Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Зрительная работоспособность детей различного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При оценке мышечного компонента зрительного утомления большинство авторов опирается на исследования по определению состояния бинокулярного зрения и, в частности, его устойчивости при помощи различных тестов и проб (Slavin M. L 1992; Alan Mulvihill et al, 2000). Так, например, А. Ф. Неделька (1970) предложила оценивать зрительное утомление по показателю мышечного равновесия. С. В. Панферов и Т. П… Читать ещё >

Содержание

  • ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
  • Глава 1. ЗРИТЕЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ РЕАЛЬНЫХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБЫ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава 2. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И ОЦЕНКА ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
    • 2. 1. Потенциальная зрительная работоспособность и методы ее 22 исследования
    • 2. 2. Реализуемая зрительная работоспособность и методы ее ис- 24 следования
      • 2. 2. 1. Методы оценки РЗР у детей дошкольного возраста
      • 2. 2. 2. Новый разноконтрастный тест для оценки реализуемой 26 зрительной работоспособности детей школьного возраста и взрослых
  • Глава 3. ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ И РЕАЛИЗУЕМАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ 32 РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА
  • Глава 4. ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ И РЕАЛИЗУЕМАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ 40 РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ЗРИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
    • 4. 1. Зрительная работоспособность детей с аметропиями различно
  • СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ го вида
    • 4. 1. 1. Дети дошкольного возраста
    • 4. 1. 2. Дети школьного возраста
    • 4. 2. Зрительная работоспособность детей с патологией бинокулярного зрения
    • 4. 2. 1. Дети с монокулярным зрением
    • 4. 2. 2. Дети с одновременным зрением 66 4.2.3 Дети с восстановленным бинокулярным зрением 68 4.3 Зрительная работоспособность детей, страдающих амблиопией 73 различной степени тяжести
    • 4. 3. 1. Дети с односторонней рефракционной амблиопией
    • 4. 3. 2. Дети с двусторонней амблиопией
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ 86 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Зрительная работоспособность детей различного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Как ранее, так и в настоящее время эргономическая оценка зрительных возможностей конкретных индивидуумов остается весьма проблематичной. Это касается как взрослых людей, так естественно, и детей, особенно младшего возраста. Как ранее, так и сейчас их зрительные способности оценивают, в основном, по состоянию остроты и поля зрения. Эти показатели, безусловно, очень важны, но недостаточны, так как лишь косвенно характеризуют зрительную работоспособность. У взрослых людей оценку ее осуществляют различными способами, чаще всего с помощью корректурной пробы или тестов, которые при своей сложности лишь фрагментарно отражают функциональное состояние органа зрения (Кириенко А.Е. и др., 1981; Афанасьев B.C. и др., 1986; Дитрих И. И., 1991; Дегтярева Н. Н., 1988; Нюренберг О. Ю., Валькова И. В., 1988; Коваленко В. В., 1990; Сомов Е. Е., Архангельская А. Д., 1995; Чернышева С. Г., 1997). Что касается детей, то известны буквально единичные исследования, посвященные рассматриваемой проблеме. Так, например, Т. С. Егорова (1988) оценивала продуктивность зрительной работы слабовидящих детей по скорости чтения текстов, набранных шрифтами различной величины. В результате было установлено, что максимальная скорость чтения у них выше пороговой (скорости чтения наименее различимого размера шрифта) в 1,6 — 1,8 раза, тогда как у здоровых детей — в 3 раза. Эти же показатели, но уже в комплексной оценке зрительной работоспособности, совместно с показателями остроты зрения, использовала Т. П. Кащенко (1988). Jlea Хювяриненен (Lea Hyvarinen., 1989) для определения зрительных возможностей детей раннего возраста страдающих врожденной патологией органа зрения, использовала разработанныю ею тесты — трехмерную головоломку, игральные карты и низкоконтрастное домино. Все они имеют вид черно-белых картинок, которые размещены по одной на отдельных картонках, так называмые карты, либо по две — домино и болееголоволомка.

Вместе с тем, результаты исследований по представленным пробам и тестам не характеризуют в полной мере рабочее функциональное состояние зрительного анализатора в целом, его приспособительные реакции в детском возрасте.

Цель исследования — определение показателей, характеризующих зрительную работоспособность детей различных возрастных групп в норме и при некоторых видах офтальмологической патологии. Основные задачи исследования:

1. Разработка новых тестов, позволяющих интегрально оценивать зрительную работоспособность детей различного возраста в условных единицах.

2. Определение интегральных показателей зрительной работоспособности здоровых детей с различными видами клинической рефракции.

3. Определение показателей зрительной работоспособности детей с патологией бинокулярного зрения и рефракционной амблиопией до начала лечения и после его завершения.

4. Оценка влияния возраста детей на значение показателей их потенциальной и реализуемой зрительной работоспособности.

Научная новизна.

Впервые в теории офтальмоэргономики выделены понятия о потенциальной и реализуемой зрительной работоспособностиконкретного индивидуума и предложена методика определения их показателей. Разработан новый компьютерный и табличный разноконтрастный тест, позволяющий оценивать реализуемую зрительную работоспособность у детей в возрасте от семи лет и старше. Установлено влияние вида клинической рефракции и степени ее аномалии, а также имеющегося характера зрения на показатели зрительной работоспособности конкретного индивидуума. Определено, что у детей с содружественным косоглазием восстановление бинокулярного зрения не сопровождается восстановлением полноценных зрительных возможностей. Выявлено также, что уровень потенциальной и реализуемой зрительной работоспособности отражает степень тяжести амблиопии у детей.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В эргономическом аспекте целесообразно выделять понятия потенциальной и реализуемой зрительной работоспособности конкретного индивидуума.

2. Новый разноконтрастный компьютерный тест для оценки реализуемой зрительной работоспособности можно использовать при исследовании детей старше 7 лет и взрослых людей.

3. Восстановление бинокулярного зрения у детей с содружественным косоглазием не приводит в ближайшем посткурационном периоде к полному восстановлению у них реализуемой зрительной работоспособности.

4. Показатели потенциальной и реализуемой зрительной работоспособности отражают степень тяжести рефракционной амблиопии.

Практическая значимость работы.

Разработанные в результате проведенных исследований методики позволяют врачам, работающим в поликлиниках, быстро оценивать зрительную работоспособность (потенциальную и реализуемую) осматриваемых детей и на основании полученных данных оценивать зрительные возможности конкретного ребенка, а также качество лечения, проводимое по поводу той или иной патологии.

Внедрение результатов в практику.

Результаты исследований внедрены в практику работы клиники глазных болезней СПбГПМА и кабинета офтальмолога городской поликлиники № 23.

В ходе работы внедрено два рационализаторских предложения, получен патент на изобретение № 2 208 376 от 20.07.2003 года (совместно с Е.Е. Сомовым).

Апробация диссертации.

Основные положения диссертации доложены на заседаниях детской секции Санкт-Петербургского научного общества офтальмологов (октябрь 1997 г, февраль 1999 г.), на Всероссийской конференции, посвященной 60-летию образования первой в России кафедры детской офтальмологии (май 1995 г.), на конференции, посвященной 65 юбилею СПбГПМА (июнь 2000 г), на П-Евро-Азиатской конференции по офтальмологии (апрель 2001 года).

Структура и объем работы.

Работа представлена на 103 листах, состоит из введения, 4 глав, заключения и выводов. Включает 66 таблиц, 4 рисунка.

Список литературы

состоит из 107 отечественных и 52 иностранных источников.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. Глава 1. ЗРИТЕЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ РЕАЛЬНЫХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБЫ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Оценкой зрительных возможностей человека в целях определения способности приобретения им профессиональных навыков ученые интересовались еще в XVIII веке. При этом вплоть до середины XX века основным критерием избираемости служили показатели остроты зрения [Westheimer G., 1997]. Однако при всей их несомненной важности необходимо учитывать, что зрительное восприятие характеризуется и рядом других функциональных показателей, которые также необходимо учитывать. Наука, занимающаяся этой проблемой, а в конечном итоге оценкой зрительной работоспособности и зрительного утомления конкретных индивидуумов, именуется офтальмоэргономикой. Как раздел офтальмологии она окончательно выделилась лишь во второй половине XX века.

Сейчас под термином зрительная работоспособность (ЗР) понимают способность индивидуума выполнять целесообразную зрительную деятельность с необходимым для нее уровнем эффективности в течение заданного периода времени. Утомление проявляет себя временным снижением зрительной работоспособности оператора под влиянием длительной или не адекватной его возможностям нагрузки. Оно может быть общим, сенсорным и мышечным [Сомов Е.Е., 1992].

Все известные на сегодняшний день предложения по оценке зрительной работоспособности можно условно разделить на 5 групп. Первое направление исследований основано на использовании различных корректурных проб. Основу их составляет проба Веста [Weston Н.С., 1948, 1999]. Суть ее заключается в том, что испытуемому предлагают в течение заданного времени вычеркнуть в таблице, состоящей из 49 колец Ландольта (7 рядов по 7 знаков на каждом), те из них, которые имеют разрыв одинаковой направленности. Оценка результата пробы производится по формуле:

ЗР = N/t • m*/m, где ЗР — показатель зрительной работоспособности (усл. ед.) — Nобщее число колец в таблице (49) — ш*- число колец правильно вычеркнутых пациентомm — число колец с заданной направленностью разрываt- время выполнения задания, с.

H.C.Weston (1948) выделил также и два дополнительных показателя: W — вероятность правильных действий (W = ш*/ш, оптимальное значение равно 1,0) и 1/t — быстроту различения объекта ©.

Оценивая показатель ЗР, следует помнить, что он зависит еще и от яркости фона предъявляемой таблицы (быстрота различения растет с ее увеличением), размера тест-объекта и его контраста с фоном.

Известна также корректурная таблица Н. А. Анфимова (1992). От описанной выше она отличается лишь тем, что кольца Ландольта в ней заменены на буквенные оптотипы.

В принципе корректурные пробы достаточно адекватно отражают состояние зрительной работоспособности исследуемых индивидуумов. Однако тестовые таблицы для них не отличаются высокой метрированно-стью, а сама методика исследования сложна для детей дошкольного возраста и даже первых лет учебы в школе.

Второе направление исследований ориентировано на оценку состояния зрительной работоспособности по показателям так называемого порога опознания [Шостак В.И., 1981], скорости глубинного зрения [Кащенко Т.П., 1981], латентного периода условно-двигательной реакции [Калинина Н.И., 1992], порога зрительного различения [Нюренберг О.Ю., Валькова И. В., 1988], скорости зрительного восприятия [Жилов Ю.Д.,.

1978] и порога зрительного восприятия [Волков В.В., Луизов А. В., Овчинников Б. В. 1989]. Последний зависит от предельного угла (наименьшего углового размера детали, еще различимой при яркости не мене 100кд./м2 и контрасте 1,0), порогового контраста и состояния пороговой яркости. При этом В. В. Волков и соавторы предложили два варианта оценки порога зрительного восприятия: на появление (увеличение) объекта и его исчезновение (уменьшение). Общим недостатком всех упомянутых выше методик является их сложность.

Третья группа методов оценки зрительной работоспособности базируется на исследовании функционального состояния аккомодации глаза. С. Л. Шаповалов (1991) оценивал ее по положению ближайшей точки ясного видения, величинам длины и объема аккомодации, а также по показателю АК/А (аккомодативная конвергенция / аккомодация). Автор пришел к выводу, что все эти параметры зависят от клинической рефракции глаза и закономерно ухудшаются при длительной зрительной нагрузке, в основном, у людей с гиперметропией. К. Ф. Табакова (1988), которая исследовала работоспособность аккомодационного аппарата глаза методом эргографии, нашла, что у лиц с высокой степенью близорукости имеется особая форма нарушений работы ресничной мышцы, характеризующаяся специфическим видом эргографической «кривой». Смещение ее в область дальнейшей точки ясного видения свидетельствует о неадаптиро-ванности глаза этих пациентов к условиям зрительной работы даже со средним напряжением аккомодационного аппарата.

Другие авторы предлагали оценивать состояние аккомодации как до, так и после специальной нагрузки, например, чтения текста определенного шрифта. В последующем определяли соотношение РР*РР**, где рр* это расстояние до ближайшей точки ясного видения (см) перед зрительной нагрузкой, а РР** - после нее [Сомов Е.Е., Герасименко и.

В.Д., 1993]. Если оно не менялось, то определяемый показатель равнялся 1,0. В противном случае он мог увеличиться, что, как правило, и происходило, или уменьшиться на ту или иную величину.

В.В.Коваленко (1986) предложил оценивать ЗР несколько иным способом. Сначала у исследуемого определяли положение ближайшей точки ясного видения, а затем давали читать текст в течение заданного времени на расстоянии 33 см. В заключение вновь предлагали прочесть его, но уже на ранее определенном расстоянии до ближайшей точки ясного видения. При этом фиксировали время, которое требовалось исследуемому для начала выполнения этого конечного задания. Автор определил этот показатель как время максимальной аккомодации (ВМА). Если ВМА составляло менее 9 секунд, то ЗР считалась хорошей, от 9 до 15 секундудовлетворительной, а более 15 секунд — неудовлетворительной.

М.И.Разумовский (2001) оценивал зрительную работоспособность до и после стандартной зрительной нагрузки, специфичной для лиц определенной профессии. В качестве критериев ЗР автор использовал два показателя: разницу в положении ближайшей точки ясного видения (БТЯВ) и в величинах критической частоты слияния мельканий (КЧСМ) до начала работы и после ее окончания. Известно, что оценка КЧСМ была предложена C.E.Ferry еще в 1892 году. Им же было установлено, что показатель КЧСМ зависит от интенсивности силы мелькающего света. Более поздние исследования уже других авторов показали его связь с многими другими факторами: длительностью экспозиции, яркостью адаптации, угловыми размерами поверхности мелькания, полем зрения, зонами раздражения сетчатки и др. Но в то же время выяснилось, что рассматриваемый показатель не зависит от остроты зрения, рефракции, диаметра зрачка и практически не изменяется с возрастом.

С учетом изложенного выше, М. И. Разумовский предложил вычислять зрительную работоспособность по формуле: ЗР = Д БТЯВ + Д КЧСМ.

В свою очередь и Д БТЯВ, и Д КЧСМ определяли по формуле: A=(Q!-Q2)/ Q! x Ю0%, где Д — интегральный показатель Q1- значение показателей БТЯВ и КЧСМ до работы Q2- значение показателей БТЯВ и КЧСМ по окончании 45-минутной работы ЗР вычисляется в %, с последующим переводом их в баллы (до 10% - 1 балл, 11 — 30(%) — 2 балла, более 30% - 3 балла).

Кроме того, через каждые 15 минут фиксировали количество правильно и неправильно выполненных операций и сравнивали полученные результаты со средними нормами по данному участку работы. В заключении делали вывод об индивидуальной производительности и враба-тываемости по коэффициенту врабатываемости — К: К= n/(mxt), где К — коэффициент врабатываемостип — количество правильно выполненных трудовых операцийm — суммарное количество выполненных трудовых операцийt — время выполнения работы (мин.).

Далее, сопоставляя результаты ЗР и К, делали заключение о влиянии зрительных функций на производительность труда.

Понятно, что данный метод оценки зрительной работоспособности из-за сложности и трудоемкости не может быть использован при исследовании детей, особенно дошкольного возраста и первых школьных лет.

О.Ю.Нюренберг и И. В Валькова (1993), исследуя состояние аккомодации как показателя ЗР, ввели в оборот два новых понятия — «порог зрительного различения» (минимальное время, необходимое для различения тест — объекта при нагрузке отрицательными линзами) и «абсолютный порог зрительного различения» (отношение запаса аккомодации к порогу зрительного различения). Эта методика исследования, как и все описанные выше, достаточно трудоемкая и к тому же характеризует аккомодационные возможности только людей молодого возраста. Детям же такого рода исследования не подходят из-за того, что требуют большого терпения, внимания и точных ответов.

Четвертое направление исследований зрительной работоспособности предполагает ее оценку по отдельным клиническим критериям. Так, Е. А. Евсеев (1986) исследовал состояние и устойчивость зрительной фиксации у операторов, работающих с дисплейными устройствами, до начала рабочего дня и после его окончания. Полученные в итоге результаты не отличались высокой точностью, так как в значительной мере были отражением субъективных оценок исследуемых. Другие авторы предлагали определять количество микроскотом по данным множественной центральной статической периметрии до и после зрительной нагрузки [Сухи-нина Л.Б., Журавлев А. И. 1993; Thompson J.C., Kosmorsky G.S., Ellis B.D. 1995,1996; Walsh T.J.1996].

Г. И. Осипов (1988) пробовал оценивать уровень исходной зрительной работоспособности по показателям стойкости стереоэффекта и интенсивности фузии, определяемым по методике R Sachsenweger. (1963). Исследование оказалось сложным и трудоемким. По этим причинам оно не получило дальнейшего развития. Более перспективными выглядели предложения некоторых других авторов использовать с рассматриваемой целью стандартизированные компьютерные программы. В частности, в 1988 году Ю. Е. Шелепин, Л. Н Колесникова и Ю. И. Левкович ввели в практику вариант одной из них под названием «Эрготест». Это исследование предназначалось для оценки частотноконтрастной чувствительности зрительного анализатора в диапазоне контраста от 0,2% до 100% и пространственной частоты от 0,4 до 18 цикл./градус. Затем появилась компьютерная система «Zebra» [Шамшинова A.M., Белозеров А. Е., Шапиро В. М. и др., 1996,1997]. В ее программу были заложены данные по контрастной пространственной чувствительности здоровых людей в различных условиях внешней среды. Она позволяет также определять пространственную контрастную чувствительность с помощью не только ахроматических, но и хроматических тестов. Эти же авторы предложили и новый, топографический метод исследования контрастной чувствительности сетчатки в каждой заданной ее точке. Такое большое внимание, уделяемое состоянию контрастной чувствительности зрительного анализатора, вполне оправдано. Она действительно тонко реагирует на малейшие отклонения в состоянии самого исследуемого и окружающего его пространства, что отражено и в работах некоторых зарубежных авторов [Barch W.S., Boyton R.M. 1975; Howland В, Ginsburg A., Campbell F. 1978; Cottlob I., et al 1990; Wolfe J.M. 1990; Ikeda H.1993; Moseley M.J., Hill A.R.1994; Natalone R.1998]. Эти сдвиги и позволяет оценить предложенная авторами методика, основанная на изменении яркости предъявляемых стимулов и определении времени, в течение которого эти изменения улавливаются (так называемое время сенсомоторной реакции). Поэтому включение этого показателя в оценку зрительной работоспособности является вполне оправданным. Следует однако иметь ввиду, что в изолированном виде он все же всю проблему в целом не характеризует.

Сторонники пятого направления исследований ЗР, неудовлетворенные низкой информативностью изолированных показателей, отражающих ее только частично, предлагают оценивать сразу несколько параметров. Их значения они в дальнейшем преобразуют в единый интегральный показатель. В частности, В. В. Колбанов (1997) оценивал зрительную работоспособность у водителей автотранспорта, работников телеграфа одновременно по данным исследования КЧСМ, остроты и поля зрения, определения площади слепого пятна, состояния цветовой и контрастной чувствительности, а также объема аккомодации. По полученным показателям,.переведенным в условные единицы, автор выделил стадии субкомпенсации и декомпенсации ЗР.

Н.И. Калинина (1995) включила в комплексную оценку ЗР следующие показатели: КЧСМ, амплитуду колебания длины аккомодации, корректурный тест Веста, цветоощущение по таблицам Рабкина, психоэмоциональный статус по жалобам и, кроме этого, латентный период (время условно-двигательной реакции). Все эти параметры она определяла на специально разработанном приборе.

С.Г. Чернышева (1998) предложила новый способ комплексной оценки функций органа зрения и устойчивости зрительного анализатора к экстремальным условиям. У водителей автотранспорта она определяла стереозрение по таблице Пульфрина, глубинное зрение на приборе Говарда-Долмана-Литинского, остроту зрения, характер зрения, мышечное равновесие, частотно-контрастную чувствительность, цветоощущение, время восстановления остроты зрения после засвета.

B.C. Афанасьев (1986) в свой комплексный показатель включил остроту зрения для дали и близи, форию для дали и для близи, глубинное и цветовое зрение, объем аккомодации и клиническую рефракцию. Glaser J. et al. (1977) — Hart W.M. (1987) предлагали оценивать зрительные возможности по состоянию темновой и световой адаптации.

В целом, рассмотренные методы оценки зрительной работоспособности позволяют дать ей комплексную оценку, однако они сложны и для своего выполнения требуют много времени. Кроме того, и интерпретация полученных результатов не отличается простотой.

Для характеристики зрительного утомления многие авторы применяли методики, аналогичные используемым при оценке зрительной работоспособности. Первоначально большинство исследователей, начиная с Р. Каца (1902), ориентировались на астенопические жалобы пациентов, а также колебания остроты зрения для близи. Позже для оценки сенсорного компонента зрительного утомления В. В. Волков, Е. Е. Сомов (1993) предложили использовать изготовленный ими иллюзиометр, включающий стрелу Мюллера-Лайера. Восприятие ее размеров меняется в зависимости от продолжительности выполнения того или иного вида деятельности, а также от воздействия на организм человека каких-либо экзогенных факторов. Однако широкого распространения эта методика все же не получили, хотя достаточно проста по своему воспроизведению.

При оценке мышечного компонента зрительного утомления большинство авторов опирается на исследования по определению состояния бинокулярного зрения и, в частности, его устойчивости при помощи различных тестов и проб (Slavin M. L 1992; Alan Mulvihill et al, 2000). Так, например, А. Ф. Неделька (1970) предложила оценивать зрительное утомление по показателю мышечного равновесия. С. В. Панферов и Т. П. Кащенко (1991) и Bishop P.O. (1987) при исследовании бинокулярного зрения операторов выяснили, что его нарушения являются одними из первых симптомов развивающегося зрительного утомления. В свою очередь И. И. Дитрих (1991) считает, что бинокулярное зрение необходимо исследовать по трехэтапной системе. На первом этапе следует убедиться в его наличии, на втором — оценить мышечный баланс, а на третьем — произвести уже уточняющую бинокулометрию. Последняя включает в себя оценку баланса аккомодации, величины ретинальных изображений, состоянию оптических установок, сенсорной фузии, устойчивости бинокулярного зрения, баланса частотно-контрастных показателей и характеристику глубинного зрения на приборе Говарда-Долмана. Автор рекомендовал использовать свою методику при скрининговом профотборе на специальности, требующие большой зрительной нагрузки. Ею можно также пользоваться для оценки зрительного утомления, что использовали Т Hirai, М Arai, Y Ito, М Sato, (1998) применяя тест со стеклами Баголини. Недостаток описанной методики заключается в длительности исследования. Применение ее затруднительно и в связи с отсутствием даже в большинстве клиник полного набора необходимых приборов.

Для оценки мышечного компонента зрительного утомления А. В. Геролев (1986) предложил использовать метод бесконтактной регистрации мигательных движений век. При нагрузке длительностью более 4 часов число их за 1 минуту увеличивается. Одновременно снижаются показатели выполняемой работы.

Для оценки утомления коркового отдела зрительного анализатора, обычно используют данные, полученные с помощью корректурной пробы Веста и исследования КЧСМ. Авторы, которые признают диагностическую значимость КЧСМ, предлагают использовать различные методы ее исследования. Так, Е. Е. Сомов и В. А. Маревский (1982) предложили оценивать зрительное утомление по показателю КЧСМ в условиях изменения длительности проблеска в пределах одного периода мельканий. При этом у испытуемого сначала определяют минимальное время восприятия светового стимула, а затем увеличивают частоту мельканий (от 0 до 60 Гц).

Е.В. Борисова, Т. В. Кудинова (1981) предложили в свою очередь исследовать КЧСМ бинокулярно, сначала на красный, а затем на зеленый цвет. Определяемая в дальнейшем разность в показателях до начала работы и после ее окончания, оказалась прямо пропорциональна выраженности утомления. О. А. Джалиашвили, В. А. Захаров (1986), аналогично оценивая этот показатель, назвали его цветовым утомлением.

В.Д.Чирков и Н. П. Голубев (1993) предложили новый вариант оценки КЧСМ, суть которого заключается в предъявлении испытуемому тест-объектов таблицы Сивцева, расположенных горизонтальными рядами на барабане, вращающемся с задаваемой скоростью. При рассматривании их через щель (тоже горизонтальную), те или иные нижние ряды таблицы при развитии зрительного утомления становятся нечитабельными и сливаются в одну линию.

Изучение зрительной работоспособности детей различного возраста также представляет большой практический и научный интерес. В то же время исследования в данной области очень малочисленны и нами обнаружены лишь единичные публикации. По-видимому, это связано с ошибочным мнением о том, что зрительная нагрузка у детей не столь велика, как у взрослых людей. Но, во-первых, следует иметь в виду, что она резко возрастает в школьные годы, а во-вторых, их зрительный анализатор не обладает достаточной функциональной устойчивостью. Так что исследования в данном направлении, безусловно, необходимы. Однако, они не могут быть выполнены с помощью рассмотренных выше методик у детей, особенно младшего возраста, из-за их сложности, длительности и отсутствия игрового компонента. Попытки изменить эту ситуацию привели к появлению ряда специальных методик исследования детей. Так, D.A. Thompson, Н. Moller, I. Russell-Eggitt. (1999) использовали с указанной целью показатели зрительно вызванных потенциалов, которые в дальнейшем использовали и многие другие авторы [Potts A.M. 1973; Brown R. 1984; Abraham F.A. et al, 1985; Fulton A.B., Hart-manE.E., Hansen R. M, 1989; Egan D. F Cottlob I., et al, 1990; Ikeda H. 1993; Baker R.S., SchmeisserE.T. 1993; Campbell F.W., Kulikovski J.J.1997; Carr R.E.Siegel I.M.1990; FishmanG.A., Sokol S.1998]. B.B. Хватов, Л. Н. Зубарева, В. В. Мишустин и др. (2002) определяли этим же методом (в совокупности со стандартной визометрией и бинокулометрией) зрительные возможности детей с послеоперационной афакией и артифакией. Некоторые авторы предлагали более углубленно исследовать у детей состояние аккомодации. Так, А. Д. Архангельская (1992) оценивала их ЗР не только по показателям остроты центрального зрения для дали и для близи, но и аккомодации и конвергенции (через связывающий их индекс АК/А). Нагрузка была 15-минутной и состояла в чтении текста, соответствующего остроте зрения 0,4 по таблице Сивцева. В результате оказалось, что индекс АК/А был высоким у детей с миопией (от 6,3 до 12,4 пр. дптр./дптр.) и низким — с гиперметропией (от 3,7 до 6,8 пр. дптр.). В ходе исследования также установлено, что ЗР молодых гиперме-тропов не зависит от коррекции. У миопов же работа на близком расстоянии с коррекцией, подобранной для дали, вызывает перенапряжение аккомодации и снижение зрительной работоспособности.

Другой характеристикой ЗР явилась максимальная скорость чтения тестового текста [Егорова Т.С., 1988]. Однако такое исследование применимо лишь у детей, умеющих читать.

Что касается детей дошкольного возраста, то, офтальмологи и психологи используют для оценки степени развития их зрительного анализатора так называемые Леа — тесты, которые были предложены финским профессором Леа Хювяринен [Lea Hyvarinen., 1989;1996]. Они включают головоломку, домино, символьный линейный тест и тест с группированными символами. Используемые в указанных целях оптотипы представляют из себя разномерные черно-белые картинки, одиночные или расположенные группами, в зависимости от сложности задания. Перед ребенком ставится задача по выбору картинки, идентичной заданной исследователем. Тесты позволяют оценивать состояние коркового отдела зрительного анализатора, способность ребенка к выделению и опознаванию предметов. Они могут быть использованы для оценки ЗР у детей первых двух 2 —3 лет жизни и даже не умеющих еще хорошо говорить.

Аналогичные одиночные оптотипы (Sheridan Gardiner) с картинками и в виде букв (letter-test) с целью скриннингового осмотра детей раннего дошкольного возраста и выявления нарушений зрительных функций использовали Hilton A.F., Stanley J.C.(1998) и ряд других авторов [Kohler I., Stigmar G. 1973; YoungsonR.M. 1975; Dobson V., Teller D.1978; Simons К 1981, 1983; Jarvis S.N., Tamhne R.C., Thompson I, et al 1990; Wormald RPL 1991; Allen J. W, Bose В 1992; McGraw PV, Winn В 1995; Williamson Т.Н., et al, 1995; Rahi J.S., Dezateux C. 1997; Simmers AJ, et al, 1999].

Таким образом, вопрос о методах исследования зрительных возможностей здорового ребенка, а тем более с той или иной патологией органа зрения, все еще остается открытым по многим позициям. Достаточно напомнить, что до сих пор отсутствуют однозначно трактуемые данные о состоянии ЗР здоровых детей даже по корректурным пробам или другим тестам. Поэтому нет и единых комплексных критериев, отражающих соответствие зрительной нагрузки возможностям зрительного анализатора каждого конкретного ребенка. А у родителей детей с врожденной или приобретенной патологией органа зрения очень часто возникает вопрос, смогут ли они хорошо справиться с предстоящими зрительными нагрузками и что нужно сделать, чтобы повысить их зрительную работоспособность. Врачам же необходимо знать, насколько результаты проведенного консервативного или хирургического лечения ребенка с той или иной патологией органа зрения приблизили его зрительные возможности к нормативным показателям.

Учитывая все приведенные выше соображения, мы поставили перед собой задачу разработать такую методику оценки ЗР, которая была бы с одной стороны метрированной и высоко информативной, а с другой — легко и быстро выполнимой детьми дошкольного и школьного возраста.

МАТЕРИАЛЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Глава 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА.

Немногочисленность существующих методов оценки зрительной работоспособности детей, а также сложность интерпретации получаемых с их помощью результатов, побудили нас к разработке нового комплекса методик ее оценки. Это позволило бы интегрально отразить важнейшие характеристики функционального состояния органа зрения каждого ребенка.

Рассматривая предлагаемые другими авторами способы оценки зрительной работоспособности и зрительного утомления, можно выделить два направления исследований. Первое из них объединяет исследования ЗР по определению показателей ряда зрительных функций или одной из них до начала зрительной работы и после ее завершения, а второе — по оценке значений различных диагностических проб и тестов также в различные периоды зрительной работы. Однако, по нашему мнению, для оценки зрительной работоспособности целесообразно исследовать функциональные возможности зрительного анализатора как в статичном относительно работы состоянии (по клиническим критериям), так и в динамичном, то есть при решении предложенной зрительной задачи (уже по эргономическим критериям). В связи с этим нами были выделены две качественно новые стороны зрительной работоспособности каждого человека — потенциальная и фактически реализуемая. Потенциальная зрительная работоспособность позволяет характеризовать функциональное состояние зрительного анализатора с помощью клинических методов его исследования, а именно, по состоянию остроты зрения каждого глаза и по характеру зрительного восприятия. Реализуемая зрительная работоспособность отражает возможности зрительного анализатора при выполнении конкретной зрительной задачи и определяется с помощью разработанных нами тестов.

ВЫВОДЫ:

1. Для более полного описания зрительных возможностей детей выделены новые эргономические понятия о потенциальной и фактически реализуемой зрительной работоспособности. Первое из них (ПЗР) характеризуется интегральным клиническим показателем, учитывающим результаты визои бинокулометрии конкретного индивидуума, а второе (РЗР) — результатами эргономического исследования по разработанным нами корректурным тестам (в виде таблицы с детскими картинками и компьютерной таблицы с разноконтрастными квадратиками).

2. Показатели ПЗР здоровых детей с эмметропической рефракцией не зависят от их возраста и практически одинаковы как для дали (297,5 ± 2,5 усл. ед.), так и для близи (296,8 ±3,1 усл. ед.). Значения РЗР также одинаковы у детей от 7 лет и старше и по первому варианту разработанного нами компьютерного теста равны 0,89 ± 0,08 усл. ед., по второму — 0,55 ± 0,08 усл.ед. и третьему — 0,31± 0,04 усл.ед.

3. У аметропов показатели ПЗР и РЗР зависят от вида имеющейся аномалии и ее степени. Для близи они максимальны у детей с миопией до 3,0 дптр., а для дали — с гиперметропией до 3.0 дптр. Показатели РЗР наиболее высоки у пациентов с миопией до 3,0 дптр.

4. Успешное ортоптическое лечение детей с содружественным косоглазием приводит к устойчивому повышению показателей их ПЗР и РЗР, но не достигает уровня, здоровых детей. По-видимому, это объясняется тем, что качество восстановленного бинокулярного зрения все же ниже, чем нормального.

5. У пациентов с рефракционной амблиопией успешно проведенное плеоптическое лечение может сопровождаться повышением показателя РЗР до нормальных цифр, но только по первому, наименее сложному, варианту разноконтрастного корректурного теста.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При эргономическом обследовании целесообразно определять у пациента потенциальную и реализуемую зрительную работоспособность.

2. Потенциальную зрительную работоспособность (ПЗР) определяют путем умножения на 100 суммы остроты зрения каждого глаза и характера зрения (ХЗ), выраженного в условных единицах (100 — при бинокулярном зрении, 75 — при одновременном и 50 — при монокулярном). ПЗР = (vis OD + vis OS) х 100 + ХЗ (усл.ед.) Нормальные показатели ПЗР равны, как для дали, так и для близи 297,5 ±3,5 усл.ед.

3. Реализуемую зрительную работоспособность (РЗР) определяют с помощью разноконтрастного корректурного компьютерного теста по предложенной нами формуле: V = n/N — n'/N', где: Ы — количество предъявляемых для опознания объектов заданного контраста (21), п — количество опознанных объектов заданного контрастап' — количество ошибочно опознанных объектовN' - количество объектов, создающих «зашумленность» фона (42). Нормальные показатели РЗР у детей от 7 лет и старше и по первому варианту разработанного нами компьютерного теста равны 0,89 ± 0,08 усл. ед., по второму — 0,55 ± 0,08 усл.ед. и третьему — 0,31± 0,04 усл.ед.

4. В качестве контроля за результатами плеоптического и ортоптиче-ского лечения целесообразно использовать показатели ПЗР и РЗР.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Э., Липатов Д. В. Функциональные результаты различных видов коррекции // Вестн. Офтальмологии. 2000. — Т. 116, № 4. — С. 12 — 15.
  2. Э.С., Ковалевский Е. И., Хватова А. В. Руководство по детской офтальмологии. — М.: Медицина, 1987. — С. 106 — 146.
  3. Э.С., Розенблюм Ю. З. Оптическая коррекция зрения. — М.: Медицина 1981 — 200 с.
  4. И.Б. Годность к вождению автотранспорта лиц после кератотомии: Автрореф. дис. канд. мед. наук. М., 1994. — 22 с.
  5. Ю.А. Контрастная и световая чувствительность в диагностике глаукомы: нейрофизиологические аспекты. // Вест, офтальмологии. -1998.-Т. 114-№ 2-С. 49−51.
  6. А.Д. О факторах влияющих на зрительную работоспособность детей // Актуальн. проблемы офтальмологии — научн. мат- лы. С.-Пб.- изд. ПМИ, 1995. С.42−44.
  7. Ю.С., Ангелопуло Г. В., Джалиашвили О. А. Глазные болезни для врачей общей практики: Справочное пособие. — СПб.: Спецлит, 2001.- С. 197 —207.
  8. B.C., Бутов А. А., Васильева Н. В. Исследование зрительных функций работниц прецензионного труда. // Офтальмоэргономика операторской деятельности: Матер, симп. -Л.: Изд-во В.Мед.А им. С. М. Кирова, 1986. С. 35 — 36.
  9. В.Ф. Зрение у детей: проблемы развития. Новосибирск: Изд. АМН СССР, Сибирское отделение, 1991. -38 с .
  10. А.Е., Корнюшина Т. А. Новый метод тренировки аккомодации. // Вест, офтальмологи. -1997. Т. 113, № 2 — С. 25 — 28.
  11. А.Е., Рогатина Е. В., Барсегян Г. Л. Контрастная чувствительность при амблиопии, абиотрофии и атрофии зрительного нерва у детей. // Вест, офтальмологии. 1998. — Т. 114, № 2 — С. 36 — 39.
  12. И.В., Нюренберг О. Ю., Стишковская Н. Н. Состояние аппарата аккомодации у детей дошкольного и младшего школьного возраста.// Офтальмол. журн. 1988. — № 7 — С. 396 — 397.
  13. A.M. Частотно-контрастный амблиотренер, предназначенный для вовлечения в тренировку коркового отдела зрительного анализатора // Матер, междунар. конф. офтальмологов, посвящ. 75-летию проф.Водовозова.- Волгоград, 1995. С. 158 — 160.
  14. В.В., Горбань А. И., Джалиашвили О. А. Клиническое исследование глаз с помощью приборов. Л.: Медицина, 1971. — 328 с.
  15. В.В., Горбань А. И., Джалиашвили О. А. Клиническая визо- и рефрактометрия — Л.: Медицина, 1975. — 216 с.
  16. В.В., Парпаров А. Б. Аномалии рефракции и аккомодации как причина ограничения зрительной работоспособности и эргономические основы очковой коррекции зрения. Офтальмоэргономика. — М.: МЗРСФСР, МНИИ ГБ им. Гельмгольца, 1976.- С. 20 42.
  17. В.В. Острота зрения и рефракция как критерий трудовой пригодности // Офтальмоэргономика операторской деятельности Матер, симп. Л., 1986. — С.39 — 40.
  18. В.В., Колесникова Л. И., Макулов В. Б. и др. Новые буквенные тесты для измерения остроты зрения // Офтальмол. журн. — 1987.- № 5. — С.294 — 296.
  19. В.В., Луизов А. В., Овчинников Б. В. Эргономика зрительной деятельности человека. — Л.: Машиностроение, 1989. — 58с.
  20. В.В. Психофизиология зрительных процессов и методы ее изучения: Сб. науч тр. М.: Руссомед, 1993. — С. 158 — 179.
  21. В.В., Лебехов П. П. Тесты и упражнения для проверки и тренировки зрения. Л.: Гиппократ, 1993. — 6 с.
  22. А.В. Метод бесконтактной регистрации миганий у операторов зрительного профиля// Офтальмоэргономика операторской деятельности: Матер, симп. -Л.: Изд-во В.Мед.А им. С. М. Кирова, 1986. С. 40 -41.
  23. В.Д. Зрение и мышление. Л.:Наука, 1985. — 246 с.
  24. Н.П. Исследование зрительной работоспособности при естественном, искусственном и совместном освещении.// Труды ПИИ строительной физики. Сб.науч. тр. — М.: Наука, 1975. — 116 с.
  25. И.И. Сравнительная оценка различных компонентов бинокулярного зрения и выбор наиболее информативных способов его исследования (клинические исследования): Автореф. дис.. канд. мед. наук.1. B.Мед.А. Л., 1991.-24 с.
  26. Е.А. Исследование состояния центральной фиксации для оценки зрительной работоспособности летного состава гражданской авиации.// Офтальмоэргономика операторской деятельности: Матер, симп. -Л.: Изд-во В.Мед.А им. С. М. Кирова, 1986. С. 44 — 45.
  27. Е.А., Мокринская А. Г. Утомление органа зрения при работе с видеодисплейными терминалами // Офтальмол. журн, — 1993. № 1 —1. C.51−53.
  28. Т.С. Скорость чтения как эргономический критерий оптимальной коррекции при слабовидении.// Офтальмоэргономика и оптомет-рия: Сб. науч. работ. -М., 1988. С. 158 -165.
  29. Ендриховский С. Н Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизиологических исследованиях// Сенсорные системы.-М., 1996. Т. 10, № 2. — С. 13 — 29.
  30. Ю.Д. Световой и ультрофиолетовый климат в помещении для детей и подростков. М.: Медицина, 1978. — 70 с.
  31. Р.А. Зрительные функции при амблиопии по данным психофизических и электрофизиологических исследований. // Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1998. 26 с.
  32. A.M. Мозговые механизмы оценки сигналов. М.- Медицина — 1976. — 263 с.
  33. З.С. Особенности при зрительно-напряженных работах: Автореф. дис. .канд. биолог.наук. — М., 1974. 28 с.
  34. Н.И. Гигиенические аспекты влияния работы с видеодисплейными терминалами на зрительный анализатор и обоснование рекомендаций по профилактике утомления зрения: Автореф. дисс. .канд. мед. наук.- СПб., 1992. 22 с.
  35. Т.П. Состояние бинокулярного и глубинного зрения у лиц с высокой близорукостью.// Вестн. офтальмологгии. 1977. — № 1. — С.54- 56.
  36. Р. Объ утомлении глаза. Третье издание, вновь переработанное и значительно дополненное, съ 10 рисунками СПб.- изд. И. П. Мазурацъ, 1902.-80 с.
  37. В.В. Оценка и прогнозирование работоспособности аккомодационного аппарата глаз при зрительно напряженном труде// Актуальные вопросы психофизиологии зрительно-напряженных работ/ Моск. НИИГ им. Эрисмана, М., 1990. — С.130 — 134.
  38. А.И. Зрительная работоспособность и бинокулярная система.: Автореф. дис. .д-ра мед. наук М., 1968. — 33 с.
  39. Е.В. Факторы развития астенопии у операторов микроскопи-стов: Автореф. дис. .канд. мед. наук. Красноярск., 1994. — 22 с.
  40. В.В. Функциональное состояние зрительного анализатора при различных видах сенсорной деятельности //Актуальн.вопросы психофизиологии зрит. напр. работ.: Сб. науч. тр./ Моск. НИИГ им. Эрисмана, М.: МНИИГД990. — С.54 -63.
  41. С.А. Бинокулярное и глубинное зрение человека в норме и при воздействии некоторых экстремальных факторов: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1981. — 18 с.
  42. С.А. Диагностические возможности и пути усовершенствования визоконтрастометрии.: Автореф. дис.. канд. мед. наук.- В Мед. А им. С. М. Кирова. СПб., 1994. 24 с.
  43. Л.П., Тетерина Т. П., Шмидт В. К., Панкратов Э. С. Биоритмы бинокулярного зрения как показатель общей и зрительной рабтоспособности.// Офтальмоэргономика операторской деятельности: Матер, симп. -J1.: Изд-во В.Мед.А им. Кирова, 1986. С.33−35.
  44. М.Е. Динамика абсолютной аккомодации у лиц, работающих с дисплеями. // Офтальмоэргономика и оптометрия.: Сб. научн. работ — М.-1988.-С. 44−49.
  45. А.В. Глаз и свет. Л.: Энергоатомиздат, 1983. — 114 с.
  46. В.Г. Состояние бинокулярного зрения у дошкольников Ленинграда: Автореф.дисс.. канд. мед. наук. Л., 1969. — 16 с.
  47. В.Г. Гигиена специальных учереждений для детей с отклонениями в состоянии здоровья.: Сб. науч.тр. Л.: Изд-во ЛГСМИ, 1990.- 127 с.
  48. Н.В. Роль контрастных тестов в ранней диагностике. // Ав-тореф.дис. канд. мед. наук. М., 1992.-18 с.
  49. А.Ф. Мышечное равновесие глаз с различными видами рефракции и зрительное утомление. Автореф. дисс. .канд. мед. наук.-Днепропетровск, 1970. 20 с.
  50. В.П. Сумеречное зрение, слепимость и контрастная чувствительность при разных способах коррекции некоторых оптических несовершенств глаза. // Автореф. дисс.. канд. мед. наук. СПб., 1994. -23 с.
  51. О.Ю., Валькова И. В. Микрокорректурные пробы для оценки зрительной работоспособности у операторов Офтальмоэргономика операторской деятельности: Матер, симп. —Л.: Изд-во В.Мед.А им. С. М. Кирова, 1986. С. 51 -52.
  52. С.В., Кащенко Т. П. Бинокулярные функции и операторскаядеятельность// Офтальмоэргономика. Матер, симп.- М. — 1992.-С.40.42 .
  53. М.А., Кочина М. А., Кальниш В. В. и др. Новый метод исследования зрительного утомления. // Офтальмоэргономика операторской деятельности: Матер, сим. — М.- 1986. С.54−55.
  54. К.Б. Клинико-физиологическое и офтальмоэргономическое обоснование критериев восстановления функционального состояния зрительного анализатора после коррекции близорукости методами ФРК и ЛАСИК.: Автореф. дис.. докт. мед. наук — М., 2000. 40 с.
  55. П. Н. Исследование работоспособности и утомления у лиц, занятых на тонких зрительных работах в ЛПО «Красногвардеец»: Автореф. дисс. .канд. мед. наук. Л., 1973. — 18 с.
  56. В.И., Хребтова JI.A., Бурмина Т. Н. Состояние мышечного баланса глаз у школьников в возрастном аспекте // Офтальмолог, журн. 1996. — № 2. — С.81 -85.
  57. О.В., Розенблюм Ю. З., Бершанский М. И. Таблицы для исследования остроты зрения у детей. // Вест, офтальмологии.- 1998.- Т. 114 № 3. — С. 43−45.
  58. Радж Сандип Клинико-эргономические характеристики больных с миопией высокой степени после автоматизированной ламеллярной кератопластики.: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2000. — 22 с.
  59. Г. И., Подугольникова Т. А., Лешкевич И. А. и др. Компьютерное лечение кососглазия и амблиопии с применением случайно-точечных стереограмм. // Вест, офтальмологии. — 1998. Т. 114 — № 4. -С.28−31.
  60. Н.М., Рыков С. А. Аккомодативная функция при близорукости.// Офтальмолог.журн. 1988. — №. 6. — С.338 — 341.
  61. В.И. Исследование мышечного равновесия глаз как один из важных показателей реакции органа зрения на зрительную нагрузку.// Офтальмоэргономика операторской деятельности: Матер, симп. — Л.: Изд-во В.Мед.А им. Кирова, 1986. С. 59 -60.
  62. В.И. Состояние контрастной чувствительности у детей. // Офтальмолог.журн. 1988. — №.7. — С.390 -393.
  63. Е.Е. Методы офтальмоэргономики. Л.: Наука, 1989. — 157 с.
  64. Е.Е. Офтальмоэргономика операторской деятельности летного состава. СПб.: «Политехника», 1992. — 176 с.
  65. Е.Е., Бржеский В. В., Асанбеков Д. Н. Методика оценки психофизиологического статуса операторов зрительного профиля // Офтальмоэргономика операторской деятельности: Матер, симп. —Л.: Изд-во В.Мед.А им. С. М. Кирова, 1986. С. 62 -63.
  66. Е.Е., Герасименко В. Д. Оценка аккомодационной способности глаз с помощью нагрузочной пробы чтением.// Офтальмоэргономика операторской деятельности: Матер, симп. —JL: Изд-во В.Мед.А им. С. М. Кирова, 1986. С. 61 — 62.
  67. JI.A., Голубов К. Э., Осама Исмаил Алдедж Исследование характера зрительного утомления у школьников// Досягняння та перпек-тиви розвитку сучасно1 офтальмологи 28 — 29 жовтня 2003 року, Тези доповидей. Одесса.-2003. — С.126−127.
  68. К.Ф. О работоспособности аккомодационного аппарата при высокой близорукости.//Вест. офтальмологии. — 1978.- № 1. С. 35 — 38.
  69. Н.Н., Ватченко А. А. Состояние оптической установки глаз у детей 6−7 лет. // Офтальмолог, журнал 1988. — № 6- С. 341 — 344.
  70. С.В., Сомов Е. Е., Баталова Т. В. Аккомодационные возможности миопического глаза.// Актуальн. проблемы детской офтальмол-гии.: Сб. науч. тр- СПб, изд. ПМИД995. С. 39 -40.
  71. Т.Г. Зрительная работоспособность у водителей автотранспорта в динамике рабочего дня и методы ее повышения.: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2000. — 18 с.
  72. JI.A., Зак П.П., Корнюшина Т. А., Розенблюм Ю. З. Профилактика зрительного утомления у пользователей компьютерами с помощью очков со спектральными фильтром. // Вест, офтальмологии. — 1998. Т. 114, № 2. — С. 34 — 36.
  73. Л.И., Полянский В. Б. Вызванные потенциалы сетчатки и зрительной проекционной области коры мозга человека. Созревание и пространственно- частотная настройка. // Сенсорные системы. — М. 1991. — Т.5, № 3 — С. 19 —25.
  74. Л., Зрение у детей: нормальное и с нарушениями: Пер. с англ. — СПб.: «Петербург 20 век», 1996. — 72 с.
  75. С.Г., Нарушение зрения и врачебная экспертиза водителей автотранспорта: Автореф.дис. канд. мед. наук — М., 1997. — 32 с.
  76. С.Г., Ячменева Е. И. Бинокулярное зрение и его роль в управлении автотранспортом. // Вест, офтальмологии. — 1997. Т. 113, № 2.- С. 40−41.
  77. A.M., Нестерюк Л. И. Возможности компьютерной обработки результатов исследования зрительной системы// Вестн: офтальмологии. 1992. — № 2. — С.29 -35.
  78. A.M., Белозеров А. Е., Шапиро В. М. и др. Новый метод исследования контрастной чувствительности в клинике глазных болезней.// Вестн. офтальмологии. 1997.- Т. 113, № 1. — С.22 -25.
  79. A.M., Волков В. В. Функциональные методы исследования в офтальмологии. М., Медицина, 1998. — 415 с.
  80. С.Я. Методы исследования динамической рефракции глаза // Динамическая рефракция глаза в норме и при патологии.: Сб. науч. раб М., 1981.-С.34−51.
  81. Шаповлов С.Л.ДИелепин Ю.Е., Милявская Т. И. и др. Пособие по диагностике, экспертизе,, восстановлению нарушений зрительной работоспособности у лиц летного и диспетчерского состава гражданской авиации, — М.: Воздушный транспорт, 1990. 104 с.
  82. Ю.Е., Колесникова Л. Н., Левкович Ю. И. Визоконтрасто-метрия. Л.:Наука, 1985. — 103 с.
  83. Шелепин Ю. Е, Волков В. В. Колесникова JI.H. и др. Измерение функциональных возможностей зрительной системы человека // Вестн. АН СССР. 1987. — № 9. — С.63 — 72.
  84. Ю.Е., Глезер В. Д., Бондаренко В. М. и др. Пространственное зрение // Физиология зрения. М.: Наука, 1992. — С.528 — 581.
  85. В.Г. Критерии пригодности к вождению автотранспорта лиц после имплантации ИОЛ: Автореф. дис.. канд. мед. наук -М., 1990. 23 с.
  86. В.И. Проблема порогов в офтальмоэргономике. // Офтальмологи .(Глаукома, офтальмоонкология, офтальмоэргономика, новое в диагностике и лечении.: Сб.науч. тр. Л.: Изд-во ВмедА им. С. М. Кирова, 1981. — С. 126 — 128.
  87. А.А. Индивидуальная оценка зрительного утомления.// Вестник офтальмологии, М.-1983, № 3- С.65−67.
  88. Abraham F.A., Alpern М., Kirk D. B/ Electroretinograms evoked by sinusoidal excitation of human cones// J. Physiol. Lon.- 1985.- Vol. 367.- P. 135 -150.
  89. Aerospace ophtalmology // Aerospace medicine. Baltimor, 1971. — P. 514−533.
  90. Aging and vision // Vision Res.- 1986.-Vol 2. P. 621−640.
  91. Alan Mulvihill, Aoife MacCann, Ian Flitcroft, Michael O’Keefe. Outcome in refractive accommodative esotropia // Brit. J. Ophthalmol.- 2000.-№ 84.- P.746−749.
  92. Allen J.W., BoseB. An audit of preschool vision screening.// Arch.Dis. Child. -1992. -Vol.67.- P.1292−1293.
  93. Baker R.S., SchmeisserE.T., Epstein A.D. Visual system electrodiagnosis in neurologic disease of childhood.// Pediatric Neurol. 1995.- Vol.12. -P.99−110.
  94. Barch W.S., Boyton R.M. Responses of primate cones to sinusoidally flickering homochromatic stimuli// J. Physiol.- 1975. Vol. 246.- P.311 — 331.
  95. Bishop P.O. Binocular vision. In Adlers Physiology of eye.Ed. Moses and Hart. St. Louis- Mosby Co. — 1987.- P.619 -636.
  96. Campbell F.W., Kulikovski J.J. An electrophysiological measure of the psychophysical contrast threshold// J. Physiol.- 1997.- Vol. 217, № 1 P.54 -55.
  97. Carr R.E.Siegel I.M. Electrodiagnostic testing of the visual system: a clinical guide. Philadelphia: Davis, 1990. 252 p.
  98. Glaser J.CS., Savino P.J., Samers K.D. et al The photostress recovery test in the clinical assessment of visual function.// Am. J. Ophthalmol. -1977.-Vol.83.- P.255−260.
  99. Computer Analysis of Retinal Functions.// New Visions, New Ventures. Oakland, 1992. — P. 102.
  100. Cottlob I., Fendisk M.G., Guo S. et al Visual acuity measurements by swept spatial freguency visual-evoked-potentials (VEPs): clinical application in children with various visual disordes.// J. Pediatric. Strabismus. -1990. № 27. — P.40−47.
  101. Dobson V., Teller D. Visual acuity in human infants: a rewier and comparison of behavioral and electrophysiological studies // Vis. Res.- 1978. Vol.18.-P. 1469- 1475.
  102. Effects of 7 days antiorthostatic bedrest (6 HDT) on ophtalmological pa-rametrs // ASEM. 1984. -Vol. 56.No.5. — P. 451.
  103. Egan D.F., Brown R. Visual testing of young children in the age range 18 months to 4,5 years. // Child Care Dev. 1984. — Vol.10 — P.381 -390.
  104. Evaluation of crew healh // STAR. -1982.-Vol.20, No.6. P.815.
  105. FishmanG.A., Sokol S. Electrophysiological testing in disorders of the retina, optic nerve and visual pathway// Amer. Acad. Ophthalmol.- 1990.-Vol.2-P.164.
  106. Fulton A.B., HartmanE.E., Hansen R.M. Electrophysiological testing technigues for children // Doc. Ophthalmol.- 1989.- Vol.71.- P.341−354.
  107. Hart W.M. Visual adaptation // Adlers Physiology of Eye/ Clinical application. St. Louis. Mosby Co .- 1987.- P.389−414.
  108. Hilton A.F., Stanley J.C. Pittfalls in testing children s vision by the Sheridan Gardiner single optotype method. // Brit. J. Ophthalmol. 1998. Vol. 59.-P. 135−139.
  109. Hirai В, M Arai, Y Ito, M Sato Modified Bagolini striated glass test: clinical applications of starlight test in binocular visual field screening// Brit. J. Ophthalmol. 1998. — Vol. 82. — P. 1288−1293.
  110. Howland B, Ginsburg A., Campbell F. High-pass spatial frequency letters clinical optotypes // Vis. Res. 1978. — Vol. 18. — P. 1063−1066.
  111. Ikeda H. Electrodiagnosis of the primary afferent visual system. Past, present, future// Zdrav.Vestn. 1993 — Vol. 62. — P. 57 -65.
  112. Ingram R.M. Review of children referred from the school vision screening programme in Kettering during1976−1977//Brit.Med.J. 1989. -Vol. 298.-P. 935−936.
  113. Ingram R. M, Holland W.W., Walcer C, et al. Screening for visual defects in preschoolchildren.//Brit. J. Ophthalmol. 1986.- Vol.70.- P. 16−21.
  114. Yang. Y.F., Cole M.D. Visual acuity testing in school what needs to be done.// Brit.M.J. 1996.-Vol.313. — P. 1053.
  115. YoungsonR.M. Anomaly in visual acuity testing in children.// Brit.J. Ophthalmol.- 1975.- Vol. 59.- P.168−170.
  116. Jarvis S.N., Tamhne R.C., Thompson I, et al. Preschool vision screening.// Arch. Dis. Child. 1990.- Vol.65.- P288−294.
  117. Kohler I., Stigmar G. Visual screening of four-year-old-children.// Arch.Pead. Scand. 1973. — Vol.62. — P.17−27.
  118. Moseley M.J., Hill A.R. Contrast sensitivity testing in clinical practice.// Brit. J. Ophthalmol. 1994. — Vol. 78. — P.795−797.
  119. McGraw PV, Winn B. Measurement of letter acuity in preschool children.// Ophthal.Physiol.Opt 1995. — Vol.15. — Suppll: Sl 1-S17.
  120. Natalone R. Contrast sensitivity may be a factor in 20/25 outcome.// Ocular Surgery news. 1998. — Vol.10, N.6. — P. 22−23.
  121. Newman DK, East MM Preschool vision screening negative predictive value for amblyopia.// Brit. J. Ophthalmol. 1999.- Vol. 83.- P.676−679.
  122. Potts A.M. Electrophysiological measurements// The Assesssment of visual function. St. Louis. Mosby Co. 1972.- P. 187−206.
  123. Rahi J.S., Dezateux C. The future of preschool vision screening services in Britain.//Brit. Med. J. 1997.- Vol.315.- P.1247−1248.
  124. The effect on weghtlessness on contrast sensibiliti of Space Shuttle crew members II ASEM. 1985. — Vol. 56. No 5, — P. 492−498.
  125. Thompson DA, Moller H, Russell-Eggitt I and A Kriss. Visual acuity in unilateral cataract// Brit.J. Ophthalmol 1996.- Vol. 80. — P.794−798.
  126. Thompson H.S. Functional visual loss.// Brit. J. Ophthalmol.- 1995.- Vol. 100.- P.209−213.
  127. Thompson J.C., Kosmorsky G.S., Ellis B.D. Field of dreamers and dreamed-up fields: functional and fake perimetry.// Brit.J.Ophthalmol. 1996.-Vol. 103.- P. l 17−125.
  128. Slavin M.L. The prism dissociation test in detecting unilateral functional visual loss.// Clin. Neuroophthalmol. -1990. Vol. 10.- P. 127−130.
  129. Shuji Yamamoto, Shahrokh C. Khani, Eliot L. Berson, Thaddeus P. Drija Evaluation of the Rhodopsin Kinase Gene in Patients with Retinitis Pigmentosa //Experimental Eye Research.- 1997.- Vol. 65, No.2.- P. 249−253.103
  130. Simmers AJ, Gray LS, Spowa^t-KrScreening for amblyopia: a comparison of peadiatric letter test.// Brit. J. Ophthalmol.- 1997.- Vol. 81.- P.465−469.
  131. Simons K. Stereaguity norms in young children// Arch. Ophthalmol.-1981.-Vol. 99.- P.439.
  132. Simons K. Visual acuity norms in young children.// Surv. Ophthalmol.-1983-Vol.28.- P. 84−92.
  133. Walsh T.J. ed Visual fields: Examination and interpretation. Ophthalmology Monograph.3 2nd ed San Francisco// Am. Academ. Ophthalmol. 1996. -P. 134−167.
  134. Westheimer G. Visual acuity//Adlers Physiology of Eye. St. Louis. Mosby Co. 1987.- P.415−428.
  135. Weston H.C. The effect of and illumination upon visual performance with close sights//Brit. J Ophthalmol. 1948. — Vol.32, N 7. — P.645−653.
  136. Weston H.C. On age and illumination in relation to visual performance// Illuminating Engeneering Society Transaction. 1999. — Vol.14. N 9. — P.281−297.
  137. Williamson Т.Н., Andreus R, Dutton G.N., et al Assessment of an inner city visual screening programme for preschool children// Brit. J. Ophthalmol. 1995. — Vol. 79. — P. 1068−1073.
  138. Wolfe J.M. In introduction to contrast Sensitivity Testing. In: Nader M.P. et al. (Ed) Glare and Contrast Sensitivity for Clinicans. New Iork. — Berlin: Springer-Verlag. — 1990. — P.5−23.
  139. Wormald RPL Preschool vision screening in Cornwall: performance indication of community orthoptists// Arch. Dis. Child. -1991. Vol. 66. -P.917−920.
Заполнить форму текущей работой