Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование деятельности оператора на базе теории и практики управления рисками при обеспечении безопасности полетов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическая основа исследований — эргономика эксплуатационных свойств воздушных судов (самолетов), методика обучения авиационных операторов на тренажерных устройствах, инженерно-психологические и педагогические аспекты функционирования эргатической системы и её модулей управления объектами. На содержание диссертационного исследований оказали влияние работы: K.M. Тумышева (Казахстан), Г. В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные проблемы предотвращения авиационных происшествий, обусловленных проявлениями человеческого фактора
    • 1. 1. Взаимодействие элементов эргатической системы «экипаж — воздушное судно-среда-УВД» и их влияние на безопасность полетов
    • 1. 2. Фундаментальные понятия человеческого фактора в летной деятельности
    • 1. 3. Модели систем обеспечении безопасности полетов
      • 1. 3. 1. Модель небезопасных действий
      • 1. 3. 2. Модель Ризона
      • 1. 3. 3. Модель SHEL
    • 1. 4. Анализ программ подготовки летного состава с учетом проявлений человеческого фактора
      • 1. 4. 1. Программа CRM
      • 1. 4. 2. Программа LOFT
      • 1. 4. 3. Программа CFIT (Controlled Flight Into Terrain)
      • 1. 4. 4. Программа ALAR
      • 1. 4. 5. Программа ADM
      • 1. 4. 6. Руководство ERAU
    • 1. 5. Психофизиологические опасные факторы, обусловленные особенностями профессиональной деятельности авиационного оператора
    • 1. 6. Задачи диссертационного исследования
  • Выводы
  • Глава 2. Методика создания структурированного психо-физиологического портрета оператора как элемента ЭС
    • 2. 1. Количественная оценка влияния действий пилота-оператора на безопасность полетов
    • 2. 2. Обучение принятию решений и обеспечение режима работы «активного оператора» в условиях активной автоматизации полетов
    • 2. 3. Влияние индивидуальных качеств личности авиационного оператора на безопасность его профессиональной деятельности
  • Выеоды
  • Глава 3. Разработка теоретических моделей выбора решения операторами в условиях риска
    • 3. 1. Понятия опасности риска
    • 3. 2. Показатели опасности и риска в гражданской авиации
    • 3. 3. Формальное описания риска
    • 3. 4. Формализация проблемной ситуации и моделирование предпочтений
    • 3. 5. Основные понятия о системах предпочтений авиационных операторов
    • 3. 6. Постановка задачи принятия решений в условиях стохастической неопределенности
      • 3. 6. 1. Определение стратегий выбора
      • 3. 6. 2. Практическая схема назначения предпочтений
    • 3. 7. Построение функции эффективности в условиях стохастической неопределенности
    • 3. 8. Процедура выявления типа отношения лица, принимающего решение, к риску
  • Выводы
  • Глава 4. Обеспечение безопасности учебных полетов при управлении процессом профессиональной подготовки курсантов-пилотов по человеческому фактору
    • 4. 1. Мотивация к безопасной деятельности
    • 4. 2. Опыт разработки и применения теста для диагностики иррациональных профессионально-мыслительных способностей
    • 4. 3. Разработка рекомендаций по применению результатов профессионально-психологического отбора и комплексного психологического тестирования в процессе первоначальной подготовки пилотов
    • 4. 4. Концепция управления безопасностью полетов по человеческому фактору при первоначальной подготовке пилотов
  • Выводы

Совершенствование деятельности оператора на базе теории и практики управления рисками при обеспечении безопасности полетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Авиация относится к транспортным средствам повышенной опасности. При этом катастрофа современного пассажирского авиалайнера в зависимости от масштаба последствий может рассматриваться как национальная трагедия. Поэтому повышение эффективности авиатранспортной системы и безопасности полётов является главной целью авиационного сообщества. Эта цель может быть достигнута путём совершенствования основного модуля авиатранспортной системы, включающего подсистемы техники, экипажа воздушного судна и окружающей среды [66] с учётом их взаимосвязи [1−3] как эргатического комплекса.

Эффективность функционирования эргатической комплекса системы «Экипаж — воздушное судно (ВС) — Среда — Управление воздушным движением (УВД)» зависит от свойств человека-оператора (ЧО), управляющего многочисленными компонентами системы. Роль человеческого фактора в авиационных происшествиях продолжает оставаться в настоящее время такой же значимой, как и в прошлом — 60-ые годы.

ИКАО, на основе статистики по проявлениям ЧФ при обеспечении безопасности полётов, акцентирует внимание на необходимости раннего выявления потенциальных проблем, возникающих в связи с этим в системе обеспечения безопасности полетов [16 — 29].

В процессе разработки рекомендаций по планированию и проведению исследований в области ЧФ отдается предпочтение подходу, направленному на выявление явных недостатков в деятельности «операторов переднего края», а также на обнаружение недостатков, взаимодействие которых приводит к критическим ситуациям, когда провоцируется активная ошибка операторов, разрушающая все защитные средства системы и приводящая к авиационному происшествию [26, 30].

Цель исследований. Решение теоретических и прикладных задач по совершенствованию системы первоначальной профессиональной подготовки пилотов-операторов (и диспетчеров-операторов) на основе критерия заданного уровня обеспечения безопасности полетов с учетом влияния человеческого фактора на базе теории и практики управления рисками.

Объект исследований:

— курсанты (студенты) летных учебных заведений — будущие пилоты;

— пилоты эксплуатационных авиапредприятий;

— курсанты (студенты) авиационных учебных заведений — будущие диспетчеры;

— диспетчерский персонал службы ОВД;

Предмет исследований — факторы, характеристики и системы, влияющие на процессы функционирования эргатической системы и отражающие такие особенности деятельности авиационных операторов, как психофизиологические и психологические качества, а также личностные принципы взаимодействия человека и техники [3, 5, 50, 51, 73, 79].

Методологическая основа исследований — эргономика эксплуатационных свойств воздушных судов (самолетов), методика обучения авиационных операторов на тренажерных устройствах, инженерно-психологические и педагогические аспекты функционирования эргатической системы и её модулей управления объектами. На содержание диссертационного исследований оказали влияние работы: K.M. Тумышева (Казахстан), Г. В. Коваленко [54], Г. А. Крыжа-новского, В. Е. Чепиги [76], B.JI. Марищука, В. А. Пономаренко (Россия), В. А. Бодрова, Ю. П. Таршина [53] и других авторов [5, 12, 34, 72].

Научная новизна и результаты работы, выносимые на защиту следующие:

1. Проведение системного анализа влияния ЧФ на обеспечение безопасности полетов применительно к задачам первоначальной и текущей профессиональной подготовки пилотов, диспетчеров с использованием концептуальной модели SHEL, рекомендуемой ИКАО для исследования влияния человеческого фактора на безопасность полётов;

2. Установление взаимосвязи комплекса потенциально опасных факторов, формирующих катастрофические ситуации и отражающих взаимосвязь комплекса опасных факторов при летной эксплуатации воздушных судов гражданской авиации с учётом психофизиологически значимых характеристик;

3. Разработка теоретической модели и процедуры выявления отношения авиационного оператора к возможной опасности в опасных ситуациях;

4. Выявление парадокса основной доминанты и уровня притязаний операторов на принятие ими решений в особых случаях полета;

5. Разработка психологических и профессионально-психологических тестов для автоматизированной диагностики распознавания и коррекции опасных стратегий поведения, и оперативного мышления при принятии решений;

6. Разработке концепции обеспечения безопасности учебных полетов при управлении процессами профессиональной подготовки курсантов-пилотов по преодолению отрицательных последствий по человеческому фактору.

Практическая ценность теоретических исследований работы заключается в том, что ее результаты позволяют решать на инженерном уровне следующие вопросы и задачи:

1. Повысить эффективность первоначальной и профессиональной подготовки летных специалистов подразделений эксплуатанта с учетом требования безопасности полетов;

2. Сформировать достоверную профессионально-психологическую характеристику обучаемого курсанта (студента), учитывающую как его профессионально-важные качества, так и опасные стратегии поведения, оперативного мышления при принятии решений в особых случаях;

3. Усовершенствовать процедуры профессионально-психологического отбора авиационных операторов;

4. Осуществить непрерывное профессионально-психологическое сопровождение и индивидуализацию профессиональной подготовки пилотов (и диспетчеров);

5. Адаптировать разработанные методы, процедуры и тесты для повышения эффективности процессов принятия решений при управлении эргатически-ми системами.

Реализация результатов работы. Диссертация выполнена в соответствии с планами научных исследований лётно-методического комплекса и отдела магистральных самолётов Академии Гражданской авиации России. Результаты внедрены в учебных заведениях РФ, а также в Государственной летной академии Украины. Факт внедрения подтвержден соответствующими актами, представленными в приложении.

Апробация основных положений и результатов диссертации осуществлена в процессе обсуждения докладов, сделанных автором на следующих научно-практических конференциях и семинарах:

— «Безопасность полётов и управление рисками» г. Санкт-Петербург, Академия ГА (1995, 2004);

— Международная научно-технической конференция «Проблемы развития систем аэронавигационного обслуживания и авионики воздушных судов (Аэронавигация и авионика — 98)» (Киев, 29 сентября — 1 октября 1998 г.);

— 1-ая Международная конференция ГА республик РФ и Казахстана «Перспективы развития гражданской авиации и подготовка высококвалифицированных кадров» (Алматы, 18−22 сентября 2000 г.);

— Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы транспортно-коммуникационного комплекса на пороге третьего тысячелетия» (Алматы, 15−16 марта 2001 г.).

Публикации. Основное содержание диссертации опубликовано в следующих печатных работах:

— Система мотивов курсантов-пилотов к безопасной деятельности в особых случаях полета (Сб. трудов Академии ГА, серия 10, СПб. 2005 г.);

— Влияние индивидуальных качеств личности авиационного оператора на безопасность профессиональной деятельности («Проблемы транспорта», Международная академия, Академия ГА, вып. 6, СПб. 2004 г.);

— Теоретический подход к выявлению основной доминанты выбора авиационного оператора в условиях риска («Проблемы транспорта», Международная академия, Академия ГА, вып. 6, СПб. 2004 г.);

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 4-х глав, выводов по разделам, заключения. Основное содержание диссертации изложено на 123 стр. машинописного текста и содержит 5 таблиц, 12 иллюстраций, библиографию 96 наименований, в том числе 5 работ автора.

Выводы-4.

Представленные в данной главе научные результаты, отражают следующие существенные положения:

• Подтверждается вывод работы [49] о том, что чем более опасным и значимо-тревожным представляется субъекту особая ситуация в полете, тем при меньших шансах он расценивается им как более частый и наоборот;

• Подтвердилось мнемоническое правило для оценки отношения испытуемых к ОС: характеристика, располагаемая на графике правее и ниже, отражает более значимое событие. К избежанию этого события у них более сильная мотивация;

• особенностью экспериментальных результатов является явно выраженный нелинейный характер оценки неопределенности изучаемых событий;

• мотивационная система к избежанию ОС существенным образом зависит от опыта полетов.

Показано, что характерное и типичное проявление иррациональных ПМС является неотъемлемой чертой психологического «портрета» потенциального «аварийщика». Определено, что одновременное характерное и типичное проявI ление 4−5 опасных качеств является признаком потенциального «аварийщика».

Установлено, что в любой представительной выборке можно выявить 2−4% лиц с характерным и типичным проявлением 4−5 опасных качеств.

Предложенная концепция управления безопасности полетов и человеческому фактору при первоначальной подготовке пилотов разработана с позиций системного подхода и заключается в непрерывном формировании каждого элемента триады «человек (личность) — малая группа — коллектив», динамично изменяющихся во времени как в результате естественного развития из объектов управления, так и вследствие последовательного воздействия соответствующего комплекса мероприятий на процессы повышения безопасности полета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной диссертации получены следующие новые научные результаты, в форме наиболее существенных положений:

1. При проведении исследований был сознательно допущен отход от ла-бораторно-фрагментарного подхода к измерениям и оценке проактивного влияния ЧФ на БП, что дало возможность реализовать соответствующий системный подход. Учтены и исследованы элементы «субъект» концептуальной модели SHELL, рекомендуемой ИКАО для исследования ЧФ, а также ее сопряжения «субъект — субъект», «субъект — объект», «субъект — установки».

2. Разработанный системный подход к ПП пилотов с учетом ЧФ охватывает и определяет практически его значимые элементы. Реализация данного подхода осуществляется посредством:

— выявления личностных особенностей 40, благоприятствующих освоению летной профессии, либо негативно влияющих на БП;

— выявления комплекса опасных факторов, провоцирующих катастрофические ситуации при летной эксплуатации воздушных судов с учетом психофизиологических факторов (феноменов);

— обучения умению распознавать стресс и бороться с ним;

— развития навыков оценки степени опасности;

— учет социально-психологических условий в экипаже многоместного самолета;

— оценки навыков принятия правильных (рациональных) решений;

— изучения способов, которые могут изменить поведение ЧО.

3. Разработаны теоретические основы исследования поведенческих реакций авиационного оператора в условиях стохастического выбора, вследствие чего получена возможность строить по ограниченному числу точек соответствующие оценочные функции, являющиеся неотъемлемой частью процесса принятия решений. Комплексное построение оценочных функций полезностибезопасности и их всесторонний анализ выявил: а) парадокс основной доминанты деятельности пилотов в особых случаях полета: когда склонность (несклонность) к стохастическому риску, трактуется противоположно с точки зрения обеспечения БПб) абсолютное большинство пилотов имеют нелинейные оценочные функции полезности. Эти результаты объясняют, почему большинство пилотов не адекватно реагируют на аварийную сигнализацию.

4. Сравнительный анализ соответствующих систем ПП показывает, что предложенная концепция и технология учета ЧФ не имеет аналогов в практике первоначального летного обучения в России и в странах СНГ. Разработанная технология учета ЧФ в системе профессиональной подготовки авиационного оператора является универсальной и легко адаптируется для совершенствования ПП операторов другого (в том числе, неавиационного) профиля.

5. Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что с одной стороны, поле исследований активных недостатков «операторов переднего края» остается по-прежнему широким. С другой стороны, они получены именно путем проактивного исследования влияния ЧФ на БП, способствуют выявлению скрытых недостатков в деятельности авиационных операторов, то есть, должны стать как неотъемлемой частью процессов профилактики АП по ЧФ, так и процессов разработки средств интеллектуальной поддержки решений пилотов с использованием теории и практики управления рисками.

6. Предложенная методика выявления комплекса потенциально опасных факторов, формирующих катастрофические ситуации, отражает решение проблемы обеспечения безопасности полетов при летной эксплуатации воздушных судов гражданской авиации на базе психофизиологических значимых факторов (феноменов), что само по себе отражает научную новизну в реализационных подходах обеспечения безопасности полетов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Самоконтроль как механизм повышения надежности — человека оператора. — Л.: ЛГУ, 1977. — 112 с.
  2. Ч.А. Летная эксплуатация (организация работы экипажа): Пер. с англ. И. М. Алявзина. М.: Транспорт, 1987.-237 с.
  3. А.Н., Тумышев K.M. Эргономические основы первоначальной профессиональной подготовки пилотов: Монография. Алматы, 2000. — 272 с.
  4. П.А. Психология летного обучения. М.: Воениздат, 1986.136 с.
  5. Дж. Системология: Автоматизация решения системных задач / Пер. с англ. М.А. Зуева- Под ред. А. И. Горлина.- М.: Радио и связь, 1990.- 544 с.
  6. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учеб. пособ. М.: Высш. шк., 1989.- 367 с.
  7. Руководство по предотвращению авиационных происшествий. Док. ИКАО 9422 — AN / 923.- Монреаль, Канада, 1984.- 144 с.
  8. Д.М. Методическое пособие для летчиков-инструкторов по изучению индивидуально-психологических особенностей курсантов и психологической подготовке их к полетам. Балашов, 1981.- 54 с.
  9. Авиационная медицина (Руководство) / Под ред. Н. М. Рудного, П. В. Васильева, С. А. Гозулова.- М.: Медицина, 1986.- 580 с.
  10. A.A., Захаров В. В., Коваленко А. Н. Введение в системный анализ: Учеб. Пособ. / Науч. ред. Л. А. Петросян. Л.: ЛГУ, 1988.- 288 с.
  11. В.И. Учет человеческого фактора при обучении летного состава // Проблемы безопасности полетов: Ежемесяч. бюл. М.: ВИНИТИ, 1985.-№ 10.- С. 3−14
  12. Ошибки пилота: Человеческий фактор / Пер. с англ. A.C. Щеброва.- М.: Транспорт. 1986.- 262 с.
  13. П.В., Игнатович М. В., Оркин А. И. Методика летного обучения / Под ред. П. В. Картамышева. М.: Транспорт, 1987, — 297 с.
  14. Системы сигнализации близости земли PROXIMITY WARNING DEVICES NEAR DECISIJN BY FAA ON INSTALLATION, CREW RESPONSE. -«AIR TRANSPORT WOLDS», 1981,"VOL. 18, № 4, pp. 63−65, 69, перевод с английского языка. Мю: 1981.
  15. П.А. Пространственная ориентировка пилотов: Психологические особенности. М.: Транспорт, 1989. 230 с.
  16. Анализ статистики о БП с ВС типа «Боинг» за период 1992 — 2002 г.- Док. В ASP 5405, 2003 г. — МАК, Москва 2003.
  17. Программа фонда FSF по ЧФ в ГА на этапах принятия решения при дефиците времени", Руководство FSF, ИКАО, 1999.
  18. Ю.З. Проблема теоретического обоснования предмета испытаний при разработке психологических тестов // Вопр. психол., 1982.- № 1.- С. 29−39
  19. С.Е. Методика совместимости личности малой группы // Методики социально-психологической диагностики личности и малой группы: Сб. науч. тр.- М.: ИПАН, 1990.- С.21−29
  20. Shealey J.E. Risk-taking in skilled task performance // Proceedings of the Eighteenth Annual Meetings of the Human Faactors Society.- Human Factors Society, Santa Monica, Canada, 1974
  21. Shaw L., Sichel H.S. Accident proneness: Research in occurance, causation & prevention of roal accidents.- N.-Y., Pergamon, 1971
  22. Taylor R.N., Dunnette M.D. Influence of dogmastism, risktaking propensity & intelligence in decision-making strategies for a sample of industrial manages // Journaj of Applied Psychology, 1974, 59.- p.420−423
  23. L.F. & Bombaci D.H. The relantionship between personality and irrational Judgment in Civil pilot // Human Factors, 1984, 26.- p.565−572
  24. N. & Wallach M. Risk taking: A study in cognition and perso-nality.-N.-Y.- Holt, Rinehart, and Winston, 1964
  25. П., Нойман П., Шторм Р. Таблицы по математической статистике: Пер. с нем. В. М. Ивановой.- М.: Финансы и статистика, 1982.- 278с.
  26. Г. Ф. Биометрия.- М.: Высш. шк., 1990.- 352 с.
  27. А.И., Шмелев А.Г, К вопросу о классификации мотиваци-оиных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология, 1987.- № 4.- С.33−42
  28. Н.Ф. Некоторые особенности личности курсантов с различным уровнем летной успеваемости // Космическая биология и авиакосмическая медицина, 1977.- № 11.- С.73−78
  29. K.M., Акимова М. К., Козлова В. Т. Статистическая норма или психологический норматив // Психол. ж., 1986, Т.7.- № 3.- С. 136−142
  30. В.И. Психофизическое шкалирование.- Свердловск: СГУ, 1989.-238 с.
  31. Г. В., Крыжановский Г. А., Сухих H.H., Хорошавцев Ю. Е. (Под редакцией Крыжановского Г.А.). Совершенствование профессиональной подготовки лётного и диспетчерского состава. Транспорт, М.: 1996.- 320 с.
  32. К.К. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1987.- 254 с.
  33. Я.В. Личность и коллектив: (Психология военного управления).- М: Воениздат, 1989.- 350 с.
  34. Е.А. «Профили рисков по GAIN», обз. статьи «Оценивание рисков катастроф на основе цепей случайных событий». журнал НТТС, г. Москва 2002 г.
  35. Е.А. «О едином подходе к оцениванию безопасности на транспорте на основе моделей рисков». Проблемы транспорта". № 4, PAT, 2002.
  36. Руководство по расследованию авиационных происшествий. Док. ИКАО 6920 AN / 855 / 4.- Монреаль, Канада, 1970
  37. Факторное управление БП с учётом статистики АСУ БП ГА
  38. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании).- Л.: ЛГУ, 1976.- 248 с.
  39. Г. В., Неймарк М. С., Цесарский Л. Г. Безопасность полётов самолёта. «Машиностроение» М.: 2003 г. 64."Определение рисков грубых посадок ВС в условиях проявления ЧФ" -Методическое руководство «Боинг», В ASP 5405/3, МАК, 2002.65. «РЛЭ"-ДВТ, 1999.
  40. Я. Роль темперамента в психическом развитии: Пер. с польск. В. Н. Поруса / Общ. ред. И.В. Равич-Щербо.- М.: Прогресс, 1982.- 231 с.
  41. П.Т. Основы психофизиологии летного труда: Учеб. пособ.- JL: ВАУ ГА, 1970.-91 с.
  42. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психол. ж., 1982.- Т. З № 6 — С.35−44
  43. И.И. Имитационное моделирование в психолого-педагогических исследованиях // Вопр. психол., 1978.- № 6.- С.60−72
  44. Э.В., Дьяконов И. Ф., Загрядский В. П. Методы исследования личностных характеристик специалистов ВВС: Учеб. пособ, — Л.: BMA им. С. М. Кирова, 1981.- 134 с.
  45. Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений: Пер. с нем.- М.: Мир, 1990.- 208с.
  46. Исследование мотивации студентов-пилотов к безопасной деятельности в особых случаях полета / Б. П. Костюченко, В. Г. Пюро, A.B. Рахманов,
  47. A.Н. Рева // XLII Студенческая научно-техническая конференция: Тезисы докладов. К.: КИИГА, 1994.- С. 25 —
  48. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т.т.: Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. -М.: Педагогика, 1986.- Т.1.- 408с.- Т.2.- 392с.
  49. М.А. Психология и безопасность.- Таллин.: Валгус, 1989.- 448с.
  50. А. Анализ и интерпретация статистических данных: Пер. с англ. Б. И. Клименко / Под ред. и с предисл. A.A. Рывкина.- М.: Финансы и статистика. 1981.- 406 с.
  51. E.H. Статистические методы построения эмпирических формул.- М.: Высш. шк., 1988.- 239 с.
  52. В.В., Чепига В. Е. и др. (Под редакцией профессора Чепиги
  53. B.Е.). Сдвиг ветра в лётной эксплуатации. — Монография, Академия ГА. С.Пб.: 2002 г., 146 с.
  54. Г. В. Основы математической статистики для психологов.-Л.: ЛГУ. 1972.-430с.
  55. A.A. Тест для диагностики отношения оператора к принятию риска // Вопр. психол., 1982.- № 3.- С.133−136
  56. А.Н., Исмаилов М. Б., Бухарбаев М. А. Развитие практических методов оценки силы мотива пилота-инструктора к безопасной деятельности // Научные труды академии.- Вып. 2.-Кировоград: ГЛАУ, 1997.- С.115−118
  57. Д.И. Методы изучения индивидуально-психологических особенностей курсантов летных училищ.- Ростов-на-Дону. 1976.- 72 с.
  58. H.B. Шкала приемлемости как метод изучения отношений // Человек и общество: Ученые записки ЛГУ.- Вып.VII.- Л., 1970.- С.98−103
  59. Обстоятельства и причины катастрофы самолета Ту-154 в аэропорту
  60. В.В. Выбор оптимального варианта комплектования малых групп с учетом совместимости и срабатываемости // Социально-психологические методы практической работы в коллективе: Диагностика и воздействие: Сб. науч. тр.- М.: ИПАН, 1990.- С.46−58
  61. H.H., Обозова А. Н. Три подхода к изучению психологической совместимости //Вопр. психол., 1981.- № 6.- С.98−101
  62. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.- М., 1979.- 352 с.
  63. А.Н. Организация отбора и профессиональной подготовки летного состава гражданской авиации: Метод, указания курсантам В ЛУГА по курсу «Организация летной работы».- Актюбинск: АВЛУГА, 1985. 48 с.
  64. Пособие летчику-инструктолру по психологической подготовке курсанта к полету / Общ. ред. В. В. Гришина.- Ейск, 1982, — 90 с.
  65. Руководство по физической подготовке летного состава авиапредприятий и курсантов летных училищ гражданской авиации (РФП ЛСГА-83).-М.: Воздуш. трансп., 1983.- 152 с.
  66. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова.- Л.: ЛГУ. 1977.- 175 с.
  67. М.С. К методике составления и проверки тестов // Вопр. психол., 1961.-№ 1.- С.51−56
  68. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. Л. И. Харусовой / Общ. ред. Ю. П. Адлера.- М.: Прогресс, 1976.-496с.
  69. А.Е. Построение психофизиологической шкалы // Новые исследования в психологии, 1987.- № 1.- С. 17−22
  70. В.В. Понятие нормы в психологии // Вестник МГУ, Сер. 14. Психология, 1987.- № 2.- С. 46−59
Заполнить форму текущей работой