Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль функциональной саморегуляции в оптимизации эколого-физиологических механизмов адаптации у беременных студенток

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Беременные входят в группу риска, контингент которой наиболее подвержен воздействию факторов окружающей среды. Обострение экологических и социальных проблем, хроническое эмоционально-интеллектуальное напряжение, сопровождающее процесс обучения в вузе в сочетании с функциональными изменениями, вызванными наступившей беременностью, создают условия, превышающие адаптационные возможности будущей… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР Ю
    • 1. 1. Современные представления об адаптации организма к условиям Ю-13 окружающей среды
    • 1. 2. Особенности адаптации к эколого-физиологическому воздействию 13−15 обучения в вузе
    • 1. 3. Адаптация репродуктивной системы женщин к неблагоприятным 15−20 экологическим факторам
    • 1. 4. Способы коррекции нарушенных адаптационных механизмов у 20−29 беременных
      • 1. 4. 1. Физиологические основы использования биоуправления с 20−27 обратной связью при коррекции функционального состояния организма
      • 1. 4. 2. Применение биоуправления у беременных
  • ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Объекты наблюдения
    • 2. 2. Психологические методы обследования
    • 2. 3. Психофизиологические методы обследования
      • 2. 3. 1. Метод регистрации и оценки артериального давления
      • 2. 3. 2. Метод интегральной оценки структуры сердечного ритма
      • 2. 3. 3. Метод спектрального анализа сердечного ритма
    • 2. 4. Методы повышения регуляторных возможностей центральной и 43−51 вегетативной нервной системы с использованием БОС
      • 2. 4. 1. Метод альфа-нейробиоуправления
      • 2. 4. 2. Метод знакопеременного пневмокардиотренинга в системе с 44−46 биологической обратной связью по огибающей ритмограммы сердца
      • 2. 4. 3. Респираторный тренинг в системе с биологической обратной 46−48 связью
      • 2. 4. 4. Программа психофизиологической подготовки к родам с 48−51 использованием БОС
    • 2. 5. Использование элементов аутогенной тренировки при подготовке 51−53 беременных к родам
    • 2. 6. Метод саморегуляции ритма дыхания и тонуса мышц
    • 2. 7. Статистические методы
  • ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ НАГРУЗОК НА 56−70 РЕГУЛЯТОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ
    • 3. 1. Оценка психофизиологического статуса у беременных и 56−64 небеременных студенток
    • 3. 2. Оценка адаптационных возможностей у беременных студенток на 64−67 основе анализа вариабельности сердечного ритма
    • 3. 3. Особенности спектральных характеристик сердечного ритма у 67−70 беременных студенток
  • ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО 71−84 СТАТУСА БЕРЕМЕННЫХ
    • 4. 1. Особенности психофизиологического статуса при неосложненной 71−75 беременности
    • 4. 2. Особенности психологического статуса у беременных с угрозой 76−84 невынашивания
  • ГЛАВА 5. ВОЗМОЖНОСТИ КУПИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ 85−106 АДАПТАЦИИ У БЕРЕМЕННЫХ
    • 5. 1. Возможности купирования нарушений адаптации у беременных 85−91 студенток методом биоуправления
      • 5. 1. 1. Эффективность биоуправления по параметрам дыхательной 92 системы для купирования нарушений адаптации у беременных студенток
      • 5. 1. 2. Эффективность синхронизации ритма сердца с ритмом дыхания 93 для купирования нарушений адаптации у беременных студенток
      • 5. 1. 3. Эффективность сочетанного биоуправления ритмом сердца и 94−95 ритмом дыхания в диапазоне спектральных составляющих скрытой периодичности сердечного ритма для купирования нарушений адаптации
      • 5. 1. 4. Эффективность альфа-нейробиоуправления для купирования 95−96 нарушений адаптации у беременных студенток
      • 5. 1. 5. Эффективность биоуправления с использованием ассоциативной 96−97 обратной связи
      • 5. 1. 6. Эффективность аутогенной тренировки для купирования 97−98 нарушений адаптации у беременных студенток
    • 5. 2. Возможности регуляции ритма дыхания и тонуса мышц для 98−106 коррекции психоэмоционального состояния беременных с угрозой невынашивания

Роль функциональной саморегуляции в оптимизации эколого-физиологических механизмов адаптации у беременных студенток (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Изучение влияния учебной нагрузки на течение беременности в связи с интенсификацией учебного процесса и необходимостью переработки большого количества разнообразной информации, требующей от будущей матери максимальной мобилизации умственных и физических возможностей, в сочетании с физиологическими изменениями, вызванными беременностью, является одной из актуальных задач экологии человека. Студенческая молодежь представляет обособленную группу, независящую от территории и генетической информации [151], вместе с тем, это репродуктивный потенциал, резерв кадров высшей квалификации, укрепление здоровья которых является остроактуальной задачей. Высокие темпы жизни, информационные перегрузки и дефицит времени оказывают все возрастающее влияние на студентов и могут явиться причинами разнообразных отклонений в нормальной деятельности систем организма. Среди возможных неблагоприятных факторов умственного труда в настоящее время выделяют эмоционально-интеллектуальной напряжение [167]. Известно, о негативном влиянии эмоционального напряжения на течение беременности и родов [46, 86, 116].

В мировых классификаторах насчитывается более шести тысяч нозологических форм, причем более 80% из них являются производными от экологического напряжения [155]. Беременные входят в группу риска, контингент которой наиболее подвержен воздействию факторов окружающей среды. Рядом исследований изучены особенности течения беременности и родов при влиянии различной техногенной и климатической нагрузки, выявлена повышенная частота гестозов, невынашивания беременности, анемии, гипоксии и задержки развития плода, нарушения его ранней адаптации [18, 95, 120].

Это обосновывает необходимость поиска новых подходов к коррекции нарушений, вызванных влиянием учебной нагрузки на организм беременной женщины, и проведения своевременных профилактических и реабилитационных мероприятий. Наиболее эффективными являются методы и устройства, основанные на принципе саморегуляции функционального состояния человека по механизму биологической обратной связи. Методы с обратной связью позволяют модифицировать биоритмы функциональных систем на клеточном и системном уровнях, добиваясь купирования многих предпатологических и патологических симптомов на фоне полной отмены медикаментозной терапии [9, 165].

Цель работы: исследование эколого-физиологических механизмов адаптации к обучению в вузе у беременных студенток и возможности оптимизации регуляторных процессов методом ступенчатого полифункционального биоуправления.

Поставленная цель исследования предусматривает необходимость решения следующих задач:

1. Оценить влияние информационного фактора на психофизиологический статус при беременности.

2. Определить участие механизмов регуляции сердечного ритма у беременных студенток в формировании адаптации к обучению в вузе.

3. Исследовать возможности и эффективность применения биоуправления по параметрам дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем как средства профилактики дизадаптаций, возникающих у беременных студенток под действием информационных нагрузок.

4. Разработать и апробировать программы для профилактики и купирования адаптационных нарушений при беременности с использованием компьютерной и вербальной обратной связи.

Научная новизна диссертационной работы.

Определено влияние информационного фактора на психофизиологический статус беременных в условиях обучения в вузе. Обнаружены отличия в одной возрастной группе беременных, являющихся и не являющихся студентками. Исследованы механизмы отклонений систем регуляции сердечного ритма от состояния удовлетворительной адаптации и возможности разных форм биоуправления по параметрам дыхательной, сердечно-сосудистой, центральной нервной систем, с использованием компьютерной и вербальной обратной связи для купирования и профилактики дезадаптационных расстройств.

Теоретическая и практическая значимость.

Углублены представления о механизмах повышения психофизиологической устойчивости у беременных и способах их тренировки в условиях информационной нагрузки. Расширены представления о влиянии различных режимов тренировки с БОС на состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы при беременности.

Разработаны 2 комплексные программы по профилактике и купированию адаптационных нарушений при беременности с использованием биологической обратной связи и элементов аутогенной тренировки.

Положения, выносимые на защиту:

1. У беременных студенток старших курсов обнаружено снижение психофизиологического статуса, что проявляется повышенной утомляемостью, снижением скорости и подвижности нервных процессов, повышенной личностной тревожностью и пониженным эмоциональным фоном. У небеременных студенток эти отклонения выражены в меньшей степени.

2. К старшим курсам у большинства студенток нормализуется работа систем регуляции сердечного ритма, но у беременных студенток отмечается напряжение механизмов адаптации, проявляющееся в повышении уровня централизации управления сердечным ритмом и уменьшении функциональных резервов, на фоне повышения личностной тревожности, причем у беременных, не являющихся студентками напряжение систем регуляции CP выражено сильнее.

3. Разработанная программа ступенчатого полифункционального биоуправления по параметрам дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем с использованием ассоциативной обратной связи и элементов аутогенной тренировки повышает психофизиологическую устойчивость у беременных студенток, уменьшает отрицательные эмоциональные проявления и нарушения адаптации. Использование элементов программы с вербальной обратной связью в условиях стационара у здоровых беременных с угрозой невынашивания также эффективно для коррекции психоэмоционального состояния.

Апробация работы. Материалы диссертации изложены на XIX съезде физиологического общества им. И. П. Павлова (Екатеринбург, 2004), I съезде физиологов СНГ" (Сочи, 2005), 2-й Всероссийской научной конференции «Актуальные вопросы здоровья и среды обитания современного человека» (Ульяновск, 2005), «VII Российском Форуме „Мать и Дитя“» (Москва, 2005), Всероссийской научной конференции «Механизмы индивидуальной адаптации» (Томск, 2006).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 5 работ, в том числе 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, литературного обзора, экспериментальных глав, выводов и приложений общим объемом 132 страницы компьютерного набора. Работа иллюстрирована 29 рисунками, содержит 17 таблиц и 8 приложений.

Список литературы

состоит из 217 наименований, в том числе 43 наименования на иностранном языке.

выводы.

1. У 70% беременных студенток и 62% беременных, не являющихся студентками, отмечается функциональное напряжение систем регуляции сердечного ритма, что проявляется повышением показателя адекватности процессов регуляции (на 30% и 42% соответственно), уменьшением вариационного размаха (на 25 и 37% соответственно), амплитуды моды на 25% и снижением общей мощности спектра скрытой периодичности сердечного ритма, причем у беременных, не являющихся студентками, стабилизация и централизация управления сердечным ритмом выражена сильнее (повышение коэффициента монотонности на 113%). У 79% небеременных студенток старших курсов состояние систем регуляции сердечного ритма свидетельствует об удовлетворительной адаптации.

2. Обнаружено снижение психофизиологического статуса у студенток старших курсов (снижение самочувствия на 11% у небеременных студенток и на 15% у беременных, активности на 8% и 16% соответственно), причем высокий уровень личностной тревожности отмечается у 36% и 42% обследованных соответственно.

3. Напряжение механизмов адаптации у беременных, проявляющееся в повышении уровня централизации управления сердечным ритмом и уменьшении функциональных резервов, сопровождается повышением личностной тревожности. Состояние удовлетворительной адаптации отмечено у 67% беременных с низкой, 37% с умеренной и только у 9% с высокой личностной тревожностью.

4. Разработанная комплексная программа ступенчатого полифункционального биоуправления вызывает улучшение психофизиологического статуса у беременных студенток (повышение показателей САН на 11−20%, снижение РТ на 24%, нормализация индивидуального чувства времени). На 29% понижается частота дыхания, отмечаются перестройки скрытой периодичности сердечного ритма, направленные на оптимизацию процессов управления и увеличение функциональных резервов. Отмечаются нейродинамические перестройки ЭЭГ (увеличение мощности альфа-ритма в ЭЭГ зрительной коры на 50%, тенденция к снижению мощности бетаи тета-ритмов).

5. Применение элементов ступенчатого полифункционального БОС-тренинга с вербальной обратной связью у женщин с угрозой невынашивания беременности улучшает психоэмоциональное состояние (снижение уровня тревожности на 21% и непродуктивной нервно-психической напряженности на 11%), причем более эффективно у первобеременных женщин.

Заключение

.

Одной из наиболее серьезных проблем демографического развития России является депопуляция. По данным Госкомстат РФ в стране ежегодно умирает людей больше, чем рождается, и общая численность населения за период депопуляции сократилась на 3,5 миллиона человек [59, 60, 69]. В Ульяновской области, при более низкой, чем в России, рождаемости (7,6−7,9 против 8,7), высокой смертности и отрицательных показателях естественного прироста (7,4 против 6,7 в РФ) демографическая ситуация становится еще более острой [68].

Важно не только количественное, но и качественное воспроизводство, при котором каждое последующее поколение как минимум не уступает предыдущему по состоянию физического и психического здоровья. В новом тысячелетии перед человечеством как никогда остро встали глобальные проблемы социально-экономического, демографического и экологического характера. В современных условиях человечество уже не может развиваться дальше без экологической ориентации во всех сферах жизни — от экономики до общественного сознания и культуры. Для того, чтобы прожить долгую, полноценную и дееспособную жизнь, надо родиться от здоровых родителей, получить от них в составе генофонда высокую стойкость наследуемого иммунитета к разнообразным вредоносным факторам среды и хорошую организацию жизненно важных морфофункциональных структур [155].

Беременные входят в группу риска, контингент которой наиболее подвержен воздействию факторов окружающей среды. Обострение экологических и социальных проблем, хроническое эмоционально-интеллектуальное напряжение, сопровождающее процесс обучения в вузе в сочетании с функциональными изменениями, вызванными наступившей беременностью, создают условия, превышающие адаптационные возможности будущей матери. Это ведет к различным отклонениям от нормального течения беременности и родов и оказывает негативное влияние на здоровье новорожденного. Кроме того, стрессовые влияния способствуют возникновению угрожающего прерывания беременности, которое сопровождается повышением тонуса и сократительной активности миометрия.

В ходе обследования обнаружено, что обучение в вузе беременных студенток вызывает снижение самооценки функционального состояния и создает реальную угрозу соматических расстройств, способствует формированию тревожности как черты личности. Однако на системы регуляции сердечного ритма обучение в вузе, по-видимому, оказывает тренирующий эффект, что проявляется в меньшей, по сравнению с беременными, не являющимися студентками, степени стабилизации сердечного ритма и централизации его управления. Отмечается взаимосвязь между степенью адаптации регуляторных систем и уровнем тревожности. У 91% беременных с высоким уровнем личностной тревожности отмечается значительное напряжение механизмов адаптации, проявляющееся в повышении уровня централизации управления сердечным ритмом и уменьшении функциональных резервов.

Угроза прерывания беременности сопровождается возникновением отрицательных эмоций, повышенным уровнем тревожности. Наиболее тревожны повторнобеременные, но первородящие женщины с угрозой прерывания беременности (у 83% высокий уровень JIT). Среди первобеременных женщин также значительна доля лиц с высоким уровнем JIT (43% в группе с физиологическим течением беременности и у 67% в группе с угрозой невынашивания). Повторно родящие женщины, как с угрозой невынашивания, так и без, наименее тревожны, так как уже имеют опыт благополучного исхода беременности.

Разработанные программы профилактики и купирования адаптационных нарушений при беременности способствуют улучшению психофизиологического статуса, снижению тревожности, утомляемости, нервно-психической напряженности нормализации индивидуального чувства времени, оптимизации процессов регуляции сердечного ритма. Проведен анализ эффективности различных режимов БОС-тренинга.

Альтернативная программа с вербальной обратной связью, включающая дыхание с частотами в спектральном диапазоне дыхательных волн кардиоритмограммы (длительность дыхательных циклов 7с и Юс без задержки дыхания, соотношение фаз вдоха и выдоха Зс:4с, 4с:6с соответственно) в сочетании с релаксацией мимических мышц и элементами музыкотерапии, эффективна для снижения тревожности и эмоционального напряжения у первобеременных женщин с угрозой невынашивания. Рекомендуется использование данной методики в условиях стационара и на курсах предродовой подготовки при женских консультациях среди первобеременных женщин с угрозой прерывания беременности и среди женщин с физиологическим протеканием беременности, подверженных влиянию стрессогенных факторов, с целью профилактики возникновения психосоматических нарушений в виде гипертонуса матки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Современные методы подготовки беременных к родам. СПб., 1991.
  2. В.В., Шамхалова И. А. Подготовка к безопасному материнству СПб.: ЭЛБИ СПб., 205. — 204с.
  3. Н. А. Социальная физиология: адаптация и здоровье человека: физиологические проблемы адаптации / Тез. IV Всесоюзного симпозиума по физиологическим проблемам адаптации. Таллин, 1984. — С. 3 — 13.
  4. Н. А., Торшин В. И. Экология человека. М.: Круг, 1994. -255с.
  5. Н., Кулаков В., Зангиева Т., Атаниязова О. Экологические факторы и репродуктивная функция // Врач. 1994. — № 6. — С. 50.
  6. H.A. Общественное и профессиональное здоровье и промышленная экология // Медицина труда и промышленная экология. -1999. -№ 1. -С.1−9.
  7. H.A. Экология и здоровье человека // Вестник новых мед. технологий. 1996. — Т. З — № 2. — С.52−56.
  8. A.B., Захаров С. М., Скоморохов A.A. Полифункциональный мультипараметрический комплекс для биоуправления // Биоуправление-4: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — с.287−291.
  9. Г. А. Релаксационная терапия с использованием биологической обратной связи в лечении больных гипертонической болезнью.// Биоуправление: Теория и практика.-Новосибирск- Наука, 1988, с.133−142.
  10. Ю.Айламазян Э. К. Влияние экологических факторов на течение беременности. Здоровье матери и ребенка и экологические проблемы: сборник научных трудов. Свердловск 1990- с. 8−15.
  11. П.Айламазян Э. К., Беляева Т. В. Теория и практика общей экологической репродуктологии // Журнал акушерства и женских болезней. 2000. — № 3-С.8−10.
  12. Э.К., Беляева Т. В., Виноградова Е. Г., Шутова И. А. Репродуктивное здоровье женщины как критерий биоэкологической оценки окружающей среды. Вестник Российской ассоциации акушеров-гинекологов 1997- 3: 4: с. 72−78.
  13. H.A. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга / H.A. Аладжалова. М.: Наука, 1979.-214с.
  14. М.Г., Гусейнова Н. И. Влияние хронического стресса во время беременности на функциональное состояние гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у потомства. // Проблемы эндокринологии. -1986.- № 2.- С. 79−84.
  15. В.Ф. Неврологические осложнения при поздних токсикозах беременности. Киев, 1982. — с.83.
  16. В.М. Дифференцированный эколого-физиологический подход к диагностике и коррекции дизадаптаций, отягощенных табакокурением при информационной нагрузке в вузе. Дисс.. канд.биол.наук. -Ульяновск, 2006. 152с.
  17. М. В. Состояние репродуктивного здоровья женщин и здоровья их потомства в регионе с экологически напряженной обстановкой // Журнал акушерства и женских болезней. 2000. — № 3. — С. 29 — 31.
  18. Э.Б., Боровкова Г. К. Месячные колебания индивидуальной минуты у женщин // Физиология человека. 1994. — Т.20. — № 2. — С. 170 173.
  19. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 280 с.
  20. В.В., Балинская А. А. Загрязнение окружающей среды // Проблемы токсикологии и эпидемиологии: Тез. докл. междунар. конф. Пермь, 11−19 мая 1993г-Москва-Пермь, 1993.-С.155−156.
  21. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979. 298 с.
  22. P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М., 1997. — 136с.
  23. P.M., Иванов Г. Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения. М., -2000.- 132с.
  24. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Медицина, 1984. — 365с.
  25. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.-е.
  26. Е.А., Рубин A.M. Практическая кардиоритмография. Hi 111 «Нео». 1999. — 144с.
  27. Д.А. Проблемы экологической физиологии человека // Физиол. журн. СССР, 1961, т.47, с. 1319−1328.
  28. Т.А., Яковлев Н. М. Коррекция предсердной экстрасистолии у больных синдромом вегетососудистой дистонии с помощью биоуправления с обратной связью. // Биологическая обратная связь. 2001, № 1, стр. 26−30.
  29. В.И., Сметник В. П., Тумиловий Л. Г. Неоперативная гинекология руководство для врачей. М.: Медицина, 1990. — 544 с.
  30. Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины. Дис.. канд.психол.наук. М.: Изд-во МГУ, 1998.
  31. И.С. Произвольное управление дыханием у человека. Л.: Наука. 1975. с. 152.
  32. С.А., Водяной А.Ю, Гутянский Г. С. Биоадаптивное управление в АСУ и биологическая обратная связь // Техн.эконом.сер.Эрг., 1992. № 1. -с.83−89.
  33. K.M. Кора головного мозга и внутренняя среда. М., 1942. — с.35.
  34. Вариабельность сердечного ритма. Теоретические аспекты и практическое применение. Тезисы международного симпозиума 12−14 сентября 1996 г. Ижевск, с. 225.
  35. H.H. Современные проблемы экологической физиологии. -Л., 1984.- 17с.
  36. H.H., Мигаловская H.A., Никитина С. Б., Зингерман A.M. Метод альтернативного биоуправления с обратной связью и критерии эффективности тренинга // Биоуправление-2: Теория и практика. Новосибирск: ИМБК СО РАМН. 1993. с. 65−75.
  37. H.H., Сидоров Ю. А., Киселев И. М. Биоуправление с обратной связью системным артериальным давлением // Физиол. ж. СССР им. И. М. Сеченова. Т.76. — № 12. — 1990. — с. 1701−1706.
  38. H.H., Суворов Н. Б., Сидоров Ю. А., Зуева Н. Г. Нейрофизиологические механизмы экологической устойчивости: прогнозирование и биоритмология // Вестник Российской академии медицинских наук. 1999. — № 2. — С.40−44.
  39. В.Н., Чугунов B.C. Симпатико-адреналовая активность при различных функциональных состояниях человека. М.: Медицина, 1985. -272с.
  40. С.JT. Поздний токсикоз беременных, нарушения адаптционных механизмов, пути их коррекции и профилактики: Автореф. дис. д-ра мед.наук. Киев, 1981.
  41. Е.Г., Зингерман A.M., Константинов М. А., Меницкий Д. Н. Исследование резонансных характеристик сердечно-сосудистой системы // Физиология человека. 1983. т. 9. с. 257−264
  42. A.M. и др. Вегето-сосудистая дистония. -М., 1981. с.16−18.
  43. Е.Г. Современные представления о патофизиологии психоэмоционального стресса и его влияние на женщин в период беремненности // Сиб.психол.журн. 2000. — Вып. 13. — с.50−53.
  44. Е.Г. Показатели репродуктивной системы женщины в оценке экологической ситуации в регионе.: Дис.. канд. мед. наук. СПб 1995- 158.
  45. Е.М. Руководство по эндокринной гинекологии М.: Медицинское информационное агенство, 2002.-768 с.
  46. Г. Ю., Суворов Н. Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. Л. Наука. 1981. — 160с.
  47. Г. Ю. Влияние специфической и неспецифической афферентации на ЭМГ активность артикуляционных мышц человека//-ЖВНД, 1974, т.24, с.328−336.
  48. А.Г. Философские проблемы теории адаптации М., 1973.178 с.
  49. М.А. Механизмы эмоциогенной регуляции адаптационных процессов. Дис. .докт.психол.наук. Новосибирск, 1994.
  50. З.Ш., Гилязутдинов И. А. Факторы, участвующие в регуляции репродуктивной функции женщины // Вестник Российской ассоциации акушеров-гинекологов. 1999. — № 4. — С.38−41.
  51. Ю. Система человек Среда в России: (Здоровье человека и его зависимость от состояния окружающей среды) // Евразия. Экологический мониторинг. — 1997. — № 1. — С. 58.
  52. JI.H. Прогнозирование и коррекция состояния человека по биоритмологическим характеристикам физиологических процессов при различных видах деятельности. Дис. Докт.биол. наук. СПб., 1997. — 258с.
  53. JI.H., Василевский H.H., Сейсембеков Т. З. и др. Способ функциональной коррекции артериального давления / A.C. № 1 745 200. СССР // Бюл. Изобретений и открытий. № 25. — 07.07.92.
  54. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2000 году // Здравоохранение РФ. 2002. № 1. — с.5−9.
  55. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2002 году // Здравоохранение РФ. 2004. № 1. — с. 1−12.
  56. Л.И. Формирование «системы экологической адаптации» в условиях современной окружающей среды // Успехи современного естествознания. 2004. — № 2. — С.37.
  57. Л.И. Экологический стресс. Монография. СПб.: Лань, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.-448 с.
  58. В.Н., Малевич Ю. И., Саакян С. С. Внешнее дыхание, газо-, и энергообмен при беременности. Мн.: Наука и техника, 1986 — 118с.
  59. К. В. 10 уроков психофизической тренировки. М.: Физкультура и спорт. 1987.-63 с.
  60. В.А., Лаврентьева H.A., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. — № 6. — с. 141−154.
  61. И.А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы,— М.: Высшая школа, 1994.- 273 с.
  62. И.А., Каюмова С. С., Данилова O.A., Поленов A.A. Роль разных отделов ГГНС в регуляции процессов адаптации // Эндокринная система организма и вредные факторы внешней среды. Л., 1983. — С.53.
  63. C.B. Состояние здоровья детского населения Ульяновской облети в напряженных экологических и социальных условиях. Дисс. .канд.биол.наук. Ульяновск, 2006. — 118с.
  64. Д.И. Вегетативная регуляция и развитие осложнений ИБС // Физ. чел., 1989.- 15,2. с. З
  65. Г. А. Контрактура мимических мышц. Казань: Изд.Казан.ун-та 1992.-109 с.
  66. В.Ф., Маймулов В. Г., Пузырев A.A., Китаева Л. В., Михеева Е.А.Клеточный уровень адаптации организма к воздействию окружающей среды крупного промышеленного города (Санкт-Петербург) // Морфология и экологические факторы. 2001. — № 1. — С.8−11.
  67. В.А. Сверхмедленные процессы головного мозга человека в изучении функциональных состояний, организации психической и двигательной деятельности: автореф. дис.. .докт.мед.наук. Л., 1982. -96с.
  68. Индивидуальные особенности произвольной регуляции биоэлектрической активности мозга / С. И. Сороко и др. // Физиология человека. 1975. -35.-С.746−755.
  69. И.А. Механизмы саморегуляции мозга и переработка зрительной информации. Рига, 1999.
  70. C.B., Ушакова Г. А. Кардиоритмография в диагностике акушерских и перинатальных осложнений // Акушерство и гинекология, 2004, № 4. с.6−8.
  71. И.Б. Психические состояния при нормальном и осложнённом течении беременности: Автореф. канд. дис. СПб, 1995
  72. Т.С., Третьякова Е. В., Стельникова О. М., Каткова Н. Ю. психологическая и физическая подготовка беременных к родам: Учебно-методическое пособие. 3-е изд. — Нижний Новгород, 2005. — 96с.
  73. Ким Е.В. О коррекции функциональных сдвигов у беременных методом биоуправления с обратной связью по ЭЭГ // www.
  74. Н.К., Ефимова И. В., Булавина Т. А., Смирнова Л. Б. Динамика показателей здоровья студентов подготовительного отделения МГУ // Мат. Московской межвузовской научно-метод.конф. М., 1995.
  75. Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности: Перинатальная психология, медикосоциальные проблемы. -СПб, 2001.-318с.
  76. В.Н. Невынашивание и перенашивание беременности. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство. 1978. 159с.
  77. И.Э. Коррекция нарушений течения беременности // Материалы межрегиональной конференции, посвященной 80-летию проф.И. А. Држевецкой. 2003. — С.144−145.
  78. Л. А., Игнатенко В. А. Опыт работы акушерско-гинекологического кабинета БОС в женской консультации № 7 г. Краснодара // Биологическая обратная связь. 2000, том II. № 4. — с.32−34.
  79. Комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с биологической обратной связью «Реакор»: Методические указания. -НПКФ «Медиком МТД», Таганрог, 2005. 100с.
  80. А.А., Янсон В. Н. Роль активности скелетной, мимической, артикуляционной и глазодвигательной мускулатуры в психической деятельности человека.// Изв. АН Латв. ССР, 1978, № 11, с. 117−130.
  81. С.Г., Леутин В. П., Диверт В. Э., Диверт Г. М., Платонов Я. Г., Ковтун Л. Т., Комлягина Т. Г., Мозолевская Н. В. Системные механизмы адаптации и компенсации // Бюллетень СО РАМН, № 2 (112), 2004 г. -с.148−153.
  82. В.И., Голубев В. А. Итоги научных исследований по акушерству и перинатологии, проведенных в 2005 г. (по материалам диссертаций, утвержденных ВАК). // Акушерсто и гинекология, 2006, № 5. с. 55−61.
  83. В.Ю. Использование метода биологической обратной связи в психофизиологической подготовке беременных женщин к родам // Биоуправление в медицине и спорте. Материалы I Всероссийской конференции. Омск, 1999. — с.33−35.
  84. О.И., Засыпкин М. Ю. Экологические аспекты репродуктивного здоровья женщин // Медицина труда и промышленная экология. 1999. -№ 3. — С.43−45.
  85. B.C. Теория и практика аутогенной тренировки. Л., Медицина, 1980−272с.
  86. B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка (справочное пособие для врачей). Л.: Медицина, 1986. 278с.
  87. В.А. Методические рекомендации по комплексному функциональному исследованию дыхания и кровообращения у женщин при нормальной и осложненной беременности. Методические рекомендации.-Л., 1980.
  88. А.Д. Изменение репродуктивной функции женщины в условиях напряжения. Вопросы экологии человека в условиях Крайнего Севера- Сборник под ред. Л. Е. Панина. Новосибирск 1979- 57, 60−61.
  89. В.Б., Гора Е. П. Участие дыхания в ритмических взаимодействиях в организме // Успехи физиологических наук. Т. 27. № 2. 1996. с. 61−75.
  90. З.В., Соколова И. И., Тютюнник И. Ф. Экология и репродуктивная система женщин // Медицина труда и промышленная экология. 1998. — № 9. — С. 18−22.
  91. З.В., Тютюнник И. Ф., Алексеева Н. Д. Медико-экологические аспекты охраны репродуктивного здоровья женщин // Журнал акушерства и женских болезней. 2000. — № 3. — С.20−22.
  92. М.Е. Регуляция дыхания // В кн. Физиология дыхания. Л.: наука. 1973. с. 256−286.
  93. Метод альтернативного биоуправления с обратной связью и критерии эффективности тренинга / H.H. Василевский и др. // Биоуправление-2. Теория и практика. Новосибирск: ИМБК СО РАМН, 1993. — с.65−67.
  94. В.М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода. Иваново, 2000. с. 200
  95. Л. А. Невынашивание беременности (лекции для студентов). Иваново, 1976. 21с.
  96. Н.И., Сысуев В. М. Временная среда и биологические ритмы. -Л.: Наука, 1981.-127с.
  97. И.Г. Выявление скрытых периодичностей методом спектрального анализа. Дис.канд.физ-мат.наук. М.: ВЦ АН СССР, 1968. -131с.
  98. B.C. Иммунофизиологические механизмы адаптации к экстремальным воздействиям // Физиология человека. 1996. — Т.22. -№ 2. -С.25−34.
  99. Л.П. Тренировка диафрагмально-релаксационного дыхания у больных бронхиальной астмой с помощью аппарата БОС «Кардиоанализатор» // Биологическая обратная связь. № 4,1999. стр. 42
  100. И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека//Полн. собр.соч. М.- Л., 1951. Т. З, кн.2, с. 264−293.
  101. Ю.М., Луценко М. Т. Кардиореспираторная система при беременности. Новосибирск: Наука, 1986. — 115с.
  102. Перинатальная психология и медицина. Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии. Часть 1. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Иваново, 6−8 июня 2001 г.
  103. .С. Танец матери и ребенка: тренинг БОС для беременности, схваток и изгнания // Biofeedback, 1996, v.24, № 4, pp. 6−11.
  104. Е.В., Леонов Б. В., Ледина В. Ю. Применение метода психофизиологической коррекции при подготовке пациенток к программе ЭКО и ПЭ // Биоуправление-4: Теория и практика. Новосибирск: ИМБК СО РАМН. 2002. с. 189−193.
  105. Н. А. Алгоритмы биометрии. Изд-во МГУ, 1967. 84с.
  106. Л.В., Васильева Т. П., Фадеева Е. Г., Чиенова Э. Н., Афенова C.B. Влияние уровня загрязнения территории проживания беременных на исход беременности. Вестник Российской ассоциации акушеров-гинекологов 1997- 4: 83−84.
  107. Практикум по психофизиологической диагностике: учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. -128с.
  108. С.С., Бабенкова Р. Д. Анализ статистических данных о состоянии здоровья студентов за последние 22 года // Мат. VI межуниверситет. научно-метод.конф. Ростов-на-Дону, 2000,4.1.
  109. Р.Ф. Физическое воспитание студентов специального медицинского отделения в Иркутском государственном университете: Учеб.пособие. Иркутск, 2001.
  110. .Б. Экология человека: Учеб. для студ.высш.учеб.заведений. -М., 2003. -320с.
  111. Психологические тесты / под ред. A.A. Карелина: в 2 т. М., 1999. -312с., 248с.
  112. Психосоматическое акушерство. Теория и практика. / Абрамченко В. В. -СПб.: СОТИС, 2001 -311с.
  113. Российскими медиками разработана новая методика безопасной и точной диагностики угрожающих преждевременных родов // www.scietclibrary.ru/rus/catalog/pages/6063.html
  114. JI.M. Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин к состоянию беременности. Дис. канд.психол.наук. Москва, 2003. — 24 с.
  115. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера. Сост. О. Ф. Дубровская. Москва «Форум» «Когито»
  116. В.М., Рудина Л. М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью // Психологический журнал, 2003, том 24, № 6, с. 16−26.
  117. Саморегуляция функций и состояний. Под ред. H.H. Василевского. Л., 1982.- 157с.
  118. И.А. Метод биоуправления потенциалами головного мозга и его клиническое применение / И. А. Святогор // Биологическя обратная связь.-2000.-№ 1.-с.5−7.
  119. И.А., Моховикова И. А. Нейрофизиологические, психологические и клинические аспекты биоуправления потенциаламимозга у больных дезадаптациоными расстройствами. // Биоуправление-4: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — с.44−51.
  120. А. С. Димнамика численности человечества с позиции популяционной экологии животных // Бюл. Моск. Общества испытателей природы / Отд. Биол. 1992. — Т. 27. — № 6. — С. 3 -17.
  121. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М: Медгиз. — 1960. -275с.
  122. В.Н., Сивочалова О. В., Кожин A.A. Методологические аспекты исследований влияния экологических факторов на репродуктивную систему женщин // Акушерство и гинекология. 1990. — № 3. — С.6−9.
  123. В.Н., Стольникова И. И. Прогностическое значение состояния вегетативной нервной системы и артериальной гипертензии у беременных с гестозом // Акушерство и гинекология, 2006, № 4. с. 19−23.
  124. И.М. Избранные сочинения по физиологии нервных центров. М&bdquo- 1952.-359с.
  125. И.М. Рефлексы головного мозга // Медицинский вестник. -1963.-№ 47−48.-с.100.
  126. В.М. Невынашивание беременности. М.: Медицина, 1986.- 175 с.
  127. И.С., Макарова И. О., Блудов A.A. Новый методологический подход к оценке регуляторных и защитно-приспособительных возможностей матери и плода с помощью компьютерной кардиоинтервалографии // Акушерство и гинекология. 1998., № 4., с.7−10.
  128. А.Б. ЭЭГ-биоуправление при лечении аддиктивных расстройств и синдрома дефицита внимания: обоснование и подходы / А. Б. Скок, О.С.
  129. , М.Б. Штарк // Биоуправление-4. Теория и практика. -Новосибирск, 2002. с. 142−150.
  130. A.A., Толкалов A.B., Дурнов О. В. Методика психофизиологической дородовой подготовки на принципах биологической обратной связи // Биологическая обратная связь. 1999. -№ 4.-с.9−12.
  131. A.A., Толкалов A.B., Дурнов О. В. Психофизиологическая дородовая подготовка беременных с использованием метода биологической обратной связи // Биологическая обратная связь. 1999. -№ 4. — с.3−8.
  132. С.И. Основные типы механизмов саморегуляции мозга / С. И. Сороко, С. С. Бекшаев, Ю. А. Сидоров. JL: Наука, 1990. — 205с.
  133. С.И., Сидоров Ю. А., Кутуев В. Б., Веников В. В., Алдашева A.A. Оценка и прогнозирование функциональных состояний человека в условиях Антарктиды // Саморегуляция функций и состояний. Л., 1982. -с. 108−119.
  134. Э.М., Шульман Е. И., Штарк М. Б. Психофизиологические исследования методом биологической обратной связи по времени распространения пульсовой волны // Биоуправление: Теория и практика. -Новосибирск, 1988.-с. 97−108.
  135. Л.И., Щеглова К. Ю., Спивак Д. Л. Нервно-психические расстройства при беременности и в родах. СПб., 1998.
  136. A.C. Общая экология/М.: «Юнити», 2001.-687с.
  137. И.Э. Особенности физиологии репродуктивного периода женщин в условиях хронического воздействия химических факторовсреды низкой интенсивности. Пути повышения адаптации. Дисс.. канд.мед.наук. Ставрополь, 2004. — 144с.
  138. Н.Б., Меницкий Д. Н., Фролова H.J1. Знакопеременный кардиотренинг: практика применения // Биоуправление-3: Теория и практика. Новосибирск: ИМБК СО РАМН. 1998. с. 69−79.
  139. Н.Б., Фролова H.J1. Биоуправление: ритмы кардиореспираторной системы и ритмы мозга // Биоуправление-4: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — с.35−44.
  140. З.К. Современные подходы к методологии и методике изучения проблемы физиологической адаптации // Проблемы адаптации детского и взрослого организма в норме и патологии. 1990. — С.10−18.
  141. В.А., Ковалев Н. К., Булавина Т. А. Состояние здоровья студентов и организация физкультурно-оздоровительной работы в вузе // Мат. VI межуниверситет. научно-метод.конф. Ростов-на-Дону, 2000, ч.1
  142. Г. А., Рец Ю.В. Медленные колебания гемодинамики в системе мать-плод при физиологической беременности // Акушерство и гинекология, 2006, № 2. с. 28−32.
  143. A.C., Щербатых Ю. В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария. -2000. № 6. — с. 33−35.
  144. А.И. Коррекция психоэмоциональных расстройств при беременности методом адаптивного биоуправления с обратной связью по ЭЭГ / А.И. Федотчева- А. И. Федотчева, Е. В. Ким // Физиология человека. 2006. — т.32, № 6. — с.28−32.
  145. Ю. И. Цветовой тест Люшера (методическое руководство). Санкт-Петербург, 1993.
  146. Ю.Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. -1978. № 5. — с.84−106.
  147. И. Вегетативная нервная система. Бухарест, 1978.
  148. Л.В., Глазунов И. С. Многофакторная профилактика гипертонической болезни сердца (кооперативное исследование) / Бюлл. Всесоюзн.кардиол.научн.центра АМН СССР, 1983. т.6, № 1. — с.43−48.
  149. Н.В. Клиническое значение адаптивного биоуправления.- Л. Медицина, 1982. 127с.
  150. A.B., Иванова Г. Е. Двигательная активность и состояние здоровья студентов // Физическая культура личности студента: Сб. статей. -М., 1991.
  151. В.М., Петросян К. Ю. Эпидемиология и профилактика основных факторов риск артериальной гипертонии и ИБС среди студентов и учащихся / Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. А.-Ата. — 1985. — с.55.
  152. М.Б. Заметки о биоуправлении (сегодня и немного завтра) / М. Б. Штарк // Биоуправление-3. Теория и практика. Новосибирск, 1998. — с.5−13.
  153. М.Б., Скок А. Б., Шубина О. С. Биоуправление в клинической практике // Биоуправление в медицине и спорте. Материалы I всероссийской конференции. Омск, 1999. — с.6−19.
  154. И.Ю. Особенности психического состояния и психотерапевтическая помощь при угрожающем самопроизвольном аборте. Автореф. канд. дис. Л., 1992.
  155. Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса. Автореф. дисс.. доктора биол.наук. СПб., 2001. — 32с.
  156. A.M. Нейровегетативная регуляция и формирование организма беременной к родам при позднем гестозе: Автореф.дис. .канд.мед.наук. -М. 1990.
  157. Akoury Н.А., Brodie G., Caddick R et al. // Amer. J. Obstet. Gynec. 1988. -Vol. 158. N2.-P. 255−258.
  158. Akselrod S., Gordon D., Ubel F.A. et al. Power spectrum analisis of heart fluctuation: a quantitative probe of beat to beat cardiovascular control. // Science, 1981. V. 213. P.220−222.
  159. Baram T. Z., Yi S., Avishai Eliner S., Schultz L. Development neurobiology of the stress response: multilevel regulation of cortikotropin -relising hormone function // Ann. N. Y. Acad. Sci. — 1997. — V. 814. — № 24. -P. 252−265.
  160. Bearden T.S., Cassisi J.E., Pineda M. Neurofeedback training for patient with thalamic and cortical infarctions // Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 2003. V. 28. № 3. P. 241.
  161. Bouchard M.A., Labelle J. Voluntary heart rate deceleration: A critical evaluation // Biofeedback Self-Regul. Vol.7, № 2. p. 121.
  162. Davidson R.J. Cerebral asymmetry, emotion and affective style /R.J. Davidson //Brain Asymmetry. The MIT Press.- Cambrige: MA, 1995.- P.369−388.
  163. Davision R., McAllister H., Hale D. Control of cardiac rate and variability using computer produced averaged digital feedback // Exp. Brain Res. 1975. 23. -p.48.
  164. Dawes G.S. Fetal and Neonatal Physiology. Chicago, 1968.
  165. Derryberry D. Right hemisphery sensitivity to feedback // Neuropsychologia. 1990. V. 28. № 12. P. 1261.
  166. E. // Am. J. Obstetr. Gynecol. 1974/ - Vol. 119. — № 3. — P. 419 433
  167. Field T., Diego M., Hernandez-Reif M. et al. Pregnancy anxiety and comorbid depression and anger: effects on the fetus and neonate // Depress. Anxiety. 2003. V. 17. № 3. P. 140.
  168. Fride E., Dan Y., Feldon J. et al. Effects of prenatal stress on vulnerability to stress in prepubertal and adult rats // Pshysiol. Behav. 1986. — V. 37. -P. 681 -687.
  169. Gibson D.P., Montgomery D. The enhancement of alpha waves following EEG biofeedback // Biofeedback self-Regul. 1994. V. 19. № 3. P. 305.
  170. Hammond D.C. Treatment of chronic fatigue with neurofeedback and self-hypnosis // NeuroRehabilitation. 2001. V. 16. № 4. P. 295.
  171. Harvey S., Phillips J. J., Bees A., Hall T. R. Stress and adrenal function // J. Exp. Zool 1984. — V. 232. — № 3. — P. 633 — 645.
  172. Hatch J.P., Borcherding S., German C. Cardiac sympathetic and parasympathetic activity during self-regulation of heart period // Biofeedback Self-Regul. 1992. V.17.№ 2. -p89−106.
  173. Heart Rate Variability. Standards of measurement, physiological interpretation, and clinical use. / European Heart Journal. Vol. 17. — 1996. -p. 354−381.
  174. Henry J., Junas R., Smith K. Experimental cybernetic analysis of delayed feedback of breath pressure control // American Jn. Of Physical Medicine. 2001. № 46.-p. 1317−1331.
  175. John E.R. Neurometries: clinical applications of quantitative electro physiology /E.R. John.- New York, 1977.- 291 p.
  176. Kamiya J. Autoregulation of the EEG alpha-rhythm: a program for the study of consciousness. Mind body integration: essential readings in biofeedback. E. Peper, S. Ancoli, M. Quim (Eds.). New York: Plenum Press. 1979.- P. 289−297.
  177. Landers D.M. Biofeedback and gas schissen // UFT Jn. 1985.- p.22−26.
  178. Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: A history of changing outlook // Ann.Rev.Psychol., 1993, v.44, p.121.
  179. Lehrer P.M., Carr R.E., Respiratory sinus arrhythmia versus neck / trapezius EMG and incentive inspirometry biofeedback for asthma: a pilot study // Appl. Psychophysiol. And Biofeedback. 1997. 22.- p.95−109.
  180. Levine R.E., Oandasan A.P., Primeau L.A., Berenson A.B. Anxiety disorters during pregnancy and postpartum // Am. J. Perinatol. 2003. V. 20. № 5. P. 239.
  181. Malliane A., Lombardi F., Pagani M. Power spectral analysis of heart rate variability: a tool to explore neural regulatory mechanism. // Br. Heart J. 1994. V.71.P. 1−2
  182. Miller N.E. Biofeedback and visceral lerning// Annual Rev. of Psychology. 1978. 29. 2.- p.374−404.
  183. Moore N.C. A review of EEG biofeedback treatment of anxiety disorders // Clin. Electroencephalogr. 2000. V. 31. № 1. P. 1.
  184. Mullholland T. Human EEG, behavioral stillness and biofeedback (Review)// Intern. J. Psychophysiol. 1995. 19. -P.263−279.
  185. Mullholland T. Occipital alpha revisited// Psychol. Bull. 1972. 78, — P. 176 182.
  186. Ohkawa T., Rohde W., Gotz F. et. Al. The effect of an acute maternal stress on p endorphin and growth hormone releasing factor in the rat fetus // Exp. Clin. Endocrinol. — 1988. — V. 91. — P. 35 — 42.
  187. Orne M.T., Paskewitz D.A. Aversive situations in alpha-feedback training// Science. 1974. 186.-P. 458−460.
  188. Peniston Eugene G., Hughes Robert B., Kulkovsky Paul J. EMG biofeedback-assisted relaxation training in the treatment of reactive depression in chronic pain patients//Psychological-Record. 1986. 36. 4.-p.471−481,179.
  189. Peniston Eugene G., Kulkovsky Paul J. Alfa-theta brainwave training and beta-endorphin levels alcoholics. Alcoholism: clinical and experimental research, 1989, p. 13.
  190. Pomeranz M., Macauly R.J.B., Caudill M.A. Assessment of autonomic function in humans by heart rate spectral analysis. // Am. J. Phisiol. 1958. V. 246. P.151−153/
  191. Rice K.M., Blanchard E.B., Purcell M. Biofeedback treatments of generalized anxiety disorders: preliminary results // Biofeedback self-Regul. 1993. V. 18. № 2. P. 93.
  192. Rich L. When pregnancy is not perfect: A laypersons guide to complications in pregnancy. New York etc.: Plume, 1993.- -XVI. — 348 p.
  193. Ro U.J., Kim N.C., Kim H.S. The effect of EMG level by EMG biofeedback with progressive muscle relaxation training on tension headache// Kanho Hakhoe Chi. 1990. 20. 2.- p. 195−213.
  194. Rockstroh B., Elbert T., Birbaumer N., Lutzenberger W. Biofeedback-produced hemispheric asymmetry of slow cortical potentials and its behaviourals effects // Int. J. Psychophysiol. 1990. V. 9. № 2. P.151.
  195. Rokicki L.A. et al. Change mechanisms associated with combined relaxation/EMG biofeedback training for chronic tension headache// Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 1997. 22. 1. -p. 21−41.
  196. Rosenfeld J.P. EEG biofeedback of frontal alpha asymmetry in affective disorders /J.P. Rosenfeld //Biofeedback.- 1997.- Vol. 25, N 1.- P. 8−25.
  197. Sapolsky R. M. Effects of stress and glucocorticoides on hippocampal neurons // In.: 28 Ann. Meet, Jutern Soc. Psychoneuroendocrinol., Pergamon-1997.- 153 p.
  198. Sourkes Th. L. Pathways of stress in the CNS // Progr. Nauro -Psychopharmacol. and Biol. Psychiatry. 1983. — V. 7. — № 4 — 6. — P. 389 -411.
  199. T., Elcock C.L., Antony F.M. // Placenta. 1995. — Vol. 16. № 3. -P. 289−296
  200. Wolf-Wilets V.C., Sullivan M.M., Mitchell P. et al. Selfmanagement of health care: efficacies and issues // Commun. Nurs. Res. 1979. V. 12. P. 57.
Заполнить форму текущей работой