Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-педагогическая подготовка родителей в системе дополнительного профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема исследования социально-педагогической подготовки родителей к реабилитационной деятельности с ребенком с ДЦП практически не получила развития в отечественной специальной литературе, так как является достаточно новой. В России работа с детьми с ДЦП преимущественно строится в условиях интернатных учреждений, специальных детских садов и коррекционных школ. Необходимость участия родителей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Дети с ДЦП и характеристика основных подходов в работе с ними
    • 1. Особенности развития детей с ДЦП
    • 2. Характеристика основных подходов в работе с ребенком с
  • Глава II. Семья, воспитывающая ребенка с ДЦП, и ее социально-педагогические возможности
    • 1. Социально-психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП
    • 2. Место и роль семьи в социально-педагогической реабилитации ребенка
  • Глава III. Обоснование и экспериментальная проверка технологии социально-педагогической подготовки родителей, воспитывающих ребенка с ДЦП
    • 1. Обоснование технологии социально-педагогической подготовки родителей детей с ДЦП
    • 2. Опытно-экспериментальная проверка технологии социально-педагогической подготовки родителей

Социально-педагогическая подготовка родителей в системе дополнительного профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отечественной и мировой практике одной из важных проблем остается реабилитация детей с детским церебральным параличом (ДЦП). По данным отечественных исследователей, в среднем на каждые 1000 новорожденных приходится, три-пять детей с ДЦП. Только в Москве находится на учете свыше 15 ООО таких детей. Эти дети нуждаются в медицинской, социальной, психологической, реабилитационной помощи. Помощь осуществляется в рамках медицинской и педагогической парадигмы, но, к сожалению, ее эффективность по-прежнему остается низкой.

Проведение комплексных социально-педагогических мероприятий, направленных на реабилитацию ребенка с ДЦП, — процесс многоуровневый.

Базовым уровнем этого процесса выступает работа с семьей. Включение семьи в работу дает возможность повысить качество реабилитационных.

1 •" мероприятий, ускорить процесс социально-педагогической коррекции, что позволяет вывести реабилитационную деятельность на новый уровень.

Проблема исследования социально-педагогической подготовки родителей к реабилитационной деятельности с ребенком с ДЦП практически не получила развития в отечественной специальной литературе, так как является достаточно новой. В России работа с детьми с ДЦП преимущественно строится в условиях интернатных учреждений, специальных детских садов и коррекционных школ. Необходимость участия родителей в реабилитационной деятельности практически не принимается во внимание. Это приводит к тому, что родители плохо информированы о мероприятиях, осуществляемых в специальных учреждениях. В результате эффективность реабилитационной деятельность остается низкой, а в некоторых учреждениях очень низкой. Однако в мировой практике существует опыт кондуктивной педагогики, которая, наоборот, считает основным из наиболее существенных факторов социальной реабилитации участие родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми.

В работах отечественных авторов: К. А. Семенова, Н.М. МахмудоваМ.В. Иполитова, Р. Д. Бабенкова, Е.М. МастюковаH.JI. Белопольская [108, 54, 15], рассматриваются отдельные направления работы с родителями. С нашей точки зрения, заслуживают внимания работы венгерских исследователей (К. Акош, М. Акош.- М. Хари, Ю. Хорват, И. Козма, М. Кокути [1, 154]), которые раскрывают суть и основные подходы к реабилитации в системе кондуктивной педагогики. Однако в их работах не разработана система подготовки родителей. Авторы описывают практические приемы включения родителей в реабилитационный процесс, но не дают теоретического обоснования данного вида коррекционно-реабилитационной деятельности.

Обобщая вышеизложенное, мы можем отметить, что сложилось противоречие между настоятельной потребностью участия родителей в работе с детьми с ДЦП и их социально-педагогической неподготовленностью к реабилитационной работемежду необходимостью социально-педагогической подготовки родителей, имеющих детей с ДЦП, и неразработанностью содержания и технологии их подготовки. Указанные противоречия определили проблему исследования — содержание и методика социально-педагогической подготовки родителей, воспитывающих детей с ДЦП. Выявленная проблема определила тему исследования.

Объект исследования: процесс социально-педагогической подготовки родителей, воспитывающих ребенка с особыми нуждами.

Предмет исследования: содержание, технология, формы и методы социально-педагогической подготовки родителей, воспитывающих ребенка с.

ДЦП.

Цель исследования: разработать и обосновать содержание и технологию социально-педагогической подготовки родителей, воспитывающих детей с ДЦП.

Гипотеза исследования. Важное место в преодолении у ребенка последствий ДЦП принадлежит целесообразной деятельности родителей, которая невозможна без их социально-педагогической подготовки. Однако нынешнее содержание и специфика такой подготовки не обеспечивает их готовности и способности к уходу и стимулированию индивидуального развития такого ребенка. Качество социально-педагогической подготовки родителей может быть обеспечено если:

1. Подготовка родителей представляет собой целостную систему, включающую их диагностику, реабилитацию, постепенное обучение и включение в реабилитационную деятельность с ребенком.

2. Родители (родитель) являются (является) участниками (участником) мультидисциплинарной команды специалистов, осуществляющих социально-педагогическую реабилитацию ребенка с раннего возраста.

3. Содержание подготовки родителей включает осмысление причин патологии, ее. проявлений, специфики ухода, методики коррекционной работы с ребенком по его индивидуальному развитию.

4. Социально-педагогическая подготовка родителей носит комплексный и поэтапный характер, переводя их с уровня пассивных наблюдателей на уровень активных участников.

5. Включение родителей в реабилитационную деятельность обеспечивается созданием благоприятной социальной среды, проявлением рационального творчества и достаточным патронированием, учитывающим специфику их проявления и динамику развития ребенка.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

• выявить социально-педагогические и психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП;

• раскрыть место и роль семьи в социально-педагогической реабилитации ребенка с ДЦП;

• определить наиболее оптимальное содержание подготовки родителей, воспитывающих ребенка с ДЦП;

• разработать и обосновать технологию социально-педагогической подготовки родителей к работе с ребенком с ДЦП;

• выявить социально-педагогические условия эффективности социально-педагогической подготовки родителей, имеющих детей с ДЦП.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют диалектические положения о развитии и всеобщей связи явленийфилософское понимание человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельностиосновные положения теории деятельности А. Н. Леонтьева, культурно-историческая концепция J1.C. Выготского, а также теоретические положения его учения об индивидуально-коррекционном развитии ребенка с особыми нуждами, зоне ближайшего и актуального развития ребенкаконцептуальные подходы к развитию и воспитанию детей с особыми нуждами, изложенные в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (J1.C. Выгодский, Г. М. Дульнев, А. Н. Граборов, JI.B. Занков, Б. В. Зейгарник, М. В. Ипполитова, Ж. И. Шиф, Э. Брукарт, Декроли, К. Керн, М. Монтессори) — данные социально-медицинских исследований К. А Семеновой в области реабилитации детей раннего возраста с ДЦПучение Войта о выработке активно-рефлекторных, или активных движенийприкладные основы кондуктивной педагогики, разработанные А. Петё и получившие развитие в учении М. Хари и других специалистов Института кондуктивной педагогики и восстановительной терапии им. А. Петё г. Будапешта.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе факультета повышения квалификации РГСУ в процессе деятельности российских выпускников института им. А. Петё, реализующих программу социально-педагогической реабилитации в отечественных условиях (в городах Москва, Анапа, Саратов, Чебоксары, Воронеж, Курск, Сургут, Нижневартовск).

Для проверки исходных положений в диссертационном исследовании была использована комплексная методика, включающая взаимосвязанные и взаимодополняющие группы методов: теоретические: анализ педагогической, психологической, коррекционно-педагогической литературыобобщение социально-педагогического опытаанализ и синтезмоделированиеэмпирические: наблюдение, самонаблюдение, исследовательские беседы, опросы (анкетирование), тестовые методики, экспертная оценкаэкспериментальные: констатирующие и формирующие педагогические экспериментыстатистические и графические: количественный и качественный анализ данных, полученных в процессе исследованиястатистическая и графическая обработка результатов эксперимента.

Исследование проводилось в течение 11 лет и осуществлялось в 4 этапа. Первый этап /1993;1998гг./. — обучение в Венгрии в Институте -. кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии им А. Пете (Институт им. А. Пете) и получение диплома «Учитель начальных классов, педагог-кондуктор». В этот период изучался опыт кондуктивной педагогики в работе с детьми с ДЦП, особенности таких. детей, опыт вовлечения родителей и специфика их подготовки к социально-педагогической реабилитации детей.

Второй этап /1999;2001 гг./. — проанализирована литература по изучаемой проблеме, отечественный опыт вовлечения родителей, воспитывающих детей с ДЦП в социально-педагогическую реабилитацию. В этот период проведены беседы и анкетные опросы родителей детей с ДЦП и специалистов, работающих в центрах реабилитации (выборка составила более 310 человек) — обобщая опыт работы с родителями, воспитывающими детей с ДЦП, российских выпускников педагогов-кондукторов в различных регионах России (охвачены 12 человек) — определены основные проблемы, с которыми сталкиваются родители при организации реабилитационной работы в домашних условияхпроведена диагностика наличного уровня социально-педагогических и реабилитационных знаний и умений (первый констатирующий эксперимент) — разработана концепция исследованияопределены цели и задачи экспериментальной работыпостроена модель и разработана технология социально-педагогической подготовки родителейподготовлена методика экспериментальной работыопределены опытно-экспериментальные площадки, экспериментальная группа. На этом этапе представлены материалы по социально-педагогической подготовки родителей и методические рекомендации к их практическому применению выпускниками института им. А. Пете (городах Москва, Сургут, Чебоксары).

Третий этап /2002;2003 гг./. — экспериментальная проверка гипотезы исследования (формирующий эксперимент) в соответствии с методикой опытно-экспериментальной работыосуществлен 2-й констатирующий эксперимент, показавший результаты проведенной работы.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе факультета повышения квалификации РГСУ в процессе деятельности российских выпускников института им. А. Петё, реализующих программу социально-педагогической реабилитации семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП, в отечественных условиях. Реализация технологии получила проверку: авторское участие в системе повышения квалификации в городах Москва, Анапа, Саратов, Чебоксары, Воронеж, Курск, Сургут, Нижневартовск, а также личной практической работы с родителями в г. Москвереализация программы воспитанниками Института им. А. Петё в городах Москва, Сургут, Чебоксары.

Четвертый этап /2004г./. — обобщение и анализ полученных результатов экспериментальной работыстатистическая и графическая обработка полученных данныелитературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в том, что в работе:

— выявлены место и роль родителей в социально-педагогической реабилитации детей с ДЦП;

— обоснована необходимость включения родителей в мультидисциплинарную команду специалистов социально-педагогической реабилитации ребенка с ДЦП;

— определены сущность и содержание социально-педагогической подготовки родителей детей, воспитывающих детей с ДЦП;

— разработана модель и технология социально-педагогической подготовки родителей;

— раскрыта специфика социально-педагогического патронирования родителей в процессе их педагогической подготовки и реализации реабилитационной деятельности. ;

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы:

• в работе родительских фокус-групп;

• в обучении студентов факультетов, готовящих специалистов для работы с детьми, страдающими ДЦП и их родителями;

• при разработке учебных программ курсов повышения квалификации социальных педагогов, социальных работников, специалистов центров реабилитации, работающих с детьми ДЦП.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-педагогический подход ориентирован на целостное формирование личности ребенка, страдающего ДЦП, наиболее полное использование его индивидуальных возможностей в процессе целенаправленного комплексного развития, воспитания активной жизненной позиции и постепенной интеграции в среду жизнедеятельности.

2. Семья выступает основой ранней реабилитационной работы с ребенком, страдающим ДЦП. Родители, формируя уход и систему социально-педагогической работы с раннего возраста ребенка, обеспечивают наиболее целесообразное его двигательное воспитание и развитие с учетом проявляемой динамики.

3. Технология социально-педагогической подготовки родителей носит этапный характер. Она включает: социально-педагогическую диагностику и реабилитацию семьиформирование у родителей мотивации и осмысление ими своей роли в реабилитационном процессеовладение родителями методикой ухода за ребенком и основами его социально-педагогической $ «реабилитациипостепенное включение родителей в социально-педагогический процесс реабилитационной деятельности и обеспечение ее целесообразного патронирование.

Достоверность и надежность выводов и результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных положенийприменением комплекса методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследованияподтверждены данными, свидетельствующими о положительной динамике уровня социально-педагогических и реабилитационных знаний и умений родителей в результате проведения экспериментальной работы.

Результаты исследования апробированы на педагогических чтениях факультета социальной педагогики РГСУ (2001, 2002 гг.).

Достоверность и обоснованность полученного состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по третьей главе.

1. Процесс социально-педагогической подготовки родителей, воспитывающих ребенка с ДЦП, нацелен на создание благоприятной среды для целостного развития личности ребенка.

2. Работа по обучению родителей в условиях реабилитационного центра носит комплексный и поэтапный характер. Каждый этап имеет свои цели, задачи, направления теоретической и практической деятельности и ориентирован на формирование и развитие у родителей навыков ухода за ребенком и основ социально-педагогической работы с ним, а также на включение родителей в активную работу с ребенком.

3. Первый этап нацелен на социально-педагогическую диагностику и реабилитацию семьи, на формирование у родителей мотивации и осмысление ими своей роли в реабилитационном процессе. Второй этап направлен на приобретение родителями системы социально-педагогических знаний и умений. Третий — на освоение родителями активной роли в процессе реабилитации ребенка, на совершенствование их социально-педагогической подготовки при профессиональном сопровождении со стороны специалиста.

4. Каждому этапу соответствуют определенные направления и формы работы, а также конкретные задачи, решение которых позволяет управлять процессом социально-педагогической подготовки родителей и корректировать программу в зависимости от реально сложившихся условий.

5. Разработанная технология социально-педагогической подготовки родителей направлена на постепенный и последовательный переход родителей с уровня пассивного слушателя на уровень активного деятеля.

6. Результаты, полученные в процессе опытно-экспериментальной работы, подтвердили обоснованность и эффективность предложенной технологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Социально-педагогический подход в работе с детьми с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) обусловлен необходимостью учета влияния окружающей среды, взаимоотношений с родными и сверстниками в реабилитационном процессе. Социально-педагогический подход ориентирован на целостное формирование личности, наиболее полное использование индивидуальных возможностей ребенка в процессе его целенаправленного комплексного развития и создание условий, стимулирующих его активную жизненную позицию. При этом предполагается включение в процесс возможно более полной комплексной компенсации ограничений жизнедеятельности ребенка с ДЦП его окружения (родителей, сверстников и общества в целом), развитие компенсаторных возможностей его организма, а также создание в обществе условий для наиболее полной и эффективной адаптации и социализации детей, имеющих проблемы в развитии.

2. Социально-педагогический подход рассматривается в диалектическом единстве с другими подходами в процессе реабилитации. Многофакторность и интегративность социально-педагогического воздействия обусловливают то, что в системе реабилитационных мероприятий данный подход обеспечивает наиболее эффективные результаты.

3. Социально-педагогический подход в реабилитации ребенка с ДЦП включает три взаимосвязанных направления: работа непосредственно с ребенком, работа с родителями, работа с социумом. Детям с таким серьезным заболеванием, как церебральный паралич, важна не только медицинская, но и педагогическая помощь, в связи с чем их родителям нужно вместе со специалистами — педагогами, врачами — составить единый комплекс воздействия на ребенка. Включение семьи в работу дает возможность повысить качество реабилитационных мероприятий, ускорить процесс социально-педагогической коррекции, позволяет вывести реабилитационную деятельность на новый уровень.

4. Целенаправленная работа по обучению родителей в условиях реабилитационного центра носит комплексный и поэтапный характер и ориентирована на формирование и развитие у родителей навыков ухода за ребенком и основ социально-педагогической работы с ним, а также на включение родителей в активную работу с ребенком. Первый этап подготовки родителей нацелен на социально-педагогическую диагностику и реабилитацию семьи, на формирование у родителей мотивации и осмысление ими своей роли в реабилитационном процессе. Второй этап направлен на приобретение родителями системы социально-педагогических знаний и умений. Третий — на освоение родителями активной роли в процессе реабилитации ребенка, на совершенствование их социально-педагогической подготовки при профессиональном сопровождении со стороны специалиста.

5. Основными путями социально-педагогической подготовки родителей к реабилитационной деятельности являются:

• реабилитация членов семьи, в которой появился ребенок с ДЦП, разъяснение родителям перспектив развития ребенка и возможностей преодоления патологии (показ возможных ближайших и перспективных целей реабилитации);

• обеспечение взаимосвязи возникающей потребности в определении перспективных целей и сроков их достижения у родителей и реальных возможностей реабилитации ребенкапредупреждение иллюзорности и разочарования в процессе реабилитационной работы с ребенком;

• обучение родителей методике реабилитационной работы с ребенком;

• разработка индивидуальной программы реабилитационной работы с ребенком и определение в ней место и роли родителей;

• помощь родителям в формировании социально-реабилитационного распорядка дня, обеспечивающего реализацию индивидуальной программы реабилитационной работы с ребенком;

• социально-реабилитационная работа с ребенком специалиста с постепенным включением в процесс деятельности родителей;

• расширение непосредственного участия родителей и снижение роли специалиста в реабилитационной работе с ребенкомобеспечение социально-педагогического патронирования деятельности семьи в реабилитационной работе с ребенком;

• повышение социально-педагогической подготовки родителей с учетом достигаемых результатов и открываемых перспектив реабилитации ребенка с ДЦП.

6. На эффективность процесса подготовки родителей к реабилитационной работе с ребенком оказывает влияние ряд факторов:

• организация групп родителей в зависимости от удаленности места г жительства от реабилитационного центра- «.

• наличие позитивного контакта между родителями и ребенком;

• использование в процессе реабилитации всего потенциала семьи (морального, физического, психического, экономического);

• регулярность работы родителей с ребенком в домашних условиях;

• учет при составлении программы реабилитации индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

• непрерывность процесса социально-педагогической реабилитации;

• настрой родителей на положительные результаты.

7. Полученные в ходе исследования материалы позволили сформулировать некоторые рекомендации должностным лицам, обеспечивающим социально-педагогическую подготовку родителей. а) руководителям медицинских учреждений целесообразно:

— создать при детских поликлиниках консультационные центры, на которые возложить обязанности помощи родителям в овладении навыками ухода и индивидуальной коррекционной работы ребенка с ДЦП, диагностики семьи, психологической реабилитации, мотивирования и овладения навыками реабилитационной работы, информирование о причинах и последствиях в процессе реабилитационных мероприятий. б) руководителям центров социально-педагогической реабилитации детей с ДЦП целесообразно: выявить уровень компетентности социально-педагогической подготовки родителей в работе с ребенком с ДЦП, и в зависимости от этого строить индивидуальную программу их включения в коррекционную работу с их ребенком. в) специалистам по социально-педагогической реабилитации следует: рассматривать родителей как участников мультидисциплинарной команды и строить программу подготовки индивидуальной коррекционной работы с ребенком с учетом их психологической готовности и мотивированностивключение родителей в реабилитационную работу осуществлять постепенно при непосредственном патронированиивключать родителей в овладение основами работы с другим ребенком, с постепенным переключением на своего ребенка.

8. Изложенное не исчерпывает исследуемой проблемы. Направлениями дальнейшего исследования могут быть: социально-педагогическая подготовка родителей, воспитывающих подростков с последствиями ДЦПиспользование современных технологий и средств реабилитации в процессе работы с родителями детей с ДЦПиспользование дистанционного обучения, в процессе патронирования семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика. Книга для родителей. — М.: «Уллис», 1994.
  2. Е.А. Родителям о воспитании. М., 1957. — 230 с.
  3. Е.П., Иванова В. М. Общение с родителями: зачем? как? М., 1993.-59 с.
  4. О. Хвостатые психотерапевты. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-384 с.
  5. Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (до речевой период).- М., 1989.
  6. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996. — 341 с. 7.. Астапов В. М. в соавт. Дети с нарушением развития: Хрестоматия. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 264 с.
  7. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994. — 216 с.
  8. Л.О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. // Журн. невропатол. и психиатр. 1987.-№ 10-С. 1445- 1448.
  9. Л.О., Журба Л. Т., Тимошина О. В. Детские церебральные параличи.- Киев: Здоровя, 1988. 328 с.
  10. Е.Р. Специальная дошкольная педагогика Учеб. пособ. / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Академия, 2001. — 312 с.
  11. Ю.И., Руссу Т. С., Казанцева Л. З. Дифференциальный диагноз врожденных и наследственых заболеваний у детей. Кишинев, 1984.
  12. А.С., Семенова К. А., Доценко В. И. и др. Новые возможности реабилитации нарушенных двигательных функций у больных с параличами церебрального происхождения // Неврологический вестник -1994.- Т. XXVI. Вып. 1 -2. — С. 26−31.
  13. Г. И., Семенова К. А., Шамарин Т. Г. Восстановительное лечение детей, больных церебральным параличом, в условиях санатория. -Киев, Здоровья, 1984.
  14. Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Дефектология. 1984. — № 6.
  15. Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.256 с.
  16. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 352 с."
  17. О.В., Пинчук Д. Ю., Михайленок Е. Л. // Физиология человека. 1990. — Т. 16. — № 3. — С. 57−62.
  18. М. Развивающие игры. М., 1989.
  19. В.И., Жмакин К. Н., Кирюшенков А. Н. Акушерство. — М., 1986.
  20. A.M. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981.-255 с.
  21. С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. — Л.: Медицина, 1971. 248 с.
  22. Бр. Клиническая педиатрия. Т. 2. София: Медицина и физкультура. — 1983.
  23. М.Я. О клинической картине детского головно-мозгового паралича: Дисс. СПб., 1902.
  24. Основы ортопедагогики / Под общ. ред. Брукарт. Leuven: «Garant», 1993.-447 с.
  25. А.Д. Восстановительное лечение больных детским церебральным параличом на бальнеогрязевом курорте: Дисс. .д-ра мед. Наук. М., 1988.-376 с.
  26. К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
  27. А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф.дис. канд. псих. наук. М., 1987. — 24 с.
  28. А.К. Структура семьи. М., 1988. — 184 с.
  29. М.И. О роли различных перинатальных факторов в развитии детских церебральных параличей / Матер. V Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. Т. 2. М., 1969. — С. 394.
  30. Т.А., Ипполитова М. В. Организация и содержание воспитательной работы в школе-интернате для детей с последствиями полиомелита и церебральным параличом. М., 1981.
  31. И.М. // Здравоохранение (Кишинев). 1974. — № 5. — С.5862.
  32. . 3., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 286 с.
  33. Выгодский J1.C. Вопросы дошкольной психологии. С-Пб.: Союз, 1997.-220 с.
  34. JT.C. Педагогическая психология. М., 1996.
  35. Выгодский J1.C., Луриа А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика пресс, 1993. — С. 205−211.
  36. О.М., Мостовой Д. Ю. Педагогическая подготовка родителей к реабилитации ребенка с ДЦП. М., 2001.
  37. JI.K., Казаченко И.Ю, Роберт И. С. Об опыте деятельности экологического центра: Живая нить. М.: НИИ семьи, 1997. — 80 с.
  38. П.Т. Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии // Неврология и психиатрия. 1997. — № 8. — С. 65.
  39. П.Т. Какие заболевания лечат верховой ездой // Коневодство и конный спорт. 1997. — № 1. — С. 22−23.
  40. П.Т. Центр лечения верховой ездой // Коневодство и конный спорт. 1997. — № 2. — С. 26−27.
  41. Д.А. Лечебная верховая езда // Коневодство и конный спорт. 1997, — № 5. — С. 27−28.
  42. Е.И., Гехт А. Б., Гаптов В. Б., Тихопой Е. В. Реабилитация вневрологии: Учеб. пособ. М., 2000. — 52 с.
  43. JI.A. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1977.
  44. Дефектология. 2002. — № 5. — С. 90−94.
  45. В.Н. Психология семьи. М., 1996. — 153 с.
  46. К.С., Евтушенко О. С. О новых взглядах ла патогенез детского церебрального паралича // Архив клинич. и эксперим. мед. Т. 2. — 1993.-№ 2.-С. 229−236.
  47. Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. -256 с.
  48. С.С. Опыт использования аминокислотных композитов в неврологической практике: Сб. науч. трудов. Т. 1 / Под ред. А. П. Хохлова. -М., 1996.-С. 31−33.
  49. Н.С., Мастюкова В. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973.
  50. Л.Т. Ранняя диагностика детских церебральных параличей // Невропатология и психиатрия. Т. 88. — 1988. — № 8. — С.42−48.
  51. И.А., Бархатова В. П. Спастичность //11 европатология и психиатрия. Т. 97. — 1997 — № 3. — С. 68−70.
  52. М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М.: Педагогика, 1993.
  53. Э.С. Нарушение зрительно-пространственного гнозиса у детей с церебральными параличами: Матер, второго Всеросс. съезда Нервопатологов и психиатров. Л., 1969.
  54. Э.С. О зеркальном письме у детей с церебральными параличами //Невропатология и психика им. Корсакова 1970. — Вып. 10.
  55. Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев: Вища школа, 1987. — 272 с.
  56. А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников. М., 1989.
  57. P.P., Столович М. Н., Колесникова М. Б. // Невропатология и психиатрия. 1988. -№ 10. — С. 1452.
  58. О.В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми (родителями и воспитателями) и понимание ребенка себя как личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. — 21 с.
  59. С.И., Семанова Е., Демикова Н. С., Блинникова О. Б. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование // Справочник. — Л., 1987.
  60. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Метод, реком. М., СПб.: НВТ «БИМК-Д», 1998 — 439 с.
  61. Коневодство и конный спорт. 1997, — № 1. — С. 22−23.
  62. . Н.Г. Музыкально дидактические игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми, страдающими церебральным параличом // Дефектология. 1990. — № 4. — С. 58−61.
  63. Н.А., Крутинова Э. Г. // Невропатология и психиатрия — 1968.-Х" 10.-С. 1433.
  64. У. Секреты формирования личности. С-Пб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.-512 с.
  65. К.И. // Вопросы неврологии и психиатрии Караганда, 1974.-С.38−43.
  66. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.
  67. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. М., 1990.-272 с.
  68. И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей сцеребральными параличами: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. М., 1993.
  69. П.Ф. Семейной воспитание ребенка и его значение. М., 1991.- 175 с.
  70. Лешли Дженни. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., 1991. — 222 с.
  71. Е.Т., Доскин В. А. Детская реабилитология. М., 1997.275 с.
  72. А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. ^ М., 1948.
  73. Л.И. Педагоги, родители и дети. М.: ТОО Интел Тех.1994.-216 с.
  74. Е.М. Дифференциальный подход к учащимся с различными формами гиперкинезов при восстановлении двигательной функции // Дефектология. 1978. — № 2. — С. 59.
  75. Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличем. М.: Просвещение, 1991.
  76. Е.М., Москвина А. Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991.
  77. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. науч. трудов.-М., 1991.
  78. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. Ташкент: «Медицина», 1979.
  79. Е.П. Церебральные спастические параличи и их лечение в детском возрасте: Автореф. дисс. докт. мед.наук. Киев, 1961.
  80. Н.М., под ред. Социальная педагогика. М.: Академия 2000. — 394 с.
  81. Д., Лотт Л., Гленн X. 1001 совет родителям по воспитанию детей от, А до Я/ Пер. с англ. М., 1994. — 384 с.
  82. М.Н. Детский церебральный паралич. М., 1979.
  83. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. 280 с.
  84. К.Н., Растоледжи М. К., Паври С. Дети. Как их воспитывать. СПб., 1992. — 135 с.
  85. И. Психология в семье. М., 1991. — 208 с.
  86. Помощь родителям в воспитании детей: Пер с англ. / Общ. ред Пилиповского В. Я. М., 1992. — 255 с.
  87. О.Г. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Академия, 2001. — 312 с.
  88. A.M., Толстых ПЛ. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). М., 1990. — 160 с. ,.
  89. Программа воспитания и образования в детском саду. М.: Просвещение, 1987.
  90. Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-280 с.
  91. К.А. // Невропатология и психиатрия. 1980. — №. 10. — С. 1445- 1450.
  92. К.А. Восстановительное лечение больных детским церебральным параличом. Т. 2 // Неврология. — 1997. — № 1. — С. 4−7.
  93. К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. М., 1999. — 383 с.
  94. К.А. Детские церебральные параличи. М.: Медицина, 1968.-260 с.
  95. К.А. Детские церебральные параличи. Этиология, патогенез, клиника, лечение: Дисс. .докт. мед. наук. М., 1964.
  96. К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.
  97. К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М.: Медицина, 1976.
  98. К.А. Основы невропатологии детского возраста. М., 1970.
  99. К.А. Особенности некоторых речевых нарушений и неречевых форм познавательной деятельности: Дисс. канд. псих. н. Л., 1969.
  100. К.А. Перинатальная энцифалопатия // Опыт использования аминокислотных композитов в неврологической практике: Сб. научн. трудов. Т. 1. / Под ред. АП. Хохлова. — М., 1996. — С. 25 — 30.
  101. К.А. Проблема реабилитации перинатальных поражений центральной нервной системы // Вестн. АМН СССР. 1990. — № 8. — С. 21 — 26.
  102. Л04. Семенова К. А., Доценко В. И., Жизневский Б. Л. и др. Новое в лечении больных детским церебральным параличом // Вестн. Российской АМН. 1996. — № 5. — С. 12 — 17.
  103. К.А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я., Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом. — М., 1972. — 328 с.
  104. К.А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. М.: Медицина, 1979.
  105. К.А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация больных детским церебральным параличом: руководство для врачей. -Ташкент: Медицина УзССР, 1979. 488 с.
  106. К.А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с детским церебральным параличом. М.: Медицина, 1979.
  107. К.А., Танюхина Э. И., Шестаков В. П., Старобина Е. М., Нилова Т. А., Дыскин А. А., Демина Э. Н. Комплексная реабилитация детей церебральным параличом: Метод, реком. М.: НВТ БИМК-Д, 1998 — 439 с.
  108. В.Ф., Хардиков А. А., Морозов Н. Н. // Невропатология и психиатрия. 1988. — № 3. — С. 35 — 39.
  109. И.А. Научно-терапевтический центр профилактики и лечения психоневрологической инвалидности. Люберцы: ВИНИТИ, 1998. -35 с.
  110. А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). М., 1986. — 160 с.
  111. Справочник по детской физической культуре / Под редакцией М. И. Фонарева. Л., 1983.
  112. В.В. Коррекция двигательных нарушений при детских «церебральных параличах: Метод, реком. М., 1987. — 19 с.
  113. Е.И. Развитие речи дошкольника. М.: Учпедгиз, 1948.. ' 116. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. — М., 1987. — 352с.
  114. А.П., Сакулина Н. П. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1965. — 185 с.
  115. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2: Сост. С. Ф. Егоров.-М., 1988.-496 с.
  116. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б., Скин П. Развитие ребенка и его отношение с окружающими: Пер с англ. М., 1993. — 340 с.
  117. М.И., Фонарева Т. И. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. Л., 1977.
  118. Д.С. Заболевания нервной системы у детей. — М.: Медицина, 1965.
  119. П. Практическое медико-генетическое консультирование: Пер. с англ. М., 1984.
  120. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Пер. с фин. М., 1993. — 112 с.
  121. М.Б. Клиническая невропатология детского возраста. М., 1986.
  122. Н.Д., Матвеев А. С. К вопросу этиологии эпилепсии и гиперкинезов у больных детским церебральным параличом: Паучн. труды Омского мед. ин-та. 1974. — № 116. — С. 189−192.
  123. Ш. Ш., Матдидова А. Т., Тургунова Г. Л. К этиологии и клинике мозжечковой формы детского церебрального паралича // I Республ. конф. по детск. невропатол.: Тез. докл. Казань, 1975. — С.20- 21.
  124. Т.Г., Белова Г. И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. Калуга, 1996.
  125. В.А. Моделирование и философия. М. — Л., 1966.
  126. Э.Г. под ред. Системная семейная психотерапия. -СПб.: Питер, 2002. 368 с.
  127. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001. С. 656.
  128. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  129. М.Б., Правдина-Винарская Е. Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959.
  130. Юн Г. Дети с отклонениями: родители о своих детях. Кишинев., 1987.
  131. Ю.А., Ямпольская Э. И., Сысоева И. М. Болезни нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста. М., 1979.
  132. Н.В. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями. М.: Просвещение, 2002. — 480 с.
  133. К., Vickar D.B., Sauve R.S., Etches Р.С. Pain K.S., Robertson C.M. // Pediatrics. 1995- Vol. 95. — P. 837−844.
  134. Berbo Gleason J. The Development of language. 3-rd ed. Maxwell Macmillan International. — 1993. — 493 c.
  135. E., Stanley F. // Paediatr. Perinat. Epidemiol. 1993. — Vol. 7. -P. 272−301.
  136. Bobath B. Abnormal posture reflex. London, 1965.
  137. Bobath B. Die Neuropathologie der Zerebralen Kinderlahmung // Wien. Med. Wocher. 1996. — № 37. — P. 738.
  138. Bobath B. Motor development, its effect on general development and application to the treatment of cerebral palsy // Physiotherapy Annal: Congress. -1971.-P. 526−532.
  139. Bobath B. The motor disorders of hemiplegic children and physiotherapy // Clinics in developmental medicine. 1961. — Vol. 4. — P. 63.
  140. Bowen J.R., Starts D.R., Arnold J.D., Silmmons J.L., Ma P.J., Leslie G.I. // J. Paediatr. Child. Health. 1993. — Vol.29. — P. 276−281.
  141. Calhoun M.L., Hawisher M., Teaching and learning strategies for physically handicapped Students. Baltimore: University Park Press, 1979.
  142. Curatolo P., Arpino C» Stazi M.A., Medda E. // Dev. Med. Child. Neurol. 1995. — Vol.37. — P. 776- 782.
  143. Duffy J.R. Motor Speech Disorders // Substrates, Defferential Diagnosis and Management. Mosby, 1995. — 467 c.
  144. Duncan The Impact of a handicapped Child upon the Family / Harrisburg, s.e., 1977.
  145. N.A., Foley J. // J. Med. Genet. 1993. — Vol. 30. — P. 44- 46.
  146. N.A., Marsden C.D. // Comment in: Dev Med Child Neurol. -1996.-Vol.38.-P.871 -872.
  147. G., Flavell V., Johnson A., Squier M., Sellers S. // Arch.Dis. Child. Fetal. Neonatal. Ed. 1994. — Vol. 70. — P. 195 -200.
  148. E.K., Nordhagen R. // Tidsskr.Nor.Laegeforen. 1995. — Vol. 115. P. 2095−2099.
  149. Hagberg В., Hagberg G., Olow 1. // Acta.Paediatr. 1993. — Vol.82. -P. 387−393.
  150. Ilari M., Horvath J., Kozma I., Kokuti M., A konduktiv pedagogia rendszer, Budapest, Nemzetkozi Peto Intezet, 1991. sz. 367.
  151. F., Kramer A., Fahnenstich H., Zerres K. // Kiln.Padiatr. -1996.-Vol. 208.-P.93−96.
  152. Horst W. Ter, In de doolhof van leed/ Lering in het. WIV, St.-Amandsberg, 1983.
  153. International Nomenclature of imperements, disabilites and handicaps UHO. Geneva, 1988.
  154. Jorch G.//Comment in: Zentralbl Gynakol. 1995. — Vol. 117. — P. 167- 168.
  155. Kabat H. Proprioceptive facilitation in therapeutic exercise // Physical Library. 1958. — Vol. 3. — New Hawen, Conn.
  156. Т., Minakami II., Sasaki M., Sayama M., Tamada Т., Sato I. // Arch. Gynecol. Obstet. 1996. — Vol. 258. — P. l 19−123.
  157. J., Hjelt K., Nielsen J.E., Kardorf U.B., Verder II. // Ugeskr Laeger.- 1995.-Vol. 157. P.7155−7156.
  158. Lou II. C1. // Brain.Dev. 1994. — Vol. — 16. P. 423- 431.
  159. MacGillivray I., Campbell D.M. // Paediatr.Perinat.Epidemiol. 1995. -Vol. 9.-P.146−155.
  160. A., Broch H., // J. Perinat. Med. 1995. — Vol. 23. — P. 395 402.
  161. Murphy D.J., Sellers S., Mac Kenzie I.Z., Yudkin P.L., Johnson A.M. // Lancet. 1995.-Vol. 346.-P. 1449−1454.
  162. NakadaY.//Brain.Dev. 1993.-Vol. 15. — P. 113 — 118.
  163. T.G., Waran S.P., Levine R.A., Naini A.B. Chutorian A.M. // Pediatr.Neural. 1994. — Vol. 11. — P. 236−240.
  164. L., Blair E., Petterson В., Burton P. // Paediatr.Perinat.Epidemiol. 1995. — Vol. 9. — P. 171−184.
  165. A., Hensleigh M.D. // Am. J. obstet. and gunecol. 1986. — Vol. 154.-P. 978−980.
  166. E., Koussouri M., Toupadaki N. Papavassiliou A. // Scand. J. Soc. Med. 1996. — Vol. 24. — P. 14−26.
  167. В., Nelson K.B., Watson L., Stanley F. // BMJ. 1993. — Vol. 307.-P. 1239−1243.
  168. Potasman I., Davidovitch M., Tal Y., Tal J., Zelnik N., Jaffa M. // Clin. Infect. Dis. -1995. Vol. 20. — P. 259−262.
  169. Praff R.T.C. Genetics of Neurological Disorders. London, 1971.
  170. Rumeau-Rouguette C. // J. Gynecol. Obstet. Biol. Reprod. Paris. -1996.-Vol. 25.-P. 119−123.
  171. H. //Geburtshilfe.Frauenheilkd. -1993. Vol. 53. — P. 369 378.
  172. Spinillo A., Fazzi E. Stronati M., Ometto A., Iasci.A., Guaschino S. // Early Hum.Dev. 1993. — Vol. 35. -P. 45−54.
  173. Suzuki J., I to M., Tomiwa K. // No. To-Hattatsu. -1996. Vol. 28. — P. 60−65. .
  174. P.V., Topp M.W., Madsen M. // Ugeskr.Laeger. 1995. — Vol. 157.-P. 740−742.
  175. Veelken N., Schopf M., Dammann 0., Schulte F.J. // Neuropediatrics. -1993.-Vol. 24. P.74 -76.
  176. Write B.A., The Theoretical and Research Base for a Program of Early Stimulation Care and Training of Premature Infants, in: Hellmuth J., 1976.
  177. K. // No-To-Hattatsu. 1994. — Vol. 26. — P. 41117.
  178. P.L., Johnson A., Clover L.M. // Paediatr.Perinat.Epidemiol. -1995.-Vol.9.-P. 156- 170.183. http://www.botox.ru/botox043.html184. http://reha.lviv.ua/resinf/biblgr.html1. Анкета
  179. Заполняется специалистом на первой консультации для сбора первичной информации о семье, в которой проживает ребенок, а также о его лечении и актуальном.
  180. Ф.И.О. и год рождения ребенка:
  181. Социальный статус ребенка:
  182. Виды транспорта, на которых добирались родители до реабилитационного центра и время в пути:
  183. Ф.И.О. и год рождения родителей:5. Место работы отца:6. Место работы матери:
  184. Адрес места постоянного проживания:
  185. Диагноз ребенка, поставленный врачами:9. Наследственность:^
  186. Течение болезни (куда обращались, операции, принимаемые лекарства):
  187. Изменение местоположения из позы:• лежа на спине• лежа на животе• сесть из положения лежа, сидеть• встать из положения сидя, стоять-ходить, ходьба с препятствиями14. Манипуляция :
  188. Речь, ее форма и содержание:16. Умственное развитие:
  189. Уровень мотивации ребенка:18. Установление контакта:19. Самообслуживание:• использование столовых приборов:• гигиена:• одевание-раздевание:• использование игрушек:20. Окружение:• поведение в семье и группе• время адаптации ребенка к новому окружению:
  190. Первичный диагноз ребенка, по мнению специалиста реабилитационного центра:1. Примечание. — ^
  191. Пункты № 1−7 настоящей анкеты необходимы для сбора информации оребенке и его семье и обязательны к заполнению!
  192. Присутствие пункта № 9 подразумевает под собой выявление имеющихся в семье наследственных заболеваний.
  193. Ваше место работы и должность?3. Пол: а) мужской б) женский
  194. Знаете ли вы, что такое Детский Церебральный Паралич (ДЦП)?а) да б) нет • в) в общих чертах другое.:•.5. Кто такие дети с ДЦП? а) дети с особыми нуждами б) обычные дети другое.
  195. Как, по Вашему мнению, относится общество к людям с ДЦП? а) позитивно б) негативно в) детей с ДЦП терпят
  196. Каким Вы видите будущее этих детей? а) у них нет будущего б) если им помочь, то может быть, что-тополучитсядругое.
  197. Могут ли дети с ДЦП принимать участие в общественной жизни? а) да б) нет в) не знаю другое.
  198. Если в общественном месте Вы увидите, что человеку с ДЦП нужна помощь, сможете ли Вы ее оказать? а) да б) нет в) могу подать руку
  199. Как могут реализовать себя люди с ДЦП? а) получить профессию в) найти работуб) жениться д) все вместе Другое.158г) иметь детей
  200. Кто может помочь детям с ДЦП в преодолении их недуга? а) медики в) знахари д) дефектологиб) социальные педагоги г) экстрасенсы е) все вместе Другое.
  201. Были ли Вы свидетелем негативного отношения к людям с ДЦП? а) да б) нетдругое.
  202. Как Вы думаете, будет ли людям с ДЦП лучше, если мы дадим им возможностьжить в кругу себе подобных? а)да б) нет в) не знаю —
  203. Отдали бы Вы своего ребенка в смешанную группу детского сада, состоящую из детей с ДЦП и обычных детей? га) да б) нет в) не знаю
  204. В чем Вы видите преимущества развития ребенка с ДЦП в смешанной группе? а) интеграции ребенка в средуб) адаптации ребенка с ДЦП в естественных условияхв) адаптации среды к детям с ДЦПг) адаптации ребенка с ДЦП и средыдругое.
  205. Как Вы думаете, кто виноват в рождении ребенка с ДЦП? а) родители в) наследственностьб) медицина г) нет виновныхдругое.
  206. Где лучше лечить такого ребенка? а) за границей б) в нашей странедругое.
  207. Что можно посоветовать людям, имеющим ДЦП? а) лечиться г) искать друга, подругуб) заниматься спортом д) все вместев) заниматься наукойдругое.
  208. Как Вы считаете, целесообразно ли мужу и жене, которые оба инвалиды с ДЦП, иметь собственных детей? а) я категорически против этогоб) я за этов) это их делодругое.
  209. Благодарим Вас за ответы на вопросы анкеты!1. Уважаемые родители!
  210. В целях изучения особенностей подготовки семьи к работе с ребенком, страдающим ДЦП, проводится специальное исследование.
  211. Социально-педагогические и реабилитационные знания Само оценк, а Оценка специал иста
  212. Объем социально-педагогических знаний
  213. Знание различных методов воспитания
  214. Знание специфики и возможностей режима дня в реабилитации ребенка
  215. Знание видов мотивации ребенка с ДЦП
  216. Знание методики организации педагогических занятий с ребенком
  217. Знание возможностей самообслуживания в реабилитации ребенка
  218. Знание способов побуждения ребенка к самостоятельному перемещению
  219. Знание перспектив преодоления патологии ребенка
  220. Знание структуры реабилитационных мероприятий и их поеледовател ьности
  221. Социально-педагогические и реабилитационные умения Само оценк, а Оценка специал иста
  222. Умение определить актуальные цели реабилитационной работы на ближайшее время
  223. Умение составить программу реабилитации своего ребенка
  224. Умение прогнозировать реальные возможности, перспективы и варианты развития ребенка
  225. Владение технологией выполнения специальных упражнений, рекомендованных ребенку
  226. Умение применять разнообразные методы воспитания в практической деятельности с ребенком
  227. Умение составлять рациональный режим дня
  228. Умение применять различные виды мотивации в работе с ребенком
  229. Умение использовать элементы самообслуживания в реабилитации ребенка
  230. Умение побуждать ребенка к самостоятельному перемещению1. СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ!
  231. Примеры записи результатов наблюдений
  232. Мать Светлана К., сын Кирилл 6 лет, диагноз: гиперкинетическая форма ДЦП.
  233. Мать Татьяна С., сын Данила 4 года, диагноз: тетрапарез (ребенок способен самостоятельно передвигаться на незначительные расстояния), глубокая умственная отсталость.
  234. Результат. После проведенной беседы контрольное занятие показало, что отношение матери к ребенку значительно улучшилось. Уменьшилась резкость и сила мануальной помощи, изменился тон матери, появился контакт: мать-ребенок.
  235. Мать Людмила X., дочь Елизавета 3 года- диагноз: двойная гемиплегия.
Заполнить форму текущей работой