Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое регулирование охраны окружающей среды в Российской Федерации: международно-правовые аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественной юридической науке были комплексно рассмотрены основные правовые проблемы и направления взаимодействия международного и российского права при регулировании экологических отношений в нашей стране. В рамках данной работы диссертантом сформулированы принципы, связанные с определением силы и иерархичности источников… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Основные направления и проблемы имплементации норм международного права в российском экологическом законодательстве
    • 1. 1. Роль международного права в становлении правового регулирования охраны окружающей среды в Российской Федерации
    • 1. 2. Принципы международного права в охране окружающей среды и их роль в системе экологического законодательства
  • России
    • 1. 3. Формы и способы имплементации норм международного права в российском экологическом законодательстве
    • 1. 4. Проблемы соотношения норм международного права и российского экологического законодательства в процессе реализации международных договоров
  • Глава II. Взаимодействие российского законодательства и международного права при регулировании экологических отношений
    • 2. 1. Основные составляющие механизма выполнения российским государством принятых международных обязательств в области охраны окружающей среды
    • 2. 2. Двусторонние соглашения Российской Федерации как основа международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
    • 2. 3. Основные направления и проблемы участия России в многосторонних международных соглашениях, конвенциях
    • 2. 4. Особенности правового регулирования и особенности организации международного экологическою сотрудничества Российской Федерации со странами-участницами СНГ

Правовое регулирование охраны окружающей среды в Российской Федерации: международно-правовые аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Возникшие в конце XXначале XXI веков экологические проблемы наносят широкомасштабный ущерб национальным, региональным и в целом мировой системам окружающей среды, создавая угрозу благополучию и самому существованию не только отдельных государств, но и всему человечеству. Поэтому не случайно в последнее время в научный оборот все активнее вводится термин «экологизация права», под которым понимается выдвижение экологической науки и экологического права в число приоритетных наук.1.

В представленном исследовании нами предпринята попытка раскрытия специфики взаимодействия международного и внутригосударственного регулирования экологических отношений, проблемах национального законодательства в данной сфере и практике его применения.

В последнее время активность принятия международных экологических документов особенно усилилась. Это объясняется желанием государств укреплять дружественные отношения и развивать согрудничество в области охраны окружающей среды, поскольку окружающая среда должна быть защищена для здоровья и благополучия растущего населения Земли, а устойчивое развитие экономики требует экологически обоснованного управления природными ресурсами, эффективного его правового регулирования, в том числе и посредством международного права.

Еще в преамбуле и принципах Стокгольмской декларации 1972 г. отмечено, что охрана и улучшение среды, в которой живет человек,.

Колбасов О. С Международное экологическое право на пороге XXI века Первая Конференция Всемирном Ассоциации международного права России Москва, 17−19 октября 1997 г Отвред АЛ. Колодкин Новороссийск: НГМА, 1999. С. 9. представляет собой важнейшую проблему, отражающуюся па благоденствии народов и экономическом развитии во всем мире. Природные ресурсы Земли, в том числе воздух, вода, земельные массивы, флора, фауна и особенно представительные образцы природных экосистем, должны ограждаться ради блага нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и продуманного использования.2.

В 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, Бразилия, июнь 1992 г.) была отмечена важность рационального природопользования. Именно в Декларации Рио-де-Жанейро впервые официально введен в оборот термин «устойчивое развитие». Согласно принципу 4: «Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него». Декларация развила положение о том, что люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Так, принцип 1 гласит. «В центре внимания непрерывного развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой». Согласно принципу 3: «Право на развитие должно быть реализовано гаким образом, чтобы удовлетворить потребность в развитии и сохранении окружающей среды нынешнего и будущего поколений».3.

Конференцию ООН 1992 г. ученые связывают с началом изменения позиций государств в понимании суверенитета. Так, в научной литературе высказывается мнение, что «когда будущее человечества в опасности, государства чувствуют необходимость договориться о решении общих проблем и пожертвовать частично суверенитетом во имя достижения общих целей. И хотя, государства, участвовавшие в.

2 См: Доклад Конференции ООН по проблемам окружающей среды Нью-Йорк 1972 Раздел «Развитие и окружающая человека среда».

3 Программа действий Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении / Центр за наше общее будущее. Женева, Швейцария SRO-Kundig S. A, 1993.

Конференции, не были готовы принять «размывание» их суверенитета, Конференция в Рио была началом изменения в понимании суверенитета от абсолютною к доверительному".4.

Ныне мы являемся свидетелями двух процессов, развивающихся, следует признать, автономно. С одной стороны, продолжается дальнейшая деградация окружающей среды, все ближе приближающая нас к экологической катастрофе, с другой — ежегодно принимаются все новые и новые международные договоры и соглашения, общее число которых уже превысило пять тысяч.

Международные договоры, регулирующие отношения, связанные с обеспечением охраны окружающей среды, устанавливают суверенное право государств разрабатывать свои собственные ресурсы согласно внутренней политике в области охраны окружающей среды (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. и др.). Таким нормам соответствуют установленные Конституцией РФ 1993 г. и действующим законодательством положения, закрепляющие полномочия государства по определению политики в области использования и охраны окружающей среды.

Как юридический феномен правовое регулирование охраны окружающей среды формируется на базе международно-правовых актов, которые ориентируют государства, иные субъекты международного права на обеспечение благоприятной окружающей среды на благо настоящих и будущих поколений. В этой связи, все чаще ставится вопрос о наличии у развитых государств обязанности активно предоставлять развивающимся странам экологическую помощь, что закреплено во многих документах в.

4 Роггаь I М. I he Rio Declaration Л New Basis for International Cooperation // Greening International Law Farthscan, I ondon. 1993. P 20−31 области охраны окружающей среды.5 Так, Монреальский протокол, безусловно, не стал бы почти универсальным соглашением без применения механи ша оказания международной помощи.

При этом основой обеспечения правовой охраны окружающей среды является равноправие государств, соблюдение прав каждого государства, а также прав человека в соответствии с международными договорами в данной сфере. Должный уровень обеспечения экологических прав человека и их защита как на национальном, так и на международном уровнях, вне сомнения, положительно скажется на обеспечении международного экологического регулирования. Ведь результатом этой деятельности будет здоровая, благоприятная для жизни человека окружающая среда, сохраненные для будущих поколений природные ресурсы.

Признаваемый всеми в настоящее время императив экологической безопасности и выживания человечества насюятельно диктует необходимость разработки и принятия государствами единого широкого универсального международно-правового акта, закрепляющего основные принципы международного права в данной области международных отношений. Иными словами, вопрос переносится в плоскость кодификации международного экологического права.

Представляется, что принятие государствами такого акта позволит решить, как минимум, две проблемы: закрепить точное юридическое содержание обязательных для всех субъектов международных экологических отношений отраслевых принципов международного экологического права.

Мы солидарны с мнением Ю. М. Колосова в том, что о появлении новой отрасли можно говорить только после вступления в силу широкого универсального международно-правового акта, содержащею основные.

5 См.' Декпарация и Программа деисгвий Форума тысячечегия «Мы, народы укрепление ООН d XXI веке» (припяты в Нью-Йорке 26 05 2000 i на 54-ои сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // ООП. http //wwu un oru/tcxtindex htm принципы международного права в данной области международных отношений.6.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права носит объективный характер. Можно с уверенностью утверждать, что как современное международное право не может существовать без содействия национального, так и последнее будет испытывав значительные трудности в реализации без содействия международного права. По справедливому мнению И. И. Лукашука «. в наше время в условиях усугубляющейся интернационализации общества, включая правовую систему, особо важно обеспечить оптимальное взаимодействие правовой системы страны с международным правом и правовыми системами других государств. Формируется единое правовое пространство в глобальном масштабе"7.

Конституция РФ 1993 года ввела принцип «включенности» международно-правовых актов в правовую систему и признала приоритет правил международных договоров над нормами законов в случае их противоречия. И все же в государственно-правовой практике возникают проблемы, для решения которых необходимо разрабатывать систему международных норм и механизм их реализации и действия в национально-правовой системе, в том числе в российской. Причем акцент делается на имплементации преимущественно международно-договорных правил.

Международное право окружающей среды и национальное экологическое право оказываются объединенными единством целей, достижение которых осуществляется, прежде всего, посредством осуществления принципов национального экологического права и специальных принципов международного права окружающей среды.

6 Кочосов Ю М. Массовая информация и международное право. М. Международные отношения, 1974 С. 152.

Всероссийская научно-практическая конференция. Нижеюродский юридическии институт 1995 г1 Российская правовая система и международное право современные проблемы взаимодействия // Государство и право — 1996 № 3. С 25.

Значение общепризнанных принципов и норм международного права нельзя недооценивать. К тому же в рамках межгосударственных объединений принимаются нормативно-правовые акты. Спецификой международно-правовых актов и норм являются особенности способов и процедур их реализации. В правовой системе с фаны эти акты взаимодействуют с внутригосударственными нормами и оказывают влияние как на законотворчество, так и на правоприменение.

Наличие объективного характера процесса взаимодействия норм международного и национального права в сфере экологических отношений, отсутствие необходимого комплексного анализа данного процесса, в котором нашли бы отражение современные теоретические и практические аспекты указанного взаимодействия применительно к правовой системе Российской Федерации, предопределяет актуальность настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. В настоящее время не существует монографических работ, специально посвященных комплексному анализу проблемы правового регулирования охраны окружающей среды в Российской Федерации в международно-правовых аспектах. Некоторые общие вопросы прогрессивного развития международного права, имеющие непосредственное отношение к исследуемой нами проблематике рассматривались в работах таких российских ученых-правоведов, как М. М. Бринчук, К. А. Бекяшев, С. А. Боголюбов, М. И. Васильева, Ю. Е. Винокуров, А. К. Голиченков, О. Л. Дубовик, Б. В. Ерофеев, Т. В. Злотникова, Г. В. Игнатенко, A.M.Карелов, Т. Г. Калиниченко, И. О. Краснов, О. С. Колбасов, Ю. Г. Марков, Е. С. Молодцова, Р. С. Маковик, Г. А. Моткин, Е. В. Новикова, Н. Г. Парышева, Е. А. Нестеренко, Л. В. Сперанская, Н. А. Соколова, А. С. Тимошенко, Ю. В. Трунцевский и др. Также имеется и ряд работ зарубежных ученыхюристов — некоторые аспекты которых имеют важное значение для темы настоящей диссертации.8.

В работах названных авторов изучены особенности правового регулирования охраны окружающей среды на современном этапе взаимодействия российского экологического законодательства и международного права, а также включения России в мировую экономику.

Объектом исследования является совокупность общественных 01 ношений, как международных, так и национальных, возникающих вследствие создания и реализации норм международного права в сфере охраны окружающей среды.

Предмет исследования составляет комплекс действующих в международном и российском праве нормативных и организационно-правовых институтов, направленных на обеспечение охраны окружающей среды в Российской Федерации.

Цель и задачи диссертации. Взаимодействие международного и национального права не должно приводить к ситуации, которая бы подрывала основы как международной, так внутригосударственной правовых систем. В этой связи целью настоящего исследования является: 1. Изучение и анализ правовых проблем взаимодействия международного и российского права в сфере охраны окружающей среды и их роль в системе экологического законодательства Российской Федерации.

8 M.P.Doxey. International Sanctions in Contemporary Perspective New YorkSt. Martins Press, 1987.

E R DeSombre. Encouraging Participation in International Environmental Agreements Global Environmental Policies. Edited by Ho-Won Jeong New York George Mason University, 2001 P 191.

J Bhagwati. Aggressive Unilateralism An Overview in Aggressive Unilateralism Ann Arbor The University of Michigan Press 1990 P 33−35.

E R DeSombre Encouraging Participation in International Environmental Agreements. Global Environmental Policies Edited by Ho-Won Jeong New York George Mason University, 2001 P. 192.

2. Формулирование принципов, способствующих эффективному взаимодействию международного и национального права в исследуемой сфере общественных отношений. В частности, целью исследования является доказательство, что нормы международною права имплементируются во внутригосударственные правовые нормы. Можно утверждать, что данный вопрос представляет собой научную проблему, требующую правового осмысления и разрешения, и также является целью настоящего диссертационного исследования.

Достижение указанной цели обусловило постановку следующих основных задач диссертационного исследования:

— определить роль международного права в становлении и развитии правового регулирования охраны окружающей среды в Российской Федерации;

— говорить о принципах международного права вообще и специальных принципах международного экологического права в частности, кодифицированных в декларациях Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды 1972 г., Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992;

— рассмотреть общие проблемы способов согласования норм международного права во внутригосударственной правовой системе Российской Федерации;

— выявить основные проблемы соблюдения Россией своих международных обязательств в сфере охраны окружающей среды;

— проследить динамику международного сотрудничества в области обеспечения правового регулирования охраны окружающей среды на двусторонней основе;

— показать комплексный характер экологических проблем и участие России в многосторонних международных соглашениях, конвенциях;

— раскрыть особенности правового регулирования опюшений между странами Содружества Независимых Государств как субъектами международного права и выявить основные тенденции в объединении их усилий и стимулировании дальнейшего сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Методологическая основа диссертации. Для достижения целей и задач исследования использованы общенаучные (диалектико-материалистический, системный, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия), частно-научные (исторический, формальнологический, конкретно-социологический, системно-функциональный), а также специальные (юридико-компаративный, нормативно-логический, историко-юридический) методы познания. Теоретическая чааь исследования базируется на фундаментальных положениях общей теории права и международного права. Вся работа базируется на комплексном подходе к исследуемой проблематике, сочетающем в себе национально-правовой, международно-правовой и политологический аспекты. Теоретическую основу исследования составили: о общетеоретические работы по международному правуо работы по некоторым основным отраслям международного правао работы по общим и специальным вопросам международного экологического правао специальные работы по проблемам глобализации, взаимозависимости, регионализации и национальной экологической безопасности.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, основываются на трудах отечественных ученых-юристов по международному праву: Л. Н. Анисимова, С. С. Алексеева, Л. П. Ануфриевой, В. Г. Бугкевич, В. А. Батырь, И. П. Блищенко, Е. Е. Вылегжаниной, А. С. Гавердовского, М. Дапиленко, Г. К. Дмитриевой, Б. Л. Зимненко, Г. В. Игнатенко, А. В. Кукушкиной, О. С. Колбасова, М. Н. Копылова, Ю. М. Колосова, Д. Б. Левина, И. И. Лукашука, С. Ю. Марочкина, Н. В. Миронова,.

Р.А.Мюллерсона, Л. В. Сорокина, А.Н.'Галалаева, О. И. Тиунова, Э. Ф. Нурмухаметовой, Г. И. Тункина, Ю. А. Тихомирова, Е. Т. Усенко, С. В. Черниченко, В. А. Чичварина, И. З. Фархутдинова и др.

Также использовались научные работы А. Н. Вылегжанина, С. В. Косилкина, М. И. Лазарева, А. П. Мовчана, Л. А. Окуньковой, А. А. Отке, Б. Р. Тузмухамедова, А. Д. Урсула и др.

В исследовании диссертант также опирался на работы зарубежных ученых-правоведов, таких как: Д. Анцилотти (D. Anzilotti), П. Бирни (Р. Вугпеу), А. Бойла (A. Boyle), У. Батлера (U. Butler), Ч. Броу (С. Brow), Я. Броунли (J. Brownley), Дж. Гинзбургс (J. Ginsburgs), Л. Дэмрош (L. Damroche), Дж. Джексон (J. Jackson), Дж. Карье (J. Carier), А. Кисса (А. Kiss), Дж. Кеннана (J. Kennan), Г. Лаутерпахта (G. Lauterpacht), М. Месерн (М. Mesern), Д. Мерфи (D. Murphy), Б. Симмонс (В. Simmons), Б. Стозика (В. Stozik), У. Шабас (U. Shabas) и др.

Автором использованы документы Генеральной Ассамблеи ООН, ЮНКТАД, ВТО, ЮНЭП и других международных организаций, тексты международных договоров, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественной юридической науке были комплексно рассмотрены основные правовые проблемы и направления взаимодействия международного и российского права при регулировании экологических отношений в нашей стране. В рамках данной работы диссертантом сформулированы принципы, связанные с определением силы и иерархичности источников международного права, являющихся частью правовой системы Российской Федерации. Новым является и подход автора к комплексному paccMoi рению основных источников международного права, оказывающих влияние на правовую сис1сму России, а также условий реализации международных договоров в сфере охраны окружающей среды.

Предпринимая настоящее исследование, диссертант выявил основные направления более эффективного обеспечения правового регулирования и организации международного экологического сотрудничества Российской Федерации со странами-участницами СНГ. В частности, автором рассматривается возможность заключения международною соглашения «Об экологической безопасности» в рамках СНГ.

Основные положения диссертации, выносимые на защи1у:

1. Говорить о роли международного права в становлении правового регулирования охраны окружающей среды возможно только с момента образования Организации Объединенных Наций, имеющей в своем составе, как главные органы, так и вспомогательные, наделенные специальной компетенцией в данной сфере. Специфический характер общественных отношений по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности оказывает свое влияние как на развитие международного права, так и на законодательство Российской Федерации.

2. Определены тенденции развития общепризнанных (основных) и специальных принципов, которые в силу особой значимости исходных нормативно-руководящих начал формулируются в нормах законодательных актов Российской Федерации.

3. Комплексный анализ особенностей развития экологического права Российской Федерации в соотношении с международным экологическим нравом позволяет сделать вывод о его определяющем значении для экологического законодательства России в форме национально-правовой имплементации. Основными формами имплементации являются: отсылка, инкорпорация и легитимация, создают теоретическую и практическую основу для гармоничного взаимодействия международной и российской правовых систем.

5. Предписания Конституции РФ (м.4 ст. 15) исходят из того, что не только международные договоры, заключенные РФ, но и общепризнанные принципы и нормы международного права образуют в российской правовой системе внутригосударственную норму права.

6. Вывод о том, что при возникновении коллизии между нормами российского права и нормами международного права в сфере охраны окружающей среды Российская Федерация должна выполнять свои международные обязательства.

7. Реализация норм международных договоров требует последовательной работы по совершенствованию национального законодательства России, особенно в области обеспечения экологической безопасности населения и созданию надежного механизма выполнения принятых на себя обязательств.

8. Комплекс рекомендаций по организации природоохранной деятельности в странах-участницах СНГ и определение основных форм шкого сотрудничества:

— используя опыт международного сотрудничества и, собственно, стран-участниц СНГ, для решения проблем экологической безопасности в рамках СНГ необходимо создание документа, который носил бы императивный характер. В документе следует раскрыть принципы экологической безопасности. Речь идет о принятии международного доювора «Об экологической безопасности». В нем должны содержаться нормы о создании единой системы мониторинга окружающей среды для СНГ, ответственность за нарушение данного документа.

9. Анализ современного состояния и перспектив развития с [ран-участниц СНГ подтвердил необходимость совершенствования национального законодательства в области нормирования качества окружающей среды, приводя внутреннее экологическое законодательство в соответствие с современными социально-экономическими условиями и международно-правовыми стандартами, действующими в данной сфере.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Результаты диссертационного исследования, содержащиеся в нем выводы и предложения могу г быть использованы с целью дальнейшего развития правовой системы России в направлении повышения эффективности процесса правового регулирования охраны окружающей среды, а гакже обеспечения экологической безопасное i и нашей страны.

Результаты проведенного диссертационного исследования также могут быть использованы в деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти Российской Федерации, а также ортнов, занимающихся вопросами научно-технического и экономического разви гия государств и охраны окружающей среды.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации могут быть использованы в высших учебных заведениях при чтении общих курсов: Международное публичное право и Международное экологическое право, а также спецкурсов: Международное гуманитарное право, Международное экологическое право.

Данный материал может быть также использован в научно-исследовательской работе по вопросам защиты и охраны окружающей среды.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре международного и конституционного права Московского государственного лингвистического университета, где проводилось ее обсуждение.

Некоторые положения диссертационного исследования изложены в трех научных статьях, а также апробированы на конференциях и семинарах, проводимых в Московском государственном лингвистическом универси1ете и Российской Академии Наук.9.

Материалы диссертации использовались при проведении занятий по спецкурсу «Международное экологическое право» в Российском I осударственном гуманитарном университете.

Струил ура диссертации определена предметом, поставленными целями, задачами и методологией научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы. Диссершция изложена на 197 страницах машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальные проблемы, которые обсуждались в настоящем исследовании и представленный в нем анализ основных направлений международно-правового регулирования отношений в сфере использования и охраны окружающей среды позволяет решать не только теоретические задачи, но и имеет практическое значение с учетом того, что международное право является одним из необходимых инструментов для решения экологических проблем.

Кроме того, принимая во внимание рассмотрение в настоящей работе досюинств и недостатков взаимодействия международного права и российского законодательства, необходимо заметить, что потребность в учете экологических аспектов при правовом регулировании различных проблем будет неуклонно возрастать и интегрироваться в более общую систему общественных отношений, в рамках которой данные проблемы также находятся во взаимозависимости. Важно только, чтобы этому процессу была придана четкая и однозначная направленность: максимально возможное усиление обязательности (даже наднациональности) основополагающих позиций в прогрессивном развитии и кодификации международного экологического права.

Сказанное следует воспринимать в контексте того, что международное экологическое право продолжает активно развиваться, но при этом прогрессивное развитие его норм не сопровождается адекватным процессом кодификации. Инкорпорирование норм международного права по защите окружающей среды в пределах той или иной отрасли придает таким нормам сложный характер, позволяя рассматривать их, с одной стороны, в качестве необходимого структурного элемента режима функционирования того или иною природного комплекса, который подлежит экономическому использованию, научно-техническому освоению. В этом случае принятие правовых норм по охране соответствующих природных объектов представляет собой процесс отражения экологических требований в соответствующих отраслях. С другой стороны, такие нормы — необходимый системный элемент международного права окружающей среды. Учет экологических интересов в рамках различных отраслей международного права, возможно, имеет серьезные теоретические последствия, поскольку усложняе1 характер международных договоров, кодифицирующих ту или иную отрасль, что поднимает вопрос относительно подходов к системе современною международного права.

Решающее же значение исследования диссертанта состоит в том, что определение направлений международно-правового регулирования в сфере охраны окружающей среды позволяет огпимально использовать ресурсы международного права в качестве одного из средств предотвращения или разрешения различного рода конфликтов, источником коюрых становится нехватка природных ресурсов, нерациональное их использование, истощение, неравный доступ к таким ресурсам. В настоящее время все чаще происходит исключительно быстрое нарастание того или иного негативного процесса в окружающей среде, то есть некое увеличение негативных эффектов в геометрической прогрессии, которое все равно обладает эффектом неожиданности. При этом, естественно, речь не идет о стохастических (вероятностных) явлениях, которые для природы могут оказаться даже полезными.237 Поэтому в рамках развития международного права окружающей среды должны ставиться задачи такого преобразования, которое возникает в качестве некой идеи, как намерение соответствующих действий международного сообщества, способствующее созданию или непосредственно переходящее в плоскость международно-правовых норм. Последние должны быть направлены не только на обслуживание текущих международных отношений в их определенном объеме, но и на регулирование ситуации, которая может возникнуть в будущем (в чем и.

237 Кузнецов Г. А Экология и будущее анализ фичософских основании глобальных прогнозов М, 1998 С. 112, 125. состоит особая сложность задачи). Это необходимо, для того чтобы если не предотвратить негативное развитие событий, то минимизировать 01рицательные эффекты, и обладать правовым механизмом, при помощи которою будет возможно осуществлять управление ситуацией.

В соответствии с поставленными задачами в ходе проведенного теоретического исследования были сделаны следующие основные выводы:

1. Сценарий развития экологических процессов российского общества позволяет подчеркнуть заинтересованность России в обеспечении глобальной экологической безопасности:

— создание действенного механизма государства, характеризующегося дальнейшим совершенствованием экологического законодательства, которое в настоящем его виде не соответствует современным требованиям;

— формирование нормативно-правовой базы в целях повышения эффективности мер юридического и политического регулирования в сфере охраны окружающей среды;

— анализ различных экологических проблем являющийся следствием обобщающей концепции правового регулирования в отношении природопользования, ее фундаментальной основы, резулыатом которой должна стать совершенная экологическая доктрина Российской Федерации.

2. Существенным доказательством структурирования отрасли международного экологического права является наличие принципов:

— определены тенденции развития общепризнанных (основных) и специальных принципов международного экологического права, которые в силу особой значимости исходных нормативно-руководящих начал формулируются в нормах законодательных актов России;

— несмотря на характер и динамику действия принципов они остаются главным системообразующим фактором международно-правовой системы;

— кодификация основных принципов международного экологического права имеет важнейшее значение в рассматриваемой проблематике и этому аспекту сегодня следует уделять наибольшее внимание.

3. Эффект решения проблем охраны окружающей среды в мировом масштабе зависит ог реализации норм международною права. Здесь следует выделить два способа помощи внутригосударственного права при исполнении положений международного права: исполнение положений, направленных на регулирование межгосударственных отношений, когда начинает действовать определенная часть механизма государства;

— исполнение положений, имеющих целью достижение определенного урегулирования отношений с участием субъектов внутригосударственного права (индивидов и юридических лиц).

4. Основной чертой теории имплементации является то, чю для применения норм международного права в государстве, необходимо создание правом страны возможности, для выполнения государством своих международных обязательств т.к. в результате имплементации происходит заимствование категорий международного права и трансформация национального законодательства.

Основные формы имплементации норм международного права и внутригосударственного права — отсылка, инкорпорация и легитимация создают теоретическую и практическую основу для взаимодействия двух правовых систем.

5. Применение норм международного права в пределах национально-правовой сферы страны требует не только конституционного закрепления тех или иных положений, но и проведения соответствующих организационных мероприятий. При этом принципиально обеспечение не только «сосуществования» международного права с национальным, но и реального исполнения основными субъектами международного правагосударствами — принятых на себя международных обязательств.

В связи с этим представляется целесообразным и необходимым при осуществлении внутригосударственной правотворческой деятельности определять (уточнять) конкретные государственные органы, обязанные уже в силу национального права соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права. Такая детализация субъекга реализации общепризнанной нормы будет способствовать эффективному исполнению Российской Федерации соответствующих норм международного права.

6. Признание юридической обязательности международных договоров РФ (рашфикация, присоединение и ьд.) один из этапов имплементации норм международного права.

7. Выполнение международных обязательств, обеспечивает реализацию нормы международного права с тем, чтобы данную норму можно было исполнять, соблюдать, использовать и, в итоге, применять.

8. Согласование внутригосударственного права с международным — не юлько право, но и обязанность государства (согласно Уставу ООН).

Конвенции, полностью или в определенной степени, посвященные вопросам использования и охраны окружающей среды, прямо или косвенно направленные на решение таких вопросов определяют обязанности I осударств относительного национального правового регулирования.

9. Эффективность выполнения соглашений также находится в зависимости от того, насколько полно государства-участники выполняют взягые на себя обязательства. Если все возможные международные механизмы с целью вовлечения государств в Соглашение в области окружающей среды использованы, можно использовать и санкции. Международно-правовые нормы, включенные в межгосударственные соглашения, предполагают применение механизма экономических санкций против нарушителей.

10. Применение механизма оказания международной экологической помощи оказывает влияние на принятие решения о присоединении к международному договору.

11. Дифференцированные обязательства, также являются способом, коюрым государство оказывает воздействие с целью привлечения других государств к заключению договоров в области окружающей среды.

Дифференциация на основе экологических характеристик дает стимул присоединиться тем, кто получает меньшие обязательства по договору либо тем, кто получит большую выгоду.

12. Договор в области природопользования и охраны окружающей среды — это самостоятельный правовой инструмент входящий в сложную систему правового регулирования договорных отношений в области охраны окружающей среды. Данное положение исходит из определения места договора в механизме правового регулирования договорных отношений в области охраны окружающей среды, а также из соотношения основных элементов механизма правового регулирования элементами договора.

На экологическое содержание договора, оказывают влияние императивные нормы права, а также положения экологического характера, которые стороны самостоятельно включают в договор. Исходя из того насколько стороны договора будут экологически образованы и экологически воспитаны настолько условия договора в области охраны окружающей среды будут не только регулировать надлежащее использование природных ресурсов, но и способствовать сохранению благоприятной окружающей среды.

13.

Заключение

двусторонних соглашений способствует более эффективному решению региональных вопросов, а также и глобальных экологических проблем. Процесс же решения проблем правового регулирования охраны окружающей среды на любом из уровней международного сотрудничества в этой области должен находить поддержку и на других. Только в этом случае будет достигнуто то состояние защищенности, которое называется экологической безопасностью.

14. Особое значение в качестве направления развития международного права окружающей среды имеет формирование отраслевых (специальных) принципов. Вместе с развитием специальных принципов международною права окружающей среды, указывается на становление принципа охраны окружающей среды в качестве одного из основных принципов международного права. Формой существования основных принципов являются международные соглашения и конвенции, закрепляющие систему основных принципов.

15. Реализация норм международных конвенций (договоров) фебует последовательной работы по совершенствованию национального законодательства России, особенно в области обеспечения экологической безопасности населения и созданию надежного механизма выполнения принятых на себя обязательств.

16. Региональные конвенции и соглашения по охране окружающей среды ифают важную роль в качестве своеобразного переходного этапа между национальным и глобальным уровнями.

17. Запретительные нормы общих многосторонних договоров, направленных на обеспечение мира, международной безопасности, охрану природных экосистем от радиоактивного заражения, загрязнения нашей планеты другими особо опасными вредными веществами, должны быть обязательны для всех без исключения государств.

18. Целью экономических механизмов, внедряемых в национальное законодательство и практику стран-участниц СНГ является создание экономической заинтересованности и ответственности за нарушение правил природопользования. Для реализации этой цели необходимо повысить в странах-участницах СНГ эффективность функционирования и использования экологических фондов, а также расширить льготы в налогообложении для предприятий, перешедших на производство экологически чистой продукции, использование экологически безвредных и энергосберегающих технологий.

19. В странах-участницах СНГ необходимо совершенствовать национальное законодательство в области нормирования качества окружающей среды, приводя внутреннее экологическое законодательство в соответствие с современными социально-экономическими условиями и международно-правовыми стандартами, действующими в данной сфере.

Рекомендательных актов, принимаемых в рамках СНГ и играющих важную роль в преодолении «нестыковки законов» и проведении единой региональной эколо! ической политики, в настоящее время явно недостточно. Назрела необходимость в принятии региональных стандартов экологической безопасности, которые по своим параметрам не занижали бы требования универсальных документов такого рода и подкреплялись бы соответствующим институционным механизмом, как это, например, имеет место в Европейском Союзе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
  2. Конституция Российской Федерации. М.: «Эксмо», 2005.
  3. Бюллетень международных договоров РФ. 1994. №№ 3, 8, 10, 12. С.40−54.
  4. Бюллетень международных договоров РФ. 1995. № 5. С.24−27.
  5. Бюллетень международных договоров, 1992. .№ № 6, 10 С. 18, 60
  6. Всеобщая декларация прав человека (официальный текст) М.: «Права человека», 1996.
  7. Водный кодекс РФ (с изменениями от 23.12.2003 г.). М.: «Зона-Х», 2003.
  8. Воздушный кодекс РФ (по сост. на 13.07.2004 г.). М.: «Зона-Х», 2004.
  9. Гражданский кодекс РФ (с изменениями и дополнениями на 01.10.2005 г.). М.: «Эксмо-Пресс», 2006.
  10. Ежегодный доклад Правительственной комиссии по Байкалу / М.: Центр международных проектов, 1997, С. 111.
  11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции от 22.04.2005 г. № 38-Ф3) // М.: «Проспект», 2005.
  12. Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 (в редакции от 31.12.2005 № 199-Ф3)//М.: «Юрист», 2005.
  13. Закон РФ «Об охране окружающей среды» (с изм. на 31.12.2005 г. № 199-ФЗ // Российская газета, № 297, 31.12.2005.
  14. Закон РФ «О недрах» (в редакции от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ). М.: «Проспект», 2004.
  15. Закон РФ «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ (в редакции от 29.12.2004 г.). М.: «Проспект», 2004.
  16. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ). М.: «Ось-89», 2005.
  17. Закон РФ «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ (с изменениями от 11.11.2003 г.). М.: «Проспект», 2004.
  18. Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников СБСЕ. М., Политиздат, 1986. С. 148.
  19. Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 1993. № 2. С.23−27.
  20. Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации, 19 августа 1996 г. № 34, ст. 4082.
  21. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным сигуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента РФ от 02.08.99. № 953 // СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4042
  22. Положение о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.05.99 № 555 // СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2771
  23. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года «О мерах по совершенствованию природоохранной деятельности в Российской Федерации».
  24. Конвенция Совета Европы 1993 г. / Справочная система «ГАРАНТ».
  25. Комментарий к ФЗ «Об экологической экспертизе» (постатейный) (в редакции от 29.12.2004 г.- с изм. вступающими в силу с 01.01.2007 г.). Изд. 2-ое, изм., дополн. М.: «ЮД Юстицинформ», 2006.
  26. Постановление межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ, 17.02.1996. Спб. «О разработке программы модельного законотворчества в СНГ».
  27. Принцип 7 декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию В кн. Международное публичное право / Сост. Бекяшев К. А., Ходаков А. Г. М., 1996. Т.2 С. 136.
  28. Регистр международных договоров и других соглашений в области охраны окружающей среды. 1993 год. Найроби: Программа Организации Объединенных по окружающей среде, 1993. С.353−355.
  29. Решения Экономического Суда СНГ (1994−2000). Минск, 2000, С. 240.
  30. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 15. 1572.
  31. Собрание законодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 601- № 29. Ст. 2757.
  32. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 6. Ст. 436.
  33. Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
  34. Собрание законодательства РФ. 1999. № 50. Ст. 6238- № 30. Ст. 3787.
  35. Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1993 г. // Бюл. международных договоров. 1993. № 7.
  36. Собрание Законодательства РФ. 2004.- № 45.- Ст. 4378. Описание: Федеральный закон от 04.11.2004 г. № 128-ФЗ.
  37. Основные факты об Организации Объединенных Наций. Пер. с англ. публикации ООН. М.: «Международные отношения». Оригинальное издание на англ. языке: Basic Facts about the United Nations.
  38. Уголовный кодекс РФ (с изм. внесен. ФЗ в 2003—2006 годах). Составитель А.Гаврилов. Постатейный комментарий А. И. Рарога. М.: «Библиотека «Российской газеты», 2006.
  39. УЧЕБНИКИ, МОНОГРАФИИ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ на русском языке-
  40. С.С. Общая теория права. М.: Наука, Т.2, 1989. С. 149−182.
  41. С.С. Общая теория права. Т.1., М.: Наука, 1989. С.90−91.
  42. Анисимов J1.H. Имплементация норм международного права в национальное законодательство // Международное право в современном мире. Сб. статей М.: Международные отношения, 1984. С. 117.
  43. В.А. Имплементация норм международного гуманитарного права в законодательстве Российской Федерации. М.: ГЕНДАЛЬФ, 2000. С. 19.
  44. Ю.Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. М.: Международные отношения, 1983. С. 83.
  45. К.А. Принципы и источники международною экологического права. М.: Юрист, 1999. С. 164−167.
  46. К.А. Право международных организаций // Международное публичное право. Учебник. М.: Юриспруденция, 1999. С. 250.
  47. А. Радиоактивные отходы в Арктике // Морской сборник. 2000. № 2. С. 34.
  48. Безопасность России. Региональные проблемы безопасности с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф. М.: Знание, 1999. С. 38.
  49. Д.С. Ответственность за экологический ущерб причиненный правомерной деятельностью // Международное право International Law, 2004. № 4. С.47−74.
  50. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая. М.: Экономика, 2000. С. 13.
  51. М.М., Боголюбов С. А. Проблемы развития системы российского экологического законодательства // Государство и право. 1995. № 2. С. 53.
  52. М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность // Государство и право, 1994. № 8/9. С.118−127.
  53. М.М. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Юрист, 1999. С.90−167.
  54. М.М. Экономическое право (право окружающей среды). М.: Юрист, 1999. С. 475.
  55. В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 1981. С. 46.
  56. Большой юридический словарь. М.: Норма, 1998. С. 280.
  57. A.M. О системах советского и международного права // Советское государство и право. 1985. № 1. С. 70.
  58. С.В., Транин А. А. СНГ: межгосударственные отношения в области охраны окружающей среды // Государство и право. 1994. № 12. С. 41.
  59. Е.А. Международное софудничеаво в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Справочное пособ. М.: МЭПУ, 2000. С. 44.
  60. Е.Е. Новые тенденции в развитии института ответственности в европейском экологическом праве // Московский журнал международного права, № 4, 2003. С. 159.
  61. А.Н., Каламкарян Р. А. К учету в международно-правового опыта в работе по кодификации морского законодательства России // Государство и право, 2005. № 3. С. 49.
  62. Газета «Невское время», № 220 (2442) от 01.12.2000 г.
  63. А.С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980. С.47−63.
  64. М.А. Доюворные отношения в области охраны окружающей среды . Дисс. канд.юрид.наук. Москва, 2002.
  65. Данилов-Данильян В. И. Экология главный пункт повестки дня мирового порядка // Московский журнал международного права. 2001. № 4. С. 23.
  66. Дубовик O. J1. Экологические преступления. Комментарий. М., Спарк. 1998. С. 51.
  67. .Н. Экологическое право. М.: Спарк, 1998. С. 84.
  68. Н.А. Некоторые аспекты международно-правовой защиты морской среды и малых морских ресурсов от загрязнения // Экономика и международно-правовые вопросы мирового рыболовства. 1988. С. 27.
  69. О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М.: Международные отношения, 1982. С.98−103.
  70. Информационный вестник «Содружество». № 2 (35). 2000. С. 132−142.
  71. Информационный вестник «Содружество». № 5 (13). 1993. С. 111.
  72. Информационный вестник «Содружество». № 3 (16). 1994. С. 81.
  73. Информационный бюллетень Межпарламеьпской Ассамблеи СНГ. 1993. № 2. С.23−27.
  74. Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. 1997. № 12. С.200−221.
  75. АЛ., Волосов М. Е. Основные особенности правового режима Арктики в современный период // Морское право и международное сотрудничество. 1999. С.26−121.
  76. М.Н. О правовом содержании понятия «экологическая безопасность» // Правоведение. 2000. № 1. С. 116.
  77. М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран (международно-правовые вопросы). М.: ЭКОН, 2000. С. 18−38.
  78. М.А. Общий многосторонний договор, международный обычай и не участвующие в договоре государства // Советский ежегодник международного права. 1981. С. 102.
  79. Концепция внешней политики Российской Федерации (В ред. 1993 г.) Дипломатический вестник. Спец.выпуск. Январь 1993. С. 7.
  80. .С. История создания Организации Объединенных Наций. М.: Международные отношения, 1960. С. 94.
  81. Г. А. Экология и будущее: анализ философских оснований глобальных прогнозов. М.: Спарк, 1998. С. 112, 125.
  82. Э.Ю. Кодификация и прогрессивное развитие международного экологического права. Дисс. канд.юрид.наук.- Москва, 2006.
  83. А.Д. Теоретико-правовые основы учения о договоре /Отв. Ред. Акад. РАЕН П. П. Баранов. СПб., 2001. С. 17−18.
  84. А.В., Травников М. А. Проблемы обеспечения экологической безопасности и управляемости в Арктике // Российский ежегодник международного права. № 3. 2000. С. 153.
  85. А.В. Международно-правовые аспекты экологической безопасности // Московский журнал международного права. М., 1993. № 4.
  86. В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право -1994. № 3.
  87. А.А., Черниченко С. В. Учеб. Международное право. М.: «Омега-Л», 2006. С. 23.
  88. Комплексные проблемы экономического сотрудничества и природопользования России и стран СНГ / Под научной редакцией
  89. B.А.Вашанова. М.: СОПС, 2004. С. 10.
  90. И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М.: Изд-во НИМП, 1998. С. 48.
  91. И.И. Международный договор и третьи международные организации // Московский журнал международного права. 2003. №З.С. 11.
  92. Д.Б. Проблема соотношения международного и внутригосударственного права // Сов. Государство и право. 1964. № 77.1. C.92−93.
  93. Р.З. Современная теория права. М., 1992. С. 47.
  94. Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т.1.СП6., 1904. С. 19.
  95. Международное публичное право. Учеб./ Под ред. К. А. Бскяшева. М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 1999. 76−78.
  96. Материалы научно-практической конференции. Россия и система Всемирной торговой организации (ВТО). Правовые аспекты // Государство и право. 2000. № 7. С. 112.
  97. Ю8.Мюллерсон Р. А. Соотношение международного и национального права. М.: Международные отношения, 1982. С.59−63.
  98. Е.А. Принципы международного права окружающей среды. -В кн.: Международное право / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М.: Международные отношения, 1998. С. 581.
  99. Наше общее будущее М.: Прогресс, 1989. С. 259.
  100. Э.Ф. Международный экологический правопорядок и экологические права человека. М.: Едиториал УРСС, 2004. С.Ю.
  101. Общая теория государства и права. Под ред. Марченко М. Н., М.: Юрист, 1998. С. 24.
  102. В.В. Экологическое право России. М.: МНЭПУ, 1995. С. 161−163.
  103. Принципы для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов 1992 г. // Московский журнал международного права. 1992. №> 4.
  104. Российская газета. 2000 г. от 11 июля.
  105. Н.Я. Деятельность международных организаций в обласги предотвращения загрязнения моря // Мировое рыболовство. М., 1977. Вып.6. С.З.
  106. О.Ж. Международно-правовое регулирование межгосударственных отношений в СНГ. Дисс. канд.юрид.наук- Москва, 2005.
  107. А.В. Международное право. Учебное пособие. Питер, 2005. С. 102.
  108. В.Я. Локальные нормы международного права // Правоведение. 1973. № 6. С. 93.
  109. А.Н. Право международных договоров. Действие и применение договоров М.: Международные отношения, 1985. С. 71.
  110. Ю.А. Юридическая коллизия. М.: Наука, 1994. С.38−42
  111. Ю.А. Критерии конституционности правовых актов // Вестник Конституционного Суда. 1996. № 6. С.35
  112. Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. 1999. № 8. С. 11.
  113. Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Юрист, 1996. С. 75.
  114. Г. И. Основы современного международною права. М., 1956. C.1I.
  115. Тункин Г. И. Теория международного права. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 304.
  116. Тимошенко А. С. Формирование и развитие международного права окружающей среды в системе ООН: организационно-правовые вопросы. М.: Наука, 1986. С.76−78.
  117. А.С. Глобальная экологическая безопасность -международно-правовой аспект // Советское государство и право. 1989. № 1. С.88−89.
  118. А.С. Международное сотрудничество по охране окружающей среды в сис теме ООН. М.: Наука, 1981. С. 40.
  119. Е.Т. Право: теория и практика. 2003 г.№ 4. С. 12.
  120. Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С. 21.
  121. Н.Н. Общие многосторонние договоры в современных международных соглашениях. Киев., 1981.С. 18.
  122. С.В. Теория международного права. В 2-х томах. М.: Изд. «11ИМП», 1999. С.89−156.
  123. В.А. Охрана окружающей среды и международные отношения. М.: Наука, 1970. С. 183.
  124. Ю.В. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации (прогноз на 2000−2015 гг.). М.: РАН, 1998. С. 67.
  125. Шее такова Е. В. Теоретические практические аспекты применения модельного законодательства в странах СНГ // Право и политика. № 4, 2005. С. 17.
  126. Энциклопедический юридический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996, С. 271.
  127. УЧЕБНИКИ, МОНОГРАФИИ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ на иностранных языках:
  128. J.Bhagwati. Aggressive Unilateralism: An Overview in Aggressive Unilateralism. Ann Arbor: The University of Michigan Press. 1990. P.33−35.
  129. Birnie P., Boyle A. International Law and the Environment. L., 1992
  130. E.R. DeSombre. Encouraging Participation in International Environmental Agreements. Global Environmental Policies. Edited by Ho-Won Jeong. New York: George Mason University, 2001. P. 191.
  131. E.R. DeSombre. Encouraging Participation in International Environmental Agreements. Global Environmental Policies. Edited by Ho-Won Jeong. New York: George Mason University, 2001. P. 192.
  132. E.R. DeSombre. Baptists and Bootleggers for the Environment: the Origins of United States Unilateral Sanctions. Journal of Environment and Development 4 (1) 1995. P.53−75.
  133. Dictionary of English Language, N.Y., 1968, p.667.
  134. M.P. Doxey. International Sanctions in Contemporary Perspective. New York: St. Martins Press, 1987.
  135. Environmental Commitments: Theory and Practice / D. Victor, K. Raustiala. E. Skolnikoff (eds.). Cambridge (Mass.): MIT Press. 1988. P.523.
  136. International Legal Materials. 1982.№ 1.P. 1−30.
  137. Kiss A., Shelton D. International Environmental Law. N. Y., 1994. P.53.
  138. Kotov V., Nikitina E. Implementation and Effectiveness of Acid Rains Regime in Russia // The Implementation
  139. Martin Noqueras DJL Instituciones у derecho de la Union Europea, Madrid, Mc Graw-Hill, 1996. Op.cit. P.376.
  140. Simmons B. International law and state behavior: Commitments and Compliance in International monetary affairs // American political science review. December 2000 // www.findarticles.com
  141. Webster’s Third New International Dictionary, Cambr. (Mass), 1966, p. 1134.
  142. Yambrusic E.S. Treaty Interpretation. Theory and Reality. New York: University Press of America. 1987. P. 250−251.1. ИНТЕРНЕТ-СТРАНИЦЫ:
  143. Бюллетень о сотрудничестве в области окружающей среды
  144. ENVIRONMENTAL COOPERATION BULLETIN http://ecoline.ru/ecb/ECB510.htm
  145. Страница комиссии Организации Объединенных Наций по правумеждународной торговли http://www.uncitral.oru
  146. Страница Центра морского права http://www.sea-law.ru
  147. Базы данных по экологическому праву http://www.findlaw.eom/01 topics/13environmental/database.html
  148. Ссылки по экологическому праву: http://dir.vahoo.com/Society and Culture/Environment Nature/1, aw
  149. ООН: http://www.un.org/textindex.htm
Заполнить форму текущей работой