Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогическое влияние родителей на психосексуальную социализацию в соотнесении с закономерностями психосексуального развития детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведение цикла познавательно-практических занятий с родителями привело: a. к изменению когнитивного компонента ценностных установок на детскую сексуальность, которая стала оцениваться как похожая на естественность и здоровье, мало соотноситься со стыдом, страхом, болезнью и наказуемостью. Изменения различаются на статистически значимом уровне (р < 0,05) — b. к улучшению в соотношении типов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы исследования проблемы психолого-педагогического влияния родителей на психосексуальную социализацию в соотнесении с закономерностями психосексуального развития
    • 1. 1. Понятийный аппарат исследования
    • 1. 2. Психосексуальное развитие и социализация детей дошкольно- 18 го возраста как предмет изучения в зарубежной и отечественной науках
    • 1. 3. Закономерности психосексуального развития детей дошкольного возраста
    • 1. 4. Особенности психосексуальной социализации детей дошкольного возраста
    • 1. 5. Психолого-педагогическое влияние родителей на психосексуальную социализацию детей дошкольного возраста
      • 1. 5. 1. Ценностные родительские установки на половое воспитание и детскую сексуальность
      • 1. 5. 2. Владение родителями адекватными методами полового воспитания и просвещения
      • 1. 5. 3. Характер супружеских и родительско-детских взаимоотношений
      • 1. 5. 4. Описательная модель семьи как фактора психосексуальной социализации детей дошкольного возраста
  • ГЛАВА II. Методы и организация исследования
    • 2. 1. Описание организации исследования и экспериментальной базы
    • 2. 2. Методы исследования

    ГЛАВА III. Содержание и результаты экспериментального исследования психолого-педагогического влияния родителей на психосексуальную социализацию в соотнесении с закономерностями психосексуального развития детей дошкольного возраста

    3.1. Выявление и оценка психолого-педагогического влияния ро- 99 дителей на психосексуальную социализацию в соотнесении с психосексуальным развитием детей дошкольного возраста.

    3.2. Оценка эффективности цикла познавательно-практических за- 136 нятий с родителями.

    3.3. Методические рекомендации по организации цикла познавательно-практических занятий с родителями.

Психолого-педагогическое влияние родителей на психосексуальную социализацию в соотнесении с закономерностями психосексуального развития детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На настоящем этапе перестройки образовательно-воспитательной системы возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Важным аспектом развития личности является интеграция сексуальности в целостную структуру личности.

Дошкольный возраст — уникальный период развития личности, на который приходится первый этап психосексуального развития (ПСР) человека. Общеизвестно, что искажения, нарушения ПСР в детстве проявляются во взрослой жизни разнообразными сексуальными расстройствами, влияющими на все сферы жизни человека. Актуальным становится вопрос формирования сексуально здоровой личности с детства, поэтому важное значение приобретают особенности психосексуальной социализации (ПСС) детей дошкольного возраста.

Под ПСС мы понимаем активное усвоение личностью стандартов, норм полового поведения, представлений о половой сфере жизни человека по мере вхождения в социальную среду, систему социальных связей лиц мужского и женского пола.

ПСС детей на современном этапе протекает в условиях столкновения традиционных и современных взглядов на половую сферу жизни, в условиях становления новых парадигм психосексуальной культуры (ПСК) общества. Семья, родители выступают проводниками ПСК и первыми агентами ПСС детей дошкольного возраста. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть вопросы, связанные с психолого-педагогическим влиянием родителей на ПСС в соотнесении с ПСР детей дошкольного возраста.

Закономерности ПСР детей дошкольного возраста описаны и изучены в отечественной науке и за рубежом учеными разных областей науки. В медицине — И. И. Мечников, В. М. Бехтерев, Г. С. Васильченко, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Д. В. Колесов, В. В. Нагаев, A. Moll, S. Freud, L. Kanner, A. Gessel, F. Sigпсихологии — П. П. Блонский, J1. С. Выгодский, И. П. Петрище, Jl. М. Литвак,.

Е. Н. Erikson, С. G. Jungв философии — И. С. Консоциологии — A. Kinseyв педагогике — Е. А. Аркин.

Широко исследуется полоролевая социализация детей (Алешина Ю. Е., Антонюк Е. В., Арутюнова J1. А., Репина Т. А., Плисенко Н. В., Белкин А. И., Белопольская Н. JL, Варга А. Я., Лунин И. И., Коломенский Я. JL, Кон И. С., Freud S., Bandura A., Slaby R. G., Frey К. S., Thompson С. К. и др.).

Работы же, посвященные ПСС детей дошкольного возраста в семье, носят методический, рекомендательный характер и выступают второстепенной частью проблемы полового воспитания молодежи (Богданович JI. А., Шибаева А. П., Добрович А. Б., Колесов Д. В., Марьясис Е. Д., Ахвердов А. Г., Хрипкова А. Г.). Исследование влияния родителей на ПСС детей в рамках проблемы полового воспитания проведено в 1978 году Д. Н. Исаевым, Н. В. Александровой, показавшее неготовность взрослых строить этот процесс в позитивном ключе из-за отсутствия знаний и умений. Д. Н. Исаев, В. Е. Каган (1986 г.) изучали ценностные установки будущих педиатров на детскую сексуальность и выявили негативный их характер. Система взаимоотношений в семье как фактор ПСС детей дошкольного возраста мало исследована. Представляется актуальным оценить психолого-педагогическое влияние родителей на ПСС детей дошкольного возраста на современном этапе.

Объективно существуют противоречия, определившие проблему исследования:

• между становлением новых парадигм ПСК общества и традиционной десексуализацией индивидуального сознания людей;

• между потребностью общества в сексуально здоровой личности и трудностью перехода от «бесполого» воспитательно-образовательного процесса к гуманистически ориентированному;

• между активным усвоением детьми дошкольного возраста стандартов полового поведения, представлений о половой жизни человека и неготовностью родителей адекватно влиять на этот процесс;

• между потребностью изучать психолого-педагогическое влияние родителей на ПС С детей дошкольного возраста в условиях современного развития общества и неразработанностью этого вопроса в психолого-педагогической науке.

С учетом последних двух противоречий определена тема исследования -«Психолого-педагогическое влияние родителей на ПСС в соотнесении с закономерностями ПСР детей дошкольного возраста».

Объект исследования — психосексуальное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — факторы психолого-педагогического влияния родителей на ПСС детей дошкольного возраста.

Основная цель исследования — теоретический и экспериментальный анализ факторов психолого-педагогического влияния родителей на ПСС в соотнесении с ПСР детей дошкольного возраста.

Прикладная цель — разработать психологическое обеспечение позитивных личностных изменений родителей, влияющих на ПСС детей дошкольного возраста.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ состояний исследований по проблемам ПСР и ПСС детей дошкольного возраста.

2. Раскрыть закономерности ПСР детей дошкольного возраста.

3. Рассмотреть особенности ПСС детей дошкольного возраста.

4. Изучить возможности психолого-педагогического влияния родителей на ПСС детей дошкольного возраста.

5. Выявить и оценить психолого-педагогическое влияние родителей на ПСС в соотнесении с ПСР детей дошкольного возраста.

6. Разработать и апробировать программу цикла познавательно-практических занятий для родителей.

Научная гипотеза — ПСС определяется закономерностями ПСР детей дошкольного возраста и спонтанным, по преимуществу, неадекватным психолого-педагогическим влиянием родителей.

Методологической основой исследования являлись теория Л. С. Выготского о психическом развитии детейположения о социализации (Андреева Г. М., Кон И. С., Парыгин Б. Д., Смелзер Н. и др.) — системная модель психосексуальной дифференциации В. Е. Каганконцепция формирования и динамики сексуальности Г. С. Васильченко.

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирование) — методы психологических исследований (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент) — методы психологических измерений (методики шкалирования объектов) — методы математико-статистической обработки данных.

Организация исследования: исследование проводилось в течение 19 961 999 гг. на базе детских дошкольных учреждениях №№ 2, 5, 20 г. ИшимаИГПИ им. П. П. Ершова, ОмГПУ. Исследованием были охвачены 90 родителей (45 семей), 45 детей 5−7 лет (23 девочки, 22 мальчика), 45 воспитателей, 152 студента ОмГПУ и ИГПИ — всего 332 человека.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулировано понятие детской сексуальности и обобщены ее характеристикираскрыты особенности ПСС детей дошкольного возраставыделены факторы, характеризующие психолого-педагогическое влияние родителей на ПСС детей и составлена описательная модель семьи как фактора ПСС дошкольниковуточнены сведения о характере психолого-педагогического влияния родителей на ПСС детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что осуществлена диагностика психолого-педагогического влияния родителей на ПСС детей дошкольного возрастаметодика исследования, разработанная в диссертации, может применяться в работе практического психолога детского дошкольного учрежденияпри диагностике семьи как фактора ПСС можно опираться на ее описательную модельразработана программа цикла занятий с родителями, методические рекомендации по их организациипрактические рекомендации для родителей по половому воспитанию и просвещению детей дошкольного возрастарезультаты и выводы работы могут быть применены при чтении спецкурсов по возрастной, педагогической, социальной психологии в разных образовательных учреждениях.

Достоверность исследования обеспечена исходными теоретическими концепциямитщательным анализом теоретических источниковпланированием эксперимента и контролем за чистотой условийиспользованием комплексных методик, содержащих взаимодополняющие приемы исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование полового самосознания как первого этапа ПСР детей дошкольного возраста сопровождается проявлениями сексуальности, которые включают условно-сексуальные, собственно сексуальные явления и поведенческие реакции, связанные с половым влечением, обладающие специфическими особенностямисексуальное поведение детей ненормативно, зависит от индивидуальных особенностей развития, социальной и природной среды.

2. ПСС детей дошкольного возраста имеет специфические особенности, определяемые как закономерностями ПСР, так и психолого-педагогическим влиянием родителей.

3. Возможности психолого-педагогического влияния родителей на ПСС дошкольников определяются факторами: а) ценностными родительскими установками на детскую сексуальность и половое воспитаниеб) владением родителями адекватными методами полового воспитания и просвещенияв) системой межличностных взаимоотношений в семье (супружеские, родительско-детские).

4. ПСС детей дошкольного возраста определяется закономерностями ПСРпсихолого-педагогическое влияние родителей носит спонтанный, по преимуществу, неадекватный характер.

5. Цикл познавательно-практических занятий с родителями является адекватным способом позитивного изменения ценностных родительских установок на детскую сексуальность и половое воспитание во всех трех компонентах (когнитивном, поведенческом, эмоциональном).

Апробация работы осуществлялась в следующих формах: доклады на научно-практических конференциях, организованных кафедрой педагогики и психологии начального образования ОмГПУ, на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования ОмГПУ (1996 — 1999 гг.), на научно-практическом семинаре «Разработка психолого-антрополого-педагогических технологий в системе непрерывного образования» (март, 1999 г.) в г. Томскеконсультирование детских психологов, воспитателей детских дошкольных учреждений г. Ишима (№ 20, 5, 2), г. Омска (№ 385) (1997 — 1999 гг.) — разработка и чтение спецкурса «Психосексуальное развитие детей дошкольного возраста» для студентов дошкольного отделения ГПИ г. Ишима (сентябрь 1998 г.) — обзорные лекции по проблеме диссертации для студентов факультета начальных классов ОмГПУ (апрель 1997, 1998 гг.) — разработка и проведение цикла занятий для родителей на базе детских дошкольных учреждений № 2, 5, 20 г. Ишима (март 1998 — март 1999 гг.) — на тему диссертации выполнялись курсовые работы студентами дошкольного отделения ИГПИ в 1996 г.- результаты исследования представлены в печатных работах.

Структура работы: диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (189 наименований) и пяти приложений. Работа содержит 12 таблиц, 18 рисунков. Общий объем работы 202 страницы.

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ.

Обобщая результаты исследований, представленных в данной главе, можно сделать следующие выводы:

1. ПСС детей дошкольного возраста определяется возрастными закономерностями ПСР. На дошкольный возраст приходится первый этап ПСРформирование полового самосознания, который характеризуется следующими особенностями:

• сексуальное поведение представлено разнообразными проявлениями: условно-сексуальными (интерес к гениталиям, подглядывания, половые вопросы, рисунки, социосексуальные игры, сквернословие) — собственно-сексуальными (эрекция, онанизм, ощущения оргастического характера, элементарные сексуально значимые реакции) — поведенческими реакциями, связанными с половым влечением (нежность, симпатия, ревность, кокетство, застенчивость и т. п.);

• дети усваивают представления о половой сфере жизни человека (о различии гениталий, назначении полового акта, беременности, родах, роли отца в появлении детей) — приобретают половой опыт (первая влюбленность, наблюдение полового акта родителей, взрослых, животных, онанизм, социосексуальные игры, переживания сексуально-эротического характера, подглядывания);

• активно формируются представления о стиле супружеских взаимоотношенийо любвио супружеских личностных качествах.

2. психолого-педагогического влияния родителей на ПСС детей дошкольного возраста характеризуется спонтанностью, по преимуществу неадекватностью возрастным закономерностям ПСР. Факторы психолого-педагогического влияния родителей оценены следующим образом:

• ценностные установки родителей на детскую сексуальность, половое воспитание потенциально негативные;

• диагностика владения родителями методами полового воспитания и просвещения выявило их неэффективность и противоречивостьродителям недостает знаний и умений эффективно организовывать воспитание и просвещение, отсюда:

• предоставление детям информации о половой сфере жизни запаздывает;

• знакомство детей с ней происходит стихийно в среде сверстников и старших детей;

• дети сталкиваются с эротизирующим влиянием окружающей среды (столкновение с половой близостью родителей, откровенные сцены по TV, порно-журналы и открытки, физические методы наказания детей);

• особенности супружеских взаимоотношений проявлялись: в доступности (необходимой) наблюдению детей проявлений любви, ласки, заботы между родителямив удовлетворенности большей части родителей собственным бракомв использовании насилия между родителями в меньшей части семей;

• родительско-детские взаимоотношения характеризовались: достаточной выраженностью чувств к детямсформированностью детских представлений о родительской ласкеиспользованием физических методов наказания детейалкоголизацией мальчиков в семьепреобладанием адекватных родительских установок на взаимоотношения с детьми.

Проведенное исследование показало, что матери и отцы занимают различные позиции в ПСС детей:

• отцовские установки на «ДС» и половое воспитание в общем репрессивнее материнских, хотя для матерей характерно большее эмоционально-негативное отношение;

• матери активнее в половом воспитании и просвещении детей, лучше ориентируются в проблеме и осознают ее важность, чем отцы;

• отцы меньше проявляют чувства к детям, ласкают их, чем матери;

• у небольшой части матерей выражена гиперопека, в то время как у отцов установки на данные отношения отсутствуют;

В диагностическом исследовании наметились тенденции дифференцированного подхода в ПСС детей разного пола:

• гуманный тип реагирования на ситуации полового воспитания преобладает у отцов мальчиков и матерей девочек, антигуманный — у отцов девочек и матерей мальчиков;

• родители девочек имеют более выраженный КЭО (негативный) к половому воспитанию и просвещению;

• родители чаще сталкивались с детской сексуальностью мальчиков, чем девочек;

• в представлениях мальчиков о любви более выражен эмоционально-телесно-чувственный компонент, чем нравственный;

• родители дифференцированно проявляют чувства в зависимости от пола ребенка;

• физические методы наказания чаще используются в отношении мальчиков, чем девочек;

• алкоголизация мальчиков в семье.

Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что произошли существенные положительные изменения в ценностных установках родителей на детскую сексуальность, половое воспитание и просвещение детей, что будет в дальнейшем, возможно, способствовать гармонизации и повышению эффективности ПСС детей дошкольного возраста в семье.

— 150 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В диссертации подводятся итоги трехлетнего экспериментального исследования. В течение этого периода изучалось психолого-педагогического влияния родителей на ПСС детей дошкольного возраста.

Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка полового самосознания. Если его основы не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Проблема психолого-педагогического влияния родителей на ПСС детей дошкольного возраста является одной из актуальных и вместе с тем не разработанных в отечественной психологии.

Одной из задач исследования было изучить возможности психолого-педагогического влияния родителей на ПСС детей дошкольного возраста. Их анализ позволил определить психолого-педагогического влияния родителей на ПСС и их компоненты, составившие основу описательной модели семьи как фактора ПСС.

Для выявления и оценки были взяты из них ценностные установки на детскую сексуальность, половое воспитание и просвещениевладение родителями адекватными методами полового воспитания и просвещенияхарактер супружеских и родительско-детских взаимоотношений.

Предпринятое исследование и полученные в нем результаты дают возможность сделать следующие выводы:

1. Формирование полового самосознания как первого этапа ПСР детей дошкольного возраста сопровождается проявлениями сексуальности, которые включают условно-сексуальные, собственно-сексуальные явления и поведенческие реакции, связанные с половым влечением, обладающие специфическими особенностями. Сексуальное поведение детей ненормативно, зависит от индивидуальных особенностей развития, социальной и природной среды. Детская сексуальность понимается как комплекс действий и связанных с ними реакций, ощущений, простых эмоций и элементарных познавательных процессов, обусловленных развитием психофизиологических функций организма и формированием полового самосознания в процессе воспитания, научения, индивидуального опыта и подражания.

2. ПСС детей дошкольного возраста определяется: a. закономерностями ПСРb. социальными факторами, среди которых основными являются семья, родители, детская субкультураони зависят от социокультурных условий и общих ценностных ориентации психосексуальной культурыc. активностью самого ребенка в преобразовании социальных влияний;

3. Возможности психолого-педагогического влияния родителей на ПСС детей дошкольного возраста определяется следующими факторами: a. ценностными родительскими установками на детскую сексуальность и половое воспитаниеb. владением родителями адекватными методами полового воспитания и просвещенияc. системой межличностных взаимоотношений в семье (супружеские, родительско-детские).

4. Психолого-педагогическое влияние родителей на ПСС детей дошкольного возраста по выделенным факторам характеризуются спонтанностью, по преимуществу, неадекватностью возрастным закономерностям ПСР: a. ценностные установки родителей во всех трех компонентах (когнитивный, аффективный, поведенческий) являются потенциально негативнымиb. родителям недостает знаний и умений эффективно организовывать половое воспитание и просвещениеc. особенности супружеских взаимоотношений характеризуются: доступностью наблюдению детям умеренных проявлений любви, лас.

— 152% ки, заботы между родителямиудовлетворенностью большей части родителей собственным бракомиспользованием насилия в меньшей части семейd. родительско-детские взаимоотношения проявляются: достаточной выраженностью чувств к детям, сформированностью детских представлений о родительской ласкеиспользованием физических методов наказания детейалкоголизацией детей в семьепреобладанием адекватных родительских установок на взаимоотношения с детьми.

5. Анализ данных исследования выявил различия в позициях отцов и матерей в ПСС детей: a. отцовские установки репрессивнее материнских, однако для матерей характерно большее эмоционально-негативное отношениеb. активное участие матерей в ПСС детей по сравнению с отцамиc. преобладание у небольшой части матерей гиперопеки в отношениях с детьми и отсутствие данных отношений у отцов.

6. Тенденции дифференцированного подхода в ПСС детей разного пола проявляются в следующем: a. преобладанием гуманного типа реагирования на ситуации, связанные с полом и сексуальностью у отцов мальчиков и матерей девочек, антигуманного — у отцов девочек и матерей мальчиковb. выраженности негативного эмоционального отношения к половому воспитанию и просвещению у родителей девочекc. интенсивности проявлений сексуального поведения у мальчиковd. преобладанием в представлениях мальчиков о любви эмоционально-телесно-чувственного компонента по сравнению с нравственнымe. проявлении родителями чувств в зависимости от пола ребенкаf. использовании физических методов наказания чаще в отношении мальчиков;

• g. алкоголизацией мальчиков в семье.

7. Проведение цикла познавательно-практических занятий с родителями привело: a. к изменению когнитивного компонента ценностных установок на детскую сексуальность, которая стала оцениваться как похожая на естественность и здоровье, мало соотноситься со стыдом, страхом, болезнью и наказуемостью. Изменения различаются на статистически значимом уровне (р < 0,05) — b. к улучшению в соотношении типов реагирования на ситуации полового воспитания и просвещения (поведенческий компонент установок), проявившееся в преобладании гуманных и снижении антигуманных, пассивных типов реагированияc. к формированию адекватного эмоционального восприятия ситуаций, связанных с полом и сексуальностью (аффективный компонент установок), что подтверждается статистическим анализом по методу Стьюдента (р < 0,05).

На основании полученных в исследовании данных можно сделать заключение, подтверждающее нашу гипотезу: на современном этапе развития общества ПСС определяется закономерностями ПСР детей дошкольного возраста и спонтанным, по преимуществу, неадекватным психолого-педагогическим влиянием родителей. Таким образом, проведенная теоретическая и экспериментальная работа верифицировала выдвинутую гипотезу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. О секретах интимной жизни // Воспитание школьников. -1991. -№ 6. -с.59−62.
  2. Ю.Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. -1991. -№ 4. -с.74−86.
  3. Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. -1979. -№ 6. -с.33.
  4. Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект-пресс, 1996. -265с.
  5. Е. Формы отечественного эротического сознания // Искусство Ленинграда. -1991. -№ 4. -с.54−58.
  6. И.С. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи // Вопросы философии. 1980. -№ 1. -с.125−143.
  7. В.В. О роли контакта с матерью в психическом развитии ребенка // Невропатология и психиатрия. 1975. -№ 10.
  8. В.В., Хананашвили М. М. Значение раннего индивидуального опыта для формирования полового поведения собак-самцов // Журнал высшей нервной деятельности. -1974. -T.XXIII. вып.1. -с.68−74.
  9. Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становлении ролевой структуры молодой семьи: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: 1992.-24с.
  10. Ю.Апресян Ю. Д. Современные методы изучения значений и некоторые проблемы структурной лингвистики // Проблемы структурной лингвистики. -М.: Изд-во АН СССР, 1963.-с.102−148.
  11. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. -М.: Просвещение, 1968. -445с.
  12. Е.Ю. Психология субъективной семантики. -М.- Изд-во МГУ, 1980.-127с.
  13. З.Арутюнова Л. А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: 1988. -24с.
  14. Т.С. Вопросы полового воспитания. -М.: Медгиз. 1959. -80с.
  15. Е.Ф., Эткинд A.M. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования в клинике. -Л.: НИПИ, 1978. -с.24−28.
  16. Г. А. Половое воспитание и просвещение в условиях Советского строя // Венерология и дерматология. 1925. -№ 6. -с. 188−195.
  17. А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию // Соотношение биологического и социального в человеке. -М.: Б.И., 1975. -с.770−775.
  18. Н.Л. Психологическое исследование половозрастной идентификации у детей со сниженным интеллектом // Дефектология. -1992. -№ 1. -с.5−11.
  19. И. Нам предстоит пережить еще одну революцию сексуальную // Моя Москва. -1992. -№ 3. -с.3−5.
  20. А.Н. Вопросы половой жизни в программе семейного и школьного воспитания. -М., 1910. -24с.
  21. В.М. Развитие полового влечения с точки зрения рефлексологии // Русский врач. -1918. -Т.17. -с.169−175, 193−199.
  22. П.П. Очерки детской сексуальности // Избр. пед. и психол. сочинения: В 2-х т., Т.1. -М.: Педагогика, 1979. -с.202−276.
  23. П.П. Психология желания // Вопросы психологии. -1965. -№ 5. -112−137.
  24. Г. Психоаналитические теории личности. -М.: Изд-во «КСП», 1996. -247с.
  25. Л.А., Шибаева А. П. Вопросы гигиены пола. -М.: ЦНИИСП, 1975.-32с.
  26. Р., Шилле Г. Родителям о половом воспитании: Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1979. -77с.
  27. А. Диалектика жанра // Искусство Ленинграда. -1991. № 4. -с.33−39.
  28. Д.Л., Кришталь В. В., Смирнов Г. В. Медицинская сексология. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. -271с.
  29. А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола // Семья и формирование личности. -М.: НИИОП АПН СССР, 1981. -с.21−26.
  30. Г. С. Динамика становления полового сознания как один из аспектов формирования личности // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний: Труды Моск. НИИ психиатрии. -М.: НИИП, 1974. -Т.68. -с.208−212.
  31. ЗОа.Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. -М.: «Академия», 1996.-c.520.
  32. И.З. Биологические и социальные аспекты сексологии // Актуальные вопросы сексопатологии. -М.: НИИ психиатрии, 1967. -с51−58.
  33. К.П. Педологические основы полового воспитания. -М.: Наука, 1929.-137с.
  34. В.В., Капустин Д. З. Вслух о сексе и не только о нем. -М.: Знание, 1989.-64с.
  35. П.А. Эндокринология пола. -М.: Наука, 1980. -253с.
  36. Л.С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991. -с.106−111.
  37. Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. -М.: НИИОП АПН СССР, 1981. -с.10−15.
  38. Л.Я. О двух научных моделях любви // Семья и личность. -М.: НИИОП АПН СССР, 1981. -с. 103.
  39. Т.П. Подготовленность выпускников средней школы к семейной жизни. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989. -14с.
  40. Голод С.И. XX век и тенденция сексуальных отношений в России. -СПб.: Алетейя, 1996.-192с.
  41. С.И. Сексуальность в контексте культуры // Искусство Ленинграда. -1991. -№ 4. -с.8−14.
  42. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. -М.: Наука, 1984. -136с.
  43. Е.В. Системный подход к изучению причин супружеских конфликтов и их психотерапевтическая коррекция // Актуальные вопросы сексопатологии. -М: НИИП, 1986. -с. 180−181.
  44. А.В., Андреева И. С. Пол и культура // Философские науки. -1973. -№ 4. -с.63−68.
  45. С.Б. Особенности половой идентификации в структуре самосознания личности дошкольника, воспитывающегося в условиях детского дома: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1993. -16с.
  46. Е.Б., Габелов А. А., Опрышко Н. Г. Вопросы пола. -М.: Медицина, 1966.-48с.
  47. Э. Значение деда в судьбе отдельного человека // Психоанализ детской сексуальности. Пер. с нем. — СПб.: Союз, 1997. -с.207−213.
  48. А.Б. Беседы о половом воспитании. -М.: Знание, 1982. -95с.
  49. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Знание, 1987.-217с.
  50. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М.: Просвещение, 1993.-192с.54.3емска М. Семья и личность. -М.: Прогресс, 1986. -136с.
  51. К. Психогигиена половой жизни. Пер. с польск. -М.: Медицина, 1973.-256с.
  52. К. Сексология и сесопатология: Пер. с польск. -М.: Медицина, 1986. -424с.
  53. Д.Н. Об особенностях сексуальности подростков мужского пола, больных шизофренией // Актуальные вопросы сексопатологии. -М.: НИИП, 1986. -с.104−106.
  54. Д.Н., Александрова Н. В. Роль семьи в половом воспитании дошкольников // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. -Л.: ЛПМИ, 1978. -с.102−112.
  55. Д.Н., Каган В. Е. Отклоняющееся полоролевое поведение у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. -М.: Медицина, 1981.-c.118.
  56. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. -Л.: Медицина, 1988. -156с.
  57. Д.Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. -Л.: Медицина, 1986. -336с.
  58. В.Е. Воспитателю о сексологии. -М.: Педагогика, 1991. -254с.
  59. В.Е. Половое воспитание девочки в семье. -М.: Советский спорт, 1990. -48с.
  60. Ф.С. Многообразие сексуального поведения. -М.: Артания, 1995. -352с.
  61. О.Н., Можайцева А. Г., Гончаров В. К. и др. Содержание половых стероидных гормонов в крови у больных хроническим алкоголизмом // Актуальные вопросы сексопатологии. -М.: НИИП, 1986. -с. 42−43.
  62. Н.В. Становление регулирующих звеньев половой системы в антенатальном онтогенезе // Акушерство и гинекология. -1983. -№ 7. -с. 10−12.
  63. М.В., Прохоров А. В. Введение в математическую статистику. -М.: Изд-во МГУ, 1987.-262с.
  64. Д.В. Беседы о половом воспитании. -М.: Педагогика, 1986. -160с.
  65. Я.Л., Мелтсас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников// Вопросы психологии. -1985. -№ 3. -с.165−171.
  66. Кон И. С. Введение в сексологию. -М.: Медицина, 1988. -320с.
  67. Кон И. С. На стыке наук // Вопросы философии. -1981. -№ 10. -с.47−55.
  68. Кон И. С. Надо ли бояться порнографии // Столица. -1991. -№ 6. -с.57−60.
  69. Кон И.С. О русском сексе // Столица. -1991а. -№ 11,12. -с. 111−114, 122−124.
  70. Кон И. С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. -367с.
  71. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. -1981а. -№ 2. -с.47−57.
  72. Кон И. С. Психосексуальное развитие и половая социализация // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. -Л.: ЛПМИ, 1978а. -с.113−122.
  73. Кон И. С. Ребенок и общество. -М.: Наука, 1988а. ~269с.
  74. Кон И. С. Сексология // БМЭ. -М., 1984. -Т.23. -с. 190.
  75. В.Д., Лапик В. М. Психология и гигиена пола. -М.: Медицина, 1971.-175с.
  76. М.Н., Козырева И. А. и др. Сексуальные противоправные действия, место пьянства и алкоголизма при них по материалам судебно-психиатрической практики // Актуальные вопросы сексопатологии. -М.: НИИП, 1986.-с. 121−122.
  77. С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чешек. М.: Медицина, 1991. -336с.
  78. В.В. Системный подход к диагностике и коррекции нарушений сексуального здоровья // Актуальные вопросы сексопатологии. -М.: НИП психиатрии, 1986. -с.7−8.
  79. Я., Тийт Э. А. Некоторые закономерности формирования семьи // Проблемы стабильности брака. -Тарту: Тарт. ин-т, 1980. -с.3−8.
  80. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте: Пер. с чешс. -Прага: Авиценнум, 1984. -335с.
  81. Лев-Старович 36. Секс в культуре мира: Пер. с польск. -М: СП «Интербук», 1991. -с.164−165.
  82. Л.М. Человек любящий. Размышления о природе пола. -Пермь: Кн. изд-во, 1973. -214с.
  83. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л.: Медицина, 1977. -208с.
  84. Е. Проблемы сексуальной педагогики // Вестник воспитания. -1904. -№ 1. -с.30−37.
  85. И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л., 1987. -27с.
  86. И.И. Культурно-исторические аспекты психологии пола // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. -Л.: ЛПМИ, 1986. -с.21−25.
  87. И.И. Структура полоролевого репертуара и формирование личности ребенка // Психиатрические аспекты педиатрии. -Л.: ЛПМИ, 1985. -с.91.
  88. М. Цвет вашего характера. -М.: Вече, Персей, ACT, 1996. -400с.
  89. А.С. Книга для родителей. -М.: Педагогика, 1988. -300с.
  90. Е.Д. Гармония семейной жизни: о гигиене пола. -Ставрополь: Кн. изд-во, 1985. -223с.
  91. Е.Д., Ахвердов А. Г. Уроки семейной жизни. -Ставрополь: Кн. изд-во, 1987. -268с.
  92. М.С. Современная американская семья как объект эмпирических исследований // США глазами американских социологов: В 2-х кн. -кн.1. -М.: Наука, 1982. -264с.
  93. М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. -М.: Наука, 1989. -112с.
  94. Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал. -1993. -№ 6. -с.110−118.
  95. И.И. Этюды о природе человека. -М.: Изд-во АН СССР, 1961.-289с.
  96. Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. -JL: ЛПМИ, 1978. -с.75−86.
  97. А. Половая жизнь ребенка. -М.: НПО «Образование», 1994. -272с.
  98. В.В. Очерки половой психологии. -Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1977. -64с.
  99. В.В. Психология сексуальной безнравственности. -Сыктывкар: Общ-во психологов СССР. Коми респуб. отд-ние, 1990. -224с.
  100. В.В., Обросов И. Ф. Медицинская и педагогическая сексология. -Пермь: Б. и., 1992. -226с.
  101. Н.И. Формирование нравственных основ межличностных отношений старшеклассников при подготовке к семейной жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1991. -22с.
  102. Р. Вопросы пола: Пер. с нем. -М.: Медгиз, 1960. -72с.
  103. К. Психология влечений человека. -М.: Прогресс, 1972. -248с.
  104. Общая сексопатология / Под ред. Г. С. Васильченко. -М.: Медицина, 1977. -487с.
  105. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р.Б. Стер-киной. -М.: Педагогика, 1990. -150с.
  106. В.И. Формирование профессиональной готовности студентов педвузов к воспитанию будущего семьянина: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990. -16с.110а. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Наука, 1971.-351с.
  107. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. -М.: Изд-во МГУ, 1983.-176с.
  108. В.Ф. Психосемантика сознания. -М.: Изд-во МГУ, 1988. -207с.
  109. И.П. О половом воспитании детей и подростков. -Минск: Нар. асвета, 1990. -159с.
  110. Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1985. -19с.
  111. Понделичкова-Машлова Я., Понделичек И. Откровенном о половом воспитании: Пер. с чешс. -Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981. -170с.
  112. М. Помощь трудным детям. -М.: Прогресс, 1987. -424с.
  113. А.Г. Половые гормоны и дифференциация мозга. -Киев: Наук, думка, 1982. -251с.
  114. Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. -1987. -№ 2. -с.158−165.
  115. Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. -1984. -№ 4. -с.62.
  116. Т.А. Психологическая характеристика группы детского сада: Автореф. дис. доктора пед. наук. -М., 1989. -33с.120а. Решетняк Ю. Деликатная тема.// Медицинская газета. -1985. 5 мая.
  117. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996. -529с.
  118. О. «Грехопадение» Терпсихоры // Искусство Ленинграда. -1991. -№ 4. -с.49−54.
  119. В.М. Природа сексуальности // Вопросы философии. -1993. -№ 4. -с.79−88.
  120. В.М. Родителям о половом воспитании. -Красноярск: Кн. изд-во, 1988.-51с.
  121. А. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. -1988. -№ 2. -с.44−52.
  122. A.M. Неврозы. -М.: Медицина, 1982. -366с.126а. Сексопатология: Справочник / Под. ред. Г. С. Васильченко. -М.: Медицина, 1990.-c.576.
  123. Н.А. Вопросы полового воспитания // Половой вопрос. -М.: Наука, 1925. -с.17−23.
  124. Н.А. К вопросу о половом воспитании // Известия ЦИК. -1925. -№ 109.
  125. Семья в кризисном обществе. -М.: Ин-т социологии РАН, 1993. -94с.
  126. Семья в Российской Федерации в 1993 году: Статистический сборник / Госкомстат России. -М., 1994. -429с.
  127. Семья и общество. -М.: Наука, 1982. -128с.
  128. О.С., Эткинд A.M. Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи // Вопросы психологии. -1991. -№ 3. -с.85.
  129. Н. Диктатура, секс и коллективизация быта // Вестник высшей школы. -1992. -№ 2. -с.58−60.
  130. В.И. Полоролевая дифференциация брачно-семейных ориентации старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Минск, 1990. -22с.134а. Смелзер Н. Социология. М.: Аспект Пресс, 1994. — 688с.
  131. Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности. -М.: НИИОП АПН СССР, 1981.-с. 15−21.
  132. Г. Н. Общие основы полового воспитания. -М.: Наука, 1930. -183с.
  133. В.Г. Психология трудных школьников. -М.: Издат. центр «Академия», 1996.-320с.
  134. В.А. Пол // БСЭ. -М., 1975. -Т.20. -с.171−174.
  135. Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. -429с.- 164 140. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. -Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1985. -221с.
  136. Е.Я. Взаимодействие семьи и школы в подготовке старшеклассников к семейной жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1989. -20с.
  137. Ю., Тавит А. Влияние родительского дома на формирование идеалов брака у детей // Стабильность и качество брака. -Тарту: Тарт. ин-т, 1982. -с.13.
  138. А.Ю. Роль родителей в обеспечении благополучия брака детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Тарту, 1989. -17с.
  139. Л.Г. Педагогические основы повышения квалификации учителей по проблеме этики и психологии семейных отношений: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1989. -18с.
  140. Р. Секс в истории. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. -400с.
  141. А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров // Русский физиологический журнал. -1923. -№ 1−3. -с.31−45.
  142. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности: Пер. с нем. -Минск: «Промед», 1993.-164с.
  143. Н.З. Половые нарушения у мужчин при хронической алкогольной интоксикации // Актуальные вопросы сексопатологии. -М.: НИИП, 1986. -с. 43−45.
  144. М.М. Экспериментальная патология высшей нервной деятельности. -М.: Медицина, 1978. -367с.
  145. Холл 3. Последствия сексуальных и психологических травм детства // Психологический журнал. -1992. -№ 5. -с.120−129.
  146. А.Г. Разговор на трудную тему. Заметки о половом воспитании. -М.: Педагогика, 1970. -61с.
  147. А.Г., Богданович Л. А., Шибаева А. Н. Продолжим разговор на трудную тему. -М.: Педагогика, 1973. -159с.-165 153. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. В семье сын и дочь: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1985. -240с.
  148. Е.В. Психологические трудности межличностного общения. -Киев: Политиздат. Украины, 1986. -с.54−55.
  149. А.С., Мискевич Э. Я. Откровенный разговор. -J1.: Знание, 1965. -64с.
  150. В. Кто завтра закажет музыку // Диалог. -1991. -№ 11. -с.25−32.
  151. П., Виберг Б. Длительный эффект внешнего контакта матери и ребенка в течение первых часов после родов // Ежегодник по педиатрии, 1979: Пер. с англ. -М.: Медицина, 1981. -536с.
  152. А.Н. Гигиенические вопросы в половом воспитании детей дошкольного возраста. -М.:ИСПМЗ СССР, 1966. -19с.
  153. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические обоснования и психодиагностические возможности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -158с.
  154. Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Психология подростка. Хрестоматия. -М.: Росс. пед. агенство, 1997, -с.33−63.
  155. В.И. Половое воспитание детей. —Л.: Знание, 1988. -16с.
  156. Я. Элементарные понятия социологии.-М.: Педагогика, 1969. -с.51.
  157. Е.П. Математико-статистические методы научного исследования. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. -46с.
  158. Е.П. Функциональная структура воли. -Омск: «Спринт», 1990. -256с.
  159. Э.Х. Детство и общество. -М.: Прогресс, 1996. -340с.
  160. В.Л. Нарушения влечений в подростковом возрасте // Актуальные вопросы сексопатологии. -М.: НИИП, 1986. -с.69−71.
  161. Юнг К. Г. Значение отца в судьбе отдельного человека // Психоанализ детской сексуальности: Пер. с нем. СПб.: Союз, 1997. -с.185−206.
  162. Юнг К. Г. Конфликты детской души. -М.: Канон, 1994. -с.5−41.
  163. Л.Я. Сексология и ее задачи. // Врачебная газета. -1928. -№ 13/14. -с.933−940.
  164. Л. Письма Новерру, или сценическая история «Спартака» и критика критики // Искусство Ленинграда. -1991. -№ 4. -с.58−64.
  165. А. На пути к зрелости. -М.: Профиздат, 1992. -128с.
  166. Bandura A. Social learning theory of identificatory processes. -In. Goslin D.A. (ed.) Handbook of socialization theory and research. -Chicago, 1969. -p.213−263.
  167. Brecher E.M. The sex researchers. -London, 1970. -p.354.
  168. Freud S. New introductory lectures on psycho-analysis. -Standard Edition ., London, 1964. -vol.22, -p.5−182.
  169. Gebhard P.H., Jonson A.B. Kinsey data: marginal tabulations of the 1938−1963 interviews conducted by the Institute for Sex Research. -Philadelphia. 1979. -642p.
  170. Gessell A., Sig F., Infant and child in culture of today. -London, 1943.
  171. Harlow H.F. Love in infant monkeys // Scient. Amer. -1959. -v.200. -p.68−74.
  172. Harlow H.F., Harlow M.K. Social deprivation in monkeys // Scient. Amer. -1962. -v.207. -p.137−149.
  173. Kanner L. Child psychiatry. -Springfield. 1972.- 167 182. Kinsey А.С., Pomerow W.B., Martin C.E. Sexual behavior in the human male. -Philadelphia, 1948. -804p.
  174. Kinsey A.C., Pomerow W.B., Martin C.E., Gebhardt P. Sexual behavior in the human female. -Philadelphia, 1953. -842p.
  175. Malinowski B. Sex and repression in savage siciaty. -New York, 1927. -25 lp.
  176. Money J. Phyletic and idiosyncratic determinants of gender identity. // Danish med. Bull. -1972. -vol.8, -p.259.
  177. Slaby R.G., Frey K.S. Development gender constancy and selective attention to same sex models. // Child Devel. -1975. -vol.46, -p.849−856.
  178. Thompson C.K. Gender labels and early sex-role development. // Child Devel. -1975.-vol.46, -p.339−347.
  179. Thompson C.K. Psychoanalysis: Evolution and Development. New York, Her-mitade, 1950.
  180. Under R.K. Towards a redefinition of sex and gender. // Amer. Psyhol. -1979. -vol.34.-p.1085−1094.
Заполнить форму текущей работой