Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научное обоснование системной модели профессиональной ориентации молодежи для отбора в медицинские вузы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дальневосточный федеральный округ не является исключением. Практически во всех лечебно — профилактических учреждениях округа отмечается негативная динамика обеспеченности врачебными кадрами, в первую очередь сельских и отдаленных территорий, нарастающий дефицит специалистов первичного звена здравоохранения, изменение возрастной структуры врачебных кадров в сторону увеличения доли лиц пенсионного… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Профессиональная ориентации: история, опыт, проблемы
    • 1. 2. Основные проблемы отбора студентов в высшие медицинские образовательные заведения
    • 1. 3. Международный опыт отбора студентов на медицинские специальности
    • 1. 4. Мотивационные детерминанты профессиональной деятельности молодежи в сфере здравоохранения
    • 1. 5. Состояние здоровья как показатель успешной учебной и профессиональной адаптации студентов-медиков
    • 1. 6. Социально-экономическая значимость профессиональной ориентации
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
  • Глава 3. Состояние и эффективность профориентационной работы с молодежью в округе на современном этапе
    • 3. 1. Характеристика системы профессиональной ориентации молодежи в регионе
    • 3. 2. Анализ профориентации абитуриентов, поступающих в медицинский вуз
    • 3. 3. Мотивационные образования у молодежи при выборе профессии врача, их динамика в процессе профессионального обучения
    • 3. 4. Профессиональная направленность студентов-медиков
  • Глава 4. Состояние здоровья потенциальных абитуриентов и студентов как один из показателей качества профессионального обучения будущих врачей
    • 4. 1. Характеристика основных тенденций в состоянии здоровья подростков — потенциальных абитуриентов вуза
    • 4. 2. Анализ состояния здоровья студентов младших курсов медицинского вуза
    • 4. 3. Самооценка здоровья — реальный показатель состояния здоровья будущих врачей (по данным социологического опроса)
    • 4. 4. Состояние здоровья студентов-медиков — как фактор влияния на миграционные процессы в вузе
  • Глава 5. Обоснование системной модели профессиональной ориентации в отрасли здравоохранения
    • 5. 1. Внутривузовский миграционный процесс — показатель эффективности мероприятий по профессиональной ориентации и отбору потенциальных студентов-медиков
    • 5. 2. Предпосылки создания модели профессиональной ориентации в отрасли здравоохранения в современных социально — экономических условиях
      • 5. 2. 1. Системная модель профориентационной службы — как основа решения проблемы кадрового дисбаланса в здравоохранении

Научное обоснование системной модели профессиональной ориентации молодежи для отбора в медицинские вузы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Эффективное функционирование любой национальной системы здравоохранения обеспечивается ее кадровыми ресурсами. Это определяет кадровую политику как один из приоритетов в развитии здравоохранения (Дмитриева Т.Б. с соавт., 1998; Щепин О. П., 1998; Демуров Т. Н., Дзукаев О. А., 2000).

Социально-экономические изменения в обществе последнего десятилетия обострили проблемы, связанные с обеспечением кадрами отрасли здравоохранения, особенно в отдаленных от крупных городов территориях, в сельской местности и районах Крайнего Севера (Селин Ю.М. с соавт., 1997; Маврина Е. А., 1998; Щепин О. П. с соавт., 1998; Володин Н. Н. с соавт., 1998; Дмитриева Т. Б. с соавт., 1998; Ефимова И. А. с соавт., 2003; Сидоров П. И., 2003).

Дальневосточный федеральный округ не является исключением. Практически во всех лечебно — профилактических учреждениях округа отмечается негативная динамика обеспеченности врачебными кадрами, в первую очередь сельских и отдаленных территорий, нарастающий дефицит специалистов первичного звена здравоохранения, изменение возрастной структуры врачебных кадров в сторону увеличения доли лиц пенсионного и предпенсионного возраста, отток квалифицированных специалистов из учреждений здравоохранения в другие отрасли, где выше материальное обеспечение и социальная защищенность. Сложившиеся в здравоохранении Дальневосточного региона кадровые диспропорции не удается решить путем расширения целевой формы подготовки специалистов, более 50% выпускников вузов не возвращаются в направившие их на обучение муниципальные образования (Онищенко Г. Г. с соавт., 2001).

Причину текучести медицинских кадров, неудовлетворенности части работников здравоохранения своей работой Борисов В. (1972) связывает с недостаточно хорошо проводимой профориентацией. Исследователи последних лет отмечают, что выбор учебного заведения без учета индивидуальных, психофизиологических и личностных особенностей в перспективе приводит к комплексу неблагоприятных социально — биологических последствий для обучающихся: ухудшению состояния здоровья (Николаев В.В., 1987; Добромыслова О. П. с со-авт., 1991; Копина О. С. с соавт., 1996; Дерябин Д. Г. с соавт., 2003), неудовлетворенности выбором профессии, низкой успеваемости (Нугаева Г. Ш., 2001; Спицин А. П., 2002), а также сопровождается уходом в другую сферу деятельности, не относящуюся к здравоохранению (Сухарева JI.M. с соавт., 1998; Сто-рожаков Г. И. с соавт., 2002; Новиков Ю. В. с соавт., 2002; Carefoot N., Gibson., ed., 1984; Mullan F., Polizer R.M., Davis C.H., 1995).

Отсев на разных стадиях обучения, переход молодых специалистов в коммерческие структуры, смена профиля деятельности специалистов наносит государству значительный экономических ущерб, связанный с затратами на высшее медицинское образование (Новиков Ю.В. с соавт., 2002).

Сформировавшееся в последнее время пространство профессионального самоопределения молодежи усложняет задачу для медицинских вузов по обеспечению качества отбора абитуриентов. Оно характеризуются снижением престижа профессии врача в обществе, изменением социальных ориентаций на выбор профессии, расширением свободы выбора учебных заведений (результаты ЕГЭ абитуриенты направляют в несколько вузов различной направленности), конкуренцией государственных и негосударственных профессиональных образовательных учреждений за обеспечение конкурса (Конева Е. с соавт., 1996; Пряжников Н. С., 2001).

Несмотря на это, перед высшими медицинскими учебными заведениями стоит задача не только в обеспечении потребности практического здравоохранения достаточным количеством врачей, но и в подготовке специалистов нового поколения, универсально и глубоко образованных, творчески мыслящих (Денисов И.Н. с соавт., 1996). Специфика деятельности врача предъявляет особые требования к уровню психологической и физической подготовки молодежи к предстоящей деятельности, тщательности отбора абитуриентов (Ороховский.

В.И. с соавт., 1989), которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить медицинскую профессию и без ущерба для своего здоровья работать в отрасли на протяжении длительного времени (Чебышев Н.С. с соавт., 1999; Балабанов С. С. с соавт., 2000; William G., 1998).

Профессиональный отбор в образовательные учреждения рассматривается в психолого-педагогической литературе как «пригодность» (Гуревич К.М., 1970). Профессиональная пригодность к медицинской деятельности отражает особенности процесса выбора, определения будущей профессии на основе диагностики и прогнозирования возможностей человека успешно ее освоить и эффективно работать, а также развитие комплекса профессионально важных качеств (Бодров В.А., 2001).

В литературе подчеркивается, что процесс подготовки специалиста с самого первого курса связан со значительной интеллектуальной, психофизиологической и физической нагрузкой на организм (Кондаков B.C. с соавт., 1994; Агаджанян Н. А., 1997; Маркина Л. Д. с соавт, 2002, 2003), поэтому обучение не для всех поступивших складывается удачно, процент отсева студентов остается высоким. Эти проблемы также связывают с недостатком работы по профессиональной ориентации и профессиональному отбору (Борисов В., 1972; Витенко И. С. с соавт., 1982; Семенков Н. Н., 1995).

На наш взгляд, в Концепции кадровой политики в здравоохранении РФ (2002) мерам по вопросам профессиональной ориентацией молодежи уделено неоправданно мало внимания, а теоретические наработки прошлых лет по этой проблеме уже не отвечают потребностям сегодняшнего дня.

В области профессиональной ориентации выполнено множество научных психолого-педагогических исследований, где проверялись эффективность различных форм и методов работы, но их узкоспециализированные критерии и прикладной характер рекомендаций не позволяют оценить эффективность мероприятий в системе подготовки кадров для здравоохранения.

Проведенный нами анализ литературы показал, что вопросы профориентации, профотбора, пригодности к медицинской деятельности недостаточно решены как в научном, так в организационном плане. В связи с этим, появилась необходимость комплексного исследования проблемы, обоснования организационно — методологических принципов построения системной модели профессиональной ориентации в отрасли здравоохранения Дальневосточного региона для привлечения молодежи в медицинские вузы.

В условиях перехода к рыночной экономике очевидна необходимость пересмотра сложившейся системы профориентации, поддержания концепции непрерывного образования, включающей все звенья воспитания, образования и подготовки высокопрофессиональных специалистов для здравоохранения. Ранний отбор учащихся и их профилизация, на наш взгляд, решают не только проблемы набора, но и поиск своего контингента, осознанное поступление учащихся в медицинский вуз, обеспечение высокого уровня их подготовки.

На наш взгляд, комплексный подход к решению данного вопроса позволит в первую очередь оптимизировать систему отбора абитуриентов, обладающих профессиональной направленностью и необходимыми для освоения профессии врача моральными и психологическими качествами с устойчивой моти-вационной установкой на работу в отрасли здравоохранения.

Цель исследования состояла в разработке и научном обосновании мероприятий, направленных на обеспечение качества отбора, подготовки медицинских кадров, закрепления молодых специалистов в отрасли путем совершенствования профессиональной ориентации молодежи.

В задачи исследования входило:

1. Охарактеризовать систему профессиональной ориентации в регионе, рассмотреть перспективу выбора профессии врача среди молодежи.

2. Выявить профессиональные намерения абитуриентов, поступающих в медицинский вуз, профессиональную направленность студентов — медиков, мотивы получения высшего медицинского образования и их динамику в процессе обучения.

3. Провести анализ состояния здоровья потенциальных абитуриентов, студентов-медиков младших курсов, как показателя профессиональной адаптации обучающихся.

4. Изучить влияние профориентации на внутривузовскую миграцию студентов, стоимость подготовки специалистов для здравоохранения.

5. Разработать системную модель профессиональной ориентации в отрасли здравоохранения с целью обеспечения качества отбора, подготовки медицинских кадров, закрепления молодых специалистов в отрасли.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— впервые в рамках отдельного округа проведен комплексный анализ существующей системы профессиональной ориентации молодежи, изучены мотивы получения медицинского образования, их динамика в процессе профессиональной подготовки;

— разработана системная модель организации профессиональной ориентации молодежи для отбора наиболее подготовленных к обучению в высших медицинских образовательных учреждениях, повышения качества подготовки молодых специалистов и решения проблемы кадрового обеспечения в здравоохранении региона;

— на основе полученного материала разработаны рекомендации для руководителей высших медицинских образовательных учреждений, органов управления здравоохранением регионального и муниципального уровня, направленные на совершенствование профессиональной ориентации молодежи, отбора и направления абитуриентов в медицинские вузы в рамках целевого набора для отдаленных территорий округа.

Практическая значимость определяется результатом комплексного исследования, программа и методика которого позволили изучить влияние системы профессиональной ориентации на выбор абитуриентами медицинского вуза, мотивационные установки студентов на получение высшего медицинского образования, ее динамику в процессе обучения, влияние состояния здоровья обучающихся на внутривузовские миграционные процессы, а также сформировать системную модель профессиональной ориентации в здравоохранении и разработать практические рекомендации, направленные на совершенствование отбора молодежи в медицинские вузы.

Материалы исследования включены в программу практических занятий слушателей циклов повышения квалификации и профессиональной подготовки на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ДВГМУ.

По материалам диссертации подготовлены методические рекомендации для специалистов органов управления здравоохранением и высших медицинских образовательных учреждений по организации системы профессиональной ориентации молодежи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональный выбор молодежи осуществляется без учета пригодности к медицинской деятельности по типологической характеристике и состоянию здоровья, что снижает качество профессионального обучения специалиста.

2. Имеющиеся мотивационные установки студентов на получение медицинского образования и профессиональная направленность будущих врачей не способствуют решению кадровых проблем в здравоохранении.

3. Дефекты профориентационной работы с молодежью приводят к усилению миграции обучающихся за счет отсева и повторного обучения на этапе до-дипломного образования, увеличению экономических затрат на подготовку специалистов.

4. Реализация системной модели профессиональной ориентации молодежи в здравоохранении на уровне Дальневосточного региона позволит улучшить качество подготовки молодых специалистов и кадровое обеспечение отрасли.

Апробация работы и публикации: Материалы исследования докладывались на IV региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов (Нерюнгри, 2003 г.) — на I научно-практической конференции Дальневосточного окружного медицинского центра «Актуальные вопросы организации лечебно-профилактической помощи, медицинской и социальной реабилитации населения Дальневосточного Федерального округа» (Владивосток, 2003 г.), совместном совещании кафедры общественного здоровья и здравоохранения и ректората Дальневосточного государственного медицинского университета.

По результатам исследования опубликовано 8 печатных работ, в том числе 3 — в центральных изданиях, 2 — в региональной печати.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, главы материалов и методов исследования, трех глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений. Текст диссертации изложен на 178 страницах, иллюстрирован 14 таблицами, 19 рисунками и 45 приложениями.

Список литературы

включает 243 источника, в том числе 178 отечественных и 65 зарубежных авторов.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ и оценка состояния профориентационной работы с молодежью по решению проблемы осознанного выбора профессии в Дальневосточном федеральном округе показывает, что мероприятиями по оказанию помощи в выборе профессии не охвачено 51,0% учащихся старших классов общеобразовательных школ и 48,7% абитуриентов медицинских вуза. Участие в профориентационной работе представителей медицинских вузов региона еще ниже -37,1%.

2. Мотивы выбора профессии врача студентами-медиками разнонаправ-лены и неустойчивы. Недостаточно обоснованный выбор вуза в процессе обучения приводит к неудовлетворенности выбором будущей профессией, особенно среди студентов, не имевших исходно профессиональных мотивов (20,0%), желавших получить только высшее образование (9,2%). По данным проведенного тестирования, наиболее стабильный показатель удовлетворенности выбором (70,6%) и интереса к учебе (72,5%) имеют обучающиеся, относящиеся к социальному типу личности. Студенты-медики, представляющие предпринимательский, конвенциональный и реалистический типы, имеют менее стабильную мотивацию к обучению в вузе и будущей профессиональной деятельности.

3. При профориентационной работе с молодежью врачами и организаторами здравоохранения на местах не уделяется должного внимания вопросам соответствия состояния здоровья потенциальных абитуриентов медицинского вуза избираемой профессии. В процессе обучения отсев студентов по состоянию здоровья чаще происходит на 1−3 курсах, в структуре выбывших превалируют обучающиеся за счет федерального бюджета (76,8 + 3,4%, р < 0,001). Причинами академических отпусков среди студентов первых трех курсов чаще становятся нервно-психические болезни и прогрессирующее течение соматических заболеваний, возникших еще в довузовский период жизни (р < 0,05).

4. Дефекты профориентационной работы увеличивают внутривузовскую миграцию студентовобщее количество выпускников ДВГМУ, закончивших обучение в срок, колеблется от 41,6 до 62,6 на 100 студентов, прошедших полный курс обучения. За счет ежегодного отсева (от 9,8 до 13,2 на 100 студентов) и повторного обучения (от 4,8 до 7,2) студентов значительно увеличиваются затраты федерального бюджета, направляемые на подготовку специалистов для отрасли здравоохранения. Наибольшая частота отсева (70,5%) приходится на первые три курса обучения.

5. Разработанная трехуровневая модель профориентации выпускников школ, гимназий, лицеев, колледжей предполагает решение проблем выбора профессии врача с учетом индивидуальных, психофизиологических, личностных особенностей, состояния здоровья, что позволит снизить до минимума отсев студентов на всех стадиях подготовки специалистов для отрасли здравоохранения ДВФО. Модель предусматривает участие специалистов общеобразовательных, средних и высших медицинских заведений, лечебно-профилактических учреждений, органов управления здравоохранением и других служб в обеспечении качества отбора, подготовки медицинских кадров, закрепления молодых специалистов в отрасли после окончания высшего учебного заведения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В целях совершенствования профориентационной деятельности по привлечению молодежи к обучению профессии врача рекомендуется:

1. Внедрение отраслевой модели профориентационной службы в работу органов управления здравоохранением территорий ДВФО, вузов и колледжей медицинского профиля, школ, гимназий, лицеев, на базе которых организованы специализированные классы, ориентированные на профильный вуз.

2. Органам управления здравоохранением территорий ДВФО, руководителям муниципальных образований, главным врачам лечебно-профилактических учреждений осуществлять отбор кандидатов для обучения в вузах медицинского профиля по целевому набору с учетом качества их общеобразовательной подготовленности, профессиональной направленности к медицинской деятельности, мотивационных установок, типа личности, состояния здоровья, психофизиологических особенностей и принадлежности к профессиональным династиям медицинских работников.

3. Рассматривать профориентационную деятельность по выбору профессии врача в качестве обязательной составной части образовательного процесса на первых трех курсах медицинского вуза. Вторичное профессиональное ориентирование студентов старших курсов на выбор специальности осуществлять в рамках преподавания клинических дисциплин, профотбора кандидатов на ту или иную врачебную специальность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абитуриент медицинского института / Под ред. В. Н. Шляпникова, Х. С. Хамитова. Казань: Татарское изд-во, 1983. — 224 с.
  2. Н.А. Образ жизни и здоровье студентов / Н. А. Агаджанян. -М., 1995. С. 9.
  3. Н.А. Студенчество как самостоятельная социальная группа населения / Н. А. Агаджанян // Здоровье населения. М., 1997. С. 7−23.
  4. А.И. Роль некоторых факторов в выборе профессии врача / А. И. Алексеев, В. И. Долгинцев, Н. И. Сафонова // Здравоохранение Рос. Федерации. 1982. — № 3. — С. 37−39.
  5. Н.В. Эффективная организация учебного процесса и оптимизация ее факторов / Н. В. Алешин, Л. Б. Бреслав, А. И. Гинзбург // Социально -экономическая эффективность высшего образования и пути ее повышения: Сб. науч. трудов. М., 1988. — С. 91−104.
  6. С.С. Социологическое исследование профессии медсестры / С. С. Балабанов, В. А. Дыдыкин // Мед. сестра. 2000. — № 4. — С. 17- 20.
  7. А.А. Здоровье детей на пороге XXI века: пути решения проблемы / А. А. Баранов, JI.A. Щеплягина // Русский мед. журнал. 2000. -Т.8. -№ 18(199). — С. 737−738.
  8. А.А. Организация профориентации и трудоустройства молодежи / А. А. Баркарь. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1982. — С. 25.
  9. JI.B. Комплексная системная реализация задач вузовской профориентации с применением ЭВМ / JI.B. Белюк. М.: НИИ проблем высшей школы, 1988. — 88с. — (Средства обучения в высшей школе. Обзор информации).
  10. А.Я. Сравнительная оценка успеваемости отдельных групп студентов / А. Я. Берзиня, О. Я. Ковш // Сов. Здравоохранение. 1988. — № 10. -С. 51−54.
  11. И. Многоступенчатое высшее профессиональное образование: профильный подход / И. Бляхеров, С. Руднев, Э. Соколов, Н. Фролов // Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 27−38.
  12. В.А. Психологический отбор летчиков и космонавтов. Проблемы космической биологии / В. А. Бодров, В. Б. Малкин, Б. Л. Покровский, Д. И. Шпаченко. М.: Наука, 1984. — Т. 48. — 159 с.
  13. В.А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров. -М.: ПЕР СЭ, 2001.-511 с.
  14. В. Изучение психологии личности студента постоянная задача медицинских институтов / В. Борисов // Здравоохранение Рос. Федерации. — 1972.-№ 7. — С. 36−38.
  15. В. Нервно-психическое состояние студентов как валеологиче-ская проблема / В. Буйлов, Г. Куропова, Н. Сенаторова // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С. 65−73.
  16. А.И. Адаптация студентов к обучению в вузе / А.И. Бурха-нов, Л. И. Носова, Ж. Б. Байгутанов // Гигиена и санитария. 1992. — № 7/8. -С.53−55.
  17. Э. Валеологическое образование / Э. Вайнер // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 70−71.
  18. С.А. Система профессионального отбора и подготовка студентов будущих хирургов / С. А. Варламов, В. Д. Прошляков, О. М. Рыбкин / Под. ред. В. Д. Прошлякова. — Рязань: РязГМУ, 2000. — 123 с.
  19. Ф. Медицинское образование в некоторых странах Европы / Ф. Вартанян, С. Рожецкая // Врач. 2000. — № 7. — С. 43−44.
  20. Ю.К. О профессиональной ориентации школьников / Ю. К. Васильев. М.: Знание, 1972. С. 6.
  21. И.С. Актуальные психолого-педагогические проблемы медицинского образования в Украинской ССР / И. С. Витенко. Киев, Ивано-Франковск, 1990. — С. 121−122.
  22. И.С. Некоторые факторы совершенствования подготовки медицинских сестер / И. С. Витенко, Ю. А. Глебов // Сов. здравоохранение. 1982. — № 2. — С. 51−54.
  23. В. Образованию профессиональную ориентацию / В. Власов, Н. Ямщикова // Высшее образование в России. — 1998. — № 4. — С. 29−32.
  24. Н.Я. Влияние экзаменационного стресса на сердечнососудистую деятельность студентов / Н. Я. Волкинд // Гигиена и санитария. -1981, — № 8.-С. 28−30.
  25. А.Н. Вопросы профориентации и выбора профессий в трудах зарубежных педагогов / А. Н. Волковинский // Сов. педагогика. 1960. -№ 2. — С. 70−83.
  26. Н. Развитие медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации / Н. Володин, А. Дружинина // Сестринское дело. -1998. -№ 4. -С. 6−7.
  27. А.Н. Опросник профессиональных предпочтений (Адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск») / А. Н. Воробьев, И.Г. Се-нин, В. И. Чирков. Ярославль, 1994. — 28 с.
  28. П. Отбор студентов как гарантия профессионализма будущего врача / П. Ганглер, Д. Вриэс, И. Акота, И. Бальчюнене и др. // Cathedra. -2004.-№ 9.-С. 50−53.
  29. Э.С. Изменения некоторых психофизиологических показателей студентов в период экзаменационной сессии / Э. С. Геворкян, Э. В. Даян, Ц. И. Адамян, О. Г. Баклаваджян и др. // Гигиена и санитария. 2002. — № 3. — С. 41−44.
  30. JI.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дис. .д-ра наук. СПб., 1996.
  31. Н.А. Сравнительный анализ медико-социального и психологического портрета студентов / Н. А. Горбач, Г. Н. Гончарова, И. А. Большакова // Здравоохранение Рос. Федерации. 2003. — № 2. — С. 38−40.
  32. А. Опыт использования компьютерной социологической программы / А. Горшков, А. Ходаков // Высшее образование в России. 2002. -№ 6. — С. 118−129.
  33. С.М. Гигиена детей и подростков / С. М. Громбах. М., 1977. -96 с.
  34. Т.Н. Социально-гигиенические и медико-биологические факторы состояния здоровья студентов / Т. Н. Грошева, Е. В. Веселова, Л.А. Боров-кова, М. И. Ямпольская и др. // Здравоохранение Рос. Федерации. 1992. — N° 2. -С. 23−25.
  35. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич. М.: Наука, 1970. — 272 с.
  36. Т.Н. Роль кадровой политики в проведении реформ в здравоохранении / Т. Н. Демуров, О. А. Дзукаев // Вестник обязательного мед. страхования. 2000. — № 6. — С. 22−24.
  37. И.Н. Медицинские кадры России / И. Н. Денисов, В.П. Ме-лешко // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1996. — № 2. — С. 30−33.
  38. Д.Г. Мониторинг здоровья студентов многопрофильного вуза с использованием программ «ЭСКИЗ» (Экспертная система коррекции индивидуального здоровья) / Д. Г. Дерябин, Н. А. Волков, Н. Н. Комаров // Валеология. -2003. -№ 1. -С. 24 -27.
  39. Т.Б. О состоянии кадровой политики и первоочередных задачах Минздрава РФ по ее совершенствованию в соответствии с концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации / Т.Б.
  40. , Г. Г. Онищено, А.И. Торопцев, B. JT Гоичареико // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и история медицины. 1998. — № 3. — С. 11−13.
  41. О.П. Физиолого-гигиенические проблемы здоровья студентов / О. П. Добромыслова, В. Г. Маймулов // Гигиена и санитария. 1991. -№ 3. — С. 42−46.
  42. В.А. Жизнь и проблемы периферийного медицинского вуза / В. А. Доровских, В. А Фигурнов // Здравоохранение Рос. Федерации. 2003. — № 4. — С. 34 — 35.
  43. И.А. Актуальные вопросы кадрового обеспечения / И. А. Ефимова, И. А. Камаев, Т. В. Поздеева, М. А. Поздняков и др. // Здравоохранение Рос. Федерации. 2003. — № 1. — С. 25−27.
  44. В.Г. Факторы, влияющие на успеваемость / В. Г. Житомирский // Вестник высшей школы. 1972. — № 9. — С. 22−28.
  45. В.М. Прикладная медицинская статистика / В. М. Зайцев,
  46. B.Г.Лифляндский, В. И. Маринкин. СПб.: ФОЛИАНТ, 2003. — 432 с.
  47. С.П. Социально педагогические причины отсева студентов /
  48. C.П. Засеева // Проблемы адаптации студентов: Материалы межресп. науч. конф. исследователей проблем высшего образования. Вильнюс, 1978. — С. 136 139.
  49. Н.Н. Взаимосвязь социальной, трудовой и профессиональной ориентации / Н. Н. Захаров // Теория и практика профориентационной работы с молодежью: Респ. сб. науч. трудов. Пермь, 1979. — С. 19−29.
  50. Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  51. В.В. Характеристика здоровья студентов медицинского института по данным профилактических осмотров / В. В. Захарченко, С. П. Кузина, T.JI. Ермохина // Сов. здравоохранение. 1988. — № 12. — С. 37−40.
  52. Г. И. Формирование общественно необходимой профессионально-квалификационной структуры кадров медицинских работников / Г. И. Здоровцов // Экономика здравоохранения. 2000. — № 7. — С. 22−29.
  53. Н.А. Профессиональная ориентация молодежи для выбора медицинской специальности : метод, указания для организаторов работы / Н. А. Иванов, Н. А. Капитоненко, И. П. Кольцов, В. В. Захарченко. Хабаровск: ХГМИ, 1985. — 19 с.
  54. А. Состояние здоровья подростков: тенденции и проблемы / А. Ильин, И. Рапопорт, И. Звездина, Ю. Ямпольская // Врач. -1999. № 9, — С.4−6.
  55. Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2003.512 с.
  56. С.А. Медицинское обеспечение подростков / С. А. Исаков, С. Р. Конова, С. С. Даныпова // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. — № 5. — С. 51−53.
  57. Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учеб. пособие / Ф. С. Исмагилова / Под науч. ред. Э. Ф. Зеер. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2003. — 256 с.
  58. Р. Изучение способностей школьников основа профориентации / Р. Каверина // Нар. образование. — 2001. — № 5. — С. 129−136.
  59. Р. Изучение способностей школьников основа профориентации /Р. Каверина//Нар. образование. — 2001. -№ 6. — С. 111−115.
  60. JI. Многоуровневая система подготовки учителя в университетах / Л. Казарин, В. Кузнецова, В. Чаплыгин // Высшее образование в России. 1992. — № 2.-С. 28−36.
  61. Э.М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности / Э. М. Казин, В. И. Иванов, Н. А. Литвинова, М. Г. Березина и др. // Физиология человека. 2002. — Т. 28. — № 3. — С. 23−29.
  62. Н.И. Профессиональная ориентация учащихся / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1983. — 168 с.
  63. Н.Н. Оценивая результаты собеседования / Н. Н. Каляцкий, ГЛ. Калиниченко // Вестник высшей школы. 1973. — № 2. — С. 9−12.
  64. И.А. Медико-организационные аспекты врачебной консультации абитуриентов высших учебных заведений / И. А. Камаев, ОЛ. Васильева // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. — № 4. -С. 35−37.
  65. И.А. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов / И. А. Камаев, О Л. Васильева // Здравоохранение Рос. Федерации. 2002. — № 1. — С. 26−29.
  66. И.Д. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям / И. Д. Карцев, Л. Ф. Холдеева, К. Э. Павлович. М., 1977. — 176с.
  67. С.Е. Факторы образа жизни и здоровье студентов за период их обучения в вузе / С. Е. Квасов, Д. А. Изуткин // Сов. здравоохранение. 1990. -№ 11.-С. 26−30.
  68. И.Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах / И. Я. Киселев. М., 1968. — 78 с.
  69. В.А. Мотивация выбора профессии врача / В. А. Киселева, И. И. Косарев // Проблемы адаптации студентов: Материалы межресп. науч. конф. исследователей проблем высшего образования. Вильнюс, 1978. — С. 102 103.
  70. М.В. Некоторые аспекты социально-профессиональной ориентации студентов медицинского училища в условиях радиоактивного загрязнения территории / М. В. Кислов // Мед. помощь. 1998. — № 5. — С. 13−16.
  71. Е.А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990.- 159 с.
  72. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  73. Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 400 с.
  74. B.C. Актуальные проблемы современной психиатрии и наркологии / B.C. Кондаков, В. Т. Лекомцев, С. М. Плотников, А. А. Щикова. Уфа, 1994.-95 с.
  75. Е. Абитуриент и профессиональная ориентация / Е. Конева, В. Кукушкин, О. Плаксина // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С. 47−51.
  76. Концепция кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации // Приказ МЗ РФ от 03.07.2002 г. № 210.
  77. О.С. Популяционное исследование психосоциального стресса как фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний / О. С. Копина, Е. А. Суслова, Е. В. Заикин // Кардиология. 1996. — Т.36. — № 3. — С. 53−56.
  78. С.Г. Методические подходы к оценке уровня здоровья студентов младших курсов / С. Г. Крупская, Л. Д. Олифер // Здравоохранение Рос. Федерации. 1993. — № 5. — С. 16−18.
  79. В. Высшее медицинское образование в России и США: Две концепции обучения одной профессии / В. Кудрявцев, П. Сидоров // Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С. 167−172.
  80. Н.В. Психологическая и педагогическая компетентность в формировании будущих российских врачей-стоматологов / Н. В. Кудрявая, Л. Р. Перес // Стоматология. 1997. — № 6. — С. 59- 60.
  81. Е.А. Опыт изучения абитуриентов медицинского вуза в процессе собеседования: Метод, рекомендации / Е. А. Кузьмин, В. Г. Пускина, Л. Л. Кондратьева, Л. И. Кухаренко. М.: Мед. ин-т им. Н. И. Пирогова. — 1979. -34 с.
  82. В.А. Кадровая политика / В. А. Кузьмин // Здравоохранение. -1996. -№ 5.-С. 179−183.
  83. Е. Профориентация: эффективность и качество/ Е. Кузьмина // Высшее образование в России. 2002. — № 3. — С. 24 -31.
  84. Н.И. Тендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов / Н. И. Латышевская, С. В Клаучек, Н. П. Москаленко // Гигиена и санитария. 2004. — № 1. — С. 51−53.
  85. М. Вертикальная интеграция в системе образования / М. Лукашенко // Высшее образование в России. 2002. — № 3. — С. 10−24.
  86. Е.А. Проблемы регионального здравоохранения и подготовки медицинских кадров / Е. А. Маврина // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1998. — № 5. с. 33−35.
  87. И. Высшее образование в развитых странах / И. Майбуров // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 132 -144.
  88. З.А. Профессиональная ориентация учащихся в средней школе США / З. А. Малькова // Сов. педагогика. 1962. — № 1. — С. 119−131.
  89. Л.Д. Новые принципы оценки состояния здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма / Л. Д. Маркина,
  90. B.В Маркин // Тихоокеанский мед. журнал. 2002. — № 1. — С. 29−31.
  91. Л.Д. Современные подходы к оценке и коррекции уровня индивидуального здоровья студентов / Л. Д. Маркина, В. В. Маркин // Тихоокеанский мед. журнал. 2003. — № 2. — С. 39−42.
  92. Г. У. Этапы непрерывного профессионального образования преподавателя / Г. У. Матушанский // Проф. образование. 1999. — № 4.1. C. 87−91.
  93. Е.Н. Студенческие ориентиры в выборе врачебной специальности / Е. Н. Медведский, В. Е. Медведский // Сов. здравоохранение. -1990.-№ 11.-С. 50−53.
  94. Ф.З. Адаптация к стрессорным и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М., 1988. — 142 с.
  95. Т.Ш. Гигиена учебного труда студентов (на примере студентов-медиков). Автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., 1989. 36с.
  96. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−39.
  97. П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. СПб.: Питер, 2004. — 539 с. — (Мастера психологии).
  98. И.Н. Цели и направления работы / И. Н. Назимов // Соц. труд. 1985. -№ 12. — С. 34.
  99. И.Г. Заболеваемость и образ жизни студентов средних медицинских учебных заведений / И. Г. Низамов, Г. Ш. Нугаева // Казанский мед. журнал. 2001. — Т.82. — № 6. — С. 468−471.
  100. В.В. Влияние хронической болезни на психику / В. В. Николаев. -М., 1987.-96 с.
  101. В. Как учат в Голландии / В. Николаев // Cathedra. 2002. -№ 2. — С. 64−65.
  102. И.Н. Вопросы совершенствования планово-экономического механизма функционирования высшей школы / И. Н. Никулин // Социально-экономическая эффективность высшего образования и пути ее повышения: Сб. науч. трудов. М., 1988. — С. 15−30.
  103. Ю.В. О работе с выпускниками по содействию их занятости на рынке труда / Ю. В. Новиков, А. Г. Агамов, Л. В. Кайкова // Общественное здоровье, управление здравоохранение и подготовка кадров. М., 2002. — С. 209−213.
  104. Н.И. Особенности проведения медицинского и психофизиологического профотбора / Н. И. Новичкова, JI.H. Левина, О. В. Соболевская // Гигиена и санитария. 1996. — № 5. — С. 16.
  105. Г. Ш. Влияние физкультуры на успеваемость учащихся / Г. Ш. Нугаев // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2001. -№ 5. С. 29−33.
  106. О комплексной оценке состояния здоровья детей // Приказ МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621.
  107. . Кто есть кто? Престиж специалиста закладывается на студенческой скамье / Б. Огорелков, В. Ерунов // Высшее образование в России. 1992. — № 2. — С. 45−50.
  108. Г. Г. Состояние здоровья населения и ресурсы здравоохранения Дальневосточного федерального округа / Г. Г. Онищенко, Б.М. Ко-гут, В. Б. Пригорнев, В. О. Щепин и др. Хабаровск, 2001. — 211 с.
  109. В.И. Формирование психологической готовности молодежи к медицинскому труду / В. И. Ороховский, И. С. Витенко, Г. П. Кондратенко. К.: Выща школа, 1989. — 88 с.
  110. Отношение населения к здоровью. М., 1993. — С. 82.
  111. Е.М. Кем быть? / Е. М. Павлютенков. К.: Молодь, 1989.-200 с.
  112. М. Высшая школа и реформы / М. Пальцев // Врач. 2001. -№ 3. — С. 44 -45.
  113. В.И. Качество социологической информации / В.И. Пани-отто. Киев: Наукова думка, 1986. — С. 82.
  114. Перечень медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие учебные заведения: методические указания // Приказ Минздрава и Минвуза СССР от 26.05.76 г. № 542 / 464.
  115. .Д. Психическая заболеваемость в некоторых странах в XX веке / Б. Д. Петраков. М.: Медицина, 1972. — 300 с.
  116. В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса / В. В Плотников // Гигиена и санитария. -1983. № 5. — С. 48−50.
  117. В.А. Профессиональное самоопределение молодежи / В. А. Поляков, С. Н. Чистякова, С. А. Волошин, А. В. Губин и др. // Педагогика. -1993. № 5. — С. 33−37.
  118. Т.М. Профессиональная ориентация: этапы и методы: Метод, рекомендации. Ч.З. / Т. М. Потапенко. Киев: Кадры, 1990. — С. 103−116.
  119. Ю. Обеспечение и оценка качества высшего образования / Ю. Похолков, А. Чучалин, С. Могильницкий, О. Боев // Высшееобразование в России. 2004. — № 2. — С. 12−27.
  120. В.Д. Профессиональный отбор и подготовка студентов-будущих врачей хирургического профиля: Учеб. пособие / В. Д. Прошляков, Н. В. Яковлева, С. А. Варламов. Рязань: РязГМУ, 2003. — 152 с.
  121. Н.С. Профессиональное самоопределение в стране обесцененного труда / Н. С. Пряжников // Нар. образование. 2001. — № 4. — С. 161 165.
  122. Н.С. Пространство самоопределения / Н. С. Пряжников // Нар. образование. 2001. — № 6. — С. 106−110.
  123. Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Академия, 2003. -480с.
  124. Психологическое сопровождение выбора профессии: Науч. метод, пособие / Под. ред. JI.M. Митиной. — М.: Моск. психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 184 с.
  125. В.Г. Характеристика контингента поступающих в медицинский вуз / В. Г. Пускина, Е. А. Кузьмина, JI.JI. Кондратьева // Здравоохранение Рос. Федерации. 1979. — № 7. — С. 39−43.
  126. Л.А. Проблемы профориентации сельских школьников / Л. А. Пшизова / Теория и практика профориентационной работы с молодежью: Респ. науч. трудов. Пермь, 1979. — С. 107−114.
  127. И.К. Системный подход к проведению врачебных профессиональных консультаций подростков и молодежи / И. К. Рапопорт // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 55−59.
  128. Ю.Е. Психологические основы обучения в медицинском вузе и выбор профессии / Ю. Е. Рахальский, B.C. Григорьевских // Здравоохранение Рос. Федерации. 1971. — № 12. — С. 35−40.
  129. B.C. Социологические исследования и вузовский учебный процесс / B.C. Рахманин // Педагогика высшей школы. Воронеж, 1979. — С. 82−101.
  130. А.А. Психология подростка: Полное руководство / Под ред. А. А. Реан. СПб.: прайм. ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 с.
  131. Т. Профессиональное воспитание будущего специалиста / Т. Резер // Врач. 2001. — № 9. — С. 45. 4
  132. М.М. Профессиональный отбор в системе образования, промышленности и армии США / М. М. Решетников // Психологический журнал. 1987. — № 3. — С. 145−153.
  133. Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. — 464 с.
  134. Т.П. Зависимость успеваемости студентов от некоторых социально-бытовых факторов / Т. П. Романова, В. М. Лосев, И. В. Романова,
  135. С.Г.Белоюпочевский и др. // Здравоохранение Рос. Федерации. 1981. — № 6. -С. 37−38.
  136. А.Т. Формирование профессиональной пригодности / А. Т. Ростунов. М.: Высшая школа, 1984. — 176 с.
  137. В.М. Темперамент человека и особенности выбора между вероятностью достижения цели и ее ценностью / В. М. Русалов, М. Н. Русалова, Е. В. Стрельникова // Журнал высшей нервной деятельности. 2000. — Т. 50. -Вып. 3. — С. 388−393.
  138. Ф. Нуждается в реформах / Ф. Рыжков, В. Томаков // Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 43−46.
  139. Н.В. О влиянии особенностей формирования студенческого контингента медицинского института на академическую успеваемость / Н. В. Рябова, А. П. Боярский // Здравоохранение Рос. Федерации. 1981. — № 3. -С. 37- 40.
  140. Ю.М. Организация целевого приема в Тульской области выездной приемной комиссией / Ю. М. Селин, Б. Н. Давыдов, B.JI. Красненков, Е. И. Черниенко и др. // Здравоохранение Рос. Федерации. 1997. — № 2. — С. 3941.
  141. Н.Н. Социальные проблемы медицинской профориентации (научный обзор) / Н. Н. Семенков // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и история медицины. 1995. — № 4. — С. 48−51.
  142. Н.Н. Совершенствование системы профориентации по специальности «сестринское дело» / Н. Н. Семенков // Мед. помощь. 1996. — № 1. -С. 31−33.
  143. П.И. Здоровье молодежи-здоровье нации / П. И. Сидоров // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 39- 42.
  144. П.И. Психосоциальная дезадаптация студентов, имеющих хроническую соматическую патологию / П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова // Гигиена и санитария. 2001. — № 4. — С. 46−49.
  145. П.И. Стратегия развития Северной медицинской школы / П. И. Сидоров // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 127−133.
  146. Е.Е. На пути к выбору профессии / Е. Е. Смирнова. СПб.: КАРО, 2003.- 176 с.
  147. А.П. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза / А. П. Спицин // Гигиена и санитария. -2002. № 1. — С.47−49.
  148. З.А. Анализ заболеваемости студентов I курса медицинского института / З. А. Степа, Ю. Е. Савосин, А. Г. Остроушко // Здравоохранение Рос. Федерации. 1982. — № 6. — С. 14 -16.
  149. А.Н. Азбука профориентации / А. Н. Степанов, М.А. Бен-дюков, И. Л. Соломин. СПб., 1995. — 128 с.
  150. Г. И. Роль школ-лицеев в подготовке студентов для медицинских вузов / Г. И. Сторожаков, М. В. Ермолаев, Л. С. Зиневич. М.В. Кли-щевская // Российский мед. журнал. 2002. — № 1. — С. 13−15.
  151. Л. Эмпатийность студентов-медиков на весах социологии / Л. Стукалова, С. Боков, П. Стукалов // Высшее образование в России. 1996. -№ 2. — С. 107−110.
  152. К.В. Эмоциональный стресс в повседневной жизни / К. В. Судаков, Е. А. Юматов. М., 1991. — 32 с.
  153. Л.М. Медицинские и психофизиологические аспекты профессиональной ориентации молодежи / Л. М. Сухарева, И. К. Рапопорт, К. Э. Павлович, Е. И. Шубочкина // Рос. педиатрический журнал 1998. — № 4. -С. 74 -77.
  154. Л.М. Профессиональная ориентация молодежи: медицинский и психофизиологический аспекты / Л. М. Сухарева, К. Э. Павлович, И. К. Рапопорт, Е. И. Шубочкина // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 48−52.
  155. Н.А. Регулирование движения трудовых ресурсов методами профориентации / Н. А. Титова // Воспроизводство населения и трудовых ресурсов в условиях развитого социализма. Киев, 1985. — Т.2. — С. 228, 236.
  156. Н.Д. Формы довузовской подготовки в системе непрерывного образования / Н. Д. Тунгусова // Экология человека. 2001.- № 3. — С.44- 45.
  157. Г. К. Пограничные нервно психические расстройства / Г. К. Ушаков. — М.: Медицина, 1987. — 72 с.
  158. А.С. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья / А. С. Фаустов, Ю. В. Щербатых // Здравоохранение Рос. Федерации. 2001. — № 4. — С. 38−39.
  159. Н.П. Психологические и психофизиологические особенности отчисленных студентов педагогического института: Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности / Н. П. Фетискин. Л., 1987. — 56 с.
  160. A.M. «Синдром первокурсника» и некоторые задачи по его преодолению / A.M. Фомин // Биомедицинская этика. Самара, 2000. — С.57- 63.
  161. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 88−93.
  162. Т. Психическое здоровье школьников подростков / Т. Хамаганова, С. Семке, О. Даниленко // Врач. — 1999. — № 9. — С. 19−21.
  163. Н. Довузовский этап медицинского образования / Н. Че-бышев, Е. Барабанов, В. Попков, А. Фадеев // Врач. 1999. — № 1. — С. 38−39.
  164. Н.Н. Профессиональная ориентация в высшей школе / Н. Н. Чистяков. Кемерово, 1986. — С. 6−19.
  165. Л.П. Актуальные проблемы формирования системы мониторинга состояния здоровья детей и подростков / Л. П. Чичерин, Г. И. Куценко, Е. П. Какорина // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 6. — С. 3−8.
  166. Р.Б. Профессиональная ориентация как фактор социальной активности молодежи / Р. Б. Шайхисламов // Теория и практика профориентационной работы с молодежью: Респ. сб. науч. трудов. Пермь, 1979. -С. 89- 92.
  167. Ф.Э. Кризис высшего образования / Ф. Э. Шереги // Вестник РАН. 1997. — Т.67. — № 2. — С. 99−104.
  168. Г. В. Профессиональная ориентация: этапы и методы: Метод, рекомендации 4.1 / Г. В. Щекин. Киев: Кадры, 1990. — 41 с.
  169. О.П. Подходы к определению стратегии кадровой политики в здравоохранении: международный опыт / О. П. Щепин, В. Б. Филатов, Я.Д. По-горелов // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. -1998. -№ 3. С. 13−19.
  170. Е. Студент МГУ в социологическом ракурсе / Е. Щепкина, А. Смоленцева //Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 91−95.
  171. Ю.В. Влияние личностных особенностей на величину артериального давления у студентов в норме и в условиях эмоционального стресса / Ю. В. Щербатых // Артериальная гипертензия. 2000. — № 2. — С. 74 -76.
  172. Е.Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1998. 24 с.
  173. Е.Г. Психологические знания в работе врача / Е. Г. Щукина // Экология человека. 1999. — № 4. — С. 59−60.
  174. В.И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В. И. Юнкеров, С. Г. Григорьев. СПб.: ВМедА, 2002. -266 с.
  175. А.Ж. Адаптация к профессиональной деятельности / А. Ж. Юревиц, B.C. Аверьянова, О. В. Виноградова // Физиология труд, деятельности / Под ред. В. И. Медведева. СПб., 1993. — 209 с.
  176. Н. На довузовском уровне / Н. Яицкий, Ю. Игнатов, Н. Пет-рищевю Н. Ванчакова и др. // Высшее образование в России. 1998. — № 4. — С. 33−36.
  177. Н.Я. Профессиональная ориентация и состояние здоровья подростков / Н. Я. Ямщикова // Врач. 1999. — № 9. — С. 23−24.
  178. Alati Е., Alati A., Ann ig.: Med. prev. e comunita. 1997. Vol.9. — № 2. -P. 177−190.
  179. Ball B. Careers Counselling in Practice / B. Ball. London, 1984.
  180. Barrick M.R. Autonomy as a moderator of the relationships between the Big Five personality dimensions and job performance / M.R. Barrick & M.K. Mount // Journal of Applied Psychology. 1993. — Vol.78. — P. 111−118.
  181. S.D., & Lent R.W. (Eds.). Handbook of counseling psychology. New York: Wiley. 1992.
  182. Burroughs G.E.R. A study of the interview in the selection of students for teaching / G.E.R. Burroughs // Brit. J. Educ. Psychol. 1953. — Vol.28. — P. 37.
  183. Capmblell J.P. An overview of the army selection and classification project (Project A) / J.P. Capmblell // Personnel Psychol. 1990. Vol.43. — № 2. — P. 231 239.
  184. Carefoot N., Gibson H., ed. Human resources development handbook. International Drinking Water Supply and Sanitation Decade. WHO unpublished document WHO/CWS/ETS/84.3, 1984. 159p.
  185. Cbucbalin A. Criteria for accrediting educational programmes in Russia and abroad / A. Cbucbalin, S. Mogilnitsky, I. Kalyatsky // Proceedings, 5 Baltic Region Seminar on Engineering Education. Poland, 2001. P. 113−118.
  186. Crites J.O. The maturity of vocational attitudes in adolescence. Iowa City: University of Iowa. 1969.
  187. Csilkszentmihalyi M. Research on Motivation in Education / M. Csilk-szentmihalyi // Eds С Ams, R. Ams. New York. 1989. — Vol. 3. — P. 45−71.
  188. Diaz Martinez A. Mental heath in a sample of first-year university students. A descriptive study of Mexican population / A. Diaz Martinez, M. Romero Mendoza, C. Gomez // New Trend Exp. and Clin. Psychiat. 1996 (12). — № 4. — P. 231−241.
  189. Dore R. Self-concert and interests related to job satisfaction of managers / R. Dore, M. Meachum. Personnel Psychology, 1983. P. 26, 49−59.
  190. Driskell J.E. Psychology in the military research applications and trends / J.E. Driskell, B. Olmstead // American Psychologist. -1989. -Vol.44. № 1. -P.43- 54.
  191. Drummond R.J. Appraisal procedures for counselors and helping professionals / R.J. Drummond. Englewood Cliffs, NJ: Merrill. 1996.
  192. Duker M., Lienert D.A. Konzentrations Leistungs — Test (KLT). Dotin-gen, 1965.
  193. Duncan D. What future for occupational psychology? / D. Duncan // Psychologist. 1997. — Vol.10 (11). — P. 490.
  194. Educational review 1996, 1997, 1998, 1999, 2000 // Encyclopedia Britan-nica. 2002. 3CD, deluxe, edition.
  195. Erickson E.H. Identity: Youth and crises. New York: W.W. Norton. 1968.
  196. Eysenck M.M. Train theories of anxiety / M.M. Eysenck // Personality Dimensions and Arousal. New York, London: Plenum Press, 1987. P. 165.
  197. Femnadez-Lamazares S. La satisfaccion de nuestros especialistas / S. Fernnadez-Lamazares, F. Julian Juan // Med. Clin. 1998. 111.- № 6. — P. 2366.
  198. C.J., & Fretz B.R. Counseling psychology. San Diego, CA: Har-court Brace Jovanovich. 1992.
  199. W.D., & Lohnes P.R. Careers in theory and experience. Albany: State University of New York Press. 1982.
  200. Hannah T. Hardiness and health behaviour: The role of health concern as a moderation variable / T. Hannah // Behav. Med. 1988. — Vol.14. — № 2. — P. 59- 63.
  201. Hogan R. T. Personality and personality measurement. In M.D. Dunnette & L.M. Hough (Eds.), Handbook of industrial and organizational psychology. 1991. -Vol. 2.-P. 873- 919.
  202. R., Hogan J. & Roberts B.W. Personality measurement and employment decisions: Questions and answers. American Psychologist, 1996. Vol.51. -P. 469−477.
  203. Kalanidi M.S., Deivasenapathy P. Selfconcept and job satisfaction among the self-employed. Psychological Studies, 1980. 25(1), P. 39−41.
  204. Kay R. Our American educational system / R. Kay // Clin. Pediat., 1974, 8,9. P. 548−555.
  205. Kelly E.L. A critique of the interview. Yn: Gee H.H., Cowles Y.T., ed., The appraisal of applicants to medical schools // J. med. Educ. 1957. — Vol.32. — part 2. — P.78.
  206. Klein R. Medical manpower planning: dynamics withour direction. Health Policy, 1990. Vol. 15. — P. 247−251.
  207. Kliszez I. Katedry I Zakladu Medycyny Rodzinney AM w Gdansku / I. Kliszez, M. Hebanowski, I. Rembowski // Polski Tygodnik Lekarski. 51(1−5). 1966.
  208. Ко Song Ja. Chungang uihak // Korean Cent. J. Med. 1995. 60. — № 3. -P. 229−238.
  209. Korman M. Patterns of success in medical school and their correlates / M. Korman, R.L. Stugglefield, L.W. Martin // J. med. Educ. 1968. — Vol.43. — P. 405.
  210. Landy F. J. Personnel selection and placement / F. J. Landy, L.J. Shank-ster, S.S. Kohler// Annual Review of Psychology. 1994. — Vol.45. — P. 261−296.
  211. Luschen G., Cockerham W., van der Zee J. et al Health Systems in the European Union. R. Oldenbourg Verlag, Munchen, 1995. 314 p.
  212. Miller G.E. Report of a conference. Summer Institute on Medical Teaching / G.E. Miller, E. Roskinsky // J. med. Educ. 1959. — Vol. 34. — P. 449.
  213. D.S., Healy D., Waterhouse J.M. // Ergonomics. 1994. — Vol. 37(8).-P. 1355- 1362.
  214. Mullan F., Polizer R.M., Davis C.H. Medical migration and the physican workforce. // J. Am. Med. Assn. 1995- 273: 1521 — 1527.
  215. Holland J.L. New directions for interest testing. In B.S. Plake & J.C. Witt (Eds.), The future of testing (pp. 245−267). 1986. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
  216. Nanakorn S. Gender differences in health-related practices among university students in northeast Thailand / S. Nanakorn, R. Osaka, K. Chusilp, A. Tsuda, S. Maskasame, A. Ratanasiri // Asia Рас. J Public Health. 1999. — Vol.11(1). -P. 10−15.
  217. Onady A. Effects of stress and social phobia on medical students' speciality choice / A. Onady, P. Rodenhauser, R. Markert // J. Med. Educ. 1988. — Vol. 63. — № 8. — P. 162−170.
  218. Pagani M. Heart rate variability: disagreement on the markers of sympathetic and parasympathetic activities / M. Pagani, F. Lombardi, A. Malliani // J Am Coll. Cardiol. 1993. — Vol.22 (3). — P. 951- 953.
  219. Portugal A.H. Towards the measurement of work satisfaction. Paris: Organization for Economic Cooperation and Development. 1976.
  220. Priorities for Action. A Final Report of the Carnegie Commission on Higher Education. N.Y., 1973. — P. 91.
  221. Robinson D.L. A neuropsychological model of personality and individual differences // Personality Dimensions and Arousal. New York, London: Plenum Press, 1987. P. 153.
  222. Roemer M.I. National Health Systems of the Word. Oxford University Press, New York. 1993. — Vol.1. — P. 221−268.
  223. Rumbaugh D.M., Savage-Rumbaugh E.S., Pate J.L. / J. exp. Psychol. -1988.-Vol.4.-Nl.-P. 11−15.
  224. Schmitt N., Mellon P.M. Life and job satisfaction: Is the job central? // Jonrnal of Vocational Behavior. 1980. — 16(1), P. 51−58.
  225. E.K., Wing C.S. // Develop. Psychol. 1988. — Vol. 24.(2). — P.23.26.
  226. Sherbatych Yu. V., Ivleva E.I. Abstracts Intermational Symposium «Mechanisms of Adaptive Behavior». St. Petersburg, 1999. P. 154 -155.
  227. Sieminska M. Stres zawodowy lecarsy / M. Sieminska, D. Grazyna // P rz. lec. 1997. Vol. 54. — № 7−8. — P. 529−532.
  228. D.E., Crites J.O., Hummel R.C., Moser H.P., Overstreet P.L., & Warnath C. Vocational development: A framework for research. New York: Teachers College Press, 1957.
  229. D.E., & Overstreet P.L. The vocational maturity of ninth grade boys. New York: Teachers College Press, 1960.
  230. Super D.E. La psychologies des interest. Paris, 1964.
  231. Super D.E. A life-span, life-space approach to career development. // Journal of Vocational Behavior. 1980. — Vol. 16. — P. 282- 298.
  232. Super D.E. Coming of age in Middletown: Careers in the making // American Psychologist. 1985. — Vol. 40. — P. 405- 415.
  233. Teaching as a Career. New York, 1982.
  234. Tutton P.J. Psychometric test results associated with achivement in basic science components of a medical curriculum / P.J. Tutton // Academic Medicine. 71 (2). 1996. Feb.
  235. Will, French and Associates, Behavioral Goads of General Education in High School. New York Russell Sage Foundation. 1957.
  236. William G. What is the future of problem based learning in medical education? / G. William //Adv. Physiol. Educ. 1998. — Vol. 20. — N1. — P. 12- 15.
  237. Williams K.N. Migration of foreign physicians to the United States: the perspective of health manpower planning / K.N. Williams, B.A. Loclccett // Int. J. Hith Serv. 1974. — P. 213−243.
  238. Whitby L. The selection of medical students / L. Whitby // J. med. Educ. -1956-Vol. 31. -N.9. P. 635- 641.
  239. Winterbottom M.R., The relation of need for achievement to learning experiences in independence and mastery. In: J.W. Atkinson (Hg.). Motives in Fantasy, Action and Society. New York, 1958.
  240. World Health Organization / Hygiene. 1982. — Vol.1. — P. 57- 60.
  241. U.S. Department of Labor. Manual for the USES General Aptitude Test Battery: Section II. Occupational aptitude pattern structure. Washington, DC: U.S. Government Printing Office. 1979.
  242. U.S. Department of Labor. Manual for the USES General Aptitude Test Battery: Section II-A. Development of the occupational aptitude pattern structure. Washington, DC: U.S. Government Printing Office. 1980.
Заполнить форму текущей работой