Организационная структура стоматологической помощи в условиях современного рынка стоматологических услуг
Современное состояние стоматологической помощи в России представлено сосуществованием разных экономических н организационно-правовых форм медицинских учреждений (государственные, муниципальные, частные ЛГТУ), развитием страховой медицины Несомненно, это не может не сказываться на объёме, качестве и эффективности оказании помощи (Максимовский Ю, М, 2003: Грин им В. М, 2004). Повышение иен… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА. ]. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МНОГОУКЛАДНОСТИ РЫНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ IOE10P
- ЛИТЕРАТУРЫ)
- ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ. Л
- PEW-lb ТА ТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИИ
- ГЛАВА 3. КЛИНИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО РЫНКА.3S
- 3. 1. Анализ обращаемое&trade- пациентов -за тсрэнеятинсскон ссоыатаоогнчкпй помсилыо и государственный и негосударственный сектор тлрааоохракен ни
- 3. 2. AiiiuiHi прачечного состава стйрватслогнчсских аргвннтаннй
- 3. 3. Авале показателей аыработкн врачей нд стпчнтткюгнчееком приёме. эВ
- 3. 4. Опенка качестаа работы нрачен н удовлстворЗниость населении НрлуненноЯ СТйчатОЛОГНЧССКОЯ ПОМОЩЬЮ. fc
ГЛАВА 4. КЛИНИКО-ОР1АНИЗАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ-ТЕРАПЕВТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРОВ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ.&bdquo-.,.
Организационная структура стоматологической помощи в условиях современного рынка стоматологических услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сокращенна:
ГСУ — государственное стоматологическое учреждение НСО — негосударственная стоматологическая организация Актуальность исследования.
Современное состояние стоматологической помощи в России представлено сосуществованием разных экономических н организационно-правовых форм медицинских учреждений (государственные, муниципальные, частные ЛГТУ), развитием страховой медицины Несомненно, это не может не сказываться на объёме, качестве и эффективности оказании помощи (Максимовский Ю, М, 2003: Грин им В. М, 2004). Повышение иен на стоматологические услуги в учреждениях равных секторов рынка снижает их доступность, а остающиеся низкими санитарная культура и грамотность населения не способствуют своевременным и регулярным обращениям к врачу (Алимений А-В-, 2004),.
По мнению Бутовой В. Г. (2003), Полозовой ИХ. (2003), качество оказания стоматологической помоиш может снижаться из-за нередко завышенной или неравномерной нагрузки врачей на приёме, а также преимущественного преобладания определённых воэрасшо-половых групп населения (например, пожилых лиц, отличающихся большим объемом оказания помощи н требовательных к субъективной стороне предоставления услуг).
Учреждения, входящие в негосударственный сектор здравоохранения, в настоящее время в стоматологии стали практической альтернативой Г’СУ (Леонтьев В. К" 2004, Вагнер В. Д., 2005). Это связано с тем. что НСО все больше ориентируют на себя значительные доли населения разных социальных и возрастных групппри этом особенности организации, объёмы н качество оказания стоматологической помощи в НСО требуют дальнейшего изучения (Бутова ВТ-, 2002: Макснмовскнй Ю-М" 2002: Гркнин В. М. 2003, Леонтьев В. К., 2004; Вапюр В. Д. 2005),.
Несмотря на интенсивное развитие научно-технического прогресса в стоматологии, внедрение новых современных материалов и технологий лечения. многими акторами отмечается тенденция к росту распространенности и интенсивности кариеса зубов н его осложнений < Кап лап М.З. 2002). Изменяется также структура стоматологической заболеваемости в сторону утяжеления формпричиной этого (Макснмовскни Ю, М" 2002. Боровский 2004) полагают уменьшение значимости роли днспансеризацнонных принципов, снижение уровня н качества оказания стоматологической помощи населению. Все это требует отдельного изучения трудового процесса врача стоматолога-терапевта н анализа его трудозатрат {Шилова В М, 2004).
Исследованиями последних 10 лет подробно изучены отдельные вопросы организации стоматологической помощи: клнннко-социологичссхий состав пациентов. причины обращений, характер и объ? м оказываемой помощи, качество помощиРассматривался и вопрос совершенствования лечебного процесса с позиций решения организационных, экономических и управленческих вопросов (Леонтьев В.К., 2001, 2003; Махсимовский Ю. М., 2002, Грннин В. М. 2002, 2003, Бутова В. Г., 2002″ 2004, Заблоцкая II В., 2004; Шестаков ВХ, 2004). Отмечено также. что эффективность стоматологической помощи имеет большую социальную значимость (Максимовский Ю М, Грннин В. М., 2003).
В этой связи большую актуальность приобретают вопросы повышения качества оказания стоматологической помощи на основе изучения современной организационной структуры оказания помощи в условиях рынка стоматологических услуг Цель и задачи исследования.
Целью настоящего исследования является повышение качества стоматологической помощи на основе изучения ей современной организационной структуры в условиях рынка стоматологических услуг. Задачи:
1 изучить особенности обращаемости и потребности населения разных возрастно-половых групп н стоматологической терапевтической помощи и условиях рынка;
2. выявить особенности организации. объёма, характер н качество терапевтической стоматологической помощи с учётом разных организационно-правовых форм ЛГТУ;
3. провести щучен не удовлетворённости населения окатанной стоматологической помощью;
4. разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию организаций и повышению качества оказания стоматологической помощи населению.
Научная новизна исследования.
Подробно изучены особенности обращаемости и потребности населения разных возрастнополовых групп в стоматологической терапевтической помощи в условиях современного рынкаС помощью комплексного анализа выяатеиы особенности организации, объёма, характер и качество терапенткческой стоматологической помощи с учётом разных организационно-правовых форм ЛГТУ, Получены новые данные по удовлетворенности населения оказанной стоматологической помощью н критериям составляющих её факторов. Практическая значимость исследования.
Практическую значимость имеют новые данные по удовлетворённости населения терапевтической стоматологической помощью, а ЛГТУ разных организационно-правовых форм. Установлены основные причины дифференцированной обращаемости населения в разные сектора стоматологического рынка: приоритеты выбора ЛПУ и удовлетворённости полученной помощью. Разработаны научно обоснованные рекомендации по совершенствованию организации и повышению качества оказания стоматологической помощи населению Основные положении, выносимые на зяшнту.
I Возрасти о-половая структура стоматологической обращаемости в ЛПУ разных органншцнонно-правовых форм в условиях рынке стоматологической помощи.
2, Уровень трудозатрат врача-стоматолога в ЛПУ разных организационно-правовых форм.
3, Удовлетворённость пациентов оказанной помощью и значимость факторов, повышающих её объективизацию.
Апробация рец /ьтатов исследования. Результаты исследования доложены на конференции молодых учёных МГМСУ (Москва. 2006) — 4 Всероссийской научно-практической конференции «Образование. наука и практика, а стоматологии» (Москва, 2007 К на совещании сотрудников кафедр пародонтологии и гериатрической стоматологии. факультетской хирургической стоматологии. пропедевтики стомат.заболеваннй. общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ (Москва, 2006).
Внедрение результата* исследования. Результаты исследования внедрены в практику работы клинико-диагностического центра МГМСУ. стоматологической поликлиники № 5 г. Москвыя учебный процесс кафедр пародонтологин и гериатрической стоматологии, пропедевтики стомат. заболеваний МГМСУ,.
Публикации, По теме диссертации опубликовано 3 печатных работы, tСадовский В-В,. Грнннн В. М., Фёдоров А. В., Петраш Д. А. Медико-социальные основы организации стоматологической службы в современных условиях функционирования рынка //Институт стоматологии. 2007. №) (34^с.30−33.
2. Садовский В. В-. Гриннн В. М. Фёдоров Д. В Организация стоматологической службы в современных условиях //Сб.научн.трудов МГМСУ «Современные аспекты организации медицинской и стоматологической поменци», М., Изд.МГМСУ. 2006,' с.35~36.
3. Садовский В. В. Гриннн В-М. Федоров А. ВАктуальные аспекты повышения качества оказания терапевтической стоматологической помощи населению //Сб.научн.трудов МГМСУ «Современные аспекты органнэацин медицинской и стоматологической помощи», М., Изд. МГМСУ, 2006, — с.36−37 Обь е. м и структура диссертации. Работа изложена на J2I листе машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, глав собственных исследований, вы волов, практических рекомендаций, указателя литературы. Диссертация иллюстрирована 11 рисунками И 14 таблицами. Указатель литературы включает 262 источника, из которых 191 отечественных и 71 зарубежных,.
выводы:
1 — В НСО имела место преимущественная обращаемость женщин в возрасте 35−44 и 45−54 лет, обращаемость мужчин была в 1,5−2 раза меньше. В ГСУ не установлено значимых различий. хотя число обращений мужчин было почти в 1,5 раза меньше, чем женщинОбращения женщин в НСО представлены преимущественно лечением осложнений кариеса зубов и эстетическими реставрациями, мужчин — острой болью или подготовкой к зубопротезкрованию.
2. Основной поток обращаемости пациентов на терапевтическом стоматологическом приёме, независимо от сектора стоматологического рынка, па 30−40% представлен первичными и почти на 2/3 — повторными больными. Почти треть всех больных на терапевтическом приёме в ГСУ и каждый шестой в НСО — получают законченное лечение в течение годана 1 больного приходится 1,2−1,5 наложенных пломб.
3. Показатели средних трудозатрат врача на терапевтическом стоматологическом приёме независимо от организационной формы ЛПУ характеризуются ярко выраженной сезонностью (р<0,001). что позволяет более равномерно планировать нагрузку врачей Средняя величина УЕТ на 1 пациента независимо от организационной формы ЛПУ значимо определялась выбором метола или способа лечения (р<0,001). диагнозом {р<0,001 К слабеевозрастно-половой группой, а в ГСУ — и квалификацией врача (р<0,05). Средняя величина (УЕТ/сутки) возрастала при преобладании в структуре приёма долей осложнённого кариеса по сравнению с неосложнёимым (р<0,05), а также при преобладании пациентов возрастных групп 35−44. 45−54 лет с наибольшим объёмом помошн и с более высокими требованиями к качеству.
4. Общая доля отличных оценок в ГСУ н НСО составила 36.1 и 40,9%, хороших — 33,0 и 32.2% удовлетворительных — 26,3 и 21,3%, неудовлетворительных — 4,6 и 5,5%. Доказана склонность к занижению оценок у женщин по сравнению с мужчинами (р<0,05), у пациентов ГСУ по сравнению с НСО (р<0,05). В НСО респонденты более высоко оценивали качество оказанной помощи по сравнению с ГСУ (4,08+0,75 и 4,00+0,72 баллов), 5. Удовлетворенность стоматологической помощью для пациентов независимо от организационной формы ЛПУ значимо определялась качеством проведённого лечения (р<0,001), на втором месте — материально-техническое обеспечен не лечебного процесса (для женщин в НСО — срок ожидания н осуществления лечения). Мужчины отдавали предпочтение материально-техническому оснащению ЛПУ и квалификации лечащего врача, а женщинысрокам ожидания, осуществления приема и культуре обслуживания в ЛПУ (р<0,05). При зтом респонденты ГСУ больше значения в итоговой оценке удовлетворённости придавали качеству лечебного приёма, а в НСО — ещё и другим составляющим (материально-техническое оснащения ЛПУ и т. д.). Уровень квалификации врача был более значимым для пациентов НСО по сравнению с ГСУ (р<0,05).
практические рекомендации:
IИзучение индекса КГ1У в динамике может указывать на изменение характера и объёма стоматологической помощи.
2. Наличие сезонных спадов н подъёмов показателей выработки врачей в УЕТ имеет большое значение в планировании нагрузки врачей-стоматологов на терапевтическом приёме.
3. Удовлетворённость населения стоматологической помощью в комплексе с другими характеристиками деятельности ЛПУ может служить одним из критериев оценки эффективности функционирования службы.
Список литературы
- А. Алимскнй А. В. О планово-нормативных н качественных показателях в стоматолотн //Стоматология. 1999, Jfc 1с.63−655, Алимскнй А, В. Оценка стоимости условной единицы трудоемкости в стоматологии // Стоматология. 1996, T.75.-N 1, С. 66−67,
- Алимскнй А.В., Кузнецов В-В. Проблемы экономического образования руководителей стоматологических организаций /(Экономика и менеджмент в стоматологии. 2002, № 2, — с.20−21
- П.Ананьева Н. Г Совершенствование системы экспертизы качествастоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности, Автореф. днсС- .к.м.н, М&bdquo- 2000,-21 с.
- Андрее и ко Е-П-. Белов ВН., Лайко СИ. Потребность населения в стоматологической помоищ и критерии её эффективности //Сб. «Актуальные вопросы стоматологии», М., 1995, -с.9−15
- Ашуров Г. Г. Основные организационные принципы разгосударствления стоматологической сети //Стоматология, 1995, № 3, — с.77−79
- Базняк Г. В., Новгородцев ГА. Основы научного планирования стоматологической помощи, М., Медицина, 1986, — 240 с.
- Балашов А. Н, Возможности использования теории массового обслуживания в организации интенсивного приёма стоматологических больных //Стоматология. 1999, № 1, — с.62−63
- Безруков В.М., Прохончуков А, А- Автоматизированная компьютерная система управления стоматологической поликлиникой //Стоматология. 1996, № 4, — с.61−65
- Белякова Е В. к оценке динамики стоматологического статуса у взрослого населенна //Сб.научн.трудов ММСИ, М., 1993. с-12
- Берестой Л. Экономические стимулы повышения качества И Мед Вестник 1996,-1-ШЗ (55).- С. 4−5.
- Бсшслсв С. Д., Гурвнч Ф. Г. Матс.матико-етатнсгичсские методы экспертных опенок. М,. Статистика, 1980, — 263 с.
- Бойко В, В. Концепции маркетинга и их применение в стоматологии //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.28−34
- Борисова Е.И., Иаащук А. И., Вишнякова ОЮ- Обращаемость за стоматологической помощью лиц пожилого и старческого возраста //Стоматология, 1999, № 3, — с.58−61
- Бояре кий А.П., Чернова Т. В, Общественное мнение о состоянии индивидуального здоровья и качества медицинской помощи Н Здрав. Рос Фед.- 1993.- N 7, — С. 5−7.
- Бутова В. Г" Ананьева НГ, Власов Н. Н., Ковальский В. Л. Структура стоматологического рынка /''Проблемы нейростоматологии н стоматологии. 1998, № 1.-с.58−62
- Бутова В. Г. Власов Н.Н. Ананьева Н Г. и др. Тенденции формирования имиджа негосударственного стоматологического предприятия // Экономика здравоохранения. 2000. № 8. С- 16 — 19,
- Бутова В. Г, Каплан М. З., Малахова ИТ и др. Методические подходы к анализу экономической среды кегосударстаенных стоматологических организаций // Экономика здравоохранения, 1999, № 7,8, ¦ С. 37 39,
- Бутова В.Г., Макснмовскнй Ю.М,. Науменко A.M., Савельев А, А, Власов Н. Н., Ковальский В. Л-. Ананьева Н. Г, Канлан М З. Мелертанов А. В, Совершенствование предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических предприятий М.: 199 В. -49 с.
- Бутова В. Г. Макснмовскнй Ю.М., Науменко A.M., Савельев А. А. Власов НН, Ковальский В, Л, Ананьева Н.Г., Каплан МЗ. Мелсрзанов А, В, Предпринимательство в российской стоматолопш М: 1998. -67 с
- Быкова Ж.Е. Результаты и перспективы в обеспечении гарантированных объёмов и качества медицинской помощи /Медицинское страхование, 1995, № 1, — c. t 14−116
- Вагнер В, Д Прогноз и тенденции развития стоматологии с позиций специалистов и населения, Автореф.дисс., .к.м.н. Омск, 1998, — 23 с,
- Вагнер В.Д., Захаров А. В. Экспертная оценка стоматологических учреждений при лицензировании и текущем контроле за нх деятельностью /.'Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с.43−45
- Вагнер В, Д. Захаров А, В. Гуляева Т. А., Дробот Г. В., Шарапова Е. Г., Снзнков А. В. Медицинская карта стоматологического больного документ медицинский или юридический? //Экономика и менеджмент в стоматологии. 2002, № 1(6), — е.82−85
- Вагнер В, Д., Захаров В, А" Снзнков А. В. Оценка стоматологических учреждений лицензирующими органами //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001. № 3(5), — с38−39
- Вагнер В.Д., Павленко И. В. Чекунков О, В. Регулирование трудовых отношений в стоматологических учреждениях //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002. Nt 2, — с, 14−19
- Вагнер В.Д. Полуев В, И" Логинов А.Л. Требования к оснащению стоматологических кабинетов //Стоматология для всех, 2000, № 1, — с.52−53
- Вартанов М-О- «Dental 4 Windows» открывает новые горизонты высоких технологий //Стоматология лля всех, 2002, № 4, с, 48−49
- Веренцов ММ, Организация контроля качества медицинского обслуживания за рубежом (на примере США) Н Мед. Реф. Жури. 1987, Т. 16, № 2, -С. 36−39 .
- Вишня ков Н И. Мчедлидзе Т. Ш. Ткачук М.И., Гуссн О, А. Пснюгина Е. Н. Качарова Л.В. Основные направления кадровой политики крупной стоматологической фирмы //Институт стоматологии, — С-Пб: 1998, -сентябрь С. 35.
- Власов Н.Н. Модели предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических предприятий, Днсс. .к.м.н., М. 1998, — 155 с,
- Воронин В-Д. Цель и задачи применения системного подхода в стоматологии. // Новое в стоматологии, -2001, ¦ J&2 (92). С, 83−84.
- Вуори Х. В, Обеспечение стоматологических обследований, Копенгаген, ВОЗ. 1985, — J 79 с.
- Гачиикнй ОН, Дмитриев В. И., Щербаков В. Н, Изучение мнения населения об организации медицинской помощи //Здравоохранение РФ, 1988, № 4, — с.30−32
- Глушков И.И., Данилов Г В., Лоскутов В. А- Сравнительная оценка деятельности стоматологов-терапевтов М&bdquo- Дсп. ВНИИМИ, 1992, 18 с.
- Голухов ГЛ., Шиленко А. Ю., Шиленко Ю. В. Развитие нешеу дарственное о сектора здравоохранения в переходной экономике И Пробл. социал. гигиены и история медицины. 19%. Кй 6. С. 25−31.
- Гринин В.М. Максимовскнй 10. М. Роль и место внебюджетных форм в структуре оказания стоматологической ломоеци населению //Стоматология, 1995, № 4, с.28−31
- Грнинн В.М. Мамедов С, С. К вопросу оказания стоматологической noMOiitH во внебюджетных стоматологических учреждениях //Сб. научн. трудов ММСИ, 1994, М., е.46−47
- Гринин В.М. Предтеченский HJL Анализ причин и целей обращений населения за терапевтической и ортопедической стомагологической помощью в условиях стоматологического рынка //Стоматология для всех, 2003, № 1, — с.32−33
- Гулунян Э-А. 0 показателях эффективности в стоматологии, Ереван, 1Ш.- с.24−25
- Данилов Е. О, Современные тенденции финансирования стоматологической службы // Труды VI съезда Стоматологической Ассоциации России, М&bdquo- 2000, С. 16- t8.
- Ямитриев В, И, Никольский А, В. Методические подходы к проведению медико-социологических исследований удовлетворенностью медицинской помощью /'Здравоохранение РФ, 1982, № 4, — с.26−30
- Долгоаршиниых А. Я Организация внебюджетной стоматологической помощи в условиях рыночной экономики. // Автореф. дисс.канд. мед- каук--М" 2002. с. 22.
- Жнжина Н.А., Прохончуков А.А, Экспресс-метод обучения врачей-стоматологов работе на компьютере //Стоматология. 1999, № 2, — с. 54−56
- Журавлёва К.И. Статистика в здравоохранении. М. Медицина, 1979, 76 с.
- Кальднн К. М Методы управления эффективностью стоматологического бизнеса //Экономика и менеджмент в стоматологии. 2001, № 3(5), — с.58−61
- Кинк В.А. Социально-гигиеническое исследование удовлетворённостиполиклинической помощью, Дисск м.н, М, 1989, — 189 с,
- Ковальский ВЛ. Научное обоснование функционально-организационной структуры негосударственных стоматологических предприятий (Дисс. канд. мед. наук М.: -1999. — 216 е.
- Константинов Г. И., Бутова В. П. Антипенко Э.С. Организация стоматологической помощи населению, М., Медицина, 1989 66 с,
- Коротких Р.В., Коган ВЛ. Морально-правовые факторы в совершенствовании руководства амбулаторно-поли клиническими учреждениями //В сб.: Вопросы организации амбулаторно-полнклинической помошн населению. М. 1982, — с Л 80−183
- Костлан Я Стоматологическое обслуживание в Нвропе / Hep, с англ, М, Медицина, 1982. — !93 с.
- Кривошеее Г. Г, Проблема кадрового развития стоматологической службы //В кн.- Управление, организация и социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, ТрДНИИС. М. !991, — с.73−77
- Кубатаев А.А. Управленческий учёт в учреждениях здравоохранения /.'Здравоохранение РФ, 1996, № 0, — с.94-|03
- Кузин В. Ф- Комментарий к приказу Jfe 363/77 от 24 октября 1906 года «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации» Н Здравоохранение Российской Федерации, 1406, Ns 1, — с.98
- Кузнецова Л.Л." Жмыхова Н. П., Кашин В, М, Системный подход к управлению амбу л аторио-поликлиническим учреждением // Здрав. Российской Федерации 1991N 5.- С. 8.
- Леонтьев В.К. Материально-техническое обеспечение стоматологии.
- Леонтьев В.К. Пути повышения качества работы стоматологов //Дент-Арт, 1998, № 3, — с.11−15
- Леонтьев В.К., Алнмскнй А. В., Шестаков В. Г. Развитие системы учёта труда врачей стоматологического профиля //Стоматология, 1989. № 3, с. 7072
- Стоматология. 1996, N 6, -С. 53 — 69.
- Лео>гтьев В. К, Шиленко ЮВ Социальная стоматология на современном этапе //Стоматология, 1999, Jfel, — е.5−9
- Леус П. А, Новые принципы оказания стоматологической помоши и задачи профилактики //Сб.научн.трудов, М., 1987,2, — с.117−119
- Леус П.А., Васина С-А. Гудкова Н. Л. и др. Стоматологический уровень здоровья: Метод, рекомендации. М.: 1990. — С- 33−37.
- Логвннснко И.А., Бажан Т. А., Лактионов В. Г. Особенности экспертной оценки качества амбулоторно-лоликлнннчоской помощи сельскому населению.1'/ Сов. Здрав 1991.-N3.-C 20−22.
- Ломагин В.В., Васманона Е. В. Влияние фактора платности на внедрение новых технологий в стоматологии /'Стоматология для всех. 2002. № 4.-с, 2б-28
- Лурье Т. М Кадровое обеспечение стоматологической службы //В кн.: Управление. организация и социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Тр. ЦНИИС, М-, 1991, — с.77−80
- Маковская P.M. Лицензирование и аккредитация как фактор совершенствования стоматологической службы //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5}, — с. 18−25
- Макснмовскнй ЮМ. Бутова В.Г" Ульянова Т. В., Ананьева Н, Г. Развитие и функционирование стоматологического рынка // Стоматология для всех 1998,-Jfc I (2)-С. 58−61
- Макснмовскнй Ю.М., Г’риннн В.М., Бутова В. Г., Ананьева Н. Г. Совершенствование лечебно-диагностической работы и системы контролякачества в негосударственных стоматологических организациях. Уч,-метод пособие, М-. 2003, ИздМГМСУ.- 23 с,
- Максимовскнй Ю, М" Гринин ВМ, Лакшин A.M., Константинов Г. И., Антипенко A3. Совершенствование деятельности внебюджетных стоматологических учреждений, Методнч. рекомендации, М., 1993, 12 с.
- Максимовскнй Ю. М. Лакшин A.M., Гринин В. М., Мамедов С. С. Клннико-органнзационные основы деятельности внебюджетных стоматологических учреждений ИВ сб.: Тез. докл. научной сессии, поев.50-летию РАМН. М. Изд. ММСИ, 1994, — с.20
- Максимовскнй ЮМ, Леонтьев 8.К., Садовский ВВ. Гринин В. М., Николаев Ю. В. Сборник нормативных документов для стоматологических учреждений всех форм собственности. М-, 1999. т. I, 84 с.
- Мамедов С. С, Зависимость контроля деятельности внебюджетных стоматологических учреждений от уровня их организации //В сб.: Здоровье населения и окружающая среда. Матер, научи конф., М, 1997, — с.38
- Мамедов С. С, Разработка организационных мероприятий по совершенствованию контроля качества и эффективности стоматологической помощи во внебюджетных учреждениях, Автореф. дисс. .к.м.н. М., 1999,20 с.
- Мамедов С. С, Гринин В. М, Максимовскнй ЮМ Анализ гарантийных сроков внебюджетных стоматологических ЛПУ как форма контроля качества и эффективности //Сб.научн трудов ММСИ. 1999, — с.34
- Мамедов С.С., Гранями ВМ. Максимовскнй Ю. М. Анализ качества и эффективности внебюджетных стоматологических ЛПУ //Сб.научн трудов ММСИ. М,. 1999.-с. 37
- Мельников В, В, Мельников, А В, Компьютерные методы диагностики н планирования, а дентальной имплантации //Стоматология сегодня. 2003, № 2, — с, 26
- Мерков А. М" Поляков С. Е. Санитарная статистика. Л&bdquo- Медицина. 1974. -384 с.
- Мнняев В Д., Гусев О. А., Вишняков Н И. Кочврона Л. В., Макушенко Е В. Результаты изучения мнения больных о путях повышения качества стационарной помощи // Здрав, Рос, Фед, — I990.-N6.-C. 18−21.
- Митронин В. К. Принципы управления количеством и качеством медицинской продукции / Бюллетень НИИ соцнальн. гигиены, экономики и управления здравоохранением им Н-А-Семашко. Выпуск 3, М: 1997. -С. 147−149.
- Молчанова Л.Ф. Муравьева М-М., Козьмин Ф. Г., Позлесв В, Г, Современные технологии управления качеством медицинской помощи в условиях ОМС1' Бюллетень НИИ СГ. экономики и УЗ им, Н. А. Семашко. -М: 1997, -Вып. 4-С.95−98.
- Мороз Б, Т, Стоматологические видеосистемы инструмент доверия //Стоматология сегодня, 2002, № 8, — с.20
- Мчедлидзе Т, Ш. Новые формы организации стоматологической помощи в условиях рынка медицинских услуг, Аетореф. днсс. .к.м.н., СПб. 1997, — 21 с.
- Никитина Т-В., Грудянов А. И. Алимскнй А-В, Затраты времени врача на народонтологическом прибме //Стоматология. 1981, т.60, № 4, — с.65−67
- Новикова И, А. Социально-гигиенические аспекты совершенствования стоматологической терапевтической помощи в условиях перехода к медицинскому страхованию: Автореф, дие. к.м.н, М., 1998, 21 с.
- Нюняев В, О. Юридические аспекты деятельности стоматологической клиники // Институт стоматологии. 1999. — № 1. — С. 10.
- Образцов 10.Л. Юшманова Т. Н. Нравственные и правовые аспекты деятельности врача-стоматолога в современных условиях //Стоматология, 1999т№ 4, — с, 51−53
- Овчаров В. К., Марченко А. Г., Тнщук Е, А, и др. Изучение удовлетворенности населения стоматологической помощью // Здравоохр. РФ. I99I.-N L-C. Ю-П.
- Ос Панова Г. Б., Гуненкова И. В. Хаэина Е.В. Недостаточнаяинформированность пациентов об ортодонтическом лечении причина возникновения жалоб н конфликтных ситуаций //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с, 22−24
- Остаток С.Ф. Мартынов В Л. Потапова К. И- Компьютерные экспертные технологии в планировании и управлении здравоохранением // Здрав РФ 1992 -N 10. -С.7−9.
- Пахомов Г-Н. Разработка расчётных норм нагрузки врачей, ведущих поликлинический приём по терапевтической стоматологии //Тр.ЦНИИС, М., 1984,-с, 34
- Пахомов ГЛ., Алнмский А. В., Куклнн Г. С. Основы организации стоматологической помощи населению / Под ред. Г. П. Пахомова. М.: Медицина. — 1983. — 207 с.
- Пилясова Л, Г, О причинах запоздалого обращения больных за стоматологической помощью //Тр. ЦНИИ С. М, 1989, с. 18−20
- Писарев И.А., Литова Я-И., Твердохлебов О, А. Некоторые вопросы оценки деятельности поликлинических учреждений по данным анкетных опросов /Здравоохранение Киргизии, 1984,1. с-3−7
- Ползнк Е.В. Каниельсон Б А, Зингер В.Э. Валовэ Г А, К методологии оценки эффективности работы городских поликлиник // Здравоохранение1. РФ- 1993, — N 11 -С 9−11,
- Приходько Т.Я. Отношение пациента к лечению у стоматолога, Омск.1990, 22 с,
- Прохончуков А.А. Основные направления развития информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования на 1999−2002 годы и задачи стоматологической службы России //Стоматология, 1999, № 5, — с.58−66
- Прохончуков А.А. Жнжнна Н А., Балашов А. Н. Компьютерно-лазерные автоматизированные системы для дифференциальной диагностики и лечения заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта //Пародонтология. 1998. № 1, — с.3−9
- Рахманова С. Н, Стоматологическая компьютерная система обработки интраоральных рентгеновских снимков «Днгора» //Стоматология для всех, 2000. № 1с.28−29
- Рисованный С, И Последипломное обучение и сертификация стоматологов как необходимое условие лицензирования и аккредитации стоматологических учреждений '.'Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001. № 3(5), — с.74−77
- Рогачёв ПИ. Вопросы совершенствования стоматологической помощи населению //Тр.ЦНИИС «Социально-гигиенические и органнзадноиные проблемы стоматологии», М, 1988, с.4−9
- Сабанов В. И-. Куликов В. В. Роль и место врачей-стоматологов широкого профиля в региональной системе стоматологической помощи, / Волгоград, Деп ВНИИМИ, 1992, — 5 с,
- Садовский В, В, Компьютерные технологии основа успеха завтрашнего дня //Стоматология для веех, 1997, № 1, — с.40−46
- Садовский В В. Новые технологии в работе стоматологических поликлиник, Авторсф дисс. .к.м.н, М., 1998, — 20 с
- Садовский B.R., Заславский Р. С., Галёса С. А. Преимущества сетевой компьютеризации стоматологической клиники в вопросах диагностики, планирования, учёта и управления //Экономика и менеджмент в стоматологии. 2002, № 2, — с .66−72
- Садовский В В., Кондратов В В. Неновая политика региональных клиник //Вестник стоматологии, 1999, № 9(76), — с. 16
- Самоднн В.И. Клиннко-статнстнческне группы н возможность их внедрения в практику стоматологическою обслуживания. // Экономика н менеджмент в стоматологии, 2001. ¦ № 2(4). С.-12−16.
- Самоднн В, И. Методика разработки и внедрения клнннко-статистических групп в практику стоматологических учреждений. Н Здравоохр. 1996. N I2.-C, 17−24.
- Самоднн В. И. Шамшурина Н.Г. Показатели эффективности коммерческой деятельности учреждений здравоохранения //Здравоохранение РФ, 1997, № 7,-с. 107−112
- Сегень ИТ., Евстигнеев С. Г. Анализ причин повторных обращений к стоматологу-терапевту. Волгоград, 1989- 18 с.
- Семёнова Н, Д, Кудрявая НВ, Журули Н Б, Психологические исследования в стоматологии //Стоматология, 1999, № 6, — с.57−64
- Сннинына Г. Нг Психологические аспекты и элементы внутреннего н внешнего маркетинга на стоматологическом приёме //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, Jfe 2, — с.36−44
- Снегур Е.А., Нековаль В. Т. Гальченко В.В. Затраты на стоматологическую помощь и резервы по улучшению сё органнзаинн в юродской поликлинике //Стоматология, Киев, 1995, 20, с.3−5
- Сологуб Э.П., Кузнецов В. Н., Баранова НЕ. Управление стоматологической поликлиникой, М-, 1980, -110 с.
- Стандартизация и учёт стоматологической заболеваемости. Женева, ВОЗ, 1983,-41 с.
- Стожаров В.В. Контроль профессиональных качеств врачей-стоматологов // Институт стоматологии, 1998, — сентябрь, С. 10−12.
- Столяр В.Л., Тимнн Е. Н. Опыт проведения медицинских телеконференций /.Компьютерные технологии в медицине, 1998, № 1, — с.78−84
- Ткачук М. И, Структурно-организационные стандарты как средство контроля качества амбулаторной терапевтической стоматологической помощи. // Дисс.., канд. мед, наук, СПб., 1999. — с-255,
- Тучнк Е.С., Полуев В. И., Логинов А. А. ЕшС раз к вопросу о значении медицинской документации /.'Экономика н менеджмент в стоматологии. 2002, № 2,-с. 11−13
- Фельдман ЕК, Шнайдер Г. М-, Полтавский В. П и др. Опыт работы районной стоматологической поликлиники по максимальному объему помощи в одно посещение // Стоматология. -1988. N 4. — С. 84−86.
- Цннкер МН Совершенствование управления стоматологической помощью населению //В кн.: Социально-гигиенические аспекты стоматологической заболеваемости, М., 1998,-с.44−49
- Цинкер М.Н., Ляшевнч В. П. Критерии результативности оказания стоматологической помощи населению //Сб.научи.трудов, Новокузнецк, 1983,-с. 122−127
- Ченцов Ю.И. Медико-демографическая характеристика врачей-стоматологов и потребность в нх последипломном обучении, Автореф.днсс. .д, м. н" М&bdquo- 2003, — 46 с.
- Ченцов Ю. И, Макснмовскнй Ю. М. Оценка стоматол01аыи Москвы своих бытовых условий и состояния здоровья //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001. № 3(5 У, — с.54−57
- Шаргородскнй А.Г. Сокращение потерь рабочего времени врачей стоматологическою профиля '/В кн.: Управление, организация и социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Тр. ЦНИИС, М. 1991т-с.11−17
- O. Швырков Г. Ю,. Истокин В. И Рынок платных медицинских услуг и теневая медицина. /.'Здравоохранение Российской Федерации. 1992, N, 10. -С.9−11.
- Шей май И. М- Подходы к созданию интегрированной системы оказания н финансирования медицинской помощи Н Мед. страхование, — 1996, — N 1−2,-С59−73.
- Шестаков ВТ. Теоретические основы и практика формирования профессиональных стандартов в стоматологии. //Днсс.д.м.н., М. 1999. 391 е.
- Шнгай Е, Н Методическая разработка по комплексной оценке деятельности лечебно-профилактического учреждения. М&bdquo- 1979, — 12 с.
- Шугайлов И.А. Главное качество лечения //Стоматология для всех, 1997, № 1.- с.30−33
- Щепнн О.П., Артюхов, А С. К вопросу об оценке технологии оказания медицинской помошн в новых условиях хозяйствования II Здравоохранение Российской Федерации. 1991. -С. 10- 13.
- Щепнн О. П., Линлснбратен А-Л. Основные направления обеспечения качества медицинской помощи. // Бюллетень НИИ СГ, экономики и УЗ им. Н А.Семашко. -М.: -1998 Выпуск 3. -С 13−16.
- ЕЦепин О.П., Линлснбратен А. Л. Голодненко В.Н., Зволинская Р, М Актуальные проблемы обеспечения качества медицинской помощи И
- Бюллетень НИИ СГ, экономики и УЗ им. Н. А. Семашко -М.: -1098 — Выпуск3.-С. 13−16.
- Щслнн О.П., Линденбратек А, Л, Зволинская P.M. Голодненко В. Н. От оценки качества медицинской помощи к его обеспечению // Бюллетень НИИ СГ, экономики и УЗ им. Н-А.Ссмашко-М.: -1997-Выпуск 4. С. 10−14.
- Юркнв Л. Компьютеры в стоматологической практике //Дент-Арт. 1996, № 2.- с.58−62
- Янсои С Д Новые формы организации стоматологической помощи -реальная потребность населения //Экономика и менеджмент в стоматологии. 2002, № 1(6).- с.49−55
- Яценко Л.С., Гальченко В. В., Ковалёв Ю, А. Новая организационная форма повышения эффективности лечения осложнённых стоматологических заболеваний //Стоматология, 1988,4, с.88−89
- A declaration оп the Promotion of Patient’s Rights in hurope, international digest of health legislation, 1994, vol.45. N.3, — pp.411−419
- Abel-Srnil В «The Reforms of the British National Health Service». Eurohealth, October 1995.-P. 14.
- Alternative system of oral cure delivery. Rep. of a WHO expert comn., Geneva, WHO. 1987, — 58 p.
- American Medical Association. Council of Medical Service, Quality of Care// JAMA- 1986, -Vol256.-P, 1032−1034.1%, Annas GJ, The Righys of Patients: The Basic ACLU Guide to Patient Rigms. 2. Ed. Humana Press, Toiowa, New Jersy, 1992. xvi, 314 pp.
- Ayers C., Abrams R. Workday activity of dentist and auxiliaries in a prison sitting//Dent, Res., 1999, vol.78, — pp.167
- Barmes D. Toward a better oral health future WHO Oral Health
- Programme. WHOORH/WHD/93. 1993. — 40 p.
- Barnaud 1., Morin D. Informatique et epidemiologic dental re tratement des informations dentaires par ordinateur //Rev.Odontostom., 1972, t.9* N.6, — pp, 527−539
- Billi J.E. Wise C.G., Sher S.D. Selection in a preferred provider organization enrollment //Health Serv.res., 1993. vol.28. N.5.- pp.563−575
- Blendon H. IXmeluri К British public opinion on national health service reform //Heal th Affairs, 1989, vol.8, N.4, — pp.5 5−59
- Boffa J., Pckruhn R. Prediction of dental care costs by use of a probability model //Publ Health RepT 1975, vol 90, N 6, — pp.528−531
- Brook R, H, Quality, can me measure it? //New.EngU.Med., 1977, voL296, p. 170−174
- Brook R. I L. Avery D. A, Quality of medical care assessment using outcome measures: executive summary //Santa Med. 1976
- Brown I.J. The long-run cost characteristics of dental practices in the USA //Soc.Sci.Med., 1989, vol.29, N.6. pp.695−703
- Bruce C, V. From the Health Care Financing Administration, JAMA, 1995, vol.273. N.10, — p.766
- Chassin M. Standart of care in medicine //lnquiiy.1988. Vol, 25, P.437−453
- Christenscn G. i- Posts and cores: state of the art / J. Amcr. Dent, Ass. -1998,-Vol. 129. № 1-P. 96−97.
- Collier J. The patient’s right to know. World I leal th, 1994, N.5, — pp. 18−19
- Cost-effectiveness of sealants in private practice and standarts lor use in prepaid dental care //LAiner.Dent.Ass., 1985, vol.110, N.1, — pp.103−107
- Could M.S.E., Picton D.C.A. An evaluation of the method of measuring forces cxccrtcd by the tongue on the teeth //Brit.DentalJ. 1963. Vol.|4, — p. 175
- Culyer A. Cost containment in Europe II Hhh Care Financing Rev 1989, -Ann. Suppl. — P.21−32.
- Declaration on the Promotion of Patient’s Rights in Europe International digest of health legislation. 1994, v.45. N 3, pp.4 И-419,
- Delmo L.K. Measuring health care effectiveness. Research and policy implications//InlJ.TechnoI. Ass. Hlth. Care, 1990, vol.6, — pp.288−294
- Dentists1 Desktop Reference to Technology. Fourth Edition, 1996. pp.25, 47,48
- Dohabcdian A. The Quality of Care, How can it be assessed? //JAM A, 1988. Vol.260.-pp. 12−32
- Dohabedian A. The quality of medical care methods for assessing and monitoring the quality of care to research and for quality assurance programs //Science. 1978, vol.200, p.856−864
- Doherty NJ.G., Crakes G-M. Economic specification of cost estimates in dental programs HI, Dent.res., 1985, vol.64, N.6, — pp.922−924
- Donabedian A- Measuring and evaluating hospital and medical care // Bull N Y Acad Mett, — 1976, Jan.- Vol, 52 P, 51−58,
- Donabedian A. The Definition of Quality and Approaches to its Assessment// Ann Arbor, Mich, Health Administration Press.- 1980.- P. 3−27.
- Donabedian A- The Qua! ity of Care. How can it be assessed? // JAM A.-l988.-VoL260-P, 12−32,
- Dugucnt A.M., Pradel J., Deschamps P., Mullins G. Creation d’unc base de donnees en rcsponsabiiite medicale ei hospital ierc: *Rcmedhos France". Journal de Medecine Legal. Droit Medical. 1995, v.39, pp.281−287.
- Elderton R.J. Assessing the performance of Dantists //Brit.Dent.J., 1981, 150, 5, p. 133−134
- Enthoven A.C. The History and principles of managed competition //Health Affaire, 1993. N1.12,-pp.24−48
- Esmanuel EJ., Esmanuel L.L. Four Models of the Physician-Patient Relationship// JAMA,-1992.- Vol. 267, — P. 2221−2226,
- Estes E.H., Sullivan R.J. Standarts for practice: effectiveness and acceptance //Ann. intern. Med-. 1978, vol.89, 5, 826−828
- Evans R.G. Implications of dental disease an economists’s perspective. // J. Canad. Dent. Ass. 1980. — Vol. 46. — N I r P. 56−58.
- Faivre P., Mai icier D. Nouveauies en maiicrc de responsabititc medicale. Journal de Medicine Legale, Droit Medical, 1995, v.38, N I, pp.27−33,
- Gin/berg E. Notes on evaluating the quality of medical care //New.lHngl j.Med. 1975, vol.292.- pp.366−36823t, Grainger R. M, Cost benefit analysis application to dental services. // J. Canad, dent. Ass. ¦ 1973, Vol. 39, — N 10, — P 639−699.
- Grant K, and Collint E. The Evolution of Management in the UK National Health Service, 1948−1995 Institute for Health Secl.Dev.№l 1, -1996,
- Hinz R. Der Wert des Einsatzes von Medien zur Patientenautklirung und Motivation //Fortschr.Kieferon. thop., 1986, Bd.47.11.3, — ss.221−228
- Jourda G. Gail lard J, Планирование лечении с помощью компьютера //Новое, а стоматологи и, 2000, Ш (11).- с. 17−31
- Kassirer I.P. The quality of саге and the quality of measuring it // N. Engl. J Med, — 1993.-Vol.-329.-P. 1263- 1265
- Knoll K.H., Panlke H. Ergonomisch-hygienische Problembereiche in der zahnamtichen Praxis //D.Z.Z., 1982,8d.37, N 5, — ss 400−403
- Lohr K.N., ed. Medicare: a strategy for quality assurance, Washington. D.C.: National Academy Press, 1990.
- Mackie I.C., Lennon M.A. The relative values of preventive items in a resource related index //Comm.Dent.Health, 1984, N, 1, — pp.213−219
- Mindak M, T. Service quality in dentistry: the role of the dental nurse H Br. Dent J. 1996. Vol, 181 № 10. P. 363−368,
- Mulgrom F et al. Determinants of the quality of restorative dental care //Med. care, 18, 1980, pr400−415
- Ralls S.A., Cohen M, E" Suthard Т.Е. Computer Assisted denial diagnosis //Dat.CI in, North. Airier., 1986. vol, 30, 4, p.695−713
- Sanazaro PJ, Medical andit, continuing medical education and quality assurance //West. J. Med. 1976, vol.125, p.241−252
- Sheiham A. Changing trends in dental caries //Int. J. Epidemiol- 1984, voU 3,2, p. 142−147
- Sletfen G. E, Quality medical care a definition//JAMA.- !988.-Vol-260,-P, 56−61.
- SpcetUing Е.1Г. Rose D.N. Bulding an effective doctor-patient satisfaction to patient participation //Soc.Scr.Mcd., 1985, vol.21,2, p. 115−120
- Tala H. Oral Health in Finland. Helsinki, 1989. ¦ 43 p.
- Vermette M.E., Doherty N.LG. Economic growth in the US Dental Sector //J, Dcnl, 1989, vol.53, 8, p.480−484
- Von der Fehr F.R. Evidence of decreasing caries prevalence in Norweay //J.Dent.Res., 1992, vol.61, p. 1331−1335
- Vuory H.V. Quality assurance of health services. Copenhagen. WHO Regional Office for Europe, 1982 (Public Health in Europe, N. 16. — P.56−75.
- Wagner B. Ergonomie fUr den ZahnSr/t-Methoden und Ziele //D.Z.Z" 1974, 29, — ss.83−89
- Waldman H. B, Dental care a bargain in the past in today1″ economy //Ann, Dent, 1984, vol.43, p.22−26
- Walther K. Technologic und Fonschrift von Informationssystemen in der zahn3rztlichen Praxis //D.Z.Z., I989, Bd44, Н.9, — ss 641−646
- Wang NJ. Preventive dental care of children and adolescents in the 1990s: Denmark, Iceland, Norway and Sweden //Acta Odontol.Scand., 1998, vol.56, N.3,-p.56
- Wclliamson J.W., Alexander M" Miller G, E, Continuing education and patient care research: physician response to screening test results //J.Amer.Med.Ass., 1987, vol 201, p.938−942
- Williams M. Quick Guide 2 //The dentist, 1997, April, * pp.50−51 262, Yule B" Parkin l>, Itie Demand for dental care: an assessment
- Soc.Sci.Med., 1985, N, 7, — pp.753−760