Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка содержания пропедевтического курса химии и методика его изучения с учащимися начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные в ходе обучающего эксперимента данные позволяют сделать вывод о возможности осознанного усвоения химических знаний и умений учащимися начальных классов при условии обучения их по программе специально сконструированного пропедевтического курса химиии применения методов, специфических для начальной школы.2.Под влиянием специальным образом сконструированного содержания обучения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Система химических знаний в курсе естествознания
    • 1. 1. Проблема становления и развития химических знаний в курсе естествознания в школах дореволюционной России
    • 1. 2. Система химических знаний в курсе естествознания в школах советского периода
    • 1. 3. Система химических знаний в естественнонаучных курсах современной начальной школы
    • 1. 4. Констатирующее исследование состояния проблемы пропедевтики химических знаний в начальной школе
  • Глава 2. Психологические особенности учащихся начальных классов и их учет в процессе обучения пропедевтическому курсу химии
    • 2. 1. Особенности психических процессов у учащихся начальных классов
    • 2. 2. Мышление младшего школьника
  • Глава 3. Концепция и методология разработки содержания пропедевтического курса химии для учащихся начальных классов
    • 3. 1. Конструирование содержания пропедевтического курса химии
    • 3. 2. Методика обучения учащихся пропедевтическому курсу химии
  • Глава 4. Экспериментальное исследование обучения учащихся начальной школы пропедевтическому курсу химии
    • 4. 1. Методика проведения и результаты поискового эксперимента
    • 4. 2. Исследование качества химических знаний и умений учащихся начальных классов в условиях обучающего эксперимента
  • Выводы

Разработка содержания пропедевтического курса химии и методика его изучения с учащимися начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется объективными потребностями общества в реформировании формального химического образования, обусловленными закономерными тенденциями развития общеобразовательной школы: дифференциация содержания образования, интеграция, учебных курсов, гуманизация и гуманитаризация образования.

В связи с переходом на обязательное девятилетнее образование происходят изменения в структуре и содержании школьного предмета химии^Ученьши: химиками, методистами, педагогами разработаны программы по химии и методическое обеспечение к ним для разных профилей школьного обучения и разных типов средних образовательных учреждений. Эти программы призваны обеспечить вариативное, уровневое обучение химии учащихся старших классов.

Однако наряду с положительными изменениями в школьном химическом образовании наблюдаются и негативные явления:

— в связи с гуманитаризацией образования произошло сокращение числа часов на изучение химии. В последнем варианте базисного учебного плана недельная нагрузка по химии составляет во всех классах два часа в неделю;

— экзамен по химии перестал быть обязательным для всех учащихся;

— предмет химия, как и прежде, вводится в учебный план позднее других естественнонаучных дисциплин — с 8-го класса;

— в средствах массовой информации муссируется только отрицательная роль химии, которую представляют основной причиной всех экологических проблем. Это способствует усилению хемофобии в обществе и нежеланию изучать данный предмет.

Таким образом, в химическом образовании существует ряд противоречий:

— противоречие между положительной ролью химии в создании научного фундамента других естественных наук, в производстве веществ с заданными свойствами, в познании окружающего мира и повышении культурного уровня с одной стороны, и снижением удельного веса химических знаний в общем объеме формального образования с другой;

— противоречие между положительным влиянием химии на формирование научного мировоззрения, на умственное и психическое развитие учащихся и относительно поздним введением данного предмета в базисный учебный план девятилетний школы;

— противоречие между разнообразием учебных программ по химии в среднем и старшем звеньях школьного обучения и практическим отсутствием таковых в начальной школе.

В настоящее время назрела необходимость разработки научно обоснованных программ обучения учащихся младших классов основам химической науки. Внедрение пропедевтических курсов химии на более ранних ступенях обучения позволит в какой-то мере устранить данное противоречие, успешно решать задачи воспитывающего и развивающего обучения младших школьников на химическом материале. Реализация пропедевтического обучения химии возможна на федеральном, региональном и школьном уровнях благодаря особой структуре базисного учебного плана.

В ряде стран мира уже имеется положительный опыт обучения дошкольников и младших школьников основам химии, но в нашей стране такие исследования немногочисленны (О.В. Аквилева, Г. Е. Ковалева, НА. Рыков и др.).

Этим и определяется выбор темы исследования, его актуальность, современность и перспективность. Актуальность исследования детерминирует постановку его цели и задач, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение его гипотезы.

Объект исследования: содержание и процесс обучения предметам естественнонаучного цикла учащихся младших классов.

Предмет исследования: методические подходы к разработке курса и организации процесса обучения химии учащихся начальных классов.

Цель исследования: построить методическую систему обучения химии учащихся начальных классов, включающую конструирование химического содержания и методику организации учебного процесса для его реализации. В основу исследования положена гипотеза:

— химическое содержание может быть адаптировано к возрасту учащихся начальной школы;

— при адекватной возрасту организации процесса обучения химическое содержание может быть сознательно усвоено.

Для достижения цели и проверки рабочей гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

— изучить особенности восприятия и усвоения естественнонаучных знаний учащимися начальной школы:

— разработать методологически обоснованную концепцию отбора и конструирования содержания пропедевтического курса для младших школьников и методику проведения занятий с ними;

— организовать экспериментальное обучение учащихся начальных классов по разработанным программам;

— выработать методику проведения занятий по химии с учащимися начальных классов;

— разработать методические рекомендации для учителей по обучению учащихся начальных классов пропедевтическим основам химии.

Исходными теоретическими основами исследовании послужили :

— современные теории развивающего обучения (ПЛ. Блонский, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, J1.B. Занков и др.);

— психологическая теория деятельности (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.);

— теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);

— интегративный подход в образовании (Т.Г. Браже и др.);

— методические теории и положения методики обучения химии в средней школе (Н.Е. Кузнецова, B.C. Полосин, Г. М. Чернобельская и др.).

Методологическую основу исследования составили:

— на общефилософском уровне — системно-структурный и интегративный под ходы;

— на психолого-педагогическом уровне — деятельностный подход;

— на частно-методическом уровне — концепция межпредметной интеграции знаний, химизации, регионализации, экологизации содержания, организация обучения на основе деятельностного подхода.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, теоретико-методический анализ состояния проблемы исследования, разработка методической системы обучения пропедевтическим основам химииэкспериментальные: изучение опыта работы учителей, беседы с учителями и учащимися, анкетирование учителей и учащихся, анализ школьной документации, педагогический эксперимент, целенаправленное наблюдение за учащимися, интервьюирование учителей, тестирование учащихся, анализ полученных результатов, обработка экспериментальных данных, обсуждение результатов исследования на семинарах и конференциях.

Эксперимент проводился в 4 этапа в период с 1994 по 1998 г. г. Первый этап — констатирующее исследование состояния проблемы пропедевтики химических знаний в начальной школе. На этом этапе проводилось анкетирование 217 учителей начальных классов и химии: диагностирование 432 учащихся из 12 школ г. Архангельска и Архангельской области, анализ школьной документации, программ и методических пособий.

Второй этап — теоретический — включал определение цели, задач, гипотезы, исходных методолого-теоретических обоснований исследования, создание экспериментальной программыразработку концептуальной модели системы обучения учащихся 2−3 классов пропедевтическому курсу химии. На данном этапе использовались системно-структурный анализ, моделирование (метод графов), интегративный подход.

Третий этап — поисковый эксперимент, в котором участвовало 128 учащихся 4-х школ г. Архангельска и 13 учителей. На основе наблюдений за деятельностью учащихся, бесед и анкетирования учителей и учащихся, анализа результатов текущего контроля знаний и умений учащихся вносились коррективы в теоретическую модель обучения пропедевтическому курсу химии. Четвертый этап — обучающий эксперимент, в котором участвовало 64 учащихся из 2 школ г. Архангельска и Архангельской области. На данном этапе проверялась эффективность разработанной методической системы обучения, обобщение и интерпретация полученных результатов теоретического и экспериментального исследования. Всего в исследовании приняли участие 624 ученика из 18 школ и 232 учителя.

Научная новизна определяется:

— разработкой и научным обоснованием концепции пропедевтических курсов химии для учащихся начальных классов;

— созданием методической системы обучения химии младших школьников, обеспечивающей осознанность усвоения химического содержания.

Практическая значимость исследования заключается в создании программы пропедевтического курса химии для учащихся начальной школы, состоящего из 2-х относительно самостоятельных блоков — модулей: «Вода», «Воздух» — в разработке методического обеспечения к нему и рекомендаций для учителей по реализации созданной модели обучения основам химии в начальном.

ЗВ6Н6<

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика конструирования пропедевтического курса химии для начальных классов, ориентированного на изучение хорошо знакомых учащимся природных объектов — воды и воздуха, позволяет отобрать доступный для них минимум химического материала.

2. Методические решения по реализации в учебном процессе химического содержания могут быть успешными и обеспечить сознательность усвоения, если используются методы, специфические для начальной школы.

Апробация и внедрение результатов работы.

Материалы диссертации докладывались на методическом семинаре в МПГУ (1997г.), на научной секции в МПГУ (1997г.), научно-методических конференциях в АОИППК (1994, 1995 гг.), на Ломоносовских чтениях в ПТУ и ПМПУ им. М. В. Ломоносова в Архангельске (1994, 1995 гг.), на Ломоносовских педагогических чтениях в АОИППК (1996, 1998гг.), на заседании кафедры неорганической химии и методики преподавания химии МПГУ (1996, 1998 гг.).

1.Полученные в ходе обучающего эксперимента данные позволяют сделать вывод о возможности осознанного усвоения химических знаний и умений учащимися начальных классов при условии обучения их по программе специально сконструированного пропедевтического курса химиии применения методов, специфических для начальной школы.2.Под влиянием специальным образом сконструированного содержания обучения, адаптированного к возрасту з^ащихся, и на основе технологии обучения, учитывающей особенности химического содержания курса и методов химического познания, происходят качественные изменения в протекании психических процессов младших школьников, что проявляется в осознанности усвоения химических знаний и успешном формировании химических экспериментальных умений. Результаты проведенного исследования подтверждают основные положе ния его гипотезы и позволяют сделать следующие выводы: • сформулирована и научно обоснована концепция конструирования содержания пропедевтического курса химии в начальной школе и доказано, что оно может быть усвоено учащимися начальной школы при условии соблюдения принципов интегративности, экологизированности, связи с окружающей действительностью при четко выраженных пропедевтических свойствах, а также доступности и со ответствия возрастным особенностям учащихся- • исследование показало, что обз^ение химии в начальной школе определяется спецификой его организации, основанной на особенностях психологии данного возраста и з^штывающей существующие методики обучения младших школьни ков. Таким образом, должен соблюдаться баланс между химическим содержа нием курса, химическими методами познания и методами обучения, применяе мыми в начальной школе- • исследование подтвердило идею о том, что в основу организации процесса обучения следует положить разнообразные виды практической деятельности учащихся в соответствии с требованиями деятельностного подхода- • проведенный педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую в исследо вании гипотезу о возможности осознанного усвоения химических знаний уча щимися 2 и 3 классов и показал, что адаптация химического материала для 2 класса требует иного, по сравнению с 3 классом, подхода в связи с недостаточной сформированностью у второклассников общез^ебных умений. • результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования могут быть использованы для совершенствования теории и методики пропедевтики химических знаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. и др. Преподавание природоведения в малокомплектной школе: Пособие для учителя трехлет. нач. шк. /Г.Н.Аквилева, Е. А. Постникова, Г. Ф. Суворова. — 2-е изд., дораб. — М.:Просвещение, 1990. — 95 с.
  2. О.В. О возможности усвоения основ строения физических тел учащимися 4-х классов. //Природоведение и биология. — Л., 1972. — 67−73.
  3. А. Родная природа: Начатки естествознания для двухклассных сельских училищ. — Киев, 1912.
  4. П.В. Теория познания и диагностика: Учеб. пособие для ВУЗов. — М.:Высш. шк., 1991. — 383 с.
  5. М.М., Голованова Н. Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.:Просвещение, 1990. -160 с.
  6. В.Г. Основы философских знаний. — 14 изд., доп. — М.:Мысль, 1987. — 399 с.
  7. Ю.К. Избранные педагогические труды. -М.:Педагогика, 1989. — 560 с.
  8. В. Диагностика успешности овучепия. //Пед. вестник. — 1994. — № 3(99) — № 6 (102).
  9. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с. Ю. Блонский П. П. Избранные психологические произведения. — М.: Просвещение, 1964. — 548 с.
  10. Богоявленский Д.Н., Мен"?инская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. — М., 1969. 347 с. 11. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: Знание, 1983. — 96 с.(Новое в жизни, науке, технике. Сер."Педагогика и психология" — №
  11. Ю.Н. Методические указания к начальному курсу природоведения. — Киев, 1912.-20 с.
  12. Ю.Н. Начальный курс природоведения. 4. 1−3. Киев, 1914. — 3 т. 4.1. Неживая природа. 1916. -126 с.
  13. Л.В., Кащенко Б. П. Руководство к преподаванию начального курса природоведения. — М., 1912.
  14. Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. //Вопросы психологии. -1990. — № 4.
  15. Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте. //Вопросы психологии. — 1987. — № 4. 135−139.
  16. Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста.: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.-М., 1977.-15 с.
  17. Г. И. Дидактические основы учебной деятельности младших школьников.: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук. — Л., 1990. -33 с.
  18. Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.: Докл. на соиск. учен. степ, д-ра наук. М., 1994.
  19. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. /Сост. и коммент. Шуаре Марта О. — М.:Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 272 с.
  20. ВОЛКОВ К. Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя. /Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Просвещение, 1981. -128 с.
  21. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. /Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 287 с.
  22. Воспитание и развитие детей в процессе начального обучения. /Под ред. А. М. Сорокиной, К. Т. Голенкиной — М.:Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 343 с. ЗО. Всесвятский Б. В. Как преподавать естествознание в начальной школе. Вып. 1−4. М., 1936
  23. .В. Политехническое обучение в связи с преподаванием естествознания в школе. — М., 1959. — 228 с,
  24. Л.С. Педагогическая психология. /Под. ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  25. П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во МГУ, 1981. — 97−101.
  26. В.П., Лившиц А. И. Об усвоении уч-ся 4 класса естественнонаучных понятий на основе атомно-молекулярной теории. //Природоведение и биология. — Л., 1972. — 87−95.
  27. А.Я. Мир божий. Земля, воздух и вода. — СПб, 1883. -102 с. Зб. Герд А. Я. Первые уроки минералогии: Пособие для родителей и наставников. — СПб, 1869. -160 с.
  28. В.А. Естествознание как отдельный предмет в курсе начальной школы. -Б.М., 1917.-114C.
  29. Л.И. Опыт построения системы первоначальных представлений и понятий о неживой природе: Автореф. дис.канд. пед. наук. — М., 1966. — 26 с.
  30. Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. — М.:Педагогика, 1987. -160 с.
  31. В .В. Виды обобщения в обучении: Логико-психол. проблемы построения учеб. предметов. — М.:Педагогика, 1972. — 424 с.
  32. В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего. //Возрастная и педагогическая психология: Тексты. — М.:Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 109−118.
  33. В.В. О перспективах теории деятельности, //Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. — 1993. — № 4. — 25−31.
  34. В.В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте. //Возрастная и педагогическая психология: Тексты. — М.:Изд-во Моск. ун-та, 1992.-С.132−148.
  35. М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. /Под ред. В. И. Лубовского. — М.:Педагогика, 1985. — 192 с.
  36. .К. Естествознание в школьной практике. — М., 1916. -172 с. 48, Дорошкевич Б. К. Практическое руководство к постановке элементарного курса естествознания. Неживая природа /воздух, вода и земля/.Пг., 1916. -172 с.
  37. Н.А. Природоведение: первоначальное знакомство с явлениями природы путем наблюдений и опытов: Для мл. кл. сред. уч. заведений, гор. училиш- и школ. — М., 1907. — 257 с.
  38. Д.А. Формирование первоначальных физических представлений у учащихся младшего подросткового возраста.: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992.-15 с.
  39. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников: проблемы приемов умственной деятельности. — М.: АПН РСФСР, 1962.-376 с.
  40. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М.:Просвещение, 1968. — 288 с.
  41. Н.Г., Назарова Т. С. Дидактика /начальные классы/: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.:Просвещение, 1978. — 224 с.
  42. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. — М.:3нание, 1979. — 48 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер."Педагогика и психология". — № 5).
  43. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: Учеб. пос. для студ. пед. ин=тов. — М.:Просвещение, 1980. — 159 с.
  44. Ф.С. Изучению биологии должен предшествовать курс неживой природы. //Биология в школе. -1969. — № 3. — 58. бО. Клепинина З. А. Природоведение: Учеб. для 2 кл. трехлет. нач. шк. — 7-е изд. — М.:Просвещение, 1995. — 128 с.
  45. З.А. Природоведение: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. — 5-е изд. — М. .-Просвещение, 1992. — 128 с.
  46. Г. Е. Методика формирования и развития природоведческих понятий в 4 классе: Учеб. пособие. — Л. — 1975. — 144 с.
  47. Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. — 2-е изд., доп. — М.:Просвещение, 1982. — 223 с.
  48. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. — М.:Просвещение, 1991. — 160 с. — (Б-ка учителя биологии). Гл. VII. Об интегрированных курсах и их биологических разделах. — 129−138.
  49. Н.Н. Словарь — справочник практического психолога. — Воронеж, 1996. — 224 с.
  50. В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Просвещение, 1986. — 336 с.
  51. В.Н. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для Зрителей и кл. рук. — М.:Просвещение, 1976. — 303 с.
  52. А.Н. Пропедевтический курс неживой природы необходим. //Биология в школе. -1969. — № 3. — 58−59.
  53. Н.С. Умственные способности и возраст. — М. Ледагогика, 1971. — 280 с.
  54. А.Н. Избранные психологические сочинения в 2-х томах. — Т. 2.' - М. Ледагогика, 1983. — 320 с.
  55. А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пер. ин- тов. — М.:Просвещение, 1971. — 415 с.
  56. А.А. Методология химии: Пособие для учителя. М.:Просвещение, 1985. — 160 с.
  57. А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.:Просвеш-ение, 1990. — 192 с. -(Психол. наука — школе).
  58. М.В. Мотивация учения младших школьников. — М.:Педагогика, 1984. — 144 с.
  59. Л.Ф., Скаткин М. Н. Природоведение: Учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. — 6-е изд. — М.:Просвещение, 1990. — 240 с.
  60. Н.А., Сабурова Г. Г. Проблема обучения и развития. //Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе психологов. — М.:Просвеш-ение, 1969. — 57−106.
  61. Е.А. Чему и как учили в народной начальной школе: из истории образования в Москве. //Нач. шк. -1993. — ШЗ. — 21−29.
  62. Методика преподавания естествознания. /Под ред. П. И. Боровицкого. — Л., 1955. — 668 с.
  63. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. /Под ред. Н. Е. Кузнецовой. — М.:Просвещение, 1984. — 415 с.
  64. Методы первоначального обучения: В 2 ч. Ч.2 «Естествознание, география, рисование». //Педагогическая академия в очерках и монографиях: Воспитание в семье и школе: В 15 т./Под ред. А. П. Нечаева. — М., 1912. — т.11. -214 с.
  65. Е.Е. О программе учебного предмета. //Химия в шк. — 1996. — № 1,2.
  66. В.М. Природоведение глазами химика. //Обруч. — 1997. — № 2. — 13−14.
  67. Неживая природа: Экспериментальное учебное пособие по природоведению. IV класс. /Под ред. Н. А. Рыкова. = М.:Педагогика, 1975. -152 с.
  68. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: С древних времен до конца XVII в./П/ ред. Э. Д. Днепрова. — М.:Педагогика, 1989. — 480 с.
  69. А.П. Курс мироведения в младших классах средних з^ чебных заведений, — М., 1901. — 10 с.
  70. А. Как преподавать начальные знания о неживой природе. — М. -Л.:А1Ш РСФСР, 1948. -180 с. Юб. Павлович А. Практика преподавания естествознания в начальной школе: Пособие для учителей. — М. — Л.:Учпедгиз5 1936. — 212 с.
  71. В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов. — М.:Просвещение, 1990. -192 с.
  72. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. /Гл. ред. И. А. Каиров. — М.:Сов. Энциклопедия, 1964.
  73. Педагогический словарь: В 2 т. — М.:Изд-во АПН, 1960. Педагогический словарь: В 2 т. /Гл. ред. И. А. Каиров. — М.:Изд-во АПН, 1960.
  74. А.А. Изучение природы в связи с уроками русского языка в I и II классах. — М.:Учпедгжз, 1961. — 204 с. ПЗ. Перротте А. А. Опыт преподавания курса неживой природы в начальной школе: Пособие для учителей нач. шк. — М.:Учпедгиз, 1951. — 211 с.
  75. А.П. Методика начального курса естествознания (природоведения). — Пг, 1922. — 227 с.
  76. А.П. Советская педагогика за десять лет (1917−1927). — 2-е изд. — М.:Раб. просвещения, 1927. -146 с. Пб. Плешаков А. А. Природоведение в 3 классе: Метод, рекомендации к учеб: Кн. для учителя. — М.:Просвещение, 1993. — 64 с.
  77. Т.Плешаков А. А. Природоведение: Проб. учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк, /Под ред. И. Д. Зверева. — М.:Просвещение, 1992. -192 с.
  78. А.А. Природоведение: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. /Под ред. И. Д. Зверева. — М.:Просвещение51 992. -160 с.
  79. B.C. Особенности и классификация демонстраций по химии. //Химия в школе. — 1985. — № 5. — 48−52.
  80. B.C., Прокопенко В. Г. Практикум по методике преподавания химии: Учеб. пособие для пед. ин-тов. — 6-е изд., перераб. — М.: Просвеш-ениеД989. — 234 с.
  81. B.C. Школьный эксперимент по неорганической химии: Пособие для учителей. — М.: Учпедгиз, 1959. — 298 с.
  82. И.И. Методика начального естествоведения. — Пг. — М., 1917. — 200 с.
  83. Полянский И.И. …О трех царствах природы. П.б., 1904. — 218 с.
  84. Программа восьмилетней школы. Начальные классы 1−3. — М., 1974.
  85. Программа начальной школы. — М.:Учпедгиз, 1953.
  86. Программы восьмилетней школы. Природоведение. 4 класс. — М., 1961.
  87. Программы начальной школы (городской и сельской). — М., 1932. — 31.
  88. Программы начальной школы. — М., 1953.
  89. Программы обш-еобразовательных учреждений: Начальные классы (1−3) — М.:Просвещение, 1994. -160 с.
  90. Психологические возможности младших школьников в усвоении математики. /Под ред. В. В. Давыдова. — М.:Просвещение, 1969. — 288 с.
  91. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. /Под ред. В. Б. Давыдова. — М.:Сов. Россия, 1977. — 311 с.
  92. Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах: Пособие для учителя. / П/ ред. М. П. Кашина. — М.:Просвещение, 1978. -239 с.
  93. Развитие з^ащихся вторых классов в процессе обз^ения и воспитания: опыт экспериментальной работы. — Л., 1970. — 326 с.
  94. Развитие школьников в процессе обучения (III-IV классы). /Под ред. Л. В. Занкова. — М. Лросвещение, 1967. -175 с.
  95. .Е. Методика начального природоведения. //Педагогическое обозрение. — 1912. = № 1. — 28−37.
  96. .Е. Михаил Васильевич Усков (к семидесятилетию со дня рождения). //Естествознание в школе. — 1926. — № 3. — 19−23.
  97. В.М. Азбука педагогического труда: Пособие для начинающего преподавателя технического вуза. — М.:Высш. шк., 1990. — 112 с.
  98. В.В. О логико-психологических предпосылках построения экспериментальной программы по физике в средней школе. //Психологические проблемы учебной деятельности школьника. — М.:Сов. Россия, 1977.-С. 181−190.
  99. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. — М.:Просвеш-ение, 1982. -143 с.
  100. Н.А., Гаркунов В. П., Переверзев Б. И. Школьному курсу природоведения атомно-молекулярную основу. //Природоведение и биология. — Д., 1972, 21−28.
  101. СеврукЛ.С. Методика начального курса естествознания. — СПб, 1902.-428 с.
  102. Н.М. Методика естествознания в начальной школе. — М.:Учпедгиз, 1946, 206 с.
  103. И.З. Основы дидактики с элементами преподавания естественнонаучных дисциплин: Учеб. пособие. — Архангельск, Изд-во Поморского междунар. пед. ун-та, 1995. -176 с.
  104. Словарь русского языка: в 4 т. -М.:Рус.яз, 1982. -т.2. -с.652
  105. Совершенствование обз^ения младших школьников. /Под ред. А. М. Пышкало. — М.:Педагогика, 1984. — 128 с.
  106. A.M. Методологические проблемы системно-структурного исследования учебного материала. //Новые исследования в педагогике: Сб. Статей. -М., 1972. -вып. 6. -С. 48−54.
  107. Спиркин А. Г, Основы философии: Учеб. пособие для ВУЗов. — М.:Политиздат, 1988. — 592 с.
  108. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Кн. для учителя. /Г.Ф.Суворова, Я. В. Владимиров, А. В. Поляков и др.- Под ред. Г. Ф. Суворовой. — 2 изд., перераб. — М.:Просвещение, 1990. — 160 с. -(Б-ка учителя нач. классов).
  109. В.П. Актуальные проблемы начального обучения: Пособие для учителя. — М.:Просвещение, 1976. — 207 с.
  110. В.П. Урок в сельской малокомплектной школе. — М.:Педагогика, 1972. — 232 с.
  111. Г. Начальная школа: ступенька вниз. //Нар. образование. — 1997. — № 6.-0 .47−51.
  112. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления. //Советская педагогика. -1967. № 1.
  113. Талызина Н. Ф, Концепция начального образования, разрабатываемая под руководством Н. Ф. Талызиной и Н. Г. Салминой. //Начальное образование в России: инновации и практика. /Под ред. А.Русакова. — М.:Школа, 1994. -С.58−60.
  114. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. — М.:Просвеш-ение, 1988. — 175 с.
  115. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М.:3нание, 1983. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер, «Педагогика и психология" — № 3).
  116. Л.Г., Нестерова Л. Н. Химия в младших классах. //Химия: приложение к газете „Первое сентября“, 1994, Х9 № 23−24, 3−4.
  117. Л.Г., Нестерова Л. Н. Программа спецкурса „Воздух“. //Химия: приложение к газете „Первое сентября“, 1994, К» 46. 4−5.
  118. В.А. Естествознание. Учебник для начальной школы. В 2 ч. — М. гУчпедгиз, 1942.
  119. Типические особенности умственной деятельности младших школьников. /Под ред. Ф.Жуйкова. -М.:Просвеш-ение, 1968. -232 с.
  120. И.И. Курс природоведения. 4.1. Воздух, вода и земля: Для мл. кл. ср. учеб. завед. и торговых шк. -3-е изд. — М., 1910. -224 с.
  121. И.И. Природа и ее явления. — Курск, 1927. -253 с.
  122. М.Д. Конструирование и методика изучения пропедевтических курсов химии для учащихся 7-х классов средних школ: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998. 16 с.
  123. В.Ю. Азбука естествознания в объеме школы I ступени.Вьш. 1−3.-Л., 1925. 1б9, Ульянинский В. Ю. Неживая природа. Учебник природоведения. — Н. -Пг., 1923.-144 с.
  124. А.В., Бобров А. А. Формирование у учап.-ихся учебных умений. — М.:3нание, 1987. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 7),
  125. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учапдихся на уроках физики. — М.:Просвещение, 1988. — 112 с. — (Б-ка учителя физики).
  126. А.В., Завьялов В. В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. — М.:Просвещение, 1984. -143 с. — (Б-ка учителя физики).
  127. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. — М.:Педагогика, 1986. — 176 с.
  128. А.В., Чистова Е. Н. Первоначальные сведения по физике в 4 классе, //Начальная школа. — 1965. — № 5.
  129. Учителю начальной школы. /Сост. Н. Г. Казанский, Т. С. Назарова. — М: Просвещение, 1964. — 287 с.
  130. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. /Под ред. А. И. Пискунова. -МлПедагогика, 1974.
  131. В.Н. Развитие методики естествознания в дореволюционной России.-М., 1958.-434 с.
  132. В.Н., Якупов З. Методика обучения природоведению в .4 классе: Пособие для зрителя. -2 изд., перер. — М.:Просвещение, 1983. -128 с.
  133. В.Н., Якупов З. Уроки природоведения в IV классе: Метод. рекомендации в помощь учителю. — Казань, 1971.-91 с.
  134. Философский словарь. /П. ред. И. Т. Фролова. — М.:Политиздат, 1991, — 560 с.
  135. Философско-психологические проблемы развития образования. /Под ред. В. В. Давыдова. — М.:ИНТОР, 1994. -128 с. — (Теория и практика развивающего обучения).
  136. Формирование интереса к учению у школьников. /Под ред. А. К. Марковой. — М.:Педагогика, 1986. -192 с.
  137. Формирование з^ебной деятельности школьников. /Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. — М.:Педагогика, 1982. — 216 с.
  138. Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М.Фридман, Т. А. Пушкина, И. О. Каплунович. — М.:Просвещение, 1988. — 207 с. — (Психол. наука — школе).
  139. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. психологии. — М.:Просвещение, 1983. -160 с.
  140. Г. М. Основы методики обучения химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.:Просвещение, 1987. — 256 с.
  141. Е.В., Букварева Е. Н. Естествознание. 2 класс: Метод, пособие для учителя. — М.:МИРОС, 1994. -111 с.
  142. З.П. Твой первый класс, учитель: Кн. для учителя. — М.:Просвещение, 1993. -191 с.
  143. В.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. для учительских ин-тов. — 3-е изд. — М., 1954. — 286 с.
  144. Д. Курс природоведения важен для всех предметов естественно- математического цикла. //Биология в школе. -1969. — № 3. — 59−60.
  145. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М. Лросвещение, 1979. — 160 с.
  146. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. М.:Просвещение, 1986. -144 с.
  147. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М.:3нание5 1974. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 10).
  148. Энциклопедия комплексного преподавания. /Под ред. В. Иванова и др. — Л.:Изд-во «Брокгауз>-.й'фрон», 1928. — 200 с.
  149. К.П. Вопросы общей методики естествознания. /Под ред. М.ДСкаткина. — М., 1951. — 234 с.
  150. З. Формирование у учащихся 4 класса научных понятий в процессе обучения природоведению: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, 1969. — 23 с.
  151. Водная среда обитания.
  152. Наземно-воздушная среда обитания.
  153. Пресноводные водоемы.
  154. Экологические группы растений.
  155. Экологические факторы.
  156. Атмосферное давление.
  157. Состав воды /соленая, пресная/.
  158. Охрана среды. Элементы содержания
  159. Содержание воды в органах.
  160. Участие воды в процессах жизнедеятельности.
  161. Процессы жизнедеятельности /человек, животные/.
  162. Процессы жизнедеятельности /растения/. 11. корень.
  163. Процесс всасывания воды и минеральных веществ.
  164. Передвижение воды и веществ.
  165. Приспособление к уменьшению испарения.
  166. Водно-солевой обмен.
  167. Условия жизни растений.
Заполнить форму текущей работой