Автоматизация процесса подготовки персонала промышленных предприятий с применением модели профессионального сообщества с грид-архитектурой
В третьей главе разрабатывается методика применения профессионального сообщества на базе грид-архитектуры для процесса подготовки и переподготовки персонала. Определяются принципы построения, формирования и существования профессионального сообщества. Описывается алгоритм создания нового и модернизации существующего контента членами профессионального сообщества. Разработан метод внедрения… Читать ещё >
Содержание
- 1. Анализ проблем подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий в условиях активного внедрения инноваций в производственный процесс
- 1. 1. Проблемы подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий в инновационной среде
- 1. 2. Анализ информационно-коммуникационных технологий, применяемых при подготовке и переподготовке персонала промышленных предприятий
- 1. 2. 1. Технологии обучения с использованием сети Интернет
- 1. 2. 2. Мобильные технологии
- 1. 2. 3. Грид-технологии
- 1. 3. Виды программных продуктов применяемых при технологии дистанционного обучения
- 1. 3. 1. Стандарты и спецификации, применяемые при разработке электронных образовательных ресурсов
- 1. 3. 2. Анализ характеристик программных продуктов, применяемых при технологии дистанционного обучения
- 1. 4. Роль электронных образовательных ресурсов в системе подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий
- 1. 5. Развитие системы подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий на основе модели профессионального сообщества
- Выводы по первой главе
- 2. Использование концепции грид-архитектуры в процессе подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий
- 2. 1. Использование грид-архитектуры для организации процесса подготовки или переподготовки персонала промышленных предприятий
- 2. 2. формализованноЕ описания базовой грид-службы
- 2. 3. формализованное описание ресурсной единицы грид-службы
- 2. 4. Формализация процесса создания теоретического раздела учебного модуля
- Выводы по второй главе
- 3. Разработка методики организации профессионального сообщества на базе грид-архитектуры в процессе подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий
- 3. 1. Формирование концепции профессионального сообщества
- 3. 2. Метод включения персонала в профессиональное сообщество
- 3. 3. Использование мобильных устройств для проведения подготовки персонала с использованием грид-архитектуры
- Выводы по третьей главе
- 4. Разработка программного комплекса для системы подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий на основе открытых программных кодов игрид систем
- 4. 1. Анализ программного обеспечения для вычислений в гриде
- 4. 1. 1. Globus Toolkit
- 4. 1. 2. UNICORE
- 4. 1. 3. gLite
- 4. 2. Анализ методов построения мобильных
- 4. 1. Анализ программного обеспечения для вычислений в гриде
- приложений
- 4. 3. Разработка концептуальной схемы данных для системы подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий
- 4. 3. 1. Подсистема формирования учебных курсов
- 4. 3. 2. Подсистема инициализации
- 4. 3. 3. Подсистема тестирования
- 4. 3. 4. Модель подсистемы отчетов
- 4. 3. 5. Структура базы данных
- 4. 4. Разработка учебно-методического наполнения в виде электронных образовательных ресурсов для процесса подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий
- 4. 4. 1. Разработка ЭОР лекционного типа
- 4. 4. 2. Разработка ЭОР практического типа
- 4. 4. 3. Разработка ЭОР коммуникационного типа
- 4. 5. Экспериментальная проверка эффективности системы подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий
- 4. 3. Разработка концептуальной схемы данных для системы подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий
- Выводы по четвертой главе
Автоматизация процесса подготовки персонала промышленных предприятий с применением модели профессионального сообщества с грид-архитектурой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современные темпы развития технологий и науки невозможно поддерживать и эффективно внедрять их разработки, не проводя системных изменений в практическую реализацию этих достижений. Современная рыночная экономика стимулирует производителей продукции интенсивно выводить новые продукты на рынок, предлагать инновационные решения. Только в таких условиях предприятия могут стать конкурентоспособными. Такие жесткие условия определяют процесс работы предприятия от организации труда и менеджмента до сбыта продукции и маркетинга.
С точки зрения управления персоналом на промышленных предприятиях высокие темпы внедрении новых производственных методов и подходов вынуждают ускорять процессы подготовки и переподготовки кадров. Но скорость подготовки при этом не должна быть тем фактором, который снижает уровень качества этого процесса. Ведь чем более сложные системы внедряются на предприятии, тем более комплексными знаниями и умениями должен обладать персонал, который будет работать с этими системами. Недостойно только теоретических материалов, нужно понимание процесса, работа с моделями, отработка различных штатных и нештатных ситуаций, необходима оперативная справочная поддержка прямо на рабочем месте. Сталкиваясь с такими вызовами, становится очевидно, что традиционными методами подготовками и переподготовки персонала крайне трудно добиться таких глубоких знаний и умений. Посещения учебного центра дорого обойдутся предприятиям: именно на плечи предприятий ложится бремя оплаты времени потраченного сотрудником на переподготовку. В это время сотрудники полностью или практически полностью выключаются из производственного процесса и соответственно они не могут приносить доход. Другой не мене важно проблемой становится подготовка, распространение и модернизация обучающего контента. Те же самые предпосылки’требуют ускорения этих процессов, повышения качества материала, доступности широчайшим категориям лиц. Традиционная ориентация на единого автора контента в таких условиях сильно замедляет процесс его модернизации, усложнят распространение, не дает возможностей для адаптаций.
Предметом исследования являются методы, модели и задачи управления подготовкой и переподготовкой персонала промышленных предприятий в системе корпоративного дистанционного обучения.
Объектом исследования являются процессы подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий.
Цель работы — повышение эффективности подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий путем разработки обучающей среды, адаптированной под мобильные устройства, в виде автоматизированной системы дистанционного обучения с поддержкой профессионального сообщества и применением грид-архитектуры.
Задачи работы:
• Анализ методов и технологий дистанционного обучения применяемых для организации процесса подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий.
• Разработка требований и принципов построения виртуальной модели профессионального сообщества с грид-архитектурой для реализации процесса подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий;
• Разработка формализованного описания базовой грид-службы и ресурсных единиц, как составных частей грид-инфраструкту ры;
• Разработка базы данных учебных курсов;
• формализация метода коллаборативной фильтрации обучающего контента в виртуальной модели профессионального сообщества;
• Программная реализация и экспериментальная проверка в реальном процессе переподготовки персонала промышленных предприятий предлагаемых и разрабатываемых положений.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы и интернет-ресурсов, практических результатов по управлению процессами подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий;
2. Анализ методов распределенных вычислений, а также анализ современных коммуникационных технологий с целью поиска и построения эффективного метода коммуникаций с персоналом и обеспечения ресурсных мощностей для реализации системы;
3. Методы экспертного оценивания, теории систем и случайных процессов.
Научную новизну исследований составляет методы и модели автоматизации процесса подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий, направленные на повышение уровня и качества подготовки персонала посредством:
• специализированной программной среды основанной на виртуальной модели профессионального сообщества и грид-архитектуры;
• алгоритма создания учебного контента, отличающейся предложенными методами коллаборации процесса создания контента членами профессионального сообщества и социальной модерации вносимых изменений.
• методики оперативной справочной поддержки персонала на рабочих местах, с применением распределенных вычислений на базе грид-архитектуры и модели виртуального сообщества;
Практическая значимость. Научные результаты, доведены до практического использования в системе переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров для промышленных предприятий.
При организации процесса переподготовки сотрудников ООО «СпецТрансСервис» применение предложенных методов и средства автоматизации процесса подготовки персонала соответствующее программное обеспечение позволило сократить временные затраты на переподготовку кадров. Качество выполняемых работ, скорость их проведения и количество часов работы без обращения в сервисный центр также повысилось.
Положения, выносимые на защиту:
• Логическая структура виртуальной модели профессионального сообщества, построенная на основе концепции грид-архитектуры информационно-вычислительных систем;
• Алгоритм использования, редактирования и создания учебного контента членами профессионального сообщества, отличающейся предложенными методами коллаборации процесса создания контента членами профессионального сообщества и социальной модерации вносимых изменений;
• Концептуальная модель базы данных подсистемы формирования учебных курсов;
• Методика оперативной справочной поддержки персонала на рабочих местах, с применением распределенных вычислений на базе грид-архитектуры и модели виртуального сообщества;
Апробация работы.
Теоретические и практические результаты диссертационной работы обсуждались и докладывались:
• 67−70 научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ;
• 7-й международной конференции «Information and telecommunication technologies in intelligent systems», 2010 год;
• международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании», г. Екатеринбург, 2012 год.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ, отражающих основные результаты исследования. В том числе 4 в журналах ВАК.
Внедрение результатов диссертационной работы подтверждено актами Центра транспортного обеспечения ГУ МВД РФ по г. Москве и ООО «СпецТрансСервис».
Краткое содержание глав.
В первой главе производится анализ существующих систем дистанционной подготовки. Определяются основные проблемы процесса подготовки и переподготовки кадров, с которыми сталкиваются современные предприятия, активно внедряющие инновации. На основе анализа процессов подготовки персонала построена эволюционная схема этого процесса от обучения в центре профессиональной подготовки до построения профессионального сообщества. Дан обзор возможностей применения мобильных устройств для доступа к профессиональному сообществу. Определены требования и возможности применения электронных образовательных ресурсов для построения высокоэффективной системы дистанционного обучения.
Во второй главе определяются возможности и преимущества применения грид-архитектуры в процессе подготовки и переподготовки персонала на промышленных предприятиях. Описаны компоненты грид и разработано формализованное описание базовой грид-службы. Выявлены широкие возможности использования персональных компьютеров и мобильных устройств на предприятии для реализации вычислительных грид системы. Произведено математическое моделирование процедур тестового контроля.
В третьей главе разрабатывается методика применения профессионального сообщества на базе грид-архитектуры для процесса подготовки и переподготовки персонала. Определяются принципы построения, формирования и существования профессионального сообщества. Описывается алгоритм создания нового и модернизации существующего контента членами профессионального сообщества. Разработан метод внедрения персонала в профессиональное сообщество и описан процесс взаимодействия с отделом по управлению персоналом. Разработана схема бизнес-процесса подготовки и переподготовки персонала на промышленных предприятиях в среде профессионального сообщества. Предложено использование мобильных устройств в грид-среде для получения обучающих материалов независимо от доступности учебного центра и разработан метод их использования в качестве терминала для оперативной справочной поддержки на предприятии и отображения сложных моделей, обсчитанных в грид-среде.
В четвертой главе проводится анализ программного обеспечения для вычислений в гриде. Производится анализ методов построения мобильных приложений. Выявлены три основных подхода к разработке мобильных предложений, дается их сравнительная оценка. Разработана модель базы данных для реализации системы дистанционного обучения. Разрабатываются электронные образовательные ресурсы на примере подготовки операторов автомобильных кранов.
Общий объем диссертационной работы — 134 страницы, она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 105 источника.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
Данное диссертационное исследование позволило сформулировать следующие результаты:
1. Проведен анализ технологий и методов дистанционного обучения применяемых для организации процесса подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий. Анализ существующих возможностей предприятий для распределенных вычислений на базе грид-архитектуры выявил большой потенциал данной формы решения ресурсоемких вычислительных задач;
2. Разработано формализованное описание основных структурных компонентов грид-системы: базовой грид-службы, ресурсных единиц в виде группы настольных ПК предприятия;
3. Разработана функционально-логическая структура виртуальной модели профессионального сообщества;
4. Предложены методы и технологии повышения мобильности процесса подготовки и переподготовки персонала промышленных предприятий, позволяющие реализовать гибкую и географически независимую систему подготовки персонала, а также оперативную справочную поддержку на рабочих местах, за счет применения распределенных вычислений на базе грид-архитектуры и построения модели виртуального сообщества.;
5. Разработан алгоритм использования, редактирования и создания учебного контента членами профессионального сообщества, отличающийся предложенными методами коллаборации процесса создания контента членами профессионального сообщества и методом социальной модерации вносимых изменений;
6. Разработана база данных для подсистемы формирования учебных курсов с учетом функциональных возможностей виртуального сообщества и грид — архитектуры;
7. Разработанная обучающая среда, методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в ООО «СпецТрансСервис», Центре транспортного обеспечения ГУ МВД РФ по г. Москве. Внедрение результатов работы позволило повысить уровень и качество усвоения материала, благодаря удобству и мобильности организации процесса обучения.
Список литературы
- Автоматизация мониторинга состояния среды промышленных предприятий / Остроух A.B. и др. // «Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика». Журнал. ООО издательство «Научтехлитиздат», 2007, № 2. 11 с.
- Адаптивные технологии переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников предприятий с использованием системы «СОТА» / Строганов В. Ю. и др. М., 2004. 22 е.: 6 ил. Рус. Деп. в ВИНИТИ 09.04.2004. № 592-В2004.
- Алексеенко В. Б. Организация и управление промышленным предприятием. М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2005. 96 с.
- Андронов А. В., Косилов Н. А., Меркулов А. М., Петриков П. А., ПРОЕКТИРОВАНИЕ БЕСПРОВОДНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ С ЗАДАННЫМ КАЧЕСТВОМ ОБСЛУЖИВАНИЯ// Качество. Инновации. Образование., Фонд «Европейский центр по качеству», 2012, № 3. С. 76−78
- Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. 616 с.
- Демичев А.П., Ильин В. А., Крюков А. П. Введение в грид-технологии // Препринт НИИЯФ МГУ 2007 — 11/832, С. 17−35.
- K.G. Jeffery, «Next Generation Grids for Environmental Science,» Environmental Modelling & Software, vol. 22, no. 3, 2007, pp.281−287.
- Батяев А. А. Идеальный персонал. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации. М.: Альфа-Пресс, 2007. 176 с.
- Вениаминов Е. М. Алгебраические методы в теории баз данных и представлении знаний, 2003. 184 с.
- Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем и системный анализ. М.: Юрайт, 2012. 688 с.
- Гуревич К. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов // Профессиональная пригодность и принцип деления профессий. СПб.: Питер, 2001. С. 63−73.
- A.J. Chakravarti, G. Baumgartner, and M. Lauria, «The Organic Grid: Self-Organizing Compu-tation on a Peer-to-Peer Network,» IEEE Trans. Systems, Man, and Cybernetics Part A: Systems and Humans, vol. 35, no. 3, 2005, pp. 373−384.
- Деражне Ю.П. Открытое обучение: Монография. M.: ВИПЦ профориентации, 2002. 87 с.
- Дубейковский В. И. Эффективное моделирование с CA ERwin Process Modeler (BPwin- AllFusion Process Modeler). M.: Диалог-МИФИ, 2009. 384 с.
- Дырин С. П. Российская модель управления персоналом в условиях промышленного предприятия. СПб.: Питер, 2006. 224 с.
- Звезда JI.M. Компетентностный подход в управлении развитием кадрового потенциала муниципальной образовательной системы: Дисс. канд. пед. наук. Тирасполь, 2004. 246 с.
- Sajjad et al., «A Component-Based Architecture for an Autonomic Middleware Enabling Mo-bile Access to Grid Infrastructure,» Proc. Embedded and Ubiquitous Computing Workshops (EUC 2005), LNCS 3823, Springer, 2005, pp. 1225−1234.
- Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. Омск, 2003. 54 с.
- Иванова Е. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов // Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров. СПб.: Питер, 2001. С. 92−102.
- А.К. Кирьянов и Ю. Ф. Рябов, «Введение в технологию Грид», Учебное пособие, ПИЯФ РАН, 2006. 22−29 с.
- Каширин И. Ю., Крошилин А. В., Крошилина С. В. Автоматизированный анализ деятельности предприятия с использованием семантических сетей. М.: Горячая Линия — Телеком, 2011. 140 с.
- Корсакова Т.А., Рябикин АЛ. Основы компьютерной графики. Учебное пособие. М.: Московский экономический институт. Современное образование, 2005. 96 с.
- Корсакова Т.А., Рябикин А. Л. Применение языка HTML для создания Web-документов. Учебное пособие. М.: Школа-вуз Современное образование, 2005. 83 с.
- M.Ellert et al., «Advanced Resource Connector middleware for lightweight computational Grids». Future Generation Computer Systems 23 (2007) 219 240.
- Sajjad et al, «AutoMAGI—An Autonomic Middleware for Enabling Mobile Access to Grid Infrastructure,» Proc. Joint Int’l Conf. Autonomic and Autonomous Systems and Int’l Conf. Network-ing and Services (ICAS-ICNS 2005), IEEE CS Press, 2005, pp. 73−79.
- Кулагин Б. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов // Анализ профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2001. С. 103−119.
- Лабзунов П. П. Управление затратами на промышленных предприятиях России. М.: Экономика, 2005. 224 с.
- Лейбович А.Н. Белые пятна научного обеспечения развития образования. М., Образовательная политика, 2006, № 4. С. 9−12.
- Магура М. И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала. Подготовка и проведение аттестации. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. 176 с.
- Маклаков С. В. BPwin и ERwin. CASE средства разработки информационных систем. М.: Диалог-МИФИ, 2000. 256 с.
- Меркулов А. М., Обучение при помощи мобильных устройств новая парадигма электронного обучения // Молодой ученый, 2012, № 3, Т.1. С. 53−57.
- Меркулов A.M., Петриков П. А., Исмаилов М. И., Остроух A.B., ОБУЧЕНИЕ ПРИ ПОМОЩИ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГРИД-ТЕХНОЛОГИЙ // В мире научных открытий, издательство «Научно-инновационный центр», 2012, № 5. С. 194−204
- Модульно-компетентностный подход и его реализация в средней профессиональном образовании. / Под общ. ред. д.п.н., профессора A.A. Скамницкого. М., 2006. 276 с.
- Патаракин Е.Д., «Сетевые сообщества и обучение», М., ПЕР СЭ, 2006, 68 с.
- Новиков A.M. Построение системы непрерывного профессионального образования. М., 2000.
- Остроух А. В., Суркова Н. Е. Методы проектирования информационных систем. Учебное пособие. (Гриф УМО). М.: РосНОУ, 2004. 144 с.
- Остроух А. В. Опыт разработки электронных образовательных ресурсов нового поколения для дистанционной технологии обучения. Красноярск: В мире научных открытий. НИЦ, № 9 (21), 2011. С. 149−158
- Остроух А. В., Суркова Н. Е. Электронные образовательные ресурсы в профессиональном образовании (Монография) ISBN 978−3-8433−2216−4. Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing., 2011. 184 c.
- Опыт разработки и использования электронных образовательных ресурсов нового поколения для дистанционной технологии обучения / Остроух. А. В. и др. М., Научный вестник МГТУ ГА, № 141, 2009. С. 179−187.
- Остроух А. В., Толкаев Е. Ю. Опыт использования LMS MOODLE для создания системы дистанционного обучения. М.: Информационные технологии управления в автотранспортных системах: Сборник научных трудов факультета «Управление», МАДИ (ГТУ), 2008. С. 207 212.
- Переверзев М. П., Логвинов С. И., Логвинов С. С. Организация производства на промышленных предприятиях. М.: Инфра-М, 2010. 336 с.
- Parkin М., Van den Burghe S., Corcho О. et al. The knowledge of the grid: A grid ontology //Proc. of the 6-th Cracow Grid Workshop. — 2006. — P. 111—118.
- Петриков П. А., Подходы к разработке учебных материалов для дистанционного обучения // Молодой ученый, 2012, № 2, Т.1. С. 59−62.
- Петров М.Б., Петриков П. А., Пшеничный Д. А., Меркулов А. М., Эффективность и живучесть программных средств облачных нанопроцессорных систем // Качество. Инновации. Образование., Фонд «Европейский центр по качеству», 2012, № 2. С. 82−84.
- Пирогов В. Ю. Информационные системы и базы данных. Организация и проектирование. СПб.: БХВ-Петербург, 2009. 528 с.
- Почебут JI. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов // Оценка персонала организации. СПб.: Питер, 2001. С. 292−306.
- Said М., Kojima I. S-MDS: Semantic Monitoring and Discovery System for the Grid // Journal of Grid Computing. — 2008. —Vol. 7, N 2. —P. 205— 224.
- Путилин А. Б., Юрагов Е. А. Компонентное моделирование и программирование на языке UML. Практическое руководство по проектированию информационно-измерительных систем. М.: НТ Пресс, 2005. 664 с.
- Пчелкина М. Информационные технологии в управлении предприятием // Внедрение информационной системы на предприятии с проектным типом производства. М.: Три квадрата, 2004. С. 46−49.
- Патаракин Е.Д., «Социальные взаимодействияи сетевое обучение 2.0»,// «Современные технологии в образовании и культуре», 2009, 68 с.
- Строганов В.Ю., Алексахин С. В., Николаев А. Б. Развитие системы дистанционного обучения // Научно методический и информационно-аналитический журнал: «Человеческие ресурсы». Саратов, 2002. С. 1012.
- Строганов В.Ю., Николаев А. Б., Саркисова И. О. Организация адаптивного тестового контроля // Моделирование и оптимизация в управлении: Сб. науч. тр. М., МАДИ (ГТУ), 2004. С. 12−19.
- Строганов В.Ю. Формализованная модель учебного плана. // Научный вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. № 25, серия «Информатика». М.: МГТУ ГА, 2000. С.83−88.
- Строганов В.Ю., Николаев А. Б., Евстратова И. А., Иванова JI.B. Формализованное описание методической адаптивности с использованием аппарата цепей Маркова. Сб. науч. тр. М., МАДИ (ГТУ), 2003.
- Трайнев В. А., Гуркин В. Ф., Трайнев О. В. Дистанционное обучение и его развитие. М.: Дашков и Ко, 2012. 296 с.
- Фихман Ю. Н. Система менеджмента качества на промышленном предприятии (по стандарту ИСО 9001:2000). Пособие по разработке систем. М.: НТК «Трек», 2011. 216 с.
- Формализованное описание методической адаптивности с использованием аппарата цепей Маркова / Строганов В. Ю. и др. Сб. науч. тр. М., МАДИ (ГТУ), 2003.
- Фрост Рэймонд, Дей Джон, Крейг Ван Слайк. Базы данных. Проектирование и разработка. М.: НТ Пресс, 2007. 592 с.
- Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетенции и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции. Красноярск, 2003. С. 41−44.
- Мельникова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. 432 с.
- Kim, S.H., Mims, С., & Holmes, К.P. (2006). An introduction to current trends and benefits of mobile wireless technology use in higher education. AACE Journal, J4(1), 87−100.
- Эмблер Скотт В., Садаладж Прамодкумар Дж. Рефакторинг баз данных. Эволюционное проектирование. М.: Вильяме, 2007. 368 с.
- Haider Kadhem Mushin—The Using of E-leaming Techniques to Improve the Medical Education ?, 3 rd international conference on Information and Communication Technologies: From Theory to Applications, ICTTA, 2008.
- Abdelmonim Awad Osman. Learning Management Systems (LMS). ISBN 978−3-8433−8373−8, 2011. 232 p.
- Albert K.W. Yeung, G. Brent Hall. Spatial Database Systems: Design, Implementation and Project Management (GeoJournal Library). ISBN 1 402 053 932, 2007. 564 p.
- Ali Jafari. Course Management Systems for Learning: Beyond Accidental Pedagogy. ISBN 1 591 405 122, 2005. 399 p.
- Anastasia Kitsantas, Nada Dabbagh. Learning to learn with integrative learning technologies (ILT): a practical guide for academic success. IAP, 2009. 178 p.
- Baljeet Dhaliwal. Assemble To Order Learning Management System. ISBN 978−3-6390−1548−5, 2010. 224 p.
- Blessing Adeoye. E-Learning Systems. ISBN 978−3-6391−7518−9, 2010. 164 P
- Brian Petersen. Measuring e-Learning Program Effectiveness. ISBN 978−38 383−6597−8, 2010. 256 p.
- Burcu Kor. Evaluation and efficiency of e-learning systems. ISBN 978−38 383−4886−5,2010. 128 p.
- Cesar Olavo de Moura Filho. Designing e-learning applications. ISBN 9783−8383−0414−4, 2010. 252 p.
- Colin Ritchie. Database Principles and Design. Florence, USA: Course Technology, Cengage Learning, ISBN 978−1-84 480−540−2, 2008. 412 p.
- D. R. Garrison, Terry Anderson, Randy Garrison. E-Learning in the 21st Century: A Framework for Research and Practice. ISBN 415 263 468, 2011. 184 p.
- Diemer Hugo. Industrial organization and management. ISBN 1 149 417 005,9781149417003, 2011. 207 p.
- Frederic P. Miller. Learning Management System. ISBN 978−6-1307−1177−1,2010. 68 p.
- Grete Netteland. E-learning for Change in a Large Organization. ISBN 9783−6391−5416−0, 2010. 272 p.
- Haitham El-Ghareeb. Evaluation of Service Oriented Architecture in e-Learning. ISBN 978−3-8383−5538−2, 2010. 176 p.
- Howard Hills. Individual Preferences in E-Learning. ISBN 566 084 562, 2003. 114 p.
- Ian H. Witten, Eibe Frank. Data Mining: Practical Machine Learning Tools and Techniques, Second Edition (Morgan Kaufmann Series in Data Management Systems). ISBN 120 884 070, 2005. 560 p.
- Jamal Douglas. Learning Management System «BLACKBOARD DESIGN». ISBN 978−3-6392−4116−7, 2010. 136 p.
- Jonathan Moore, Michael Churchward. Moodle 1.9 Extension Development. ISBN 1 847 194 249, 2010. 320 p.
- Lambert M. Surhone. CA ERwin Data Modeler, 2010.
- Lee Chao. Database Development and Management (Foundations of Database Design), ISBN 849 333 180, 2006. 92 p.
- Marta Lucia Zuluaga Cardona. Does System Dynamics Facilitate Learning in Resource Management? ISBN 978−3-6390−7247−1, 2010. 112 p.
- Michael R. Simonson. Teaching and learning at a distance: foundations of distance education. Merrill/Prentice Hall, 2003. 302 p.
- Nguyen Nhu. Ontology-based Elearning Management System. ISBN 978−38 383−4885−8, 2010. 60 p.
- Peter Rob, Carlos Coronel. Database Systems: Design, Implementation & Management. Florence, USA: Thomson Course Technology, ISBN 0−61 921 372−8, 2004. 824 p.
- Recep Serdar Balki. Learning Management System. ISBN 978−3-8383−61 680, 2010. 84 p.
- Robert J. Muller. Database Design for Smarties: Using UML for Data Modeling. ISBN 1 558 605 150, 2006. P. 46−48.
- Samarathunga L. M. A. D., Fernando W. M. D. E., Petrikov P. A. The design of XML database in fourth-party logistic (4PL). Lugano, Switzerland: Information and telecommunication technologies in intelligent systems, 2010. P. 46−48.
- Steven S. Skiena. The Algorithm Design Manual. ISBN 1 848 000 693, 2008. ' 736 p.
- Subramaniam Arunachalam. How to Make e-Learning System Accessible. ISBN 978−3-8433−8894−8, 2011. 92 p.
- William Rice. Moodle E-leaming Course Development. USA: Packt Publishing, ISBN 1 904 811 299, 2006. 256 p.
- Yefim Kats. Learning Management System Technologies and Software Solutions for Online Teaching: Tools and Applications. USA: Rivier College, 2010. 427 p.
- IBM developer Works Электронный ресурс. URL: http://www.ibm.com/developerworks/ru/library/lparoshina toolkits/index.html?S TACT=105AGX99&S CMP=GR01
- Классификация грид систем в практическом применении / Нгуен Хоай Ань, Доан Зуй Чунг, «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов», Курск, 2010 г.
- Three Pillar Global Электронный ресурс. URL: http://www.3pillarglobal.com/white-paper/mobile-web-vs-native-apps
- Д.М. Понизовкин. Построение оптимального графа связей в системах коллаборативной фильтрации // Программные системы: теория и приложения: электрон, научн. журн. 2011. № 4(8), с. 107−114. URL: http://psta.psiras.ru/read/psta201 1 4 107−114.pdf