Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности эмоциональной сферы воспитанников детского дома младшего школьного возраста с задержкой психического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе Т. Г. Богдановой, Н. В. Мазуровой (1998) при анализе патологических вариантов развития личности у детей из неблагополучных семей был обнаружен феномен эмоциональной депривации. Было доказано, что отсутствие близких эмоционально — насыщенных контактов является непосредственно причиной задержек физического и психического развития ребёнка, деструкций различного характера в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА, КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Особенности эмоциональной сферы воспитанников детского дома младшего школьного возраста с задержкой психического развития в исследованиях возрастной и специальной психологии
    • 1. 2. Проблема психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
    • 1. 3. Постановка проблемы. методы, основные этапы исследования
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Программа проведения констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Характеристика выборки испытуемых
    • 2. 3. Особенности проявления эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с задержанным и нормальным психическим развитием
      • 2. 3. 1. Показатели школьной тревожности испытуемых по A.M.Прихожан)
      • 2. 3. 2. Показатели эмоциональной сферы испытуемых (по методике
  • ДДЧ)
    • 2. 3. 3. Показатели состояния агрессивности испытуемых (по методике Басса
  • — Дарки)
    • 2. 3. 4. Результаты исследования поведенческих реакций детей (по методике
  • Т.Ахенбаха)
  • Выводы по 2 главе

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ.

3.1. Программа формирующего эксперимента.

3.2. Динамика и анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов по психокоррекции эмоциональной сферы воспитанников детского дома младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Выводы по 3 главе.

Психологические особенности эмоциональной сферы воспитанников детского дома младшего школьного возраста с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. На сегодняшний день проблемы обучения, воспитания, психологического сопровождения детей-сирот, особенно детей-сирот с задержкой психического развития, приобретают все большую актуальность в связи с резким увеличением их числа, по тем или иным причинам оставшихся без родительской опеки. Рост социального сиротства, увеличение количества таких специализированных учреждений как детские дома, приюты, интернаты вызваны социально-экономическими переменами, произошедшими в России за последние два десятилетия. Однако, эффективная, реабилитационная работа в этих учреждениях развита недостаточно, мало используются средства и методы активного общения, психологической коррекции, вследствие чего у 90% воспитанников страдает психическое развитие.

При анализе исследовательских работ Н. Л. Белопольской (1976), Т. А. Власовой (1975), К. С. Лебединской (2000), В. В. Лебединского (2003), В. И. Лубовского (1978), У. В. Ульенковой (1984), С. Г. Шевченко (1999) и других можно констатировать, что в клинико-психологической структуре дефекта развития у детей с ЗПР проявляется ряд специфических резидуально-органических нарушений деятельности коры головного мозга, замедленного темпа психического развития, что обусловливает наличие серьёзных трудностей в их социализации. Появление отклонений в психическом развитии ребёнка, как правило, свидетельствует о нарушении или трудностях структурно-функционального становления его нервной системы, о неблагоприятных изменениях эмоционально-личностных характеристик.

Недостаточность разработанности содержания и методов психологической коррекции усугубляет социальную и материнскую депривацию, не компенсируются дефекты развития детей, вызванные отсутствием семьи" («Социальная защита детства». Выпуск 5. — М., 2001.

С.44). Традиционная система помощи детям-сиротам не решает их психологических проблем, более того, зачастую способствует развитию эмоциональных нарушений, формированию специфических черт личности, появлению психосоматических заболеваний. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях способствует возникновению у ребёнка различных психических расстройств и нарушений социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению жизненной активности, ведущая к апатии, потере интереса самоактуализации в обществе, у других — гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную сферы жизни. Естественно, что воспитанники детских домов и интернатов с ЗПР составляют особую «группу риска» по возникновению отклонений в развитии, усугубляющихся различными видами депривации и нуждаются в оказании целенаправленной психологической помощи. Таким образом, проблема психологической коррекции нарушений их личностного развития приобретает особую значимость.

Как установили многие отечественные и зарубежные исследователи (J Bowlby, 1966; Й. Лангмейер, 3. Матейчек, 1984; А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, 1990; М. И. Лисина, И. В. Дубровина, А. Г. Рузская, 1990; Л. Н. Бережнова, 1995; И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н. В. Фурманова, 1999, У. В. Ульенкова, Н. П. Кондратьева, 2004 и др.), значительная часть проблем, нарушений и недостатков в развитии личности детей-сирот связана с различными видами депривации (материнской, двигательной, сенсорной, психической, эмоциональной, социальной), средовыми влияниями и педагогической запущенностью. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватной самооценке, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Основными чертами эмоционального портрета воспитанника детского дома являются: пониженный фон настроения, бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общениянеадекватные формы эмоционального реагирования на изменение ситуации (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности) — повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству.

Особенности эмоционально-волевой регуляции детей с ЗПР в значительной мере выражают собой сущность специфики ЗПР как аномальной формы развития психики (В.В.Лебединский, 2003; У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева, 2002 и др.). При этом отмечается ущербность эмоциональной сферы, монотонность эмоций, нестабильность эмоциональных проявлений, наличие стойких аффективных изменений, вызванных не только незрелостью мозга ребёнка, спецификой его дефекта, но и длительными неблагоприятными условиями среды и воспитания (неполная или неблагополучная семья), где царят грубость, деспотичность, жестокость, агрессивность родителей. У таких детей отмечается эмоциональная незрелость, малая активность или, наоборот, они чрезмерно подвижны и импульсивны. У них нередко возникает чувство страха, тревоги, опасения.

По мнению Л. М. Шипициной (2000), дети — сироты с ЗПР имеют полюсные переживания: положительные и отрицательные. Дифференцированных тонких оттенков переживаний, как в норме, почти нет. Чувства часто не адекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике: от чрезмерной лёгкости и поверхностности переживаний серьёзных жизненных событий до чрезмерной силы и инертности переживаний, возникающих по малосущественным признакам. Дети с ЗПР имеют большее повышение индекса тревожности. Проблемы общения этих детей связаны с негативным опытом, отсутствием умения объективно оценивать ситуации, затруднением в различении эмоций. На общение со сверстниками и взрослыми влияет повышенная конфликтность, враждебность, повышенная агрессия, чувство вины. Неадекватное поведение ребёнка зависит от состояния тревожности — чувства одиночества, незащищенности и депрессии, а также страхов разного рода.

В работе Т. Г. Богдановой, Н. В. Мазуровой (1998) при анализе патологических вариантов развития личности у детей из неблагополучных семей был обнаружен феномен эмоциональной депривации. Было доказано, что отсутствие близких эмоционально — насыщенных контактов является непосредственно причиной задержек физического и психического развития ребёнка, деструкций различного характера в процессе созревания психофизических функций и процессов обусловливают раннее формирование негативных личностных образований (страхов, невротических и психопатологических комплексов, коммуникативных барьеров и пр.). В результате авторами выделяется два основных механизма формирования патологии личности: закрепление личностных реакций, возникших в ответ на психотравмирующие воздействия и прямое стимулирование неправильным воспитанием тех или иных нежелательных черт характера. Поэтому дети нуждаются в специальных способах коррекции, изменении или воссоздании тех ступеней развития, которые были нарушены.

Выявление специфических особенностей проявления различных характеристик нарушений эмоциональной сферы воспитанников детских домов младшего школьного возраста с ЗПР, возможностей к компенсации дефектов развития, создания коррекционных программ — эти проблемы до сих пор не являются достаточно изученными. Поэтому, есть основание полагать, что решение основной проблемы диссертационной работы имеет весьма актуальное значение для теории и практики специальной психологии, обучения и воспитания таких детей, их оптимальной социализации.

Цель исследования: изучение специфических особенностей эмоциональной сферы детей-сирот младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработка научно обоснованной программы, коррекционной помощи им.

Объект исследования: эмоциональная сфера воспитанников детского дома младшего школьного возраста с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, как специфическая составляющая их личностного становления.

Предмет исследования: психологические особенности эмоциональной сферы и условия преодоления её негативных тенденций формирования воспитанников детского дома младшего школьного возраста с ЗПР.

Гипотеза исследования: эмоциональная сфера воспитанников детских домов младшего школьного возраста с ЗПР имеет ряд специфических негативных особенностей, с учетом которых необходимо планировать и осуществлять процесс психологической коррекции. Эти особенности вызваны, с одной стороны, дефектами их психического развития, с другойсвоеобразием микросоциальных условий.

К типичным особенностям таких детей можно отнести повышенную тревожность, агрессивность, страхи, незащищённость, конфликтность, депрессивность, раздражительность, негативизм и другие.

Психологическая коррекция развития эмоциональной сферы детей-сирот с ЗПР предполагает необходимость изучения различных её особенностей, характеристик, глубины проявлений как положительного, так и негативного характера, что позволит целенаправленно подойти к подбору и реализации различных комплексных средств воздействия на её отклонения. Они должны подбираться с учетом того, что у мальчиков в большей степени могут быть выражены одни, у девочек — другие симптомокомплексы. В связи с этим мы предполагаем, что в зависимости от глубины и выраженности негативных эмоциональных проявлений и их причин следует дифференцировать подбор форм, средств, методов, определять их интенсивность воздействия на детей-сирот. При этом, безусловно, необходимо учитывать психическое, физическое состояние детей и наличие заболеваемости. Такой подход к комплексному построению психокоррекционной работы будет способствовать уменьшению негативных тенденций в развитии эмоциональной сферы воспитанников детского дома с ЗПР.

В соответствии с выдвинутой целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы специфики развития эмоциональной сферы у детей-сирот с ЗПР и психологической коррекционно-развивающей помощи им.

2. Изучить специфические особенности эмоциональной сферы воспитанников детских домов младшего школьного возраста с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми.

3. Разработать программу психологической коррекции, направленной на преодоление и ослабление отклонений в развитии эмоциональной сферы у детей-сирот младшего школьного возраста с ЗПР.

4. Оценить эффективность разработанной программы психологической коррекции эмоциональной сферы воспитанников детских домов младшего школьного возраста с ЗПР.

Выводы по 3 главе.

В ходе проведения формирующего эксперимента нами была разработана программа психологической коррекции особенностей эмоциональной сферы воспитанников детского дома. В основу построения данной программы легли принципы и положения, разработанные ведущими отечественными психологами (Л.С.Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, Д.Б.Элькониным). Главными особенностями процесса психологической коррекции стали: индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетание индивидуальных и групповых форм работы, использование разнообразных методов и определение оптимальных средств коррекции эмоционального состояния каждого ребенка, контроль динамики эффектов коррекционной работы. В работе использовались различные приемы и методы из арсенала практического психолога — игротерапевтические, арттерапевтические методы, беседа, социально-психологический тренинг.

Для определения эффективности коррекционной работы в целом было проведено контрольное обследование детей по завершении формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент проводился с детьми, которые участвовали в констатирующем эксперименте. По завершении формирующего эксперимента мы повторили ту же схему обследования и использовали: методику исследования школьной тревожности A.M. Прихожан, методику «Дом-дерево-человек» Дж. Бука, опросник Басса-Дарки, опросник Ахенбаха. Нами был проведен сравнительный анализ показателей состояния эмоциональной сферы у детей-сирот из экспериментальных и контрольных групп до и после проведения формирующего эксперимента. Было выявлено, что в большинстве случаев у детей из экспериментальных групп отмечается положительная динамика показателей: уменьшение уровня школьной тревожности, уменьшение проявлений агрессивности, враждебности, конфликтности, улучшение межличностных взаимоотношений.

У детей-сирот из контрольных групп, с которыми не проводилось психокоррекционной работы, показатели состояния эмоциональной сферы либо оставались неизменными, либо имели отрицательную динамику: увеличился уровень школьной тревожности, отмечены изменения негативного характера по шкалам «физическая агрессия», «раздражительность», «нарушение социализации», «замкнутость».

Помимо объективных критериев оценки, полученных при помощи методов психологической диагностики, эффективность проведенной коррекционной работы подтверждалась следующими факторами: эмоциональным удовлетворением детей от занятий, их желанием продолжать общение с психологомизменением эмоционального баланса детей в пользу положительных чувств и переживанийположительными отзывами учителей и воспитателей об изменениях в эмоциональном состоянии и поведении детей.

Таким образом, как показали полученные нами данные, содержание и методы психологической коррекции, использованные нами в процессе работы, оказали положительное влияние на развитие эмоциональной сферы воспитанников детских домов младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящая работа была посвящена исследованию особенностей эмоциональной сферы воспитанников детских домов младшего школьного возраста с задержкой психического развития и поиску оптимальных путей психологической коррекции этих особенностей.

Теоретический анализ данной проблемы показал ее огромное значение для решения вопросов повышения эффективности работы психолога в учреждениях интернатного типа.

Для воспитанников детского дома типичными являются следующие проявления негативных характеристик эмоциональной сферы: тревожность, агрессивность, страх, «уход в себя», частые смены настроения, неадекватность проявления эмоциональных реакций, ограниченность диапазона переживаний, стремление к одиночеству, проблемы в межличностном общении.

Специфика эмоционального развития ребенка из детского дома обуславливается не только врожденно-наследственными факторами и анатомо-физиологическими нарушениями центральной нервной системы, но и различными видами депривации — материнской, двигательной, сенсорной, психической, эмоциональной, социальной. На психическое развитие детей-сирот одновременно влияют несколько форм депривации. Причем в настоящее время депривация может начинаться еще в семье, с момента рождения ребенка, когда дети находятся в ситуации явного недостатка эмоционального общения, гигиенической и воспитательной помощи, в ситуации, когда их базовые психологические потребности не удовлетворяются.

Как показал анализ литературы, в настоящее время в общей и специальной психологии накоплен обширный материал по проведению психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей. Разработаны принципы и теоретические положения психологической коррекции, описаны разнообразные методы, техники и приёмы коррекционного воздействия. Однако сведений, какие из этих методов наиболее адекватны для психологической коррекции особенностей эмоциональной сферы воспитанников детского дома младшего школьного возраста с задержкой психического развития в литературе недостаточно.

Для того, чтобы определить насколько велика роль соматических проблем детей-сирот в возникновении у них отклонений в психическом развитии, мы провели сравнительный анализ структур заболеваемости воспитанников детского дома и детей, воспитывающихся в семьях. В анамнезах детей-сирот нами было обнаружено большое количество заболеваний нервной системы, инфекционных болезней, различных патологий раннего возраста. Показатели по большинству заболеваний в несколько раз превышали аналогичные у детей, воспитывающихся в семьях. Полученные данные позволили сделать вывод, что задержка психического развития, спровоцирована не только длительной социально-культурной депривацией, но и неблагополучным анамнезом: минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, возникшими в результате воздействия патогенных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни ребенка, длительными соматическими заболеваниями, перенесенными в раннем детстве.

Для выявления особенностей эмоциональной сферы воспитанников детского дома мы провели экспериментальное исследование с использованием следующих методик: методика исследования школьной тревожности A.M. Прихожан, рисуночный тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бука, опросник Басса.

Дарки, опросник Т. Ахенбаха. Подобный подбор методик позволил провести разностороннее исследование эмоциональной сферы ребенка, дал возможность проанализировать не только осознанные реакции (опросник Басса-Дарки), но и неосознаваемые побуждения (проективные методики), и оценку психологического состояния ребенка взрослым (опросник Т. Ахенбаха).

Проведенное исследование особенностей эмоциональной сферы испытуемых из детских домов в сравнении с детьми, воспитывающимися в семьях, позволило выявить следующее.

Уровень школьной тревожности у детей-сирот с ЗПР существенно выше, чем у детей, воспитывающихся в семьях. Высокие значения показателей симптомокомплексов «незащищенность», «тревожность», «недоверие к себе», «чувство неполноценности», «враждебность», «конфликтность», «трудности в общении», «депрессивность» (методика «Дом-дерево-человек») свидетельствуют о негативных тенденциях в развитии их эмоциональной сферы.

Эмоциональное неблагополучие воспитанников детского дома проявляется в характерных деталях рисунков (высокие заборы, отсутствие окон, частей тела и т. д.), в манере рисования (схематичность, прерывистые линии и т. д.), в специфическом расположении рисунков на листе (с краю, очень низко и т. п.), в комментариях, сопровождающих процесс рисования (отказ от рисования, несоответствие высказывания и рисунка и пр.).

Проявления разных видов агрессии (по А. Басса-А.Дарки) у воспитанников детского дома имеют специфические особенности. Наиболее характерной формой агрессии для них является «вербальная агрессия» — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятие, угрозы) — тогда как у детей, воспитывающихся в семьях, преобладают «угрызения совести (чувство вины)» — возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. У мальчиков, воспитывающихся в детском доме, с возрастом увеличиваются показатели практически всех видов агрессии, исключение составляют только показатели «угрызений совести». На наш взгляд, данный факт свидетельствует о том, что в эмоциональной сфере мальчиков с ЗПР-воспитанников детского дома идут глубокие перестройки негативного характера.

Данные, полученные при помощи опросника Ахенбаха (оценка состояния эмоциональной сферы детей-сирот специалистами, длительное время работавшими с этими детьми) соотносятся с результатами других исследований. Были зафиксированы: значительное увеличение с возрастом показателей агрессивности и тревожности у детей-сирот с ЗПР, высокие показатели по шкале «соматические проблемы», изменения негативного характера по шкалам «замкнутость», «нарушение социализации».

Таким образом, воспитанники детских домов нуждаются в специальной психологической помощи, обеспечивающей учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей, создающей условия для их полноценного психического развития. На современном этапе развития специальной психологии это может быть осуществлено при условии постоянного психологического сопровождения развития каждого ребенка, делающего возможным своевременно реализовать психопрофилактические и психокоррекционные программы, которые компенсировали бы неблагополучный опыт и обстоятельства жизни этих детей, способствовали бы оптимальному развитию их эмоциональной сферы.

Нами была разработана и реализована программа психологической коррекции эмоциональной сферы воспитанников детских домов младшего школьного возраста с ЗПР. В основу построения коррекционной программы легли следующие принципы: принцип нормативности развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей ребенка, принцип коррекции «сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка, принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, принцип единства диагностики и коррекции, деятельностный принцип коррекции, принцип комплексности методов психологического воздействия, принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка." .

Психологическая коррекция особенностей эмоциональной сферы детей-сирот проводилась в форме групповых и индивидуальных занятий. В качестве основных форм психологического воздействия нами были выбраныигротерапия, арттерапия, беседа, социально-психологический тренинг. В течение восьми месяцев психолог-экспериментатор осуществлял психологическую коррекцию эмоциональной сферы воспитанников детского дома экспериментальных групп в соответствии с разработанной программой. По завершении формирующего эксперимента мы обследовали детей при помощи методик, использованных во время проведения констатирующего эксперимента: методики исследования школьной тревожности A.M. Прихожан, методики «Дом-дерево-человек» Дж. Бука, опросника Басса-Дарки, опросника Т. Ахенбаха.

Применение разработанной нами программы в экспериментальных группах детей — воспитанников детского дома привело к качественному улучшению всех изучавшихся показателей эмоциональной сферы. В большинстве случаев у детей из экспериментальных групп отмечается положительная динамика показателей: уменьшение уровня школьной тревожности, уменьшение проявлений агрессивности, враждебности, конфликтности, улучшение межличностных взаимоотношений. У детей-сирот из контрольных групп, с которыми не проводилось психокоррекционной работы, показатели состояния эмоциональной сферы либо оставались неизменными, либо имели отрицательную динамику: увеличился уровень школьной тревожности, отмечены изменения негативного характера по шкалам «физическая агрессия», «раздражительность», «нарушение социализации», «замкнутость» и многим другим. Таким образом, разработанная нами программа эффективна, ее содержание и использованные методы психологической коррекции адекватны поставленным задачам. Таким образом, в диссертационном исследовании решены все поставленные задачи, достигнута цель исследования, получены результаты, подтверждающие правильность выдвинутой гипотезы.

Полученные в исследовании результаты могут послужить основой для разработки индивидуализированных программ психологической коррекции особенностей эмоциональной сферы воспитанников детского дома младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Разработанная нами программа психокоррекционной работы может быть использована практическими психологами, работающими в детских домах и учреждениях интернатного типа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.М. Социально-психологические критерии адаптации в школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Ред. С. М. Громбах. -М.: Медицина, 1988.
  2. Н.А., Азаров В. Н. Изучение индивидуальных различий и предрасположенности к состоянию тревоги в рамках концепции двух сигнальных систем // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1981.-С. 98−112.
  3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 248 с.
  4. В.М. Регуляторные функции тревоги в целесообразной деятельности человека // Методические проблемы оснований науки. Киев, 1986.- 112 с.
  5. В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. — № 5.-С. 111−117.
  6. И.С. Особенности агрессивного поведения умственно отсталых младших школьников // Диагностика, коррекция, оздоровление в системе специального образования. Красноярск, 2002. — С.188−194.
  7. А., Уолтере Р. Н. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.- (Основные направления психологии в классических трудах).
  8. С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.
  9. С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С. А. Беличевой.-М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1999. 182 с.
  10. H.JI. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1976.
  11. JI.H. Диагностика психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1995. — 21 с.
  12. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  13. З.Богданова Т. Г., Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. 1998. — № 3.
  14. М.Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш.пед.уч.заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. -224 с.
  15. А.А., Забродин Ю. М., Захарова А. В. Становление психологической службы и проблемы высшей школы // Экспериментальные и теоретические проблемы психологии обучения. Новосибирск, 1979. — С. 3−13.
  16. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  18. С.К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему) — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 240 с.
  19. Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. -М: «Академия», 2002. С. 165−178.
  20. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1999.
  21. АЛ. Типы и структура родительского отношения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1987 — 21 с.
  22. Венгер A. JL, Шевченко Ю. С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка // Дефектология. 2004 — № 1. — С. 8−16.
  23. В.К., Астапов В. М. О психических функциях состояния тревоги // Тез. VI Всесоюз. съезда общества психологов СССР. М., 1983. — С. 46−58.
  24. Д.В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. Н. М. Падалко. -М., 1998.
  25. Е.В. Межличностные отношения подростков в детских домах и школах-интернатах / Актуальные проблемы современного детства (Выпуск III) М., 1994. — С. 14−18.
  26. Т.В. Экспериментально-психологическое исследование нарушений самосознания при локальных поражениях мозга // Психология и медицина. М., 1978. — С. 292−301.
  27. Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения // Вопросы психологии. 1981. — № 4.- С. 60−69.
  28. Т.А. Основные направления и задачи дальнейшего развития научных исследований В дефектологии. // Дефектология. 1975. — № 5.
  29. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1973. 175 с.
  30. Т.П., Миронова М. Н. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах // Вопросы психологии. 1999. — № 2.
  31. Воротникова ЕЛО., Соколова Е. В., Мельников В. И. Психологические методы коррекции состояния тревожности у педагогов / В сб. докладов
  32. Межрегиональной н-практ. конф. «Актуальные проблемы специальной психологии в образовании». Новосибирск, 2003. — С. 125 — 145.
  33. JI.C. Кризис семи лет // Собр. Соч. в 6-ти т. Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 376 — 386.
  34. JI.C. Проблема возраста // Собр. Соч. в 6-ти т. Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 244 — 269.
  35. JI.C. Вопросы детской психологии. М., 1997. — 224 с.
  36. Н.В. Психофизиологическое состояние студентов с высоким уровнем тревожности в процессе обучения / Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза. Новосибирск, 1983. — С. 1819.
  37. .А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. Москва.: «Физкультура и спорт», 1981. — 81с.
  38. Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическими состояниями у студентов с высоким уровнем тревожности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1991. — 23 с.
  39. Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус. 2000. — № 5.
  40. О.П. Психологические аспекты новых коррекционных программ и технологий. В сб.: Инновации в российском образовании: психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии.-М.: Изд-во МГУП, 2001. — С. 18−20.
  41. Е.Н. Оказание комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в условиях социального приюта / В сб. докладов Межрегиональной н-практ. конф. «Актуальные проблемы специальной психологии в образовании». Новосибирск, 2003. — С. 161 — 165.
  42. JI.H., Мещерякова С. Ю., Царегородцева JI.M. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопр. психологии. 1990. — № 6. — С. 17−25.
  43. В.А. Системные описания в психологии // Вестник ЛГУ. 1977.- № 5. С. 86−92.
  44. Г. Н. Особенности взаимоотношений психических состояний с психическими процессами и свойствами личности младших школьников в учебной деятельности // Психология психических состояний. Вып. 2. Казань, 1999.-С. 202−209.
  45. .М., Зоткин В. В. Исследование уровня тревожности у больных с афазией // Вестн. Моск. Гос. Ун-та. Психология, 1983. № 1. — С. 5561.
  46. А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. 2-е изд., -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003.-240 с.
  47. E.JI. К вопросу о предмете специальной психологии. Приглашение к размышлению // Дефектология.-2004.-№ 1. — С. 3−7.
  48. Н.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников// Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып.2. Пермь, 1978.
  49. О. Как противостоять стрессу // Стресс жизни. СПб, 1994. -384 с.
  50. X. Мозг и сознание. / Под ред. Г. Д. Смирнова. М., 1971.- 264 с.
  51. Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с лёгкими формами психического недоразвития: Автореф. дисс.. доктора психол. наук. Н. Новгород, 2005. -37 с.
  52. Дмитриева С. А К вопросу о межличностных отношениях учащихся в процессе включенного обучения (тезисы). В матер. Всероссийской конф.: «Диагностика, коррекция, оздоровление в системе специального образования».- Красноярск, 2002. С. 105−106. •
  53. Дмитриева С. А К вопросу о психологической коррекции эмоционального состояния и межличностных отношений в среде воспитанников детского дома. В сб.: Диагностика, коррекция, оздоровление в системе специального образования. Красноярск, 2003. — С. 83−88.
  54. Дмитриева С. А О проблемах социализации воспитанников детского дома (тезисы). В матер. «IV Всероссийской научно-практической конференции: Образование и социализация личности в современном мире». -Красноярск, 2004. — с. 172−174.
  55. С.А. Принципы и содержание психологической коррекции эмоциональных нарушений у воспитанников детского дома младшего школьного возраста. Методические рекомендации. Красноярск, 2005. — 32 с.
  56. С.А. Особенности школьной тревожности у детей-сирот младшего школьного возраста // Дефектология, 2005. — № 4. — С. 2.
  57. И.В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии. -1998.-№ 1.-С. 54−59.
  58. Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды //Вопросы психологии. 1967. — № 2. — С. 54−58.
  59. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. М., -1993.- 192 с.
  60. А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.- 128 с.
  61. Захарова J1. Дитя в очереди за лаской. М., 1991.
  62. К.Е. Психология эмоций. СПб.: «Питер», 1999. — 464с.
  63. Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Теория функциональной системы в физиологии и психологии. М. 1978. — С. 325−346.
  64. Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические исследования. Тбилиси, 1966. — С. 49−57.
  65. И.К. Психологические особенности агрессивного поведения детей 7−9 лет с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд. психол.наук. Н. Новгород, 2006. — 23 с.
  66. Е.А. Исследование стрессовых реакций студентов-спортсменов в связи с некоторыми особенностями личности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1975. 25 с.
  67. Р.И. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей из детского дома и школы интерната: Дисс.. канд. психол. наук. — М., 2003. -152 с.
  68. Ф.И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. -1997.-№ 2-С. 34−38.
  69. А. Психология неврозов. — Варшава, 1975. 203 с.
  70. В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане): Дисс. .канд. психол. наук. М., 1971. — 178 с.
  71. Н.П. Особенности личностной тревожности у младшихподростков с задержкой психического развития: Автореф. дисс.канд.психол. наук. — Н. Новгород, 2002. 24 с.
  72. Т., Смирнов С., Григоренко А. Подростки групп риска. — СПб., 2005.-336 с.
  73. И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1980. 23 с.
  74. JI. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2001.160 с.
  75. .И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. -М.: Знание, 1988.
  76. А.А. Вегетативные компоненты реакции тревоги: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Рига, 1968. — 27 с.
  77. Е.С., Разуван Е. И. Особенности психокоррекционной работы практического психолога коррекционных образовательных учреждений // Коррекционная педагогика и психология. М., 2004. — С. 3−11.
  78. JI.B. Проблемы специальной психологии // Школьный психолог.- 1999.-№ 45.
  79. О.И. Компьютерные технологии в коррекционном обучении. В сб. тезисов, статей юбилейной конференции: Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. — С. — Петербург: Образование, 1994.-С. 30−32.
  80. О.Б., Левочкина И. А. Роль детского оперно-хорового театра в психическом развитии ребёнка // Психологическое обозрение, 1998. -№ 2. — С. 26−34.
  81. X. Психофизиологические реакции в период экзаменационного стресса: медицинские последствия этих реакций // Эмоциональный стресс. Л., 1970. — С. 275−292.
  82. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970. — С. 41−47.
  83. Лангмейер Й, Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.-334 с.
  84. Н.Н. Игровая терапия: эволюция методов // Психолог в детском саду. 1998. — № 1. — С. 38−47.
  85. К.С. Задержка психического развития // Хрестоматия. Детская патопсихология. М., 2000. — С. 50−63.
  86. В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
  87. К.С., Никольская О. С. и др. Дети с нарушениями общения. -М., 1989.
  88. Ш. Ребёнок и стресс. СПб., 1997. — 208 с.
  89. Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. — № 1.
  90. Н.Д. Фрустрация как один из видов психологических состояний / Вопросы психологии 1972. — № 6. — С.118 — 129.
  91. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М. 1983.-Т. 2.-318 с.
  92. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.
  93. М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста//Вопросы психологии. 1961. — № 3. — С. 78−84.
  94. М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника / Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979.
  95. М.И. Формирование личности ребенка в обучении / Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. -М., 1980.
  96. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  97. И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1987- 15 с.
  98. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: АПН РСФСР.- 1963.-479 с.
  99. Д. Научные принципы психологии. М. 1989. — 231 с.
  100. Г. Л. Игровая терапия. Искусство отношений. М.: Международная академия, 1994. 365 с.
  101. М.В. Психологические условия школьной адаптации (I III классы): Дисс. канд. психол. н. -М., 1994.
  102. С.И. Психология тренинга. СПб, 1997.
  103. Н.Н. История развития дефектологии в России. В сб. тезисов статей юбилейной конференции:' Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. — С. — Петербург: Образование, 1994. — С. 58.
  104. Н.Н., Гончарова Е. Л. Специальная психология в системе подготовки и переподготовки практических психологов // Дефектология, — 2004. -№ 1.-С. 61−66.
  105. Л.В. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса / Стресс и тревога в спорте. М 1983.-С. 76−85.
  106. Матейчик 3. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
  107. О.Г. Исследование тревожности в связи с личностными и биохимическими особенностями // Психофизиология. Л., 1979.-С. 49−53.
  108. JT.А. Формирование саморегуляции в процессе учебной деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2003. — 24 с.
  109. B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Изд. Центр «Академия», 1997. — 432 с.
  110. B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 1996.
  111. B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980. -Т 1. — № 5. — С. 43−53.
  112. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии 1989. — № 1. — С. 3239.
  113. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические груды / Под. ред. А. А. Бодалева. -М., 1995.
  114. Н.И. Психическая напряжённость. М., 1976. — 111 с.
  115. P.M. Психология соревнующегося спортсмена. М., 1979.-224 с.
  116. Н.М. Психологические особенности общения младших школьников со взрослыми: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1983. -19 с.
  117. Н.М. Особенности общения младших школьников со взрослыми и со сверстниками. / Психология формирования личности и проблемы обучения. -М., 1980.
  118. Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков / Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников / Ред: А. А. Матюшкин. — М.: Изд-во АПН СССР, 1985.-С. 42−56.
  119. А.Е. Дифференциально-психологический анализ эмоциональности как черты темперамента: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1974.-20 с.
  120. А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. СПб.: ТЦ «Сфера», 2000. — 512 с.
  121. Павловские клинические среды. Т. 2. — М., 1954. — 644 с.
  122. А.Ю., Мухамедрахимов Р. Ж. Основные направления работы психолога в доме ребенка // Дефектология. 2004. — № 1. — С. 17−23.
  123. В.Э. Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М, 1981.-15 с.
  124. И.В. Соотношение индивидуально — типологических характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности : Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1981. — 19 с.
  125. В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. -М.: Педагогика, 1977. 200 с.
  126. А.В. О психологии личности. М., 1971. — 311 с.
  127. А.В. Риск ради риска и проблема Стоунера // Материалы конференции по проблемам общения. JL, 1973. — С. 17−26.
  128. JI.A. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  129. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  130. A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1977. -14 с.
  131. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
  132. A.M. Психологический справочник для неудачника. -М.: Просвещение, 1994. 190 с.
  133. A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. — № 2. — С. 11−17.
  134. Проблемы дошкольной, игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Подъякова, Н. Я. Михайленко. М., 1987.
  135. А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С.32−44.
  136. А.А. Агрессия и агрессивность личности. Психологический журнал. 1996. -№ 1.С. 3−19.
  137. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. -392 с.
  138. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. — 529 с.
  139. К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М., 1994.
  140. B.C., Аршавский А. В. Стресс и поисковая активность // Вопросы философии. 1979. — № 4. — С. 39−47.
  141. B.C. Адаптивная функция сна: Причины и проявления её нарушения. М., 1982. — 176 с.
  142. B.C. Поисковая активность и адаптация. М., 1984. — 193с.
  143. К.Ю. Современные принципы комплексной реабилитации детей и подростков с затяжными формами системных расстройств // Практическая психология и логопедия. 2004. — № 1 (18). — С. 2734.
  144. Е.О., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме // Вопросы психологии. — 1991. № 6. — С. 30−37.
  145. Е.О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность:
  146. Хрестоматия / Сост. B.C. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Академия, 1999. — С. 202−211.
  147. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент// Вопросы психологии. 1995. — № 3 — С. 53−57.
  148. К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации: Дисс.. канд. психол. наук-М., 1987.
  149. В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С. 43−52.
  150. С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам через оптимизацию детско -родительских отношений: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2005.-22 с.
  151. Ю.Е. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояний человека // Вопросы психологии. 1968. -№ 6.-С. 112−116.
  152. Социальная защита детства. Выпуск 5. М: ГОМЦ «Школьная книга», 2001 — 96 с.
  153. В.В. Психофизиология стресса. М., 1975. — 237 с.
  154. У.В. К проблеме ранней компенсации задержки психического развития // Дефектология, 1980. № 1. — С.3−9.
  155. У.В. Индивидуально-типические особенности сферы субъективной активности в учебной деятельности шестилетних детей. — Куйбышев, 1984.-98 с.
  156. У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ.высш. пед учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 176 с.
  157. У.В., Кондратьева Н. П. Особенности личной тревожности младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях // Дефектология. 2004. — № 1. -С. 29−35.
  158. В.П. Зависимость успешности соревновательной деятельности от содержания психических состояний ожидания у спортсменов // Актуальные вопросы подготовки квалифицированных спортсменов. Л. — 1976. С. 44−48.
  159. Е.В. Социально-психологические возможности приемнойсемьи как реабилитационной структуры для детей-сирот: Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 2003. — 26 с.
  160. А.И. Семейные конфликты и их влияние на волевое развитие детей: Автореф. дисс.канд. психол. наук. -Рязань, 1969. -15 с.
  161. А.В., Ковалёв С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. 1986. — Т. 7. — № 1. -С. 14−21.
  162. Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М., 1999.
  163. Э.Л. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. СПб., 1979. — 124 с.
  164. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. — 447 с.
  165. И.А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. Книга для психологов. Минск, 1999.
  166. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л., 1979. — 127 с.
  167. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. / Под ред. Б. М. Величковского. М., 1986. — Т. 1. — 406 с.
  168. Г. Фармакология и стрессовые реакции / Эмоциональный стресс. Л., 1970. — С. 161−168.
  169. К. Собрание сочинений в 3 т. М., 1997.
  170. К.Д. Эмоциональные характеристики и их структура. / Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Д., 1976. — С. 176−188.
  171. С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для учителей классов коррекционно развивающего обучения. — М.: Владос, 1999. — 136 с.
  172. JI.M. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта (Руководство для родителей и программа для педагогов). СПБ.: Институт специальной педагогики и психологии. — 2000. — 84 с.
  173. Л. М. Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. 108 с.
  174. Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПБ.: «Детство — Пресс», 1998. — 384 с.
  175. Н.М. О воспитании в домах младенцев //Вопросы материнства и младенчества. 1938. — № 13.
  176. Н.М., Аскарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1955.
  177. Г. Страхи здоровых детей: Пер. с нем. М.: Знание, 1981.
  178. Д.Б. Психология игры. М., 1999. — 360 с.
  179. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М, 1974.
  180. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М.: Канон ОП «Реабилитация», 1997.-336 с.
  181. А.А. Критериально-ориентированная диагностика в образовательном процессе: Методическое пособие. -Красноярск: РИО КГПУ, 2002.-152 с.
  182. Adler A. The practice and theory of individual psychology. London, 1932.
  183. Aubry-Roudinesco J. La carence des soins maternels. Paris, C.I.E., 1955.
  184. Ainswornth M. Deprivation of maternal care.//A reassessment of its effects. -Geneva, 1962. P. 151−155.
  185. Bowlby J. Maternal care and mental health. N.Y., 1966.
  186. Egeland В., Sroufe L.A. Developmental sequelae of maltreatment in infancy// New Directions for Child Development: Developmental Perspectives in Child maltreatment. San Francisco, 1981.
  187. Frank L. Play in Personality Development. Springfield. 1982. f
  188. Jersild A.T., Markey F.V., Jersild C.L. Children s fears, dreams, mishers, daydreams, likes, dislikes, pleasant and unpleasant memories // Child Dekel. -Nonogr. 1933. -№ 12.
  189. Martens R. Anxiety and Motor Behavior: a Review. // Journal of Motor Behavior. 1971. — V. 2. — PP. 52−68.
  190. Melina L.R. Raising Adopted Children. N.Y., 1998.
  191. Moustakas C.E. Psychotherapy with Children. N.Y., 1970.
  192. Osier P. Intellectual Performance as Function of the Two Types of Psycholgical stress // Journal of Experimental Psychology. 1954. — PP. 115−121.
  193. Phillips B.N. School Stress and Anxiety. -N.Y., 1978.
  194. Schaffer H. R. Activity level as a constitutional determinant of infantile reation to deprevation // Child Development, 1966. V. 37, — P. 595 — 602.
  195. Spits R.A. Hospitalism: A follow-up report on investigation // Psyhoanalitic study of the child. 1945, 1946. V. 1, 2 .
  196. Walters R.H. Anxiety and social reinforcement. Paper real at American Psych. Association Meeting, 1961.
  197. Yarrow L.Y. Maternal deprivation//The child: his psychological and cultural development// Normal development and psychological assessment. 1972. -V.XIV.
  198. Показатели школьной тревожности у воспитанников детского дома до и после формирующего эксперимента (по A.M. Прихожан)1. Показатели Девочки 7.8 лет 9−10 лет
  199. Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа
  200. До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента Р До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента Р
  201. Неблагополучные ответы 3,8+0,31 4,6±0,54 4,1 ±0,42 3,3+0,34 6,4±0,43 6,9±0,52 6,7±0,55 3,1+0,52 <0,051. Показатели Мальчики 7.8 лет 9−10 лет
  202. Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа
  203. До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента Р До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента Р
  204. Неблагополучные ответы 5,9+0,92 6,4±0,80 5,7±0,71 4,8±0,92 5,5±0,52 6,1±0,49 5,5+0,4'2 4,5+0,52-о 0я43, sн й ?3 Оя
Заполнить форму текущей работой