Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гендерно-возрастные особенности развития и дезадаптации школьников к физической нагрузке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первый год обучения в школе наблюдается выраженное снижение индекса физического здоровья мальчиков и девочек, что свидетельствует о снижении резервных способностей организма школьников. Пубертатный и постпубертатный периоды сопровождаются увеличением индекса физического здоровья. Район проживания является фактором риска для школьников: наименьшие показатели индекса физического здоровья выявлены… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Состояние проблемы
    • 1. 2. Гендерно-возрастные особенности физического развития школьников
    • 1. 3. Факторы риска и резервы адаптации в разных возрастных группах школьников
    • 1. 4. Современные способы оценки физического здоровья
    • 1. 5. Зарубежный опыт использования методик определения функциональных резервов организма

Гендерно-возрастные особенности развития и дезадаптации школьников к физической нагрузке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования:

В современном мире в условиях информационных и эмоциональных перегрузок, в связи с возросшими темпами производственной деятельности, вопросы диагностики уровня здоровья, функциональных резервов, а так же разработка и внедрение новых методов восстановления физиологических и психических функций человека приобретают особую значимость [Судаков К.В., 2001].

Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей, так как известно, что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском возрасте. Здоровый ребенок — главная проблема ближайшего и отдаленного будущего нашей страны, так как все перспективы социального и экономического развития, высокого уровня жизни, науки и культуры — все это является итогом уровня достигнутого здоровья детьми сегодня. Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков наносят большой социальный и экономический ущерб [Сердюковская Г. Н., 1986]. Разработка эффективных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков, базируется на данных о состоянии здоровья этих контингентов. Весь опыт отечественного здравоохранения, все достижения мировой науки свидетельствуют о том, что пассивное отношение к охране и формированию детского здоровья, надежда на естественные процессы роста и развития, ни в коей мере не оправдываются. Общепризнанно, что ребёнок и подросток не являются уменьшенной копией взрослого человека, поэтому недопустимо чисто количественное уменьшение физиологических параметров взрослого человека соответственно возрасту, росту и весу организма ребёнка или подростка для понимания специфических особенностей их организма [Сухарев А.Г., Белостоцкая Е. М., 1986]. В связи с этим возникает необходимость своевременной диагностики отдельных компонентов здоровья и проведения различного рода профилактических мероприятий.

По данным Госкомстата Российской Федерации в 1992 году около 53% учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к окончанию обучения в школе не превышает 20−25% выпуска. Снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи. Около 50% призывников не выполняют предусмотренных нормативов, а 20% - признаются непригодными к службе в армии по состоянию здоровья.

В связи с выше сказанным, систематически снижается уровень здоровья студенческой молодежи. За время обучения в вузе в несколько раз увеличивается число хронических заболеваний. По данным выборочных медицинских обследований, в среднем у 40% студентов имеются признаки различных хронических заболеваний, в основном нервно-психических, сердечно-сосудистых, органов дыхания, у 25% наблюдается снижение остроты зрения [Холщевникова Т.В., 1998].

Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и учащейся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений. Ежегодно на учет по инвалидности ставится порядка 800 тысяч человек, и 25% от этого числа составляет молодой трудоспособный контингент [Баландин М.Ю., 2009]. Отмечается тенденция к постоянному снижению числа людей, трудоспособность которых полностью или частично восстанавливается. Ежегодно не более 35% из числа освидетельствованных инвалидов признаются трудоспособными по сравнению с 50% за рубежом, что свидетельствует о несостоятельности проводимых медико-социальных реабилитационных мероприятий. За последние пять лет рост инвалидности в целом составляет 8−10% при резком увеличении числа детей-инвалидов [Прохоров A.B., 2009].

Учитывая тенденции снижения уровня здоровья школьников в России, важным средством по сохранению здоровья детей становятся внедрение здоровьесберегающих технологий обучения в школе. Одним из важнейших элементов таких технологий могут быть скрининговые обследования и мониторинг функциональных резервов здоровья школьников [Ериков В.М., 2009].

Цель работы:

Используя методы и принципы патофизиологического исследования, оценить уровень физического развития и состояния здоровья школьников в зависимости от возраста и пола обследуемых.

Задачи исследования:

1. Оценить влияние образовательной среды на параметры антропометрического развития школьников.

2. Установить влияние пола и возраста на распространенность избыточной массы тела и ожирения среди школьников.

3. Провести сравнительный анализ связи функционального состояния здоровья учащихся московских школ с районом их проживания, полом и возрастом.

4. Выявить взаимосвязь наличия нормальной или избыточной массы тела школьников с их физическим развитием и состоянием здоровья.

Новизна исследования.

Обнаруженное значительное снижение индекса физического здоровья (ИФЗ) детей за первый год обучения в школе, свидетельствует о выраженном ухудшении здоровья и снижении резервных способностей организма учащихся первых классов. Наблюдаемое увеличение ИФЗ с 14 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков, возможно, является следствием гормональной перестройки организма в пубертатный период. Показано, что по критерию индекса массы тела (ИМТ) среди школьников большое число обследованных имеют избыточную массу тела и ожирение. Наибольшее число лиц с избыточной массой тела и ожирением отмечается у девочек 7−14 лет и мальчиков 7−16 лет. ИМТ, помимо пола и возраста, является основным патогенетическим фактором, определяющим состояние здоровья школьников. Показано, что недостаток или избыток массы тела является ключевым фактором, приводящим к снижению ИФЗ. Избыточная масса тела сопровождается нарушениями функционирования сердечно-сосудистой системы, проявляющимися в повышении частоты сердечных сокращений и артериального давления.

Практическая значимость.

Показана высокая эффективность неинвазивной методики определения оценки уровня физического состояния и резервных возможностей организма школьников. Данная методика позволяет прогнозировать состояние здоровья детей и подростков в будущем и выявлять у них существующие факторы риска. Показано, что избыточная масса тела является фактором риска снижения резервных способностей организма, приводящим к ухудшению здоровья учащихся. Доказано, что использование методики донозологического контроля состояния здоровья учащихся, позволяет проводить у них физиологический и патофизиологический анализ адаптированности к образовательной среде.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Образовательная среда не оказывает влияния на процессы взросления школьников по показателям физической работоспособности, гибкости и скорости зрительно-моторной реакции.

2. Среди школьников г. Москвы наибольшее число лиц с избыточной массой тела и ожирения наблюдается в возрасте 7−14 лет у девочек и 7−16 лет у мальчиков. У мальчиков, начиная с 8 лет, распространенность избыточной массы тела и ожирения выше, чем у девочек.

3. Образовательная среда оказывает негативное влияние на состояние здоровья школьников, особенно в год обучения. Это проявляется в снижении индекса физического здоровья. Пубертатный и постпубертатный период приводят к увеличению индекса физического здоровья у девочек с 14 лет, а у мальчиков — с 13лет. Район проживания является фактором риска состояния здоровья школьников: наименьшие показатели физического здоровья выявлены у школьников Центрального, Западного и Восточного административных округов г. Москвы.

4. Индекс массы тела является одним из основных патогенетических факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья школьников. Школьники с избыточной массой тела имеют более низкие показатели индекса физического здоровья и гибкости, хуже выполняют упражнения на отжимание.

Внедрение результатов исследования в практику.

Практические и теоретические результаты диссертационной работы внедрены в учебный процесс кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизнизалог успешного развития» МГМСУ. Результаты проведенных исследований используются в практической работе врачей ООО «Навигатор здоровья» и Ассоциации «Народный Спорт Парк».

Апробация работы.

Диссертация апробирована на межкафедральном заседании кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни — залог успешного развития» МГМСУ, кафедры нормальной физиологии МГМСУ, кафедры патологической физиологии лечебного факультета МГМСУ, кафедры медицинской информатики МГМСУ, кафедры общей гигиены МГМСУ, кафедры общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ, кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии МГМСУ, ФГБУ «НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина» РАМН (Москва, октябрь 2011). Протокол № 11 от 27.10.2011 г.

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ, из них 4 статьи в ведущих рецензируемых научных тематических изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для изложения основных результатов диссертационных работ, а также 1 учебное пособие с грифом УМО (учебно-методическое объединение).

Объём и структура диссертации.

Диссертация изложена на 134 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания методов исследования, изложения результатов собственных исследований, обсуждения полученных результатов, выводов и практических рекомендаций. Работа иллюстрирована 15 таблицами, 7 рисунками и 11 приложениями. Указатель литературы содержит 215 источников, в том числе 130 отечественных и 85 иностранных авторов.

ВЫВОДЫ:

1. Образовательная среда не оказывает влияния на параметры антропометрического развития школьников.

2. Рост лиц с избыточной массой тела и ожирением наблюдается у девочек 7−14 лет и у мальчиков 7−16 лет. У мальчиков старше 8 лет избыточная масса тела и ожирение более распространены, чем у девочек. Наиболее значимый прирост лиц с избытком массы тела отмечается в период с 8 до 9 лет как у мальчиков, так и у девочек.

3. В первый год обучения в школе наблюдается выраженное снижение индекса физического здоровья мальчиков и девочек, что свидетельствует о снижении резервных способностей организма школьников. Пубертатный и постпубертатный периоды сопровождаются увеличением индекса физического здоровья. Район проживания является фактором риска для школьников: наименьшие показатели индекса физического здоровья выявлены в Центральном, Восточном и Западном административных округах г. Москвы, что указывает на существование региональных различий функционального состояния здоровья и резервных возможностей организма обследуемых. Индекс массы тела, в дополнение к полу и возрасту, является одним из основных патогенетических факторов, определяющих физическое развитие и состояние здоровья школьников. Учащиеся с избыточной массой тела имеют более низкий индекс физического здоровья, чем лица с нормальной массой тела. Увеличение массы тела по сравнению с нормой сопровождается выраженным повышением показателей частоты сердечных сокращений и артериального давления у школьников. Гиподинамия, возможно, является одним из патогенетических механизмов развития избыточной массы тела и ожирения учащихся.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В целях контроля состояния уровня физического развития и резервных возможностей организма школьников в условиях образовательной среды, необходимо проводить регулярное комплексное обследование детей и подростков в период их обучения в школе. При проведении обследования школьников необходимо определять их индекс физического здоровья, что позволяет оценивать физиологические и патофизиологические процессы развития школьников. Для оценки динамики развития учащихся и коррекции их жизненного стиля необходимо наблюдать индивидуальный индекс физического здоровья школьников в разные возрастные периоды.

2. Для ранней диагностики отклонений в состоянии здоровья школьников и выявления факторов риска рекомендуется определять индекс массы тела и сравнивать его с нормами по полу и возрасту. Необходимо дальнейшее изучение патогенетических механизмов возникновения избыточной массы тела и ожирения у школьников и связанных с ними хронических неинфекционных заболеваний.

3. Региональным органам управления здравоохранением и образованием рекомендуется внедрить систему мероприятий, направленных на формирование у обучающихся детей и подростков правильных представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни и профилактики развития гиподинамии и избыточной массы тела. Для этого необходимо:

• осуществлять мероприятия по укреплению здоровья учащихся с учетом гендерно-возрастных особенностей, состояния здоровья и места жительства;

• ввести в программу обучения учебные курсы, пропагандирующие здоровый образ жизни;

• администрации школ принять необходимые меры для пропаганды и внедрения активных форм досуга учащихся, включающих занятия спортом и физической культурой, работу кружков и секций, связанных с интересами школьников. Специалистам лечебно-профилактических учреждений для определения степени риска развития патологии у детей и подростков необходимо использовать разработанные программы здоровья, а также отмечать склонность к отклонениям поведения и наличии вредных привычек у школьников и их родителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. П. Здоровью необходимо учить / Н. П. Абаскачова // Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Новосибирск, 1999.-С. 9−11.
  2. А.В., Лаптенок С. Д. Всестороннее развитие личности. -Минск: Беларусь, 1982, с. 19
  3. Н.М. Раздумье о здоровье. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ФиС, 1987.-64с.
  4. Социально-демографические характеристики детей и молодёжи Российской Федерации. Аналитический доклад Общественной палаты Российской Федерации за 2011 год. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2011.
  5. B.C. Физическая культура М.: РУДН, 2000. — 106с.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Наука, 1972.-58с.
  7. Г. Л. Медицинская валеология. Ростов на Дону, 2000. 209 с.
  8. В.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. -295 с.
  9. P.M. и др. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья. СПб.: Наука, 1993. — 69с.
  10. Е. А., Алексанянц Г. Д. Оптимизация индивидуального здоровья и первичная профилактика заболеваний в системе интернатных учреждений // Физическая культура, спорт наука и практика. — 2008. -№ 3. — С. 32−35.
  11. , В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13. 00. 04 / В. А. Баландин. Краснодар, 2001.-48 с.
  12. , В. К. Новые теоретические подходы к изучению возможностей человека в спорте высших достижений / В. К. Бальсевич
  13. М. П. Шестаков // Теория и практика физ. культуры. 2008. — № 5. -С. 57.
  14. В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема // Вопр. филос., 1981, № 8, с. 78.
  15. В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. М.: Химия, 1993.-400с.
  16. М. А., Трембач А. Б., Лысенко В. В. Компьютерные технологии в оценке позной устойчивости мальчиков 7−10 лет с различным уровнем внимания и импульсивности // Физическая культура, спорт -наука и практика. 2009. — № 2. — С. 33 -35.
  17. , Л. Развитие ребенка. 6-е изд. / Л. Берк. — СПб.: Питер, 2006. -1056 с.
  18. М. В. Методика рейттерации для коррекции и профилактики дефектов осанки у детей среднего школьного возраста : Дис. канд. пед. наук./Малаховка.- 1999. 26с.
  19. A.B., Лаптенок С. Д. Всестороннее развитие личности. -Минск: Беларусь.- 1982.- С. 19.
  20. , Н. Ж. Спортивные способности: диагностика и формирование / Н. Ж. Булгакова // Теория и практика физ. культуры. -2009.-№ 9.-С. 49−51.
  21. H.H. Образ жизни, спорт, личность. Кишинев: Штиинца, 1980, 159с.
  22. М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теор. и практ. физ. культ.1994, № 9, с. 9−11.
  23. Г. Г. Мотивы, побуждающие учащихся к занятиям физической культурой и спортом // Новые исслед. педагогики. 1970. -№ 12.-С.66.
  24. , Д. Н. К вопросу о самооценке спортивных способностей / Д. Н. Волков, А. А. Крылов, А. Е. Ловягина // Теория и практика физ. культуры. 2008. — № 2. — С. 30−33.
  25. , Н. В. Процесс адаптации студентов I курса к обучению в техникуме / Н. В. Волынкина // Методист. 2010. — № 2. — С. 50−52.
  26. .Н. Разумные потребности личности: Сущность, критерии, пути формирования. Воронеж: ВГУ, 1990.-180 с.
  27. В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. Киев: Здоровье. — 1989. — С.21−79.
  28. И.А. Влияние дозированной физической нагрузки на процессы адаптации и дизадаптации сердечно-сосудистой системы у детей и подростков в норме и при патологии: Автореф. дис.. канд. мед. наук. / Саранск. 2009. — 25 с.
  29. А. В. Влияние различных групп гимнастических упражнений на организм детей 9−12 лет : Дис.. канд. пед. наук. Малаховка.-2000.-20с.
  30. , О. К. Физическая культура : учебное пособие / под ред. доцента Е. В. Харламова. М.: ИКЦ «МарТ» — Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005. — 464 с.
  31. Д.А. Современный подросток и условия его жизнедеятельности как культурная необходимость возвращения к вопросу о здоровом образе жизни / Грибков Д. А. // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М. — 2000. — С. 82−87.
  32. А.И. Фундаментальные науки — медицине // Материалы VI Международной конференции по реабилитологии, Москва, 5−6 декабря 2006 г. Под ред. А. И. Романова. — М.: Изд-во «Златограф». — 2007. —С. 4−13.
  33. А.И., Баевский P.M. Здоровье и космос. Концепция здоровья и проблема нормы в космической медицине ГНЦ РФ ИМБП РАН. Москва, 2001.
  34. А.И., Орлов В. А. Медико-социологический мониторинг соматического здоровья и образа жизни детей и молодежи. Социология медицины. — 2004. — № 2. — С. 50−54.
  35. А.И., Орлов В. А., Фетисов О. Б. Научные основы оценки и прогнозирования здоровья человека. // Доклады академии наук. — 2007. —№ 7. —С. 135 137.
  36. А.И., Орлов В. А., Фетисов О. Б. Научные основы оценки соматического здоровья человека // Материалы конференции РАН «Фундаментальные науки — медицине», 27 29 ноября 2006. — М.: Изд-во «Слово», 2006.
  37. А.И., Орлов В. А., Фетисов О. Б., Шавырин И. Б. Донозологический контроль и укрепление соматического здоровья и функциональных резервов организма человека. — М.: Изд. ГНЦ РФ ИМБП РАН, «Диалог», 2006.
  38. А.И., Орлов В. А., Фетисов О. Б., Шавырин И. Б. Донозологический контроль и укрепление соматического здоровья и функциональных резервов организма человека (Технология «Навигатор здоровья»). М., 2006. — 42 с.
  39. А.И., Орлов В. А., Фетисов О. Б., Шавырин И. Б. Медико-оздоровительная технология «Навигатор здоровья» // Материалы и Каталог Российской национальной выставки в Пекине, Китай, 7−13 ноября, 2006.
  40. , В. П. Модель системы образовательного процесса как основа многолетней подготовки высококвалифицированных юныхспортсменов / В. П. Губа, А. А. Солонкин // Теория и практика физической культуры. -2008. -№ 12. С. 14−16
  41. А.Г. Врачебный контроль / А. Г. Дембо. —М.: Медицина, 1988. 191 с.
  42. Проект Доклада правительства РФ о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 м году. Москва 2011. — 65 с.
  43. В.И. Реабилитация в спорте / В. И. Дубровский. — М.: Физкультура и спорт. 1991. — 202 с.
  44. В. И. Спортивная медицина. М.: ВЛАДОС, 1999. — 479 с.
  45. С.А. Самоконтроль физического состояния. / С. А. Душанин, Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко. М.: Физкультура и спорт, 1980. -159 с.
  46. В. И. Повышение адаптивных возможностей организма мальчиков-подростков с недостаточным психофизиологическим развитием средствами физической культуры: Автореф. дис. док. пед. наук./ Ярославль.- 2006. 24с.
  47. , Б. В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: монография / Б. В. Ендальцев. СПб.: Мин-во обороны Российской Федерации, 2008. -198 с.
  48. В.М., Баландин М. Ю., Гомодов В. М. Интегральная оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата школьников. Журнал Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. 2007, № 2 (22) с.6−7.
  49. В.М., Баззаев T.B. Лечебная физическая культура при заболевании легких. Учебно-методическое пособие. Рязань, 2007, 46с.
  50. В.М., Пунякин А. К. Биологически активные соединения в тренировочном процессе. Методические рекомендации. Рязань, 2008, 32с.
  51. В.М., Пунякин А.К.Влияние биологически активных продуктов пчеловодства на некоторые показатели минерального обмена у спортсменов. Вестник РГУ имени С. А. Есенина, Рязань, 2008. с.139−151.
  52. В.М., Дагаргулия Л. Г. Физиология в схемах, таблицах, рисунках: справочные материалы. РГУ имени С. А. Есенина, Рязань, 2009. 76с.
  53. И.В., Будыка Е. В., Проходовская Р. Ф. Психофизиологические основы здоровья студентов. Метод.рек. Иркутск. — 2003. — 29с.
  54. , Н.С. Особенности формирования отклонений в состоянии здоровья младших школьников в динамике обучения: автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2008. — 24 с.
  55. Е. А. Острота зрения, зрительное восприятие и факторы, влияющие на них, у младших школьников : Автореф. дис. канд. биол. наук./ Киров.- 2004. 24 с.
  56. Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 192 с.
  57. В.Л. Определение физической работоспособности спортсменов: Лекция для студ. ин-тов физ. культ. / Карпман В. Л., Белоцерсковский 3., Гудков И. М.: Б. и. — 1978. — 36 с.
  58. В.Л. Тестирование в спортивной медицине. М.: ФиС, 1988. -208 с.
  59. Ким М. А. Коррекция здоровья учащихся инновационными методами и средствами физического воспитания // Теория и методика физической культуры. Алматы. — 2008. — № 2. — С. 117−120.
  60. Ю.Л., Анищенко B.C., Недобывайло В. Т., Пермяков И. Н. Методика комплексной оценки уровня физического развития и функциональных возможностей студентов РУДН, учебное пособие, М. 2001 г.
  61. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1979. — 192 с.
  62. .Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б. Х. Ланда. -М. Советский спорт.-2004.-192 с.
  63. , А. В. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений: дис.. д-ра пед. наук: 13. 00. 04 / А. В. Лейфа. Благовещенск, 2007. — 412 с.
  64. В.А., Мосткова Е. В. Технология повышения личного здоровья. М.: Медицина, 1999. 320 с.
  65. , А. П. Методика физического воспитания в начальной школе / А. П. Матвеев. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. — 2003. — 248 с.
  66. О. А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у детей младшего школьного возраста общеобразовательной и специальной коррекционной школ. // Физическая культура, спорт наука и практика. — 2010. — № 4. — С. 36 -41.
  67. В. А., Лисицин В. И., Прохоров А. В. Общественное здоровье и здравоохранение. Практикум. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010 г. 144 с.
  68. О.В. Сравнительное исследование влияния медико-социальных и экологических факторов на соматофизические показатели школьников мегаполиса: Автореф. дис. канд. биол. наук. -Москва. 2004.-26 с.
  69. , Е. В. Программа «Преемственность. Адаптация» / Е. В. Меттус // Завуч начальной школы. 2010. — № 1. — С. 17−89.
  70. , О. Н. Здоровый образ жизни как система работы школы / О. Н. Нечаюк // Физическая культура в школе. 2009. — № 4. — С. 27−29.
  71. Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. И. Обреимова, A.C. Петрухин. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
  72. В.А. Квантификация соматического здоровья человека на основе морфофункциональных показателей организма // Авиакосмическая и экологическая медицина. — 2008. —№ 3. С. 3 — 7.
  73. В.А. Научные основы оценки и управления соматическим здоровьем человека // Доклады академии наук. — 2008. Т. 421, 33. — С. 422−425.
  74. В.А., Лешкевич И. А., Морозова С. И. «Концепция измерения и оценки соматического здоровья групп населения» // Фундаментальные науки медицине., сборник материалов конференции. Москва, 2004 г. -С.125−126.
  75. , В.А. Донозологический контроль соматического здоровья населения: автореф.дис. док.биол.наук. Москва, 2008. 48 с.
  76. В.А., Стрижакова О. В., Фетисов О. Б. Донозологический мониторинг соматического здоровья детей // Сборник тезисов II Московской международной конференции «Информационные и телемедицинские технологии в охране здоровья». — 2007. — С. 47.
  77. В.А., Стрижакова О. В., Фетисов О. Б. Урбанизация и физическое здоровье детей // Сборник тезисов II Московской международной конференции «Информационные и телемедицинские технологии в охране здоровья». — 2007. — С. 46.
  78. В.А., Стрижакова О. В., Шавырин И. Б. Человеческие ресурсы России — резервы здоровья и работоспособности // Тетради МУМ. — 2007. —С. 53 -59.
  79. В.А., Фетисов О. Б. Физическая культура и резервы здоровья человека. Учебно-методическое пособие. — М.: Изд. Международный университет (в Москве), 2005. 118 с.
  80. В.А., Фудин Н. А. Комплексная программа оценки физического состояния и функциональнальных возможностей организма человека.-М.Издательская группа «АРиНА», 1996 72 стр., ил.
  81. В.А., Шавырин И. Б., Фетисов О. Б., Андрюнин М. А. Измерение и оценка физического здоровья по технологии «Навигатор здоровья» //
  82. Вестник восстановительной медицины. — 2009. — № 4 (32). — С. 83 -87.
  83. В.А., Шавырин И. Б., Фетисов О. Б., Гринюк Д. Ю. Свидетельство Роспатента о регистрации базы данных «Здоровье населения» № 2 009 620 138 от 03 апреля 2009.
  84. В.А., Шавырин И. Б., Фетисов О. Б., Гринюк Д. Ю. Свидетельство Роспатента о регистрации программно-информационного комплекса «Навигатор здоровья» № 2 009 611 767 от 03 апреля 2009.
  85. Е.А. Состояние здоровья и пути оптимизации медицинского обеспечения подростков учащихся профессиональных училищ и техникумов агропромышленного района: Автореф. дис. .канд. мед. наук./ Рязань. — 2009. — 25 с.
  86. , А. В. Возрастные периоды интенсивного развития основных физических качеств учащихся младших классов общеобразовательных школ / А. В. Перков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2010. — № 6 (64). — С. 55−59.
  87. А.З., Ермаков А. Д., Сефошин A.B.- Милосердова Н.С. Физическое совершенство студенческой молодежи. Учебное пособие -М. ГУУ.-2001.-38 с.
  88. Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О нарушении прав детей на охрану жизни и здоровья» 12.08.96 № 1 11 898.
  89. М.Ю., Кошаева М. В. Анализ факторов, влияющих на успешность учебной и регулярность тренировочной деятельности школьников// Физическая культура, спорт наука и практика. — 2010. -№ 3. — С. 26−29.
  90. А.И., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. М.: Медицина. 1996.-413 с.
  91. A.B., Орлов В. А. Медико-социальный мониторинг здоровья населения столицы // Социология медицины. — 2007. — № 5.1. С. 11−23.
  92. М.Ф. Новые тенденции в физическом развитии школьников Рязани / М. Ф. Сауткин // Здравоохранение РФ. Тюмень, 2006.-22 с.
  93. Г. Н. Гигиена детей и подростков: Учебник/ Под ред. Г. Н. Сердюковской. -М.: Медицина, 1989. 320 с.
  94. Г. Н., Сухарев А. Г., Белостоцкая Е. М. и др. Гигиена детей и подростков. Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева. М.: Медицина, 1986.-496 с.
  95. , А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Советский спорт, 2008.- 620 с.
  96. К.В. Диагноз здоровья. М.: ММА, 1993. 120 с.
  97. К.В. Нормальная физиология. Курс физиологии функциональных систем: учебник. М.: Медицина 1999. — 718 с.
  98. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2007. — 464 с.
  99. О. С., Дворкина Н. И. Степень взаимосвязи в развитии физических, психических и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста // Физическая культура, спорт наука и практика. — 2008. — № 3. — С. 12−14.
  100. М.Т. Факторы, определяющие развитие физической культуры младших школьников// Физическая культура, спорт наука и практика.-2010. -№ 3.-С. 30−33.
  101. И.Б. Качество жизни и здоровье человека. М.: Воронеж: Истоки, 2005. 130 с.
  102. Е. Здоровье как результат образования / Е. Федоренко // Народное образование. 2009. — № 4. — С. 257 — 261.
  103. , JI. Формирование персональных ресурсов здоровья школьников / JI. Феррои // Народное образование. 2009. — № 4. — С. 262−266.
  104. Н. Д., Чирвина Н. В. Нужен ли «паспорт здоровья» школьнику? // Физическая культура, спорт наука и практика. — 2010. -№ 1. — С.46 -48.
  105. Ф. И. и др. Стресс у детей и подростков. Кишинев, 1994. -277 с.
  106. Ф. И. Санокреатология новая отрасль биомедицины, призванная приостановить биологическую деградацию человека. // Стресс, адаптация, функциональные нарушения и санокреатология. Кишинэу, — 1999. — С. 36−43.
  107. Ф. И. Стресс и здоровье. Кишинев, 1990. — 240 с.
  108. Ф. И. Физиологические механизмы стресса и адаптации при остром действии стресс-факторов. Кишинев, 1986. — 240 с.
  109. T.B. Развитие народного спортивного движения в России : (К концепции Программы) / Холщевникова Т. В. // Спорт для всех. 1998.-№ 1.-С. 42−45.
  110. К. Ю. Динамика показателей физической подготовленности // Физическая культура, спорт наука и практика. -2011.-№ 2.-С. 31−35.
  111. , А. В., Беленко, И. С. Психофизиологические особенности и механизмы адаптации к повышенной мышечной деятельности у юных футболистов ДЮСШОР // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. — № 1. — С. 20 — 26.
  112. М. Н. Сравнительная характеристика уровня сформированности основных движений детей раннего возраста, воспитывающихся в дошкольных учреждениях разного типа. // Физическая культура, спорт наука и практика. — 2011. — № 2. — С. 40 -43.
  113. Щагина 0.10. Пути совершенствования процесса физического воспитания учащихся 2−9-х классов на основе данных мониторинга физического состояния школьников г. Краснодара.// Физическая культура, спорт наука и практика. — 2011. — № 2. — С. 28 — 30.
  114. , И. Трудный путь развития школы / И. Щербо // Народное образование. 2009. — № 4. — С. 242 — 247.
  115. С. Ю. Мониторинг занятий физической культурой и спортом родителей учащихся общеобразовательных школ // Физическая культура, спорт наука и практика. — 2011. — № 4. — С. 34 -37.
  116. About BMI for children and teens. In Book About BMI for children and teens (Editor ed.Ads.) City: Center for Disease Control- 2007.
  117. Abrantes MM, Lamounier JA, Colosimo EA. Prevalencia de sobrepeso e obesidade em criancas e adolescentes das regioes Sudeste e Nordeste. J Pediatr (Rio J.) 2002- 78:335−40.
  118. Accioly E, Saunders C, Lacerda EMA. Nutricao em obstetricia e pediatria. Rio de Janeiro: Cultura Medica- 2002.
  119. AD Association: International Dietetics and Nutrition Terminology Reference Manual. First edition. 2008.
  120. AD Association: International Dietetics and Nutrition Terminology Reference Manual. First edition. 2008.
  121. Altman DG, Bland JM. Measurement in medicine: the analysis of method comparison studies. The Statistician 1983- 32:307−317.
  122. American College Health Association National College Health Assessment spring 2007 reference group data report (abridged). J Am Coll Health 2008, 56:469−79.
  123. Appalachian Regional Commission. County economic status designations in the Appalachian region, fiscal year 2004 Internet. Washington (DC): Appalachian Regional Commission [cited 2005 July 17]. Available from: URL: www.arc.gov/index.do7nodekN2387.
  124. Balaban G, Silva GAP, Motta MEFA. Prevalencia de sobrepeso e obesidade em escolares de diferentes classes socioeconomicas em Recife, PE. Pediatria (Sao Paulo) 2001−23:285−9.
  125. Balluz L, Ahluwalia IB, Murphy W, et al. Surveillance for certain health behaviors among selected local areas—United States, Behavioral Risk Factor Surveillance System, 2002. MMWR2004- 53:1- 100. PubMed: 15 269 697.
  126. Barlow SE and the Expert Committee. Expert Committee Recommendations Regarding the Prevention, Assessment, and Treatment of Child and Adolescent Overweight and Obesity: Summary Report. Pediatrics 2007- 120 Dec: S164-S192. PubMed: 18 055 651.
  127. Belansky ES, Cutforth N, Delong E, et al. Early impact of the federally mandated local wellness policy on physical activity in rural, low-income elementary schools in Colorado. J Public Health Policy 2009- 30: S141— SI60. PubMed: 19 190 570.
  128. BerghoferA., PischonT., Reinhold T., Apovian C.M., SharmaA.M., Willich S.N. Obesity prevalence from a European perspective: a systematic review // BMC Public Health. 2008. — № 8. -P. 200−210.
  129. Black D, Taylor A, Coster D. Accuracy of self-reported body weight: stepped aproach model component assessment. Health Educ Res 1998- 13:301−307.
  130. Board of Certification. Role Delineation Study for the Entry-Level Certified Athletic Trainer. 5th ed. Omaha, NE: National Athletic Trainers' Association Board of Certification- 2004.
  131. Board of Certification. Standards of professional practice. Available at: http://www.bocatc.org/atc/docs/SI-MR-TAB4−354.htm. Accessed April 18, 2005.
  132. Booth M.L., Dobbins T., Okely A.D., Denney-Wilson E., Hardy L.L. Trends in the prevalence of overweight and obesity among young Australians, 1985, 1997, and 2004 // Obesity (Silver Spring). 2007. — № 15(5).-P. 1089−1095.
  133. Cameron A.J. Overweight and obesity in Australia: the 1999−2000 Australian Diabetes, Obesity and Lifestyle Study (AusDiab) // Medical Journal of Australia. -2003. -№ 178(9). P. 427−32.
  134. Capuano V., Bambacaro A., D’Arminio T., Vecchio G., CappuccioL. Correlation between body mass index and others risk factors for cardiovascular disease in women compared with men // Monaldi Arch. Chest Dis. 2003. — № 60. — P. 295−300.
  135. Centers for Disease Control and Prevention, National Center for Health Statistics. CDC growth charts: United States. Accessed November 4, 2008. Available athttp://www.cdc.gov/nchs/about/major/nhanes/growthcharts/charts.htm
  136. Centers for Disease Control and Prevention, National Center for Health Statistics. CDC growth charts: United States. Accessed November 4, 2008. Available athttp://www.cdc.gov/nchs/about/major/nhanes/growthcharts/charts.htm
  137. Centers for Disease Control and Prevention. 2000 CDC growth charts, United States. Atlanta (GA): US Department of Health and Human Services,
  138. CDC, National Center for Health Statistics. http://www.cdc.gov/growthcharts/. Accessed March 28, 2007.
  139. Centers for Disease Control and Prevention. Behavioral Risk Factor Surveillance System online prevalence data: 1995−2001 cited 2004 Jul 9. Available from: URL: http://apps.nccd.cdc.gov/brfss.
  140. Centers for Disease Control and Prevention. Morbidity and mortality weekly report: Youth Risk Behavior Surveillance — United States, 2007. Atlanta (GA): US Department of Health and Human Services- 2008. Report No. 57, SS-4.
  141. Centers for Disease Control and Prevention. Participation in high school physical education United States, 1991−2003. MMWR2004- 53:844−847. PubMed: 15 371 967.
  142. Childhood Obesity Action Network. Miami, FL: Report to the Second National Childhood Obesity Congress- 2008. Childhood obesity: the role of health policy, 2008.
  143. Coleman KJ, Tiller CL, et al. Prevention of the Epidemic Increase in Child Risk of Overweigh tin Low-Income Schools: The El Paso Coordinated Approach to Child Health. ArchPediatrAdolescMed 2005- 159:217−22.
  144. Crombie AP, Ilich JZ, Dutton GR, Panton LB, Abood DA: The freshman weight gain phenomenon revisited. Nutr Rev 2009, 67:83−94.
  145. Curtiss H. Relation between weight status, gender, ethnicity and the food and activity choices of 6th and 9th graders. Tampa (FL): University of South Florida- 2007.
  146. Davis MM, Gance-Cleveland B, Hassink S, Johnson R, Paradis G, Resnicow K. Recommendations for prevention of childhood obesity. Pediatrics 2007- 120(Suppl 4): S229−53.
  147. Ding E.L., Malik V.S. Convergence of obesity and high glycemic diet on compounding diabetes and cardiovascular risks in modernizing China: An emerging public health dilemma // Globalization and Health. 2008. -№ 26(4). — P. 4.
  148. Edmonds MJ, Ferreira KJ, Nikiforuk EA, Finnie AK, Leavey SH, Duncan AM, Randall JA, Simpson: Body weight and percent body fat increase during the transition from high school to university in females. J Am Diet Assoc 2008, 108:1033−7.
  149. Falb MD, Kanny D. A collaborative approach to collecting data on children’s oral health and weight status, Georgia, 2005. Prev Chronic Dis 2008- 5(2). http://www.cdc.gov/pcd/issues/2008/apr/70 045.htm. Accessed March 17, 2008.
  150. Florida Department of Education. Education Information and Accountability Services, Hillsborough County School District. http://www.fldoe.org/eias/flmove/hillsbor.asp. Accessed March 20, 2009.
  151. Florida Department of Education. Education Information and Accountability Services, Hillsborough County School District. http://www.fldoe.org/eias/flmove/hillsbor.asp. Accessed March 20, 2009.
  152. Food Standards Agency, Departments of Health. The National Diet & Nutrition Survey: adults aged 19 to 64 years. London: Crown. — 2000. -130 p.
  153. Ford E.S., Mokdad A.H. Epidemiology of obesity in the Western Hemisphere//J. Clin. Endocrinol. Metab. -2008. -№ 93(Sup. 1). -S. 1−8.
  154. Foster GD, Sherman S, Borradaile KE, et al. A policy-based school intervention to prevent overweight and obesity. Pediatrics 2008- 121: e794-e802. PubMed: 18 381 508.
  155. Garces C., Gutierrez-Guisado J., BenaventeM., CanoB., ViturroE., Ortega H., de Oya M. Obesity in Spanish schoolchildren: relationship with lipid profile and insulin resistance // Obes. Res. 2005. — № 13(6). — P. 959 963.
  156. Gazina D.N., Gurevich K.G., Popkova A.M., Pustovalov D.A. BMI in school age students in present-day megapolis // European journal of public health.-2009.-Vol. 19 Suppl. l.-P. 191−192.
  157. Health navigator (Health management technology) // The 3rd European Congress «Achievements in Space Medicine into Healthcare Practice and Industry». Berlin, 2005.
  158. Healthy people 2010. Washington (DC): US Department of Health and Human Services- 2000.
  159. Hebebrand J, Hinney A. Environmental and genetic risk factors in obesity. Child Adolesc Psychiatr Clin N Am 2009- 18:83−94.
  160. Hedley AA, Ogden CL, Johnson CL, Carroll MD, Curtin LR, Flegal KM: Prevalence of overweight and obesity among US children, adolescents, and adults, 1999−2002. JAMA 2004, 291:2847−50.
  161. Hermanussen M., Molinari L., Satake T. BMI in Japanese children since 1948: no evidence of a major rise in the prevalence of obesity in Japan // Anthropol. Anz. 2007. — № 65(3). — P. 275−283.
  162. Holm-Denoma JM, Joiner TE, Vohs KD, Heatherton TF: The «freshman fifteen» (the «freshman five» actually): predictors and possible explanations. Health Psychol 2008, 27: S3−9.
  163. Institute of Medicine. Preventing Childhood Obesity: Health in the Balance. In: Koplan, JP.- Liverman, CT.- Kraak, VA., editors. Committee on
  164. Prevention of Obesity in Children and Youth. Washington, DC: National Academies- 2005.
  165. Jordan KC, Erickson ED, Cox R, et al. Evaluation of the Gold Medal Schools program. J Am Diet Assoc 2008- 108:1916−1920. PubMed: 18 954 584.
  166. Jung ME, Bray SR, Martin KA, Ginis: Behavior change and the freshman 15: tracking physical activity and dietary patterns in lst-year university women. J Am Coll Health 2008, 56:523−30.
  167. Kasparek DG, Corwin SJ, Valois RF, Sargent RG, Morris RL: Selected health behaviors that influence college freshman weight change. J Am Coll Health 2008, 56:437−44.
  168. Kelder SH, Springer AS, Barroso CS, et al. Implementation of Texas Senate Bill 19 to increase physical activity in elementary schools. J Public Health Policy 2009- 30: S221-S247. PubMed: 19 190 576.
  169. Lee SM, Burgeson CR, et al. Physical education and physical activity: results from the School Health Policies and Programs Study 2006. J Sch Health 2007- 77:435163. PMID: 17 908 102. PubMed: 17 908 102.
  170. LobsteinT., Jackson-Leach R. Child overweight and obesity in the USA: prevalence rates according to IOTF definitions // Int. J. Pediatr. Obes. -2007. -№ 2(1). -P. 62−64.
  171. Low S., Chin M.C., Deurenberg-Yap M. Review on Epidemic of Obesity // Ann. Acad. Med. Singapore. 2009. — № 38(1). — P. 57−65.
  172. Marshall NS, Glozier N, Grunstein RR: Is sleep duration related to obesity? A critical review of the epidemiological evidence. Sleep Med Rev 2008, 12:289−98.
  173. Masse LC, Frosh MM, Chiriqui JF, et al. Development of a school nutritionenvironment state policy classification system (SNESPCS). Am J Prev Med 2007- 33: S277-S291. PubMed: 17 884 576.
  174. McDowell M.A., Hughes J.P., Borrud L.G. Health characteristics of U.S. adults by body mass index category: results from NHANES 1999−2002 // Public Health Rep.- 2006. -№ 121(1).-P. 67−73.
  175. Meyerhoefer, Cawley J.- Newhouse, D. The impact of state physical education requirements on youth physical activity and overweight. Health Econ 2007- 16:1287−1301. PubMed: 17 328 052.
  176. Ministry of Health National Institute of Nutrition. General Nutrition Study. -Hanoi: Medical Publishing House, 2003 168 p.
  177. Odgen CL, Carroll MD, Curtin LR, McDowell MA, Tabak CJ, Flegal KM. Prevalence of overweight and obesity in the united States, 1999−2004. JAMA 2006- 295:1549−55.
  178. Ogden CL, Carroll MD, Curtin LR, et al. Prevalence of overweight and obesity in the United States, 1999−2004. JAMA 2008- 295:1549−1555. PubMed: 16 595 758.
  179. V.A., Fetisov O.B. «Health navigator» — human health control and monitoring technology // 3rd European Congress «Achievements in Space
  180. Medicine into Health Care Practice and Industry», Berlin, September 28 -30, 2005.
  181. Osuna-Ramirez I, Hernandez B, Campuzano J, Salmeron J. Indice de masa corporal y percepcion de la imagen corporal en una poblacion adulta mexicana: la precision del autorreporte. Salud Publica Mex 2006- 48:94−103.
  182. Oulamara H., Nacer A., Frelut M. Changes in the prevalence of overweight, obesity and thinness in Algerian children between 2001 and 2006 // Int. J. Pediatr. Obes. 2008. — № 20. — P 1−3.
  183. Penkilo M, George G, Hoelscher D. Reproducibility of the School-based Nutrition Monitoring Questionnaire among Fourth-grade Students in Texas. J Nut Ed and Beh 2008- 40(l):20−27.
  184. PopkinB.M., CondeW., HouN., Monteiro C. Is there a lag globally in overweight trends for children compared with adults? // Obesity (Silver Spring).-2006.-№ 14(10).-P. 1846−1853.
  185. Probart C, McDonnell, Weirich E, et al. Statewide assessment of local wellness policies in Pennsylvania public school districts. J Am Diet Assoc 2008- 108:1497−1502. PubMed: 18 755 322.
  186. Racette SB, Deusinger SS, Strube MJ, Highstein GR, Deusinger RH: Changes in weight and health behaviors from freshman through senior year of college. J Nutr Educ Behav 2008, 40:39−42.
  187. Raczynski JM, Thompson JW, Phillips MM, et al. Arkansas 1220 of 2003 to reduce childhood obesity: its implementation and impact on child and adolescent body mass index. J Public Health Policy 2009- 30: S124-S140. PubMed: 19 190 569.
  188. Ramanathan S, Allison KR, Faulkner G, et al. Challenges in assessing the implementation and effectiveness of physical activity and nutrition policy interventions as natural experiments. Health Promot Int 2008- 23:290−297. PubMed: 18 728 110.
  189. Rivera J.A. Nutrition transition in Mexico and in other Latin American countries // Nutr. Rev. 2004. — № 62(7 Pt.2). — S. 149−157.
  190. SAS Statistical Software. Version 9.2. Cary, NC: SAS Institute, Inc- 2009.
  191. Shamah-Levy T., Villalpando-Hernandez S., Rivera-Dommarco J.A. Resultados de Nutricion de la ENSANUT 2006. Cuernavaca, Mexico: Instituto Nacional de Salud Publica, 2007. — 128 p.
  192. The World health report: Reducing the risks, promoting healthy life // WHO. -2002.- 14 p.
  193. WangY., BeydounM.A. The obesity epidemic in the United States -gender, age, socioeconomic, racial-ethnic, and geographic characteristics: a systematic review and meta-regression analysis // Epidemiol. Rev. 2007. -Vol. 29.-P. 6−28.
  194. WangY., Wang J. A comparison of international references for the assessment of child and adolescent overweight and obesity in different populations // European Journal of Clinical Nutrition. 2002. — № 56. -P. 973−982.
Заполнить форму текущей работой