Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На второлг этапе (2008;2009 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования и осуществлялся контрольный эксперимент, включающий анкетирование и анализ полученных результатов. На данном этапе были обоснованы организационно-педагогические условия организационно-педагогические условия, способствующие формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи и разработана… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий. ^
    • 1. 1. Сущность и специфика формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий
    • 1. 2. Модель формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий
    • 2. 1. Изучение особенностей межкультурного общения студенческой молодежи
    • 2. 2. Реализация организационно-педагогических условий формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий

Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого вопросы межкультурного взаимодействия и взаимопонимания народов приобретают геополитический характер.

Россия является полиэтничным, поликультурным, полирелигиозным обществом, поэтому проблема формирования культуры межнационального общения особенно значима в сфере отношений между различными этническими общностями. Исторически сложившийся многонациональный состав населения Российской Федерации обязывает пристально изучать, сохранять и развивать все богатство и многообразие культур.

Новое мышление, экономические и политические деловые контакты, гуманизм, взаимопонимание, справедливость, милосердие все сильнее реализуются в международных отношениях. В этих условиях культура национального общения — важнейшее средство объединения людей различных народов и наций, их духовного и материального возрождения.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 4 октября 2000 г. № 751 отмечалось, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений: сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. В этом документе особое внимание уделено воспитанию граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности.

Данное направление нашло широкое отражение в многочисленных нормативно-правовых документах в Законе о государственной поддержке молодежных и детских объединений, в Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации, деятельности ряда совещательных органов при Президенте и Правительстве РФ, комитетов по делам молодежи в структуре Совета Федерации и Государственной Думы РФ, а также в субъектах РФ.

Согласно новым целям воспитания подрастающего поколения, решающее значение для перестройки молодежного сознания имеет практическое изменение общественных отношений. Именно в студенческие годы формирующаяся личность обязана выйти на новый уровень отношений с обществом, чтобы найти свое место в нем.

Одной из сфер жизнедеятельности, где наиболее плодотворно могут решаться воспитательные задачи, является досуг. Именно здесь может быть обеспечена активизация социальных механизмов, пробуждение личностной инициативы индивида на основе выбора разнообразных форм отдыха.

Особое место в решении проблемы межкультурного общения молодежи занимают рекреативные технологии, способствующие максимальному развитию инициативы, самостоятельности, снимающие физическое, психическое и интеллектуальное напряжение, стимулирующие социальную активность, творческое самовыражение и создающие оптимальные условия для общения.

Все это позволяет рассматривать использование рекреативных технологий в формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи как проблему, важную для теории и практики социально-культурной деятельности, пока еще не получившую должного рассмотрения в научных исследованиях.

Как свидетельствует междисциплинарный анализ современной литературы, внимание представителей различных наук к данной проблеме довольно велико.

Научная разработанность проблемы. Ведущие специалисты по проблеме общения A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, A.A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин и др. рассматривали общение как сильнейший фактор развития личности, ее психического и физического здоровья. Они обогатили психологию интересными научными программами, конкретизировали принципы, задачи и цели изучения закономерностей и механизмов общения.

Существенным вкладом в психологию общения стали работы Г. М. Андреевой, Э. Берна, Г. А. Ковалева, В. А. Петровского.

Исследованию проблемы понимания и взаимопонимания в межличностном познании и общении посвящены работы Б. Г. Ананьева, A.A. Бодалева, К. Роджерса, C.JI. Рубинштейна, Т. Шибутани и др.

Интересным для нас был опыт применения рекреативных технологий за рубежом: Е. Браун, Р. Келли, Г. Кок, Р. Хаббард, Х. Климм и др., а также вызвали интерес исследования, показывающие специфику организации рекреативной деятельности в России: А. И. Арнольдова, С. Н. Иконниковой, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Э. В. Соколова, A.B. Соколова, Ю. А. Стрельцова, B.C. Садовской, H.H. Ярошенко и др.

Немалый интерес представляли для нас определенные современные аспекты проблемы, отраженные в кандидатских и докторских диссертациях (Г.Д.Алижманова, Ж. В. Бухаринова, В. К. Волкова, Н. В. Дементьева, Г. К. Зайцев, Л. А. Коротаева, Н. К. Ковш, Е. Е. Лунина, Е. В. Макаревич, Г. А. Мильграм, Н. В. Никитин, Н. П. Поващенко, С. Г. Сериков, C.B. Тетерский, Е. О. Школа, Л. Г. Татарникова и др.).

Настоящее исследование велось в контексте современных теоретико-методологических аспектов социально-культурной деятельности, которым посвящены труды отечественных учёных: А. И. Арнольдова, Л. А. Акимовой, Т. И. Баклановой, Е. И. Григорьевой, М. И. Долженковой, Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильникова, Е. В. Литовкина, Б. Г. Мосалёва, B.C. Садовской, Ю. А. Стрельцова, В. Е. Триодина, H.H. Ярошенко и др.

Большое значение для исследования потенциала социально-культурных технологий в формировании навыков межкультурного общения молодежи имеют работы М. А. Ариарского, Т. Г. Бортниковой, О. С. Газмана, Е. Г. Доронкиной, Б. С. Ерасова, Ю. В. Китова, A.C. Орлова, Э. В. Соколова, В. Я. Суртаева, Б. А. Трегубова, В. В. Туева и др.

Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, проблема использования рекреативных технологий в формировании навыков межкультурного общения студенческой молодежи пока не решена.

На основании анализа психолого-педагогической, медицинской и социологической литературы, собственного педагогического опыта был выявлен ряд противоречий между:

— потребностями в межкультурном взаимодействии, взаимопонимании народов, живущих в полиэтническом обществе, с одной стороны, и, имеющей место, межнациональной напряженностью и обострению национальных конфликтов, с другой;

— необходимостью создания благоприятных условий для межкультурного взаимодействия студенческой молодежи и отсутствием научных разработок по его организации;

— имеющимся потенциалом использования рекреативных технологий в формировании навыков межкультурного общения студенческой молодежи и недостаточным его использованием в решении проблемы.

Вышеуказанные противоречия обусловили актуальнейшую педагогическую проблему: каков потенциал рекреативных технологий в формировании навыков межкультурного общения студенческой молодежи.

В качестве объекта исследования выступает межкультурное общение молодежи.

Предмет исследования — изучение потенциала рекреативных технологий в формировании навыков межкультурного общения студенческой молодежи.

Целью исследования является научное обоснование и определение потенциала рекреативных технологий в формировании навыков межкультурного общения студенческой молодежи.

Поставленная цель потребовала реализации ряда задач:

1. Обосновать сущность формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством использования рекреативных технологий.

2. Выявить специфику формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством использования рекреативных технологий.

3. Определить организационно-педагогические условия формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

4. Разработать теоретическую модель формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

5. Разработать программу, позволяющую целенаправленно осуществлять формирование навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование рекреативных технологий позволит эффективнее формировать навыки межкультурного общения студенческой молодежи, если:

— будут выявлены и учтены факторы, способствующие оптимизации процесса межкультурного общения студенческой молодежи;

— в основе построения педагогической деятельности будет лежать разработанная модель формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий;

— будут удовлетворены разнообразные рекреационные потребности каждого участника с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей;

— будут использованы различные виды рекреационной деятельности, позволяющие формировать культуру коммуникативного общения;

— будет учтен принцип добровольности при выборе рода занятий и степени активности при использовании рекреативных технологий;

— осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включённости в рекреационную деятельность;

— наряду с познавательным компонентом существенную роль в педагогическом процессе будет играть эмоциональный компонент, оказывающий мотивирующее влияние на формирование устойчивых познавательных интересов молодых людей;

— деятельность будет построена на основе разработанной нами педагогической программы, предполагающей вовлечение в зрелищные, игровые, физкультурно-оздоровительные и иные виды рекреативной деятельности.

Методологическая основа исследования. В основу данного исследования положены: общепсихологическая теория деятельности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн) — идеи о сущности процесса воспитания в условиях приобретения им целостности и саморазвития (А. Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, И. П. Подласый и др.) — теории становления личности (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, В. А. Петровский) — идеи о личностном и эмоциональном развитии (JI. А. Абрамян, Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас, А. И. Захаров, A.C. Спиваковская, П. М. Якобсон и др.).

Наиболее обобщающими отечественными исследованиями по теории коммуникации являются работы A.B. Зверинцева, JI.M. Земляновой, В. П. Конецкой, Ю. М. Лотмана, Г. Г. Почепцова и др.

В определении теоретических позиций автора в вопросах личностных и технологических факторов в процессе педагогического воздействия существенную роль сыграли работы современных педагогов и специалистов в области социально-культурной деятельности (В.П. Беспалько, Т. Г. Бортниковой, Е. И. Григорьевой, М. И. Долженковой, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселевой, Е. В. Литовкина, Г. Н. Новиковой, Г. К. Селевко, Ю. А. Стрельцова, В. М. Чижикова, H.H. Ярошенко и др.).

Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: теоретический анализ литературных источниковмоделированиеанкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, математические методы обработки полученных экспериментальных данных.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина и военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж).

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 20 062 011 гг. и состояло из трех основных этапов.

На первом этапе (2006;2007 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных исследований. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены сущность и специфика формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий и разработана теоретическая модель этого педагогического процесса.

На второлг этапе (2008;2009 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования и осуществлялся контрольный эксперимент, включающий анкетирование и анализ полученных результатов. На данном этапе были обоснованы организационно-педагогические условия организационно-педагогические условия, способствующие формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи и разработана модельосуществлялось сравнительное изучение используемых методов и технологий формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи в вузах различных регионов России. Была разработана и апробирована комплексная педагогическая программа «Азбука общения».

На третьем этапе (2010;2011 гг.) проводились формирующий и контрольный эксперименты, были подведены итоги исследования, сделаны выводы по его теоретическим и практическим аспектам. Проводилось описание полученных результатов, осуществлялась окончательная редакция текста.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— расширены педагогические знания о возможности использования потенциала рекреативных технологий в формировании навыков межкультурного общения за счет обоснования сущности и специфики этого процесса. Сущность заключается в совокупности целенаправленных и планомерных организационно-педагогических воздействий на личность через включение в социально-значимые формы межкультурного общенияспецифика определяется социально-культурной и личностной готовностью студентов к межкультурному общению и взаимодействию с представителями разных культур в условиях свободного временивыявлены и обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи. К ним относятся общие условия, проявляющиеся в социально-культурной жизни общества и социокультурном окружении личностичастные условия, присущие сфере социально-культурной деятельности и рекреативным технологиям;

— разработана структурно-функциональная модель развития навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий, в которой на основе личностно-ориентированного подхода обозначены цель, результат, средства достижения результата (содержание, методы, приемы, средства, организацию данного процесса) и включающая следующие блоки: целевой, содержательный, технологический, организационный и результативный;

— разработана комплексная педагогическая программа «Азбука общения» по формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи на основе использования рекреативных технологий, которая направлена на осознание себя и своего места в коллективе, формирование взглядов, норм поведения и стиля общения с представителями других культур, сохранение и развитие традиций, обычаев, ритуалов. Программа максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: обогащен понятийный аппарат теории социально-культурной деятельности за счет обоснования сущности и специфики формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

Уточнено содержание понятий: «межкультурное общение», «культура межнационального общения студенческой молодежи», «воспитание культуры межнационального общения студента» — целенаправленная помощь студенту для самореализации в полиэтническом социуме и выстраивании взаимоотношений с представителями различных этнических общностей.

Разработанная модель формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет выработка совокупности интеллектуальных, профессиональных и индивидуально-духовных способностей и качеств человека, позволяющих ему эффективно взаимодействовать как внутри своей группы, так и с другими социальными группами.

Научно обоснованные организационно-педагогические условия формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий способствуют решению двух важнейших проблем — внешней адаптации и внутренней интеграции.

Практическое значение исследования заключается в том, что совокупность выдвинутых теоретических положений позволила разработать и внедрить в практику образовательных учреждений рекреативные технологии, способствующие формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи.

Разработанная педагогическая программа «Азбука общения» с использованием рекреативных технологий направлена на создание условий для формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи, интеллектуальных, профессиональных и индивидуально-духовных способностей и качеств человека, позволяющих ему эффективно взаимодействовать как внутри своей группы, так и с другими социальными группами.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать научно обоснованные выводы и рекомендации по организации педагогического процесса, направленного на формирование навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследованияиспользованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватного предмету и задачам исследованияобеспечением органичного сочетания исследовательского поиска и практической деятельности вузаорганизацией опытно-экспериментальной работы с применением методов, адекватных объекту, предмету и цели исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность формирования навыков межкультурного общения молодежи посредством рекреативных технологий определяется взаимодействием личности и социального окружения, в процессе которого происходит обмен значимой информацией посредством языковых знаков и других культурных и избирательный прием информации и служащий достижению взаимодействия и взаимопонимания с представителями других культур. Рекреативная технология представляет собой упорядоченную совокупность развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности с целью физической и духовной реабилитации, обогащения внутреннего мира, формирования всесторонне развитой личности.

2. Специфика формирования навыков межкультурного общения молодежи посредством рекреативных технологий заключается в том, что социально обусловленный процесс взаимодействия представителей разных культур, реализуемый в межличностных отношениях, происходит в свободное время в соответствии с собственным выбором и обогащается за счет привлечения традиций народной досуговой культуры, спортивно-туристских и семейных праздников, а также других мероприятий.

3. Педагогическая модель формирования навыков межкультурного общения молодежи посредством рекреативных технологий является важным средством совершенствования культуры общения студента и включает взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, содержание, принципы, функции, методы, организационные формы, критерии и показатели, результат.

4. Организационно-педагогические условия формирования навыков межкультурного общения молодежи посредством рекреативных технологий:

— выявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса межкультурного общения студенческой молодежипостроение педагогической деятельности на основе разработанной модели и программы формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий;

— удовлетворение разнообразных рекреационных потребностей каждого участника с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей;

— учет принципа добровольности при выборе рода занятий и степени активности при использовании рекреативных технологий;

— осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включённости в рекреационную деятельность.

5. Педагогическая программа «Азбука общения» по формированию навыков межкультурного общения молодежи на основе использования рекреативных технологий, предоставляющая возможность органично соединять интересы и потребности личности и общества, обеспечивать непрерывное образование и духовное обогащение, развитие инициативы, самостоятельности, социальной активности, способствующая физической и духовной реабилитации, создающая оптимальные условия для творческого самовыражения.

Апробация и внедрение осуществлялись путем: выступления соискателя в печати, на аспирантских методологических семинарах (в г. Воронежг. Тамбов), участия в международных, всероссийских, межрегиональных, региональных, научно-практических конференциях, совещаниях и круглых столах в г. Москве, Белгороде, Воронеже, Тамбове в 2007;2011 гг.- освещения основных положений и результатов исследования в 12 научных публикациях в виде научных статей, в том числе две из них опубликованы в реферируемых журналах ВАКразработки авторской педагогической программы и непосредственном участии в ее внедрениииспользования результатов исследования в преподавательской практике в вузах (г.Воронежаг. Тамбова).

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, и приложений.

Выводы по 2 главе.

1. В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что у большинства проанкетированных студентов уровень сформированности навыков межкультурного общения недостаточно высокий.

2. Необходим поиск средств и проведение целенаправленной педагогической работы по формированию навыков межкультурного общения у студенческой молодежи.

3. Решение этих проблем, на наш взгляд, оказывается возможным при использовании средств и технологий социально-культурной деятельности, в том числе, потенциала рекреативных технологий.

4. Доказана целесообразность применения программы «Азбука общения», что подтверждает возможности реализации потенциала рекреативных технологий социально-культурной деятельности в формировании навыков межкультурного общения студенческой молодежи и правильность выдвинутой нами гипотезы.

Заключение

.

Россия является полиэтничным, поликультурным, полирелигиозным обществом, поэтому проблема формирования культуры межнационального общения особенно значима в сфере отношений между различными этническими общностями. Исторически сложившийся многонациональный состав населения Российской Федерации обязывает пристально изучать, сохранять и развивать все богатство и многообразие культур.

Одной из сфер жизнедеятельности, где наиболее плодотворно могут решаться воспитательные задачи, является досуг. Именно здесь может быть обеспечена активизация социальных механизмов, пробуждение личностной инициативы индивида на основе выбора разнообразных форм досуга.

Особое место в решении проблемы межкультурного общения молодежи занимают рекреативные технологии, способствующие максимальному развитию инициативы, самостоятельности, снимающие физическое, психическое и интеллектуальное напряжение, стимулирующие социальную активность, творческое самовыражение и создающие оптимальные условия для общения.

Все это позволяет рассматривать использование рекреативных технологий в формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи как проблему, важную для теории и практики социально-культурной деятельности, пока еще не получившую должного рассмотрения в педагогических исследованиях.

Целью исследования является научное обоснование и определение потенциала рекреативных технологий в формировании навыков межкультурного общения студенческой молодежи.

Поставленная цель потребовала реализации ряда задач:

1. На основе изучения теоретических источников проанализировать проблему диссертационного исследования и на этой основе определить специфику и сущность формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

2. Определить организационно-педагогические условия формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

3. Разработать теоретическую модель формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

4. Разработать программу, позволяющую целенаправленно осуществлять формирование навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

5. Определить критерии сформированности навыков межкультурного общения у молодых людей.

6. Экспериментально-опытным путем выявить эффективность разработанной педагогической программы по формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

При решении первой задачи в работе путем анализа философской, культурологической и психолого-педагогической литературы было выявлено, что современное общество характеризуется изменением в поведении и ценностных ориентациях. Под рекреативными технологиями, в первую очередь, понимается организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. Во-вторых, это ориентация на деятельность, направленную на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта, опора на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.

В диссертации понятие «формирование навыков межкультурного общения студента» определено как взаимодействие личности и социального окружения, в процессе которого происходит обмен значимой информацией посредством языковых знаков и других культурных символов, что предполагает тесное взаимодействие с представителями других культур.

Экспериментально подтверждена эффективность рекреативной технологии, которая представляет собой упорядоченную совокупность развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности с целью восстановления физического и психического баланса человека.

В процессе исследования установлено, что межкультурное общение является тем социокультурным механизмом, который обеспечивает возможность согласованной человеческой деятельности с представителями различных национальностей и культур в свободное время в соответствии с рекреационными потребностями каждого человека.

Научно обоснованы функции межкультурного общения (социализирующая, рекреативно-игровая, интегративно-коммуникативная, культуротворческая, духовно-нравственная, креативная, образовательно-развивающая, рекреативно-оздоровительная, информационнопросветительная).

Было установлено, что существует несколько уровней рекреативной деятельности, отличающихся друг от друга степенью социальной значимости, интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности, физической и духовной активности личности.

Методика рекреативной деятельности является одной из самых сложных и наименее разработанной в отечественной литературе. Умело организованный отдых помогает утолить жажду людей в ярких, эмоционально-насыщенных впечатлениях, в общении. Каждый раз, когда человек становится участником совместных развлекательных занятий, у него так или иначе возникает чувство общности с другими.

В процессе исследования навыки межкультурного общения определяются нами как приобретенная способность человека обмениваться значимой информацией посредством языковых знаков и других культурных символов, предполагающая целенаправленную передачу и избирательный прием информации и служащая достижению взаимодействия и взаимопонимания в процессе общения с представителями других культур.

На основе вышеизложенного в диссертационном исследовании обоснована сущность и выявлена специфика формирования навыков межкультурного общения молодежи посредством рекреативных технологий. В ходе теоретического изучения проблемы определены организационно-педагогические условия, способствующие формированию формирования навыков межкультурного общения молодежи посредством рекреативных технологий.

Решением следующей задачи стала разработанная нами педагогическая модель формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

Разработанная нами модель организации педагогического процесса по формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий представлена структурно в виде схемы, т.к. все ее компоненты находятся во взаимосвязи и неразрывном единстве.

Педагогическая модель и программа формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий способствуют формированию взглядов, норм поведения и стиля общения студенческой молодежи с представителями других культур, и направлена на обогащение внутреннего мира, развитие инициативы, самостоятельности, социальной активности.

Разработанная структурно-функциональная модель позволяет максимально рассмотреть все виды и формы организации межкультурного общения студенческой молодежи с учетом разработанных нами организационно-педагогических условий: выявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса межкультурного общения студенческой молодежив основу построения педагогической деятельности будет положена разработанная нами модель формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологийудовлетворение разнообразных рекреационных потребностей каждого участника с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностейиспользование различных видов рекреационной деятельности, позволяющих формировать культуру коммуникативного общенияучет принципа добровольности при выборе рода занятий и степени активности при использовании рекреативных технологийосуществление целевого воздействия на личность при ее активной включённости в рекреационную деятельностьнаряду с познавательным компонентом существенную роль в педагогическом процессе будет играть эмоциональный компонент, оказывающий мотивирующее влияние на формирование устойчивых познавательных интересов молодых людейдеятельность будет построена на основе разработанной нами педагогической программы, предполагающей вовлечение в зрелищные, игровые, физкультурно-оздоровительные и иные виды рекреативной деятельности.

Далее разработанные нами теоретические положения мы проверили на практике.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2008;2010 гг. В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 360 человек в возрасте 17−22 лет.

Исходя из предмета и задач исследования, вся экспериментальная работа состояла из трех последовательных этапов:

I этап эксперимента (констатирующий) предполагал изучение уровня сформированности навыков межкультурного общения студенческой молодежи, для чего было необходимо подобрать (разработать) методики, адекватные задачам исследования, и провести анкетирование респондентов, сделать выводы.

II этап эксперимента (формирующий) заключался в разработке и внедрении программы по формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

III этап эксперимента (контрольный) предполагал качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных, обобщение результатов исследования.

Экспериментальное исследование проходило в период с 2008 по 2010 гг. Нами использовались следующие методы: анкетирование и математические методы обработки полученных экспериментальных данных.

В процессе опытно-экспериментальной работы была апробирована программа «Азбука общения» с использованием рекреативных технологий.

Исследование подтвердило вывод о том, что формирование навыков межкультурного общения студентов посредством рекреативных технологий определяется построением деятельности на добровольной основе, выбором социально приемлемых рекреационных видов деятельности, способствующих диалогу культур в неразрывной связи с процессом ее инкультурации и межкультурной коммуникации.

Таким образом, можно сделать вывод: применение разработанной нами программы «Азбука общения» целесообразно, что подтверждает возможности реализации потенциала рекреативных технологий социально-культурной деятельности в формировании навыков межкультурного общения студенческой молодежи и правильность выдвинутой нами гипотезы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция C.JI. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения / К.А.Абульханова-Славская. М.: Наука, 1989. — 243 с.
  2. , Н.И. Социологический словарь / Н. И. Аверкромби и др. М.: Экономика, 2000. — 428 с.
  3. , JI.K. Управление общением: теория и практика для социального работника: Учебное пособие / Л. К. Аверченко.- М.: ИНФРА-М, 1999.-216 с.
  4. , Г. М. Функционирование крупнейших городов мира как объектов туризма. / Г. М. Адиянц, Т. И. Дубинина, А. О. Яворская. М., 1997. -С. 142.
  5. , А. Практика и теория индивидуальной психологии / А.Адлер. СПб.: Питер, 2003. — 352 с.
  6. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сборник статей. -М.: МГУК, 1995. 121 с.
  7. , А.Ю. Международный туризм: Учебник / А. Ю. Александрова. Аспект Пресс, 2002. — 470 с.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1969.-339 с.
  9. , Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2000.-412с.
  10. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева.- М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1998. — 376 с.
  11. , Л.А. Социально-культурные условия формирования навыков межкультурного взаимодействия студентов-мигрантов: дис. канд. пед. наук / Л. А. Апанасюк. Тамбов, 2007.
  12. , О.Н. О соотношении физических и смысловых параметров коммуникативного пространства / О. Н. Арестова, И. А. Пахомов //
  13. Вопросы психологии. 2002. № 2. — С. 12−19.
  14. , Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения: Автореф. дис. докт. пед. наук / Т. Н. Астафурова. — М., 1997. — 41с.
  15. , Т.И. Русская традиционная культура в современном информационно-образовательном пространстве / Т. И. Бакланова // Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник. М., 1998. — № 3−4. -С. 95−112.
  16. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986. 444 с.
  17. , Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д.Белл. М.: Академия, 1999. — 783 с.
  18. , B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1991.- 412 с.
  19. , М. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения / М. Битянова // Школьный психолог. — 2000. -№ 27. -С.27−62.
  20. , A.A. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев.- М.: МГУ, 1982. 199 с.
  21. , A.A. Психология общения / А. А. Бодалев. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  22. , A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности / А. А. Бодалев. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1970. — 135 с.
  23. , М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Боднева // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.: Наука, 1976. С.144−171.
  24. Бор, Н. Жизнь и творчество. Сборник статей / Н.Бор. М.: Наука, 1967.-344 с.
  25. , А.Ю. Роскошь человеческого общения / А. Ю. Борисов.1. M.: 1998.-184 с.
  26. , C.B. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме. / C.B. Бородавкин //Вопросы философии.- 2004.- № 5.- С.163−176.
  27. , A.A. К теории коммуникативного воздействия// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии /
  28. A.А.Брудный. М.: Наука, 1977. — С.32−49.
  29. Л.Г. Психолого-педагогические условия самореализации личности в клубном художественном коллективе. Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1989.
  30. , Л.П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева.- М.: Мысль, 1978.-216 с.
  31. , Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности / Т. М. Буякас // Вопросы психологии, 2002.- № 2. С. 9−18.
  32. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: психология человеческих взаимоотношений / Э.Бэрн.- Екатеринбург: Литур, 2000. 573 с.
  33. , С.А. Психология коммуникативной активности: Учебное пособие для спецкурса / С. А. Васюра.- Ижевск: Издательский дом «Удм. Унта, 2000.- 84 с.
  34. , М. Избранные произведения / М.Вебер. М.: Прогресс, 1990.- 804 с.
  35. , В.И. О деловой этике и этикете / В. И. Бенедиктова.-М.: Фонд «Правовая культура», 1994.- 176 с.
  36. , Е.М. Язык и культура / Е. М. Верещагин,
  37. B.Г.Костомаров. М.: Русский язык, 1983.- 269 с.
  38. , A.A. Проведение учебно-тренировочных занятий по туризму: Учебное пособие / АА. Водоходов, Г. М. Терещенко. Алма-Ата: КазИФК, 1985. — 80 с.
  39. Волгоградский областной комитет государственной статистики. Записка о деятельности туристических фирм в 2000 году. Волгоград, 2001.- С. 14.
  40. , JI.A. Маркетинг в туризме / Л. А. Волкова, А. Т. Кириллов.- СПб.: Альфа, 1996. 141 с.
  41. , О.В. Аспекты развития коммуникативной культуры личности / О. В. Вологдина // Вестник Удмуртского университета, 1999. № 10. -С.181−185.
  42. , Г. Г. Молодежь в информационном обществе / Г. Г. Воробьев. М.: Молодая гвардия, 1990. — 256 с.
  43. , Г. Г. Твоя информационная культура / Г. Г. Воробьев. -М.: Молодая гвардия, 1988. 304 с.
  44. , Л.И. История туризма / Л. И. Воронкова. M: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-С 5.
  45. , Д.М. Коммуникативные способности субъекта / Д. М. Гаджикурбанов. Ижевск: Удм. Ун-т, 2001.- 152 с.
  46. , Г. М. Управляемость культурой и управление культурными процессами / Г. М. Галуцкий. М: 1998. — 464 с.
  47. , Г. Феноменология духа. Пер. под ред. Э. Л. Родлова / Г. Гегель.- СПб.: Спб. Философ. Общество, 1913.- 376 с.
  48. Гез, Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / Н. И. Гез // Иностранный язык в школе, 1985.- № 2.- С. 17−24.
  49. , C.B. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М.-Л., 1967.
  50. , И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. М.: Наука, 1980, — 104 с.
  51. , H.H. Туристско-краеведческий разновозрастный коллектив. / H.H. Готальский //Сб.матер.Всесоюз.научн.-практ.конф. М., 1988.-С 101−102.
  52. , Г. П. Логика и речевое общение / Г. П. Грайс // Новое взарубежной лингвистике. М., 1985.- С.217−237.
  53. , Ю.В. Семейный туризм / Ю. В. Гранилыциков. — М.: Профиздат, 1983. 112 с.
  54. A.B., Кузин О. С. Неформалы: кто есть кто? — М.: Мысль, 1990.-269 С.
  55. , В.Г. Организация туристской деятельности: Учеб. пособие / В. Г. Гуляев. М.: Финансы и статистика, 1996. — 158 с.
  56. , В.Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1979.-264 с.
  57. Е.Г. Теория и практика организации рекреационной деятельности в США: Автореф. дис.. канд. пед. наук/МГИК. М., 1990.
  58. , А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности // Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств Текст. / А. Д. Жарков. М.: МГУК, 1998. — 248 с.
  59. , И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. Диссертация кандидата педагогических наук / И. И. Зарецкая -М.: Сентябрь, 2002. 160 с.
  60. , Н.С. Культура и общественный прогресс / Н. С. Злобин. -М.: Наука, 1980.-303 с.
  61. , В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении / В. В. Знаков // Вопросы психологии.- 2002.- № 6. С. 45−54.
  62. , В.В. Психология понимания в познании и общении/ В. В. Знаков.- М.: Политиздат, 1983. 178 с.
  63. , Р. Социальное влияние / Р. Зимбардо, М.Ляйппе. -СПб.: Питер, 2000.- 448с.
  64. , Н.Б. Информационная культура личности / Н. Б. Зиновьева.-Краснодар, 1996. 149 с.
  65. , И.В. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. -М. Афины: INFOGROUP, 1994. — 280 с.
  66. , И.В. Туристский терминологический словарь / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. -М.: Сов. Спорт, 1999. 410с.
  67. , И.В. Энциклопедия туризма: Справочник. / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2003. — 368 с.
  68. A.A. Справочник работника гостиничного хозяйства / А. А. Зубков, С. И. Чибисов. М.: Высшая школа, 1988. — 272 с.
  69. , И.Н. О социокультурной стилизации личности / И. Н. Иванова // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 6. — С. 176−187.
  70. , И. А. Культура общения: опыт философско-методического анализа / И. А. Ильяева. Воронеж, 1989. — 167с.
  71. , Н.К. Социальная коммуникация: понятие, символическое содержание / Н. К. Иконникова // Личность. Культура. Общество.- 2001.- Т. З. Выпуск 9. С.41−51.
  72. , Н.К. Механизмы межкультурного восприятия / Н.К.Иконникова// Социологические исследования.- 1995. № 11.- С. 26−34.
  73. , E.H. Туризм — путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учебник для туристских колледжей и вузов / Е. Н. Ильина. М.: РМАТ, 1998.-318 с.
  74. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей. Вып.4. / Под научн. ред. А. Д. Жаркова. -М.:Изд-во МГУКИ, 2003. 153 с.
  75. , Н.М. Детско-подростковые психические расстройства / Н. М. Иовчук. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. — 80 с.
  76. , Н.И. Менеджмент туризма / Н. И. Кабушкин. Минск: Новое знание, 2002. — 409 с.
  77. , М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988.-315 с.
  78. , М.С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1984.- 328 с.
  79. , К. Воображаемое установление общества/ К.Касториадис. М.: Гнозис: Логос, 2003 .- 480 с.
  80. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям: Сборник /Сост. В. Е. Хруцкий М.: Политиздат, 1992.- 509 с.
  81. Канн-Калик В. А. Грамматика общения / В.А.Канн-Калик.-Грозный: Чеч.-Инг, 1988. 68с.
  82. , Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. — С.2−36.
  83. , В.А. Иностранный туризм.- М.: Финансы и статистика, 1999. 143 с.
  84. , В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т. Т.1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. -М.: Финансы и статистика, 1998. — 192 с.
  85. , В.А. Туризм: Учебник / В. А. Квартальнов. — М.: Финансы и статистика, 2000. 320 с.
  86. , В.Е. Введение в социальную философию / В. Е. Кемеров. М.: Академический проект, 2000. — 314 с.
  87. , Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. — М.: МГУК, 1995. 136 с.
  88. , Т.Г. Социально-культурная деятельность: основные тенденции развития / Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников, Ю. А. Стрельцов // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сборник статей. -М.: МГУК, 1995. С. 4 — 15.
  89. , Е.А. Развивающийся человек в мире профессии / Е. А. Климов. Обнинск. 1992. — 47с.
  90. , Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Автореф. дис.. канд. психол. наук: СПб.: С.-Петербургский ун-т, 1995. — 16 с.
  91. , Т.Е. Коммуникативная культура и ее экспертиза: Автореф. дис.. канд. педаг. наук. СПб.: СПб ГУПМ, 1996.- 16 с.
  92. , В.З. Теория информационного взаимодействия: философско-социологические очерки / В. З. Коган.' Новосибирск. Изд-во Новосибирского ун-та, 1991. — 320 с.
  93. , В.З. Человек в потоке информации / В. З. Коган. -Новосибирск. Наука, 1981. 175 с.
  94. , О.Н. Культура в жизни общества / О. Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 6. — С. 102−119.
  95. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон.- М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  96. , В.П. К обоснованию категорий и единиц социальной коммуникации / В. П. Конецкая // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. 1996.- № 1. С.34−43.
  97. , В.П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1997. — 304 с.
  98. , Н.В. Формирование стиля разрешения трудностей в условиях неправильного воспитания / Н. В .Конончук // Вопросы психологии.-1985. -№ 3. С. 48−54.
  99. , Ф. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж.Мейкенз. М.: ЮНИТИ, 1998. — 787 с.
  100. Культура и развитие человека. Очерк философско-методологических проблем. / Под ред. В. П. Иванова. Киев. Наук думка, 1989. — 320с.
  101. Культура: теории и проблемы. / Сост. Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев. М.: Наука, 1995. — 275 с.
  102. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. / Под науч. редакцией В. М. Чижикова. М., 1998. — 103 с.
  103. Культурное пространство путешествий.8−10 апреля 2003 г. Тезисы форума, СПб: Центр изучения культуры, 2003. 350 с.
  104. , В.А. Апология человеческого. / В. А. Кутырев //Вопросы философии.- 2003. № 1. — С. 63−75.
  105. , В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. / В. А. Кутырев.- Н. Новгород, 1994.- 200 с.
  106. , К. Теория поля в социальных науках / К.Левин. СПб.: Речь, 2000. — 364 с.
  107. , В.А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. -М.: Наука, 1980. 360 с.
  108. , A.A. Деятельность и общение / A.A. Леонтьев // Вопросы философии. 1979.- № 1, — С. 121−132.
  109. , A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-365 с.
  110. , Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания / Э. Э. Линчевский. Л.: Знание, 1982. — 256 с.
  111. Е.В. Путешествие как конструирование реальности: социокультурный и психологический аспекты // Культурное пространство путешествий.8−10 апреля 2003 г. Тезисы форума, СПб.: Центр изучения культу ры. 2003. С.260−262.
  112. В.Т. Ключевые принципы социальной защитымолодежи // Социальная работа. 1994. — №¼. — С. 57−59.
  113. , Г. П. Коммуникативная культура преподавателя и ее развитие в профессиональной деятельности: дис. канд. педаг. наук. — Ростов-на-Дону. 2000. 143 с.
  114. , Е.С. Теория культуры и современная наука / Е. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  115. , В.М. Культура и история / В. М. Межуев. М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
  116. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 288 с.
  117. Менеджмент туризма. Туризм как объект управления: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2002. — 302 с.
  118. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 320 с.
  119. , С.В. Туризм для всех. М.: Знание, 1988. — 100 с.
  120. , Ю.И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации / Ю. И. Мирошников. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. — 160 с.
  121. , М. Эссе о тщеславии // Опыты. В 3 кн / М.Монтень. -М.: Рипол Классик, 1997.- 654 с.
  122. , А. Социодинамика культуры / А.Моль. М.: Прогресс, 1973.-406 с.
  123. , A.B. Общение как фактор воспитания школьников /
  124. A.В.Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 111 с.
  125. , A.B. Философия информации / Научно-техническая информация.- 2000. № 2. — С.57−62.
  126. Новая философская энциклопедия. В 4 т. /Рук. проекта
  127. B.С.Степин, Г. Ю. Семигин. Т. 2. М.: Мысль, 2001.-635 с.
  128. , H.H. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-151 с.
  129. , С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2001. — 940 с.
  130. , И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1994. — 147 с.
  131. Основы межкультурной коммуникации. /Ред. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. М.: Юнити, 2002.- 352 с.
  132. Основы этических знаний / Под ред. М. Н. Росенко. СПб.: Лань, 2002.- 224 с.
  133. , Я.Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». М., 1998. -С. 34.
  134. , Б.Д. Анатомия общения / Б. Д. Парыгин СПб.: Изд. Михайлова В. А., 1999.-301 с.
  135. , П.С. Туризм и экскурсии. М.: ЦРИБ «Турист», 1982. — 272 с.
  136. , Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: МГУ, 1989.- 216 с.
  137. Пиз, А. Язык телодвижений. Н. Новгород. Совм. Рос.-австр. Предприятие «Ай Кью», 1992.- 262 с.
  138. , В.Ю. Организация и проведение туристских походов. -М: Профиздат, 1987, 224 с.
  139. , Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Г. Почепцов. М.: Киев Ваклер, 2001. — 348 с.
  140. , Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов.- М.: Рефл-бук, 2001.- 656 с.
  141. , Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме.- Киев: Наук. думка, 1985. 192 с.
  142. Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма: Сб. докладов итезисов сообщений 1-й Всероссийской научно-практической конференции23.25 марта 1997 г. / Научн. ред. И. В. Зорин. М.: РМАТ, 1997. — 256 с. i
  143. , А.И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. М.: Политиздат, 1991. — 287 с.
  144. , A.B. Парадигмы общения: взгляд с позиции социальной философии / А. В. Резаев.- СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та, 1993.- 210 с.
  145. , Э. Коммуникации в организациях / Э. Роджерс, Р.Роджерс.- М.: Экономика, 1980. 175 с.
  146. , Б.А. Актуальные проблемы социальной коммуникации/ Б. А. Родионов // Вестник Удмуртского университета. 1999. -№ 10.-С. 58−59.
  147. , Б.А. Коммуникация как социальное явление / Б. А. Родионов. Ростов-на-Дону: Изд. Рост. Ун-та, 1984. — 144 с.
  148. , Л.И. Наследия Нижнего Поволжья. / Савельева, Л.И., Бесчастная Л. Н., Поляков A.B. Волгоград, 1998. — С. 5.
  149. , И. И. Новая жизнь на марше. Сталинский туризм как «практика пуги» /ЮНС. 1996.- №-4.- С 163−172.
  150. Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., Новая школа, 1995.
  151. , В. Б. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг / В. Б. Сапрунова. М.: Финансы и статистика, 1997. — 312 с.
  152. , В.В. Культура. Деятельность. Общение / В. В. Сильвестров. М.: Росспэн, 1998. — 480 с.
  153. , В.В. Философское обоснование теории и истории культуры / В. В. Сильвестров. М.: Изд-во Всесоюзного заочного политехнического института, 1990. — 242 с.
  154. , К. Основы межкультурной коммуникации / К. Ситарам, П. Когделл // Человек. 1993. № 3. — С.52−55.
  155. Современные технологии социально-культурной деятельности. -Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. 504с.
  156. , A.B. Метатеория социальной коммуникации / А. В. Соколов.-СПб.: Российская национальная библиотека, 2001.-352 с.
  157. , A.B. Общая теория социальной коммуникации/ А. В. Соколов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 459 с.
  158. , A.B. Социальные коммуникации: Учебное пособие/ А. В. Соколов. М.: НПО Профиздат, 2001. — 221 с.
  159. , В.М. Социология нравственного развития личности/ А. В. Соколов. М.: Политиздат, 1986. — 240 с.
  160. , Э.В. Введение в психоанализ: социокультурный аспект/ Э. В. Соколов. СПб.: Лань, 1999.- 215 с.
  161. , Э.В. Культура и личность / Э. В. Соколов. Л.: Наука, 1972.-227 с.
  162. , Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры/ Э. В. Соколов. Л.: ЛГНК, 1989. — 83 с.
  163. , Р.В. Коммуникативная деятельность личности: социально-философский анализ: дис.. канд. философ, наук. — Ижевск, 2002. 151 с.
  164. , П.Л. Основы искусства речи / П. Л. Сопер.- М.: «Яхтсмен», 1995.-416 с.
  165. , П.А. Социальная и культурная мобильность / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — С. 125−138.
  166. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей / Науч. ред. Т. Г. Киселёва, Ю. А. Стрельцов. М.: МГУК, 1996.-147 с.
  167. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей под ред. Т. Г. Киселёвой, Б. Г. Мосалёва, Ю. А. Стрельцова. М.: МГУКИ, 2000. — 85 с.
  168. Социально-психологические и психолого-педагогические проблемы общения. M.: АОН при ЦК КПСС, 1981. — 101 с.
  169. , В.А. Корпоративная культура: теория и практика/ В. А. Спивак. М.: Мысль, 1996.-472 с.
  170. , Ю.А. Культурология досуга Текст.: учеб. пос. / Ю. А. Стрельцов. Изд.2-е. — М.:МГУКИ, 2003. — 296с.
  171. , Ю.А. Социокультурная деятельность на современном этапе: тенденции и перспективы развития // Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник, № 3 4. — М.: МГУК, 1998. — С. 64−73.
  172. , Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики. М.: МГУКИ, 1999. — 200 с.
  173. , П.Р. Намерение и конвенция в речевых актах / П. Р. Стросон // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Вып. 17.- 1986.- С. 131−150.
  174. , В.Я. Агитационно-пропагандистская работа клубов: Учеб. пособие / В. Я. Суртаев. М., 1993.
  175. , В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга / В. Я. Суртаев. Ростов-на-Дону, 1997. — С. 31−41.
  176. , Г. С. Структура педагогической коммуникативной компетентности: методологический аспект / Г. С. Трофимова.- Ижевск. Купол, 2000. 89 с.
  177. Указ Президента РФ от 25.04.1994 года № 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма». // Собр. законадат. РФ. 1994. — № 30. — С. 159 — 176.
  178. , А.К. Духовное обновление общества / А. К. Уледов. — М.: Мысль, 1990.-334 с.
  179. , Г. С. Очерки истории российского туризма.- СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2000. — 182 с.
  180. , Д.И. Психология развивающейся личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. Воронеж: Институт практической психологии, 1996. -512с.
  181. , К.А. Социология организаций Никласа Лумана: коммуникация власти и доверия / К. А. Феофанов // Социологические исследования. 1999. — № 3. — С. 126−128.
  182. Философия культуры. Становление и развитие. / Под ред. М. С. Кагана. СПб.: Лань, 1998.- 448 с.
  183. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.- М.: Политиздат, 1987. 590с.
  184. Философский словарь Владимира Соловьева /Сост. Беляев Г. В. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 462 с.
  185. А .Я. Массовая культура и се социальные функции // ОНС. 1998.-№ 6.-С.144−146.
  186. , Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!». Речевой этикет в нашем общении / Н. И. Формановская. М.: Знание, 1989. — 160 с.
  187. , Д. Семь грехов прагматики: тезисы о теории речевых актов, анализа речевого общения, лингвистике, риторике / Д. Франк // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М., 1986. — С. 363−373.
  188. , Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю.Хабермас. СПб.: Наука, 2000.- 383 с.
  189. , Ю. Будущее человеческой природы / Ю.Хабермас.-М.: Весь мир, 2002. 144 с.
  190. , Э. Теория личности / Э. Холл, С.Кэлвин. М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 590 с.
  191. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы и исследования / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 264 с.
  192. , Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира/ ред.Н. В. Топоров. М.: Наука, 1990. — 203 с.
  193. , C.B. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения /C.B. Чугров // Мировая экономика и Международные отношения. 1993. — № 1. — С.41−53.
  194. , C.B. Имидж учреждения культуры / C.B. Чурилова //
  195. Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. — № 4. — С.27−35.
  196. , Г. Ф. История туризма. Минск: ИП «Экоперспеатива», 1999. — 105 с.
  197. , А. Культура и этика / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1973.-343 с.
  198. , Т. Социальная психология / Т.Шибутани. М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
  199. , О.В. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей: дис. канд. педаг. наук. Сургут. 1997. — 129 с.
  200. , Г. Г. Философские этюды /Г.Г. Шпет. / Ред. А.АЛковлев. -М.: Прогресс, 1994. 370 с.
  201. , Г. Л. Интеллект и коммуникация / Г. Л. Щедровицкий // Вопросы философии.- 2004. № 3. — С. 170−183.
  202. , Я. Элементарные понятия социологии / Я.Щепаньский. М.: Наука, 1969. — 300с.
  203. , Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. Л.: Наука, 1974. — 408 с.
  204. Экономика современного туризма / Под ред. Г. А. Карповой. -СПб.: Герда, 1998.-405 с.
  205. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е. И. Тамм. М.: Большая Российская энциклопедия, 1933. — 780с.
  206. , Б.Г. О человеке, его природе и его будущем. / Б. Г. Юдин // Вопросы философии.- 2004. № 2. — С. 16−21.
  207. , В.А. Изменения в идентификации личности / В. А. Ядов // Альтернатива социальных преобразований в Российском обществе в 19 911 994 гг.-М.: 1995. С.95−97.
  208. , В.А. Социальная психология: становление научной дисциплины / В. А. Ядов // Социологические исследования, — 1981.- № 3.-С.201−207.
  209. , Л.П. Язык и его функционирование / Л.П.
  210. Якубинский // Избранные работы./ Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986.- 205 с. |
  211. , Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие / Н. Н. Ярошенко Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва, 2004.- 108 с.
  212. , Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки / Науч. ред. Т. Г. Киселева, В. И. Черниченко, Н. Н. Ярошенко. -М.: МГУКИ, 2001. С.25−39.
  213. , Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография / Н. Н. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2000. — 204 с.
  214. , К. Всемирная история философии. (Пер. с нем. К.В.Лошевский) / К.Ясперс.- СПб.: Наука, 2000, — 272 с.
  215. Boorstin D. I he Image. A Guide to Pseudo-Events in America, 25. Ed. N.-J. Vintage Books, 1992.- 319 p.
  216. Graburn H. H. Barthel-Bouchier D. Relocating the Tourist//lnternational Sociology. 2001. Vol. 16(2). P. 148.
  217. Clifford J. Routes Travel and Translation in the Late Twentieth Century. Cambridge, 1997.- P.24.
  218. Culler J. Semiotics of Tourision // American Journal of Semiotic, 1981.-№ l.P. 127.
  219. Maccannell D Staged Authenticity: Arrangements of Social Space in Tourist Setting// American Journal of Sociology. 1979. — № 3. — P. 591.
  220. M.W. & Rubin R.B. Development of a communication flexibility measure// Southern Communication Journal. 1994. — V.59. -P.171−178.
  221. Rojek C. Indexing, Dragging and the Social Construction of Tourist Sights //Touring Cultures: Transformations of Travel and Theory. London: Routledgc, 1997. P. 70−71.
  222. Urry J. Ihe Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary
  223. Societies. London: Sage 1990. P. 2. 218. Spitzberg B.H. & Hurt H.T. The measurement of interpersonal skillsin instructional contexts // Communication Education. 1987. — V.36.f
  224. Предлагается обвести кружком нужную букву. А-да1. Б не всегда В — нет
  225. Легкость при вступлении в контакт с незнакомыми людьми
  226. Поддержание разговора и участие в обсуждении
  227. Рациональное использование времени для контакта с партнером
  228. Темп речи (не слишком медленный, не слишком быстрый)
  229. Беглость речи (избегание пауз, умолчаний, ненужных слов и т. п.)
  230. Тембр голоса (не напряженный, не нервозный)
  231. Поза во время разговора (не слишком закрытая, официальная, или не слишком открытая, неофициальная)
  232. Правильная постановка вопросов
  233. Кивание головой в ответ на утверждения партнера Ю. Наклон в сторону партнера (не слишком вперед, не слишкомназад)1 ¡-.Обсуждение партнера (делая его предметом разговора)
  234. Обсуждение себя самого (не рассказывая слишком много осебе или своих собственных интересах) 13. Ободрение и согласие (побуждение партнера к разговору)
  235. Использование юмора или каких-либо историй
  236. Голосовые модуляции (избегание монотонности)
  237. Громкость голоса (не слишком громко, не слишком тихо)
  238. Выражение личного мнения (не слишком пассивно, не агрессивно)
  239. Мимика (не слабая, не преувеличенная)
  240. Использование жестов для подчеркивания сказанного20. Улыбки, смех51. Спасибо! ,
Заполнить форму текущей работой