Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Изучение эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций в деятельности субъектов фармацевтического рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе теории последовательного поведения были разработаны три модели последовательного поведения конечных потребителей: модель 1 отражает процесс принятия решения о покупке рецептурного JIC потребителеммодель 2 — процесс принятия решения о возможности покупки JIC посетителем аптеки без четких предварительных рекомендациймодель 3 отражает процесс принятия решения о покупке в аптечной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современное состояние использования интегрированных маркетинговых коммуникаций в розничном звене фармацевтического рынка
    • 1. 1. Анализ терминологического аппарата исследования
    • 1. 2. Организационные аспекты эффективного продвижения на фармацевтическом рынке
    • 1. 3. Составляющие комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций
    • 1. 4. Оценка эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций
  • Глава 2. Обоснование методологии оценки эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций на уровне аптечной организации
    • 2. 1. Методические подходы к изучению интегрированных маркетинговых коммуникаций
    • 2. 2. Оценка распространенности маркетинговых коммуникаций в аптечных организациях
    • 2. 3. Определение предпочтения маркетинговых коммуникаций конечными потребителями
    • 2. 4. Моделирование поведения конечных потребителей в результате воздействия интегрированных маркетинговых коммуникаций
  • Глава 3. Разработка оптимальной модели интегрированных маркетинговых коммуникаций в аптечной организации
    • 3. 1. Методические подходы к разработке оптимальной модели интегрированных маркетинговых коммуникаций в аптечной организации
    • 3. 2. Разработка рекомендаций по совершенствованию обслуживания в аптечных организациях на основе детализации оптимальных моделей интегрированных маркетинговых коммуникаций
  • Глава 4. Оценка эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций в аптечной организации
    • 4. 1. Методический подход к оценке коммуникационной эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций
    • 4. 2. Оценка экономической эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций
  • Выводы

Изучение эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций в деятельности субъектов фармацевтического рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

В соответствии с отраслевой программой «Повышение структурной эффективности системы здравоохранения в РФ на 2004 — 2010 гг.», которая осуществляется в рамках реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, главная цель совершенствования российского здравоохранения — повышение доступности и качества медицинской и фармацевтической помощи для населения. Одним из основных условий качественного обеспечения населения и лечебно — профилактических учреждений (ЛПУ) является эффективное продвижение лекарственных средств (JIC). Новые организационные, правовые и экономические условия, в которых осуществляется фармацевтическая деятельность аптечной организации в России, в последнее десятилетие привели к усилению роли аптечной организации в продвижении J1C.

Характерные особенности использования продвижения (маркетинговых коммуникаций) на уровне розничного звена определяются непосредственным контактом аптечной организации с конечным потребителем. Поэтому аптечная организация, с одной стороны, является объектом деятельности по продвижению со стороны производителей и дистрибьюторов, а с другой — сама активный субъект рынка, который может действовать независимо от них, осуществляя собственную политику продвижения, что обеспечивает, на наш взгляд, конкурентное преимущество аптечной организации. Определение эффективности является необходимым условием правильной организации и планирования кампании по продвижению J1C.

Современная российская наука и практика накопили достаточный опыт в области продвижения J1C, о чем свидетельствуют работы таких специалистов как Мошкова Л. В., Сбоева С. Г., Дремова Н. Б., Коржавых Э. А., Лобутева Л. А., Ежова Т. В., Лагуткина Т. П., Большева С. Н. и др. Вместе с тем исследованиям по изучению эффективности маркетинговых коммуникаций, используемых аптечными организациями, особенно с учетом их высокой социальной значимости в лекарственном обеспечении, не уделялось должного внимания, что и предопределило цель нашего исследования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка методологии оценки эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций на уровне розничного звена для улучшения качества информационного взаимодействия субъектов фармацевтического рынка.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: по данным отечественной и зарубежной литературы изучить современное состояние проблемы исследования эффективности продвижения JIC на фармацевтическом рынкеобосновать методологию исследования эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций в аптечных организацияхна основе социологических исследований определить наиболее значимые для аптечной организации и конечных потребителей приемы и средства продвижения JIC на фармацевтическом рынкепровести моделирование процесса принятия решения о выборе JIC конечным потребителем на основе теории последовательного поведенияш разработать оптимальную модель интегрированных маркетинговых коммуникаций для аптечной организации и методику оценки корпоративного имиджа аптечной организациим разработать методические подходы и обосновать критерии оценки эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций на фармацевтическом рынкем разработать рекомендации по оценке коммуникационной и экономической эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций.

Связь задач исследования с проблемным планом фармацевтических наук.

Диссертация выполнена в соответствии с планом научных исследований Российского университета дружбы народов по проблеме «Фармация» и является фрагментом исследований кафедры управления и экономики фармации медицинского факультета РУДН.

Объекты и методы исследования. Объектами исследования явились аптечные организации г. Москвы, а также работники аптечных организаций (провизоры и фармацевты) и конечные потребители фармацевтической продукции.

В процессе исследования использовались методы: логический, статистический, социологический (анкетирование и интервьюирование), графический метод исследования, а также теория последовательного поведения, теория разрывов, теории коммуникаций, теории рекламы. Математическая обработка информационного массива проводилась с использованием современных компьютерных технологий. Научная новизна:

Впервые научно обоснована методология исследования эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций на фармацевтическом рынке, включающая выявление участников процессов продвиженияопределение маркетинговых коммуникаций, посредством которых осуществляется взаимодействия участников процесса продвиженияоценку эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций на уровне аптечной организации. Разработана программа исследования и методические подходы к ее реализации. На основе теории последовательного поведения построены модели, характеризующие процедуру принятия решения о выборе JIC конечными потребителями и коммуникативная матрица, позволяющая субъектам фармацевтического рынка корректировать процесс деятельности по продвижению в зависимости от поставленных целей. Разработаны оптимальные модели интегрированных маркетинговых коммуникаций с использованием теории разрывов, позволяющие совершенствовать процесс лекарственного обеспечения населения посредством устранения различий между ожидаемым и воспринимаемым потребителем уровнем обслуживания. Обобщены и классифицированы способы изучения коммуникационной и экономической эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций, предложены соответствующие критерии и методы оценки (в том числе метод «до — во время — после»). Разработаны методические подходы к оценке коммуникационной и экономической эффективности. Практическая значимость и внедрение результатов исследования.

По результатам исследования разработаны и внедрены: в практику деятельности фармацевтических организаций: «Методические рекомендации по анализу эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций ЛС» фармацевтическая компания «Отечественные лекарства» (акт внедрения от 10 июня 2004 г.) — фармацевтическая компания Saxonia Medical Gmbx (акт внедрения от 25 мая 2004 г.);

Методические рекомендации по разработке оптимальных моделей интегрированных маркетинговых коммуникаций для аптечной организации", Москва, аптека № 1 РО «Фармимэкс», (акт внедрения от 13 июня 2004 г.) — Московская область: г. Лыткарино, аптека МП «МГА № 62» (акт внедрения от 18 мая 2004 г.) — г. Долгопрудный, Центральная городская аптека (акт внедрения от 19 мая 2004 г.) — г. Сергиев — Посад, аптека «Фармамед» (акт внедрения от 24 мая 2004 г.);

Методические рекомендации по совершенствованию корпоративного имиджа аптечной организации", Москва, аптека № 1 РО «Фармимекс», (акт внедрения от 14 июня 2004 г.) — Московская область: г. Лыткарино аптека МП «МГА № 62» (акт внедрения от 18 мая 2004 г.) — г. Долгопрудный, Центральная городская аптека (акт внедрения от 19 мая 2004 г.) — г. СергиевПосад, аптека «Фармамед» (акт внедрения от 24 мая 2004 г.).

В учебный процесс:

Методические рекомендации к занятию по теме «Использование интегрированных маркетинговых коммуникаций на фармацевтическом рынке» для постдипломного обучения (интернатура) по специальности «Управление и экономика фармации» на медицинском факультете Российского университета дружбы народов;

Методические рекомендации к проведению деловой игры «Оценка эффективности деятельности по продвижению» для раздела «Фармацевтический менеджмент и маркетинг» для студентов медицинского факультета Российского университета дружбы народов, обучающихся по специальности «Фармация». Положения, выдвигаемые на защиту: методология исследования эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций, используемых на фармацевтическом рынкерезультаты социологических исследований фармацевтических работников и конечных потребителей JICмодели последовательного поведения потребителя JIC в процессе принятия решения в результате воздействия интегрированных маркетинговых коммуникацийоптимальные модели интегрированных маркетинговых коммуникаций для аптечной организации и методика оценки корпоративного имиджа аптечной организацииметодические подходы к оценке эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций, используемых на фармацевтическом рынке. Апробация полученных результатов. Основные результаты исследования доложены на межкафедральной конференции специальных кафедр медицинского факультета и факультета повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов, Москва, 24 июня 2004 г., и представлены на X Российском национальном конгрессе «Человек и лекарство», Москва 2003 г., на IV — V международной научно — практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке», Москва 2003 — 2004 гг.- международной научно — практической конференции «Фармацевтическое дело — прошлое, настоящее и будущее», Москва 2002 г. Публикации материалов исследования. По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ.

Выводы:

1. На основе систематизации отечественных и зарубежных литературных данных проанализировано современное состояние проблемы изучения эффективности продвижения ЛС на фармацевтическом рынке. Установлено, что исследования по изучению интегрированных маркетинговых коммуникаций на уровне аптечной организации не проводились, отсутствуют методические подходы к оценке их эффективности.

2. Разработана методология исследования эффективности маркетинговых коммуникаций на фармацевтическом рынке, основанная на выявлении участников процесса продвижения: предмета продвижения (ЛС), объекта воздействия продвижения (аптечных организаций, фармацевтических работников, врачей и конечных потребителей), инициатора продвижения (субъектов всех уровней фармацевтического рынка), производителя и распространителя рекламных услуг (субъектов рекламного рынка), регулятора (государства и общества) — определении маркетинговых коммуникаций (их характерных особенностей, возможностей использования в аптечной организации), посредством которых осуществляется взаимодействие участников процесса продвиженияоценке социальной, коммуникационной и экономической эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций на уровне аптечной организации.

3. С помощью социологического исследования фармацевтических работников и конечных потребителей изучена распространенность маркетинговых коммуникаций, используемых в розничном звене (реклама -95,0%, стимулирование сбыта — 84,0%, личные продажи — 71,0% и т. д.) — определены наиболее значимые приемы и средства продвижения для аптечной организации (реклама в СМИ, оформление торгового зала, наружная реклама, консультации специалистов в торговом зале) и для посетителей аптек (реклама — 31,7%, стимулирование сбыта — 23,0%, личные продажи — 21,0%, прямой маркетинг — 16,0%, связи с общественностью -8,3%).

4. На основе теории последовательного поведения были разработаны три модели последовательного поведения конечных потребителей: модель 1 отражает процесс принятия решения о покупке рецептурного JIC потребителеммодель 2 — процесс принятия решения о возможности покупки JIC посетителем аптеки без четких предварительных рекомендациймодель 3 отражает процесс принятия решения о покупке в аптечной организации с конкретными пожеланиями потребителя. Также разработана коммуникативная матрица для конечных потребителей, позволяющая субъектам фармацевтического рынка научно обосновывать формирование политики продвижения и процедуру ее интегрированности (выбор целевой аудитории, маркетинговых коммуникаций, определение времени и места мероприятий в деятельности по продвижению), а также корректировать этот процесс в зависимости от поставленных целей и желаемых эффектов.

5. Разработан методический подход к изучению интегрированных маркетинговых коммуникаций в розничном звене фармацевтического рынка, который заключался в определении: во — первых, уровня обслуживания как критерия воздействия интегрированных маркетинговых коммуникаций на потребителя (на основе теории разрывов), что позволило построить оптимальные модели интегрированных маркетинговых коммуникаций для аптечных организаций и во — вторых, корпоративного имиджа аптечной организации по оригинальной методике. Результаты исследования внедрены в деятельность аптечных организаций.

6. Разработаны методические подходы к оценке коммуникационной и экономической эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций, которые заключались в определении базовых методов (для коммуникационной эффективности — метод прямой оценки уровня осведомленности и сравнения образа фирмыдля экономической эффективности — метод «до — во время — после») — критериев процесса оценки, последовательности технических приемов и способов организации исследования.

7. Определена коммуникационная эффективность интегрированных маркетинговых коммуникаций, используемых на фармацевтическом рынке партнерами аптечной организации. Лидирующее место заняли иностранные производители: Pfizer, Stix, Sanofi — Santelabo, Vichi, KRKA, российский производитель Нижфарм, дистрибьюторы: Протек ЦВ ЗАО, СИА Интернейшнл ЛТД ЗАО, Шрея Корпорейшнл ЗАО.

8. Проведена оценка экономической эффективности 43 кампаний интегрированных маркетинговых коммуникаций. Степень эффективности определялась по предложенному диапазону: высокая (имели 5,0% изученных кампаний) — при коэффициенте темпа роста объема продаж выше 2,0 (во время проведения кампании по продвижению Л С) и положительном темпе роста объема продаж (после проведении кампании) — средняя (27,0% изученных кампаний) — при коэффициенте темпа роста объема продаж в интервале от 1,8 до 2,0 (во время проведения кампании) и положительном темпе роста объема продаж (после проведении кампании) — низкая (68,0% изученных кампаний) — при коэффициенте темпа роста объема продаж не выше 1,8 (во время проведения кампании) и при коэффициенте темпа роста объема продаж меньше 1 (в период после проведении кампании).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Adcock D., et al. Marketing: Principles and Practice. Fourth Edition. Prentise Hall, 2001. P. 278.
  2. D. Читатели французского журнала объединяются в сеть//Монитор основных лекарственных средств. 1998. — № 8 (24).-С.12.
  3. Clive Crooks & Cristian Boehringer, Pharmaceutical Marketing: Approaching the Millenium, Financicial Times Professional Limited.- London, UK, 1998.
  4. Davis P. Managing medicines: public policy and therapeutic drug. Open University Press, Buckingham, 1997: 71.
  5. Dayan A., Troadec A. et L. Promotion des ventes et p. 1. v., coll. «Que saiis-je?» № 2482, PUF, 1989.
  6. Delvin J., Hemsley P. Management views on industry issues, pressueres and consultants. Scrip Magazine. 1997 June: 17
  7. Drugs Directorate. Cnadian Foudation and Drugs Programme: Roles and consultation related to advertisment review and consultation related to advertising review and complaint adjudication. Policy Issues. February 18, 1997.
  8. Economic and Legal Framework for Non-prescription Medicines in Europe. AESG P, 1995, Brussels.
  9. European Public Health ALLiance. Commercial Sponsorship and NGOs. Brussels, 1996.
  10. Fasse J.H. Different staitions, different effects?// Marketing a. research today. Amsterdam, 1996. — Vol. 24, № 3. — P. 175- 181/
  11. FDA’s draft guidance for DTC broadcast advertisements, 8 August 1997/
  12. Fokus on broadcast audience research // Marketing a. research today. -Amsterdam, 1992. Vol. 20, № 3. — P. 175−212/
  13. Garibal G. Cette pulicite qui nous derange. Ed. Entente, 1982.
  14. Genzel G. De la publicite a la communication. Rochevingnes, 1983.
  15. Gilbert Mertens, Direct-to-consumer advertising, Financial Times Healthcare Management reports, Financial Times Professional Limited, 1998.
  16. Health Action International. Drug policy at the 49th World Health Assembly, (briefing paper). Amsterdam. Oct 1994.
  17. Health Education Authority. Promoting health in partnership with the Health Education Authority: an ivitation to the pharmaceutical industry, London, 1997.
  18. Hodkin C. Who makes the rules for the markets and limitation. Australian Prescriber 1997- 20- 1: 173−176.
  19. Janice Maclennan, Sales Force Strategies, Finansial Times Professional Limited. London, UK, 1998.
  20. K. Crosier. Promotion. Michael J. Baker, Edior. Marketing Book. Fourth Edition (Oxford: Butterworth Heinemann, 2001). P. 380.
  21. Kaldeway H. A searching look at advertisements. London, International Organisation of Consumers Union (IOCU), 1994.
  22. Keating P. Why you may be getting the wrong medicine. Money Magazine 1997 June: 142−157.
  23. Lexchin J. Deception by design: pharmaceutical promotion in the third world. Consumer International, Malaysia, 1995.
  24. Lexchin J. What information do physicians receive from pharmaceutical representatives? Can fam Phys 1997- 43: 941−945.
  25. Miglani R. Diagnostic and predictive advertising pre-testing // Marketing a. research today. Amsterdam, 1996. — Vol. 24, № 3. — Р/ 190−196.
  26. P. Doyle. Marketing Management and Strategy, Prentice Hall Europe, 1999
  27. Perrtflt, Wiiiiam D., E. Jerome McCarthy. Dfsic marketing: Europen Edition (McGraw Hill, 2000). P. 244.
  28. Pharmaceutical Manufactories' Association of Canada. Towards a better informed consumer of prescription medicines- 1997 Dec.
  29. Rhein R. W. Law enforcement and Internet superhighwaymen. Scrip Magazine. 1996. Dec: 18−22/
  30. Roughead L. The pharmaceutical representatives and medical practitioner encounter: Implications for quality use of medicines, (m. sc. Thesis) School of Pharmacy, University of south Australia, 1996.
  31. Shear N. H., Black F., Lexchin J. Examining the physician detailer interaction. Can I Clin Pharmacol 1996- 3 940: 177.
  32. Talbot-Montgomery. Evaluating marketing measures in Eastern Europe. Scrip Magazine. 1997 Feb:31−32.
  33. UK pilot disease management scheme. Scrip 1997 June 3- 2237:3.
  34. US Department of Health and Human Services. Food and drug Administration. Guidans for industry: Industry-supported scientific and educational activities. Office of Policy. November 1997.
  35. Who to look at Internet pharmaceutical trade, SCRIP, 1997, № 2334, p. 15
  36. Wood D., Trademark taking an early advantage. Scrip Magazine, February, 1997, p.23−25.
  37. World Health Organization. Cross-border advertising, promotion and sale of medical products using the Internet. WHA Resolution 50.4, 1997 May 12.
  38. P. Провизор в XXI веке: экономист и терапевт// Фармацевтический вестник. 2001 — № 10 (209). — С. 18.
  39. И.В. Поведение потребителей. М., 1999. — 384 с.
  40. А.Д. О возможностях сосуществования различных форм аптечных организаций в современных условиях // Фармацевтический вестник, — 2004. № 17.- С. 14−15.
  41. Г. Маркетинг: принципы и стратегия. м., 1999.- XII, 804 с.
  42. Р., Майрс А, Дж., Аакер Д. А. Рекламный менеджмент: Пер. с анлг. 5-е изд. — М.: Вильяме, 1999. — 784с.
  43. Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход/ Переврд с англ. Под ред. С. Г. Божук. СПб.: Питер, 2001. — 864 с.
  44. Безрецептурный отпуск лекарственных средств в системе самопомощи и самопрофилактики / JLB. Мошкова, Э. А. Коржавых, Е. А. Федина, H. JL Саутенкова. М.: МЦФЭР, 2001. — 314 с.
  45. В.Б. Англо-русский словарь по рекламе и маркетингу. М.: Руссо, 1998.
  46. В.В. Пути повышения эффективности хозяйственной промышленности в современных условиях. Оренбург, 2000. 137 с.
  47. И. Роль медицинских консультантов в российских маркетинговых войнах // Фармацевтический вестник. 2001. — № 4. — С.5.
  48. С.Н. Исследование организационных аспектов продвижения лекарственных средств на российском фармацевтическом рынке. М.: 2002.5 5. Буй лов М. Интернет получит право подписи // Коммерсантъ. 2001. № 7. — СЛ.
  49. И. Как обеспечить цивилизованный рекламный рынок // Ремедиум. 2003. — № 7−8. С. 108 — 110.
  50. Е. Виртуальная аптека: «за» и «против» // Российские аптеки. -2003. № 7−8. С. 68−69.
  51. Е. Международные нормы рекламы лекарственных средств и рекламное регулирование в России// Фарматека. Москва. — 1998. — № 2. — С. 15−18.
  52. Е. О критериях медицинской информации и реклама // Фарматека. Москва. — 1998. — № 3. — С. 14−15.
  53. Е.А. Специалист здравоохранения как объект и субъект рекламы лекарственных средств// Тезисы докладов VII Международной специализированной выставки «Аптека 2000″. М.: ОАО „Фармимэкс“, ГЕОС, 2000.-С. 15−16.
  54. Высокие стандарты аптечной практики// Российские аптеки. 2001. — С. 12.
  55. А.Г. Новые технологии фармацевтических продуктов роль взаимодействия ритейлера и дистрибьютора // Новая аптека. — 2003. — № 2.С76−79.
  56. С. Медико биологическая статистика. Пер. с англ. — М.: Практика, 1998.-459 с.
  57. Е.П. Маркетинг. Словарь справочник. М.: Дело, 200о. — С. 62.
  58. Е.Н., Заикина А. А. Реклама на транспорте // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 1. С. 93 — 103.
  59. Е. Н. Маркетинговые коммуникации. М.: Издательство „Финпресс“, 2000.- 256 с.
  60. .П., Кухар А. А. Организация персональных продаж представителями фармацевтических фирм // Провизор.- 2000.- № 13.-С.21−24.
  61. С. Идеальная аптека глазами москвичей // Фармацевтический вестник. 2004. — № 6. — С. 12 — 13.
  62. М. Человеческий фактор как коммерческий проект // Российские аптеки. 2002. № 3. — С. 46 — 48.
  63. Д. Поставщик и аптека: выигрыш только в партнерстве // Фармацевтический вестник. 2004. — № 10. — С.4 — 5.
  64. Д. Технология продвижения продукта // Фармацевтический вестник. 2000. — № 8. — С. 4.
  65. Д. Фармацевтический джаз // Фармацевтический вестник. -2002. № 9. — С. 6.
  66. Дж. Р. Росситер, JL Перси. Реклама и продвижение товара: пер. с англ./ Под ред. JI.A. Волковой- СПб.: „Издательство „Питер““, 2000.- 656 е.: ил.
  67. Ф. Реклама. М.: Юнити, 2002. 53 с.
  68. М., Пархоменко Д. Сегодня в аптеке презентация // Российские аптеки. 2000.№ 3. — С.38−40.
  69. И. Аптека, основанная на профессиональных решениях // Фармацевтический вестник. 2001. № 34. С. 27.
  70. М. Правила без исключения // Российские аптеки. 2001. -№ 3 (17).-С. 18−19.
  71. Е. Врач в аптеке // Фармацевтический вестник Урал. — март 2000. — с. 2
  72. Н., Штабская М. Врач и аптекарь: враги или союзники? // Российские аптеки. 2000. — № 4. — С. 41 — 43.
  73. Т.В. Разработка методических подходов к совершенствованию системы фармацевтической информации в условиях перехода к рынку / Ярое. Гос. Мед. акад. Ярославль, 2000. — С, 261.
  74. Т.В. Планирование рекламной деятельности кампании аптечного предприятия // Новая аптека. 2001. — № 9. — С. 23 — 30.
  75. Т.В. Рекламно информационная деятельность и конкурентоспособность аптек // Новая аптека. — 2000. — № 12, — С. 36 — 38.
  76. Т.В. Социально психологические аспекты рекламной деятельности аптек. // Новая аптека. — 2001. — № 2. — С.64 — 67.
  77. Изучение телерекламы косметических средств / Б. П. Громовик, И. А. Мирошникова, B.C. Марчукова, Н. Б. Костюк // Провизор. 2000. — № 4.-С.20−22.
  78. А. Реклама в России и за рубежом. СПб.: Спб. Гос. Ун-т, фак. Журналистики, 1996.
  79. Н., Третьяк С. Организация рекламной деятельности: Учеб. Пособие. Хабаровск: Изд-во ДВГУПСД999.
  80. И.В., Евдокимов М. В. Что нужно знать и как нужно действовать, чтобы реклама была эффективной? //Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. — № 5. — С.39 — 46.
  81. Л.Г. Стимулирование продаж в аптеках // Российские аптеки. -2003. -№ 12.-С.28 -35.
  82. А.В. 10 правил PR войн // Фармацевтический вестник. -2002. № 37, — С. 26−27.
  83. Ко деке Международной федерации ассоциаций фармацевтических производителей.
  84. В.А. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. Пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1991. — 400с.
  85. В. Интернет обозрение \ Ремедиум. — 2001. — № 4. — С. 46.
  86. Н. Особенности национального рекламовосприятия// Ремедиум. 2001. — № 1 — 2. — С. 58−59.
  87. Ф. Маркетинг, менеджмент. Санкт-Петербург, 1998.
  88. Котлер Филипп. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. М.: Издательский дом „Вильяме“», 2002.- 656 с.
  89. КРКА: путь к успеху на российском рынке// Ремедиум. 2001. — № 6. — С. 39−41.
  90. И. ИМК концепция становится базовой моделью «нового маркетинга». // Фармацевтический вестник. — 2001. № 18. — С. 7
  91. Г. Особенности фармацевтической рекламы // Фармацевтический вестник. 2000. — № 40. — С.6
  92. Крупнейшие рекламодатели «Фармацевтического вестника» (по итогам 2000 года)// Фармацевтический вестник. 2001. — № 7 (206). — с. 17.
  93. И. Теория и практика рекламы в России: Учеб.-метод. Пособие. -М.: Центр, 1996.- 184с.
  94. О. Как создается рекламный текст: функционально-экспрессивные аспекты рекламного текста: Учеб.-метод. Пособие. М: Диалог-МГУ, 1998.
  95. Т.П. Стратегия эффективного продвижения лекарственных средств // Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Фармацевтическое дело-прошлое, настоящее, будущее». М.: Издательство РУДН, 2002 г. с. 159−160.
  96. Т.П., Большева С. Н. Некоторые аспекты продвижения фармацевтических компаний // Фармация. 2002. — № 3. — С. 19 — 23.
  97. Т.П., Большева С. Н. Организационные аспекты политики продвижения лекарственных средств на фармацевтическом рынке // Новая аптека.- 2001.- Специальный выпуск. С. 59 — 62.
  98. Лицензирование в Европейском союзе: фармацевтический сектор/ В. А. Усенко, А. Л. Спасокукоцкий. Киев: Морион, 1998. — 384с.
  99. Ю7.Лихина О. Реклама нуждается в рекламе // Коммерсантъ. 2001. — № 58.-С.4.
  100. В. В аптеке Нью-Йорка есть все. Даже сигареты// Российские аптеки. М. — 2000. — № 3. — с. 36−37.
  101. Маркетинг и логистика фирмы. Р. Н/Д., 1999.
  102. Маркетинг: Учебник/ А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
  103. Маркетинговые исследования потребителей товаров и услуг аптечных предприятий/Н.Б. Дремова, В. Ф. Дзюба, С. В. Соломка и др.// Новая аптека. 2001. — № 4. — С.34−41.
  104. В.Д., Кузнецова С. А. Маркетинговый план как информационная основа внутрифирменного планирования.
  105. А.Н. Выбор скидок и льгот // Деловой визит. 1999. — № 6. -С. 11−12.
  106. А.Н. Как привлечь клиентов? Анализ покупательских предпочтений // Бизнес в промышленности. Переработка пищевой продукции. 2000. — № 4. — С. 11 — 14.
  107. Пб.Матанцев А. Н. Практические способы по определению влияния конкуренции // Деловой визит. 1999. — № 4. — С. 33 — 36.
  108. А.Н. Эффективность рекламы. М.: Издательство «Финпресс», 2002. — 416 с.
  109. Международная конференция ассоциации фармацевтических дистрибьюторов «Фармос» «Перспективы дистрибьюции новых лекарственных средств в России. Москва, 17 февраля 2000 // Фарматека. Москва. — 2000. — № 1. — С. 44 — 48.
  110. С. Электронный бизнес: первые итоги // Носорог. 2000. -№ 12.-С. 24.
  111. М. Ароматный товар // Российские аптеки. 2001.- № 10. — С. 20−22.
  112. B.JI. Реклама и PR технология. — М.: Армада — пресс, 2001.- 689 с.
  113. А.В. О рекламе и себестоимости. // Экономический вестник фармации. 2001. -№ 9. С. 111 — 112
  114. Нейл Борден. Концепция маркетинга микс. Классика маркетинга, сборник. СПб.: Питер, 2000. — С. 529
  115. Д. Рекламируй, не отходя от кассы // Эксперт. 2001. — № 5. -С. 25.
  116. Новиков Б. Д, Барков А. В. Сетевой маркетинг механизм продажи // Новая аптека. — 2000. — № 10. — С.20 — 22.126.0леньков К. Искусство продавать лекарства. // Российские аптеки 2000.- № 3. С. 32−33.
  117. Организация и экономика фармации: Учебник/ И. В. Косова, Е. Е. Лоскутова, Е. А. Максимкина и др.- Под редакцией Косовой.- М.: Издательский центр «Академия" — Мастерство, 2002.- 400 с. 128.
  118. Ф.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. -2-е изд., перераб. И доп. М.: Информ. -внедренч. Центр Маркетинг, 2000. — 364 с.
  119. Р. Медицинские представители: российские компании приобретают новое лицо // Фармацевтический вестник. 2001. — № 22. -С. 20−21.
  120. Р. От конкуренции аптек выигрывают потребители // Фармацевтический вестник. 2001. — № 18. С. 3.
  121. Р. Телевизионная реклама ЛС: последствия кризиса преодолены // Фармацевтический вестник. 2001. — № 24. — С. 22 — 23.
  122. В. Государственный контроль над рекламой лекарств незаменим // Ремедиум. 1999. — № 10. — С. 4 — 11.
  123. По дольная О. Б. Управление персоналом задачи и инструменты современного руководителя // Новая аптека. — 2001. — № 2. — С. 36 — 40.
  124. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О лекарственных средствах» / М. П. Манзина., Н. Х. Сендюкова, С. Г. Тайболина, И. Н. Шустикова. М.: Изд — во Эксмо, 2004. — 160 с.
  125. С.И. Социально экономические функции рекламы и оценка ее эффективности М.: 2002.
  126. О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: МедиаСфера, 2002. — 312с.
  127. С. Четыре новых шага для увеличения доли на рынке // Практический маркетинг. 2002. — № 2. — С. 16 — 20.
  128. Дж. Р., Перси J1. Реклама и продвижение товаров. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 234 с.
  129. А. Рекламная кампания 2000. // Ремедиум. — 2001. — № 4. -С.36 — 37.
  130. А. Фармацевтическая реклама 99 // Ремедиум. — 2000. № 4. -С.30 — 32.
  131. В. Бизнес планирование аптечного предприятия. Часть 2. План маркетинга // Российские аптеки. — 2001. — № 3. = С. 20 — 22.
  132. Славич Притупа А. Потенциал и технологии. // Ремедиум. — 2003. — № 6.-С. 34−37.
  133. В. Бизнес планирование аптечного предприятия. Часть 2. План маркетинга // Российские аптеки. — 2001. — № 3. — С. 20 — 22.
  134. Е. Врач консультирует . в аптеке. // Российские аптеки.-2003 г.- № 7−8. С. 72−74.
  135. Е. Дистрибьютор аптеке: не бизнесом единым. // Российские аптеки. — 2003. — № 1- 2. — С.62 — 63.
  136. П. Новые рубежи российского рынка фармацевтической рекламы (по итогам 2000 года) // Фармацевтический вестник. 2001. -№ 5. — С.6.
  137. Е.В. О необходимости совершенствования законодательства по регулированию рекламы лекарственных средств // Экономический вестник фармации. 2001. — № 12. — С. 71 — 73.
  138. Е., Гетьман М. Классификация лекарственных средств с точки зрения особенностей потребительского поведения // Ремедиум. -2002. -№ 5.-С.22−27.
  139. Федеральный закон «О лекарственных средствах» № 86 -ФЗ. от 22.06.98 г.
  140. Федеральный закон «О рекламе» № 108- ФЗ от 18.07.95.Г.
  141. О. Анализ работы медицинских представителей фармацевтических компаний // Фармацевтический вестник. 2001. — № 4.-С. 6.
  142. О.П. Особенности российского фармацевтического рынка и их влияние на стратегии маркетинга и продаж // Фармацевтический вестник. 2003. — № 3. — С.22.
  143. А.И. Готовы ли вы заплатить «цену выживания»? // Фармацевтический вестник. 2004. — № 2. — С. 3
  144. X. Маркетинг: основы профессионального успеха. М.: 2000. — 334 с.
  145. Е.А. Реклама для фармбизнеса. Показания к применению // Фармацевтический вестник, — 2004 г. № 18. С. 27.
  146. М. Прислушайтесь говорит аптека // Фармацевтический вестник. — 2002. — № 34. — С. 6 — 7.
  147. Е. Миллиардные затраты на рекламу // Фармацевтический вестник. 2001. — № 10. — С. 16.
  148. Г. Медицинский представитель портрет в интерьере // ремедиум. — 2000. — № 11. — С. 46 — 51.
  149. Этические критерии ВОЗ (21 Ассамблея ВОЗ, 1968 г., Резолюция 21/41- 39 Ассамблея ВОЗ 1986 г. Резолюция 39/27- 47 Ассамблея ВОЗ, 1994 г., Доклад Генерального Директора, А 47/7).
  150. А. Другой маркетинг // Ремедиум. 2001. — № 10. — С. 22 — 28.162.
  151. И. Фармацевтический рынок России глазами экспертов // Ремедиум. Москва. — 2000. — № 1−2. — С. 60 — 65.
  152. И. Фармрынок России: некоторые тенденции развития в 2000 году // Ремедиум. 2001. — № 3. — С. 30 — 35.
  153. А. Законодательство о рекламе: правила игры на рекламном рынке. 1999. — № 4. С. 36 — 38.
  154. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. -6-е изд. М.: ИКЦ «Академкнига" — «Добросверт», 2003. — 596 с.
  155. О., Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. СПб., 2001. — 432 с.
Заполнить форму текущей работой