Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Демократический режим: специфика становления и развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней в рамках инструментарий политических наук анализируются качественные сдвиги, произошедшие в Таджикистане за годы национальной независимости и суверенитета. Значимость диссертационного исследования также заключается в том, что в нём теоретически раскрываются основные экономические, социально — политические и духовно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
    • 1. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И НАУЧНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
    • 2. ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
  • ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В ТАДЖИКИСТАНЕ
    • 1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПОСЫЛОК И БАЗОВЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В СУВЕРЕННОМ ТАДЖИКИСТАНЕ
    • 2. РЕАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В ТАДЖИКИСТАНЕ
    • 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В ТАДЖИКИСТАНЕ

Демократический режим: специфика становления и развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Среди значимых вопросов современной теории и практики политических процессов одно из приоритетных мест отводится проблеме демократического режима. Поэтому исследование социально-политических факторов возникновения основных исторических этапов, выявление закономерностей процесса демократического режима ныне имеет не только важное научно-теоретическое, но и существенное практическое значение. Из широкого круга политических проблем, активно обсуждаемых в научной литературе, с нашей точки зрения, необходимо, в первую очередь, подвергать изучению тем, которые представляют интерес с точки зрения их теоретико-методологической значимости.

Анализ существующей в обществоведческой науке литературы и исторический опыт показывают, что демократический режим имеет свою достаточно давнюю историю. Естественно, что возникновение демократического режима происходит одновременно с появлением государства в обществе. При этом характерно, что для установления политического режима, прежде всего, необходимы прочные экономические, социально-политические и духовно-идеологические факторы, которые рассматривались исследователями в историко-психологическом, философско-правовом аспектах, а также с политической точки зренияони являются предметом оживлённых дискуссий и в настоящее время. В тоже время, на основе анализа литературы можно утверждать, что единства мнений по проблеме понятия демократического режима пока нет. Поэтому исследование проблемы демократического режима в условиях суверенной Республики Таджикистан, бесспорно, является особенно востребованной в политической науке.

Актуальность настоящей диссертационной работы определяется ещё и тем, что рассматриваемая в ней проблема недостаточно исследована отечественными учеными и в настоящее время всё больше привлекает внимание научной общественности, поскольку многие аспекты данной проблемы всё ещё остаются не изученными в науке и практике формирования демократического режима в условиях правового, светского государства.

Факт, что современный период мирового общественного развития характеризуется возрастающей ролью демократического режима в условиях демократизации общества. При этом возрастание роли демократического режима во всём мире имеет свои конкретные причины. Характерно, что в постсоветской реальности, как новом этапе мирового развития, происходят качественные изменения как внутри политических систем многих государств, а также в отношениях между ними, вообще. Обнаруживается тенденция стремления к формированию некоей новой системы мировых отношений, нового миропорядка. Поэтому для того, чтобы понять эволюцию, специфику и степень значимости этих глобальных изменений, научный анализ их причин и предпосылок в постсоветском пространстве, а также значение рассмотрения этих процессов во взаимосвязи их прошлого, настоящего и будущего, является весьма важным.

Более того, выяснение и теоретическое осмысление новых направлений развития демократического режима, фиксация особенностей становления и развития данного политического феномена, его перспективы в условиях Таджикистана выдвигает на первый план необходимость разработки этой проблемы в реалиях развития суверенного государства, что ещё раз обосновывает актуальность предпринятого исследования как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Постановка и анализ ряда новых теоретических проблем открывают дополнительные возможности к более глубокому изучению процесса становления демократического режима в Республике Таджикистан. По нашему мнению, настоящее исследование позволяет выработать единую методику учёта и оценки технологических факторов и объективных условий, которые определяют особенности нынешнего состояния и перспективы демократического режима, предпосылки управления и укрепления демократического общества в Таджикистане.

Необходимость и своевременность разработки темы исследования также обусловлены:

— потребностью дальнейшего совершенствования теории и практики демократического режима, необходимостью конкретизации его места и роли в политической жизни суверенной Республики Таджикистан;

— независимый Таджикистан находится на новом этапе своего развития, этапе демократизации общества, который выдвигает новые требования усовершенствования положения конституционных норм, чтобы они соответствовали критериям современной политической системы общества и решению новых задач демократического режима;

— тотальные изменения, происходящие в современном Таджикистане, требуют соответствующих перемен во взглядах людей, так как без перелома в их взглядах, мировоззрении, политическом сознании, политической культуре, без изменения в психологии и мышлении людей решать насущные задачи демократического режима невозможно. Поэтому формирование современных политических взглядов у каждого человека в духе идей демократического режима — обосновывает актуальность данного исследования;

— актуальность научного анализа проблемы становления и развития демократического режима обусловлена также идеологическим состоянием суверенного Таджикистана. Как известно, идеологический вакуум в общественной жизни конца 80-х. начала 90-х годов прошлого века в. Таджикистане был использован определёнными силами для создания политической нестабильности, формирования у людей иных политических взглядов, ослабления политического сознания народа, активизации религиозного фундаментализма и других. опасных тенденций, препятствующих укреплению и развитию политического режима в суверенном Таджикистане.

Степень научной разработанности проблемы. В научных и аналитических работах имеется достаточное количество научно-аналитического материала, касающийся сущностного понимания демократии, ее основных составляющих различных концепций и моделей демократии, процесса демократизации и консолидации демократии. Дискуссии по поводу того, что составляет суть демократии, не утихают до сих пор. В этом плане, Даль Р., Токвиль А., Бетхм Д., Джонсон П., Поклингтон Т., Хубер И., Рюшмайер Д., Штефенс Дж., Лайпхарт А., Мэнсбридж Дж., Рейнольде А., Сартр Дж., и др.1 предлагают различные понимания демократии, пытаясь обосновать ряд критериев, наличие которых гарантировало бы продвижение демократии в каждой отдельно взятой стране. Последнее объясняется тем, что продвижение демократии является особенно сложным вопросом для стран, вступивших на путь демократизации в последние нескольких десятилетий. При этом, авторы сходятся во мнении, что идеальной модели демократии не существует, и это вполне понятно, так как-то, что приемлемо для развитых стран Европы, не приемлемо для развивающихся стран.

Хотя проблема демократического режима в политической науке как зарубежными, так и отечественными исследователями в определенной степени ранее была изучена, однако после распада Советского Союза начался.

1 См.: Даль Р. О Демократии. -М., 1998; Токвиль А. Демократия в Америке. — М., 1992: Beetham D/ Defining and Justifying democracy // Democracy and human righrs/ - Cambridge. 1999: Johnson P., Pocklington T. What is democracy? // T. Pocklington Representative democracy. Anintroduction to politics and government. — Toronto, 1992; Huber E., Rueschemeyer D., Stephens J. The Paradoxes of contemporary democracy: Formal, participatory and social dimensions // L. Anderson Transitions to democracy. — New York. 1999: Lijphart A. Democracies: patlems of majoritaran and consensus government of twenty-one countries. — New Haven and London. 1984: Lijphart A. Democracy in plural societies: a comparative exploration. — New Haven and London, 2002; Mansbridge J. Beyond adversary democracy. — New York, 1980; Reynolds A. The archilecture of democracy. Constitutional design, conflict management, and democracy.-New York. 2002; Sartori G. Concepl misfofmalion in comparative politics // The American Political Science Review. — 1970. — № 64 (4). новый этап в научном осмыслении, становления демократического режима в суверенном Таджикистане.

Процесс распада советской политической системы и дестабилизация политической обстановки в странах постсоветского пространства, во вновь образованных суверенных государствах, т. е. бывших союзных республик всё настоятельнее требовал по-новому, теоретически осмыслить феномен демократического режима, что нашло своё отражение в научных трудах таких российских учёных, как А. Б. Бутенко, JI. M Этнина, М. А. Этнина, Б. А. Стародубского, М. Г. Анохина, И. В. Даниловича, В. В. Виктюка и др.1.

Следует заметить, что изучению факторов становления и развития политического режима особое внимание уделено в исследованиях Ю.А., Мельвиля, В. И. Пантина, М. А. Василика, М. С. Вершинина, Ю. В. Ирхина, A.C. Ахиезера, В. Н. Дохина, А. И. Салмин и др.2. Они в своих трудах раскрыли не только сложную взаимосвязь политического процесса и демократического режима, но и научно обосновывают место и роль демократического режима в политической системе общества, прргнозируя его развитие. Анализ содержания данных работ позволил нам, в целом, осмыслить сущность понятия, важнейших черт, структуры и категории демократического режима и его место в политической системе общества, роли политического урегулирования в управлении государством и обществом. В трудах этих исследователей на основе изучения исторического.

1 Бутенко А. Б. От тоталитаризма к демократии. // Социальнополитический журнал.- М., 1996, № 1,2,3- Этнин Л. М., Этнин М. Л. Политическое развитие освободившихся стран, — М., 1986; Стародубский Б. А. Политический режим европейских буржуазных стран — Свердловск, 1989; Анохин М. Г. Политические системы адаптации динамики, устойчивости, 1996; Данилович И. В. Государство в период перехода от авторитаризма к демократии, — М., 1996; Виктюк В. В. Авторитаризм и гражданское общество. // Куда идёт Россия,-М., 1994.

2 См.: Мельвиль А. Ю. Демократические транзиты: теоретико-методологические и прикладные аспекты.-М., 1991; Пантин В. И. циклы и волны модернизации как феномен современного развития. -М., 1997; А. К. Салмин Политический процесс и демократия // Социально-политические науки. 1996. -№ 6- Василик М. А., Вершинин М. С. Политология: Словарь — справочник.- М., 2000; Ирхин Ю. В., Зотов В. Д. Зотова А.В. ПолитологияУчебник, — М., 2000; Ильин В. В., Ахнезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспектива, — М., 1997; Дохин В. И. Личность, общество государства. Проблемы развития гражданского общества,-М., 1992. опыта, уделяя особое внимание анализу закономерностей процесса политического режима, прослеживаются некоторые основные факторы возникновения и особенности становления демократического режима.

В разработке и анализе проблемы демократического развития Таджикистана большое методологическое и политико-практическое значение имеют труды Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона1.

Весомый вклад в исследовании проблемы становления демократического режима и его особенностей развития в суверенном Таджикистане внесли учёные Республики Таджикистан. В этом плане ценными являются труды H.A. Аитова, Г. Н. Зокирова, А. Н. Махмадова, М. У. Хидировой, Н. С. Муродова, С. К. Олимова, М. Олимовой, С. С. Сафарова, Р. Ш. Сативалдиева и других.2 В работах этих исследователей научно обосновываются закономерности демократизации таджикского общества, процесс возникновения, становления и развития политического демократического режима и функция социальных общностей в его становлении в суверенном Таджикистане.

Особый интерес среди работ отечественных исследователей вызывают труды С. И. Шарипова, которые посвящены фундаментальным проблемам демократизации политических отношений в Таджикистане.

Однако в вышеуказанных работах, в основном, рассматриваются общетеоретические вопросы демократического режима, а сам процесс.

1 См. м.:Эм.: Рахмонова Э. Ш. Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания. В 8- ми томах.-Душанбе: Ирфон, 2002;2010.

Зокиров Г. Н. Демократия ва чомеаи демократа. -Душанбе, 1995; Он же. Истиклолияти сиёси. -Душанбе, 2006; Он же. Идеологиям сиёси. — Душанбе, 2008; Он же. Сиёсатшиноси. — Душанбе, 2010; Махмадов А. Н. Точикистон дар масири истиклолият.-Душанбе, 2000; Он же. Низои сиёси ва чомеаи муосир. —Душанбе, 2003; Муродова Н. С. Политические процессы переходного периода в Республики Таджикистан. -Душанбе, 2008; Сафаров С. С. Традиции и процессы демократизации в Таджикистане. — Душанбе, 2010. \ Материалы научного семинараОн же. Социальная специфика развития политической культуры в центральной Азии. -Москва, 2009. \ Материалы международной конференцииСативалдиев Р. Ш. Назарияи давлатва хукукДушанбе, 2010. К. 1,2- Махмадов А. Н., Асадуллоев И. К. Национальный интерес Таджикистана. Душанбе 2009. \ Методические руководствоОлимов С.К., Олимова М. Таджикистан на пороге перемен. -М, 1999; Аитов H.A. Роххои инкишофи Точикистон. — Душанбе, 1994; Хидирова М. У. Институт лидерства в трансформационном обществе. -Душанбе, 2008; Шарипов С. И. Таджикистан: демократизация политических отношений. -Душанбе, 2000; протекания демократического режима в Таджикистане освещается в них в общих чертах. С учётом всего того, что на сегодня сделано учёными Таджикистана в решении вопросов, связанных с данной проблемой, до окончательного изучения всех её аспектов ещё далеко. Более того, существует также целый ряд спорных незатронутых вопросов, решение которых требует осуществление отдельных содержательных научных исследований. Исходя из этого, нами в данной работе предпринята попытка более конкретно исследовать проблему специфики становления политического демократического режима в конкретно взятой стране, поскольку, связанные с этой проблемой вопросы, требуют более высокого уровня теоретического осмысления. Эти и другие факторы обусловили выбор темы, определили цель и задачи настоящего исследования.

Объектом исследования выступает процесс формирования и развития демократического режима как основного фактора пропорционального развития политической системы.

Предметом исследования являются исследование и определение условий и факторов, специфика проявления общих закономерностей и противоречивые процессы возникновения, этапы развития, проблемы и перспективы демократического режима в Таджикистане.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в определении условий и факторов, формирующих демократический режим в Таджикистане.

Поставленная цель определяет решение следующих задач в работе:

— исследовать категорию демократического режима, изменение его содержания в процессе развития общества, дать сравнительную характеристику понятий «политического» и «демократического» режимов;

— раскрыть политическую сущность и особенности демократического режима, показать его место и роль в становлении современного таджикского государства, выявить механизм взаимосвязи объективных условий и субъективных факторов его укрепления;

— рассматривать особенности становления демократического режима в Таджикистане и его роль в совершенствовании существующий политической системы;

— проанализировать процесс демократизации общества, как важного фактора укрепления и совершенствования демократического режима в Таджикистане;

— исследовать условия и факторы, препятствующие динамическому развитию демократического режима в Таджикистане;

— рассматривать проблемы и перспективы развития демократического режима в условиях Таджикистана.

Научная новизна диссертации. Диссертационное исследование является специальной работой по политологии и посвящено разработке очень важной и актуальной проблеме — специфики становления и развития демократического режима в условиях суверенного Таджикистана. Нами предпринята попытка исследовать эту недостаточно разработанную проблему в условиях Республики Таджикистан. Относительно новыми положениями в работе, на наш взгляд, является то, что в диссертации:

— более обстоятельно подвергнуты анализу социально — политические предпосылки возникновения и этапы становления демократического режима в Таджикистане;

— впервые на уровне теоретического анализа рассмотрены вопросы общего и особенного в проявлении закономерного процесса политического демократического режима после распада СССР в условиях суверенного Таджикистанадоказаны и чётко определены границы политического и демократического режимов;

— дана целостная характеристика места и роли демократического режима в политической системе общества;

— проанализирован уровень развития самосознания, политическая культура таджикского народа и их место в освоении идей демократического режимаосуществлена попытка прогнозировать перспективы развития демократического режима в условиях Таджикистана.

Новизной в диссертации также является и то, что на основе тщательного изучения существующих источников и анализа исторического и практического опыта освещается широкий круг проблем, касающихся концепции «национальной независимости» и «политического суверенитета» Таджикистана.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту, которые отражают содержание цели и задачи исследования, можно сформулировать следующим образом:

1. Историческая необходимость выбора демократического пути развития Таджикистаном была закономерным итогом его пребывания в советской тоталитарной системе, поскольку демократический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод граждан, прочную законность и правопорядок.

В этой связи необходимо иметь в виду, что характер любого политического режима, особенно демократического, зависит от политической системы общества и от существующего государственного устройства.

2. Конкретными предпосылками становления демократии, как показывает практика политических процессов развитых демократических государств, безусловно, выступают: достаточно высокий уровень экономического развития страны, наличие рыночных отношений, урбанизация и др. Поэтому для реального осуществления принципов демократии в Таджикистане необходимо достижение вышеназванных показателей.

3. Путь демократизации, как известно, это процесс создания и реализации на практике принципов демократии, их ограничения временем и построением действенности: свободное, компромиссное сотрудничество различных политических сил, настойчиво в рамках закона культурно добивающихся установления демократических основ общественной и политической жизни общества.

Исследуя теоретические проблемы особенностей становления и демократического развития государств мира вообще, и в Таджикистане, в частности, можно заключить, что данный процесс является вполне закономерным.

4. Благодаря конструктивному политическому пробуждению и подъему национального самосознания, в кратчайшие исторические сроки, отдельно взятая страна (в данном случае, Таджикистан) сможет осуществлять решительные шаги на пути создания демократического, правового, светского государства.

При этом, становление демократического режима, непременно, приводит к строительству такого общества, в котором все его члены, независимо от убеждений, религии, мировоззрения, имеют равные права и равную ответственность перед Законом. В этом отношении в Таджикистане имеются все необходимые социально-политические и духовные предпосылки функционирования демократического режима.

5. Анализ динамики политической жизни общества свидетельствует о том, что современное общество Таджикистана склонно к интеграционным и объединительным процессам. Показателем тому является то, что политические партии и различные организации поддерживают миротворческую политику руководства Республики Таджикистан в достижении^ стратегической задачи — укрепления мира и построения демократического государства.

Методологическая основа диссертационного исследования.

Методологической основой исследованияпослужилоучение о демократических режимах в условиях становления независимого государства. Оно в диссертационной работе рассматривается на примере Таджикистана. При написании работы мы опирались на общенаучные методы сбора, анализа и обобщения эмпирического материала, на принципы структурно — функционального анализа, объективности, системности, с учетом выводов политической науки о принципах становления и развития демократического режима. В работе также использованы методологические положения и выводы, содержащиеся в трудах учёных, исследовавших данную проблему.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней в рамках инструментарий политических наук анализируются качественные сдвиги, произошедшие в Таджикистане за годы национальной независимости и суверенитета. Значимость диссертационного исследования также заключается в том, что в нём теоретически раскрываются основные экономические, социально — политические и духовно — идеологические факторы становления иразвития демократического режима. Необходимо также отметить, что разработанные нами теоретические принципы демократического режима могут служить эффективности в управлении демократическим обществом Таджикистана. В работе дан комплексный анализ экономических, социально — политических и духовно- -идеологических факторов, обусловивших становление демократического режима в Таджикистане. Поэтому, полученные результаты и практические рекомендации автора могут быть использованы специалистами и исследователями в области изучения политических процессов, а также могут быть применены в работе органов государственной власти и Правительства при разработке правовых норм демократического режима, дальнейшего его совершенствования, укрепления демократического суверенного Таджикистана.

Основные положения и выводы могут быть также использованы в процессе преподавания курса «Социальной философии» (в разделе «Политические процессы жизни общества») и «Политологии» в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Работа выполнена на кафедре философии и политологии Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино. Полученные результаты исследования неоднократно были обсуждены на заседаниях кафедры с привлечением ведущих специалистов извне. Выводы автора нашли свое практическое применение в учебном процессе, на лекциях и практических занятиях по предметам истории, социальной философии и политологии в государственных учебных заведениях Республики Таджикистан. Основные положения диссертации излагались автором на республиканских и межвузовских конференциях и симпозиумах. По материалам диссертационного исследования автором опубликованы 1 брошюра и 10 научных статьей в объёме 1,9 печатных листов.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ и обобщение проблемы демократического режима показывает, что данный политический феномен в условиях суверенного Таджикистана учеными изучен недостаточно. По этому, в данном исследовании мы предприняли попытку теоретически рассмотреть процесс особенностей становления демократического режима, объективные и субъективные факторы его утверждения и укрепления. Обстоятельно рассматривая предпосылки формирования демократического общества в исследовании выявлено, что становление демократического режима происходило в Таджикистане в сложных условиях.

Фиксируя социально-политические основы становления демократического режима, нами обоснована мысль, что возникновение, этапы развития социально-политических факторов демократического режима являются закономерным процессом. Вместе с тем, наличие демократического режима у любого государства в истории человеческой цивилизации знаменует собой не просто расширение социальных функций нации и народа, а непосредственное возрастание их международного авторитета и прогресса. Анализ > политико-правовых учений восточных мыслителей даёт основания заключить, что возникновение идеи демократического государства, хотя в примитивном его понимании в жизнедеятельности таджикского народа появилось в глубокой древности, однако эта идея стала реальностью только в конце XX столетия, после провозглашения суверенитета Республики Таджикистан.

Теоретическое осмысление социально-политических, экономических и духовных факторов показывает, что за почти два десятилетия своей независимости Таджикистан преодолел немало трудностей, наподобие глубокого социально-политического кризиса, гражданской войны, неустанной борьбы с экстремизмом, международным терроризмом и другими антиобщественными идеологическими течениями.

Безусловно, создание демократического режима в Таджикистане требует обеспечения социальной стабильности в обществе, достигнутой за счёт определённого компромисса между различными классами и социальными группами, политическими силами, государственными, общественными организациями по вопросу перераспределения материальных и духовных благ. Более того, среди социальных последствий экспансии демократического государства необходимо, в первую очередь, отменить бюрократизацию общественной жизни и изменение социальной структуры общества, уменьшение значения традиционного противостояния между имущими и трудящимися массами для обуздания социальных конфликтов. Поскольку социальное положение отдельного человека и соответствующих социальных групп в настоящее время всё в большей степени зависит от результатов проводимых коллективных переговоров и от ч политико — административных решений в социальной сфере, поэтому в решении этих задач, безусловно, возрастает роль демократического режима. Сложились новые социальные группы, положение которых структурно не обусловлено ни имуществом, ни эффективностью деятельности, а зависит лишь от того, как определяются критерии социальной помощи и предпосылки демократического режима.

Совершенно логично, что новый общественный строй и обновленное государство всегда требует установления твёрдого режима, в качестве коего выступает демократический режим.

Вполне очевидно, что в условиях демократического режима в Таджикистане созданы объективные и субъективные предпосылки для решения задач демократической основы государственного суверенитета, где «.речь идёт о создании для всех людей условий, при которых каждый получит возможность свободно развивать свою человеческую природу. ."1.

1 Маркс к., Энгельс Ф. Соч. Т.2. С. 654.

Задолго, до получениянезависимости, в. Таджикистане была восстановлена государственность таджикского народа, создан прочный фундамент современной промышленности, сельского хозяйства, транспорта, народного образования, здравоохранения, наукии культуры, реализованы права человека на труд, образование, квалифицированную медицинскую-помощь, жильё, сформировалась, интеллигенция и все другие условия, которые необходимы для строительства, демократического общества, функционирования и развития демократического режима в стране.

Анализ социально-политических, экономических и духовных факторов, рассмотренные в диссертации, позволяет сделать вывод, что в Таджикистане демократический режим с самого начала своего существования утвердил все меры, использовал самые различные формы и средства для укрепления национальной) независимости и политического суверенитета таджикского народа.

В этой связи закономерно, что решение насущных социально-политических, экономических и идеологических проблем становления и функционирования демократического режима будет способствовать устойчивости, повышению эффективности и качества формирования политической культуры в каждом трудовом коллективе и всего населения Таджикистана, для, укрепления и дальнейшего развития демократического, правового государства.

Образование новой политической, системы общества, главным стержнем которой является демократический режим, позволяет действовать институту президентства, всем структурам власти, формировать здоровую морально-психологическую атмосферу в обществеДейственные нормы демократического режима в социально-общностной среде становятся мощным фактором развития демократического, правового, светского государства Таджикистана. Все политические институты, партии, государственные, общественные и религиозные организации при демократическом режиме, безусловно, должны действовать на основе Конституции государства. Все это свидетельствует о том, что таджикский народ, несмотря на глубокий социально-экономический и духовно политический кризис, достиг новых результатов в социальном прогрессе.

В свою очередь, становление демократического режима обуславливает в Таджикистане следующие процессы:

— объединение нации, укрепление и единство народностей, проживающих в стране, территориальной целостности и повышение политической мощи независимого миролюбивого, демократического, правового, светского и суверенного государства;

— совершенствование духовной культуры нации и на её основе усиление любви к Родине, языку, науке, литературе, культуре и национальной гордости, воспитания народа в духе высших идей политического суверенитета и демократического государства;

— защита и умножение материальных и духовных богатств народа, уважение и по достоинству ценить тех людей, которые внесли большой" вклад в консолидацию таджикского народа, развитие дружбы населения нашей страны с народами других держав.

Обобщение приведенных в анализе темы факторов и примеров даёт основание утверждать, что основными доминирующими ценностями ориентации таджикского народа, живущего в условиях преодоления последствий кризиса и формирования демократического режима, является в порядке возрастания значимости: законность, общение, семья, нравственность, работа, жизнь человека.

Логическое осмысления сущности политических процессов в Таджикистане показывает, что наиболее значимыми критериями демократического режима политического единомыслия в настоящий момент являются: социальный статус, уровень образования, место проживания, пол, возраст, уровень доходов граждан. При этом, степень политической активности граждан в значительной степени определяется своими возможностями воздействовать на обстановку в целях реализации собственных ожиданий.

Проведённый анализ проблемы демократического режима выявил мотивы, лежащие в основе формирования ценностной структуры индивидуального политического выбора, отражающие представления людей, приоритет политического развития страны, прежде всего, ориентация на твёрдую государственную власть, демократический режим, обеспечение законности и порядка, укрепление демократического, правового, светского государства в Таджикистане.

В качестве одного из основных выводов в нашем исследовании можно выделить общественно характерные черты демократического режима, содержащие следующие требования:

— признание народа в качестве источника власти;

— выборность основных органов власти и должностных лиц, их предъявление избирателямподконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путём назначения предвыборными учреждениями;

— провозглашение основных демократических прав и свободравенство всех граждан перед законом;

— легальное осуществление государственной власти в обществе при наличии двух или много партийности;

— государственное устройство по принципу «разделения власти" — создание необходимых условий для развития среднего класса, выступающего социальной основой демократического режима.

Способ реализации данных принципов демократического режима была конкретно рассмотрена в диссертации.

Непременно строительство демократического государства и выработка норм демократического режима всемерно способствует тому, чтобы преодолеть противоречия, конфликты в динамике социально-политических и духовных процессов общества. Поэтому другим, не менее важным, выводом является то, что идеалы демократического, правового, светского государства и демократического режима выступают новой духовной ценностью, которая призвана формировать у людей твёрдую веру в демократический строй, политическую зрелость и политическую стойкость в решении социально-политических, экономических и культурных задач демократического государства.

Подчеркивая место и роль формирования идеалов демократического режима в Таджикистане у граждан, можно сформулировать вывод о том, что если эффективно не формировать у населения Таджикистана твёрдого представления об идеалах демократического, правового, светского государства, независимости и суверенитета, требования демократического режима, не развивать у них политических взглядов, политической культуры и политического сознания, то дальнейшее укрепление суверенитета таджикского народа станет совершенно невозможным.

Хотя, конечно, круг вопросов, затронутые нами в исследовании, не исчерпывает всего их многообразия, тем не менее, без глубокой и всесторонней разработки этих проблем невозможно эффективное и практическое совершенствование политической системы общества, тем более укрепление демократического режима в Таджикистане. Также не менее важным итогом в работе является и то, что вопросы укрепления и развития демократического, правового, светского государства в Таджикистане, как актуальная проблема в социально-политической науке в зависимости от возникающих условий требуют свою дальнейшую теоретическую разработку.

Исходя из содержания вышеизложенного анализа, с целью практической реализации обозначенной нами научной концепции специфики становления демократического режима в Таджикистане, считаем необходимым, выдвигать следующие рекомендации и предложения:

1. В сети идейно — теоретической литературы и средствах массовой информации широко использовать политические взгляды и учения Платона, Аристотеля, Демокрита, Фороби, А. Фирдавси, Низомулмулька, У. Хайяма, А. Джами, А. Дониша и других мыслителей. Необходимо формировать у каждого гражданина и всего населения Таджикистана верное представление о социально-политических, экономических, духовных факторах и предпосылках возникновения и становления таджикской государственности, её независимости и государственного суверенитета. Широко пропагандировать сущность, специальные функции, задачи и цель демократического режима в современных условиях.

2. С целью эффективности процесса укрепления и развития демократического режима необходимо усилить практическую деятельность духовно-идеологических институтов в борьбе с религиозным экстремизмом и фундаментализмом, националистическими взглядами, раскрывать их реакционную сущность и вредность, разоблачать всякие ухищрения враждебной пропаганды на ослабление демократической, правовой светской таджикской государственности, особенно, норм суверенного демократического режима.

3. Процесс развития и укрепления демократического режима в Таджикистане происходил и происходит в упорной борьбе с негативными явлениями. Поэтому, в докладах и выступлениях, на теоретических и практических конференциях, в политической и экономической учебе, на лекциях, беседах на уровне деятельности государственных, молодёжных, общественных организаций и политических партий следует убедительно и наглядно показывать несостоятельность и вредность в обществе негативных явлений тоталитаризма, бюрократизма, местничества, консерватизма, взяточничества, коррупции и других противоречащих человеческой морали явления, поскольку они не только противоречат, но и препятствуют процессу укрепления и развития демократического режима в Таджикистане.

4. Процесс формирования идеалов демократического режима как у каждого индивида, так и у всего населения — трудный, противоречивый, предполагающий взаимодействие всех факторов, прежде всего, взаимосвязь обучения, труда и воспитания. Они должны быть непрерывным процессом и осуществляться в школе, трудовом коллективе, по месту жительства. Здесь, на наш взгляд, следует учесть то обстоятельство, что в процессе укрепления и развития демократического режима надо нацеливать внимание населения на взаимосвязь задач и целей каждого человека с задачами и целями демократического государства Республики Таджикистан.

5. По нашему мнению, необходимо для укрепления государственной мощи и демократического режима в Республике Таджикистан учитывать различные факторы, определяющие мощности государства, в том числе географический, политический, экономический религиозный, культурный, демократический, геополитический, военный, дипломатический. Эти факторы, наряду с укреплением демократического режима, способствуют стабильному развитию демократического, правового, светского государства и соответствующего ему режима.

6. Мы считаем, что сегодня государственные и общественные организации Таджикистана, в частности, правоохранительные органы (милиция, суд, прокуратура, органы безопасности, армия, юстиция) имеют постоянный и тесный контакт с общественными организациями Республики. Соответственно решают сложные и трудные задачи демократического строительства и укрепления демократического режима в Таджикистане. Несомненно, что без активных действий государства невозможно обеспечить правопорядок в обществе. Демократический режим, его нормы, принципы и духовные ценности, безусловно, нуждаются в сильном государстве и устойчивой политической системе общества.

7. Было бы целесообразным, при планировании идейно-воспитательной работы государства, политическим партиям и общественным объединениям учесть специфические особенности состава коллектива, запросы людей по изучению актуальных проблем современной социально-политической, экономической, культурно-идеологической борьбы.

8. При формировании политической культуры у населения Таджикистана целесообразно показать роль и значение демократического режима в улучшении социально-бытовых условий, пенсий, заработной платы каждого человека, заботы государства об образовании, медицине, коммунальных услугах и улучшения жизненного уровня населения Таджикистана.

9. Безусловно, было бы очень полезным постоянно совершенствовать формы и средства воспитания в общеобразовательных и профессиональных школах для подготовки молодёжи к поступлению в техникумы и вузы: совершенствовать пути, средства и формы воспитания молодежи в духе патриотизма, интернационализма, толерантности, дружбы народов, веры в общечеловеческие и гуманные идеалы, а также перспективы демократического режима в Таджикистане.

Намеченные нами рекомендации и предложения, разумеется, не носят исчерпывающее принципиальное значение для решения всего многообразия задач суверенного государства в Таджикистане. Всё это не утверждается в сознании и поведении народа непосредственно, а складывается под воздействием общих социальных и конкретных условий жизни, труда и быта каждого человека, зависит от его уровня образования, профессиональной подготовки, ценностных ориентаций, нравственности, культуры и т. д. Важно, чтобы все компоненты политической зрелости людей созревали как прогнозируемый, закономерный и естественный процесс, а не стихийно. Учёт и использование предложенных нами рекомендаций могут дать эффектные возможности в решении задач проблемы укрепления и развития демократического режима в Таджикистане.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Гражданская культура. Политические установки и демократия пяти наций. Политология. //Хрестоматия. Сост. Проф. М. А. Василик. доц. М. С. Вершинин, М.: Гардарики, 1999
  2. Азиатский вестник. М., 2005.
  3. Азия и Африка сегодня. М., 2006.
  4. Р. Факторы национального единства и возрождения Таджикистана.-Душанбе, 1999. 31с.
  5. С.С. Теории политической деятельности. -М., 1995. -152с.
  6. М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. -М., 1996, 245с.
  7. Аргументы и факты. М., 2002−2006.
  8. Аристотель. Политика. \ Аристотель. Соч. в 4 т. (Философское наследие). М.: 1984. т.4. с. 376−644
  9. А.И. Ведение в культурологию. — М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей. — 1993, 352с.
  10. Ю.Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Москва. 1993
  11. Р.Н. Молодёжь в процессе демократизации общественной жизни страны, (на материалах Таджикистана). — Душанбе, 2004, — 143с.
  12. Ахбори Мачлиси Олии Чумхурии Точикистон, № 6, Душанбе, 2000, 2005с.
  13. . Прочность мира в Таджикистане — историческая необходимость. // Исторический опыт миротворчества в Таджикистане.-Душанбе, 2001, с 164−165.
  14. М.Ашуров С. Некоторые пути укрепления кадровой основы ГМП в условиях Таджикистана. // Сборник докладов третьей конференции молодых учёных Таджикистана. — Душанбе, 2001. -361с.
  15. Е.М., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура (Методические проблемы), — М., — 1996. -70с.
  16. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М., 1999, 776с.
  17. С.С. Демократия, законность, суверенитет (статьи, заметки, интервью). — М., 1992, 154с.
  18. Е.Б. — Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993−1997). Автореферат диссертации кандидата исторических наук. — Душанбе, 1999, 22с.
  19. Бизнес и политика. Душанбе, 1999−2005.
  20. Болыиой толковый социологический словарь. Т.1. М., 1999, 151с.
  21. А.И. Политология учебник, 2005 — с. 123.
  22. А.П. — От тоталитаризма к демократии // Социально политический журнал, 1996. № 1,2,3.
  23. В.И., Микульский Д. В. — Анатомия гражданской войны в Таджикистане. -М., 1996, 136с.
  24. С.Д. — Российские реформы и российский федерализм. // Федерализм, 1996, № 1. с.23−36.
  25. С.Р., ГлуховаА.В., Демократия: конфликтность и талерантность. ВГУ. 2002. с.214−312
  26. И.А. Политическая глобалистика: учебного пособия для вузов. — М., 2003 — 2006с.
  27. М. А. Вершинин М.С. — Политология: Словарь-справочник. — М., 2000, — 259.
  28. М.И. — Партия, движения, политические силы. // Полис, 1992, № 5,6.
  29. А. И. Зорин В.Ю., Никонов A.B. — Русский народ в национальной политике. М., 1998. — 448с.
  30. Вестник Евразии. М., 1998−2005.
  31. Е. Типология политического режима: Лекция по политологии. Т.// Талин. 1991.
  32. Вечерний Душанбе. Душанбе, 1999−2006.
  33. В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М.: Институт социологии РАН, 1995
  34. Ю. Г. Поликарпов B.C., Человек: Энциклопедический словарь. — М., 2000,518с.
  35. В.В. Конституция Российской Федерации: научно практические комментарии к Конституции Российской Федерации. — М., 1997. 54с.36.Восток. М., 1998. -2005.
  36. Л.Е. — Региональное управленческие отношения в сфере культуре: поиск новой управленческой парадигмы. М.: РНЦ ИСПИ РАН, 1996, — 112с.
  37. Выборы депутатов государственной думы 1995. Электронная статистика. -М., 1996.
  38. Выборы президента Российской Федерации. 1996. Электронная статистика. М., 1996.
  39. К.С. Введение в геополитику. — М., 1993. — 263с.
  40. К.С. Гражданское общество и правовое государство. // Мировая экономика и международные отношения, 1991, № 2.
  41. К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования.// Вопросы философии, 1991, № 7, с.19−35.
  42. К.С. — Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования \ Вопросы философии. М. 1991 № 7
  43. К.С. Тоталитаризм как феномен XX века. // Вопросы философии, 1992, с.3−25.
  44. М.К., Фомина В. В. — Общественное сознание. Душанбе, 2001, 143с.
  45. .Г. Точикон: таърихи кадимтарин, кадим, асрхои миёна ва давраи нав — Душанбе, 1998. — 694с.
  46. Г. В. СФ. Политические произведения М., Наука, 1978.
  47. Т. Основы философии. Часть третья. О гражданине. \ Антология мировой философии, т. 4. (Философское наследие) М., Мысль, 1970 т. 2. с. 347−349.
  48. Т. Соч. в 2 т. (Философское наследие) М., Мысль, 1991 т. 2 с. 591 623
  49. Гражданское общество и современность. М., 2002.
  50. А.П. Политические режимы. — М., 1994.
  51. Д., Набиев В. Движение национального единства и возрождения Таджикистана, 1997. — 58с.
  52. JI. «Прошла ли „третья война“ демократизации». Полис. 1999
  53. Р. О демократии. — М., 2000. — 280с.
  54. Р. Полиархия, плюрализм и пространство. // Вопросы философии. 1994, № 3, с.37−48.
  55. А.И., Федосеев A.A. Основы политологии. — М., 1995. — 347с.
  56. Демократические процессы в центральной Азии: Опыт и перспективы. -Бишкек, 1998.-344с.
  57. Демократия на рубеже XXI века. — М., 1994. 150с.
  58. И.Д. Демократия после Модерна, 2006, 78 стр.бО.Закон Республики Таджикистан «О политических партиях». // Ахбори Мачлиси Олии Чумхурии Точикистон, 1998, № 2 с. 112−113.
  59. И. -Государство. // Вестник Московского университета. Серия 12-социально-политические исследования, 1992, № 6.
  60. М.В., Ковалев Б. И. Две стороны одной модели: гражданское общество и государство. // Полис, 1992, № 1−2.
  61. А. -Конституционно-правовые проблемы развития Республики Таджикистан (1992−1998). Душанбе, 1998. -208с.
  62. Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе, 2001. -320с.
  63. М., Николаева А., Зеркало постсоветской демократии. // Свободная мысль, 1997. № 6.
  64. Комиссия по национальному примирению. Душанбе, 1998. -16с.
  65. Комсомольская правда. М., 2000−2005.
  66. Конституция Республики Таджикистан. -Душанбе, 1999. -80с.
  67. Конфликтология. (Под редакцией А.С.Кармина). СПб, 2000. -448с.
  68. Конфликты и консенсус. М., 1999−2004.
  69. Конфликты и согласие в современной России. -М., 1998. -160с.
  70. .И. Политическая жизнь и её демократические параметры. // Социально политический журнал, 1995. № 4.
  71. .И. Политические системы. // Социально-политический журнал, 1995, № 3.
  72. М.П. Развития права, общества и государства. Проблемы теории и практики. — MJI 997.
  73. Г. Таджикский узел. // Советская Россия, 1993. 29 июля.
  74. А. Демократия в многоголосованных обществах. Сравнительное исследование. — М., 1997. -320с.
  75. В.И. Детская болезнь левизны в коммунизме. ПСС, Т.41. -С. 104.
  76. В.И. Задачи союзов молодежи. ПСС, Т.41.-С.309.
  77. В.И. Против бойкота. ПСС, Т. 16, 1976. -С.54.
  78. Ленинабадская правда. Ходжент, 1999−2006.
  79. М.А. Виды политического режима: демократические, авторитарные и тоталитарные политические режимы. 2008 (статья)
  80. В.А. Основы политологии. — М., 1998, -480сю
  81. К. О Гаагском конгрессе (Маркс К., Энгельс Ф.) Соч. Т. 18. -С.154.
  82. Материалы V международной научно-практической конференции. Проблемы устойчивого демократического развития Таджикистана. -Душанбе, 1998, 114с.
  83. А.Н. -Таджикистан: урегулирование «нетрадиционного конфликта традиционным методом». // Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. Вашингтон. — М., 1997. -с. 53−57.
  84. Межгосударственные отношения Республики Таджикистан в двухстороннем формате. Душанбе, 2001. -112с.
  85. Межтаджикский конфликт: общественное согласие и согласительные документы. // Центральная Азия и Кавказ. Швеция, 1998, № 2. -С. 45−50.
  86. A.M. Гражданское общество, 50/50. Опыт словаря нового мышления. Москва. 1999
  87. Минбари халк. Душанбе, 2000−2005.
  88. Мировая экономика и международные отношения. М., 2000−2006.
  89. А. Федерализм и национальное государство (К истории вопроса). // Политическое исследования, 1992 № 4.
  90. Ш. О духе законов. М., Мысль. 1999
  91. К. «Хизб-ут-тахрир в Таджикистане. В чем реальность угрозы? //Бизнес и политика, 2000, № 33.
  92. Т.Н. -Таджикистан: Горизонты настоящего и будущего. Нью-Йорк, 1999. с. 210.
  93. Т.Н. -Таджикистан: Некоторые проблемы экономического развития и международного сотрудничества на пороге XXI" — века. // Экономика Таджикистана. 2000, № 1, с. 17−30.
  94. Народная газета. Душанбе, 2000−2006.
  95. Национальное государство: теория история, политическая практика. // Политические исследования. 1992, № 5−6.
  96. Национальный вопрос, государство и право в странах западной демократии. М, 1994ю- 250с.
  97. Независимая газета. Душанбе, 1999−2007.
  98. Общая теория права и государства. (Под ред. В.В. Лазарева). М., 2000. -254с.
  99. Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Душанбе, 1997. 56с.
  100. Одинаев X, Гафуров X. Таджикистан: три концепции развития. -Душанбе, 1998.-2 Юс.
  101. С.К., Олимов М. Таджикистан на пороге перемен.- М, 1999.-168с.
  102. Омузгор. Душанбе, 2001−2005.
  103. Опыт ненасилия в XX веке (Под ред. Р.Г.Апресяна). М, 1996. 264с.
  104. Основа новейшей государственности. М., 2002. — 416с.
  105. К.К., Пройсе У. К. Демократические институты и моральные ресурсы. Современная политическая теория. — М., 2001. — с.204−241.
  106. Очерки парламентского права и государства. (Под ред. Б.Н.Топорнина). -М., 1993.
  107. К.Н. Таджикистан на перекрестке мировых цивилизаций. // Материалы I международной научно-практической конференции „Таджикистан и мир, проблемы и перспективы“.
  108. Парламентское право Российской Федерации. (Под ред.И. М. Степанова, Т.Я. Хабировой). М., 1999, 109с.
  109. Р.И. -Происхождение современной власти. МД996.
  110. В.Е. Сущность, содержание и формы государства. Л., 1991.
  111. М. Россия стратегический партнер Таджикистана. // Бизнес и политика. -2001, -№ 1.
  112. Полис. Политические исследования. М., 1994−2006.
  113. Политология. Словарь-справочник. -М., 2001,328с.
  114. Послание Президента Российской Федерации по федеральному Собранию о действенности государственной власти в России. М., 1995.
  115. Президент правительство — Исполнительская власть: Российская модель. — М., 1997.- 68с.
  116. Протокол взаимопонимания между Президентом Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмоновым и руководством Объединенной Таджикской оппозиции С. А. Нури от 7 июня 1997 года в Москве.
  117. Ю.А. Основные проблемы развития стран СНГ// Вестник Межпарламентской Ассамблеи государств Участников СНГ. 1998,№ 3.-с.78.
  118. Пугачев В. П, Соловьев А. И. Введение в политологию.-2000.-447с.
  119. K.P. Особенности проявления конфликтов в Таджикистане. // Паёми Донишгохи омузгори. Душанбе, 2000, № 7.
  120. K.P., Гулахмедов М. -Национальные и политические процессы независимого Таджикистана. Душанбе, 2001,127с.
  121. Э.Ш.- Выступление на 58-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН. // Народная газета. 8 октября 2003 г.
  122. Э.Ш. Выступление Президента Э.Ш. Рахмонов на 10-й Сессии Маджлиси Олии Республики Таджикистан 12 ноября 1998 года, в кн.: Таджикистан десять лет независимости, национального единства и созидания. Т.2. — Душанбе, 2001. — С.456−464.
  123. Э.Ш. Главное — верховенство Закона. — Душанбе, 1999. -96с.
  124. Э.Ш. Долгий путь к миру. — Душанбе, 1998. -100с.
  125. Э.Ш. Мол одеж — будущее суверенного Таджикистана. -Душанбе, 1997. — 48с.
  126. Э.Ш. Наша цель — единство, согласие, созидание. -Душанбе, 2000. -160с.
  127. Э.Ш. По пути единства и созидания. — Душанбе, 1996. -31с.
  128. Э.Ш. Республика Таджикистан на пороге XXI века. -Душанбе, 2002.№- 32с.
  129. Э.Ш. Таджики в зеркале истории. — Душанбе, 1997. -32с.
  130. Э.Ш. Таджикистан на пороге будущего (сборник выступлений Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова в СМИ Россия). — Москва, 1997. -32с.
  131. Э.Ш. Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и сознание. Т. I. — Душанбе, 2001. — 512 е.: Т.2. -Душанбе, 2001.-512 с: Т.З. — Душанбе, 2001. — 704с.
  132. Э.Ш. Таджикистан: четыре года независимости и самопознания. — Душанбе, 1995. -208с.
  133. Э.Ш. Юбилей независимости и второй Всемирный форум таджиков. — Душанбе, 1993. -40с.
  134. Э.Ш. Я принесу Вам мир. — Душанбе, 1998. -80с.
  135. Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Ч. 2. Теоритко-методические аспекты исследования. Изд-во МГСУ. „Союз“, М., 1998
  136. Россия стратегический партнер Таджикистана. //Бизнес и политика.-2000, № 1.
  137. Садои мардум. Душанбе, 1999−2007.
  138. Саидов 3. Внешняя политика Президента Э. Ш. Рахмонова. -Душанбе, 2000.-176с.
  139. Ш. Национальное примирение в Таджикистане и его современное значение. — Душанбе, 2003, — 170с.
  140. H.A. Институт президентства в современном мире. — М., 1997.245с.
  141. H.A. Соотношение полномочий между Президентом РФ и, Правительство — Исполнительная власть: Российская модель. — М. — с.29−40.
  142. . Выход из насилия: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990, -321с.
  143. Г. Ф. Гражданское общество. \ Политология. Учебное пособие. Гл. 8., М.: МФА, 1997, 2-е издание.
  144. А.И.- Политология Политическая теория, политической технологии: учебных для студентов вузов. М, 2001.-559с.
  145. Социально-политический журнал. М., 2001−2005.
  146. Л.И. Теория государства и права. Учебник — М.: ПРОСПЕКТ», 2000, — с.52−53
  147. Становление многопартийности в Таджикистане, //материалы IV международной научно-практической конференции «Проблемыустойчивого демократического развития в Таджикистане». -Душанбе, 1998. с.43−45.
  148. .А. Политический режим европейских буржуазных стран. Свердловск. 1989. — 250с.
  149. Г. Т.- Политология: учебник для вузов. М, -2002, 367.
  150. Е. Н. Государство как институт политической системы. // Социально -политический журнал. 1994, № 1,2.
  151. А. О демократии в Америке. М.: Прогресс, 1987
  152. И.- Моменты из созидательного мира. Душанбе, 1999, — 105с.
  153. И.К. Укрепление государственной власти в Таджикистане //Материалы IV международной научно — практической конференции Проблемы устойчивого демократического развития в Таджикистане. -Душанбе, 1998. — с.7 — 10.
  154. С. Социально — политические конфликты в современном обществе (опыт Таджикистана) Душанбе, 2001,-127.
  155. Н.С. Политика как социальный феномен и предмет.' политической науки. Вестник МГУ, серия 18,1995 ,№ 1.
  156. Ф.И.- Исламские концепции государственной власти, — М., 1999.-151С.
  157. А.П. — Современные политические режимы — структура, типология, динамика. Учебное пособие. — М., 1995. 245с.
  158. А.И. Современное местное управление: теории и практики. -М, 1998.- с. 105.
  159. A.B. — Политология: конспект лекций М.: МГУИ, 2008. — стр. 38.
  160. В.А. Понятия право и государство. Введение в курс теории государства и практики. — М., 1997.-158с.
  161. В.Е. Современное федеральное государство. — МД997. -245с.
  162. В.Е. -Государствоведение: Учебник.-2-ое изд. испр. и доп.- М, 2000. -384с.
  163. Чумхурият. Душанбе, 2001 -2005.
  164. С.И. Таджикистан: Демократизация политических отношений. Душанбе, 2000.
  165. Г. Цивилизационное гражданское общество: о новом определении задач государства и общество, М. 2001.
Заполнить форму текущей работой