Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Продуктивное обучение подростков в учреждениях дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программно-методическое обеспечение продуктивного обучения подростков было обращено на обновление программных материалов. Прежде всего, целенаправленно были продуманы и усилены такие аспекты, как личностный, деятельностный, социальный, культурный и профессиональный. Это позволило осуществлять планомерное введение подростка в мир продуктивной деятельности, не упуская важных моментов, имеющих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК
  • СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Социально-экономические предпосылки организации продуктивного обучения подростков в современных условиях
    • 1. 2. Становление и развитие продуктивного обучения в стране и за рубежом
    • 1. 3. Анализ учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования
  • Выводы
  • ГЛАВА II. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Моделирование деятельности учреждения дополнительного образования как многопрофильного комплекса
    • 2. 2. Организационно — педагогическое обеспечение продуктивного обучения подростков во внешкольных объединениях
    • 2. 3. Программно-методическое обеспечение продуктивного обучения подростков
  • Выводы

Продуктивное обучение подростков в учреждениях дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Коренные преобразования в обществе определили принципиальные изменения в содержании и организации учебного процесса. Они коснулись общеобразовательной и профессиональной школы, а также системы дополнительного образования.

С изменением статуса учреждения дополнительного образования (УДО) активизировали деятельность по реализации учебных и образовательных программ, используя все имеющиеся резервы для социально-педагогической поддержки подрастающего поколения в целях адаптации их в постоянно изменяющихся условиях рынка.

Усиление внимания к общеобразовательному компоненту деятельности УДО потребовало поиска и разработки совокупности педагогических средств, обеспечивающих социально-профессиональную защиту подростков и молодежи перед лицом безработицы, стрессовой обстановки безнадежности и неопределенности в трудоустройстве по окончании школы.

В этих условиях особое значение приобретает изучение накопленного в стране и за рубежом опыта использования нетрадиционных способов и технологий продуктивного обучения, позволяющих качественно решить возникшие проблемы и получить эффективные результаты в предельно сжатые сроки. Продуктивное обучение — это личностно-ориентированная деятельность, в результате которой производится полезный материальный или нематериальный (услуги) продукт, который обладает практической ценностью для образования и самообразования в процессе самоопределения и творчества личности.

В педагогической науке имеется совокупность знаний, необходимая для постановки и решения исследуемой проблемы.

Историко-теоретическим базисом исследования явились труды П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, рассматривающих внешкольные объединения как часть социальной среды и опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогикикак мощный фактор умственного, нравственного и социального развития личности благодаря многообразию видов и форм демократической организации жизни детей и взрослых.

Значимыми теоретическими источниками для обоснования современных подходов к организации дополнительного образования подростков необходимо рассматривать работы В. А. Горского, А. Я. Журкиной, М. Б. Коваль, С. В. Сальцевой, А. Б. Фоминой, А. И. Щетинской.

Обоснованию возможности реализации идей продуктивного обучения в учреждениях дополнительного образования помогли научные исследования российских и зарубежных ученых И. Бем, Л. Гризер, С. Венцке, Л. А. Дмитриевой, А. Я. Журкиной, М. Н. Поволяевой, С. Н. Чистяковой, И.Шнайдер.

Реализация продуктивного обучения связана прежде всего с социально-профессиональным самоопределением личности, поэтому существенно важным оказался для нас анализ концепции Института профессионального самоопределения молодежи РАО, разработанной коллективом ученых под-руководством В. А. Полякова и С. Н. Чистяковой, а также развивающих данное направление исследователей А. Я. Журкиной, И. И. Зарецкой, Н. Э. Касаткиной, Н. С. Пряжникова, Т. И. Шалавиной, решающих проблему с позицией развития резервов личности.

Выявленное противоречие между потребностью в совершенствовании учебно-воспитательной деятельности бывших внешкольных учреждений и практической неразработанностью обучающего компонента системы дополнительного образования с учетом возникших условий определило актуальность выбранной темы: «Социально-педагогические пути организации продуктивного обучения подростков в учреждениях дополнительного образования» .

Объект исследования: деятельность учреждения дополнительного образования.

Предмет исследования: продуктивное обучение подростков в учреждениях дополнительного образования.

Цель исследования: обосновать пути организации продуктивного обучения подростков в учреждении дополнительного образования.

Гипотеза исследования: продуктивное обучение подростков в учреждении дополнительного образования будет реализовано, если:

— используется целевое моделирование • многопрофильной деятельности УДО, интегрирующей познание, творчество, досуг подростков и обогащение их социального опыта;

— осуществляется организационно-педагогическое и программно-методическое обеспечение продуктивной деятельности подростков для их самообразования, самопознания и самореализации;

— обеспечивается социально-педагогическая поддержка профессионального самоопределения подростков.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

— охарактеризовать социально-педагогические предпосылки организации продуктивного обучения в УДО;

— раскрыть сущность продуктивного обучения и выявить особенности его реализации в учреждениях дополнительного образования;

— обосновать модель организации продуктивного обучения подростков в УДОразработать организационно-педагогическое и программно-методическое обеспечение процесса продуктивного обучения в УДО.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные идеи о социально-профессиональном самоопределении личности как цели и результате ее продуктивного обучениядеятельностный подход к организации образовательного процессавалеологические основы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколенияидеи и положения о взаимосвязи общества и личности, социализации и активной роли человека в преобразовании социальной средызакон Российской Федерации «Об образовании» .

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (анализ и обобщение) — социально-педагогические (моделирование и проектирование) — эмпирические (наблюдение, описание, диагностирование, опытно-экспериментальная работа, проводившаяся поэтапно в естественных условиях).

Этапы и база исследования:

Исследование осуществлялось в период с 1995 по 1999 г. на базе Городского объединения «Подросток» учреждения дополнительного образования г. Оренбурга.

На I этапе (1995;1996) происходило накопление теоретического и эмпирического материала в ходе изучения философской, социологической и-психолого-педагогической литературы и деятельности учреждений дополнительного образования Оренбуржья (массовый опыт) в целях выявления имеющихся подходов к решению проблемы и для определения исходных позиций исследования.

На II этапе (1996;1997) разрабатывалась концептуальная модель деятельности УДО в целях активизации продуктивного обучения подростков, а также структура и содержание проекта «Человек и социум» с учетом новых социально-педагогических требований к профессиональной готовности подрастающего поколения. В рамках проекта происходила углубленная проверка и внедрение концептуальной модели на базе Муниципального учреждения дополнительного образования ГО «Подросток» .

На III этапе (1997;1998) проводилась апробация и корректировка основных положений концепции исследования, внесение дополнений и изменений в модель деятельности УДО, обобщались результаты исследования, формулировались общие выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: раскрыты сущность и особенности организации продуктивного обучения в УДО подростков в условиях практической деятельности, максимально приближенной к реальной профессиональной жизни и обеспечивающей образование и самообразование личности в процессе самоопределения и творчества подростковразработана модель продуктивного обучения подростков в УДО, представляющая собой совокупность блоков: целевого (обогащение социального опыта личности) — содержательного (обеспечение многопрофильно-сти и практической ориентированности деятельности), результативного (социально-профессиональное самоопределение личности) — обосновано организационно — педагогическое и претраммно — мето—дическое обеспечение продуктивного обучения подростков в учреждениях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработаны программы реализации продуктивного обучения в различных образовательных областях УДО;

— разработаны рекомендации по совершенствованию продуктивного обучения подростков в УДО.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Продуктивное обучение подростков — это личностно-ориентированная деятельность, в результате которой производится полезный материальный или нематериальный (услуги) продукт, обладающий практической ценностью для образования и самообразования в процессе самоопределения и творчества личности.

2. Моделирование деятельности УДО направлено на совершенствование деятельности по целям: ради обогащения личного опыта подросткапо содержанию: для расширения поля выбора подростками деятельности разного профиля, различного уровня сложности и практической ориентированностипо результатам: для социально-профессионального самоопределения обучающегося.

3. Продуктивное обучение подростка как субъекта жизненного и профессионального самоопределения эффективно при осуществлении организационно-педагогического обеспечения (анализ социального заказа, совершенствование содержания деятельности, обеспечение продуктивного характера обучения) и программно-методического обеспечения образовательного процесса УДО (обновление программ деятельности подростков с учетом личностного, деятельностного, социального, культурного и профессионального аспектов и реализация педагогической поддержки самоопределяющегося подростка).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены на научно-практических конференциях Оренбургского государственного педагогического университета (1997,1998 гг.), на заседании касЬедры социальной педагогики ОГПУ (1997,1999 гг.), на Всероссийской конференции по проблемам социально-профессионального самоопределения моло-. дежи (ПущиноД998 г.), а также на семинарах руководителей учреждений дополнительного образования Института повышения квалификации (Оренбург, 1997) и на заседании коллегии Министерства образования РФ по проблемам дополнительного образования (Москва, 1998 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Выводы.

1.Апробация основных путей реализации продуктивного обучения подростков в учреждениях дополнительного образования происходила в ходе естественно протекающей жизнедеятельности объединения «Подросток». В процессе обучения, воспитания и развития личности были внесены локальные, корректирующие изменения. Наряду с нововведениями в ходе опытноэкспериментальной работы осуществлялся постоянный мониторинг, позволяющий отслеживать ценность используемых педагогических средств и вовремя реагировать на недостаточно эффективные проявления.

2.Моделирование деятельности учреждения в условиях опытно-экспериментальной работы происходило в соответствии с требованиями, определяющими сущность продуктивного обучения: создание необходимых условий для профессионально ориентированной деятельности подростковсовершенствование учебных программгуманизация взаимоотношений педагогов и подростковсистематический анализ и пролонгированная диагностика успешности деятельности учреждения и успешности продуктивного обучения подростков, выражающихся в таких критериально значимых проявлениях как «Образ», «Социо», «Профи» и «Здоровье» .

3.Организационно-педагогическое обеспечение продуктивного обучения подростков было построено на изучении и анализе социального заказа (проблем семьи, подростковой и молодежной среды, образовательной системы в школе). Это позволило обеспечить соответствие содержания образовательной (познание), развивающей (творчество) и воспитательной (досуг) видов деятельности уровню интересов и потребностей подростков, организовать их продуктивное обучение как востребованное, желаемое с учетом способностей и опыта. Кроме того, обеспечивались динамичное развитие и продуктивный характер всех видов и форм деятельности подростков. Это расширяло границы имеющегося социально-значимого личного опыта и способствовало их профессиональному самоопределению.

4.Программно-методическое обеспечение продуктивного обучения подростков было обращено на обновление программных материалов. Прежде всего, целенаправленно были продуманы и усилены такие аспекты, как личностный, деятельностный, социальный, культурный и профессиональный. Это позволило осуществлять планомерное введение подростка в мир продуктивной деятельности, не упуская важных моментов, имеющих значение для целостного становления личности. Совокупность методических средств сопровождения продуктивного обучения подростков выразилась в реализации педагогической поддержки по трем основным направлениям: укрепление самостоятельности человека на базе собственного успешного опыта продуктивной деятельностивооружение способами усвоения и передачи информацииразвитие конструктивных взаимоотношений в коллективе в процессе совместной деятельности.

Заключение

.

Использование продуктивного обучения позволяет совершенствовать учебный компонент системы дополнительного образования, так как обеспечивается взаимосвязь всего многообразия жизни учреждения и конкретной практико-ориентированной деятельности обучающихся подростков. Дополнительное образование создает единое поле для реализации личностного, социального, профессионального, деятельностного и культурного аспектов продуктивного обучения подростков.

Анализ состояния проблемы в теории и практике, результаты опытно-экспериментальной работы дают основания сделать следующие выводы.

1.Продуктивное обучение необходимо рассматривать как личностно-ориентированную деятельность, в результате которой производится социально-полезный продукт, обладающий практической ценностью для образования и самообразования в процессе самоопределения и творчества личности.

Поскольку продуктивное обучение заменяет абстрактную учебу в классных комнатах школы на практику в реальных условиях, акцент делается на индивидуализированность учебных программ и расширение выбора содержания занятий при отсутствии обязательных государственных программ, все названное очень адекватно специфике дополнительного образования, наибольшим образом обеспечивающего самостоятельность подростков.

2.Анализ деятельности учреждений дополнительного образования позволяет выявить особенности реализации продуктивного обучения подростков: приближенность обучения к социальной среде в сочетании с руководством процессом со стороны педагогов дополнительного образованиявзаимосвязь коллективных и индивидуальных форм взаимодействия участников учебного процессаналичие общих профильных программ деятельности, помогающих составить личный план действий по общеобразовательной и профессиональной подготовкеналичие возможности получения сертификата или льготного направления для дальнейшего образованияосуществление целенаправленной педагогической поддержки самообразования, самопознания и самореализации как компонентов профессионального самоопределения.

3.Организация продуктивного обучения в учреждениях дополнительного образования более эффективна, если осуществлено моделирование жизнедеятельности учреждения с учетом необходимых требований. Содержание дополнительного образования включает: образовательную, социально-адаптационную и досуговую деятельность и отражается в вариативности программ (по уровню сложности, по возрасту, по срокам обучения).

Эффективность деятельности учреждения выявляется с помощью совокупности критериев, символически обозначенных: «Здоровье», «Образ», «Социо» и «Профи», содержащих показатели о состоянии здоровья подростков, об успешности из обучения, степени социальной защищенности и об уровне профессионального самоопределения личности.

4.В ходе исследования выявлено, что организационно-педагогическое обеспечение продуктивного обучения подростков во внешкольных объединениях обусловлено как социально-экономической ситуацией в стране, так и особенностями деятельности многопрофильного комплекса, каким является городское объединения «Подросток». Масштабность инфраструктуры учреждения, включающего учебно-производственный центр, межшкольный комбинат питания, учебно-производственное кафе, учебно-торговый центр с магазинами и другие подразделения, позволила реализовать международный проект «Город — как — Школа» в нашей опытно-экспериментальной работе как проект «Человек и социум» .

Организационно-педагогическое обеспечение заключалось в создании условий для продуктивного обучения, которых не могли предоставить законсервированные заводы и фабрики при быстро растущей безработице. Учреждение дополнительного образования в этих условиях взяло на себя смелость обеспечить продуктивное обучение и частичное (по желанию подростков) трудоустройство на вновь созданных рабочих местах в кафе, магазинах, школьных столовых и буфетах и т. п.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об успешной реализации проекта «Человек и социум» с ключевой идеей о продуктивном обучении подростков на базе учреждения дополнительного образования. Вместе с тем, не подтвердилось одно из положений гипотезы о возможности социальной поддержки профессионального самоопределения личности. К сожалению, социум на сегодня не способствует активизации личностного потенциала молодежи, усложняя их адаптацию в стрессовых условиях существующей среды.

5. В процессе опытно-экспериментальной работы доказана эффективность методического обеспечения, включающего программы, разработанные с учетом личностного, социального, профессионального, деятельностного и культурного аспектов продуктивного обучения подростков и технологию педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников.

В итоге повысились уровни таких показателей, как самообразование, самопознание, самореализация личности, что свидетельствует об эффективности продуктивного обучения в целом.

Выполненное исследование обнаруживает перспективы дальнейшего изучения проблемы. Необходимо обоснование возможностей освоения идей продуктивного обучения в различных образовательных учрежденияхисследование механизмов и условий влияния продуктивного обучения на развитие творческого потенциала личностиразработка технологий продуктивного обучения с использованием передового опыта российских педагогов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой