Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование планирования образовательной деятельности Российских вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации в течение последних лет докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и вузовских научно-практических конференциях: VIII и IX Международных научно-практических конференциях «Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения» (Москва, 2006 г., 2007 г.), VII Международной научно-практической конференции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-методические основы планирования образовательной деятельности высшего учебного заведения. XI
    • 1. 1. Роль и особенности образовательных услуг
    • 1. 2. Основные характеристики рынка образовательных услуг
    • 1. 3. Научные основы планирования образовательной деятельности вуза
  • Глава 2. Анализ тенденций рынка образовательных услуг России и их влияние на совершенствование планирования образовательной деятельности российских вузов. ^
    • 2. 1. Анализ влияния социально-экономического развития мирового сообщества и России на формирование рынка образовательных услуг
    • 2. 2. Анализ развития рынка образовательных услуг России (на примере Московской области)
    • 2. 3. Тенденции рынка образовательных услуг России и их влияние на совершенствование планирования образовательной деятельности российских вузов
  • Глава 3. Методический инструментарий совершенствования планирования образовательной деятельности российских вузов в современных условиях. ^
    • 3. 1. Система планирования образовательной деятельности вуза как фактор устойчивого социально-экономического развития региона. ^
    • 3. 2. Мониторинг системы высшего профессионального образования как средство эффективного планирования деятельности вуза
    • 3. 3. Экспериментальная реализация моделей, методов и алгоритмов, совершенствующая планирование образовательной деятельности вузов Московской области

Совершенствование планирования образовательной деятельности Российских вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тенденции мирового развития определяются перемещением источников и движущих сил социально-экономического прогресса из материальной в интеллектуальную сферу. В силу этого образование стало определяющим фактором экономического роста. Теперь оно не только удовлетворяет общественные потребности, но и формирует будущие общественные возможности. Налицо приоритет образования не только в социальной, но и в экономической политике современного государства. Фактически происходит целенаправленное развитие образования в интересах роста человеческого капитала, означающее управление будущим, разрешение существующих и предотвращение возникновения новых социальных и экономических проблем, обеспечение безопасности страны, укрепление международных позиций государства и обеспечение роста конкурентоспособности национального народного хозяйства. Стратегия развития российского образования должна соответствовать не только сегодняшним, но и долгосрочным потребностям общества. Необходимо планирование дальнейшего научного, культурного и технического развития, осмысление важнейших социально-экономических проблем и путей их решения.

Актуальность темы

исследования связана с тем, что в современной экономике многократно возрастает значимость и стоимость интеллектуального труда, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства. Ожидания общества все настойчивее требуют от сферы высшего образования большей динамичности и быстрой адаптации к социальным, научно-техническим, технологическим инновациям и международной конкуренции. Развитию вузов в этом направлении препятствуют следующие проблемные области современного управления учреждений высшего профессионального образования: низкая адаптивность структур управления вузом к изменениям внешней среды и отсутствие прозрачной системы принятия стратегических решений;

— преобладание целей и задач краткосрочного периода;

— отсутствие долгосрочного планирования и контроля;

— решение преимущественно внутренних задач;

— низкий уровень взаимосвязей с потребителями образовательных услуг (гражданами и хозяйствующими субъектами) в части изучения их потребностей;

— отсутствие эффективного механизма взаимодействия российских вузов с рынком труда;

— отставание темпов осуществления организационно-управленческих инноваций по сравнению с другими видами инноваций.

Кроме того, наличие массового образования, рост стоимости обучения в вузах, увеличение затрат на проведение научных исследований, дефицит ресурсов, высокая конкуренция на рынках труда и образовательных услуг, намеченный переход на самоуправление, экономический кризис и другие причины вынуждают вузы уделять больше внимания планированию образовательной деятельности как виду управления.

Недостаток исследований в области планирования образовательной деятельности российских вузов, как с точки зрения существующих проблем, так и с точки зрения изучения закономерностей и тенденций развития рынка образовательных услуг (РОУ), а также выбора и обоснования направлений сбалансированного развития деятельности вузов в перспективе, свидетельствует об актуальности темы диссертации.

Состояние научной разработанности проблемы. Существенный вклад в разработку теоретических и практических вопросов управления, планирования и прогнозирования деятельности организаций в целом и вузов, в частности, внесли следующие российские и зарубежные ученые: Л. И. Абалкин, Г. А. Балыхин, Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, Р. С. Каплан, Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Г. К. Лапушинская, В. В. Леоньтьев, П. Лоранж, Д. П. Нортон, А. Г. Поршнев, С. Д. Резник, М. П. Федоров, Ю. В. Яковец и др.

Стратегическое планирование, глобальный стратегический менеджмент и контроль получили существенное развитие в исследованиях П. Лоранжа.

Поскольку учебное заведение создает стоимость, то им можно управлять, как и любой организацией, утверждает он. При выборе стратегического направления развития он рассматривает возможность использования четырех подходов: адаптивного, предпринимательского, активного и рационального. П. Лоранж предлагает свой метод, который заключается в использовании всех подходов. Применение данного метода позволяет не только учитывать изменения потребностей РОУ, но и влиять на формирующиеся рыночные условия.

Изучению и решению проблем подготовки кадров и рынка образовательных услуг были посвящены работы таких авторов, как Т. Д. Бурменко, И. В. Ванькина, В. Н. Васильев, В. А. Гуртов, А. П. Егоршин, Е. Н. Жильцов, С. М. Кадочников, Т. Л. Клячко, М. П. Мерзлова, Е. А. Питухин, Н. А. Платонова, А. П. Панкрухин, А. Г. Поршнев, М. Н. Рудаков, О. В. Сагинова, В. А. Садовничий, Л. М. Серова, М. В. Суровов, Н. В. Тихомирова, А. А. Федулин, В. В. Чекмарев и др.

Сагинова О.В. отмечает, что, несмотря на то, что получение прибыли не является главной задачей деятельности вузов, все они ведут учет своим доходам I и расходам, привлекают финансовые ресурсы и управляют ими. Но в стратегических целях и задачах эти финансовые результаты не всегда находят отражение. Хотя очень важно сформулировать, чего учебное заведение стремится достичь — быстрого роста, расширения доли рынка, рентабельности всех своих подразделений и т. д.

Вместе с тем, обзор работ теоретического и прикладного характера в области управления образовательной деятельностью вуза в настоящее время показал недостаток теоретических и методических разработок по планированию образовательной деятельности вуза. Наличие нерешенных вопросов в данной области предопределило выбор темы, цель, задачи и содержание диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью работы является разработка и совершенствование методических и организационных основ системы планирования образовательной деятельности вуза как надежных инструментов эффективного рыночного развития российских вузов в условиях формирования экономики знаний.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач: выделить основных потребителей рынка образовательных услуг вуза и особенности формирования спроса на образовательные услуги на основе анализа основных направлений и специфики образовательной деятельности вузов в современных условияхвыявить основные тенденции развития образовательной деятельности вузов и важнейшие проблемы, связанные с планированием на основе анализа современного состояния высшей школы Россииобосновать наиболее важные факторы, влияющие на формирование и развитие системы планирования образовательной деятельности вуза, определить основные направления, цели и задачи планирования образовательной деятельности российских вузовобосновать и описать основные элементы системы планирования образовательной деятельности современного российского вузаразработать методику оценки эффективности планирования образовательной деятельности вуза и рекомендации по ее практическому применениюсформировать систему взаимосвязанных отсроченных и опережающих целевых ориентиров образовательной деятельности вуза на основе определения позиционирования специальностей вуза в зависимости от темпов роста и относительной доли рынкаапробировать модели и алгоритмы планирования образовательной деятельности вуза в условиях развивающегося РОУ на примере вузов Московской области для выявления потенциальной потребности в получении образовательных услуг.

Объектом исследования является процесс планирования образовательной деятельности российского вуза в условиях развивающегося рынка образовательных услуг.

Предмет исследования — совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе планирования образовательной деятельности российского вуза.

Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные труды в области стратегического и тактического планирования, работы, связанные с управлением и планированием деятельности вуза, принципы системного подхода, методы программно-целевого программирования, представленные работами отечественных и зарубежных ученых.

В диссертационной работе использовались такие общенаучные методы N исследования, как системный подход, методы анализа и синтеза, методы наблюдения и сравнения, экономико-статистические методы, методы стратегического анализа, анкетирование и др.

Информационную базу исследования составляют материалы, содержащиеся в публикациях российских и зарубежных экономистов. Эмпирической основой исследования послужили данные статистики РФ и Московской области, отчеты о самообследовании университетов РФ, их филиалов и другие материалы по исследуемой проблематике.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке методических рекомендаций по совершенствованию системы планирования образовательной деятельности вуза.

Основные научные результаты, полученные лично автором:

Обоснованы ключевые элементы системы планирования образовательной деятельности вуза, выделены факторы, оказывающие влияние на ее развитие и уточнены компоненты процесса разработки комплекса планов образовательной деятельности высшего учебного заведения.

Выявлены и охарактеризованы тенденции развития рынка образовательных услуг по формам обучения и направлениям подготовкиопределены группы специальностей, по которым установлены диспропорции спроса и предложения.

— Уточнена применительно к высшим учебным заведениям С-методика планирования, направленная на совершенствование образовательной деятельности вуза и включающая разработанные показатели оценки эффективности его плановой деятельности.

— Разработана система взаимосвязанных целевых ориентиров образовательной деятельности российского вуза на основе определения позиционирования специальностей вуза в зависимости от темпов роста и относительной доли рынка.

— Предложены практические рекомендации по планированию приема студентов заочной формы обучения на базе экспериментальной оценки связи между занимаемыми должностями и их потребностями в получении второго высшего образования по группам специальностей на примере региональных вузов.

Указанные положения соответствуют п. 15.103. Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка, Паспорта специальности ВАК РФ 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами — сфера услуг).

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в разработке научно-методических рекомендаций, которые могут быть внедрены в систему планирования деятельности вуза и в практику управления высшими учебными заведениями, как эффективных инструментов, способствующих обеспечению своевременного удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики в соответствующих специалистах в условиях рыночной экономики и способствующих плавному переходу региона к устойчивому развитию.

Теоретические и методические положения работы могут быть применены в вузах в процессе преподавания по направлению «Менеджмент» в магистерских программах: «Менеджмент в образовании», «Менеджмент»,.

Менеджмент организации", а также в управлении развитием вуза и повышении его конкурентоспособности в современных условиях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации в течение последних лет докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и вузовских научно-практических конференциях: VIII и IX Международных научно-практических конференциях «Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения» (Москва, 2006 г., 2007 г.), VII Международной научно-практической конференции «Молодые ученые — промышленности, науке, технологиям и профессиональному образованию: проблемы и новые решения» (Москва, 2007), IV Общероссийской научной конференции «Современные проблемы науки и образования» (Москва, 2009 г.).

Результаты исследования использованы в работе круглого стола с участием СПФ ГОУ МГИУ и Администрации г. Сергиев Посад Московской области, на котором обсуждались вопросы динамики рынка образовательных услуг и трудоустройства специалистов. Они легли в основу предложенных нами рекомендаций по организации мониторинга, расчету текущих и перспективных потребностей экономики Сергиево-Посадского района в соответствующих специалистах, способствующих плавному переходу района к устойчивому развитию.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс Российского государственного университета туризма и сервиса и в процесс планирования образовательной деятельности Московского государственного индустриального университета.

Публикации по теме диссертации. Автором опубликовано 14 научных работ общим объемом 5,2 п.л., в том числе лично автором 3,4 п.л. Из них 9 публикаций в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура и содержание диссертации. В соответствии с поставленной целью и логикой исследования диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы и рекомендации по планированию образовательной деятельности вуза могут использоваться менеджментом в управлении развитием вуза в условиях рыночной экономики, способствуя обеспечению своевременного удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики в соответствующих специалистах и плавному переходу регионов к устойчивому развитию.

Таким образом, планирование образовательной деятельности вуза способно обеспечить общество и органы государственного управления выверенными и внутренне согласованными стратегическими и тактическими планами деятельности, что рационализирует и оптимизирует деятельность региональных и федеральных органов управления образованием, самих вузов, делая ее более определенной, ясной, понимаемой и контролируемой.

Заключение

.

Российское высшее профессиональное образование в настоящее время испытывает на себе противоречивое влияние рынка и государства. Рынок — это стихийный процесс, постоянно требующий тех или иных специалистов. Государство — это орган, стремящийся управлять высшим профессиональным образованием. Поставленная в диссертационной работе задача поиска диалектического сочетания указанных механизмов решается с помощью планирования при условии постоянного мониторинга текущих потребностей рынка в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. Реализация данной задачи происходит с пониманием того, что интересы регионов не всегда совпадают с интересами страны и общества в целом. Образовательная политика региона часто имеет свои цели. Но, она не должна вступать в противоречие с целевыми установками федеральных программ образования и общемировыми тенденциями развития образования. При этом необходимо учитывать то, что образовательный процесс дает свои результаты через 10−20 лет. Результаты исследования являются тому подтверждением. В настоящее время наблюдается перепроизводство одних и недопроизводство других специалистов. Кроме того, проведенное исследование подтвердило, что в каждом регионе, согласно законам рынка, нужно производить такое количество образовательных услуг, которое учитывает не только реальные потребности населения, но и наличие адекватного платежеспособного спроса на них. В противном случае, часть специалистов, подготовленных в данном регионе, может уходить в другие страны и регионы. Реальные потребности региона, подготовившего данных специалистов, остаются неудовлетворенными.

На основе обобщенных результатов проведенного исследования, представлены следующие основные выводы и рекомендации по планированию образовательной деятельности вуза:

— определено, что традиционные методы планирования не соответствуют современным реалиям, установлена потребность в планировании развития высшего образования как рыночно-ориентированной системы;

— обоснована необходимость планирования образовательной деятельности вуза в условиях развивающегося рынка образовательных услуг. Являясь субъектом рынка образовательных услуг, вуз формирует свою организационную структуру и деятельность на принципах планирования и использования маркетинга;

— сформулированы важнейшие направления и цели деятельности вуза по выделенным основным видам образовательной деятельности вуза: образование по основным образовательным программам ВПО, дополнительное образование, послевузовское образование, международная образовательная деятельность;

— выявлены тенденции развития рынка образовательных услуг по формам обучения, направлениям подготовки и определены группы специальностей, по которым установлена диспропорция спроса и предложения;

— определены ключевые элементы системы планирования образовательной деятельности вуза и выявлены факторы, оказывающие влияние на ее формирование и развитие;

— уточнены компоненты процесса разработки комплекса планов образовательной деятельности высшего учебного заведения;

— предложена С-методика, включающая показатели оценки эффективности планирования образовательной деятельности вуза, и описан механизм ее практического применения;

— разработана система взаимосвязанных целевых ориентиров образовательной деятельности российского вуза на основе определения позиционирования специальностей вуза в зависимости от темпов роста и относительной доли рынка;

— предложена методика экспериментальной апробации алгоритма оценки потребности в получении второго высшего образования по группам специальностей, на основе анализа причинно-следственных связей и закономерностей в отношении потенциальных абитуриентов на примере региональных вузов.

— сценарии использования моделей, методик и алгоритмов планирования образовательной деятельности вуза в современных условиях могут быть внедрены в практику планирования высших учебных заведений, как продуктивные инструменты, способствующие эффективному развитию вуза и повышению его конкурентоспособности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 11-е изд. — М.: Ось-89, 2006. — 64 с.
  2. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М.: Омега-JI, 2006. — 48 с.
  3. Указ Президента РФ от 4 марта 2010 г. № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 5127.
  4. Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года. Электронный ресурс. -http://www.kremlin.ru (дата обращения: 11.12.07).
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации». Электронный ресурс. http://base.consuItant.ru (дата обращения: 1.08.09).
  6. Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 1999 г. № 2021-р «О разработке стратегического плана развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 50. — Ст. 6247.
  7. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу: Материалы комиссии Г. Грефа, 2001 г. Электронный ресурс. -http://www.government.gov.ru. (дата обращения: 9.12.07).
  8. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации Электронный ресурс. / Министерство регионального развития Российской Федерации. http://www.minregion.ru. (дата обращения: 9.12.08).
  9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Электронный ресурс. М., 2007. http://oilworld.ru. (дата обращения: 19.07.08).
  10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. -2002. № 2.
  11. Уточненный прогноз социально-экономического развития на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов. http://www.economy.gov.ru
  12. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001−2005 годы)»: эффективность и перспективы Электронный ресурс. / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. — № 31 (251) -http://www.budgetrf.ru. (дата обращения: 9.12.07).
  13. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы / Утверждена постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2005 г., № 803. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 2. — Ст. 186.
  14. Комментарий к закону Российской федерации «Об образовании» / Отв. Ред. А. Н. Козырин, В. В. Насонкин. М.: Юристъ, 2006. — 509 с.
  15. IV Национальный конгресс «Приоритеты развития экономики. Модернизация и технологическое развитие экономики России». Агентство Федеральных Программ. http://www.rosagentstvo.ru
Заполнить форму текущей работой