районными отделами образования, директоров школ.

Выводы исследования нашли отражение в аналитических материалах для министерства образования Российской федерации, в публикациях в средствах массовой информации и педагогической прессе. Основные положения диссертации используются при профессиональной переподготовке кадров руководителей образовательных учреждений Ивановской области.

Автором проводятся регулярные консультации по проблемам акмео-логической деятельности для руководителей органов образования и инновационных учебных заведений.

Основные положения, выносимые на защиту:

— системный критический анализ управленческой деятельности, опирающийся на изучение конечных результатов ОО, способен одновременно выполнять две функции: функцию выявления противоречий, снижающих ее эффективность, и функцию акмеологической технологии по разработке программы совершенствования управления и самоуправления;

— акмеологическая модель эффективной управленческой деятельности включает уровни развития акмеологических способностей руководителя, разработку и внедрение акмеологических технологий управления педагогическими системами, измерения конечных результатов 00 по признакам вхождения в новые 00;

— акмеологические технологии могут быть использованы для обучения профессиональной управленческой деятельности, совершенствования, коррекции и самокоррекции специалистов;

— эффективность управления во многом зависит от уровня акмеологи-ческих профессиональных способностей, факторов самодвижения к вершинам профессионализма руководителей 00, от правильного выбора направления управленческой деятельности, целеосуществления (согласования деятельности руководителей — преподавателей — учащихся, и целеутверждения (согласования действий учащихся), с мотивацией саморазвития, творческой готовности к вхождению в новые ОО и саморазвитию в них);

— конструирование прогностических моделей способствует творческому выбору предпочтительного варианта развития системы образования или отдельного учебного заведения;

— расширение круга участников процесса управления делает его более демократичным, а осознание учителями своей причастности к управлению наравне с руководителями служит побудительным мотивом к достижению высокого профессионализма, способствует целенаправленной акмеологи-ческой деятельности педагогического коллектива.

Структура диссертационного исследования обусловлена его логикой, целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение

.

Теоретическое осмысление и ирактико-ориентированное изучение научной литературы и публикаций по проблемам управления образованием, многогранный и долговременный опыт управленческой деятельности самого диссертанта (более двадцати пяти лет и проведенные исследования) позволяют сделать следующие выводы.

О профессиональной зрелости руководителя судят по целям, которые он ставит перед собой, стилю деятельности, способности отвечать за результаты труда, терпимости к критике и многим другим показателям, а также по результатам, которых он достигает. Профессионально зрелый работник — высокий профессионал, испытывающий творческую удовлетворённость от работы, приносящей плоды.

Предметом акмеологии является моделирование вершин индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, связанной с решением профессиональных задач. В процессе исследования автором научно обоснована концепция акмеологической деятельности руководителя системы образования. В качестве важнейших факторов, обусловливающих эффективность акмеологической деятельности руководителя, выделены: наличие и совершенствование руководителем собственных акмеологических способностейфундаментальная профессиональная подготовкаинновационность мышленияумение аккумулировать энергию членов коллектива, наличие в коллективе творческой атмосферы.

Управление не должно и не может быть обезличенным. Личность руководителя, его способности играют решающую роль в эффективности управления. Вся совокупность личностных характеристик руководителя школы, выросшего из педагога, разделяется на две группы: характеристики природной индивидуальности и характеристики, приобретённые и развитые в процессе образования, накопления опыта, осмысления промахов и успехов.

В диссертационном исследовании детально разработана концепция педагогических и акмеологических способностей руководителя, сформулированы их общие и отличительные черты. По мнению автора, каждый руководитель образовательного учреждения имеет определённые педагогические способности. Его акмеологическая одарённость заключается не только в умении эффективно их использовать, но и в том, чтобы выявить интеллектуальный потенциал коллектива и стимулировать самосовершенствование педагогов в образовательном процессе. Профессиональные акмеологические способности руководителя формируются на основе педагогических и специальных способностей, с одной стороны, на основе развития его индивидуальных устремлений, характерных навыков, условий, в которых ему приходится работать, с другой стороны. В структуре акмеологических способностей руководителя целесообразно выделить два уровня: рефлексивно-перцептивный и проективный. Изучение обширного теоретического и практического материала показывает, что контуры применения акмеологических способностей руководителя шире/ чем педагогических, по ряду параметров: объёмам образовательных структур, подлежащих анализу, масштабности вырабатываемых стратегий, количеству критериев, характеризующих эффективность деятельности руководителя и учителя.

Взяв для акмеологического анализа опыт деятельности нескольких профессионалов-управленцев, мы определили, что возрастной период максимального возрастания жизненного потенциала и достижения акмеологических вершин колеблется в пределах 40−50 лет. Именно этот период сопровождается максимальной реализацией творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Исследование подтвердило вывод о том, что уровень акмеологической деятельности руководителя детерминируется степенью развития его самосознания, чувствительностью руководителя к внешним оценкам своих поступков, образа жизни, жизненного пути, профессионального поведения, остротой сравнения поступков разных людей, решения одних и тех же жизненных и профессиональных задач, значимостью для оценивающих возможности более совершенного действия, более высокого результата и т. д.

На основе теоретического изучения и практической апробации в диссертации даётся ряд моделей, позволяющих развить способности управленческой деятельности: модель интеллектуального потенциала руководителя школы, которая показывает руководителю своеобразный путь к «акме», модель профессиограммы управленца в сочетании с факторами успеха профессиональной деятельности. Обе модели получили практическую реализацию в системе управления образования Ивановской области.

Современное управление образованием характеризуется нарастанием сложности проблем, по которым приходится принимать управленческие решения. На основе обобщения обширной практики управления образованием автор приходит к выводу, что успех кроется в сочетании уровня образования, профессиональной подготовки и умения решать сложные проблемы, что профессионализм выступает одним из ведущих качеств современного руководителя.

В процессе исследования диссертантом сформулированы концептуальная и структурная схемы деятельности акмеологически одаренного руководителя по эффективному управлению образовательным учреждением. К качественным характеристикам управления педагогическим коллективом школы отнесены:

— отказ от командно-административного стиля управления и создание условий для установления в коллективе атмосферы подлинного сотрудничестваискоренение в работе членов школьного коллектива догматизма и бюрократизмапостоянное развитие ведущих методов управленческой деятельности: проектирования, конструирования, моделирования;

— нацеленность управленческой деятельности руководителя школы на формирование инновационного мышления членов коллектива, развитие их творческого потенциала, привитие вкуса к исследовательской деятельности, теоретическому осмыслению накопленного опыта;

— постоянное видение и нацеленность на решение стратегических задач, организация разработки концептуальных программ по достижению этих задач с учётом конкретных условий работы школы с одновременной концентрацией внимания и усилий на конкретных делах, конструктивной работе по правовому, педагогическому, организационному и нравственному обеспечению учебно-воспитательного процесса;

— осуществление оптимального сочетания централизации и децентрализации в процессе внутришкольного управления, развитие школьного самоуправления;

— самостоятельное принятие управленческих решений с учётом мнения членов школьного коллектива (педагогов, учащихся, родителей, общественности);

— умение гибко реагировать на изменение ситуации различных уровней;

— восприимчивость ко всему прогрессивному, потребность в передовых управленческих и педагогических идеях и находках.

Полученные в ходе исследования данные позволяют сконструировать модель акмеологической деятельности директора общеобразовательной школы.

Модель акмеологической деятельности руководителя в образовательном учреждении.

Цель — развитие у всех или подавляющего большинства учащихся творческой готовности к предстоящей деятельности.

Пути достижения цели — освоение инноваций и создания авторского, свойственного данной 00 информационного, коммуникационного и технологического пространства.

С целью разработки акмеологической модели регионального управления образовательными учреждениями проанализирован и научно обобщен многократный опыт разных управляющих структур: областного управления, городских, районных отделов образования, администрации ряда школ — новаторов. С помощью разнообразных методов исследовательской деятельности — анкетирования, диагностирования, интервьюирования, наблюдения и многих других зафиксированы изменения в методах реализации управленческих функций, сформулирована сущность инноваций в системе управления.

Представляется актуальным теоретическое осмысление новшеств в практике планирования работы региональных структур управления — системного подхода, стратегических программ развития образовательных учреждений, с освоением которых связано обновление целого ряда других функций управления. Разработка и реализация программ потребовали более серьезного, оснащенного специальными средствами подхода к анализу ситуации в социуме и внутри образовательных учреждений, подвели практиков к необходимости конструирования и моделирования вероятных сценариев ее развития.

Проведённая научно-исследовательская работа, научное осмысление полученных эмпирических данных, обобщение опыта деятельности инновационных органов управления и учебных заведений позволили сконструировать акмеологическую модель управления образовательными учреждениями.

Акмеологическая модель регионального управления образовательными учреждениями.

Первый блок — развитие профессиональных акмеологических способностей управленца, руководителя школы, заведующего районным, город, ским отделом образования.

ФормиРазвитие профессиональОсознаСаморазСоверОвладе рование ного культурного общение собвитие, сашенство ние ноинновац. ния, бесконфликтного ственмореализа вание выми мышле-. управления ного ция практиинния опыта ческих форм. навытехков и нологи умений ями.

Второй блок — разработка технологий управленческого процесса (проективные акмеологические способности).

Анализ — методологический приём разложения целого на части, позволяющий определить и оценить содержание, свойства и особенности объекта:

— выделение объекта анализа, -выбор и установление критериев разделения и сопоставления,.

— исходные факторы анализа, подходы, ограничения, алгоритм, этапы, схема анализа, интеграция элементов (комплексность и системность).

Диагностика — приём установления и определения признаков и причин деформации и отклонений от плана работы:

— нормативная база, установление затруднений, недостатков,.

— определение причин, предвидение возможных последствий,.

— комплексная оценка состояния.

Планирование — разработка новой модели состояния, функционирования и развития учреждения:

— подход к созданию нового, разработка цели и целеполага-ние,.

— разработка будущей модели,.

— условия развития проекта,.

— корректировка проекта.

Третий блок — совершенствование управления в целях реализации пер-•вого и второго блоков.

Компоненты совершенствования управления:

— изменение типа или структуры образовательного учреждения, отбор руководящих кадров,.

— определение эффективноости управления (направленность от простого управления к сложному управлению, далее выход на новое качество управления),.

— учёт реальной ситуации, в связи с этим — изменение функций, корректировка целей, стратегии, концепции,.

— создание в коллективе психологического климата готовности к инновациям и демократическому стилю взаимоотношений между руководителями и подчинёнными,.

— внедрение инновационных проектов,.

— внедрение методик, побуждающих учителей совершенствовать личные и профессиональные качества,.

— развитие акмеологических технологий обучения, совершенствование, коррекция, самоорганизация профессиональной деятельности, выстроенные на основе предварительного выявления продуктивных моделей деятельности,.

— внедрение мониторингового контроля за уровнем продуктивности учебно-воспитательного процесса.

Данная модель не является застывшей схемой, она постоянно вбирает в себя позитивные образовательные инновации.

В диссертации на обширном фактическом материале показано, что управление может быть гибким по фактору распределений полномочий и проблемам.

Одна из важнейших характеристик системы управления, применяемая в Ивановской области, — степень целенаправленности управления, позволяющая распределять и концентрировать полномочия по звеньям системы управления. С учетом многообразия вариантов распределения полномочий управления автором дана характеристика типов управления, отличающихся степенью централизации. Отмечено, что степень централизации управления должна соответствовать потребностям адаптивности системы управления.

Практическую ценность представляют принципы, положенные в основу работы областного управления образования:

1. Управление, как любой вид деятельности, зависит от использования ресурсов.

2. Любое развитие требует оценки и контроля.

3. Управлению необходима оценка эффективности, которая строится на интенсификации и оптимизации.

4. Каждый тип управления имеет свой уровень эффективности. Настоящая эффективность определяется соответствием типа управления конкретной обстановке и сочетанием типов по реальным целям и условиям управления.

Подводя общие итоги исследования, автор пришла к выводу, что изменения в образовательной сфере открыли перед российской школой широкие перспективы и одновременно выдвинули проблему кадрового обеспечения, адекватного нововведениям. Управление процессами реформирования требует руководителей нового типа, лишенных стереотипов профессиональной деятельности, характерных для административно-бюрократической системы.

По мнению диссертанта, сложившаяся ранее и вновь воспроизводимая управленческая культура уже сама по себе не может создавать предпосылки для снижения темпов преобразований. Руководителям всех уровней системы образования предоставлена возможность оказать заметное влияние на формирование новых управленческих взаимоотношений и взаимодействий. Их вклад может состоять не только в использовании передовых методов управления, но и всестороннем исследовании противоречий, возникших при реализации управленческой деятельности, а также факторов, влияющих на инновационное поведение управленческих команд.

В массовом педагогическом сознании вызрела мысль о том, что выигрывают коллективы, которые идут в ногу со временем, умеют быстро реагировать на изменение обстоятельств, не боятся рисковать и переходить к поискам нового.

Научное осмысление образовательной практики показало, что перспективные нововведения встречаются с трудностями в реализации. Причина кроется в том, что интенсификация инновационного процесса возможна лишь через переход от научно — педагогического проектирования к планированию самих инновационных отношений в коллективе, что означает не только распределение заданий, но и обеспечение их выполнения.

Автор пришла к выводу, что основанием для крупных перестроек должна стать специальная целевая программа, в которой определяется поэтапный порядок преобразований, способы интеграции всех участников инновационного процесса, формы обратного влияния последующих стадий нововведения на предыдущие, а также ожидаемые результаты.

Необходимо гибкое планирование прохождения инноваций через все этапы. Диссертант придерживается мнения о необходимости пересмотра системы промежуточных и конечных показателей и стимулов в тех школах, которые выступают в качестве экспериментальной площадки. Автором не только сформулированы, но и практически применены критерии функционирования и развития образовательных организаций.

Целесообразно сформулировать условия эффективного управления: высокий уровень педагогической культуры, мотивация управленческо — педагогического труда, акмеологический мониторинг профессиональной деятельности всех субъектов образовательных инноваций, интеграция акмеологической деятельности управленческих структур и региональных социокультурных и образовательных процессов.

Обобщенные результаты исследования углубляют представления о возможностях и содержании акмеологического подхода, особенностях его применения в оптимизации управления образовательными заведениями инновационного типа. В ходе научной и практической деятельности диссертантом выявлены алгоритмы модулирования и конструирования управленческой деятельности, на основе которых создана акмеологическая модель внутришкольного и регионального управления образовательными учреждениями в системе стабильности, дана характеристика акмеологиче-ским технологиям оптимальной управленческой деятельности.

Изучение и теоретическое осмысление инновационной деятельности педагогических коллективов позволили осуществить классификацию акмеологических технологий в сфере управления, выделив организационно-педагогические, распорядительные, профессионально-методические, социально-психологические технологии.

Диссертационное исследование подтвердило справедливость высказанной гипотезы. Оно показало прямые зависимости между уровнем результатов деятельности, с одной стороны, и способом решения задач, с другой, а также выявило факторы, обеспечивающие тот или иной уровень результатов.

Объективные факторы достижения вершин профессионализма в управленческой деятельности мы связываем как с условиями среды, так и с проектируемыми действиями, которые могут быть более продуктивными с учетом предложенных алгоритмов и моделей эффективного управления.

Совокупность предложенных теоретико-методологических положений и апробированных прикладных вариантов эффективного управления может обеспечить развитие образовательных инноваций. Высказанные в диссертационном исследовании положения носят комплексный научно-прикладной характер и призваны содействовать развитию акмеологическо-го конструирования управленческой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 335 с.
  2. Г. Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности: (пер. с англ. / предисл. Ф. Горбова).- М.: Педагогика пресс, 1992. — 173 с.
  3. Ш. А. Размышления о туманной педагогике. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1996. — 495 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997. — 380 с.
  5. .Г. Человек, как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1968. — 339 с.
  6. .Г. Сенсорно-перцептивные' характеристики индивидуального развития человека II Вопросы психологии.- 1968. № 2. — С. 23 -34.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. — 230 е.- Т.2. — 287 с.
  8. К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991, -156 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. — 415 с.
  10. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  11. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — 415 с.
  12. О.С., Гордеева Т. П., Деркач А. А. и др. Методы акмеологических исследований. Кострома: Упр. образования, 1994. 102 с.
  13. О.С., Деркач А. А. Основы общественно-управленческой акмеологии. М.: 1995. — 240 с.
  14. М.Н. Диагностика и развитие этики учителя: Метод, рекомендации ОГПИ. Омск.: Изд- во ОГПИ, 1990. — 39 с.
  15. С.В. Психофизиологические основания интеллектуального потенциала// Вестн. Ленинградского ун-та. Сер. 6. 1990. — Вып. 4. -С. 98−100.
  16. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — 184 с.
  17. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. -324 с.
  18. В.Г. Общество: Системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  19. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 557 с.
  20. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (метод, основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  21. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию учащихся. Киев: Рад. шк., 1985. — 256 с.
  22. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса. Киев: Рад. шк., 1984. 287 с.
  23. Л.А. Моделирование организационных структур. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.- 159 с.
  24. С.Н. Профессиональные деформации личности: (подходы, концепция, метод): Автореф. диссертации доктора психол. наук. СПб., 1997.- 35 с.
  25. А.В. Ошибки развития: (врожденные пороки у человека). Л.: Изд- во ЛГУ, 1990. — 277 с.
  26. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педагогика, 1989. 205 с.28: Берг А. И. Управление, информация, интеллект. М.: Мысль, 1976. -383 с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -190 с.
  28. .П. Структура процесса воспитания: (Методологический аспект). Каунас: Швеса, 1984. — 190 с.
  29. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  30. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  31. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия: (Из зарубешюго опыта) II Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 123 128.
  32. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983. 96 с.
  33. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 139 с.
  34. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1982.-485 с.
  35. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  36. В.И. Основы теоретической педагогики. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1992. — 151 с.
  37. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. М.: Просвещение, 1962. — 240 с.
  38. О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности У учащихся средних профтехучилищ. М.: Высшая школа., 1986. -47 с.
  39. Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 31−37.
  40. Гуманизация образования. Теория и практика. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1994. — 96 с.
  41. Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерфакс, 1994. — 136 с.
  42. В.В. Философско-психологические проблемы развития образования. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  43. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.-542 с.
  44. А.А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. М.: РАУ, 1993. — 156 с.
  45. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 32 с.
  46. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1993. — 75 с.
  47. В.И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. М.: РАУ, 1997. — 260 с.
  48. JI.H. Особенности работы с семьей на современном этапе // Семейная и демографическая политика: региональные проблемы: Сборник научно-методических материалов. Иваново, 1994. — С. 18−22.
  49. JI.H. Основные направления и перспективы развития сельской школы. К обоснованию концепции / В соавторстве с Н. С. Волковой и др. Иваново: ИПК и ППК, 1996. — 24 с.
  50. JI.H. Региональная комплексная программа развития системы образования Ивановской обрасти в 1996—2000 годах. Иваново: 1996. 56 с.
  51. JI.H. Педагогическая технология учебно-воспитательной системы сельской школы. / В соавторстве с Н. С. Волковой и др. Иваново: ИПК и ППК, 1997. — 12 с.
  52. JI.H. Инновационная деятельность в системе регионального образования. / В соавторстве с Н. С. Волковой и др. Иваново: ИПК и ППК, 1997.- 23 с.
  53. В.И. Методология и методика педагогического исследования. Тюмень.: Изд-во Тюменского унив-та, 1976. — 85 с.
  54. В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1985.-77 с.
  55. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
  56. В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1986. — 40 с.
  57. В.И., Гильманов С. А. Творчество и управление школой. М.: Знание, 1991. — 61 с.
  58. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования. -1992.-№ 11.
  59. А.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.- 418с.
  60. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. — Т.1. — 316 е.- Т.2. — 296 с.
  61. Л. Н. Соколова В.В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя. Учебное пособие Н. Новгород: 1995. — 45 с.
  62. В. Рациональная организация личного труда руководителя // Мир образования. 1997. — № 3 — с. 64−68.
  63. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 221 с.
  64. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
  65. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  66. Ю.М. Проблемы оценки эффективности подготовки и повышения квалификации управленческих кадров // Подготовка кадров управления: Модель обучения. Вып. 3. М.: РАГС, 1994. — С. 3−12.
  67. В.Н. Социальные технологии в современном мире— М.: Славянский диалог, 1996. 335 с.
  68. Д.М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М.: Дело, 1993. — 304 с.
  69. Г. И. О понятии социальной технологии // Философские науки. 1984. — N 5. — С. 21−29.
  70. Т.А. Развитие концепций педагогических технологий в современной дидактике за рубежом // Хозяинов Г. И. Формирование дидактической теории. М.: Знание, 1986. — С. 34−68.
  71. Инновационное движение в российском школьном образовании / Под редакцией Э. Днепрова и др. М.: Парсифаль, 1997. — 416 с.
  72. Инновационные процессы в образовании / Отв. ред. Загвязин-ский В.И. и др. Тюмень, 1990. — 98 с.
  73. Инновация в школе: Характер и результаты: Анализ итогов социологического исследования // Народное образование. 1993. — N 6. — С. 16−27.
  74. С.Э. Талант директора школы II Советская педагогика. -1988. -N 1 С. 75−81.
  75. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. — 75 с.
  76. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  77. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. -288 с.
  78. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1978. — 279 с.
  79. С. Научные основы административного управления. -М.: Экономика, 1979. 251 с.
  80. И. А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб., 1994. С. 37−45.
  81. Коломинский Я. J1. Человек: психология. М.: Просвещение, 1980.-220 с.
  82. Е. И. Организатор и организаторская деятельность. -М.: Московский рабочий, 1986. 191 с.
  83. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  84. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  85. Ю.А. Концепция проблемно-функционального внутришкольного управления. М.: Просвещение, 1982. — 230 с.
  86. Ю. А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Челябинск: ЧГПИ, 1986. -187 с.
  87. М. И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, 1982. — 191 с.
  88. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. 1992. -№¾.-С. 11−19.
  89. Э. М. Концепция менеджмента. М., 1977. — 380 с.
  90. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  91. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  92. В. Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. СПб., 1993. — 360 с.
  93. P. JI. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996. — 381 с.
  94. В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  95. В. Личность директора школы // Народное образование. -1993. -№ 9/10. -С. 19−32.
  96. В. П. Принцип системности в теории и методологии Маркса. М.: Политиздат, 1986. — 398 с.
  97. В. П. Гносеологические проблемы системного знания. -М.: Знание, 1983.-64 с.
  98. Н. В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1980. -172 с.
  99. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя (В помощь лектору). Л.: Знание, 1985. — 32 с.
  100. Н. В. Методические рекомендации для наблюдения, анализа и оценки учебно-воспитательного процесса в среднем профтехучилище. Л.: ВНИИпрофтехобразования, 1987. — 47 с.
  101. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1989. — 167 с.
  102. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 118 с.
  103. Н. В. Предмет акмеологии. Шуя: Изд-во Шуйского педагогического института, 1995. — 23 с.
  104. В. Б. Педагогическая антропология. М.: Педагогика, 1988. — 270 с.
  105. А. Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  106. Н. Г. О мастерстве советского учителя. Л.: Знание, 1952. — 22 с.
  107. МО. Лебедев В. И. Психология и педагогика в управлении: учебные пособия. М.: ТСХА, 1977. — 54 с.
  108. В.И. Психология и управление. М.: Агропромиздат, 1990. — 157 с.
  109. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1960. — 238 с.
  110. Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1961. — 32 с.
  111. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.- 279 с.
  112. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издат. МГУ, 1981.- 584 с.
  113. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т.1 — 391 е.- Т.2 — 318 с.
  114. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  115. .Ф., Журавлев А. Л. Психология и управление. М.: Знание, 1978.-64 с.
  116. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.:.Наука, 1984. — 444 с.
  117. А. К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. 1992. — N 9/10. — С. 65−67.
  118. Н. Д. Нововведения на муниципальном уровне управления образованием. М.: Новая школа, 1995. -149 с.
  119. М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  120. М. X. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1992.-701 с.
  121. . 3., Евенко Л. И., Рапорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. — 224 с.
  122. A.M., Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научной работе. М., 1996. — 190 с.
  123. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. -160 с.
  124. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики. М.: Высшая школа, 1978. — 279 с.
  125. Нововведения в организации управления образованием. Материалы опытно-экспериментальной работы / Сост. Г. И. Оглоблина и др. М.: Высшая школа, 1992. — 194 с.
  126. Новые ценности образования: Сборник. М.: Инноватор, 1996. Вып. 5. Образование и сообщество. 1996. — 143 с.
  127. Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. / Пер. с англ. М.: «Республика», 1992. — 415 с.
  128. Г. И. Нововведения в управлении образования // Педагогика. 1993. — N 6. — С. 23−28.
  129. Организация управления. Проблемы перестройки / Под ред. Д. М. Гвишнани, Б. З. Мильнера. М.: Экономика, 1987. — 278 с.
  130. Организационно-психологические аспекты управленческой деятельности руководителей школы / Сост. В. Я. Назмутдинов, P.M. Аитова. -Чебоксары: Клио, 1997. 104 с.
  131. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 300 с.
  132. А.Ю. Управленческое общение. М., 1990. — 170 с.
  133. Педагогика и логика: Сборник / Г. Щедровицкий, В. Розин и др. -М.: Касгаль, 1993. 415 с.
  134. Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе: Сборник научных трудов / Под ред. В. Я. Пилиповского. М.: АПН СССР, 1991.-95 с.
  135. В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. М.: Высшая школа, 1987. — 189 с.
  136. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  137. В.И. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-254 с.
  138. В.И. Региональная структура управления образованием // Советская педагогика. -1991. № 1. — С. 29−35.
  139. В.А. Управленческая триада: психологическая совместимость руководителя и подчиненного // Социологические исследования. -1993. -№ 5. -С. 69−73.
  140. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Просвещение, 1993. — 175 с.
  141. МЛ. Азбука школьного управления. М.: Просвещение, 1992. — 163 с.
  142. М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 20−26.
  143. М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. -М.: Новая школа, 1995. 462 с.
  144. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Политиздат, 1989. — 270 с.
  145. Проблемы эффективности работы управленческих органов-/ Отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М.: Наука, 1973. — 440 с.
  146. Прогнозирование развития общеобразовательной школы: (Методологический аспект): Сборник научных трудов / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: АПН СССР, 1988. -142 с.
  147. Психолого-педагогические и рефлексивные технологии / Под ред. А. А. Деркача, Н. В. Кузьминой, А. Э. Манушина. М.: РАУ, 1985. -296 с.
  148. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 64 с.
  149. В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988. — 125 с,
  150. Н. Эволюция доктрины управления образованием // Мир образования. 1997. — № 6. — С. 10−16.
  151. Л.Г. Проблемы управления инновационными процессами в системе образования: Автореф. дис. канд. педаг. наук. М.: 1996.25 с.
  152. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. — 485 е.- Т. 2. — 322 с.
  153. В.И. Управление инновационной деятельностью в образовательных учреждениях региона: Дисс. в виде научного доклада канд. педаг. наук. Ярославль, 1996. — 49 с.
  154. Н.Н. О методике технологии педагогического труда и педагогического творчества // Начальная школа. 1991. -№ 2. — С. 67−72.
  155. Скотт Синк Д. Управление производимостью. Планирование, изменение и оценка, контроль и повышение / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.- 308 с.
  156. В.А. Сочетание теоретических и практических занятий по педагогике как условие эффективности формирования учителя в педвузе: Сб. науч. тр. М.: МГПИ, 1981.- 143 с.
  157. Состояние, тенденции изменений и проблемы управления образованием / Под. ред. B.C. Лазарева. М.: Педагогика, 1996. — 128 с.
  158. Структура базового блока педагогического образования и технология его диагностики: М.: МГПУ, 1992. — 98 с.
  159. .М. Способности и одаренность. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1981. — 248 с.
  160. .М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.329 с.
  161. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика, 1991. — 187 с.
  162. П.И. Анализ управленческой деятельности руководителей школ II Советская педагогика. 1991. — № 1 — С. 54- 58.
  163. Л.И. Кто может стать организатором // Молодой коммунист. 1966. — № 9. — С. 78- 84.
  164. Управление в образовании. Проблемы и подходы. Практическое руководство / Под. ред. П. Карстанье, К. Ушакова. М.: Педагогика, 1995.- 78 с.
  165. Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под. ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1995.-464 с.
  166. Управление это наука и искусство: Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992. — 342 с.
  167. Управленческое консультирование: В 2-х т. Т.1. М.: Интерэксперт, 1992. — 65 с.
  168. Учитель: крупным планом / Под. ред. В. Г. Вершловского. -СПб., Изд. СПб ГУ, 1994. 188 с.
  169. Учительство как социально профессиональная группа / Под ред. B.C. Собкина. — М.: РАО, 1996. — 102 с.
  170. К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. М.: Сентябрь, 1995. — 125 с.
  171. Философия и педагогика: проблемы взаимосвязи. Свердловск, Свердловский ГПИ, 1988. — 109 с.
  172. Философо психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: ИНТОР, 1994. — 128 с.
  173. М.М., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М., Наука, 1994. — 111 с.
  174. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  175. В.Д. Психологический анализ деятельности: Системо-генетический подход. Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1979. — 91 с.
  176. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие для вузов. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  177. В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. — 175 с.
  178. Р.Х. Психология перестройки. Казань, Казанский ГУ, 1988.- 154 с.
  179. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  180. Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом (учебное пособие для педвузов). М.: Магистр, 1995. — 184 с.
  181. Т.И. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 190 с.
  182. Л.К. Управление педагогическими системами: Учебное пособие. Рязань: Изд-во РГПУ, 1998. — 181 с.
  183. П. Система должна работать // Образование: между Сциллой и Харибдой. Ярославль, 1990. — С. 10−16.
  184. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л.: Изд-вО ЛГУ, 1967. — 215 с.
  185. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  186. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  187. Р.К., Хабакук М. Я., Лейманн Я. А. Управленческое консультирование: теория и практика. М.: Экономика, 1988. — 239 с.
  188. Е.А. Социалистический коллектив: Социал. природа, психология. М.: Мысль, 1984. — 160 с.
  189. Christoph Fuhr Deutsches Bildungswessen seit 1945: Groiidzuge und Probleme, Bonn: Inter Nationes, 1996.-342 s.
  190. Humanisierung der Bildung // Jahrbuch 1998 der Inter Akademie zur Hu-manisierung der Bildnng/ Hrsg. Vin R. Golz m. R.W. Keck.-Frankfurt/Main, Berlin: Peter hang Europ. Verlag der Wissenschafen. 297 s.
  191. Обобщенная структурная модель инновационного образовательного учреждения
  192. Система развития мотивации профессионального самосовершенствования1. Ситуации Требованиясамосовер- к профессиональ-1 шенствова- «→ ной компетенцииния педагога1. Ч ' ^ г > 1. Рефлексия 1. J к * L Ji. А к
  193. Выбор методов подготовки и этапов профессиональной деятельности Выбор механизма саморегуляции Сознательный поиск и моделирование ситуаций самосовершенствования Социально-значимый мотив самосовершенствования
  194. Учебно-воспитательная деятельность педагога
  195. Целевой прием на педагогические специальности выпускников инновационных (включая сельские) школ185 из 1241. ШГПУ199 374 из 761. ШГПУ 199 481 ш 110 541. ИчГз
  196. Данные по Ивановскому университету и Шуйскому педагогическомууниверситету приводятся в абсолютных цифрах.
  197. Результаты олимпиад среди школьников инновационных образовательных учреждений
  198. Работа с одаренными детьми (данные области)1994 1995 1996 1997 1998 Проведено областных 9 9 10 11 10 предметных олимпиад
  199. Количество призовых 0 3 114 мест на
  200. Всероссийских, М еждун, а роди ы х олимпиадах
  201. Or дых в загородном 84 250 750 750 1012 iai ере для одаренных школьников
  202. Киличесч во научных 0 0 0 7 13 общееIв учащихсяг В 1997−98 учебном году 58,3% призовых месг приходится на учащихся лицеев, гимназий, профильных классов.
Заполнить форму текущей работой