Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование литературно-музыкальной компетенции в профессиональной подготовке вокалистов и хормейстеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа над хоровым произведением, где в сложном взаимодействии находятся слово и музыка, должна основываться на осмыслении механизма связи этих двух компонентов, на использовании всех средств художественной выразительности (словесных и музыкальных), посредством которых создается художественный образ. Между тем, анализ практики работы учебных хоров показывает, что основное внимание певцов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки будущих музыкантов (вокалистов и хормейстеров) в творческом вузе
    • 1. 1. Психологические основы формирования художественно-творческих способностей студентов -будущих вокалистов и хормейстеров
    • 1. 2. Формирование педагогических основ профессиональной подготовки в вузе будущих певцов и хормейстеров
    • 1. 3. Интегративный подход к формированию литературно-музыкальной компетенции будущих певцов и хормейстеров
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Описание и анализ результатов эксперимента по формированию профессиональных компетенций будущих вокалистов и хормейстеров (на базе Самарской государственной академии культуры и искусств)
    • 11. 1. Формирование профессионально значимых компетенций будущих певцов и хормейстеров в ходе учебного процесса, НИРС, УИРС
    • 11. 2. Формирование профессиональной компетентности будущих певцов и хормейстеров в контексте методики изучения музыки на вокально-хоровом факультете
    • 11. 3. Развитие творческих способностей будущих вокалистов и хормейстеров в процессе изучения песен Великой Отечественной войны
  • Выводы по второй главе

Формирование литературно-музыкальной компетенции в профессиональной подготовке вокалистов и хормейстеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном обществе уделяется существенное внимание вопросам совершенствования системы высшего профессионального образования. Качество преподавания, ориентация на решение в процессе преподавания высоких творческих задач приобрели сейчас особую актуальность. Необходимо повысить эффективность обучения, наполнить его содержанием, отвечающим новому уровню социально-гуманитарного развития российского обществане только оснастить студентов системой знаний, умений и навыков, но и сформировать творчески самостоятельную успешную личность, обладающую активной жизненной позицией. Пение в хоре и практика управления им, приобщение к многонациональной хоровой культуре нашей страны, изучение произведений мастеров вокально-хорового жанра способствуют обогащению и развитию внутреннего мира певцов и хормейстеров, формируют и развивают их эстетические чувства.

В 2006 г. музыкально-исполнительский факультет Самарской государственной академии культуры и искусств (СГАКИ) преобразован в Институт музыки (консерваторию), в структуру которого входят два факультета — инструментально-оркестровый и вокально-хоровой. Главной задачей Института музыки (консерватории) СГАКИ «является подготовка высококвалифицированных специалистов для исполнительской и педагогической деятельности в сфере профессионального музыкального искусства и народного музыкального художественного творчества"1.

1 См. официальный сайт СГАКИ, раздел «Институт музыки».

Специфика работы в Институте музыки (консерватории) с учебным хором вокально-хорового факультета заключается в том, что состав хора неоднороден по уровню музыкального образования. На вокально-хоровой факультет поступают в последние годы преимущественно выпускники музыкальных училищ (хорового, теоретического, фортепианного отделений). Это своеобразие контингента вокально-хорового факультета Института музыки (консерватории) Самарской государственной академии культуры и искусств отмечается и осмысливается в последние годы в ряде исследований, проводимых исполнителями, музыкантами, преподавателями не только академии, но и других родственных факультетов и специальностей (Г.М. Цыпин, Э. Б. Абдуллин, К. Б. Саркисян, Т. А. Колышева, О. В. Ощепкова и др).

При различии образовательного уровня как общего, так и музыкального (куда входят исполнительский опыт, вокальная подготовленность и пр.), почти все студенты вокально-хорового факультета не имеют достаточно ясных представлений о будущей профессии хормейстера, об особенностях звучащего слова и поэтического текста как художественно-образного явления, подчиненного строгим законам этого искусства1.

Среди проблем, стоящих перед педагогом-хормейстером, необходимо отметить следующие проблемы: а) постановка задач и разработка психолого-педагогической технологии профессиональной подготовки будущих хормейстеров в творческом вузеб) определение психолого-педагогических основ формирования художественно-творческих способностей студентов — будущих хормейстеров, проблема формирования профессионально важных компетенций будущих.

1 См.: Саркисян К. Б. Проблема звуковой выразительности поэтического текста музыкального произведения в обучении хоровому пению (на материале работы учебных хоров педагогических институтов): дис.. .канд. пед. наук. / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1984. певцов и хормейстеров и интегративного подхода в формировании их музыкально-культурологической компетенции, а также проблема подбора певческого репертуара и таких методов работы, которые способствовали бы художественно убедительному раскрытию музыкального образа.

Работа над хоровым произведением, где в сложном взаимодействии находятся слово и музыка, должна основываться на осмыслении механизма связи этих двух компонентов, на использовании всех средств художественной выразительности (словесных и музыкальных), посредством которых создается художественный образ. Между тем, анализ практики работы учебных хоров показывает, что основное внимание певцов подчинено раскрытию исполнительских средств только музыкального языка: «расшифровке» интонационной выразительности, ритмической, гармонической, ладотональной и др. Работа же над словом часто сводится к выработке дикции, артикуляции, отчетливому донесению текста. Своеобразие выразительных возможностей поэтического слова в конкретном художественном контексте, как правило, не раскрывается и во многом зависит от наличия и уровня художественной интуиции дирижера-интерпретатора. С подлинными эталонами хорового исполнительского искусства мы встречаемся там, где владение вокально-хоровой техникой сочетается с богатством тембров хорового коллектива, где «прочтение» произведений покоряет своей глубиной, в основе которой лежит бережное отношение к музыке в гармоничном единстве с бережным отношением к поэтическому слову.

Практическая деятельность преподавателя музыки в творческом вузе органически связана с осмыслением звучащего в пении слова, над выразительностью музыкальной интонации, постольку профессиональная подготовка студентов (певцов или хормейстеров) выдвигает задачу воспитания эрудированных, инициативных, артистически ярких музыкантов, то есть нуждается в специально разработанной, научно обоснованной системе и методах работы. Отсюда следует актуальность избранной темы исследования, ибо не решена проблема творческого освоения будущими вокалистами и хормейстерами звукового состава поэтического слова в хоровом произведении, не изучен опыт выдающихся мастеров хорового исполнительства, а также достижения системных наук (литературоведения, лингвистики, искусствоведения и др.) в исследованиях структуры и содержательной стороны поэтического текста.

Изучение литературы по исследуемой проблеме позволило выделить противоречия между: объективной потребностью общества в творческих неординарных людях и недостаточной профессиональной подготовленностью студентов творческих профессийсуществующим педагогическим потенциалом творческой художественной (в том числе музыкально-творческой) деятельности для развития индивидуальности студентов и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этого процессанеобходимостью включения студентов — будущих вокалистов и хормейстеров — в музыкально-творческую деятельность с целью развития их индивидуальности и отсутствием научно обоснованной модели и условий ее развития.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: научно-методические основы формирования литературно-музыкальной компетентности как неотъемлемой части профессиональной подготовки будущих музыкантов (певцов и хормейстеров).

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Формирование литературно-музыкальной компетенции в профессиональной подготовке вокалистов и хормейстеров (к проблеме синтеза музыки и слова в музыкально-образовательном процессе)».

Объект исследования — профессиональная подготовка будущих музыкантов (певцов и хормейстеров) и определение путей и методов воплощения в вокальном и хоровом пении звуковой и смысловой образности поэтического текста как средства, способного активизировать процесс творческого освоения литературно-музыкального произведения.

Предмет исследования — синтез музыки и слова как основа литературно-музыкальной компетенции, формируемой у студентов вокально-хорового факультета в музыкально-образовательном процессе (на базе Института музыки Самарской академии культуры и искусств).

Цель исследования — определение педагогических условий эффективности формирования литературно-музыкальной компетенции в профессиональной подготовке музыкантов (певцов и хормейстеров).

Гипотеза исследования: формирование литературно-музыкальной компетенции в музыкально-образовательном процессе эффективно, если:

• литературно-музыкальная компетенция студентов рассматривается как неотъемлемая часть культурологической компетенции и, в целом, профессиональной подготовки будущего музыканта;

• формирование литературно-музыкальной компетенции обеспечивается использованием интегративного подхода, предполагающего в преподавании гуманитарных и специальных дисциплин изучение синтеза музыки и слова в произведениях литературно-музыкальных жанров;

• литературно-музыкальные произведения (в частности, литературные песни) будут изучаться студентами с позиций историзма в контексте диалога культур (литературы и музыки);

• литературно-музыкальная компетенция студентов формируется с позиций компетентностно-ориентированного и интегративного подходов в музыкально-образовательном процессе творческого вуза.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, уточнить содержание понятий «профессиональная подготовка», «профессиональные компетенции» (прежде всего, литературно-музыкальная) — «интегративный подход»;

2) определить психолого-педагогические основы формирования профессионально важных компетенций в процессе развития художественно-творческих способностей студентов-музыкантов (певцов и хормейстеров);

3) раскрыть особенности интегративного подхода к формированию литературно-музыкальной компетенции вокалистов и хормейстеров;

4) апробировать в учебном процессе и в самостоятельной работе студентов СГАКИ педагогические технологии формирования литературно-музыкальной компетенции как профессионально важной для будущих вокалистов и хормейстеров;

5) в ходе педагогического эксперимента проверить, насколько разработанные факультативные курсы «Русская художественная культура XVIII века» и «Когда музы не молчат. Песни Великой Отечественной войны» эффективны для развития профессиональных навыков будущих музыкантов в процессе формирования литературно-музыкальной компетенции.

Методологической основой исследования являются:

1) психолого-педагогические труды, посвященные проблемам высшего образования и развития личности (О.А. Абдулин, К.А. Абуль-ханова-Славская, Г. М. Андреева, С. И. Архангельский, А. Г. Асмолов,.

B.C. Безрукова, А. А. Бодалев, Е. В. Бондаревская, А. Г. Бусыгин, A.JT. Бусыгина, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, JI.H. Коган, А. Н. Леонтьев, А. Г. Маслоу, C.JI. Рубинштейн, В. В. Сериков,.

C.Д. Смирнов, Г. С. Сухобская, Н. Ф. Талызина и др.);

2) психолого-педагогические труды, посвященные проблемам компетентностного подхода и интеграции в образовании (A.JI. Андреев, В. Н. Аниськин, В. И. Байденко, B.JI. Болотов, А. Г. Бусыгин,.

A.JL Бусыгина, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А.А. Ме-лик-Пашаев, JI.A. Петровская, Г. К. Селевко, В. В. Сериков, В.Д. Шад-риков, А. И. Щербаков, Б. Д. Эльконин и др.);

3) труды по проблемам педагогических образовательных технологий (JI.A. Байкова, В. П. Беспалько, А. Г. Бусыгин, А. А. Вербицкий, Л. К. Гребенкина, В. В. Давыдов, А. Д. Жарков, Т. А. Жукова, В. М. Кларин, В. В. Краевский, Г. К. Селевко, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков,.

B.А. Сластенин и др.);

4) педагогические труды по проблемам музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, М. Г. Арановский, М. П. Блинова, Ю. Н. Бычков, Т. А. Гайдамович, Г. И. Ганзбург, Л. М. Гинзбург, Т. А. Колышева, Т. С. Кудрявцева, И. Н. Немыкина, О. В. Ощепкова, К. Б. Саркисян, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр, Л. В. Яркина и др.);

5) труды по проблемам литературно-художественного образования и диалогу культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, О. М. Буранок, Л. С. Выготский, С. И. Гессен, В. А. Лефевр, Г. Н. Тараносова, К. Б. Саркисян, Н. В. Рождественский, З. С. Смелкова, П. М. Якобсон и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы:

1) аналитические методы (изучение и анализ научной литературы по проблеме исследованияобработка и обобщение полученных данных);

2) социологические методы (беседы, опросы, анкетирование);

3) педагогические методы (наблюдение, эксперимент);

4) диагностические методы (тестирование).

Экспериментальная база. Экспериментально-опытное исследование осуществлялось на базе вокально-хорового факультета Института музыки (консерватории) ГОУ ВПО «Самарская государственная академия культуры и искусств» (СГАКИ) в 20 072 010 гг. и проходило в несколько этапов:

Первый этап (2007;2008 гг.). Анализ научной литературы и диссертационных работ по проблеме исследования позволил определить его тему, методологию, объект и предмет, цель, задачи, гипотезу.

Второй этап (2008;2009 гг.). В процессе эксперимента проверена и уточнена гипотеза исследования, разработан и апробирован факультативный интегративный курс «Русская художественная культура XVIII века" — определены уровень сформированности и условия развития литературно-музыкальной профессиональной компетентности студентов ГОУ ВПО «Самарская государственная академия культуры и искусств».

Третий этап (2009;2010 гг.). Разработан и апробирован факультативный курс «Когда музы не молчат. Песни Великой Отечественной войны" — проведен анализ эффективности экспериментапо материалам и результатам исследования подготовлены научные публикацииоформлен текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• уточнена трактовка понятия «литературно-музыкальная компетенция», понимаемая нами как составная часть культурологической компетенции, с одной стороны, и профессиональной компетенции, с другой;

• литературно-музыкальная компетенция является основой профессионально-личностного развития специалиста-музыканта;

• формирование литературно-музыкальной компетенции у студентов-музыкантов осуществляется на основе интегративного подхода: специальные, общеобразовательные и факультативные дисциплины в гуманитарном творческом вузе взаимосвязаны и обеспечивают высокий уровень постижения студентами синтеза музыки и слова в произведениях, изучаемых в музыкально-образовательном процессе;

• определены педагогические приемы, способствующие развитию творческого отношения студентов-музыкантов к звуковой и смысловой стороне вокализируемого текста;

• разработана методика формирования художественно-образных представлений студентов на основе соотнесения звука и смысла, музыкального и словесного образа в процессе работы над выразительностью исполнения вокального произведения.

Теоретическая значимость исследования:

1) определено содержание понятия «литературно-музыкальная компетенция»;

2) уточнены научные представления о путях формирования литературно-музыкальной компетенции будущих вокалистов и хормейстеров;

3) разработаны и обоснованы педагогические основы формирования литературно-музыкальной компетенции студентов посредством интегративного подхода к организации музыкально-образовательного процесса.

Практическая значимость исследования:

1) разработаны и апробированы в учебном процессе интегра-тивные факультативные курсы «Русская художественная культура XVIII века» и «Когда музы не молчат. Песни Великой Отечественной войны», которые позволяют эффективно формировать профессиональную литературно-музыкальную компетенцию студентов-музыкантов;

2) методические положения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в вокальной и дирижерско-хоровой практике студентов, в работе с академическим, учебным и самодеятельным хором.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена его осуществлением на должном теоретическом и практическом уровнях, возможностью повторения экспериментавыступлениями с докладами на научно-практических конференциях и научными публикациями.

Личный вклад автора заключается в обосновании гипотезы исследования, в выборе его объекта, постановке цели и задачв разработке эксперимента с последующим анализом его эффективности по формированию литературно-музыкальной компетенции студентов-музыкантов в процессе изучения (в интегративных факультативных курсах «Русская художественная культура XVIII века» и «Когда музы не молчат. Песни Великой Отечественной войны») синтеза музыки и слова в литературно-музыкальных произведениях для вокального исполнения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональное развитие студентов-музыкантов (певцов и хормейстеров) представляет собой музыкально-образовательный процесс, в ходе которого целенаправленно осуществляется во всех видах учебной деятельности изучение синтеза музыки и слова в литературно-музыкальных текстах, предназначенных для вокального исполнения.

2. Характер осмысления синтеза музыки и слова в исполняемом произведении (представления о сущности звуковой выразительности поэтического текста и его музыкальной интерпретации) обусловлен уровнем литературно-музыкальной компетенции студентов-музыкантов.

3. Методом творческой интерпретации смыслового и звукового образа вокального произведения (для сольного или хорового исполнения) является филологический анализ стихотворного текста и разработка фонетической партитуры, понимаемой как совокупность экспрессивно значимых элементов звукового потока, включенных в систему средств художественной выразительности стиха и музыки.

4. Формирование литературно-музыкальной компетенции как профессионально значимой осуществляется в ходе учебного процесса и самостоятельной работы студентов (НИРС и УИРС), а также в инте-гративных факультативных курсах, задачей которых является изучение синтеза музыки и слова в произведениях литературно-музыкальных жанров. t.

Апробация результатов исследования. Тема диссертации апробировалась на итоговых кафедральных конференциях в ГОУ ВПО «Самарская государственная академия культуры и искусств» и «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (20 072 010), на международной научно-практической конференции «Седьмые Ознобишинские чтения» (г. Инза, 2009), а также в семи научных публикациях — пять статей, из которых две опубликованы в изданиях, утвержденных ВАКметодическая разработка (программа факультатива) и учебно-методическое пособие:

1. Сигал И. М. Формирование музыкальной культуры будущих хормейстеров в процессе профессиональной подготовки в вузе // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 11. № 4. Самара: СНЦ РАН, 2009. С. 818−820.

2. Сигал И. М. Формирование музыкальной компетентности студентов — будущих хормейстеров // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 12. № 3. Самара: СНЦ РАН, 2010. С. 264−268.

3. Сигал И. М. Когда музы не молчат. Песни Великой Отечественной войны: Учебно-методич. пособие. Самара: ПГСГА, 2009. 80 с.

4. Русская художественная культура XVIII века: Программа факультативного курса для гуманитарных факультетов вузов / Сост. О. М. Буранок, И. М. Сигал. Самара: ПГСГА, 2010. 20 с.

5. Сигал И. М. Специфика вокальной подготовки будущего хормейстера // Гуманитарные исследования: на стыке наук: Сб. статей. Самара: ПГСГА, 2010. С. 27−32.

6. Сигал И. М. Аудиторная и внеаудиторная НИРС, УИРС будущих хормейстеров // Гуманитарные исследования: на стыке наук: Сб. статей. Самара: ПГСГА, 2010. С. 33−49.

7. Сигал И. М. Психологические основы формирования будущих хормейстеров // Седьмые Ознобишинские чтения: Материалы междунар. конф. 2009 г. СамараИнза, 2010. С. 166−170.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа каждая), заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Проведенный нами эксперимент по формированию профессиональных компетенций будущих хормейстеров на базе СГАКИ позволил сделать следующие выводы.

1. Важную роль в формировании профессионально значимых компетенций вокалистов и хормейстеров (особенно в учебном процессе) играют НИРС и УИРС: именно через эти формы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов можно эффективно формировать профессионально значимые компетенции будущих музыкантов.

2. Разработанная нами программа факультатива «Русская художественная культура XVIII века» и проведенные в соответствии с ней лекции и практические занятия по русской литературной песне XVIII века позволили нам вполне успешно сформировать с использованием интегрированного подхода одну из важнейших профессиональных компетенций будущих вокалистов и хормейстеровлитературно-музыкальную, в целом повысив при этом музыкально-педагогическую культуру студентов.

3. Факультатив «Когда музы не молчат. Песни Великой Отечественной войны», разработанный и апробированный нами в ходе эксперимента, закрепил профессиональную компетенцию будущих вокалистов и хормейстеров. Эмоционально-нравственно насыщенные словесные и музыкальные образы, воспроизводящие в военных песнях ту грозовую эпоху, в их интеграции позволили расширить поликультурное пространство студентов, повысив их гражданственность и патриотизм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное высшее профессиональное музыкальное образование характеризуется переосмыслением его содержания и функций, повышением его роли в культурной жизни не только отдельного человека, но и общества в целом. Образовательные стандарты высшей профессиональной школы нового поколения ориентируют содержание музыкального образовательного процесса на реализацию стратегии не только профессионального, но и музыкально-педагогического, культурно-социального и личностного развития. Вводятся новые программы в систему высшего культурологического, в том числе, музыкального образования, что влечет за собой необходимость развития у будущего специалиста (в нашем случае, вокалиста и хормейстера) высокого уровня как профессиональной, так и общечеловеческой культуры.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литерату-' ры позволил сделать вывод о том, что большинство современных исследователей стремятся решить проблемы формирования и развития профессионально-культурологической компетентности студентов музыкальных специальностей. Важной задачей современной системы высшего образования является формирование у будущих хормейстеров данной компетентности, что позволит повысить общекультурный уровень будущих специалистов-музыкантов.

Теоретическое изучение современного состояние проблемы формирования профессионально-культурологической компетентности личности, а также наш практический опыт работы в вузе показали, что для развития данной компетентности необходима системная, целенаправленная деятельность в учебном процессе, построенная на основе интегративного подхода.

Мы рассмотрели в процессе исследования с опорой на труды ученых понятие культурологической компетентности студента и пришли к выводу о том, что это не только совокупность личностных характеристик, единство которых позволяет человеку быть широко образованным, знающим, осведомленным в разных областях духовной культуры человечества, но и ощущающим себя объектом культурно-исторического процесса в современном миретакой студент способен к рефлексии (это особенно важно для будущих музыкантов). И преподавателю, и студенту необходимо понимать закономерности развития культуры (и, прежде всего, музыкальной): это процесс по созданию, сохранению и трансляции человеческих ценностей.

Профессионально значима для будущих вокалистов и хормейстеров литературно-музыкальная компетенция, являющаяся составной частью культурологической компетенции. Литературно-музыкальная компетенция формируется в вузовском учебном процессе через все виды работы — аудиторной (лекции и семинары) и внеаудиторной (НИРС, УИРС, самостоятельная работа студентов).

В ходе эксперимента мы определили структуру литературно-музыкальной компетенции. Как составная часть культурологической компетенции, она включает в себя три компонента: концептуальный, деятельностный и эмоционально-нравственный. Мы определили основные показатели и критерии перечисленных компонентов, что позволило выделить три уровня сформированности литературно-музыкальной компетенции студентов — будущих вокалистов и хормейстеров: низкий, средний и высокий.

Аксиомой стало в профессиональном образовании задача развития у студентов умения мыслить целостно, для решения которой необходимо интегрировать учебные дисциплины, создавать холистичную образовательную среду. Нами смоделирована педагогическая технология формирования такой среды при обучении будущих вокалистов и хормейстеров: она построена на основе интегративного подхода и концепции диалога культур, что соответствует требованиям современной педагогической теории и практики высшего профессионального образования. В ходе нашего педагогического эксперимента данная педагогическая технология прошла успешную апробацию на практике. Мы глубоко убеждены, что поэтическое слово и музыкальный образ «обречены» на союз, гармонию — эта интеграция диктует и самый интегративный подход к подготовке будущих музыкантов (вокалистов и хормейстеров): интеграция общетеоретических знаний музыкально-культурологической направленностисоздание междисциплинарных курсов (факультативов) на основе диалога культурориентация на социальное и личностное развитие студента-музыканта в процессе профессиональной подготовкисочетание групповых, индивидуальных, теоретических, самостоятельных и т. д. форм, средств и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Основными принципами предлагаемой педагогической технологии являются следующие: интеграция общетеоретических знаний музыкально-культурологической направленностисоздание междисциплинарных курсов на основе диалога культурориентация на социальное и личностное развитие студента — будущего вокалиста и хормейстера — в процессе профессиональной подготовкисочетание групповых, индивидуальных, теоретических, самостоятельных и т. д. форм, средств и методов организации учебно-воспитательного процесса. В итоге мы выходим на соответствие уровня литературно-музыкальной компетенции (как составной части культурологической компетенции) будущего вокалиста и хормейстера современным потребностям общества и высшей школы. Разработанные и апробированные нами факультативные интегративные курсы «Русская культура» и «Когда музы не молчали. Песни Великой Отечественной войны», синтезирующие в себе музыку и литературу, демонстрируют в ходе эксперимента один из возможных вариантов диалога культур в учебно-воспитательном процессе и способствуют успешному формированию у будущих вокалистов и хормейстеров литературно-музыкальной компетенции как профессионально важной составной части культурологической компетентности, что доказывает верность выдвинутой гипотезы и правильность основных положений, вынесенных на защиту.

Итак, диссертационное исследование продемонстрировало, что интегративный подход в изучении русской литературно-музыкальной культуры (в том числе, изучение песни как литературно-музыкального жанра) дает положительный эффект на вокально-хормейстерском отделении в подготовке будущих музыкантов. Изучение данной проблемы перспективно. Необходимы усиление роли диалога культуринтеграция литературных знаний с дисциплинами профессионально-предметной подготовки будущих вокалистов и хормейстеровдальнейшие разработки диагностических методик оценки сформированности компонентов культурологической (в том числе, литературно-музыкальной) компетентности студентов — будущих певцов и хормейстеровразвитие и совершенствование учебно-методических комплексов по мировой и русской художественной культуре, адресованных студентам музыкальных специальностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Педагогика. М., 1983.
  2. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М., 1999. 208 с.
  3. Э.Б. Методология музыкально-педагогического образования: Программа для высшей школы. М., 1997.
  4. Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1991.
  5. Э.Б. Теория и методика музыкального образования: Программа для высшей школы. М., 1997.
  6. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1989.
  7. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии. М., 1981. С. 218 241.
  8. В.М. Влияние музыкального произведения и его интерпретаций на компоненты музыкального восприятии: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1982. 18 с.
  9. М.Н. Теоретико-методологические основы субъектно-интегративного подхода к повышению квалификации учителей // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2 (59). Ярославль, 2009. С. 94 98.
  10. О.М. Об адекватности восприятия музыкального метра // Искусство и наука / Сост. Назайкинский Е. В. Вып. 1. М., 1970. С. 95−135.
  11. Т. Введение в социологию музыки. Двенадцать теоретических лекций. Вып.1, 2. М., 1973. 215 с.
  12. Ажиев М, В. Педагогические условия адаптации личности к обучению в педагогическом вузе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Махачкала, 2009.
  13. Ю.Б. Дидактика практике (дидактика художественного образования). М., 1996.
  14. Ю.Б. Пение на уроках музыки: Методическое пособие для учителей начальной школы. М., 1978.
  15. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М., 1981.
  16. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001.272 с.
  17. А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19−27.
  18. Г. М. Социальная психология. М., 2002.
  19. В.Н., Добудько Т. В. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе. Самара, 2000. 254 с.
  20. И.В. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 115−119.
  21. Арановская И. В Эстетическое развитие будущего педагога-музыканта в современной системе высшего образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Волгоград, 2002. 46 с.
  22. М.Г. Мышление, язык, семантика: Проблемы музыкального мышления. М., 1974. С. 90−128.
  23. М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений: Проблемы музыкального мышления. М, 1974. С. 252−271.
  24. А.И. Введение в культурологию. М., 1993. 349 с.
  25. А.И. Наука постижения культуры // Народное образование. 1998. № 5. С. 184−190.
  26. А.И., Матвеева С. Я. Основы культурологии. М., 1995. 51 с.
  27. Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994. 352 с.
  28. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособ. М., 1980.
  29. .В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Л., 1971. 164 с.
  30. А.И. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Н. Новгород, 2009.
  31. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  32. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  33. Д.К. Формирование профессиональной компетентности экономиста в учебно-исследовательской деятельности: Автореф. дисс.. канд. пел. наук. Оренбург, 2009.
  34. В.А., Гарбузов Н. А., Зимин П. Н. и др. Музыкальная акустика / Под общ. ред. Н. А. Гарбузова. М., 1954. 236 с.
  35. А.С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 2003.
  36. В.И. Компетенции в профессиональном образовании: К освещению компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2004. № 11.
  37. JI.A., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2000.
  38. Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1997. 54 с.
  39. Г. С. Диалектика творчества // Вестник АН СССР: Ин-т философии. М., 1984.
  40. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 424 с.
  41. B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург, 1996. С. 35.
  42. Д.В. Онтология современной культуры: философ-ско-методологические аспекты: Автореф. дис. .докт. филос. наук. М., 2007. 56 с.
  43. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. 605 с.
  44. Е.В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Изд. 4. М., 2008. 126 с.
  45. Ю.Н. Содержание образования в школе: теоретическое обоснование и технологии конструирования. Самара, 2000. 124 с.
  46. Ю.Н. Теоретические основы формирования содержания гуманитарного образования в школе в системе профессиональной подготовки учителя: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М, 1998. 54 с.
  47. Ю.Н. Формирование содержания общего и гуманитарного образования в школе: Ч. 1−2. Самара, 1996.
  48. М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // педагогика. 1996. № 4. С. 23−27.
  49. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. 160 с.
  50. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 192 с.
  51. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. 144 с.
  52. B.C. Заметки впрок // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 15−45.
  53. B.C. Нравственность. Культура. Современность. Философские размышления о жизненных проблемах. М., 1990. 180 с.
  54. B.C. Школа диалога культур // Учительская газета. 1992. № 1. 7 января. С. 3.
  55. B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских видения в двадцать первый век. М., 1990. 240 с.
  56. М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л., 1974. 144 с.
  57. В.И., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Организация и содержание научно-исследовательской работы студентов педагогических вузов. СПб., 1999. 116 с.
  58. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 120 с.
  59. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
  60. Е.Н. Академическое вокально-хоровое исполнительство Орловской области в начале XXI века // Модернизация дирижёрско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: Сб. науч. трудов. Ч. И. Таганрог, 2007. С. 214−216.
  61. В.Л., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8−14.
  62. Е.В. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов: Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 221 с.
  63. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д., 2000. 352 с.
  64. М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства). М., 1991. 80 с.
  65. Н.М., Колесникова И. А., Поляков С. Д., Селиванова Н. Л. Воспитательная деятельность педагога. М., 2007. 336 с.
  66. Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.351 с.
  67. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  68. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983. 228 с.
  69. В.Д. Развитие хорового образования в России второй половины XIX XX вв.: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Казань, 2002. 54 с.
  70. О.М. Диалог двух культур в России первой трети XVIII века: К постановке проблемы // Педагогические чтения памяти А. Я. Ротковича: Тезисы докл. Самара, 1995. С. 50−51.
  71. А.Г. Десмоэкология: теория образования для устойчивого развития. Книга первая. Ульяновск, 2003. 200 с.
  72. А.Г. Двойная спираль Жизни, Здоровья и базовых потребностей: Десмоэкология 2. Ульяновск, 2008. 136 с.
  73. А.Г., Бусыгина А. Л. Спираль потребностей как основа теории здоровья здорового человека, или Строил ли когда-нибудь Абрахам Маслоу «пирамиду потребностей Маслоу»? // http://desmoecology.narod.ru/statya.files/spiral.htm
  74. А.Л. Организационно-коммуникативные способности преподавателя высшей профессиональной школы как средство реализации системообразующих факторов // А. С. Пушкин и российское историко-культурное сознание. Т. 5. Вып.1. Самара, 1999. С. 61−65.
  75. А.Л. Особенности повышения педагогической компетентности преподавателя втуза // Педагогическая компетентность преподавателя: Сб. науч. тр. СПб., 1995. С. 72−78.
  76. А.Л. Профессор профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. Самара, 2003. 198 с.
  77. А.Л. Совершенствование педагогической компетентности преподавателей как фактор повышения эффективности учебного процесса втуза: Дисс. .канд. пед наук. СПб., 1994. 20 с.
  78. Ю.Н. Некоторые вопросы координации музыкально-теоретического образования в училище и вузе // Актуальные проблемы музыкального образования. Киев, 1986. С. 16−32.
  79. Ю.Н. Целостный анализ музыкального произведения и формы проявления активности музыкального сознания. М., 1984.
  80. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. № 4. С. 12−18.
  81. JI.M. Психологические процессы. Т. 3: Субъект. Переживание. Действие. Сознание. JL, 1981.
  82. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 207 с.
  83. А.А. Любовная лирика XVIII века. СПб., 1909.
  84. Г. Н. Три лика культуры. М., 1986. 168 с.
  85. А.А. О восприятии переходных процессов музыкальных звуков // Вопросы психологии. 1972. № 4. С. 51−60.
  86. А.А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков: Дисс.. докт. искусствовед. М., 1969. 350 с.
  87. А.А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970.
  88. Г. Г. Досуг: происхождение и развитие. Омск, 2004. 112 с.
  89. Л.И. Личностно ориентированный подход в вокальном обучении учителя музыки // Модернизация дирижёрско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: Сб. науч. тр. Ч. 1. Таганрог, 2007.
  90. С.И. Уроки профессионального творчества. М., 2001. 160 с.
  91. JI.C. Психология искусства. Минск, 1998. 576 с.
  92. В. Формирование человека посредством музыки. М., 1998.
  93. Т.А. Музыкальное исполнительство и педагогика. М., 1991.240 с.
  94. Г. И. К вопросу о театральном хоре // Музыкальная жизнь. 1987. № 11.
  95. Г. Л. Учения о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. СПб., 1875. 594 с.
  96. Героическое прошлое нашей Родины в музыке: Реком. указ. нот, книг и журн. статей / Сост. Д. А. Супоницкая. М., 1981. 56 с.
  97. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. 560 с.
  98. JI.M. О работе над музыкальным произведением. М., 1981. 89 с.
  99. Н.И. О музыкальном исполнительстве. Л., 1985. 142 с.
  100. А.Б. О музыкальном исполнительстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып.2. М., 1958. С. 35−71.121 122 123 124 125,126127128129130131132134,135 136 137 138 139 138 359 296,143
  101. О.В. Организация внутрикультурного диалога в процессе изучения поэзии пушкинской поры: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2009. 22 с.
  102. АЛ. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. М., 1989. 56 с.
  103. Л.И. Образование колыбель жизненного успеха. Красноярск, 2004. 109 с.
  104. Н. Школа хорового пения. М.- Л., 1939. 36 с. Деуллина Л. Д. Интегративные процессы формирования профессионализма студентов в педагогическом университете: Автореф.докт. пед. наук. М., 2003. 50 с.
  105. Г. А. Хороведение и управление хором. М., 1948. Дмитревский Г. А. Хрестоматия по хоровому дирижированию. М., 1948. 120 с.
  106. Н.А. Музыкально-эстетическая потребность слушателя: анализ феномена, обоснование методов ее развития у студентов музыкальных специализаций вузов культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1986. 16 с.
  107. В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере. М., 2003. 88 с.
  108. В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом. М., 1999. 109 с.
  109. Н.Г. ТСО в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы): Дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1983. 199 с.
  110. В.Н. Формирование профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Н. Новгород, 2009. 25 с.
  111. П.Н. Формирование умения визуализировать двигательный образ в процессе исполнения учащимися музыкального произведения: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1991. 140 с.
  112. А. Теория и практика работы с хором. М.- Л., 1951. 124 с.
  113. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособ. для студентов вузов культуры и искусств / Изд. 2. М., 2002. 287 с.
  114. А.Д. Организация культурно-просветительной работы. М., 1989.237 с.
  115. Т.А. Педагогическая технология формирования культурологической компетентности будущих учителей: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Самара, 2007. 28 с.
  116. Зак В. И. Матвей Блантер. М., 1971. 176 с.
  117. К. Музыка в контексте духовной культуры // Критика и музыкознание. Вып.З. М., 1987. С. 46−48.
  118. Л.В. Избранные педагогические труды / Изд. 3. М., 1999.
  119. А.В. Поэты XVIII века: А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков. М., 1984. 240 с.
  120. А.В. Поэты XVIII века: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. М., 1979.312 с.
  121. Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. М., 1937.
  122. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эй-дос». 2006. 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
  123. И.А. Педагогическая психология. М., 2001. 384 с.163 164 165 166 167 156 942 669 677 153 703 952 371 984 664 321 274 580 173 848 576
  124. П.И. Непроизвольное запоминание. М.- Воронеж, 1996. 300 с.
  125. JI.C. Духовные идеалы личности: Теория, история и современные проблемы формирования: Дисс.. докт. культурологии. М., 1999. 559 с.
  126. Л.С. Духовные основы музыкальной культуры // Музыкальная педагогика и исполнительство: Сб. статей. Вып. 1−2. М., 1998.
  127. Л.С. Исторические особенности становления духовных идеалов личности в России: Монография. М., 1997. 182 с. Зырянов О. В. Эволюция жанрового сознания русской лирики. Екатеринбург, 2003. 120 с.
  128. Г. В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и в искусстве. Таганрог, 1999. 224 с.
  129. Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов в вузе по привлечению и использованию внебюджетных средств на ее проведение. М., 1996. 44 с.
  130. В.В. Английский язык межкультурного общения. СПб, 1993. 180 с.
  131. Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1982. 120 с.
  132. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.220 с.
  133. М.С. Целостная концепция // Советская музыка. 1985. № 1.С. 71−79.
  134. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 360 с.
  135. Л.П. Автор в музыкальном содержании. М., 1998.
  136. .В. Самопонимание: Миф или реальность. М., 2000.
  137. В.В. О духовном в искусстве. М., 1992. 107с.
  138. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. 180 с.
  139. Ю.В. Музыкант исполнитель — публика. Л., 1985. 160 с.
  140. В.А. Воспитание для всех. М., 2008. 239 с.
  141. В.А. Грани воспитания: раздумья педагога. Челябинск, 1974. 129 с.
  142. А.Г. Полифонический слух и его развитие в процессе обучения музыке (на материале учебной работы музыкально-педагогических факультетов): Дисс. канд. пед. наук. М., 1982. 213 с.
  143. М.М. Стадии творческого мышления профессионала. Ярославль, 2009. 380 с.
  144. Ю.В. Русская музыка XVIII века. М., 1965. 464 с.
  145. Н.Ю. Коммуникативное пространство искусства хоровой театрализации // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 11. № 4 (30). Самара, 2009. С. 537−541.
  146. С.В. Особенности формирования художественного образа в аспекте интерпретации музыкального произведения // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 11. № 4 (4). Самара, 2009. С. 1068−1072.
  147. Д.К. Музыкальное восприятие: Автореф. дисс.. докт. искусствовед. М., 1997. 52 с.
  148. В.М. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. № 2. С. 31−35.
  149. Т.И. Методика освоения музыкальных стилей в процессе теоретической подготовки учителя музыки : Дисс.. канд. пед. наук. М., 2003. 196 с.
  150. К.П. «Глагол таинственный.»: Очерки русской музыки XVIII в. М., 1988. 249 с.
  151. Н. Управление хором. Пг., 1915. 128 с.
  152. Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М., 1981.244 с. 206 207 208 209 210 204 649 158 316 521 115 002 460 962 816,221
  153. Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Учеб. пособ. М., 1997. 175 с.
  154. Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1997. 51 с. Кондрашин К. П. Мир дирижера. Технология вдохновения. Л., 1976. 146 с.
  155. А.Г. Культура музыкального восприятия // Художественное восприятие. Сб. 1. JL, 1971.
  156. А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения // Вопросы психологии. 1963. № 2. Костягина О. В. Чтение хоровых партитур: Хрестоматия. Самара, 2009. 157 с.
  157. И.О. Педагогическая инноватика. Челябинск, 2003. 78 с.
  158. М.А. Любовная риторика А.П. Сумарокова: «Елегии любовные» и их художественное своеобразие // Александр Петрович Сумароков: Жизнь и творчество: Сб. статей и материалов. М., 2002. С. 133−160.
  159. Н.В. Сценическая композиция: хоровой театр в творчестве современных отечественных композиторов // Музыковедение. 2007. № 5.
  160. В.В. Методология педагогической науки: Пособие для научных работников в области образования, учителей, аспирантов, студентов педагогических вузов. М., 2001 Краснобаев Б. И. Очерки по истории русской культуры XVIII века. М., 1987.
  161. .И. Русская культура второй половины XVIII -начала XIX в. М., 1983.222 223 224 225 226 210 778 130 729 341 137 244 840 148 627 715 449 556 159 168 512
  162. А.Н. Музыка в городе-фронте. Л., 1975. 176 с. Крюков А. Н. Музыкальная жизнь сражающегося Ленинграда. Л., 1985. 120 с.
  163. Т.С., Саркисян К. Б. Хор как бесконечное творчество. Самара, 2008. 224 с.
  164. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1971.
  165. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование личности: Дисс.. .докт. психол. наук. Л., 1965.
  166. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. 95 с.
  167. Д.С. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. М., 1988. 144 с.
  168. Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1996. 159 с.
  169. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Кулюткин, Г. Сухобская. СПб., 1996. 175 с.
  170. Т.В. Реализация аксиологического подхода в процессе развития межкультурной компетенции студентов вуза: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Казань, 2009. 18 с.
  171. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 124−135.
  172. .Ф. Проблема общения в психологии. М., 1981.
  173. А.Ф. Музыка как предмет логики // Из ранних произведений. М&bdquo- 1990. 655 с.
  174. И.О. История русской философии. М., 1994. 460 с.
  175. Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. 399 с.
  176. Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.
  177. Г. П. «Рядовой на Пинде воин» // Дмитриев И. И. Полное собрание стихотворений. Л., 1967. С. 5−55.
  178. Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2002. 480 с.
  179. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 82−88.
  180. О.И. Формирование общей культуры будущего специалиста в системе «колледж вуз»: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Астрахань, 2009. 19 с.
  181. А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.
  182. А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. М.- СПб., 1999. 479 с.
  183. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. 254 с.268 269 270 271 272 257 365 179 684 485 249 108 721 027 312 622 903 137 620 899 921 920
  184. В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. М., 1980. С. 178−194. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: Исследования. М., 1993. 267 с.
  185. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987. 130 с.
  186. JI. Экология музыкальной культуры. М., 2000. Методические рекомендации по планированию НИР студентов. М., 1981.
  187. Методические рекомендации по совершенствованию форм и методов организации НИР студентов. Казань, 1986. Мильштейн Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства. М., 1983. 226 с.
  188. Музыка как форма интеллектуальной деятельности: Сб. статей / Под ред. М. Г. Арановского. М., 2007. 240 с. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны / Сост. М. А. Комиссарская. М., 1970. 256 с.
  189. Музыка продолжала звучать. Ленинград. 1941−1944. Л., 1969. 296 с.
  190. Музыкальная психология и психотерапия. 2009. № 4 (13), сентябрь-октябрь. М., 2009.
  191. Музыкальная психология: Хрестоматия. М., 1992. 210 с. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Келдыш Г. В.М., 1990. 671 с.
  192. H.JI. Психологические типы личности: влияние на музыкальную деятельность и обучение музыке: Автореф. дис.. докт. псих. наук. М., 2002.
  193. Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
  194. И.Н. Основы музыкальной педагогики. Екатеринбург, 1993. 60 с.
  195. В.В. Психология. М., 2009. 1008 с. Никандров Н. Д. Об активизации учебной деятельности // Вестник высшей школы. 1983. № 8.
  196. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики. М., 1978. Оборин Л. О некоторых принципах фортепианной техники // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М.: Музыка, 1968. С. 73−81.
  197. Г. Музыкальная психология. СПб., 2007. Оголевец А. С. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах. М., 1960.
  198. С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1999. Ольшанский В. Б. Межличностные отношения // Социальная психология. М., 1975. С. 196−240.
  199. Организация НИР студентов в пединституте. Рязань, 1978. Орлов Г. А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. Л., 1963. С.181−215.
  200. Е. Музыкальная жизнь и процесс интонирования (о некоторых закономерностях) // Советская музыка. 1981. № 6. С. 11−17. Островский А. Методические основы и структура учебника сольфеджио. М., 1958.
  201. Памяти погибших композиторов и музыкантов. 1941−1945. Д., 1985. 197 с.
  202. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособ. / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2004.
  203. А.К. Проблемы музыкального интонирования. М., 1966.
  204. Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки преподавателей вузов / Под ред. А. В. Петровского, Л. С. Сержана. М., 1988. 211 с.
  205. А.А. Рукописные песенники XVII—XVIII вв.еков // Уч. зап. МГЗПИ. Вып. 7. М., 1958.
  206. В.П. Специфика музыкального творчества и особенности проектирования музыкальных образовательных программ: Автореф. дис. .канд. философ, наук. Кемерово, 1997. Попов И. Е. Великая Отечественная война в советской музыке. М., 1980. 48 с.
  207. Е.А. Культурологическая направленность профессионально-педагогической подготовки студентов: Дисс. .канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1999.
  208. Применение акустических методов исследования в музыкознании. М., 1964.
  209. В.И. Музыкальная фактура и исполнитель. Харьков, 1977. 208 с.
  210. Проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве / Отв. ред. Л. Я. Дорфман. Челябинск, 1989. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпина. М., 2003.
  211. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
  212. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994. 139 с.
  213. В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 33−41. Развитие научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях. Концептуальные положения. М., 1999.
  214. Н.В. Психология художественного творчества. СПб., 1995. 270 с.
  215. Н.В. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1996. № 1.
  216. Роль УИРС в профессиональной подготовке учителей. Архангельск, 1985.
  217. И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М., 1979.
  218. К.Б. Проблема звуковой выразительности поэтического текста музыкального произведения в обучении хоровому пению: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1984.354,355,356 357,358359360361,362 363 364 365 366 336,368369370371,372
  219. Т.В. Педагогическая эвристика в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя // Актуальные проблемы современной науки: Социальные и гуманитарные науки. Ч. 35. Самара, 2004. С. 100−103.
  220. Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138−143.
  221. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. 256 с.
  222. В.В. Личностный подход в образовании. Концепция и технологии. Волгоград, 1994.
  223. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем. М., 1999. 272 с. Серман И. З. Русский классицизм: Поэзия, драма, сатира. Л., 1973.284 с.
  224. Славим победу Октября: 1917 1967: В 5 вып. М., 1967. Сластёнин В. А. Психология и педагогика: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб, заведений. М., 2001.
  225. И.Л. Значение фортепианного педагогического репертуара в музыкально-эстетическом воспитании учащейся-молодежи. Свердловск, 1985.
  226. А.Н. «Катюша» М.И. Блантера. М., 1960. 18 с.
  227. А.Н. Из истории песен Великой Отечественной войны.1. М., 1963. 58 с. 373 374,375,376 377 378 379 380 415 725 177 611 043 976 692 336 859 021 312
  228. А.Н. Русская советская песня. JL, 1959. Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М., 1968. Старчеус М. С. К проблеме типологии музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев, 1986. С. 29—44.
  229. М.С. К проблеме типологии музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев, 1986. С. 29−44.
  230. Г. С. Социально-психологические факторы в образовании взрослых. СПб., 1995. 141 с.
  231. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М., 1986.
  232. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы. М., 1984. 344 с.
  233. Н.Ф. Пути развития профиля специалиста. Саратов, 1987. 173 с.
  234. Г. Н. Анализ художественного текста в профессиональной подготовке филолога. Тольятти, 2004. 261 с. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности (На материале музыкального восприятия). М., 1979.
  235. Г. С. Психология учебно-творческой деятельности студента-исполнителя музыкального вуза // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 73−76.
  236. .М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985.
  237. .М. Психология музыкальных способностей М.- Д., 1947. 335 с.
  238. Н.Ф. Психолого-педагогические условия развития профессионально-субъектной позиции молодого учителя: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Астрахань, 2009. Тимкереев Ю. Руководство для начинающего дирижёра. М., 1933.
  239. Традиции русской музыкальной культуры XVIII в. М., 1975. 206 с. 392 393 394 395 396 419 693 326 017 077 980 827 907 700 817 920,408,409,410
  240. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев. М., 1989.
  241. А.Е. Культурология в системе образования // Высшее образование в России. 1996. № 4. С. 39−45. Формирование музыкально-исполнительского мастерства. М., 1981. 158 с.
  242. К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала: Дисс. канд. пед. наук. М., 1984. 179с.
  243. B.C. Музыка и слушатель. М., 1972. 98 с. Цыганов К. Г. Инвариантная «СРС-компетенция» как условие формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета: Дисс. канд. пед. наук. Самара, 2004. 239 с.
  244. Г. М. Развитие учащегося музыканта в процессе обучения. М., 1975. 105с.
  245. А.Н. Современный толковый словарь русского языка. М., 2007. С. 320.
  246. Т.В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный, 1994. 143 с.
  247. П. Хор и управление им. М., 1961. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. М., 1996.
  248. Чучин-Русов А. Е. Образование и культура // Педагогика. 1998. № 1.С. 9−12.
  249. Чучин-Русов А. Е. Конвергенция культур. М., 1997. 302 с. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. М., 2004. № 8.С. 27−31.
  250. Г. С. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.
  251. Л.В., Красильникова М. С., Критская Е. Д., Усачева В. О., Медушевский В. В., Школяр В. А. Теория и методика музыкального образования детей. М., 1999.
  252. Ю. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 38−42. Шульпяков О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л., 1986.
  253. О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Л., 1979. 160 с.
  254. Г. П. Избранные труды. М., 1995. 500 с.
  255. Г. П. Культура. Культуротехника. Культурология // Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 10. М., 2007.
  256. Г. П. Программирование научных исследований и разработок. М., 1999. 120 с.
  257. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя // Психология труда и личности учителя. Вып. 1. Л., 1976.
  258. .Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002.
  259. .Д. Психология развития / Изд. 2. М., 2005.
  260. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  261. А.П. Новый музыкальный материал в структуре обучения музыкальному исполнительству: Дисс. канд. пед. наук. М., 1990. 160 с.
  262. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М., 2000.
  263. П.М. Психология художественного творчества. М., 1971.48 с.
  264. Л.В. Личностные аспекты исполнительской деятельности хормейстера // http://www.oim.ru/reader@whichpage=10& my tip= 1 & word=&pagesize= 15 &Nomer=328. asp
  265. Л.В. Хормейстерская подготовка будущего учителя музыки с позиций компетентностного подхода // Модернизация дирижёрско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: Сб. науч. тр. Ч. 1. Таганрог, 2007.
Заполнить форму текущей работой