Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические методы управления конкурентоспособностью перевозок на железнодорожном транспорте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ресурсосберегающие технологии являются одним из инструментов управления конкурентоспособностью транспортной продукцией. В условиях реформирования особое значение приобретают вопросы разработки и внедрения на предприятиях транспорта ресурсосберегающих технологий, позволяющих высвободить часть средств на первоочередную модернизацию транспортной техники. Это реальный путь получения необходимых… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ
    • 1. 1. Сущность и значение категории конкурентоспособности как движущей силы развития производственно-экономических систем
    • 1. 2. Классификация факторов и критериев, определяющих уровень конкурентоспособности
    • 1. 3. Структура системы обеспечения конкурентоспособности объекта
  • 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
    • 2. 1. Анализ развития транспортной системы России и оценка уровня монополизации транспортного рынка
    • 2. 2. Сегментирование транспортного рынка с позиций развития конкурентных отношений.5 е)
      • 2. 2. 1. Необходимость и экономические условия выделения конкурентных сегментов.5 е)
      • 2. 2. 2. Определение сегментов рынка транспортных услуг
      • 2. 2. 3. Развитие конкурентного сектора грузовых перевозок на железнодорожном транспорте
    • 2. 3. Формирование конкурентной стратегии на железнодорожном транспорте
    • 2. 4. Обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта
  • 3. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
    • 3. 1. Методические подходы к управлению конкурентоспособностью
    • 3. 2. Формирование конкурентоспособной модели транспортной продукции
    • 3. 3. Развитие совокупного экономико-технологического потенциала железнодорожного транспорта
    • 3. 4. Методы экономической оценки уровня конкурентоспособности транспортной продукции (работ, услуг)
  • 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
    • 4. 1. Оценка и перспективы применения прогрессивных малозатратных и ресурсосберегающих технологий
    • 4. 2. Предложения по формированию гибкой тарифной политики в сегментах рынка грузовых перевозок
    • 4. 3. Оценка конкурентоспособности вариантов грузовых перевозок в международном сообщении

Экономические методы управления конкурентоспособностью перевозок на железнодорожном транспорте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономическая ситуация, сложившаяся в стране, определила необходимость проведения структурной реформы федерального железнодорожного транспорта, целью которой является решение таких важнейших стратегических задач как обновление и техническое перевооружение отрасли, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, позволяющих улучшить финансово-экономическое состояние отрасли и повысить уровень ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Включение России в мировую транспортную систем) в качестве полноправного участника рынка является одним из приоритетных направлении развития железнодорожного транспорта. Важное значение имеет проблема привлечения на железнодорожный транспорт дополнительных объемов перевозок грузов и инвестиционных ресурсов.

Усиление конкуренции между видами транспорта обусловливает необходимость тщательного исследования транспортного рынка, особенно в конкурентных сегментах.

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью научно обоснованного управляющего воздействия па уровень конкурентоспособное ги транспортной продукции путем увеличения конкурентных преимуществ, оптимального сочетания цены и качества транспортных услуг, что позволит обеспечить финансовую устойчивость структурных подразделений железнодорожного транспорта без увеличения транспортной составляющей в цене конечного продукта. В связи с этим вопросы оптимального управления, экономической оценки конкурентоспособности транспортной продукции и развития совокупного экономико-технологического потенциала железнодорожного транспорта представляют значительный теоретический и практический интерес.

Целью диссертационной работы является разработка методических подходов к управлению конкурентоспособнос тью перевозок на железнодорожном транспорте.

Для достижения поставленной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи: проведено системное исследование конкурентоспособности транспортной продукции и транспортной организации как экономических категорий: выполнена классификация критериев сегментирования транспортного рынка с пелыо выделения конкурентных секторовпроведено исследование методических основ формирования конкурентных отношений на рынке транспортных услугразработан методический подход к оценке конкурентоспособности транспортной продукции на основе разделения показателей качества транспортного обслуживания на стандартизируемые и нестандартизируемыеразработаны предложения по формированию механизма управления конкурентоспособностью перевозок на железнодорожном транспортеопределены основные направления повышения конкурентоспособности грузовых перевозок на внутреннем и международном рынках транспортных услуг.

Методической и теоретической основой диссертационного исследования являются положения теории регулирования рыночных систем, системного анализа экономических процессов в сфере транспорта, изложенные в трудах российских и зарубежных ученых, специалистов в области реформирования отрасли, '.экономики грузовых перевозок, теории конкурентоспособности. оценки экономико-технологического потенциала и интенсификации его использования: А. I I. Абрамова. И. В. Белова, Т. В. Богдановой (Фединой), А. В. Болотина. Г. В. Бубновой. Б. А. Волкова, В. Г. Галабурды, И. Н. Герчиковой, Н. Н. Громова. Д. Дэй. Д. М. Кейнса. Ю.II. Кожевникова. Б. М. Лапидуса, С. Ларсона, В. Н. Лифшица, J1.A. Мазо. М.Н. Мандрико-ва. Д. А. Мачерега, О. В. Михайлова, В. А. Персианова, Ф. С. Пехтерева. II.Г. Смехо-вой, А. А. Смехова, Н. П. Терешиной, М. М. Толкачевой, М. Ф. Трихункова. Р.А. Фаг-хугдинова, P.M. Царева, Л. В. Шкуриной, A.M. Шульга, В .Я. Шульги и других.

Научная новизна данной работы может быть определена в теоретическом и методическом аспектах: уточнены и научно определены понятия конкурентоспособноеги транспортной продукции и конкурентоспособности транспортной организации как экономических категорийопределены экономические условия выделения конкурентных секторов транспортного рынка и выполнена комплексная классификация критериев сегментирования рынка транспортных услугпредложен методический подход к оценке конкурентоспособноегп транспортной продукции на основе дифференциации (типизации) показателей качества транспортного обслуживания на стандартизируемые и нестандартизируемые: разработаны методические подходы к управлению конкурентоспособностью перевозок на железнодорожном транспортеопределены резервы повышения конкурентоспособности грузовых перевозок на внутреннем и международном транспортных рынках.

Результаты исследования нашли применение в научно-исследовательских разработках, выполненных по заказу Департамента экономики МПС России и Московской железнойдороги, используются в учебном процессе на экономических и технических специальностях Московского государственного университета путей сообщения.

Результаты работы позволят более объективно проводить анализ и оценку деятельности предприятий железнодорожного транспорта, а также выявлять резервы повышения конкурентоспособности и укрепления финансовой устойчивости отдельных подразделений и отрасли в целом.

Основные положения диссертации доложены автором на научно-практических конференциях по проблемам экономики и управления на железнодорожном транспорте (Москва, 2000;2001 гг.), по проблемам ресурсосбережения (Москва. 2000;2001 гг.), по проблемам повышения безопасности движения поездов (Москва. 2002;2003 гг.), по экономическим и социальным проблемам транспортного комплекса в современных условиях (Самара, 2002;2003 гг.).

Выводы по главе 4.

Экономическая оценка резервов повышения конкурентоспособности грузовых перевозок позволяет сделать следующие выводы:

Ресурсосберегающие технологии являются одним из инструментов управления конкурентоспособностью транспортной продукцией. В условиях реформирования особое значение приобретают вопросы разработки и внедрения на предприятиях транспорта ресурсосберегающих технологий, позволяющих высвободить часть средств на первоочередную модернизацию транспортной техники. Это реальный путь получения необходимых инвестиций за счет повышения эффективности всей работы.

Одним из способов решения проблемы повышения уровня конкурентоспособности железных дорог и подразделений создаваемого ОАО «РЖД» является предоставление больших прав железнодорожным перевозчикам в регулировании тарифов, проведении опережающей ценовой политики на конкурентных сегментах транспортного рынка.

Введение

в действие нового Прейскуранта № 10−01, основанного на выделении платы за использование вагонов железных дорог из общего уровня грузовых железнодорожных тарифов, позволит системно решить вопрос о возмещении затрат перевозчиков, связанных с закупкой и эксплуатацией грузовых вагонов, и будет способствовать дальнейшему развитию конкуренции в тех секторах рынка перевозок, где она действительно эффективна.

Одной из основных задач программы формирования и развития международных транспортных коридоров на территории России является обеспечение крупных международных транзитных перевозок в сообщениях между Европой и Азией. Необходимо повысить уровень конкурентоспособности контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали для повышения эффективности данного маршрута по сравнению с морскими перевозками через Суэцкий канал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

К основным результатам диссертационного исследования, имеющим научную новизну и практическую ценность, можно отнести следующие:

1. Обоснована целесообразность развития конкуренции на современном транспортном рынке. Уточнены определения конкурентоспособности транспортной продукции и конкурентоспособности транспортной организации, как экономических категорий.

2. Разработана комплексная классификация критериев сегментирования транспортного рынка. Выделение сегментов транспортного рынка в сфере грузовых перевозок позволит транспортным организациям наиболее объективно и целенаправленно удовлетворять потребности грузовладельцев и пассажиров, что позволит повысить эффективность работы и уровень конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

3. При исследовании вопросов развития конкурентных отношений в работе произведен расчет коэффициентов транспортной обеспеченности по административным округам. При сопоставлении коэффициентов отдельно по грузовым и пассажирским перевозкам, а также по их совокупности сделаны выводы о конкурентности конкретных секторов транспортного рынка.

4. Проанализированы и адаптированы к условиям функционирования железнодорожного транспорта методы управления конкурентоспособностью продукции. Предложен механизм управления конкурентоспособностью в сегментах транспортного рынка, рассматривающий элементы управления как последовательные и взаимосвязанные.

5. Конкурентоспособность перевозок и конкурентоспособность транспортного предприятия повышается с ростом экономико-технологического потенциала (кадрового, имущественного, финансового потенциалов, эффективного менеджмента) в сочетании с повышением качества транспортного обслуживанияв диссертации выполнены расчеты по определению индекса экономико-технологического потенциала железнодорожного и автомобильного видов транспорта в пределах России.

6. Разработаны предложения по формированию конкурентоспособной модели транспортной продукции. Перспективными для предприятий железнодорожного транспорта следует считать дополнительные услуги, значительным образом расширяющие круг потребителей и усиливающие позиции железнодорожного транспорта на рынке.

7. Усовершенствована методика оценки конкурентоспособности транспортной продукции на основе теории качества грузовых перевозок. Расширен круг используемых показателей качества транспортного обслуживания грузовладельцев, выполнено их разделение на стандартизируемые (формализуемые) и нестандартизи-руемые (неформализуемые).

8. Обоснована возможность участия России в конкурентной борьбе на мировом транспортном рынке. В работе выполнены расчеты по оценке уровня конкурентоспособности маршрутов перевозки крупнотоннажных контейнеров между Кореей и странами Европы. Выработаны предложения по повышению конкурентоспособности железнодорожных транзитных перевозок через Россию.

Результаты диссертационного исследования направлены на повышение экономической эффективности работы российских железных дорог в условиях дефицита инвестиционных ресурсов и возрастающего спроса на перевозки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П., Галабурда В. Г., Иванова Е. А. Маркетинг на транспорте. Под общей редакцией д-ра экон. наук, проф. В. Г. Галабурды. Учебник для вузов. М.: Желдориздат. 2001. 329 с.
  2. М.А. Высокие технологии перевозочного процесса // Железнодорожный транспорт. 2001. — № 11 — с, 73−77.
  3. Н.Е., Лапидус Б. М., Мишарин А. С. Железные дороги России: от реформы к реформе. М.: Транспорт, 2001. -145 с.
  4. И.А., Латушко Н. А. Оценка эффективности инвестиционных процессов // Железнодорожный транспорт. 2001. — № 10 — с. 4 — 7.
  5. В.А., Синельников А. В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. -№ 6-с3−13.
  6. В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 5 — с 63 — 71.
  7. О.В. Стратегия развития транспортной отрасли в условиях системного кризиса страны // Бюллетень транспортной информации. 1999 — № 7−8 (4849).
  8. Г. В. Мониторинг и анализ рынка транспортных услуг и его окружения // Экономика железных дорог. № 10, — 2001. — с.57−65.
  9. В.В. Методы оценки конкурентоспособности перевозок // Железнодорожный транспорт. 1998 — № 12 — с.53−56.
  10. Н.Г., Левиков Г. А. Повышение конкурентоспособности судоходных компаний. М.: Транспорт, 2001. — 215 с.
  11. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1999. — 296 с.
  12. .А. Экономическая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте в условиях рынка. М.:Транспорт, 1996.-191 с.
  13. .А., Муджири Т. М. Оценка технико-экономической эффективности ресурсосберегающих инноваций на железнодорожном транспорте // «Современные проблемы экономики и управления на железнодорожном транспорте».
  14. Вторая науч.-практ. конф. / Тр. Моск. гос. ун.-т путей сообщения (МИИТ). -М., 2000 г., с. Х-6 Х-8.
  15. A.M. Логистика: Учебник. 2-е изд. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. — 228 с.
  16. В.Г. Маркетинг на транспорте: Учебное пособие. М.: МИИТ, 1992−108 с.
  17. В.Г. Комплексная оценка качества транспортного обслуживания потребителей транспортных услуг. // Ж.-д. транспорт.-Сер. Маркетинг и коммерческая деятельность. ЭИ/ЦНИИТЭИ.-1998.-Вып.2.-с.1−10, 1 ил.
  18. В.Г., Бубнова Г. В., Ковшова М. М. Маркетинг в условиях реформирования отрасли. // Железнодорожный транспорт. 2001, № 4.
  19. В.Г., Соколов Ю. И. Комплексная оценка качества транспортного обслуживания // Железнодорожный транспорт 1999 — № 5 — с.60−64
  20. В.Г., Терешина Н. П. Экономическая стратегия развития железнодорожного транспорта России // Экономика железных дорог. 2000. — № 8.
  21. В.И. Управление качеством продукции: Учебн. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 256 с.
  22. А.Н. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. 1999. — № 2 — с 56 — 64.
  23. Ю.В., Хибриков Е. А. Оценка эффективности использования материальных ресурсов // Экономика железных дорог. 2001. -№ 11, с.75−85.
  24. Н.Н., Персианов В. А. Управление на транспорте. М.: Транспорт, 1990. -336 с.
  25. И.Н., Рышков А. В. Развитие новых форм инновационной деятельности // «Экономические и социальные проблемы транспортного комплекса в современных условиях «. Сб. науч. тр. с междунар. участием Выпуск 24. Часть II. — Самара: СамГАПС, 2002., с.89−92.
  26. В.Н. Разработка методики сертификации услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (на примере международных автоперевозок). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -М.: МАДИ (ТУ), 2000 г.
  27. Дэй Д. Стратегический маркетинг. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 640 с.
  28. Единая транспортная система: Учеб. для вузов / В. Г. Галабурда, В.А. Персиа-нов, А. А. Тимошин и др.- Под ред. В. Г. Галабурды. М.: Транспорт, 2001.
  29. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002.-416с.
  30. Железные дороги РФ в 2001 г. Справочник. М.: Компьютерно-полиграфический центр ЦНИИТЭИ МПС, 2002.
  31. М.В. Проблемы демонополизации отдельных сфер деятельности Федерального железнодорожного транспорта и доступности инфраструктуры железных дорог для пользователей различных форм собственности. // Экономика железных дорог. 2000., № 9. — С. 5−15.
  32. В.В. Транссибирский контейнерный мост // Железнодорожный транспорт. 2001.- № 7. — с.22−23.
  33. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. — 584 с.
  34. Ю.Н. Экономическое обоснование механизма ценообразования и ценовое управление затратами в сфере грузовых перевозок на железнодорожном транспорте: М.: МИИТ, 2000. — 130 с.
  35. А.Г. Практика сегментирования рынка. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  36. К.Г., Бубнова Г. В., Соколова И. И. Информационно-аналитические и управляющие системы маркетинга // Железнодорожный транспорт 2002 -№ 2 — с.10−12.
  37. А.Е. Обеспечение безопасности движения поездов в условиях реформирования железных дорог // Железнодорожный транспорт 2002 — № 2 — с.71−77.
  38. О.А. Повышение конкурентоспособности магистрали. П Железнодорожный транспорт 1999 — № 11 — с.25−27.
  39. А.В. Транспортный рынок. Особенности, возможности, условия конкурентоспособности. // Железнодорожный транспорт 1997 — № 3 — с.60−63
  40. П.В., Котляренко А. Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Экономика. Логистика. Управление. Самара: СамГАПС, 2002. -636с.
  41. .М. Экономические проблемы управления железнодорожнымтранспортом России в период становления рыночных отношений (системный анализ). М.: Издательство МГУ, 2001. — 301с.
  42. .М., Мазо Л. А., Абрамов А. П. Управлению доходами и расходами -научную основу // Железнодорожный транспорт. 1998 — № 4. — с. 9 — 13.
  43. .М., Пехтерев Ф. С., Терёшина Н. П. Регионалистика: Учебное пособие для вузов. М.: УМК МПС России, 2001. — 422 с.
  44. .М., Терешина Н. П., Смехова Н. Г., Кожевников Ю. Н., Сугробова М. В. Методика расчета себестоимости перевозок отдельных родов грузов по направлениям. М.: МИИТ, 2000.
  45. А.Л., Лазаренко Ю. М., Вологин В. А. и др. Перевозки крупнотоннажных контейнеров в два яруса // Железнодорожный транспорт. 2002. — № 8-с. 33−35.
  46. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт-М, 2001. — 224 с.
  47. Л.А. Внутриотраслевая конкуренция на железнодорожном транспорте и методика ее оценки // Труды научно-праткической конференции «Современные проблемы экономики и управления на транспорте». М.: МГУ ПС, 1999.
  48. Л.А., Лукашев В. И. Конкурентные отношения на железнодорожном рынке // Железнодорожный транспорт. 1999. — № 12 — с 25 — 30.
  49. Л.А., Лукашев В. И. Конкурентные отношения на железнодорожном рынке // Железнодорожный транспорт. 1999. — № 12 — с. 25 — 30.
  50. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. М.: Республика, 1993. — 400 с.
  51. М.Е. Учет фактора времени в перевозочном процес-се.//Межвузовский сб. науч. тр., МИИТ, 1983, вып. 729, с.56−59.
  52. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.
  53. Д.А. Проблемы эффективного управления производственной деятельностью и их особенности на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог, 2002. № 4 — с.6−22.
Заполнить форму текущей работой