Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы прав и свобод в КНР: Историко-политологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закрепление естественных и неотъемлемых прав человека на конституционном уровне и обеспечение государством их реализации комплексом правовых механизмов и процедур позволяют говорить о том, что в КНР создана национальная система прав и свобод, в основном соответствующая международным нормам. Возможно, китайская система прав человека далека еще от совершенства (в силу объективных причин… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Основные направления развития идей о правах и свободах Человека и их влияние на политическую мысль в Китае
    • 1. Истоки современной концепции прав и свобод человека
    • 2. Международные нормы в области прав и свобод человека и их значение
    • 3. Проблема прав и свобод человека в китайской политикоправовой мысли
  • Глава II. Система прав и свобод человека в Китайской народной Республике
    • 1. Конституционная основа прав и свобод человека в современном Китае.-'С-/
    • 2. Проблема прав и свобод в условиях китайских политических реформ
    • 3. Коллизии этнокультурных элементов в Китае и их влияние на проблему прав и свобод

Проблемы прав и свобод в КНР: Историко-политологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало нового тысячелетия человечество встретило, имея богатый перечень достижений в различных областях знаний и жизнедеятельности. Однако, как это ни парадоксально, количественный и качественный рост знаний человечества не способен еще оказать стимулирующее влияние на решение самой человечной проблемы — проблемы прав человека.

С течением времени проблема прав человека приобретает все большую значимость как в рамках отдельных государств, так и всего международного сообщества в целом. Наряду с господством права и плюрализмом, права человека являются слагаемыми демократии отдельного государства и демократической основой международного сотрудничества. Их прямая и обратная связь предельно просты: не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека и, наоборот, установление подлинной демократии создает условия для обеспечения прав человека.

Включение прав человека в конституционный каталог государства является исходной точкой сложного процесса достижения политической стабильности и социального консенсуса. В частности, их закрепление на конституционном уровне ограничивает возможности злоупотребления властью (как отдельными властными структурами, так и государственной властью в целом) и предупреждает установление тоталитарной формы правления.

Процесс развития прав человека происходит в двух направлениях и при их взаимном влиянии. Национальные системы прав человека вырабатывают свои (иногда специфические) подходы к осуществлению свободы индивида. На международном же уровне происходит унификация стандартов прав человека, преодоление обособленности их национальных систем.

Таким образом, совершенно очевидно, что, с одной стороны проблема прав человека является темой, касающейся каждого человека, с другой стороны она не существует обособленно, в пределах одного государства, а является объектом международно-правовой деятельности, и что расширение области ее исследования представляет важное направление в современном развитии общественных процессов.

Выбор темы исследования обусловлен рядом следующих причин.

Во-первых, не только географическая близость двух великих соседей по региону Северо-Восточной Азии — России и Китая, но и сходство некоторых процессов в истории этих двух стран является мотивацией проведения исследования. Современная ситуация в Китае, когда сформировались предпосылки для перехода к демократическому обществу, представляет интерес для россиян, которые вот уже десять лет пытаются построить правовое государство. Важным представляется проследить за тем, каким образом происходит закрепление ростков демократии на китайской почве в условиях социализма с китайской спецификой. Что было ошибочно, а что стало ценным опытом для Китая, сохранившего «тень» тоталитаризма в виде руководящей роли Коммунистической партии Китая и пошедшего по пути радикальных рыночных преобразований, в отличие от России, которая, быстро покончив с тоталитаризмом, испытывает последствия развала практически во всех сферах жизнедеятельности государства. На примере Китая, экономика которого активно впитывает элементы капиталистического способа хозяйствования, особенно интересным представляется проведение исследования с целью определить, будет ли «работать» на китайской почве общеизвестный тезис о том, что общества с капиталистической системой традиционно считаются более развитыми в плане демократии.

Во-вторых, особого внимания заслуживает неординарная концепция «одно государство — две системы», являющаяся прецедентом исторического развития Китая. Процессы присоединения к КНР Гонконга и Макао, решение проблемы объединения Китая и Тайваня, безусловно, впишут новые страницы в мировую историю и теорию развития прав человека, и будут представлять ценный опыт для России с точки зрения интегрирования и, возможно, будущего объединения с государствами, входившими прежде в качестве союзных республик в состав СССР.

В-третьих, особую ценность представляет опыт китайского государства, приобретаемый в увязывании проблемы прав человека с коллизиями этнокультурных элементов Китая посредством отхода от противопоставления правовых и культурных традиций прав человека и преодоления противоречий между формами их провозглашения и реализации. Для России, население которой отличается полиэтничностью, эта проблема была и остается наиболее актуальной.

В-четвертых, настоящее исследование является попыткой ответа на вопрос: действительно ли права человека в современном Китае нарушаются в такой степени, как об этом твердят западные средства массовой информации и, в первую очередь, США? В отличие от положительного ответа на этот вопрос заслуживающей внимание нам представляется другая точка зрения, которая в основе своей опирается на рассмотрение специфики восточноазиатских государств или, как их еще называют, стран конфуцианской морали. Специфика государственного и правового развития последних определяет особенности становления национальных систем прав человека.

Выбор направления диссертационного исследования обусловлен, главным образом, незначительной степенью разработанности темы прав человека вообще и в Китае в частности, а также интересом российских исследователей и широкой общественности к событиям, происходящим в Китае.

Цель и основные задачи исследования.

Целью настоящего исследования является анализ истоков современной концепции и международных норм в области прав и свобод человека, становление национальной системы прав и свобод человека в КНРее роли в проведении китайских реформ, в поиске путей объединения КНР и Тайваня, в решении этнокультурных проблем китайского общества. Реализация поставленной цели предполагает структурирование ее как совокупности локальных целей, именуемых иначе исследовательскими задачами. В качестве них выступают следующие:

— рассмотрение категориального аппарата и теоретических аспектов исследований проблемы прав и свобод человека как методологического инструментария работы, с помощью которого в дальнейшем анализируется национальная система прав и свобод человека в Китае;

— характеристика основных направлений развития идей о правах и свободах человека (истоки современной концепции прав и свобод человека, международные нормы в области прав и свобод человека, идеи прав и свобод человека в современной китайской политико-правовой мысли) и их влияние на подготовку политических реформ в Китае;

— анализ конституционной основы прав и свобод человека в современном Китае;

— рассмотрение воздействия идеологических доктрин политической элиты КНР на институт прав и свобод человека;

— оценка состояния прав и свобод человека в условиях китайских реформ;

— определение степени участия Китая в современной международной системе прав и свобод человека;

— исследование прав и свобод человека в современном Китае в контексте взаимодействия восточной и западной цивилизаций;

— определение влияния этнических конфликтов на состояние прав и свобод в современном Китае.

Степень изученности темы.

Всю совокупность исследований, так или иначе имеющих отношение к теме диссертационной работы, можно разделить на две большие части, которые, в свою очередь, делятся на группы.

К первой части относятся исследования, касающиеся различных аспектов рассмотрения феномена прав и свобод человека. Такими являются работы, содержащие в себе основные положения общей теории прав человека и определенную степень генерализации фактов, накопленных в процессе изучения проблем возникновения, становления, развития и реализации прав и свобод как в конкретных национальных условиях, так и на международном уровне. Они позволяют определить теоретический и методологический уровень разработки указанной проблематики, достигнутый к настоящему времени посредством изучения демократических процессов в Китае и в мире. Эту часть исследуемых работ можно условно разделить на четыре группы.

К первой группе автором диссертации отнесены труды философов Гегеля Ф., Канта И., Шеллинга Ф. В., Фихте И. Г. и таких мыслителей, как Локк Дж., Монтескье Ш. Л., Руссо Ж. Ж., Джефферсон Т. и др. Гегель в произведениях «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (Сочинения на немецком и русском языках, Москва, 1994) и «Философия духа» (Энциклопедия философских наук, Москва, 1977), Кант, Шеллинг и Фихте в некоторых своих сочинениях рассматривали свободу как основу человеческого бытия, данную ему природой, как источник восходящего развития человечества, как основу его существования и прогресса. Локк, Монтескье, Руссо, Джефферсон внесли значительный вклад в теоретическую разработку либеральной концепции идей прав человека, получившей систематизированное юридическое выражение в Вирджинской Декларации 1776 г., которая, в свою очередь, стала основой Билля о правах Конституции США 1789 г.

Во вторую группу включены труды западных и американских ученых, специализирующихся в области теории демократии. Среди них особый интерес для диссертационного исследования представляют работы Барбера Б., Берельсона Б., Бриттена С., Дальтона Р., Даля Р., Гидденса А., Кригеля Д., Липсета С., Маршалла Т., Маттьюса Д., Оппенгейма Л., Хайда Ч., Хелда Д., Янкеловича Д. и др.

В произведении Барбера Б. «Strong Democracy» (Berkeley, 1984) права и свободы, наполнение их реальным содержанием, принадлежность их каждому члену общества показаны как основополагающие условия сильной демократии. Достижение сильной демократии является результатом сложной политической борьбы, имеющей свои общечеловеческие закономерности и особенности, обусловленные национальными условиями развития каждой конкретной страны. Маршалл Т. в книге «Class, Citizenship and Social Development» (Westport, 1973) дает основные представления о них.

Поскольку перечень прав и свобод зависит от экономических, социальных и национальных особенностей каждой конкретной страны, Бриттен Б. в работе «The Economie Contradictions of Democracy» (British Jornal of Political Science, 1975, 5(1)) рассматривает закономерности становления демократических институтов (в том числе прав и свобод человека) в зависимости от экономической плоскости их развития. Изучение названной работы было необходимо для написания параграфа 2 «Проблема прав и свобод в условиях китайских политических реформ» главы II, в котором, в частности, показано влияние рыночных преобразований в экономике Китая на изменение внутреннего законодательства.

Законодательство любого государства определяет правовое положение, объем прав и обязанностей всех лиц, находящихся на его территории (граждан, иностранцев и апатридов), с этой точки зрения для автора диссертации интерес представлял труд Дальтона P. «Citizen Politics in Western Democratie» (Chatam, 1988), раскрывающий механизм становления и развития гражданских прав и свобод в условиях общества западной демократии. Анализ этих процессов в западных странах очень важен для определения степени зрелости тех или иных подвижек демократического характера в современном китайском обществе.

Реальное обеспечение прав человека является в основном внутренним делом каждого государства. Регламентация и защита прав и свобод человека обеспечивается в той степени и тем механизмом, которые предусмотрены национальным законодательством. Подробному рассмотрению этих вопросов посвящена работа Гидденса A. «The Constitution of Society: Outline of Theory of Structuration» (Cambridge, 1984). Поскольку невероятно трудно государству и его органам поддерживать баланс между провозглашенными правами и свободами (регламентированными национальным законодательством) и реализуемыми правами и свободами в практике жизнедеятельности конкретного общества, неизбежны сбои, выражающиеся в отклонениях от конституционных, иных правовых норм, правил административной этики со стороны государственных служащих. Основным условием ликвидации такого дисбаланса является критический подход. Детальному рассмотрению его основных направлений, его роли и значению в укреплении демократии уделяется основное внимание в книге Даля P. «Democracy and Its Critics» (New Hawen and London, 1989). Ее основные идеи и положения принимались автором диссертации во внимание при написании параграфа 2 «Проблема прав и свобод в условиях китайских политических реформ» главы И.

В связи с тем, что настоящее диссертационное исследование посвящено анализу процессов, происходящих в Китае, стране, почти не имеющей демократических традиций, автора интересовали работы западных теоретиков об основах, формирующих демократическую систему. В частности, были изучены книги Хелда Д. «Models of Democracy» (Stanford, 1987), Янкеловича Д. «Coming to Public Judgment. Making Democracy Work in a Complex World» (New York, 1991), Маттьюса Д. «The Promice of Democracy: A Source Book for Use with National Issues Forums» (Daiton, 1988).

Существует мнение, что основа прочности тоталитарного режима непосредственно связана с личностью лидера, его теоретическим наследием. История демократического развития в США и странах Запада имеет немало примеров подобного влияния лидера на усиление процессов демократизации. В работах Кригеля Д. «Reagan, Thatcher and Politics of Decline» (Cambrige, 1986), Липсета С. «Political Man» (New York, 1963) рассмотрены историческое значение деятельности политических лидеров и дан анализ преобразований, проведенных под непосредственным воздействием их политических устремлений. Указанные книги были изучены с целью написания параграфа 3 «Проблема прав и свобод человека в китайской политико-правовой мысли» главы I, в котором автор стремился показать силу воздействия теоретических изысканий идеологических лидеров буржуазных либералов и революционных демократов на становление демократических традиций в Китае в различные исторические периоды развития страны.

Международному механизму обеспечения прав и свобод человека посвящены произведения Оппенгейма Л. «Международное право» (Москва, 1949), Хайда Ч. «Международное право и его понимание Соединенными Штатами Америки» (Москва, 1950), основные положения которых автор диссертации учитывал при написании параграфа 2 «Международные нормы в области прав и свобод человека и их значение» главы I.

Третью группу изученных трудов формируют работы таких советских и российских ученых, как Алексеев С. С., Алексеева Л. Б., Бекназар-Юзбашев Т.Б., Бойцова В. В., Васильев Л. С., Власов И. С., Гаврилов В. В., Дьяконова И. М., Лукашева Е. А., Каген Д., Карташкин В. А., Касаткина Н. М., Кикоть В. А., Корнилов В. А., Мурашин Г. А., Мюллерсон P.A., Нерсесянц B.C., Панарин A.C., Решетников Ф. М., Степанянц М. Т., Струве В. В., Титаренко М. Л., Трещетенкова Н. Ю., Ушков A.M., Хаманева Н. Ю., Шемшученко Ю. С., Энтин М. Л., Эпштейн А., и др. В работах указанных авторов представлены философская, историческая и цивилизационно-культурологическая панорамы различных аспектов становления и развития института прав и свобод человека.

Для выделения философских основ объекта диссертационного исследования — прав и свобод человека — автор обращался к трудам Алексеева С. С., Баскина Ю. А., Малиновой И. П. Проблема философского осмысления категории свободы рассматривается в оригинальных философско-правовых исследованиях Алексеева С. С. «Философия права» (Москва, 1999) и Баскина Ю. А. «Очерки философии права» (Москва, 1996). Для обоснования с позиций философии и юриспруденции феномена права (естественного и позитивного) Алексеев С. С. рассматривает его в соотношении с категорией свободы, моралью и властью, в том числе в плоскостях двух полярных направленияхгуманистическом и коммунистическом.

Мощному пласту восточной культуры — восточной философиипосвящены исследование русского синолога Попова П. С. (1842−1913) «Китайский философ Мэн цзы» (Москва, 1998) и книга Степанянца М. Т. «Восточная философия» (Москва, 1997). В труде Титаренко М.Л.

Древнекитайский философ Mo Ди, его школа и учение" рассматриваются философские, социально-политические и этические взгляды одного из крупнейших мыслителей древнего Китая Мо Ди (Мо цзы), его школы «мо цзя» и трактата «Мо цзы», выдающегося памятника философской и политической мысли Китая V—III вв. до н.э. В работах Переломова JI.C. «Слово Конфуция» (Москва, 1992) и «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая» (Москва, 1981) исследованы роль и влияние конфуцианства на политические процессы в Китае, противостояние конфуцианства и легизма, процесс их синтезирования. В этом же ряду стоят книга «Проблема человека в традиционных китайских учениях» (Москва, 1983), работы Рубина В. А. «Идеология и культура древнего Китая (четыре силуэта)» (Москва, 1970), «Личность и власть в древнем Китае» (Москва, 1999). К этим трудам автор диссертации обращался при написании параграфа 1 «Истоки современной концепции прав и свобод человека» главы I.

Религиозные системы Китая, в частности конфуцианство, сыграли важную роль в становлении социально-экономической и политической структуры не только Поднебесной, но и других стран так называемого конфуцианского культурного региона. Этим вопросам посвящена книга Васильева Л. С. «История религий Востока» (Москва, 1983).

Работы Лукашевой Е. А. и коллективные труды под ее редакцией «Общая теория прав человека» (Москва, 1996), «Права человека» (Москва, 2000) посвящены определению основных положений общей теории прав человека.

При написании параграфа 2 «Международные нормы в области прав и свобод человека и их значение» главы I автор обращался к анализу работ Бекназара-Юзбашева Т.Б. «Права человека и международное право» (Москва, 1996), Нерсесянца B.C. и др. «Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии» (Москва, 1980), Анцилотти Д. «Курс международного права» (Москва, 1961), Карташкина В. А. «Международная безопасность и права человека» (Москва, 1988), Карташкина В. А. «Права человека в международном и внутригосударственном праве» (Москва, 1995). В международном аспекте рассмотрения прав человека особый интерес представляет книга Бойцовой В. В. «Служба защиты прав человека и гражданина» (Москва, 1996), в которой подробно рассматривается международная система защиты прав человека, в частности такая форма, как институт омбудсмена (В России — институт уполномоченного по правам человека).

Как известно, наряду с экономическими и национальными особенностями развития страны большое влияние на формирование и обеспечение прав/ человека оказывает политический фон, окружающий их. В этом плане важными представляются работы Панарина A.C. «Философия политики» (Москва, 1994), Галагановой С. П., Ушкова A.M., Фролова М. А. «Сравнительная политология: Запад-Восток-Россия (Москва, 1995), раскрывающие механизм взаимозависимости политического курса государства и уровня развития прав человека.

Особое место (четвертая группа) занимают произведения китайских авторов, которые вошли в историю Китая как теоретики демократического процесса, в том числе и идеологи теории и практики национальной системы прав человека. В диссертации рассматривается творческое наследие Дэн Сяопина, Кан Ювэя, Лян Цичао, Ли Пена, Мао Цзэдуна, Сунь Ятсена, Чан Кайши, Чжоу Эньлая, Чэн Шуйбяня и др. Произведения этих политических деятелей Китая, сыгравших большую роль в истории Китая, рассматриваются автором диссертации в параграфе 3 «Проблема прав и свобод человека в современной китайской политико-правовой мысли» главы I настоящего исследования.

Изучение идеологических течений, представленных в книге Крымова А. Г. «Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае 1900;1917 гг.» (Москва, 1972), содержит богатый фактический материал для характеристики периодов развития демократической мысли в Китае XX века, анализа противостояния политических лидеров различных убеждений, обнаружения первых обозначений прав человека в творчестве китайских идеологов этого периода и выявления влияния теорий буржуазных либералов и революционных демократов начала прошлого века на современные политические процессы в КНР.

Разносторонность интересов (политического, философского и экономического характера) крупнейшего политического деятеля Китая первой половины XX века отражают работы, собранные в книге «Сунь Ятсен. Избранные произведения» (Москва, 1985). Особое место среди его произведений занимает работа «Три народных принципа» (1924 г.), развивавшая идеи демократизма в сложный исторический период Китая, значение которой и по сей день высоко оценивается политиками.

В диссертации рассматриваются идейно-политические разработки Мао Цзэдуна, для чего автор обращался к изданию «Мао Цзэдун. Избранные произведения» (Пекин, 1977).

Практически все политические процессы, происходившие в Китае в последней четверти XX века, в основе своей имели теоретическое наследие Дэн Сяопина. Наиболее важные его работы входят в книгу «Дэн Сяопин. Избранное. 1975;1982 гг. (Пекин, 1985) .

Работы указанных политических деятелей Китая использовались для написания настоящего диссертационного исследования, особенно подробно они рассмотрены в параграфе 3 главы I настоящей диссертации.

Ко второй части изученных трудов относятся те, которые использованы для исследования реализации прав и свобод человека в конкретных исторических и национальных условиях Китая. Их условно можно разделить на две группы. К первой относятся работы, авторами которых являются Арзамасцев A.M., Ахметшин Х. М., Борисов О. Б., Колосков Б. Т., Бутенко А. П., Гудошников JI.M., Делюсин Л., Егоров К. А., Имамов Э. З., Куманин Е. В., Кычанов Е. И., Рахимов Т. Р., Степанова Г. А.

Политические процессы различных периодов истории Китая рассматриваются в трудах Делюсина Л. «Политическая реформа и проблема демократии в Китае» (Москва, 1993), Степановой Г. А. «Система многопартийного сотрудничества в КНР» (Москва, 1999).

Для написания параграфа 1 «Конституционная основа прав и свобод человека в современном Китае» главы II автор диссертации анализировал следующие работы: Куманин Е. В. Юридическая политика и правовая система КНР (Москва, 1990), Чиркин Е. В. «Конституционное право зарубежных стран» (Москва, 1997), Иностранное конституционное право (Москва, 1996), Государственный строй КНР (Москва, 1988), Гудошников JI.M. «Политический механизм КНР» (Москва, 1974), Егоров К. А. КНР. «Политическая система и политическая динамика» (Москва, 1993).

Национальному вопросу Китая посвящены книги Рахимова Т. Р. «Судьбы неханьских народов в КНР» (Москва, 1981), «Великодержавная политика маоистов в национальных районах КНР» (Москва, 1975), которые использовались автором диссертации при написании параграфа 3 «Коллизии этнокультурных элементов в Китае и их влияние на проблему прав и свобод» главы II.

Источниковая база диссертационного исследования делится на несколько групп: первая группа — законодательные акты КНР в их части, касающейся закрепления прав и свобод человека законодательным путем. ЭтоКонституция КНР, постановления ВСНП, Конституция Республики Китай (Тайвань), Дополнительные статьи Конституции Республики Китай (Тайваня), постановления особых административных районов Китаявторая группа объединяет те документы и материалы государства и съездов КПК, которые определили исторические и национальные особенности развития КНР. Автор обратился к изучению тех из них, которые тем или иным образом имеют отношение к описываемым историческим событиям и реалиям Китая: Общая программа Народного политического консультативного совета Китая (Москва, 1950), Материалы VIII Всекитайского съезда КПК (Москва, 1956), Документы XI Всекитайского съезда КПК (Пекин, 1977), Документы XII.

Всекитайского съезда КПК (Пекин, 1982), Документы XIII Всекитайского съезда КПК (Пекин, 1987), Документы XV Всекитайского съезда КПК (Пекин, 1997) — третья группа — труды лидеров различных политических течений Китая периода первой половины XX векачетвертая группа — выступления современных политических лидеров КНР, Республики Китай (Тайваня) и др.- пятая группа — справочные материалышестая группа — периодическая печать, сообщения российских и международных агентств печати и новостейседьмая группа — интернет-сайты.

Кроме того, помимо работы с печатными источниками, автор лично встречался с функционерами Китайской коммунистической партии, представителями научной общественности и деловых кругов КНР и Тайваня.

Научная новизна исследования.

Степень изученности темы определяет следующие моменты научной новизны работы:

— на основе изученной научной литературы, посвященной проблеме прав и свобод человека, обобщены дефиниции ключевых понятий прав и свобод;

— проанализировано развитие идей о правах и свободах человека в трудах китайских ученых и выделены характерные особенности национальной системы прав и свобод;

— проведен анализ механизма законодательно-нормативного закрепления прав и свобод человека в КНР, Китайской республике (Тайване);

— исследован процесс развития демократической мысли в Китае, проблемы прав человека, выделены основные этапы развития демократии в КНР, Китайской республике (Тайване);

— впервые процесс ожидаемого объединения китайской нации рассматривается как результат непреодолимого наступления демократии, прогнозируется роль демократических институтов в объединении «двух.

Китаев" и, как следствие, решение многих проблем, связанных с правами человека;

— исследованы различные идейные преломления концепции «одно государство — два строя» и ее роль в реализации прав человека в КНР и Сянгане, возможности ее использования применительно к Тайваню;

— права и свободы человека в современном Китае рассмотрены в контексте взаимодействия восточной и западной цивилизаций;

— проанализировано влияние этнических конфликтов на состояние прав и свобод человека в современном Китае.

В качестве теоретической и методологической основы работы использованы эвристические подходы к изучению проблемы прав и свобод человека, которые использовались в трудах известных российских и зарубежных (в том числе и китайских) исследователей.

В основу настоящего исследования положены принципы диалектического метода и объективно-исторического анализа событий, актов и идей, рассматриваемых в контексте общецивилизационных императивов политического процесса. С этой целью были использованы работы отечественных и зарубежных (в том числе и китайских) исследователей проблемы прав и свобод, при этом особое внимание уделено трудам, посвященным современному развитию КНР, Тайваня и Сянгана.

При работе над диссертацией автор обращался к специальным методам политического анализа: логическому, сравнительному, цивилизационному.

Метод сравнительного анализа обеспечил рассмотрение проблемы прав и свобод человека в Китае в развитии от идей древних мыслителей до современного состояния национальных и международных систем прав человека.

Цивилизационный метод позволил исследователю выделить в отличие от западной цивилизации особенности китайской цивилизации (цивилизации конфуцианской морали), которые во многом определили специфику развития демократических процессов и становления института прав и свобод человека в Китае.

Метод логического анализа использовался с целью объединения различных аспектов исследуемой проблемы в согласованное и структурированное знание. С его помощью был сформирован понятийный и терминологический аппарат диссертационного исследования.

Для анализа фактического материала был использован ряд традиционных подходов и методов: проблемно-хронологический, аналитический, историко-генетический, сравнительно-исторический. Их применение обеспечило выявление основных этапов и ключевых моментов развития и становления института прав и свобод человека в ходе развития человеческой цивилизациипоказало причинно-следственные связи в этих процессах, историю и тенденции развития международной системы прав человека, последовательность возникновения как отдельных прав и свобод, так и национальной системы прав и свобод человека в Китае. В настоящей диссертации предпринята попытка использовать системно-структурный подход к изучению нормативных актов, предполагающий комплексное исследование процесса законотворчества: от предпосылок возникновения закона через его становление до условий реализации в практической плоскости.

Объектом исследования в диссертации является национальная система прав и свобод человека в Китае.

Предмет исследования — роль национальной системы прав и свобод человека в развитии демократического процесса в современном Китае и объединении китайской нации, интегрировании Китая в мировое сообщество.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Использование теоретических обобщений позволяет более полно изложить понятийное содержание таких явлений общественно-политической жизни, как институт прав и свобод человека, перечень основных прав и свобод человека, национальная система прав и свобод человека, международный каталог прав и свобод человекавыделить их основные характеристики как на национальном, так и на международном уровне.

Результаты, полученные по окончании настоящего диссертационного исследования, позволили раздвинуть рамки понимания сути демократических и политических процессов, происходящих в КНР, Китайской Республике, и их роли в объединении китайской нации. Особое место среди них занимает вывод о специфичности проблемы прав и свобод человека в Китае (и других государствах конфуцианской морали) в силу национальных особенностей.

Материалы диссертационного исследования могут найти практическое применение в качестве основы для разработки спецкурсов по политологии и политической истории и работ по проблемам развития и защиты прав и свобод человека.

Апробация работы.

По теме диссертации опубликовано четыре статьи.

Материалы диссертации используются при чтении учебных курсов: «Страноведение Китая», «Внешняя политика стран АТР», «Политические процессы в Китае 60−90 гг. XX века».

Основные положения диссертационного исследования и отдельные выводы обсуждались на расширенном семинаре кафедры политологии Пекинского университета (КНР) и на кафедре истории Ляонинского университета (КНР).

Диссертация обсуждалась на кафедре регионоведения Владивостокского Института международных отношений Дальневосточного государственного университета, где была рекомендована к защите. Структура диссертаиии.

Работа состоит из введения, двух глав (каждая из которых состоит из трех параграфов), заключения и списка источников и литературы.

Выводы по второй главе.

Для современного этапа развития КНР характерны активные и глубокие процессы, протекающие в политической и экономической жизни китайского общества. В их недрах вызревают предпосылки для проведения глубоких демократических реформ: в основном определен путь экономического развития, и достигнуты значительные экономические успехи в обеспечении населения огромной страны продовольствием, товарами первой необходимости, рабочими местамиКНР имеет законодательную базуво многом отвечающую современным требованиям, руководством страны прилагаются усилия к разрешению коллизий этнокультурного характераКитай активно поддерживает международные инициативы в обеспечении мира и прав человекав китайском обществе, созревает осознание необходимости проведения политической реформы в КНР. Все это не может не оказывать влияния на упрочение прав человека, обеспечение его свободы, утверждение достоинства личности.

Такие дестабилизирующие факторы китайской действительности, как социальное расслоение и коррумпированность, создают определенные трудности в деле защиты и обеспечения прав и свобод человека, поскольку наводят на мысль о необходимости наведения порядка «сильной рукой». Реализация этой идеи стала бы мерой, перечеркивающей развитие демократии и открытости, расширение свободы и гласности китайского общества, сделало бы нереальной главную задачу демократии — защиту и обеспечение прав человека.

Как бы ни была сложна политическая или экономическая ситуация в стране, общество, если оно дорожит демократическими завоеваниями, не должно жертвовать правами человека. Вопрос не в том, обеспечивать ли защиту и соблюдение прав человека, а в том, как обеспечить и защитить права человека в определенных условиях. Для ответа на этот вопрос следует искать подходы с учетом национальной специфики, национальных особенностей исторического развития страны. Однако в основе этих подходов должны быть заложены выверенные международным опытом идеи о неотчуждаемости, ненарушаемости, неотъемлемости прав человека как их важнейшим социальном свойстве.

В Китае создана главная основа реализации прав и свобод человекаих законодательное и систематизированное оформление. Как и в других странах, зачастую выступающих критиками китайской действительности в области прав человека, в КНР на основе законодательной базы происходит процесс развития демократических принципов (об этом свидетельствует начальный этап открытости китайского общества), вызревания предпосылок для проведения политической реформы, интеграции в мировую систему прав и свобод человека. Все это позволяет сделать вывод о том, что термин «проблема прав и свобод человека в Китае» не следует понимать в буквальном смысле как конфликтную ситуацию (связанную с необеспеченностью их гарантией, защитой), требующую срочной корректировки или даже вмешательства извне. Применительно к Китаю его следует понимать как современное состояние в области реализации прав и свобод человека в Китае в контексте национальных и общемировых тенденций развития. Современное китайское государство признает и закрепляет в национальном законодательстве естественные и неотъемлемые права человека, обеспечивает их реализацию комплексной системой механизмов и процедур, посредством чего, казалось бы, следует доктрине правового государства. Однако даже при наличии таких предпосылок, но без осуществления политической реформы (в первую очередь, введение прямых выборов, замена руководящей роли КПК на многостороннее сотрудничество различных политических сил в управлении страной), реализация доктрины правового государства невозможна. В этом заключается специфика политического пространства, в котором развивается институт прав человека в современном Китае.

Возможно, что политическую реформу, о неизбежности которой свидетельствуют указанные предпосылки, следует начать с введения прямых выборов, результатом которого станет замена КПК, института исключительного администрирования, на многостороннее сотрудничество различных политических сил в управлении государством. Такое начало политических преобразований неизбежно повлечет за собой модернизацию отношений между партиями и правительством КНР, заложит основу для диверсификации китайского общества посредством формирования политических и неполитических объединений, имеющих разнонаправленные интересы.

Заимствование западных моделей и образцов демократического реформирования неприемлемо для КНР, во-первых, потому, что они попадают на специфическую китайскую почву страны конфуцианского культурного регионаво-вторых, потому, что в соответствии с тактикой китайского руководства, следующего традициям Дэн Сяопина, политические преобразования в стране подготавливаются постепенно с соблюдением непременного условия — сохранения стабильности в обществев-третьих, потому, что средства достижения, выбранные руководством Китая, состоят не в изменении коренным образом, а в совершенствовании, в поступательном переводе общества в новое качественное состояние.

Основной причиной такой постепенности реформирования китайского общества является, на наш взгляд, негативный пример бывшего СССР: развал страны, территориальный и национальный сепаратизм в самой России. Резкое социальное расслоение общества, стремительный рост преступности. Китай со своим полуторамиллиардным населением не может себе этого позволить.

Политика автономных образований в Китае подготовила основу для формирования самостоятельного управления местными правительствами подведомственных районов страны с учетом специфических местных условий, что способствует упрочению прав и свобод человека в многонациональном государстве и может помочь справится с двумя основными проблемами национальных окраин Китая (уйгурским терроризмом и тибетским сепаратизмом) без применения мер военного характера, как это было в 60-е гг. прошлого столетия.

Состояние прав и свобод человека в современном Китае позволяет утверждать, что оно соответствует международным стандартам развитых стран. Как и в каждой стране мира, этот хрупкий институт политической жизни иногда подвергается нарушениям. Настоящее исследование дает основания утверждать, что права и свободы человека в Китае нуждаются не столько в защите, сколько в дальнейшем упрочении их института посредством расширения демократических преобразований в стране.

1 Народы Китая говорят на более чем 70 национальных языках, многие из них, например, такие, как принадлежащие к группам тюркских, монгольских, тунгусо-маньчжурских языков, значительно отличаются по всем основным показателям национального языка.

2 Рахимов Т. Р. Судьбы неханьских народов в КНР. — М., 1981, с. 26.

3 Там же, с. 31.

4 Справочные материалы по истории китайской революции, выпуск 1 — Пекин, 1957, с.33−34.

5 Там же, с. 34.

6 Там же, с. 38.

7 Там же, с. 34.

8 Программные документы коммунистических партий Востока. — Ленинград, 1934, с. 17.

9 Рахимов Т. Р. Судьбы неханьских народов в КНР. — М., 1981, с. 52.

10 Там же, с. 51.

11 Мао Цзэдун. Избранные произведения, т.4. — М., 1953, с.550−551.

12 Законодательные акты КНР. -М., 1952, с.63−64.

13 Там же, с.63−64.

14 До принятия Конституции 1954 г. осуществлялось дробление автономных национальных единиц на очень мелкие: автономные районы в составе уездов и автономные волости. В соответствии с основным законом страны такая схема дробления была упразднена и заменена на трехступенчатое подразделение: автономные районы (в масштабах провинций), автономные округа, автономные уезды.

15 Материалы VIII Всекитайского съезда КПК. — М., 1956, с. 53.

16 Рахимов Т. Р. Национализм и шовинизм — основа политики группы Мао Цзэдуна. -М., 1968, с. 85.

Tibet.ProvingTruth From Facts. — Dharasamsala, 1993, p.31.

18 Борисов О. Б., Колосков Б. Т. Советско-китайские отношения. -М., 1980, с.262−264.

19 Великодержавная политика маоистов в национальных районах КНР. — М., 1989, с. 19.

20 Доклад Хуа Гофэна на сессии ВСНП 26 февраля 1978 rofla.www.chinadayly.com.cn.

21 Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. — М., 1988, с. 52.

22 Демократическая прогрессивная партия в своем Уставе декларирует независимость острова как цель.

Култыгин В. П. Современный мир глазами международного социологического общества // Социально-гуманитарные знания, 2000, N 5, с. 292.

24 Кузнецов В. Волнения на крыше мира // Азия и Африка сегодня, 1998, N 8, с. 47.

25 Там же, с. 47.

26 Там же, с. 47.

Заключение

.

Настоящая диссертация является результатом исследования источников и работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных общей теории прав человека, историческому срезу развития идей прав и свобод человека в мире и в Китае, закреплению института прав и свобод человека на национальном (китайском) и международно-правовом уровне, его месте и роли в формировании внутренней и внешней политики КНР.

Следует отметить, что, несмотря на солидный объем существующих теоретических разработок по проблематике прав и свобод человека, автором не были обнаружены труды, раскрывающие эту тему на основе комплексного подхода к анализу специфики развития Китая.

В современной научной литературе достаточно подробно разработана общая теория прав человека, однако она не дает общепризнанного критерия, согласно которому можно было бы выделить основополагающее определение и универсальную формулировку прав и свобод человека, исходя из их природы, назначения, роли в политической и гражданской жизни общества. В настоящем исследовании автор сделал попытку найти причину этого, показав, что права и свободы человека это феномен, который балансирует на грани разделения политики, предрасположенной к переменам, и права, тяготеющего к постоянству. Опираясь на авторитетные мнения зарубежных и отечественных авторов, он представил основные точки зрения на истоки современной концепции прав и свобод человека, их международные нормы, современное состояние института прав и свобод человека в Китае.

Одним из результатов такого анализа стало опровержение распространенной точки зрения о том, что теоретические разработки в области демократического развития общества, в частности проблемы прав человека, являются заслугой в большей степени западноевропейских и американских ученых. Материал, представленный в диссертации, позволяет убедиться в наличии творческого наследия по этой теме и у китайских мыслителей, начиная от древних философов, политической элиты Китая XIX — XX вв., вошедшей в историю, и заканчивая современными лидерами КНР.

Проблема прав и свобод человека в Китае была и остается одним из направлений критики и основным инструментом политического давления на КНР со стороны США и стран Запада, ядром которой является приоритет западной теории прав человека при абсолютном игнорировании специфики восточно-азиатских стран. На основе рассмотрения последней в диссертации определены основные характеристики современного состояния института прав и свобод в Китае и перспективы их развития.

Трудности, обусловленные выбором экономических и общественных приоритетов в развитии страны, определяют сложные условия становления прав и свобод в современном Китае. Происходит укрепление (иногда гипертрофированное наращивание исполнительной власти) центральных и местных структур управления, влекущее за собой административную безответственность, бюрократические издержки, что в конечном итоге формирует среду, враждебную реализации прав и свобод. Увлеченность укреплением вертикальных исполнительных структур обусловливает перекос приоритетного правообеспечения государственных структур, а не граждан Китая. Это наносит большой моральный урон процессу демократизации: права вытесняются льготами и привилегиями, получаемыми государственными чиновникамидолжностные лица привержены административным авторитетам, а не общеправовым принципам. Иными словами, китайская бюрократия далека от рациональной (идеальной) бюрократии в понимании М.Вебера.

Кроме того, препятствиями формированию благоприятной среды для реализации прав и свобод человека в Китае является наличие национальных, территориальных и религиозных конфликтов, имеющих многовековую историю.

Китай является страной молодого конституционализма, не имеющей вековых традиций уважения Конституции и конституционного патриотизма. Однако он располагает одним из главных завоеваний на начальном этапе демократического развития: в стране создана ведущая ось демократической системы — законодательная власть.

Анализ законодательных актов КНР, которому посвящен полностью один из параграфов диссертации, позволяет утверждать, что в результате развития законодательства (в частности для Китая в специфической форме — апробации временных актов на практике перед принятием постоянного законодательного акта) права и свободы человека в КНР закреплены на правовом (в том числе и конституционном) уровне.

Проследив пути формирования современного института прав и свобод человека в Китае, автор пришел к выводу о том, что их закрепление на законодательном уровне (даже при условии неполной реализации на практике) оказывает влияние на формирование внутренней и внешней политики КНР, на интеграцию Китая в мировое сообщество посредством присоединения к международным конвенциям по правам человека. Последнее означает принятие Китаем определенных обязательств перед международным сообществом, что является ничем иным, как свидетельством уважения и признания ценности прав человека.

В диссертации рассмотрены реалии жизни современного китайского общества (в частности руководящая роль КПК как основа однопартийной системы КНР при наличии восьми демократических партий), представляющие специфические особенности развития китайского общества и, следовательноспецифическую политическую плоскость реализации прав и свобод человека в Китае.

Заявленная многомерная политическая структура китайского общества пока еще не действует на практике. До тех пор, пока не будет проведена радикальная реформа существующей политической системы Китая, многопартийность будет сохраняться в одномерном политическом пространстве.

Рассмотрение деятельности КПК по формированию единого Китая (восстановление суверенитета над Сянганом и попытки присоединения Тайваня) дает основания утверждать, что руководство КПК способно проявлять политическую гибкость, тем самым формируя более благоприятные политические условия для демократического развития китайского общества.

Препятствиями, тормозящими этот процесс, являются расхожий стереотип приоритета групповых интересов над индивидуальными, в силу чего индивидуальные права и свободы человека занимают подчиненное положение по отношению к его обязанностям перед обществом, и так называемое «покраснение сознания масс», заключающееся в глубоком укоренении в сознании нескольких поколений китайцев идеалов коммунизма.

Таким образом, в Китае существует дееспособный механизм обеспечения прав и свобод человека, однако в силу китайской специфики наблюдается явный перевес его функционирования в сторону защиты государственных этатистских устоев, а не в сторону защиты индивидуальных прав человека и гражданина. Для установления равновесия в этой сфере необходимо введение другого механизма, ограничивающего нарушение гражданских прав административными органами и бюрократическое отношение к интересам индивида. Им мог бы стать институт омбудсмена (или Уполномоченного по правам человека), который учрежден во многих странах мира. В китайском обществе еще не совсем созрела идея о необходимости упрочения и расширения прав человека. Представители не только широких и малообразованных слоев китайского общества (крестьяне, рабочие), но и большинство представителей интеллигенции и деловых кругов видят в этой проблеме, в первую очередь, средство политического давления на Китай, а потом уже саму проблему.

Главный вывод настоящего исследования заключается в доказанности того факта, что КНР по всем оценочным показателям является в настоящее время страной, располагающей внутригосударственной и международной системами защиты прав человека. В настоящее время проблема прав человека настолько актуальна для Китая, насколько для каждого государства, не отказывающегося от демократических принципов. Ее не следует отождествлять с конфликтной ситуацией, связанной, например, с отсутствием провозглашения отдельных прав и свобод, их нарушением, а следует подходить к ее рассмотрению в контексте национальных реалий КНР и понимания того, что здесь мы имеем дело с цивилизациями Восточной Азии, базирующимися на конфуцианской морали, которая в течение веков видели в Китае символ могущества и подражания.

Закрепление естественных и неотъемлемых прав человека на конституционном уровне и обеспечение государством их реализации комплексом правовых механизмов и процедур позволяют говорить о том, что в КНР создана национальная система прав и свобод, в основном соответствующая международным нормам. Возможно, китайская система прав человека далека еще от совершенства (в силу объективных причин национального и исторического происхождения), но вряд ли стоит убеждать кого-либо в том, что возврат вспять невозможен и что, образно говоря, пройден путь намного больший в сравнении с тем, который предстоит пройти. Перспективы радикального развития системы прав и свобод человека в Китае автор связывает, во-первых, с приходом политических лидеров нового поколения, молодого и амбициозного, во-вторых, с будущим воссоединением с Тайванем, имеющим более крепкие демократические традиции и, втретьих, с проведением будущей политической реформы в стране. Придет время, когда проблема прав человека в Китае из проблемы защиты и контроля за соблюдением перейдет в новое качественное состояние — расширения каталога прав и свобод.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А., Нагорный A.A., Парканский А. Б. Американские китаеведы об экономике и политике Китая сегодня и завтра М., 1989.
  2. С.С. Философия права. М., 1999.
  3. Антология мировой философии, т. 1,4.1. М., 1969.
  4. Д. Курс международного права. М., 1961, т. 1.
  5. A.M. Казарменный «коммунизм» (критический очерк).- М., 1974.
  6. Ю.Я. Очерки философии права. -М., 1996.
  7. О.Б., Колосков Б. Т. Советско-китайские отношения. М., 1980.
  8. Л.А. Экзаменационная система, обряды и первый император династии Мин. -М., 1982.
  9. Л.С. История религии Востока. М., 1983.
  10. Ю.Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
  11. Великодержавная политика маоистов в национальных районах КНР М., 1989.
  12. К.С. Введение в геополитику. -М., 1998.
  13. Государственный строй Китайской Народной республики. М., 1988.
  14. Л.М. Политический механизм Китайской Народной Республики. М., 1974.
  15. Гуманитарная сфера и права человека. -М., 1992.
  16. Л. Политическая реформа и проблема демократии в Китае.-М., 1993
  17. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.
  18. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., 1988.
  19. Дэн Сяопин. Избранное (1975−1982 гг.). Пекин, 1985.
  20. К.А. Китайская Народная Республика. Политическая система и политическая динамика. -М., 1993.
  21. И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. М., 1994.
  22. И. Сочинения на немецком и русском языках, т.1. М., 1994.
  23. В.А. Международная безопасность и права человека. М., 1988.
  24. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. -М., 1995.
  25. Книга правителя области Шан (Памятники письменности Востока, XX). -М, 1968.
  26. С.Б. История создания ООН. -М., 1960.
  27. А.Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае 19 001 917 гг.-М., 1972.
  28. Е.В. Юридическая политика и правовая система КНР.- М., 1990.
  29. JI.C. Идеологические кампании в КНР 1949−1966 гг. М., 1970.
  30. И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). -Екатеринбург, 1995.
  31. Мао Цзэдун. Избранные произведения. М., 1953.
  32. Мао Цзэдун. Избранные произведения — Пекин, 1977.
  33. A.C. Статус Тибета в XVII—XVIII вв.. в традиционной китайской системе политических представлений. М., 1978.
  34. Ш. Избранные произведения. М., 1955.
  35. P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность. Москва, 1991.
  36. Ф. Современный консерватизм. -М., 1992.
  37. Общая теория прав человека. (Под ред. Лукашевой Е.А.). М., 1996.
  38. Л. Международное право. -М., 1949.
  39. JI.C. Конфуций: жизнь, учение, судьба. -М., 1993.
  40. JI.C. Слово Конфуция. М., 1992.
  41. П.С. Китайский философ Мэн-цзы. М., 1998.
  42. Права человека. (Под ред. Лукашевой Е.А.). М., 2000.
  43. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
  44. Проблемы перехода к социализму стран с неразвитой экономикой. М., 1989.
  45. В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. -М., 1996.
  46. Т.Р. Национализм и шовинизм основа политики группы Мао Цзэдуна. — М., 1968.
  47. Т.Р. Судьбы неханьских народов в КНР. М., 1981.
  48. В.А. Идеология и культура древнего Китая (четыре силуэта). М., 1970.
  49. Г. А. Система многопартийного сотрудничества в Китайской народной республике. М., 1999.
  50. СуньЯтсен. Избранные произведения. -М., 1964.
  51. M.JT. Древнекитайский философ Mo Ди. Его школа и учение. -М., 1985.
  52. И.Г. Теория международного права. М., 1970.
  53. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. М., 1998.
  54. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.
  55. Ч. Международное право, его понимание и применение Соединенными Штатами Америки. -М., 1950.
  56. Цзен Сюфу. Коммунистическая партия Китая в борьбе за Единый фронт. -М, 1959.
  57. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. -М., 1997.
  58. Шицзин.-М., 1957. 1910 гг., т. 1, ч.1.-Пекин, 1960−1963.
  59. На западноевропейских языках
  60. Burns J.P. Emmigration from China and the future of Honkong. Berkley, 1985.
  61. Ching F. Hong Kong and China. For Better or for Worse. NY, 1985.
  62. Hung Mao Tien. The Great Transition. Political and Social Change in the Republicof China.-Taipei, 1993.
  63. Lauterpacht H. International Law and Human Rights.- L., 1950.
  64. Tibet. Proving Truth From Facts. Dharasamsala, 1993. На китайском языке1 .Гу Шэн. Лиюн Чжунго чжи чжэн цзяо лунь (Об использовании политической доктрины Китая) // Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.2, ч.1 -Пекин, 1963.
  65. Дантай Тайвань (Современный Тайвань). Под ред. Шэнь Цзюня. Хэфэй, 1990.
  66. Дэн Сяопин. Цзяныпэ ю чжунго тэсэ ды шэхуйчжуи (О строительстве социализма с китайской спецификой). Пекин, 1987.
  67. Ли Пу. Вомынь ды миньчжу чжуаньчжун (Наши демократические традиции). Чуньцин, 1980.
  68. Кан Ювэй .Фаго гэмин шилун (Об истории французской революции), Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.2, 4.1. Пекин, 1963.
  69. Кан Ювэй. Бянь гэмин шу (Письмо в осуждение революции), Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.1, ч.1. Пекин, 1960.
  70. Кан Ювэй. Датун шу (Книга великого единения). Пекин, 1956.
  71. Луньюй. «Чжуцзы цзичэн», т. 1. — Шанхай, 1957.
  72. Лян Цичао. Инь бин ши вэньцзи (Собрание сочинений), т.1, ч.1. Шанхай, 1931.
  73. Лян Цичао. Каймин чжуаьчжи лунь (О просвещенном абсолютизме) // Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.2, ч.1. Пекин, 1963.
  74. Лян Цичао. Синь минь шо (О новом народе) // Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.1, ч.1. Пекин, 1960.
  75. Лян Цичао. Чжунго чжи шэхуйчжи (Китайский социализм) // Лян Жэнь-гун цзинь чжу (Произведения Лян Ци-чао, написанные в последнее время), вып.1. -Шанхай, 1925.
  76. Лян Цичао. Шэньлунь чжунцзу гэмин юй чжэнчжи гэмин чжи дэ-ши (О пользе и вреде проведения расовой и политической революции // Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.2, ч.1. Пекин, 1963.
  77. Лян Цичао. Шэхуй гэмин говэй цзинь чжи Чжунго со бисюй ху (Необходима ли социальная революция в современном Китае) // Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.2,ч. 1. Пекин, 1963.
  78. Лян Цичао. Шэхуй гэмин говэй цзинь чжи Чжунго со бисюйху (Необходима ли социальная революция в современном Китае) // Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.2, ч. 1. Пекин, 1963.
  79. Минь Ли Шицзэн. Пуцзи гэмин (Распространение революции) // Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.2, ч.2. Пекин, 1963.
  80. Минь Ли Шицзэн. Цянь (Деньги) // Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.2, ч.2.-Пекин, 1963.
  81. Минь Ли Шицзэн. Шэньлунь миньцзу миньцюань шэхуй сань чжуи чжи и тун (О сходстве и различиях национализма, народовластия и социализма) // Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.2, ч.2. -Пекин, 1963.
  82. Мэн цзы // Чжуцзы цзичэн, т. 1. Шанхай, 1957.
  83. Синьхай гэмин цянь шинянь цзянь шилунь сюаньцзи (Сборник избранных политических статей, опубликованных в Китае накануне Синьхайской революции.- Пекин 1963.
  84. Сунь Чжун шань сюаньцзи (Избранные произведения), т.1. — Пекин, 1956.
  85. Сунь Ичжан. Доступное толкование Мо цзы. Пекин, 1957.
  86. Сунь Ятсен. Гунхэ гоцзя и юй чжуаньчжи гоцзя чжи яо дянь (Основные различия между республикой и абсолютизмом) // Гофу цюаньцзи, т.З. Тайбэй, 1961.
  87. Сунь Ятсен. Гунхэ юй цзыю чжи чжэнь ди (Подлинный смысл республики и свободы) // Сунь Чжун-шань сюаньцзи (Избранные произведения), т. 1. Пекин, 1956.
  88. Сунь Ятсен. Миныдэнчжуи юй шэхуй гэмин (Народное благодеяние и социальная революция) // Сунь Чжун-шань сюаньцзи, т.1. Пекин, 1956.
  89. Сунь Ятсен. Три народных принципа и будущее Китая. Речь на митинге в Токио по случаю первой годовщины «Минь бао». Избранные произведения. -М., 1964.
  90. Сунь Ятсен. У цзу сели и моу цянь шицзе жэньлэй чжи лии (Сотрудничество пяти наций Китая во имя интересов всего человечества) // Гофу цюаньцзи, т.З. -Тайбэй, с. 1961.
  91. Сунь Ятсен. Цзецзюе вайцзяо вэньти сюй цюй кайфанчжуи (Принцип свободного допуска путь к решению внешнеполитических проблем) // Гофу цюаньцзи, т.З. — Тайбэй, 1961.
  92. Сунь Ятсен. Чжунго вэньти ды чжэнь цзецзюе (Подлинное решение китайского вопроса) // Сунь Чжуншань сюаньцзи, т.1. Пекин, 1956.
  93. Сунь Ятсен. Чжунго миньчжу гэмин чжи чжуняо (О значении демократической революции в Китае) // Сунь Чжуншань сюаньцзи, т.1. -Пекин, 1956.
  94. Сы Цзи. Синь минь цунбао фэй чжунцзу гэмин лунь чжи бои (Критика антинациональной теории «Синьминь цунбао») // Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.2, 4.1. Пекин, 1960.
  95. Тайвань лиши наньбяо (Хронологии истории Тайваня) 1979−1988, Тайбэй, 1991, т.З.
  96. Тань Цзянь. Чжунго чжэнчжи тичжи гайгэ лунь (О реформе политической системы в Китае). Пекин, 1988.
  97. Трактат «Люйши чуньцю». Древнекитайская философия, т.2.
  98. Усюй бяньфа (Реформы 1898 г.), т.З. Шанхай, 1957.
  99. Фу Цзяньцзэн. Логические идеи Мо цзы // Нанькай сюебао, 1981.
  100. Фэн Цзицай. Ибай гэ жэнь дэ шинянь (Десять лет жизни ста человек). -Сянган, 1987.
  101. Хэ Сяннин. Дуй Сунь Чжун-шань сяньшэн юй Ляо Чжункай сяньшэи ды хуйи (Воспоминания о Сунь Ятсене и Ляо Чжункае). Пекин, 1958.
  102. Цзоу Жун. Гэмин цзюнь (Армия революции) // Чжунго цзиньдай сысян ши цанькао цзыляо цзянь бянь. Пекин, 1957.
  103. Чжан Миншу. Чжун хуа жэньминь гунхэго чжиду гайяо (Краткий очерк политической системы в Китайской Народной Республике). Нинся, 1993.
  104. Чжан Сяожо. Чжан Цзичжи сяныиэн чжуаньцзи (Биография Чжан Цзяня) // Чэнь Сюйлу, Синьхай гэмин, т.4. Шанхай, 1955.
  105. Чжан Цзэфэн. Гунчандан юй дэнди чжэдэн чжэнчжэ (Компартия и местная политика). Пекин, 1986.
  106. Чжи Юань. Бао мань юй пай мань (За или против маньчжуров) // Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.2, ч.2. Пекин, 1963. 44. Чжуан цзы. // Чжуцзы цзичэн, т.2. — Шанхай, 1957.
  107. Чжунго чжэнчжи фачжань юй дуодан чжиду (Политическое развитие Китая и система многопартийного сотрудничества) Пекин, 1991. 46. Чжэнь Минь. Гэмин (Революция) // Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.2, ч.2.-Пекин, 1963.
  108. Чэнь Тяньхуа. Лунь Чжунго и гайчуан миньчжу чжэнти (О необходимости установления демократического строя в Китае) // Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.2, ч.1. Пекин, 1963.
  109. Чэнь Тяньхуа. Мэн хуйтоу (Очнитесь) // Чжунго цзиньдай сысянши цанькао цзыляо цзянь бянь. Пекин, 1957.
  110. Чэнь Тяньхуа. Цзинши чжун (Набат) // Чжунго цзиньдай сысянши цанькао цзыляо цзянь бянь. Пекин, 1957.
  111. Чэнь Тяньхуа. Чжунго гэмин ши (История китайской революции) // Чжунго цзиньдай сысянши цанькао цзыляо цзянь бянь. Пекин, 1957.
  112. Юй южэнь шу лунь «Синь шицзи» (Письмо другу о журнале «Синь шицзи») // Синьхай гэмин цянь шилунь сюаньцзи, т.2, ч.2. Пекин, 1963.
  113. Янь Сэнь. Шэхуи чжэнцэ юй шэхуи юнь дун (Социальная политика и общественное движение). Сянган, 1986.
  114. Янь Фу. Лунь ши бянь чжи цзи (О стремительных переменах в мире) // Усюй бяньфа, т.З. Шанхай, 1957.
  115. Янь Фу. Юань Цзя (Источники силы) // Усюй бяньфа, т.З. Шанхай, 1957.
  116. Янь Цзюй. Хоугун Янь сяньшэн няньпу (Биография господина Яня из Хоугуна) // Ван Ши, Янь Фу чжуань. Шанхай, 1957.1. Источники На русском языке
  117. Документы XI Всекитайского съезда КПК. Пекин, 1977.
  118. Документы XII Всекитайского съезда КПК. Пекин, 1982.
  119. Документы XIII Всекитайского съезда КПК. Пекин, 1987.
  120. Документы XV Всекитайского съезда КПК. Пекин, 1997.
  121. Китайская Народная республика. Конституция и законодательные акты. -М., 1984.
  122. Конституция Китайской Народной Республики. Пекин, 1983.
  123. Материалы VIII съезда Всекитайского съезда КПК. М., 1956.
  124. Общая программа Народного политического консультативного совета Китая. -М., 1950.
  125. СССР и международное строительство в области прав человека: Документыи материалы. -М., 1989, с. 159−179.
  126. Ю.Организация Объединенных наций, -www.un.org.11 .Программные документы коммунистических партий Востока. Ленинград, 1934.12.3аконодательные акты КНР. М., 1952. На западноевропейских языках
  127. World Conference: Third Preparatory meeting ends in failure (Geneva, 14−18 Sept. 1992) // Human Rights Monitor. 1992, N 17−18, Sept.1. На китайском языке
  128. Чжунши хэ шисиндэ фанши Чжун хуа женьмин гунхэго синь синфа (Комментарии и порядок применения нового УК КНР.) Пекин, 1988.
  129. Цзю хэ синь синфа ди бицзяо яньцзю. (Сравнительное исследование старого и нового УК КНР. Изъятое, исправленное, новое.) — Пекин, 1998 г.
  130. Бэйкао чжунго лиши гемин цайляо. (Справочные материалы по истории китайской революции, выпуск 1.)-Пекин, 1957.
  131. Тао Чэнчжан. Лунхуахуй чжанчэн (Устав Лунхуахуя) // Синьхай гэмин, т.1. -Шанхай, 1956.
  132. I. Периодические издания На русском языке
  133. Государство и право, 1999, N 10.
  134. Проблемы Дальнего Востока, 1993, N 3, 1999 г., № 1.
  135. Советское государство и право, 1988, N4, 1990, № 11.
  136. Азия и Африка сегодня, 1998, N 8.
  137. Социально-гуманитарные знания, 2000, N 5.6.Правда, 1990, 22 ноября.1. На китайском язые1. Нанькай сюэбао, 1981- № 2.
  138. Жэньминь жибао, 1955 18 сентября, 1976 25 августа, 1986 23 августа. 1990 16 апреля, 14 декабря, 1994 19 апреля, 26 августа, 1997 26 июня, 1998 24 ноября, 1999 27 февраля.
  139. Лиши яньцзю, 1964, N 1. Пекин.
  140. Ляньхэбао, 15 августа 1999.
  141. Минь бао юэкань, 25 августа 1998.
  142. Миньбао, 1905, № 1, 1906, №№ 2, 3,4,5, 1907 №№ 12, 15,17, 1908 №№ 21,24. 7. Чжэнмин, 1987, N3.
  143. Синвэнь бао, 16 января 1983- 28 января 1983.
  144. Синьбао юэкань, 23 июля 1998. Ю. Хуацяо жибао, 15 июня 1982.
  145. На западноевропейских языках
  146. Asia Survey, 1996, vol. 36, NN 1, 2.
  147. Asiaweek, 1997, October 10.
  148. Free China Journal, 1995, vol. 12, N 5.
  149. Far Eastern Economic Review, 1993, March 14.
  150. Human Rights Monitor? 1992 № 17.
  151. Hong Kong Standard, 1984, April 28.
  152. Hong Kong Telegraph, 1982, November 3.
  153. New York Times, 1998, august 26, September 14.
  154. Standard, 1982, February 9- 1983, May 15.
  155. The Free China Review, 1994, vol. 44, N 3. 1 l. The Times, 1990, September 20.
  156. The Vancouver Sun, March 14, 1994.1. Интернет-сайты1. Www.moftec.gov.cn.2. Www.nns.ru.3 .Www.chinadayly.com.cn.
Заполнить форму текущей работой