Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Высшее техническое образование в процессе становления общества знания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современному высшему техническому профессиональному образованию необходимо быть инновационным по своей сути. Системе инновационной высшей инженерной школы в России нужно включать междисциплинарное проблемно-ориентированное контекстное обучение и развитие многообразных форм интеграции образованиями науки. Проектирование и внедрение образовательных программ должно осуществляться через совместное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Общество знания: сущность, тенденции развития
    • 1. 1. Становление общества знания, его качественные характеристики
    • 1. 2. Место образовательной сферы в обществе знания
    • 1. 3. Высшее профессиональное образование в современной образовательной сфере
  • ГЛАВА 2. Высшее техническое профессиональное образование в современных условиях
    • 2. 1. Содержание и структура высшего технического профессионального образования
    • 2. 2. Инновационность в высшем техническом профессиональном образовании
    • 2. 3. Формирование современных образовательных технологий высшего технического профессионального образования
    • 2. 4. Дистанционное обучение в системе реализации современных образовательных технологий
  • ГЛАВА 3. Становление международных университетских комплексов и их роль в подготовке инженерных кадров
    • 3. 1. Условия и факторы создания международных университетских комплексов
    • 3. 2. Международный университетский комплекс как социальный феномен: содержание, структура, технологии и организация
    • 3. 3. Подготовка инженерных кадров в международном университетском комплексе: проблемы и противоречия
  • ГЛАВА 4. Инновационное высшее техническое профессиональное образование в России
    • 4. 1. Университеты России в системе инновационного высшего технического профессионального образования
    • 4. 2. Методология формирования студента-исследователя в инновационном высшем техническом профессиональном образовании

Высшее техническое образование в процессе становления общества знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Актуальность избранной темы определяется настоятельной потребностью комплексного социально-философского анализа проблем высшего технического образования в процессе становления общества знания. Вступление современного мирового сообщества в период ускоренно нарастающих научно-технологических и социокультурных изменений связано со становлением и развитием общества, отличительной чертой которого является повсеместное и высокоэффективное использование научных знаний в качестве созидательной силы общества, основы его стратегических ресурсов, важнейшего фактора обновлениями прогресса. Знание становится* количественно и качественно более* важным, чем натуральные ресурсы и физический капитал. Особое значение имеет не просто объем и распространенность знаний, а возможностьих применения4 и воплощения для создания потребляемых благ. Наша цивилизация постепенно-превращается в знаниево-обучающуюся. Образовательная деятельность становится основным условием для-достижения успеха в мировом сообществе.

Впроцессе глобализации международное сотрудничество в подготовке высококвалифицированных кадров и накоплении знаний становится^необходимым для ответа на глобальные вызовы. Формирование глобального общества связано с развитием и интеграцией образования, науки, инноваций и новых информационных технологий. Крупномасштабное инвестирование в человеческие ресурсы, развитие профессиональных навыков, научных исследований, наукоемких технологий и модернизация систем образования — это приоритетные направления развития общества.

Глобальный характер цивилизационных трансформаций закономерно накладывает отпечаток на деятельность социальных институтов, прежде всего, повышая роль высшего образования в становлении личности с учетом меняющихся образовательных потребностей индивида и социума. В таких условиях высшее техническое образование выступает важной частью системы общественного воспроизводства, предоставляет в распоряжение общества квалифицированную рабочую силу и является фактором накопления человеческого капитала, определяющим гуманитарные черты его социального облика.

Коренные изменения российской действительности диктуют необходимость углубления и совершенствования реформ в сфере российского высшего технического образования. Его реформирование связано с последовательной интеграцией России в европейское и международное образовательное сообщество и в своих содержательных ориентирах обусловлено социокультурным контекстом положений Болонской декларации. Модернизация российского^ высшего технического образования предполагает научное осмысление его достижений и недостатков, построение инновационных образовательных систем, обеспечивающих полноценное развитие личности. Выявление инновационной сути высшего технического-образования4 как социального феномена, выстраивание системы высшего технического образования-в соответствии с национальными особенностями и потребностями развития' России — это основные приоритеты развития российского высшего технического образования, сегодня. •.

Все это объективно повышает востребованность социально-философской рефлексии всех процессов, происходящих в современном высшем техническом образовании. Сегодня^ без нее невозможно осуществить серьезный анализ сущности современной образованности, сформировать инновационное высшее техническое образование и на его основе обеспечить становление общества знания.

Таким образом, актуальность нашего исследования определилась ключевой ролью, которую может и должно сыграть высшее техническое образование, как в осуществлении процесса становления общества знания, его техносферы, так и в решении проблем перспективного развития личности в этом обществе и социальных общественных институтов в целом, а также необходимостью ликвидации пробелов в области теоретической основы модернизации современного высшего технического образования в целом.

Степень разработанности проблемы. На уровне общефилософских и методологических подходов социально-философские проблемы образования в различной степени рассматривались в работах многих философов. Уже философы Древнего Востока много внимания уделяли вопросам образования (Конфуций, Лао-цзы и др.). Сократ, Платон, Аристотель, а также целый ряд других философов античности занимались проблемами образования (для многих философов того периода основная цель образования заключалась в формировании человека, который не только обладает знаниями, но прекрасен душой и телом).

Средневековая^ философиявзглянула на проблему образованияс других позиций: ценность знания-стала определяться тем, насколько оно ведет к вере (Августин-Блаженный, Фома Аквинский, и др:). Тем не менее, нельзя однозначно сказать, что средневековая философия выступала только в роли служанки теологии. Средневековая философия не только сберегла многие античные достиженияно и продвинулась вперед, построив университетскую систему, разработав логические и некоторые гуманитарные дисциплины, создавая непосредственные предпосылка для новоевропейской науки. Например, спор между сторонниками номинализма и реализма развивал представления о познании. Монах-францисканец РоджерБэкон, был одним из первых серьезных критиков? средневековой схоластики, которую он обвинял в незнании языков и языческой культуры и в отсутствии математических представлений, которые он считал основой всех наук, в слепой вере в догматические положения и авторитеты, минуя опыт и наблюдение. В сферу исследовательских интересов РБэкона входили теория человеческогомышления, проблемы научного и теоретического познания, методология экспериментальной науки и философия морали. Сам он превыше всего ставил эксперимент, опирающийся не только на логические аргументы, но и на опыт, который, по его мнению, является главным источником познания не только чувственных, но и сверхчувственных явлений.

В эпоху Возрождения разрабатывались образовательные концепции, в которых были сформулированы цели формирования гармоничного человека, активного гражданина, способного к самопознанию, самовоспитанию и самообучению (М. Монтень, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Г. Песта-лоцци и др.).

Представители немецкой классической философии И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Гердер и др. — высказали ряд принципиальных идей по проблемам образования. Согласно Фихте развитие личности происходит за счет творческой, критической работы мысли и чувств. Гегель представлял образование как процесс присвоения индивидом исторически сложившейся культуры во всем многообразии ее форм и видов. Гердером образование понимается^ предельно широко — как освоение всей человеческой культуры, и к образованию должен иметь отношение каждый житель планеты.

На рубеже XIX — XX вв. под образованием понимается уже такое формирование жизненных установок индивида, которое наиболее полно выразило бы его индивидуализм. У. Джеймс, Дж. Дьюи, Г. Спенсер и др. сосредоточили свое внимание на гуманистическом подходе к личности обучаемого, рассматривали его в качестве субъекта собственного саморазвития.

В России к вопросам образования в числе прочих обращались Бердяев Н. А., Вернадский В: И., Ильин И. А, Соловьев В. С., Толстой Л. Н., Ушин-ский К. Д., Федоров Н. Ф. Франк С. Л. и др. Например, Толстой Л. Н. выступал за свободное развитие творческой личности, поступательный характер ее образования. Развитое Вернадским В. И., понятие ноосферы как облекающей земной шар «мыслящей» оболочки, имеющей тенденцию' к постоянному расширению и оказывающей непосредственное влияние на тех, кто в ней находится, очень близко современному пониманию единого глобального образовательного пространства.

Интерес к социально-философскому осмыслению образования особенно актуализировался в последние десятилетия, о чем свидетельствует становление новых традиций и подходов к разработке философско-образовательной проблематики в работах таких современных отечественных авторов, как Андреев Э. М., Арташкина Т. А., Ващекин Н. П., Гершунекий Б. С., Гусинский Э. Н., Демидов Ф: Д., Запесоцкий А. С., Квеско Р. Б., Колесников В. А., Король А. Д., Миронов А. В., Овчинников Г. К., Огурцов А. П., Платонов В. В., Телегина Г. В., Турчанинова Ю. И., Урсул А. Д. Щедровицкий Г. П. и Др.

Проблемы взаимодействия образования и знания с социокультурным измерением общества, особенно в связи с вопросами экономики, глобализации, информатизации образовательного пространства и перспектив научно-технологического мирового развития исследуются ¿-такими авторами как Андрианова Т. В., Барлыбаев X. А., Белл Д., Вафина Н. X., Гапоненко А. Л., Гречко Е. А., Илюшин В. А., Иноземцев В. Л., Кобаяси Н., Колесов В. П., Курицкий А. Б., Ляшенко В' И., Макарова-М: Н'.- Масуда^И., Моисеев-Н. Н., Павлов К. В., Пасхин Е. Н., Пул Ч., Ратнер М'., Рыбалкина М., Тапскотт Д. Д., Тоффлер Э, Уваров А. И. и др.

Важный вклад внесен авторами, в работах которых рассмотрены концепции? общественного развития-и отражены процессы формирования общества знания: Абдеевым Р. Ф., Бехманном* Г., Дракером, П., Кастельсом М., Ракитовым А. И.

Вопросы, связанные с инновациями, рассматриваются в работах Крючковой С. Е., Кунафина М. С., Курлова А. Б., Марьяненко В. П., Петрова В: К., Столяровой Т. А., Федорова О. В1, Фонотова А. Г., Шумпетера Й. и др.

Задачи и перспективы развития высшего образования, проблемы образовательных инноваций в сфере высшего технического образования раскрыты в работах Андреева Э. М., Атояна В. Р., Байденко В. И., Бакушина А. А., Белан Е. П., Бершадского А. М., Бобрикова В. Н., Вербицкого А. А., Гонча-рук Н. П., Груздевой М. Л., Гузаирова В. Ш., Делии В. П., Зиновкиной М. М., Казаковой Н. В., Клемешовой Н. В., Максименко А. А., Миронова А. В., Письменского Г. И., Репьева Ю. Г., Слепухина А. Ю., Смоляниновой О. Г., Федорова С. Е., Феклистова И. Ф., Худолия Н. Г., Хуторского А. В., Шадрикова В. Д. и др.

Работы, посвященные знаниюв частности, научно-техническому знанию и высшему техническому образованию представлены следующимиавторами: Гегешидзе Д. Л., Климов С. М., КоныкГ. К., Красинская Л. Ф., Полянский В. С., Скворцов Л. В., Чешев В. В. и др.

Несмотря на наличие работ, имеющих отношение к разрешению отдельных проблем высшего технического образования, специальных работ, особенно философских, посвященных решению проблем высшего технического образования в процессе становления общества знания, практически нет. Это связано, прежде всего, с недостаточной’разработанностью вопросов о природе: общества* знанияНедостаточно проработанвопрос о. том, что4 представляет собой общество знания, в чем егосущность и каковы тенденции его развитияостается? малоизученным взаимовлияние: образовательных процессов в современном высшем? техническом образовании и других социокультурных процессов на процессы становления? общества знаниянеявно выражены дальнейшие перспективы общемирового" развития в связи с тенденциями становления общества знания и др.

Объектом исследования является: образовательная сфера общества.

Предметом исследованияявляется высшее техническое профессиональное образование:

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении места и роли высшеготехнического, образования в процессе становленияобщества знания;

Достижение поставленной цели предполагает решение" следующих задач:

1. Раскрыть сущность, концептуальные основы и тенденции развития общества знания .как нового пространства социального бытияопределить место техносферы в этом обществе.

2. Выявить специфику образовательной сферы в обществе знания.

3. Определить значение высшего профессионального образования всовременной образовательной сфере и социальной системе в целом формирующегося общества знания.

4. Выявить возможности инновационных решений в содержании и структуре высшего технического профессионального образования.

5. Предложить современные технологии высшего технического профессионального образования и раскрыть особенности дистанционного обучения в системе реализации данных технологий.

6. Доказать необходимость создания международных университетских комплексов (МУК) и рассмотреть их роль в подготовке инженерных кадров.

7. Наметить перспективы развития, инновационного высшего технического образования России.

8. Раскрыть содержание и методы формирования студента-исследователя в инновационном высшем техническом образовании.

Теоретическую основу диссертации, составляют идеи-отечественных и зарубежных исследователей, отражающие результаты социально — философского, социокультурного изучениясовременного научно-техническогои об-. щественного развития, природы общества знания, системы высшего технического профессионального образования.

Методологической' основой диссертационного исследования выступают общенаучныеи философские методы: анализ, синтез, сравнение, наблюдение, обобщение, принципы системности, детерминизма, самоорганизации, нелинейности, полноты и др.

Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа материалов, посвященных образованию, обобщение данных, полученных отечественными и зарубежными исследователями.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Установлено, что общество знания развивается в контексте развития информационного общества, наследующего предпосылки, созданные постиндустриальным обществом, и представляет собой социальную систему, в которой процессы интеграции образованиянауки и инноваций связаны (с разработкой и применением новых информационных технологий в про-. цессе самообучения и саморазвития человека.

2. Показано, что современное образование с его необходимой технической-компонентой выступает в качестве фактора создания общества знания, в котором на первый план выходит научное инновационное знание, во многом формирующееся в процессе использования новых информационных технологий в рамках непрерывного личностного образовательного процесса.

3. Раскрыты основные принципы высшего профессионального технического образования в современных условиях и его место и роль в развитии общества знания" и, прежде всего,' его техносферы, в формированиикультуры личности в этом обществе, культуры, в которой профессиональные знания соединены с нравственно-ценностными установками:

4. Разработаны модели исследовательского инновационного технического университета и университетского комплекса и предложены рекомендации по применению этих моделей в ходе перспективного инновационного развития системычвысшего профессионального технического образования-.

5. Доказано, что в основе современных образовательных технол огий: высшего технического профессионального1 образованиядолжньгнаходиться? од темы непрерывного и опережающего образования, а системы дистанционного обучения, учитывающие специфику инженерного образования, являются средствомих оперативного осуществления:

6. Установленочтов условиях общемировой транснациональной* интеграции, перспективным направлением в сфере высшего техническогопрофессионального образования будет создание международных университетских, комплексов (МУК), представляющих собой корпорацию-университетов разных стран, что позволит интегрировать и углубить процессы международной интеграции в образовательной сфере и подготовке инженерных кадров. Показано, что МУК как социальный феномен представляет собой открытую, единую, целостную систему образования и науки, адаптирующуюся к множеству внешних возмущающих факторов и при этом способствующих его саморазвитию.

7. Обосновано положение о том, что инновационные перспективы развития высшего технического образования России непосредственно связаны с ориентацией образовательного процесса подготовки кадров на междисциплинарное проблемно-ориентированное и контекстное обучение в рамках интеграции образования и науки через взаимовлияние образовательных и научных процессов друг на друга и овладение будущими специалистами компетенциями, позволяющими, по мере необходимости, приобретать необходимые знания самостоятельно.

8. Установлено, что подготовка студента-исследователя в процессе инновационного высшего технического образования должна происходить в рамках современной человеко-ориентированной образовательной парадигмы, которая предполагает рефлексию, целеполагание и развитие интеллектуальных способностей студента-исследователя* посредством личностноориентированного обучения, базирующегося на теориях эвристического, контекстного и проблемного обучения.

На защиту выносятся"следующие основные положения.

1) Как новое пространство социального бытия^ общество знания формируется в контексте развития информационного общества, представляет собой социальную систему, в которой происходит развитие и интеграция образования, науки и инноваций при активной роли новых информационных технологий, обеспечивающих доступ и переработку огромных массивов информации. В таком обществе акцент смещается на научное инновационное знание, которое во многом формируется за счет использования новых информационных технологий получения и обработки информации при непрерывном личностном образовательном процессе. В обществе знания первостепенное значение имеет интеллектуальный потенциал человека, формирование которого происходит в контексте самообучения и саморазвития. Конкретное личностное знание является результатом инновационного процесса соединения полученной информации (внешнего знания) и личностного творческого акта с применением новых информационных технологий обработки информации.

2) Образовательная сфера выступает в качестве главного условия развития человечества в XXI в. Именно она, прежде всего, обеспечивает формирование общества знания. Человеко-ориентированная образовательная парадигма в обществе знания учитывает необходимость решения глобальных проблем человечества и обеспечения насущных потребностей личности. Становление общества знания предполагает в качестве важного компонента саморазвитие личности в. рамках непрерывного образования и научной^ деятельности и, как следствие,.получения инновационных знаний. Основу чело-веко-ориентированной образовательной парадигмы составляет: фундамента-лизация образования, объединение гуманитарного, естественнонаучного и технического знаний, соединение их с мультимедийными технологиями для достижениягнового качества образованности личности. Образование, являясь неотъемлемой составляющей жизнедеятельности человека, формирует личностные знания, которые дают ему жизненное благополучие в обществе знаниямодель — «образование-знание-благополучие» должна лежать в основе процесса обучения.

3) Главная задача модернизации системы высшего профессионального образования заключается в создании и развитии исследовательских инновационных технических университетов и на их основе университетских комплексов. Такой университет должен представлять собой вуз с интеграцией научной, образовательной и инновационной деятельности. Основная идея исследовательского инновационного университета должна заключаться в интеграции учебного процесса и инновационных фундаментальных научных исследований. Основным признаком эффективной научной деятельности исследовательского инновационного технического. университета становится наличие крупных исследовательских и инновационных программ при примате последних.

4) Подготовка инженеров в вузе должна вестись с учетом нанотехноло-гических перспектив общественного развития. Синергетический подход к этой подготовке является той базой, которая обеспечивает теоретические и практические основы формирования специалиста, поскольку синергетика сосредотачивает внимание на процессах, порождающих разнообразные упоря-дочные структуры и наноструктуры в том числе. Высшее инженерное образование приобретает инновационный характер только в том случае, если в процессе образования, с учетом человеко-ориентированной направленности, отводится главная роль фундаментальной подготовке. Содержание и характер 1 фундаментальнойподготовки современного инженера должны рассматриваться через призму нано-био-техно-ноосферных ориентиров. Для этого в. инновационном техническом вузе образовательный’процесс должен* быть построен так, чтобы в ходе подготовки специалиста, осуществлялись не только учебные, но и исследовательские и проектные работы, а основные учебные дисциплины, с одной стороны, включали бы результаты этих работ, а, с другой — формировали бы готовность к таким работам.

5) Современные1 образовательные технологии высшего технического-профессионального образования" должны основыватьсяна системах непрерывного и опережающего образования и дистанционного обучения. Технические1 университеты должны стать центральными звеньями, развивающими высшее техническое профессиональное образование в опережающем направлении. Ресурсы современного дистанционного обучения подготовки инженерных кадров. должны'включать в себя инженерные электронные мультимедийные учебные курсы, виртуальные инженерные лабораторные практикумы на основе средств моделирования и удаленного доступа к реальному учебному и научному оборудованию через Интернет. При подготовке инженеров в рамках дистанционного обучения необходимы также учебно-производственные практики для приобретения опыта профессиональной деятельности.

6) В ходе модернизации системы высшего профессионального образованияРоссии осуществляется создание исследовательских инновационных университетов, и на их базе университетских комплексов. Университетский комплекс может быть создан в виде корпорации и включать в себя университеты других стран, что позволяет говорить о транснациональной корпорации университетов или международном университетском комплексе (МУК), способствующим углублению процессов международной интеграции в образовательной-сфере. При этом деятельность МУК должна сопровождаться объединением деятельности университетов, входящих в него, интеграцией образовательной, научной, организационной и социальной систем данного транснационального пространства, согласованием' масштаба и структуры подготовки специалистов. Перспективы развития^ МУК должны быть связаны с развитием, в-них инновационной деятельности-и фундаментальных исследований как ее основы, а подготовка высококвалифицированных специалистов в МУК должна осуществляться по единым образовательным стандартам и технологиям, сформированным на основе международных стандартов и соглашений между университетами, входящими в комплекс.

7) Социально-экономическое развитие международного образовательного пространства связано с формированием МУК при поддержке заинтересованных государств и транснациональных корпораций (ТНК) — что обусловлено углублением мировой экономической интеграции. В деятельности ТНК должен быть предусмотрен вектор, непосредственно связанный с МУКдеятельность в направлении этого вектора должна включать три основных блока: два, из них — научный и образовательный — представлены системой университетов в разных странах, входящих в МУКтретий — промышленный блок, представлен системой оборудования и технологических процессов, взаимосвязанных и расположенных в различных странах мира. В свою очередь МУК должен быть адаптирован к изменчивой внешней среде, подверженной многочисленным возмущающим факторам, определяющим стохас-тичность его развития, а потому функционирующем на основе ряда принципов: самоорганизации и саморазвития (МУК должен быть самоорганизующейся и саморазвивающейся системой, способной перестраивать свои структуры, адаптируясь к конкретным обстоятельствам) — целостности (МУК должен представлять собой единую систему образования и науки) — открытость (МУК должен представлять собой систему, активно взаимодействующую с внешней средой). МУК позволит создавать и развивать интеллектуальный потенциал ТНК, обновлять производство за счет наукоемких технологий и привлекать ресурсы транснациональных корпораций для развития университетов, входящих в МУК. Развитие нанотехнологий повлечет за собой смену мировоззренческих взглядов всего человечества, но, прежде всего, нанотехнологии потребуют совсем других специалистов, специалистов8 «завтрашнего дня». Роль высшего-технического образования становится5 более глобальной, чем подготовка просто специалистов, способных работать. с перспективными технологиями: высшее образование должно способствовать формированию нового мировоззрения человека — «наномировоззрения». МУК упрощает и в то же время создает лучшие условия для подготовки специалистов нового уровня за счет объединения исследовательских инновационных образовательных технологий и информационно-материальной базы.

8) Современное техническое образование должно быть инновационным по своей сути. Система инновационной высшей инженерной школы в России должна включать междисциплинарное проблемно-ориентированное контекстное обучение и развитие многообразных форм интеграции образования и науки. Проектирование и внедрение образовательных программ должно осуществляться через совместное развитие технологических инноваций и обучающих инновационных методов и приемовпреподавания и обучения. При этом инновационное инженерное образование должно быть ориентировано не только на передачу знаний с учетом их устаревания, но и на развитие компетенций, позволяющих, по мере необходимости, приобретать необходимые знания самостоятельно. Актуальной для России является задача создания укрупненных университетских центров, придание некоторым техническим университетам статуса федерального университета. Конкуренция технических вузов ¡-за право получения данного статуса повышает уровень научных исследований и образовательного процесса. Создание в Россииукрупненных образовательных центров соответствует тенденциям развития5 образования в развитых странах и позволит включить эти центры в создаваемый МУК.

9) Подготовка студента-исследователя, в рамках современной челове-ко-ориентированной образовательной парадигмы, должнавключать в себя рефлексию, целеполагание,. развитиеинтеллектуальных способностей, информационную и практическую подготовленность на современном уровне знания-, компетентность в избранною сфередеятельности,.творческое' мышление, самостоятельность. в выборе решенияработоспособность, знание путейи способов: мобилизации собственных возможностей и творческогопотенциалаЭтаобразовательная парадигмавключает личностно. — ориентированное обучение: Организацияобразования на основе даннойпарадигмыпозволяет актуализировать-и обогащать-ментальный опыт студента-исследователя, формировать у него персональный— познавательный, стиль, и готовность к самообучению. Теоретическая: и практическая значимость, исследования" состоит в том, что достигнутые в ходе его результаты могут быть использованыи при дальнейшем теоретическом изучении сформулированных проблем.

Результаты, выводы и рекомендации диссертационного исследования могут найти применение при? выработке приоритетных направлений инновационного развитиясферы высшего технического профессионального образованияпри разработке учебно-методического обеспечения инновационного технического университета. Материалы, исследования могут быть использованы при подготовке, учебных философских курсов по социальной философии, философии образования^ философии науки и техники, истории и философии науки. Материалы диссертации также могут быть применены при подготовке спецкурсов по соответствующей проблематике для студентов, аспирантов, специалистов.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались автором в выступлениях на научных и научно-методических конференциях: «Модернизация экономики и глобализация» — секции «Развитие образования», «Наука и инновации в России в контексте глобальных вызовов» (Москва 2008 г.) — «Международный форум по нанотехнологиям» — секция «Образование в области нанотехнологий» (Москва 2008 г.) — «Modeling of Non-Linear Processes and Systems» — секция «Synergistic aspects of the modern science» (Москва 2009 г.) — «Философия в техническом вузе» — секция «Философия в контексте гуманитаризации высшей технической школы» (Санкт-Петербург 2009 г.) — «Информатизация образования — Поволжье-2010» — секция «Инновационные технологии в образовании» (Пенза 2010 г.). Полученные в-диссертационном исследовании результаты включены в учебный процесс ГОУ ВПО МГТУ «Станкин» в курсах: философия, философские проблемы современности, теория познания.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии ГОУ ВПО МГТУ «Станкин» и рекомендована к защите.

Основные положения и выводы по теме диссертации отражены' в публикациях автора общим объемом 45 п. л., в том числе в 2 монографиях, 21 научных статьях.

Структура работы. Логика достижения цели исследования определяет структуру диссертации, состоящей из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Описанное в диссертации социально-философское исследование на основании комплексного анализа научных источников, позволило выявить инновационную суть высшего технического профессионального образования в процессе становления общества знания. На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.

Как новое пространство социального бытия общество знания формируется в контексте развития информационного общества, представляет собой социальную систему, в которой происходит развитие и интеграция образования, науки и инноваций при активной роли новых информационных технологий, обеспечивающих доступ и переработку огромных массивов" информации. В’таком обществе акцент смещается-на научное инновационное знание, которое во многом формируется за счет использования новых информационных технологий получения и обработки информациипри непрерывном личностном образовательном процессе. В обществе знания первостепенное значение имеет интеллектуальный потенциал человека, формирование которого происходит в контексте самообучения' и саморазвития. Конкретное личностное знание является’результатом инновационного процесса соединения, полученной информации (внешнего знания) и личностного творческого акта с применением новых информационных технологий обработки информации.

Образовательная сфера выступает в качестве главного условия развития человечества в XXI в. Именно она, прежде всего, обеспечивает формирование общества знания. Человеко-ориентированная образовательная парадигма в обществе знания учитывает необходимость решения1 глобальных проблем человечества и обеспечения насущных потребностей личности. Становление общества знания предполагает в качестве важного компонента саморазвитие личности в рамках непрерывного образования и научной деятельности и, как следствие, получения инновационных знаний. Основу чело-веко-ориентированной образовательной парадигмы составляет: фундаментализация образования, объединение гуманитарного, естественнонаучного и технического знаний, соединение их с мультимедийными технологиями для достижения нового качества образованности личности. Образование, являясь неотъемлемой составляющей жизнедеятельности человека, формирует личностные знания, которые дают ему жизненное благополучие в обществе знаниянеобходимо, чтобы модель — «образование—знание-благополучие» лежала в основе процесса обучения.

Главная задача модернизации системы высшего профессионального образования заключается в создании и развитии исследовательских инновационных технических университетови на их основе университетских комплексов. Такой-университет представляет собой ВУЗ с интеграцией научной, образовательной и инновационной деятельности. Основная идея^ исследовательского-инновационного университета заключается в интеграции учебного процесса и инновационных фундаментальных научных исследований. Основным признаком эффективной научной деятельности исследовательского инновационного технического университета становится наличие крупных исследовательских и инновационных программ при примате последних.

Необходимо, чтобы подготовка инженеров в ВУЗе велась с учетом на-нотехнологических перспектив общественного развития. Синергетический подход к этой подготовке является той базой, которая обеспечивает теоретические и практические основы формирования специалиста, поскольку синергетика сосредотачивает внимание на процессах, порождающих разнообразные упорядочные структуры и наноструктуры в том числе. Высшее инженерное образование приобретает инновационный характер только в том случае, если в процессе образования, с учетом человеко-ориентированной направленности, отводится главная роль фундаментальной подготовке. Необходимо, чтобы содержание и характер фундаментальной подготовки современного инженера рассматривались через призму нано-био-техно-ноосферных ориентиров. Для этого в инновационном техническом вузе образовательный процесс строится так, чтобы в ходе подготовки специалиста осуществлялись не только учебные, но и исследовательские и проектные работы, а основные учебные дисциплины, с одной стороны, включали бы результаты этих работ, а, с другой — формировали бы готовность к таким работам.

Необходимо, чтобы современные образовательные технологии высшего технического профессионального образования основывались на системах непрерывного и опережающего образования и дистанционного обучения. Техническим университетам необходимо стать центральными звеньями, развивающими высшее техническое профессиональное образование в опережающем направлении. Ресурсам современного дистанционного обучения подготовки инженерных кадров следует включать в себя инженерные электронные мультимедийные учебные курсы, виртуальные инженерные лабораторные практикумы на основе средств моделирования и удаленного доступа к реальному учебному и научному оборудованию через Интернет. При подготовке инженеров в рамках дистанционного обучения необходимы также учебно-производственные практики для приобретения опыта профессиональной деятельности.

В ходе модернизации системы высшего профессионального образования России осуществляется создание исследовательских инновационных университетов и на их базе университетских комплексов. Университетский комплекс может быть создан в виде корпорации и включать в себя университеты других стран, что позволяет говорить о транснациональной корпорации университетов или международном университетском комплексе (МУК), способствующим углублению процессов международной интеграции в образовательной сфере. При этом деятельность МУК сопровождается объединением деятельности университетов, входящих в него, интеграцией образовательной, научной, организационной и социальной систем данного транснационального пространства, согласованием масштаба и структуры подготовки специалистов. Перспективы развития МУК связаны с развитием в них инновационной деятельности и фундаментальных исследований как ее основы, а подготовке высококвалифицированных специалистов в МУК необходимо осуществляться по единым образовательным стандартам и технологиям, сформированным на основе международных стандартов и соглашений между университетами, входящими в комплекс.

Социально-экономическое развитие международного образовательного пространства связано с формированием МУК при поддержке заинтересованных государств и транснациональных корпораций (ТНК), что обусловлено углублением мировой экономической интеграции. В деятельности ТНК необходим вектор, непосредственно связанный с МУКдеятельность в направлении этого вектора должна включать три основных блока: два из них — научный и образовательный — представлены системой университетов в разных странах, входящих в МУКтретий — промышленный блок, представлен системой оборудования и технологических процессов, взаимосвязанных и расположенных в различных странах мира. В свою очередь, МУК должен быть адаптирован к изменчивой внешней среде, подверженной многочисленным возмущающим факторам, определяющим стохастичность его развития, а потому функционирующемна основе ряда принципов: самоорганизации и саморазвития (МУК следует быть самоорганизующейся и саморазвивающейся системой, способной перестраивать свои структуры, адаптируясь к конкретным обстоятельствам) — целостности (МУК должен представлять собой единую систему образования и науки) — открытость (МУК должен представлять собой систему, активно взаимодействующую с внешней средой). МУК позволит создавать и развивать интеллектуальный потенциал ТНК, обновлять производство за счет наукоемких технологий и привлекать ресурсы транснациональных корпораций для развития университетов, входящих в МУК. Развитие нанотехнологий повлечет за собой смену мировоззренческих взглядов всего человечества, но, прежде всего, нанотехнологии потребуют совсем других специалистов, специалистов «завтрашнего дня». Роль высшего технического профессионального образования становится более глобальной, чем подготовка просто специалистов, способных работать с перспективными технологиями: высшему техническому профессиональному образованию необходимо способствовать формированию нового мировоззрения человека -«наномировоззрения». МУК упрощает и в то же время создает лучшие условия для подготовки специалистов нового уровня за счет объединения, исследовательских инновационных образовательных технологий и информационно-материальной базы.

Современному высшему техническому профессиональному образованию необходимо быть инновационным по своей сути. Системе инновационной высшей инженерной школы в России нужно включать междисциплинарное проблемно-ориентированное контекстное обучение и развитие многообразных форм интеграции образованиями науки. Проектирование и внедрение образовательных программ должно осуществляться через совместное развитие технологических инноваций и обучающих инновационных методов и приемов. преподавания и обучения. При этом инновационному инженерному образованию необходимо быть ориентированным не только на передачу знаний с учетом их устаревания, но и на развитие компетенций, позволяющих, по мере необходимости, приобретать необходимые знания самостоятельно: Актуальной для России является задача создания укрупненных университетских центров, придание некоторым техническим университетам статуса федерального университета. Конкуренция технических вузов за право получения данного статуса повышает уровень научных исследований и образовательного процесса. Создание в России укрупненных образовательных центров соответствует тенденциям развития" высшего технического профессионального образования в развитых странах и позволит включить эти центры в создаваемый МУК.

Подготовке студента-исследователя, в рамках современной человеко-ориентированной образовательной парадигмы, необходимо включать в себя рефлексию, целеполагание, развитие интеллектуальных способностей, информационную и практическую подготовленность на современном уровне знания, компетентность в избранной сфере деятельности, творческое мышление, самостоятельность в выборе решения, работоспособность, знание путей и способов мобилизации собственных возможностей и творческого потенциала. Эта образовательная парадигма включает личностно — ориентированное обучение, основанное на теориях эвристического, контекстного и проблемного обучения. Организация образования на основе данной парадигмы позволяет актуализировать и обогащать ментальный опыт студента-исследователя, формировать у него персональный познавательный стиль и готовность к самообучению.

Несмотря на это, существует достаточно широкий круг проблем, имеющих косвенное отношение к рассмотренной тематике, но требующих дополнительного дальнейшего исследования. К числу таких проблем можно отнести разработку и совершенствование управленческих и учебных процессов в высшем техническом профессиональном образовании по мере развития общества знания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М: ВЛАДОС, 1994. — 334 с.
  2. И. Ю. Что такое общество знаний? М.: Изд-во «КОГИТО1. Центр», 2009. 96 с.
  3. Э. М., Миронов А. В. Социально-гуманитарное знание и образование: новые реалии, иные измерения, информационная безопасность. Монография. -М.: Соц.-гуманит. знания, 2001. 142 с.
  4. Т. В., Уваров А. И. Введение в глобальное мировоззрение. Учебное пособие. М.: МГТУ «Станкин», 2000. — 318 с.
  5. Аристотель. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. — 224 с.
  6. Аристотель. Соч. Калининград.: Янтар. сказ, 2002. — 542 с.
  7. Т. А. Генезис и структура целеполагания в системе деятельности высшей школы: Дисс. д-ра филос. наук. Владивосток, 2007. — 380 с.
  8. В. Р. Трансформация российских университетов1 в учебно-научно-инновационные комплексы / В. Р. Атоян, Ю. В. Чеботаревский, Н: В. Казакова и др.- Под общей редакцией В. Р. Атояна. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001.-416 с.
  9. БабошинаЕ. Б. Культурологический-подход к развитию личности студента (на примере педагогических дисциплин): Учебное пособие. Курган: Изд-во КГУ, 2006. — 109 с.
  10. А. А. Инновационные процессы в технологиях обучения: монография / А. А'. Бакушин. М.: Гардарики, 2005. — 288 с.
  11. X. А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 332 с.
  12. Е. П. Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза: автореферат дисс. доктора педагогических наук. — Ростов-на-Дону, 2007. — 48 с.
  13. Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. М.: Academia, 2004. — 783 с.
  14. Н. А Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 173 с.
  15. А. М., Кревский И. Г. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий: Учеб. пособие. Пенза: Изд-во Пенз. Гос. техн. ун-та, 1997. — 56 с.
  16. Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / Готтхард Бехманн- пер. с нем. А. Ю. Антоновского, Г. В. Гороховой, Д. В. Ефременко, В. В. Каганчук, С. В. Месяц. -М. Логос, 2010.-248 с.
  17. В. Н. Система подготовки инженера в условиях непрерывного технического профессионального образования: Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.08-Кемерово, 2003.-458 с.
  18. Болонский процесс: на пути к Берлинской- конференции (европейский анализ) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И: Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2004. — 416 с.
  19. . И., Запрягаев С. А. Университетские комплексыуниверситетское образование // Университетское управление. 2001. № 3 (18).
  20. Я. А. Фонд компьютерных учебных программ ресурс развития образования // http://vmw.informika.ru/windows/magaz/comprog/nl-20/nls05−06.html.
  21. Н. В. Дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. СПб.: ИПК СПО, 2004. — 160 с.
  22. Е. Н. Инновационная парадигма российского социокультурного образования XXI века: Автореф. д-ра социол. наук. — Тюмень, 2007.44 с.
  23. Н. X. Теоретико-методолические аспекты транснационализации производства. Казань: Изд-во КФЭИ, 2000. — 128 с.
  24. Н. П. и др. Образование и устойчивое развитие. Концептуальные проблемы. Монография / Ващекин Н. П., Делокаров К. X., Урсул А. Д. М.: Изд-во МГУК, 2001. — 332 с.
  25. Н. П., Пасхин Е. Н., Урсул А. Д. Информатизация общества и устойчивое развитие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та коммерции, 2000. -268 с.
  26. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  27. А. А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Монография. М.: Исследовательский, центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 200 с.
  28. М. А. Педагогическая синергетика. Монография. Курган, 2001. — 405 с.
  29. М. С. Профессиональная инкультурация в образовании: теория и практика. Монография. Новокузнецк: ИПК, 2001. — 114 с.
  30. Т. П. и др. Образование в эпоху новых информационных технологий / Воронина Т. П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. М., 1995.220 с.
  31. А. Л., Литвинова Н. П. Образование взрослых в XXI веке: новая роль университетов в его развитии. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 174 с.
  32. Д. Л. Информациология интеллекта и знания: Монография. -Ярославль: Издательство «Лия», 2000. 304 с.
  33. . С. Философия образования для XXI века: Учеб. пособие
  34. Д. А. Дистанционное образование и обучение: учеб.- метод, пособие / Д. А. Давыдов, Р. Г. Шарафиев. Уфа: Демиург, 2005. — 110 с.
  35. Е. В. Единство техносферы: онтологический и гносеологический аспекты: монография. Магнитогорск: МаГу, 2009. — 267 с.
  36. В. П. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление: Монография. Балашиха: ИСЭПиМ, 2005. — 223 с.
  37. К. X. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. -М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 583 с.
  38. Г. Р. Как перебросить мост от сложных проблем транснационального образования к аккредитации. Транснациональное образование: возможность доступа или создание препятствий // ТЖЕ:// http: www.aha.ru/~moscow64/educational Ьоок/Неехху32 000г1р.
  39. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1998. 192 с.
  40. Т. Д. Самоактуализация личности в контекстном обучении. -М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М! А. Шолохова, 2004. 131 с.
  41. Дьюи* Д. Реконструкция в.философии. Проблемы человека / Пер. с англ., послесл. и примеч. Л>. Е. Павловой. -М.: Республика, 2003. — 494 с.
  42. И. Г. Мультимедийная система и современное общество. СПб.: НППЛ «Родные просторы», 2008. — 529 с.
  43. А. Ю. Профессионально-личностный подход к подготовке специалиста (теоретическое обоснование концепции): монография' / А. Ю. Ефремов, Л. В. Паринова. — Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2006. 138 с.
  44. О. Б., Круг Б. И. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление. Учебное пособие. Новосибирск: СибГУТИ, 2001. — 86 с.
  45. Задонская И*. А. Университет в глобальной, национальной и региональной среде // И. А. Задонская, И. В. Налетова / под общей редакцией И. В. Налетовой. Тамбов: Першина, 2005. — 87 с.
  46. А. С. Образование: Философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. М.: Наука, 2003. — 456 с.
  47. М. М. Креативное инженерное образование. Теория и инновационные креативные педагогические технологии. М.: МГИУ, 2003. — 372 с.
  48. JI. И. Современная цивилизационная парадигма транзитивной потенциальности образования: Автореф. д-ра филос. наук. Улан-Удэ, 2006. — 41 с.
  49. С. А. Личность в непрерывном образовании. Педагогические условия’самореализации личности учащихся в*системе непрерывного образования. Редакционно-издательский центр «Школа Вуз — Академия», М-., 2000.-288 с.
  50. И. А. 0>воспитании национальной элиты / Сост., вступ. ст. и ком-мент. Ю. Т. Лисицы. М.: Жизнь и мысль, 2001. — 152 с.
  51. В. А. Процессы нанотехнологии: учеб. пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2004. — 106 с.
  52. Инновационное образовательное учреждение: опыт Тольяттинской" академии управления / Под ред. С. Б. Крайчинской. Тольятти, 2006. — 222 е.
  53. Интернет в. России: статистические данные и социальный состав пользователей / Деп. правит, информации Аппарата Пр-ва РФ // http://www.e-government.ru/pub/stat/985 431 649.html.
  54. Информационное общество: Сб. М.': ООО «Издательство*ACT», 2004. -507 с.
  55. О. Мы сделали первый шаг к дистанционной подготовке инженеров // Известия. 2006.
  56. Н. В. Университеты и экономика, основанная на знаниях. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. — 272 с.
  57. В. И. Дистанционное обучение: технические аспекты: Монография. М.: СГА, 2004. — 192 с.
  58. Иг. Изречения .= Kant Aphorismen = Kant Aphorisms / Сост. и науч. ред. В. Н. Брюшинкин. Калининград: Изд-во РГУим. И. Канга- 2008 167 с.
  59. И. Соч. М.: Наука, 2006. — 492 с.
  60. С. X. Современные преобразователи и накопители информации: Учебное пособие. М.: Логос, 2004. — 344 с.
  61. Кастельс М.-Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. -М.: ГУ ВШЭ, 2000. 606 с:
  62. Р. Б: Образовательное пространство как социальное явление: Фи-лософско-методологический анализ. Томск: Изд. ТНУ- 1998. — 186 с.
  63. Е. Н. Одиссея научного разума- Синергетическое видение Научного прогресса.—Mi, 1995: 228 с.
  64. Е. Н., Курдюмов^ С. П. Синергетика как новое мировидение: Диалог с И: Пригожиным //Вопросы философии, 1992. № 12. — С. 3 — 20.
  65. Н. Ведение в нанотехнологию: Пер. с яп. М.: БИНОМ. Лаб. знании, 2005. — 134 с.
  66. В. А., Шубина Н. Л. Высшее образование России в зеркале Бо-лонского процесса: наз^чно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 429 с.
  67. В. А. Образование как способ личностной самореализации человека: Дис:. .д-ра филос. наук. — Иркутск, 2006. — 303 с.
  68. Колычева 3: И- Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. СПб.: ИОВРАО, 2004. — 207 с.
  69. И. Технология — виртуальная, результат — реальный //
  70. COMPUTERWORLD — № 35. 1997 http://www.pcweek.ru/Yearl997/N35.
  71. Ф. Б. Информационные технологии и средства- дистанционного обучения: база необходимых знаний для подготовки дипломированных специалистов. Москва: Изд-во МГОУ, 2005. — 188 с.
  72. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (Москва 29.12.2001). М., 2001. — № 1756-р. — 32 с.
  73. Г. К. Научно-техническое знание и инженерное творчество: Учеб. пособие. Казань, Каз. гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева. — 1998. — 21 с.
  74. M. М., Исмагилов Р. Ф. Дидактические основы, образовательного процесса вуза: Традиц. и дистанц. обучение, учеб. метод, пособие. — М., 2002.- 151 с.
  75. А. Д. Диалог в образовании: эвристический аспект. Научное из. дание / А. Д. Король. М: ЦДО «Эйдос», Иваново: Издательский центр1. Юнона", 2009. 260 с.
  76. Э. М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление. М.: ГУУ, 2002. — 84 с.
  77. Кортен Д1 Когда корпорации правят миром. СПб.: Агентство ВиТ -принт, 2002. — 327 с.
  78. В. А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: Монография. М.: ИИО РАО, 2002. — 168 с.
  79. JI. Ф. Высшее техническое образование в России: состояние, проблемы, перспективы развития. Самара: СамГУПС, 2008. — 175 с.
  80. Г. А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы. Монография. М.: Изд-во РУДН, 2002. — 252 с.
  81. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.- Под ред. А. П. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТКВелби. Изд-во Проспект, 2004. — 496 с.
  82. . X. О систематизации учебных компьютерных средств // Educational Technology & Society 3(3) 2000. P. 548 — 556.
  83. С. Е. Инновации: философско-методологический анализ. — М.: МГТУ «Станкин», 2000. 186 с.
  84. М. А. Ноосферное мировоззрение: монография. М.: ВГНА, 2005. — 190 с.
  85. Л. П. Университетские комплексы: механизмы модернизации образования в России. — М.: Вуз и школа- Чебоксары: Изд-во Чуваш, унта, 2005. 400 с.
  86. А. Б. Транснациональные корпорации в информационном обществе. С. — Петербург: Издательство Судостроение, 1998. — 230 с.
  87. А. Б., Кунафин М. С., Петров В. К. Философия инновационной деятельности: монография. М.: ИД «АТИСО», 2010. — 293 с.
  88. Кучевский В^ Б. Социальная философия: общество и сферы его жизнедеятельности: Учеб. пособие. М: МЗ Пресс, 2003. — 151 с.
  89. Т. С. Философия культуры: вариант понимания. Монография. -М.: ООО «Профобразование», 2003. 255 с.
  90. А. Педсовет с «Большой восьмеркой» // Полиглот. — 2006.
  91. С. Л., Солдаткин В. И. Российский портал открытого образования! OPENET.RU: проблемы и перспективы. Российский государственный институт открытого образования. М.: МГИУ, 2002. — 148 с.
  92. М. Н. Труд в обществе знаний. Образование под вопросом: Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном' обществе. — М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 168 с.
  93. О. Ю. Идеальные модели и реальность образовательного процесса. Социально-философский анализ: Дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11. -СПб., 2001 -332 с.
  94. В. П. Вопросы развития и изучения феномена инновации: монография. СПб.: РТП изд-ва СПбГУЭФ, 2009. — 161 с.
  95. Н. В. Ноосферное образование: технология, методология, методика. М.: РАЕН, 1998. — 58 с.
  96. А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. — 352 с.
  97. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М: Педагогика, 1998. — 309 с.
  98. А. В. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2007. — 280 с.
  99. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного" обучения)* в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации. М., 2002. — 20 с.
  100. Методология и организация элитной подготовки / А. Петров. В. Мануйлов, В. Приходько, Н.' Федоров // Высшее образование в России. -2003. № 4. — С. 56.
  101. В. Б. Информационные технологии в системе высшего образования. — Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2002. 118 с.
  102. Н. Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки русской культуры, 2000. — 224 с.
  103. Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. — 351 с.
  104. М. Опыты. Избранные главы: Пер. с фр. / Сост., вступ. ст. примеч. В. П. Яковлев. — Изд-во «Феникс», 1998. — 544 с.
  105. Г. М. Социосинергетика и образование / Г. М. Моргунов. — М.: Издательство МЭИ, 2005. 152 с.
  106. М. А., Урсул А. Д. Глобализация и устойчивое развитие: Учеб. пособие. М.: СТУПЕНИ, 2003. — 304 с.
  107. Т. С., Полат Е. С. Средства обучения (Технология создания и использования). Mi: УРАО, 1998.- 88 с.
  108. Нанотехнология-в ближайшем, десятилетии: прогноз направления исследований / Под ред. М. К. Роко: Пёр. с англ. М.: Мир, 2002. — 291 с.
  109. Национальная Доктрина образования в РФ. Постановление Правительства от 4 октября 2000 г. № 75 Г // Бюллетень Министерства образования РФ. 2000. № 11.-С. 9.
  110. Новое в синергетике: Взгляд в третье тысячелетие. М.: Наука, 2002. -478 с.
  111. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный* закон «О высшем и послевузовском-профессиональном: образовании»" (Федеральный закон" от 10 января 2003 г.№ 11-ФЗ).
  112. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Саммит «Группы восьми» // URL: // http://mon.gov.ru/news/announce/2753/. 2006. 20 июля.
  113. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад общественной палаты Российской Федерации (2007 г.) // Ежеквартальный научно-образовательный журнал вопросы образования. -2007.-№ 4.-318 с.
  114. П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Монография. -Орел, 2000. 300 с.
  115. К. Р. Педагогические условия формирования информационной культуры студента' в процессе освоения компьютерных технологий. Дисс. к. п. н. Челябинск, 1999: — 176 с.
  116. О. П. Дистанционное обучение. Монография. Липецк.: Липецкий государственный технический университет, 1999. — 83 е.
  117. С. М. Философия информации: Проблемно-темат. разраб. М.: Компания Спутник +, 2001. — 46 с.
  118. Опыт использования зачетных единиц в ВУЗах Екатеринбурга // http://www.usvpu.ru/ects/ectsrus.htm.
  119. С. И. Педагогические условия становления: успешной личности в системе непрерывного образования: Монография, ГАЦМиЗ. Красноярск, 2000. 84 с.
  120. Основы инженерной педагогики / А. А. Кирсанов, В. М. Жураковский, В. М. Приходько, И. В. Федоров. М.: МАДИ (ГТУ) — Казань: КГТУ, 2007. — 498 с.
  121. Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура: Сб. материалов Междунар. науч. конф. (Краснодар, 16−18 сент., 2002). Краснодар, 2002. — 479 с.
  122. Г. Б. Методы обучения в системах дистанционного образования: Учеб. Пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. — 94 с.
  123. Е. Н. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития: (Философско-методологический анализ). М.: Изд-во PAFC, 1999.-234 с.
  124. С. Т. Функционирование транснациональных компаний. Организационно-экономическое обеспечение. М.: Экономика, 2002. — 347 с.
  125. Песталоцци. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 224 с.
  126. Ю. Н. Дуальная система инженерно-педагогического образованиям— инновационная-модель современного профессионального образования: Монография. Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2009. — 280 с.
  127. Г. И, Федоров С. Е. Образовательный процесс инновационного вуза. М.: Изд-во СГУ, 2010.- 144 с.
  128. Платон. Соч. М.: Мир книги, 2007. — 494 с.
  129. Е. С. Дистанционное обучение. М.: ВЛАДОС, 1998. — 190 с.
  130. В. С. Интеграционные процессы в научном знании: монография. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. — 144 с.
  131. Постановление Госкомитета РФ по' высшему образованию от 31.05.1995 №'6 «О состоянии и перспективах создания единой’системы дистанционного образования в России». — М., 1995'. — 10 с.
  132. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. № 676, г. Москва «Об университетских комплексах».
  133. Предпринимательские университеты в инновационной экономике / Под общей редакцией профессора Ю. Б. Рубина. М.: ООО «Маркет ДС Корпо-рейшен», 2005. — 402 с.
  134. И. Р. Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человекас природой: Пер. с англ. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 312 с.
  135. Проблема качества подготовки студентов в системе открытого образования // Материалы III региональной научно-практической конференции. -Калуга: ИНУПБ, 2002. 196 с.
  136. Пул Ч. Нанотехнологии: учеб. пособие: Пер. с англ. М.: Техносфера, 2004. — 327 с.
  137. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: Учебно -методическое пособие / Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006. -386 с.
  138. А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. М.: ИНИОНРАН, 1998. — 104 с.
  139. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-287 с.
  140. М. Нанотехнология: простое объяснение очередной гениальной идеи: Пер. с англ. М.: Вильяме, 2004. — 234 с.
  141. Ю. Г. Интерактивное самообучение: Монография. — М.: «Логос», 2004. 248 с.
  142. М. Нанотехнологии для всех. Большое в малом. М., 2005. — 434 с.
  143. Л. Г. Информационно-технологическая парадигма образования: гуманистическая сущность и концептуальные основы: Автореф. д-ра филос. наук. Улан-Удэ, 2003. — 40 с.
  144. Е. В. Общение как среда для саморазвития личности. Монография. М. Изд-во РАГС. — 192 с.
  145. Серия «Эрудит». Человек и общество. М.: ООО «ТД „Издательство Мир книги“», 2007. — 192 с.
  146. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий- Рос. акад. наук. М.: Наука, 1997. — 283 с.
  147. Синергетика и учебный процесс. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 300 с.
  148. Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания / Под ред. JI. П. Киященко. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. 560 с.
  149. JI. В. Информационная культура и цельное знание. М., 2001.-288 с.
  150. А. Ю. Высшее образование в условиях глобализации: проблемы, противоречия, тенденции. М.: ФОРУМ, 2004. 408 с.
  151. А. Ю. Глобализация образовательного пространства высшей школы России" и развитие провинциальных университетов. Саратов: Са-рат. гос. техн. ун-т, 2004. — 136 с.
  152. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989.- - 624 с.
  153. И. А. Информационные1 технологии и образование // http://www.informika.ru.
  154. О. Г. Мультимедиа в образовании: Монография / О. Г. Смолянинова- Краснояр. гос. ун-т. — Красноярск, 2002. — 300 с.
  155. В. С. Философское начало цельного знания. — Мн.: Харвест, 1999.-912 с.
  156. Н. В. Компетентностный подход в инновационном инженерном образовании: монография / Н. В. Соснин. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. — 182 с.
  157. Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое / Пер. с англ.: сост. и отв. ред. Г. Б. Корнетов. — М.: Изд-во УРАО, 2003. — 288 с.
  158. Т. А. Инновации как социальный феномен: Дисс.. канд. филос. наук. М., 2009. — 174 с.
  159. А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 498 с.
  160. Сфера образования в системе Россия Запад (проблемы эффективности) / Под ред. В. И. Марцинкевича. — М.: ИМЭМО РАН, 2009. — 234 с.
  161. Д. Д. Электронно-цифровое общество. Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта. Москва, 1999. — 403 с. I
  162. Г. В. Образование в трансдисциплинарном континууме: социально-философский анализ: Дис. д-ра филос. наук. — Тюмень, 2006. 428 с.
  163. Тихомиров В." П. и др. Открытое образование объективная’парадигма XXI- века / Тихомиров В. П., Зайцева Ж. Н., Гаворский Э. А. — М: Изд-во МЭСИ, 2000. — 250 с.
  164. В. П., Максюков Н. И. Глобализация и экспорт образовательных услуг // Открытое образование. — 2001. № 4. — С. 7 — 13.
  165. В. П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Среда ИНТЕРНЕТ -обучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета / Международная академия открытого образования. — М.: Изд-во МЭСИ, 2000. 332 с.
  166. Э. Шок будущего: Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-557 с.
  167. . Т. Парадоксальный человек: монография / Ж. Т. Тощенко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 543 с.
  168. В. А., Гуркин В. Ф., Трайнев О. В. Дистанционное обучение и его развитие (Обобщение методологии и практики использования). М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0″, 2006. — 294 с.
  169. В. А., Мкртчян С. С., Савельев А. Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной зарубежной практики. М.: Издательско-торговая корпорация „Дашков и К°“, 2007.-392 с.
  170. А. Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Луч, 1993. — 308 с.
  171. А. Д., Демидов Ф. Д. Образование для устойчивого развития: Научные основы. Монография. М.: Изд-во РАГС, 2004. 152 с.
  172. У сков В. Л. Дистанционное инженерное образование на базе Интернет. М.: Машиностроение, 2000. — 64 с.
  173. Федеральная целевая программа „Электронная Россия на 2002−2010 годы“ // http://nbuv.gov.ua/law/01ru-er.html.
  174. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы. М.: ТЦ СФЕРА, 2006. — 176 с.
  175. Федеральный закон „О'высшем и послевузовском профессиональном образовании“. М.: Омега-Л, 2007. — 48 с. 203.* Федоров О. В. Аспекты^ инновационной деятельности: монография. — М.: ИНФРА-М, 2010. 266 с.
  176. И. Ф. Инновационное управление качеством вузовских ресурсов: методология и методы. СПб.: Изд-во С. — Петерб. ун-та, 2004. -228 с.
  177. Философия: Учеб пособие / А. А. Белоусов, Н. О. Белоусова, Т. Н. Воронцова и др.- Под ред. А. П. Михайлова. Юж. Рос. гос. техн. ун-т. — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2004. — 250 с.
  178. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. — 570 с.
  179. А. Г. Россия: инновации и развитие / А. Е. Фонотов.- М:. БИНОМ: Лаборатория знаний, 2010.-431 с.
  180. С. Л. Духовные основы общества / Сост. и авт. вступ. сг. П. В. Алексеев. М.: Республика, 1992'. — 510 с.
  181. С. Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия / Семен Франк. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 382 с.
  182. М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В- Бибихина. Изд. 3-е, исп. — СПб.: Наука, 2006. — 450 с.
  183. Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах:-Пер. с англ. М: Мир, 1985: — 423- е., .
  184. Человеческишпотенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения- под ред. Б. Е. Юдина: — М, 2002.—265 с.
  185. Д. В., Моисеев В- Б., Инновационные технологии и дидактические средства? современного профессионального- образования- Монография:.- М-: МШУ, 2002. 145 с. ,
  186. Ю. К. Профессиональная культура и? формирование: ее составляющих в процессе обучения: Монография / Под науч. Ред. В. В. Щипано-ва. — Москва Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000. — 163 с.
  187. В. В. Техническое знание. Томск: Тип. Фарт-плюс, 2006. — 267 с.
  188. Ю. В. Психология общения в становлении и формировании личности. М.: Издательство „МЗ-Пресс“, 2002. — 232 с.
  189. В. Д. Информационные технологии и педагогика // Телекоммуникации и информатизация образования. 2002. — № 5.
  190. Е. В. Организация учебной деятельности в вузе на основе электронных информационно-образовательных технологий: монография / Е. В. Ширшов, Е. В. Ефимова. Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. — 208 с.
  191. С. Б. Высшее техническое образование в процессе становления общества знания: монография. М.: ООО ИПЦ „Маска“, 2010. — 306 с.
  192. С. Б. Перспективы развития высшего образования в современных условиях (социально-философский-анализ): монография. М.: ИТ Г ГОУ МГТУ „Станкин“, 2009. — 154 с.
  193. С. Б. Университетские комплексы. как средство формирования человеческого капитала и общества знаний в России // Социология образования. 2009. — № 2. — С. 43 — 55.
  194. С. Б. Роль мультимедиа технологий в формировании информационной культуры личности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Серия философия: 2009. — № 2. — С. 157−165.
  195. С. Б. Формирование „человека нового типа“ в условиях развития нанотехнологий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. — № 101. — С. 97 — 104.
  196. С. Б. Образовательная сфера в обществе знаний // Вестник университета российской* академии образования. — 2009. № 3(46). — С. 150 — 155.
  197. С. Б. Философский взгляд на формирование современного субъекта инженерной деятельности // Вестник университета российской академии образования. 2009. — № 1(44). — С. 70 — 75.
  198. С. Б. Социализация индивида в процессе дистанционного обучения // Вестник университета российской академии образования. 2009. -№ 2(45).-С. 89−93.
  199. С. Б. Интеллектуальный капитал общества знаний // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. — № 33 (171). — С. 54 -58.
  200. С. Б. Болонский процесс как показатель глобализации высшего технического профессионального образования // Гуманизация образования. 2009. — № 3. — С. 26 — 31.
  201. С. Б. Инновационное образование в формирующемся обществе знаний // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. -2009.-№ 4 (12).-С. 35−41.
  202. С. Б. Инженерное образование-как фактор, формирующий личность работника // Человек и труд. 2009. — № 8. — С. 54.
  203. С. Б. Формирование в России-общества знаний // Человек и труд. 2008. — № 5. — С. 39 — 40.
  204. С. Б. Философский взгляд на подготовку инженерных кадров качественного нового уровня // Человек и труд. — 2008. № 6. — С. 69-
  205. С. Б. Подготовка инженеров в системе дистанционного обучения // Человек и труд. 2008. — № 7. — С. 62.
  206. С. Б. Социальный субъект в системе дистанционного обучения // Вестник МГТУ „Станкин“. Научный рецензируемый журнал. М.: МГТУ „Станкин“, № 1 (5), 2009. С. 152 — 160.
  207. С. Б. Процессы дистанционного обучения' инженеров с учетом перспектив развития нанотехнологий // Техника. Наука. Образование: Сб. ст. под ред. А. Б. Глозмана. М.:ИЦ ГОУ МГТУ „Станкин“, 2008. — С. 74 -105.
  208. С. Б. Управление открытым высшим профессиональным образованием: Учеб. пособие. М.: ИЦ ГОУ МГТУ „Станкин“, 2005. — 64 с.
  209. С. Б. Становление и развитие культуры личности в условиях дистанционного обучения // Образование: философия, история, право, экономика. М.: МГИУ, 2005. — С. 120 — 126.
  210. Г. Н. Инновации^ в образовании: от теории к технологиям: Монография. -Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. 113 с.245'. Шукшунов В. Е. и др. Основы создания университетских комплексов / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. — 72 с.
  211. Щипанов В». В: Управление качеством подготовки инженера-на основе интегративно дивергентного подхода к проектированию мультидисцип-линарных комплексов: Автореф. дисс. д-ра техн. наук. -М.: 2000. — 46iC.
  212. Экономика знаний: Коллективная, монография / Отв. ред. В! П. Коле-сов. М.: ИНФРА-М, 2008. — 432 с.
  213. Экономика, основанная на знаниях: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко. М.: РАГС, 2006. — 352 с.
  214. Электронное обучение (e-education)"/ Горбоконенко А. Д., Исаев Ю. В., Панова В: М., Мухина Н. Б., Лыков А. А., Холод А. Ю: — под. ред. Горбоконенко А. Д. Ульяновск: УлГТУ, 2002. — 70 с.
  215. Е. В. Внутривузовское управление качеством образования: Монография. Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2002. — 390 с.
  216. Asking В., Henkel М. And Kehm В. (2001) Concepts of Knowledge and their Organization in Universities, Lifelong Learning in European Universities: t
  217. International Commission on Education for the Twenty-first Century. Report of the Commission. Preliminary Synthesis. UNESCO. Paris. 1995.
  218. Martin B. and Etzkowitz H. The Origin and Evolution of the University Species // SPRU. Electronic Working Paper Series. Paper № 59. December 2000.
  219. Masuda Y. Managing in the Information Society: Releasing synergy Japanese style. Oxford, 1990. — 287 p.
  220. Osborne M. J. and Thomas E. J. (2003) Lifelong in a Changing Continent (Leicester: NIACE), Charter 1.
  221. Throsby D. Financing and effects of internationalization in higher education. The economic costs and benefits of international student flows (Paris, OECD-CERI) // URL: // http://www.oecd.org/els/papers/papers.htm 1998.
  222. URL // http: //dbs.sfedu.ru/www/rsu$elements$.info?pesid=-966.
  223. URL // http://mephi.ru/graduate/help.php.
  224. URL // http://mon.gov.ru/pro/niu/6077/.
  225. URL // http://mon.gov.ru/pro/niu/6857/.
  226. URL // http://mon.gov.ru/pro/niu/7168/.
  227. URL // http://news.mail.ru/politics/l 464 874.
  228. URL //http://news.mail.ru/society/2 606 989/.
  229. URL // http ://pedsovet.org/content/view/827/88/.
  230. URL // http://ru.wikipedia.org/wiki/.
  231. URL //http://ru.wikipedia.org/wiki/TopIndustrialManagersforEurope.
  232. URL // http ://stankin. ru/centers/ cfti/cfti .html.
  233. URL // http ://stankin.ru/centers/ctt/ctt.html.
  234. URL // http ://stankin.ru/ centers/ntii/ntii.html.
  235. URL // http://www.5ka.rU/62/32 258/l .html.
  236. URL // http://www.5ka.ni/90/20 956/l .html.
  237. URL // http://www.atomenergoprom.ru/nuclear/actual/actual3/.
  238. URL: // http://www.eed.ru/coverstory/c41 .html.
  239. URL: //http://www.gazeta.ru/education/2009/01/27n2931347.shtml.
  240. URL: // http ://www.inauka.ru/fact/article743 83 .html.
  241. URL: // http://www.i-u.ru/biblio/%&OvrO/govorovaactualproblem.zip.
  242. URL: // http://www.misis.ru/ru/57
  243. URL: // http://www.moeobrazovanie.ru/univershos.html.
  244. URL: // http://www.nakanune.rn/articles/rossijjskijjbolonskijjprocess.
  245. URL: // http://www.nanonewsnet.ru/articles/2007/top-5-samykh-populyarnykh-zabluzhdenii-svyazannykh-s-nanotekhnologiyami.
  246. URL: // http://www.nanonewsnet.ru/news/2007.
  247. URL: // http://www.nanonewsnet.ru/news/201O/v-moskve-obsudili-perspektivy-razvitiya-natsionalnykh-issledovatelskikh-universitetov.
  248. URL: //http://www.newslab.ru/abitura/vuz/sfu.
  249. URL: // http://www.ng.ru/economics/2008−01 -18/4nanotehnologii:html.
  250. URL: // http://www.ng.ru/education/2008−0l-25/9globalization.html.
  251. URL: // http://www.ng.ru/education/2008−02−21/12university.html.
  252. URL: //http://www.ng.ru/politics/2008−03−07/4chemezov.html.
  253. URL: //http.7/www.prokredo.m/college.php?id=21'.
  254. URL: // http://www.refstar.ru/data/r/id.l4024l .html.
  255. URL: //http://www.rg.ru/2007/03/14/bakalavr.html.
  256. URL: // http://www.rol.ni/news/misc/newsreg/07/l 0/25 023 .htm.
  257. URL: // http://www.rost.rU/news/2009/04/l 173 916 276.shtml.
  258. URL: // http://www.rost.ru/projects/education/ed3/ed3l/aed31 .shtml.
  259. URL: II http://www.sfu-kras.ru/partners.
  260. URL: // http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&dno=l6397.
  261. URL: // http://www.vsetreningi.ru/news/?new=710.
  262. URL: // http://www.vz.ni/society/2008/2/14/145 100.html.
  263. URL: //http://www.zarplata.ru/n-id-7503.html.
  264. URL: // http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShowDocumID 11 715.html.
  265. URL ://http://www.relga.ru/Environ/WebObj ects/tguwww.woa/wa/Main?text id=95&levell=main&level2=articles.
  266. Van Damme D. Internationalization and quality assurance: towards worldwide accreditation? // Paper for the 12th Triennial Conference, Brussels, 11−14 July, 1999.
  267. Welch A. R. The peripatetic professor: the internationalization of the academic profession // Higher Education, 34 (3) 1997. P. 323 — 345.
  268. World Bank Institute. Annual Report 03. Enhancing Capacity for Development. Washington, 2003.
  269. World Investment Report, 2000. UNCTAD, N. Y. and Geneva, 2000, p. 16.
Заполнить форму текущей работой