Разработка содержания пропедевтического курса химии и методика его изучения с учащимися начальных классов
![Диссертация: Разработка содержания пропедевтического курса химии и методика его изучения с учащимися начальных классов](https://niscu.ru/work/3596871/cover.png)
Полученные в ходе обучающего эксперимента данные позволяют сделать вывод о возможности осознанного усвоения химических знаний и умений учащимися начальных классов при условии обучения их по программе специально сконструированного пропедевтического курса химиии применения методов, специфических для начальной школы.2.Под влиянием специальным образом сконструированного содержания обучения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Система химических знаний в курсе естествознания
- 1. 1. Проблема становления и развития химических знаний в курсе естествознания в школах дореволюционной России
- 1. 2. Система химических знаний в курсе естествознания в школах советского периода
- 1. 3. Система химических знаний в естественнонаучных курсах современной начальной школы
- 1. 4. Констатирующее исследование состояния проблемы пропедевтики химических знаний в начальной школе
- Глава 2. Психологические особенности учащихся начальных классов и их учет в процессе обучения пропедевтическому курсу химии
- 2. 1. Особенности психических процессов у учащихся начальных классов
- 2. 2. Мышление младшего школьника
- Глава 3. Концепция и методология разработки содержания пропедевтического курса химии для учащихся начальных классов
- 3. 1. Конструирование содержания пропедевтического курса химии
- 3. 2. Методика обучения учащихся пропедевтическому курсу химии
- Глава 4. Экспериментальное исследование обучения учащихся начальной школы пропедевтическому курсу химии
- 4. 1. Методика проведения и результаты поискового эксперимента
- 4. 2. Исследование качества химических знаний и умений учащихся начальных классов в условиях обучающего эксперимента
- Выводы
Разработка содержания пропедевтического курса химии и методика его изучения с учащимися начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования определяется объективными потребностями общества в реформировании формального химического образования, обусловленными закономерными тенденциями развития общеобразовательной школы: дифференциация содержания образования, интеграция, учебных курсов, гуманизация и гуманитаризация образования.
В связи с переходом на обязательное девятилетнее образование происходят изменения в структуре и содержании школьного предмета химии^Ученьши: химиками, методистами, педагогами разработаны программы по химии и методическое обеспечение к ним для разных профилей школьного обучения и разных типов средних образовательных учреждений. Эти программы призваны обеспечить вариативное, уровневое обучение химии учащихся старших классов.
Однако наряду с положительными изменениями в школьном химическом образовании наблюдаются и негативные явления:
— в связи с гуманитаризацией образования произошло сокращение числа часов на изучение химии. В последнем варианте базисного учебного плана недельная нагрузка по химии составляет во всех классах два часа в неделю;
— экзамен по химии перестал быть обязательным для всех учащихся;
— предмет химия, как и прежде, вводится в учебный план позднее других естественнонаучных дисциплин — с 8-го класса;
— в средствах массовой информации муссируется только отрицательная роль химии, которую представляют основной причиной всех экологических проблем. Это способствует усилению хемофобии в обществе и нежеланию изучать данный предмет.
Таким образом, в химическом образовании существует ряд противоречий:
— противоречие между положительной ролью химии в создании научного фундамента других естественных наук, в производстве веществ с заданными свойствами, в познании окружающего мира и повышении культурного уровня с одной стороны, и снижением удельного веса химических знаний в общем объеме формального образования с другой;
— противоречие между положительным влиянием химии на формирование научного мировоззрения, на умственное и психическое развитие учащихся и относительно поздним введением данного предмета в базисный учебный план девятилетний школы;
— противоречие между разнообразием учебных программ по химии в среднем и старшем звеньях школьного обучения и практическим отсутствием таковых в начальной школе.
В настоящее время назрела необходимость разработки научно обоснованных программ обучения учащихся младших классов основам химической науки. Внедрение пропедевтических курсов химии на более ранних ступенях обучения позволит в какой-то мере устранить данное противоречие, успешно решать задачи воспитывающего и развивающего обучения младших школьников на химическом материале. Реализация пропедевтического обучения химии возможна на федеральном, региональном и школьном уровнях благодаря особой структуре базисного учебного плана.
В ряде стран мира уже имеется положительный опыт обучения дошкольников и младших школьников основам химии, но в нашей стране такие исследования немногочисленны (О.В. Аквилева, Г. Е. Ковалева, НА. Рыков и др.).
Этим и определяется выбор темы исследования, его актуальность, современность и перспективность. Актуальность исследования детерминирует постановку его цели и задач, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение его гипотезы.
Объект исследования: содержание и процесс обучения предметам естественнонаучного цикла учащихся младших классов.
Предмет исследования: методические подходы к разработке курса и организации процесса обучения химии учащихся начальных классов.
Цель исследования: построить методическую систему обучения химии учащихся начальных классов, включающую конструирование химического содержания и методику организации учебного процесса для его реализации. В основу исследования положена гипотеза:
— химическое содержание может быть адаптировано к возрасту учащихся начальной школы;
— при адекватной возрасту организации процесса обучения химическое содержание может быть сознательно усвоено.
Для достижения цели и проверки рабочей гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
— изучить особенности восприятия и усвоения естественнонаучных знаний учащимися начальной школы:
— разработать методологически обоснованную концепцию отбора и конструирования содержания пропедевтического курса для младших школьников и методику проведения занятий с ними;
— организовать экспериментальное обучение учащихся начальных классов по разработанным программам;
— выработать методику проведения занятий по химии с учащимися начальных классов;
— разработать методические рекомендации для учителей по обучению учащихся начальных классов пропедевтическим основам химии.
Исходными теоретическими основами исследовании послужили :
— современные теории развивающего обучения (ПЛ. Блонский, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, J1.B. Занков и др.);
— психологическая теория деятельности (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.);
— теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);
— интегративный подход в образовании (Т.Г. Браже и др.);
— методические теории и положения методики обучения химии в средней школе (Н.Е. Кузнецова, B.C. Полосин, Г. М. Чернобельская и др.).
Методологическую основу исследования составили:
— на общефилософском уровне — системно-структурный и интегративный под ходы;
— на психолого-педагогическом уровне — деятельностный подход;
— на частно-методическом уровне — концепция межпредметной интеграции знаний, химизации, регионализации, экологизации содержания, организация обучения на основе деятельностного подхода.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
— теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, теоретико-методический анализ состояния проблемы исследования, разработка методической системы обучения пропедевтическим основам химииэкспериментальные: изучение опыта работы учителей, беседы с учителями и учащимися, анкетирование учителей и учащихся, анализ школьной документации, педагогический эксперимент, целенаправленное наблюдение за учащимися, интервьюирование учителей, тестирование учащихся, анализ полученных результатов, обработка экспериментальных данных, обсуждение результатов исследования на семинарах и конференциях.
Эксперимент проводился в 4 этапа в период с 1994 по 1998 г. г. Первый этап — констатирующее исследование состояния проблемы пропедевтики химических знаний в начальной школе. На этом этапе проводилось анкетирование 217 учителей начальных классов и химии: диагностирование 432 учащихся из 12 школ г. Архангельска и Архангельской области, анализ школьной документации, программ и методических пособий.
Второй этап — теоретический — включал определение цели, задач, гипотезы, исходных методолого-теоретических обоснований исследования, создание экспериментальной программыразработку концептуальной модели системы обучения учащихся 2−3 классов пропедевтическому курсу химии. На данном этапе использовались системно-структурный анализ, моделирование (метод графов), интегративный подход.
Третий этап — поисковый эксперимент, в котором участвовало 128 учащихся 4-х школ г. Архангельска и 13 учителей. На основе наблюдений за деятельностью учащихся, бесед и анкетирования учителей и учащихся, анализа результатов текущего контроля знаний и умений учащихся вносились коррективы в теоретическую модель обучения пропедевтическому курсу химии. Четвертый этап — обучающий эксперимент, в котором участвовало 64 учащихся из 2 школ г. Архангельска и Архангельской области. На данном этапе проверялась эффективность разработанной методической системы обучения, обобщение и интерпретация полученных результатов теоретического и экспериментального исследования. Всего в исследовании приняли участие 624 ученика из 18 школ и 232 учителя.
Научная новизна определяется:
— разработкой и научным обоснованием концепции пропедевтических курсов химии для учащихся начальных классов;
— созданием методической системы обучения химии младших школьников, обеспечивающей осознанность усвоения химического содержания.
Практическая значимость исследования заключается в создании программы пропедевтического курса химии для учащихся начальной школы, состоящего из 2-х относительно самостоятельных блоков — модулей: «Вода», «Воздух» — в разработке методического обеспечения к нему и рекомендаций для учителей по реализации созданной модели обучения основам химии в начальном.
ЗВ6Н6<
На защиту выносятся следующие положения:
1. Специфика конструирования пропедевтического курса химии для начальных классов, ориентированного на изучение хорошо знакомых учащимся природных объектов — воды и воздуха, позволяет отобрать доступный для них минимум химического материала.
2. Методические решения по реализации в учебном процессе химического содержания могут быть успешными и обеспечить сознательность усвоения, если используются методы, специфические для начальной школы.
Апробация и внедрение результатов работы.
Материалы диссертации докладывались на методическом семинаре в МПГУ (1997г.), на научной секции в МПГУ (1997г.), научно-методических конференциях в АОИППК (1994, 1995 гг.), на Ломоносовских чтениях в ПТУ и ПМПУ им. М. В. Ломоносова в Архангельске (1994, 1995 гг.), на Ломоносовских педагогических чтениях в АОИППК (1996, 1998гг.), на заседании кафедры неорганической химии и методики преподавания химии МПГУ (1996, 1998 гг.).
1.Полученные в ходе обучающего эксперимента данные позволяют сделать вывод о возможности осознанного усвоения химических знаний и умений учащимися начальных классов при условии обучения их по программе специально сконструированного пропедевтического курса химиии применения методов, специфических для начальной школы.2.Под влиянием специальным образом сконструированного содержания обучения, адаптированного к возрасту з^ащихся, и на основе технологии обучения, учитывающей особенности химического содержания курса и методов химического познания, происходят качественные изменения в протекании психических процессов младших школьников, что проявляется в осознанности усвоения химических знаний и успешном формировании химических экспериментальных умений. Результаты проведенного исследования подтверждают основные положе ния его гипотезы и позволяют сделать следующие выводы: • сформулирована и научно обоснована концепция конструирования содержания пропедевтического курса химии в начальной школе и доказано, что оно может быть усвоено учащимися начальной школы при условии соблюдения принципов интегративности, экологизированности, связи с окружающей действительностью при четко выраженных пропедевтических свойствах, а также доступности и со ответствия возрастным особенностям учащихся- • исследование показало, что обз^ение химии в начальной школе определяется спецификой его организации, основанной на особенностях психологии данного возраста и з^штывающей существующие методики обучения младших школьни ков. Таким образом, должен соблюдаться баланс между химическим содержа нием курса, химическими методами познания и методами обучения, применяе мыми в начальной школе- • исследование подтвердило идею о том, что в основу организации процесса обучения следует положить разнообразные виды практической деятельности учащихся в соответствии с требованиями деятельностного подхода- • проведенный педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую в исследо вании гипотезу о возможности осознанного усвоения химических знаний уча щимися 2 и 3 классов и показал, что адаптация химического материала для 2 класса требует иного, по сравнению с 3 классом, подхода в связи с недостаточной сформированностью у второклассников общез^ебных умений. • результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования могут быть использованы для совершенствования теории и методики пропедевтики химических знаний.
Список литературы
- Аквилева Г. Н. и др. Преподавание природоведения в малокомплектной школе: Пособие для учителя трехлет. нач. шк. /Г.Н.Аквилева, Е. А. Постникова, Г. Ф. Суворова. — 2-е изд., дораб. — М.:Просвещение, 1990. — 95 с.
- Аквилева О.В. О возможности усвоения основ строения физических тел учащимися 4-х классов. //Природоведение и биология. — Л., 1972. — 67−73.
- Александров А. Родная природа: Начатки естествознания для двухклассных сельских училищ. — Киев, 1912.
- Алексеев П.В. Теория познания и диагностика: Учеб. пособие для ВУЗов. — М.:Высш. шк., 1991. — 383 с.
- Анцибор М.М., Голованова Н. Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.:Просвещение, 1990. -160 с.
- Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. — 14 изд., доп. — М.:Мысль, 1987. — 399 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. -М.:Педагогика, 1989. — 560 с.
- Беспалько В. Диагностика успешности овучепия. //Пед. вестник. — 1994. — № 3(99) — № 6 (102).
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с. Ю. Блонский П. П. Избранные психологические произведения. — М.: Просвещение, 1964. — 548 с.
- Богоявленский Д.Н., Мен"?инская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. — М., 1969. 347 с. 11. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: Знание, 1983. — 96 с.(Новое в жизни, науке, технике. Сер."Педагогика и психология" — №
- Вагнер Ю.Н. Методические указания к начальному курсу природоведения. — Киев, 1912.-20 с.
- Вагнер Ю.Н. Начальный курс природоведения. 4. 1−3. Киев, 1914. — 3 т. 4.1. Неживая природа. 1916. -126 с.
- Васильева Л.В., Кащенко Б. П. Руководство к преподаванию начального курса природоведения. — М., 1912.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. //Вопросы психологии. -1990. — № 4.
- Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте. //Вопросы психологии. — 1987. — № 4. 135−139.
- Веракса Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста.: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.-М., 1977.-15 с.
- Вергелес Г. И. Дидактические основы учебной деятельности младших школьников.: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук. — Л., 1990. -33 с.
- Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.: Докл. на соиск. учен. степ, д-ра наук. М., 1994.
- Возрастная и педагогическая психология: Тексты. /Сост. и коммент. Шуаре Марта О. — М.:Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 272 с.
- ВОЛКОВ К. Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя. /Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Просвещение, 1981. -128 с.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. /Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 287 с.
- Воспитание и развитие детей в процессе начального обучения. /Под ред. А. М. Сорокиной, К. Т. Голенкиной — М.:Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 343 с. ЗО. Всесвятский Б. В. Как преподавать естествознание в начальной школе. Вып. 1−4. М., 1936
- Всесвятский Б.В. Политехническое обучение в связи с преподаванием естествознания в школе. — М., 1959. — 228 с,
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Под. ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во МГУ, 1981. — 97−101.
- Гаркунов В.П., Лившиц А. И. Об усвоении уч-ся 4 класса естественнонаучных понятий на основе атомно-молекулярной теории. //Природоведение и биология. — Л., 1972. — 87−95.
- Герд А.Я. Мир божий. Земля, воздух и вода. — СПб, 1883. -102 с. Зб. Герд А. Я. Первые уроки минералогии: Пособие для родителей и наставников. — СПб, 1869. -160 с.
- Герд В.А. Естествознание как отдельный предмет в курсе начальной школы. -Б.М., 1917.-114C.
- Грехова Л.И. Опыт построения системы первоначальных представлений и понятий о неживой природе: Автореф. дис.канд. пед. наук. — М., 1966. — 26 с.
- Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. — М.:Педагогика, 1987. -160 с.
- Давыдов В .В. Виды обобщения в обучении: Логико-психол. проблемы построения учеб. предметов. — М.:Педагогика, 1972. — 424 с.
- Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего. //Возрастная и педагогическая психология: Тексты. — М.:Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 109−118.
- Давыдов В.В. О перспективах теории деятельности, //Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. — 1993. — № 4. — 25−31.
- Давыдов В.В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте. //Возрастная и педагогическая психология: Тексты. — М.:Изд-во Моск. ун-та, 1992.-С.132−148.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. /Под ред. В. И. Лубовского. — М.:Педагогика, 1985. — 192 с.
- Дорошкевич Б.К. Естествознание в школьной практике. — М., 1916. -172 с. 48, Дорошкевич Б. К. Практическое руководство к постановке элементарного курса естествознания. Неживая природа /воздух, вода и земля/.Пг., 1916. -172 с.
- Иванцов Н.А. Природоведение: первоначальное знакомство с явлениями природы путем наблюдений и опытов: Для мл. кл. сред. уч. заведений, гор. училиш- и школ. — М., 1907. — 257 с.
- Исаев Д.А. Формирование первоначальных физических представлений у учащихся младшего подросткового возраста.: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992.-15 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников: проблемы приемов умственной деятельности. — М.: АПН РСФСР, 1962.-376 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М.:Просвещение, 1968. — 288 с.
- Казанский Н.Г., Назарова Т. С. Дидактика /начальные классы/: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.:Просвещение, 1978. — 224 с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. — М.:3нание, 1979. — 48 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер."Педагогика и психология". — № 5).
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: Учеб. пос. для студ. пед. ин=тов. — М.:Просвещение, 1980. — 159 с.
- Киселев Ф.С. Изучению биологии должен предшествовать курс неживой природы. //Биология в школе. -1969. — № 3. — 58. бО. Клепинина З. А. Природоведение: Учеб. для 2 кл. трехлет. нач. шк. — 7-е изд. — М.:Просвещение, 1995. — 128 с.
- Клепинина З.А. Природоведение: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. — 5-е изд. — М. .-Просвещение, 1992. — 128 с.
- Ковалева Г. Е. Методика формирования и развития природоведческих понятий в 4 классе: Учеб. пособие. — Л. — 1975. — 144 с.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. — 2-е изд., доп. — М.:Просвещение, 1982. — 223 с.
- Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. — М.:Просвещение, 1991. — 160 с. — (Б-ка учителя биологии). Гл. VII. Об интегрированных курсах и их биологических разделах. — 129−138.
- Конюхов Н.Н. Словарь — справочник практического психолога. — Воронеж, 1996. — 224 с.
- Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 336 с.
- Крутецкий В.Н. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для Зрителей и кл. рук. — М.:Просвещение, 1976. — 303 с.
- Лавров А.Н. Пропедевтический курс неживой природы необходим. //Биология в школе. -1969. — № 3. — 58−59.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М. Ледагогика, 1971. — 280 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения в 2-х томах. — Т. 2.' - М. Ледагогика, 1983. — 320 с.
- Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пер. ин- тов. — М.:Просвещение, 1971. — 415 с.
- Макареня А.А. Методология химии: Пособие для учителя. М.:Просвещение, 1985. — 160 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.:Просвеш-ение, 1990. — 192 с. -(Психол. наука — школе).
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М.:Педагогика, 1984. — 144 с.
- Мельчаков Л.Ф., Скаткин М. Н. Природоведение: Учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. — 6-е изд. — М.:Просвещение, 1990. — 240 с.
- Менчинская Н.А., Сабурова Г. Г. Проблема обучения и развития. //Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе психологов. — М.:Просвеш-ение, 1969. — 57−106.
- Меньшикова Е.А. Чему и как учили в народной начальной школе: из истории образования в Москве. //Нач. шк. -1993. — ШЗ. — 21−29.
- Методика преподавания естествознания. /Под ред. П. И. Боровицкого. — Л., 1955. — 668 с.
- Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. /Под ред. Н. Е. Кузнецовой. — М.:Просвещение, 1984. — 415 с.
- Методы первоначального обучения: В 2 ч. Ч.2 «Естествознание, география, рисование». //Педагогическая академия в очерках и монографиях: Воспитание в семье и школе: В 15 т./Под ред. А. П. Нечаева. — М., 1912. — т.11. -214 с.
- Минченков Е.Е. О программе учебного предмета. //Химия в шк. — 1996. — № 1,2.
- Назаренко В.М. Природоведение глазами химика. //Обруч. — 1997. — № 2. — 13−14.
- Неживая природа: Экспериментальное учебное пособие по природоведению. IV класс. /Под ред. Н. А. Рыкова. = М.:Педагогика, 1975. -152 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: С древних времен до конца XVII в./П/ ред. Э. Д. Днепрова. — М.:Педагогика, 1989. — 480 с.
- Павлов А.П. Курс мироведения в младших классах средних з^ чебных заведений, — М., 1901. — 10 с.
- Павлович А. Как преподавать начальные знания о неживой природе. — М. -Л.:А1Ш РСФСР, 1948. -180 с. Юб. Павлович А. Практика преподавания естествознания в начальной школе: Пособие для учителей. — М. — Л.:Учпедгиз5 1936. — 212 с.
- Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов. — М.:Просвещение, 1990. -192 с.
- Педагогическая энциклопедия: В 4 т. /Гл. ред. И. А. Каиров. — М.:Сов. Энциклопедия, 1964.
- Педагогический словарь: В 2 т. — М.:Изд-во АПН, 1960. Педагогический словарь: В 2 т. /Гл. ред. И. А. Каиров. — М.:Изд-во АПН, 1960.
- Перротте А.А. Изучение природы в связи с уроками русского языка в I и II классах. — М.:Учпедгжз, 1961. — 204 с. ПЗ. Перротте А. А. Опыт преподавания курса неживой природы в начальной школе: Пособие для учителей нач. шк. — М.:Учпедгиз, 1951. — 211 с.
- Пинкевич А.П. Методика начального курса естествознания (природоведения). — Пг, 1922. — 227 с.
- Пинкевич А.П. Советская педагогика за десять лет (1917−1927). — 2-е изд. — М.:Раб. просвещения, 1927. -146 с. Пб. Плешаков А. А. Природоведение в 3 классе: Метод, рекомендации к учеб: Кн. для учителя. — М.:Просвещение, 1993. — 64 с.
- Т.Плешаков А. А. Природоведение: Проб. учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк, /Под ред. И. Д. Зверева. — М.:Просвещение, 1992. -192 с.
- Плешаков А.А. Природоведение: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. /Под ред. И. Д. Зверева. — М.:Просвещение51 992. -160 с.
- Полосин B.C. Особенности и классификация демонстраций по химии. //Химия в школе. — 1985. — № 5. — 48−52.
- Полосин B.C., Прокопенко В. Г. Практикум по методике преподавания химии: Учеб. пособие для пед. ин-тов. — 6-е изд., перераб. — М.: Просвеш-ениеД989. — 234 с.
- Полосин B.C. Школьный эксперимент по неорганической химии: Пособие для учителей. — М.: Учпедгиз, 1959. — 298 с.
- Полянский И.И. Методика начального естествоведения. — Пг. — М., 1917. — 200 с.
- Полянский И.И. …О трех царствах природы. П.б., 1904. — 218 с.
- Программа восьмилетней школы. Начальные классы 1−3. — М., 1974.
- Программа начальной школы. — М.:Учпедгиз, 1953.
- Программы восьмилетней школы. Природоведение. 4 класс. — М., 1961.
- Программы начальной школы (городской и сельской). — М., 1932. — 31.
- Программы начальной школы. — М., 1953.
- Программы обш-еобразовательных учреждений: Начальные классы (1−3) — М.:Просвещение, 1994. -160 с.
- Психологические возможности младших школьников в усвоении математики. /Под ред. В. В. Давыдова. — М.:Просвещение, 1969. — 288 с.
- Психологические проблемы учебной деятельности школьника. /Под ред. В. Б. Давыдова. — М.:Сов. Россия, 1977. — 311 с.
- Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах: Пособие для учителя. / П/ ред. М. П. Кашина. — М.:Просвещение, 1978. -239 с.
- Развитие з^ащихся вторых классов в процессе обз^ения и воспитания: опыт экспериментальной работы. — Л., 1970. — 326 с.
- Развитие школьников в процессе обучения (III-IV классы). /Под ред. Л. В. Занкова. — М. Лросвещение, 1967. -175 с.
- Райков Б.Е. Методика начального природоведения. //Педагогическое обозрение. — 1912. = № 1. — 28−37.
- Райков Б.Е. Михаил Васильевич Усков (к семидесятилетию со дня рождения). //Естествознание в школе. — 1926. — № 3. — 19−23.
- Рогинский В.М. Азбука педагогического труда: Пособие для начинающего преподавателя технического вуза. — М.:Высш. шк., 1990. — 112 с.
- Рубцов В.В. О логико-психологических предпосылках построения экспериментальной программы по физике в средней школе. //Психологические проблемы учебной деятельности школьника. — М.:Сов. Россия, 1977.-С. 181−190.
- Рувинский Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. — М.:Просвеш-ение, 1982. -143 с.
- Рыков Н.А., Гаркунов В. П., Переверзев Б. И. Школьному курсу природоведения атомно-молекулярную основу. //Природоведение и биология. — Д., 1972, 21−28.
- СеврукЛ.С. Методика начального курса естествознания. — СПб, 1902.-428 с.
- Скаткин Н.М. Методика естествознания в начальной школе. — М.:Учпедгиз, 1946, 206 с.
- Сковородкина И.З. Основы дидактики с элементами преподавания естественнонаучных дисциплин: Учеб. пособие. — Архангельск, Изд-во Поморского междунар. пед. ун-та, 1995. -176 с.
- Словарь русского языка: в 4 т. -М.:Рус.яз, 1982. -т.2. -с.652
- Совершенствование обз^ения младших школьников. /Под ред. А. М. Пышкало. — М.:Педагогика, 1984. — 128 с.
- Сохор A.M. Методологические проблемы системно-структурного исследования учебного материала. //Новые исследования в педагогике: Сб. Статей. -М., 1972. -вып. 6. -С. 48−54.
- Спиркин А. Г, Основы философии: Учеб. пособие для ВУЗов. — М.:Политиздат, 1988. — 592 с.
- Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Кн. для учителя. /Г.Ф.Суворова, Я. В. Владимиров, А. В. Поляков и др.- Под ред. Г. Ф. Суворовой. — 2 изд., перераб. — М.:Просвещение, 1990. — 160 с. -(Б-ка учителя нач. классов).
- Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения: Пособие для учителя. — М.:Просвещение, 1976. — 207 с.
- Стрезикозин В.П. Урок в сельской малокомплектной школе. — М.:Педагогика, 1972. — 232 с.
- Суворова Г. Начальная школа: ступенька вниз. //Нар. образование. — 1997. — № 6.-0 .47−51.
- Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления. //Советская педагогика. -1967. № 1.
- Талызина Н. Ф, Концепция начального образования, разрабатываемая под руководством Н. Ф. Талызиной и Н. Г. Салминой. //Начальное образование в России: инновации и практика. /Под ред. А.Русакова. — М.:Школа, 1994. -С.58−60.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. — М.:Просвеш-ение, 1988. — 175 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М.:3нание, 1983. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер, «Педагогика и психология" — № 3).
- Таскаева Л.Г., Нестерова Л. Н. Химия в младших классах. //Химия: приложение к газете „Первое сентября“, 1994, Х9 № 23−24, 3−4.
- Таскаева Л.Г., Нестерова Л. Н. Программа спецкурса „Воздух“. //Химия: приложение к газете „Первое сентября“, 1994, К» 46. 4−5.
- Тетюрев В.А. Естествознание. Учебник для начальной школы. В 2 ч. — М. гУчпедгиз, 1942.
- Типические особенности умственной деятельности младших школьников. /Под ред. Ф.Жуйкова. -М.:Просвеш-ение, 1968. -232 с.
- Трояновский И.И. Курс природоведения. 4.1. Воздух, вода и земля: Для мл. кл. ср. учеб. завед. и торговых шк. -3-е изд. — М., 1910. -224 с.
- Трояновский И.И. Природа и ее явления. — Курск, 1927. -253 с.
- Трухина М.Д. Конструирование и методика изучения пропедевтических курсов химии для учащихся 7-х классов средних школ: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998. 16 с.
- Ульянинский В.Ю. Азбука естествознания в объеме школы I ступени.Вьш. 1−3.-Л., 1925. 1б9, Ульянинский В. Ю. Неживая природа. Учебник природоведения. — Н. -Пг., 1923.-144 с.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование у учап.-ихся учебных умений. — М.:3нание, 1987. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 7),
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учапдихся на уроках физики. — М.:Просвещение, 1988. — 112 с. — (Б-ка учителя физики).
- Усова А.В., Завьялов В. В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. — М.:Просвещение, 1984. -143 с. — (Б-ка учителя физики).
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. — М.:Педагогика, 1986. — 176 с.
- Усова А.В., Чистова Е. Н. Первоначальные сведения по физике в 4 классе, //Начальная школа. — 1965. — № 5.
- Учителю начальной школы. /Сост. Н. Г. Казанский, Т. С. Назарова. — М: Просвещение, 1964. — 287 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. /Под ред. А. И. Пискунова. -МлПедагогика, 1974.
- Федорова В.Н. Развитие методики естествознания в дореволюционной России.-М., 1958.-434 с.
- Федорова В.Н., Якупов З. Методика обучения природоведению в .4 классе: Пособие для зрителя. -2 изд., перер. — М.:Просвещение, 1983. -128 с.
- Федорова В.Н., Якупов З. Уроки природоведения в IV классе: Метод. рекомендации в помощь учителю. — Казань, 1971.-91 с.
- Философский словарь. /П. ред. И. Т. Фролова. — М.:Политиздат, 1991, — 560 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования. /Под ред. В. В. Давыдова. — М.:ИНТОР, 1994. -128 с. — (Теория и практика развивающего обучения).
- Формирование интереса к учению у школьников. /Под ред. А. К. Марковой. — М.:Педагогика, 1986. -192 с.
- Формирование з^ебной деятельности школьников. /Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. — М.:Педагогика, 1982. — 216 с.
- Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М.Фридман, Т. А. Пушкина, И. О. Каплунович. — М.:Просвещение, 1988. — 207 с. — (Психол. наука — школе).
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. психологии. — М.:Просвещение, 1983. -160 с.
- Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.:Просвещение, 1987. — 256 с.
- Чудинова Е.В., Букварева Е. Н. Естествознание. 2 класс: Метод, пособие для учителя. — М.:МИРОС, 1994. -111 с.
- Шабалина З.П. Твой первый класс, учитель: Кн. для учителя. — М.:Просвещение, 1993. -191 с.
- Шалаев В.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. для учительских ин-тов. — 3-е изд. — М., 1954. — 286 с.
- Шодиев Д. Курс природоведения важен для всех предметов естественно- математического цикла. //Биология в школе. -1969. — № 3. — 59−60.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М. Лросвещение, 1979. — 160 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. М.:Просвещение, 1986. -144 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М.:3нание5 1974. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 10).
- Энциклопедия комплексного преподавания. /Под ред. В. Иванова и др. — Л.:Изд-во «Брокгауз>-.й'фрон», 1928. — 200 с.
- Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. /Под ред. М.ДСкаткина. — М., 1951. — 234 с.
- Якупов З. Формирование у учащихся 4 класса научных понятий в процессе обучения природоведению: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, 1969. — 23 с.
- Водная среда обитания.
- Наземно-воздушная среда обитания.
- Пресноводные водоемы.
- Экологические группы растений.
- Экологические факторы.
- Атмосферное давление.
- Состав воды /соленая, пресная/.
- Охрана среды. Элементы содержания
- Содержание воды в органах.
- Участие воды в процессах жизнедеятельности.
- Процессы жизнедеятельности /человек, животные/.
- Процессы жизнедеятельности /растения/. 11. корень.
- Процесс всасывания воды и минеральных веществ.
- Передвижение воды и веществ.
- Приспособление к уменьшению испарения.
- Водно-солевой обмен.
- Условия жизни растений.