Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Милиция Южного Урала в период послевоенного восстановления народного хозяйства: 1945-1953

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В центральном государственном историческом архиве Башкортостана (ЦГИА РБ) деятельность правоохранительных структур в исследуемый период отражена в документах фондов Р-110 «Уфимская транспортная прокуратура» и Р-1419 «Прокуратура БАССР», работа с которыми позволила выявить лишь частичную статистику по тем или иным видам преступлений, что, естественно, не дает целостной картины состояния… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Кадровый состав и правовое положение советской милиции в послевоенный период
    • 1. 1. Организационная структура и кадровый состав южноуральской милиции в период восстановления народного хозяйства
    • 1. 2. Состояние дисциплины и соблюдение социалистической законности сотрудниками милиции
    • 1. 3. Материально-техническое обеспечение и социальная защищенность милиционеров
  • Глава II. Органы внутренних дел региона в ликвидации последствий военного времени
    • 2. 1. Подразделения милиции в борьбе с проявлениями уголовной преступности
    • 2. 2. Работа милицейских служб по пресечению спекуляции и хищений социалистической собственности
    • 2. 3. Ликвидация детской беспризорности и профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Милиция Южного Урала в период послевоенного восстановления народного хозяйства: 1945-1953 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы борьбы с преступностью на современном этапе обусловлена тем, что на рубеже веков произошел значительный рост количественных и качественных ее показателей. Сложившаяся ситуация заставляет исследователей обращаться к историческому опыту, накопленному обществом и государством. Это необходимо как с точки зрения организации борьбы с преступностью, так и в целях понимания факторов, предопределяющих ее рост.

Сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед правоохранительными органами, является задача повышения эффективности обеспечения общественного порядка и безопасности в стране. Для ее успешного осуществления в числе прочих факторов необходимо учитывать и накопленный исторический опыт, поэтому исследование деятельности региональных органов милиции середины XX века является актуальным как в научном, так и в практическом плане. Милиция переживала все трудности, выпавшие на долю нашей страны и, как государственный орган, несла на себе печать тех деформаций, которые были характерны для советского общества в целом. Она всей своей историей, организационной структурой, методами оперативной и административной работы, отражала подобно зеркалу, многие важнейшие политические и социальные ценности российского государства. И сегодня, когда в очередной раз сломаны, но не реформированы основы прежней системы управления, ведется поиск наиболее оптимальных путей строительства будущей правовой государственности, идет также процесс создания новой модели правоохранительной деятельности, адекватной изменившимся социально-экономическим условиям, встает проблема, от какого наследства прошлого следует отказаться, а что сохранить и развить.

История правоохранительных органов Южного Урала периода послевоенного восстановления народного хозяйства является до сих пор одной из наименее изученных проблем как в общей, так и в региональной историографии. Интерес к ней вызван прозрачностью исторических параллелей, осмысление которых должно позволить сориентироваться в многочисленных проектах преобразований, которые сегодня сотрясают государственную машину.

Победа в Великой Отечественной войне и начало перехода к мирной жизни — время в истории нашего государства, когда правоохранительным органам всей страны, в том числе и Южного Урала, пришлось действовать в сложной криминогенной обстановке, которая, в свою очередь, определялась рядом факторов — таких, как наличие у граждан большого количества оружия, низкий материальный уровень жизни населения, нехватка продовольствия и, как следствие, резкий рост спекуляции и хищений, детская беспризорность и безнадзорность, приведшие к росту преступности среди несовершеннолетних.

В эти годы Наркоматом внутренних дел предпринимались все усилия, направленные на активизацию работы системы правоохранительных органов в целях стабилизации оперативной обстановки в стране. Однако реализовать их на практике оказывалось крайне сложно, главным образом по причине большого недокомплекта штатов и высокой текучести кадров рядовых сотрудников, а также руководящего состава.

Далеко не однозначной была ситуация и с подготовкой кадров для органов внутренних дел, повсеместно отмечался низкий профессиональный и общеобразовательный ценз. Низкий уровень жизни работников милиции приводил к нестабильности кадрового состава, что не могло не сказаться на профессиональной деятельности. Все эти вопросы требовали адекватного и скорейшего решения.

В то же время необходим был и глубокий и всесторонний анализ протекавших процессов, выявление причин сложившегося положения. При этом проведение региональных исследований позволяет не замыкаться исключительно на анализе нормативной базы центральных государственных учреждений, а перенести основной акцент на изучение правоприменительной практики в регионах, что расширяет возможность научного исследования. Все это заставляет обратиться к истории правоохранительных органов Южного Урала послевоенного периода, исследовать процессы, оказавшие влияние на деятельность послевоенной милиции, оценить результативность ее работы.

Объектом исследования выступают районные, городские и областные подразделении советской милиции Южного Урала. Остальные службы НКВД, места заключения и оперативные подразделения МТБ-МВД, выполнявшие задачи по обеспечению государственной безопасности и контрразведки и не имевшие непосредственного отношения к правоохранительной деятельности внутри страны, в диссертации не рассматриваются.

Предметом исследования является деятельность сотрудников милиции по охране общественного порядка, борьба с проявлениями различного вида уголовной преступности, участие милиции в решении проблемы ликвидации трудового дезертирства, материальное и финансовое обеспечение милиционеров, а также кадровая политика, проводившаяся в подразделениях южноуральской милиции послевоенного периода.

Территориальные рамки исследования охватывают Южный Урал, в состав которого в исследуемый период входили БАССР, Оренбургская, Челябинская и Курганская области, связанные между собой общностью экономических, а равно культурных связей и отношений и являвшиеся в годы Великой Отечественной войны сосредоточением объектов оборонной промышленности.

Хронологические рамки исследования. Нижней хронологической рамкой является май 1945 — окончание войны с фашистской Германией и начало массового перевода народного хозяйства страны на мирные рельсы развития. Переход к мирному строительству внес серьезные изменения не только в экономическую и политическую жизнь страны, но и в содержание деятельности советских правоохранительных органов, в том числе и милиции.

Верхняя граница связана с тем, что 5 марта 1953 года скончался И. В. Сталин, и уже в марте, состоялось совместное заседание Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР, на котором было принято решение о внесение изменений в структуру государственной власти. Было также признано целесообразным объединение МВД и МТБ в единое.

Министерство внутренних дел СССР. Такое положение сохранялось до марта 1954 года, когда подразделения госбезопасности вновь были выделены из состава МВД.

В рамках коррекции внутриполитического курса 27 марта 1953 года Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по усилению охраны общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью», в котором особое внимание было уделено укреплению законности в деятельности МВД и милиции, профилактике преступлений. Кроме того, после смерти Сталина начались изменения и в верхних эшелонах власти, обострилась борьба внутрипартийных группировок, что самым непосредственным образом отразилось на деятельности правоохранительных органов государства.

На наш взгляд, все это позволяет говорить о том, что уже с середины 1953 года начался новый этап в истории советской милиции, требующий своего самостоятельного исследования.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие принципы научного познания — объективность, детерминизм, историзм.

Историческое изменение есть прежде всего развитие целеполагающей деятельности людей и, следовательно, включает в себя на всех уровнях сознание, выступающее в форме знаний, воли, эмоций, осознанных или интуитивных целей, является важным фактором истории. В связи с этим при изучении исторических процессов мы принимали во внимание противоречивость фактов, явлений, их возникновения, становления и функционирования. Исследование исторических явлений проводилось с учетом принципа единства исторического и логического начал. Наряду с общими принципами научного познания в работе применялись такие методы познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и аналогия. Множественность субъектов исторического действия, рассматриваемых в работе, обусловило также использование методов сравнения и экстраполяции.

В настоящем исследовании применялись и специальные методы исторического исследования — проблемно-хронологическое рассмотрение изучаемых процессов, ситуационный анализ и ретроспективный подход к изучению конкретных фактов на основе приемов отождествления с единичными данными (типизация), сравнение единичных данных, их критика, оценка и выделение содержания противоречивых или не совпадающих свидетельств фиксации общего и достоверного в описании исторических источников.

Применение ситуационного анализа способствовало введению рассматриваемых фактов и процессов в контекст общих тенденций развития органов внутренних дел в период восстановления послевоенного народного хозяйства.

Историческая ретроспектива помогла углубить выводы работы показом социально-экономических условий, определивших процессы, протекавшие в регионе, а также показать их влияние на деятельность милиции Южного Урала. Таким образом, использование указанных научных принципов и методов дало нам возможность проследить основные направления развития советской милиции региона и создать комплексное представление о содержании, сущности и эволюции анализируемого процессуального периода.

Историография. Победа советского народа в самой страшной в истории человечества войне стала звездным часом в истории России XX века. Но вместе с тем она явилась точкой отсчёта новой по времени страницы в развитии советского строя — эпохи послевоенного строительства, доминантой чего стал постепенный отход от тоталитарного режима.

В силу ряда субъективных причин первые послевоенные годы в истории нашей страны (май 1945 — март 1953 гг.) оказались «обделенными» в плане интенсивности научных исследований. В это время появлялись немногочисленные работы, суть которых сводилась к восхвалению мирного созидательного труда советского народа в годы четвертой пятилетки. Однако в них не была раскрыта, в силу объективных причин, сама суть социально-экономической и политической истории советского общества. Что же касается проблем взаимоотношений власти и общества, выработки послевоенного социально-экономического и политического курса, новаций и догм во внешней политике, то они так и не получили своего должного развития в послевоенной историографии.

В последующие годы проблемысоциально-экономического развития первых послевоенных лет были отражены лишь в многотомной «Истории Коммунистической партии Советского Союза», да и то под углом зрения официальной концепции восстановления разрушенного войной народного хозяйства страны [1]. Лишь в конце 80-х годов прошлого века публицисты, а затем и историки вплотную обратились к этому сложному и краткому периоду истории страны для того, чтобы взглянуть на него по-новому, попытаться разобраться в его специфике и в причинах, приведших государство к системному кризису 70 — 80-х гг. XX столетия.

Прорывом в изучении послевоенного советского общества стали работы вышедшие в конце XX — первые годы XXI века, когда исследователям стали доступны ранее закрытые архивные фонды органов государственной власти и, что особенно важно, документы высшего партийного руководства. Рассекречивание материалов и документов, доступ к ним широкого круга исследователей привели к появлению серии публикаций по истории «холодной войны» и послевоенного общественно-политического и социально-экономического устройства советского общества [2].

Произошедшие изменения повлекли за собой и активизацию исследований в отношении восстановления народного хозяйства, в том числе и на региональном уровне. Так, в 2000 году в г. Екатеринбурге коллективом авторов Института истории и археологии УроРАН и Уральского отделения Академии военно-исторических наук была опубликована работа «Урал в панораме XX века"[3], где одна из глав посвящена социально-экономическому положению Уральского региона в послевоенный период. Авторы на основе архивных источников показывали противоречия индустриального развития послевоенного Урала, а также процессы, происходившие в сфере сельского хозяйства под воздействием реформ 40 -50 годов XX века, проанализировали социальное положение населения Урала на фоне бурного процесса роста военно-промышленного комплекса. Практически те же вопросы оказались в поле зрения учёных — историков Уральского госуниверситета — «Урал: век двадцатый — люди, события, жизнь. Очерки истории» [4].

Определённый научный интерес в рамках исследуемого периода представляет работа уральского исследователя В. Н. Мамяченкова — «Роковые годы: материальное положение колхозного крестьянства Урала в послевоенные годы» [5], в которой дается оценка общей социально-экономической ситуации, сложившейся в сельском хозяйстве Урала после окончания войны, раскрывается положение крестьянства на фоне других слоев населения Уральского региона, а также показано взаимоотношение крестьянства с властными структурами, включая и правоохранительные органы.

Важное значение для понимания общественно-политической обстановки в послевоенном обществе имеют работы челябинских исследователей В. Н. Новоселова, А. П. Финадеева, Н. П. Палецких, Г. А. Гончарова, Р. Ш. Хакимова [6]. В их трудах отражены этапы развития военно-промышленного комплекса Южного Урала и участие в этом процессе различных слоев населения региона, дана оценка взаимосвязи материального уровня жизни населения и расходов государства на развитие оборонного комплекса и, что наиболее важно в рамках нашего исследования, показано участие правоохранительных органов в создании ядерного щита государства.

Реконструкция общего исторического фона послевоенной страны в рамках данного научного исследования необходима прежде всего для понимания роли органов внутренних дел страны в общем историческом контексте — как неотъемлемой части государственной структуры и как участника общественных процессов, происходивших в советском обществе.

Что касается степени изученности истории правоохранительных органов страны, то можно сказать, что первое десятилетие после войны оно было малопродуктивным в отношении научных исследований, раскрывающих деятельность органов охраны правопорядка в военные и первые послевоенные годы. Исследователи указывают, что в период с 1945 по 1956 годы по существу не было создано ни одной более или менее крупной работы по истории российской милиции [7].

В 1956 — 1966 годах впервые были опубликованы первые работы, посвященные проблемам советской милиции, в частности в журнале «Социалистическая законность» начали регулярно печататься материалы по вопросам правоохранительной деятельности [8].

Однако эти работы касались частных аспектов проблемы, и не отражали целостной картины истории развития советской милиции. Первой попыткой в этом плане стало издание монографии М. Е Еропкина «Развитие органов милиции Советского государства» [9], в которой автор проследил путь милиции в период с 1917 по 1967 годы. При этом основное внимание обращалось на освещение фактов мужества и трудового героизма работников милиции с целью воспитания личного состава на боевых традициях старших поколений.

Юбилейная дата — 50-летие Советской милиции — была ознаменована рядом публикаций по истории милиции отдельных регионов и областей бывшего СССР [10].

Характерной чертой вышеуказанных работ было то, что они восхваляли проводимый в стране политический курс, о допущенных же ошибках и злоупотреблениях говорилось очень кратко.

В 1976 году вышла в свет монография А. П. Скилягина, посвященная деятельности милиции в 1945 — 1958 годах [11], в которой делается попытка более подробно рассмотреть структуру органов милиции в первые послевоенные десятилетия. В 1977 году к юбилею советской милиции был издан двухтомник под названием «История советской милиции» [12], являющийся по сути фундаментальным трудом, в котором анализировался весь путь, пройденный советской милицией с момента ее возникновения. Коллектив авторов третью и четвертую главы второго тома посвятил деятельности милиции в 1945 — 1960 годах, внимание было уделено и вопросам организационно — структурного строительства органов внутренних дел послевоенного периода. Однако при этом следует иметь в виду, что данная работа была приурочена к юбилейной дате и несла в себе характерный отпечаток того исторического периода, когда появилась. Значение этого издания заключалось в том, что на его основе была создана официальная концепция истории советской милиции, в рамках которой впоследствии выполнялись и другие работы, в частности, «Советская, милиция: история и современность. 1917 — 1987» под редакцией А. В. Власова [13].

70-летие советской милиции вызвало к жизни появление на свет новых работ, посвященных истории милиции отдельных регионов страны, в том числе и Урала. В 1988 году в Свердловске (ныне Екатеринбург) авторским коллективом была подготовлена и издана работа «К истории милиции на Среднем Урале» [14] Авторы на основе архивных материалов показали социальный, образовательный и партийный состав сотрудников уральской милиции. Книга насыщена примерами самоотверженной работы личного состава милиции, материалами биографического характера. Однако авторами деятельность уральской милиции рассматривается строго в рамках осуществления мероприятий политики КПСС и Советского государства. Основное внимание уделялось политико — воспитательной работе в подразделениях органов внутренних дел и привлечению населения к охране общественного порядка.

В таком же ракурсе выдержана работа, подготовленная сотрудниками политотдела УВД Челябинской области В. В. Щербаковым и Н. М. Боже «Верно служить народу» [15].

Тем не менее в данный период настоящим прорывом в исследовании деятельности милицейских подразделений страны явился выход в свет работ признанных специалистов по истории милиции — Р. С. Мулукаева и А. Я. Малыгина. [16] Впервые существенное внимание было уделено вопросам, наиболее остро стоявшим перед милицией послевоенного периода, в том числе низкому общеобразовательному и профессиональному уровню сотрудников милиции, отмечалось и неудовлетворительное их материально-бытовое положение.

Наиболее плодотворным периодом в изучении истории милиции, на наш взгляд, стали 90-е годы прошлого века. Среди работ этого периода следует" отметить сборники «Полиция и милиция России: Очерки истории», «Полиция и милиция России: страницы истории» [17]. В статьях сборников показана преемственность полиции и милиции, дана краткая оценка работы милиции на различных этапах её развития. В этот же период авторским коллективом под руководством профессора А. Ф. Некрасова издается краткий исторический очерк, посвященный органам и войскам МВД России [18], где впервые сделана попытка рассмотреть и осмыслить почти двухвековой опыт существования органов внутренних дел в нашей стране, проведён анализ эффективности деятельности милиции с современной точки зрения, отбросив идеологическую предвзятость, характерную для работ советского периода.

Интерес к деятельности правоохранительных органов в послевоенный период получает широкое распространение и на региональном уровне [19].

Несомненный интерес представляет работа петербургского исследователя И. В. Говорова «Негласная агентура советской милиции в 40-х годах XX века» [20], в которой, пожалуй, впервые в исторической печати поднимаются вопросы самой закрытой стороны милицейской работы — агентурной. Автор на примере работы милиции Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) в послевоенный период времени, не только показал характерные основные формы и методы работы, но и справедливо отметил, что применение правоохранительными службами негласных форм работы закономерно и неизбежно для любых форм государственного устройства до тех пор, пока существует профессиональная преступность.

Вопросы профессиональной подготовки личного состава челябинской милиции рассмотрены в коллективной монографии «Страницы истории Челябинской школы милиции», подготовленной под редакцией профессора B.C. Кобзова [21]. В работе показаны основные этапы становления системы профессионального образования личного состава милиции Челябинской области, дается оценка материальной базы, состояния штатной дисциплины, военного уровня подготовки слушателей школы, показаны методы решения воспитательных задач, основанных на сокращении дисциплинарных наказаний и увеличением мер воздействия воспитательного характера. Впервые восстановлены биографические данные руководителей школы — с момента ее создания до конца XX века.

Юбилейная дата — 200-летие образования МВД России — послужила толчком для появления ряда исследований и публикаций по истории милиции различных регионов России, в том числе и Южного Урала [22]. Общей особенностью этих работ, несмотря на несколько «парадный» характер, является то, что в них впервые публикуются многочисленные и ранее недоступные широкому кругу исследователей архивные документы, освещаются биографии сотрудников милиции, широко представлен справочный и статистический материал по работе милицейских структур.

В рамках «юбилейной» серии в Челябинске вышли в свет исследования по истории суда, прокуратуры, органов госбезопасности [23]. Работы насыщены фактическим материалом, однако в них все же преобладают факты биографического и мемуарного характера.

Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает вышедшая в 2007 году в Челябинске монография В. А. Гусака «Милиция Южного Урала в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.)» [24]. На основе богатых архивных материалов, значительная часть которых введена автором в научный оборот впервые, исследователь анализирует организационно-правовые основы деятельности милиции Южного Урала в годы войны, пытается раскрыть проблему кадрового обеспечения работы органов внутренних дел, показывает деятельность милиции по борьбе с уголовной преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью. Хронологические рамки исследования охватывают весь период Отечественной войны, в том числе и январь — май 1945 года. Материалы монографии, посвященные этому отрезку времени, наиболее интересны в рамках нашего диссертационного исследования. Как недостаток хотелось бы отметить, что автор определяет территориальные границы исследования лишь Челябинской и Оренбургской (с 1938 по 1957 годы — Чкаловской) областями, хотя в работе в основном представлены документы государственного архива Челябинской области, материалы же, касающиеся Оренбурга, взяты в основном из коллективной монографии «История УВД Оренбургской области», вышедшей в свет в 2002 году. Обращение автора к архивным источникам.

Оренбурга, Кургана, Башкирии, на наш взгляд, значительно бы расширило возможности и без того интересного и важного исследования.

Таким образом, исследователями была проделана значительная работа, связанная с деятельностью органов милиции в послевоенный период. Однако целый ряд вопросов требует ещё дальнейшей научной разработки. К тому же следует признать, что нередко в работах исследователей просматривается тенденциозность, зависимость от партийных установок и, как результат, содержание в них односторонних оценок. В современных же условиях историко-правовой аспект деятельности российской милиции имеет особую значимость в связи с необходимостью усиления борьбы с преступностью.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы раскрыть влияние экономической, социально-политической ситуации на деятельность милиции Южного Урала в послевоенный период.

На основе поставленной цели вытекают следующие задачи настоящей работы:

— проанализировать изменения в организационно-правовой базе, регламентирующей работу органов милиции;

— провести анализ кадровой политики милиции региона, показать условия прохождения службы, материально-техническое обеспечение, социальную защищенность сотрудников милиции в исследуемый период;

— проследить динамику преступности в регионе и роль южноуральской милиции в ее пресечении;

— показать роль внутренних дел региона в ликвидации последствий детской беспризорности и безнадзорности.

Для достижения поставленных задач в диссертационном исследовании использовались различные виды источников: законодательные (нормативные) акты высших органов власти, ведомственного происхождения и локальные нормативные акты, делопроизводственные материалы, периодика (газеты и журналы), архивные документы государственного и ведомственного регионального плана.

Из законодательных источников в первую очередь необходимо отметить сборники законов СССР «Указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 -1961», «Сборники законов СССР. 1945 — 1946, 1946 — 1958"[25]. Работа с указанными документами позволила нам проследить изменения в организационно-правовом положении советской милиции, определить социально-правовой статус её сотрудников.

В Советском Союзе государственные учреждения, общественные организации и частные лица были подконтрольны партийным органам. Функционирование территориальных подразделений милиции и жизнь советских граждан во многом зависели от решений ВКП (б) — КПСС. Это обстоятельство обусловило необходимость обращения к таким материалам, как «Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1917 — 1957», «Директивы КПСС, Советского правительства по хозяйственным вопросам. 1917; 1957"[26].

Кроме того, в качестве источника была использована периодическая печать: центральные газеты «Правда», «Труд», журнал «Социалистическая законность», региональные — «Челябинский рабочий», «Комсомолец», «На боевом посту», в которых в послевоенные годы публиковались многие законодательные акты и распоряжения советского правительства по вопросам, касающимся деятельности правоохранительных органов. В условиях плохой сохранности архивных документов газеты стали важным источником по рассматриваемой проблеме. Так, довольно интересный материал был извлечен со страниц газеты УМВД по Челябинской области «На боевом посту», где публиковались материалы, раскрывающие повседневную деятельность подразделений милиции, в том числе и отчеты о партактивах УМВД.

При подготовке диссертационного исследования были использованы в целом материалы 27 фондов центральных и местных архивов. Документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), касающиеся вопросов деятельности правоохранительных органов, на момент исследования были представлены фондами Р-9415 «Главное управление милиции Министерства внутренних дел СССР» за 1945 — 1954 гг. и Р-9423 «Хозяйственное управление Министерства внутренних дел СССР» за 1944 — 1953 гг.

Работа с документами фонда Р-9415 позволила выявить картину соблюдения законности и дисциплины в подразделениях милиции различных регионов исследуемого периода, так как в них имеются отчеты о состоянии уголовной преступности по управлениям внутренних дел различных областей страны того времени. Материалы фонда Р-9423 представлены в основном актами региональных управлений внутренних дел, отражающих состояние их финансово-хозяйственной деятельности, что позволило получить сведения о материальном положении сотрудников милиции, их финансовом обеспечении, качестве жилищного фонда, нормах обеспечения милиционеров жильем и др.

Изучение вышеуказанных документов, дало нам возможность проанализировать процессы, происходившие в органах внутренних дел страны в целом, что способствовало составлению целостной картины деятельности милиции Южного Урала в общесоюзном контексте в послевоенный период.

Основной же объем архивных материалов был взят из фондов государственных архивов областей, входящих в южноуральский регион. Так, в объединенном государственном архиве Челябинской области (ОГАЧО) изучение материалов фондов Р-276 «Челябинская областная прокуратура» и фонда Р-916 «Судебная коллегия Челябинского областного суда» позволило восстановить целостную систему взаимоотношений органной внутренних дел с другими властными структурами области. Статистика окончания уголовных дел дала нам возможность представить динамику преступности в области в исследуемый период. Более же полно деятельность милиции области отражена в партийных фондах ОГАЧО: П-288 «Челябинский обком ВКП (б) — КПСС» и П-2012 «Первичная партийная организации ВКП (б) — КПСС Управления внутренних дел Челябинского горисполкома» Однако большая часть имеющихся материалов посвящена вопросам состояния дисциплины и законности в подразделениях милиции.

В центральном государственном историческом архиве Башкортостана (ЦГИА РБ) деятельность правоохранительных структур в исследуемый период отражена в документах фондов Р-110 «Уфимская транспортная прокуратура» и Р-1419 «Прокуратура БАССР», работа с которыми позволила выявить лишь частичную статистику по тем или иным видам преступлений, что, естественно, не дает целостной картины состояния преступности в республике. Более полно проследить процессы, происходившие в правоохранительных структурах Башкортостана, удалось на основе исследования фондов Центрального государственного архива общественных объединений республики Башкортостан (ЦГАОО РБ) — Ф-122 «Башкирский обкома ВКП (б) — КПСС» и Ф-3005 «Первичная организация ВКП (б) — КПСС МВД-МТБ БАССР». Однако, как и в государственном архиве Челябинской области, основная часть имеющихся документов отражает лишь проблемы состояния дисциплины и законности в рядах башкирской милиции. Тем не менее документы вторичного происхождения позволяют исследовать проблему материального обеспечения и быта сотрудников милиции.

Правоохранительные органы Оренбургской области в исследуемый период в Государственном архиве Оренбургской области (ГУ ГАОО) представлены двумя фондами: Р-2342 «Чкаловская транспортная прокуратуры» и Р-1308 «Прокуратура Чкаловской области». Выявленные в них документы посвящены в основном вопросам прокурорского контроля за соблюдением социалистической законности в органах внутренних дел Чкаловской (ныне Оренбургской) области. Научный интерес, на наш взгляд, представляют и материалы, характеризующие проблему промышленного дезертирства на Чкаловском областном железнодорожном узле в послевоенный период.

Необходимо отметить, что остроту проблемы послевоенного дезертирства на промышленных объектах в индустриальных центрах Южного Урала подтверждают также материалы, обнаруженные в фондах Государственного архива Курганской области (ГУ ГАКО): Р-903 «Управление Министерства юстиции РСФСР по Курганской области» и Р-1639 «Курганская областная прокуратура». Документы фондов не только показывают статистику промышленного дезертирства на предприятиях Кургана, но и позволяют выявить подлинные причины этого явления, определить роль правоохранительных органов в решении данной проблемы. Состояние кадровой политики, анализ политических настроений населения, дисциплина руководящего состава НКВД-УМВД по Курганской области были прослежены на материалах фонда Ф-116 «Управление внутренних дел НКВД — УМВД по Курганской области», что представлены в Государственном архиве общественно-политической документации Курганской области (ГУ ГАОПДКО).

В целом же изучение документов, хранящихся в государственных архивах областей Южного Урала, показало, что сведения, касающиеся деятельности органов внутренних дел региона, представлены фрагментарно и не дают целостного представления о состоянии милиции послевоенного времени, что и определило необходимость обращения к материалам специализированных фондов информационных центров управлений внутренних дел областей региона (ИЦ УВД).

Работа в спецфонде информационного центра ГУВД Челябинской области (ИЦ ГУВД 40) позволила выявить такие документы, как отчеты кадрового аппарата управления, годовую статистику по видам преступлений, материалы особой инспекции УВД Челябинской области. Наибольший интерес представляют годовые и квартальные отчеты НКВД-УМВД по Челябинской области, направленные в МВД СССР, в которых достаточно полно отражены все направления деятельности милиции области в послевоенный период. Не менее интересны и материалы особой инспекции УМВД, позволяющие понять и осознать состояние дел в отношении соблюдения законности и дисциплины среди личного состава.

К сожалению, сохранившиеся в ИЦ ГУВД по Челябинской области документы позволяют создать лишь более или менее целостную картину работы подразделений милиции в исследуемый период. Документы в большинстве своем представлены фрагментарно, трудно определить хронологическую привязку, а часть дел безвозвратно утрачена. Затрудняет работу и тот факт, что материалы архива послевоенного времени до настоящего дня не обработаны, не составлены описи хранящихся дел, отсутствует справочный аппарат, да и сами дела хранятся бессистемно, номенклатура их определяется главным образом площадями, отведенными под помещение архивных хранилищ.

В то же время следует отметить, что обращение к спецфондам УВД по Оренбургской области (ИЦ УВД ОО), где более полно, чем в других областях сохранились документы исследуемого периода, дало нам возможность проследить динамику изменений кадрового состава Чкаловской милиции на основе переписки, определяющей взаимоотношения подразделений милиции с партийными и советскими органами. На наш взгляд, наиболее ценными являются фонды отдела по борьбе с бандитизмом, работа с которыми позволила более четко определить характер послевоенной преступности в Чкаловской области, ознакомиться с конкретными материалами оперативных дел, ранее закрытых для широкого круга исследователей, в частности, с делом о ликвидации крупных банд дезертиров этнического характера, действовавших в годы войны и первое послевоенное время на границе Чкаловской области и Казахстана.

О том, что наличие банд дезертиров, состоящих из представителей местных этнических групп населения, было характерно и для других областей Южного Урала, свидетельствуют материалы, выявленные в фондах информационного центра УВД по Курганской области (ИЦ УВД КО), где несколько полнее сохранились документы отдела по борьбе с бандитизмом. В информационном центре УВД по Курганской области также удалось выявить квартальные и годовые отчеты управлений милиции, отчеты инспекции по личному составу, изучение которых также позволило в определённой степени раскрыть процессы, происходившие в милиции области в исследуемый период.

В целом, характеризуя источниковую базу, необходимо отметить, что она имеет ряд особенностей, обусловленных тем, что в государствах с тоталитарным режимом сравнительно невысокий уровень регистрируемой общеуголовной преступности обеспечивается посредством жестокого идеологического, экономического и правового контроля. Всплеск же преступности в послевоенное время был таков, что скрыть его было просто невозможно, тем не менее общая тенденция умолчания характерна и для этого периода, что зачастую делает невозможным дать адекватный статистический анализ, возникают сложности в установлении реального коэффициента преступности. На сложившиеся положение влияет и то обстоятельство, что большинство материалов носят фрагментарный характер, часть дел (скорее всего в период передачи милиции в МТБ) попросту утрачена. Кроме того, в архивах информационных центров УВД областей Южного Урала, а также в Государственном архиве Российской Федерации находится довольно большое количество дел, отчетов, статистических данных, относящихся к послевоенному периоду, которые хранятся под грифом «секретно».

Тем не менее документальные источники, выявленные и проанализированные в совокупности, позволили определить организационную структуру органов милиции, исследуемого отрезка времени, дать оценку кадровой политики, проводимой руководством подразделений милиции. Удалось также показать роль органов правопорядка в борьбе с проявлениями уголовной преступности и в сфере охраны общественного порядка, их участие в ликвидации послевоенной детской беспризорности и безнадзорности. На основе анализа материально-технической базы милиции удалось установить степень социальной защиты личного состава. Все это, в свою очередь, дает возможность создать общую картину милиции Южного Урала в послевоенные годы восстановления разрушенного народного хозяйства.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые проведено исследование деятельности южноуральской милиции в послевоенный период. Особенности организации и специфика ее деятельности в течение довольно короткого, но очень важного исторического периода свидетельствуют, каким образом и в связи с чем во второй половине XX века создавались те или иные формы системы обеспечения общественного порядка и безопасности одного из ведущих регионов России.

В диссертации впервые дан анализ криминогенной ситуации на Южном Урале, а также структура послевоенной преступности, исследованы и описаны основные направления работы милиции региона в этом направлении и в отношении охраны общественного порядка на фоне государственной политики, проводившейся в 1945 — 1953 годах.

Обращения к ведомственным архивам информационных центров управлений внутренних дел Челябинской, Оренбургской и Курганской областей позволило ряд материалов ввести в научный оборот впервые.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при подготовке обобщенных работ по истории органов внутренних дел Южного Урала, создании музеев истории правоохранительных органов региона. Положения и выводы диссертационного исследования также могут быть использованы в процессе преподавания учебных и специальных курсов по истории Отечества, истории государства и права, истории органов внутренних дел в образовательных учреждениях системы МВД России.

Апробация исследования. Основные положения и выводы работы были апробированы на научно-практических региональных и межвузовских конференциях: «Административно-правовые, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминалистические и иные меры противодействия экономическим, налоговым правонарушениям и преступлениям» — Челябинск, 2005; «Архивная служба Челябинской области: история и современность» — Челябинск, 2007; «Государственное и муниципальное управление в условиях формирования гражданского общества и региональной экономики: опыт, проблемы, перспективы» — Челябинск, 2006 и отражены в шести научных публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На протяжении исследуемого периода организационная структура советской милиции менялась в соответствии со стоящими перед государством задачами, в русле общей тенденции милитаризации органов внутренних: дел, действующих в условиях ужесточения репрессивно-карательной политики 1945;1953 годов. В целом она соответствовала предъявляемым требованиям, но обеспечению задач охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. По мере восстановления экономики, упрочения правопорядка, ликвидации бандитизма в МВД происходили определённые структурные изменения. Весьма важным этапом являлась временная передача советской милиции в состав МТБ СССР. В частности, этот шаг способствовал переходу с зонального на линейнгый принцип построения структуры милиции и улучшил условия по борьбе с преступностью.

Совершенствование структуры управления не могло быть решено без решения и другой не менее важной задачи — комплектования милиции кадрами, способными успешно противостоять наступлению преступного элемента. Кадровые аппараты постепенно решали задачу укомплектования т^иилицейских штатов. Основным источником пополнения явились демобилизованные из Вооруженных сил воины, коммунисты и комсомольцы, направляемые на работу в милицию по рекомендациям партийных и советских организаций.

Тем не менее как во время войны, так и в первые послевоенные годы положение с милицейскими кадрами в южноуральском регионе оставляло желать лучшего. Кроме постоянного некомплекта, низкой квалификации сотрудников милиции, далеко не все благополучно обстояло и с дисциплиной. ТНГаблюдались факты нарушения законности. Пьянство, сон на посту, отказ от выполнения приказов начальников являлись наиболее распространенными нарушениями. Участились случаи злоупотреблений служебным положением, шгричем почти половину проступков совершал начальствующий состав. Средиработников паспортных и военно-учетных столов, дежурных по КПЗ, оперативных групп конвоя имело место взяточничество и даже связь с преступными: элементами.

Были установлены факты возбуждения уголовных дел без достаточных на то оснований, нарушения сроков ведения дел и содержания под стражей, избиения арестованных.

В послевоенные годы активизировалась работа по профессиональной подготовке личного состава органов милиции. Большое внимание уделялось повышению общеобразовательного уровня сотрудников милиции, но окончательно эта проблема в исследуемый нами период не была полностью решена. Вплоть до середины 50-х годов прошлого столетия доля личного состава милиции региона, имеющего лишь начальное и неполное среднее образования, было преобладающей.

В партийно-политической работе с кадрами милиции делался акцент на идейную закалку сотрудников, в связи с чем совершенствовалась система партийного просвещения, увеличивалась партийно-комсомольская прослойка среди работников милиции.

К сожалению, политико-воспитательная работа в органах внутренних дел региона проводилась далеко не всегда целенаправленно и не достигала нужного результата, что приводило к нарушениям законности. Проведенный нами анализ показал, что большинство служебных проступков было совершено именно коммунистами и комсомольцами.

Большое влияние на состояние кадрового потенциала южноуральской милиции оказывали тяжелое материальное и бытовое положение сотрудников, предоставляемой помощи всем не хватало, особенно в отделенных сельских районных отделениях. Самой острой проблемой оставалась проблема обеспечения личного состава милиции региона жилой площадью, что также существенно сказывалось как на настроении людей, так и на текучести личного состава.

Однако, несмотря на то, что в работе органов милиции Южного Урала имелись серьезные недостатки, носящие в основном объективный характер, милиция в целом обеспечила необходимое спокойствие и безопасность граждан региона, не допустила неконтролируемого роста преступности и бандитизма в послевоенный период.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране в 1945 — 1953 годах, обусловила объективное выдвижение перед органами милиции Южного Урала следующих задач: совершенствование работы уголовного розыска, укрепление патрульно-постовой службы, повышение роли участковых уполномоченных, расширение их связи с общественностью, борьба с бандитизмом, совершенствование работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью, усиление борьбы с посягательствами на социалистическую собственность, борьба с хищениями на транспорте, в строительстве, среди торговли и общественного питания и в сельском хозяйстве. Решение этих задач и определило государственную политику в борьбе с преступностью послевоенного времени.

Особую остроту в этот период приобрела борьба с посягательствами на жизнь и здоровье граждан. Борьба с преступностью в это время требовала самых решительных мер, однако упор делался в основном на принятие жестких административных решений. На рост преступности повлияла и политика властей, и объективные трудности послевоенных лет, и естественное стремление людей к обеспеченной жизни. Массовая миграция населения как в войну, так и в послевоенный период значительно затрудняла охрану общественного порядка региона Южного Урала.

Большую тревогу вызвали случаи бандитизма, разбойных нападений и грабежей, убийств из корыстных побуждений, распространенность квартирных краж, спекуляция продовольственными и промышленными товарами, мошенничество и хулиганство.

К окончанию Великой отечественной войны правительственные Указы о трудовом дезертирстве в силу определенных внутренних и внешнеполитических причин (новая военная доктрина требовала сохранения рабочего потенциала в местах концентрации предприятий оборонного комплекса, отсутствие продуманной конверсионной политики) отменены не были. Прежними оставались социально-экономические и бытовые проблемы, порождавшие массовое дезертирство и недовольство граждан. И вновь основная тяжесть работы по ликвидации дезертирства легла на плечи правоохранительных структур.

После войны резко стало увеличиваться количество совершенных хищений, а также случаев спекуляции. В связи с засухой 1946 года и кризисом продовольственного снабжения по данным видам преступлений отмечался стремительный и угрожающий рост. Со всей остротой перед страной встала необходимость пресечения преступных действий расхитителей социалистической собственности, взяточников и казнокрадов.

В связи с этим на первом плане находилась борьба за хлеб. На органы милиции была возложена обязанность систематической проверки состояния и сохранности зерна на заготовительных пунктах, пресечения хищений и порчи хлеба, привлечения виновных к строгой ответственности. В южноуральском регионе, подвергнутой в числе других областей страны засухе со всеми вытекающими последствиями, вопрос о сохранности хлебных ресурсов стоял чрезвычайно остро. Милицией региона было выявлено значительное количество фактов порчи, хищений и разбазаривания государственного зерна, стране были возвращены тысячи тонн хлеба и хлебопродуктов.

В первые послевоенные годы население в основном снабжалось по продовольственным и промышленным карточкам, которые являлись одним из основных средств для получения продуктов питания и промышленных товаров населением после войны. В связи с этим обстоятельством милиция уделяла особое внимание борьбе с преступлениями, связанными с карточками. Преступления подобного рода наносили серьезный материальный ущерб государству, дезорганизовывали торговлю и плановое снабжение населения продуктами питания и промтоварами. Поэтому милиция региона резко активизировала борьбу с незаконной куплей-продажей промтоварных карточек на рынках, вокзалах и других общественных местах. Задержанных тщательно проверяли, устанавливали источники приобретения карточек, выявляли недобросовестных работников карточных и контрольно-учетных бюро.

Реально признавая серьезность этих проблем для экономической безопасности государства, Совет Министров 13 сентября 1946 года издает Постановление «Об усилении борьбы со спекуляцией». В этом документе наконец-то было признано, что благодатной почвой для спекуляции являются, во-первых, существенная разница в ценах на две группы товаров — промышленных и сельскохозяйственных, во-вторых, отсутствие эффективного и надежного учета сырья и материальных ценностей, в-третьих, слабый контроль со стороны финансовых органов.

Для борьбы с хищениями в срочном порядке была разработана и реализована программа, узаконенная рядом специальных постановлений как на общегосударственном, так и на региональном уровне. При этом борьба с расхитителями сельхозпродукции была признана одним из приоритетных направлений.

Эта работа принесла свои плоды позитивные результаты. На Южном Урале во второй половине 1940;х годов налицо было явное снижение преступности по основным видам экономических преступлений, в чём была немалая заслуга сотрудников подразделений БХСС Южного Урала.

В целом, несмотря на все трудности послевоенного времени, органами внутренних дел Южного Урала к середине 50-х годов 20 века был нанесен существенный удар по всем видам уголовной преступности.

Одним из наследий войны стала детская беспризорность и безнадзорность, что приводило к росту правонарушений среди несовершеннолетних. Большая часть сирот — дети, потерявшие родных и близких в период эвакуации или в ходе боевых действий в прифронтовой полосе. На Южном Урале беспризорность, как массовое явление, проявилась практически с начала Великой Отечественной войны, когда началось перемещение населения из прифронтовой зоны в районы тыла.

Особенно массовой концентрация беспризорных наблюдалась на транспортных магистралях, что было вызвано стремлением детей выехать на родину для розыска родителей, с которыми их разлучила эвакуация, другой причиной было желание попасть в районы с более благополучной обстановкой с продовольствием.

Росту детской беспризорности и безнадзорности в первые послевоенные годы в значительной мере способствовал голод, охвативший в 1946 году ряд регионов страны. Сотни тысяч семей были не в состоянии содержать своих детей. Особенно трудно приходилось многодетным семьям. Это в полной мере касалось и тыловых областей, к которым относился регион Южного Урала.

Следует сказать, что война была основным, но не единственным источником пополнения детской беспризорности. Большой процент среди детей-сирот составляли младенцы, сданные в дома ребенка матерями-одиночками. Рост внебрачных детей явился следствием особой демографической ситуации, сложившейся в результате войны и проводившейся в сфере демографии государственной политики.

Другой причиной детской беспризорности была волна репрессий, последовавшая сразу после окончания войны, и ужесточение уголовной ответственности за преступления уже в мирное время, когда, например, за мелкое воровство можно было получить 5−7 лет лишения свободы. Вследствие этого дети, родители которых были осуждены, оставались предоставленными самим себе.

Решение этой тяжелейшей проблемы также легло на плечи милиции послевоенного времени. Органы правопорядка начали массовое изъятие беспризорных с улиц, рынков и вокзалов. Власти, прекрасно сознавая последствия беспризорщины, издали целый ряд правительственных и ведомственных постановлений по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. В областных центрах региона работали комиссии по устройству сирот в детские учреждения, ремесленные училища и школы ФЗО, трудоустройству их на промышленные и сельскохозяйственные объекты.

Это принесло свои заметные плоды, и к середине 50-х годов доля сирот, находившихся в детских учреждения Южного Урала, была значительно снижена.

Тем не менее тяжелые материальные и бытовые условия содержания детей в детских учреждениях и общежитиях ремесленных училищ приводили к постоянному увеличению роста числа беглецов, которые вновь пополняли ряды безнадзорных и, не имея иных средств к существованию, вновь становились на путь совершения преступлений.

Таким образом, рост численности детей-сирот был следствием не только войны, но и массовой нужды, голода и репрессий. В этих условиях система социальной защиты детей-сирот была ориентирована не на предупреждение сиротства, как социального явления, а на борьбу с его видимыми последствиями.

Продолжение линии на модернизацию индустриальной сферы и милитаризацию экономики в условиях набирающей силу так называемой холодной войны, военно-политического и экономического противоборства СССР и Запада не могло не вызвать серьезных диспропорций в народном хозяйстве страны. Отказ от реализации крайне необходимых социальных программ привели к фактическому отказу от конверсии, что обрекло население на новые лишения и стабилизацию крайне низкого уровня жизни.

Личный состав южноуральской милиции — неотъемлемая часть советского общества — вместе со всем народом испытывал определённые материальные, а также моральные трудности как в военное время, так и в период восстановления разрушенного войной народного хозяйства, что было связано с особенностями тяжелой милицейской службы, а также и с нерешенностью их материальных проблем. Используя остаточный принцип финансирования милиции, государство предлагало бороться с преступностью, опираясь лишь на высокую сознательность личного состава.

Несмотря на тоталитарный характер послевоенного советского режима, существовал и объективный фактор усиления карательно-репрессивных функций милиции — усиление преступности, рост бандитизма, нахождения на руках у населения большого количества огнестрельного оружия. И, как показало проведенное нами исследование, в послевоенные годы, несмотря на недостаток общего образования, а иногда и профессионализма, самоотверженность, мужество и героизм работников милиции Южного Урала способствовали достижению положительных результатов в борьбе с уголовной преступностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты
  2. Ведомости Верховного Совета СССР Текст. М., 1947. — № 11.
  3. Ведомости Верховного Совета СССР Текст. М., 1950. — № 36.
  4. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946−1950 гг. Текст. -М., 1946.
  5. Свод Законов СССР Текст. М., 1938. — № 33.
  6. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР (1938-ноябрь 1958) Текст.-М., 1958.
  7. Сборник Законов СССР. 1945−1946 Текст.-М., 1947.
  8. Сборник законодательных документов по вопросам организации и деятельности советской милиции (1945−1954) Текст. М., 1957.
  9. Некоторые данные о развитии народного хозяйства. Статистические материалы Текст., М., 1975.
  10. Нормативные акты о советской милиции (1945−1954 гг.) Текст. -М., 1968.
  11. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам Текст.-М., 1968.-Т. 3.
  12. Сборник документов по истории СССР (1946−1958) Текст. М., 1981.
  13. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР, РСФСР 1917−1952 Текст. -М., 1953.
  14. Южное Зауралье в годы войны: история в документах 1941−1945 Текст. Курган: «Зауралье», 2005. — 212 с.
  15. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
  16. Ф. Р-9415 Главное управление милиции Министерства внутренних дел.
  17. Ф. Р-9423 Хозяйственное управление Министерства внутренних дел.
  18. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ)
  19. Ф. Р-110 Уфимская транспортная прокуратура.
  20. Ф. Р-1252 — Министерство охраны общественного порядка БАССР.
  21. Ф. Р-1419 Прокуратура БАССР.21. Ф. Р-4144 Суд БАССР.22. Ф. Р-4708 Суд БАССР.
  22. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ)
  23. Ф. 3005. Первичная организация ВКП (б) КПСС МВД-МТБ БАССР.
  24. Ф. 122. Уфимский обком ВКП (б) КПСС
  25. Государственное учреждение «Государственный архив Оренбургской области». (ГУ «ГАОО»)
  26. Ф. Р-1308. Прокуратура Чкаловской области.
  27. Ф. Р-2001. Управление министерства внутренних дел по Чкаловской области.
  28. Ф. Р-2342. Транспортная прокуратура Чкаловской области.
  29. Информационный центр управления внутренних дел Оренбургской области
  30. Ф. 10. Отдел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью УМВД Чкаловской области.
  31. Ф. 11. Хозяйственный отдел УМВД Чкаловской области.
  32. Ф. 14. Отдел кадров УМВД Чкаловской области. 1946−1952.
  33. Ф. 16. Протоколы оперативного совещания при начальнике УМВД Чкаловской области.
  34. Ф. 19. Отдел по борьбе с бандитизмом УМВД Чкаловской области. 1943−1947.
  35. Государственное управление «Государственный архив Курганской области». (ГУ «ГАКО»)
  36. Ф. Р-903. Управление Министерства юстиции РСФСР по Курганской области.
  37. Ф. Р-1239. Курганская областная прокуратура.
  38. Ф. Р-1519. Курганский областной суд.
  39. Ф. Р-1639. Прокуратура города Кургана.
  40. Государственный архив общественно-политической документации Курганской области (ГАОПД КО)
  41. Ф. 166. Управление внутренних дел НКВД-УМВД по Курганскойобласти.
  42. Информационный центр Управления внутренних дел по Курганской области (ИЦ УВД по КО)
  43. Ф. 8. Секретариат НКВД-УМВД Курганской области с МВД СССР.1945−1952.
  44. Ф. 10. Отдел кадров УНКВД-УМВД Курганский области. 1945−1951.
  45. Ф. 11. Хозяйственный отдел УНКВД-УМВД Курганской области.
  46. Ф. 18. Отдел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью УНКВД-УМВД Курганской области.
  47. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО)
  48. Ф. Р-276. Челябинская областная прокуратура.
  49. Ф. П-288. Челябинский обком ВКП (б)-КПСС.
  50. Ф. Р-916. Судебная коллегия областного Челябинского суда.
  51. Ф. П-2012. Первичная организация ВКП (б)-КПСС Управления внутренних дел Челябинского горисполкома.
  52. Информационный центр Главного управления внутренних дел по Челябинской области (ИЦ ГУВД по ЧО)
  53. Особая инспекция по личному составу УНКВД-УМВД по Челябинской области. 1945−1951.
  54. Секретариат УНКВД-УМВД по Челябинской области. 1945−1952.
  55. Отдел кадров УНКВД-УМВД по Челябинской области. 1945−1953.
  56. Статистические отчеты о составе кадров и переписка МВД СССР по оргштатным вопросам. 1946−1950.
  57. Хозяйственный отдел УНКВД-УМВД по Челябинской области. 1945−1950.
  58. Первичная партийная организация ВКП (б)-КПСС УНКВД-УМВД Челябинского облисполкома. 1945−1953.
  59. Следственный отдел УНКВД-УМВД по Челябинской области. 1948−1953.
  60. Периодическая печать Журналы
  61. Вопросы истории. 2003, 2004, 2002, 2006.
  62. Отечественная история. 2001, 2002, 2003.55. Родина. 2005, 2001,2003.200 Газеты
  63. На боевом посту. 1945−1953.57. Правда. 1953, 1955, 1958.
  64. Челябинский рабочий. 1946−1960.
  65. Исследования и публицистика
  66. , А. П. Челябинский областной суд.70 лет. Люди, события, факты. 2-ое изд., доп. Текст. / А. П. Абрамовский, В. С. Кобзов, Е. А. Ве-риго. Челябинск: Творческое объединение «Каменный пояс», 2004. — 280 с.
  67. , Ю. Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы Текст. / Ю. Е. Аврутин. — СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс», 2003. 501 с.
  68. , П. А., Челябинская область в годы Великой Отечественной войны Текст. / П. А. Агарышев, Н. П. Полецких // Южный Урал в судьбе России (к 70-летию Челябинской области): матер, науч.-практ. конфер. Челябинск, 2003. С. 18.
  69. , Т. М. Коминформ и послевоенная Европа. 1947−1956 гг. Текст. / Т. М. Адибеков. М., 1994. — 235 с.
  70. , Ф. X., Становление и развитие органов советской милиции и исправительно-трудовых учреждений Текст. / Ф. X. Ахмадеев, Н. Л. Киаев, А. Г. Хабибуллин. Уфа, 1993. — 347 с.
  71. , А. Сирота страны Советов Текст. / А. Базаров // Родина. -2002.-№ 3.-С. 23−29.
  72. , А. С. Советская историческая наука в послевоенные годы (1945−1955) Текст. / А. С. Барсенков. М.: Изд. МГУ, 1988. — 139 с.
  73. , В. И. Первые заморозки. Советско-американские отношения в 1945—1950 гг. Текст.: моногр. / В. И. Батюк. М.: Изд. Московского отделения Рос. науч. фонда, 1995. — 253 с.
  74. , А. М. Советская политическая культура через призму МВД. От «Московского патриотизма» и идеи «Большого Отечества». 1946−1958 Текст. / А. М. Беда. М.: Изд. «Мосгорархив», 2002. — 272 с.
  75. , Н. Б. Прокурорский надзор за исполнением законов Текст. / Н. Б. Белов // Соц. законность. 1955. — № 10. — С. 17.
  76. , Р. А. Экономическая история России XX век Текст. / Р. А. Белоусов. М.: Изд. AT, 1999. — 415 с.
  77. , С. В. Советская милиция на защите социалистического Отечества (1941−1945 гг.) Текст. / С. В. Биленко. М.: Академия МВД СССР, 1986. — 270 с.
  78. , С. В. Этапы развития советской милиции Текст. / С. В. Биленко, Н. П. Максименко. М.: Академия МВД СССР, 1972. — 298 с.
  79. , А. Ю. Реформирование правоохранительных органов СССР (1953−1985) Текст.: дис.. д-ра ист. наук / А. Ю. Блок. М., 2004.
  80. , JI. Н. Милиция Западной Сибири (1930−1956) Текст.: дис.. канд. ист. наук / J1. Н. Бодерко. Тюмень, 1999. — 215 с.
  81. , О. В. Государственная безопасность: три века на Южном Урале Текст. / О. В. Вепрев, В. В. Лютов. Челябинск: Южно-Урал. кн. изд., 2002. — 445 с.
  82. Во славу Отечества. Рожденная революцией Текст. Уфа: Изд. «Август», 2002. — 256 с.
  83. Война и послевоенное развитие мирового сообщества (1939−1991) Текст. / под ред. В. С. Порхина. М.: Изд. МАИ, 1992. — 58 с.
  84. , И. В. Негласная агентура советской милиции в 1940-х годах Текст. / И. В. Говоров // Вопр. истории. 2004. — № 4. — С.109−119.
  85. , И. В. Разгул преступности в послевоенном Ленинграде и области Текст. / И. В. Говоров // Вопр. истории. 2003. — № 4. — С. 139−143.
  86. , И. В. Советское государство и преступный мир (1920-е-1940 гг.) Текст. / И. В. Говоров // Вопр. истории. 2003. — № 11. — С. 143−152.
  87. , Г. А. Численность и размещение «трудармейцев» на Урале в годы Великой Отечественной войны Текст. / Г. А. Гончаров // Промышленность Урала в XIX—XX вв.еках: сб. науч. тр. Челябинск: АИРО-ХХ, 2002. — 432 с.
  88. , С. А. Хроника времен Василия Сталина Текст. / С. А. Грибанов. М.: ГеяИТЭРУМ, 1999. — 362 с.
  89. , В. А. Милиция Южного Урала в период Великой Отечественной войны (1941−1945 гг.) Текст.: моногр. / В. А. Гусак. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2007. — 185 с.
  90. , Н. А. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы Текст. / Н. А. Данилов, А. В. Пыжиков. М.: РОССПЭН, 2001. — 304 с.
  91. , В. А. К истории милиции на Среднем Урале Текст. / В. А. Демин, А. М. Воробьев. Свердловск, 1988. — 197 с.
  92. В. Д. Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних Текст. / В. Д. Ермаков, Н. М. Гуськов, Е. Н. Савинов. — М., 1986.-213 с.
  93. , М. И. Развитие органов милиции в Советском государстве Текст. / М. И. Еропкин. М.: Изд. Высшая Школа МООП СССР, 1967. — 87 с.
  94. , М. И. Участие трудящихся в охране общественного порядка Текст. / М. И. Еропкин. М.: Высшая школа МВД СССР, 1959. — 297 с.
  95. , М. Э. Милиция Ленинграда в послевоенный период (19 451 956) Текст.: дис.. канд. ист. наук / М. Э. Жаркой. СПб., 1995. — 190 с.
  96. , М. Ф. Без семьи: сироты послевоенной поры Текст. / М. Ф. Зезина // Родина. 2001. — № 9. — С. 82−87.
  97. , В. Ф. Голод в СССР 1946−1947 годов: происхождение и последствия Текст. / В. Ф. Зима. М.: Институт Российской истории РАН, 1996. — 265 с.
  98. , Д. В. Борьба с преступностью и охрана общественного порядка в Пензенской области (1945−1953) Текст. / Д. В. Зимин. Пенза, 2002.
  99. , Д. В. Борьба с преступностью и охрана общественного порядка в Пензенской области (1945−1953) Текст.: дис.. канд. ист. наук / Д. В. Зимин. Пенза, 2004. — 197 с.
  100. , Д. В. На страже законности и порядка. Страницы истории Пензенской милиции Текст. / Д. В. Зимин, И. Я. Шахназаров. Пенза, 2003.
  101. , Р. Ф. Решение партией проблемы размещения на Урале эвакуированных предприятий и населения в годы Великой Отечественной войны (июль 1941 1943) Текст.: автореф. дис.. канд. ист. наук / Р. Ф. Зорина. -Челябинск, 1985. — 47 с.
  102. , Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность (1945−1953) Текст. / Е. Ю. Зубкова. М.: РОССПЭН, 2000. 230 с.
  103. , А. Обмануть систему, или как меняли деньги в 1947 году Текст. / А. Ильюхов // Родина. — 2005. № 5.
  104. , В. Я. Мероприятия советского государства по охране и защите детей. 1917−1953 Текст. / В. Я. Ионова // Ученые записки Омского педагогического института. Омск, 1962. — 87 с.
  105. История Советской милиции: в 2 т. Текст. / под ред. Н. А. Щелоко-ва. М.: Академия МВД СССР, 1977. — Т. 2.
  106. История Управления внутренних дел Оренбургской области Текст. / под ред. Д. А. Сафонова. — Оренбург: «Оренбургская губерния», 2002. 345 с.
  107. История Урала Текст.: учеб. пособие (региональный компонент). -Челябинск: Изд. ЧГПУ, 2002. 260 с.
  108. ЮЗ.Кобзов, В. С., Страницы истории Челябинской школы милиции Текст. / В. С. Кобзов, Е. П. Сичинский, А. И. Семенов, С. Ю. Салмина. Челябинск, 2000. — 120с.
  109. , В. С. Милиция на Приволжской магистрали Текст. / В. С. Комаров, В. С. Гольдман. Волгоград: Нижневолжское изд., 1985. — 128 с.
  110. , В. В. История отечественных органов безопасности Текст. / В. В. Коровин. М., 1998. — 347 с.
  111. , В. И. История Российской милиции Текст.: учеб. пособие / В. И. Костин. Н.-Новгород, 1997. — 287 с.
  112. , В. В. Строго выполнять требования закона Текст. / В. В. Кошельков // Соц. законность. 1954. — № 10. — С. 31−39.
  113. , С. Лагерники Текст. / С. Кузьмин // Молодая гвардия. -1993.-№ 5−6.
  114. , В. Послевоенные годы. Из жизни милиции г. Касли Текст. / В. Лазарев // Красное знамя. 1947. — 6 октября.
  115. , В. С. СССР и холодная война Текст. / В. С. Лельчук, Е. И. Пивовар, Л. М. Нежинский и др. — под ред. В. С. Лельчука. — М., 1995. — 310 с.
  116. , В. И. Как организовать соревнование? Текст. / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. М.: Изд. ЦК КПСС, 1970. — Т. 35.
  117. , К. Г. Забота о детях в Зауралье в годы Великой Отечественной войны Текст. / К. Г. Лобжанидзе // Земля Курганская: прошлое и настоящее: краевед, сб. Вып. 4. Курган, 1992.
  118. , А. Я. Рожденная Октябрем: о работе советской милиции в послевоенные годы Текст. / А. Я. Малыгин // Партийно-политическая работа: сб. Политуправления МВД СССР. М., 1987. — № 3.
  119. , А. Я. Становление и развитие аппаратов советского уголовного розыска. 1917−1985 Текст. / А. Я. Малыгин, Р. С. Мулукаев и др. М.: Академия МВД России, 1991. — 354 с.
  120. Пб.Малько, А. В. Смертная казнь в России. История. Политика. Право Текст. / А. В. Малько, С. В. Жильцов. М., 2003. — 337 с.
  121. , В. Н. Роковые годы. Материальное положение колхозного крестьянства Урала в послевоенные годы Текст. / В. Н. Мамяченков. -Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 2002. — 310 с.
  122. , В. П., Деформация уголовной политики в истории советского государства и права Текст. / В. П. Маслов, И. Ф. Чистяков // Из истории советского государства и права. — М., 1989.
  123. Милиция Челябинской области: 1802−2002 гг. Страницы истории Текст. / под ред. Д. В. Смирнова. Челябинск: «Книга», 2002. — 447 с.
  124. , Р. С. Развитие системы управления органов внутренних дел СССР Текст. / Р. С. Мулукаев. М.: Академия МВД СССР, 1979. — 38 с.
  125. , Р. С. Развитие форм участия трудящихся в охране общественного порядка Текст. / Р. С. Мулукаев. М.: Академия МВД СССР, 1978.- 179 с.
  126. Наш генерал Текст. Казань: РИЦ «Титул», 2002. — 312 с.
  127. , А. М. Детская беспризорность опасное социальное явление Текст. / А. М. Нечаева // Государство и право. — 2001. — № 6. — С. 107−117.
  128. , В. Н. Военно-промышленный комплекс Южного Урала в 1945—1956 гг.. Текст. / В. Н. Новоселов // Промышленность Урала в Х1Х-ХХ веках: сб. науч. тр. Челябинск: Изд. АИРО-ХХ, 2002. — 432 с.
  129. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк Текст.- М.: Объединенная редакция МВД России, 1996. 462 с.
  130. , Г. К. Юные гвардейцы тыла. Трудовые резервы Урала — фронту. 1941−1945 Текст. / Г. К. Павленко. Челябинск: «Книга», 2004. — 168 с.
  131. , Н. П. Социальная политика на Урале в годы Великой Отечественной войны (Южноуральск на фронте и в тылу) Текст.: сб. статей / Н. П. Палецких. — Челябинск: «Книга», 1993. — 173 с.
  132. Полиция и милиция Самарской губернии Текст. — Самара: Изд. «Самара», 2003. 151 с.
  133. , В. П. Голод и государственная политика (1946−1947 гг.) Текст. / В. П. Попов // Отеч. архивы. -1992. № 6.
  134. , В. П. Паспортная система в СССР. 1932−1976 Текст. / В. П. Попов // Социолог, исслед. 1995. — № 8, 9.
  135. , В. П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы Текст. / В. П. Попов // Отеч. история. 2001. — № 3. — С. 61−77.
  136. , А. В. Хрущевские эксперименты в правоохранительной сфере (конец 1950-х начало 1960-х гг.) Текст. / А. В. Пыжиков // Вопр. истории. — 2006. — № 4. — С.103−110.
  137. , С. Ю. Прокуратура Челябинской области. Очерки истории Текст. / С. Ю. Салмина. Челябинск: «Каменный пояс», 2001. — 352 с.
  138. , А. А. Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Книга вторая (1941−1991 гг.) Текст. / А. А. Сидоров. Ростов-н/Д., 1999. — 390 с.
  139. , С. Г. Труд военнопленных в СССР. 1939−1956 гг. Текст. / С. Г. Сидоров. Волгоград: Изд. «ВолГУ», 2001. — 508 с.
  140. , Д. В. На стране экономической безопасности государства Текст. / Д. В. Смирнов, JI. Б. Коган. Челябинск: «Книга», 2007. — 416 с.
  141. , JI. А. Усилить борьбу с преступлениями против личности Текст. / JT. А. Смирнова // Соц. законность. 1959. — № 1.
  142. Советская жизнь. 1945−1953: сб. документов Московского госуниверситета Текст. / сост. Е. Ю. Зубкова. М: РОССПЭН, 2003. — 719 с.
  143. Советская милиция: история и современность. 1917−1987 Текст.: в 2 т. / под ред. А. В. Власова. М.: Академия МВД СССР, 1987. — Т. 2.
  144. Советское общество в воспоминаниях и дневниках Текст. / под ред. А. А. Либермана. М.: «Пашков дом», 2005. — 561 с.
  145. Солдаты правопорядка. Будни Уральской милиции Текст. — Екатеринбург: Изд. Уральского госуниверситета, 2002. 394 с.
  146. , М. А. Полиция и милиция Самарской губернии (имена, события, факты). 1802−2002. Исторические очерки Текст. / М. А. Тушис, П. М. Алексеев, И. Е. Карпов — под ред. И. Е. Карпова. Самара: Изд. ГУВД Самарской области, 2003. — 151 с.
  147. Уголовный розыск. Служба криминальной милиции Республики Татарстан. Страницы истории Текст. — Казань: РИЦ «Титул», 2002. 320 с.
  148. Урал в панораме XX века Текст. / под ред. В. А. Алексеева. Екатеринбург: Изд. «СВ-96», 2000. — 496 с.
  149. Урал: век двадцатый — люди, события, жизнь. Очерки истории Текст. / под ред. А. Д. Кириллова, И. М. Попова. Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2002. — 415 с.
  150. , М. Н. Жилигцно-бытовые условия молодежи Зауралья (1945−1960) Текст. / М. Н. Федченко // Земля Курганская: прошлое и настоящее: краевед, сб. Вып. 4. Курган, 1992.
  151. , А. П. Создание и развитие ракетной промышленности на Урале Текст.: дис.. канд. ист. наук / А. П. Финадеев. Челябинск, 2004. -217 с.
  152. , Р. Ш. Неизвестная депортация Текст. / Р. Ш. Хакимов. -Челябинск: «Книга», 2006. 96 с.
  153. , О. В. Советская экономическая политика на рубеже 19 401 950-х годов и «дело Госплана» Текст. / О. В. Хлевнюк // Отеч. история. -2001.-№ 3.-С. 77−88.
  154. Холодная война. Новые подходы Текст. / М. М. Наринский и др. -М.: Республика, 1995. 400 с.
  155. , В. В. Верно служить народу: из истории Челябинской милиции Текст. / В. В. Щербаков, Н. М. Боже. Челябинск: изд. политотдела УВД Челябинской области, 1987. — 78 с.
Заполнить форму текущей работой