Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка и экспериментальные исследования высокоскоростных радиально-осевых конических и упорных подшипников скольжения для центробежных компрессоров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из вариантов является изготовление реверсивных подушек в форме конического сектора, рабочая поверхность которых выполнена с большим радиусом кривизны, чем кривизна конической поверхности упорного диска. Такой подшипник может быть изготовлен на обычных станках, а выбирая оптимальную разность кривизны и углов конусности рабочих поверхностей, можно обеспечить требуемые характеристики… Читать ещё >

Содержание

  • АННОТАЦИЯ
  • ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
  • 1. ОБЗОР КОНСТРУКЦИЙ, АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СМАЗКИ И МЕТОДОВ РАСЧЕТА КОНИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ
    • 1. 1. Конструкция подшипников
    • 1. 2. Современное состояние гидродинамической теории смазки конических подшипников скольжения
    • 1. 3. Основные уравнения, описывающие неизотермическое течение смазки в конических подшипниках
      • 1. 3. 1. Система координат
      • 1. 3. 2. Математическая модель течения смазки в двухсторонних конических подшипниках с клинообразующими скосами (КПКС)
      • 1. 3. 3. Алгоритм расчета конических подшипников с самоустанавливающимися подушками (КПСП)
    • 1. 4. Решение задач течения смазки для конических подшипников и анализ полученных результатов
      • 1. 4. 1. Метод решения гидродинамической задачи течения смазки в конических подшипниках
      • 1. 4. 2. Анализ результатов решения
    • 1. 5. Выводы. Постановка задачи
  • 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ
    • 2. 1. Описание экспериментального стенда и системы измерений
    • 2. 2. Описание испытуемых подшипников
    • 2. 3. Измерение основных параметров подшипников и контрольно-измерительная аппаратура
    • 2. 4. Оценка погрешности измерений
    • 2. 5. Программа и методика проведения испытаний конических подшипников на стенде
    • 2. 6. Анализ результатов экспериментальных исследований и сравнение с теоретическими данными
    • 2. 7. Выводы
  • 3. ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДВУХСТОРОННИХ КОНИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ С САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИМИСЯ ПОДУШКАМИ (КПСП) НА
  • ЦЕНТРОБЕЖНОМ КОМПРЕССОРЕ ЦК-135/8 И УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБАХ ПОДВОДА СМАЗКИ И РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛАХ ПОДУШЕК
    • 3. 1. Описание испытуемого объекта
    • 3. 2. Конструкции исследуемых подшипников
    • 3. 3. Программа и методика испытаний
    • 3. 4. Анализ результатов испытаний
    • 3. 5. Сравнительные испытания влияния способов подвода смазки на характеристики упорных подшипников скольжения
    • 3. 6. Сравнительные испытания антифрикционных материалов для подшипников скольжения
    • 3. 7. Выводы
  • 4. РАСЧЕТ И НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОНИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ
    • 4. 1. Пример расчета односторонних упорных подшипников с реверсивными коническими подушками
    • 4. 2. Расчет двухсторонних опорно-упорных конических подшипников с самоустанавливающимися подушками
    • 4. 3. Выводы

Разработка и экспериментальные исследования высокоскоростных радиально-осевых конических и упорных подшипников скольжения для центробежных компрессоров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тенденция непрерывного роста единичной мощности различных агрегатов, например, турбокомпрессоров, турбохолодильных машин, высокоскоростных мультипликаторов и насосов, газовых турбин и других, потребовала усовершенствования известных и разработки новых конструкций опор скольжения, которые определяют надежность и долговечность машин в целом.

Опоры роторов большинства этих агрегатов нагружены относительно слабо, но валы имеют высокие окружные скорости вращения, достигающие 100 м/с и более. В этих условиях в смазочных слоях подшипников возникают высокие температуры (~ 110. 120°С), течение смазки становится существенно неизотермичным, а детали подшипников из-за наличия больших температурных градиентов подвержены температурным деформациям. При этом потери в подшипниках составляют основную часть механических потерь турбоагрегатов. Например, абсолютная величина потерь в подшипниках турбины К-500−65/3000 достигает 4,8 МВт. Для обеспечения нормальной работы подшипников служит разветвленная система маслоснабжения, включающая в себя емкости для масла, воздухоотделители, насосы смазки, маслоохладители, контрольно-измерительную аппаратуру, автоматические системы, фильтры грубой и тонкой очистки, арматуру и соединяющие трубопроводы. Поэтому уменьшение потерь в подшипниках позволяет не только повышать экономичность агрегатов, но и сокращать стоимость и массогабаритные показатели маслохозяйства. Критериями работоспособности высокоскоростных опор являются не только минимальная толщина смазочного слоя, но и максимальная температура и потери мощности на трение.

Хотя в литературе к настоящему времени опубликовано большое количество работ, учитывающих неизотермичность течения смазки, использование их результатов на практике затруднительно. Дело в том, что во многих работах исследуется та или иная модель контакта, а в других используется нереалистичные тепловые граничные условия. Высокоскоростные опоры скольжения сложны по конструкции, их поверхности представляют собой многосвязные области, работающие в различных условиях. Поэтому инженерам-конструкторам необходимо предоставить достаточно полный материал для расчета и проектирования высокоскоростных опор скольжения различных конструкций, дать методы расчета и таблицы безразмерных параметров, позволяющих свести сложный гидродинамический расчет к простым вычислениям.

Важнейшей проблемой является также обеспечение устойчивости вращения роторов высокоскоростных агрегатов. Данные эксплуатации, а также многочисленные теоретические и экспериментальные исследования показывают, что обычные цилиндрические подшипники не обеспечивают безвибрационную работу высокоскоростных турбомашин, где основными 8 источниками вибрации являются автоколебания роторов на смазочном слое подшипников и высокий уровень динамической нагрузки, вызванной остаточной неуравновешенностью роторов. Эффективным способом расширения диапазона устойчивой работы системы «ротор-подшипники» является использование так называемых виброустойчивых опор, например, многоцентровых подшипников, подшипников е самоустанавливающими подушками, а также упруго-демпферных опор, обеспечивающих наибольший запас устойчивости. В центробежных компрессорах с многоколесными роторами наиболее перспективным является применение двухсторонних конических подшипников скольжения с профилированными рабочими поверхностями или с самоустанавливающимися подушками. Профилированные рабочие поверхности или самоустановка подушек обеспечивают устойчивость ротора и совместно с «нерабочей» стороной подшипника обладают достаточными демпфирующими свойствами. Кроме того, конические подшипники конструктивно более просты, имеют меньшие габариты, вес и потери мощности на трение по сравнению с традиционными опорно-упорными подшипниками. Более чем вдвое сокращается использование дорогостоящего баббита марки Б83 и номенклатура деталей.

Следующей актуальной задачей является разработка реверсивных опорных и упорных подшипников скольжения с самоустанавливающимися подушками, у которых опоры качания (сфера, радиальное ребро и т. п.) располагаются в среднем сечении подушек.

Такая конструкция обеспечивает одинаковую работоспособность подшипников в обоих направлениях вращения ротора.

Классическая гидродинамическая теория смазки для реверсивных опор дает нулевую несущую способность, т. е. не объясняет механизм их работоспособности. Между тем, опыт показывает, что такие подшипники надежно работают в широком диапазоне скоростей и нагрузок.

Термоупруго гидродинамический (ТУГД) анализ показал [1], что несущая способность реверсивных подушек с первоначально плоскими поверхностями возникает под действием двух эффектов:

— изменения вязкости смазки в слое в зависимости от температуры;

— термоупругих деформаций поверхностей трения.

Второй эффект играет преобладающую роль в обеспечении работоспособности реверсивных подшипников. Однако для подушек с первоначально плоскими поверхностями он возникает только в рабочем режиме и является неуправляемым. Поэтому наиболее целесообразным является придание поверхностям скольжения некоторой кривизны уже в стадии изготовления, при которой образуется геометрия смазочного слоя с криволинейными стенками.

Одним из вариантов является изготовление реверсивных подушек в форме конического сектора, рабочая поверхность которых выполнена с большим радиусом кривизны, чем кривизна конической поверхности упорного диска. Такой подшипник может быть изготовлен на обычных станках, а выбирая оптимальную разность кривизны и углов конусности рабочих поверхностей, можно обеспечить требуемые характеристики подшипника в широком диапазоне изменения режимов работы, сорта смазки, действующих нагрузок, что особенно важно при унификации опор скольжения.

Проведенные расчеты, подтвержденные экспериментами [2], показали, что при равных радиальных размерах и режимах работы упорные подшипники с коническими реверсивными подушками с кривизной рабочей поверхности, отличной от кривизны поверхности упорного гребня, имеют несущую способность почти в 2 раза большую, чем подшипники с первоначально плоскими подушками.

Несмотря на приведенные очевидные преимущества, конические подшипники скольжения в центробежных компрессорах не нашли широкого применения. Это объясняется ограниченными данными по теории и методике их расчета, а также отсутствием конструктивных решений.

Поэтому настоящая работа посвящена экспериментальному исследованию, разработке инженерной методики расчета и рекомендаций к проектированию радиально-осевых конических подшипников скольжения для условий работы, максимально приближенных к эксплуатационным, высокоскоростных центробежных компрессоров, а также исследованиям влияния способов подвода смазки и материалов подушек на характеристики упорных подшипников скольжения.

Работа состоит из четырех глав, заключения и библиографии.

В первой главе приводится анализ существующих конструкций и современных методик расчета конических подшипников скольжения различных конструкций.

Приводится математическая формулировка стационарной задачи адиабатного течения смазки в конических подшипниках скольжения, а также выражение для формы смазочного слоя с учетом кривизны рабочих поверхностей подушки и шипа, предварительного нагруже-ния, угла поворота подушки и температурных деформаций.

Излагаются алгоритмы решений поставленных задач. Обсуждаются и анализируются результаты решений.

Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию конических подшипников скольжения. Приведены описание экспериментального стенда, программа и методика исследований, оценка погрешности измерений. Приводится сравнение экспериментальных данных с результатами теоретических исследований.

Отдельно излагаются результаты экспериментальных исследований упорных подшипников с самоустанавливающимися подушками с различными способами подвода смазки и антифрикционными материалами.

В третьей главе излагаются результаты промышленных испытаний двухсторонних конических подшипников с самоустанавливающимися подушками на центробежном компрессоре ЦК-135/8, а также сравнительные испытания влияния способов подвода смазки к упорным подшипникам на их характеристики и сравнительные испытания антифрикационных материалов подушек.

В четвертой главе приводятся инженерные методики расчета конических подшипников скольжения с учетом их конструктивных особенностей.

Работа выполнена в ЗАО «НИИтурбокомпрессор» им. В. Б. Шнеппа (г.Казань) и Казанском государственном технологическом университете.

Диссертация содержит 166 страниц текста, 107 рисунков, 10 таблиц и 75 наименований библиографии.

4.3. ВЫВОДЫ.

1. Разработаны инженерные методики расчета однои двусторонних конических подшипников с самоустанавливающимися подушками. В основу методик положены таблицы безразмерных характеристик подушек, позволяющие провести сложные расчеты подшипников сравнительно простыми средствами, а также учитывать температурные деформации.

2. Рассмотрены практические вопросы конструирования подшипников и даны примеры конструкций для центробежных компрессоров.

3. Конструкция КПСП защищена патентами РФ (см. приложения 1 и 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проведен комплекс исследований по разработке новой конструкции, всесторонним исследованиям и внедрению в центробежном компрессоре ЦК-135/8 двустороннего сегментного конического подшипника скольжения с самоустанавливающимися подушками (ДКПССП).

2. Выполнен подробный патентный поиск, литературный обзор по конструкциям и методам расчета конических подшипников скольжения, разработаны алгоритм, программа и инженерный метод расчета однои двусторонних конических подшипников скольжения с самоустанавливающимися подушками.

3. Разработаны, изготовлены и испытаны натурные образцы гибкого ротора с двумя коническими дисками, опорного и двустороннего конического подшипника скольжения с самоустанавливающимися подушками.

4. Проведены сравнительные испытания вновь созданных подшипников со штатными: опорным цилиндрическим, установленным в упруго-демпферную опору конструкции П. Л. Капицы и опорно-упорным катушечного типа с опорным цилиндрическим и двусторонним упорным подшипником с самоустанавливающимися подушками.

5. Показано, что благодаря установке ДКПССП удалось почти вдвое уменьшить уровень вибрации ротора, на 25−30% уменьшить температуру в смазочных слоях подушек.

6. Испытания подтвердили высокую демпфирующую способность созданного двустороннего сегментного конического подшипника скольжения.

7. Учитывая вышеперечисленные преимущества, рекомендуется внедрение двусторонних конических сегментных подшипников скольжения с самоустанавливающимися подушками в центробежных компрессорах высокого и низкого давлений с концевыми лабиринтными или щелевыми газовыми уплотнениями, не обладающих достаточной демпфирующей способностью.

8. Внедрение ДКПССП позволит также сократить массо-габаритные показатели компрессоров, потери мощности на трение и необходимый расход смазки.

9. Сравнительные испытания различных способов подвода смазки на экспериментальном стенде и на натурном центробежном компрессоре показали безусловное преимущество индивидуального подвода смазки к каждой подушке подшипника. При этом потери мощности на трение и расход смазки сокращаются почти вдвое, что позволяет увеличить КПД центробежных компрессоров на 1.5% в зависимости от потребляемой мощности. Увеличивается также надежность работы подшипников за счет снижения температур рабочих поверхностей.

Основная идея такого способа подвода — исключение «дисковых» потерь, т. е. потерь на трение о масло нерабочих вращающихся поверхностей подшипника-должна стать одним из основных принципов при проектировании подшипников скольжения различных типов.

Конструкция упорного подшипника с индивидуальным подводом смазки защищена патентом РФ (см. приложение 2).

10. Эксперименты также показали, что в подшипниках скольжения дорогостоящий баббит Б-83 без ущерба для качества работы может быть заменен на порошковые материалы, например, на ЖГрЗДЗ. Использование методов порошковой металлургии позволит снизить себестоимость подшипников, повысить технологичность и ремонтопригодность. При этом коэффициент использования материала практически равен единице.

Таким образом, в результате проведенных исследований, испытаний, расчетов на ЭВМ и обобщения полученного эксплуатационного опыта разрабо тан новый тип подшипника с самоустанавливающимися подушками, конструкция которого защищена патентом РФ (см. приложение 1). Основной принцип работы проверен как экспериментально, так и аналитически. Новый подшипник имеет несколько преимуществ по сравнению с обычными подшипниками. а именно: а) он проще и компактнееб) потери мощности и соответственно расход масла, требующийся для смазки, на 2530% ниже: в) подшипник обладает значительно большим демпфированием, особенно при больших нагрузках.

Наработка компрессора ЦК-135/8 на компрессорной станции ОАО «Казанькомпрес-сормаш» составила 4100 часов при количестве пуско-остановов 750 (см. приложение 3). Такой же компрессор, установленный в ОАО «Одесский припортовый завод», эксплуатируется с 1992 г. После эксплуатации в течение 42 тыс. часов были заменены подушки подшипника и компрессора вновь запущен в работу (см. приложение 4).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А., Баткис Г. С. Трибология подшипников и уплотнений жидкостного трения высокоскоростных турбомашин. — Изд. АН РТ «ФЭН», Казань, 1998. — 429с.
  2. Г. С., Хайсанов В. К. Создание высокоскоростных конических подшипников скольжения для турбомашин. Деп. в ЦИНТИхимнефтемаш, Москва, 1990, № 2105. -54с.
  3. А. М. Исследование конических опорно-упорных подшипников скольжения винтовых и центробежных компрессорных машин. Дисс.. к. т. и., Казань, 1971. -194с.
  4. Патенты 2 094 904 (Великобритания). Part spherical bearing. .1. Hillmann. Заявл. 17.05.82, № 8 207 714- опубл. 22.09.82.
  5. Hydrostatisch gasgeschmierte Gleitlagerung: Заявка 3 628 800 ФРГ, МКИ4 F 16 С 32 / 06 / Keller Jakob- BBC Brown Boveri AC № 3 628 800- Заявл. 25.08.86- опубл. 10.03.88.
  6. А. С. 1 599 594 СССР, Б. И. № 38, 15.10.90. Двухсторонняя коническая опора скольжения / Баткис Г. С., Галеев А. М. /.
  7. Патент 1 592 033 (Великобритания). Hydrodinamic bearing with radial, thrust eind moment load copacity. J. Greene Заявл. 18.01.78, № 1950/78- опубл. 01.07.81.
  8. Патент 2 078 713 (США) Segment railway bearing. E. B. Hudson Заявл. 18.01.35, № 2404, опубл. 27.04.37.
  9. Д. Д. Исследование работоспособности многоступенчатых упорных конусных подшипников скольжения для судовых редукторов. Автореф. дисс. канд. техн. наук. — Николаев, 1972,-21с.
  10. Ettles С., Svoboda О. The applications of double conical journal bearing in high centrifugal punps. Proc. Ynst. Mech. Eng, 1975, vol 189, № 38, p. 221−230.
  11. Dietschi A. Finbaufertige Hormgletlager als neue Maschinenelemente. Technische Rundschau, 1963, № 30, p. 9−13.
  12. В. В., Поспелов Г. А. Приближенное определение динамических характеристик смазочного слоя опорно-упорных конических подшипников гидродинамического трения. Трение и износ, 1982, т. 3, № 4, с. 691−700.
  13. В. В., Поспелов Г. А. Нестационарные локальные характеристики смазочного слоя конических радиально упорпых подшипников гидродинамического трения. — Трение и износ, 1982, т. 3, № 5, с.801−807.
  14. Г. А. Стационарные характеристики двухсторонних конических гидродинамических подшипников. Трение и износ, 1986,№ 6,с. 1008−1016.
  15. В. К., Поддубный А. И. Теоретический расчет поля давлений в коническом гидростатическом подшипнике с тангенциальными камерами. В сб. «Исслед. гидростат. опор и уплотнений двигателей летат. аппаратов», Харьков, 1986, с. 79−84.
  16. А. И., Иванов А. Н., Гамаль М. А. Теоретическое исследование характеристик сегментных конических газостатических подшипников. Рост, ун.-т. — Ростов Н/Д, 1992, — 19с., Деп. в ВИНИТИ 19.03.93, № 110−893.
  17. Kepler F. Das Gleitstiitzenlager in hudrodunamischen Spindel. Kleipzig Fachberichtc, 1971, 79, № 6, M148, c. 321−335.
  18. В. А. Термоупругодннамическая (ТУГД) теория смазки подшипников и уплотнений жидкостного трения турбомашин. Дисс. доктора техн. наук. — Казань, 1980, 493с.
  19. В. А., Баткис Г. С. Теория и расчет реверсивных конических подшипников скольжения с самоустанавливающимися подушками. Сб. Проектирование и исследование компрессорных машин. Изд. ЗАО «НИИтурбокомпрессор», Казань, 1997, с. 93 105.
  20. В. А. Галеев А. М. Можанов В. В., Курин JI. М. Расчет и некоторые ре148зультаты исследования конических подшипников в турбокомпрессорах.// Хим. и нефт. машиностроение, № 11. 1991, с. 16−18.
  21. Г. С., Максимов В. Ф., Хайсанов В. К. Опорно-упорные подшипники высокоскоростных ЦКМ с коническими самоустанавливающимися подушками. Сб. Проектирование и исследование компрессорных машин. Изд. АО НИИтурбокомпрессор. Казань, 1997, с. 124−130.
  22. В. А., Харасов О. М., Галеев Ш. А. Экспериментальное исследование конических подшипников скольжения с самоустапавливающимися. подушка-ми//Химическое и нефтяное машиностроение, № 10, 1987, с. 12−14.
  23. А. М., Максимов В. А., Баткис Г. С., Хайсанов В. К. Сегментный конический подшипник скольжения. Патент на изобретение РФ № 1 480 466 от 04.08.1993 г.
  24. В. А., Потанина В. J1. Математическая модель подшипников скольжения турбомашин и ее численная реализация// Сб. Вычислительные методы и мат. обесп. ЭВМ, Изд. КГУ, Казань, вып. 2, 1980, с.92−100.
  25. В. А., Хадиев М. Б. Расчет опор скольжения гидродинамического трения с учетом тепловых эффектов//Вакуумная техника и технология, том 3, № 3−4, 1993, с. 55−58.
  26. А. А. Введение в теорию разностных схем. М: Наука, 1971. 552с.
  27. А. А., Николаев Е. С. Методы решения сеточных уравнений. М: Наука, 1978.- 591с.
  28. П. 3. Неизотермическая задача гидродинамической теории смазки подпятника с недеформированной и деформированной подушками. Развитие гидродинамической теории смазки. Наука, 1970. — с.105−120.
  29. Роде, Э Гун Бин. Термоупругодинамический анализ плоского подшипника скольжения конечной длины. Проблемы трения и смазки. 1975. № 3, с. 120−132.
  30. О. Н., Лебедев В. В. Обработка результатов наблюдений. М: Наука, 1970.- 104с.
  31. А. С. Основы метрологии и технические измерения. М: Машиностроение, 1980, — 192с.
  32. Разработка и исследование высокоскоростных конических подшипников скольжения. Отчет по НИР № 2661−87, тема 86−90, № гос. per. 01.86.132 490, Казань, I ШИтурбо-компрессор, 1987. -76с.
  33. Нельсон. Холлннгсворт. Радиальный1 подшипник с самоустанавливающимися вкладышами, снабженными жидкостными опорами. Проблемы трения и смазки, № 1. 1977, с.127−134.
  34. С. И. Динамика криогенных турбомашин с подшипниками скольжения. М. Машиностроение, 1973.-304с.
  35. С. И. Демпфирование механических колебаний. М., Физматгиз, 1959. -408с.
  36. А. Динамика роторов турбоагрегатов: Энергия. 386с.
  37. Г. С., Максимов В. А. Расчет двусторонних упорных подшипников скольжения в высокоскоростных центробежных компрессорных машин (ЦКМ). Химическое и нефтяное машиностроение, 1978, № 1, с.10−13.
  38. Е. В. Повышение несущей способности подшипников, работающих при высоких скорос тях скольжения. Труды третьей Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах, т. Ш. М.: Изд. АН СССР, 1960, с. 128−134.
  39. Этсион, Баркон. Исследование гидродинамического упорного подшипника с неполной пленкой. Проблемы трения и смазки, 1981, № 3, с.32−39. (тр. Амер. о-ва инж.-мех.).
  40. Заявка № 2 033 023, Великобритания. Осевой сегментный подшипник скольжения. Опубл. 14.05.80 (РЖ, 48 Машиностроительные материалы, конструкции и расчет деталей машин. Гидропривод, 1981, № 1).
  41. А. с. № 198 094, ЧССР. Осевой сегментный подшипник скольжения. F. Michele. МКИ 16 с 17/04, опубл. 01.06.82 (РЖ, 48 Машиностроительные материалы и конструкции и расчет детален машин. Гидропривод, 1983, № 5)
  42. Заявка № 3 002 556, ФРГ. Осевой сегментный подшипник скольжения. В. Dieter. Кл. 16 С 33/10, опубл. 30.01.81 (РЖ, 48 Машиностроительные материалы, конструкции и расчет деталей машин. Гидропривод, 1982, № 6).
  43. I. Коул Д. А. Экспериментальное изучение потерь мощности в высокоскоростных упорных подшипниках скольжения. Сб. Междунар. конф. по смазке и износу машин
  44. Лондон, 1957), М&bdquo- Машгиз, 1962, с. 160−166.150
  45. Исследования влияния способа подвода смазки па характеристики упорных подшипников скольжения с самоустанавливающимися подушками УЦКМ-2. Отчет по НИР № 1883−83, тема ОТМ П-44 (ответственный исп. В. К. Хайсанов), СКБК, Казань, 1983. -41с.
  46. Г. С. Хайсанов В.К. Влияние способа подвода смазки на характеристики упорных подшипников центробежных компрессоров. Тезисы докл. XII — М1ГГК по ком-прессоростроению, НИИ ТК, Казань, 2001 г, с.183−184.
  47. Г. С. Хайсанов В.К. Экспериментальные исследования опорных и упорных подшипников скольжения с самоустанавливающимися подушками на центробежном компрессоре. Тезисы докл. XII — МНТК по компрессоростроению, НИИ ТК, Казань, 2001 г. с. 184−185.
  48. Разработка и исследование опорных и упорных подшипников скольжения с самоустанавливающимися подушками для УЦКМ-2. Отчет по НИР № 2078−84, тема № 82−50, №гос. per. 01.82.7 037 908, НИИ ТК, Казань, 1984.- 89с.
  49. Патент РФ № 1 434 161 от 11.08.93. Подшипник скольжения /БаткисГ. С. Максимов В. А. Хайсанов В. К./.
  50. Испытание упорных сегментных подшипников, полученных методом порошковой металлургии: Отчет по НИР / СКБК- Руководитель Г. С. Баткис. 1884−83- Инв. № 1532. — Казань — 1983. 33с. (отв. исп. Хайсанов В. К.).
  51. Г. С., Максимов В. А., Хайсанов В. К. Разработка и исследование упорных подшипников с самоустанавливающимися подушками из порошковых материалов для ЦК. Сб. «Проектирование и иссл. компр. машин», Казань, НИИ ТК, с.229−241.
  52. Г. С., Максимов В. А., Хайсанов В. К. Разработка и исследование упорных подшипников с самоустанавливающимися подушками из порошковых материалов для ЦК. Тезисы из докл. XI- MI1TK по компрессорной технике. — СПБ., 1998, с.220−221.
  53. Руло. О гидродинамических подшипниках из пористого металла.//Техническая механика. 1962, № 1 с.236- 1963. № 1. с. 149.151
  54. Мурти. Распределение давления в коротких пористых подшипниках. //Проблемы трения и смазки. 1971, № 4 с.73- 1974, № 2 с. 14−18.
  55. Шер, Джозер. Смазка пористого подшипника, решение Рейнольдса. //Прикладная механика. 1972, № 1 с. 47.
  56. Кьюзэно Конри. Смазка пористых радиальных подшипников. //Проблемы трения и смазки. 1972, № 1 с. 66.
  57. Кьюзэно Конри. Коэффициент передачи коротких пористых радиальных подшипников. /'/Проблемы трения и смазки. 1978, № 1 с. 169−177.
  58. Kumar V. Elastic and Damping Properties of Partial. Porous Journal Bearings of Finite length and Arbitrary Wall Thichness.//Wear-Vol. 40−1976. Pp.293−308.
  59. V. Т., Cameron A. Mechanism of Lubrications in Porous Metal Bearings.//Poroc Conf Lubrication and Wear/Institution of Mechanical Engineers. London. — 1957. -Pp.151−157.
  60. И. M., Пугина Jl. И. Композиционные спеченные антифрикционные материалы. Киев: Наукова думка, 1980.-404с.
  61. Г. С., Хайсанов В. К. Исследование высокоскоростных упорных подшипников с индивидуальным подводом смазки для центробежных компрессоров. М.: ОНТИ ВНИИхолодмаш. темат. сб. трудов, 1983, с.157−163.
  62. Т. В. Коробков А. М. Богданов А. И. Винокуров К). В. Производство деталей для машиностроения методом порошковой металлургии из модифицированных металлических порошков. Тезисы докл. XII-MHTK по компрсссоростроению, Казань, НИИ ТК, 2001 г. с.
  63. Попович 3. Исследование упорного подшипника скольжения с самоустанавливающимися подушками. Журнал инст. проточи, машин ПАН в Гданьске, 1969, № 42−44.
  64. А. Теория смазки в инженерном деле. М., изд. «Матгиз», 1962. 296с.
  65. X. О деформации упорных подшипников Митчелля. Сообщение 3. Исследование деформации вкладыша с опорой в центре и работоспособности подшипника. Пер. ВИНИТИ № 83 064/0 с японского языка статьи, пом. в журнале «Нихон кикай гаккай.
  66. Г. С., Хайсанов В. К., Максимов В. А. Опорные и упорные подшипники скольжения с самоустанавливающимися подушками для высокоскоростных центробежных компрессоров.-Компрессорная техника и пневматика, 2001, № 6, с. 16−19.1. ТШТУ
  67. СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ РЕСПУБЛИН
  68. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ ПРИ ГКНТ СССР19)
  69. ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКЗ. N"1. SU»" 1 480 466 А1ей 4 F 16 С 17/06V1. ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯч
  70. К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ21. 4 256 178/25−2722. 17.03.87
  71. A.M.Галеев, В.'А.Максимов, Г, С. Баткис и В. К. Хайсанов (53) 621.822.5 (088.8) (56) Патент США № 2 078 713, л • «кл. 308−73, 1937. ' '' ' 1
  72. С54) СЕГМЕНТНЫЙ КОНИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ .¦¦'. .
  73. Цель изобретения повышение на-:дез*ности в работе и упрощение конст-' рухции подшипника.
Заполнить форму текущей работой