Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Международное регулирование прав неграждан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время гарантируемые нормами международного права основные свободы и права неграждан зачастую нарушаются. Между провозглашенными правами граждан и неграждан существует большой разрыв. Во многих странах неграждане сталкиваются с проблемами этнического характера. После 11 сентября 2001 г. положение в этой области еще больше ухудшилось, поскольку некоторые государства (под предлогами реальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовой статус неграждан в международном праве
    • 1. 1. Правовой статус неграждан и их права в классическом международном праве
    • 1. 2. Гражданство и становление международно-правового института негражданства
    • 1. 3. «Гуманитарная интервенция» и права неграждан
  • Глава II. Права и свободы неграждан в международном праве
    • 2. 1. Понятие «неграждане» в современном международном праве
    • 2. 2. Основные права и свободы неграждан
    • 2. 3. Права неграждан и запрещение дискриминации
  • Глава III. Универсальные и региональные механизмы защиты прав неграждан
    • 3. 1. Конвенционные органы ООН и права неграждан
    • 3. 2. Европейский Суд и права неграждан
    • 3. 3. Меры, которые должны быть предприняты для международной защиты прав неграждан

Международное регулирование прав неграждан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития мирового сообщества характеризуется постоянным расширением международного регулирования прав человека, которое охватывает все новые сферы, традиционно относящиеся к внутренней компетенции 1 государств. Такая возрастающая роль международного права находит свое выражение в выработке и конкретизации принципов и норм по правам человека, а также в осуществлении контроля за их соблюдением со стороны различных универсальных и региональных органов.

В течение последних лет международное сообщество стало большее значение придавать исследованию вопросов, относящихся к правам неграждан, внимание к которым ранее было явно недостаточным. Одним из проявлений такой тенденции стала подготовка Подкомиссией ООН по поощрению и защите прав человека исследования в сфере прав неграждан.

Современное международное право исходит из того, что каждый человек обладает всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия. Данное положение закреплено во Всеобщей декларации прав человека, Пактах о правах человека, а также в других международных документах. Хотя в ряде случаев международное право проводит некоторые различия между гражданами и негражданами.

В то же время гарантируемые нормами международного права основные свободы и права неграждан зачастую нарушаются. Между провозглашенными правами граждан и неграждан существует большой разрыв. Во многих странах неграждане сталкиваются с проблемами этнического характера. После 11 сентября 2001 г. положение в этой области еще больше ухудшилось, поскольку некоторые государства (под предлогами реальной или мнимой угрозы со стороны террористов) стали нарушать элементарные права неграждан. Они приняли законы, ограничивающие права беженцев и лиц, ищущих убежища, иностранцев, национальных и этнических меньшинств, трудящихсямигрантов и других лиц, не являющихся гражданами страны пребывания.

Широко распространенная практика нарушения прав неграждан подрывает международную законность и правовой порядок. В то же время в российской литературе международно-правового характера отсутствуют исследования, посвященные правам неграждан. Весьма немногочисленные научные исследования по этой проблематике имеются за рубежом. Между тем, многие вопросы и проблемы, сопряженные с данной темой, настоятельно требуют самого пристального изучения и детального исследования.

К ним следует отнести, в первую очередь, такие, как: отсутствие в научной литературе общепризнанного понятия негражданих права и свободызапрещение дискриминациирассмотрение универсальными и региональными органами вопросов, связанных с правами негражданмеры, которые должны быть реализованы в целях защиты прав неграждан и др.

Совокупность приведенных актуальных вопросов и проблем обуславливает особую своевременность настоящего диссертационного исследования и тех аспектов, которые в нем рассматриваются.

Объектом исследования являются отношения между негражданами и государством, на территории которого они проживают или находятсяосновные принципы и нормы международного права и международных договоров в контексте регулирования прав неграждана также теоретические и практические аспекты деятельности универсальных и региональных органов в рассматриваемой сфере.

Предмет исследования составляет механизм международного регулирования прав неграждан.

Цель и задачи работы. Цель данной диссертации состоит в изучении ретроспективы международно-правового регулирования положения неграждан, в исследовании функционирования современного механизма регулирования прав неграждан, а также в выработке рекомендаций и мер, которые должны быть предприняты для эффективной международной защиты лиц, находящихся или проживающих на территории той страны, гражданами которой они не являются.

Указанная цель предопределяет необходимость решения следующих задач:

• осуществить международно-правовой анализ становления механизма правового регулирования прав неграждан;

• показать реальное значение гуманитарной интервенции для защиты прав человека, включая неграждан;

• подвергнуть сравнительному анализу ключевые положения основных международно-правовых документов в сфере прав человека, закрепляющих права лиц, имеющих гражданство одного государства, но проживающих или находящихся на территории другого;

• дать авторское определение понятия «неграждане»;

• установить основные черты международно-правового института негражданства;

• определить роль универсальных и региональных органов в правовом регулировании положения неграждан;

• сформулировать и обосновать меры, которые должны быть предприняты в целях повышения эффективности международно-правового механизма защиты указанных лиц.

Источниковую базу диссертации составили международные соглашения в области прав человека, принятые ООН и региональными организациями, а также основные международно-правовые документы, закрепляющие права лиц, не являющихся гражданами государства, на территории которого они проживают или находятся.

Теоретическая основа диссертации. В данной диссертации отражены концептуальные аспекты международного регулирования прав неграждан, которые нашли свое отражение в отечественной и зарубежной литературе правового характера.

Теоретической основой настоящего диссертационного исследования явились научные труды таких советских и российских ученых, как: А. Х. Абашидзе, С. С. Алексеев, М. М. Богуславский, В. Э. Грабарь, Г. П. Жуков, А. Я. Капустин, В. А. Карташкин, А. А. Ковалев, Ю. М. Колосов, С. Б. Крылов, Д. Б. Левин, Е. А. Лукашева, И. И. Лукашук, Г. Е. Лукьянцев, Ю. Н. Малеев, Б. Г. Манов, Г. М. Мелков, О. О. Миронов, В. А. Романов, Ю. М. Рыбаков, Б. Р. Тузмухамедов, В. А. Туманов, Г. И. Тункин, В. Н. Федоров, О. Н. Хлестов, С. В. Черниченко, М. Л. Энтин и др.

Кроме того, весьма полезными оказались также диссертационные исследования молодых отечественных ученых, таких как: А. Б. Аксенов, Ю. А. Атаниязова, О. В. Вашанова, Н. Ю. Гремза, Д. В. Иванов, Р. В. Орешкин, Е. В. Панова, О. В. Шумилов и др.

Автор в процессе работы пользовался также трудами зарубежных авторов, среди которых: П. Алстон, М. Боссайт, Я. Броунли, Д. Вайсбродт, Эммер де Ваттель, О. Гильдербрант, Г. Гроций, Дж. Меррилс, Дж. Морсинк, Ф. Ньюман, Л. Оппенгейм, А. Робертсон, Л. Фонтейн, Р. Хампри, Х. Ханум и др.

Методологическую основу диссертации составляет совокупность общепризнанных методов научного исследования: сравнительно-правовой, логический, системный, специальный (исторический, политологический), формально-юридический.

Степень разработанности диссертации. В отечественной доктрине международного права международному регулированию прав неграждан уделено недостаточное внимание. В российской науке имеются немногочисленные работы и публикации, посвященные отдельным категориям неграждан1. Фрагментарно рассматриваются некоторые проблемы неграждан в работах О. В. Вашановой, посвященных рассмотрению принципа недискриминации личности в международном праве2. Вместе с тем такого рода научное исследование востребовано наукой и практикой современного международного права.

Научная новизна работы. Данная диссертация представляет собой первое комплексное исследование в российской науке международного права, посвященное международному регулированию прав неграждан.

Впервые дано обобщающее определение понятия «неграждане», позволяющее охватить все категории неграждан. Сформулированы и аргументированы рекомендации и меры, которые должны быть предприняты на международном уровне для защиты прав неграждан, среди которых: разработка Декларации о правах неграждан как промежуточной ступени к выработке Международной Конвенции о защите прав неграждан и назначение Советом ООН по правам человека Специального докладчика по правам негражданпредставлен ряд положений предлагаемой Международной Конвенции о защите прав неграждан и предлагается.

1 См.: Абашидзе А. Х. Защита меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М., 1996; Абашидзе А. Х. Противоправность дискриминации национальных меньшинств и зашита их в современном международном праве // Международное право в практике освободившихся стран. М., 1988; Абашидзе А. Х. Российское законодательство и международные правила в сфере миграции // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сборник статей/ Под ред. д.ю.н. проф. В. М. Баринова. Нижний Новгород, 2004. С.95−103- Дадиани Л., Абашидзе А. Защита прав национальных меньшинств — одна из основ демократии // Обозреватель — Observer. 1994. № 16−17 и др.

2 См.: Вашанова О. В. О содержании и правовой природе принципа недискриминации личности в международном праве // Российский юридический журнал. 2003. № 4- Вашанова О. В. Роль Европейского Суда по правам человека в развитии принципа недискриминации // Юрист-Международник — International Law. 2004. № 2. С.32−43 и др. создание ее контрольного механизма, функции должны быть возложены на Комитет по правам человека, а не на вновь создаваемый конвенционный орган.

Положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1. Предлагается понятие «неграждане» рассматривать в двух контекстах: неграждане de-facto и неграждане в государственно-правовом смысле. Неграждане de-facto — это все физические лица (индивиды), не являющиеся гражданами государства, на территории которого они проживают или находятся.

В государственно-правовом смысле «неграждане» — это обобщенное понятие, охватывающее ряд категорий физических лиц (индивидов), обладающих особым правовым и личным статусом и не являющихся гражданами государства, на территории которого они проживают или находятся.

2. Обосновывается обязанность государства предоставлять равные права гражданам и негражданам, и одновременно показываются различия в международно-правовом регулировании прав граждан и неграждан, которые зафиксированы в ряде многосторонних международных документов и не являются дискриминационными.

3. Устанавливаются ключевые черты международно-правового института негражданства, такие как: отсутствие устойчиво-правовой связи с государством, на территории которого проживают или находятся негражданеспецифический объем прав и свобод, предоставляемых негражданам и др.

4. Анализируя Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, диссертант обосновывает необходимость обновления данного документа в целях приведения его в соответствии с современными правовыми реалиями. В этой связи формулируются основные положения такой Декларации.

5. Предлагаются рекомендации и меры, которые должны быть приняты на международном уровне для защиты прав неграждан. Среди них — разработка Декларации о правах неграждан как промежуточной ступени к выработке Международной Конвенции о защите прав неграждан и назначение Советом ООН по правам человека Специального докладчика по правам неграждан.

6. Представлен ряд положений предлагаемой Международной Конвенции о защите прав неграждан и предлагается создание ее контрольного механизма, функции которого должны быть возложены на Комитет по правам человека, а не на вновь создаваемый конвенционный орган.

7. Проводятся четкие различия между ограничением прав неграждан и их дискриминацией, дается аргументированное обоснование таких различий, а также раскрывается применительно к негражданам понятие Концепции позитивных действий, которое состоит в принятии специальных преференциальных мер, направленных на создание условий, способствующих прогрессу определенных групп населения.

Апробация результатов диссертационного исследования. Отдельные концептуальные. положения данной диссертации были отражены в публикациях автора, а также в выступлениях на различных научно-практических конференциях, посвященных актуальным проблемам международного права, включая доклад «Всеобщая декларация прав человека и права неграждан» на 51-м ежегодном собрании Российской Ассоциации международного права в 2008 г.

Практическая значимость работы. Материалы настоящего диссертационного исследования могут быть использованы при совершенствовании международного законодательства по правовому регулированию прав неграждан, российскими экспертами в различных договорных органах по правам человека системы ООН, в процессе преподавания курса «Международное право», специального курса «Международная защита прав человека», а также в будущих исследованиях в сфере защиты прав неграждан и подготовке учебных материалов и пособий.

Структура и объем исследования. Диссертация выполнена в объеме, предусмотренном ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии по теме исследования. В тексте данного диссертационного исследования содержится одна таблица.

Заключение

.

Проблема международного регулирования прав неграждан относится к числу актуальных проблем, вокруг которых уже длительное время идет острая дискуссия как в соответствующих структурах ООН, так и в академических кругах (среди специалистов, ученых, юристов-международников).

С точки зрения диссертанта, данная проблема имеет комплексный характер, поэтому ее следует рассматривать с разносторонних позиций, в максимально полной мере учитывая влияние различных субъективных и объективных факторов, способствующих трансформации личного статуса индивида в правовой статус негражданина.

Полноценное решение этой проблемы невозможно без разработки и последующего принятия Международной Конвенции о защите прав неграждан — международно-правового документа, призванного сыграть решающую роль в повышении эффективности функционирования механизма защиты прав лиц, не являющихся гражданами государства, на территории которого они проживают или находятся. До принятия будущей Конвенции, как ранее предполагалось, следует уже сейчас Совету ООН по правам человека назначить Специального докладчика по правам неграждан, который мог бы предложить Совету реальные меры по повышению эффективности защиты прав неграждан как на универсальном, так и региональном уровнях.

По мнению автора настоящего диссертационного исследования, в будущей Конвенции термин «неграждане», как уже отмечалось, целесообразно рассматривать в двух контекстах: неграждане де-факто и неграждане в государственно-правовом смысле (де-юре). Неграждане де-факто — это все физические лица (индивиды), не являющиеся гражданами государства, на территории которого они проживают или находятся. В государственно-правовом смысле (де-юре) неграждане — это обобщенное понятие, охватывающее ряд категорий физических лиц (индивидов), обладающих особым правовым и личным статусом и не являющихся гражданами государства, на территории которого они проживают или находятся.

В первой же статье названной Конвенции должны быть четко и ясно обозначены различные категории неграждан, права которых и призван защитить указанный документ: беженцы и лица, ищущие убежищеиностранцылица, принадлежащие к национальным и этническим меньшинствамтрудящиеся-мигранты и члены их семейапатриды (лица без гражданства).

С точки зрения автора настоящего диссертационного исследования, в будущей Международной конвенции о защите прав неграждан (далее — Конвенция) обязательно должны быть зафиксированы ключевые положения, регламентирующие права различных категорий лиц, не являющихся гражданами государства, на территории которого они проживают или находятся. Указанные положения должны содержать (кроме мер общего характера):

• меры, защищающие неграждан от разжигающих ненависть высказываний и расового насилия;

• меры, обеспечивающие беспрепятственный доступ к гражданству, а также сокращение масштабов безгражданства;

• меры, обеспечивающие равный доступ граждан и неграждан к отправлению правосудия (чтобы неграждане пользовались равной защитой и признанием со стороны внутригосударственного законодательства);

• меры, направленные на то, чтобы национальные законы, касающиеся высылки или депортации неграждан (а также иных форм выведения неграждан из-под юрисдикции государства-участника Конвенции), не являлись дискриминационными по своему характеру или последствиям, и не осуществлялись по признаку расы, этнического или национального происхождения- • меры, устраняющие различного рода барьеры, которые затрудняют пользование негражданами экономическими, социальными и культурными правами, особенно в сфере образования, занятости и здравоохранения.

Говоря о мерах общего характера, которые должны быть зафиксированы в положениях будущей Конвенции, следует подчеркнуть, что государствам-участникам, прежде всего, необходимо будет проанализировать и надлежащим образом пересмотреть национальное законодательство в определенных случаях в целях обеспечения того, чтобы оно в полной мере соответствовало Конвенции.

Кроме того, государства-участники должны будут обеспечить, чтобы осуществление национального законодательства не оказывало дискриминационного воздействия на неграждан. В частности, первые обязательно должны уделять повышенное внимание проблеме так называемой «множественной дискриминации», с которой практически повсеместно сталкиваются неграждане (например, дети и супруги трудящихся-мигрантов), воздерживаться от использования разных норм обращения с негражданами женского пола, являющимися супругами граждан, и неграждан мужского пола, которые являются супругами — граждан.

Представляется, что государствам-участникам Конвенции необходимо будет проводить такую иммиграционную политику, которая не оказывала бы абсолютно никакого дискриминационного воздействия на лиц по признаку расы, цвета кожи, происхождения или национальной (или этнической) принадлежности.

Более того, в свете печально известных событий в США 11 сентября 2001 г. государства-участники Конвенции должны на практике обеспечивать, чтобы любые меры, принимаемые в целях борьбы с терроризмом, не носили дискриминационный характер по своей направленности или последствиям и не осуществлялись по признаку расы, цвета кожи, происхождения или национальной (или этнической) принадлежности, и чтобы неграждане в данном контексте не подвергались категоризации по расовым или этническим признакам и не становились объектом отрицательного стереотипного отношения как со стороны государственных органов, так и со стороны общества.

Характеризуя меры, направленные на защиту неграждан от разжигающих ненависть высказываний и расового насилия, которые, с точки зрения автора данной работы, должны содержаться в будущей Международной конвенции о защите прав неграждан, и которые должны в соответствующих случаях принимать государства-участники, необходимо выделить в качестве основных следующие:

• меры, нацеленные на предупреждение психологических установок и поведения, базирующихся на ксенофобии, в отношении неграждан, в частности, против разжигающих ненависть высказываний и расового насилия, а также содействовать лучшему пониманию принципа недискриминации в контексте положения неграждан;

• меры, ориентированные на активное противодействие различным тенденциям преследовать, применять негативные стереотипы или характеризовать лиц (индивидов) по признаку расы, цвета кожи, происхождения, национальной или этнической принадлежности различных категорий неграждан, в особенной степени, со стороны политических деятелей, должностных лиц, специалистов в сфере просвещения и СМИ, в Интернете, в других электронных средствах связи и в обществе в целом.

Что касается мер, обеспечивающих беспрепятственный доступ к гражданству, а также сокращение масштабов безгражданства, то, представляется, что в первую очередь государства-участники Конвенции должны своими практическими действиями создать такую ситуацию, при которой определенные категории неграждан не подвергались бы дискриминации в отношении к доступу к гражданству и натурализации.

Представляется, что в положениях будущей Конвенции непременно должны найти свое отражение меры, которые обязаны на постоянной основе принимать государства-участники в целях устранения возможных препятствий для натурализации лиц, длительно и постоянно проживающих на территории соответствующего государства.

Более того, государства-участники должны признать, что лишение гражданства по признакам расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения представляет собой нарушение их обязательств гарантировать пользование правом на гражданство без какой-либо дискриминации.

Государства-участники будущей Конвенции должны принять во внимание, что в определенных случаях отказ в предоставлении гражданства лицам, длительно или постоянно проживающим на территории соответствующего государства, может ставить последних в явно невыгодное положение в отношении доступа к занятости и социальным льготам.

В числе ключевых мер, содержащихся в положениях Конвенции, должны быть меры, принимаемые государствами-участниками в целях реального сокращения масштабов безгражданства, в особенной степени среди детей (например, при помощи поощрения их родителей к подаче заявлений о предоставлении гражданства от их имени, а также путем предоставления обоим родителям разрешения передавать свое гражданство собственным детям).

Думается, что немаловажное значение будут также иметь меры, принимаемые государствами-участниками для того, чтобы радикальным образом упорядочить статус бывших граждан государствпредшественников, которые в данный момент проживают под юрисдикцией государства-участника Конвенции.

Говоря о мерах, обеспечивающих равный доступ граждан и неграждан к отправлению правосудия, следует отметить, что государствам-участникам Конвенции необходимо стремиться на практике к тому, чтобы неграждане пользовались равной защитой и признанием со стороны закона. В данном контексте они должны принять действенные меры в отношении предотвращения актов насилия из расовых побуждений, и обеспечить жертвам доступ к эффективным средствам правовой защиты и право предъявлять иски о справедливом и адекватном возмещении за любой ущерб, понесенный в результате такого насилия.

В положениях будущей Международной Конвенции о защите прав неграждан в качестве приоритетных должны быть зафиксированы меры, принимаемые государствами-участниками в целях обеспечения безопасности различных категорий неграждан, в частности, в отношении произвольного задержания. Кроме того, должно быть обеспечено, чтобы условия в соответствующих центрах для беженцев и лиц, ищущих убежища, отвечали бы международным стандартам.

Представляется, что в контексте изложенного ранее, государства-участники Конвенции должны будут:

• обеспечить, чтобы задержанные или арестованные в рамках борьбы с терроризмом неграждане были бы надлежащим образом защищены национальным законодательством, которое соответствует международному праву прав человека, а также международному праву беженцев и гуманитарному праву;

• принимать меры, направленные на борьбу с жестоким обращением и дискриминацией по отношению к негражданам со стороны полиции (милиции) и других правоохранительных органов и государственных служащих при помощи неукоснительного соблюдения соответствующего законодательства и положений, предусматривающих применение санкций, и путем обеспечения того, чтобы все должностные лица (в масштабах государства), занимающиеся вопросами и решением проблем неграждан, в обязательном порядке проходили бы специальную подготовку, включая и подготовку в сфере прав человека;

• ввести в национальное уголовное право положение о том, что совершение правонарушения из расистских побуждений или целей представляет собой отягчающее обстоятельство, влекущее более строгое наказание;

• обеспечивать, чтобы заявления неграждан о расовой дискриминации расследовались тщательным образом и чтобы жалобы в отношении должностных лиц, в особенной степени те, которые касаются дискриминационного или расистского поведения, обязательно становились объектами независимой и самой тщательной проверки;

• урегулировать вопрос о бремени доказывания таким образом, чтобы, когда в рамках гражданского судопроизводства, касающегося дискриминации по признакам расы, цвета кожи, происхождения, национальной или этнической принадлежности, негражданин представляет prima facie, доказательства того, что он является жертвой такой дискриминации. Именно ответчик был бы обязан представлять доказательства объективного и разумного обоснования различий в обращении.

Характеризуя меры, направленные на то, чтобы национальные законы государств-участников Конвенции, касающиеся высылки или депортации неграждан, не являлись дискриминационными по своей сущности или последствиям, следует отметить, что, прежде всего, неграждане должны иметь равный доступ к эффективным средствам правовой защиты, включая право на оспаривание распоряжений о депортации, и имели бы реальную возможность надлежащим образом и действенно пользоваться такими средствами правовой защиты.

Кроме того, государства-участники должны обеспечить, чтобы неграждане не подвергались коллективной депортации, особенно в ситуациях, когда отсутствуют достаточные гарантии того, что были учтены личные обстоятельства каждого из таких лиц.

По мнению диссертанта, в положениях Конвенции должны быть в обязательном порядке зафиксированы меры, применяемые государствами-участниками в целях обеспечения того, чтобы неграждан не возвращали или не высылали в соответствующую страну или территорию, где для них существует реальный риск подвергнуться серьезным нарушениям прав человека, включая пытки и жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание.

Представляется, что государства-участники должны избегать высылки неграждан (в особенной степени тех, кто проживает в стране длительное время), которая может привести к несоразмерному вмешательству в их право на семейную жизнь.

Что касается мер, направленных на защиту экономических, социальных и культурных прав неграждан, то, думается, что в качестве основных в будущей Международной конвенции о защите прав неграждан, должны быть следующие:

• обеспечить, чтобы государственные учебные заведения были доступны для неграждан и детей иммигрантов, не имеющих документов, которые проживают на территории государства-участника;

• не допускать раздельного школьного обучения и использования иных стандартов обращения, применяемых к негражданам по признакам расы, цвета кожи, происхождения, национальной или этнической принадлежности в начальной и средней школах и применительно к доступу к высшему образованию;

• гарантировать гражданам и негражданам равное пользование правом на надлежащее жилье, не допускать проявлений сегрегации в сфере жилья;

• принимать меры по ликвидации дискриминации неграждан в отношении условий труда и требований, предъявляемых к работе, включая правила и практику занятости, имеющие дискриминационные цели или последствия;

• принимать эффективные меры для предотвращения и устранения последствий серьезных проблем, с которыми зачастую сталкиваются трудящиеся-неграждане, и в особенной степени трудящиеся-неграждане из числа домашней прислуги;

• признать, что, хотя государства-участники могут отказывать в предоставлении рабочих мест негражданам, не имеющим разрешения на работу, все лица (индивиды) имеют право пользоваться правом на труд и работу, включая свободу собраний и ассоциаций, после установления трудовых отношений и до момента их прекращения;

• обеспечить, чтобы государства-участники уважали право неграждан на адекватный уровень физического и психического здоровья при помощи, среди прочего, неприменения по отношению к ним политики отказа или ограничения в доступе к профилактической и лечебной медицинской помощи;

• принять необходимые меры в целях недопущения практики отказа негражданам в их культурной самобытности, включая, в частности, юридические или де-факто требования о том, чтобы неграждане изменили свое имя (фамилию) для получения гражданства, и принять меры, позволяющие негражданам сохранять и развивать свою культуру;

• обеспечить право неграждан без какой-либо дискриминации по признакам расы, цвета кожи, родового, национального и этнического происхождения, иметь доступ в любые места или к услугам, предназначенным для использования населением, включая, в частности, транспорт, гостиницы, рестораны, кафе, театры и парки.

Включение этих положений в текст предлагаемой Конвенции, с точки зрения диссертанта, сделает ее эффективным международным юридическим договором, защищающим права неграждан.

Учитывая необходимость, как уже отмечалось, сокращения числа конвенционных органов, следует, на наш взгляд, поручить Комитету по правам человека осуществлять контрольные функции за соблюдением Конвенции о правах неграждан. Этот Комитет накопил богатый опыт по рассмотрению докладов государств и индивидуальных жалоб и вполне сможет справиться с новыми полномочиями. Создание же специального комитета по правам неграждан приведет к расширению параллелизма и дальнейшему дублированию в работе конвенционных органов, неоправданному повышению финансовых расходов ООН. Разработка и принятие будущих международных конвенций в сфере прав человека должна способствовать рационализации существующей системы и повышению ее эффективности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международно-правовые акты и документы:
  2. Устав. Организации Объединенных Наций (Подписан 26 июля 1945 г.) // Действующее международное право (избранные документы): Учеб. пособие / Отв. редакторы: Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. М., 2002. С.8−27.
  3. Doc. UN A/HRC/5/R 11,18 June 2007.14. Doc. UN A/59/2005/Add.3.
  4. Doc. UN CEDAW/C/SR.640, 641. 22 January 2004.
  5. Doc. UN CERD/C/64/Misc. 1 l/Rev.3, 10 March 2004.
  6. Doc. UN HRI/YEN/1 /Rev.7, 12 May 2004.
  7. Doc. UN E/CN.4/Sub.2/2004/24, 18 June 2004.
  8. Doc. UN CCPR/CD/77/ETT, 3 April 2003.
  9. Doc. UN E/C. 12/2003/14, 23 May 2003.
  10. Doc. UN E/CN.4/Sub.2/2003/23, 26 May 2003.
  11. Doc. UN CEDAW/C/SR.614, 615. 3 July 2003.
  12. Doc. UNE/C.10/2003/12, 17 November 2003.
  13. Doc. UN E/C.2.4/Add.l0, 28 November 2003.25. Doc. UN E/CN 9/2003/5.
  14. Doc. UN RC/C/15/Add.203, 2003.
  15. Doc. UN E/CN.4/Sub.2/2002/25, 5 June 2002.
  16. Doc. UNE/CN.4/Sub.2/2002/21, 17 June 2002.
  17. Doc. UN CERD/C/61/CO/6, 23 August 2002.
  18. Doc. UN CAT/C/SR.476, 14 May 2001.
  19. Doc. UN CEDAW/C/SR. 512, 513. 6 July 2001.
  20. Doc. UNE/CN.4/Sub.2/2001/20/Add. 1.
  21. Doc. UN CERD/C/337/Add.4, 18 August 2000.
  22. Doc. UN CERD/C/33 8/Add. 12. Part I. 21 August 2000.
  23. Doc. UN CERD/C/327/Add.l, 23 August 2000.
  24. Doc. UN E/CN.4/Sub.2/1999/7, 31 May 1999.
  25. Doc. UN E/CN.4/Sub.2/1997/7. Add. 1.38. Doc. UN E/l997/22.
  26. Doc. UN CERD/C/52/CO, 1993.
  27. Doc. UN E/CN.4/Sub.2/1990/46.41. Doc. UNA/57/18.42. Doc. UN A/59/48.43. Doc. UN A/C3/SR.1182.44. Doc. UN A/C3/SR. 1183.45. Doc. UN CERD/C/64/11.46. Doc. UN CMW/C/SR.50.1. Сборники документов:
  28. Действующее международное право/Сост. Ю. М. Колосов,
  29. Э.С. Кривчикова. Т.2.М., 1997.
  30. Действующее международное право (избранные документы): Учеб. пособие / Ответ, ред.: Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 2002.
  31. Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В. А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е. А. Лукашева. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2002.
  32. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
  33. Международное право в избранных документах. Т.П. М.: Издательство ИМО, 1957.
  34. Права человека: Сборник международных документов. Хельсинский Фонд по правам человека. Варшава, 2002.
  35. Сборник международно-правовых документов, регулирующих вопросы миграции (Международная организация по миграции). М., 1994.
  36. Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы. М., 1994.
  37. Статут Лиги Наций, Версальский мирный договор 1919 г. М., 1925.
  38. А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М.: Права человека, 1996.
  39. А.Х. Межамериканская система защиты прав человека и проблема прав коренных народов // Московский журнал международного права. 2004. № 1.
  40. А.Х. Национальные меньшинства и право на самоопределение (Международно-правовые проблемы) // Этнографическое обозрение. 1995. № 2. С.149−158.
  41. А.Х. Проблемы международно-правовой защиты меньшинств. Диссертация на соиск. уч. степ, доктора юрид. наук в форме научного доклада, выполняющего также функции автореферата. М., 1997.
  42. А.Х. Противоправность дискриминации национальных меньшинств и защита их в современном международном праве//Международное право в практике освободившихся стран. М., 1988. С.74−89.
  43. В.А. Правила регистрации граждан по месту пребывания и жительства. 2-е изд. перераб. и доп. М.: «Ось 89», 2004. С. 192.
  44. С.А. Вопросы реализации Закона о гражданстве Российской Федерации // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С.42−47.
  45. С.А. Гражданство Российской Федерации. М.: Российский юридический издательский дом, 1994. С. 128.
  46. А.Б. Правовое регулирование миграционного процесса в России//Сборник юридического факультета КГУ. Выпуск 4. Часть 1. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. С. 33 — 51.
  47. А.Б. Международно-правовые принципы регулирования вопросов гражданства в связи с правопреемством государств // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ. Выпуск 6. Казань: Центр инновационных технологий, 2005.
  48. А.Б. О гражданстве в связи с правопреемством государств. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. Казань, 2005. С. 28.
  49. JI.A. Правоспособность иностранного гражданина в сфере предпринимательской деятельности // Законодательство. 2001. № 2. С.31−35.
  50. Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С. 216.
  51. Э.С. ООН: объединенные действия по поддержанию мира. М., 1978.
  52. Аль-Саади Бассам. Правовое положение иностранных лиц на территории Иордании. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 1996. С. 20.
  53. М.А. Проблема применения в российской правовой системе актов, принимаемых комитетами по правам человека // Международное публичное и частное право. 2005. № 4 (25). С. 18−23.
  54. Анез Джалал. Институт гражданства в международном праве (на примере арабских стран). Автореферат на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2000. С. 20.
  55. A.M., Мураметс О. Ф. Принципы правового регулирования пребывания в СССР иностранцев. М., 1979.
  56. Ю.А. Вопросы соотношения общеевропейского и национального гражданства в рамках Европейского Союза // Налоги и налогообложение. 2004.№ 2. С.19−22.
  57. Ю.А. К вопросу о соотношении общеевропейского и национального гражданства в Европейском Союзе // Право: теория и практика. 2004.№ 9. С.36−40.
  58. Ю.А. Миграционные права граждан Евросоюза в контексте общей проблемы становления единого общеевропейского гражданства // Юридические науки. 2004. № 4. С.56−58.
  59. Ю.А. Роль и место международно-правовых механизмов в регулировании вопросов гражданства // Право: теория и практика. 2004. № 1. С.13−16.
  60. Ю.А. Современные тенденции в международно-правовой регламентации вопросов гражданства в свете опыта Европейского Союза. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2004. С. 16.
  61. Ю.А. Федерация или совокупность наций современные тенденции в преобразовании Европейского Союза // Объединенный научный журнал. 2004. № 12. С. 12−15.
  62. В.П. Правовое положение негражданина Российской Федерации и иностранцев в России. М., 2004.
  63. Беженцы. Динамика перемещений (доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам). М.: Международные отношения, 1987. С. 202.
  64. И. П., Абашидзе А. Х. Право национальных меньшинств в свете мирового опыта // Общественные науки и современность. 1992. № 4. С.121−130.
  65. О. Краткий очерк истории Лиги Наций. М., 1945.
  66. И.П., Абашидзе А. Х. Мартыненко Е.В. Проблемы государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников // Государство и право. 1994, № 2. С. 3−10.
  67. Н.А. Гражданство как элемент конституционного строя // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно —практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С.38−42.
  68. И.Ю. Право и защита личности от дискриминации по национальной принадлежности // Права человека и межнациональные отношения. М., 1994.
  69. М.М. Право и защита личности от дискриминации по национальной принадлежности // Права человека и межнациональные отношения. М., 1994.
  70. М.М., Рубанов А. А. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1962.
  71. Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986.
  72. Я. Международное право. М.: Прогресс, 1977.
  73. Ю.А. Международные механизмы и тенденции в сфере защиты прав коренных народов // Московский журнал международного права. 2001. № 3.
  74. Е.В. Правовые акты в механизме защиты гражданских прав // Защита гражданских прав: Сборник научных статей / Под ред. М. В. Немытиной, В. А, Хохловой. Сер. Права человека: сфера реализации. Вып. 1. Саратов, 2003. С.27−48.
  75. Д. Права неграждан // Юрист-Международник International Lawyer. 2003. № 1. С.53−61.
  76. В.А. Международно-правовые санкции. Киев, 1982.
  77. В.А. Ответственность государств за международные правонарушения. Киев, 1976.
  78. Ю.Г. Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве. М., 2003.
  79. Т.А. Законодательство об этических меньшинствах в странах Западной Европы: тенденции развития // Права человека и международные отношения. М., 1994.
  80. Ваттель Эммер де. Право народов или принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. М., 1960.
  81. О.В. О содержании и правовой природе принципа недискриминации личности в международном праве // Российский юридический журнал. 2003. № 4.
  82. О.В. Принцип недискриминации личности в международном праве. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2004. С. 26.
  83. О.В. Роль Европейского Суда по правам человека в развитии принципа недискриминации // Юрист-Международник International Lawyer. 2004. № 2. С.32−43.
  84. Н.В. Актуальные проблемы гражданства в постсоветском пространстве // Актуальные проблемы гражданства. Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С.26−38.
  85. JI.H. Право убежища (Международно-правовые вопросы). М.: Международные отношения, 1968. С. 128.
  86. Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. Омск, 1996.
  87. Пб.Гликман О. В. Механизм контроля за соблюдением обязательств государств-членов Международной организации труда (МОТ) // Юрист-международник International Lawyer. 2003. № 4.
  88. С.И. Права человека в России: теория, история, практика. Учебное пособие. М., 2003.
  89. А.Н. Иностранные граждане в России: особенности правового положения, регистрация, учет. М., 2006.
  90. Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998.
  91. С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2001.
  92. В.Э. Первоначальное значение римского термина jus gentium. Парту, 1964.
  93. Н.Ю. Актуальные проблемы деятельности конвенционных -комитетов в области международной защиты прав человека // Российский ежегодник международного права. Спб., 2003.
  94. Н.Ю. Возможные пути реформирования системы конвенционных органов в области прав человека // Московский журнал международного права. 2004. № 2.
  95. Н.Ю. Процедура подачи и рассмотрение индивидуальных сообщений в договорных органах по правам человека // Юрист-Международник International Lawyer. 2004. № 2. С.47−57.
  96. Н.Ю. Конвенционные комитеты в области международной защиты прав человека. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2005.С.26.
  97. А.А. Правовое регулирование статуса иностранных граждан в Российской Федерации (на примере Дальневосточного региона): Монография. Хабаровск, 2000.
  98. Гроций Гуго. О праве войны и мира. Три книги. М., 1956.
  99. В.Ф. Международная противоправность расовой дискриминации/УРазвивающиеся страны и международное право. М.: УДН им. П. Лумумбы, 1970.
  100. В.Ф. Расовая дискриминация: реакционная сущность и международная противоправность. М.: Наука, 1979.
  101. Гудвин-Гилл Г. С. Статус беженца в международном праве. М., 1997.
  102. Л., Абашидзе А. Защита прав национальных меньшинств — одна из основ демократии// Обозреватель-Observer. 1994. № 16−17. С. 17.
  103. А.Г. Демократия и Организация Объединенных Наций: Моногр. М.: Современная экономика и право, 2007. С. 296.
  104. М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека. (Практика и комментарии). Пер. с англ., М., 1997.
  105. Диб Акави. Институт гражданства в Израиле и современное международное право. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. Киев, 1986. С. 24.
  106. Европейский Суд по правам человека: Избранные постановления 19 992 001 гг. и комментарии/ Под ред. Ю. Ю. Берестнева и А. О. Ковтуна. М.: Юрид. лит., 2002. С. 624.
  107. Ю.Н. Принудительные меры в международном праве. М., 1998.
  108. A.M. Режим беженцев в международном праве. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. Казань, 1999. С. 22.
  109. Д.В. Беженцы в современном международном праве. М., 2006.
  110. Д.В. Глобальное и региональное сотрудничество государств в области защиты беженцев // Московский журнал международного права. 2004. № 2.
  111. Д.В. Международная система защиты беженцев // Московский журнал международного права. 1998. № 4 (32). С. 141−159.
  112. Р.А., Мигачев Ю. И. Международное право: Курс лекций-учеб. изд. М.: Эксмо, 2006. С. 448.
  113. Р.А. Эстоппель в международном праве. М., 2001.
  114. П.А. О гражданстве Европейского Союза // Московский журнал международного права. 2000. № 3. С.47−50.
  115. В.А. Всеобщая декларация прав человека в современном мире // СЕМП. 1988. М., 1989.
  116. В.А. Гражданство и права человека в международном и внутригосударственном праве // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С.137−140.
  117. В.А. Международная защита национальных меньшинств и гуманитарная интервенция // Права человека и международные отношения. М., 1994.
  118. В.А. Международная защита прав человека (Основные проблемы сотрудничества государств). М.: Международные отношения, 1976. С. 224.
  119. В.А. Международная защита прав человека // Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. чл.-корр. РАН, доктор юрид. наук. Е. А. Лукашева. М., 1999.
  120. В.А. ООН и права человека // Материалы Торжественного собрания и научно-практической конференции Российской ассоциации содействия ООН, посвященной 60-летию Организации Объединенных Наций. М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 108−116.
  121. В.А. Реформирование конвенционных органов по правам человека // Юрист-Международник International Lawyer. 2007. № 2. С.11−17.
  122. В.А. Реформирование правозащитного механизма ООН (К докладу Генеральной Ассамблеи ООН о работе пятой сессии Совета по правам человека) // Юрист-Международник International Lawyer. 2007. № 4. С.2−6.
  123. В.А. Соотношение принципов уважения прав человека и внутригосударственного суверенитета // Юрист-Международник — International Lawyer. 2006. № 1. С.3−16.
  124. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.
  125. В.А. Права человека в международно-правовых отношениях//Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е. А. Лукашевой. М., 2002.
  126. В.А. Правовые основы создания ВСМБ в гуманитарной области // Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право. М.: Институт государства и права АН СССР, 1987.
  127. В. А., Пожидаева М. В. Пакты о правах человека и реформирование правозащитного механизма ООН к 40-летию принятия Пактов // Юрист-Международник International Lawyer. 2006. № 3. С.2−20.
  128. Н.С. Международная защита прав национальных меньшинств: исторический аспект//Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2002. № 2.
  129. В.И., Пастухов В. П. Правовой статус иностранцев в СССР. Киев, 1987.
  130. И.М. Философия Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1958. № 3.
  131. А. А. Международные конвенции против пыток и законодательство Российской Федерации, запрещающее пытки//Московский журнал международного права. 2006. № 1. С.244- 256.
  132. А.И. Двойное гражданство: панацея или ловушка? // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С.116−122.
  133. Ю.М. Ответственность в международном праве. М.: Юрид. лит., 1975.
  134. Конституции буржуазных государств: Учеб. пособие / Сост. В. В. Маслаков. М.: Юрид. лит., 1982. С. 408.
  135. К.А. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской федерации. М., 1999.
  136. И.Ю. Позитивизм и естественное право //Государство и право 2000. № 3.
  137. С.В. Институт гражданства Союза Беларуси и России -проблемы и перспективы // Московский журнал международного права. 2000. № 3. С. 10−14.
  138. Н.С. Политические права и свободы // Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. чл.-корр. РАН Е. А. Лукашева. М., 1999.
  139. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения // Под общей ред. д.ю.н., проф. В. А. Туманова и д.ю.н., проф. М. Л. Энтина. М., 2002.
  140. Н.И. Международная уголовная юстиция. Проблемы развития. М., Консульт, 2002. С. 448.
  141. B.C. Концепция «ответственности за защиту» как проект Кодекса поведения гуманитарных интервенций // Международное публичное и частное право. 2005. № 4 (25).
  142. А. Аннан. Проблема вмешательства. Выступление Генерального Секретаря ООН. Нью-Йорк. 1999.
  143. .С. Права человека и международное право (К 40-летию Всеобщей декларации прав человека) // Права человека в СССР. Вып. 4(11). М., 1988. С. 1−43.
  144. Н. Защита сограждан, находящихся в опасности за рубежом // Международная жизнь. 1995. № 1.
  145. С.Б. История создания Организации Объединенных Наций, 2-е изд. М., 1960.
  146. С.Б. Материалы к истории Организации Объединенных Наций. Вып. 1.М.: ИМО, 1949.
  147. Р. О международно-правовой ответственности за нарушение прав человека. М.: Международные отношения, 1979.
  148. Л.Н. Доктрина «гуманитарной интервенции» в теории международного права // Актуальные проблемы в праве XXI века.
  149. Международная научно-практическая конференция. 4 декабря 2002 г. М., 2003. С.108−113.
  150. П.М. Международные правонарушения и ответственность государства. Вильнюс, 1973.
  151. О.Е. Без гражданства нет государства // Российская Федерация сегодня. 2001. № 12.
  152. О.Е. Российское гражданство. М., 2003.
  153. Л.В., Марышева Н. И., Пантелеева И. В. Иностранные граждане: правовое положение / Под ред. Н. И. Марышевой. М.: Российское право, 1992. С. 320.
  154. М.И., Абашидзе А. Х. Казусы (международно-правовые из практики стран Америки XX века). М.: Изд-во «Современная экономика и право», 2001.С. 160.
  155. В.А. Защита прав человека и конституционное правосудие // Права человека и политическое реформирование / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1997.
  156. Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М.: Международные отношения, 1966.
  157. И.А. Права человека и международное гуманитарное право Право и права человека в условиях глобализации: материалы научной конференции / Отв. ред. чл.-корр. РАН Е. А. Лукашева, канд. юрид. наук НтВ. Колотова. М.: ИГП РАН, 2006. С. 181−190.
  158. Е.А. Права человека в России в условиях глобализации // Право и права человека в условиях глобализации: материалы научнойконференции / Отв. ред. чл.-корр. РАН Е. А. Лукашева, канд. юрид. наук Н. В. Колотова. М.: ИГП РАН, 2006. С.8−21.
  159. И. Военная доктрина правового государства // Международная жизнь. 1994. № 3.
  160. И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000.
  161. И.И. Современное право международных договоров. В 2 т. Т. I. Заключение международных договоров. М.: Волтерс Клувер, 2004.
  162. Г. Е. К вопросу о современных тенденциях развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека (проблемы и перспективы) // Московский журнал международного права. 2004. № 2.
  163. Лукьянцев Г. Е, Международный контроль в области прав человека: тенденции и перспективы. М.: Изд-во РУДН, 2005.С.261.
  164. Г. Е. О некоторых тенденциях развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека (теоретические и практические аспекты) // Юрист-Международник— International Lawyer. 2004. № 3.
  165. Ю.Н. Реабилитация адекватного и пропорционального применения силы // Московский журнал международного права. 2004. № 3. С.31−47.
  166. М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство субъектов РФ // Актуальные проблемы гражданства. Материалымеждународной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С.80−88.
  167. JI.C. Права приобретаются // Право и права человека в условиях глобализации: материалы научной конференции / Отв. ред. чл.-корр. РАН Е. А. Лукашева, канд. юрид. наук Н. В. Колотова. М.: ИГП РАН, 2006. С.22−29.
  168. .Г. ООН и содействие осуществлению соглашений о правах человека. М.: Наука, 1986. С. 112.
  169. Материалы семинара по вопросам гражданства. Дагомыс, 27−30 октября 1993 г. С. 118.
  170. Материалы семинара по вопросам гражданства, безгражданства и статуса иностранцев в государствах СНГ и Балтии. Хельсинки, 12−15 декабря 1994 г.
  171. Международное право: Учебник / Отв. ред. В. И. Кузнецов. М.: Юристъ, 2001. С. 672.
  172. Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979.
  173. Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов (по изданию 1904 г.) / Под ред. Л. Н. Шестакова. T.l. М., 1996.
  174. Международное право: Учебник / Отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. С. 944.
  175. Международное право: Учебник / Авт. кол.: Б. М. Ашавский, М. М. Бирюков, В. Д. Бордунов и др.- Под ред. А. А. Ковалева, С. В. Черниченко. учеб. изд. М.:Омега-Л, 2006. С. 832.
  176. Г. М. Гуманитарное вмешательство (международно-правовые аспекты) // Московский журнал международного права. 2000. № 3. С. 177 184.
  177. Международно-правовые способы защиты прав человека. Сборник научных статей / Под ред. Н. А. Баринова, Т. М. Пряхиной. Сер. Права человека: сферы реализации. Вып. 3. Саратов, 2003.
  178. Миграционная ситуация в России: социально-политические аспекты. Вып. IV. М.: ИГП РАН, 1994. С. 106.
  179. Миграция специалистов России: причины, последствия, оценки. Вып. IV. М.: ИГП РАН, 1994. С. 100.
  180. А.К., Рыжонков Д. И. О концепции двойного гражданства//Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С. 108−116.
  181. О.О. Проблемы гражданства и защита прав и интересов личности // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С.47−53.
  182. А.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М.: Юрид. лит., 1972.
  183. А.П. Международная защита прав человека. М.: Госюриздат, 1958.
  184. А.П. Права человека и международные отношения. М.: Наука, 1982. С. 144.
  185. Н.А. гражданство в зарубежных государствах СНГ // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С.88−95.
  186. Муромцев Г. И, Права человека в контексте глобализации // Право и права человека в условиях глобализации: материалы научной конференции / Отв. ред. чл.-корр. РАН Е. А. Лукашева, канд. юрид. наук Н. В. Колотова. М.: ИГП РАН, 2006. С.40−50.
  187. Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.
  188. О., Орский М. Международное право и права человека // Курьер ЮНЕСКО. 1978.
  189. Д.И. Становление и развитие международной системы защиты прав человека. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2000.
  190. Л. Международное право. М.: Изд-во иностр. лит., 1949.
  191. Р.В. «Гуманитарная интервенция» в общей внешней политике и политике безопасности Европейского Союза в 90-е гг. XX века. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
  192. Я. А. ООН и права человека. М.: Международные отношения, 1968.
  193. Е.В. Международно-правовые основы деятельности Комитета по правам человека. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2005.
  194. М.В. Рецензия на монографию «Защита прав человека. Международные и российские механизмы» // Юрист-Международник -International Lawyer. 2003. № 3. С.71−72.
  195. М.В. Международная защита прав неграждан // Юрист-Международник — International Lawyer. 2004. № 2. С.58−63.
  196. М.В. Права неграждан и запрещение дискриминации в современном международном праве // Международное публичное и частное право. 2005. № 4 (25). С.7−12.
  197. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. Ред. чл,-корр. РАН Е. А, Лукашевой. М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 448.
  198. В.В. Двойное гражданство и защита прав человека // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С.133−136.
  199. В.И. Правовой статус беженцев в современном международном праве. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 1983. С. 17.
  200. В.И. Беженцы и международное право. М., 1986.
  201. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь: материалы Международной конференции, посвященной 50-лютию Всеобщей декларации прав человека//Государство и право. 2000. № 3.
  202. Права человека и вооруженные конфликты / Под ред. В. А. Карташкина. М., 2001.
  203. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2000.
  204. Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. чл.-корр. РАН, доктор юрид. наук Е. А. Лукашева. Издательская группа НОРМА-ИНФА. М., 1999.
  205. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. чл.-корр. РАН Е. А. Лукашевой. М.: Изд-во НОРМА, 2002.
  206. Право и права человека в условиях глобализации: материалы научной конференции / Отв. ред. чл.-корр. РАН Е. А. Лукашева, канд. юрид. наук Н. В. Колотова. М.: ИГП РАН, 2006. С. 224.
  207. Ю.А. О рассмотрении частных жалоб конвенционными органами ООН // Московский журнал международного права. 2002. № 2.
  208. В.А. Гражданство и федерализм // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С.69−77.
  209. С.В. О теоретических основах правового регулирования статуса иностранцев в Российской Федерации // Московский журнал международного права. 1996. № 2.
  210. Россия в глобализирующемся мире: мировоззрение и социо-культурные аспекты / Отв. ред. B.C. Стёпин. М.: Наука, 2007. С. 640.
  211. Ю.В. Миграционные процессы и гражданство // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С.143−146.
  212. О.Ж. Международно-правовое регулирование межгосударственных отношений в Содружестве Независимых Государств. М.: Современная экономика и право, 2005. С. 240.
  213. Ю.В. О соотношении российского законодательства в области защиты прав человека с основными международными стандартами // Московский журнал международного права. 2000. № 3. С.97−106.
  214. Ю.И. Российское гражданство и некоторые вопросы регулирования статуса беженцев и вынужденных переселенцев //
  215. Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С.146−151.
  216. Е.С. Международно правовые проблемы гражданства стран СНГ и Балтии в свете европейского права. М.: Московская государственная юридическая академия, 1999.
  217. Е.С. Международно-правовые проблемы гражданства стран Содружества Независимых Государств и стран Балтии в свете европейского опыта. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2001.
  218. Н.А. Проблема толкования Римского статута Международного Уголовного Суда (опыт органов конституционной юстиции) // Азербайджано-российский журнал международного и сравнительного права. 2004. № 1(1). С.4−38.
  219. А.Д. Мир, прогресс, права человека. Л., 1990.
  220. М.Д. Международно-правовая защита меньшинств // Московский журнал международного права. 1993. № 1.
  221. Статус иностранных граждан в СССР / Под общ. ред. М. Богуславского. М., 1984.
  222. A.M. Проблемы гражданства в федеративном государстве // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С.77−79.
  223. В.Е., Чернова О. А., Степенко А. В. Особенности административной правосубъектности иностранных граждан в РФ// Международное публичное и частное право. 2005. № 84 (25). С. 12−17.
  224. Л.Н. Защита прав человека и международно-правовое регулирование применения силы // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». 2006. № 2. С.94−103.
  225. JI.H. Применение силы в международных отношениях и защита прав человека. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 16.
  226. Л.Н. Санкции ООН и международная защита прав человека // Актуальные проблемы современного международного права. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. Москва. 17 апреля 2006 г. М., 2006. С. 100−114.
  227. Суд Европейских сообществ. Избранные решения / Отв. ред. д.ю.н., проф. М. Л. Энтин. М., 2001.
  228. Суд по правам человека. М., 2001.
  229. А.Н. Венская конвенция о праве международных договоров. Комментарии. М., 2001.
  230. О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999.
  231. А. Демократия в Америке. М., 1992.
  232. В.Л. Международное право: практика применения. Консультативные заключения Международного Суда ООН. М., 2004.
  233. Е.В. Новые аспекты принципа прав наций на самоопределение/УМосковский журнал международного права. 1993. № 4.
  234. .Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992.
  235. Р.А. Статус меньшинств в международном праве и гражданство // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С. 140−143.
  236. В.А. Европейский суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М., 2001.
  237. Г. И. Право и сила в международной системе. М., Международные отношения, 1983.
  238. Г. И. Теория международного права. М.: Наука, 1970.
  239. Н.А. Правовое регулирование использования силы в международных отношениях. М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997. С. 96.
  240. Н.А. О нецелесообразности допущения Российской Федерацией двойного гражданства // Актуальные проблемы гражданств. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. -М., 1995. С.127−132.
  241. В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М.: Логос, 2007.
  242. Хименес де Аречага Э. Современное международное право. М.: Прогресс, 1983.
  243. О.Н. Борьба с международным терроризмом в свете глобализации // Московский юридический форум «Глобализация, государство, право, XXI век». М.: Городец-издат, 2004. С. 182−185.
  244. Н.А. Задачи международного права в глобальном мире // Государство и право. 2003. № 10.
  245. Н.А. О роли судов государства в . применении норм международного права // Современные гуманитарные исследования. 2004. № 1.
  246. А.Н. О фундаментальных концепциях прав человека // Право и права человека в условиях глобализации: материалы научной конференции / Отв. ред. чл.-корр. РАН Е. А. Лукашева, канд. юрид. наук Н. В. Колотова. М.: ИГП РАН, 2006. С. 125−132.
  247. С.В. Борьба с нарушениями прав человека и международные процедуры // Советское государство и право. 1980. № 1.
  248. С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968.
  249. С.В. Теория международного права. В 2-х томах. М.: Издательство «НИМП», 1999.
  250. В.М. Народы отвергают расизм // Международная жизнь. 1966. № 5.
  251. Г. В. От права войны к праву мира. М., Международные отношения, 1967.
  252. Г. В., Цикунов А. К. Право народов и наций на свободу и независимость. Критика буржуазных концепций. М., УДН, 1987.
  253. О.В. Концепция международного трудового права СНГ // Московский журнал международного права. 2007. № 2.
  254. О.В. Международно-правовая защита трудовых прав в контексте глобализации // Тетради международного университета в Москве. 2006. № 2.
  255. О.В. Международно-правовая защита трудовых прав (на универсальном и региональном уровнях) // Внешнеторговое право. 2006. № 3.
  256. О.В. Международно-правовое регулирование миграционных процессов в СНГ // Юрист-Международник International Lawyer. 2007. № 1.
  257. О.В. Международно-правовое регулирование трудовых и миграционных отношений в Содружестве Независимых Государств (проблемы теории и практики). Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2007. С.22
  258. О.В. Международное трудовое миграционное право СНГ. М., 2007.
  259. .С. Гражданство и права человека: некоторые методологические вопросы // Актуальные проблемы гражданства. Материалымеждународной научно-практической конференции по проблемам гражданства. 23−24 февраля 1995 г. М., 1995. С. 16−25.
  260. М.Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. М., 1997.
  261. Alston P. and Simma В. The second session of the United Nations Committee on Economic, Social and Cultural Rights // 1988, 82 AJIL 603.
  262. Alston P. Revitalising United Nations work on human rights and development// 1991, 18 Welb UL Rev. 216.
  263. Alston P. The United Nations and Human Rights: A Critical Appraisal. Oxford: Claredon, 1992.
  264. Alston P. United States ratification of the Covenant on Economic and Social Rights: the need for an entirely new strategy // 1990, 84 AJIL 365.
  265. Barsh R. The rights to development as a human rights // 1991, 12 HRQ 322.
  266. Beddard R. Human Rights and Europe (3rd ed.). Cambridge: CUP, 1993.
  267. Bernhardt R. Reform of the control machinery under the European convention on Rights: Protocol No 11 // 1995, 89 AJIL, 145.
  268. Brolmann C.M., Zieck Y.A. Indigenous Peoples // Peoples and Minorities in International Law/Ed. By C. Brolmann. Dondnecht, 1993. P. 187−220.
  269. Brownlie I. International Law and the Use of Force by States. Oxford, 1963.
  270. Buergenthal T. The Outer-American Court, human rights and the OAS // 1986, 7HRLJ, 157.
  271. Bunch C. Women’s rights as human rights: towards a revision of human rights// 1990, 12 HRQ 486.
  272. Capotorti F. Minorities // Encyclopedia of Public International Law. Justalment 8. Amsterdam, 1985.
  273. Capotorti F. Study on the rights of persons belonging to ethic, religions and linguistic minorities // Human Rights Study series № 5. N.Y., 1978.
  274. Cassesse A. Self Determination of Peoples: A Legal Reappraisal. Cambridge: CUP, 1995.
  275. Cassin R. Les droits de I’homme. Acad, droit intern. Rec. course, 1974, fasc. 4, t. 140.
  276. Clapham A. Creating the High Commissioner for Human Rights: the outside story// 1994, 5 EJIL 556.
  277. R. (ed.) Human Rights of Women: National and International Perspectives. Philadelphia: University of Philadelphia Press, 1994.
  278. Corell H. Humanitarian Action and the Character of the United Nations. San Remo. 2000.
  279. Crawford J. Democracy and international law // 1993, 64 BYIL 113.
  280. Dallen R. An overview of EEC protection of human rights // 1990, 27 CMLR.
  281. Davidson S. Human Rights, 1st ed. Buckingham: OUP, 1992.
  282. Dembinski L. The modern law of diplomacy: external missions of states and international organizations. UNITAR, 1988. P. 191−223.
  283. Donnelly J. Universal Human Rights in Theory and Practice. New York, Cornell UP, 1989.
  284. Dormenval A. United Nations Committee against Torture: practice and perspectives // 1990, 8 NQHR 26.
  285. Drost P.N. Human rights as legal rights. Leiden. 1951.
  286. Eide A. Human rights and non-intervention in the all European system. Bull. Peace Proposals, 1977. № 3.
  287. Farrer T. Human rights in law’s empire: the jurisprudence war // 1991, 85 AJIL 117.
  288. Fawcett J. Human rights and domestic jurisdiction // The international protection of human rights. L., 1976.
  289. Ficher D. Reporting under the Covenant on Civil and Political Rights: the first five years of the Human Rights Committee // 1982. 76 AJIL 142.
  290. Finnis J. Natural Law and Natural Rights. Oxford: Clarendon, 1980.
  291. Fonteyne L. The Customary International Law Doctrine of Humanitarian Intervention: its Validity under the UN Charter // Western International Law Journal. 1994.
  292. Gaer F. First fruits: reporting by states under the African Charter on Human and People’s Rights // 1992, 10 NQHR 29.
  293. Ghai Y. Human rights and governance // 1994, 15 AJIL 5.
  294. Ghandi P. The Human Rights Committee and the rights of individual communication// 1986, 57 BYIL 201.
  295. Golsong H. Implementation of international protection of human rights // Acad, droit intern, is, 1963. vol. 110.
  296. Green J.F. The United Nations and Human Rights. Washington, 1956.
  297. Henkin L. US ratification of Human Rights Conventions: the ghost of Senator Bricker// 1995, 89 AJIL 341.
  298. Henkin L. The Age of Rights. Columbia University Press. N.Y. 1990.
  299. Hevener N, Mosher S. General principles of law and the United Nations Covenant on Civil and Political Rights // 1978, 27 ICLQ 596.
  300. Hevener N.K., Mosher S.A. General principles of law and the UN covenant on civil and political rights // Inter, and Сотр. Law. Quart., 1979. vol. 27. pt. 3.
  301. Higgins R. Derogations under human rights treaties (1976−1977) // BYIL
  302. Holcombe A.N. Human rights in the modern world. N.Y., 1948.
  303. Humphrey J. P The UN Chapter and the universal declaration of human rights// The international protection of human rights. L., 1967.
  304. Hune S., Niessen J. The First United Nations Convention on Migrant Workers// 1991, 9 NQHR 133.
  305. Isak H. Self-determination and the protection of Minorities//La Comunita Internationale. Quaderni. N.Y., 1990.
  306. Lennen N. Groups Rights and Discrimination in International Law. London, 1991.
  307. Lester A. Government compliance with international human rights law // 1996, PL 187.
  308. Macbride S. The international protection of human rights // Rene Cassin amicorum discipulorumque liber: Problemes de la protection international des droits de l’homme. P., 1969.
  309. Marks S. The roots of the Universal Declaration of Human Rights in the French Revolution // 1998, 20 HRQ 483.
  310. McDougal M., Lasweel H. and Chen I. Human Rights and World Public Order. New York, Haven: Yale UP, 1980.
  311. McGoldrick D. The human Rights Committee. Oxford: OUP, 1981.
  312. Modeen T. The International Protection of National Minorities in Europe. Abo., 1969.
  313. Morsink J. World War Two and the Universal Declaration // 1993, 15 HRQ.
  314. Moskowitz M. Human rights and world order. N.Y., 1958.
  315. Myntti K. The Protection of persons belonging to National Minorities in Finland. Turki, 1991.
  316. Murphy L. The national and international protection of human rights // First Fiji Law Convention. Sydney, 1974.
  317. Mutual M. The African Human Rights Court: a two legged school? // 1999, 21 HRQ 342.
  318. Nowak M. U.N. Covenant on Civil and Political Rights: CCPR Commentary (Kehl am Main and Arlington). Va.: Eugel, 1993.
  319. Pally C. Constitutional Law and minorities. Report № 36. London, Minority Rights Group, 1978.
  320. Ramcharan B.G. Equality and nondiscrimination // The international bill of rights: The covenant on civil and political rights. N.Y., 1981.
  321. Reservations to human rights treaties. Final working paper submitted by F. Hampson // E/CN.4/Sub.2/ 2004/ 42, 19 July 2004.
  322. Reisman ML, McDougal M. Humanitarian intervention to protect the Ibos// Humanitarian intervention and the United Nations/Ed. By R. Lilliich. London, 1973. P.167−195.
  323. Robertson A.H. Human rights in the world. L., 1972.
  324. Robertson A., Merrills J. Human Rights in the World. 4th ed. Manchester, 1996.
  325. Rodriquez G. The Role of the United Nations Special Reporter on the Human Rights of Migrants. IOM, United Nations. Vol. 38 (6) Special Issue 3/2000. P. 73−81.
  326. SchwelbE. Civil and political rights: The international measures of implementation// Amer. J. Intern. Law. 1968. Vol. 62. № 4.
  327. Starke J.G. Human rights and international law // Human rights: ideas and ideologies. L., 1979.
  328. Stavenhagen R. Derecho indigenos у derechos humanos en America Latina. Mexico: El Colegio de Mexico у Instituto International humanos, 1988.
  329. Steighart P. The International Law of Human Rights. Oxford: Clarendon, 1983.
  330. Steiner H., Alston P. International Human Rights in Context. Oxford, 1996.
  331. The international bill of rights: The covenant on civil and political rights. N.Y., 1981.
  332. The international protection of human rights. L., 1967.
  333. Thornberry P. International Law and the Rights of Minorities. L., 1991.
  334. Thornberry P. Minorities and Human Rights Law: Report № 73. London, Minority Rights Group, 1987.
  335. Tiburcio C. The Human Rights of Aliens under International and Comparative Law (The Hagua and Boston). M.: Nijhoff, 2001.
  336. Tomuschat С. Status of Minorities under Article 27 of the United Nations Covenant on Civil and Political Rights // Minorities in National and International Laws/Ed. Satish Chandra. New Delhi. 1985.
  337. Turk D. Norms and institutions within the UN system relevant to minority issues // Conference paper № 5 Colombo, 6−10 November, 1988.
  338. United Nations Actions in the Field of Human Rights. N.Y., 1980.
  339. Van Dyke V. Human Rights, Ethnicity and Discrimination. Westport, 1985.
  340. Vasak K. Le droit international des droits de l’homme. Acad, droit intern. Rec. cours, 1974, fasc. 4, t. 140.
  341. Veiter Th. Commentary on the Concept of «National Minorities» // Revue de Droits de l’Homme. 1974, Vol. VII.
  342. Zoglin K. United Nations action against slavery: a critical evaluation // 1986, 8 HRQ 306.
  343. A. de Zayas, J. Moiler, T. Opsahl. Application of the International Covenant on Civil and Political Rights under the Optional Protocol by the Human Rights Committee // German Year Book of International Law, Vol. 28, 1985. P. 9−64.
Заполнить форму текущей работой