Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Изменения в мундире российского солдата до и во время Отечественной войны 1812 года. 
Причины и последствия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1802 году введены не только для пехоты, но и для гарнизонной службы в непогоду и зимой солдатские шинели некрашеного грубого сукна с цветными стоячими воротниками, носимые в казармах и в лагерях без мундира, прямо на рубаху. Застегнутая по средней линии груди на семь пуговиц и перетянутая сзади в талии клапаном с двумя вертикально расположенными пуговицами, такая шинель имела под воротником ряд… Читать ещё >

Изменения в мундире российского солдата до и во время Отечественной войны 1812 года. Причины и последствия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РЕФЕРАТ по дисциплине «Отечественная история»

на тему «Изменения в мундире российского солдата до и во время Отечественной войны 1812 года. Причины и последствия»

Оглавление Введение Глава 1. Императоры и их вклад в изменение российского мундира

1.1 Преобразования Павла I (1796−1801)

1.1.1 Влияние прусского короля и прусской моды

1.1.2 Влияние пристрастия императора к «Рыцарскому двору»

1.2 Преобразования Александра I (1801−1825)

1.2.1 Влияние отца и брата Константина на молодого императора. «Мундиромания»

1.2.2 Влияние английского двора и французских мод

1.2.3 Преобразования в обмундировании за 1802−1820 гг.

1.2.4 Изменения в разных родах войск

1.2.5 Парадный мундир генералов

1.2.6 Что должен иметь с собой солдат при прибытии в штаб Заключение Список литературы

Введение

Военная форма — это не только одежда, которой положено быть достаточно удобной, прочной, практичной и легкой, чтобы человек, несущий тяготы ратной службы, был надежно защищен от превратностей погоды и климата, но и своего рода визитная карточка любой армии. С тех пор как униформа появилась в Европе в XVII веке, представительская роль мундира была очень высока.

Мундир в старину говорил о том, в каком чине состоял его носитель и к какому роду войск он принадлежал, а то и в каком полку нес службу. Но у воинского одеяния было еще одно функциональное назначение — то, которое оправдывало яркость его расцветки, — облегчить командование боевыми порядками на поле боя. Для того чтобы командиры могли разбираться в обстановке, их подчиненные должны были носить мундиры, не только издалека заметные и броские, но и отличные от тех, в которые были одеты солдаты неприятеля. Исходя из этого, государства унифицировали покрой и цвета мундиров (отсюда название «униформа») своих войск. При этом пехоте присваивались одни цвета, кавалерии другие, артиллерии третьи… Так как все три рода войск также могли делиться (конница, например, состояла из драгун, кирасир, улан, гусар и т. д.), то форма становилась все красочнее и пестрее. Но основные цвета оставались традиционными: у англичан красные, у французов синие, у австрийцев белые, у русских зеленые. Впервые военная форма была введена в XVII веке, когда в Европе стали создаваться регулярные армии. Обмундирование менялось параллельно развитию военного искусства, сильно зависело от гражданской моды и традиций.

Для русской униформы XVIII — первой половины XIX века были характерны яркие и красочные мундиры с элементами декоративных украшений. Золотое и серебряное шитье, разноцветные шарфы, шнуры, галуны вводились для распознавания чинов и воинов, отличившихся в бою. Внедрение такой униформы преследовало также определенную цель: при небольшой дальности огня воинские колонны или линии внушительностью и блеском уже на расстоянии должны были психологически воздействовать на противника.

Преимущественным цветом русской военной одежды со времен Петра I был темно-зеленый. Нередко в качестве военной формы принимался национальный костюм, например венгерский (гусарский), польский (уланский), русский (косоворотка, ставшая позднее гимнастеркой) и т. д.

В начале XIX века в армии были введены высокие кивера для пехоты, кожаные или металлические шлемы с конскими хвостами для кавалерии, погоны и эполеты. Чтобы кивера и султаны не теряли вида, в походе и под дождем на них надевали чехлы. Узкие башмаки были заменены более удобной обувью, штаны стали шить свободнее. Солдаты перестали носить букли и косы, на укладку которых затрачивалось много времени. Были отменены офицерские трости, алебарды и эспонтоны (уменьшенные протазаны, или полу-пики). С 1812 года на мундирах ввели глухие воротники на крючках. За пошив мундиров у рядовых солдат вычитали из жалованья; офицеры шили их индивидуально и шли на большие издержки, предпочитая золотое и серебряное шитье. После славных побед в Отечественной войне 1812 года красивая русская военная форма оказала сильное влияние на прусскую и считалась самой образцовой.

мундир король мода генерал

Глава 1. Императоры и их вклад в изменение российского мундира

1.1 Преобразования Павла I (1796−1801)

1.1.1 Влияние прусского короля и прусской моды Блестящие победы российского воинства в русско-турецких войнах привели к тому, что на офицерский корпус пролился дождь наград и привилегий. Именно эти привилегии и погубили образцовую армию и заставили Павла I наводить порядок теми методами, которые вызвали столь большое неудовольствие в стране.

Как и в предыдущие царствования, основным символом будущих преобразований явился военный мундир. Павел I, как и его отец, был лично знаком с прусским королем Фридрихом II и считал его великим полководцем своего времени.

Новый мундир стал копией прусской формы тридцатилетней давности. «На 4-й день после восшествия на престол императора Павла I мы увидели зрелище совсем нового для нас рода, это было вступление гатчинских и павловских батальонов в Петербург. Войска одеты были совершенно по-прусски, в короткие мундиры с лацканами, в черных штиблетах, — на гренадерах шапки, как теперешние Павловского полка, а на мушкетерах маленькие треугольные шляпы без петлиц, а только с одною пуговкой. Офицеры одеты были все в изношенных мундирах, а так как цвет их был темно-зеленый и, вероятно, перекрашен из разноцветных сукон, то все они полиняли и представляли вид пегий». Нет воспоминаний современников, которые обошли бы молчанием костюм. Для нас, естественно, наибольший интерес представляют мемуары людей, носивших форму. Вот как пишет в своем дневнике капитан Московского полка Николай Грязев: «…Потом я был отправлен к генералу князю Петру Петровичу Долгорукову, управляющему новым обмундированием, где и последовало с нами нещадное и уродливое преобразование: прекрасные мундиры наши, украшающие и открывающие человека во всей его природной стройности, заменили каким-то нескладным мешком, делающим самого прекрасного мужчину безобразным привидением, оный состоял из темно-зеленого мундира с лацканами, отложенным воротником и разрезными обшлагами кирпичного цвета и белыми пуговицами; длинного камзола и короткого нижнего белья самого желтого цвета; головы наши спереди остригли под гребенку, облили вонючим салом; к вискам привесили огромные пукли, аршинную косу прикрутили вплоть к затылку и осыпали мукою; шляпу дали с широкими городами, серебряным галуном, такою же большой петлицею с черным бантом; но эта шляпа была чудесной формы и едва прикрывала наши головы; фланелевый черный галстук, в 2 пальца шириною, перетягивал наши шеи до невозможности; ноги наши обули в курносые смазные башмаки и стянули за коленями черными суконными штиблетами с красными вдоль всей ноги пуговицами, вместо булатной, висящей на бедре сабли, наносящей врагу страх, воткнули в задницы наши по железной спичке, удобной только перегонять мышей из житницы в житницу… все блестящие вещи, как-то аксельбант, эполет, шарф и темляк, заменили серебряными с шелком, руки наши облекли желтыми перчатками с большими и толстыми крагенами и вооружили короткими и увесистыми палками. В таком карикатурном виде я не мог равнодушно видеть себя в зеркале, от доброго сердца хохотал, несмотря на головную боль, происходящую от стянутых волос, вонючего сала и от крепко стянутой галстуком шеи». Грязев был неточен только в одном: бант был не черным, а желто-черным. Он символизировал союз России и Пруссии. В самое короткое время сначала гвардия, а потом и вся армия обмундированы по новой форме; и что за форма! Миллионы истрачены, чтобы Русских сделать уродами!

В общем все, новшества расценивались отрицательно. Даже прусский посланник в России писал своему королю, что Павел I, подражая Фридриху II, истратил уйму денег на переодевание русских солдат в совершенно чуждый им мундир, отмененный уже и в Пруссии.

Впрочем, были и положительные новшества. К таковым по праву относится появление шинели, которая с небольшими изменениями существует и по сей день. Об ее отмене может думать лишь тот, кто никогда не жил в поле, не попадал в ливни, стужу, метель, то есть не имел возможности понять, почему солдаты нашего Отечества почти два века называют шинель «матушкой».

1.1.2 Влияние пристрастий императора к «Рыцарскому двору»

Создавая «рыцарский двор», магистр Мальтийского ордена желал видеть себя во время различных приемов в окружении пышного офицерского корпуса. Несмотря на ненависть к матушке, он все же оставил кавалергардские «доспехи». «Вновь сформированный из выбранных людей из конной гвардии, один эскадрон калергардов одет был в серебряные латы, сделанные из бывших столовых серебряных сервизов для наместников». Солдатские мундиры оставались почти неизменными с 1797 года. Конфигурация офицерского гвардейского полкового шитья оставалась со времен Павла I также почти неизменной вплоть до 1917 года (на парадных мундирах).

Романтическая любовь императора к рыцарству привела и к переоценке тактических приемов, то есть к перемене процентного соотношения легких и тяжелых частей. Павел I уменьшил количество пикинерных частей ради увеличения числа кирасирских полков. Та же участь постигла егерей. Их количество уменьшилось, за счет чего удалось увеличить численность гренадер. Кроме того, егеря получили мундиры, мало чем отличавшиеся от пехотных.

Субъективные пристрастия монарха выражались и в более мелких деталях. Так, он повелел, чтобы на знаменах, штандартах и налобниках гренадерских шапок было помещено слово «благодать», что является русским эквивалентом древнееврейского имени Анна. Причиной тому было более чем увлечение царя Анной Лопухиной. Высмеивая этот курьез, наш замечательный, но, увы, почти неизвестный сегодня поэт, офицер лейб-гвардии Преображенского полка Сергей Никифорович Марин писал:

Ума твоего пределы узки Могли ли тайну ту познать ;

Еврейская Анна, что по-русски Святую значит благодать?

Могли ли руки твои дерзки Украсить шапки гренадерски Знамена, флаги кораблей ;

Любезной имянем моей?

Реформы обмундирования, проводимые Павлом I, оцениваются по-разному, но вывод последует один: император Павел I определил отношение к военной форме в обществе и основные направления ее развития на полвека вперед.

Одним из выражений почтительного отношения к мундиру в обществе было развитие понятия «чести мундира», в связи, с чем формируется и бережное отношение к традициям военного костюма. Ранее функциональные, но в настоящее время изжившие себя детали сохраняются на мундире в память о тех или иных событиях, причем издавались приказы, в которых объяснялось, почему эти фрагменты сохранены.

1.2 Преобразования Александра I (1801−1825)

1.2.1 Влияние отца и брата Константина на молодого императора. «Мундиромания»

Преобразования в мундире российских солдат продолжались во время всего правления как Павла I, так и Александра I, вплоть до 1820 года. (Правда некоторые изменения все же происходили и в 1823, и в 1825).

Всеобщая антипатия к нововведениям Павла I, их явная отсталость по сравнению с потемкинской реформой и суворовским боевым опытом требовали отмены в армии всего гатчинско-прусского. Однако молодой император и его брат Константин были еще под сильным влиянием стиля, который создал их отец в Гатчине, были заражены «мундироманией», страстью к мелочной регламентации одежды и снаряжения войск без малейшего понимания подлинной сущности военного дела.

Современник Александра I генерал-майор С. А. Тучков в своих записках нарисовал очень яркую картину казарменных наклонностей императора. Царский двор, по мнению Тучкова, был похож на солдатскую казарму. Ординарцы, посыльные, ефрейторы, одетые в образцы одежды разных войск солдаты, с которыми царь проводил по несколько часов, делая пометки мелом на мундирах, вместе со щетками для усов и сапог, дощечками для чистки пуговиц и другими мелочами наполняли кабинет императора. Александр I целыми часами мог находиться в манеже, наблюдая за маршировкой, и в этом отношении он был похож на своего отца.

Несмотря на либеральность, которой ознаменовалось «дней Александровых прекрасное начало», взгляд на военную форму молодой правитель унаследовал у своего отца. Любовь к прусским порядкам на первых порах проявилась у Александра в приверженности к галунам, петлицам и прочим мелочам, по словам Г. А. Потемкина, «к отягчению солдата выдуманным». Как свидетельствует самая знаменитая «сплетница» того времени Ф. Вигель: «В военном наряде сделаны перемены гораздо примечательнейшие: широкие и длинные мундиры перешиты в узкие и не в меру короткие, едва прикрывающие грудь; низкие отложные воротники сделались стоячими и до того возвысились, что голова казалась в ящике, и трудно было ее поворачивать. Перешли из одной крайности в другую, и все восхищаются новой обмундировкой, которая теперь показалась бы весьма странною. Со времен Петра Великого зеленый цвет был национальным в Русской армии, но до Павла употреблялся один только светлый; преемник сохранил введенный им темно-зеленый цвет».

1.2.2 Влияние английского двора и французских мод В тот период в гражданскую моду входит фрачный покрой одежды, изобретенный в Англии, как наиболее удобный для верховой езды.

В 1802 году этот покрой устанавливается для всех мундиров (кроме гусар, казаков, морских экипажей) русской армии. Вероятно, нет необходимости описывать ежегодные изменения, которые претерпевала военная форма. Вводится двубортный мундир с высоким стоячим воротником, гренадерки заменяются на кивера.

Появляются погоны в том виде, в котором мы знаем их сегодня, — сначала у солдат и лишь через полвека у офицеров. У офицеров в качестве плечевых знаков различия вводятся эполеты. Пока еще на них нет звездочек, но по ним можно было отличить штаб-офицеров от обер-офицеров и, естественно, генералов. Надо заметить, что первое время погоны у офицеров были солдатского образца. Немного выше стали треуголки, чуть видоизменились петлицы на шляпах.

Доказывая свои права на наследство Великой Римской Империи, Франция создала стиль «ампир». Этот стиль, являясь развитием классицизма, использовал известные в то время элементы декора, символику и даже одежду античности. В этом следует искать объяснение и каскам с гребнями, которые в том или ином виде получили распространение в кавалерии (тяжелой и средней) почти всех европейских стран. Эти каски имеют очевидные истоки в боевых головных уборах Древней Греции. Гребень делался, как правило, из конского волоса, что спасало солдата даже от прямого удара рубящим оружием по голове, так как прорубить конский волос невозможно. Чтобы кивера и султаны не теряли вида, в походе и под дождем на них надевали чехлы. Узкие башмаки были заменены более удобной обувью, штаны стали шить свободнее. Солдаты перестали носить букли и косы, на укладку которых затрачивалось много времени. Были отменены офицерские трости, алебарды и эспонтоны (уменьшенные протазаны, или полу-пики). С 1812 года на мундирах ввели глухие воротники на крючках.

Война 1812 года, разгром гигантской армии Наполеона и Заграничный поход — все это подняло престиж военного мундира на небывалую высоту. Увлечение военной формой приводило и к ужесточению ее регламентации и правил ношения, хотя казалось, что жестче, чем при Павле I, уже быть не может.

1.2.3 Преобразования в обмундировании за 1802−1820 гг.

Значительные преобразования в форме одежды и в военном управлении при Александре I начались с 1802 г.

Во-первых, изменение коснулось причесок. Потому что громоздкие, удушающие прически мешали солдатам, тем самым снижая их боеспособность. Укороченная в 1801 году коса в 1806 году обрезана «под гребенку». Генералам и офицерам предоставлена свобода пудрить волосы (до 1809 года).

В 1802 году введены не только для пехоты, но и для гарнизонной службы в непогоду и зимой солдатские шинели некрашеного грубого сукна с цветными стоячими воротниками, носимые в казармах и в лагерях без мундира, прямо на рубаху. Застегнутая по средней линии груди на семь пуговиц и перетянутая сзади в талии клапаном с двумя вертикально расположенными пуговицами, такая шинель имела под воротником ряд складок, делавших ее при надобности подобной плащу. Рукава кроились очень длинными и отворачивались в виде круглого обшлага, который можно было по мере надобности, например в мороз, сдвинув, удлинить, чтобы закрыть кисти рук. С ничтожными изменениями этот покрой солдатской шинели просуществовал около полустолетия. Одновременно введены офицерские шинели серого сукна. Кроме цветного стоячего воротника, они имели еще пелерину длиной до локтя. В том же году как отличие унтер-офицеров подтверждена обшивка галуном воротников и обшлагов их мундиров. В 1806 году отмены овчинные фуфайки, которые солдаты всех родов войск поддевали зимой под шинель. Эта реформа предпринята, чтобы солдаты выглядели стройнее. В 1807 году в пехоте, артиллерии, инженерных войсках и военно-учебных заведениях введены зимние суконные панталоны с нашивными кожаными крагами до колена с семью пуговицами по внешнему шву и летние белые холщевые панталоны с обтяжными пуговицами. Те и другие с козырьком, то есть пришивным покрытием почти всей головки сапога, надетого под панталоны. В 1803 году впервые появляется суконная цилиндрическая шапка — прототип кивера (высотой в 24 см) с султаном (49 см), введенная для нижних чинов перечисленных родов войск, а в гусарских полках — и для офицеров. В 1807 году кивер обшит черной кожей по верху и в низу и для твердости фасона в виду углов по бокам. В 1808 году на нем помещен в гвардии медный герб-орел, а у егерей и в армейских частях — граната с пламенем.

В 1812 году создан новый фасон кивера «с развалом» — вогнутый сверху и с боков. В 1816—1818 годах еще один новый образец кивера постепенно присвоен всем родам войск, кроме кирасир, улан и казаков. Основа этого четвертого по счету кивера кожаная, обтянутая черным сукном (высота 22 см, султан — 49см). В 1802 году офицерам, кроме частей гвардии и кавалерии, введены цветные суконные погоны (какие годом раньше даны артиллерии), обшитые по краям галуном. В 1807 году-эполеты трех типов: для младших — обер-офицеров (от прапорщика до капитана) — без бахромы, для старших — штаб-офицеров (от майора до полковника) бахрома была тонкая, у генералов — более толстая, «жирная». Поле эполет в гвардии и кавалерии — парчовое по цвету металлического прибора; в остальных частях армии — цветное суконное. В 1809 году офицеры и генералы получили сюртук длиной до колена, темно-зеленого сукна с двумя рядами по шесть пуговиц с воротником и обшлагами по цвету прикладного сукна. В 1811 году солдатские фуражные колпаки с кистью, введенные Павлом I заменены фуражкам и бескозырками с тульей и околышем различных цветов. Офицерам даны такие же фуражки, но с козырьками. Однако многие офицеры и сам М. И. Кутузов на походе носили бескозырки. В начале 1812 года воротники мундиров, доломанов, вицмундиров, сюртуков, шинелей снижены, края их сделаны прямоугольными и застегивающимися на крючки. В 1814 году всем чинам кавалерии и конной артиллерии, а также офицерам иных родов войск даны серые походные рейтузы нового образца с двурядным лампасом различных цветов. В 1825 году для нижних чинов за беспорочную службу установлены нашивки-шевроны в виде обращенного острием вниз угла из тесьмы на левом рукаве мундира выше локтя: за десять лет — одна нашивка, за пятнадцать — две, за двадцать — три и так далее, за каждые пять лет — по шеврону. Музыкантам были положены красные султаны на киверах и касках, а также наплечники -" крыльца", из желтого или белого басона-тесьмы, которой расшивались не только рукава, но и грудь их мундиров, В кавалерии подобные мундиры получили литаврщики, у которых по сторонам седла прикреплялись барабаны с полусферическим металлическим корпусом.

В 1807 году офицеры гвардии получили один эполет, так как на правом плече был сохранен аксельбант, замененный вторым эполетом в 1809 году. В конце 1811 года в новом гвардейском Литовском полку введены красные отвороты-лацканы мундира. При этом рядовые получили желтые петлицы из тесьмы на воротники и обшлага мундира, а офицеры — такие же золотые. В 1813 году особенно отличившиеся в боях Лейб-гренадерский и Павловский полки одеты в мундиры с красными лацканами и петлицами, как у Литовского, но первый с синими воротниками, а второй с темно-зелеными, и ему сохранены гренадерские конические шапки с медными налобниками.

В 1817 году Преображенскому, Семеновскому, Измайловскому полкам даны красные лацканы, обведенные, так же как обшлага и фалды, белой выпушкой. Не раз менялась и вся солдатская амуниция, которая в тяжелой пехоте была белой. В гвардейском егерском батальоне, развернутом в 1806 году в лейб-гвардии Егерский полк, с 1802 года введены круглые шляпы на манер цилиндра с узкими полями и все обмундирование как в тяжелой пехоте, но светло-зеленое. Того же цвета и плюмажи на офицерских шляпах. В 1804 году егеря получили описанные выше суконные шапки, но без султанов. В 1807 году все обмундирование переменено на темно-зеленое, и офицеры в дополнение к аксельбанту получили эполет на левое плечо. В 1808 году появился обученный по-егерски лейб-гвардии Финляндский батальон, вскоре развернутый в полк, а в 1817 году лейб-гвардии Волынский полк. Все три части отличались от тяжелой пехоты черной амуницией. Старший из них, лейб-гвардии Егерский, в 1817 году получил светло-зеленый лацкан, обведенный так же, как обшлага и фалды, белой выпушкой, лацканы двух других были мундирного цвета. Финляндского — с красной выпушкой, Волынского — с желтой.

Основные перемены фасонов киверов, панталон, фуражных шапок и прочего в армейской пехоте были те же, что и в гвардии. Только у армейских гренадер до 1805 года существовали каски-гренадерки с коническими медными налобниками, а на введенных затем киверах помещены «гранаты стремя огнями», замененные затем фигурными бляхами под короной. Наиболее многочисленные мушкетерские полки в 1802—1803 годах отличались от гренадер цветом воротников, погон и тем, что носили двууголки, а затем получили шапки-кивера, но без султанов, с кокардой, замененной позже медной гранатой «об одном огне» .

Обмундирование армейских егерских полков, с 1802 года светло-зеленое, заменено в 1807 году темно-зеленым, а головным убором служила сначала двууголка, с 1805 года — подобие цилиндра, с 1809 года замененное кивером, одинаковым с гренадерским и мушкетерским. Форма карабинерных полков ничем не отличалась от егерской, кроме цвета воротников, погон, поля офицерских эполет и того, что их кивера имели с 1817 года медные фигурные бляхи, какие носили гренадерские полки.

Гвардейская кавалерия в 1801 году состояла из двух полков кирасирского типа — Кавалергардского и Конного, гусарского и казачьего. «Реформы» в отношении тяжелой кавалерии начались в 1801 году отменой кирас, что унесло не одну сотню жизней в войнах с французами в 1805—1807 годах.

В 1802 году Кавалергардскому полку присвоен белый колет, застегнутый на крючки посредине груди и обложенный вдоль бортов у офицеров серебряным галуном, а у солдат желтой тесьмой. Воротник, обшлага и отвороты фалд были красные. Все остальное оставалось, что и в павловское время, — шляпы, лосины, ботфорты, палаши, пистолеты и карабины.

В конце того же 1801 года Конный полк получил новую форму — двубортные белые колеты одного с пехотой типа с красным же прикладным сукном и медными пуговицами. Одновременно офицерам даны красные праздничные мундиры с золотыми петлицами на темно-синих воротниках и обшлагах.

Прошло меньше года, и оба полка получили черные кожаные каски (55 см высотой) с пышным, круглым в сечении волосяным гребнем и медным налобником, украшенным андреевской звездой, ставшей с этого времени эмблемой гвардии. Одновременно кавалергардам даны белые двубортные колеты, такие же, как в Конном полку, и офицерам их красные мундиры с серебряными петлицами не только на голубых воротниках и обшлагах, но еще на рукавах и фалдах в виде углов.

В 1807 году появляются серебряные эполеты у кавалергардов, золотые у Конной гвардии, а в 1808 году — короткие гребни из стриженого волоса на касках. В начале 1812 года введены железные кирасы под черной краской. Отличием Лейб-кирасирского полка был светло-синий цвет прикладного сукна и отсутствие праздничных офицерских мундиров.

Гвардейским драгунам, сформированным в 1809 году, был присвоен темно-зеленый мундир с красными лацканами, каска по образцу кирасирской, панталоны белые с сапогами под колено. Оружие — палаши, ружья со штыками и пистолеты. В марте 1813 года полку даны кивера пехотного образца с высоким прямым султаном и темно-зеленые рейтузы с красными лампасами и нашивной кожаной крагой, а вместо палашей — сабли.

Сформированному в 1809 году гвардейскому Уланскому полку положены синие куртки с короткими фалдами и рейтузы, красные воротники, обшлага, лацкан, обкладка фалд, выпушки по задним швам рукавов и спины, лампа (на рейтузах с нашивной кожаной крагой, пояс горизонтально-полосатый, синий с красным, эполеты нижним чинам-желтые гарусные, у офицеров — золотые. Шапки с четырехугольным верхом, обшитым красным сукном 1818 года, до того — темно-синим), околыш черный кожаный, герб — медный орел, султан — высокий, прямой, мохнатый, шнур-этишкет двойной от кивера к шее с двумя кистями из-под левого эполета.

В 1815 году офицерам позволено носить сюртуки синего цвета. Сформированный в 1818 году Варшаве Уланский цесаревича полк получил такое же обмундирование, c серебряным прибором. Тогда же мохнатые султаны заменены низкими пирамидальными, а с 1825 года круглыми помпонами.

Гвардейским гусарам в 1802 году присвоены доломаны синие, ментики ташки красные, чакчиры — белые. Ментики обшиты у нижних чинов черной смушкой, у офицеров — серой. Кивера поярковые, суживающиеся вверх (высота с султанчиком 40 см). Вне службы офицеры носили темно-зеленые двубортные вицмундиры с красным воротником и обшлагами с особым петельчатым узором золотого шнура и аксельбантом на правом плече.

Гвардейскому Казачьему полку 14 марта 1801 года даны стоячие воротники на коротких до талии куртках и чекменях (кафтанах). Офицеры на воротники и обшлагах получили фигурное серебряное шитье и пояса-шарфы. 1809 году кафтаны и шаровары приказано иметь синие, куртки красные, эполеты у рядовых желтые гарусные, шапки из черной смушки с красным свисающим верхом («шлыком») и султаном сбоку. У офицеров все по цвету, как у казаков, но эполеты серебряные. В Черноморской сотне все так же, но на красной куртке откидные рукава синие, на синем чекмене красные. В 1815 году офицерам приказано носить на воротнике и обшлагах серебряные петлицы.

Армейская кавалерия за первую четверть XIX века увеличилась почти вдвое, как, впрочем, и все роды войск. Кирасирские полки в 1802 году получили обмундирование единообразное с Конной гвардией, но их колеты с медными или лужеными (белыми) пуговицами различались цветом воротников — голубых, малиновых, оранжевых, зеленых. В 1803 году появились каски гвардейского образца, но с изображением на лобовом щитке двуглавого орла. И армейским полкам в начале 1812 года были возвращены черные кирасы. В декабре 1812 года появились два новых кирасирских полка. Одному из них — Псковскому (по устойчивому преданию) — дано право носить, взятые у французов в бою, медные и стальные кирасы. Армейские драгуны в 1802 году одеты в двубортные мундиры светло-зеленого сукна с короткими фалдами, белые панталоны и сапоги до колена. Головной убор — шляпа с султаном. Оружием служили сабли и мушкет со штыком.

Офицеры драгунских полков носили золотую петлицу на шляпе и поясной шарф. Цвета приборных сукон (воротников, обшлагов и выпушек) и у драгун были причудливо разнообразны: оранжевый, розовый, «огневой», фиолетовый и другие. В 1803 году драгунские полки получили каски, как у кирасир. К концу 1806 года число армейских драгунских полков возросло до тридцати шести. В 1807 году цвет мундиров стал темно-зеленым. В 1817 году каски заменены киверами, как у гренадер, с высоким султаном, мундиры стали однобортными, на девять пуговиц, рейтузы темно-зелеными с лампасами по цвету воротника и обшлагов мундира. Палаши, введенные в 1806 году, были снова заменены саблями. В декабре 1812 года восемь драгунских полков переформированы в конно-егерские. Они получили темно-зеленый двубортный мундир пехотного покроя с цветными клапанами на воротниках, выпушками по краю воротников и фалд, панталоны темно-зеленые с лампасами по цвету полка, кивера гренадерского типа, сабли, пистолеты. Все полки имели серебряный прибор. В 1814 году конные — егеря переодеты в однобортные мундиры.

Армейские гусары были заново обмундированы в 1802 году. На доломанах и ментиках появились высокие воротники, и ментик обшивался у нижних чинов белой смушкой, у унтер-офицеров — черной, у офицеров — серой, чакчиры белые. Кивер поярковый, как у гвардейских гусар. Цветовые сочетания самые различные, например, синий ментик с белым доломаном, бирюзовый ментик с темно-зеленым доломаном, ментик и доломан коричневые при воротнике и обшлагах желтых. Цвет шнуров на груди бывал желтым при медных пуговицах или белым при луженых (у офицеров — соответственно позолоченных или серебряных). В 1806—1807 годах появились цветные чакчиры. В октябре 1809 года офицеры при темно-зеленом вицмундире получили эполеты. В ноябре введены кивера гренадерского образца и почти всем полкам изменены цвета обмундирования. В 1812 году — новые кивера, одинаковые с пехотными. В 1817 году — четвертый вариант кивера, как у гренадер в это время. В 1820 году вышло новое расписание цветов по гусарским полкам. У всех гвардейских и армейских кирасирских, драгунских и гусарских полков в ноябре 1812 года отменены ружья, возвращенные затем в 1814 году.

Гвардейская артиллерия, состоявшая из одного батальона, в 1801 году получила новую форму. В 1803 году шляпа двууголка заменена шапкой — прототипом кивера с розеткой и кокардой. В 1807 году офицерам дан эполет на левое плечо. В 1808 году введен новый кивер с медным орлом над скрещенными пушками. В 1809 году отменен аксельбант, введены два эполета, на воротники и обшлага офицерских мундиров дано шитье особого рисунка в виде двух прямых параллельных ветвей (сохранившееся до 1814 года). В 1811 году батальон развернут в бригаду. В 1812 году дана красная выпушка по низу воротника, чтобы мундир отличался от егерского. В 1814 году киверам приданы высокие волосяные султаны. В 1815 году белые панталоны заменены темно-зелеными. В 1817 году мундиры украшены черными бархатными лацканами с красной выпушкой. Гвардейской конно — артиллерийской роте в 1803 году даны каски кирасирского типа. Хотя в 1805 году рота выделена из батальона, но лишь в 1809 году офицеры получили присвоенное ему золотое шитье на мундиры. В 1811 году сформирована вторая конная рота, и обеим даны кивера, как гвардейской пешей артиллерии, но с султаном, темно-зеленые рейтузы с красным лампасом, сабли уланского образца. В 1814 году сформирована третья конная рота, и всем даны однобортные мундиры на девять пуговиц, а в 1817 году мундир с лацканом, как у гвардейской пешей артиллерии. В 1820 году высокий султан на кивере заменен пирамидальным султанчиком, в 1824 году — помпоном.

1.2.4 Изменения в разных родах войск А) Пехота.

Изменения в форме одежды, происшедшие в гренадерских полках, распространились в равной мере и на мушкетерские, егерские, морские, и пехотные полки армейской пехоты с незначительными отступлениями по цвету и украшениям некоторых предметов. Так, нижние чины в мушкетерских (кроме гренадерских) и морских полках кивера носили без султанов, а в отдельном Литовском корпусе и егерских полках вместо султанов были круглые помпоны. Форма одежды в егерских полках по конструкции была такой же, как и в гренадерских, только мундир и панталоны имели одинаковый светло-зеленый (с 1807 года темно-зеленый) цвет.

Форма одежды гвардейской тяжелой пехоты, представителями которой являлись лейб-гвардии Преображенский, Семеновский и Измайловский полки, отличалась от армейской головными уборами, украшениями на мундирах и цветными воротниками. Головным убором в 1802 году, у гвардейцев была кожаная каска из черной лакированной юфти, с поперечным валиком из черного волоса, высоким налобником из красной меди с двуглавым орлом и суконной, спущенной на спину лопастью с кистью на конце. Воротники мундиров (в Преображенском полку — красный, в Семеновском — светло-синий с красным кантом, в Измайловском — темно-зеленый с красным кантом) украшались нашивками (петлицами) из шерстяного басона (по две на концах), а обшлага — темно-зелеными клапанами с тремя нашивками (петлицами) из такого же басона. В 1808 году каски в гвардейской тяжелой пехоте были заменены киверами с волосяным пирамидальной формы черным султаном, медным двуглавым орлом, круглым шерстяным репейком над орлом, кутасами и этишкетным шнуром.

В лейб-гвардии Егерском полку (легкая пехота) форма одежды была такой же, как и в гвардейской тяжелой пехоте, но кивера были без султанов и репейков, а мундиры и панталоны — единого цвета. Лацканы на мундире были темно-зеленые, воротник, обшлага и канты — оранжевые. С 1817 года воротник и обшлага стали такого же цвета, что и мундир.

Б) Кавалерия.

Кавалерия периода царствования Александра I состояла в основном из кирасирских, драгунских, конно-егерских, гусарских, уланских и казачьих частей.

В комплект формы одежды армейских кирасирских полков входили колет (мундир), панталоны из лосинных или козлиных кож, рейтузы из серого сукна с обшивкой по внутреннему шву черной кожей, сапоги или ботфорты. Головными уборами были фуражная шапка (бескозырка), треугольная шляпа или каска. В конном строю поверх колета, а зимой — шинели, кирасиры надевали металлическую кирасу. По внешнему виду и конструкции шляпа и фуражная шапка кирасир были сходны с аналогичными предметами пехоты. Совершенно иной вид имела каска. Она состояла из высокой круглой тульи (колпака) из лакированной черной кожи с возвышающимся над ней черным плюмажем из конского волоса, переднего и заднего черных лакированных козырьков, окантованных по краю металлическим ободком, и золотистой бляхи (налобника). Музыканты имели на каске красный плюмаж. Колет — двубортный мундир фрачного покроя из белой кирзы с плоскими желтыми или белыми пуговицами — имел стоячий цветной воротник присвоенного полку цвета приборного сукна, был с обшлагом, погоном на левом плече (с 1809 г. — на обоих плечах), кантами по окату рукавов и выкладками пол и фалд по цвету воротника.

Форма одежды гвардейских кирасирских частей (Кавалергардского, лейб-гвардии Конного и лейб-гвардии Кирасирского полков) подверглась таким же, как в армейских полках, изменениям и в основном была сходна по конструкции с формой армейских кирасир. Различия заключались в добротности материалов и деталях украшений. С 1803 года все строевые чины в гвардии в строю стали носить каски нового образца, как в армии, но вместо орла на налобнике была Андреевская звезда: у нижних чинов — выбивная, а у офицеров — в виде серебряной накладке с финифтью на ободке круга и в самом круге.

Колет у кирасир был из белого гвардейского сукна, с галуном по отлетному краю воротника, с двумя погонами, разрезными обшлагами, кантами у плечевого шва, с красной по обе стороны борта выкладкой, на которую нашивался галун. Обшлага такого же цвета, как воротник, имели по две галунные петлицы с пуговицами. Колет застегивался на металлические крючки и петли. Офицерский колет был без кантов в плечевых швах рукавов. В комплект снаряжения гвардейских кирасир обязательно входила ташка с изображением Андреевской звезды.

Предметы формы одежды армейских драгун по конструкции были такие же, как в пехоте. Мундиры (кафтаны) фрачного покроя первоначально пошивались из светло-зеленого (как у егерей), а с 1807 года — из темно-зеленого сукна, со стоячим воротником установленного для полка цвета и обшлагами по цвету воротника. В 1817 году все драгуны были переодеты в новое обмундирование. Кивер в драгунских полках по образцу гренадерских имел красный репеек, белый султан и металлический прибор по цвету пуговиц. Мундир однобортный фрачного покроя пошивался из темно-зеленого сукна с лампасами и кантами по цвету воротника, с пуговицей внизу и пришивными крагами.

Вновь сформированному в 1809 году лейб-гвардии Драгунскому полку были введены мундиры, как в лейб-гвардии Литовском пехотном полку: из темно-зеленого гвардейского сукна, с красным воротником, обшлагами и лацканами, только обшлага были разрезные без клапанов, с двумя петлицами и пуговицами. Каску гвардейские драгуны носили такую же, как в гвардейских кирасирских полках.

В 1812 году сформированным из драгунских частей конно-егерским полкам было установлено обмундирование: темно-зеленый мундир по покрою кирасирских колетов с темно-зеленым воротником, цветными кантами по краю воротника и борту, с фигурными (мысиком) обшлагами установленного для полка цвета и с белым металлическим прибором; панталоны темно-зеленые с лампасами и кантами по цвету кантов и обшлагов на мундире. Кивер по конструкции был, как в гренадерских полках, только с белой металлической петлицей и черной с оранжевыми полосками кокардой. Офицерам с 1814 года в походах разрешалось носить серые рейтузы с такими же лампасами и кантами, как на панталонах.

Согласно новым табелям 1812 года в армейских гусарских полках полагались следующие мундирные и амуничные вещи: кивер, ментик, доломан, чакчиры (брюки), рейтузы, сапоги (ботики), галстук, фуражная шапка, китель, плащ, фуфайка, сабля с темляком, портупея, ташка, пояс и лядунка с ремнем.

Кивер фетровый из поярковой черной шерсти, с высокой тульей и султаном по верхнему и нижнему краям обшивался тесьмой.

Форма гвардейских гусар отличалась от армейских наличием на киверах изображения государственного герба, шитьем на воротниках, обшлагах и чакчирах и шнуровой отделкой ментиков и доломанов. В последующем (в 1820 г.) во всех гусарских полках султаны на киверах были заменены круглыми репейками.

Уланы — разновидность легкой кавалерии — получили свое начало от литовских войск и Войска Польского. В начале царствования Александра I в российских войсках существовало два легких кавалерийских полка: Татарско-Литовский и Польский. В 1803 году форма одежды состояла из шапки, куртки, панталон, сапог, кушака, галстука, перчаток и предметов снаряжения.

Куртка двубортная фрачного покроя из синего сукна с короткими полами и фалдами имела первоначально стоячий цветной воротник, цветные обшлага, цветные лацканы и канты по краям воротника, по швам спинки, рукавов и фалдам, эполеты из белого гаруса на обоих плечах и медные луженые пуговицы.

Панталоны из синего сукна с лампасами и кантами на боковых швах по внутреннему шву обшивались черной кожей.

Шапки были нового образца с черным кожаным околышем и высокой четырехгранной тульей, подбородным ремнем и этишкетным шнуром с кистями — витишкетом. Витишкет крепился вверху за правый угол шапки, а внизу пропускался под правый эполет, затем вокруг шеи и двумя кистями выходил из-под левого эполета. Кроме того, шапка имела два кожаных козырька: передний — опущенный и задний — приподнятый к затылку.

Кушак (пояс) из синего сукна имел две по краю цветные полоски. Галстук с манишкой изготовлялся из черного сукна. Уланы носили саблю с темляком на поясной портупее и лядунку из черной кожи на лосинной белой перевязи.

Офицеры на воротниках и обшлагах имели петлицы, золотое шитье, золотые эполеты, этишкетный шнур (витишкет) серебряный с черным и оранжевым шелком, белый султан с черными и оранжевыми перьями внизу, а по нижнему краю шапки, по ремням портупеи и на перевязи — золотой галун. В лейб-гвардии Уланском полку на тулье уланской шапки размещался двуглавый орел, а на околыше — кутас. На концы воротника нашивались петлицы.

В) Флот.

Военная реформа не обошла стороной и военно-морской флот. Несмотря на то, что Александр I не любил флот и мало уделял ему внимания, в Отечественную войну 1812 года флот сыграл свою положительную роль. Наличие на Балтике сильного российского флота заставило Наполеона отказаться от плана поддержки с моря левого фланга своей армии. Балтийский флот надежно охранял морские подступы к столице России Санкт-Петербургу.

В форме одежды на флоте при Александре I произошли те же изменения, что и в сухопутных войсках. Появились аналогичные с войсками мундиры из темно-зеленого сукна фрачного покроя с высоким стоячим воротником, только воротник, обшлага, рукавные клапаны, обкладка фалд и подбой были в цвет мундира и с белыми кантами. Зимние брюки пошивались из темно-зеленого сукна, а летние — из фламского полотна; сапоги и галстук были, как в пехоте; круглая черная шляпа с гербом гвардейского образца, к которому прибавлены два крестообразно расположенных якоря; шинель пехотная из серого сукна с воротником и погонами такого же цвета, как на мундире, с медными пуговицами. В летнее время вне строя носили куртку и брюки из полосатого (белого с синим) тика. Куртка была без погон, обшлагов и клапанов, с обтяжными пуговицами.

Унтер-офицеры отличались по форме одежды от рядовых золотым галуном на воротнике и обшлагах.

Обер-офицеры носили темно-зеленый мундир с золотым шитьем на воротнике и обшлагах в виде якорей, обвитых канатом. К зимней форме полагались темно-зеленые брюки, а к летней — брюки из белого полотна. В качестве головного убора была треугольная шляпа пехотного образца. Штаб-офицеры отличались по форме одежды от обер-офицеров наличием на эполетах бахромы.

Г) Казаки.

Вопрос обмундирования для армии — весьма существенный вопрос, а для казачьих войск он был еще более важен, так как казаки приобретали обмундирование на свои средства и всякие изменения и новшества сказывались на их кармане. До XIX в. к одежде казачьих войск особых требований со стороны центральной военной администрации не предъявлялось, да и сами администраторы тонкостей казачьей формы не знали и все, что касалось ее, отдавали на усмотрение войсковых атаманов и старшин войска. Так, например, оренбургские казаки в конце XVIII в. носили самое разнообразное одеяние, а в строй являлись в длинных сермяжных кафтанах. Иногда они одевали синие зипуны, а в качестве головного убора — круглую шапку с черным околышем. Богатые казаки носили тафтяные двуличные полукафтаны, обложенные золотым позументом, с серебряными пуговицами. С формированием в 1803 году для действующей армии Оренбургского тысячного полка и введением ему новых штатов казакам этого полка были оставлены их прежние кафтаны, но синего цвета, с малиновым воротником и кантами. Головным убором была шапка с малиновым верхом и черным меховым околышем. Кафтан подпоясывался белым кушаком. Когда в 1807 году были сформированы еще два оренбургских полка для отправки в действующую против французов, а потом турок армию, они получили новое обмундирование по утвержденному императором образцу для Донского войска. По этому образцу казаки должны были иметь чекмень или кафтан из темно-синего сукна с красными кантами на воротнике и обшлагах и носить его с сентября по май, а в другое время года они надевали куртку, заправляя ее в шаровары с красными лампасами. Шапка полагалась из черной смушки. Офицерам предписывалось иметь на сапогах шпоры, на шапках — серебряные с золотистым и черным шелком шнуры и белые султаны с оранжевыми перьями внизу. Офицеры носили серебряный армейского образца шарф, а нижние чины — кушак.

В период Отечественной войны 1812 года форменной верхней одеждой донцов, уральцев и оренбуржцев была куртка. Несмотря на некоторые ее недостатки (при движении на лошади она поднималась кверху, обнажая нижнюю рубаху), куртка просуществовала до 1845 года и была заменена чекменем-мундиром с пришивной юбкой.

Казаки, как правило, носили серебряный (белый) прибор, а казакам-артиллеристам по их же просьбе был установлен золотой (желтый) прибор.

В гвардейских казачьих частях, в частности в лейб-гвардии Казачьем полку, казаки были одеты в кафтаны (чекмени) и полукафтаны (куртки). Кафтан пошивался из синего сукна, а полукафтан — из красного гвардейского сукна. Тот и другой имели стоячий воротник, эполеты по образцу гвардейских уланских, разрезные обшлага с цветными (красными с желтым) узорами-нашивками. Шаровары были синие, кушак белый, а шапка из черной смушки с красным верхом (шлыком), этишкетным шнуром, белым султаном, кутасом и подбородным ремешком.

1.2.5 Парадный мундир генералов Генералам для парада и ношения в установленные правилами дни как в мирное, так и военное время в 1808 году вводится общегенеральский мундир общеофицерского того времени покроя: двубортный из темно-зеленого сукна, с красным воротником, обшлагами и фалдными обкладками, с темно-зелеными рукавными клапанами, с красными на них кантами и золотым шитьем на воротнике, обшлагах, рукавных и карманных клапанах в виде дубовых листьев, а на плечах золотые эполеты. Мундир носили с белыми суконными панталонами и ботфортами со шпорами. Генералы, состоящие в пехоте, имели пехотные шпаги, в тяжелой кавалерии — кавалерийские шпаги, в легкой — сабли. Существовавшие с 1802 года круглые ранцы были снова заменены прямоугольными, какие были при Павле I. Для низших чинов было введено обязательное ношение при теплой хорошей погоде шинели в скатку через левое плечо.

1.2.6 Что должен иметь с собой солдат при прибытии в штаб Постановлением государя предписывалось офицерам прибывать в мундирах или сюртуках. Конные и пешие казаки и егеря должны быть одеты в русские свободного покроя кафтаны длиной до колен, шаровары (те и другие из крестьянского сукна) и рубахи-косоворотки, на голове иметь высокие тканевые или меховые с крестом вместо кокарды и царским вензелем под ним фуражки или шапки. Каждый пеший воин обязан иметь ранец, а конный — чемодан и мешок для овса. В ранце (чемодане) должны быть одна нательная рубаха, запасные сапоги, две пары летних и одна пара зимних портянок, двое кальсон, рукавицы и запас сухарей на трое суток. К ранцу в скатанном виде крепился овчинный полушубок, который при морозе одевался под кафтан.

Заключение

Павел I, много сделавший для приведения русской армии в нормальный, с его точки зрения, вид, был не понят современниками. Главными критиками нового мундира оказались офицеры, но не потому, что это обмундирование им в действительности пришлось не по вкусу, а из-за того, что это был яркий показатель изменяющихся порядков в армии. Дворянская среда понимала, что наступает конец прежней екатерининской вольнице. Вместе со штиблетами, эспонтонами и буклями наступало время всеобъемлющей дисциплины и порядка. Конечно, это насаждение новых традиций шло не без перегибов со стороны императора. В нем сочетались дух средневекового рыцарства и палки капрала. Эти два несовместимых состояния и привели к трагедии 11 марта 1801 г., когда император Павел I был убит собственными гвардейскими офицерами.

На прямой противоположности суворовским принципам в конце 18 в. строились «гатчинские войска» Павла I. Император под сильным влиянием Пруссии насаждал отжившие свой век порядки в русской армии. Опять появились ненавистные косы, парики; удобные куртки, шаровары, сапоги, каски сменили прусские мундиры. Снова воцарилась жестокая, бессмысленная муштра. В результате русской армии был нанесен огромный ущерб накануне кровопролитных войн с наполеоновской Францией.

Отечественная война 1812 г. значительно подняла авторитет армии в России. Победоносная война повлияла на взгляды многих офицеров. В их среде возникло движение за гуманное отношение к солдатам. После некоторых преобразований Александра I русский мундир вновь стал примером для подражания многих европейских государств.

Павел I, начавший серьезные преобразования, заразил своих сыновей «мундироманией» и как следствие, даже после смерти императора, форма продолжала меняться практически каждый год, вплоть до конца первой четверти века. Правители, пытались подкорректировать мундир для большего удобства солдат, и в тоже время, подгоняя его под модные веяния той или иной европейской державы. Нельзя сказать, что изменения всегда соответствовали этим стремлениям.

Со смертью Павла не умерло его дело. Уже через несколько лет, когда новый император Александр I утвердился на троне «выпушки, погончики, петлички» вновь стали неотъемлемой частью быта русской армии. Несмотря на изменившийся покрой мундира, суть его оставалась все та же, павловская.

Мундир, в отличие от военной одежды в XVIII веке, становится как бы составной частью жизни русского общества. Это можно объяснить тем, что русские императоры были военными и получали военное воспитание и образование. Они привыкали с детства смотреть на армию как на идеал организации; их эстетические представления складывались под влиянием парадов, они носили фраки только путешествуя за границей инкогнито.

Нерассуждающий, исполнительный офицер представлялся им наиболее надежной и психологически понятной фигурой. Даже среди статских чиновников империи трудно назвать лицо, которое хотя бы в молодости, хоть несколько лет не носило бы офицерского мундира. Другой причиной могут служить непрекращающиеся войны, которые в те годы вела Россия. Как сказал генерал-лейтенант Я. П. Кульнев: «Люблю нашу матушку Россию за то, что у нас всегда где-нибудь да дерутся». Но с другой стороны форма постепенно становится обязательной и для гражданских ведомств.

С военными мундирами неразрывно связана жизнь русского общества первой половины XIX века. Военные становятся участниками всего. Они занимаются не только своими прямыми обязанностями, но и участвуют в гражданском управлении империей. Известно, что большинство губернаторов и городничих были выходцами именно из военной среды.

Отечественная война 1812 г. является границей, разделяющей правление Александра I на две части. До войны были реформы, игры в либерализм, после, как отмечает советская историография «реакция, палочная дисциплина, аракчеевщина». Это напрямую связано с армией. В ней все стремится к единообразию, стандарту, регламенту. Если до войны для идентификации воинских частей применялась яркая гамма цветов, то уже к началу войны она начинает принимать строгий вид, возвращаясь к еще Петром Великим заложенным стандартам.

Результаты этих преобразований разнятся. С одной стороны государством были потрачены миллионы, на постоянные переодевания армии. Было истрачено огромное количество сукна на производство мундиров. Возникали недовольства среди солдат, по поводу носки неудобной и чуждой им формы. Но были и светлые стороны. В России резко повысилась производительность сукна и других материалов. Начала развиваться промышленность. Строились заводы. Были введены некоторые весьма полезные вещи, часть из которых используется, и по сей день (например: шинель, погоны и т. д.).

Список литературы

Глинка В. М., Помарнадский А. В. отечественная война 1812 года. — Л.: Изд. гос. Эрмитаж, 1963 г.

Безотосный В.М., Гаргума И. О., Козлов В. П., Николаева И. А., Сорокин А. К., Шкурко А. И. Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. — М.: РХСПЭН, 2004 г.

Глинка В. М. Русский военный костюм XVIII — нач. XX в.в. — Л.: изд. «Художник РСФСР», 1988 г.

Введенский Г. Э. Пять веков русского военного мундира. — С.П.: изд. «АТЛАНТ», 2005 г.

Хренов М.М., Коновалов И. Ф., Нестеров-Комаров Г. Н., Теровнин М. А. Военная одежда русской армии. — М.: Военное изд., 1994 г.

Крылов В., Соцткин А. От кольчужной брони до мундира. № 3. 1997 г.

Бирюза Г. П. Альбом рисунков полевой формы. Сов. Музей. № 4. 1990 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой