Гендерно-возрастные особенности развития и дезадаптации школьников к физической нагрузке
В первый год обучения в школе наблюдается выраженное снижение индекса физического здоровья мальчиков и девочек, что свидетельствует о снижении резервных способностей организма школьников. Пубертатный и постпубертатный периоды сопровождаются увеличением индекса физического здоровья. Район проживания является фактором риска для школьников: наименьшие показатели индекса физического здоровья выявлены… Читать ещё >
Содержание
- СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Состояние проблемы
- 1. 2. Гендерно-возрастные особенности физического развития школьников
- 1. 3. Факторы риска и резервы адаптации в разных возрастных группах школьников
- 1. 4. Современные способы оценки физического здоровья
- 1. 5. Зарубежный опыт использования методик определения функциональных резервов организма
Гендерно-возрастные особенности развития и дезадаптации школьников к физической нагрузке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования:
В современном мире в условиях информационных и эмоциональных перегрузок, в связи с возросшими темпами производственной деятельности, вопросы диагностики уровня здоровья, функциональных резервов, а так же разработка и внедрение новых методов восстановления физиологических и психических функций человека приобретают особую значимость [Судаков К.В., 2001].
Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей, так как известно, что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском возрасте. Здоровый ребенок — главная проблема ближайшего и отдаленного будущего нашей страны, так как все перспективы социального и экономического развития, высокого уровня жизни, науки и культуры — все это является итогом уровня достигнутого здоровья детьми сегодня. Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков наносят большой социальный и экономический ущерб [Сердюковская Г. Н., 1986]. Разработка эффективных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков, базируется на данных о состоянии здоровья этих контингентов. Весь опыт отечественного здравоохранения, все достижения мировой науки свидетельствуют о том, что пассивное отношение к охране и формированию детского здоровья, надежда на естественные процессы роста и развития, ни в коей мере не оправдываются. Общепризнанно, что ребёнок и подросток не являются уменьшенной копией взрослого человека, поэтому недопустимо чисто количественное уменьшение физиологических параметров взрослого человека соответственно возрасту, росту и весу организма ребёнка или подростка для понимания специфических особенностей их организма [Сухарев А.Г., Белостоцкая Е. М., 1986]. В связи с этим возникает необходимость своевременной диагностики отдельных компонентов здоровья и проведения различного рода профилактических мероприятий.
По данным Госкомстата Российской Федерации в 1992 году около 53% учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к окончанию обучения в школе не превышает 20−25% выпуска. Снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи. Около 50% призывников не выполняют предусмотренных нормативов, а 20% - признаются непригодными к службе в армии по состоянию здоровья.
В связи с выше сказанным, систематически снижается уровень здоровья студенческой молодежи. За время обучения в вузе в несколько раз увеличивается число хронических заболеваний. По данным выборочных медицинских обследований, в среднем у 40% студентов имеются признаки различных хронических заболеваний, в основном нервно-психических, сердечно-сосудистых, органов дыхания, у 25% наблюдается снижение остроты зрения [Холщевникова Т.В., 1998].
Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и учащейся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений. Ежегодно на учет по инвалидности ставится порядка 800 тысяч человек, и 25% от этого числа составляет молодой трудоспособный контингент [Баландин М.Ю., 2009]. Отмечается тенденция к постоянному снижению числа людей, трудоспособность которых полностью или частично восстанавливается. Ежегодно не более 35% из числа освидетельствованных инвалидов признаются трудоспособными по сравнению с 50% за рубежом, что свидетельствует о несостоятельности проводимых медико-социальных реабилитационных мероприятий. За последние пять лет рост инвалидности в целом составляет 8−10% при резком увеличении числа детей-инвалидов [Прохоров A.B., 2009].
Учитывая тенденции снижения уровня здоровья школьников в России, важным средством по сохранению здоровья детей становятся внедрение здоровьесберегающих технологий обучения в школе. Одним из важнейших элементов таких технологий могут быть скрининговые обследования и мониторинг функциональных резервов здоровья школьников [Ериков В.М., 2009].
Цель работы:
Используя методы и принципы патофизиологического исследования, оценить уровень физического развития и состояния здоровья школьников в зависимости от возраста и пола обследуемых.
Задачи исследования:
1. Оценить влияние образовательной среды на параметры антропометрического развития школьников.
2. Установить влияние пола и возраста на распространенность избыточной массы тела и ожирения среди школьников.
3. Провести сравнительный анализ связи функционального состояния здоровья учащихся московских школ с районом их проживания, полом и возрастом.
4. Выявить взаимосвязь наличия нормальной или избыточной массы тела школьников с их физическим развитием и состоянием здоровья.
Новизна исследования.
Обнаруженное значительное снижение индекса физического здоровья (ИФЗ) детей за первый год обучения в школе, свидетельствует о выраженном ухудшении здоровья и снижении резервных способностей организма учащихся первых классов. Наблюдаемое увеличение ИФЗ с 14 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков, возможно, является следствием гормональной перестройки организма в пубертатный период. Показано, что по критерию индекса массы тела (ИМТ) среди школьников большое число обследованных имеют избыточную массу тела и ожирение. Наибольшее число лиц с избыточной массой тела и ожирением отмечается у девочек 7−14 лет и мальчиков 7−16 лет. ИМТ, помимо пола и возраста, является основным патогенетическим фактором, определяющим состояние здоровья школьников. Показано, что недостаток или избыток массы тела является ключевым фактором, приводящим к снижению ИФЗ. Избыточная масса тела сопровождается нарушениями функционирования сердечно-сосудистой системы, проявляющимися в повышении частоты сердечных сокращений и артериального давления.
Практическая значимость.
Показана высокая эффективность неинвазивной методики определения оценки уровня физического состояния и резервных возможностей организма школьников. Данная методика позволяет прогнозировать состояние здоровья детей и подростков в будущем и выявлять у них существующие факторы риска. Показано, что избыточная масса тела является фактором риска снижения резервных способностей организма, приводящим к ухудшению здоровья учащихся. Доказано, что использование методики донозологического контроля состояния здоровья учащихся, позволяет проводить у них физиологический и патофизиологический анализ адаптированности к образовательной среде.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Образовательная среда не оказывает влияния на процессы взросления школьников по показателям физической работоспособности, гибкости и скорости зрительно-моторной реакции.
2. Среди школьников г. Москвы наибольшее число лиц с избыточной массой тела и ожирения наблюдается в возрасте 7−14 лет у девочек и 7−16 лет у мальчиков. У мальчиков, начиная с 8 лет, распространенность избыточной массы тела и ожирения выше, чем у девочек.
3. Образовательная среда оказывает негативное влияние на состояние здоровья школьников, особенно в год обучения. Это проявляется в снижении индекса физического здоровья. Пубертатный и постпубертатный период приводят к увеличению индекса физического здоровья у девочек с 14 лет, а у мальчиков — с 13лет. Район проживания является фактором риска состояния здоровья школьников: наименьшие показатели физического здоровья выявлены у школьников Центрального, Западного и Восточного административных округов г. Москвы.
4. Индекс массы тела является одним из основных патогенетических факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья школьников. Школьники с избыточной массой тела имеют более низкие показатели индекса физического здоровья и гибкости, хуже выполняют упражнения на отжимание.
Внедрение результатов исследования в практику.
Практические и теоретические результаты диссертационной работы внедрены в учебный процесс кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизнизалог успешного развития» МГМСУ. Результаты проведенных исследований используются в практической работе врачей ООО «Навигатор здоровья» и Ассоциации «Народный Спорт Парк».
Апробация работы.
Диссертация апробирована на межкафедральном заседании кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни — залог успешного развития» МГМСУ, кафедры нормальной физиологии МГМСУ, кафедры патологической физиологии лечебного факультета МГМСУ, кафедры медицинской информатики МГМСУ, кафедры общей гигиены МГМСУ, кафедры общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ, кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии МГМСУ, ФГБУ «НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина» РАМН (Москва, октябрь 2011). Протокол № 11 от 27.10.2011 г.
Публикации.
По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ, из них 4 статьи в ведущих рецензируемых научных тематических изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для изложения основных результатов диссертационных работ, а также 1 учебное пособие с грифом УМО (учебно-методическое объединение).
Объём и структура диссертации.
Диссертация изложена на 134 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания методов исследования, изложения результатов собственных исследований, обсуждения полученных результатов, выводов и практических рекомендаций. Работа иллюстрирована 15 таблицами, 7 рисунками и 11 приложениями. Указатель литературы содержит 215 источников, в том числе 130 отечественных и 85 иностранных авторов.
ВЫВОДЫ:
1. Образовательная среда не оказывает влияния на параметры антропометрического развития школьников.
2. Рост лиц с избыточной массой тела и ожирением наблюдается у девочек 7−14 лет и у мальчиков 7−16 лет. У мальчиков старше 8 лет избыточная масса тела и ожирение более распространены, чем у девочек. Наиболее значимый прирост лиц с избытком массы тела отмечается в период с 8 до 9 лет как у мальчиков, так и у девочек.
3. В первый год обучения в школе наблюдается выраженное снижение индекса физического здоровья мальчиков и девочек, что свидетельствует о снижении резервных способностей организма школьников. Пубертатный и постпубертатный периоды сопровождаются увеличением индекса физического здоровья. Район проживания является фактором риска для школьников: наименьшие показатели индекса физического здоровья выявлены в Центральном, Восточном и Западном административных округах г. Москвы, что указывает на существование региональных различий функционального состояния здоровья и резервных возможностей организма обследуемых. Индекс массы тела, в дополнение к полу и возрасту, является одним из основных патогенетических факторов, определяющих физическое развитие и состояние здоровья школьников. Учащиеся с избыточной массой тела имеют более низкий индекс физического здоровья, чем лица с нормальной массой тела. Увеличение массы тела по сравнению с нормой сопровождается выраженным повышением показателей частоты сердечных сокращений и артериального давления у школьников. Гиподинамия, возможно, является одним из патогенетических механизмов развития избыточной массы тела и ожирения учащихся.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. В целях контроля состояния уровня физического развития и резервных возможностей организма школьников в условиях образовательной среды, необходимо проводить регулярное комплексное обследование детей и подростков в период их обучения в школе. При проведении обследования школьников необходимо определять их индекс физического здоровья, что позволяет оценивать физиологические и патофизиологические процессы развития школьников. Для оценки динамики развития учащихся и коррекции их жизненного стиля необходимо наблюдать индивидуальный индекс физического здоровья школьников в разные возрастные периоды.
2. Для ранней диагностики отклонений в состоянии здоровья школьников и выявления факторов риска рекомендуется определять индекс массы тела и сравнивать его с нормами по полу и возрасту. Необходимо дальнейшее изучение патогенетических механизмов возникновения избыточной массы тела и ожирения у школьников и связанных с ними хронических неинфекционных заболеваний.
3. Региональным органам управления здравоохранением и образованием рекомендуется внедрить систему мероприятий, направленных на формирование у обучающихся детей и подростков правильных представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни и профилактики развития гиподинамии и избыточной массы тела. Для этого необходимо:
• осуществлять мероприятия по укреплению здоровья учащихся с учетом гендерно-возрастных особенностей, состояния здоровья и места жительства;
• ввести в программу обучения учебные курсы, пропагандирующие здоровый образ жизни;
• администрации школ принять необходимые меры для пропаганды и внедрения активных форм досуга учащихся, включающих занятия спортом и физической культурой, работу кружков и секций, связанных с интересами школьников. Специалистам лечебно-профилактических учреждений для определения степени риска развития патологии у детей и подростков необходимо использовать разработанные программы здоровья, а также отмечать склонность к отклонениям поведения и наличии вредных привычек у школьников и их родителей.
Список литературы
- Абаскачова, Н. П. Здоровью необходимо учить / Н. П. Абаскачова // Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Новосибирск, 1999.-С. 9−11.
- Абодиков А.В., Лаптенок С. Д. Всестороннее развитие личности. -Минск: Беларусь, 1982, с. 19
- Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ФиС, 1987.-64с.
- Социально-демографические характеристики детей и молодёжи Российской Федерации. Аналитический доклад Общественной палаты Российской Федерации за 2011 год. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2011.
- Анищенко B.C. Физическая культура М.: РУДН, 2000. — 106с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Наука, 1972.-58с.
- Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология. Ростов на Дону, 2000. 209 с.
- Баевский В.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. -295 с.
- Баевский P.M. и др. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья. СПб.: Наука, 1993. — 69с.
- Байер Е. А., Алексанянц Г. Д. Оптимизация индивидуального здоровья и первичная профилактика заболеваний в системе интернатных учреждений // Физическая культура, спорт наука и практика. — 2008. -№ 3. — С. 32−35.
- Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13. 00. 04 / В. А. Баландин. Краснодар, 2001.-48 с.
- Бальсевич, В. К. Новые теоретические подходы к изучению возможностей человека в спорте высших достижений / В. К. Бальсевич
- М. П. Шестаков // Теория и практика физ. культуры. 2008. — № 5. -С. 57.
- Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема // Вопр. филос., 1981, № 8, с. 78.
- Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. М.: Химия, 1993.-400с.
- Беляев М. А., Трембач А. Б., Лысенко В. В. Компьютерные технологии в оценке позной устойчивости мальчиков 7−10 лет с различным уровнем внимания и импульсивности // Физическая культура, спорт -наука и практика. 2009. — № 2. — С. 33 -35.
- Берк, Л. Развитие ребенка. 6-е изд. / Л. Берк. — СПб.: Питер, 2006. -1056 с.
- Блинкова М. В. Методика рейттерации для коррекции и профилактики дефектов осанки у детей среднего школьного возраста : Дис. канд. пед. наук./Малаховка.- 1999. 26с.
- Бодиков A.B., Лаптенок С. Д. Всестороннее развитие личности. -Минск: Беларусь.- 1982.- С. 19.
- Булгакова, Н. Ж. Спортивные способности: диагностика и формирование / Н. Ж. Булгакова // Теория и практика физ. культуры. -2009.-№ 9.-С. 49−51.
- Визитей H.H. Образ жизни, спорт, личность. Кишинев: Штиинца, 1980, 159с.
- Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теор. и практ. физ. культ.1994, № 9, с. 9−11.
- Водолажский Г. Г. Мотивы, побуждающие учащихся к занятиям физической культурой и спортом // Новые исслед. педагогики. 1970. -№ 12.-С.66.
- Волков, Д. Н. К вопросу о самооценке спортивных способностей / Д. Н. Волков, А. А. Крылов, А. Е. Ловягина // Теория и практика физ. культуры. 2008. — № 2. — С. 30−33.
- Волынкина, Н. В. Процесс адаптации студентов I курса к обучению в техникуме / Н. В. Волынкина // Методист. 2010. — № 2. — С. 50−52.
- Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: Сущность, критерии, пути формирования. Воронеж: ВГУ, 1990.-180 с.
- Глухов В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. Киев: Здоровье. — 1989. — С.21−79.
- Горбунова И.А. Влияние дозированной физической нагрузки на процессы адаптации и дизадаптации сердечно-сосудистой системы у детей и подростков в норме и при патологии: Автореф. дис.. канд. мед. наук. / Саранск. 2009. — 25 с.
- Горинов А. В. Влияние различных групп гимнастических упражнений на организм детей 9−12 лет : Дис.. канд. пед. наук. Малаховка.-2000.-20с.
- Грачев, О. К. Физическая культура : учебное пособие / под ред. доцента Е. В. Харламова. М.: ИКЦ «МарТ» — Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005. — 464 с.
- Грибков Д.А. Современный подросток и условия его жизнедеятельности как культурная необходимость возвращения к вопросу о здоровом образе жизни / Грибков Д. А. // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М. — 2000. — С. 82−87.
- Григорьев А.И. Фундаментальные науки — медицине // Материалы VI Международной конференции по реабилитологии, Москва, 5−6 декабря 2006 г. Под ред. А. И. Романова. — М.: Изд-во «Златограф». — 2007. —С. 4−13.
- Григорьев А.И., Баевский P.M. Здоровье и космос. Концепция здоровья и проблема нормы в космической медицине ГНЦ РФ ИМБП РАН. Москва, 2001.
- Григорьев А.И., Орлов В. А. Медико-социологический мониторинг соматического здоровья и образа жизни детей и молодежи. Социология медицины. — 2004. — № 2. — С. 50−54.
- Григорьев А.И., Орлов В. А., Фетисов О. Б. Научные основы оценки и прогнозирования здоровья человека. // Доклады академии наук. — 2007. —№ 7. —С. 135 137.
- Григорьев А.И., Орлов В. А., Фетисов О. Б. Научные основы оценки соматического здоровья человека // Материалы конференции РАН «Фундаментальные науки — медицине», 27 29 ноября 2006. — М.: Изд-во «Слово», 2006.
- Григорьев А.И., Орлов В. А., Фетисов О. Б., Шавырин И. Б. Донозологический контроль и укрепление соматического здоровья и функциональных резервов организма человека. — М.: Изд. ГНЦ РФ ИМБП РАН, «Диалог», 2006.
- Григорьев А.И., Орлов В. А., Фетисов О. Б., Шавырин И. Б. Донозологический контроль и укрепление соматического здоровья и функциональных резервов организма человека (Технология «Навигатор здоровья»). М., 2006. — 42 с.
- Григорьев А.И., Орлов В. А., Фетисов О. Б., Шавырин И. Б. Медико-оздоровительная технология «Навигатор здоровья» // Материалы и Каталог Российской национальной выставки в Пекине, Китай, 7−13 ноября, 2006.
- Губа, В. П. Модель системы образовательного процесса как основа многолетней подготовки высококвалифицированных юныхспортсменов / В. П. Губа, А. А. Солонкин // Теория и практика физической культуры. -2008. -№ 12. С. 14−16
- Дембо А.Г. Врачебный контроль / А. Г. Дембо. —М.: Медицина, 1988. 191 с.
- Проект Доклада правительства РФ о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 м году. Москва 2011. — 65 с.
- Дубровский В.И. Реабилитация в спорте / В. И. Дубровский. — М.: Физкультура и спорт. 1991. — 202 с.
- Дубровский В. И. Спортивная медицина. М.: ВЛАДОС, 1999. — 479 с.
- Душанин С.А. Самоконтроль физического состояния. / С. А. Душанин, Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко. М.: Физкультура и спорт, 1980. -159 с.
- Егозина В. И. Повышение адаптивных возможностей организма мальчиков-подростков с недостаточным психофизиологическим развитием средствами физической культуры: Автореф. дис. док. пед. наук./ Ярославль.- 2006. 24с.
- Ендальцев, Б. В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: монография / Б. В. Ендальцев. СПб.: Мин-во обороны Российской Федерации, 2008. -198 с.
- Ериков В.М., Баландин М. Ю., Гомодов В. М. Интегральная оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата школьников. Журнал Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. 2007, № 2 (22) с.6−7.
- Ериков В.М., Баззаев T.B. Лечебная физическая культура при заболевании легких. Учебно-методическое пособие. Рязань, 2007, 46с.
- Ериков В.М., Пунякин А. К. Биологически активные соединения в тренировочном процессе. Методические рекомендации. Рязань, 2008, 32с.
- Ериков В.М., Пунякин А.К.Влияние биологически активных продуктов пчеловодства на некоторые показатели минерального обмена у спортсменов. Вестник РГУ имени С. А. Есенина, Рязань, 2008. с.139−151.
- Ериков В.М., Дагаргулия Л. Г. Физиология в схемах, таблицах, рисунках: справочные материалы. РГУ имени С. А. Есенина, Рязань, 2009. 76с.
- Ефимова И.В., Будыка Е. В., Проходовская Р. Ф. Психофизиологические основы здоровья студентов. Метод.рек. Иркутск. — 2003. — 29с.
- Жигарева, Н.С. Особенности формирования отклонений в состоянии здоровья младших школьников в динамике обучения: автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2008. — 24 с.
- Жукова Е. А. Острота зрения, зрительное восприятие и факторы, влияющие на них, у младших школьников : Автореф. дис. канд. биол. наук./ Киров.- 2004. 24 с.
- Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 192 с.
- Карпман В.Л. Определение физической работоспособности спортсменов: Лекция для студ. ин-тов физ. культ. / Карпман В. Л., Белоцерсковский 3., Гудков И. М.: Б. и. — 1978. — 36 с.
- Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине. М.: ФиС, 1988. -208 с.
- Ким М. А. Коррекция здоровья учащихся инновационными методами и средствами физического воспитания // Теория и методика физической культуры. Алматы. — 2008. — № 2. — С. 117−120.
- Кислицын Ю.Л., Анищенко B.C., Недобывайло В. Т., Пермяков И. Н. Методика комплексной оценки уровня физического развития и функциональных возможностей студентов РУДН, учебное пособие, М. 2001 г.
- Кулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1979. — 192 с.
- Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б. Х. Ланда. -М. Советский спорт.-2004.-192 с.
- Лейфа, А. В. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений: дис.. д-ра пед. наук: 13. 00. 04 / А. В. Лейфа. Благовещенск, 2007. — 412 с.
- Лищук В.А., Мосткова Е. В. Технология повышения личного здоровья. М.: Медицина, 1999. 320 с.
- Матвеев, А. П. Методика физического воспитания в начальной школе / А. П. Матвеев. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. — 2003. — 248 с.
- Медведева О. А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у детей младшего школьного возраста общеобразовательной и специальной коррекционной школ. // Физическая культура, спорт наука и практика. — 2010. — № 4. — С. 36 -41.
- Медик В. А., Лисицин В. И., Прохоров А. В. Общественное здоровье и здравоохранение. Практикум. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010 г. 144 с.
- Мелкадзе О.В. Сравнительное исследование влияния медико-социальных и экологических факторов на соматофизические показатели школьников мегаполиса: Автореф. дис. канд. биол. наук. -Москва. 2004.-26 с.
- Меттус, Е. В. Программа «Преемственность. Адаптация» / Е. В. Меттус // Завуч начальной школы. 2010. — № 1. — С. 17−89.
- Нечаюк, О. Н. Здоровый образ жизни как система работы школы / О. Н. Нечаюк // Физическая культура в школе. 2009. — № 4. — С. 27−29.
- Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. И. Обреимова, A.C. Петрухин. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
- Орлов В.А. Квантификация соматического здоровья человека на основе морфофункциональных показателей организма // Авиакосмическая и экологическая медицина. — 2008. —№ 3. С. 3 — 7.
- Орлов В.А. Научные основы оценки и управления соматическим здоровьем человека // Доклады академии наук. — 2008. Т. 421, 33. — С. 422−425.
- Орлов В.А., Лешкевич И. А., Морозова С. И. «Концепция измерения и оценки соматического здоровья групп населения» // Фундаментальные науки медицине., сборник материалов конференции. Москва, 2004 г. -С.125−126.
- Орлов, В.А. Донозологический контроль соматического здоровья населения: автореф.дис. док.биол.наук. Москва, 2008. 48 с.
- Орлов В.А., Стрижакова О. В., Фетисов О. Б. Донозологический мониторинг соматического здоровья детей // Сборник тезисов II Московской международной конференции «Информационные и телемедицинские технологии в охране здоровья». — 2007. — С. 47.
- Орлов В.А., Стрижакова О. В., Фетисов О. Б. Урбанизация и физическое здоровье детей // Сборник тезисов II Московской международной конференции «Информационные и телемедицинские технологии в охране здоровья». — 2007. — С. 46.
- Орлов В.А., Стрижакова О. В., Шавырин И. Б. Человеческие ресурсы России — резервы здоровья и работоспособности // Тетради МУМ. — 2007. —С. 53 -59.
- Орлов В.А., Фетисов О. Б. Физическая культура и резервы здоровья человека. Учебно-методическое пособие. — М.: Изд. Международный университет (в Москве), 2005. 118 с.
- Орлов В.А., Фудин Н. А. Комплексная программа оценки физического состояния и функциональнальных возможностей организма человека.-М.Издательская группа «АРиНА», 1996 72 стр., ил.
- Орлов В.А., Шавырин И. Б., Фетисов О. Б., Андрюнин М. А. Измерение и оценка физического здоровья по технологии «Навигатор здоровья» //
- Вестник восстановительной медицины. — 2009. — № 4 (32). — С. 83 -87.
- Орлов В.А., Шавырин И. Б., Фетисов О. Б., Гринюк Д. Ю. Свидетельство Роспатента о регистрации базы данных «Здоровье населения» № 2 009 620 138 от 03 апреля 2009.
- Орлов В.А., Шавырин И. Б., Фетисов О. Б., Гринюк Д. Ю. Свидетельство Роспатента о регистрации программно-информационного комплекса «Навигатор здоровья» № 2 009 611 767 от 03 апреля 2009.
- Перевезенцев Е.А. Состояние здоровья и пути оптимизации медицинского обеспечения подростков учащихся профессиональных училищ и техникумов агропромышленного района: Автореф. дис. .канд. мед. наук./ Рязань. — 2009. — 25 с.
- Перков, А. В. Возрастные периоды интенсивного развития основных физических качеств учащихся младших классов общеобразовательных школ / А. В. Перков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2010. — № 6 (64). — С. 55−59.
- Пилиповский А.З., Ермаков А. Д., Сефошин A.B.- Милосердова Н.С. Физическое совершенство студенческой молодежи. Учебное пособие -М. ГУУ.-2001.-38 с.
- Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О нарушении прав детей на охрану жизни и здоровья» 12.08.96 № 1 11 898.
- Пушкарный М.Ю., Кошаева М. В. Анализ факторов, влияющих на успешность учебной и регулярность тренировочной деятельности школьников// Физическая культура, спорт наука и практика. — 2010. -№ 3. — С. 26−29.
- Разумов А.И., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. М.: Медицина. 1996.-413 с.
- Решетников A.B., Орлов В. А. Медико-социальный мониторинг здоровья населения столицы // Социология медицины. — 2007. — № 5.1. С. 11−23.
- Сауткин М.Ф. Новые тенденции в физическом развитии школьников Рязани / М. Ф. Сауткин // Здравоохранение РФ. Тюмень, 2006.-22 с.
- Сердюковская Г. Н. Гигиена детей и подростков: Учебник/ Под ред. Г. Н. Сердюковской. -М.: Медицина, 1989. 320 с.
- Сердюковская Г. Н., Сухарев А. Г., Белостоцкая Е. М. и др. Гигиена детей и подростков. Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева. М.: Медицина, 1986.-496 с.
- Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Советский спорт, 2008.- 620 с.
- Судаков К.В. Диагноз здоровья. М.: ММА, 1993. 120 с.
- Судаков К.В. Нормальная физиология. Курс физиологии функциональных систем: учебник. М.: Медицина 1999. — 718 с.
- Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2007. — 464 с.
- Трофимова О. С., Дворкина Н. И. Степень взаимосвязи в развитии физических, психических и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста // Физическая культура, спорт наука и практика. — 2008. — № 3. — С. 12−14.
- Турскельдина М.Т. Факторы, определяющие развитие физической культуры младших школьников// Физическая культура, спорт наука и практика.-2010. -№ 3.-С. 30−33.
- Ушаков И.Б. Качество жизни и здоровье человека. М.: Воронеж: Истоки, 2005. 130 с.
- Федоренко Е. Здоровье как результат образования / Е. Федоренко // Народное образование. 2009. — № 4. — С. 257 — 261.
- Феррои, JI. Формирование персональных ресурсов здоровья школьников / JI. Феррои // Народное образование. 2009. — № 4. — С. 262−266.
- Фролова Н. Д., Чирвина Н. В. Нужен ли «паспорт здоровья» школьнику? // Физическая культура, спорт наука и практика. — 2010. -№ 1. — С.46 -48.
- Фурдуй Ф. И. и др. Стресс у детей и подростков. Кишинев, 1994. -277 с.
- Фурдуй Ф. И. Санокреатология новая отрасль биомедицины, призванная приостановить биологическую деградацию человека. // Стресс, адаптация, функциональные нарушения и санокреатология. Кишинэу, — 1999. — С. 36−43.
- Фурдуй Ф. И. Стресс и здоровье. Кишинев, 1990. — 240 с.
- Фурдуй Ф. И. Физиологические механизмы стресса и адаптации при остром действии стресс-факторов. Кишинев, 1986. — 240 с.
- Холщевникова T.B. Развитие народного спортивного движения в России : (К концепции Программы) / Холщевникова Т. В. // Спорт для всех. 1998.-№ 1.-С. 42−45.
- Чернышенко К. Ю. Динамика показателей физической подготовленности // Физическая культура, спорт наука и практика. -2011.-№ 2.-С. 31−35.
- Шаханова, А. В., Беленко, И. С. Психофизиологические особенности и механизмы адаптации к повышенной мышечной деятельности у юных футболистов ДЮСШОР // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. — № 1. — С. 20 — 26.
- Шелепова М. Н. Сравнительная характеристика уровня сформированности основных движений детей раннего возраста, воспитывающихся в дошкольных учреждениях разного типа. // Физическая культура, спорт наука и практика. — 2011. — № 2. — С. 40 -43.
- Щагина 0.10. Пути совершенствования процесса физического воспитания учащихся 2−9-х классов на основе данных мониторинга физического состояния школьников г. Краснодара.// Физическая культура, спорт наука и практика. — 2011. — № 2. — С. 28 — 30.
- Щербо, И. Трудный путь развития школы / И. Щербо // Народное образование. 2009. — № 4. — С. 242 — 247.
- Щетинина С. Ю. Мониторинг занятий физической культурой и спортом родителей учащихся общеобразовательных школ // Физическая культура, спорт наука и практика. — 2011. — № 4. — С. 34 -37.
- About BMI for children and teens. In Book About BMI for children and teens (Editor ed.Ads.) City: Center for Disease Control- 2007.
- Abrantes MM, Lamounier JA, Colosimo EA. Prevalencia de sobrepeso e obesidade em criancas e adolescentes das regioes Sudeste e Nordeste. J Pediatr (Rio J.) 2002- 78:335−40.
- Accioly E, Saunders C, Lacerda EMA. Nutricao em obstetricia e pediatria. Rio de Janeiro: Cultura Medica- 2002.
- AD Association: International Dietetics and Nutrition Terminology Reference Manual. First edition. 2008.
- AD Association: International Dietetics and Nutrition Terminology Reference Manual. First edition. 2008.
- Altman DG, Bland JM. Measurement in medicine: the analysis of method comparison studies. The Statistician 1983- 32:307−317.
- American College Health Association National College Health Assessment spring 2007 reference group data report (abridged). J Am Coll Health 2008, 56:469−79.
- Appalachian Regional Commission. County economic status designations in the Appalachian region, fiscal year 2004 Internet. Washington (DC): Appalachian Regional Commission [cited 2005 July 17]. Available from: URL: www.arc.gov/index.do7nodekN2387.
- Balaban G, Silva GAP, Motta MEFA. Prevalencia de sobrepeso e obesidade em escolares de diferentes classes socioeconomicas em Recife, PE. Pediatria (Sao Paulo) 2001−23:285−9.
- Balluz L, Ahluwalia IB, Murphy W, et al. Surveillance for certain health behaviors among selected local areas—United States, Behavioral Risk Factor Surveillance System, 2002. MMWR2004- 53:1- 100. PubMed: 15 269 697.
- Barlow SE and the Expert Committee. Expert Committee Recommendations Regarding the Prevention, Assessment, and Treatment of Child and Adolescent Overweight and Obesity: Summary Report. Pediatrics 2007- 120 Dec: S164-S192. PubMed: 18 055 651.
- Belansky ES, Cutforth N, Delong E, et al. Early impact of the federally mandated local wellness policy on physical activity in rural, low-income elementary schools in Colorado. J Public Health Policy 2009- 30: S141— SI60. PubMed: 19 190 570.
- BerghoferA., PischonT., Reinhold T., Apovian C.M., SharmaA.M., Willich S.N. Obesity prevalence from a European perspective: a systematic review // BMC Public Health. 2008. — № 8. -P. 200−210.
- Black D, Taylor A, Coster D. Accuracy of self-reported body weight: stepped aproach model component assessment. Health Educ Res 1998- 13:301−307.
- Board of Certification. Role Delineation Study for the Entry-Level Certified Athletic Trainer. 5th ed. Omaha, NE: National Athletic Trainers' Association Board of Certification- 2004.
- Board of Certification. Standards of professional practice. Available at: http://www.bocatc.org/atc/docs/SI-MR-TAB4−354.htm. Accessed April 18, 2005.
- Booth M.L., Dobbins T., Okely A.D., Denney-Wilson E., Hardy L.L. Trends in the prevalence of overweight and obesity among young Australians, 1985, 1997, and 2004 // Obesity (Silver Spring). 2007. — № 15(5).-P. 1089−1095.
- Cameron A.J. Overweight and obesity in Australia: the 1999−2000 Australian Diabetes, Obesity and Lifestyle Study (AusDiab) // Medical Journal of Australia. -2003. -№ 178(9). P. 427−32.
- Capuano V., Bambacaro A., D’Arminio T., Vecchio G., CappuccioL. Correlation between body mass index and others risk factors for cardiovascular disease in women compared with men // Monaldi Arch. Chest Dis. 2003. — № 60. — P. 295−300.
- Centers for Disease Control and Prevention, National Center for Health Statistics. CDC growth charts: United States. Accessed November 4, 2008. Available athttp://www.cdc.gov/nchs/about/major/nhanes/growthcharts/charts.htm
- Centers for Disease Control and Prevention, National Center for Health Statistics. CDC growth charts: United States. Accessed November 4, 2008. Available athttp://www.cdc.gov/nchs/about/major/nhanes/growthcharts/charts.htm
- Centers for Disease Control and Prevention. 2000 CDC growth charts, United States. Atlanta (GA): US Department of Health and Human Services,
- CDC, National Center for Health Statistics. http://www.cdc.gov/growthcharts/. Accessed March 28, 2007.
- Centers for Disease Control and Prevention. Behavioral Risk Factor Surveillance System online prevalence data: 1995−2001 cited 2004 Jul 9. Available from: URL: http://apps.nccd.cdc.gov/brfss.
- Centers for Disease Control and Prevention. Morbidity and mortality weekly report: Youth Risk Behavior Surveillance — United States, 2007. Atlanta (GA): US Department of Health and Human Services- 2008. Report No. 57, SS-4.
- Centers for Disease Control and Prevention. Participation in high school physical education United States, 1991−2003. MMWR2004- 53:844−847. PubMed: 15 371 967.
- Childhood Obesity Action Network. Miami, FL: Report to the Second National Childhood Obesity Congress- 2008. Childhood obesity: the role of health policy, 2008.
- Coleman KJ, Tiller CL, et al. Prevention of the Epidemic Increase in Child Risk of Overweigh tin Low-Income Schools: The El Paso Coordinated Approach to Child Health. ArchPediatrAdolescMed 2005- 159:217−22.
- Crombie AP, Ilich JZ, Dutton GR, Panton LB, Abood DA: The freshman weight gain phenomenon revisited. Nutr Rev 2009, 67:83−94.
- Curtiss H. Relation between weight status, gender, ethnicity and the food and activity choices of 6th and 9th graders. Tampa (FL): University of South Florida- 2007.
- Davis MM, Gance-Cleveland B, Hassink S, Johnson R, Paradis G, Resnicow K. Recommendations for prevention of childhood obesity. Pediatrics 2007- 120(Suppl 4): S229−53.
- Ding E.L., Malik V.S. Convergence of obesity and high glycemic diet on compounding diabetes and cardiovascular risks in modernizing China: An emerging public health dilemma // Globalization and Health. 2008. -№ 26(4). — P. 4.
- Edmonds MJ, Ferreira KJ, Nikiforuk EA, Finnie AK, Leavey SH, Duncan AM, Randall JA, Simpson: Body weight and percent body fat increase during the transition from high school to university in females. J Am Diet Assoc 2008, 108:1033−7.
- Falb MD, Kanny D. A collaborative approach to collecting data on children’s oral health and weight status, Georgia, 2005. Prev Chronic Dis 2008- 5(2). http://www.cdc.gov/pcd/issues/2008/apr/70 045.htm. Accessed March 17, 2008.
- Florida Department of Education. Education Information and Accountability Services, Hillsborough County School District. http://www.fldoe.org/eias/flmove/hillsbor.asp. Accessed March 20, 2009.
- Florida Department of Education. Education Information and Accountability Services, Hillsborough County School District. http://www.fldoe.org/eias/flmove/hillsbor.asp. Accessed March 20, 2009.
- Food Standards Agency, Departments of Health. The National Diet & Nutrition Survey: adults aged 19 to 64 years. London: Crown. — 2000. -130 p.
- Ford E.S., Mokdad A.H. Epidemiology of obesity in the Western Hemisphere//J. Clin. Endocrinol. Metab. -2008. -№ 93(Sup. 1). -S. 1−8.
- Foster GD, Sherman S, Borradaile KE, et al. A policy-based school intervention to prevent overweight and obesity. Pediatrics 2008- 121: e794-e802. PubMed: 18 381 508.
- Garces C., Gutierrez-Guisado J., BenaventeM., CanoB., ViturroE., Ortega H., de Oya M. Obesity in Spanish schoolchildren: relationship with lipid profile and insulin resistance // Obes. Res. 2005. — № 13(6). — P. 959 963.
- Gazina D.N., Gurevich K.G., Popkova A.M., Pustovalov D.A. BMI in school age students in present-day megapolis // European journal of public health.-2009.-Vol. 19 Suppl. l.-P. 191−192.
- Health navigator (Health management technology) // The 3rd European Congress «Achievements in Space Medicine into Healthcare Practice and Industry». Berlin, 2005.
- Healthy people 2010. Washington (DC): US Department of Health and Human Services- 2000.
- Hebebrand J, Hinney A. Environmental and genetic risk factors in obesity. Child Adolesc Psychiatr Clin N Am 2009- 18:83−94.
- Hedley AA, Ogden CL, Johnson CL, Carroll MD, Curtin LR, Flegal KM: Prevalence of overweight and obesity among US children, adolescents, and adults, 1999−2002. JAMA 2004, 291:2847−50.
- Hermanussen M., Molinari L., Satake T. BMI in Japanese children since 1948: no evidence of a major rise in the prevalence of obesity in Japan // Anthropol. Anz. 2007. — № 65(3). — P. 275−283.
- Holm-Denoma JM, Joiner TE, Vohs KD, Heatherton TF: The «freshman fifteen» (the «freshman five» actually): predictors and possible explanations. Health Psychol 2008, 27: S3−9.
- Institute of Medicine. Preventing Childhood Obesity: Health in the Balance. In: Koplan, JP.- Liverman, CT.- Kraak, VA., editors. Committee on
- Prevention of Obesity in Children and Youth. Washington, DC: National Academies- 2005.
- Jordan KC, Erickson ED, Cox R, et al. Evaluation of the Gold Medal Schools program. J Am Diet Assoc 2008- 108:1916−1920. PubMed: 18 954 584.
- Jung ME, Bray SR, Martin KA, Ginis: Behavior change and the freshman 15: tracking physical activity and dietary patterns in lst-year university women. J Am Coll Health 2008, 56:523−30.
- Kasparek DG, Corwin SJ, Valois RF, Sargent RG, Morris RL: Selected health behaviors that influence college freshman weight change. J Am Coll Health 2008, 56:437−44.
- Kelder SH, Springer AS, Barroso CS, et al. Implementation of Texas Senate Bill 19 to increase physical activity in elementary schools. J Public Health Policy 2009- 30: S221-S247. PubMed: 19 190 576.
- Lee SM, Burgeson CR, et al. Physical education and physical activity: results from the School Health Policies and Programs Study 2006. J Sch Health 2007- 77:435163. PMID: 17 908 102. PubMed: 17 908 102.
- LobsteinT., Jackson-Leach R. Child overweight and obesity in the USA: prevalence rates according to IOTF definitions // Int. J. Pediatr. Obes. -2007. -№ 2(1). -P. 62−64.
- Low S., Chin M.C., Deurenberg-Yap M. Review on Epidemic of Obesity // Ann. Acad. Med. Singapore. 2009. — № 38(1). — P. 57−65.
- Marshall NS, Glozier N, Grunstein RR: Is sleep duration related to obesity? A critical review of the epidemiological evidence. Sleep Med Rev 2008, 12:289−98.
- Masse LC, Frosh MM, Chiriqui JF, et al. Development of a school nutritionenvironment state policy classification system (SNESPCS). Am J Prev Med 2007- 33: S277-S291. PubMed: 17 884 576.
- McDowell M.A., Hughes J.P., Borrud L.G. Health characteristics of U.S. adults by body mass index category: results from NHANES 1999−2002 // Public Health Rep.- 2006. -№ 121(1).-P. 67−73.
- Meyerhoefer, Cawley J.- Newhouse, D. The impact of state physical education requirements on youth physical activity and overweight. Health Econ 2007- 16:1287−1301. PubMed: 17 328 052.
- Ministry of Health National Institute of Nutrition. General Nutrition Study. -Hanoi: Medical Publishing House, 2003 168 p.
- Odgen CL, Carroll MD, Curtin LR, McDowell MA, Tabak CJ, Flegal KM. Prevalence of overweight and obesity in the united States, 1999−2004. JAMA 2006- 295:1549−55.
- Ogden CL, Carroll MD, Curtin LR, et al. Prevalence of overweight and obesity in the United States, 1999−2004. JAMA 2008- 295:1549−1555. PubMed: 16 595 758.
- Orlov V.A., Fetisov O.B. «Health navigator» — human health control and monitoring technology // 3rd European Congress «Achievements in Space
- Medicine into Health Care Practice and Industry», Berlin, September 28 -30, 2005.
- Osuna-Ramirez I, Hernandez B, Campuzano J, Salmeron J. Indice de masa corporal y percepcion de la imagen corporal en una poblacion adulta mexicana: la precision del autorreporte. Salud Publica Mex 2006- 48:94−103.
- Oulamara H., Nacer A., Frelut M. Changes in the prevalence of overweight, obesity and thinness in Algerian children between 2001 and 2006 // Int. J. Pediatr. Obes. 2008. — № 20. — P 1−3.
- Penkilo M, George G, Hoelscher D. Reproducibility of the School-based Nutrition Monitoring Questionnaire among Fourth-grade Students in Texas. J Nut Ed and Beh 2008- 40(l):20−27.
- PopkinB.M., CondeW., HouN., Monteiro C. Is there a lag globally in overweight trends for children compared with adults? // Obesity (Silver Spring).-2006.-№ 14(10).-P. 1846−1853.
- Probart C, McDonnell, Weirich E, et al. Statewide assessment of local wellness policies in Pennsylvania public school districts. J Am Diet Assoc 2008- 108:1497−1502. PubMed: 18 755 322.
- Racette SB, Deusinger SS, Strube MJ, Highstein GR, Deusinger RH: Changes in weight and health behaviors from freshman through senior year of college. J Nutr Educ Behav 2008, 40:39−42.
- Raczynski JM, Thompson JW, Phillips MM, et al. Arkansas 1220 of 2003 to reduce childhood obesity: its implementation and impact on child and adolescent body mass index. J Public Health Policy 2009- 30: S124-S140. PubMed: 19 190 569.
- Ramanathan S, Allison KR, Faulkner G, et al. Challenges in assessing the implementation and effectiveness of physical activity and nutrition policy interventions as natural experiments. Health Promot Int 2008- 23:290−297. PubMed: 18 728 110.
- Rivera J.A. Nutrition transition in Mexico and in other Latin American countries // Nutr. Rev. 2004. — № 62(7 Pt.2). — S. 149−157.
- SAS Statistical Software. Version 9.2. Cary, NC: SAS Institute, Inc- 2009.
- Shamah-Levy T., Villalpando-Hernandez S., Rivera-Dommarco J.A. Resultados de Nutricion de la ENSANUT 2006. Cuernavaca, Mexico: Instituto Nacional de Salud Publica, 2007. — 128 p.
- The World health report: Reducing the risks, promoting healthy life // WHO. -2002.- 14 p.
- WangY., BeydounM.A. The obesity epidemic in the United States -gender, age, socioeconomic, racial-ethnic, and geographic characteristics: a systematic review and meta-regression analysis // Epidemiol. Rev. 2007. -Vol. 29.-P. 6−28.
- WangY., Wang J. A comparison of international references for the assessment of child and adolescent overweight and obesity in different populations // European Journal of Clinical Nutrition. 2002. — № 56. -P. 973−982.