Психофизиологические предпосылки успешности распознавания эмоциональной речевой экспресии
В то же время интегральные психофизиологические предпосылки успешности распознавания речевой эмоциональной экспрессии в настоящее время изучены недостаточно. Недостаточно изучены индивидуально-типологические и психофизиологические отличия лиц с различной способностью к распознанию эмоциональной речевой экспрессии. Мало изучены особенности функциональной специализации мозга при восприятии… Читать ещё >
Содержание
- РАЗДЕЛ Страница
- Актуальность исследования
- Цель и задачи исследования
- Научная новизна исследования
- Научно-практическая значимость работы
- Апробация работы
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Часть 1. Понятия социального и эмоционального интеллекта. Подходы к исследованию эмоционального интеллекта
- Часть 2. Понятие эмоционального слуха и его обоснование. Направления в исследованиях эмоционального слуха. ^ ^
- Часть 3. Модели эмоционально окрашенного речевого 20 стимула. Методы предъявления экспериментального материала
- Часть 4. Мозговые механизмы восприятия эмоций в голосе
- Часть 5. Функциональная асимметрия мозга. Механизмы межполушарного взаимодействия при распознании эмоций в ^ речи
- Часть 6. Участие речевых центров мозга в распознавании эмоциональной интонации
- МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ
- 1. Частотно-амплитудные показатели ЭЭГ
- 2. Показатели когерентности ЭЭГ
- 3. Асимметрия ЭЭГ
- ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Психофизиологические предпосылки успешности распознавания эмоциональной речевой экспресии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Способность к распознаванию эмоций своих или другого лица относится к сфере «эмоционального интеллекта» [Люсин Д.В. и др., 2004; Mayer J.D. et al., 2001; Pell M.D., 2006] и означает, что человек может установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека и найти ему словесное определение. Эта способность является важной составляющей невербальной (несловесной) коммуникации, которая осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет независимый информационный канал в системе общения.
Невербальная коммуникация — важнейшее, наряду со звуковой речью, и вместе с тем недостаточно изученное средство общения и взаимопонимания людей. Звуковая речь несет слушателю, независимо от семантики слова, т. е. как бы «между слов», невербально, весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношение к собеседнику, к предмету разговора, к самому себе и т. п. Невербальная информация может как значительно усилить семантическое значение слова, так и ослабить вплоть до полного его отрицания субъектом восприятия. Ввиду значительной непроизвольности и подсознательности восприятия невербальной информации слушатель ориентируется не только по вербальному, но и невербальному смыслу сообщения.
В ходе экспериментально-теоретических исследований проблемы восприятия эмоций В. П. Морозовым выдвинуто и активно разрабатывается понятие «эмоциональный слух» как способность к идентификации слушателем эмоционального состояния человека по звуку его голоса [Морозов В.П., 1990]. Теоретически эмоциональный слух определен автором как важнейший компонент перцептивной части общей системы невербальной коммуникации [Морозов В.П., 1985] и предложен психоакустический невербальный тест на оценку эмоционального слуха.
В современной литературе возросший интерес к проблеме эмоций выразился, в частности, в интенсивной разработке различного рода моделей так называемого «эмоционального интеллекта» [Salovey P., Mayer G.D., 1990; Goleman D., 1995; Люсин Д. В. с соавт., 2004 и др.]. Понятие эмоционального интеллекта определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [Люсин Д.В., 2004]. Таким образом, способность к адекватной оценке речевой эмоциональной экспрессии является одной из составляющих эмоционального интеллекта. Это подтверждается в частности тем, что обнаружена значимая положительная корреляция результатов применения невербального теста В. П. Морозова и вербального опросника Д. В. Люсина на эмоциональный интеллект.
В.П. Морозовым создана и валидизирована методика определения эмоционального слуха, т. е. способности распознавания эмоций в голосе говорящего. В данной работе использован компьютерный вариант методики В. П. Морозова.
В отечественной литературе существуют богатые традиции исследования проблемы распознавания речевых параметров, в том числе эмоций в речи [Галунов В.И., Манеров В. Х., 1974; Манёров В. Х., 1997; Балонов Л. Я., Деглин В. Л., 1976; Балонов Л .Я. с соавт., 1985; Морозов В. П., 1985; Черниговская Т. В. с соавт., 2000; Стрельников К. Н. с соавт., 2004 ].
В большинстве работ, посвященных невербальной коммуникации, изучаются объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на успешность распознавания эмоциональной мимики, а также психофизиологические показатели опознания [Михайлова Е.С., 2006; Fox Е., 2002].
Изучение экспрессивных проявлений речи сосредоточено главным образом на исследовании эмоционального состояния здоровых и больных лиц по интонационным показателям речи [Фролов М.В. и др. 1994; Adolphs R. et al., 2001, 2003], а также на изучении мозговой локализации центров, вовлекаемых в распознавание речевой эмоциональной экспрессии [Сидорова O.A., 2001; Beaucousin V., 2007; Kotz S. et al., 2003; Pell M.D., 2006; Wildgruber D. et al., 2005].
В то же время интегральные психофизиологические предпосылки успешности распознавания речевой эмоциональной экспрессии в настоящее время изучены недостаточно. Недостаточно изучены индивидуально-типологические и психофизиологические отличия лиц с различной способностью к распознанию эмоциональной речевой экспрессии. Мало изучены особенности функциональной специализации мозга при восприятии эмоциональных оттенков речи — в работах по этому вопросу имеются противоречивые данные о роли каждого из полушарий в восприятии эмоциональной речи. В частности существует немного исследований на эту тему с применением современных электрофизиологических методов. Поэтому нам представляется важным восполнить пробел в данной области знаний.
Цель и задачи исследования
.
Целью работы является исследование индивидуальных психофизиологических предпосылок успешности распознавания эмоциональной интонации речи.
Исходя из поставленных выше проблем, основные задачи работы определяются следующим образом:
• исследовать индивидуальную структуру ЭЭГ у индивидов с различным уровнем способности к распознаванию речевой эмоциональной экспрессии (частотно-амплитудные и когерентные показатели ЭЭГ в различных областях коры, асимметрию активации коры головного мозга, локализацию фокуса максимальной активации и другие показатели);
• выделить индивидуально-типологические психофизиологические отличия лиц с различной способностью к распознанию эмоциональных оттенков речи;
• исследовать индивидуальные особенности функциональной специализации коры больших полушарий при распознавании эмоциональных оттенков речи;
• сопоставить группы лиц с различным распознаванием эмоций по физиологическим и психологическим характеристики.
Научная новизна исследования.
Впервые были получены данные об особенностях биоэлектрической активности коры больших полушарий мозга у лиц с высокой и низкой способностью к распознаванию эмоций в речи как в состоянии покоя, так и при различении эмоциональной речевой интонации. Показано, что лица с низкими показателями распознавания речевых эмоций отличаются высокой активированностью и реактивностью ЭЭГ, а также более интенсивным ростом когерентных связей и мощности в гамма-диапазоне особенно в передних отделах левого полушария при распознавании эмоций, что свидетельствует о включении вербально-логических процессов в распознавание речевых эмоций.
Новым является комплексный психофизиологический подход к изучению способности к распознаванию эмоциональной интонации речи. В рамках этого подхода результаты, полученные с помощью методики тестирования эмоционального слуха" В. П. Морозова были сопоставлены с индивидуальными психофизиологическими характеристиками исследуемых лиц (характеристиками ЭЭГ в различных областях коры: частотно-амплитудными показателями — доминирующей частотой альфа-ритма, положением фокуса максимальной активации коры, соотношением мощности низких и высоких частот, процентным отношением отдельных частот к общей мощности ЭЭГ, топографией когерентных связей, особенностями функциональной асимметрии мозга с картированием электрической активности мозга по всем исследуемым параметрам и др.), а также с результатами, полученными психологическими методами тестирования (оценкой тревожности, интроверсии — экстраверсии, доминирующего типа эмоции и др.).
Научно-практическая значимость работы.
Изучение психофизиологических предпосылок способности распознавать эмоциональную окраску речи позволит раскрыть мозговые механизмы восприятия речевой эмоциональной экспрессии. Изучение соотношения способности человека к оценке эмоций в речи и его индивидуальных психофизиологических особенностей является актуальной экспериментально-теоретической задачей.
Распознавание эмоций партнера по голосу имеет большое значение не только в системе межличностного общения, но и в области инженерной психологии, в частности — в решении сложных научно-технических вопросов автоматического распознавания речи, идентификации и верификации личности говорящего [Морозов В.П., 1985; Манеров В. Х., 1997], контроля эмоциональных состояний человека-оператора, работающего в стрессовых условиях [Фролов М.В., Милованова Г. Б., 1996].
Эмоциональный слух", т. е. способность к успешному различению речевой эмоциональной экспрессии, используется в качестве критерия профессионального отбора и подготовки экспертов-аудиторов правоохранительных органов, при отборе в музыкальные ВУЗы.
П.В. Симонов считает явление «эмоционального резонанса», т. е. способности реагировать на эмоциональное состояние партнера, предпосылкой эмоционального сопереживания. Предполагается, что состояние эмоционального резонанса между врачом и пациентом является важным элементом терапевтического процесса, а также в педагогической практикемежду учителем и учеником. В то же время, феномен «эмоционального резонанса» встречается не во всех случаях медицинской практики и зависит от индивидуальных особенностей врача. Одним из необходимых качеств при этом является способность к невербальной коммуникации, в частности с использованием эмоциональных оттенков в речи пациента.
Таким образом, изучение проблемы психофизиологических предпосылок способности к невербальной эмоциональной коммуникации и адекватному восприятию эмоциональной экспрессии имеет большое значение для развития теоретических представлений о невербальной коммуникации и решения практических проблем: личностных задач, встающих перед человеком в ходе его жизни, социальной адаптации, профессионального успеха, академической успеваемости, коррекции деструктивного поведения, профилактики психотравмирующего воздействия стрессов, психотерапии, разработки тренингов и т. д. Показано, что низкий уровень распознавания эмоций является фактором социальной дезадаптации личности. [Lesser I.M., 1981] Поэтому изучение предпосылок различных уровней способности к распознаванию эмоций является значимым для понимания основ социального благополучия и психологического здоровья человека.
Апробация работы.
Основные результаты работы были доложены и обсуждены на международных конференциях: на XX съезде Физиологического общества им. И. П. Павлова в 2007 годуна 3-ем и 5-ом международных междисциплинарных конгрессах «Нейронаука для медицины и психологии» в 2007 и в 2009 годуна III международной конференции по когнитивной нейронауке в 2008 годуконференциях молодых ученых в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизилологии РАН в 2007 и 2008 году, на годовой итоговой конференции Лаборатории условных рефлексов и физиологии эмоций ИВНД РАН в 2008 годуна международной школе для молодых ученых «Affective sciences», проходившей в Швейцарии с 24 августа по 3 сентября 2009 года.
Диссертация апробирована на совместном заседании лаборатории условных рефлексов и физиологии эмоций и лаборатории общей физиологии временных связей в Учреждении Российской академии наук Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН 19 декабря 2008 года.
По теме диссертации опубликовано 10 работ, включая 3 статьи (две из которых переведены на английский язык для журнала Neuroscience and Behavioral Physiology) и тезисы докладов на различных конференциях. Сданы в печать 2 статьи.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Индивидуальные особенности психофизиологических предпосылок одного из видов невербальной коммуникации»), проект № 07−06−500 а.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
• Индивидуальными психофизиологическими предпосылками низкого уровня распознавания эмоций в речи являются высокая неспецифическая генерализованная активация коры и высокая ситуативная реактивность ЭЭГ.
• Локализация фокуса активации ЭЭГ по частотно-амплитудным и когерентным показателям в передних отделах левого полушария, свидетельствующая о значительном включении вербально-логических процессов в чувственно-непосредственное восприятие эмоций, является фактором, снижающим эффективность распознавания речевой эмоциональной экспрессии.
• Значительный рост когерентных связей и мощности в гамма-диапазоне, отражающий когнитивные процессы, также является фактором, затрудняющими восприятие эмоциональной интонации речи у лиц, плохо распознающих эмоции в голосе.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.
выводы.
1. Лица с низкой способностью распознавания эмоциональной интонации речи отличаются высокой генерализованной активацией коры, а также большей ситуативной реактивностью ЭЭГ, что является факторами, затрудняющими распознавание эмоций в речи.
2. Успешность распознавания эмоций в речи не зависит от характера неспецифической активационной асимметрии. Различия между испытуемыми с высокими и низкими показателями «эмоционального слуха» проявляются в асимметрии специфической локальной активации мозга.
3. В процессе распознавания речевых эмоций увеличивается активация не только височных областей правого полушария, но и речевых центров в левом полушарии, что свидетельствует о включении вербально-логических процессов в распознавание эмоций.
4. У лиц с низкими показателями распознавания эмоций отмечается высокий рост когерентных связей в передних отделах коры и мощности в гамма-диапазоне, что свидетельствует о большем участии когнитивных процессов в распознавании эмоций, чем у лиц с высокими показателями распознавания.
5. Лица с низкими показателями распознавания эмоций в голосе отличаются более высокими оценками уровня личностной и ситуативной тревожности, чем лица, успешно распознающие эмоциональные оттенки речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
По всем исследуемым показателям у лиц, плохо распознающих эмоции в голосе, уровень активации выше, как в фоне, так и при распознавании эмоций, чем у лиц, хорошо распознающих эмоции. ЭЭГ испытуемых группы 2 отличается высокой неспецифической активацией коры и высокой реактивностью. Успешно распознают эмоциональные оттенки речи лица как с низкой, так и со средней активированностью ЭЭГ и невысокой ситуативной реактивностью.
Следовательно, высокая генерализованная активация коры, а также большая ситуативная реактивность ЭЭГ могут являться факторами, затрудняющими распознавание эмоционального выражения речи.
Успешность распознавания эмоций в речи не определяется направленностью неспецифической активационной асимметрии, поскольку у испытуемых обеих групп как в фоне, так и при распознавании было более активировано левое полушарие.
Различия между испытуемыми с высокими и низкими показателями «эмоционального слуха» проявляются в асимметрии специфической локальной активации мозга [Костандов Э.А., 1977]. У испытуемых, плохо распознающих эмоции, активация передних отделов левого полушария (отведение Б7) и задневисочных отделов правого полушария (отведение Т6), выражена значительно сильнее, чем у лиц, хорошо распознающих эмоции.
При распознавании эмоций наиболее значимые различия между группами по показателям мощности и когерентности получены в гаммаи тета-диапазонах во фронтальных и центральных областях левого полушария и задневисочных областях правого полушария. Лица с низкими показателями распознавания эмоций отличаются высоким содержанием гамма-ритма и ростом когерентных связей в гамма-диапазоне, отражающем когнитивные процессы.
Преобладание уровней когерентности в передних отделах левого полушария и в задневисочной области правого полушария, наблюдавшиеся у испытуемых группы 2 при распознавании эмоций, подтверждают представления о том, что в распознавании речевых эмоций могут участвовать не только височные области правого полушария, но и речевые центры в левом полушарии.
При распознавании эмоций у испытуемых с высокими показателями «эмоционального слуха» в альфа-диапазоне частот уровни когерентности преобладали в передних отделах правого полушария, в то время как у испытуемых с низкими показателями когерентные связи преобладали в передних отделах левого полушария. Таким образом, в альфа-диапазоне частот у испытуемых с низкими показателями эмоций также выявляется фокус локальной активации в передних отделах левого полушария. По данным A.M. Иваницкого, левая центральная область выступает в качестве центра связи при решении вербальных задач. [Иваницкий A.M. Илыоченок И. Р., 1992].
Локализация фокуса активации в передних отделах левого полушария, свидетельствующая о значительном включении вербально-логических процессов при опознании, а также высокий рост когерентных связей и мощности в гамма-диапазоне, отражающем когнитивные процессы, могут являться факторами, затрудняющими чувственно-непосредственное восприятие эмоций у лиц, плохо распознающих эмоции в голосе.
Список литературы
- Кислова О.О., Русалова М. Н. Уровни когерентности ЭЭГ человека: связь с успешностью распознавания эмоций в голосе. Рос. физиол. журнал им. И. М. Сеченова. 2008. Т. 94. № 6. Стр. 650 661
- Kislova О., Rusalova М. EEG coherence in humans: relationship with success in recognizing emotions in the voice. Neuroscience and Behavioral Physiology. 2009. Vol. 39, N. 6. P. 545 552
- Кислова O.O., Русалова М. Н. Асимметрия ЭЭГ человека: связь с успешностью распознавания эмоций в голосе. Рос. физиол. журнал им. И. М. Сеченова. 2008. Т. 94. № Ю. Стр. 1137−1146
- Kislova О., Rusalova М. EEG asymmetry in humans: relationship with success in recognizing emotions in the voice. Neuroscience and Behavioral Physiology. 2009. Vol. 39, N. 9. P. 825
- Кислова O.O., Русалова М. Н. Частотно-амплитудные ЭЭГ-показатели успешности распознавания эмоций в речи. Журнал высш. нерв. деят. 2009. Т. 59. № 2. Стр. 171−177
- Русалова М.Н., Кислова О. О. Электрофизиологические показатели при распознавании эмоций в речи. Успехи физиологических наук (в печати).
- Алдошина И. Связь акустических параметров с эмоциональной выразительностью речи и пения // Звукорежиссёр. 2003. № 2.
- Афтанас Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2000. 126 с.
- Афтанас Л.И., Павлов C.B. Особенности межполушарного распределения спектров мощности ЭЭГ у высокотревожных индивидуумов в эмоционально-нейтральных условиях и при отрицательной эмоциональной активации // ЖВНД. 2005. Т. 55. № 3. С. 322 328
- Балонов Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Наука. Л. 1976
- Балонов Л.Я., Деглин В. Л., Черниговская Т. В. Функциональная асимметрия мозна в организации речевой деятельности. Сенсорные системы. Сенсорные процессы в асимметрии полушарий. Наука. Л. 1985
- Белова С.С. Субъективная оценка интеллекта другого человека: эффект вербализации // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. Под. Ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: «Институт психологии РАН», 2004. С. 39−62.
- Беритов И.С. Структура и функция коры больших полушарий. М.: Изд-во АН СССР, 1969.214 с.
- Болдырева Г. Н. Электрическая активность мозга человека при поражении диэнцефальных структур. // М.: Наука, 2000. 184 с.
- Витт Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 95 107
- Галунов В.И., Манеров В. Х. Связь между психофизиологическим состоянием говорящего и характеристиками речевого сигнала. Автоматическое распознавание слуховых образов. Львов. 1974. С. 46 — 249
- Данилова H.H. Осциляторная активность мозга и информационные процессы. Материалы научной конференции, пос. Памяти чл.-корр. РАН A.B. Брушлинского. Психология: современные направления междисциплинарных исследований. М. 2003. С. 271- 283.
- Данилова H.H. Психофизиология. // М.: Аспект Пресс, 2001. 373 с.
- Дмитриева Е.С., Гельман В. Я., Зайцева К. А. Восприятие эмоциональной компоненты речи заикающимися детьми на фоне шума. Сообщение I. Анализ эффективности опознания различных эмоций // Физиология человека. 2000. Т. 26. № 3. С. 13 20
- Дмитриева Е.С., Гельман В. Я. Восприятие эмоциональной компоненты речи заикающимися детьми на фоне шума. Сообщение II. Анализ временных характеристик опознавания различных эмоций // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 1. С. 42−48
- Дмитриева Е.С., Гельман В.Я, Зайцева К. А, Орлов A.M. Онтогенетические особенности психофизиологических механизмов восприятия эмоционального компонента речи у музыкально одаренных детей // ЖВНД. 2004. Т.54. № 5. С. 581 591
- Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. // М.: Медицина, 1977. 359 с.
- Жирмунская Е.А. В поисках объяснения феноменов ЭЭГ. М.: изд-во НФП БИОЛА, 1996. 117 с.
- Зайцева К.А., Дмитриева Е. С., Мирошников Д. Б. Изменение восприятия эмоционально значимой речи под воздействием шума // Физиология человека. 1995. Т. 21. № 4. С. 163 -166
- Иваницкий A.M. Ильюченок И. Р. Картирование биопотенциалов мозга при решении вербальной задачи // Журн. высш. нервн. деятельности. 1992. Т. 42. № 4. С. 627.
- Измайлов Ч.А., Черноризов A.M. Психофизиологические основы эмоций. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 72 с.
- Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Наука, 1977. 247 с.
- Костюнина М.Б., Куликов М. А. Частотные характеристики спектров ЭЭГ при эмоциях // ЖВНД. 1995. Т. 45. Вып. 3. С. 453 456
- Курова Н. С. Черемушкин Е.А. Спектральные характеристики ЭЭГ при усложнении контекста когнитивной деятельности Журн. высш. нервн. деятельности. 56(2): 211 — 220. 2006.
- Ливанов М.Н. Энцефалограмма и мышление. Психол. журнал. 3(2): 127 — 137. 1982.
- Люсин Д.В. Роль восходящих и нисходящих процессов переработки информации в распознавании эмоций. 3-я Международная конференция по когнитивной нейронауке: Тезисы. 2008. Т.2, С. 354 — 356
- Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. Под. Ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: «Институт психологии РАН», 2004. С. 29−36.
- Манёров В.Х. Психодиагностика личности по голосу и речи. В сб. Практическая психология. СПб., 1997.
- Мержанова Г. Х., Долбакян Э. Е., Хохлова В. И. Взаимодействие между нейронами миндалины и гипоталамуса при условнорефлекторном поведении с выбором качества подкрепления // ЖВНД. 1999. Т. 49. № 5. С. 723 732
- Михайлова Е.С., Розенберг Е. С. Индивидуально-типологические особенности опознания лицевой эмоциональной экспрессии и вызванные потенциалы мозга человека // ЖВНД. 2006. Т. 56. № 4. С. 481 490
- Михайлова Е.С. Нейробиологические основы опознания человеком эмоций по лицевой экспрессии // ЖВНД. 2005. Т. 55. № 2. С. 149 162
- Михайлова Е.С., Розенберг Е. С., Абрамова A.A., Логунова H.H. Опознание эмоций по лицевой экспрессии испытуемыми с разным личностным профилем // ЖВНД. 2004. Т. 54. № 6. С. 750 758
- Морозов В.П. Опознание личности по голосу на основе его нормального и инвертированного во времени звучания. Психол. журнал. 11 (3): 70 — 77. 1990.
- Морозов В.П. Эмоциональный слух человека // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 1985. Т. XXI. № 6. С. 569 577
- Морозов В.П. Занимательная биоакустика. М.: «Знание», 1987. 208 с.
- Морозов В.П., Дмитриева Е. С., Зайцева К. А., Карманова В. Ю., Суханова Н. В. Возрастные особенности восприятия человеком эмоций в речи и пении // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 1983. Т. XIX. № 3. С. 289−292
- Морозов В.П., Дмитриева Е. С., Зайцева К. А., Карманова В. Ю., Суханова Н. В. О функциональной асимметрии мозга при восприятии пения с различными эмоциональными оттенками // Физиология человека. 1982. Т. 8. № 6. С. 932−938
- Пашина А.Х. К проблеме распознавания эмоционального контекста звуковой речи // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 88 95
- Разумникова О.М. Отражение личностных свойств в функциональной активности мозга. // Новосибирск: Наука, 2005. 134 с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с.
- Русалова М.Н. Функциональная асимметрия мозга и эмоции // Успехи физиологических наук. 2003. Т. 34. № 4. С. 93 112
- Русалова М.Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека//М.: Наука, 1979. 170 с.
- Свидерская Н.Е., Прудников В. Н., Антонов А. Г. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у человека // ЖВНД. 2001. Т. 51. № 2. С. 158−165
- Сидорова O.A. Нейропсихология эмоций. Наука, М. 147 с. 2001.
- Сидорова O.A. Особенности процесса восприятия и воспроизведения эмоций у больных с очаговой мозговой патологией // Российский физиологический журнал. 2000. Т. 86. № 5. С. 541 — 547
- Сидорова O.A. Физиологические показатели эмоциональных реакций в клинике локальных поражений мозга // ЖВНД. 1999. Т. 49. Вып. 6. С. 951 -961
- Сидорова O.A., Костюнина М. Б. Участие корковых зон мозга в процессах восприятия и воспроизведения эмоциональных состояний человека // ЖВНД. 1991. Т. 41. Вып. 6. С. 1094 1101
- Сидорова O.A., Куликов М. А. Оценка опознания эмоций в норме и при очаговой патологии мозга // ЖВНД. 2005. Т. 55. № 5. С. 616 623
- Сидорова O.A., Куликов М. А. Опознание эмоций человеком по мимическим и вербальным эталонам в норме и при локальной патологии мозга // ЖВНД. 2007. Т. 57. № 3. С. 373 379
- Сидорова O.A., Симонов П.В, Цветкова JI.C. Методика изучения восприятия признаков эмоционального состояния у человека // ЖВНД. 1978. Т. XXVIII. Вып.2. С. 415 -419
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология, нейроанатомия, психология эмоций. М.: Наука, 1981. 215 с.
- Стрелец В. Б. Тарах Ж.В. Новотоцкий-Власов В.Ю. Сравнительное исследование гамма-ритма в норме, при экзаменационном стрессе и у больных с первым приступом депрессии Журн. высш. нервн. деятельности. 56 (2): 219−228. 2006.
- Стрелец В.Б., Голикова Ж. В., Новотоцкий-Власов В.Ю., Салманов П. Л., Самко H.H. Исследование уровня внутрикоркового взаимодействия в бета-2-диапазоне при экзаменационном стрессе // ЖВНД. 2002. Т. 52. № 4. С. 417−427
- Стрелец В.Б., Голикова Ж. В. Психофизиологические механизмы стресса у лиц с различной выраженностью активации // ЖВНД. 2001. Т. 51. № 2. С. 166−173
- Стрельников К.Н., Воробьев В. А., Медведев C.B. Роль просодических характеристик речи в мозговых механизмах семантико-синтаксического анализа. ПЭТ исследование. // Материалы I Российской конференции по когнитивной науке. 2004.
- Украинцева Ю.В., Русалова М. Н. Психофизиологическая характеристика лиц с различной стрессоустойчивостью // Успехи физиологических наук. 2006. Т. 37. № 2. С. 19−40
- Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. Под. Ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: «Институт психологии РАН», 2004. С. 11 -28.
- Фетисова Е.В. Феномен эмоционального слуха как показатель художественной одаренности // Психологический журнал. 1990. № 1.
- Фролов В.М., Кориневская И. В., Потулова JI.A. Анализ депрессивных состояний с помощью темпоральных характеристик речи. Физиология человека. 20(6): 53−63. 1994.
- Фролов М.В., Милованова Г. Б. Электрофизиологические помехи и контроль состояния человека-оператора. М.: УРСС, 1996. 160 с.
- Черемушкин Е. А., Курова Н. С., Хейфец И. А. Влияние предварительной устной инструкции на пространственную организацию корковой электрической активности. Журн. высш. нервн. деятельности. 53 (5): 406— 416. 2003.
- Черниговская Т.В., Светозарова Н. Д., Токарева Т. И., Третьяков Д. А., Озерский П. В., Стрельников К. Н. Специализация полушарий мозга в восприятии интонаций русского языка // Физиология человека. 2000. Т. 26. № 2. С. 24 29
- Adolphs R., Damasio H., Tranel D., Cooper G., Damasio A.R. A Role for Somatosensory Cortices in the Visual Recognition of Emotion as Revealed by 3D Lesion Mapping // J. Neurosci. 2000. Vol. 20. P. 2683 2690
- Adolphs R., Tranel D. Intact Recognition of Emotional Prosody Following Amygdala Damage // Neuropsychologia. 1999. Vol. 37. P. 1285 1292
- Adolphs R., Tranel D., Damasio A.R. Dissociable Neural Systems for Recognizing Emotions // Brain and Cognition. 2003. Vol. 52. N 1. P. 61 69.
- Adolphs R., Tranel D., Damasio H. Emotion Recognition From Faces and Prosody Following Temporal Lobectomy // Neuropsychology. 2001. Vol. 55. N 3. P. 396−401
- Adolphs R., Damasio H., Tranel D. Neural Systems for Recognition of Emotional Prosody. A 3-D Lesion Study // Emotion, 2002. Vol. 2. Is. 1. P. 23 -51
- Adolphs R. Neural Systems for Recognizing Emotion // Current Opinion in Neurobiology. 2002. Vol. 12. N 2. P. 169 177
- Aftanas L.I., Pavlov S.V. Trait Anxiety Impact on Posterior Activation Asymmetries at Rest and During Evoked Negative Emotions: EEG Investigation // Int. Journ. of Psychophysiol. 2005. Vol. 55. P. 85 94
- Anderson A.K., Phelps E.A. Intact Recognition of Vocal Expressions of Fear Following Bilateral Lesions of the Human Amygdala // Neuroreport. 1998. Vol. 9. P. 3607−3613
- Averill J.R., Nunley E.P. Voyages of the Heart: Living an Emotionally Creative Life. New York: Free Press. 1992.
- Baron-Cohen S. Mindblindness: An Essay on Autism and Theory of Mind. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. 1995
- Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith V. Does the Autistic Child Have a «Theory of Mind»? // Cognition. 1985. Vol. 21. N 1. P. 37 -46
- Bar-On R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto, ON: Multi-Health Systems. 1997.
- Barrett A.M., Crucian G.P., Raymer A.M., Heilman K.M. Spared Comprehension of Emotional Prosody in a Patient With Global Aphasia // Neuropsychiatry Neuropsychol. Behav. Neurol. 1999. Vol. 12. P. 117 120
- Basar E., Basar-Erogly C., Karakas S., Schurmann M. Brain Oscillations in Perception and Memory // Int. Journ. Of Psychophysiol. 2000. Vol. 35. P. 95 -124
- Basar E., Basar-Erogly C., Karakas S., Schurmann M. Gamma, Alpha, Delta and Theta Oscillations Govern Cognitive Process // Int. Journ. of Psychophysiol. 2001. V. 39. P. 241 -248.
- Beaucousin V., Lacheret A., Turbelin M.-R., Morel M., Mazoyer B., Tzourino-Mazoyer N. FMRI Study of Emotional Speech Comprehension // Cerebral Cortex. 2007. Vol. 17. N. 2. P. 339 352
- Beamont J.G., Mayes F.R., Rugg M.D. Asymmetry in EEG alfa coherence and power: effect of task and sex. EEG a. Clin Neurophysiol. 45(3): 391−401.
- Belin P., Zatorre R.J., Lafaille P., Ahad P., Pike B. Voice-Selective Areas in Human Auditory Cortex // Nature. 2000. Vol. 403. P. 309 312
- Bennet M.R. The Idea of Consciousness. Synapses and the Mind. Hardwood Acad. Publ., 1997.
- Blonder L.X., Bowers D., Heilman K.M. The Role of the Right Hemisphere in Emotional Communication // Brain. 1991. Vol. 114. Is. 3. P. 1115 1127
- Borod J.C., Obler L.K., Erhan H.M., Grunwald I.S., Cicero B.A., Welkowitz J., Santaschi C., Agosti R.M., Whalen J.R. Right Hemisphere Emotional Perception: Evidence Across Multiple Channels // Neuropsychology. 1998. Vol. 12.No.3. P. 446−458
- Brackett M., Mayer J.D., Warner R.M. Emotional Intelligence and its Relation to Everyday Behavior // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 36. P. 1387−1402
- Breitentein C., Daum I., Ackermann H. Emotional Processing Following Cortical and Subcortical Brain Damage: Contribution of Fronto-Striatal Circuity // Behavioral Neurology. 1998. Vol. 11. P. 29 42
- Breitentein C., van Lancker D., Daum I., Waters Ch. Impaired Perception of Vocal Emotions in Parkinson’s Disease: Influence of Speech Time Processing and Executive Functioning // Brain and Cognition. 2002. Vol. 45. Is. 2. P. 277 -314
- Brody L.R. Gender Differences in Emotional Development: A Review of Theories and Research // Journal of Personality. 1985. Vol. 53. P. 102 149
- Buchanan T.W., Lutz K., Mirzazade H.G., Specht K., Shah N.J., Zilles K., Jancke L. Recognition of Emotional Prosody and Verbal Components of Spoken Language: an fMRI Study // Cognit. Brain Research. 2000. Vol. 9. P. 227 238
- Burgess A., Ali L. Functional connectivity of gamma EEG activity is modulated at low frequency during conscious recollecting. Jnt. J. Psychophysiol. 2002. V. 46. № 1. P. 91−100.
- Calder A.J., Keane J., Manes F., Antoun N., Young A.W. Impaired Recognition and Experience of Disgust Following Brain Injury // Nature Neuriscience. 2000. Vol. 3.P. 1077- 1078
- Caldwell J. Assessing the Impact of Stressors on Performance: Observations of Levels of Analyses // Biol. Psychol. 1995. V. 40. № 1−2. P. 197 208.
- Canli Т., Desmond J.E., Zcao Z., Glover G., Gabrieli G.D. Hemispheric Asymmetry for Emotional Stimuli Detected by fMRI // NeuroReport. 1998. Vol. 9. P. 3233 -3239
- Davidson D. Inquiries into Truth and Interpretation. Oxford: Oxford University Press. 1984
- Demaree H.A., Everhart E., Youngston E.A., Harrison D. Brain Lateralization of Emotional Processing: Historical Roots and a Future Incorporating «Dominance» // Behavioral and Cognitive Neurosciece Reviews. Vol. 4. No. 1. 2005
- Dennett D.C. The Intentional Stance. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. 1987
- D’Esposito M., Detre J.A., Alsop D.S., ShinR.K., Atlas S., Grossman M. The neural basis of the central executive systems of working memory Nature. 378(6554): 279−281.1995.
- Earle J.B. The effects of arithmetic task difficulty and performance level on EEG alfa asymmetry // Neurophysiol. 23(2): 233−242. 1985.
- Edwards J., Jackson H.J., Pattison P.E. Emotional Recognition via Facial Expression and Affective Prosody in Schizophrenia. A Methodological Review // Clinical Psychology Review. 2002. Vol. 22. Is. 6. P. 789 832
- Engelberg E., Sjoberg’L. Emotional Intelligence, Affect Intensity, and Social Adjustment // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 37. Is. 3. P. 533 -542
- Ethofer T., Anders S., Erb M., Herbert C., Wiethoff S., Kissler J., Grodd W., Wildgruber D. Cerebral Pathways in Processing of Affective Prosody: A Dynamic Casual Modeling Study // Neuroimage. 2006. Vol. 30. P. 580 587
- Ethofer T., Anders S., Wiethoff S., Erb M., Herbert C., Saur R., Grodd W., Wildgruber D. Effects of Prosodic Emotional Intensity on Activation of Associative Auditory Cortex // Neuroreport. 2006. Vol. 17. N 3. P. 249 253
- Fokert J.W., Rees G., Frith C.D., Lavie N. The role of working memory in visual selective attenton // Science. (291): 1803−1806. 2001
- Fox E. Proceeding Emotional Facial Expressions: The Role of Anxiety and Awareness. Cogn. Affect, and Behav. Neurosc. 2(1): 52 63. 2002.
- Fragopanagos N., Taylor J.G. Emotion Recognition in Human-Computer Interaction // Neural Networks. 2005. Vol. 18. Is. 4. P. 389 405
- Freudenthalter H.H., Neubauer A.C. Emotional Intelligence: The Convergent and Discriminant Validities of Intra- and Interpersonal Emotional Abilities // Personality and Individual Differences. 2005. Vol. 39. Is. 3. P. 569 579
- Friederici A., Alter K. Lateralization of Auditory Language Functions: A Dynamic Dual Pathway Models // Brain and Language. 2004. Vol. 89. P. 267 -276
- Frolov M.V., Milovanova G.B., Lazarev N.V., Mekhedova A.Y. Speech as an Indicator of the Mental Status of Operators and Depressed Patients // Hum. Physiol. 1999. Vol. 25. Is. 1. P. 42−47
- George M.S., Parekh P.L., Rosinsky N., Keller T., Kimbrell T.A., Heilman K.H., Herscovitch P., Post R.M. Understanding Emotional Prosody Activates Right Hemispheric Regions // Archives of Neurology. 1996. Vol. 53. P. 665 -670
- Goleman D. Emotional Intelligence. New York: Bantam Books. 1983.
- Gordon R.M. Folk Psychology as Simulation // Mind and Language. 1986. Vol. l.Is. 2. P. 158−171
- Grimshaw G., Kwasny K., Covell E., Johnson R. The Dynamic Nature of Language Lateralization: Effects of Lexic and Prosodic Factors // Neuropsychologia. 2003. Vol. 41. P. 1008 1019
- Gur R., Gunning-Dixon F., Bilker W.B., Gur R.E. Sex Differences in Temporo-Limbic and Frontal Brain Volumes of Healthy Adults // Cerebral Cortex. 2002. N. 12. P. 998- 1003
- Haarmann H.J., Cameron K.A. Active Maintenance of Sentence Meaning in Working Memory: Evidence from EEG Coherences // Int. J. of Psychophysiology. 2005. Vol. 57. N 2. P. 115−128
- Hall J.A. Gender Effects in Decoding Non-Verbal Cues // Psychological Bulletin. 1978. Vol. 85. P. 845 857
- Hall J. A., Matsumoto D. Gender Differences in Judgments of Multiple Emotions From Facial Expressions // Emotion. 2004. Vol. 4. Is. 2. P. 201 206
- Hampson E., van Anders S., Mullin L.I. A Female Advantage in the Recognition of Emotional Facial Expressions: Test of an Evolutionary Hypothesis // Evolution and Human Behavior. 2006. Vol. 1. Is. 6. P. 401 416
- Hartje W., Willmes K., Weniger D. Is There Parallel and Independent Hemispheric Processing of Intonation and Phonetic Components of Dichotic Speech Stimuli? // Brain and Language. 1985. Vol. 24. P. 83 99
- Heilman K.M., Scholes R. Watson R.T. Auditory affective agnosia: Disturbed comprehension of affective speech // J. Neurol Neurosurg Psychiat. 1975. V. 8. P. 69 72.
- Izard C.E. Emotional Intelligence or Adaptive Emotions? // Emotion. 2001. Vol. 3.1s. l.P. 249−257
- Jausovec N., Jausovec K. Differences in EEG Current Density Related to Intelligence // Cognitive Brain Research. 2001. Vol. 12. P. 55 60
- Jausovec N., Jausovec K. Differences in Event-Related and Induced EEG Patterns n the Theta and Alpha Frequency Bands Related to Human Emotional Intelligence // Neuroscience Letters. 2001. Vol. 311. P. 93 96
- Jausovec N., Jausovec K. Differences in Induced Gamma and Upper Alpha Oscillations in the Human Brain Related to Verbal/Performance and Emotional Intelligence // Int. Journ. of Psychophysiol. 2005. Vol. 56. P. 223 235
- Jausovec N., Jausovec K. Personality, Gender and Brain Oscillations // International Journal of Psychophysiology. 2007. Vol. 66. Is. 3. P. 215 224
- Killgore W.D., Oki M., Yurgelun-Todd D.A. Sex-Specific Developmental Changes in Amygdala Responses to Affective Faces // Neuroreport. 2001. Vol. 12. P. 427−433
- Kirveskari E., Salmelin R., Hari R. Neuromagnetic Responses to Vowels vs. Tones Reveal Hemispheric Lateralization // Clinical Neurophysiology. 2006. Vol. 117. P. 643−648
- Klimesch W. EEG Alpha and Theta Oscillations Reflect Cognitive and Memory Performance: A Review and Analysis // Brain Res. Review. 1999. Vol. 29. P. 169−195
- Klimesch W., Doppelmayr M., Schwaiger J., Auninger P., Winkler T. Paradoxical Alpha Synchronization in a Memory Task // Cogn. Brain. Res. 1999. Vol. 7. P. 493−505
- Knyazev G.G., Savostyanov A.N., Levin E.A. Alpha Synchronization and Anxiety: Implications for Inhibition vs. Alertness Hypotheses // Int. Journ. of Psychophysiol. 2006. Vol. 59. P. 151 158
- Knyazev G.G., Slobodskaya H.R. Personality Trait of Behavioral Inhibition is Associated with Oscillatory Systems Reciprocal Relationships // Int. Journ. of Psychophysiol. 2003. Vol. 48. P. 247−261
- Knyazev G.G., Slobodskaya H.R., Wilson G.D. Psychophysiological Correlates of Behavioral Inhibition and Activation // Pers. Individ. Differences. 2002. Vol. 33. P. 647−660
- Knyazev G.G., Savostyanov A.N., Levin E.A. Anxiety and Synchrony of Alpha Oscillations //Int. Journ. of Psychophysiol. 2005. Vol. 57. P. 175 180
- Konishi S., Nakajiama K., Uchid I., Kiyo H., Kameyma M, MiyashitaY. Common inyibitory mechanisms human inferior prefrontal cortex revealed by event-relayed functional MRI // Brain. 122((5): 982−991
- Kotlyar G.M., Morozov V.P. Acoustic Correlates of the Emotional Content of Vocalized Speech // Sov. Physics. Acoust. 1976. N 22. P. 370 376
- Kotz S., Meyer M., Alter K., Besson M., von Cramon Y., Friederici A.D. On the Lateralization of Emotional Prosody: An Event-Related Functional MR Investigation // Brain and Language. 2003. Vol. 86. P. 366 — 376
- Kucharska-Pietura K., Phillips M.L., Gernand W., David A.S. Perception of Emotions from Faces and Voices Following Unilateral Brain Damage // Neurophysiologia. 2003. V. 41. N 8. P. 1082 1090
- Lane R.D., Sechrest L., Reidel R., Weldon V., Kaszniak A., Schwartz G.E. Impaired Verbal and Nonverbal Emotion Recognition in Alexithymia // Psychosomatic Medicine. 1996. Vol. 58. Is. 3. P. 203 210
- Lesser I.M. A Review of the Alexithymia Concept // Psychosomatic Medicine.1981. Vol. 43.1s. 6. P. 531 -543
- Ley R.G., Bryden M.P. A Dissociation of Right and Left Hemispheric Effects for Recognizing Emotional Tone and Verbal Content // Brain and Cognition.1982. Vol. l.P. 3−9
- Llinas R.R. Pare D. Commentary on dreaming and wakefulness Neuroscience. (44): 521−535. 1991
- Mayer J.D., Geher G. Emotional Intelligence and the Identification of Emotions // Intelligence. 1996. Vol. 22. P. 89 113.
- Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standarts for an intelligence // Intelligence. 1999. Vol. 27. P. 267 298
- Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitaremos G. Emotional Intelligence as a Standart Intelligence // Emotion. 2001. Vol. 1. N 3. P. 232 242.
- Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitaremos G. Measuring Emotional Intelligence with the MSCEIT 2.0 // Emotion. 2003. Vol. 3. P. 97 105
- Meyer M., Alter K., Friederici A., Lohmann G., von Cramon D.Y. FMRI Reveals Brain Regions Mediating Slow Prosodic Modulations in Spoken Sentences // Human Brain Mapping. 2002. Vol. 17. Is. 2. P. 73 88
- Meyer M., Steinbauer K., Alter K., Friederici A., von Cramon D.Y. Brain Activity Varies with Modulation of Dynamic Pitch Variance in Sentence Melody // Brain and Language. 2004. Vol. 89. P. 277 289
- McClure E.B. A Meta-Analytic Review of Sex Differences in Facial Expression Processing and their Development in Infants, Children and Adolescents // Psychol. Bull. 2000. Vol. 126. P. 424 453
- Mitchell R.L.C. fMRI Delineation of Working Memory for Emotional Prosody in the Brain: Commonalities with Lexico-semantic Emotion Network // Neuroimage. 2007. Vol. 36. P. 1015 1025.
- Mitchell R.L.C., Elliott R., Barry M., Cruttenden A., Woodruff P.W.R. the Neural Response to Emotional Prosody, As Revealed by Functional Magnetic Resonance Imaging//Neuropsychologia. 2003. Vol. 41. P. 1410−1421
- Morris J.C., Oehman A., Dolan R.J. Conscious and Unconscious Emotional Learning in the Human Amygdala // Nature. 1998. Vol. 393. P. 467 470
- Morris J.C., Scott S.K., Dolan R.J. Saying with Feeling: Neural Responses to Emotional Vocalizations //Neuropsychologia. 1999. Vol. 37. P. 1155 1163
- Morrison D., Wang R., De Silva L.C. Essemble Methods for Spoken Emotion Recognition in Call-Centers // Speech Communication. 2007. Vol. 49. Is. 2. P. 98−112
- Parker J.D.A., Keightley M.L., Smith C.T., Taylor G.J. Interhemispheric Transfer Deficit in Alexithymia: an Experimental Study // Psychosomatic Medicine. 1999. Vol. 61. P. 464−468
- Parker J.D., Taylor G.J., Bagby R.M. Alexithymia and the Recognition of Facial Expressions // Psychother Psychosom. 1993. Vol. 59. Is. 3−4. P. 197 202
- Parr L.A., Waller B.M., Fugate J. Emotional Communication in Primates: Implications for Neurobiology // Current Opinion in Neurobiology. 2005. Vol. 15 P. 716−720.
- Pell M.D. Cerebral Mechanisms for Understanding Emotional Prosody In Speech // Brain and Language. 2006. Vol. 96. Issue 2. P. 221 234.
- Pihan H., Altenmuller E., Hertrich I., Ackermann H. Cortical Activation Patterns of Affective Speech Processing Depend on Concurrent Demands on the Subvocal Rehearsal System: a DC Potential Study // Brain. 2000. Vol. 123. P. 2338−2349
- Premack D., Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavioral and Brain Sciences. 1978. Vol. 4. P. 515 526
- Rama P., Martinkauppi S., Linnankoski I., Koivisto J., Aronen H.J., Carlson S. Working Memory of Identification of Emotional Vocal Expressions: an fMRI Study // Neuroimage. 2001. Vol. 13. P. 1090 1101
- Ross E.D. The Aprosodias: Functional-anatomic organization of the affective components of language in the right hemisphere // Arch Neurol. 1981. Vol. 38 P. 561−569.
- Ross E.D. Affective Prosody and the Aprosodias // Behavioral Neurology and Neuropsychology. NY 1999. (eds: Feinberg T.E., Farah M.) Ch. 6, P. 316 -331.
- Ross E.D., Stark R.D., Yenkosky J.P. Lateralization of affective prosody in brain and the callosal integration of hemispheric language functions // Brain Lang. 1997. Vol. 56. P. 27−54.
- Salovey P., Mayer G.D. Emotional Intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. Vol. 9. N3. P. 185−211.
- Sauseng P., Klimesch W., Schrabus M., Doppelmayer M. Fronto-Parietal EEG Coherence in Theta and Upper Alpha Reflect Central Executive Functions of Working Memory // Int. J. of Psychophysiology. 2005. Vol. 57. N 2. P. 97−103
- Scherer K.R. Vocal Communication of Emotion: A Review of Research Paradigms // Speech Communication. 2003. Vol. 40. P. 227 256
- Schlanger B.B., Schlanger P., Gerstmann L.J. The perception of emotionally toned sentences by right hemisphere-damaged and aphasic subjects // Brain Lang. 1976. N 3. P. 396 403.
- Schmitt J.J., Hartje W., Willmes K. Hemispheric Asymmetry in the Recognition of Emotional Attitude Conveyed by Facial Expression, Prosody and Propositional Speech // Cortex. 1997. Vol. 33. P. 65 81
- Schnack B., Klimesch W., Sauseng P. Phase Synchronization between Theta and Alpha Oscillations in a Working Memory Task // Int. J. of Psychophysiology. 2005. Vol. 57. N 2. P. 105 114
- Schutte N.S., Malouff J.M., Hall L.E., Haggerty D.J., Cooper J.T., Golden C.J., Dornheim L.L. Development and Validation of a Measure of Emotional Intelligence // Personality and Individual Differences. 1998. Vol. 25. P. 167 — 177.
- Scott S.K., Young A.W., Calder A.J., Hellawell DJ., Aggleton J.P., Johnson M. Impaired Auditory Recognition of Fear and Anger Following Bilateral Amygdala Lesions // Nature. 1997. Vol. 385. P. 254 257
- Seron X., van der Kaa M.A., van der Linden M., Remits A., Feyereisen P. Decoding paralinguistic signals: effect of semantic and prosodic cues on aphasic comprehension // J Communicat Disorders. 1982. Vol. 15. P. 223 231.
- Shami M., Verhelst W. An Evaluation of the Robustness of Existing Supervised Machine Learning Approaches to the Classification of Emotions in Speech // Speech Communication. 2007. Vol. 49. Is. 3. P. 201 -212
- Von Stain A., Sarntein J. Different frequcies for different scale of cortical integration: from local gamma to long range alfa/teta synchronization. Jnt. J. Psychophysiol. 38 (3): 301−314. 2000.
- Tomasello M., Call J. Primate Cognition. Oxford: Oxford University Press. 1997
- Weiss S., Mueller H.M., Schack B., King J., Kutas M., Rappelsberger P. Increased Neuronal Communication Accompaying Sentence Comprehension // Int. J. of Psychophysiology. 2005. Vol. 57. N 2.P. 129 141
- Whiten A. (ed.) Natural Theories of Mind: Evolution, Development and simulation of Everyday Mindreading. Oxford: Basil Blackwell. 1988
- Wildgruber D., Hertrich I., Riecker A., Erb M., Anders S., Grodd W., Ackermann H. Distinct Frontal Regions Subserve Evaluation of Linguistic and Emotional Aspects of Speech Intonation // Cerebral Cortex. 2004. Vol. 14. N 12. P. 1384- 1389
- Wildgruber D., Pihan H., Ackermann H., Erb M., Grodd W. Dynamic Brain Activation during Proseccing of Emotional Intonation: Influence of Acoustic
- Parameters, Emotional Valence and Sex // Neuroimage. 2002. Vol. 15. P. 856 — 869
- Wildgruber D., Riecker A., Hertrich I., Erb M., Grodd W., Ethofer T., Ackermann H. Identification of Emotional Intonation Evalued by fMRI // Neuroimage. 2005. Vol. 24. P. 1233−1241.
- Wunderlich A., Ziegler W., Geigenberger A. Implicit Processing of Prosodie Information in Patients with Left and Right Hemisphere Stroke // Aphasiology. 2003. Vol. 17. Is. 9. P. 861 879
- Zatorre R., Belin P., Penhune V. Structure and Function of Auditory Cortex: Music and Speech // Trends in Cognitive Sciences. 2002. Vol. 6. Is. 1. P. 37 -46