Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование структуры познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейший в развитии человека, поэтому следует использовать его в полной мере для всестороннего развития личности. Однако, при формировании когнитивной сферы личности необходимо учитывать определенный темп психического развития, индивидуальный для каждого. В процессе работы над теоретической частью данного исследования, мы обнаружили недостаточное количество работ, посвященным проблеме… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА.
    • I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
      • 1. 1. Общая характеристика состояния проблемы познавательных способностей
        • 1. 1. 1. История проблемы познавательных способностей
        • 1. 1. 2. Научные подходы к изучению способностей в отечественной психологии
        • 1. 1. 3. Основные современные представления о развитии и формировании способностей в зарубежной психологии
      • 1. 2. Теоретический анализ проблемы структуры познавательных способностей
        • 1. 2. 1. Сущность системно-структурного подхода к исследованию психологической структуры способностей
        • 1. 2. 2. История изучения структуры способностей
        • 1. 2. 3. Изучение структуры отдельных познавательных процессов
        • 1. 2. 4. Исследование структуры познавательных способностей отечественными учеными на современном этапе
      • 1. 3. Изучение взаимовлияния темпов психического развития и структуры познавательных способностей
        • 1. 3. 1. Познавательные способности как важнейший показатель психического развития человека
        • 1. 3. 2. Исследования особенностей познавательных способностей учащихся с разными темпами психического развития
  • ГЛАВА.
    • II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ ТЕМПАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
      • 2. 1. Теоретико-методологические основы диагностики познавательного развития
      • 2. 2. Организация диагностического эксперимента
        • 2. 2. 1. Методика комплексного экспресс-тестирования структуры познавательных способностей у учащихся подросткового возраста
      • 2. 3. Методика формирования структуры познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития
        • 2. 3. 1. Теоретические основы коррекционно-развивающей работы по формированию способностей
        • 2. 3. 2. Основные принципы коррекционно-формирующей деятельности
        • 2. 3. 3. Условия формирования мотивации познавательной деятельности
        • 2. 3. 4. Организация коррекционно-развивающих занятий по формированию познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития
      • 2. 4. Исследование естественной динамики развития познавательных способностей у учащихся подросткового возраста
      • 2. 5. Экспериментальная проверка эффективности коррекционноразвивающих занятий по формированию структуры познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития
        • 2. 5. 1. Результаты формирования познавательных способностей у учащихся с замедленным темпом психического развития
        • 2. 5. 2. Результаты формирования познавательных способностей у учащихся со средним темпом психического развития
        • 2. 5. 3. Результаты формирования познавательных способностей у учащихся с опережающим темпом психического развития
      • 2. 6. Статистический анализ результатов эксперимента по исследованию познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития
  • ВЫВОДЫ

Исследование структуры познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди множества вопросов, касающихся определения места человека в системе отношений в окружающем мире, подготовки и переподготовки кадров, организации непрерывного образования выделился психологический вопрос каковы потенциальные возможности познавательных способностей человека, все ли «человеческие ресурсы» в полной мере используются при организации трудовой и учебной деятельности людей. Поэтому проблема способностей одна из наиболее сложных и значимых в психологии. Издавна ученых волновал вопрос о сущности способностей, их структуре, путях формирования и их роли в жизни человека. Еще в IV в. до н. э. Платон писал: «Пусть никто не будет одновременно литейщиком и плотником, ибо человеческая природа не может одновременно хорошо делать два искусства и две науки» [147]. Актуальность проблемы способностей не вызывает сомнения как в теоретическом, так и в практическом отношении. В отечественной психологии накоплен определенный позитивный опыт как в разработке основных теоретических предпосылок исследования данной проблемы (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, И. Лейтес, К. К. Платонов, В. И. Мясищев, В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин, В. П. Озеров), так и в конкретнопсихологическом изучении специальных способностей (В. А. Крутецкий, М. Г. Давлетшин, А. П. Линькова и др.). В результате исследования специальных способностей был получен большой фактический материал, который позволил создать первичное представление о структуре отдельных способностей. Вместе с тем пока не решены фундаментальные вопросы, связанные с раскрытием психологической сущности способностей, их детерминации, процесса и условий формирования. Решение этих вопросов зависит от консолидации сил исследователей, представляющих разные направления и концепции. Важно, чтобы разработка проблемы способностей шла по линии не противостояния различных подходов, а их сопоставления и взаимодополнения. К двум наиболее отчетливо выступающих в науке направлениям можно отнести деятельностный подход к проблеме способностей (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Л. А. Венгер) и направление, делающее акцент при изучении способностей на проблеме индивидуальных различий (Н. Лейтес, Е. А. Климов, Э. А. Голубева) [211]. Развитие сильных сторон каждого подхода помогло бы созданию единой теории детерминации и развития способностей. В психологии способностей на сегодняшний день существует ряд актуальных проблем [211]. Во-первых, это проблема возрастного подхода к способностям. Она в той или иной мере затрагивалась во всех традиционных концепциях, рассматривающих проблему психического развития (Г. Олпорт, А. Фрейд, Э. Эриксон и др.). Несмотря на существенные различия в понимании психического развития указанными исследователями, их объединяло рассмотрение развития как процесса индивидуального приспособления. В отличие от западных ученых, отечественные психологи понимают процесс развития как развитие способностей человека, а процесс возрастного развития рассматривается как реальность, на которой «произрастают» и формируются способности. Оптимально использовать возможности каждого возрастного этапа для развития способностей ребенка и подростка — актуальная практическая задача, требующая для реализации дальнейшего обстоятельного и более конкретного изучения этапов возрастного развития. В связи с этим следует отметить, что проблема сензитивных периодов пока что разработана лишь в самых общих чертах. Другая задача, непосредственно связанная с проблемой развития способностей и еще менее разработанная в психологии, — задача изучения возрастного развития как единого целостного процесса, задача выявления и раскрытия общей линии развития личности в разные периоды жизни. В последние годы данной проблеме посвящено ряд работ, осуществленных Л. И. Анцыферовой, К. А. Абульхановой-Славской и др. Во-вторых, значимой является проблема индивидуальных различий в способностях людей. В традиционной тестологии, разработанной в основном зарубежными учеными, качественно способности людей считались одинаковыми и считалось необходимым лишь создать методы определения количественных различий в способностях. Иной подход характерен для отечественной психологии индивидуальных различий, которая подчеркивает, что проблема одаренности есть прежде всего качественная проблема. По мнению Б. М. Теплова, «…центральная задача психологии — вовсе не ранжирование людей по высоте их одаренности, а установление способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей» [195]. Именно на основе такого качественного анализа процесса познавательного развития можно подойти к решению психодиагностики способностей. Третьей, наиболее актуальной проблемой является проблема влияния направленности личности на способности. Отдельные подходы к данной проблеме намечены в трудах Л. Рубинштейна, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова. Но наиболее обстоятельно анализ личностных факторов развития способностей осуществлял Б. М. Теплов. Он считал, что «…не бывает у человека никаких способностей, не зависящих от общей направленности личности» [195]. Решению этой проблемы посвящены исследования А. М. Матюшкина, Д. Б. Богоявленской, А. А. Мелик-Пашаевой.Центральный вопрос проблемы умственного развития состоит в выделении субстрата развития, в определении того, что же именно развивается с возрастом в процессе обучения. По мнению Н. И. Чуприковой, современная психология позволяет считать таким субстратом развития внутренние когнитивные структуры субъекта [213]. Поэтому четвертой, наиболее актуальной проблемой можно считать проблему структуры и психологической сущности способностей. Следует начать с общепризнанных положений. Это прежде всего вопрос о единой первооснове способностей как универсальной «сущностной силе» человека. Л. Рубинштейн подчеркивает, что «…все специальные способности человека в конце концов — различные проявления, стороны его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению — проявление способности к обучению и труду» [176]. Истинный облик одаренности — единство общих и специальных способностей. В качестве первоосновы способностей Л. Рубинштейн выделяет «ядро способностей, которое составляют свойственные данному человеку качества процессов анализа-синтеза и генерализации отношений» [177]. Отдельные ученые по-разному представляют первооснову и структуру способностей, о чем более подробно будет изложено ниже. Но изучение комплексно-иерархической структуры способностей является насущной задачей как в теоретическом, так и в практическом плане. Проблема способностей тесно связана с проблемой недостаточной разработки оригинальных высокообъективных и практичных отечественных методик диагностики познавательной сферы и проблемой целенаправленного развития и формирования способностей. Лонгитюдные исследования показали (Калифорнийский лонгитюд и др.), что на основе ранней диагностики познавательных способностей можно дать вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности [166]. Поэтому исследование способностей и разработка методик их диагностики и развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей, профессиональной ориентации и профотбора, прогнозирования и психологической поддержки развития личности. Сегодня, исходя из принципов гуманизации и гуманитаризации, психологическая наука стремится изучать психические возможности человека к ведению познавательной деятельности, сохранять и укреплять его индивидуальные способности. По мнению В. Э. Чудновского, «подлинный гуманизм заключается не в том, чтобы признать людей равными по способностям, а в том, чтобы обнаружить, выявить, раскрыть индивидуальные способности каждого» [211]. Новым в этом аспекте является разработка методологического аппарата, направленного на эффективное развитие отдельных компонентов познавательных способностей, выявленных в ходе экспресс-диагностики. Однако, при формировании когнитивной сферы личности необходимо учитывать определенный темп психического развития, индивидуальный для каждого. В классической психологии ошибочно отождествлялись понятия умственного и психического развития, а, следовательно, и их темпы. Умственное развитие можно свести к накоплению знаний, умений и навыков. Психическое развитие подразумевает изменение уровня развития основных познавательных процессов. Мы полностью согласны со словами Л. Рубинштейна, который считал, что «…развитие человека, в отличие от накопления „опыта“, овладения знаниями, умениями, навыками, это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека — это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений» [177]. То есть, по уровню сформированности познавательных способностей можно судить о темпе психического развития человека. Наиболее отчетливо отличия в развитии познавательных способностей наблюдаются в школьном возрасте, т. к. среди учащихся имеются разные группы детей, одни из которых с самого начала обучения испытывают трудности в усвоении школьного материаладругим обучение дается легко и в своем развитии они намного опережают сверстников. Нас интересовал вопрос о некоторых психологических особенностях когнитивной сферы трех групп учащихся: 1) с запаздывающим темпом психического развития- 2) со средним темпом психического развития- 3) с опережающим темпом психического развития. Темп психического развития зависит от уровня развития познавательных способностей. Выяснив когнитивные особенности каждой группы школьников, можно определить структуру познавательных способностей учащихся, имеющих разный темп психического развития. А знание закономерностей психического развития человека, путей эффективного развития познавательных способностей имеют огромное значение для системы образования. Проблема способностей, затронутая в нашей работе, обусловлена поиском эффективных путей развития познавательных способностей школьников, с учетом темпов их психического развития. В данной работе делается попытка решить эту проблему путем введения в школьную программу курса занятий по формированию и коррекции познавательной сферы учащихся с разными темпами психического развития. Под темпами психического развития мы понимаем условную величину среднегодового прироста в развитии отдельных познавательных психических процессов, которую можно вычислить путем деления наличного уровня развития познавательных способностей на возраст испытуемых, выраженный в количестве лет. Целью данной работы является исследование компонентов структуры познавательных способностей школьников с разными темпами психического развитияоптимизация психолого-педагогических методов и средств эффективного формирования познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развитияисследование эффективности воздействия формирующей методики на развития структуры познавательных способностей школьников с разными темпами психического развития. Объектом исследования являются познавательные способности. Предметом исследования явилась структура познавательных способностей школьников 10−13 лет с разными темпами психического развития. Основная гипотеза исследования заключается в том, что с помощью комплексной экспресс-методики исследования познавательных способностей [136] у учащихся подросткового возраста можно изучить темпы психического развития, опираясь на уровень и темп развития основных когнитивноинтеллектуальных компонентов способностей. Вторая гипотеза — учитывая особенности структуры познавательных способностей учащихся с разными темпами психического развития, можно целенаправленно влиять на процесс психического развития, корректировать и ускоренно формировать познавательные способности и повысить темпы развития за счет специально разработанных психолого-педагогических методик. В соответствии с целями, объектом, предметом и гипотезами исследования решались следующие задачи: 1. Изучить реальное состояние проблемы структуры познавательных способностей у школьников с разными темпами психического развития.2. Выявить особенности структуры познавательных способностей у учащихся с замедленным, средним и опережающим темпами психического развития.3. Внедрить на практике программу формирования структуры познавательных способностей с целью улучшения психического развития школьников с запаздывающим темпом и коррекции психического развития школьников со средним и опережающим темпами. Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления основных концепций и подходов в диагностике и формировании познавательных способностей учащихся.2. Наблюдение за ходом психического развития учащихся в естественных условиях и прогнозированию их познавательных способностей в будущем.3. Констатирующий, формирующий и диагностический психологопедагогический эксперимент по развитию познавательных способностей у школьников с разными темпами психического развития.4. Метод математико-статистической обработки полученных результатов диагностирующего и формирующего эксперимента. Методологической основой проведенных исследований явился комплексный подход к изучению и формированию структуры познавательных способностей школьников с разными темпами психического развития. Мы опираемся на деятельностный подход в понимании способностей, изложенный выше (Б. М. Теплов, В. А. Крутецкий, Б. Б. Коссов, В. П. Озеров) [195]. Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в выявлении зависимости структуры познавательных способностей от темпов психического развития учащихся, в выделении групповых особенностей структуры познавательных способностей школьников с разными темпами психического развития, в выявлении общих для всех групп компонентов и строгих отличий структуры познавательных способностей школьников разных групп. В исследовании введено понятие «темпа психического развития», приведена формула для его расчета. Психолого-педагогические принципы и методы диагностики и формирования познавательных способностей, обоснованные в работе, могут служить научно-теоретической базой для совершенствования школьных программ развивающего обучения. Практическое значение работы состоит в разработке принципов и методических рекомендаций, способствующих ускоренному развитию познавательных способностей школьников с замедленным темпом психического развития. В работе подробно описана методика диагностики и формирования когнитивно-интеллектуальных компонентов способностей у детей, приведен календарный план занятий. Полученные данные экспрессдиагностики и формирующего эксперимента позволили школьным психологам и учителям оптимизировать учебно-воспитательный процесс в школах, повысить эффективность обучения, позитивно повлияли на темпы развития учащихся. Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается разнообразием исследовательских процедур и приемовнадежности — за счет использования широкого спектра методик, ранее прошедших дополнительную проверку, а также за счет привлечения в эксперименте достаточного количества испытуемых и математикостатистического анализа полученных результатов. Использованы методы первичной статистической обработки результатов исследования (t-критерий Стьюдента, дисперсия и др.), линейного корреляционного анализа и вычисления «хи-квадрат» — критерия. Обработка данных осуществлялась с помощью пакета прикладных компьютерных профамм «STATISTICA».Экспериментальной базой исследований явились школы № 5 и № 16 и г. Ставрополя. В выборочную совокупность для получения эмпирических данных вошли 41 учащийся. Апробация результатов исследований. Основные положения данного исследования освещались на научно-методических советах и заседаниях кафедры практической психологии СГУ (1999;2001 г. г.) и на учебнометодических и педагогических советах школ. Материалы диссертации доложены и обсуждены: • на научно-практических конференциях «Универстгетская наука — региону», г, Ставрополь, 1999, 2000, 2001 г. г.- • на международной конференции «Когнитивная парадигма», г. Пятигорск, 2000; • на научно-практической конференции «Психологическая служба в образовании», г. Воронеж, 2001 г.- • на Международной научно-практической конференции «Современные психосоциальные технологиипроблемы освоения и использования», г. Москва, 2001 г. • на II Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии», г. Ставрополь, 2001 г. • в печатных работах: 1. Болотова О. В., Озеров В. П. Исследование особенностей структуры познавательных способностей у школьников с разными темпами психического развития//Здоровый город — здоровые дети. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Выпуск 3. Часть 1. Ставрополь: СГУ, 2000.2. Болотова О. В., Озеров В. П. Годичная динамика уровня развития познавательных способностей у школьников с разными темпами психического развития// Современные проблемы образования: опыт и перспективы. Материалы 45 научно-методической конференции «Университетская наука — региону» (апрель, 2000) и региональной научнопрактической конференции (октябрь, 2000). — Ставрополь: СГУ, 2001.3. Болотова О. В., Озеров В. П. Психодиагностика познавательных способностей в американской и российской психологии//Тезисы международной конференции «Когнитивная парадигма». — Пятигорск: ПГЛУ, 2000.-с. 116−119.4. Болотова О. В. Некоторые результаты формирования структуры познавательных способностей у школьников с замедленным темпом психического развития //Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы психологической службы».- Воронеж: ВГПУ, 2001. — с.34−36.5. Болотова О. В. Исследование особенностей структуры познавательных способностей у школьников с разными темпами психического развития//Материалы Международной научно-практической конференции «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования», г. Москва, 2001 г. 6. Болотова О. В. Теоретические проблемы разработки понятий темпа и уровня психического развития//Материалы II Всероссийской научной конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии». — Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.7. Болотова О. В. Динамика развития познавательных способностей у школьников подросткового возраста с замедленным темпом психического развития (находится в производстве).На защиту выносятся следующие положения: 1. В современной психологии недостаточно разработаны понятия «структура познавательных способностей» и «темп психического развития».2. С помощью комплексной экспресс-методики исследования познавательных способностей (Озеров В. П., Соловьева О. В.) можно изучить структуру отдельных когнитивно-интеллектуальных компонентов способностей и темпы психического развития у детей старшего подросткового возраста.3. Развитие познавательных способностей зависит от исходного уровня естественных темпов психического развития и направленности учебновоспитательного процесса.4. Используя анализ структуры познавательных способностей учащихся подросткового возраста, можно выявить индивидуальные и групповые особенности когнитивного развития детей с разными темпами психического развития.5. Специально подобранные и модифицированные психолого-педагогические методы целенаправленного формирования структуры познавательных способностей учащихся с разными темпами психического развития способствуют более эффективному, в сравнении с традиционной системой образования, развитию познавательной сферы учащихся и повышению темпа психического развития.6. Проведение формирующего тренинга по развитию способностей влечет глубинные изменения в их структуре. Эти изменения индивидуальны для групп учащихся, различных по темпам психического развития. Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, 2 глав, выводов, списка использованной литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 185 страницах машинописного текста и содержит 6 таблиц, 20 рисунков. Библиография насчитывает 263 источника: из них — 233 на русском языке, 30 — на иностранном языке.

1. в результате анализа научных исследований подтверждена актуальность и недостаточная разработанность понятий «темп психического развития» и «структура способностей».2. Проведенное исследование показало, что темп психического развития учащихся взаимосвязан с особенностями структуры познавательных способностей, о чем свидетельствует наличие корреляционных связей на значимом уровне (р<0,1).3. С помощью комплексной методики экспресс-тестирования, разработанной Озеровым В. П. и Соловьевой О. В. (1999), можно исследовать структуру отдельных когнитивно-интеллектуальных компонентов способностей и темпы психического развития у детей подросткового возраста.4. Получены данные о наличии серьезных затруднений у школьников подросткового возраста в ходе их познавательного развития в условиях традиционной системы образования, которые являются серьезным препятствием к активизации интеллектуальной деятельности.5. Проведение коррекционно-развивающих занятий по формированию познавательных способностей с учащимися с разными темпами психического развития влечет глубинные изменения структуры познавательных способностей,.

6. Специально подобранные и модифицированные психолого-педагогические методы целенаправленного формирования структуры познавательных способностей учащихся с разными темпами психического развития способствуют более эффективному, в сравнении с общепринятыми учебно воспитательными средствами, развитию познавательной сферы учащихся и повышению темпа психического развития.7. Формирующий тренинг по развитию познавательных способностей, не только повышает уровень развития когнитивно-интеллектуальных компонентов способностей, но и косвенно, через них, влияет на темпы психического развития.8. Под влиянием формирующего тренинга исходно разноуровневые показатели познавательного развития изменяются неравномерно у школьников с разными темпами психического развития. Но эти изменения позитивны.9. В экспериментальной группе наблюдалось перераспределение учащихся по темпам психического развития: учащиеся с замедленным темпом развития перешли в группу школьников со средним темпом психического развития.10.Исходный темп психического развития влияет на когнитивную динамику. Максимальный рост показателей развития познавательных способностей наблюдается у школьников с замедленным темпом развития, минимальный, но существенный — у детей с опережающим темпом психического развития.11.Выполнение математической обработки эмпирических данных и проведение линейного корреляционного анализа позволяет сделать вывод о циклическом характере возрастного развития познавательных способностей: вслед за количественным изменением когнитивных параметров изменяются связи между ними.12.Вычисление «хи-квадрат» — критерия позволяет ожидать статистически значимого формирующего влияния проведенного тренинга на темпы психического развития учащихся подросткового возраста. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Совершенствование системы непрерывного образования должно учитывать гетерохронность познавательного развития учащихся с разными темпами психического развития как генетическую и возрастную основу их интеллектуального становления.2. Наличие комплекса гармонично развитых компонентов структуры познавательных способностей, уровень и темпы их развития могут служить одним из критериев одаренности учащихся и использоваться в целях отбора при поступлении в высшие учебные заведения России.3. Использованный комплекс психодиагностических методик позволяет вскрыть структуру познавательных способностей учащихся с разными темпами психического развития и прогнозировать не только успешность их деятельности, но и индивидуализировать процесс психического развития на специальных занятиях по формированию познавательных способностей.4. Формирование познавательных способностей у школьников подросткового возраста происходит более эффективно на основе широкого применения специально разработанных формирующих методов, упражнений, заданий-тестов, чем в существующей учебной практике,.

5. С помощью предложенного метода формирования познавательных способностей подавляющее число учащихся с разными темпами психического развития могут в течение короткого периода улучшить личные показатели когнитивно-интеллектуального развития.6. Применение экспериментально проверенной методики по формированию познавательных способностей в учебных заведениях повысит эффективность образовательного процесса за счет улучшения познавательного развития учащихся и повышения темпов психического развития на всех этапах непрерывного образования.7. Процессы воображения, памяти и мышления за время проведения тренингов по развитию познавательных способностей улучшаются в большей степени у учащихся с разными темпами психического развития подросткового возраста." 8. Процессы внимания подвержены наименьшему влиянию посредством игрового тренинга по развитию познавательных способностей. Следует обратить внимание на формирование аттенционных способностей школьников пубертатного возраста.9. При подборе и разработке учебных программ следует учитывать темпы психического развития учащихся, так как структура познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития своеобразна и неповторима.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы способностей — их природа, происхождение, проявление, формирование и др. — имеют давнюю историю изучения и пока далеки от окончательного разрешения. Поэтому необходимым является изучение структуры познавательных способностей, изучение психофизиологических механизмов способностей, их генетических и прижизненно сформированных компонентов, т. к. познавательные способности являются крупной составляющей личности человека. Теоретической основой нашего исследования в области способностей можно являлись работы отечественных ученых И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна об обратной связи и сенсорных коррекцияхГ. Геллерштейна, Б. Б. Коссова о самоконтроле как проявлении сеченовского принципа роли чувствований в управлении действиямиП. Я. Гальперина, В. П. Зинченко об ориентировочной основе действийБ. Г. Ананьева, Б. Б. Коссова, В. Д. Шадрикова, В. Д. Дружинина, В. П. Озерова об исследовании психофизиологических механизмов управления познавательной и психомоторной деятельностью человека. Анализ литературы показал, что исследованию психического развития в связи с познавательными процессами посвящено немало работ. Но на данном этапе развития психологической науки не существует универсальной характеристики психического развития, которую с одинаковой успешностью можно было бы применить для его оценки у человека любого возраста независимо от образования, условий жизни, опыта основной деятельности. Согласно Л. Выготскому, не может быть одинаковых единиц для измерения всех ступеней в развитии когнитивной сферы, каждая качественно новая ступень требует своей особой меры [38]. По нашему мнению, сформированность структуры познавательных способностей можно рассматривать как частный показатель психического развития человека, особенно в подростковом возрасте. Исследуя темпы психического развития, мы считали, что психическое развитие подразумевает изменение уровня развития основных познавательных процессов и структур, лежащих в их основе. И в этом мы полностью согласны со словами Л. Рубинштейна, который считал, что «…развитие человека, в отличие от накопления «опыта», овладения знаниями, умениями, навыками, ;

это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека — это и есть то, что представляет собой развитие как таковое…" [176]. То есть, по уровню сформированности структуры познавательных способностей можно судить и о психическом развитии человека, его темпах и уровнях. Под темпом психического развития в нашем исследовании мы понимаем условный среднегодовой прирост в развитии основных психических процессов, который является частным между наличным уровнем развития познавательных способностей и возрастом испытуемых в количествах лет. Центральный вопрос проблемы умственного развития в общей психологии состоит в выделении субстрата развития, в определении того, что же именно развивается с возрастом в процессе обучения. В своей работе мы еще раз подтвердили мнение Н. И. Чуприковой [213], согласно которому современная психология позволяет считать субстратом психического развития внутренние когнитивные структуры субъекта. Следовательно, влияя на структуру способностей, можно изменить и темп психического развития. Одной из задач нашей работы являлось использование на практике экспресс-диагностики развития отдельных компонентов структуры познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития, с целью выявления ее специфических особенностей. Следует отметить, что использованные нами психодиагностические методики экспресс-тестирования [136] отличались высокой практичностью, краткостью, простотой в проведении. Мы считаем, что такие формы психодиагностики открывают широкие перспективы их использования в современной средней и высшей школе. Исследуя развитие познавательных способностей у детей подросткового возраста в естественных условиях обучения, мы столкнулись с низким уровнем развития когнитивно-интеллектуальных компонентов способностей. Как следствие этого, педагогические технологии, используемые при обучении и рассчитанные на уровень развития семиклассников, не воспринимаются учащимися на должном уровне, что вызывает неприятие образовательного процесса у большинства школьников, а, следовательно, негативно сказывается на интеллектуальном развитии подростков.•к. Как показали результаты нашего исследования, по уровню познавательного развития ученики одного и того же возраста могут существенно различаться. Одна из причин такого положения заключается в различных темпах психического развития школьников. Другая причина заключается в том, что еще не изжит до конца взгляд, согласно которому достаточно обеспечить содержательную сторону информации и структуру ее «t подачи в процессе обучения, чтобы сама собой возникла операциональная — сторона познавательной деятельности. Стихийное овладение когнитивно интеллектуальными действиями и операциями не обеспечивает подлинного психического развития человека. Научно-психологический анализ проблем способностей приводит к выводу о том, что в массовой школе должно существовать коррекционно ^ развивающее направление, целью которого является активное воздействие взрослого (педагога и психолога) на процесс формирования когнитивной сферы учащихся. Конкретная задача этого направления — обеспечение соответствия психического развития ребенка требованиям учебной деятельности. Особое место в этом направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, повышению темпов психического развития школьников.^ В процессе исследования нами было обнаружено некоторое снижение уровня компонентов познавательных способностей учащихся в период с мая 1999 года по сентябрь 2000 года, которое подтвердило необходимость проведения развивающих занятий по специальным психологическим программам. При организации игрового тренинга, большую часть показателей мы попытались увеличить до необходимого уровня, а отдельные показатели удержать на высоком уровне развития. Тем самым мы стремились ускорить процесс психического и когнитивного развития школьников и улучшить успешность их учебной деятельности. Используемый нами подход предусматривал определение уровня развития основных познавательных способностей учашихся и целенаправленное формирование компонентов этих способностей с целью создания когнитивного фундамента для борьбы с задержками психического развития и максимального развития всех школьников. После проведения игрового тренинга по формированию познавательных способностей у детей с разными темпами психического развития и повторной экспресс-диагностики нами были получены следующие результаты. У учащихся 13 лет контрольной группы с замедленным темпом психического развития под влиянием традиционной системы обучения максимально развиваются в первую очередь мыслительные способности, во вторую — мнемические процессы, затем процессы восприятия, воображения и внимания. В экспериментальной группе компоненты отдельных познавательных процессов улучшились равномерно. Таким образом, можно сделать вывод о ведущей роли мыслительных процессов в познавательной деятельности подростков 13 лет с замедленным темпом психического развития. Восприятие, воображение, вербальная, зрительная, логическая память, мыслительные операции сравнения и анализа, способность к логическому мышлению поддаются наибольшей коррекции и формированию у подростков 13 лет с замедленным темпом психического развития под влиянием специального игрового тренинга. Наименее чувствительны к коррекции и развитию процессы внимания — в контрольной группе наблюдается снижение данных параметров, в экспериментальной — минимальный прирост. Нами получены результаты, констатирующие ведущую роль мыслительных и мнемических процессов в познавательной деятельности подростков 13 лет со средним темпом психического развития. Процессы воображения и восприятия также подвержены развитию и при традиционном обучении, и в процессе специального формирования, но в большей степени. Наименее чувствительны к коррекции и развитию процессы внимания — в контрольной группе наблюдается снижение данных параметров, в экспериментальной — минимальные изменения. Наиболее подвержен коррекции у подростков 13 лет со средним темпом психического развития процесс воображения. У учащихся 13 лет контрольной группы с опережающим темпом психического развития под влиянием традиционной системы обучения максимально развиваются в первую очередь память, во вторую «- процессы восприятия, затем процессы мышления, воображения и внимания. В экспериментальной группе в первую очередь возросли показатели воображения и восприятия. Процессы памяти и мышления также подвержены развитию и при традиционном обучении, и в процессе специального формирования. Наименее чувствительны к коррекции и естественному развитию у учащихся с опережающим темпом психического развития процессы помехоустойчивости и избирательности внимания, смыслового запоминания текста, логическая память • в обеих группах наблюдается снижение данных параметров. Данное исследование структуры познавательных способностей у школьников с разными темпами психического развития подтвердило наши гипотезы:

1. Комплексная экспресс-методика исследования познавательных способностей позволяет исследовать структуру отдельных когнитивно интеллектуальных компонентов способностей у детей старшего подросткового возраста с разными темпами психического развития.2. С помощью комплексной экспресс-методики исследования основных компонентов познавательных способностей [136] можно исследовать темпы психического развития учащихся.3. Специально подобранные и модифицированные психолого-педагогические методы целенаправленного формирования структуры познавательных способностей учащихся с разными темпами психического развития способствуют более эффективному, в сравнении с традиционной системой образования, развитию познавательной сферы учащихся и повышению темпа психического развития. В отечественной психологии накоплен определенный позитивный опыт как в разработке основных теоретических предпосылок исследования данной проблемы (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, Н. Лейтес, К. К. Платонов, В. И. Мясищев, В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин, В. П. Озеров), так и в конкретнопсихологическом изучении специальных способностей (В. А. Крутецкий, М. Г. Давлетшин, А. П. Линькова и др.). В результате исследования специальных способностей был полз^ен большой фактический материал, который позволил нам создать первичное представление о структуре отдельных способностей. Однако не достаточно решена на сегодняшний день задача, непосредственно связанная с проблемой развития способностей и еще менее разработанная в психологии, — задача изучения возрастного развития как единого целостного процесса, выявления и раскрытия общей линии развития личности в разные периоды жизни. Значимой является и проблема индивидуальных различий в способностях людей. В традиционной тестологии, разработанной в основном зарубежными учеными, качественно способности людей считались одинаковыми, и считалось необходимым лишь создать методы определения количественных различий в способностях. Иной подход характерен для отечественной психологии индивидуальных различий, которая подчеркивает, что проблема одаренности есть, прежде всего, качественная проблема. По мнению Б. М. Теплова, «центральная задача психологии — вовсе не ранжирование людей по высоте их одаренности, а установление способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей» [195]. Именно на основе такого качественного анализа процесса познавательного развития можно подойти к решению проблемы недостаточной разработки оригинальных высокобъективных методик исследования способностей и целенаправленного развития и формирования отдельных познавательных процессов. Сегодня, исходя из принципов гуманизации и гуманитаризации, психологическая наука стремится изучать психические возможности человека к ведению познавательной деятельности, сохранять и укреплять его индивидуальные способности. По мнению В. Э. Чудновского, «подлинный гуманизм заключается не в том, чтобы признать людей равными по способностям, а в том, чтобы обнаружить, выявить, раскрыть индивидуальные способности каждого» [211]. Новым в этом аспекте является разработка методологического аппарата, направленного на эффективное развитие отдельных компонентов познавательных способностей, выявленных в ходе экспресс-диагностики у учащихся с разными темпами психического развития. Таким образом, исследование структуры познавательных способностей у школьников подросткового возраста еще раз подтвердило необходимость коррекционно-развивающей работы в школе по формированию основных психических познавательных процессов, так как период школьного обучения ;

важнейший в развитии человека, поэтому следует использовать его в полной мере для всестороннего развития личности. Однако, при формировании когнитивной сферы личности необходимо учитывать определенный темп психического развития, индивидуальный для каждого. В процессе работы над теоретической частью данного исследования, мы обнаружили недостаточное количество работ, посвященным проблеме диагностики и формирования способностей у учащихся с разными темпами психического развития. В доступной нам литературе не найдено четкого определения темпов психического развития, хотя этот термин используется многими исследователями. Не решены пока фундаментальные вопросы, связанные с раскрытием психологической сущности способностей, их детерминации. Решение этих вопросов зависит от объединения сил исследователей, представляющих разные направления и концепции. Важно, чтобы разработка проблемы способностей шла по пути сопоставления и взаимовлияния различных подходов. Итак, исследование структуры познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития позволяет более точно прогнозировать интеллектуальную одаренность ребенка, индивидуализировать процессы обучения и воспитания, скорректировать задержки в развитии, способствует повышению эффективности учебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Уч. пособие. — М.: Академия, Раритет, 1997.- 704 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Методологический аспект проблемы способностей // Вопросы психологии. 1977.>fo5.- 170−173
  3. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. — 111- 131.
  4. М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. Пособие для студ. Вые. Пед. Учеб. Заведений. -М.: «Академия», 2000. — 160 с.
  5. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. -М.: Педагогика, 1982.
  6. А. А., Воронин А. Б. и др. Развитие и диагностика способностей. — М.: Наука, 1991.-177 с. ^
  7. Н.Г., Юдин Э. Г. Проблема системности исследования в психологии // Вопросы психологии. 1977.№ 3.- 174−177
  8. .Г. Воспитание внимания школьника. — М.- Л.: АПН РСФСР, 1946. -52 с.
  9. А. Ф., Костромина Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: «Ось-89», 1999. — 224 с.
  10. Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.-189 с.
  11. Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. 1984.Т.5.№ 3.- 46−55
  12. АСМ0Л0 В А.Г., Ягодина Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопросы психологии. 1992.№ 1. — 6−14
  13. Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.
  14. Ю.К. Система способов оптимизации обучения // Вопросы психологии. 1982.№ 5. — 12−22
  15. М. М. Каких детей называют медлительными и отчего им трудно учиться? — М.: 1994.
  16. Н. Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития. // Вопросы психологии. 1997.№ 1. — 19−25
  17. В.В. Новый подход к теории интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1988.№ 3. — 161−162
  18. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
  19. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1979. — 399 с.
  20. Д.Б. Интеллектуальная активность как форма творчества / Под ред. Кедрова Б. М. — Ростов: Ростовский университет, 1983. — 173 с: ил.
  21. А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1984.№ 1. — 119−124
  22. В.П., Боровиков И.П. STATISTIKA — Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. — М.: Филинъ, 1997. — 608 с.
  23. И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал.1998.Т.19.№ 4. — 49−60
  24. Величко ВС кий Б. М. Современная когнитивная психология.- М., 1998.
  25. Л. А. Педагогика способностей.- М., 1973.
  26. Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитием когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. 1983.№ 2. — 43−50.
  27. Н. М., Евдокимов В. Т., Хитарова Е. М., Яковлева Н. И. Общая теория статистики. — М.: Статистика. — 1968. — 384 с.
  28. Т.В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993.№ 2. — 63−71.
  29. Г. А. Когнитивные особенности младших школьников с разным уровнем психического развития. — М.: Москов. гос. откр. пед. университтет. -1999. -22 с.
  30. Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: Теория и практика. — М.: Прогресс, 1986.-207 с.
  31. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. / Под ред. Петровского А. В. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с: ил.
  32. Т. Тренировка ума. — СПб.: Питер Пресс, 1996. — 288 с.
  33. Л. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика. Т.1. 1982. 487 с — т. 3. 1983.368 с.
  34. Л.С. Избранные психологические исследования. — М.: Педагогика, 1956. — 518 с.
  35. О. А. Особенности конструктивной деятельности младших школьников с недостатками в интеллектуальном развитии. — СПб.: ИГПУ, 1999.-20 с.
  36. П.Я., Кабыльницкая Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.: Московский университет, 1974. — 101 с.
  37. А. Активизация мышления, развитие памяти. — Ереван: ЦК КП Армении, 1989. — 54 с. 1.
  38. Ю.З., Гарнец О. Н., Коробко Л. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. 1990.№ 4. — 147−155
  39. Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал.1989.Т.10.№ 4. — 75−86
  40. Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. — М.: Педагогика, 1980. — 151 с: ил.
  41. Ф.Н. Внимание и его воспитание. — М.: Педагогика, 1972.- 160 с.
  42. А.Л. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии. 1991 .№ 4. — 82−88
  43. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М.: Знание, 1988.-79 с.
  44. Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. 1991.№ 6. — 14−20
  45. В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы ^ психологии. 1976.№ 4. — 3−15 I 53. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  46. В. Н. Психология общих способностей. — М., 1995.
  47. В.И. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психологический журнал. 1998.Т. 19.№ 2. -С.61−70
  48. В.И. Метафорические модели интеллекта // Психологический журнал. 1999.Т.20.№ 6. — 44−52
  49. В.Н. Психология общих способностей. — Спб.: Питер Ком, 1999. — 368 с.
  50. В.Н. Ситуационный подход к диагностике познавательных способностей // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. — Саратов: Саратовский университет, 1989. — 60−77
  51. В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей. Автореф.дис.на соиск.уч.ст.докт.псих.н. — М.: 1991. — 37 с.
  52. В.И. Тестирование познавательных способностей при решении практических задач // Развитие и диагностика способностей. — М.: Наука, 1991.- 39−77
  53. В.Н. Экспериментальная психология. — СПб: Питер, 2000.- 320 с.
  54. О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. 1997.№i4. — СЛ38−146
  55. О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. Выготского // Вопросы психологии. 1996.№ 5. — 98−109
  56. Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников // Вопросы психологии. 1994.№ 5. — 60−67
  57. Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 1993 .№ 2. — 54−62
  58. Е.В. Комплекс упражнений для развития логической памяти учащихся // Вопросы психологии. 1991.№ 6. — 83−88
  59. Е.В. Упражнения для развития взаимосвязей образно- пространственного и вербального мышления // Вопросы психологии. 1996.№ 2. — 24−30
  60. Е.В., Лантушко Г. Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников // Вопросы психологии. 1997.№ 4. — С, 58-к
  61. Т.В. Разработка диагностики мнемических способностей учащихся 10−12 лет по материалам учебной деятельности // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. — Саратов: Саратовский университет, 1989. — 77−87
  62. Е.Ф. Диагностика мнемических способностей // Вопросы психологии.1991.№ 2. -С.169−170
  63. А. Основы психотерапии детей и подростков: Справ, пособие / Под ред. В. Т. Кондрашенко. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. -176 с.
  64. А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе // Вопросы психологии. 1986.№ 3. -С.53−62
  65. Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. 1987.Т.8.№ 2. — 37−47
  66. М.К., Матова М. А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии. 1988.>fo6. — 106−115
  67. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. — М.: Знание, 1990.-76 с.
  68. Каго1унович И. Я. О некоторых принципах формирования структуры пространственного мышления// Структуры познавательной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. — Владимир, 1989. — 232 с.
  69. И. Я. Развитие структуры пространственного мышления.- Вопросы психологии, 1986, № 2. с. 56−66.
  70. А.В. Принципы психологической диагностики интегральных познавательных способностей // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. — Саратов: Саратовский университет, 1989. — 14−37
  71. В. Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. — Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1984. — 216 с.
  72. В.Н. Некоторые формы умственного тренинга // Психологический журнал. 1987.№ 6. — 90−97
  73. Ф. Изучение способностей: на пути к когнитивной диагностике интеллекта // Психологический журнал. 1984.Т.5.№ 4. — 14−28
  74. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т.2. — Л.:ЛГУ, 1960.-221с.
  75. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение. 1989. — 254 с.
  76. К0СС0 В Б. Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики. — Психологический журнал, 1985, т. 6. с. 12−24.
  77. К0СС0 В Б, Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997.№ 6. — 58−68
  78. К0СС0 В Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность. — М.- Воронеж: МОДЭК, 1997.-48С.
  79. В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.
  80. В.А. Психология математических способностей школьников. — М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  81. В.А. Психология: Учебник. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  82. В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода// Психологический журнал. 1982.Т.З.№ 3. — 3−14
  83. В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода (окончание) // Психологический журнал. 1982.Т.3.№ 4. -С.3−13
  84. Н.Д. Проблема экспериментального изучения способностей // Проблемы способностей. — М.: АПН РСФСР, 1962. — 32−42
  85. B.C. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников // Вопросы психологии. 1985. X2l. — 9−18
  86. Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии.1988.Ко4. -С.98−107
  87. Н.С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. — 279 с.
  88. А.Н. О системном анализе в психологии (доклад на методологическом семинаре) 8.4.1973 // Психологический журнал.1991.Т.12.№ 4.-С.117−120
  89. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960.№ 1. — 7−18
  90. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: АПН РСФСР, 1959. — 495 с.
  91. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982.№ 4. — 18−35
  92. Н.П. Развитие вербально-смыслового анализа в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1996.№ 2. — 113−129 НО. Ломов Б. Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.-444 с.
  93. .Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989.Т. 10.№ 4. — С. 19−33
  94. А.Р. Мозг человека и психические процессы. — М.: Педагогика, 1970.-495 с.
  95. В.Я. Память в процессе развития. — М.: Московский университет, 1976.-255 с.
  96. К. К. Особенности динамики интеллектуальной деятельности школьников с задержкой психического развития.: АПН СССР, НИИ дефектологии. — М., 1991. — 19 с.
  97. Г. И. Социально-психологический тренинг. — М.: Совершенство, 1998. — 208 с.
  98. Е.Д. Психологические особенности групповой деятельности // Новые исследования в психологии. — М.: Наука, 1981. — 12−15
  99. А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса // Вопросы психологии. 1977.№ 4. — 40−51
  100. А.К. Психология обучения подростков. — М.- Педагогика, 1975. -191с .
  101. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: 1972.
  102. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982.№ 4. — 5−17
  103. М.М. Проблема формирования познавательного компонента профессиональных способностей у учащихся физико-математических классов // Материалы научно-практической конференции. — Ставрополь- СГУ, 1999.-С.36−38
  104. В. Структура личности: характер, способности, самосознание. -Пермь, 1990.-110 с.
  105. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994.№ 5. — 86−95
  106. П. А. Методики непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников// Вопросы психологии. 1996.№ 2. -С.130−136
  107. И.А. Склонности, их изучение и развитие в процессе обучения в школе // Вопросы психологии. 1964.№ 2. — 57−67
  108. Р.С. Психология: Учеб. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. — М.: Просвещение, Владос, 1994. — 496 с.
  109. Р.С. Психология- Учеб. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение, Владос, 1995.-512 с.
  110. .П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М.: просвещение, 1991. — 160 с- ил.
  111. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. — М.: МГУ, 1972. — 152 с.
  112. Общая психология: Учеб: / Под ред. Петровского А. В. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  113. В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов и спортсменов: Метод, пособ. — Ставрополь: ИРО, 1995. — 58 с.
  114. В.П. Некоторые концептуальные подходы к изучению когнитивных способностей // Региональные проблемы образования: Материалы научной конференции. — Ставрополь- СГУ, 1998. — 19−23
  115. В.П. Психологические основы психодиагностики и формирования психомоторных способностей у школьников и студентов. Авт. на соиск. уч.ст. докт. псих.н. — М.: 1993. — 38 с.
  116. В. П., Медведева Н. Д., Майорова Д. Д., Озеров Ф. П., Ярцева Т. М. Психологические основы работы с одаренными учениками: Учебное пособие для практических психологов и педагогов. — Ставрополь: Сервисшкола, 2001. — 112 с.
  117. В.П., Соловьева О. В. Диагностика и формирование познавательных способностей учащихся: Уч. пособие. — Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. — 112 с.
  118. Основы научных исследований: Учеб. / Под ред. Крутова В. И., Попова В. В. — М.: Высшая школа. 1989. — 400 с: ил.
  119. Основы психофизиологии: Учеб. / Под ред. Длександрова Ю. И. — М.- ИНФРД-М, 1997.-432 с.
  120. Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития / Под ред. Калмыковой З. И., Кулагиной И. Ю. — М: Педагогика, 1986. — 204 с.
  121. Т. Взаимосвязь типов мышления и восприятия младших школьников // Прикладная психология и психоанализ. 1998.№Хо5−6. — 49-
  122. Н.Н. Диагностика уровня развития воображения у детей разного возраста // Вопросы психологии. 1994.№ 5. — 12−20
  123. Педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т.2. — М.: Сов. Энциклопедия, 1965. -912 стлб.
  124. . Избранные труды. — М.: Просвещение. 1969. — 659 с.
  125. . Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 1997.№ 4. — 56−64
  126. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособ. — М.- МПУ, 1996. — 269 с.
  127. Платон. Сочинения. Ч. III. (Законы). Спб., 1863.
  128. К.К. Проблемы способностей. — М.: Наука, 1972. — 312 с.
  129. К.К. Системные качества психических явлений // Психологический журнал. 1982.Т.З.№ 2. — 27−33
  130. Н.А. Математические методы в биологии: Учеб.-метод, пособ. — М.: московский университет, 1978. — 265 с: ил.
  131. Познавательные процессы у спортсменов. В 2 т. Т.2 / Под ред. Коссова Б. Б. — М.: ВНИИФК, 1976. — 155 с.
  132. Н.И., Ривина И. В. Диагностика системного мышления детей 6−9 лет // Психологическая наука и образование. 1996.№ 1. — 82−89
  133. Ю.А. Воображение и способности. — М.: Знание, 1982. — 96 с: ил.
  134. Ю.А. Специфика формирования способности к учению в младшем возрасте // Психологическая наука и образование. 1996.№ 2. — 73-
  135. Д. В поисках педагогической инноватики. — М.: Б.И., 1993. — 64 с.
  136. Я.А., Пастернак Н. А. Влияние способности действовать «в уме» на данные психологического тестирования // Психологический журнал. 1995.Т.16.№ 6. — 43−54
  137. Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. 1982.№ 2. — 51−59
  138. О.Ф. Экспресс-диагностика познавательных способностей школьников в ходе урока // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. — Саратов: Саратовский университет, 1989.-С.87−98
  139. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Уч. пособ. / Под ред. Райгородского Д. Я. — Самара: Бахрах, 1998. — 672 с.
  140. Проблемы способностей в советской психологии // Сборник научных трудов. — М.: АПН СССР, 1984. — 144 с.
  141. А. Познавая себя (сценарий социально-психологического тренинга) // Прикладная психология и психоанализ. 1997.№ 2. — 54−73
  142. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. Гуревича К. М., Борисовой Е. М. — М.: Международная пед. академия, 1995. — 360 с.
  143. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. Акимова К., Борисовой Е. М., Гуревича К. М. и др. — М.: Педагогика, 1981. -232 с.
  144. Психологические тесты / Под ред. Ахмеджанова Э. Р. — М.: Лист, 1996. — 320 с.
  145. Психология и педагогика: Учебное пособие/ Николаенко В. М., Залесов Г. М. и др.- М: ИНФРА — М- Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.- 175 с.
  146. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.- 447с.
  147. Психология: Словарь / Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. — М.: Политиздат, 1990. -494 с.
  148. Л.А. Деятельность: структура, генезис, единица анализа // Вопросы психологии. 1983.№ 6. -С.121−126
  149. А. Системный подход в психологии // Психологический журнал. 1994.Т.15.№ 3. — 3−16
  150. Т. А. Взаимосвязь некоторых когнитивно-личностных показателей со школьной успеваемостью.// Структуры познавательной деятельности: Межвузовский сб. науч. тр. — Владимир, 1989. — 232 с.
  151. А.З. Психодидактика: Учеб. пособ. — Уфа: Творчество, 1996. — 194 с.
  152. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособ. -М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  153. М.С. Современная когнитивная психология и проблема мышления // Мышление: процесс, деятельность, общение. — М.: Наука, 1982. -С.213−283
  154. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  155. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории.- Вопросы психологии, 1960, № 3.
  156. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1989. — 322 с.
  157. Л. Проблемы общей психологии / Под ред. Шорохова Е. В. — М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
  158. Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: Акад. наук СССР, 1958.-147 с.
  159. В.В. Социально-психологическая концепция интеллектуального развития ребенка А.-Н. Перре-Клермо // Психологическая наука и образование. 1996.№ 2. — 20−26
  160. В.М., Наумова Е. Р. О связях общих способностей с «интеллектуальными» шкалами темперамента // Психологический журнал. 1999.Т.20.№ 1. — 70−77
  161. Н.Н. Общая теория статистики. — М.: Статистика, 1971. — 368 с.
  162. Служба ранней диагностики способностей в системе непрерывного психологического образования. 4.1. Метод.рекомендации. — Ставрополь: ИРО, 1994.-20 с.
  163. А.А. Проблемы психологии памяти. — М.: Просвещение, 1966. — 423 с.
  164. Современная психология: справочное руководство. — М.: РШФРА-М, 1999.- 688 с. I
  165. О.В. Изучение познавательных способностей школьников // Теоретические и прикладные проблемы психологии: Материалы научной конференции. — Ставрополь: СГУ, 1997. — 107−108
  166. О.В., Мишина М. М. Тренинг по развитию познавательных способностей: Практикум по психологии. — Ставрополь: ИРО, 1998. — 80 с.
  167. Р.Л. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 1996. — 600 с: ил.
  168. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Голубевой Э. А. — М.: Педагогика, 1989. — 197 с.
  169. В.И., Осницкий А. К. О возможности системного подхода к изучению механизмов взаимообусловленности психического и физиологического // Вопросы психологии. 1977.№ 4. — 144−147
  170. Л.Д. Основы психологии: Учеб. пособ. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-735 с.
  171. Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 528 с.
  172. И. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М.: Знание, 1986.-96 с.
  173. .М. Избранные труды. В 2 т. Т, 1. — М.: Педагогика, 1985. — 329 с.
  174. .М. Избранные труды. В 2 т. Т, 2. — М.: Педагогика, 1985. — 359 с.
  175. .М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  176. .М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Московский университет, 1981. — 31−35
  177. Тесты для всех / Под ред. Орловой Т. В. — Киев: Довира, 1994. — 223 с.
  178. О. К. Структура мыслительной деятельности человека. — М.: Изд-воМГУ, 1969.-304С.
  179. О. К. Психология мышления. — М.: Изд-во М. унив-та, 1984.- 272 с.
  180. Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240 с.
  181. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография / Под ред. Третьякова П. И. -М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  182. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. Гальперина П. Я., Талызиной Н. Ф. — М.: Московский университет, 1972. -262 с: ил.
  183. Философский словарь / Под ред. Фролова И. Т. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  184. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. — М.- Просвещение, 1987. — 223 с.
  185. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. -287 с.
  186. Хассан Клинико-психологические особенности умственной работоспособности у неуспевающих школьников с задержками психического развития. — СПб.: СПГУ, 1998. — 24 с.
  187. М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. 1992.Т. 13.№ 3. — 84−93
  188. Холодная М. А, Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М.: Барс- Томск: Томский университет, 1997. — 392 с.
  189. М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990.№ 5. — 121−128
  190. Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991 .№ 6. — 103−111
  191. В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. 1986.№ 3. — 78−89
  192. Н.И. Организация и механизмы произвольных познавательных процессов и двигательных актов человека // Вопросы психологии. 1980.№ 3. — 32−44
  193. Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии. Обучении и интеллекте // Вопросы психологии. 1990.№ 5. — 31−39
  194. Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации.- М.: Столетие, 1997. — 480 с.
  195. Н. И., Ратанова Т. А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников// Вопросы психологии.1995.№ 3. -С.104−114
  196. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983.Т.4.Хо5. — 3−10
  197. В.Д. О структуре познавательных способностей // Психологический журнал.1985.Т.6.Х93. — 38−46
  198. В.Д. От способностей природных к духовным способностям // Прикладная психология.2000.Х"1. — 1−15
  199. В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М.: Логос, 1996.-320 с.
  200. В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. — М.: Наука, 1991. — 7−22
  201. В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика. — М.: Педагогика, 1990. — 175 с.
  202. Шай У. К. Интеллектуальное развитие взрослых // Психологический журнал.1998.Т.19.№ 6. -С.72−88
  203. СИ. Психологический анализ структуры математических способностей в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии способностей. — М.: Педагогика, 1973. — 216 с.
  204. Я.В. Активность самопознания при решении интеллектуальных задач старшими школьниками // Вопросы психологии. 1988.>fo4. — 79−82
  205. Г. И. Психологическая служба, как условие и средство обновления содержания образования // Материалы научно-практической конференции. — Ставрополь: ИРО, 1993. — 74−78
  206. А.Н. О влиянии мыслительной деятельности на запоминание // Вопросы психологии.1980.№ 6. — 90−96.
  207. А. Г. Основы психодиагностики. — Ростов-на-Дону- Феникс, 1996.-350 с. I
  208. Е.И., Аверина И.С, Хеллер К. А., Перлет К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопросы психологии. 1966.№ 1. — 97−107
  209. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Возрастная и педагогическая психология. Тесты. — М.: Московский университет, 1992. — 79−96
  210. Д.Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996.№ 4. — 18−23
  211. Е.Л. Познавательная активность в системе процессов памяти // Вопросы психологии. 1991.№ 5. — 175
  212. Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994.№ 5. -С.37−42
  213. Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996.№ 3. -С.28−34
  214. , J. R. (1981). Cognitive skills and their acquisition, Hillsdale, NJ: 1. awrence Erlbaum Associates.
  215. , J. R. (1983 b). The architecture of cognition. London: Harvard University Press.
  216. Bruner, J. S., Goodnow, J., Autin, G. (1956). A study of thinking. New York- Wiley.
  217. Cognitive development: Past, present, and future / Flavell John H. // Den. Psychol. — 1992. — 28, № 6. — c.998−1005 (англ.)
  218. Creativity in education revisited: Reflection aid of progression / Slabbert Johannes A. // Creative Behav. — 1994. — 28, X2l. — c.60−69 (англ.)
  219. Efficacy of memory training: A technological extension and replication / Goldstein Gerald, Beers Sue R., Longmore Susan, McCue Michael // Clin. Neuropsychol. — 1996. — 10, № 1. — c.66−72 (англ.)
  220. Examining Mnemosyne: An end to metaphors? / Forrest David. // Amer. J. Psychiat. — 1995. — 152,№ 11. — c.1557−1561 (англ.)
  221. Inntelligence: Beyond a monolithic concept / Marsh George E., Iran — Nejad Asghar // Bull. Psychonom. Soc. — 1992. — 30,№ 4. _ c.329−332 (англ.)
  222. Klahr, D., Wallace, J.G.(1976). Cognitive development: an information processing view. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
  223. Memory and attention / Russell Elbert W., D’Hollosy Marilyn E. // J. Clin. Psychol. — 1992. — 48,№ 4. — c.530−538 (англ.)
  224. Neisser U. et al. Intelligence: Knowns and Unknowns American Psychologist. — 1996. — 51,№ 2. — c.77−101 (англ.)
  225. Positive and negative mood influences on creativity: evidence for asymmetrical effects / Abele Andrea // Pol. psychol. bull. — 1992. — 23,№ 3. — c.203−221 (англ.)
  226. Positive versus negative mood influences on problem solving: A review / Abele Andrea// Pol. psychol. bull. — 1992. — 23,№ 3. — c.187−202 (англ.)
  227. Psychology in education / Smith Lestie // Psychologist. — 1992. — 5,№ 3. — c.114−116 (англ.)
  228. Schaie K.W. Individual differences in rate of cognitive change in adulthood. In V.L.Bengtson, K.W. Schaie (Eds.), The course of later life: Research and reflections. — New Jork: Springer. — 1989. — c.68−83 (англ.)
  229. Schaie K.W. Late life potential and cohort differences is mental abilities. In M. Perlmur (Ed.), Late life potential. Washington. DC // Gerontological Society. -1990.-c.43−61 (англ.)
  230. Schaie K.W., Hertzog C. Fourteen-year cohort-seguential analyses of adult intellectual development // Developmental Psychology. — 1983. -№ 19. — c.531−543 (англ.)
  231. Schaie K.W. Training the elderly on the ability factors of spatial orientation and inductive reasoning // Psychology and Aging. — 1986. — № 1. — c.239−247 (англ.)
  232. Sex differences in mental test scores variability, and numbers of high-scoring individuals / Hedges Larry V., Nowell Army // Science. — 1995. — 269,>f25220. -c.41−45 (англ.)
  233. Shifirin R. M. The locus and role of attention in memory systems.- In: P. M. A. Rabbit, S. Domic (eds.) Attention and performance V. N. Y., 1975.
  234. Simon, H. A., Lea, G. (1974). Problem solving and rule induction: a unified view. In L. W. Gregg (Ed.), Knowledge and Cognition. Potomac, Md: Lawrence Erlbaum Associates.
  235. Spearman С The abilities of man // N.Y. — 1927. — c.46−49 (англ.)
  236. Teaching a thinking strategy: Transfer across domains and self learning versus 1. class — like setfing / Zohar Anat // Appl. Cogn. Psychol. — 1994. — 8,№ 6. — c.549−563 (англ.)
  237. The effect of divided attention on speech production / Jou Jerwen, Harris Richard Jackson // Bull Psychonom. Soc. — 1992. — 30, No4. — c.301−304 (англ.)
  238. The effect of relaxation and postural training on external perception: Improvement of visualacuity, visual field, and hearing acuity / Konno Joshitaka // Jap. Psychol. Res. — 1997. — 39,№ 2. — c. l 19−123 (англ.)
  239. Video training of imagery for mature adults / West Robin L., Crook Thomas H. //Appl. Cogn. Psychol. — 1992. — 6,№ 4. — c.307−320 (англ.)
Заполнить форму текущей работой