Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научное обоснование модели управления процессов развития медицинского персонала учреждений скорой медицинской помощи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В советский период развития отечественного здравоохранения опубликовано достаточно много работ, посвященных совершенствованию организации скорой медицинской помощи (Иванова Л.Н., 1981; Глущенко В. А., 1990; Варшавский С. Ю., Меркушева Е. В., Перепеч Н. Б., 1990 и др.). Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ (1997 г.) одной из приоритетных задач реформирования отрасли… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КАДРОВОГО 9 РЕСУРСА УЧРЕЖДЕНИЙ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ
  • ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ, ПРОГРАММЫ И МЕТОДИ- 25 КИ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ 36 ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Общая характеристика показателей работы учреждений скорой 36 медицинской помощи Ивановской области
    • 3. 2. Характеристика ресурсной базы и показателей работы станции 40 скорой медицинской помощи г. Иваново
      • 3. 2. 1. Общая характеристика состояния и динамики кадрового ресур- 40 са МУЗ ССМП г. Иваново
      • 3. 2. 2. Характеристика состояния материально-технических ресурсов 47 МУЗ ССМП г. Иваново
      • 3. 2. 3. Характеристика объемов и результативности работы МУЗ 49 ССМП г. Иваново
    • 3. 3. Характеристика качества медицинских услуг, оказанных линей- 57 ными бригадами скорой медицинской помощи, с учетом дифференциации по свойствам
  • ГЛАВА 4. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА 64 КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧРЕЖДЕНИЙ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И УСЛОВИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ
    • 4. 1. Интегральная оценка качества кадрового потенциала учреждений 64 скорой медицинской помощи
    • 4. 2. Характеристика профессиональной подготовленности медицин- 73 ского персонала на станции скорой медицинской помощи в соответствии с квалификационными требованиями
      • 4. 2. 1. Характеристика профессиональной подготовленности врачей, 74 работающих на линейных бригадах станции скорой медицинской помощи в соответствии с квалификационными требованиями
      • 4. 2. 2. Характеристика профессиональной подготовленности фельд- 79 шеров, работающих на линейных бригадах станции скорой медицинской помощи в соответствии с квалификационными требованиями
      • 4. 2. 3. Характеристика информированности медицинского персонала 83 ССМП о деятельности организации и готовность к профессиональному развитию
    • 4. 3. Характеристика готовности учреждений скорой медицинской 88 помощи к обеспечению профессионального развития медицинского персонала
      • 4. 3. 1. Результаты опроса руководителей о состоянии материально- 88 технической базы информационного обеспечения учреждений (отделений) скорой медицинской помощи
      • 4. 3. 2. Мнение медицинских работников об организации и эффектив- 91 ности системы внутриучрежденческого профессионального обучения и развития кадров
    • 4. 4. Анализ взаимосвязи успешности профессионального развития 96 медицинского и качества медицинских услуг в условиях
  • ССМП
  • ГЛАВА 5. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПЕРСО- 100 НАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА УЧРЕЖДЕНИЙ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  • ГЛАВА 6. КОМПЛЕКС ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФ- 110 ФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИУЧРЕЖДЕНЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЛИЧ-НОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Научное обоснование модели управления процессов развития медицинского персонала учреждений скорой медицинской помощи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется, с одной стороны, важной ролью учреждений скорой медицинской помощи в сохранении здоровья населения страны, необходимостью перестройки их работы в соответствии с новыми социально-экономическими условиями и задачами, а также тем, что для обеспечения важное значение приобретает системы здравоохранения, с другой — недостаточностью информационной и методической поддержки развития кадрового потенциала этих учреждений как составной части системы обеспечения качественного медицинского обслуживания в ситуации постоянно меняющейся «внешней» среды .

В советский период развития отечественного здравоохранения опубликовано достаточно много работ, посвященных совершенствованию организации скорой медицинской помощи (Иванова Л.Н., 1981; Глущенко В. А., 1990; Варшавский С. Ю., Меркушева Е. В., Перепеч Н. Б., 1990 и др.). Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ (1997 г.) одной из приоритетных задач реформирования отрасли определила необходимость укрепления службы скорой медицинской помощи, придание ей мобильности. В проведенных исследованиях (Медведев О.С., 1996; Гущин A.M., 1996, Равдугина Т. Г., 1999, Коновалова H.A., 2000, Малыхин ПЛ., 2000, Ах-метзянов И.М., 2000 и др.) отмечено, что в управлении качеством медицинской помощи, мониторировании здоровья, совершенствовании отдельных структур и отдельных производственных процессов, образовательных программ используются информационные системы, что обсуждалось на конференциях, утверждалось в программах (Ластовецкий А.Г., 1998; Мартыненко В. Ф., 1999; Иоффина О. Б., 1999; Кравченко Н. В., 2000; Гасников В. К., 2001; Гройсман В. А., 2000; Зекий O.E., 1999). Однако, в имеющихся работах (Иванова Л.Н., 1981; Глущенко В. А., 1990; Варшавский С. Ю., Меркушева Е. В., Перепеч Н. Б., 1990; Ярохно В. И., 1996, Шестаков Г. С., 2001) по организации скорой медицинской помощи и ее ресурсному обеспечению отсутствуют данные о формировании и эффективности функционирования внутриучрежден-ческих систем обучения медицинского персонала, а также по методическому обеспечению процесса профессионального развития и повышения уровня профессиональной информированности медицинского персонала службы. Крайне мало исследований, касающихся изучения состояния ресурсного обеспечения работы этих учреждений, качественных показателей деятельности, с учетом новых условий и факторов (Ярохно В.И., 1996, Шестаков Г. С., 2001). Остается не изученным целый ряд вопросов, касающихся роли социально-гигиенических, медицинских, социально-психологических и производственных факторов на эффективность труда медицинских работников учреждений скорой медицинской помощи. Данное положение препятствует разработке научно обоснованных программ совершенствования догоспитальной У медицинской помощи населению, повышения ее качества.

В связи с этим определена цель исследования: на основе комплексного социально-гигиенического исследования научно обосновать и разработать модель управления факторами, определяющими эффективность личностно-профессионального развития медицинского персонала скорой медицинской помощи на внутриучрежденческом уровне.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить количественные и качественные показатели деятельности учреждений скорой медицинской помощи на уровне первичной медико-санитарной помощи в условиях субъекта РФ.

2. Дать характеристику кадрового потенциала учреждений скорой медицинской помощи с позиции готовности к осуществлению процесса личност-но-профессионального развития, выделить его компоненты.

3. Провести анализ технической, информационной, нормативной, организационно-технологической готовности учреждений скорой медицинской помощи к обеспечению эффективной работы по обучению и развитию медицинского персонала на внутриучрежденческом уровне.

4. Установить влияние организационных, медико-биологических личностных факторов на успешность реализации технологий образования и личност-но-профессионального развития медицинского персонала учреждений скорой медицинской помощи на внутриучрежденческом уровне.

5. Научно обосновать и разработать модель управления факторами, определяющими эффективность личностно-профессионального развития медицинского персонала скорой медицинской помощи на внутриучрежденческом уровне, оценить их эффективность.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

— установлена роль фактора «мотивация к саморазвитию» в обеспечении качества медицинской помощи и уровня профессиональной компетентности медицинских работников скорой медицинской помощи работников;

— дана характеристика технической, информационной, нормативной, организационно-технологической готовности учреждений скорой медицинской помощи к обеспечению эффективной работы по развитию медицинского персонала на внутриорганизационном уровне;

— дан системный анализ (по объему, качеству, содержанию, направлению) качества реализации организационно-методического обеспечения саморазвития медицинского персонала в межаттестационный период и определены резервы его повышения на внутриучрежденческом уровне;

— выделены факторы, влияющие на эффективность оптимизации кадрового ресурса информационного взаимодействия на различных уровнях и в различных направлениях в территориальной системе учреждений скорой медицинской помощи- .

— научно обоснована и разработана модель управления факторами, определяющими эффективность личностно-профессионального развития медицинского персонала скорой медицинской помощи на внутриучрежденческом уровне;

— разработаны и научно обоснованы предложения по повышению эффективности системы обучения и личностно-профессионального развития медицинского персонала скорой медицинской помощи на внутриучрежденческом уровне, проведена оценка их эффективности.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что практическому здравоохранению предложена методика комплексного социально-гигиенического исследования эффективности внутриорганизационной системы обеспечения личностно-профессионального развития медицинского персонала учреждений скорой медицинской помощи и определено получены, которая позволяет получить данные о состоянии готовности базы учреждений к профессиональному развитию, о факторном поле влияния на состояние потенциала кадров учреждений скорой медицинской помощи, определены базовые территориальные показатели кадрового потенциала и качества работы этой службы, что может быть использовано при оценке фактических данных в других территориях и для разработки корректирующих мер кадровой политики.

Внедрение результатов в практическое здравоохранение.

Материалы исследования составили основу разработки предложений для формирования кадровой концепции здравоохранения Ивановской области. Результаты оценки состояния готовности базы учреждений и персонала скорой медицинской помощи к личностно-профессиональному развитию, о факторах, определяющих его успешность, доложены на коллегии департамента здравоохранения Ивановской области в 2007 году и включены в информационное письмо «О состоянии и путях совершенствования системы личностно-профессионального развития медицинского персонала на внутриучрежденческом уровне» (2006г). Предложенные методические подходы к оценке и коррекции состояния профессионального развития медицинского персонала учреждений скорой медицинской помощи используются в учебном процессе на кафедре общественного здоровья и здравоохранения, медицинской информатики и истории медицины ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия».

Апробация работы. Работа прошла апробацию на межкафедральной конференции ГУО ВПО «Ивановская государственная медицинская академия». Результаты работы доложены на конференциях и совещаниях: «Управление качеством в здравоохранении» (Москва, 2003), «Актуальные проблемы регионального здравоохранения» (Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 2003), Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в 21 веке» (Москва, 2006).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 работ.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Уровень личностно-профессионального потенциала медицинского персонала учреждений скорой медицинской помощи определяет качество оказываемых этими учреждениями медицинских услуг, и может быть оценен количественно с использованием предложенной интегральной модели, выявленных базовых показателей для учреждений данного профиля .

2. Основу развития личностно-профессионального потенциала медицинского персонала учреждений скорой медицинской помощи может составить реализация внутриучрежденческой модели управления факторами со стороны самих работников, руководства и базы лечебного учреждения, определяющими его эффективность, прогностическую значимость которых можно оценить с помощью предложенных шкал.

3. Предложенные технологические подходы к оценке, мониторингу и коррекции процесса профессионального развития и обучения медицинского персонала учреждений скорой медицинской помощи на внутриучрежденческом уровне являются необходимым элементом кадрового планирования и разработки кадровой политики и кадровой стратегии.

выводы.

1. Анализ деятельности учреждений скорой медицинской помощи Ивановской области показал, что при росте числа обращений за помощью (по области на 2%, по г. Иваново на 1,5% ежегодно) результативность их работы остается высокой, что, однако, достигается большим перенапряжением имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов вследствие их дефицита (укомплектованность врачей за последние 5 лет снизилась на 22%, средних медработников на 4%, водителей на 11%- 50% транспортных средств имеют уровень износа более 80%), определяющее необходимость поиска внутренних резервов повышения эффективности работы.

2. Качество медицинских услуг, оказанных линейными бригадами станции скорой медицинской помощи, находится на среднем уровне (процент соответствия оптимальному уровню 96%), при этом в структуре причин, повлекших дефекты в оказании медицинских услуг линейными бригадами скорой помощи, наибольшую долю составляет фактор «снижение личностно-профессионального потенциала медицинского работника» (78,5%) против доли потребительских факторов (10%) и организационно-ресурсных (11,5%, что определяет ведущее значение человеческого фактора в обеспечении реализации качества медицинских услуг по скорой помощи.

3. Результаты оценки личностно-профессионального потенциала медицинского персонала скорой медицинской помощи показали, что он реализован не полностью — у врачей на 81,1%, у фельдшеров на 75,5%, при этом наибольший процент отклонения имеет инновационный компонент потенциала, при чем в большей степени у фельдшеров (40,6% против 29,9% у врачей), что определяет необходимость изучения факторов, определяющих успешность профессионального развития персонала.

4. Установлено, что имеет место снижение уровня готовности работников и учреждений к обеспечению эффективной работы по реализации принципа саморазвития. Так, отмечено снижение готовности к повышению уровня своих знаний и умений у 21,6% медицинского персонала за счет недостаточного уровня профессиональной информированности (32,2%), низкой мотивации к получению новых знаний (20,5%) — снижение готовности учреждений за счет отклонения «индекса технического соответствия» системы профессионального развития медицинского персонала на 10,5%, «индекса нормативного обеспечения» -40%, «информационной готовности» — на 54%, «организационно-технологической готовности» на 32%. Между уровнем профессионального развития медицинских работников ССМП и степенью реализации качества медицинских услуг, уровнем профессионального развития медицинских работников ССМП и уровнем профессиональной компетентности медицинского персонала ССМП имеется прямая сильная связь (г=+0,8 и +0,84соответственно).

5. По данным корреляционного анализа наибольшее влияние на уровень профессионального развития медицинского персонала скорой помощи имеют уровень мотивации, информационная культура ранговое место «ценности-средства» — «саморазвитие» в спектре ценностных ориентаций, наличие в ЛЕТУ развитой системы развития кадров, получение ЛПУ медицинской периодики и методической литературы по специальности, полнота использования форм и методов обучения персонала, полнота методического покрытия вопросов профессиональной деятельности, время проведения обучающих мероприятий.

6. Научно обоснованная модель управления факторами, определяющими эффективность реализации принпципа развития медицинского персонала в учреждениях скорой медицинской помощи, и предложения по ее обеспечили получение медико-социальной и экономической эффективности, выразившейся в снижении жалоб населения на ненадлежащее качество медицинской помощи, повышении индекса реализации свойств качества медицинской помощи, снижении числа случаев несвоевременного выезда по экстренным вызовам, снижении числа случаев расхождения диагнозов приемного покоя и скорой медицинской помощи, снижении числа материальных издержек связанных с низкой квалификацией персонала (перерасход материалов, лекарственных средств).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ научной литературы по проблеме кадрового ресурса учреждений скорой медицинской помощи показал, что несмотря на значительное число работ, посвященных совершенствованию деятельности учреждений скорой медицинской помощи, практически нет исследований по изучению внутриуч-режденческих систем обучения и профессионального развития медицинского персонала и оценки их эффективности. Нерешённость данных вопросов деятельности станции скорой медицинской помощи в современных экономических условиях, определили цель и задачи исследования.

Программа исследования включала в себя несколько этапов. На первом этапе исследования изучены количественные и качественные показатели работы учреждений скорой медицинской помощи г. Иваново и Ивановской области. Программа исследования предусматривала выкопировку данных из форм учетной и отчетной документации, экспертную оценку случаев оказания ургентной помощи по методике предусматривающей дифференциацию по свойствам (200 случаев), анализ жалоб пациентов на ненадлежащее оказание медицинской помощи врачами линейных бригад. Программа обработки материала предусматривала обработку данных на ЭВМ, вычисление интенсивных и экстенсивных показателей. Второй этап исследования предусматривал изучение медико-биологических, медико-социальных, социально-трудовых характеристик и состояния подготовленности врачей и средних медицинских работников линейных бригад скорой медицинской помощи г. Иваново и Ивановской области по методике оценки «Потенциала медицинского работника» (п=321) с использованием метода опроса по анкете, пакета социально-психологических и профессиональных тестов, метода экспертных оценок. На третьем этапе изучалось состояние внутриучрежденческой системы повышения квалификации и развития медицинского персонала (направления, формы, методы и содержание), оценивалась ее эффективность. Для этого проведен опрос среди всех врачей и среднего медицинского персонала линейных бригад (п=261), а также руководителей учреждений скорой медицинской помощи по специально составленной анкете, включающей вопросы по уровню квалификации работников, используемым ими методам самообразования и саморазвития, источникам профессиональной информации. Проведен количественный и качественный анализ материально-технической базы информационно-методического обеспечения развития медицинского персонала скорой медицинской помощи Ивановской области. На четвертом этапе по материалам проведенных исследований установлены закономерности влияния различных факторов на эффективность профессионального развития врачей и средних медицинских работников линейных бригад скорой медицинской помощи, выделены причины нарушения процесса саморазвития и восприятия профессиональной информации, ограничения в профессиональном росте, искажения и потери профессионально значимой информации, разработаны предложения, включающие модель управления факторами, определяющими развитие медицинского персонала и его обеспечение в учреждениях скорой медицинской помощи, программы по повышению профессиональной информированности медицинских работников линейных бригад. Программа обработки материала предусматривает определение достоверности разности относительных величин, расчет коэффициентов Стьюдента и Пирсона. На шестом этапе проведен медико-организационный эксперимент по повышению эффективности внутриучрежденческой системы развития медицинского персонала скорой медицинской помощи с использованием предложенной модели управления факторами, ее определяющими.

Анализ деятельности учреждений скорой медицинской помощи Ивановской области показал, что при росте числа обращений за данным видом помощи (по области на 2%, по г. Иваново на 1,5% ежегодно) результативность их работы остается высокой, что однако достигается большим перенапряжением имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов вследствие их дефицита (укомплектованность врачей за последние 5 лет снизилась на 22%, средних медработников на 4%, водителей на 11%- 50%) транспортных средств имеют уровень износа более 80%).

Установлено, что качество медицинских услуг, оказанных линейными бригадами ССМП, находится на среднем уровне, о чем свидетельствует интегральная балльная оценка 546 баллов (процент соответствия 96%). Наибольший уровень отклонений имеют следующие свойства оказанных медицинских услуг: профессиональная компетентность (на 12,3%), оптимальность (на 12,5%), достаточность (на 14,6%), межличностное взаимодействие (87,1%). Установлено, что в структуре дефектов оказания медицинских услуг линейными бригадами ССМП 55,6% занимают причины связанные с ненадлежащей диагностикой заболевания и состояния пациента, 35% - с ненадлежащим лечением, 2,4% - с нарушением обеспечения преемственности, 7% - с ненадлежащим оформлением результатов обслуживания пациента в медицинской документации. В структуре причин, повлекших дефекты в оказании медицинских услуг линейными бригадами ССМП основное место принадлежит фактору нарушение потенциала медицинского работника (78,5%), на факторы со стороны пациента приходится 10% и организационно-ресурсные факторы 11,5%. Таким образом, установлено ведущее значение человеческого фактора в обеспечении реализации качества медицинских услуг по скорой помощи.

Результаты оценки кадрового потенциала медицинских учреждений, явившихся базой исследования показали, что в целом он реализован у врачей на 81,1%, а у фельдшеров на 75,5%, в том числе медико-биологический компонент реализован соответственно на 82,7%) и 85,5%, социальный — на 86,3%) и 77,5%, инновационный — на 71,1% и 59,4%, психологический — на 82,9% и 80,4%, компонент «образ жизни» — на 78,0% и 78,7%, «культура» — на 82,5% и 72,5%. трудовой — на 88,9% и 81,8%. При этом интегральный коэффициент профессиональной компетентности врачебного персонала линейных бригад ССМП составил 0,8, фельдшеров — 0,75. Таким образом, ведущее место в структуре снижения личностно-профессионального потенциала медицинских работников ССМП занимает инновационный компонент — процент отклонения от оптимального значения оценки у врачей составляет 29,9%, а у фельдшеров — 40,6%, что определяет необходимость изучения факторов, определяющих успешность реализации принципа профессионального развития персонала.

Установлено, что имеет место снижение уровня готовности самих работников и учреждений скорой медицинской помощи к обеспечению реализации принципа саморазвития и развития персонала. Так, отмечено снижение готовности к повышению уровня своих знаний и умений у 21,6% медицинского персонала за счет недостаточного уровня профессиональной информированности (32,2%), низкой мотивации к получению новых знаний (20,5%) — снижение готовности учреждений в обеспечению условий развития персонала отражает отклонение «индекса технического соответствия» системы профессионального развития медицинского персонала на 10,5%, «индекса нормативного обеспечения» — 40%, «информационной готовности» — на 54%, «организационно-технологической готовности» на 32%.

Установлено, что между уровнем реализации принципа профессионального развития медицинских работников ССМП и степенью реализации свойств оказанных ими медицинских услуг имеется прямая сильная связь (р=+0,8), а также имеется прямая сильная связь (р=+0,84) между уровнем реализации принципа профессионального развития медицинских работников ССМП и уровнем их профессиональной компетентности.

По результатам корреляционного анализа выделены ведущие факторы, которые влияют на уровень реализации принципа профессионального развития медицинского персонала ССМП, определен вес факторов по методу расчета весовых индексов и проведено их ранжирование, в том числе профессионально-личностных: уровень мотивации к успеху (1), информационная культура (2), ранговое место «ценности-средства» — «саморазвитие» в спектре ценностных ориентаций (3), ранговое место «ценности-цели» — «работа» в спектре ценностных ориентаций (4), уровень удовлетворенности работой (5) — организационных — наличие в ЛПУ развитой системы развития кадров (1), получение ЛПУ медицинской периодики и методической литературы по специальности (2), полнота использования форм и методов обучения персонала (3), полнота методического покрытия вопросов профессиональной деятельности (4), время проведения обучающих мероприятий (5). Большгинство перечисленных факторов относятся к управляемым.

Полученные данные явились научным обоснованием для разработки концептуальной модели повышения эффективности внутриучрежденской системы развития личностно-профессионального потенциала медицинских работников скорой медицинской помощи и комплекса предложений по ее реализации. Выявленное влияние трех групп факторов на уровень развития медицинского персонала учреждений скорой медицинской помощи, а именно: факторов со стороны самого медицинского работника, включая его медико-биологическую характеристику, готовность к восприятию инноваций, уровень профессиональной готовности, культуру, образ жизни, личностные качества, факторов со стороны организационной среды учреждения, включая материально-технические возможности, организационную культуру учреждения, мотивацию руководства к развитию персонала, факторов со стороны окружающей медико-социальной среды, включая мнение медицинского персонала других ЛПУ, технологически связанных с данными учреждениями, и мнение пациентов, получающих медицинские услуги на скорой медицинской помощи, явилось научным обоснованием концепции управления кадровым потенциалом учреждений на основе сочетания трех концептуальных подходов, а именно: улучшение управления формированием принципов самооценки и саморазвития у медицинских кадров учреждений скорой медицинской помощи, улучшение управления формированием обеспечения в учреждении принципов развития кадров и улучшение управления развитием персонала с учетом мнения внешней среды. В этой связи концептуальная модель управления факторами, определяющими реализацию принципа профессионального развития, включает 4 блока, а именно: 1. Оптимизация внутриучрежденческой системы обучения и развития персонала- 2, Оптимизация системы оценки готовности медицинской организации к обеспечению развития медицинского персонала по техническим, нормативным, информационным и организационным параметрамЗ. Оптимизация системы оценки готовности медицинского персонала к саморазвитию, прогнозирования риска нарушения успешности профессионального развития по личностно-профессиональным факторам, его коррекций. Совершенствование планирования профессионального развития медицинского персонала ССМП.

Алгоритм реализации первого блока модели включает создание двух дополнительных функциональноорганизационных структур в составе учреждений скорой медицинской помощи: постоянно действующего Совета по развитию персонала, комиссий по развитию персонала с подкомиссиями по сохранению и укреплению здоровья работающих, по развитию трудового потенциала работников, по развитию инновационного потенциала работников ССМП, по развитии психологического потенциала работников, по развитии культурного потенциала работников). Алгоритм реализации второго блока модели обеспечивает внедрение предложений по оптимизации системы оценки готовности медицинской организации к обеспечению развития медицинского персонала, который включает 3 шага: 1. внедрение специально разработанной карты, включающей технические, нормативные, информационные и организационные параметры, 2. внедрение оценки риска нарушения системы профессионального развития персонала по организационным факторам по специально разработанной карте, 3. создание внутриучрежденческого мониторинга оценки готовности к обеспечению управления факторами со стороны медицинской среды. Алгоритм реализация третьего блока модели включает: 1. Создание в ЛПУ системы оценки состояния готовности врачебного и сестринского персонала к реализации принципа профессионального развития с внедрением карты диагностики, расчета индекса совпадения фактического уровня профессионального развития медицинского персонала с нормативным,.

2. создание в ЛПУ системы прогноза риска нарушения реализации принципа профессионального развития персонала с внедрением шкалы прогноза,.

3.создание мониторинга индивидуальной и коллективной готовности к реализации принципа развития персонала по подразделениям, в том числе по линейным и специализированным бригадам СМП, и риска ее нарушения. Алгоритм реализации четвертого блока модели включает предложения по совершенствование этапного планирования профессионального развития медицинского персонала в условиях учреждений СМП, особенностью которого является «бригадный принцип развития». Составлен проект программы профессионального развития кадров. По результатам проведенного организационного эксперимента на базе ССМП г. Иванова получена медико-социальная и экономическая эффективность, выразившаяся в снижении жалоб населения на ненадлежащее качество медицинской помощи на 8,7%, повышение индекса реализации свойств качества медицинской помощи на 12,5%>, снижения числа случаев несвоевременного выезда по экстренным вызовам на 9,8%, снижения числа случаев расхождения диагнозов приемного покоя и скорой медицинской помощи на 6,7%, снижения числа материальных издержек связанных с низкой квалификацией персонала (перерасход материалов, лекарственных средств) на 12,3%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Некоторые факторы риска труда медика // Медицинская помощь. 2003. — № 2. — С. 25−29.
  2. О.В., Фиалко В. А. Психологические факторы, влияющие на качество работы врача скорой медицинской помощи. // Скорая медицинская помощь 2002. — № 3. — С. 46−47.
  3. E.H. О проведении вневедомственного контроля качества медицинской помощи. // Здравоохранение 1998. — № 3. — С. 13−15.
  4. С., Гром В., Злобин А., Симонян К. Экономическая реформа в здравоохранении. // Вопросы экономики. 1990. — № 11. — С. 89−92.
  5. В.М. Правовые основы, регламентирующие деятельность работников здравоохранения в условиях медицинского страхования. // Медицинское страхование. 1996. — № 13−14. — С. 17−19.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980, т.2−288 с.
  7. Г. М. Социальная психология, М.: МГУ, 1988. — 432 с.
  8. В.И. Практика менеджмента. М.: Кнорус, 2006. 256 с.
  9. Г. В. Исследование преемственности между станцией скорой медицинской помощи и поликлиникой в оказании терапевтической помощи на дому. Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1991 -24 с.
  10. A.A., Клюковкин К. С., Попова А. Е. Изучение мнения пациентов о качестве оказания скорой медицинской помощи Сборник научных трудов «Проблемы городского здравоохранения» Вып. 10. М.: 2005. С- 189−192
  11. A.A., Николаев И. П. Оказание платных медицинских услуг дополнительный источник финансирования скорой медицинской помощи /Сборник научных трудов «Проблемы городского здравоохранения» Вып. 10. М.: 2005. С- 293−295
  12. В.В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность, М.: Мысль, — 1983. — 207 с.
  13. А.П., Чернова Т. В., Яхимович Н. П. Современное состояние здравоохранения по оценкам медицинских работников. // Здравоохранение Российской Федерации. 1994. — № 2. — С. — 13−14.
  14. П. Организация хирургической помощи при катастрофах. // Врач, 2000.-№ 11.-С. 3−5.
  15. Ю.С. Формирование правовой базы регулирования и развития страхования в России. // Медицинское страхование. 1995. — № 10. — С. 5−9.
  16. .Е., Фёдорова З. Г. Методические подходы к оценке медико-экономических стандартов и возможности их использования в практике здравоохранения. // Проблемы социальной гигиены и история медицины. М., 1996.-№ 1.-С. 47−49.
  17. B.C., Куценко Г. И., Сидоман-Эристови В.Г. Состояние здоровья медицинских работников // Труд и здоровье медицинских работников / Под ред. В .К. Овчарова. -М., Медицина, 1985. С. 85−103.
  18. С.Л., Комаревцева Н. Б., Лихота А. И. Опыт по развитию сестринского дела в Ставропольской краевой клинической больнице // Сестринское дело. 1999. — № 5.-С. 14−15.
  19. A.A. Психологические аспекты профессиональной деятельности врача скорой помощи // Здравоохранение Российской Федерации. 1984. -№ 9.-С. 11−15.
  20. А.З. Совершенствование оперативного управления станцией скорой и неотложной медицинской помощи. // Автореф. дис. канд. мед. наук. Оренбург, 1992.-23 с.
  21. Н.И., Стожаров В. В., Муратова Е. Ю. Три звена системы контроля качества медицинской помощи. // Экономика и здравоохранение. М., 1997. -№ 2. — С. 26−29.
  22. Н.И. Альтернативные подходы к решению проблемы финансирования здравоохранения в условиях медицинского страхования. // Проблемы городского здравоохранения: Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 1998.-С. 34−37.
  23. Х.В. Обеспечение качества медицинского обслуживания Копенгаген. ЕРБ ВОЗ. 1985.- 177 с.
  24. В.А. Системные описания в психологии, Д.: ЛГУ, 1984. — 176 с.
  25. Г. И. К вопросу о качестве оказания медицинской помощи населению (материалы опроса руководителей здравоохранения). // Экономика здравоохранения. 1999. 56/38. — С. 40−41.
  26. Г. А., Гехт И. А. К вопросу о реформировании здравоохранения. // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998. — № 1. — С. 28−31.
  27. Л.А., Горбунова М. В. Основы управления организацией. М.: КНОРУС, 2006. — 206 с.
  28. И.Н., Косарев И., Юновидов И. Врач и больной. Специфика общения и нерешённые проблемы медицины. // Врач. 1993 — № 5. — С. 47−49.
  29. Ф.Н. Платные медицинские услуги. (Экономико-правовые основы организации оказания платных медицинских услуг). М.: Грантъ, 1999. 496 е.
  30. Д. Конфликты в организации: социально конфликтологический уровень анализа. // Управление персоналом. — 1999. — № 7 — С. 17−20.
  31. A.A. Заболеваемость среднего медицинского персонала. // Здравоохранение. 2000. — № 9. — С. 23−27.
  32. .Д., Румянцева A.B., Кустова Е. А. Основы организации скорой медицинской помощи. // Советское здравоохранение, 1974. № 10. — С. 40−45.
  33. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967, — с. 383.
  34. Р., Боухам М. Основы медицинской психологии. Прага: Авице-нум, 1974.-405 с.
  35. H.H. Какой должна быть медсестра? // Медицинская помощь. 1999. — № 6. — С. 36−37
  36. В. Экономическая реформа в здравоохранении. // Вопросы экономики. 1990. — № 11.-С. 13−22.
  37. Л.В. Медсестра. Новый взгляд на профессию. // Медицинская помощь. 1998.-№ 5. — С. 17−18.
  38. Н.П. Обоснование введения системы качества медицинской помощи в Санкт-Петербурге. СПб., 1995. — 20 с.
  39. A.A. К вопросу оказания скорой медицинской помощи больным при болезнях органов дыхания в г. Краснодаре // Научные труды 6-ой Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в 21-ом веке» 8−10 декабря 2005 года.- С.330−331
  40. A.B. Управление качеством медицинской помощи. // Сестринское дело. 1998. -№ 2. -С. 5−6.
  41. А.К. Психология профессионализма, М.: 1996. 308 с.
  42. М.А. Организация работы городской станции скорой медицинской помощи, М.: 1986.-218 с.
  43. Е.Ю. Принципы формирования региональной системы управления качеством медицинской помощи. /Проблемы оценки качества медицинской помощи. СПб. — 1996. — С. 18−27.
  44. И.С., Кричагин В. И., Индейкин E.H. Стандарты медицинской помощи. М. — Присцельс. — 1993. — С. 90−91.
  45. Н.Б., Астовецкий А. Г. Качество медицинской помощи и его экспертиза. // Экономика здравоохранения. 1998. — № 1/25. — С. 7−14.
  46. P.C. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива // НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1984. — 200 с.
  47. Общая и социальная психология: практикум / Под ред. Н. Д. Твороговой. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1997. — 374 с.
  48. В.К., Марченко А. Г., Гишук Е. А. Об опыте изучения удовлетворённости населения медицинской помощью. // Здравоохранение Российской Федерации.- 1991. -№ 1.-С. 10−11.
  49. В.К. О новых возможностях контроля качества медицинской помощи. // Главный врач. 1996. — № 1. — С. 72−74.
  50. A.B. Проблемы мотивации в зарубежных теориях социального поучения. // Мотивация личности / Отв. ред. A.A. Бодолев. М.: АПН СССР, 1982. -С. 17−29.
  51. Н.Ю., Боев В. А., Удотова О. В., Неклюдов A.B. Оценка деятельности службы скорой медицинской помощи города Оренбурга /Сборник научных трудов «Проблемы городского здравоохранения» Вып. 10. М.: 2005. С-40−41
  52. Н.Г. О проблемах качества медицинской помощи в условиях медицинского страхования. // Проблемы городского здравоохранения: сборник научных трудов. СПб., 1995. — С. 39−41.
  53. Планово-нормативное обеспечение организации службы скорой и неотложной медицинской помощи. Отчёт о НИР НИИ им. H.A. Семашко. № 80 031 733 УДК-614.2.07: 658.54 М., 1984.-217 с.
  54. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970. — 264 с.
  55. Г. Два подхода к оценке персонала // Управление персоналом. -1998.-№ 4.-С. 31−38.
  56. В.М., Журавлев В. А. Системное управление службой скорой медицинской помощи в муниципальном здравоохранении. //Здравоохранение. -2005. № 5. — С.169−176.
  57. В.Ю., Шилова В. М. Рекомендации по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования и величины страхового платежа. НИИ им. H.A. Семашко РАМН, 1992. 46 с.
  58. К. Тестирование и оценка персонала: 13 исходных принципов // Управление персоналом. 2000. — № 4. — С. 41−43.
  59. Э. Конфликт. // Управление персоналом. 1999. — № 7. — С. 3134.
  60. В.И., Таранов A.M., Солодкий В. А., Шиляев Д. Р., Шуралёва C.B. Некоторые итоги применения новых методов управления здравоохранением и его финансирование на территориальном уровне // Здравоохранение, 2000. -№ 5.-С. 10−28.
  61. Стенли Тиллингаст. Повышение качества в российском здравоохранении: новые задачи новые средства // Проблемы социальной гигиены и история медицины. — 1996. — № 3. — С. 36−41.
  62. JI.H. Пути совершенствования контроля качества медицинской помощи // Медицинское страхование. 1996. — № 13−14. — С. 35−37.
  63. A.M. Роль экономических механизмов в совершенствовании управления системой оказания медицинской помощи. // Дис. док. мед. наук. М. НИИ им. H.A. Семашко РАМН, 2000. 338 с.
  64. В.Ф. Аналитические методы моделирования систем оказания экстренной медицинской помощи городскому населению. М., 1976. Автореф. дис.. канд. техн. наук — 27 с.
  65. Труд и здоровье медицинских работников. В. Ф. Минаков, Г. И. Куценко и др. / Под ред. В. К. Овчаров. М.: Медицина, 1985. — 216 с.
  66. Н.М., Наддайкин В. А., Дехнич С. Н. и др. Уровень и структура обращаемости населения за скорой медицинской помощью. // Здравоохранение Российской Федерации, 1984. № 4. — С. 24−27.
  67. И.И. Методика расчёта и оценка показателей деятельности скорой и неотложной медицинской помощи. Киев, Кривой Рог — 1983. — 13 с.
  68. В.В., Привалова В. Ю. Эксперт качества медицинской помощи и его роль в системе современного здравоохранения. // Здравоохранение Российской Федерации. 1995. — № 1. — С. 12−16.
  69. В.Н., Кадыров Ф. Н. Новые тенденции в подходах к экономическому анализу работы медицинских учреждений // Проблемы городского здравоохранения: Сборник научных трудов. СПб., 1995. — С. — 65−68.
  70. И.С. Развитие человеческих ресурсов в социальной сфере в период реформ. // Научные труды 6-ой Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в 21-ом веке» 8−10 декабря 2005 года. С.515−516
  71. И.А. Об эффективности и качестве медицинского обеспечения. // Здравоохранение Российской Федерации. 1994. — № 6. — С. 15−17.
  72. Г. С. Научное обоснование применения метода моделирования для оценки и планирования работы станций скорой и неотложной медицинской помощи. // Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2000. 22 с.
  73. В.Н. Экономический анализ деятельности станции скорой медицинской помощи. // Под ред. Академика РАМН О. П. Щепина М.: ГРАНТЪ, 2001.-144 с.
  74. В.Н., Синицын В. Н. Влияние возрастно-полового состава населения на объём финансирования службы скорой медицинской помощи. // Здравоохранение. 2000. — № 12.-С. 21−28.
  75. И.Ш. Состояние и пути совершенствования экстренной медицинской помощи населению г. Москвы на догоспитальном этапе. // Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1991. 24 с.
  76. И.С. Организация службы скорой медицинской помощи в г. Москве. // Здравоохранение, 1999. № 12. — С. 58−63.
  77. Н.Т. Экономические рычаги управления в работе станций скорой медицинской помощи. // Экономика здравоохранения. 1999. — № 3. — С. 2327.
  78. Abel-Smith В., Mossiallos Е. Cost Containment and Health Care Reform: A Study of the European Union. Health Policy.-1994.-V.28.-P.89−132.
  79. Aboul-Enein Y.N. Obstetricians in a Legal crisis. World Health Foram.-1991.-V.12.-№ 2.-p.207.
  80. An end to patchwork reform of health care. // N. Engl. J. Med.- 1987.-V.317.-№ 17.- P.1086−1089.
  81. An epitaph for Medicare. J. Florida med. Ass.-1987.-V.74.-№ 5.-P.351−354.
  82. Barnum H., Kutzin J., Public Hospitals in Developing Countries (Resource Use, Cost, Financing). World Bank, The Johns Hopkins University press.-1993.-335 p.
  83. Barnum H., Kutzin J., Saxenian H. Incentives and Provider Payment Methods. HRO working Papers.-1995.-№ 51.-19 p.
  84. Byrne T. Paybeds: How much will they really pay? Hlth Soc. Serv. J.-1987.-V.97.-№ 5078.-P.1375.
  85. Blendon R., Donelan K. British public opinion on national health service reform. // Hlth Affairs.-1989.-Vol.8.-№ 4.-P.55−59.
  86. Blendon R J., Donelan K., Jov ell A J., Pellise L., Lombardia E.C. SpainAs Citizens Assess Their Health Care System. Health Affairs, Fall.-1991.-P.216−228.
  87. Brook R.H., Appel F.A., Quality-of-care assessment: choosing a method for peer review. New. Engl. J. Med.-1973.-V.288.-P.1323−1329.
  88. Brook R.H., Quality- can we measure it? New. Engl. J. Med. -1977.-V.297.-P.170−171.
  89. Brown E.R. A National health program for the United States. JAMA.-1992.-V.267.-№ 4.-P.552−558.
  90. Burris S., Dalton H.L. and Miller J.L. AIDS law Today: A New Guide for the public. Yale University Press, New Haven, CT, 1993−443 pp.
  91. Caplan A. ClintonAs health care reforms. Brit. Med. J.-1993.-V.307.-P.819−820.
  92. Carr-Hill R.A., Hardman G., Martin S., Peacock S., Sheldon T.A., Smith P. A Formula for Distributing NHS Revenues Based on Small Area Use of Hospital Beds. University of York.-1994.-140 p.
  93. Changing health care in the Netherlands. Ministry of welfare, Health and Cultural Affairs., Netherlands, Rijswijk.-1988.- September.-90 p.
  94. Chassin M. Standarts of care in medicine. // lnquiiy.-1988.-Vol.25.-P .437−453.
  95. Chester T.E. Der Staatliche Gesundheitsdienst in Grossbritanien. Krankenh. Umschau.-1986.-B.66.-№ 9.-S.653−656.
  96. Chernichovsky D. Economic Dimensions of the Crisis in the Israeli- HealthCare System: Key Principles and Proposals for reform. JDC-Brookdale Institute. Ben Gurion University of the Negrev.-1991 .-Decemder.-RR-28−91, 29 p.
  97. Cohen M., Rosen B. New Directions in Israeli Health Care. Paper presented at the WHO Meeting «New Approaches to Managing Health Services». United Kingdom, Leeds.-1990.-29−31 January.-23 p.
  98. Coid D., Murrey M. A fairer share? Hlth Soc. Serv. J.-1988.-V.98.-№ 5125.-P.1300−1301.
  99. Competition in Health Care. Reforming the NHS (ed, by A. J. Culyer, A.K. Maynard, J.W. Posnett). Mac Millan Press.-1992.-256 p.
  100. Court C. Pediatrician found guilty of misconduct. // BMJ.-1994.-V.309.-№ 6968.-P.1533.
  101. Current proposals for modification to health care in European countries.BMJ.-1991.-V.303.-7Dec.-p.1457.
  102. Cullen A. Burnout: why do we blame the nurse? // American Journal of Nursing. 1995.-50/5-Nov.-P. 22−28.
  103. Davies P. The public speaks out on the NHS. Hlth Soc. Serv. J.-1988.-V.98.-№ 5101 .-P.556−557.
  104. Desmonts J.M. Complications de IAanesthesie et aspects medico-legaux. Paris etc.: Masson.-1992.-192 p.
  105. Dixon J. US health care. 3: The reform ptoblem. BMJ.-1992.-V.305.-17 Oct.-P.941−944.
  106. Dixon J. US health care. 1: The access problem. BMJ.-1992.-V.305.-3 Oct.-P.817−819
  107. Dyson R. Pay bargaining and the patient. Hlth Soc. Serv. J.-1986.-V.96.-№ 5020.-P. 1326−1327.
  108. Donabedian A. Griteria, norms and standards of quality: what do they mean? Amer. J. Publ. Hlth.-1981.-V.71.-P.409−412.
  109. Dorozynski. Health services in disarray: 2. France. BMJ.-1991 .-V.302.-15 June.-P.1419.
  110. Dumont M. Le praticien et sa compagnie dAassurance: quelques conseils. //Chir. Dent. Fr.-1988.-Vol.58.-P.59−60.
  111. Ellwood P.M., Enthoven A.C., Etheredge L. The Jackson Hole Initiatives for a Twenty-First Century American Health Care System. Health Economics.-1992.-V.l.-P.149−168.
  112. Enthoven A.C. Reflections on Improving Efficiency in the National Health Service. London, Nuffield Provincial Hospitals Trust, Occasional Paper.-1985.
  113. Enthoven A. What can europeans learn from americans. // Hith Service Financing Rev.-1989.-Ann. Suppl.-P.49−63.
  114. Enthoven A.C. Commentary: Measuring the Candidates on Health Care. New England Journal of Medicine.-1992.-V.327.-10 Sept.-№ 10.-P.807−809.
  115. Evaluation of Recent Changes in the Financing of Health Services. Report of a WHO Study Group. WHO, Geneva, WHO Technical Report Series.-1993 .-№ 829.75
  116. Evans R.G. Public health insurance: the collective purchase of individual care. Health Policy.- 1987.-V.7.-P.115−134.
  117. Fainstein R.J. Democracy and health care trends in three kindred western nations: Britain, Canada and the United States. J. Florida. Med. Ass.-1986.-V.73,-№ 9.-P.695−700.
  118. Faivre P., Malicier D. Nouveautes en matiere de responsabilite medicale. Journal de Medicine Legale, Droit Medical.-1995.-V.38.-M.-P.27−33.
  119. Feder J., Moon M., Scanlon W. Medicare reform: Nibbing at catastrophic costs. // Hlth Affairs.-1987.-Vol.6.-№ 4.-P.5−19.
  120. Feiner D. Medicinsk etik. Medicinsk prioriteringsetic nar resurserna Krymper. // Lakartidningen.-1989.-Vol. 86 .-P .340−344.
  121. Fine D. J., Meyer E.R. Quality assurance in historical perspective. Hosp. Hlth Serv. Admin.-l 983 .-V.28.-P.94−121.
  122. Farrington A. Stress and nursing. // British Journal of Nursing. 1995. — 4(10). — May 25 — June 7. — p. 574−578.
  123. Freudenberger H.I. Staff Burn out // Journal of Social issues. — 1974. — 30(1). -p. 159−165.
  124. Freeman M.D.A. Medicine, ethics and the law. Current legal problems. London: Stevens and Sons.-1988.-166 p.
  125. Gabel J., DiCarlo S., Fink S., de Lissovoy G. Employer-sponsored health insurance in America. // Hlth Affairs.-1989.-Vol.9.-№ 2.-P.116−128.
  126. Gerritsen R. De ontslagbrief. // Ned. Tijdschr. Geneeskd.-1989.-Vol.l33.-№ 6.-P.314−324.
  127. Giesen D. International medical malpractice law study of civil liability arising from medical care. With a forew by Lord Kilbrandon.-Tubingen- Mohr- Dordrcht etc.: Nijhoff.-1988.-LVI.-923p.
  128. Glasser W. Decigning fee schedules by formulae, politics and negotiations // Amer. J. publ. Hlth.-1990.-Vol.60.-№ 7.-P.804−809.
  129. Glasser W. The politics of paying american physicians. // Hlth Affairs.-1989.-Vol.8.-№ 4.-P. 129−146.
  130. Ham Ch. Health care reforms in Sweden. BMJ.-1991 .-V.303.-23 Nov.-P.1288.
  131. Ham Ch. Paying for health services. BMJ.-1992.-V.304.-8 Feb.-P. 328−329.
  132. Hellinger F. Selection bias in health maintenance organization: Analysis of recent evidence. // Hlth Care Financing Rev.-1987.-Vol.9.-№ 2.-P.55−63.
  133. Herrero J.J.A., Artalejo F.R., Palleja P., Pascuai H. Spain: Current Developments. Paper presented at the WHO meeting «New Approaches to Managing Health Services». United Kingdom, Leeds.-l990.-29−31 January.-20 p.
  134. Holahan J., Moon M., Welch W.P., Zuckerman S. An American Approach to Health System Reform. JAMA.-1991.-V.265.-15 May.-№ 19.-P.2537−2540.
  135. Holland W.W. The RAWP review: Pious hopes. Lancet.-1986.-V.2.-№ 8515.-P.1087−1090.
  136. Hurst J. Reforming Health Care in seven European Nati-ons. Health Affairs, Fall.-1991.-P.7−21.
  137. Iglehart J. JapanAs medical care system. The New England Journal of Medicine.-l988.-V.319.-№l 2.-P.807−812. Iglehart J.K. JapanAs medical caresystem-part two. The New England Journal of Medicine.-1988.-V.319.-Oct. 27.-P.l 166−1172.
  138. Iglehart J.K. GermanyAs Health Care System (First of Two Parts). New England Journal of Medicine.-1991.-V.324.-14 Febr.-№ 7.p.503−508.
  139. Ikegami N. Japanese health care: Low cost through regulated fees. Health Affairs, Fall.-1991.-P.87−109.
  140. Illich Ivan. Nemesis medical: LAexpropriation de la sante.-P.:Ed. duSeuil.-1981.-222 p.
  141. Ito H. Health insurance policy development in Denmark an Sweden 1860−1950. Soc. Sci. Med.-1979.-V. 13 .-P. 143−160.
  142. Jarman B. Is London overbedded. Brit. Med. J.-1993.-V.306.-10 Apr.-P.979−982.
  143. Jones T. The 2 per cent debate. Hlth Soc. Serv. J.-1986.-V.96.-№ 4992.-P.428.
  144. Jonsson B. What can americans learn from Europeans? // Hith Service Financing Rev.-1989.-Ann. Suppl.-P.79−93.
  145. Judge K. AmericaAs uninsured and underingured. BMJ.-1991.-V.302.-P.1163−1164.
  146. Kirkman-Liff B., Van den Ven W. Improving effici-ency in the Dutch health care system: Current innovations and future options. // Hlth Policy,-1989.-Vol. 13.-P.18−35.
  147. Kissam P. Health maintenance organizations and the role of antitrust law // Dune Law J.-1978.-№ 2.-P.487−541.
  148. Lazenby H.C., Levit K.R., Waldo D.R., Adler G.S., Letsch S.W., Cowan C.A. National health accounts: Lessons from the U.S. experience. Health Care Financing Reviem.-1992.-Summer.-V. 13 .-№ 4.-P.89−103.
  149. Liability insurance. The New Encyclopaedia Britannica.-V.21.-1988.-P. 680 691.
  150. Light D.W. The Practict and Ethics of Risk-Ruted Health Insurance. JAMA.-1992.-V.267.-13 May.-№ 18.-P.2503−2508.
  151. Lister J. Reform of British national health service. // New Engl. J. Med.-1990.-№ 6.-P.410−412
  152. Lohr K., Yordy K., Thier S. Current issues in quality of care. // Hlth Affairs.1988.-Vol.8.-№l.-P.13−14.
  153. Mach E.P., Abel-Smith B. Planning the finances of the health sector. A manual- for developing ceuntries. WHO.-1983.-124 p.
  154. Maxwell R.J. Financing health care: Lessons from abroad. Brit. Med. J.-1988.-V.296.-21 May.-P. 1423−1426.
  155. Mcclelland A. In Fair Health? Eguity and the Health System. Background Paper 3. National Health Strategy. Melbourne. Australia.-1991.
  156. Medical malpractice and antitrust issues in healht care reform: Hearing before the Comm. on finance, US Senate, 103d Congr., 2d sess., May 12, 1994. -Wash.: Gov. print, off.-1994.-4.-295 p.
  157. Medical Care Recommendation (№ 69, 1944). In: ILO: International Labour Conventions and Recommendations.-1919−1981.-Geneva.-P.567−578.
  158. Medicare A. Stragery for Quality assunrance. NAP Washington D.C., 1990.-Vol.l.
  159. Meissner I.E. Nurses are we still eating our young? // Nursing. 1999. — Feb. -p. 42−44.
  160. Moss V.A. Burnout: symptoms, causes, prevention // AORN Journal. 1989. -5.-Nov.-p. 1071−1076.
  161. Michele L. Mandatory insurance: Tough choices ahead. Hospitals.-1988.-V.62.-№ 22.-P.40−42.
  162. Muller C. Review of twenty years of research on medical care utilisation. // Hlth Services Res.-1986.-Vol.21, № 1.-P.131−135.
  163. National health expenditures, 1986−2000. Health Care Financing Review, Sum-maer 1987.-V.8.-№ 4.-P.l-36.
  164. National Health Policy in Israel: Targets for the Year 2000. Ministry of Health.1989.-November.-96 p.
  165. National commentaries. Information № 25.- July 1990.- london.-Secretariat IFVHSF, 78 p. 353
  166. Navarro V. Why some countries have national health services and the U.S. has neither. Soc. Sci. Med.-1989.-V.28.-№ 9.-P.887−898.
  167. Oshel R.E., Croft T., Rodak J. The National Practitioner Data Bank: the First 4 Years. Public Health Reports.-1995.-V.l 10.-№ 4.-P.383−394.
  168. Pekurinen M. Snow Sweat. Hits Serv. J.-1992.-20 Aug.-P.22−25.
  169. Piechowiak H. Sozialmedizinische Analyse: Wie Krank sind Relca-Antragsteller? Vertrauen sarztliche HV-Beguta-Chtungen nacher betrachtet. // Off. Gesundheitswess.-1988.-Bd 50.- S.572−578.
  170. Pouillier J.P. A. European overview. Hlth Scrv. J. 1989.-27 April.-P.6−8.
  171. Proposals for a National Health Insurance Scheme. Final Report. Cyprus.-1992,-September.-74 p.
  172. Quality assurance in medicine: a brief historical perspective. Wld. Hosp.-1984.-V.20-P. 16−20.
  173. Reid W.K. The Role of the Health Service Ombudsman. Health Bulletin.-1995.-V.53.-№ 6.-P.349−352.
  174. Reinhart U.E. Commentary: Politics and the Health Care System. New England Journal of Medicine.-1992.- V.327.-№ 11 .-P.809−811.
  175. , R.A. & al. The Cost of Medical Professional Liability JAMA.-1987.-V.257.- № 20.-P.2776−2781.
  176. Reviem of the Resource Allocation Working Party Formula. Final report by the NHS managing board. Department of Health and Social Security UK.-1988.-ISBN 1 85 197 3567.
  177. Roberts J.C. Clinton outlines plan to fix American health system. Brit. Med. J.-1993.-V.307. P.813−814.
  178. Ron A., Abel-Smith B., Tamburi G. Health Insurance in Developing Countries. ILO.- Geneva.-1990.-231 p.
  179. Rowland D. Health Status in East European Countries. Health Affairs. Fall1991.-P .202−215.
  180. Saltman R.B. Recent health policy initiatives in Nordic countries. Health Care Financing Reviem, Summer 1992.-V. 13.-№ 4.-P. 157−166.
  181. Saltman R.B., von Otter C. Planned Markets and Public Competition: Strategic Reform in Northern European Health Systems. London, Open University Press.1992. .-245 p.
  182. Schulin B. Zur unterschiedlichen Verbindlichkeit von Gesetzen, Gesamtvertragen, ichtlinien und Empfehlungen // Off. Gesundheitswess.-1988.-Bd 50.-S.568−571.
  183. Sheldon T., Carr-Hill R. Eguity and efficiency. Hlth Serv. J.-1991.-25 July.-P.18−19.
  184. Sheldon T., Carr-Hill R. Measure for measure. Hlth Serv. J.-1991.-1 Augist.-P.22−24.
  185. Sheldon T., Carr-Hill R. Right approach, wrong method. Hlth Serv. J.-1991.-8 August.-P.24−25.
  186. Sheldon T.A., Smith G.D., Bevan G. Weighting in the dark: resource allocation in the new NHS. BMJ.-1993.-V.306.-27 March.-P.835−839.
  187. Shiebcr G. J., Poullier J.P., Greenwald L.M. Health Care Systems in Twenty-Four Countries. Health Affairs, Fall 1991.-P.22−38.
  188. Short P. Trends in employee health benefits. // Hlth Affairs.-1988.-Vol.7.-№ 3.-P.186−196.
  189. Sifting the figures. Hlth Soc. Serv. J.-1989.-V.99.-№ 5136.-P.142.
  190. Smart T., Draper P. Public health and economic policy: Financing the NHS. Lancet.-1985.-V.2.-№ 8466.-P. 1233−1235.
  191. Social Insurance and Allied Services (the Beveridge Report). London, His MajestyAs Stationery office, 1942, Cmd 6404.
  192. Steffen M. Les politiques de la sante devant les alternatives // Cah. Sociol. De-mogr. Med.-1988.-Vol.28.-№ 2.-P. 163−178.
  193. Schwab L. Individual hardiness and staff satisfaction // Nursing Economics. -1996. 14(3). — May — June. — p. 353−359.
  194. Taylor D.H. and others. One stateAs response to the malpractice insurance crisis: North CarolinaAs rural obstetrical care incentive program. Public Health Reports.-1992.-V.107.-№ 5.-P.523−529.
  195. Tarin P. A better preautorization tool or another way of saying «Cookbook»? // Amer. Med. News.-1990.-April 20.- P. 13−17.
  196. Terris M. Lessons from CanadaAs Health Program. J. Publ. Health Policy.-1990.-Summer.-P. 151 -160.
  197. The Canadian Patient’s Book of Rights: A Consumer’s Guide to Canadian Health Law. 2nd Ed. Doubleday Canada Limited Toronto.-1994.-242 p.
  198. The Pepper Commission (US Bipartisan Commission on Comprehensive Health Care). A Call for Action: Final Report. Washington, DC: US Government Printing Office, September 1990. .-200 p.
  199. The Spanish Health System: High Lights. Ministerio de Sanidad y Consumo. Direccion General de Planificacion Sanitaria. Spain, Madrid.-1989.-45 p.
  200. Ven W.P.M.M. van de. A Future for Competitive Health Care in the Netherlands. Centre for Health Economics, University of York. NHS White Paper Occasional Paper 9.-1989.-34 p.
  201. Ven W.P.M.M. van dc, Vliet R.C.J.F. van, Barneveld E. M.van. LamersL.M. Risk-adjusted capitation: recent experiences in the Netherlands. Health Affairs, Winter 1994.-P.120−136.
  202. Ven W.P.M.M. van de. From regulated cartel to regulated competition in the Dutch health care system. European Economic Review.-1990.-V.34.-P.632−645.
  203. Verlin H. La securite sociale. // Rev. Infirm.-1989.-Vol.39.-№ 2.-P.35−39.
  204. Welch W. The new structure of individual practice assosiations // J. Hith Politic, Policy and Law.-1987.-Vol. 12.-№ 4.-P.723−739.
  205. Wilson L. The management of change: Issues raised by management budgeting. Hosp. Hlth Serv. Rev.-1988.-V.82.-№ 6.-P.245−247.
  206. World congress on medical law. Gent (Belgium) 18−22/VIII-1991. Proceedings.-Vol.2.- Gent.-1991.-958 p.
  207. Working for patients. Secretaries of State for Health, Wales, Northern Ireland, Scotland. London: HMSO.-1989.-48 p.
  208. Working for patients. New diagnosis-New reception. Hlth Soc. Serv. J.-1989.-V.99.-№ 5136.-P.134−137.
Заполнить форму текущей работой