Формирование социальной инфраструктуры малого бизнеса в современных российских условиях
Во-первых, формирование социальной инфраструктуры малого бизнеса в России находится на завершающей стадии становления, складывающаяся система характеризуется своими собственными оригинальными признаками. Главным, на наш взгляд, является утверждение социальной инфраструктуры как основы социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход общества в систему рыночной… Читать ещё >
Содержание
Наряду с глобальными политическими изменениями, затрагивающими все сферы жизнедеятельности российского общества, происходят и глубокие трансформации социальнойктуры общества — формируется новый класс предпринимателей, составляющий, в свою очередь, фундамент нового сектора экономики — малого бизнеса.
Отношение в российском обществе к малому бизнесу вообще и к фигуре предпринимателя в частности в последнее десятилетие быстро менялось. Однако развитие малого предпринимательства в России как самостоятельного общественно-политического и социально-экономического явления происходит не так быстро.
В процессе институционализации сферы малого бизнеса положено начало формированию системы государственной поддержки малого бизнеса, функционируют и развиваются объекты социальной инфраструктуры этого сектора экономики.
К настоящему времени социальная инфраструктура малого бизнеса обретает черты завершенности. Однако можно констатировать, что в подходах к формам и средствам поддержки малого бизнеса существует значительный разброс- несогласованность в действиях различных объектов социальной инфраструктуры и органов власти создает дисфункцию всей системы поддержки малого бизнеса- формирование социальной инфраструктуры происходит с большими региональными диспропорциями- деятельность объектов социальной инфраструктуры направлена в большей части на свое выживание, а не на развитие и поддержку собственно предпринимателей- объекты социальной инфраструктуры часто не востребованы 4 в предпринимательских кругах- наконец, отсутствует целостность в системе управления поддержкой и развитием малого бизнеса.
Ключевой представляется проблема неразвитости и неэффективности взаимосвязей в системе поддержки малого бизнеса, следствием чего является дискредитация главной цели существования социальной инфраструктуры — способствовать формированию нового класса предпринимателей.
Актуальность исследования в этом направлении продиктована наличием вышеперечисленных проблем, которые обусловили выбор темы данного диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Научные идеи, инициировавшие осмысление роли социальной инфраструктуры, относятся к началу XX века и разрабатывались специалистами различных направлений — демографами, архитекторами, социологами и экономистами. Истоки истолкования социальной инфрастуктуры с точки зрения теории организации обнаруживаются в тектологии А. А. Богданова («активности-сопротивления» в организованных комплексах, «эгрессия» и «дегрессия» и др.), но эти положения не были в свое время освоены. В 50-е годы вышли специальные работы, обосновывавшие роль и значение инфраструктуры для эффективного функционирования производства (Р. Нурксе, А. Хиршман, А. Янгсон и др.).
В современной отечественной науке (экономике, социологии управления, теории социального проектирования и др.) вопросы инфраструктуры и социальной инфраструктуры изучаются с различных позиций. Ряд авторов увязывает инфраструктуру с производственной деятельностью людей (А. А. Амбарцумов и Ф. Ф. Стерликов) и определяет ее преимущественно в отраслевом аспекте (В. Ф. Халипов и др.). Подобные подходы развивают В. А. Жамин, В. П. 5
Красовский и другие авторы. Существенный вклад в изучении проблем социальной инфраструктуры и тенденциям ее развития внес Ж. Т. Тощенко. Рассмотрению вопроса в преимущественно технологическом русле посвящены работы С. И. Хватова, В. Т. Баринова, Т. Семенковой.
В ином ключе рассматривается социальная инфраструктура в ряде исследований по социальному проектированию последнего времени. Т. М. Дридзе, В. А. Луков и другие авторы намечают связь инфраструктурных компонентов с собственно социальными изменениями. Этот путь в известной мере схож с тем, который предложил Н. Луман, рассмотревший в качестве элементов социальной системы коммуникации.
В этой связи изучение социальной инфраструктуры не может не учитывать имеющиеся точки зрения на социальную структуру. Исследования социальной структуры в классово-групповом аспекте (М. Н. Руткевич, В. С. Семенов, Ф. Р. Филиппов др.) в последние годы оттеснены представлением социальной структуры в ключе стратификационных различий (Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина, В. В. Радаев, О. И. Шкаратан и др.).
Проблематике малого бизнеса и предпринимательства в последнее время посвящено немало публикаций. Из них следует отметить исследования, затрагивающие вопросы формирования бизнес-слоя (Т. И. Заславская, В. В. Бущик, 3. Т. Голенкова), анализирующие портрет предпринимателя (Н. Тихонова, Л. Е. Душацкий), посвященные социологическим исследованиям предпринимательства (О. В. Ромашов, Е. М. Акимкин, К. С. Вашенцев, Н. И. Дряхлов, В. А. Давыденко), освещающие проблемы малого бизнеса (А. Чепу-ренко, В. Федоров, А. Цыгичко), актуализирующие вопросы предпринимательства и государственной политики (А. В. Орлов, А. О. 6
Блинов), раскрывающие проблемы молодежного предпринимательства (О. И. Карпухин, А. В. Меренков), анализирующие исследования малого бизнеса за рубежом (В. Хмельницкая, А. Г. Цыганов, К. Ясецкий, В. Веселовский).
В социологии управления складывается свой подход к проблематике управления поведением, организационного поведения, разработки управленческой концепции (Ю. Д. Красовский, Д. Л. Свенцицкий, Л. В. Фаткин), управления в организациях (А. И. При-гожин, Г. Саймон, В. Л. Доблаев), управления социальными системами (В. Г. Афанасьев, Д. М. Гвишиани, Б. А. Суслаков), который характеризуется вниманием к взаимодействию организации и социальной среды.
Вопросы формирования в России 90-х годов социальной инфраструктуры малого бизнеса в рамках социологии управления мало анализировались и недостаточно представлены в публикациях. Эта проблематика требует разработки и должного внимания.
Объектом исследования является социальная инфраструктура малого бизнеса.
Предметом исследования выступает формирование социальной инфраструктуры малого бизнеса в современных условиях.
Целью исследования является социологический анализ социальной инфраструктуры малого бизнеса в современных российских условиях.
Поставленная цель исследования обусловила выдвижение следующих задач: определить сущность социальной инфраструктуры как объекта социального управления- выявить специфику малого бизнеса и детерминанты его ин-ституционализации- 7 охарактеризовать особенности развития социальной инфраструктуры малого бизнеса в современных условиях России- представить и проанализировать экспертную оценку системы поддержки малого бизнеса.
Методологической основой работы является системный и структурно-функциональный подходы к изучаемым объекту и предмету, позволяющие должным образом их понять и рассмотреть, учитывая влияние различных факторов.
Работа строилась с учетом теоретических и практических разработок в области социологии управления, экономической теории, менеджмента, социального проектирования, рассматривающих различные аспекты проблем малого бизнеса и формирования его социальной инфраструктуры. Для достижения цели и задач исследования важным явилось совмещение социального и управленческого аспектов исследуемой проблемы.
Эмпирическую базу исследования составили:. результаты экспертного опроса руководителей объектов социальной инфраструктуры малого бизнеса, руководителей малых предприятий и руководителей среднего звена государственных органов власти, проведенного в январе 1999 г. в г. Москве и г. Обнинске Калужской области (методом неформализованного интервью получена информация от 64 экспертов) — анализ документов Госкомитета по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ, Госкомстата РФ, Министерства экономики РФ, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Госкомитета по делам молодежи РФ, Международной организации труда и др.- 8
12 3 анализ докладов и отчетов TACIS, PHARE, US AID
BISNIS4- вторичный анализ исследования состояния бизнес-инкубации в России, проведенного по заданию Национального содружества бизнес-инкубаторов в 1998 г. (рук. Т. В. Ломоносова).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Теоретически обосновано понимание социальной инфраструктуры как совокупности институционализированных услуг, направленных на поддержание и/или целевую трансформацию социальной структуры. Этим формирование социальной инфраструктуры малого бизнеса поставлено в непосредственную связь со становлением новых социальных групп.
2. На основе анализа зарубежного и отечественного опыта государственно-общественной поддержки малого бизнеса обоснована прямая связь между комплексностью услуг в этой сфере, их скоор-динированностью по управленческим уровням и эффективностью поддерживающей деятельности как в аспекте успешного бизнеса, так и в аспекте формирования бизнес-слоя из других социальных групп.
3. В результате анализа социальной инфраструктуры малого бизнеса в России установлено, что она находится на завершающей стадии становления, которое происходит стихийно и характеризуется наличием слабых взаимосвязей между тремя уровнями оказания
1 TACIS — программа Европейского Сообщества по которой выделяют средства, техническую и иную помощь для государств СНГ.
2 PHARE — программа Европейского Сообщества по которой выделяют средства для проектов странам Восточной Европы и прибалтийским государствам.
3 USAID — Агентство международного развития США, реализующее программу развития предпринимательства в рамках российско-американского сотрудничества.
4 BISNIS — Информационная служба США по вопросам бизнеса для новых независимых государств. 9 поддерживающего воздействия — федеральным, региональным, местным.
4. Выявлена необходимость регламентации и контроля процессов формирования объектов социальной инфраструктуры малого бизнеса с позиций социального проектирования. В ходе исследования получены результаты, свидетельствующие о целесообразности формирования социальной инфраструктуры как комплексной системы на основе единой политики.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней исследована действующая система поддержки предпринимательства и выявлены причины, препятствующие ее эффективному воздействию на развитие малого бизнеса в России. Анализ современного состояния социальной инфраструктуры малого бизнеса и полученные в ходе исследования данные могут представлять интерес для специалистов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, занимающихся вопросами предпринимательства, руководителей объектов социальной инфраструктуры малого бизнеса и самих предпринимателей. Материалы исследования могут использоваться для обоснования управленческих решений по вопросам создания соответствующих систем, объектов и повышения эффективности государственной поддержки малого бизнеса.
Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов по дисциплинам «Социология управления», «Предпринимательское дело», «Бизнес-планирование», «Социальное проектирование и прогнозирование».
Апробация работы. Основные положения и
выводы диссертационного исследования изложены автором в публикациях и обсуждены на заседании кафедры социологии Института молодежи. От
10 дельные положения были использованы при разработке программ Российского центра содействия молодежному предпринимательству.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Формирование социальной инфраструктуры малого бизнеса в современных российских условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Завершая исследование, подведем итоги работы, изложим основные выводы и попытаемся сформулировать практические рекомендации по оптимизации формирования социальной инфраструктуры малого бизнеса.
Значительное место в работе отведено теоретико-методологическим вопросам исследования социальной инфраструктуры малого бизнеса. Понятие социальной инфраструктуры исследовалось нами в разных аспектах: как социальная система и как подсистема социального управления. Процесс формирования социальной инфраструктуры был рассмотрен сквозь призму инновационной деятельности, а создание и институционализация социальной инфраструктуры малого бизнеса охарактеризован нами как широкомасштабный инновационный процесс.
Рассмотрение социальной инфраструктуры как совокупности институционализированных услуг, направленных на поддержание и/или целевую трансформацию социальной структуры, позволило нам понять, что социальная инфраструктура являет себя и как система поддержки производства, рынка, жизнеобеспечения людей, но через это она выступает и как система поддержки определенного состояния и/или стимулирования определенных тенденций в социальной структуре. В контексте этих положений строилось диссертационное исследование.
Большое место в работе занимает исследование и анализ малого бизнеса как с теоретической (генезис предпринимательства, детерминанты его институционализации), так и практической стороны.
143 отраслевая структура малых предприятий, динамика численности занятых и т. д.).
Анализ зарубежного опыта системы поддержки малого бизнеса занимает весомую часть в исследовании, он позволил сделать следующие выводы. Во-первых, в каждой из исследуемых стран сформирована социальная инфраструктура малого бизнеса и входящая в нее подсистема государственных социальных институтовобъектов социальной инфраструктуры, функциями которых являются управление и координация государственной политики в сфере малого бизнеса.
Во-вторых, посредством сформированной на должном уровне нормативно-правовой и законодательной базы, налажены эффективные связи как между самими объектами социальной инфраструктуры, так и между объектами и непосредственно малым бизнесом.
В-третьих, о характере формирования социальной инфраструктуры говорит тот факт, что за последние 10 лет она претерпела изменения и усовершенствования. Отмечено переключение системы поддержки с прямого финансирования на стимулирование использования инноваций и передовых технологий малыми предприятиями.
Эмпирическая часть исследования сконцентрирована на изучении российской практики поддержки малого бизнеса. Нами охарактеризованы сложившиеся социальные институты поддержки малого бизнеса, определены четыре уровня в структуре поддержки, классифицированы по названиям и видам деятельности действующие организации, проведен обширный анализ документов, касающихся мер поддержки малого бизнеса и даны комментарии к ним.
Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы.
Во-первых, формирование социальной инфраструктуры малого бизнеса в России находится на завершающей стадии становления, складывающаяся система характеризуется своими собственными оригинальными признаками. Главным, на наш взгляд, является утверждение социальной инфраструктуры как основы социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход общества в систему рыночной экономики.
Во-вторых, как показала практика, в каждой стране существует индивидуальный опыт поддержки малого бизнеса, следовательно, применение и адаптация западных систем управления должно проходить после их тщательного изучения и критического анализа, учитывая российские условия и возможности.
В-третьих, складывающаяся социальная инфраструктура малого бизнеса в России несет в себе как прямые функции поддержки, так и функции трансформации социальной структуры, а также социокультурные функции обучения, воспитания и развития.
Проведенное практическое исследование в городах Обнинск и Москва позволило нам оценить состояние социальной инфраструктуры малого бизнеса, ее действующих объектов и представить складывающуюся ситуацию в графическом виде. В целом, современный период формирования социальной инфраструктуры малого бизнеса можно диагностировать как несистемный и нуждающийся в контроле и корректировке. Вместе с тем, результаты исследования подтверждают также и то, что универсальных и оптимальных моделей социальной инфраструктуры малого бизнеса не существует. Критерии оптимизации для разных объектов будут неизбежно отличаться, так как каждый регион обладает своими специфическими особенностями. Однако, можно с полной уверенностью говорить о технологиях рациональных критериев, имеющих универсальный харак.
145 тер для формирования стабильной и эффективной социальной инфраструктуры малого бизнеса. В связи с вышесказанным, считаем нужным внести некоторые рекомендации.
Во-первых, деятельность объектов социальной инфраструктуры направлена, порой, на сиюминутные потребности рынка, нежели на долгосрочные задачи становления малого бизнеса, опирающиеся на главную цель — содействие в формировании нового класса предпринимателей. Следовательно, вопрос оптимизации деятельности и направления деятельности объектов социальной инфраструктуры должен рассматриваться как главный.
Во-вторых, ввиду отсутствия достаточных норм в законотворчестве, представляется необходимым разработать положения об объектах социальной инфраструктуры малого бизнеса, их сертификации и упорядочении, а также об их поддержке и развитии.
В-третьих, для укрепления взаимосвязей в социальной инфраструктуре требуется консолидировать усилия и средства программ поддержки малого бизнеса разных источников в единую комплексную системускоординировать деятельность объектов инфраструктуры в реализации единых задач в рамках единой государственно-общественной политики поддержки малого бизнеса.
В-четвертых, использовать освобождающиеся производственные площади, оборудование и другие ресурсы реструктуризуемых крупных предприятий (особенно оборонного комплекса) для создания на их базе объектов социальной инфраструктуры малого бизнеса — бизнес-инкубаторов, технопарков и т. п.
В-пятых, необходимо продолжать в более широких масштабах подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, обучение их современным и адаптированным методам организации и ведения бизнеса. Считаем важным активно привлекать и включать в.
1. Автономов В. Практики глазами теоретиков (феномен предпринимательства в экономической теории) // Предпринимательство в России. 1997. — № 4. — С. 5−11.
2. Агентство поддержки малого и среднего бизнеса в системе государственной поддержки предпринимательской деятельности в регионе. Методические материалы. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. М., 1996. — 143 с.
3. Алимова Т. Маркетинг для бизнес-нкубатора: задачи и возможности // Предпринимательство в России. 1997. — № 1. — С. 3744.
4. Амбарцумов А. А., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочно-учебное пособие. М.: Крон-пресс, 1993. — 300 с.
5. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
6. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. (Опыт системного анализа). Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1973. 392 с.
7. Берджес Джон Ф., Штайнхофф Дэн. Основы управления малым бизнесом. М., 1997.
8. Бестужев-Л ада И. В. Нормативное социальное прогнозирование. Возможные пути реализации целей общества: опыт систематизации. -М.: Наука, 1987. -213 с.
9. Бестужев-Л ада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. — 240 с. 148.
10. Бизнесмены России. 40 историй успеха / Под. ред. И. М. Бунина. М.: АО «ОКО», 1994.-415 с.
11. Блинов А., Голаенко Н. Малый бизнес в России: вчера, сегодня, завтра. (Учебно-методическое пособие) Краснодар, 1996.460 с.
12. Бущик В. В. социальная база поддержки рыночных преобразований // Социс, 1998. — № 9. — С. 69−72.
13. Важенин С. Г. Социальная инфраструктура народнохозяйственного комплекса. М.: Наука, 1984. — 171 с.
14. Гвишиани Д. М. Организация и управление. 2-е доп. изд. М.: Наука, 1972. 536 с.
15. Голенкова 3. Т. Динамика социо-структурной трансформации в России // Социс, 1998. — № 10. — С. 77−84.
16. Государственная поддержка малого предпринимательства на местном уровне (методические рекомендации). С-Пб., 1997. -156 с.
17. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. 4-е изд. М.: Ось-89, 1999. — 208 с.
18. Доблаев В. JI. Теория организаций. Учебное пособие. М., 1995. — 172 с.
19. Долгопятова Т. Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М.: Дело ЛТД, 1995. 286 с.
20. Дридзе Т. М., Орлова Э. А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.
21. Жамин В. А., Костанел С. Л. Критика современных буржуазных концепций мировой системы социалистического хозяйства. -М.: Высшая школа, 1985. 152 с. 149.
22. Заславская Т. И. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск: Наука, 1991. — 448 с.
23. Заславская Т. И. Стратификация современного российского общества // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1996. -№ 1. — С. 7−15.
24. Заславская Т. И. Структура современного российского общества // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1995. -№ 5. — С. 7−13.
25. Злобин Б. К., Зацепин Ю. М. Инвестиционная поддержка малого предпринимательства. М., 1998.
26. Ильинский И. М. Куда идти России. М.: Голос, 1995.126 с.
27. Инфраструктура малого предпринимательства в научно-технической сфере / Под общей ред. Ю. А. Евдокимова, Г. В. Козлова, Ю. П. Пимошенко. М., 1996. — 62 с.
28. Инфраструктура малого предпринимательства в России. Справочное пособие в 2-х томах / Под ред. В. Ш. Каганова, И. В. Михалкина, Н. Г. Шмельковой. М.: Агроконсалт, 1998. — 286 с.
29. Каганов В. Ш., Рыбин М. В. Как создать и сделать успешным бизнес-инкубатор. Учебно-практическое пособие М.: Агроконсалт, 1996. — 111 с.
30. Как провести социологическое исследование / Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги М.: Политиздат, 1990, — 288 с.
31. Карпухин О. И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс, 1998. — № 12. — С. 44−48.
32. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонения / Институт молодежи. М., 1996. — 223 с.
33. Колесникова J1. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства (по материалам зарубеж150ных исследований) // Предпринимательство в России. 1997. — № 4. -С. 30−37 с.
34. Колков В. В. Система социальной безопасности в теории социальной работы М.: Социально-технологический институт, 1998. 183 с.
35. Коммерциализация технологий. Мировой опыт российским регионам. Сборник статей АНХ при Правительстве РФ. — М., 1995. 228 с.
36. Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995. — 416 с.
37. Кочерга А. И., Мазараки А. А. Народнохозяйственный комплекс и социальные проблемы. М.: Мысль, 1981. — 271 с.
38. Кочубей JI. Г. Методологические основы социального анализа. Краснодар.: Социально-технический институт, 1998. — 62 с.
39. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гви-шиани, Н. П. Лапина. М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
40. Левичева В. Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989. — 220 с.
41. Лобанов Г. X. Модель управления государственной поддержкой малого предпринимательства // Инновации 1996. -№ 1. -С. 6−9.
42. Луков В. А. Проблемы обобщенных оценок положения молодежи // Социс, 1998. — № 8. — С. 27−35.
43. Луков В. А. Социальная экспертиза / Институт молодежи. -М., 1996. 143 с.
44. Луков В. А. Социальное проектирование и прогнозирование: Учебное пособие / Институт молодежи. М.: Социум, 1998. -160 с.
45. Луков В. А. Социальное проектирование. М., 1997. — 192с.151.
46. Малое предпринимательство Санкт-Петербурга / Под ред. И. И. Клебанова, А. М. Ходачека. С-Пб., 1998. — 94 с.
47. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М.: Консэко, 1998. — 348 с.
48. Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста. / Ред. колл: А. Ю. Чепуренко, А. В. Авилова М.: РНИСиНП, 1997. — 392 с.
49. Малый бизнес Москвы М.: Деловая Пресса, 1997. — 240 с.
50. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад. М.: РАРМП, 1996. — 292 с.
51. Материалы I Всероссийского съезда представителей малых предприятий. Документы и материалы съезда. М., 1996 г. — 94 с.
52. Материалы II Съезда малых предприятий и предпринимателей Санкт-Петербурга, ноябрь 1997 г. 94 с.
53. Материалы Второго международного конгресса «Малое и среднее предпринимательство России» М., 1993. — 118 с.
54. Материалы первой Новосибирской областной конференции по малому предпринимательству Новосибирск., 1997. — 277 с.
55. Меренков А. В. Рыночные ориентиры студенчества // Со-цис, 1998. -№ 12. — С. 97−100.
56. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства, М.: ИСАРП, 1997.-38 с.
57. Микрофинансирование в России. Материалы международной конференции. М.: ИСАРП, 1997. — 64 с.
58. Молоделсь России. Тенденции, перспективы / Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М.: Молодая гвардия, 1993. — 224 с. 152.
59. Морозова А. П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру // Социс, 1998. — № 9. — С. 72−77.
60. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). Агентство «Обозреватель» М., 1994. — 494 с.
61. Новиков В. А. Толковый словарь: термины рыночной экономики. -М.: Наука, 1994.
62. Новое о малых предприятиях России. Практическое пособие М.: Экономика и финансы совместно с ИИФ Триада, 1996. -528 с.
63. Нормативные документы по государственной поддержке малого предпринимательства в Московской области // Сборник администрации Московской области. 1997. 60 с.
64. Об организации и некоторых результатах обследования социальных процессов в малом предпринимательстве. Госкомстат России. Бюллетень № 15, 1997. — 35 с.
65. Общие условия для стимулирования создания рабочих мест на малых и средних предприятиях. Доклад международной организации труда (МОТ). 85-я сессия. Женева: МБТ, 1997. — 135 с.
66. Организация становления и деятельности нового малого предприятия. Учебное пособие / Сост. В. В. Кузнецов, С. Г. Пасха-лов, В. В. Ваховский. Ульяновск, 1997. — 101 с.
67. Орлов А. В. Малое предпринимательство: судьба реформможно ли научить предпринимателя? // Информационно-аналитический сборник Министерства образования РФ. 1997. — № 2−3 (45). — 13−27 с.
68. Орлов А. В. Малый бизнес: проблемы перспективы // Предприниматель — 1997. — № 3−4. — С. 12−27.
69. Основные методические положения по организации поддержки молодежного предпринимательства. М., 1997.153.
70. Основные направления экономической политики государства. Проект. Авт. колл. С. Ю. Глазьев, Д. С. Львов, Ю. А. Петров и др. // Россия 2010. 1994. — № з.,. с. 74−107.
71. Открытая книга предпринимательства. Коллективная монография // Под ред. В. А. Димова, М. Г. Карпухина, В. П. Орешина. М.: Техинвест, 1991.-341 с.
72. Пимошенко Ю. П. Новые задачи и возможности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства // Предприниматель. 1997. — № 7. — С. 2−4.
73. Подготовка кадров для малого бизнеса. Организация. Учебные программы. Методическое обеспечение / Сборник. М.: Агроконсалт, 1997. — 176 с.
74. Поддержка молодежного предпринимательства в Российской Федерации. Госкоммолодежи. М., 1996. — 261 с.
75. Поляков С. Г., Рычев М. В. Инкубаторы бизнеса российский опыт. — М., 1996. — 145 с.
76. Правовое обеспечение экономических реформ в Российской Федерации. Официальное издание ТПП РФ, ч. 1. М., 1995. -137 с.
77. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. — 270 с.
78. Пригожин А. И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в соц. обществе. М.: Политиздат, 1983. 176 с.
79. Пригожин А. И. Современная социология организаций. -М.: ИНТЕРПРАКС, 1995.
80. Пригожин А. И. Социологические аспекты управления. -М.: Знание, 1974.-64 с. 154.
81. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / Под ред. Т. М. Дридзе. -М.: Наука, 1994, — 304 с.
82. Продвижение технологического продукта на рынок / Под ред. Н. М. Фонштейн, АНХ. М., 1998. — 312 с.
83. Профессиональная подготовка кадров к предпринимательской деятельности, возможность и перспективность работы / Академия менеджмента и рынка, Институт предпринимательства и инвестиций, Ростовский центр занятости. М., 1997. — 76 с.
84. Профессиональное обучение безработных граждан / Под ред. В. А. Похвощева М.: Нива России, 1996. — 48 с.
85. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. -М.: Аспект Пресс, 1996. 318 с.
86. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 1996. — 469 с.
87. Ромашев О. В. Реформы в России глазами предпринимателя // Социс, 1996. -№ 9. — С. 63−69.
88. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Норма-Инфра-М, 1998.
89. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. Статистический сборник. М.: Логос, 1997. — 1208 с.
90. Руткевич М. Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980. 356 с.
91. Руткевич М. Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социс, 1998. — № 6.
92. Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. -М.: Мысль, 1970. 253 с. 155.
93. Рывкина Р. В. Экономическая социология переходной России: Люди и реформы. М.: Дело, 1998.
94. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь / Сост. В. А. Калашников. 3-е изд. — М.: Маркетинг, 1997. — 271 с.
95. Семенкова Т. Инфраструктура и сфера услуг // Мировая экономика и международные отношения. 1971. — № 3.
96. Семенов В. С. Диалектика развития социальной структуры советского общества. -М.: Мысль, 1977.
97. Сирополис Н. К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. Перевод с англ. М.: Дело, 1997.
98. Система статистического наблюдения за развитием частного сектора. Аналитический доклад. М.: ИСАРП, 1997. — 188 с.
99. Слепенков И. М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М., 1990. -301 с.
100. Словарь делового человека / Под общ. ред. В. Ф. Хали-пова. М.: Интерпракс, 1994. — 174 с.
101. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина и др. -М.: Сирин, 1996.-606 с.
102. Словарь иностранных слов / Под ред. Т. М. Капельзона. -М.: Советская энциклопедия, 1933. 1502 с.
103. Словарь русского языка / Под ред. С. П. Обнорского. Сост. С. И. Ожегов. 2-е изд. — М.: 1952. — 848 с.
104. Смелзер Н. Социология, (пер. с англ) М.: Феникс, 1994.-688 с.
105. Смолбоун Д. Разработка политики поддержки МСП в переходных экономиках // Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста. / Ред. кол.: Чепуренко А. Ю., Авилова А. В. -М.: РНИСиНП, 1997. С. 236−252.156.
106. Социальное управление. Словарь / Под ред. В. И. Доб-ренькова, И. М. Слепенкова. -M.: МГУ, 1994. -208 с.
107. Социологический словарь. Сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. 2-е изд. — М.: Университетское, 1991. — 528 с.
108. Социологический справочник / Под общ. ред. В. И. Во-ловича. Киев.: Политиздат Украины, 1990. — 382 с.
109. Стратегия совместного инновационного развития государств-участников СНГ / Под ред. Колосова В. Г. С-Пб.: СПбГТУ, 1998. 529 с.
110. Тезисы докладов I Всероссийского съезда представителей малых предприятий. М., 1996. — 150 с.
111. Тощенко Ж. Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М.: Мысль, 1980. — 206 с.
112. Тощенко Ж. Т. Социальное планирование. Красноярск.: 1971.-295 с.
113. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1999. — 512 с.
114. Труд, занятость и социальная защита граждан Российской Федерации. Том 1 (сборник нормативных актов и документов). С-Пб.: Литера Плюс, 1995. — 472 с.
115. Уильям Гейтс ученый-предприниматель // Предприниматель. — 1996. -№ 1. — С. 64−67.
116. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
117. Финансовые услуги микрои малому бизнесу. Аналитический справочник. М.: ИСАРП, 1997. — 112 с.
118. Хибберт Л. Советы желающим открыть свое дело. Пер. с англ. М.: Интерлист, 1993. — 218 с. 157.
119. Цыганов А. Г. Малый бизнес катализатор регионального развития. Опыт Испании. // Человек и труд. — 1995. — № 4. — С. 98−103.
120. Цыганов А. Г. Стратегия и тактика государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. По материалам семинара «Развитие малых и средних предпринимательских структур и проблем занятости», — М., 1995. 120 с.
121. Шкаратан О. И. Проблемы социальной структуры рабочего класса. М.: Мысль, 1970.
122. Шмидхейни С. Смена курса. Перевод с англ. М.: Геликон, 1994. — 356 с.
123. Шукшунов В. Е., Сенин А. А. Концепция создания научных и технологических парков. С-Пб., 1993. — 58 с.
124. Шукшунов В. Е. Технопарки России. М., 1996. — 118 с.
125. Шукшунов В. Е., Варюха А. М. Состояние, уровни развития и классификация технопарков России. М., 1997. — 72 с.
126. Шукшунов В. Е., Варюха А. М. Услуги, оказываемые технопарками и инкубаторами бизнеса малым и инновационным предприятиям. М., 1997. — 44 с.
127. Шулюс А. А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М.: Российский экономический журнал, 1997. — 104 с.
128. Шумпетер И. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1983.
129. Энциклопедический социологический словарь. М.: ИСПИРАН, 1995, — 939 с.
130. Эффективное управление бизнес-ассоциациями / Под рук. И. Е. Астрахань М.: ИСАРП, 1998. 194 с. 159.
131. Список используемых рукописей.
132. Анализ опыта США по государственной поддержке малого предпринимательства. Доклад НИИ Управления Минэкономики России. Центр делового сотрудничества. М., 1993, 55 с.
133. Анализ состояния и развития бизнес-инкубаторов в России. Доклад информационно-аналитического агентства «Миссия-Л». -М, 1988. 120 с.
134. Бухвальд Е. М., Виленский А. В. Современная политика в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Доклад в Комиссию ЕС. М., 1995, — 66 с.
135. Вторая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996;1997 годы. -48 с.
136. Доклад Национальной ассоциации бизнес-инкубаторов (ЫВ1А), г. Милуоки (Висконсин, США), март 1997 г.
137. Информационные материалы 3-его форума 1СЕСЕ, Берлин Санкт-Петербург, июнь 1997 г. — 8 с.
138. Материалы конференции «Максимальная реализация возможностей: Женщины России в малом и среднем предпринимательстве». Москва, 27−29 октября 1997 г. 60 с.
139. Материалы международного семинара «Перспективы реформирования социальной сферы в Российской Федерации», Москва, июнь 1998 г. 11 с.
140. Материалы международного симпозиума «Развитие городских сообществ через развитие малого предпринимательства», Москва, октябрь, 1997 г. 21 с. 160.
141. Материалы отчета по международному проекту «Финансовые и институциональные проблемы российского и малого предпринимательства (региональные аспекты)». (1995;1996 гг.) 80 с.
142. Материалы программы «Передача финского опыта создания бизнес-инкубаторов, технологических парков и промышленных деревень для развития российских бизнес-инкубаторов», декабрь 1998 г.-32 с.
143. Материалы Российско-канадской программы «Будущее городских сообществ», 1995 г. 72 с.
144. Материалы семинара «Поддержка малого предпринимательства через систему бизнес-инкубаторов», декабрь 1997 г. 30 с.
145. Материалы семинара «Малое предпринимательство в странах ЕС», Москва, июль 1997 г. 32 с.
146. Материалы семинара Японской Ассоциации «РОТОБО» 1995 г.-90 е.,.
147. Материалы семинара-совещания по программе «Создание сети бизнес-инкубаторов в регионах России», Москва, 2−7 октября 1995 г. 150 с.
148. Материалы тезисов к докладам на I Всероссийском съезде представителей малых предприятий, Москва, февраль 1996 г. -150 с.
149. О состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке. Доклад ГКРП России 1996 г. 60 с.
150. Первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994;1995 годы-31 с. 161.
151. Поддержка малого бизнеса. Материалы информационной службы по вопросам бизнеса для новых независимых государств (В18Ы18). США, май 1996 г. -410 с.
152. Подпрограмма «Поддержка молодежного предпринимательства» Федеральной программы «Молодежь России». 6 с.
153. Политика Европейского Сообщества в Области Малого и Среднего Бизнеса (МСБ). Доклад ЕС 1997 г. 241 с.
154. Политика Европейского Сообщества в Области Малого и Среднего Бизнеса (МСБ), Доклад ЕС. 1997. 241 с.
155. Статистический анализ динамики малого предпринимательства и эффективности малого бизнеса как сектора российской экономики. Отчет ТАОБ. / Ресурсный центр малого предпринимательства. М., 1998. — 114 с.
156. Третья Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998;1999 годы (проект). -24 с.
157. Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998;2000 годы. 29 с.
158. Школы женского лидерства. Материалы Круглого стола. Москва, 1997 г. 121 с.