Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система самосмазывания миниатюрных опор скольжения с газовым вытеснением масла из пор подшипника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономическая и научно-техническая эффективность применения разработанных опор слагается из: а) существенной экономии смазочных и других материалов, особенно в случае массового производства опорб) сокращения материальных и трудовых затрат на обслуживание опорв) повышения (за счет применения более качественных опор) надежности изделия, не подлежащего обслуживанию в эксплуатацииг) возможности… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СИМВОЛОВ И СОКРАЩЕНИЙ
  • 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ САМОСМАЗЫВАНИЯ В МИНИАТЮРНЫХ САМОСМАЗЫВАЮЩИХСЯ ОПОРАХ СКОЛЫСЕНИЯ (МОСС) И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Основные определения. Общие вопросы
    • 1. 2. Механизм самосмазывания
      • 1. 2. 1. Температурный механизм
      • 1. 2. 2. Капиллярный механизм
      • 1. 2. 3. Роль циркуляции масла в пористом подшипнике
    • 1. 3. Характеристики пористой структуры спеченных подшипников и их влияние на трение и самосмазывание в МОСС
      • 1. 3. 1. Структура порового пространства спеченного металла и ее характеристики
      • 1. 3. 2. Влияние характеристик пористой структуры подшипника на триботехнические свойства опор
    • 1. 4. Постановка задач исследования
  • 2. ВЫБОР ОБЪЕКТА И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ЭКСПЕРШДЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Объект исследования и условия его работы
    • 2. 2. Разработка методики и аппаратуры для исследования газопроницаемости пористых втулок
      • 2. 2. 1. Методика исследования газопроницаемости
      • 2. 2. 2. Аппаратура для исследования газопроницаемости
    • 2. 3. Методика и средства для исследования масловыделяющей способности пористых подшипников
      • 2. 3. 1. Изотермическое вытеснение масла из пор газом
      • 2. 3. 2. Исследование заполнения диаметрального зазора подшипника
    • 2. 4. Методика и аппаратура для определения триботехнических характеристик МОСС
    • 2. 5. Примененные методы математической обработки экспериментальных данных
  • 3. РАЗРАБОТКА. САМОСМАЗЫВАЮЩЕЙСЯ ТРИБОСИСТШЫ С ПОВЫШЕННОЙ ЖСЛОВЬЩШШЦЕЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПОРИСТОГО ПОДШИПНИКА
    • 3. 1. Основные положения термодинамического регулирования процесса самосмазывания в опорах скольжения с пористым подшипником
    • 3. 2. Анализ процесса выделения масла из пористого подшипника в самосмазывающейся опоре с газокамерой
    • 3. 3. Аналитический расчет теплообмена в самосмазывающейся опоре с термодинамическими регуляторами
  • 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СВОЙСТВ РАЗРАБОТАННЫХ САМОСМАЗЫВАЮЩИХСЯ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ С ПОРИСТЫМИ ПОДШИПНИКАМИ
    • 4. 1. Масловыдедящая способность пористых подшипников скольжения
      • 4. 1. 1. Изотермическое вытеснение масла из спеченного подшипника газом
      • 4. 1. 2. Изотермическое вытеснение масла в диаметральный зазор подшипника
      • 4. 1. 3. Модельное исследование заполнения диаметрального зазора при нагревании опоры
    • 4. 2. Исследование газопроницаемости миниатюрных спеченных втулок
    • 4. 3. Экспериментальное исследование триботехнических свойств МОСС с усовершенствованной системой самосмазывания
  • 5. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ, РЖОМВДАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 5. 1. Рекомендации по разработке самосмазывающихся опор с газокамерой
      • 5. 1. 1. Выбор материала для компонентов самосмазывающейся трибосистемы
      • 5. 1. 2. Разработка конструкций опор с газокамерой
      • 5. 1. 3. Расчет параметров газокамеры для самосмазывающейся опоры
    • 5. 2. Рекомендации по определению параметров пористой структуры подшипников
    • 5. 3. Апробация и реализация результатов работы в практике
    • 5. 4. Эффективность и область применения разработанных самосмазывающихся опор скольжения
  • ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Система самосмазывания миниатюрных опор скольжения с газовым вытеснением масла из пор подшипника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Повышение качества и надежности машин и приборов является в настоящее время одной из важнейших народно-хозяйственных задач, поставленных перед машиностроителями ХХУ1 съездом КПСС. Эту задачу необходимо решить в условиях экономного расходования материалов, применения прогрессивной технологии и использования накопленного опыта с целью создания более эффективных машин и приборов, требующих в эксплуатации минимальных материальных и трудовых затрат на обслуживание.

Качество механических систем приборов во многом определяется совершенством их узлов трения. Например, около 80% из всех случаев нарушения работоспособности электродвигателей малой мощности обусловлены отказами их узлов трения, и поэтому малоэффективны усилия по усовершенствованию каких-либо других элементов двигателей, пока не будет повышена надежность их узлов трения.

В связи с миниатюризацией приборов повышение их качества должно быть обеспечено опорами наименьших размеров. Наряду с уменьшением размеров опор все большее значение приобретают свойства поверхностей раздела их элементов, что налагает свои требования на выбор материалов и на разработку конструкций опор. Применение новых, более качественных антифрикционных и смазочных материалов позволяет в определенных пределах повысить надежность опор приборов. Однако, как показывает опыт эксплуатации, в большинстве случаев резкое повышение качества узлов трения может быть достигнуто за счет применения более эффективных конструктивных решений.

Самостоятельную группу миниатюрных узлов трения составляют опоры с подшипниками из пористого спеченного материала, пропитанные маслом. Количество масла в порах этих подшипников, как правило, не пополняется за весь период эксплуатации прибора, т. е. эти опоры должны обладать способностью самосмазывания. Такие миниатюрные самосмазывающиеся опоры скольжения (МОСС) обеспечивают малый’и стабильный момент трения в течение длительного срока службы, относительно высокую точность центрирования и низкий уровень акустического шума. Поэтому они нашли широкое применение в приборных средствах автоматизации, часовых механизмах, приборах звукои видеотехники и т. п. Особенно широко применяются спеченные подшипники в опорах различных видов элеадических машин малой мощности.

Несмотря на широкое практическое применение, самосмазывающиеся опоры такого типа до сих пор недостаточно изучены, а их эксплуатационные качества раскрыты лишь частично. Неопределенны и противоречивы рекомендации по проектированию МОСС, что приводит к случайности в оценке работоспособности таких опор. В некоторых случаях опоры с пористыми подшипниками ненадежны в работе, причем сильно расходятся значения их эксплуатационных характеристик, особенно ресурса. В то же время эти опоры способны обеспечить отличные функциональные свойства, имеются данные о безупречной работе таких опор в течение длительного времени. Недостаточная информация о свойствах таких опор, а порою и противоречивые указания по их разработке являются главным препятствием внедрению МОСС со спеченными подшипниками в ответственных узлах. Практически не изучены свойства пористой структуры миниатюрного спеченного подшипника и их влияние на самосмазывающую способность, а следовательно, на фрикционные характеристики и ресурс МОСС. В большинстве случаев к моменту отказа этих опор израсходована лишь ничтожная доля масла из пор подшипника. Это обусловлено малоэффективной маслоотдачей пористого подшипника, в результате чего в зоне трения наблюдаются масляное голодание и связанное с ним увеличение трения.

Требуемый срок службы современных приборных средств автоматизации, электродвигателей малой мощности, приборов звукои видеотехники, хронометрических приборов и т. п. исчисляется десятками и сотнями тысяч часов при вероятности безотказной работы свыше 0,9. С технической и экономической точки зрения такие требования могут быть выполнены с наименьшими затратами путем применения в таких приборах самосмазывающихся опор скольжения.

Целью настоящего исследования являлось повышение качества указанной группы приборов путем применения в них опор скольжео «¦> ния с усовершенствованной системой самосмазывания.

Исследование свойств МОСС со спеченными подшипниками, направленное на раскрытие их потенциальных возможностей путем повышения эффективности самосмазывания опор для обеспечения низкого и стабильного трения при длительном ресурсе составляет главную задачу настоящей диссертационной работы.

Создание комплекса методов и средств для разностороннего исследования таких опор составляет вторую задачу настоящей работы, обеспечивающую выполнение основной задачи.

Работа состоит из пяти основных разделов.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

1. Решена основная задача настоящего исследования: разработан, теоретически обоснован и экспериментально проверен способ смазывания, существенно повышающий надежность (стабильность трения, износостойкость, ресурс) опор с пористыми подшипниками в режиме самосмазывания.

2. Повышение надежности опор достигнуто за счет повышения эффективности действия их системы самосмазывания путем внесения в систему термодинамических регуляторов (газокамеры, дополнительных поверхностей раздела), совершенствующих процессы тепломассообмена в опоре и выполняющих функцию газового вытеснения смазочного материала из поровых каналов в зону трения.

3. Рассматривая работу опор с позиции термодинамики необратимых процессов, разработаны основные положения термодинамического регулирования функциональных свойств (тепломассообмена, надежности) самосмазывающихся опор как многокомпонентных гетерогенных диссипативных систем.

4. Разработаны рекомендации по реализации конструкций самосмазывающихся опор с термодинамическими регуляторами. В этих три-босистемах роль термочувствительного элемента, стимулирующего процесс самосмазывания, выполняет газокамера оптимального объема. Такие опоры являются более закрытыми системами, которые обладают пониженной испаряемостью и окисляемостью масла и характеризуются повышенной чувствительностью к возмущениям в процессе нормального трения. В результате этого в системе надежнее создается и поддерживается устойчивое стационарное состояние процесса трения.

5. Разработана методика расчета масловыделения в трибосис-теме с газокамерой в зависимости от ее теплового состояния. Показано, что тепловая энергия, диссипируемая в процессе трения в миниатюрных опорах, достаточно велика для повышения давления газа в камере выше капиллярного давления масла в порах спеченного подшипника. Экспериментально доказано, что достигаемое газовое вытеснение масла из пор позволяет до 7 раз увеличивать эффективное количество масла в системе по сравнению с традиционными системами самосмазывания.

6. Усовершенствован комплекс средств и методов для всестороннего исследования приборных опор. Разработаны методика и аппаратура для определения характеристик пористой структуры и для изучения кинетики масловыделения из пористого подшипника.

7. Впервые экспериментально установлены кривые капиллярного давления спеченных подшипников разного типа и предложены критерии для оценки и сравнения масловыделяющей способности пористых подшипников: коэффициент маслоотдачи, коэффициент изотермической вытесняемости масла, работа вытеснения масла в безгазовом периоде. Выяснены кинетика и пределы протекания процесса масловыделения.

8. Раскрыт механизм вытеснения масла из спеченного подшипника и дана характеристика разным стадиям процесса вытеснения, исходя из свойств капиллярной системы и действия разных физических механизмов освобождения пористого подшипника от масла. На первой стадии процесса вытеснения, как правило, превалируют условия, в которых выход масла затруднен и может даже приостановиться.

9. Экспериментально исследована кинетика заполнения диаметрального зазора подшипника в результате нагревания опоры с газокамерой. Выявлен сложный характер зависимости степени заполнения зазора от количества вытесняющего газа. При этом интенсивность маеловыделения имеет отчетливо выраженный максимум, особенно в случае мелкопористых подшипников. Разработана методика расчета параметров газокамеры для самосмазывающейся опоры.

10. С целью усовершенствования идентификации спеченных втулок до пропитки, рекомендуется определять, помимо пористости, еще и характеристики их газопроницаемости, которые являются интегральными параметрами пористой среды. Экспериментально установлено, что при низкой и равнозначной вариации пористости значения характеристик проницаемости существенно больше расходятся в пределах каждой партии, особенно при меньшей толщине стенки подшипника. у II. Фрикционными испытаниями миниатюрных самосмазывающихся опор с газокамерой подтверждена эффективность функционирования разработанной трибосистемы в течение длительного периода эксплуатации. Экспериментально установленный ресурс таких опор (номинальный диаметр 2 мм, нагрузка 1,7 Н, скорость скольжения 0,3 м/с) в 7−20 раз превышает ресурс опор контрольной партии, не имеющих газокамер. Более надежными являются подшипники, изготовленные из мелкозернистого железного порошка (размером частиц не более 0,1 мм), причем толщина пористой стенки подшипников в таких условиях существенно не влияет на фрикционные характеристики новых опор.

12. Стационарный процесс трения в исследованных опорах с газокамерой поддерживался либо граничной, либо полужидкостной смазкой. Благоприятные условия самосмазывания обеспечивают трущимся поверхностям высокую износостойкость (интенсивность изнашивания то не превышает 10″). Основной причиной отказа таких опор является прекращение самосмазывания в опоре, приводящее к чрезмерному возрастанию трения.

13. Экономическая и научно-техническая эффективность применения разработанных опор слагается из: а) существенной экономии смазочных и других материалов, особенно в случае массового производства опорб) сокращения материальных и трудовых затрат на обслуживание опорв) повышения (за счет применения более качественных опор) надежности изделия, не подлежащего обслуживанию в эксплуатацииг) возможности применения более жестких режимов нагружения опор без увеличения размеров пористых подшипников. Дополнительные расходы на термодинамические регуляторы малы по сравнению с выгодами, получаемыми за счет применения новых опор.

14. На самосмазывающуюся опору скольжения, предложенную нами, получено авторское свидетельство № 943 448. На основании проведенных исследований разработаны новые конструкции опор, применяемые в некоторых типах электромашин (двигатели проигрывателей и магнитофонов). Наряду с опорами в НЖчаспроме, ТПИ и СКВ АН ЭССР нашли практическое применение методы и приборные средства для исследования характеристик пористой структуры подшипников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. Пористые антифрикционные материалы. М.: Машиностроение, 1968. — 207 с.
  2. РТЫ 25−115−73. Детали приборостроения, изготовляемые методом порошковой металлургии. Общие технические требования.
  3. Хавдельсман 10.М. Камневые опоры. М.: Машиностроение, 1973. -152 с.
  4. Г. Г., Авраменко Э. И. Повышение ресурса малошумных электродвигателей малой мощности. Электротехническая промышленность. Электрические машины, 1978, .вып. I, с. 15−16.
  5. А.К. Конструктивно- технологические особенности подшипников сколькения из пористой бронзы для микроэлектродвигателей. Электротехническая промышленность. Технология электротехнического производства, 1978, 15 7, с. 3−4.
  6. В.Д., Еилинский В. А. Увеличение надежности и долговечности работы спеченных подшипников малошумных электродвигателей. Порошковая металлургия, 1979, 13 12, с. 89−92.
  7. М.Э. Исследование миниатюрных самосмазывающихся опор скольжения. Дис. на соискание уч. степени канд.техн. наук. -Таллин, 1977. — 175 с.
  8. А. Теория смазки в инженерном деле / Пер. с англ. -М.: Машгиз, 1962. 296 с.
  9. А.А. Эксплуатация текстильного оборудования с деталями из пористых спеченных материалов. М.: Легкая индустрия, 1974. — 176 с.
  10. В.Д. Смазки для спеченных самосмазывающихся подтипыиков. Киев: Наукова думка, 1976. — 191 с.
  11. А.И. Фазовые равновесия и поверхностные явления. -JI.: Химия, 1967. 388 с.
  12. Г. И., Кутейникова З. А. Поверхностные явления и надежность узлов трения механизмов приборов. В ich.: Надетшость и долговечность машин и оборудования (опыт и теоретические исследования). М., изд-во стандартов, 1972, с. 93−115.
  13. A.C. Молекулярная физика граничного трения. М.:
  14. Физматгиз, 1963. 472 с. ' t
  15. Исследование миниатюрных самосмазывающихся металлокерамичес-ких опор скольжения для часовых электродвигателей: Отчет НИР MA-I55 / Таллинский политехнический институт. Таллин: ТЛИ, 1972. — 160 с.
  16. В.А. Исследование путей увеличения долговечности подшипниковых узлов электродвигателей малой мощности с подшипниками из спеченных материалов: Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. техн. наук. Таллин, 1979, — 24 с.
  17. C.B. Пористые металлы в машиностроении. М.: Машиностроение, 1976. — 184 с.
  18. Л.С. Движение природных жидкостей и газов в пористой среде. ГЛ.—Л.: Гостехиздат, 1947. — 244 с.
  19. Ф.И. Физика нефтяных и газовых коллекторов. М.: Недра, 1977. — 287 с.
  20. М. Физические основы технологии добычи нефти / Пер. с англ. М.Л.: Гостоптехиздат, 1953. — 606 с.
  21. Ф.И. Основы физики нефтяного пласта. М.: Гостоптехиздат, 1956. — 363 с.
  22. М. Течение однородных жидкостей в пористой среде / Пер. с англ. М.-Л.: Гостоптехиздат, 1949. — 628 с.
  23. P.A. Пористые металлокерамические материалы-. М. :1. Металлургия, 1964. 187 с.
  24. В.М., Скрицкий В. Я., Рокшевокий В. А. Очистка рабочих жидкостей гидроприводов станков. М.: Машиностроение, 1976. — 288 с.
  25. Хандельсман 10.М., Романова H.A. Экспериментальное исследование капиллярного механизма подпитки. В кн.: Тр. НЙИЧаспро-ма, 1971, вып. 7, с. II0-II7.
  26. И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968. — 480 с.
  27. А.Д. Энергетика трения и износа деталей машин. -Москва-Киев: Машгиз, 1963. 138 с.
  28. Н.М. Температурная зависимость внешнего трения металлов и неметаллов в газах и вакууме. Воронеж: Центр. -Черноземное книжное изд-во, 1969. — 135 с.
  29. .В. Энергетические соотношения в трибосопряжении и прогнозировании его долговечности. Саратов: Саратовский ун-т, 1979. — 149 с.
  30. М.Э., Хандельсман 10.М. Исследование решила трения миниатюрных самосмазывающихся опор скольжения. В кн.: Труды НИИЧаспрома, 1972, вып. 10, с. I36-I4I.
  31. М., Сугано М. Самосмазывающиеся подшипники из пористого спеченного материала. Кикай сэккей, 1973, т. 17, $ 2, с. 35−42 (Япон.).
  32. P.M. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. М.: Наука, 1971. — 228 с.
  33. .И., Натансон М. Э., Бершадский Л. И. Механо-химические процессы при граничном трении. М.: Наука, 1972. — 170 с.
  34. P.M., Буяновский И. А., Лазовская О. В. Противоза-дирная стойкость смазочных сред при трении в режиме граничнойсмазки. ГЛ.: Наука, 1978. — 192 с.
  35. Ю.М., Романова H.A. Капиллярный механизм подпитки миниатюрных опор сколькения. В кн.: Тр. НЙИЧаспропа, 1971, вып. 6, с. 196−202.
  36. М.Э., Хандельсман Ю. М. Роль температурного фактора в самосмазывашш миниатюрных пористых подшипников скольжения. -В кн.: Тр. Таллинского политехнического института, 1972,1. Hi 340, с. 3−12.
  37. Г. А., Некоз А. И., Зозуля В. Д. 0 влиянии температуры на выделение масла из пористого подшипника. В кн.: Проблемы трения и изнашивания, 1972, вып. 2, с. 62−65.
  38. М.Ю., Короленко Н. Г. Воизитовые (келезографитовые) подшипники. М.: ИТЭИН, 1940. — 190 с.
  39. В.Т., Камерон А. Механизм смазки пористых металлических подшипников. В кн.: Meидунар. конф. по смазке и износу машин / Пер. с англ. — М.: Машгиз, 1962, с. 150−160.
  40. В.Д., Некоз А. И., Прейс Г. А. К вопросу о расчете количества масла, вытекающего из пористого металлокерамического подшипника. В кн.: Проблемы трения и изнашивания, 1973, вып. 3, с. 95−98.
  41. К расчету самосмазываемости пористых подшипников / А. И. Некоз, В. Д. Зозуля, Г. А. Прейс и др. В кн.: Проблемы трения и изнашивания, 1974, вып. 6, с. I3I-I34.
  42. .В., Сидоренков Г. П. Термоосмос при обычных температурах и его аналогия с термомеханическим эффектом в гелии П. Докл. АН СССР, 1941, т. 32, J" 9, с. 622−625.
  43. H.A., Покровский Г. И. 0 термодиффузии в глине и торфе. Журнал техн. физики, 1939, т. IX, вып. 16, с. I515−1526.
  44. A.c. 388 141 (СССР). Подшипник скольжения / Б. И. Купчинов,
  45. В.А.Белый, А. И. Свириденок и др. Опубл. в Б.и., 1973, i 25.
  46. РТМ 2554−71. Материалы смазочные жидкие и консистентные для приборов времени бытового, технического и специального назначения.
  47. Макрокинетика процессов в пористых средах / Ю. А. Чизмадкев, В. С. Маркин, М. Р. Тарасевич и др. М.: Наука, 1971. — 363 с.
  48. A.c. 413 296 (СССР). Самосмазывающийся подшипник скольжения / Ю. М. Хандельсман, Н. А. Романова. Опубл. в Б.и., 1974, J5 4.
  49. H.A. Область применения капиллярного механизма самосмазывания. В кн.: Труды НИИЧаспрома, 1973, вып. 14, с.153−159.
  50. A.B. Явления переноса в капиллярно-пористых телах. -М.: Гостехиздат, 1954. 296 с.
  51. Н. Смазка пористых тел. В кн.: Тр. Ш Всесоюзной конф. по трению и износу в машинах. Т.З. — М., I960, с. I2I-I27.
  52. М.В. Теория гидродинамической смазки пористых подшипников. В кн.: Трение и износ в машинах, 1962, вып. 16, с. I5I-2I8.
  53. .И., Дьяченко С. К., Сиренко В. А. Гидродинамическая теория смазки пористых подшипников. Изв. вузов. Машиностроение, 1968, Ju I, с. 70−75.
  54. В.К., Снопов А. И. К гидродинамической теории смазки подшипника с неоднородным пористым вкладышем. Машиноведение, 1969, JS 4, с. I09-II6.
  55. И.М., Андриевский P.A. Основы порошковой металлургии. Киев.: изд-во АН УССР, 1961. — 420 с.
  56. М.Ю. Научные основы порошковой металлургии и металлургии волокна. М.: Металлургия, 1972. — 336 с.
  57. Дж., Бреннер Г. Гидродинамика при малых числах Рей-нольдса / Пер. с англ. М.: Мир, 1976, — 630 с.
  58. А. Физика течения жидкости через пористые среды /
  59. Пер. с англ. М.: Гостоптехиздат, i960. — 249 с.
  60. Г. И. Высокопористые углеродные материалы. М.: Химия, 1976. — 192 с.
  61. A.C., Мельникова И. Г. Пористая проницаемая керамика. -Л.: Стройлитиздат, 1969. 141 с.
  62. Г. К., Николаевский В. Н. Движение жидкостей и газовв пористых средах. В кн.: Механика в СССР за 50 лет. Т.2. -М.: Наука, 1970, с. 585−648.
  63. М.М., Ребиндер П. А., Зинченко К. Е. Поверхностные явления в процессе фильтрации нефти. Доклады АН СССР, 1940, т. 28, № 5, с. 432−436.
  64. Н.П. Исследование воздействия ультразвука на течение чистой жидкости через пористые перегородки. В кн.: Акустика и ультразвук. Киев, 1966, вып. 2, с. 70−76.
  65. Н.С. Изучение физических свойств пористых сред. М.: Недра, 1970. — 205 с.
  66. И.П., Каганер М. Г. Гидравлическое сопротивление пористых сред. Кислород, 1952, $ 3, с. 8−21.
  67. Я.А. Движение газов и жидкостей в пористом металло-керамическом материале. Порошковая металлургия, 1965, Ju 8, с. 55−62.
  68. Г. Ф. Фильтрация жидкостей и газов в пористых средах. -М.: Гостоптехиздат, 1959, 157 с.
  69. В.Г., Шеляг В. Р. Некоторые закономерности течения через пористые металлокерамические системы. Порошковая металлургия, 1970, И, с. 34−39.
  70. A.B. Тепломассообмен: Справочник. М.: Энергия, 1972. — 560 с.
  71. .Д., Горюнов 10.В. Физико-химические основы смачивания и растекания. М.: Химия, 1976. — 232 с.
  72. H.A. Разработка и исследование методов контроля надежности смазки миниатюрных опор скольжения: Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. техн. наук. М., 1975. — 26 с.
  73. В.Н. Исследование антифрикционных свойств глеталлоке-рамических подшипников: Автореферат дис. на соискание уч. степени канд. техн. наук. Л., 1954. — 19 с.
  74. Ю.М., Дерягин Б. В. Теплоемкость жидкости в дисперсных системах. Доклада АН СССР, 1964, т. 159, JS 4, с. 897 899.
  75. Р.Х. Некоторые аспекты изучения проницаемости миниатюрных пористых подшипников скольжения. В кн.: Тр. Таллинского политехи, ин-та, 1978, № 455, с. 21−28.
  76. И.Н., Кущевский А. Е. 0 стандартизации методов контроля качества спеченных изделий и металлических порошков. -Порошковая металлургия, 1978, .р. 2, с. 86−90.
  77. В.А. Металлокерамические самосмазывагощиеся вкладыши подшипников скольжения. Электротехническая промышленность. Электротехнические материалы, 1977, вып. 78, с. 12−13.
  78. А.К., Кикоин И. К. Молекулярная физика. М.: Наука, 1976. — 480 с.
  79. Унификация методов определения коллекторских свойств горных пород. В кн.: Тр. ВНИИГНИ, 1966, вып. 47. — 196 с.
  80. С.Д. Учение о нефтяном пласте / Пер. с англ. М.: Гостоптехиздат, Х96Х. — 570 с.
  81. Ю.М., Аяотс М. Э. Гидравлический метод измерениямомента трения. В кн.: Тр. НИИЧасцрома, 1971, вып. 7, с. 158−162.
  82. Стенд 1/1−906 для исследования трения в миниатюрных подшипниках скольжения / М. Э. Аяотс, Р. Х. Лээс, М. Х. Нанитс и др. В кн.: Тр. Таллинского политехи, ин-та, 1972, $ 322, с. 3−9.
  83. Методы обработки результатов наблюдений при измерениях.
  84. В кн.: Тр. метрологич. ин-тов СССР, 1972, вып. 134 (194). -117 с.
  85. Л. С., Кшдьян А. А., Романиков 10.И. Метода планирования и обработки результатов физического эксперимента. М.: Атомиздат, 1978. — 232 с.
  86. Бурду н Г. Д., Марков Б. И. Основы метрологии. 1.1.: Изд-во стандартов, 1972. — 318 с.
  87. Гленсдорф, И.Пригожин. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуации / Пер. с англ. М.: Мир, 1973.280 с.
  88. В. Образование структур при необратимых процессах / Пер. с нем. М.: Мир, 1979. — 279 с.
  89. И.И., Воскресенский К. Д. Прикладная термодинамика и теплопередача. М.: Атоыиздат, 1977. — 352 с.
  90. В.В. Сложные термодинамические системы. М.: Энергия, 1970. — 231 с.
  91. .И. Роль среды в формировании структуры поверхностей при граничном трении. В кн.: Физико-химические основы смазочного действия: Тез. докл. Всесоюз. конф. Кишинев, 1979, с. 15−16.
  92. Р.Х. Масловыделяющая способность пористых самосмазывающихся подшипников скольжения. В кн.: Тр. Таллинского политехи. ин-та, 1979, В 478, с. 79−89.
  93. Н.К. Физика и химия поверхностей / Пер. с англ. И.-Л.:1. Госхишздэт, 1947. 552 с.
  94. A.B. Теория теплопроводности. И.: Высшая школа, 1967.- 599 с.
  95. II. Инженерные проблемы теплопроводности / Пер. с англ.- М.: Изд-во иностр. лит., i960. 478 с.
  96. А. Теплопроводность твердых тел, жидкостей, газов и их композиций / Пер. с франц. М.: Мир, 1968. — 464 с.
  97. М.В. Основы теории термического контакта при локальном трении. В кн.: Новое в теории трения. М., Наука, 1966, с. 98−145.
  98. .И. Трение, смазка и износ в машинах. Киев: Техника, 1970. — 396 с.
  99. В.Д. Физика твердого тела. Т. 1У. Томск: Полиграф-изцат, 1947. — 542 с.
  100. С. С., Вязников Н. Ф. Ме т, а лло ке ра мич е с кие детали в машиностроении. Л.: Машиностроение, 1975. — 232 с.
  101. A.C. Надежность машин. М.: Машиностроение, 1978. -592 с.
  102. Трение, изнашивание и смазка: Справочник / Под ред. И.В.Кра-гельского и В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1978. — Кн. I.- 400 с.
  103. Ы.М. Трение в машинах. Большая Советская Энциклопедия. — 2-е изд., т. 43, с. I89-I9I.
  104. А.К. Основы учения о трении, износе и смазке машин. -M.-JI.: Машгиз, 1947. Ч. П Износ материалов. — 220 с.
  105. М.Э., Клейс И. Р., Лээс Р. Х. Установка для исследования проницаемости пористых миниатюрных втулок. В кн.: Тр. Таллинского политехи, ин-та, 1978, 1U 455, с. 29−32.
  106. Ы.Э., Лээс Р. Х. Характеристики пористой структуры миниатюрных спеченных подшипников скольжения. В кн.: Тр. Таллинского политехи, ин-та, 1979, J* 478, с. 3−9.
  107. М.Э., Лээс Р. Х. Масловыделение из пористого подшипника в самосмазывающейся опоре с газокамерой. В кн.: Тр. Таллинского политехи, ин-та, 1981, & 516, с. 57−63.
  108. Р.Х. О термодинамическом регулировании процесса самосмазывания в пористых подшипниках. В кн.: Тр. Таллинского политехнического института, 1981, & 516, с. 65−70.
  109. Wiemer Н. Neuere Entwicklungen auf dem Gebiet gesinterter Lager mit besonderer Berucksichtigung der Lager fur Kleinmotoren. Haus Techn. Vortragsveroff., 1972, nr.299, S.57−65.
  110. Morgan V.T. Porous metal bearings. Powder Metallurgy, 1969″ vol.12, No.24, p.426−451.109″ Sane V. Prispevek k pouziti malych samomazny bronzovych lozi-sek. Jemna mechanika a optika, 1968, c.5, s.157−160.
  111. Capillary lubrication by means of oil-containing bronze. -Machinery, 1933, vol.42, p.282−284.
  112. Morgan V.T. Porous metal bearings. In: Perspect. Powder Met. Vol.4. Frict. and Antifrict. Mater. — N.I.-London, 1970, p. 187−210.
  113. Bodden W. Sintermetallgleitlager. Ingenieur Digest, 1969, Jg.8,H.11, S.77−79.113″ Green L., Duvvez P. Fluid flow through porous metals. J. of Applied Mechanics, 1951, vol.18, No.1, p.39−45.
  114. Jenicek L., Schenk S. The effect of the test fluid and testmethod in the measurement of the permeability of the porous metal bearings. Powder Metallurgy, 1970, vol.13, No.26, p.319−337.
  115. Bodden W. Die Vorgange in Sinterlager und ihre Bedeutung fur die Belastbarkeit und Lebensdauer.-Feinwerktechnik, 1966, Jg.70, H.12, s.363−566.
  116. Debicki M. Proba termodynamicznego opisu zjawisk smarowania.- Zagadnienia eksploatacji maszyn, 1979″ N2, s.173-'l94.
  117. Kostetskij B.I. Fundamental regularities of external friction and wear. In: 3rd Int. Tribology Congress EUROT’RIB 81 (21 -24th Sept. 1981): Vol.11. — Warszawa, 1981, p.232−245.
  118. Assmann J. System mazanx samornaznych porovitych lozisek. -Ropa a uhlie, 1967, c.11, s.330−332.
  119. Paulik P., MacLar J. Skusanie a hodnotenie samomaznych lozxsek.- Strojirenska vyroba, 1968, c.7, s.511−512.
  120. Olexa J. Zakladni charakteristiky porovitych samomaznych lozxsek. Strojxrenska vyroba, 1977, c.7, s.491−495″
  121. Heuberger J.P. Behaviour of lubricants in porous bearings. -In: Powder Metallurgy. Proc. Int. Conf. N.I., 1961, p.819~ 822.
  122. Kasaia V. Iionstrukcia spekanych lo’isek. Strojxrenska vyroba, 1972, c.7, s.449−455.
  123. Sanerski L. Belastberkeit und Lebensdauer von Sinterlagern.- Techn. Berichte, 1974, nr.6, S.263−272.
  124. Harris C.C. Flow through porous media. Examination of the immobile fluid model. Powder Technol., 1977″ N0.3, P"235−252.
  125. Leverett M.C. Capillary behaviour in porous solids. Trans. ASME, 19A-1, vol.142, p. 152−168.
  126. Yung K.M., Cameron A. Optical analysis of porous metal bearings. J. of Lubrication Technol., 1979, vol.101, No.1, p. 99−104.
  127. Rouleau W.T. Hydrodynamic lubrication of narrow press-fitted porous metal bearings. Trans. ASMS, 1963, D85, No.1, p.123−128.
  128. Bodden W. Einflu^i der Porenstruktur auf das Laufverhalten von Sinterlagern. Haus Techn. Vortragsveroff., 1968, nr. 170, S.18−27.
  129. Bozet J. La mesure des caracteristiques capillaires d’un coussinet poreux- leur utilite pratique. Revue universelle des mines, 1969, nr.3, p.127−134.
  130. Carman P.C. Flow of gases trough porous media. N.I.-London:
  131. Academic Press, Butterworths, 1956. 190p.145″ Jenicek L., Olexa J. Influence of the temperature on oils tpermeability of porous bearings. In: Proc. 1 Int. Symp. on Plain Bearings. Vysoke Tatry, 1972, p.437−453.
  132. Bukowiecki J. liontrola jakosci porowatych spiekow metalicz-nych i oznaczanie przepuszalnosci. Metal, prosz., 1975, N2, s.21−29.
  133. Cliffel E.fvl., Smith W.S., Schwope A.D. Theory and applications of controlled permeability. In: Mod. Developm. in Powder Met. Vol.3. — IT.Y., Plenum Press, 1966, p.114−128.
  134. Klinkenberg L.J. The permeability of porous media to liquids and gases. Amer. Petrol. Inst. Drill. Prod. Practice, 1941, p.200−213.
  135. Cornell D., Katz D.L. Flow of gases through consolidated porous media. Ind. Eng. Ghem., 1953, vol.45, Ho.10, p.2145−2152.
  136. Gusano G., Phelan II.M. Experimental investigations of porous bronze bearings. Trans. ASHE, .?95, 1973, No.2, p. 173−179″
  137. Eudier M., Margerand R., Youosef H. Foncionnement des coussinets autolubrifiants. In: Symp. sur la Metallurgie des Poudres. — Saint-Germain-en-Laye: Editions Metaux, 1964, p.431−442.
  138. Morgan V. T. Permeability of porous metals. In: Symp. sur la Metallurgie des Poudres. — Saint-Germain-en-Laye: Editions Metaux, 1964, p.419−430.
  139. Klamecki B.E. A thermodynamic model of frictions. Wear, 1980, vol.63, No.1, p.113−120.
  140. Soo?justehnika kasiraamat / Koost. I.Miklc. Tallinn: Valgus, 1977. — 619 lk.
  141. Bov.'den F.P., Hidler K.E. vV. Physical properties of surfaces.
  142. Scott J.J. Selecting the right lubricant for self-lubricating bearings and parts. In: Perspect. Powder Met., vol.4. Frict. and Antifrict. Mat. N.Y.-London, 1970, p.231−262.
Заполнить форму текущей работой