Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рабочий процесс в бензиновом двигателе с управляемым расслоением заряда при высокой степени сжатия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На специально созданной безмоторной установке выполнены экспериментальные исследования по установлению закономерностей изменения основных параметров распыленной топливной струи, 2. jb «Р*, J> &bdquo-р). па основании обработки экспериментальных данных предложены аппроксимирующие уравнения для продолжительности впрыска уЗ/7/э f среднего давления впрыска Рф и угла при вершине конуса топливной струи… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Современное состояние и масштабы яримене ния поршневых двигателей
    • 1. 2. Основные пути улучшения технико-экономических и экологических показателей бензино вых двигателей
    • 1. 3. Способы расслоения заряда и обеспечения бездетонационной работы двигателя на высокой степени сжатия
    • 1. 4. Рабочий процесс в двигателе с расслоенным зарядом при позднем впрыске бензина по схеме АзПИ
    • 1. 5. Задачи исследования
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ РАССЛОЕННОЙ СМЕСИ В УСЛОВИЯХ ШРЫСКА БЕНЗИНА В ТЕЧЕНИЕ ТАКТА СЖАТИЯ
    • 2. 1. Оптимальная степень расслоенности заряда
    • 2. 2. Рекомендуемая схема смесеобразования в двигателе с впрыском бензина и форкамерой эжекторного типа
    • 2. 3. Методика расчета состава форкамерной смеси и степени расслоенности заряда
    • 2. 4. Результаты теоретических исследований
    • 2. 5. Выводы по главе
  • 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАСПИЛИВАНИЯ БЕНЗИНА
    • 3. 1. Безмоторная экспериментальная установка
    • 3. 2. Методика проведения опытов и обработка экспериментальных данных
    • 3. 3. Результаты экспериментальных исследований 93 3.4. Выводы по главе
  • 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА И ТОКСИЧНОСТИ ОГ ДВИГАТЕЛЯ С УПРАВЛЯЕМЫМ РАССЛОЕНИЕМ ЗАРЯД ПРИ 6 — 11,
    • 4. 1. Конструктивные особенности исследуемого двигателя
    • 4. 2. Цель и методика проведения экспериментов
    • 4. 3. Экспериментальная моторная установка
    • 4. 4. Методика обработки результатов экопе -римента
    • 4. 5. Точность экспериментов и оценка погрешности измерений
    • 4. 6. Влияние конструктивных параметров фор -камеры
    • 4. 7. Влияние регулировочных параметров
    • 4. 8. Показатели опытного двигателя
    • 4. 9. Выводы по главе

Рабочий процесс в бензиновом двигателе с управляемым расслоением заряда при высокой степени сжатия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные масштабы и темпы автомобилизации выдвинули на первый план решение весьш острой проблемы — экономное использование топливных ресурсов. Численность автомобильного парка мира непрерывно возрастает и за последние 30 лет количество автомобилей увеличилось в 5,4 раза. Одновременно с этим появился ряд серьезных проблем, связанных с сохранением чистоты воздушного бассейна, предотвращением от дальнейшего его загрязнения отработавшими газами (ОГ) автомобилей, оказывающими опасное токсичное воздействие на флору, фауну и здоровье человека.

Поэтому в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года» особое внимание было обращено на необходимость значительного ускорения работ по созданию новых транспортных энергосиловых установок, обеспечивающих существенное сокращение расхода топлива и энергии, уменьшение выбросов токсичных веществ в окружающую среду и улучшения очистки ОГ от токсичных примесей / 1,2 /.

В связи с этим остаются чрезвычайно актуальными вопросы дальнейшего совершенствования поршневых двигателей внутреннего сгорания 1ДВС), число которых в нашей стране превышает 21 млн. и которые потребляют почти 90% бензина, дизельного топлива и моторных масел. ДВС являются важнейшей составной частью энергетической базы народного хозяйства СССР и мощность их в 5,5 раза превосходит все шесте взятые электростанции. Такое широкое распространение ДВС связано с термодинамическими и физико-химическими свойствами рабочих процессов, что обеспечивает им высокие к.п.д. и удельную мощность при относительно низкой себестоимости и простоте эксплуатации. Именно поэтому по объективным прогно зам предполагается, что поршневые двигатели сохранят доминирующее положение, по меньшей мере, еще на несколько десятилетий / 54, 87 /.

Наибольшее распространение получили поршневые двигатели с традиционным карбюраторным смесеобразованием и искровым зажиганием карбюраторные двигатели), а также дизели.

В нефтедобывающих странах, например в СССР, и в целом в мире соотношение между производством карбюраторных двигателей и дизелей по мощности предопределяется соотношением выхода бензина и дизельного топлива при переработке нефти. Выход дизельного топлива из нефти при существующей технологии переработки составляет 20−25 $, бензина — 35−5^ / 21 /.

Следует иметь в виду также, что альтернативные топлива, как спирты, природный газ, продукты сжижения каменного угля, нефтеносных сланцев и битуминозных песков имеют высокое октановое число и низкое цетановое число и больше подходят для питания ДВС с принудительным воспламенением. Отсюда следует, что соотношение между производством дизелей и карбюраторных двигателей по мощности должно составлять 1/1,5−2,5 / 21 /, и несмотря на существующую в настоящее время тенденцию к дизелизации автомобильного транспорта, по прогнозам число дизельных автомобилей в общем парке автомобилей не превысит 20% / 87 /. Поэтому рациональное использование топливных ресурсов и уменьшение загрязнения окружающей среды токсичными компонентами ОГ во многом связано с дальнейшим совершенствованием бензиновых двигателей, составляющих основную часть мирового парка автомобилей. Решение задач по усовершенствованию этих двигателей должно быть в основном направлено на улучшение процессов смесеобразования и сгорания.

Основной целью совершенствования бензиновых двигателей является уменьшение удельного расхода топлива / 5,38,63 /. Одним из кардинальных путей решения этой задачи было повышение степени сжатия до оптимального значения = Ю-12-. Дальнейшее увеличение степени сжатия, как известно, обеспечивает незначительный рост термического к.п.д. и еще меньший — индикаторного к.п.д. при одновременном увеличении механических потерь / 33,78 /. Поэтому при увеличении б выше 12 топливная экономичность двигателя не улучшается.

Однако, в связи с появлением экологической проблемы отношение к повышению степени сжатия резко изменилсоь, так как повышение.

По общему мнению многих исследователей, в области улучшения технико-экономических и токсических характеристик бензинового двигателя рабочий процесс с послойным распределением топлива в воздушном заряде открывает большие возможности по усовершенствованию его рабочего цикла. Установлено, что в этом случае представляется возможным создать двигатель, по топливной экономичности находящийся на уровне дизельных двигателей, а по литровой мощности — карбюраторных. Данный рабочий процесс позволяет также значительно расширить ресурсы используемого топлива и одновременно понизить шум и металлоемкость, ощутимо уменьшить токсичность и дымноеть ОГ.

Анализ многочисленных работ исследовательских центров в СССР (ихф АН СССР, НАМИ, АзПИ, МАДИ, КОХИ и др.) и зарубежных фирм {Fordy Parsef? e /-/o/iaLa и др.), направленных на решение этой проблемы, позволил сделать вывод о том, что существенное улучшение технико-экономических и токсических характеристик бензиновых двигателей возможно при одновременном применении таких мероприятий, как оптишльное и управляемое расслоение рабочей смеси при впрыске топлива в такте сжатия, повышение степени сжатия до оптимальных значений =10−12) и применение форкамерно-факельного способа воспламенения расслоенного заряда.

Предложенный в АзПИ способ работы двигателя в определенной мере удовлетворяет основным требованиям высокоэффективного и одновременно малотоксичного рабочего процесса. Данный способ объединяет в единую систему непосредственный впрыск топлива в цилиндр через форкамеру эжекторного типа и факельное зажигание оптимально расслоенного заряда вдоль направления истекания факела горящих газов. Ранее выполненные работы / 15,41 /, а также наши поисковые эксперименты вскрыли ряд, недостатков этого процесса, особенно при повышении степени сжатия до <5 = 12. Это весьма высокая чувствительность рабочего процесса к параметрам распыла топлива, повышенное содержание несгоревших углеводородов в ОГ при частичных нагрузках и холостом режиме работы двигателя и нага р о оора зова ние в стенках соплового канала форкамеры.

Шстоящая работы посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию по доводке данного рабочего процесса с целью устранения отмеченных недостатков путем обеспечения оптимального и управляемого расслоения заряда, обусловливающего повышение технико-экономических показателей двигателя при одновременном существенном снижении уровня выделения всех токсичных компонентов ОГ при высокой степени сжатия.

Оптимизация конструктивных, регулировочных и режимных параметров двигателя проводилась на основе разработанной расчетной методики, которая была реализована на ЭВМ EC-I022. Экспериментальные исследования, проведенные как на безмоторной, так и на моторной установках, показали высокую степень сходимости расчетных и экспериментальных результатов.

Работа является составной частью исследований, проводимых кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания и холодильные машины» АзПИ им. Ч.Ильдрыма совместно с Заволжским моторным заводом имени 5и-летия СССР и которая была включена в план важнейших работ Мин-автопрома и Минвуза СССР на 1982;85 гг. согласно решению экспертной комиссии ГКНТ СССР от 5 марта 1981 года.

Результаты выполненной работы (осуществленной в период с 1978 по 1984 гг.) применены в разработке опытных образцов 4-х цилиндрового двигателя для автомобиля ГАЗ-ЗЮ2 на базе двигателя ЗМЗ-4Ю0.20 на Заволжском моторном заводе им.50-летия СССР.

4.9. Выводы по главе.

I. Рекомендуемый способ смесеобразования при впрыске оен-зина в цилиндр и факельном зажигании оптимально расслоенной топ-ливовоздушной смеси был подвергнут экспериментальной проверке на опытном одноцилиндровом двигателе 0ЦУ-ЗМЗ-24ФВ, созданного на базе карбюраторного двигателя ЗМЗ-24 без внесения каких-либо коренных изменений в его базовые размеры.

2. Результаты экспериментальных исследований по установлению влияния конструктивных параметров форкамеры (, о/т, 2. у, с,), момента конца подачи топлива, угла опережения зажигания ?>, начального давления открытия клапана форсунки <0, оощего состава топливовоздушной смеси схГ, коэффициента наполнения, частоты вращения коленчатого вала /7 на технико-экономические и токсичные характеристики двигателя хорошо согласуются с результатами теоретических исследований, что свидетельствует о достоверности сделанных выводов при теоретическом анализе работы двигателя.

3. Топливоподающая аппаратура в составе беспрецизионного насоса НВР-2 со симметричным тангенциальным профилем кулачкового валика и клапанно-штифтовой форсунки ФБ-1Ф удовлетворяет основным требованиям рабочего процесса при осуществлении управляемого расслоения заряда и факельного зажигания.

4. Экспериментальными исследованиями работы опытного двигателя с впрыском бензина в такте сжатия и факельным зажиганием оптимально расслоенной смеси установлено: а) осуществление позднего впрыска бензина в КС и форкамерно-факельное зажигание оптимально расслоенной смеси позволяет применять оптимальное значение степени сжатия (б =11,4) при использовании товарных бензинов А-76 и АИ-93- о) оптимальным моментом конца впрыска топлива является 300° п.к.в., которое было получено и при анализе результатов теоретического исследования. Требуемое давление начала открытия клапана форсунки при этом оказалось Рф&bdquo- = 5 МПав) все нагрузочные режимы двигателя получаются путем только качественного регулирования мощности — дросселирование впуска оказывает отрицательное влияние. Общий коэффициент избытка воздуха изменяется в зависимости от нагрузки двигателя в пределах ос = 0,9−6,0, что обусловлено оптимальным и управляемым расслоением рабочего заряда. При холостом ходе в зависимости от скоростных режимов о^ изменяется в пределах 4−6- г) работа опытного двигателя во всех нагрузочных режишх характеризуется меньшим, чем при карбюраторном смесеобразовании (КИЗ), индикаторным удельным расходом ^ топлива. Минишльные значения составляют 224 г/(кВт.ч.) при КИЗ и.

178 г/(кВт.ч) при ВФЗ.

На средних и малых нагрузках топливная экономичность опытного двигателя улучшена более, чем на 2% по сравнению с КИЗ. Такая высокая экономичность двигателя сопоставима с показателями двухкамерных дизелей. Так, при с>г = 2,4 индикаторный к.п.д. опытного двигателя доходит до 2i = 0,47- д) рассматриваемый рабочий процесс позволяет увеличить удельную мощность двигателя на Ъ-% по сравнению с КИЗ, на 25−27 $ по сравнению с ДИЗ. шесте с этим, максимальное давление цикла.

Р^ и средняя скорость нарастания давления находятся на достаточно низком уровне, что в основном связано с пониженное тью степени сжатия по сравнению с .

•г для дизеля скоростном (/7 = 1800 мин) и нагрузочном (Рс- = 0,89 Mia) режишх максимальное давление сгорания составляет /$ =7,15 Mia, тогда как при ВФЗ — Рг =4,85 Mia, а при КИЗ -/5 =3,55 Mia. Средняя скорость нарастания давления соответственно равны ар/ь у = 0,38- 0,19 и 0,04 МПа/1° п.к.в.- е) рекомендуемый способ организации рабочего процесса позволяет существенно снизить все токсичные компоненты ОГ (а/о, СО, С Иу). Максимальная концентрация Л/О не превышает 1300 ч.н.м., что примерно в 3−4 раза ниже от максимального уровня выделения /I/O при КИЗ, а также при ДИЗ с предкамерой. Содержание СО в широком диапазоне изменения не превышает 0,1.

0,2 $. Минимальная концентрация С//у в зависимости от скоростных режимов находится в пределах 25−40 ч.н.м., с уменьшением нагрузки С А/у несколько увеличивается и доходит до ?80−300 ч.н.м. При холостом ходе СА/Х не превышает 300−320 ч.н.м., что примерно в 1,5−2 раза ниже уровня выделения СА/Х в современных карбюраторных двигателях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Решение проблемы рационального использования топливных ресурсов и охрана окружающей среды во многом связаны с дальнейшим совершенствованием рабочего процесса бензиновых двигателей, составляющих основную часть автомобильного парка страны. На основании анализа работ как в нашей стране, так и за рубежом, а также разработок АзПИ по улучшению технико-экономических показателей с одновременным существенным снижением токсичности ОГ бензиновых двигателей исследован и обоснован способ смесеобразования в двига теле с управляемым расслоением рабочего заряда при впрыске бензина в такте сжатия и фаКельном зажигании.

2. Разработана методика для расчета состава смеси в форкамере сХф, степени расслоенности заряда d и коэффициента избытка воздуха богатой и бедной частей расслоенного заряда (Л/ и.

• На основании этой методики составлена математическая модель процесса смесеобразования в двигателе с управляемым расслоением заряда, которая была реализована на ЭВМ E0-I022 для проведения широкого параметрического анализа влияющих факторов и оптимизации конструктивных и регулировочных параметров опытного двигателя. Основным критерием при подборе требуемых конструктивных и регулировочных параметров являлось соответствие найденных значений состава форкамерной смеси и степени расслоенности заряда Ос их оптимальными величинами при заданных режимах работы двигателя.

3. на специально созданной безмоторной установке выполнены экспериментальные исследования по установлению закономерностей изменения основных параметров распыленной топливной струи, 2. jb «Р*, J> &bdquo-р). па основании обработки экспериментальных данных предложены аппроксимирующие уравнения для продолжительности впрыска уЗ/7/э f среднего давления впрыска Рф и угла при вершине конуса топливной струи 2уь в зависимости от цикловой подачи и частоты вращения кулачкового валика топливного насоса НВР-2, необходимые для составления математической модели процесса смесеобразования в рассматриваемом двигателе. Установлена также адекватность опытных данных дальнобойности топливной струи Рф с расчетными данными по формуле (2.3). Установлено, что топливная аппаратура в составе клапанно-штифтовой форсунки ФБ-1Ф и беспрецизионного топливного насоса НВР со симметричным танген- -циальным профилем, удовлетворяет основным требованиям рабочего процесса при осуществлении управляемого расслоения заряда и факельного зажигания.

4. Рекомендуемый способ смесеобразования был реализован на опытном одноцилиндровом двигателе 0ЦУ-ЗМЗ-24ФВ, изготовленном на базе карбюраторного двигателя ЗМЗ-24. Обширными экспериментальными исследованиями было установлено: а) оптимальным моментом конца впрыска топлива является 300° п.к.в. по ходу впуска для всех исследуемых скоростных и нагрузочных режимов работы двигателя. При отклонении от этого угла как в одну, так и в другую сторону из-за выхода степени расслоенности заряда CL и состава смеси в форкамере ос^, от оптимальных пределов ухудшаются технико-экономические и токсические показатели двигателяб) при найденном оптимальном значении у обеспечивается бездетонационная работа двигателя при степени сжатия? =11,4 на товарных бензинах А-76 и АИ-93 с оптимальным углом опережения зажигания при любых скоростных и нагрузочных режимахв) все нагрузочные режимы двигателя можно получить путем качественного регулирования мощности, как у дизелей.

5. Сравнение данных опытного двигателя с показателями карбюраторного и дизельноговихрекамерного и предкамерногодвигателей позволило установить, что разработанный способ дает возможность создать двигатель по топливной экономичности, находящийся на уровне дизельных двигателей, а по литровой мощности, металлоемкости и шумности — карбюраторных. При этом существенно снижаются 1 В 2−3 разатоксичность ОГ.

6. Следует признать актуальным проведение дальнейших исследований по установлению влияния формы камеры сгорания, турбулентности воздушного заряда, площади поверхности вытеснителей, а также топлив с различными фракционными составами и вязкостью на рабочий процесс и токсичность двигателя с оптимальным и управляемым расслоением заряда.

7. Результаты выполненной работы позволяют рекомендовать:

Iприменение исследованного способа смесеобразования при создании высокоэффективного бензинового двигателя для перспективных автомобилей;

2- использование разработанной расчетной методики определения параметров расслоенного заряда для оптимизации влияющих параметров при проектировании и выполнении доводочных исследований по вновь создаваемым двигателям.

В заключение автор выражает благодарность всему коллективу кафедры «ДВС и холодильные машины» АзПИ имЛ. Ильдрыма, возглавлявмой проф. Керимовым И. А., за помощь и участие в проведении данного исследования, а также глубокую благодарность своему научному руководителю проф. Мехтиеву Р. И. за научное руководство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Материалы ХХУ1* съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 223о.
  2. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года. М.: Политиздат, 1981, с. 38.
  3. Автомобильные двигатели (Под ред.М. С. Аовака, 2-е изд., пере-раб.и доп.) — М.: Машиностроение, 1977. 591с.
  4. Автомобильные карбюраторные двигатели (Б.Ф.Конев, Д. М. Аронов, Б .А.Куров, А.11 Лебединский. М.: Машгиз, I960. — 231с.
  5. И.К. Классификация характерных способов смесеооразова -ния и сгорания расслоенных и бедных смесей в ДВС с искровым зажиганием. Сб.научн.тр. — М.: МАДИ, 1978, вып.162,с.74−84.
  6. А.А. Исследование работы двигателя ГАЗ-24 при различных способах смесеобразования и зажигания. Автореф.дис.канд. техн. наук — Баку, 1975. — 24с.
  7. Х.Б. Исследование рабочего цикла и динамика образова -ния а/о в двигателе с послойным зарядом и (факельным зажига -нием. Автореф.дис.канд.техн.наук. — Баку, 1981. — 27с.
  8. В.И., Еремеев А. Ф., Семенов Б. Н. Топливная аппаратура быстроходных дизелей. Ji.: Машиностроение, 1967. — 299с.
  9. д.д. Сгорание в поршневых двигателях. Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1969. 248с.
  10. Л.И. и др. Бензиновые автомобильные дВС с послойным распределением топлива в заряде (Л.И.Вахошин, И. В. Маркова, Э. Б. Тарнопольская, научн.ред.С.С.Эпштейн). М.: ВИНИТИ, 1977. -162с.
  11. XI. Вахошин Л. И., Горлов Г. Г., Коробченко С. В., Сонкин В, И. При -рода цикловой нестабильности процесса сгорания в форкамернофакельном двигателе на холостом ходу. «Двигателестроение», 1984,4, с.18−21.
  12. А.И., Молчанов ii.H. Систеш впрыска легкого топлива с ваку умно-механическим регулированием цикловой подачи топлива. Со. «Автомобилестроение», вып.4, 1970, с.24−27.
  13. А.Н. Сгорание в оыстроходных поршневых двигателях. -М.: Машиностроение, 1977. 277с.
  14. Д.Н., Иващенко Н. А., Ивин В. И. и др. Двигатели внут -реннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей. Под ред. орлина А.С. и Круглова М. Г., 4-е изд. М.: Машиностроение, 1983. — 372с.
  15. Ik санов Ф. М. Исследование рабочего процесса двигателя с поздним впрыском бензина и факельным зажиганием. Дис. .канд. техн.наук. &-ку, 1979. 216с.
  16. Н.Н., Попов Л. Н. Создание беспрецизионных топливных насосов для автомобильных и тракторных двигателей. Труды ЦНИТА, вып.32, 1967, с.18−22.
  17. С.А. и др. Тенденция развития автомобильных бензиновых двигателей (С.А.Глаговский, А. В. Дмитровский, Е. В. Ийтров. -М.: НИИНавтопром, 1982. 47с.
  18. Р.Ш. Исследование рабочего процесса и токсичности бензинового двигателя с послойным зарядом. Дис.канд.техн. наук. Баку, 1979, 249с.
  19. Г^ссак J1.A. Радикальный метод форкамерно-факельной организа -ции процесса сгорания. «Вестн.АН СССР», 1976, № 8, с.53−61.
  20. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. ГОСТ 14 846–81. Государственный комитет СССР по стандартам, М., 1981. 53с.
  21. В.Г., Коржов М. А. 0 перспективах развития энергетических установок легковых автомобилей. В кн.: Двигатели внутреннего сгорания, вып.31. Респ.межвед.научн.-техн.сборник. Харьков, 1980, с.3−8.
  22. А.И. Ошибки измерения физических величин. л.: Наука, 1974, — 108с.
  23. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1981. — 160с.
  24. Я.Б., Садовников П. Я., Франк-Каменецкий Д.А. Окисление азота при горении. Изд-ео АН СССР, 1947. — 147с.
  25. Л.С. и др. Особенности выделения токсичных веществ с факельным дожиганием U1.С.Золотаревский, Л. М. Соболев, Г. А. Кардановский Сб.научн.тр.) Костромский с.-х.ин-т, 1971, вып.32, с.13−21.
  26. Н.Н., Семенов Б. Н., Соколов B.C. Рабочий процесс дизелей с камерой в поршне. Л.: Машиностроение, 1972. — 232с.
  27. П.М. Токсичность 1ТД и перспективы применения водорода.
  28. Киев: Наукова думка, 1982. 140с.
  29. В.А. Исследование процесса сгорания и образования токсичных веществ в двигателе с двухстадийным сгоранием. -Автореф.дис. .канд.техн.наук. Кострома, 1984. — 23с.
  30. З.Х. Исследование системы топливоподачи двигателя с впрыском бензина и факельным зажиганием с привлечением математических методов. Дис. .канд.техн.наук. — Баку, 1981. -256с.
  31. Н.А., Мехтиев Р. И., Меджидов Р. А. Малотоксичный двигатель с впрыском топлива в цилиндр и факельным зажиганием. В кн.: Снижение токсичности отработавших газов ДВС. М.: ЦНИИ
  32. ТЭИтракторосельхозмаш, 1982. с.61−70.
  33. Н.А., Мехтиев Р. И. Двигатель с впрыском топлива и форкамеры о-факельным зажиганием. Автомобильная промышленность, 1967, № I, с.8−11.
  34. А.И., Демидов В. П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1980. — 400с.
  35. В.М. Новый тип двигателя внутреннего сгорания. Л.: Судостроение, 1965. — 211с.
  36. В.А., Мангушев В. А., Маркова И. В. Пути повышения экономичности автотракторных двигателей. В сб.: Двигатели внут -реннего сгорания (Итоги науки и техники, ВИНИТИ АН СССР). -М.: 1982. — 232с.
  37. Р.В. и др. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. М.: Транспорт, 1982. — 200с. '
  38. В.Н., Кирсанов А. Н., Волков А. И., Родионов А. С. Результаты испытаний двигателя МеМЗ-968 с послойным смесеобразованием. В кн.: Двигатели внутреннего сгорания. Межвуз.сб. научн.трудов. Ярославль, 1981. 87−90.
  39. Р.А. Некоторые результаты исследования рабочего процесса и токсичности бензинового двигателя с высокой степенью сжатия. В кн.: Рабочие процессы тепловых машин. Труды АзПИ.1. Баку, 1982. 53−58.
  40. К.А., Черняк Б. Я., Синельников Н. И. Особенности рабочих процессов высокооборотных карбюраторных двигателей. М.: Машиностроение, 1971. — 99с.
  41. К.А., Черняк Б. Я., Шиянов М. Г. Елияние степени сжатия на экономические и токсические показатели карбюраторного двигателя. В кн.: Автотракторные двигатели внутреннего сгорания.
  42. Труды / МАдИ, 1978, вып.126, с.69−73.
  43. р.и. Динамика образования /I/O в процессе сгорания в процессе сгорания в двигателях с послойным зарядом. hrcfrivum с от Si/.sic о/? is у vo?.3 (1983), № 3, с.181−191.
  44. Р.И. Исследование рабочих процессов и токсичности двигателя с послойным зарядом и форкамерно-факельным зажиганием. Дис.докт.техн.наук. Баку, 1980. 480с.
  45. Р.И. К вопросу создания малотоксичного двигателя с поэтапным горением. Arc/iii/v/?? terA/ot/y/rvAfix-c i З/я&Р,. 9, 1979, № 4, с.561−588 (г.Варшава).
  46. Р.И. О механизме сгорания расслоенного топливовоздушного заряда. «Двигателестроение», 1979, № 10, с.3−6.
  47. Р.И. Особенности рабочего процесса двигателя с послойным зарядом и форкамерно-факельным зажиганием. В кн.: Рабочие процессы тепловых машин. Тематический сб.научн.тр. АзПИ. Баку, 1982. — с.9−21.
  48. Р.И. Рабочий процесс в двигателе с послойным смесеобразованием и форкамерно-факельным зажиганием. Известия ВУЗов. Машиностроение, 1977, № 3, с.97−102.
  49. Р.И., Владимирский А. И. Особенности работы топливо -подающей аппаратуры двигателя с послойным зарядом и факельным зажиганием, В кн.: /Двигатели внутреннего сгорания, Респ. меж-вед, тема тич.научн. -техн. сб. Харьков, 1977, вып.26, с.91−95.
  50. Р.И., Пеанов Ф. М., Меджидов Р. А. Эффективный рабо -чий процесс бензинового двигателя с высокой степенью сжатия. «Двигателестроение», 1982, № 5, с.5−8.
  51. Р.И., Керимов Н.А.и др. Двигатели с послойным распределением топлива в воздушном заряде. «Автомобильная промышленность», 1977, № 8, с.10−12.
  52. Р.И., Талыбов М. А., Алиев А. А., Хусейнов Р. Ш. Исследование показателей автомобильного двигателя при различных способах топливоподачи. Изв. ВУЗов: Машиностроение, 1976, № 3, c. I08-III.
  53. Охрана природы. Атмосфера, дизели автомобильные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы измерений. ОСТ 37.001.234−81. Министерство автомобильной промышленности.1. М., 1981. 12с.
  54. Пьезоэлектрический измерительный прибор РМ-4. Руководство для обслуживания.
  55. И.Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания. М.:1. Высшая школа, 1975. 320с.
  56. Ю.Б. Смесеобразование и сгорание в дизелях. J1.: Машиностроение, 1972. — 223с.
  57. Ю.Б., Малявинский Л. В., Вихерт М. М. Топливо и топ -ливоподача автотракторных дизелей. Л.: Машиностроение, 1979. — 248с.
  58. Л.М. Бесфоркамерный двигатель с факельным дожиганием рабочей смеси. Тр. КСХИ, вып.23, г. Кострома, 1970, с.3−10.
  59. Л.М. Двигатель с двухстадийным сгоранием. «Автомо -бильная промышленность», 1981, $ 12, с.9−11.
  60. А.С., Карпов В.II. Форкамерно-факельное воспламенение как основа нового класса двигателей. Сб. «Сгорание и смесе -образование в дизелях». Изд-во АН СССР, М., I960, с.125−142.
  61. Стенд для регулирования топливной аппаратуры дизелей А/С -108 Motorpag ^ЧССР), 1978.
  62. B.C. и др. Испытание двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1972. — 367с.
  63. М.А. Исследование системы впрыска бензина и факельного зажигания для автомобильного двигателя. Дис.канд. техн. наук, 1978. — 144с.
  64. Теория двигателей внутреннего сгорания. Рабочие процессыпод ред.Н. Х. Дьяченко 2-е изд., пере раб. и доп.) — Ji.: Машиностроение, 1974. — 551с.
  65. Ю.И. Исследование рабочего процесса двигателя с двухстадийным послойным сгоранием. Дис.канд.техн.наук. -Кострома, 1980. — 259с.
  66. В.А. Пути повышения технического уровня автомобильных двигателей. «Двигателестроение», 1979, $ 2, с.1−3.
  67. .Я., Рокшин В. А. Влияние степени сжатия на выброс окислов азота бензиновым двигателем. В кн.: Автотракторные двигатели внутреннего сгорания. Труды /ЖДИ, 1980, с.58−60.
  68. Якубовский Юзеф. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды: Пер. с польск. М.: Транспорт, 1979. — 198с.
  69. Захег A. Cor 0/ t/?e Рг/ti/re.- /Ivtosnct. /979, 4, APS. 65−6 $.
  70. Creeper I.. eZ/. pfo^tft'cAr/reSfer? zt/s 1/erSess
  71. Pes /4Sj>#si/er/?*?//s pes? о/ъ> о д/б/гсА? /sphere mote re’s с/? «Af/Z %, 33^o 5, p. /$ 5−206.
  72. G-?ec*/7er PA te ,/{/?#/>/? Т/е/лгсс/?, Merger f/as?sjorp. Presesr/ stotc/s аяс/ ^u/t/re c/e (/ePo^/z?^*?А о/ jposo
  73. P/?pcs?e$. Сом/, j? o*?c/os?, /379 .
  74. Scp/eA r Poc/e 7/w/ver. ^ p/TZ ~ 359 A/o/
  75. Gr^t/er {X/urs ter 1X7.^ SrvePer F., Магхо юс 7/.с?пре e/t^c/ie ш'/А? с/А^Ас/ес/ c/rcywder.
  76. Pa$swj>er C#r Power PPcr^t PA/Ac/re Z7^/.} Tj&^c/o^^ p. ?3−57.
  77. T/ori&rf foAn. /Ея^сле. c/escp/? /Q/tes r/^A?A ro&a/ /or-/S5fueC ecO/?os??y. м Pr? yc>?eer „/976, 243, /Pa 6299-?300 > /?. 30- 32. 72. A/e/?r?A/?^ Pac/?er. Рх/регбУ^е/^реАi-PeoretcscP^ r/er Иг г с/с ъ Р ser
  78. Pec PAP&/?70f
  79. Pvfe^oJГ -Z/?PP /9
  80. MixPc//*^ /pocPi/era'ccP Aeter /??&??>res?sr?o$tPtecA/7. A/7~Z“» /РРЗ r> 9n i j / • '
  81. A/c//er P. IV-- Prescp
  82. Mec/j. Zrp. ^ /&S3 f 70S, л7? /О, p40−57. //. y&pc s. j pc/yAc zj aAc sAixa uy<7 74.^ SAc’roi p. p nei^-Ay-dei/eAopetf A5A A l/Cc erpc Ae Per ж/ле /Р/Р /vasAeAs. I}SAI? Zec/rs?. Pap. 5er. * A9JO f л/Ый032<7^ 7/э/о. $ 9. Yof
Заполнить форму текущей работой